Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей географии в области оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования.
Объем: 72 часа.
Значение, функции и формы оценивания достижения планируемых результатов.
Критерии и нормы оценивания в рамках текущего, тематического и итогового контроля в соответствии с планируемыми результатами.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов при реализации проектной и исследовательской деятельности.
Применять различные виды и формы оценивания достижения планируемых результатов.
Проводить текущую, тематическую и итоговую оценку достижений в соответствии с планируемыми результатами.
Проводить оценку достижения планируемых результатов при реализации проектной и исследовательской деятельности.
Навыки проведения текущего, тематического и итогового контроля в соответствии с планируемыми результатами освоения учебного предмета «География».
Навыки оценки устных и письменных работ, а также практических и контрольных работ в соответствии с планируемыми результатами освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования.
Навыки проведения оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «География» при реализации исследовательской и проектной деятельности.
Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, – важнейшая составляющая (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.
Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций:
Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям, а также служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.
Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет в преподавании результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения и, в конечном счете, повышению его качества.
Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.
Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). В документе указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся.
Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения РФ, установленная ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.
Одними из основных направлений обновления ФГОС ООО стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в Федеральный учебный план.
Реализация системно-деятельностного подхода обусловила двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий с полным основанием могут быть отнесены к универсальным учебным действиям (далее – УУД), представленным в разделе Стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний: оцениваются достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов освоения образовательных программ.
Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата, в которых должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием.
Дальнейшая детализация предметных результатов нашла отражение в федеральных рабочих программах (далее – ФРП) по учебным предметам. В каждой из них предметные планируемые результаты распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность обоснованно выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде предметов планируемые результаты группируются также по крупным темам и содержательным блокам, что позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематических и промежуточных проверок.
Виды оценивания | Объекты оценивания |
Тематическое | Планируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения (если не указаны в ФОП ООО, то определяются учителем самостоятельно на основе программы и тематического планирования) |
Промежуточное | Планируемые результаты изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных УУД (указаны во ФГОС ООО и ФОП ООО), например:
|
Итоговое | Планируемые результаты освоения курса конкретного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного изучения курса) |
На всех уровнях общего образования выделяют две большие группы – внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание (государственная итоговая аттестация, всероссийские проверочные работы, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней). Они независимы друг от друга, но при этом должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся. Такая связь реализуется и по содержанию (единый объект оценивания – планируемые результаты обучения), и по форме (использование критериального подхода, тестовых форм проверки и др.) контроля.
Нас интересует внутришкольное оценивание. Оно предназначено для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением).
Внутришкольное оценивание позволяет:
Комплексный подход к оцениванию предполагает взаимосвязанное использование его разнообразных видов и форм.
К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), образовательная организация, в соответствии с определенными ею формами и установленным порядком, также проводит промежуточную аттестацию обучающихся. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании уровня усвоения обучающимися образовательной программы с последующим учетом полученных результатов в организации учебной деятельности, а о принятии в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений.
В законе разъясняется, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую обучающийся должен ликвидировать. Если обучающийся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал эту задолженность, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на повторное обучение или переводится на обучение по адаптивным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному плану.
Таким образом, промежуточную аттестацию можно рассматривать как форму контроля достижения планируемых результатов обучения в объеме определенного уровня обучения, т. е. проводимую образовательной организацией в конце 4, 9 и 11 классов. Во всех других классах в конце года проводится итоговое оценивание. Промежуточная итоговая аттестация по завершении основной школы не распространяется на тех обучающихся, которые избрали сдачу основного государственного экзамена по предмету.
Итоговая аттестация, завершающая, согласно Закону об образовании, освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, – это государственная итоговая аттестация и, следовательно, выходит за рамки внутришкольного контроля.
Формами предъявления обучающимися своих достижений служат устные ответы, письменные работы (сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и другие). В систему внутришкольного оценивания входит также оценка лабораторных и практических работ, проектов, творческих работ обучающихся.
При реализации различных форм внутреннего оценивания целесообразно применять критериальный подход.
Учителю он дает ясные ориентиры для:
Обучающимся заранее известные критерии оценивания помогают лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.
Родители получают:
Использование критериального подхода к описанию достижения планируемых результатов для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей. В этом отношении критериальное оценивание сходно с традиционным нормативным оцениванием, при котором отметка выставляется с учетом степени достижения определенных требований (полнота изложения, выражение мысли своими словами, приведение примеров и т. п.). При этом критериальное оценивание осуществляется «методом прибавления», когда каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату, а нормативное оценивание – «методом вычитания» из эталонного ответа на 5 баллов ошибок и промахов ученика.
