Курс повышения квалификации (36 ч.)

Предупреждение травматизма на уроках физической культуры и оказание первой помощи

Цель: повышение уровня профессиональных компетенций учителей физической культуры посредством изучения наиболее распространенных видов спортивных травм, отработки методик профилактики травматизма, освоения алгоритмов поведения в экстренных ситуациях и приобретения необходимых навыков оказания первой помощи пострадавшим школьникам.

Объём: 36 часов.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Основные причины травматизма

Причинами травм при выполнении физических упражнений чаще всего являются низкая поведенческая культура занимающихся, нарушение медицинских требований, неподходящая для занятий одежда и обувь, неудовлетворительное состояние мест занятий, неисправное оборудование и инвентарь, чрезмерные физические нагрузки, неправильная страховка и самостраховка, неблагоприятные погодные условия. Эти причины кроются в нарушении обязательных правил проведения занятий по физической культуре и спорту, которые изложены в специальных инструкциях по видам физкультурно-спортивной деятельности (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные, народные и спортивные игры, лыжная подготовка, плавание и т. д.).

Так, к травмированию может привести отсутствие или недостаточность разминки перед началом занятий и соревнований. Разминка подготовит опорно-двигательный аппарат к предстоящим нагрузкам, а мышцы к выполнению работы с большей амплитудой и быстротой.

Причиной травм во время занятий бегом часто являются неровности грунта (бугры, ямки, рытвины), неподходящая для этого обувь. Поэтому при освоении нового маршрута надо внимательно изучить его, чтобы избежать неприятностей.

При выполнении упражнений на спортивных снарядах к травмированию могут привести даже влажные ладони, из-за которых можно сорваться и упасть. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов нельзя приземляться на прямые ноги (стойка «Смирно»). Такое приземление может привести к травме позвоночника, суставов, сотрясению мозга.

Купаться и плавать можно только в специально отведённых и оборудованных для этого местах. Открытые водоёмы должны отвечать следующим основным требованиям: берег — пологий, дно — лучше песчаное, вода — чистая.

Занятие 2. Общие требования по предупреждению травматизма

Чтобы исключить травмирование во время занятий физической культурой и спортом, необходимо знать и выполнять следующие правила техники безопасности:

    • ногти на руках должны быть коротко острижены; очки только в роговой оправе и закреплены резинкой; длинные волосы должны быть заплетены в косичку или завязаны хвостом; перед началом занятий нужно снять цепочки, серьги, кольца, часы, браслеты и другие украшения;
    • спортивная форма должна соответствовать погодным условиям и виду занятий; учащиеся без спортивной формы и опоздавшие на занятия присутствуют, но к выполнению упражнений не допускаются;
    • во время занятий обучаемые должны следить за своим состоянием, контролировать и корректировать физическую нагрузку; знать и выполнять требования инструкций по технике безопасности и правил соревнований;
    • во время занятий физическими упражнениями запрещается что-либо держать во рту (жевать, сосать); брать спортивный инвентарь без разрешения учителя; кричать, топать ногами, грубить и угрожать сопернику, судье, зрителям; мешать товарищу выполнять упражнение; разговаривать по телефону, слушать плеер;
    • по сигналу или команде учителя «Стоп!» выполнение упражнения надо немедленно прекратить, встать лицом к учителю и выслушать указания, замечания, объяснения.

Занятие 3. Предупреждение травматизма на занятиях по лёгкой атлетике

Во время занятий по лёгкой атлетике следует соблюдать следующие правила:

    • бег на стадионе выполнять только против часовой стрелки; при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке; исключить резкую (стопорящую) остановку во время бега по дистанции и на финише;
    • при выполнении прыжков тщательно разрыхлять песок на месте приземления, удалять из него посторонние предметы; не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться на руки;
    • при метании мяча и других спортивных снарядов (предметов) следить, чтобы в секторе метания не было людей; в мокрую погоду перед метанием снаряды вытирать насухо; не производить метание и не ходить в сектор для сбора снарядов без разрешения учителя; не стоять справа (при метании левой рукой — слева) от метающего;
    • не пересекать учебные места, на которых проводятся занятия по бегу, прыжкам и метанию;
    • не оставлять без присмотра спортивный инвентарь, грабли и лопаты; грабли укладывать зубьями, а беговые туфли — шипами вниз.

