Современные педагогические технологии на уроках физики

Современные педагогические технологии на уроках физики

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: познакомить педагогов с современными технологиями, которые доказали свою эффективность на уроках физики.

Объём курса: 72 часа.

Программа:

  1. Использование современных образовательных технологий на уроках физики
  2. Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
  3. Информационные образовательные технологии на уроках физики
  4. Проблемное обучение на уроках физики
  5. Игровые технологии на уроках физики
  6. Интерактивный метод обучения на уроках физики
  7. Технология Лэпбук и её практическое применение на уроках физики
  8. Формирование учебной мотивации на уроках физики с использованием инновационных технологий
  9. Творческие задания на уроках физики
  10. Проектная деятельность школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках физики
  11. Итоговое тестирование

Формируемые компетенции:

  • реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на уроке физики, так и во внеурочной деятельности;
  • установка  воспитательных и образовательных целей, способствующих развитию учащихся, независимо от их способностей и характера;
  • применение современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • проведение учебных занятий с опорой на современные информационные технологии и методики обучения.

Занятие 1. Использование современных образовательных технологий на уроках физики

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно используются на уроках современные образовательные технологии:

  • здоровьесбережения,
  • информационно-коммуникационные,
  • проблемного обучения,
  • развития критического мышления,
  • использования исследовательских методов в обучении,
  • игровые технологии.

В практике преподавания физики используются:

  • репродуктивные;
  • проблемные;
  • эвристические;
  • исследовательские методы в разных формах.

Широко используются наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья.

Занятие 2. Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому большое внимание на уроках физики уделяют здоровьесберегающим технологиям.

Физика — фундаментальная наука, так как другие науки (биология, астрономия, химия) описывают только некоторые системы, подчиняющиеся законам физики. Основные средства и методы, используемые современной медициной (электронные и протонные микроскопы, рентгеноструктурный анализ, электронография, меченые атомы), заимствованы у физики. Связь физики с другими науками позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для детей, доступной, наглядной и аргументированной.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе, поза учащегося, чередование позы);
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);
  3. психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).

Следуя принципам здоровьесбережения детей, на уроках физики решаются такие задачи, как:

  • снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей);
  • формирование культуры здоровья учащихся.

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий, учитываются следующие критерии:

  • обстановка и гигиенические условия в классе;
  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
  • количество видов преподавания и их чередование;
  • наличие методов, способствующих активизации;
  • место и длительность применения ТСО;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.

До начала урока на перемене проверяется подготовка кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещенность, а также при необходимости проветривается помещение.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленый, желто-зеленый и зелено-голубые цвета. Поэтому в кабинете физики лучше использовать светло-зеленый и бежевый тона и убрать со стен всё лишнее, что может вызвать раздражение и повысить уровень тревожности у обучающихся.

С первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда.

Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме. Дети будут активны и мотивированы до конца урока.

Поэтому на уроках лучше чередовать разные виды учебной деятельности:

  • опрос учащихся;
  • запись формул, законов, понятий;
  • чтение материала в учебнике;
  • слушание;
  • ответы на вопросы;
  • решение задач;
  • рассматривание наглядных пособий;
  • проведение демонстрационных опытов и экспериментов.

При этом используются различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считается использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества); активные методы (ученик в роли учителя и исследователя, деловая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.

Проведение мысленного эксперимента способствуют развитию воображения и мышления учащихся, что помогает не только развивать творческие способности учащихся, но и преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность, ведь ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого можно использовать запоминалки, инструкции, алгоритмы.

Занятие 3. Информационные образовательные технологии на уроках физики

В преподавании физики компьютер может быть использован на всех этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Использование компьютеров на уроках физики заключается в том, что информацию учащиеся получают в различном виде – текстовом, графическом, видео – в любом объёме, на любом этапе урока и процесса обучения, что даёт возможность неоднократно повторять подачу этой информации в виде электронных пособий.

Рассмотрим формы использования информационных технологий и интернет-технологий в процессе изучения физики:

  • Динамические слайд-лекции. Использование мультимедийных возможностей компьютера (статическое изображение, видео, анимация, звук) при представлении материала. Для создания таких динамических демонстраций можно воспользоваться программой Power Point. Мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, позволяет объединить визуальный ряд с необходимыми теоретическими сведениями, дополнить его музыкальными фрагментами, а при необходимости, и записью объяснения учителя.
  • Компьютерные справочники, энциклопедии и словари. Достоинством электронных справочников, энциклопедий и словарей является быстрый поиск нужной информации.
  • Обучающие и контролирующие программы. Выпущено много разнообразных обучающих программ по физике, которые позволяют изучать новый материал, тренироваться в решении задач, проверять свои знания и т.п. Сейчас в образовании популярна тестовая система контроля знаний и компьютер полностью может использовать возможности этой системы. Тестовая система контроля также не во всех случаях приемлема, например, на уроках литературы при анализе произведений, на уроках физики при выяснении сути физических явлений, да и вообще ученик не только должен знать материал, но и уметь правильно формулировать свои мысли.
  • Моделирование физических явлений, физических и химических опытов, которые в силу причин невозможно провести в школе. Например, невозможно использовать на уроках физики радиоактивные материалы, сильнодействующие химикалии. Поэтому один из выходов – моделирование соответствующих экспериментов на компьютере.
  • Компьютер можно превратить в мощную измерительную лабораторию, снабдив его соответствующими датчиками и периферийным оборудованием. Основной принцип ее работы как раз состоит в модификации персонального компьютера до уровня современных измерительных приборов с возможностями регистрации и документирования результатов наблюдений в виде графиков, диаграмм, цветовой индикации интенсивности показателей.

В результате проводимой модернизации преподаватели получают возможность работы с мощным компьютерным прибором, выполняющим функции сбора и цифрового представления измеряемых величин, многоканального осциллографа, двухкоординатного самописца и т.п. Разработанная NI среда графического программирования LabVIEW наглядна и доступна для преподавателей, позволяет быстро создавать необходимые приложения и реализовать новые приоритеты естественнонаучного образования. 

Одной из главных на сегодняшний день технических возможностей использования информационных технологий в образовании является использование в обучении Internet-технологий. Глобальная сеть Internet сама по себе и информационные технологии, основанные на ее использовании, на сегодня являются одним из самых доступных средств получения информации. Фактически это глобальная электронная библиотека, которая служит образовательным целям и содержит самую разнообразную информацию. Учебная деятельность в этом аспекте связана с поиском и получением нужной информации, что обуславливает необходимость обучения их работе с поисковыми серверами, web-порталами, тематическими каталогами ресурсов, телеконференциями, электронной почтой и другими Internet-сервисами.

Современный уровень развития ИКТ позволяет значительно увеличить комфортность образовательной среды и повысить эффективность образовательных сервисов, ключевых показателей качества деятельности учебного заведения.

Очевидно, что это требует значительных усилий образовательной общественности и серьезных финансовых затрат. Но, если мы хотим выпускать конкурентоспособных специалистов, обладающих потенциалом и мотивацией учиться всю жизнь, то создание комфортной образовательной среды, соответствующей уровню развития информационно-коммуникационных технологий, – это единственный путь удовлетворения реальных требований рынка образовательных услуг и трудовых ресурсов.

Занятие 4. Проблемное обучение на уроках физики

Использование проблемного обучения позволяет учащимся даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить учащихся к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такой подход в обучении позволяет ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.

Использование технологии проблемного обучения предусматривает на уроке:

  • актуализацию опорных знаний;
  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановку проблемы;
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы;
  • доказательство гипотезы или догадки;
  • проверка правильности решения проблемы.

Проблемное обучение используется на этапе объяснения нового материала в форме проблемного изложения и поисковой (эвристической) беседы, на завершающем этапе закрепления пройденного материала и при повторении при решении творческих задач, в ходе выполнения домашнего задания учащимися при решении исследовательских заданий теоретического и экспериментально-исследовательского характера.

Использование технологии проблемного обучения позволяет научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания.

Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы. Все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно.

Предварительно подготовив специальное содержание текстов, в классах с высоким уровнем сформированности умений самостоятельной работы учащихся, используется технология развития критического мышления. Критическое мышление учащихся проявляется в разумном рассмотрении разнообразия подходов, выработке различных аргументов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и независимые продуманные решения.

Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру и каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Использование данной технологии позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс.

Использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках физики:

  • способствует формированию умения учащихся работать в коллективе, прислушиваться к мнению окружающих, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
  • облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
  • позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • оценка (Где ошибка?);
  • диагноз (В чем причина?);
  • самоконтроль (Каковы недостатки?);
  • критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы);
  • прогноз (Постройте прогноз).

Дополнительный материал

Реализация технологии проблемного обучения на уроках физики

Занятие 5. Игровые технологии на уроках физики

Использование игровых технологий при обучении физике позволяет:

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;
  • раскрывать креативные способности учащихся;
  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • обеспечивать свободный обмен мнениями;
  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;
  • организовывать процесс обучения в форме состязания;
  • облегчить решение учебных задач;
  • вовлечь всех учащихся в учебный процесс;
  • ощущать значимость результата каждым учеником в отдельности;
  • практически закрепить полученные знания;
  • способствовать формированию мотивационной сферы учащихся;
  • расширять кругозор детей;
  • формировать навыки совместной деятельности.