Условие критериального оценивания – предварительное ознакомление всех участников образовательного процесса, прежде всего обучающихся, с используемыми критериями. При этом и нормативная модель оценивания не утрачивает своего значения в современных условиях, особенно применительно к определенным видам и формам оценивания, например, устного ответа в ходе текущего контроля.
Уже накопленный опыт критериального оценивания показывает многообразие подходов к определению оснований, признаков, на основе которых принимается решение по оценке. Их диапазон колеблется от предельно обобщенных положений (знать, понимать, применять), служащих общим ориентиром в оценочной деятельности, до критериев выполнения отдельных заданий.
В методических рекомендациях критериальный подход реализован, в первую очередь, применительно к оценке интегрированных и практико-ориентированных результатов освоения программы:
Выработать обоснованные критерии оценивания позволила проведенная детализация (декомпозиция, операционализация) отдельных образовательных результатов.
В ряде случаев показан «балльный вес» каждой критериальной позиции, который затем переводится в привычные пятибалльные отметки. Чтобы оценивание было более дифференцированным и точным, выделяются возможные уровни достижения конкретного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Уровни относятся как к знаниевой (воспринимает, распознает, представляет в преобразованном виде и др.), так и к деятельностной (применяет по образцу, применяет в измененной ситуации, понимает способ действий, преобразует способ действий) составляющим планируемого результата освоения образовательной программы.
Представленные в ФОП ООО по географии (далее – программа) планируемые предметные результаты (далее – ПР) отражают требования ФГОС ООО к освоению программы основного общего образования по учебному предмету «География». ПР – предназначенные для овладения обучающимися виды деятельности, отражающие отдельные элементы географической культуры. Эти результаты распределены по годам обучения и сформулированы как виды деятельности, формирующиеся на определенном предметном содержании.
Так, требование ФГОС ООО «сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков» нацеливает на то, чтобы обучающиеся овладели умением количественно или качественно сопоставлять свойства (сходства и различия, преимущества и недостатки) двух (и более) географических объектов (явлений, процессов), в том числе с использованием источников географической информации.
На начальном этапе школьного географического образования предполагается сравнение не более двух объектов по заданным признакам с использованием предложенных источников информации: «сравнивать реки по заданным признакам», «сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря». Показатель (критерий оценивания) достижения этих результатов – правильное количественное сравнение соответствующих показателей.
На завершающем этапе освоения программы основного общего образования по географии обучающиеся должны научиться самостоятельно выбирать основания для сравнения:
Показатели (критерии оценивания) достижений этих результатов – способность к самостоятельному выбору оснований для сравнения, умение:
Планируемые результаты имеют разную степень дискретности, то есть включают виды деятельности (умения), входящие в состав (являющиеся операционализацией) более сложных видов деятельности (умений). Например, умение «различать параллели и меридианы» входит в состав умения «определять координаты», а «устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности» включает в себя применение умения «определять географические координаты».
Наличие в ФРП по географии планируемых предметных результатов, сформулированных в деятельностной форме, позволяет реализовать системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся.
Планируемые предметные результаты отражают разные уровни освоения дидактических единиц содержания учебного предмета «География» с использованием следующих категорий:
Примеры умений/видов деятельности, отражающие разные уровни достижения планируемых предметных результатов по географии, представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Планируемый предметный результат | Уровень | ||
Знание и понимание терминологии, понятий, идей, процедурных знаний и алгоритмов | Применение по образцу для решения задач | Творческое применение в новых, незнакомых, в т. ч. жизненных (функциональность), ситуациях | |
Определять географические координаты по географическим картам | Знает (может воспроизвести) алгоритм определения географических координат – правильно определяет на карте полушарий географические координаты точек, расположенных на пересечении параллелей и меридианов | Правильно определяет географические координаты точек | Определяет географические координаты пунктов при решении задач, в условии которых нет прямого указания на необходимость их определения |
Различать понятия «бризы» и «муссоны» | Знает (может правильно воспроизвести) определения понятий | Правильно определяет бриз или муссон по схеме образования ветра | Объясняет направление (изменение направления) ветра в новой учебной или жизненной ситуации |
Применять понятие «природно- территориальный комплекс (ПТК)» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач | Знает (может правильно воспроизвести) определение понятия | Описывает зависимости между парами компонентов ПТК | Объясняет взаимодействие компонентов ПТК |
Планируемые предметные результаты освоения дидактических единиц содержания на уровне «знание, понимание» сформулированы в программе с использованием глаголов «называть», «различать», «распознавать», «описывать», «показывать» «приводить примеры».
Планируемые результаты освоения дидактических единиц содержания на уровнях «применение по образцу» и «применение в новых, незнакомых ситуациях» сформулированы в Федеральной рабочей программе с использованием глаголов «определять», «проводить измерения», «сравнивать», «описывать по картам и (или) другим источникам информации, «классифицировать», «устанавливать зависимость», «устанавливать причинно-следственные связи», «объяснять», «формулировать оценочные суждения», «оценивать», «характеризовать».