Занятие 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике

На занятиях по гимнастике и акробатике необходимо выполнять следующие правила безопасности:

    • спортивная обувь должна иметь нескользкую подошву;
    • соблюдать осторожность при передвижении и установке гимнастических снарядов и проверять надёжность их крепления; в местах соскоков размещать гимнастические маты таким образом, чтобы их поверхность была ровной;
    • выполнять упражнения на гимнастических снарядах только под наблюдением и контролем учителя или его помощника; не выполнять без страховки сложные элементы и упражнения; не выполнять упражнения на загрязнённых снарядах, а также с влажными ладонями и при наличии свежих мозолей на них;
    • при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать установленные интервал и дистанцию; при прыжках и соскоках со снаряда приземляться на один из матов ближе к его середине, опускаясь мягко на носки и пружинисто приседая;
    • при потере равновесия исключить падение на прямые руки; падая вперёд, перейти в упор лёжа на согнутых руках или выполнить кувырок вперёд; падая назад, присесть, сгруппироваться и выполнить перекат; при выполнении упражнений другими обучающимися не стоять близко к снаряду.

Занятие 5. Предупреждение травматизма на занятиях по лыжной подготовке

Наиболее часто лыжники травмируются при движении по узким лесным дорогам; в местах, где растёт кустарник, торчат пни, камни и мало снега; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; также возможны обморожения рук, лица, ног.

Чтобы предотвратить травмирование, рекомендуется выполнять следующие правила:

    • в зависимости от погодных условий подбирать подходящие одежду и обувь, иметь исправный спортивный инвентарь;
    • двигаясь по лыжне в колонне, надо сохранять дистанцию до впереди идущего лыжника 3—4 м, а при спуске с горы — не менее 30 м; при спуске с горы нельзя выставлять палки перед собой, при вынужденном падении следует падать набок в сторону; при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;
    • нельзя обгонять друг друга на узких участках дистанции, останавливаться на спусках и пересекать лыжню;
    • при сходе с дистанции при поломке или неисправности лыжного снаряжения и по другим причинам необходимо обязательно предупредить об этом учителя через других учащихся или лично;
    • заниматься следует в специально отведённых и оборудованных для этого местах; при переходе к месту занятий через проезжую часть дороги обязательно надо снимать лыжи; лыжня для самостоятельных занятий должна проходить в защищённом от ветра месте, она не должна пересекать железнодорожные пути, автомобильные дороги, замёрзшие водоёмы, заросли кустарника;
    • при первых признаках обморожения и при плохом самочувствии надо прекратить занятия и сообщить об этом учителю; не следует растирать обмороженные участки тела снегом, необходимо помочь пострадавшему добраться до тёплого помещения, чтобы исключить повторное обморожение.

Занятие 6. Предупреждение травматизма на занятиях по плаванию

Основные правила техники безопасности во время плавания и при купании заключаются в следующем:

    • команды учителя и инструктора надо внимательно слушать и немедленно выполнять; входить в воду можно только с разрешения медицинского работника бассейна и учителя; на занятиях должны присутствовать инструктор и спасатель;
    • в бассейне категорически запрещается бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на бортики, входить на вышку и прыгать с неё без разрешения учителя, приносить на занятия посторонние предметы, шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать друг под друга, переходить на чужую дорожку;
    • нельзя при нырянии долго оставаться под водой, прыгать в воду вниз головой при недостаточной глубине и в необследованном водоёме;
    • почувствовав недомогание (судороги, усталость и др.), надо держаться на воде, стараться плыть к берегу и звать на помощь;
    • увидев, что кто-то на воде нуждается в помощи или ведёт себя неестественно, надо немедленно сообщить об этом учителю;
    • при купании в естественных водоёмах не следует заплывать за установленные знаки (буйки) и ограждения; почувствовав озноб, нужно выйти из воды, растереться полотенцем и одеться.

Занятие 7. Предупреждение травматизма при проведении подвижных и народных игр

Благоприятно отразиться на состоянии и самочувствии играющих может только правильно организованная и безопасно проведённая игра. Это возможно только при строгом выполнении правил безопасности, которые заключаются в следующем:

    • внимательно слушать и чётко выполнять указания (сигналы) учителя и капитана команды;
    • перед игрой в обязательном порядке выполнить разминочные упражнения;
    • строго соблюдать правила игры, не допускать столкновений, ударов и толчков;
    • при падении правильно сгруппироваться, а после приземления как можно быстрее встать на ноги;
    • при неисправности спортивного инвентаря или оборудования немедленно прекратить игру; возобновлять игру можно только после устранения неисправности.