Игровые технологии реализуются в форме групповой работы. При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываются и используются жизненный опыт учащихся, межпредметные связи с экологией, математикой, астрономией, ОБЖ, историей.

На первом «Предварительном» этапе организации и развития игры осуществляется постановка целей и задач игры, распределяются роли и определяются условия деятельности.

Второй этап «Организационно-методический» характеризуется поиском путей решения поставленных задач различными приемами. На этом этапе происходит деление учащихся на группы, поиск необходимой справочной и учебной литературы, а также организация рабочего места. На этом этапе реализуется организационно-корректирующая деятельность.

На третьем этапе «Работа в группах» в рамках каждой малой группы распределяются обязанности, исходя из сложившихся компетенций у учащихся. Осуществляется самостоятельная работа групп по решению поставленной задачи имеющимися средствами. Этот этап характеризуется активным использованием субъектного опыта каждого учащегося.

Каждая группа подготавливает сообщение (выступление) по заданной теме, анализируя возможные контраргументы со стороны команд соперников. На данном этапе учитель выступает в роли наблюдателя деятельности учащихся.

На четвёртом этапе игры «Представление результатов работы» каждая из групп представляет свой вариант решения той или иной проблемы.

На заключительном этапе игры «Анализ и подведение итогов» учащиеся формулируют вывод по теме, при этом, в зависимости от ситуации, корректируются те или иные утверждения и подводится итог, как по тематической направленности, так и по вкладу каждого ученика.

Поскольку учащиеся по-разному усваивают информацию, при организации игровой деятельности, часто дублируется словесное описание графическими изображениями или демонстрационным экспериментом.

Важным является не столько слуховое восприятие информации, сколько опыт ученика при формировании образа или понятия, его оперативная память, которая подскажет правильный ответ, возможно, отличающийся по формулировке от классических определений, но верный по своей сути.

На уроках  с использованием игровых технологий используются разные формы работы с учащимися: индивидуальная и коллективная, работа в паре или микрогруппе. Результаты познавательной игры подводятся с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри или педагога. 

Структура игры, её смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, стимулирующей познавательную и творческую активность учащихся, поэтому игра  развивает их наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выделять их существенные признаки. Таким образом, использование игровых технологий на уроках физики способствует умственному развитию учащихся, совершенствуя их мышление, внимание и творческие способности. 

Кроме того, применение игровых технологий на уроке позволяет не только заинтересовать учащихся физикой, но и способствует их социальной адаптации, освоению новых социальных ролей, формированию терпения, настойчивости, ответственности, любознательности и наблюдательности.

Таким образом, использование современных образовательных технологий на уроках физики существенно повышает эффективность образовательного процесса, делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации и интеллектуальных способностей учащихся.

Дополнительный материал

Нетривиальная физика

Занятие 6. Интерактивный метод обучения на уроках физики

Современные тенденции образования, изменяющиеся социальные требования к учащимся и новые образовательные идеи привели сегодня к всплеску волны интереса к более оптимальным организационным формам проведения урока. Традиционная форма обучения уже не способна дать тот необходимый багаж знаний для учащегося, чтобы в дальнейшем из него получился отличный и компетентный специалист.

Эта проблема сказывается и на таком фундаментальном предмете как физика. Достижения в физике всегда были основой научно-технического прогресса. По статистическим данным физика остается одним из сложнейших предметов в процессе обучения для учащихся как школ, так и вузов.

Понимание физических явлений и законов, изучаемых в образовательном процессе, остается главной и сложной задачей для успешного освоения физики. Для эффективного обучения по этому предмету необходимо, чтобы его преподавание проводилось с применение новых инновационных методов.

Несмотря на то, что в курсе физики изучается классический материал, включающий в себя основные классические теории и законы, для оживления процесса обучения часто применяется интерактивные методы обучения. Особенность такого метода заключается в формировании навыков и умений, выработке ценностей, создании атмосферы сотрудничества и взаимодействия. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры.

Особенность интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

  • Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
  • Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
  • Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Сама трактовка термина интерактивный, означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо, например, компьютером или кем-либо, человеком.

Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Одна из таких целей — создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. 

Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают коллективное, обучение в сотрудничестве, причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса.

Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.

Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Как известно, большая часть информации, которую человек получает и эффективно использует на протяжение всей последующей жизни, это знания, полученные на уроках. Урок — это ограниченный временем процесс, с возможностью использования гибкого метода преподавания,основанного на определенных методах и приемах.