Освоение дидактических единиц содержания на уровнях «применение по образцу» и «применение в новых, незнакомых ситуациях» также предполагает планируемые результаты «применять понятия, использовать знания при решении учебных и (или) практико-ориентированных задач, в т. ч. в контексте реальной жизни». Эти задачи могут различаться сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных учебных действий.
Наличие в программе планируемых предметных результатов, которые можно освоить на разных уровнях, позволяет реализовать уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся.
Ряд планируемых предметных результатов отражает вклад учебного предмета «География» в формирование универсальных познавательных учебных действий, связанных с работой с информацией:
Наличие в программе планируемых результатов, отражающих вклад учебного предмета «География» в формирование универсальных познавательных учебных действий, позволяет применять комплексный подход к оценке образовательных достижений обучающихся.
Достижение всех планируемых предметных результатов, сформулированных в ФРП ООО по географии, должно оцениваться с применением текущего, тематического и итогового оценивания.
Текущее оценивание – важнейшая составляющая оценочной деятельности учителя. Только получая оперативные данные о результатах учебной деятельности обучающихся на каждом уроке, информацию об уровне освоения ими географических знаний, степени сформированности умений, о возможных недостатках в образовательной подготовке обучающихся, учитель может правильно планировать и осуществлять свою деятельность в образовательном процессе, анализировать её результаты и при необходимости её корректировать.
Текущее оценивание также должно способствовать осознанию обучающимися результатов своей деятельности, включать обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность, поддерживать и направлять их усилия в освоении содержания учебного предмета «География».
Основные объекты текущего оценивания – планируемые предметные результаты, отражающие знание фактов, понимание географической терминологии. Особое внимание рекомендуется уделять оцениванию планируемых результатов, входящих в состав более сложных видов деятельности и умений (их примеры приводились выше).
Процедурные знания и знание алгоритмов (например, порядок действий при определении географических координат) не отражены отдельно в планируемых предметных результатах, но эти знания – основа формирования многих умений. Без освоения этих знаний будет нечего «применять», поэтому они также обязательно должны быть объектом текущего оценивания.
Обязательно должны оцениваться и результаты самостоятельной работы обучающихся по получению субъективно новых знаний при работе с различными источниками географической информации – в первую очередь, с географическими картами, текстом и иллюстрациями учебника.
В текущем оценивании также важно оценивать освоение дидактических единиц, которые не отражены в планируемых результатах за год обучения, но важны для достижения других планируемых результатов или для формирования общей географической культуры. Например, без различения понятий «среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура», представленных в теме «Атмосфера» в 6 классе, нельзя достигнуть планируемого результата «определять амплитуду температуры воздуха»; без понимания содержания понятия «профессия метеоролог» нельзя говорить об овладении на первичном уровне соответствующим элементом географической культуры.
В состав текущего оценивания во многих случаях стоит включать планируемые предметные результаты ранее изученных разделов курса, предусматривающие применение знаний, опорных при овладении новыми видами деятельности. В некоторых случаях при текущем оценивании необходимо оценить степень владения содержанием других предметов, которое может использоваться в образовательном процессе как опорное.
В текущем оценивании традиционно используются такие формы проверки, как устные и письменные опросы (в т. ч. выполнение тестовых заданий), практические работы и их различные сочетания. Форму текущего оценивания учитель может определить с учетом особенностей класса (количество обучающихся, уровень их подготовки и мотивации).
Устный опрос рекомендуется использовать в начале урока, поскольку такая форма оценивания позволяет учителю оперативно получать информацию об уровне овладения обучающимися содержанием программы. На это содержание опирается тема, которая будет изучаться на уроке.
При проведении устного опроса рекомендуется использовать вопросы и задания из методического комплекса учебника, которые представлены после каждого параграфа. Формулировка таких вопросов на уроке может носить личностно ориентированный характер. Например, для оценивания достижения результата «называть причины землетрясений и вулканических извержений» можно сформулировать следующее задание: «Объясните, почему происходят землетрясения».
При оценивании устных ответов принимаются во внимание:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
Текущая оценка должна естественным образом встраиваться в образовательный процесс и проводиться не только в ходе процедур текущего контроля (оценивание результатов выполнения заданий, используемых для текущего контроля). Поэтому оцениваются и устные ответы обучающихся на вопросы учителя в процессе объяснения нового материала с использованием метода эвристической беседы. Оценивание таких ответов не подразумевает обязательного выставления отметки. Оно может выражаться оценочными суждениями учителя: «Молодец, правильно», «Не совсем так, кто может уточнить и (или) дополнить?».