Занятие 8. Предупреждение травматизма при игре в баскетбол

Наиболее типичными травмами при игре в баскетбол являются вывихи и переломы кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения голеностопного и коленного суставов. Чтобы их исключить, необходимо выполнять следующие правила:

    • играть разрешается только на чистой и сухой площадке с нескользким покрытием;
    • перед игрой необходимо размяться;
    • строго выполнять требования и указания судьи, учителя, тренера и капитана команды;
    • не бросать умышленно и не отбивать мяч в другого игрока;
    • не отбирать мяч у соперника вдвоём, втроём и т. д.; не подставлять ему бедро, не отбирать мяч сзади;
    • во время игры не касаться игроков команды соперников (их нельзя хватать, толкать, удерживать, ударять, тянуть, обхватывать);
    • нельзя сталкиваться с другими игроками при продвижении, умышленно «играть в игрока» (после отдачи мяча или в момент получения передачи врезаться в игрока или отталкиваться от него руками);
    • при ловле мяча нельзя выставлять пальцы рук вперёд;
    • соревнования можно проводить только на спортивных площадках и в залах, соответствующих установленным требованиям правил игры;
    • любые игры (соревновательные и тренировочные) должны проводиться в строгом соответствии с правилами.

Занятие 9. Предупреждение травматизма при игре в волейбол

Волейболисты чаще всего получают травмы при падениях, выполнении прыжков и блокировке мяча. Обычно это растяжение сумочно-связочного аппарата, ушибы тела и пальцев рук, реже — переломы, вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием недостаточной разминки могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава, повреждение коленных суставов. Чтобы не допустить травмирования, надо выполнять следующие профилактические правила:

    • занятия по волейболу должны проводиться на сухой площадке (в зале на сухом полу);
    • при температуре воздуха +10 °С и выше волейболисты должны быть в «короткой» спортивной форме (трусы, майка), а при температуре +9 °С и ниже — в «длинной» (тренировочный костюм);
    • в начале занятия необходимо сделать разминку для всех групп мышц и суставов;
    • перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо проделать несколько специальных разминочных упражнений для мускулатуры пальцев;
    • необходимо научиться технике выполнения падений и приземлений, а во время игры следует использовать защитные приспособления (наколенники, налокотники и др.);
    • нельзя выставлять пальцы рук навстречу летящему мячу, сгибать руки в локтевых суставах при приёме мяча снизу, использовать мячи, не соответствующие стандартам по размерам и массе.

Занятие 10. Предупреждение травматизма при игре в футбол

Повреждения связок, менисков коленных суставов и сумочно-связочного аппарата голеностопного сустава, разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, сотрясение головного мозга, ушибы — наиболее распространённые травмы футболистов. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила:

    • занятия по футболу должны проводиться на поле с ровным покрытием (без ям, канав, бугров, луж, камней и других посторонних предметов), которое расположено вдали от дорожных магистралей;
    • занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры;
    • перед началом занятий необходимо проверить прочность и устойчивость футбольных ворот;
    • во время занятий на футбольном поле, за воротами и в 10 м от них не должно быть посторонних лиц;
    • все занимающиеся должны знать правила профилактики спортивных травм и уметь оказывать первую помощь;
    • перед занятием следует сделать разминку;
    • о плохом самочувствии, боли в мышцах и суставах ног надо сообщить учителю, а при необходимости обратиться к врачу;
    • во время игры необходимо соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приёмы (подножки, хватать, толкать соперников в спину, наносить удары руками и другими частями тела); запрещается опасная игра прямыми ногами и подкаты сзади;
    • при выполнении прыжков, случайных столкновениях и падениях надо уметь применять приёмы самостраховки (приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты).

Занятие 11. Предупреждение травматизма в туристском походе

Травмоопасности в туристском походе, как правило, связаны с реальными препятствиями, часто зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер. Чтобы не допустить травмирования, надо соблюдать следующие правила:

    • перед походом пройти медицинское обследование (получить врачебный допуск) и получить специальный инструктаж для туриста;
    • в поликлинике по месту жительства заранее надо сделать прививки против дизентерии, столбняка и тифа (они обязательны для каждого туриста);
    • в походе группу учащихся должны сопровождать двое взрослых;
    • участники похода обязаны соблюдать установленные правила поведения, режимы передвижения и отдыха; запрещается изменять маршрут похода и самовольно оставлять место расположения группы;
    • продукты, приобретённые у местного населения, можно употреблять в пищу только после термической обработки, а овощи и фрукты перед употреблением надо тщательно мыть и ошпаривать кипятком;
    • надо постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти; личную и общественную посуду после приёма пищи тщательно мыть;
    • о каждом несчастном случае следует немедленно сообщать руководителю туристского похода; для оказания первой помощи группа должна иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

Занятие 12. Оказание первой помощи при травмах

Общий порядок действий при травмировании следующий:

    • немедленно оказать пострадавшему первую помощь;
    • сообщить о происшедшем школьному врачу (медсестре), администрации образовательной организации и родителям;
    • при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или доставить пострадавшего в ближайшую больницу.