Чтобы вовлечь современных учащихся в процесс обучения и познания, большинство преподавателей физики, применяют нестандартную методику преподнесения учебного материала, применяя интерактивные технологии и игровые формы урока. При внедрении интерактивных технологий меняются роли учителя и обучающегося. Инициативность преподавателя значительно снижается и уступает активности учеников, прерогативой учителя становится формирование подходящих условий для их собственной инициативы.

Учащиеся начинают ощущать себя полноправными членами образовательного процесса. Интерактивная методика обучения в школах способствуют лучшей адаптации в коллективе, развивает коммуникативные навыки.

Многие педагоги отмечают, что интерактивное обучение в школе позволяет компактно представить материал в четко структурированной и логичной форме. На практике это способствует лучшему освоению учебного материала обучающимися и позволяет грамотно и качественно преподнести подготовленную тему.

Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. 

Следует отметить, что образование молодого поколения на основе современных требований, повышение уровня знаний и интеллектуального уровня молодежи, их рост в будущем как квалифицированных специалистов зависит от применения информационных и интерактивных технологий в обучении.

Технология обогащает спектр ресурсов, доступных обучающимся и помогает им понять мир, в котором они живут. В своей образовательной деятельности учащиеся должны выработать умение работать с интернет-ресурсами, с такими компьютерными программами, как Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), Adobe Photoshop, MimioStudio и другими.

Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. Эти технологии являются ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.

Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал яркими графическими презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами, позволяющими добиться высокой результативности в учебе.

По мнению экспертов по данному вопросу, выполнение повышенных требований, предъявляемых к современной образовательной системе, невозможно без внедрения интерактивных технологий.

Особенность интерактивного, нетрадиционного урока заключается в стремлении учителя вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к предмету и удовлетворить потребность обучающегося в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках преподавателей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

И в этом заключается их положительная сторона. Такие уроки должны присутствовать в работе каждого преподавателя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока и являются разрядкой для учащихся. В заключении хотелось бы отметить, что интерактивные уроки целесообразно проводить на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизировать весь пройденный материал, выявить уровень владения им, определить степень сформированных навыков, умений и желания у учащихся демонстрировать компетенцию по данному предмету.

Пример интерактивного урока

Цели и ожидаемые результаты

Интерактивные методы

Схема проведения интерактивного урока

Проверка знаний

Занятие 7. Технология Лэпбук и её практическое применение на уроках физики

Проблема формирования познавательной активности детей школьного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении этой активности. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление детей, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. 

Развивающая педагогика, основанная на требованиях образовательных стандартов школьного образования, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. 

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения школьников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

В современном мире учащиеся общеобразовательных школ сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять информацией и выбирать из этого потока самое необходимое.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? 

Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Одним из таких интерактивных методов является лэпбукинг, который с каждым днем набирает все больше популярности. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap – колени, book — книга). Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка) — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме. Это отличный способ выполнить исследовательскую работу (провести наблюдения или опыты и зарисовать), в процессе которой ученик, индивидуально или в группе , закрепляет и систематизирует изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Например, работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. 

Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микротемы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. 

Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению открытий. 

Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы), разработку лэпбука (составление плана), выполнение (практическая часть), подведение итогов.

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской и познавательной деятельности.

Разработанные ребятами лэпбуки можно применять на уроке при изучении нового материала, так как в них содержится много интересной информации о приборах, истории их создания и применения, ученых, интересных фактах и моментах их жизни, известных личностях в физике, каверзных моментах из мира физики, анекдотичных ситуациях, парадоксах и многом другом, что прививает интерес к предмету.

Пример лэпбука

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки инициативы и творчества у учащихся. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.

При использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ученика, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию каждого ребенка. Но одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука.

Пример лэпбука по электростатике

Одного урока или внеурочного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Конечное же, создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями. 

Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учеников будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает, и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что-то, чего не знает учитель.

В этой ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний. Лэпбук – это эффективная технология в педагогической деятельности каждого учителя. Это отличный способ закрепления и повторения, реализации проектов или проведения тематической недели.

Дополнительный материал

Создание лэпбука для учебной работы

Занятие 8. Формирование учебной мотивации на уроках физики с использованием инновационных технологий

Образование всего мира постоянно развивается и совершенствуется, меняются стандарты обучения, изменяется содержание образования, возрастают требования к современному учителю. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла новые подходы и требования к образовательной системе в целом и к каждому отдельному предмету в частности.