Письменный опрос также может проводиться в начале урока, в том числе при проведении комбинированного опроса. Но если требуется получить информацию об овладении содержанием программы всеми или большинством обучающихся в классе, то рекомендуется запланировать время для его проведения в конце урока, чтобы иметь возможность во внеурочное время проверить результаты выполнения заданий и при необходимости на следующем уроке обратить внимание обучающихся на недостатки в их подготовке, разобрать и исправить их ошибки.
При использовании тестовых заданий в начале урока рекомендуется с учетом особенностей класса организовывать перекрестное взаимооценивание обучающимися результатов их выполнения с разбором, при необходимости, типичных ошибок.
В письменный опрос (в т. ч. в составе комбинированного опроса) рекомендуется включать задания, в формулировках которых используются такие же глаголы, как в планируемых результатах: «приведите примеры опасных природных явлений в литосфере», «назовите причины образования цунами», «опишите строение атмосферы».
Для оценки достижения планируемых результатов «различать» рекомендуется использовать тестовые задания с выбором одного или нескольких ответов, например:
8 класс
В каком из следующих предложений содержится информация о климате?
Задания для текущего оценивания в форме тестового контроля могут быть не только с выбором ответа (ответов), но и в форме задания с кратким ответом, например:
9 класс
Письменный опрос уместно проводить в форме карточек-заданий или мини-теста. Оценивание учителем может заменить самооценивание обучающихся и перекрестное оценивание.
Текущее оценивание включает оценивание результатов выполнения тренировочных практических работ, в ходе которых умение только формируется.
Все тренировочные практические работы могут быть разделены на две большие группы:
Примером тренировочной практической работы первого типа можно назвать практическую работу из программы 5 класса «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды». Цель этой практической работы – не формирование знаний, т. е. запоминание информации о том, какие географические объекты (моря, материки, острова и т. д.) были открыты раньше или позже. Её цель – начало формирования умения представлять текстовую информацию на языке географии (в картографической форме), умения самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации, подготовка к самостоятельной проектной деятельности, развитие креативности обучающихся.
Как уже отмечалось выше, текущее оценивание проходит на стадии незавершенности образовательного процесса по теме, когда планируемые результаты освоения содержания темы ещё не могут быть полностью достигнуты всеми обучающимися. Поэтому оценивание результатов выполнения тренировочных практических работ можно считать способом фиксации индивидуального продвижения ученика в освоении программы, которое не всегда подразумевает выставление отметки в журнал.
Оценивание результатов выполнения таких тренировочных практических работ рекомендуется проводить (с учетом особенностей класса) с использованием методов самооценивания и перекрестной оценки.
Например, при оценивании названной выше практической работы учитель совместно с обучающимися анализирует её выполнение. Результаты распределяются на три группы: отличные, хорошие и удовлетворительные.
К отличным относятся представленные обучающимися карты, глядя на которые можно не только быстро определить, в какой период был открыт тот или иной объект, но и назвать все объекты, открытые в каждый период.
К хорошим – те, по которым можно быстро определить, в какой период был открыт объект, и назвать все объекты, в которых присутствуют ошибки (не более двух) при обозначении объектов или в написании названий географических объектов.
К удовлетворительным – те, по которым трудно, не сверяясь часто с легендой, назвать все объекты, открытые в тот или иной период, или в которых допущено более двух ошибок в обозначении объектов или в написании названий географических объектов.
На следующем уроке учитель может раздать работы обучающимся, продемонстрировать образцы отличных и хороших работ и предложить ученикам самим поставить себе отметки. Но учитель должен подчеркнуть, что в журнал эти оценки выставит по их желанию.
При текущем оценивании результатов выполнения тренировочных практических работ оценивается каждое из предложенных заданий. Например, при выполнении практической работы из программы 5 класса «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России» обучающиеся должны поочередно выполнить целый ряд заданий:
Если учитель считает нужным оценить работы обучающихся отметками, то рекомендуется ориентироваться на следующие нормы:
При оценивании результатов выполнения таких тренировочных практических работ также могут быть использованы методы самооценивания или взаимооценивания. В этих случаях учитель должен продемонстрировать обучающимся эталонные образцы выполнения работ и предложить сравнить с ними свои ответы. Оценки (отметки) за такие работы рекомендуется выставлять только по желанию обучающихся.
Объекты тематического оценивания – планируемые результаты, подразумевающие освоение обучающимися дидактических единиц содержания на уровне воспроизведения и применения знаний и умений в учебных и реальных жизненных ситуациях. Основной предмет оценки – способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Тематическое оценивание позволяет не только определять уровень и качество освоения обучающимися программного материала по отдельно взятой теме, разделу. Оно также регулирует дальнейший учебный процесс, способствует освоению планируемых результатов ФОП ООО. По итогам оценивания учитель в случае недостижения планируемых результатов может скорректировать образовательную траекторию отдельных обучающихся.