Первая помощь может быть оказана на месте самим пострадавшим (самопомощь) или его товарищем (взаимопомощь). Для этого необходимо определить место травмирования, вид и степень полученной травмы, принять решение о действиях по оказанию конкретной помощи. Все приёмы оказания первой помощи должны быть щадящими. Грубое вмешательство может навредить пострадавшему и ухудшить его состояние.

Наиболее распространёнными видами травм являются ранения, кровотечения, переломы, вывихи, ушибы, растяжения мышц, потёртости, солнечные и тепловые удары и переохлаждения.

Ранения могут быть поверхностными (ссадины) и глубокими, признаками которых являются боль и кровотечение. Оказывая первую помощь при ранении, травмированное место надо обработать перекисью водорода (йодом, зелёнкой) и наложить повязку.

К кровотечению приводит любое механическое повреждение сосудов. Первая помощь при этом прежде всего должна быть направлена на остановку кровотечения. Это можно сделать следующими способами:

    • при слабом кровотечении придать повреждённому месту приподнятое положение и наложить на рану давящую повязку;
    • при сильном артериальном кровотечении прижать пальцами артерию несколько выше раны, затем наложить кровоостанавливающий жгут на 3—5 см выше раны, но не более чем на 1,5 ч летом и 1 ч зимой;
    • при носовом кровотечении надо усадить пострадавшего так, чтобы его спина была выпрямлена; большим и указательным пальцем плотно прижать крылья носа к перегородке на 5—7 мин; если кровотечение не прекращается, следует в носовые проходы ввести ватные жгутики, смоченные перекисью водорода, и наложить холодный компресс на переносицу; если носовое кровотечение не удаётся остановить в течение 30—35 мин, пострадавшего надо доставить в сидячем положении в лечебное учреждение.

При переломах полностью или частично нарушается целостность кости. Пострадавший ощущает резкую боль, в месте травмы наблюдается припухлость и кровоизлияние (синяк). Наиболее подвержены переломам конечности. Оказывая помощь, необходимо обеспечить пострадавшему покой и неподвижность повреждённой конечности, зафиксировав два ближайших к месту перелома сустава специальными шинами или при помощи подручных средств (планок, реек, дощечек). Если повреждён позвоночник, пострадавшего надо уложить на жёсткие носилки или деревянный щит и доставить в больницу.

Вправлять суставные вывихи может только врач. Самостоятельно это делать нельзя. Признаком травмы является резкая боль при движении. Необходимо обеспечить повреждённой конечности покой, зафиксировав её с помощью линейки или планки, направить пострадавшего к врачу.

При ушибе пострадавший ощущает боль, в месте травмы появляются припухлость и синяк. Последовательность оказания первой помощи следующая: придать возвышенное положение травмированной части тела, приложить к месту ушиба холодный компресс или лёд на 20—30 мин, наложить тугую повязку.

Признаками растяжения мышц являются боль и припухлость. Необходимо на повреждённое место наложить холодный компресс и тугую повязку, по возможности ограничить движения до полного выздоровления.

Тесная одежда и неудобная обувь могут стать причиной потёртостей, чаще всего на руках и ногах. Место травмы необходимо промыть перекисью водорода и наложить стерильную повязку или наклеить бактерицидный пластырь.

Длительные и напряжённые занятия физическими упражнениями в жаркие дни под прямыми солнечными лучами или в тёплой одежде могут привести к солнечному либо тепловому удару. Их симптомы: головокружение, слабость, тошнота, тяжесть в ногах, побледнение кожи, иногда потеря сознания. При появлении этих признаков пострадавшего надо поместить в тень, приподнять его голову, расстегнуть ворот верхней одежды и положить смоченное в воде полотенце (платок, косынку) на голову и на область сердца.

При переохлаждении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в тёплое помещение и согреть с помощью одежды, одеял, грелок. Если возможно, поместить его в ванну. В течение 20—30 мин температуру воды постепенно повышать от +20 до +40 °С, одновременно дать ему горячего сладкого чая.

Итоговое тестирование

К какой группе относятся повреждения, вызванные падениями, ударами и столкновениями на уроках физической культуры?
Чем характеризуется закрытая травма?
Какие меры входят в алгоритм первичной оценки состояния пострадавшего?
Что относится к основным мерам профилактики травматизма на уроках физической культуры?
Для чего предназначены специальные аптечки первой помощи в образовательных учреждениях?
Какой порядок действий правильнее всего предпринять при подозрении на перелом кости у ученика?
Сколько минут можно держать холод на месте ушиба?
Каковы признаки открытого перелома?
Как называется синдром, характеризующийся резким снижением артериального давления вследствие острой кровопотери?
Назовите правильную последовательность шагов при оказании первой помощи человеку, потерявшему сознание:

 

Корзина