Введение внеурочной деятельности, проектных технологий, инновационного подхода ставит новые задачи перед всей системой образования и перед современным учителем, школа и сама система образования приобретает все больше инновационный характер развития. Развитие технических и программных средств, все большее внедрение в образовательный процесс сетевых коммуникаций приводит к внедрению инновационных технологий, реализация которых сейчас наиболее оптимальна на основе активно развивающихся и широко распространенных информационных технологий. Учитель получает прекрасный инструмент и средство обучения, который в умелых руках позволяет изменить подходы к передаче изучаемого материала, инструментах проверки и изменению эмоционального и психологического климата на уроке.

В настоящее время в школах остается актуальной проблема повышения мотивации обучения такому сложному предмету, как физика. С переходом на новые стандарты изменяются требования к современному педагогу: от учителя требуются глубокие знания предмета и развитые профессиональные навыки, позволяющие применять на уроках разнообразные формы обучения, внедрять инновационные технологии, разрабатывать информационные ресурсы. Это позволит заинтересовать учащихся предметом и повысить их мотивацию.

Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения можно разделить на несколько категорий, среди которых выделяются:

  • технология развития критического мышления;
  • кейс-технологии; метод проектов;
  • игровые технологии;
  • технология «Портфолио»;
  • технология «Дебаты»;
  • технология «Модерация».

Различные исследования вопросов обучения физики в школе выявили актуальные аспекты в системе современного физического образования:

  • Актуальные вопросы методики преподавания физики в школе в условиях перехода на новые ФГОС: формирование универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов.
  • Развитие средств обучения: мультимедийные учебники физики, использование дополнительной литературы.
  • Технологии обучения физике в условиях реформирования общего среднего образования: решение задач, проектная деятельность, учебный физический эксперимент.
  • Физическое образование в школе и единый государственный экзамен (учитывая актуальность обсуждаемых тем для теории и практики методики обучения физике, секция обращает внимание на необходимость более широкого участия в конференции учителей физики, работающих в школах разного профиля).

В инновационные технологии в физическом образовании (вопросы, связанные с выбором эффективных форм использования инновационных технологий в преподавании физики) входят:

  • Использование компьютерного моделирования в обучении физике на разных уровнях образования;
  • Методическое сопровождение учащихся при обучении физике с помощью социальных сетей и дистанционных технологий;
  • Совершенствование и расширение возможностей учебного физического эксперимента с помощью компьютерных технологий;
  • Создание новых мультимедийных УМК по физике и разработка оценочных средств.

Таким образом, инновации и инновационные технологии охватывают всё современное образование и становятся важной составляющей повышения мотивации. Изучение физики как сложной естественнонаучной дисциплины станет наиболее понятным и интересным при использовании инновационных технологий. Изучение методики преподавания и результатов анкетирования учителей показали, что на уроках физики обычно изучают теоретический материал, решают задачи, предлагаемые учебником или задачником и очень редко отступают от этого шаблона, что зачастую происходит из-за малого количества времени в учебном плане.

Уменьшение количества практико-ориентированных заданий, игровых ситуаций, отсутствие применения современных технологий, проникающих в жизнь каждого обучаемого, приводит к снижению мотивации и познавательного интереса учащегося к предмету физика.

С позиций использования инновационных технологий в современной школе, образовательная организация должна соответствовать определенным техническим характеристикам. В перечне оборудования выделяют группы:

  • Оборудование общего назначения (компьютер на рабочем месте учителя, мультимедиа-проектор и интерактивная доска);
  • Демонстрационные комплекты;
  • Полный комплект индивидуального лабораторного оборудования (для каждого ученика);
  • Комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников);
  • Комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума.

С позиций современного оснащения кабинета физики средствами обучения перечень во многом расширяется и приобретает свою терминологию. В свою очередь, «инновационные средства обучения это часть средств обучения, функционирующих на базе цифровых технологий, а традиционные средства обучения — часть средств обучения на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий».

Игровые технологии дают возможность использовать и загадки, на которые обучающимся требуется найти ответ, это также реализовано в программе с использованием VBA.

Для проверки уровня мотивации при использовании игровой технологии, был проведён опрос до игры и после. Статистическая обработка опросных листов показала, что обучающиеся позитивно настроены на участие в дидактических играх, 90.5% ответили на данный вопрос положительно.

Почти 50% детей отметили, что хотели бы участвовать в таких играх хотя бы один раз в месяц. Результаты опроса показывают, что применение игровых ситуаций на уроках и активное использование компьютерных дидактических игр направлено на повышение мотивации к образовательной деятельности.

В ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности обучаемых. Метод проектов позволяет проводить обучение с применением инновационных технологий и получать углубление знаний по предмету. Проект позволяет обучающимся полнее и глубже усвоить материал, а также облегчает работу учителя по организации и проведению занятий.