Тематическое оценивание в основной школе по учебному предмету «География» может включать в себя виды деятельности, которые являлись объектом текущего оценивания. Так, при оценивании достижения предметных результатов по теме «Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли» (6 класс) необходимо учесть, что достижение предметного результата «объяснять годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий», относящегося к группе результатов на «применение знаний и умений в стандартных ситуациях», невозможно без достижения результата «определить по графику годового хода температуры воздуха полушарие, в котором расположен пункт с объяснением выбора». Или оценивание достижения планируемого результата «определить климат по описанию» невозможно без оценивания результата «различать климаты Земли».
Оцениванию подлежат в первую очередь те виды деятельности, сформированные на содержании отдельно взятой темы, которые необходимо развивать при изучении курса географии в следующих классах. Например, один из планируемых предметных результатов в 5 классе «определять направления, географические координаты по географическим картам» отнесен к изучению темы «Географические карты». Однако это умение актуально и на следующих учебных ступенях при изучении практически всех тем на любом предметном содержании.
К традиционным формам контроля и оценивания относится устный опрос. При оценивании достижения конкретного предметного результата во время устного опроса на уроках географии необходимо обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и полноту ответа, точность использования географической терминологии, умение связать воедино основные элементы учебного материала, показывать на карте географические объекты, названные в ходе ответа.
Важная составляющая оценивания устного ответа – оценивание умений работы с картой. Так проверяются не только знания географической терминологии на физической/политической карте, но и усвоение системы приемов чтения карты (при характеристике отдельных компонентов природы и комплексной характеристике определенной территории с использованием различных тематических карт).
Нормы оценивания устных ответов
Отметку «5» за устный ответ рекомендуется ставить, если обучающийся:
Отметку «4» рекомендуется ставить, если обучающийся:
Отметку «3» рекомендуется ставить, если обучающийся:
Отметку «2» рекомендуется ставить, если обучающийся:
При оценивании возможно применение критерия креативности.
Итоговое оценивание – оценивание овладения программой за соответствующий год обучения. Итоговое внутришкольное оценивание должно проводиться в соответствии с определенными для него планируемыми результатами и критериями их достижения. Оно также должно предусматривать комплексный подход к оцениванию планируемых результатов и других видов деятельности. Объекты и критерии оценивания должны быть открыты для участников образовательного процесса.
На итоговое оценивание отбираются в основном ПР, связанные с умением применять географические знания для решения учебных и практико-ориентированных задач, реальных жизненных проблем. Они должны быть значимыми для дальнейшего изучения предмета, соотноситься с целями школьного географического образования, в т. ч. с целями формирования географической культуры, научной картины мира, включающей методы исследования географических наук. В итоговых работах большое внимание должно уделяться возможности выявлять сформированность умений в решении учебных и практико-ориентированных задач, разрешении жизненных ситуаций, применяя полученные понятия или используя освоенные виды деятельности.
Если при тематическом оценивании важно выявлять умения осуществлять деятельность на материале изучаемой темы, то в итоговом происходит обобщение материала, перенос формирующихся видов деятельности на содержание, связанное с более высоким уровнем обобщения. Так, в 6 классе итоговое оценивание в большей степени нацелено на отображение закономерностей географической оболочки в целом, а не отдельных оболочек; в 7 классе – на сравнение и закономерности изменения природы всех материков, зависимость хозяйственной деятельности людей от природных условий и т. п.
Важная цель итогового оценивания – выявление готовности каждого ученика к освоению учебной программы по географии в следующем учебном году, выявление академических пробелов в его предметной подготовке по итогам года и корректировка индивидуальной образовательной траектории в будущем. Для этой цели важны информативная и диагностирующая функции итогового оценивания. В итоговом оценивании должна присутствовать диагностика сформированности видов деятельности, особенно тех, которые имеют важное значение для овладения материалом каждого курса учебного предмета «География».
Система внутришкольного оценивания должна быть направлена на совершенствование образовательного процесса, отслеживание продвижения обучающихся в достижении требований ФГОС ООО. Каждый обучающийся может увидеть свои успехи и недостатки, что будет способствовать осознанности овладения материалом, развитию рефлексии, служить мотивацией к изучению географии.
После выполнения итоговой письменной работы рекомендуется предусмотреть возможность обсуждения результатов её выполнения с обучающимися, дать им возможность провести самооценку продвижения по освоению программы по географии в течение года, выявить недочеты подготовки и наметить пути их корректировки совместно с учителем. Оценивание итоговых письменных работ происходит на основании оценки каждого задания, успешное выполнение которого соответствует заранее определенному количеству баллов. В итоге обучающийся получает сумму баллов (часть от максимально возможного). Исходя из этого выставляется отметка.
Итоговое оценивание подводит итоги изучения географии за учебный год. Оно должно быть комплексным и предусматривать оценивание всех видов деятельности, которые формировались на протяжении учебного года: в урочной и внеурочной деятельности, при защите проекта, выполнении учебных исследований и т. п. Возможен учет участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах проектных и научных работ. Критерии оценивания разных видов деятельности обучающихся и нормативы оценки (выставления отметок) за выполнение разных видов работ также должны быть известны всем участникам образовательного процесса заранее.
Форма и процедура итогового оценивания определяется образовательной организацией. Одна из форм – итоговый урок, на котором обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы (как правило, требующие развернутого ответа).
При выборе такой формы итогового оценивания рекомендуется составить вопросы с учетом категорий освоения:
Вопросы должны предполагать работу с географической картой. Критерии оценивания развернутого ответа, которые можно использовать, соответствуют критериям, описанным в разделе «Тематическое оценивание». Форма ответов на вопросы (устная или письменная) может быть выбрана учителем с учетом всех возможных аспектов: затрат времени на проведение зачета, на проверку работ (при письменных ответах); возможного субъективизма проверки и усталости учителя.
Наиболее распространенная форма тематического оценивания – тестирование. Оно имеет преимущества и недостатки. Одно из больших преимуществ тестовых заданий – высокая объективность выставляемых оценок, т. к. есть возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. К числу достоинств тестов также относится и то, что с их помощью удается за короткое время проверить большой объем учебного материала и охватить всех обучающихся класса. Тесты экономят и время учителя, затрачиваемое на проверку работ школьников, т. к. быстро обрабатываются. Недостаток – некоторые планируемые результаты невозможно выявить в тестовой работе.
В тестовую работу должны быть включены задания, оценивающие умения работы с различными источниками географической информации. Это позволяет оценить достижение как предметных, так и метапредметных результатов освоения программы. Отбор проверяемого содержания и видов деятельности для тематического оценивания проводится с учетом того, что работа в форме тестирования должна содержать разноуровневые задания. Кроме заданий на воспроизведение, применение по образцу для решения задач, должны быть включены и задания на применение знаний и умений в новой ситуации для решения реальных жизненных проблем, т. е. те, которые помогают проверять функциональную грамотность.
Ниже рассмотрим примеры тестовых заданий по географии.
За выполнение заданий с выбором ответа выставляется 1 балл, если обведен только один номер верного ответа.
7 класс. Раздел 2. Человечество на Земле. Тема 1. Численность населения
Задание 1 (базовый уровень)
Какая из обозначенных на карте территорий является наиболее густозаселенной?
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4.
Ответ: 1).
Критерий достижения планируемого результата: сравнивать плотность населения различных территорий (дан верный ответ).
За выполнение заданий с кратким ответом выставляется 1 балл, если записано только соответствующее эталону слово, словосочетание или комбинация букв.
7 класс. Раздел 2. Человечество на Земле. Тема 1. Численность населения
Задание 2 (повышенный уровень)
Используя таблицу, сравните страны по значению средней плотности населения в 2017 году. Расположите эти страны в порядке возрастания в них средней плотности населения.
Страна | Площадь, тыс. км2 | Численность населения (млн чел.) | |
А) | Индия | 3 287 | 1 281,9 |
Б) | Канада | 9 985 | 35,6 |
В) | США | 9 834 | 326,6 |
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Ответ: БВА
Критерий достижения планируемого результата: применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач (дан верный ответ).
Критерий оценивания заданий с развернутым ответом, используемых для тестового контроля, – правильность и полнота ответа.
8 класс. Раздел 3. Население России
Задание (высокий уровень сложности)
Используя данные таблицы, объясните, почему в период с 2010 по 2020 годы доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Республики Дагестан увеличилась. Укажите две причины.
Демографические показатели Республики Дагестан в 2010 и 2020 годах
Показатель | 2010 г. | 2020 г. |
Численность населения, тыс. человек | 2 910 | 3 111 |
Доля лиц старше 65 лет, % | 6,4 | 7,6 |
Рождаемость, % | 18,0 | 15,1 |
Смертность, % | 5,9 | 6,3 |
Средняя продолжительность жизни, лет | 73,9 | 76,4 |
Плотность населения, человек/км2 | 58 | 62 |
Ответ: Рождаемость в Республике Дагестан за эти годы снизилась (что привело к росту числа детей), или средняя продолжительность жизни возросла (что привело к росту пожилого населения).
Критерий достижения планируемого результата: умение использовать знания об особенностях населения России и её отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни (дан верный ответ).
Рассмотрим подходы к оцениванию и рекомендации по выставлению отметок тематической тестовой работы. Если она содержит разноуровневые по сложности задания, то работа оценивается в соответствии с количеством баллов, полученных обучающимся за верно выполненные задания в сравнении с максимально возможным числом. Например, работа состоит из 16 заданий, из которых 10 – базового уровня (максимально оцениваются 1 баллом), 4 – повышенного (максимально оцениваются 1 баллом) и 2 – высокого (максимально оцениваются 2 баллами). Максимальный балл за выполнение этой работы – 18. Рекомендации по выставлению отметок по результатам выполнения работы с таким максимальным числом баллов указаны в таблице 10.1.
Таблица 10.1
Отметка | «2» | «3»
| «4» | «5»
|
Количество выполненных заданий | менее 8 | 8-11 | 12-15 | 16-18 |
Тематическая проверка может проводиться в специально отведенное время на комбинированном уроке. В 8-9 классах это контрольно-зачетные уроки. О таких уроках заранее сообщается обучающимся, даются вопросы по теме.
Достижение отдельных планируемых предметных результатов по некоторым темам в рамках тематического оценивания нужно проводить по результатам выполнения программных практических работ.
Это относится к планируемыми результатам, включающим умения, которые должны быть в основном сформированы к моменту завершения изучения темы (раздела).
Так, например, практическую работу «Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану» из программы 7 класса можно провести как итоговую на одном из завершающих уроков по теме «Южные материки» раздела «Материки и страны» программы 7 класса. К этому времени у обучающихся уже должно быть сформировано умение описывать климат территорий по климатической карте и климатограммам (при изучении темы «Атмосфера и климаты Земли» и выполнении соответствующей практической работы). Учащиеся уже имеют опыт сравнения различных географических объектов, компонентов природы, объяснения влияния климатообразующих факторов на климатические особенности территорий.
Достижение всеми обучающимися планируемых результатов, включающих умение выбирать источники информации, необходимые для изучения особенностей природы отдельных территорий, и сравнивать особенности природы, сложно оценить как в ходе устного опроса, так в письменном виде в тестовой форме. Подробнее эти результаты могут быть выявлены при выполнении обучающимися названной выше практической работы.
При оценивании практической работы рекомендуется ориентироваться на следующие нормы:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
Распространенная форма итогового оценивания за год обучения – письменная работа с заданиями с выбором ответа, с кратким ответом и заданиями, требующими развернутого ответа на вопрос. При использовании работ без заданий с развернутым ответом рекомендуется предусмотреть иные формы проверки, в которых обучающийся должен самостоятельно дать полный развернутый ответ на вопрос:
Это позволит провести оценивание умения выстраивать высказывание по географической проблеме в определенной логике, использовать географические знания в новой ситуации, применить географические знания для решения конкретной жизненной проблемы.
Также возможно использование заданий с развернутым ответом для оценивания умения применить имеющиеся географические знания для решения учебной задачи в стандартной ситуации.
Для итогового оценивания можно использовать письменные тестовые работы, которые позволяют быстро и объективно оценить достижение каждым обучающимся планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Работа должна состоять из заданий разного уровня сложности, чтобы была возможность выявить проблемы и недочеты подготовки обучающихся, выделить группы с разным уровнем освоения материала программы по географии для дальнейшей работы.
В итоговую работу должны быть включены задания, позволяющие оценить умение использовать источники географической информации (географические карты, тексты, статистические материалы, простейшие ГИС и т. п.). Как правило, это комплексные задания (несколько вопросов, разработанных к одному (нескольким) источникам информации).
Итоговая работа должна содержать задания для оценки сформированности умения использовать географическую карту как источник информации.
Итоговая контрольная работа по географии проводится за курсы 5, 6, 7, 8 и 9 класса и нацелена на выявление уровня усвоения курса географии за каждый год обучения. Проводится, как правило, в конце апреля или в мае. В работу включаются основные темы учебного года. Задания различаются по уровню сложности (базовый, повышенный). Продолжительность контрольной работы – 40-45 минут.
При выполнении работы допускается использование географического атласа. Результат проверки уровня усвоения учебного материала – отметка. При оценке знаний обучающихся нужно обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний должна учитывать индивидуальные особенности обучающихся, включает дифференцированный подход к организации работы.
Образовательная организация, согласно ФОП ООО, сама разрабатывает требования к организации проектной деятельности, её содержанию. Выполнение проекта завершается созданием и представлением определенного продукта (модель, картосхема, план, презентация, музей, реферат, сайт, экологическая тропа и т. п.), характер которого определяется на первом этапе работы.
Работа над проектом по географии направлена на формирование у обучающихся опыта исследовательской деятельности, развитие навыков решения конкретных проблем, в т. ч. связанных с развитием своего края.
Проектная деятельность предусмотрена на всех этапах образовательного процесса по географии и ориентируется в основном на самостоятельную деятельность обучающихся, характер и объем которой изменяется в зависимости от возрастных особенностей и приобретения обучающимися опыта проектной и исследовательской деятельности. Учитель помогает выбирать тему и методы осуществления проектной или исследовательской деятельности, консультирует обучающихся на всех этапах работы, принимает результаты. Роль учителя также изменяется с приобретением обучающимися опыта проектной и исследовательской деятельности.
Работа над проектом предусматривает применение предметных географических умений и универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Оценка проектной или исследовательской деятельности обучающихся по географии отражает общие подходы, закрепленные в ФОП ООО. Критерии оценки проектной и исследовательской деятельности обучающихся по географии отражены в таблице 13.1.
Таблица 13.1. Оценка проектной или исследовательской деятельности обучающихся
Деятельность, подлежащая оценке | Баллы |
Постановка проблемы, её актуальность, обоснование | 0-2 |
Выбор адекватных способов решения и (или) методов географического исследования | 0-2 |
Соответствие выбранной формы конечного продукта проблеме (цели географического исследования) | 0-2 |
Степень раскрытия проблемы в соответствии с определенной темой проекта (исследования) | 0-2 |
Использование имеющихся географических знаний и способов действия в соответствии с темой проекта и (или) исследования | 0-2 |
Поиск и обработка информации (адекватность информации, полнота, разнообразие источников) | 0-2 |
Формулировка выводов и (или) обоснование и реализация принятого решения (обоснованность выводов в соответствии с используемой информацией) | 0-2 |
Планирование и управление познавательной деятельностью во времени | 0-2 |
Изложение результатов работы | 0-2 |
Оформление работы (соответствие требованиям, задачам проекта или исследования, наличие ссылок на источники и т. п.) | 0-2 |
Представление результатов (структурированное и грамотное изложение, следование временным рамкам и т. п.) | 0-2 |
Ответы на вопросы (аргументированность, соответствие результатам работы, научная достоверность) | 0-2 |
Самооценка работы и результата (соответствие выбранной проблеме и степень её решения, удовлетворенность результатом, выполнение плана и временных рамок работы, презентация работы | 0-2 |
Всего | 26 |
Таблица 13.2. Шкала перевода баллов в школьную отметку
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Суммарный балл | менее 5 баллов | 6 – 12 | 13 – 19 | 19 – 26 |
Оценка междисциплинарных проектов учитывает применение полученных предметных умений и знаний по всем предметам, которые имеют отношение к проекту.
Результатами выполнения проекта по географии могут быть:
Все они оцениваются по вышеуказанным критериям. Для разных продуктов выполненных проектов образовательная организация может уточнять критерии. Например, при оценке презентации, кроме оценки решения проблемы, применения географических умений и знаний, использования универсальных учебных действий, можно учитывать выполнение самой презентации: единый стиль оформления, использование разнообразных объектов, структура слайдов; при оценке реферата – наличие оглавления, верное оформление ссылок на источники, при оценке картосхемы – использование условных знаков, наличие легенды и т. п.
Согласно ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточую аттестацию сопровождает освоение обучающимися образовательной программы. Она проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Здесь мы понимаем промежуточную аттестацию как оценку освоения всего школьного курса географии с 5 по 9 класс для обучающихся, не выбравших экзамен по географии для государственной итоговой аттестации (ГИА). Если государственная итоговая аттестация, которая проводится в 9 классе в виде основного государственного экзамена (ОГЭ), – внешняя процедура оценивания, то промежуточная аттестация по географии в конце 9 классе – внутришкольная, и порядок её проведения определяется образовательной организацией.
Из-за необходимости объективно оценить освоение ФОП ООО по географии для каждого обучающегося подходящая форма проведения промежуточной аттестации – письменная контрольная работа с заданиями в тестовой форме.
Такая работа должна проверять сформированность ключевых умений и видов деятельности с наиболее значимым географическим содержанием, которые важны для формирования научной картины мира, географической культуры и ценностного отношения к изучению географии и её вкладу в решение проблем, которые стоят перед современным обществом. Задания работы должны быть нацелены на проверку отобранных планируемых результатов.
Тестовая работа должна включать в том числе задания, позволяющие оценить сформированность умений использовать источники географической информации (географические карты, тексты, статистические материалы, простейшие ГИС и т. п.), методы географических исследований. Рекомендуется использовать комплексные задания (несколько вопросов, разработанных к одному (нескольким) источникам информации).
Комплексные задания рекомендуется использовать и для оценки сформированности умений применять полученные географические знания и умения для решения проблем, возникающих в жизненных ситуациях. За каждое выполненное задание дается балл. Педагог должен заранее ознакомить обучающихся с критериями оценки.
Нормативные документы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.