Инновационные технологии всегда были актуальны и находили свое применение в процессе обучения. Разработка новых цифровых средств обучения, активное внедрение их в учебный процесс влечет за собой необходимость подготовки дидактического обеспечения, готового к применению в обучении, с одной стороны, и серьезной методической поддержки их использования в различных формах организации уроков с другой стороны.

Дополнительный материал

Система мотивации к изучению физики

Занятие 9. Творческие задания на уроках физики

Современные стандарты школьного образования представляются в качестве совершенно иных требований к результатам обучения учащихся при освоении ими основной образовательной программы. Центральное место в данных стандартах занимают общеучебные умения, способы деятельности, формирование универсальных учебных действий (УУД).

К наиболее распространёнными проблемам образования относятся формальное запоминание и автоматическое решение типовых задач. Содержание нового материала преподносится учителем для того, чтобы он смог изложить его в том же виде, в каком он был предложен учащимся в учебнике. Разработанный стандарт рекомендует использовать теоретические знания на практике и в измененных обстоятельствах, учить школьников применять усваиваемый материал в практической деятельности, развивать у учащихся лабильность мышления, инновационность в принятии блиц-решений.

Сейчас остро ощущается социальная необходимость в инициативных креативных специалистах в любой области деятельности. Формирование и дальнейшее развитие у обучающихся способности творчески мыслить является одной из первоочередных проблем, стоящих перед современной школой. Готовность проявить себя, потребность реализовать имеющиеся возможности является тем мотивом, который затем обнаруживается во всех формах индивидуальной жизни человека – стремление к развитию, становлению, совершенствованию, взрослению, ориентация на самовыражение и выявление имеющихся способностей индивида и реализации «Я».

Одним из приемов, позволяющих формировать у обучающихся универсальные учебные действия, принято считать применение творческих задач, решение которых осуществляется на предметном материале. Использование заданий, предусматривающих творческий подход, материал, близкий учащимся, оказывает существенное влияние на совершенствования умений и навыков. 

Школьники отслеживают результаты своих усилий, оценивают собственные успехи, испытывают чувство уверенности в собственных силах и знаниях, которые воодушевляют их к постановке и достижению более высоких показателей в обучении. Усваиваемые же в данном виде деятельности умения и навыки приобретают новое качество: становятся действенными и прочными. Выполняя задания творческого характера, обучающиеся не только переосмысливают и улучшают имеющиеся знания, умения и навыки, но и без усилий применяют их в разноплановой практической деятельности.

Умение решать творческие задачи квалифицируется как самый высокий уровень познавательной деятельности школьников, обнаруживается в более вдумчивом и пытливом обращении с ними, выявлении и выстраивании новых взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями и процессами, в установлении возможности практической реализации усвоенного содержания учебного материала. 

Каким же должно быть задание, чтобы его можно было отнести к категории «творческое»? Распознавание творческого задания в современных теоретических педагогических исследованиях и практических находках педагогов до сих пор является предметом многочисленных дискуссий и споров. Во-первых, «не разделены» понятие «творческого задания» и «творческой задачи».

Во-вторых, разработано достаточное количество подходов к определению творческого задания как такового и его назначение для формирования и развития мышления школьников. В-третьих, имеются различные классификации творческих заданий. Однако существует общий признак для понятия творческого задания: субъективная новизна, новизна изучаемого материала для познающего субъекта.

В процессе творческой деятельности индивиду необходимо выполнять не эталонные, привычные действия, а обладать гибкостью мышления, моментальной реакцией, творческим началом в решении разноплановых задач.

Творческие задания в современных педагогических исследованиях разделяются на задания открытого и закрытого типа. Задания закрытого типа, как правило, имеют однозначное решение. Сопоставление с задачами второго типа показывает, что задания открытого типа (задачи первого типа) не решаются однозначно. В частности, к заданиям закрытого типа, можно отнести следующий вопрос: «Каким является характер движения и взаимодействия молекул жидкости?».

Если переформулировать его в задание открытого типа, можно предложить школьникам следующую формулировку: заведите дневник наблюдений и опишите несколько дней из жизни молекулы жидкости (выбор выполните самостоятельно).

А.В. Хуторской рекомендует следующую классификацию творческих заданий: творческие задания подразделяются на когнитивные, креативные и оргдеятельностные (или методологические). Когнитивные задания ориентированы на формирование и развитие познавательных умений школьников.

Данные умения позволяют формулировать правильные вопросы, умение чувствовать окружающий мир, осуществлять постановку экспериментов и объяснять результаты опытов, выискивать причины возникновения природных явлений.

Приведем текст творческого задания, соответствующего когнитивному типу заданий: М.В. Ломоносов в одной из своих записей, поставил следующий вопрос: «Любой цвет от смачивания водой делается гуще. Почему? Надо подумать».

Поставьте эксперимент, целью которого является поиск ответа на вопрос, сформулированный М.В. Ломоносовым. При планировании и проведении эксперимента к использованию предлагается любое доступное оборудование кабинета физики.

Выполнение креативных заданий предоставляет возможность развертывания у школьников креативных свойств личности: умение прогнозировать, восприимчивость к скрытым противоречиям, пластичность, импровизацию, умение творчески мыслить. 

Основной организационной формой деятельности школьников выступает урочная деятельность. Лидером среди средств, развивающих мышление обучающегося, приводящего к становлению его творческой деятельности, выступают занимательные задания (задания «на воображение», «на интуицию», головоломки, нестандартные и логические задачи и т. п.), которые можно удачно применять на уроках физики в качестве дополнительного, вспомогательного способа развития мышления и моделирования компонентов творческой деятельности.

Дополнительные материал

Творческие задания по теме «Тепловые явления»

Занятие 10. Проектная деятельность школьников с использованием информационно-коммуникационных на уроках физики

Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования (ФГОС ОСО) отдельно выделяет в качестве метапредметных результатов обучения формирование и развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в результате изучения всех без исключения предметов, следовательно, физики в том числе.

То есть компьютеризации учебного процесса, хотя бы частичной, никакой педагог избежать не может. Да и с учетом происходящей в последние десятилетия общей информатизации образования является даже странным тот факт, что какой-либо учитель до сих пор с ней не столкнулся, не соприкоснулся в своей работе.

Кроме того, общеизвестно, что физика для многих учеников является трудным предметом. Зачастую отметки обучающихся по физике несколько ниже их отметок по другим предметам, в том числе и по другим предметам естественно-математического цикла. 

Объяснить это можно опять-таки и объективной сложностью самого предмета, и просто тем, что у многих школьников нет устойчивого интереса к предмету, слабо выражена мотивация к изучению физики. Следовательно, у педагогов есть необходимость в поиске новых форм обучения и мотиваторов, которые облегчили бы понимание предмета без потери уровня его преподавания.

Как показали исследования, использование средств информационно-коммуникационных технологий в рамках проектной деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету может способствовать развитию у обучающихся:

  • компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (метапредметный результат обучения);
  • развитию мотивации к изучению предмета (личностный результат обучения);
  • достижению школьниками предметных результатов (знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов);
  • умений пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • умений применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний по физике.

Проектная деятельность предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и, соответственно, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая направлена не только на достижение результата, его оформление и представление, но и на сам процесс достижения этого результата; сам проект – определенный практический результат деятельности. Иными словами, результатом является не только продукт, но и изменение уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности (метапредметного результата) у обучающихся, изменение уровня в достижении школьниками образовательных (предметных) результатов по физике, демонстрируемое ими в ходе проектной деятельности, и мотивация к изучению физики.

Продукт проектной деятельности (будем называть его ИК-продуктом) следует понимать как результат интеллектуальной, творческой деятельности человека, созданный на основе информационных технологий, выраженный в особом цифровом виде. Качество создаваемого продукта в значительной степени отражает готовность и способность учащегося к проявлению компетентности в области ИК-технологий.

Конкретными ИК-продуктами могут выступать:

  • медиа и мультимедиа продукты: графическое изображение, созданное в одном из графических редакторов/процессоров, аудио-/видеоролик, созданный с помощью аудио-/видеоредактора, текстовый документ; мультимедийная презентация; веб-сайт и т. д.
  • продукты моделирования: физические модели, построенные обучающимися в одной из прикладных компьютерных программ;
  • продукты программирования: компьютерные программы, написанные школьниками на одном из языков программирования.

Процесс проектной деятельности представляет собой ряд последовательных этапов:

Постановка проблемы проекта → Планирование проектной деятельности → Поиск и обработка информации → Создание ИК-продукта → Презентация/защита проекта → Итоговое портфолио проектов.

Важным является то, что в основе процесса обучения физике в рамках проектной деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий должен реализоваться принцип межпредметного взаимодействия физики и информатики, то есть учителю физики изначально необходимо заручиться поддержкой «с той стороны»: компьютерной поддержкой (оборудование, программное обеспечение), консультационной поддержкой (учителя информатики, тематические сайты и форумы).

Рассмотрим виды межпредметных связей:

  • косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала используются аналогии, примеры из других областей знания, предметов (например, при объяснении темы «Единицы измерения информации» на уроке информатики используются примеры единиц измерения, использующихся в физике и математике);
  • прямая теоретическая связь, когда изучение некоторой темы невозможно без знаний из других школьных предметов (невозможно объяснить принцип работы компьютера без знания законов физики);
  • практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из некоего школьного предмета (в нашем случае, физики), но их решение осуществляется с помощью методов и средств другого предмета (в нашем случае, информатики), можно сказать, что именно практическая межпредметная связь и должна лечь в основу проектной деятельности с использованием средств ИКТ в рамках изучения курса физики в основной школе.

Если рассматривать типы проектов (существует множество их классификаций, но мы берем лишь одну из них), то, как представляется, для уроков физики и внеурочной деятельности следует выбирать исследовательские и творческие проекты (для наиболее слабых учащихся возможен выбор информационного проекта).

Проектную деятельность в рамках курса физики в основной школе можно построить по следующему плану (который создан с учетом стандартного планирования курса информатики в 7-9 классах):

  • в 7 классе обучающиеся работают над мультимедийными презентациями, текстовыми документами, буклетами, графическими изображениями и т. д. (например, анимация «Броуновское движение» (в Microsoft Office PowerPoint), буклет с фотографиями различных физических приборов (термометра, весов и т. д.), их предназначением и кратким устройством (в Microsoft Office Publisher), анимация «Сообщающиеся сосуды» (в Microsoft Office PowerPoint), интерактивный тест по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (в Microsoft Office PowerPoint);
  • в 8 классе – мультимедиа + моделирование в MS Excel (например, интерактивный кроссворд по теме «Тепловые явления» (в Microsoft Office PowerPoint), анимация «Взаимодействие наэлектризованных тел» (в Microsoft Office PowerPoint), анимация «Действие магнитного поля на проводник с током» (в Microsoft Office PowerPoint), «Плавление кристаллических тел» (график плавления в Microsoft Office Excel), модель «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома» (в Microsoft Office Excel), «Расчет зависимостей I(R) и P(R)» (расчеты и графики в Microsoft Office Excel);
  • в 9 классе – мультимедиа + моделирование в MS Excel + программирование в Visual Basic/PascalABC и др. (модель «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» (в Microsoft Office Excel), модель «Равноускоренное движение» (в Visual Basic/Delphi/ Microsoft Office Excel), тестирующая программа по физике «Законы Ньютона» (в Visual Basic/Delphi), обучающая программа по решению задач по теме «Второй закон Ньютона» (в Visual Basic/Delphi).

Во ФГОС основного общего образования предусмотрено формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, включающей 10 составляющих:

  • обращение с устройствами ИКТ;
  • создание письменных сообщений;
  • создание графических объектов;
  • фиксация изображений и звуков;
  • создание музыкальных и звуковых сообщений;
  • создание, восприятие и использование гипермедиа-сообщений;
  • коммуникация и социальное взаимодействие;
  • поиск и организация хранения информации;
  • анализ информации, математическая обработка данных в исследовании;
  • моделирование, проектирование и управление.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», оформленными в информационном продукте. В основу системы оценки сформированности информационно-коммуникационной компетентности может быть положена четырехуровневая классификация: низкий, средний, высокий, креативный уровни владения. 

Для уроков физики и внеурочной деятельности лучше выбрать типы проектов, представленные в таблице.

Итоговое представление проектов можно осуществлять в разных формах:

  • простая подборка презентаций, моделей, текстовых документов, созданных в Microsoft Office Word, Publisher и т. д., размещенная на сайте (возможен вариант размещения работ на школьном сайте в разделе достижений обучающихся или на личном сайте обучающегося, созданном в одном из бесплатных онлайн конструкторов);
  • тематические разделы на сайте (например, раздел «Механика» со всеми проектами, выполненными по этой теме, и т. д.), пополняющиеся в течение всего курса 7-9 классов;
  • форма еженедельно либо с другой периодичностью обновляющегося личного блога учащегося, блога класса или школы.

Дополнительные материалы

Цифровые технологии на уроках физики и информатики. Учебно-методическое пособие

Материалы по применению образовательных технологий на уроках физики

Назовите современные образовательные технологии: (2 верных ответа)
Критерии подготовки уроков с использованием здоровьесберегающих технологий: (2 верных ответа)
Основные группы здоровьесберегающих технологий: (2 верных ответа)
Практические методы повышения эффективности преподавания физики: (2 верных ответа)
Назовите виды учебной деятельности: (2 верных ответа)
Использование технологии проблемного обучения предусматривает на уроке: (2 верных ответа)
Использование игровых технологий при обучении физике позволяет: (2 верных ответа)
К инновационным образовательным технологиям относятся: (3 верных ответа)
К ИК-продуктам относятся: (2 верных ответа)
Назовите виды межпредметных связей: (2 верных ответа)

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов