Цель: Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области преподавания биологии на углублённом уровне в 7-9 классах, включающих знание современных методик и технологий обучения, понимание междисциплинарных связей и умение реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП, что обеспечит высокое качество биологического образования и развитие научного мировоззрения обучающихся.
Объём: 36 часов.
Современные методики преподавания биологии на углублённом уровне.
Методики оценки достижений обучающихся на углублённом уровне.
Современные научные достижения и биологические концепции.
Разрабатывать рабочие программы по биологии для углублённого уровня с учётом требований ФГОС и ФОП.
Разрабатывать и применять инновационные образовательные технологии.
Организовывать практическую деятельность обучающихся с использованием современного оборудования.
Использование современных научных достижений в учебном процессе.
Применение инновационных образовательных технологий для организации обучения по биологии на углублённом уровне.
Организация практической деятельности обучающихся на уроках биологии углублённого уровня.
Во ФГОС ООО (2021 г.) помимо базовых требований к изучению предметов впервые разработаны требования к изучению углублённого уровня трёх естественно-научных дисциплин: физики, химии, биологии. В других предметах изучение содержания школьного курса уже давно предусматривается на базовом и углублённом уровнях, к таким предметам следует отнести математику. Она предполагает «массовое углубление» базисным учебным планом и выстроенную «вертикаль углубления» математических знаний в основной школе и в системе дополнительного образования. Отсутствие программы по биологии углублённого уровня для интересующихся предметом школьников заставило нас познакомиться с опытом изучения биологии ООО предыдущих лет.
Для интересующихся биологией обучающихся в целях углубления знаний были предусмотрены занятия в кружке юных натуралистов. Некоторые кружки юннатов становились оазисами исследовательской и просветительской работы. Юннатское движение получило широкое распространение. Во внеклассной работе сочетались индивидуальные и массовые формы работы. О результатах своей научной деятельности учащиеся докладывали на уроках биологии (формирование условных рефлексов у морских свинок, рыбок и др.).
В 60-х годах ХХ века разрабатывались программы и пособия для факультативных курсов по биологии, которые были направлены на изучения некоторых разделов биологии, например, физиологии растений, животных, человека и др. Они были вынесены из сетки часов, выбирались по желанию. Использовались факультативы для углублённого изучения биологии, как правило, в 9-10 классах из-за сложности рассматриваемого материала и изучались в течение 34 часов (1 час в неделю). Приведём названия некоторых пособий факультативных курсов: Физиология человека. Пособие для факультативных занятий в IХ-Х кл. Хрипкова А.Г., Миронов В.С., Шепило И.И. М.: «Просвещение», 1971; Физиология растений. Учебное пособие по факультативному курсу для IХ класса. Генкель П.А. М.: «Просвещение», 1974. Следует отметить, что пособия были выпущены большими тиражами, соответственно 90 и 60 тысяч экземпляров, что свидетельствует о большом интересе широкого круга читателей к литературе данного содержания.
Помимо этого, на уроках и во внеклассных занятиях учитель имел возможность использовать пособия для учащихся, где был предложен дополнительный материал для чтения, это были книги для чтения и хрестоматии, которые разрабатывались для школьников 11-15 летнего возраста и соответствовали программе школьного курса. Назовём некоторые из них: Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Зверев И.Д., Книга для чтения по зоологии. Молис С.А. и Книга для чтения по ботанике (Трайтак Д.И.).
В 90-е годы ХХ века учителя имели возможность разрабатывать собственные рабочие программы и издавать учебные пособия, которые утверждались на методических объединениях. Были созданы элективные курсы для старшей и основной школы, одна из серий элективных курсов была разработана совместно сотрудниками Российской академией образования и издательства Вентана-Граф. Также были разработаны программы и курсы для предпрофильного обучения. Лабораторией дидактики обучения биологии ИСМО РАО было предложено пособие для обучающихся 9 класса модульного типа, состоящего из небольших тем: Животные города – 3 часа, Биотехнология на службе у человека – 4 часа и др. В школах формировались группы в системе дополнительного образования, занимающиеся подготовкой к ОГЭ. Также предусматривались занятия по реализации проектной и исследовательской деятельности. Были созданы классы при разных образовательных организациях для учащихся с углублённым изучением биологии, например, университетах (очно-заочная форма), открывались специализированные школы. Быстро развивалось олимпиадное движение. В них стали принимать участие обучающиеся с 7 класса. В настоящее время на некоторые олимпиады стали приглашаться обучающиеся 5-6 класса. Ни в одной другой стране мира олимпиадам для школьников не уделяется столько внимания как в нашей стране. Большое значение в поддержке одарённых детей в России играет образовательный центр «Сириус».
На основании проанализированного опыта работы с интересующимися биологией детьми, мы выбрали классический курс изучения углублённого уровня биологии, отказались от модульного изучения предмета, которое способствует не системному изучению предмета, а развитию клипового мышления. Основой для углублённого уровня служит базовое образование. Начинается изучение биологии с 7 класса, по своим психолого-физиологическим возможностям учащиеся этого возраста готовы к восприятию более сложного содержания.
Одна из принципиальных трудностей отбора содержания — нарушение межпредметных связей с физикой и химией, особенно с химией, изучение которой начинается только с 8 класса. Трудно вести разговор о неорганических и органических веществах, не зная, что такое вещество, растворимость веществ, концентрация растворов и др. Формирование таких физиологических понятий, как «диффузия», «осмос», «тургор» затруднительно без знания химических закономерностей. Тем не менее считаем, что всё-таки сделать это возможно силами предмета и знаний, полученных из ранее изученных предметов и других источников (СМИ, ресурсы Интернета).
Программа по биологии основного общего образования (углублённый уровень) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Программа по биологии ориентирована на обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению биологии, и направлена на формирование естественно-научной грамотности и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности биологии в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам обучения на углублённом уровне, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов основного общего образования.
Программа включает распределение содержания учебного материала с 7 по 9 класс, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания с учётом возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на углублённом уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.
Биология вносит существенный вклад в развитие у обучающихся научного мировоззрения, включая формирование представлений о методах познания живой природы, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их применять в разнообразных жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка на углублённом уровне способствует развитию мотивации к изучению биологии, пониманию обучающимися научных принципов организации деятельности человека в живой природе, позволяет заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, способствует овладению обучающимися специальными биологическими знаниями, закладывающими основу для дальнейшего биологического образования.
Целями обучения биологии на уровне основного общего образования (углублённый уровень) являются:
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии на углубленном уровне, – 272 часа: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор при проведении лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.
Содержание учебного предмета «Биология» в 7 классе
В содержании углублённого уровня обучения предмета включены темы:
I. Введение (цитология, вирусология, современная классификация организмов, методы научного познания в биологии).
II. Бактерии и археи.
III. Многообразие одноклеточных эукариот.
IV. Архепластидные, или Растения
Введены новые дидактические единицы: Введение (вирусология), в теме II рассматриваются бактерии и археи, ранее не изучаемые в школьном курсе биологии, в теме III изучается многообразие одноклеточных эукариот, включающее ранее изучаемых, так называемых «одноклеточных животных», которых нет в современной классификации животного мира. Помимо включённых новых дидактических единиц, пересмотрено также уже имеющееся содержание тем.
Содержание учебного предмета «Биология» в 8 классе
I. Грибы и грибообразные организмы.
II. Животные:
Содержание учебного предмета «Биология» в 9 классе
В разделе выделена отдельная тема «Иммунитет человека» в связи с её актуальностью в настоящее время. Человечество планеты столкнулось с мощным вызовом современности – новой инфекционный угрозой в виде COVID – 19. Это явление заставило ещё раз задуматься над тем, что жизнь человека является наивысшей ценностью, и она настолько хрупка, что нуждается в защите от различного рода угроз. Выделение темы в самостоятельную единицу связано также с осуществлением прорывных исследований в области некоторых разделов иммунологии — трансплантологии, патологии иммунной системы, разработки новых технологий для защиты от инфекционных заболеваний. В раздел также включена тема новая тема «Генетика человека», она формирует как теоретические знания, так и знания практического характера.
Подробное содержание смотрите в ФРП по биологии (углублённый уровень) 7-9 классы
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования, должны отражать следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
Базовые исследовательские действия:
Работа с информацией:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
Совместная деятельность:
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
Принятие себя и других:
Предметные результаты освоения программы по биологии (углублённый уровень) к концу обучения в 7 классе:
Предметные результаты освоения программы по биологии (углублённый уровень) к концу обучения в 8 классе:
Предметные результаты освоения программы по биологии (углублённый уровень) к концу обучения в 9 классе:
Тематическое планирование смотрите здесь
В программах базового и углублённого уровней ООО сформулированы цели и задачи биологического образования. При их сравнении следует заметить, что в базовом обучении цели расписаны более подробно.
Цели изучения биологии (базовый уровень):
Цели изучения биологии (углублённый уровень):
В программе основного общего образования цели расписаны детально для того, чтобы учитель мог выстроить основные акценты в процессе реализации содержания курса. В программе углубленного уровня цели представлены в более «свернутом» виде, чтобы подчеркнуть основные подходы и особенности, реализуемые в содержании программы углубленного уровня.
Задачи углублённого уровня изучения биологии раскрывают смысл целей, приведём их:
Исходим из целей изучения учебного предмета «Биология».
Цель биологического образования:
Интерес – важный мотив обучения. Например, при изучении темы «Клонирование растений. Микроклональное размножение растений. Клеточная инженерия как современная технология размножения растений» в 7 классе обучающимся будет интересно узнать, что полученный посадочный материал с помощью микроклонального размножения лишён инфекций, меристемы их не имеют.
Обучающиеся смогут по-новому взглянуть на растительный организм, его целостность, они обсудят с учителем, что у растений, как и у животных, происходит выделение продуктов метаболизма (млечный сок в млечниках, смола в смоляных ходах и др.), синтезируются биологически активные вещества, например, гормоны, имеется иммунитет, выводятся сорта растений, невосприимчивых к заболеваниям (новые сорта).
При изучении темы «Физиология и жизнедеятельность растений» обучающиеся рассмотрят в 7 классе темы:
При изучении животных обучающиеся узнают о распространённых инфекционных заболеваниях у домашних животных, о принципах профилактики и лечения распространённых инфекционных заболеваний домашних животных. На этих примерах формируется естественнонаучная грамотность (ЕНГ). Обучающиеся вспомнят о новых терминах, с которыми познакомились в условиях массового заболевания при встрече с COVID – 19: эпидемия, пандемия. Учитель приведёт в качестве примеров термины из мира растений и животных:
Обучающиеся проведут аналогию с заболеваниями животных, рассмотрят некоторые эпизоотии и панзоотии.
В теме раздела 9 класса «Общий обзор клеток и тканей организма человека» интересным будет материал о клеточном старении, запрограммированном разрушении организма человека, онкологических заболеваниях, причинах увеличения их количества у пожилых людей:
У всех обучающихся без исключения возникают вопросы о долгожительстве организмов. Информация о стволовых клетках поможет разобраться в проблемах сохранения молодости организма.
Цель биологического образования, обозначенного в программе – развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с биологий, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
В программе уделяется внимание более ранней профориентации учащихся, которая будет проводиться уже с 7 класса. Изучение углублённого курса биологии предполагает выделение биологической группы обучающихся, интересующихся предметом, в которой будут учиться достаточно разные подростки: проявляющие любопытство, любознательность или стойкий интерес к предмету. В группе могут находится семиклассники, которые уже определились или определяются с будущей профессией. Учащихся, которые задумались о биологической профессии, конечно, будет не так много. В группах с углублённым изучением биологии могут оказаться талантливые и одарённые подростки – участники будущих олимпиад. Одна из целей программы – развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с биологий, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
В целях усиления профессиональной ориентации биологического образования предполагается:
ФГОС ООО выделяет следующие умения:
1) умение характеризовать систему биологических наук, включающую в себя молекулярную биологию, цитологию, гистологию, морфологию, анатомию, физиологию, генетику и экологию;
…
3) умение свободно оперировать знаниями анатомии, гистологии и физиологии растений, животных и человека.
Согласно ФГОС ООО, в программе для обучающихся приведён расширенный список биологических наук, с которым они знакомятся: молекулярная биология, цитология, гистология, морфология, анатомия, физиология, генетика и экология и др.
Одной из целей обучения биологии является: формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека.
Для её реализации обучающиеся знакомятся с общими методами биологических исследований: наблюдением, экспериментом, сравнительным, историческим, описательным, математической обработкой, моделированием, световой и электронной микроскопией, современными химическими и физическими методами исследований и др.
При изучении каждого раздела обучающиеся узнают о частных методах исследования на конкретных науках, так, например, при изучении ботаники обучающимися используются специальные методы ботанических исследований: сбор растений, гербаризация, классификация растений, определение растений и др.
В целях профориентации обучающимся будет интересно узнать о профессиях людей, связанных с ботаникой и экологией, зоологией, а также с биологией, химией, физикой, математикой, информатикой. Учитель познакомит учащихся с атласом современных профессий, расскажет о появлении новых специальностей в сфере занятости человека, его перспективах.
Биологические профессии:
Учащиеся должны овладеть знаниями о современных биологических профессиях, например, познакомится с профессией биоинженер — квалифицированный работник, занимающийся изучением материй и организмов с целью создания новых продуктов и для поиска решений вопросов медицины и генетики. Благодаря его деятельности появилось искусственное сердце, всевозможные протезы, сложные медицинские аппараты. Одним из направлений этой области является генетическая инженерия. Результатом работы биоинженеров стало появление инсулина, интерферона, гормона человеческого роста, появились искусственные человеческие органы, ГМО.
Девятиклассникам, в целях знакомства с медицинскими профессиями, следует рассказать об узкой специализации врачей: эндокринология, кардиология, гастроэнтерология, гепатология, ревматология, маммология и др. Эти знания необходимы в дальнейшей жизни при необходимости обращения к врачу определённого профиля, что даёт возможность применить полученные знания на практике (ЕНГ).
Для получения знаний о биологических профессиях обучающимся овладевают приёмами работы с биологической информацией: узнают о современных достижениях в области биологии, читают и анализируют статьи, готовят сообщения и доклады, работают над презентациями.
ФГОС ООО предполагает воспитание экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. Эта цель обучения биологии раскрывается при формировании природоохранных и здоровьесберегающих компетенций на содержании практически каждой темы программы.
В программе сочетается теоретическая и прикладная составляющие биологической науки, которые заявлены во ФГОС ООО на углублённом уровне. Процитируем требования стандарта к биологическому обучению (положения 2, 4, 6; с.116-117):
«2) знание основных положений клеточной теории, основ эволюционной теории Ч. Дарвина, законов Г. Менделя, хромосомной теории наследственности Т. Моргана;
4) понимание механизма самовоспроизведения клеток; представление о митозе и мейозе, …о генах и геноме, об основах генетической инженерии и геномики, понимание значение работ по расшифровке геномов вирусов, бактерий, грибов, растений, животных.
6) понимание целей и задач селекции и биотехнологии, основные принципы и требования продовольственной безопасности и биобезопасности».
Выделим в стандарте вопросы теоретического содержания: «знание основных положений клеточной теории, основ эволюционной теории Ч. Дарвина, законов Г. Менделя, хромосомной теории наследственности Т. Моргана», а также прикладного применения: «представление об основах генетической инженерии и геномики, понимание значение работ по расшифровке геномов, понимание целей и задач селекции и биотехнологии» и реализовали их в ПРП ООО углублённого уровня. Так была, например, разработана тема «Генетика человека», включающая общие закономерности, применимые к человеку, и практическое их решение: «Генные, хромосомные и геномные заболевания…, Распределение частот аллелей в популяции. Закон Харди-Вайнберга…, Секвенирование генома как инструмент, позволяющий прогнозировать фенотип человека и других живых организмов и др.», ФРП ООО (с. 45).
Практическая направленность курса хорошо применима к материалам раздела «Человек и его здоровье». В темах присутствуют сведения о новых методах диагностики болезней, современных методах лечения и предупреждения заболеваний. Так обучающиеся узнают о помолодевших заболеваниях: гипертоническая болезнь, сердечная недостаточность, атеросклероз коронарных сосудов, инфаркт миокарда и т. д. Они познакомятся с операциями по устранению этих серьёзных недугов: шунтирование, ангиопластика, трансплантация сердца; осознают, что при заблаговременном обращении к врачу можно предупредить эти неприятные события.
В программе по биологии впервые применяется термин «аутоиммунное» заболевание, а «хеликобактер» рассматривается как фактор развития гастрита и язвы желудка.
В тематическом планировании рассмотрены различные виды деятельности, формируемые при изучении биологии на углублённом уровне, они приведены к каждой теме курса. Тема «Иммунные системы» включает следующие виды, используемой на уроках деятельности: «Классифицирование типов иммунитета, объяснение его значения в жизни человека. Обсуждение роли вакцин и лечебных сывороток для сохранения здоровья человека. Сравнение свойств Т- и В-лимфоцитов, а также обеспечиваемых ими типов иммунитета. Исследование причин развития аутоиммунных заболеваний, аллергических реакций. Изучение роли микробиома в функционировании иммунной системы. Обоснование значения трансплантологии».
В ФРП также приведены виды деятельности, направленные на выполнение и осмысление практических работ: «Исследование действия ферментов слюны на крахмал, обсуждение результатов», «Измерение кровяного давления, обсуждение результатов исследования» и др.
В программе приведены демонстрации опытов, расширенный перечень лабораторных и практических работ, обеспечивающих овладение обучающимися навыками организации и проведения наблюдений и постановок биологических экспериментов: выдвижение гипотез, определение целей, объяснение результатов опытов и т.д. Учитель выбирает лабораторные и практические работы в зависимости от технического обеспечения кабинета и других факторов.
Одна из общих проблем обучения биологии – это пересмотр назначения биологических знаний в учебном предмете, вследствие усиления внимания к биологическим и медицинским исследованиям. В программу включены знания об экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), предимплантационном скрининге. Приведённые термины вошли в нашу жизнь, стали повседневными.
Многие люди обрели счастье материнства и отцовства благодаря современному методу – получения детей из пробирки. Исходя из посыла ФГОС ООО о пересмотре назначения биологических знаний, в тему «Генетика человека» 9 класс включены следующие сведения, применимые на практике: «Медицинская генетика. Построение родословных при анализе определённых признаков. Роль генетических анализов при планировании и контроле беременности. Секвенирование генома как инструмент, позволяющий прогнозировать фенотип человека и других живых организмов, а также вирусов. Биоинформатические инструменты анализа геномов. Методы направленного изменения геномов организмов. Генетическая инженерия. Геномное редактирование. Этические аспекты внесения изменений в геномы различных организмов, в том числе человека».
С каждым годом увеличивается число супружеских пар, посетивших генетические консультации и прибегнувших к современным генетическим исследованиям. Недалёк тот час, когда генетические дефекты, выявленные у плода задолго до рождения, будут устраняться.
В выделенной новой теме «Иммунная система» приведены материалы об органах иммунной системы, их роли в формировании иммунитета, роли микрофлоры человека в обеспечении организму нормального иммунитета, восстановлении бактериального состава при использовании антибиотиков, реакции гиперчувствительности, в том числе аллергии.
Инновационным элементом содержания в ФРП ООО углублённого уровня является использование современной классификации организмов. В ФРП произошло «вынесение за скобки», так называемых, одноклеточных эукариотических организмов из раздела «Животные», которые с момента их описания на протяжении нескольких веков изучались как одноклеточные животные. В программе выделена тема, посвящённая многообразию одноклеточных эукариот, являющихся неоднородной по происхождению группой. Новый подход в систематике организмов считаем своеобразной «пробой пера» в отборе биологического содержания для углублённого уровня изучения курса биологии. В школьной практике преподавания биологии это было сделано впервые.
Подводя итоги сказанному, отметим, что в обучении углублённого уровня учебного предмета Биология в большей степени необходимо реализовывать следующие направления:
Важной составляющей планируемых результатов не только биологического образования, но физического и химического является формирование естественнонаучной грамотности (ЕНГ), как интегративного результата обучения естественнонаучных учебных предметов. Естественнонаучная грамотность определяет способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, связанных с практическим применением достижений естественных наук.
Естественнонаучная грамотность предполагает наличие следующих компетентностей:
Каждая из выделенных компетентностей включает умения, которые соответствуют требованиям по метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы ФГОС ООО естественнонаучных учебных предметов.
Например, универсальные познавательные действия:
Универсальные регулятивные действия:
Таким образом, формирование естественнонаучной грамотности является составной частью достижения результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Формирование естественнонаучной грамотности предполагает использование учителем проблемного обучения. Проблемное обучение ориентировано на формирование устойчивых мотивов учения, познавательной самостоятельности обучающихся, в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.
Этапы реализации проблемного обучения включают:
Использование в образовательной практике учебных заданий, рассматривающих проблемные жизненные ситуации, для решения которых необходимо применение естественнонаучных знаний и выработанных в ходе их освоения познавательных и практических умений, способствует формированию естественнонаучной грамотности обучающихся. При этом речь идет о заданиях, в которых необходимо применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, использование достижений естественных наук в объяснении законов, явлений и процессов.
Такие задания в учебном процессе могут выполнять как проверочную (контрольную) функцию, так и функцию обучающую и развивающую.
Изначально сформулированная в таком учебном задании проблемная ситуация вызывает у обучающегося интеллектуальное затруднение, которое возникает в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новой учебной или реальной жизненной ситуации. Это побуждает школьника к актуализации имеющихся знаний и поиску еще неизвестного знания, отношения, способа действия, необходимого для решения конкретной проблемной ситуации. В результате у обучающихся формируется творческая активность, самостоятельность мышления, мотивация и интерес к изучаемым понятиям, законам, явлениям и процессам. Формируются способы деятельности как анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция сравнение, обобщение, классификация, и др. Учителю необходимо лишь направлять обучающихся на решение проблемы, организуя ее поиск. Ученик становится активным участником своего обучения и как результат у него формируются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Таким образом, использование в учебном процессе заданий проблемного характера ориентировано на формирование интереса и мотивации, стимулирования обучающихся к активизации знаний, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных ситуаций.
Международные исследования уровня и качества подготовки обучающихся общеобразовательных школ показывают, что усваиваемые российскими школьниками знания часто существуют изолированно от практических умений или же с большим трудом применяются ими в практической деятельности. Достаточно часто школьники, хорошо знающие законы физики, химии и биологии не могут применить их на практике, не понимают значения физических, химических и биологических явлений в современных технологиях и технологических процессах.
Вместе с тем, реализация исследовательского метода обучения в образовательном процессе предполагает организацию учебного процесса на основе активной поисковой деятельности учащихся, направленной на творческое усвоение и применение знаний на практике. Учебный предмет «Биология», предоставляет обучающимся реальную возможность применить на практике и творчески использовать знания естественнонаучных учебных предметов в наблюдениях и исследованиях. Содержание учебного материала по биологии создает дидактически активную среду, которая способствует продуктивной познавательной и мыслительной самостоятельности обучающихся, формирует исследовательское поведение и такие способы деятельности как наблюдение, эксперимент, измерение, описание, вычисление и др. Кроме того постановка и проведение эксперимента способствует наиболее полной самостоятельности обучающихся.
Однако следует отметить, что формирование умений проведения естественнонаучного эксперимента в процессе обучения биологии, имеет особенности. Постановка и проведение некоторых экспериментов требует достаточного большого количества времени, поэтому использование их в урочной деятельности затруднительно. Выполнение таких исследований возможно, например, в процессе индивидуальных или групповых исследовательских или проектных работ обучающихся с последующим обсуждением полученных результатов на уроке. Организация такой деятельности на уроках чрезвычайно важна, поскольку способствует развитию коммуникативных УУД: умения планировать организацию совместной работы, определять в ней свою роль, выражать свои мысли в устной и письменной формах, сотрудничать с одноклассниками и взрослыми.
Использование в учебном процессе заданий с исследовательской направленностью и с актуальными для школьников сюжетами исключает механическое воспроизведение знаний, развивает у обучающихся способность в дальнейшем объяснять естественнонаучные законы, явления и процессы на основе результатов экспериментов или исследований. Важным на каждом возрастном этапе остается обращение к личностно значимой жизненной ситуации, что и определяет заинтересованное отношение учащегося, его желание найти оптимальную модель решения актуализированной проблемы.
Использование учебных заданий по формированию естественнонаучной грамотности, с одной стороны, позволяет получить исходную информацию об уровне и качестве естественнонаучной грамотности учащихся. С другой стороны, она позволяет представить, что входит в структуру и содержание естественнонаучной грамотности, какие элементы являются приоритетными, на что должен быть направлен процесс совершенствования естественнонаучной грамотности учащихся, а также позволяет в дальнейшем отслеживать динамику развития образовательных результатов обучающихся.
Использование в учебном процессе учебных заданий по естественнонаучной грамотности будет способствовать формированию конкретных умений, составляющих основные предметные и метапредметные результаты обучения школьников. Включение в учебный процесс таких заданий, способствует применению знаний в повседневной жизни для решения личных и общественно значимых проблем или задач. Очевидно, что увеличение доли таких заданий в учебном процессе позволит повысить качество предметной естественнонаучной подготовки обучающихся. Примеры использования учебных заданий приведены во втором разделе методического пособия.
инфузория-туфелька. Инфузория-туфелька, как натуральный объект, наиболее доступна для изучения с помощью микроскопа. На лабораторном занятии учащиеся под руководством учителя смогут рассмотреть форму тела туфельки, реснички (при большом увеличении), способ передвижения. Также можно предложить учащимся выполнить маленький эксперимент по выявлению раздражимости туфелек на действия поваренной соли.
Как получить культуру инфузорий-туфелек?
Инфузорий для эксперимента можно получить путём следующих приготовлений:
При использовании воды из водоёма велика возможность получения других животных: нематод, личинок насекомых и др., которые съедят инфузорий.
Наблюдать за движением инфузорий-туфелек можно невооружённым глазом, объекты достаточно крупные 0,1 – 0,3 мм, но лучше в этих целях использовать четырёхкратные лупы или микроскоп с небольшим увеличением.
Лабораторная работа. Наблюдение за внешнем строением и передвижением инфузории-туфельки
Цель работы: изучение особенностей строения и передвижения инфузории-туфельки.
Оборудование: пробирка с культурой инфузории-туфельки, микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекло, вата.
Ход работы:
Подведение итогов
Выводы: Учащиеся делают выводы о форме тела и способе передвижения организма за счёт ресничек (15000).
инфузория-туфелька — это целостный организм, для которого характерны определённые признаки (клеточное строение, передвижение и др.).
Лабораторная работа. Влияние раздражителей на действия инфузории-туфельки
Цель работы: изучение инфузории-туфельки на действие различных факторов среды.
Проблема: На любой организм в течение всей жизни действуют всевозможные факторы. инфузория-туфелька, как и любой другой организм реагирует на воздействие температуры, веществ, света и др.
Гипотеза: Одни факторы среды действуют на инфузорию-туфельку положительно, другие – отрицательно. Подтвердить, какое воздействие (положительное или отрицательное) окажут на инфузорию-туфельку следующие факторы: поваренная соль, пищевая сода, сахар, йод.
Оборудование: пробирка с культурой инфузории-туфельки, микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла, стеклянная палочка, препаровальная иголка. Используемые вещества: вода, поваренная соль, пищевая сода, сахар, йод.
Ход работы:
Подведение итогов
Вопросы для обсуждения:
Выводы:
На изучение темы отводится два часа учебного времени. Реализация данной темы направлена на достижение обучающимися следующих образовательных результатов:
Основное содержание темы
Морфология побега. Строение облиственного побега. Узел. Междоузлие. Метамерность. Разнообразие побегов. Укороченные и удлинённые побеги. Вегетативные и генеративные побеги. Положение побега в пространстве. Видоизменённые побеги.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Исследование на живых объектах или на гербарных образцах морфологии побега. Раскрытие функций видоизменённых побегов. Методические рекомендации по организации образовательного процесса.
Предлагается следующее распределение учебного времени:
Рассмотрим методические рекомендации по организации образовательного процесса на примере урока по теме: «Видоизмененные побеги».
Урок. Видоизмененные побеги (1 ч)
Тип урока: Урок открытия новых знаний, умений, навыков, (урок – исследование).
Структура урока:
Цель урока: формирование понятий: видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица; изучение строения видоизмененных побегов, их биологическом и хозяйственном значении; развитие навыков самостоятельной и групповой работы в процессе проведения лабораторной работы и в процессе выполнения заданий по естественнонаучной грамотности.
Используемые методы: Проблемное изложение с элементами дискуссии и игровых ситуаций.
Оборудование: компьютер, электронная доска, образцы видоизмененных побегов, оборудование для проведения лабораторной работы по исследованию строения корневища, клубня, луковицы; презентация опыта, проведенного учащимися самостоятельно.
Ход урока
В целях активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо поставить проблемный вопрос: Почему корневище, клубень, луковицу называют видоизмененными побегами?
Ответ на вопрос учащиеся получат в ходе проведения урока.
В начале урока учитель организует группы для выполнения лабораторной работы.
Ученики сами распределяют функции каждого участника группы. Каждая из групп выполняет работу по исследованию одного из видоизмененных побегов: корневища, клубня или луковицы.
Лабораторная работа. Исследование строения видоизмененных побегов
Оборудование: у каждой группы имеется один из видоизмененных побегов: корневище, клубень или луковица; нож; таблицы
Цель работы: исследование строения видоизмененных побегов: корневища, клубня, луковицы.
Ход работы первой группы обучающихся:
Аналогично проводится лабораторная работа второй группой обучающихся с корневищем.
Ход работы третьей группы обучающихся:
После выполнения лабораторных опытов проводится обобщающая беседа по вопросам:
Предлагаем изучение учебного материала о биологическом и хозяйственном значении видоизмененных побегов: корневища, клубня, луковицы с использованием комплексного задания по естественнонаучной грамотности «Тюльпаны».
Представленные задания помогут актуализировать знания обучающихся о значении видоизмененных побегах, а также привлечь личный опыт учащихся по выращиванию луковичных растений.
Постановка проблемы: Оле очень нравятся тюльпаны, и она решила сама вырастить эти замечательные растения. Она задумалась, как можно получить цветущие растения именно к празднику 8-е Марта? Она заинтересовалась этим вопросом и узнала, что если создать специальные условия для развития растений, то можно получить цветущие растения в любое время года. Такой способ выращивания растений называется выгонкой. В процессе роста растения питаются в основном за счет питательных веществ, накопленных в луковице, поэтому успех во многом зависит от того, какие луковицы отобраны для посадки.
Задание 1. Какие луковицы необходимо отбирать для посадки тюльпанов?
Выберите два верных ответа
Оля подробно познакомилась со строением луковицы тюльпанов и правилами их посадки. Она узнала, что перед посадкой луковиц необходимо снять с них верхние сухие кроющие чешуи.
Задание 2. Объясните, почему необходимо перед посадкой освобождать луковицы тюльпанов от кроющей сухой чешуи?
Оля также узнала, что на каждом этапе выращивания тюльпанов необходимо соблюдать определенные условия. На первом этапе посаженные луковицы помещают в темное, прохладное и влажное помещение. На втором этапе луковицы переносят в теплое, светлое, хорошо проветриваемое помещение для получения цветущих побегов.
Задание 3. С какой целью посаженные луковицы тюльпанов помещают на первом этапе в темное, прохладное и влажное помещение?
Выберите один верный ответ
В одной из книг Оля увидела информацию о том, что сокращение срока пребывания луковиц тюльпана на первом этапе в темном, прохладном и влажном помещении от 18 недель до 14 недель, приводит в итоге к уменьшению длины цветочных побегов.
На рисунке изображены тюльпаны, выращенные с разным сроком пребывания луковиц в темном, прохладном и влажном помещении.
Задание 4. Рассмотрите рисунок и определите, какой период луковицы тюльпанов находились в темном, прохладном и влажном помещении? Ответ запишите в таблицу.
Оля познакомилась с рекомендациями по выгонке тюльпанов. Она узнала, что на каждом этапе выращивания тюльпанов необходимо строго соблюдать температурный режим, освещенность и поддерживать необходимую влажность воздуха. Если не соблюдать рекомендации, то можно получить некачественные растения.
Задание 5. Какие причины могут привести к получению некачественных растений?
Выберите два верных ответа
Оля решила провести эксперимент. Она отобрала одинаковые луковицы тюльпанов и взяла два одинаковых по объему горшочка. Один горшочек она наполнила небольшим количеством почвы и посадила в него несколько луковиц, а другой горшочек наполнила полностью почвой и посадила только одну луковицу. Горшочки с растениями поместила в одинаковые условия.
Задание 6. Какую цель поставила Оля в своем эксперименте? Какой результат она получила?
Обсуждение результатов выполненных заданий
На уроке учителю необходимо организовать совместное обсуждение комплексных заданий.
Задание 1. В этом задании обучающимся предстоит актуализировать знания, полученные на данном уроке, о том, что в видоизмененных побегах откладываются питательные вещества. Чтобы выбрать какие луковицы подходят для посадки, надо обратиться также к тексту, в котором говорится, что растения в процессе роста питаются в основном за счет питательных веществ, накопленных в луковице. Поэтому, чем более крупная и плотная луковица, тем больше питательных веществ в ней находится, тем больше вероятность получения качественных цветущих растений. Из приведенного списка следует выбрать ответы: В. — крупные луковицы; С. — плотные луковицы.
Задание 2. Для выполнения этого задания обучаемся необходимо актуализировать знания, полученные на данном уроке, о строение луковиц и функциях кроющей чешуи. Внешняя кроющая чешуя луковицы достаточно плотная и защищает сочные чешуи от внешних факторов, в том числе от высыхания. Обучающимся предстоит научиться обосновывать прогнозы о протекании процесса. При прорастании корням будет тяжело пробиваться сквозь плотную кроющую чешую. Ответ: Освобождают луковицы тюльпанов от кроющей сухой чешуи для того, чтобы корням было легче проникнуть в почву, и луковицы быстрее укоренились.
Задание 3. При выполнении этого задания обучающиеся научаться применять знания для объяснения явления. Обучающимся предстоит актуализировать знания об основных функциях корня, о том, что рост и развитие любого растения начинается с процесса укоренения. Ответ: Чтобы луковицы укоренились.
Задание 4. Для выполнения этого задания обучающимся предстоит проанализировать приведенную информацию и сделать соответствующие выводы. В приведенном тексте написано, что сокращение срока пребывания луковиц тюльпана на первом этапе в темном, прохладном и влажном помещении от 18 недель до 14 недель, приводит в итоге к уменьшению длины цветочных побегов. Таким образом, чем меньше луковицы тюльпанов находятся во влажном, прохладном и темном помещении, тем короче будет у них длина побега. Самая короткая длина побега на фото у тюльпана под буквой д, значит, луковица находилась во влажном, прохладном и темном помещении наименьшее количество 14 недель. Далее в порядке увеличения длины побега г; в; б; а и соответственно увеличения количества недель — 15; 16;17;18.
Задание 5. Для выполнения этого задания обучающимся предстоит проанализировать информацию и сделать соответствующие выводы. В приведенном тексте написано, что на первом этапе посаженные луковицы помещают в темное, прохладное и влажное помещение. На втором этапе луковицы переносят в теплое, светлое, хорошо проветриваемое помещение для получения цветущих побегов. В тексте также написано, что на каждом этапе необходимо строго соблюдать температурный режим, освещенность и поддерживать необходимую влажность воздуха. Если не соблюдать рекомендации, то можно получить некачественные растения.
Для выбора ответов необходимо проанализировать представленные ответы и выбрать те, где не соблюдался температурный режим, освещенность и влажность воздуха на каждом из этапов.
Задание 6. Данное задание направлено на понимание особенностей естественнонаучного исследования. Умение распознавать и формулировать цель исследования. В задании дано описание эксперимента. Можно предположить, что в первом варианте растениям не будет хватать питательных веществ из-за малого количества почвы в горшочке и большего количества растений на единицу площади, но тюльпаны в процессе роста питаются в основном за счет питательных веществ, накопленных в луковице, поэтому в обоих вариантах растения тюльпанов выросли примерно одинаковыми. Цель данного исследования, экспериментально проверить, что питание растущих тюльпанов происходит за счет питательных веществ, находящихся в луковице. Ответ: Цель исследования: экспериментально проверить, что питание растущих тюльпанов происходит за счет питательных веществ, находящихся в луковице. В обоих вариантах растения тюльпанов выросли примерно одинаковыми.
Совместно с учителем делается вывод о том, что видоизмененные побеги выполняют различные функции: запасание питательных веществ, вегетативное размножение, переживание неблагоприятных сезонов года, возобновление роста в благоприятных условиях. Растения, имеющие подземные видоизмененные побеги, способны длительное время сохраняться живыми, что используется человеком.
При подведении итогов обучающиеся дают оценку ответов участников дискуссий, и проводят оценку собственной деятельности.
На изучение темы отводится один час учебного времени, которое направлено на достижение обучающимися следующих образовательных результатов:
Основное содержание темы
Вегетативное размножение цветковых растений и его значение в естественных условиях и в сельскохозяйственной практике. Основные формы вегетативного размножения: корнями, листьями, надземными и подземными побегами. Размножение прививкой. Работы И. В. Мичурина. Клонирование растений. Микроклональное размножение растений. Клеточная инженерия как современная технология размножения растений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Овладение приёмами вегетативного размножения растений на примере комнатных растений. Раскрытие сущности терминов «клонирование растений», «микроклональное размножение растений», «клеточная инженерия».
Урок. Вегетативное размножение растений (1 ч)
Тип урока: Урок открытия новых знаний, умений, навыков.
Структура урока:
Цель урока: формирование понятий: вегетативное размножение цветковых растений; формы вегетативного размножения: корнями, листьями, надземными и подземными побегами; клонирование растений; микроклональное размножение растений; развитие навыков самостоятельной работы в процессе выполнения заданий по естественнонаучной грамотности.
Используемые методы: Проблемное изложение с элементами дискуссии и игровых ситуаций.
Оборудование: компьютер, электронная доска, мультимедийный проектор презентация «Клонирование растений. Микроклональное размножение растений», таблицы.
Ход урока
Размножение – это главный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет. Вегетативное размножение растений — это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов: корней, стеблей, листьев их частей, а также групп клеток.
Вегетативное размножение широко распространено у диких растений, некоторые из таких растений редко размножаются семенами. Например, ландыш, мята, земляника и многие другие.
Какие вегетативные органы цветковых растений вы знаете?
Оборудование: горшки с подготовленной почвой, комнатные растения: сенполия (фиалка узамбарская), традесканция, хлорофитум, клубни картофеля, стаканы с водой.
Ход работы:
Размножение сенполии (фиалки узамбарской) с помощью листа.
Вывод по результатам наблюдений: вегетативное размножение осуществляется с помощью частей растений, вегетативных органов.
В сельскохозяйственной практике используют формы вегетативного размножения растений, которые не встречаются в дикой природе. Это размножение прививкой и микроклональным размножением растений Размножение растений можно осуществлять и с помощью прививки.
Прививка – это пересадка вегетативных частей одного растения на другое и сращивание их друг с другом. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение, которое прививают – привоем.
В сельском хозяйстве прививка имеет большое значение, так как семена плодовых культур не сохраняют своих сортовых свойств.
Чаще всего используют два типа прививки: стеблевым черенком и одной почкой – глазком. Прививку глазком называют окулировкой. Для прививки глазком (окулировкой) важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.
Прививку черенком проводят весной, когда происходит активное сокодвижение. Черенки срезают у сильных здоровых растений, как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.
Далее учитель предлагает обучающимся продемонстрировать краткие презентации (выступления), подготовленные заранее, о работах И. В. Мичурина по получению новых сортов культурных растений и их обсуждение.
Затем учитель демонстрирует презентацию о микроклональном размножении растений.
Микроклональное размножение растений – это размножение растений с помощью клеток или группы клеток (ткани), образовательной ткани, находящихся на верхушках побегов или на кончиках молодых корней и в некоторых других частях растений. В стерильных условиях их помещают в питательную среду в пробирки и создают благоприятные условия для деления клеток. Через некоторое время в пробирке появляются маленькие зачатки новых растений. То есть в процессе микроклонального размножения из одной или нескольких клеток образовательной ткани образуется новый организм, обладающий всеми свойствами растительного организма от которого были взяты клетки.
Рекомендуется использовать на уроке вопросы комплексного задания: «Прививка растений».
Постановка проблемы. Летом Максим был у своего друга и тот угостил яблоками. Яблоки оказались очень вкусными, и Максим решил посадить семечко этого яблока у себя на даче. Но папа сказал, что из семени, конечно, вырастит яблоня, но таких яблок она не даст. Максим решил узнать, почему выращенная из семени яблока яблоня, не даст таких яблок.
В справочнике Максим прочитал, что семена плодовых деревьев не сохраняют свои сортовые качества. Для того чтобы получить именно этот сорт яблок нужно взять саженец яблони, а затем привить на него почку или побег выбранного сорта яблок. Саженец, на который проводят прививку, называют подвоем, а прививаемая почка или побег привоем. Саженец или подвой — это основа для будущей яблони, поэтому он должен отвечать определенным требованиям. Через его корневую систему будет поступать вода с растворенными минеральными веществами.
Задание 1. Какие требования предъявляют к подвоям?
Выберите все верные варианты ответов.
Максим узнал, что прививка — это пересадка вегетативных частей одного растения на другое и сращивание их друг с другом. Прививка основана на способности дерева залечивать (заращивать) свои раны. Это происходит благодаря тонкому слою активных клеток – камбия. Максим подробно познакомился с внутренним строением стебля. Он также познакомился с тем, как правильно срезать почку (глазок) для прививки.
Задание 2. Объясните, почему почка (глазок) должна быть плотно прижата к подвою?
Максима интересовало, как правильно провести прививку яблони. Папа сказал Максиму, чтобы правильно провести прививку нужно соблюдать определенные правила на каждом этапе выполнения прививки.
Задание 3. Какие правила выполнения прививки сформулированы верно?
Выберите все верные варианты ответов
Стояло лето и Максиму хотелось побыстрее привить понравившийся ему сорт яблок, но папа сказал, что сейчас не получится привить яблоню. Лучшее время для прививки весна до распускания почек.
Задание 4. Почему прививку проводят весной, до распускания почек?
Максим с папой решили провести эксперимент. Они заготовили два привоя: одну почку (глазок) взяли от понравившегося Максиму сорта яблони, а вторую почку (глазок) от понравившегося папе сорта груши. На даче у них росли две яблони. К одной яблони они привили почку (глазок) от понравившегося Максиму сорта яблони, а к другой яблони они привили почку (глазок) от понравившегося папе сорта груши.
Задание 5. Какую гипотезу поставили папа с Максимом в этом эксперименте?
Обсуждение результатов выполненных заданий
Задание 1. Формируемая компетенция: научное объяснение явлений. Формируемые умения применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления. Обучающиеся актуализируют знания, которые они получили на данном занятии, а также личный опыт, о том, что подвой — это основа для будущей яблони, через его корневую систему будет поступать вода с растворенными минеральными веществами, поэтому он должен обладать сильной корневой системой и засухоустойчивостью и морозоустойчивостью. Выбраны ответы: 1 — засухоустойчивость; 3 — сильная корневая система; 4 – морозоустойчивость.
Задание 2. Формируемая компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Формируемые умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Учащимся необходимо проанализировать рисунок и таблицу внутреннего строения стебля. В тексте задания говориться, что прививка основана на способности дерева залечивать (заращивать) свои раны. Это происходит благодаря тонкому слою активных клеток – камбия. Обучающиеся актуализируют знания, которые они получили на занятии о том, что для сращивания привоя с подвоем почка должна быть плотно прижата к подвою. Ответ: Почка (глазок) должна быть плотно прижата к подвою для сращивания привоя с подвоем за счет деления клеток камбия.
Задание 3. Формируемая компетенция: научное объяснение явлений. Формируемые умения применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления. Обучающимся необходимо применить знания, полученные на уроке об этапах выполнения прививки и выбрать верные ответы. Выбраны ответы: 1 — соединить части растений; 2 — сделать надрез на подвое до камбия; 3 — плотно обвязать место прививки.
Задание 4. Формируемая компетенция: научное объяснение явлений. Формируемые умения применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления. В тексте к заданию говориться, о том, что лучшее время для прививки весна до распускания почек. Обучающиеся актуализируют знания, которые они получили на занятии, а также личный практический опыт, о том, что весной до распускания почек происходит активное сокодвижение. Ответ: Прививку проводят весной, до распускания почек, поскольку в это время происходит активное сокодвижение, и привой лучше срастается с подвоем.
Задание 5. Формируемая компетенция: применение естественнонаучных методов исследования. Формируемые умения выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки. Обучающиеся анализируют текст задания, а также актуализируют знания, которые они получили на занятии, о том, что на яблоню можно прививать не только разные сорта яблони, но и разные сорта груши. Ответ: гипотеза эксперимента: возможно ли привить грушу на яблоню.
Совместно с учителем делается вывод о том, что вегетативное размножение растений широко распространено в природе. Это естественный способ размножения и расселения растений. Вегетативное размножения дополняет половое размножение, а в некоторых случаях и заменяет его. Особенность вегетативного размножения состоит в том, что дочерние организмы почти полностью повторяют наследственные свойства материнского растения. Вегетативное размножение растений используется в сельском хозяйстве. При подведении итогов обучающиеся дают оценку ответов участников дискуссий, и проводят оценку собственной деятельности.
На изучение темы отводится одиннадцать часов учебного времени. Изучение данной темы направлено на достижение обучающимися следующих образовательных результатов:
Основное содержание темы
Фотосинтез. Пигменты листа. Пластиды. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Влияние условий на интенсивность процессов фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений (К. А. Тимирязев). Фотосинтез и урожай.
Влияние внешних условий на транспирацию. Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания на уровне листа.
Транспорт неорганических и органических веществ по стеблю. Перераспределение и запасание органических веществ в стебле.
Минеральное питание растений. Поступление воды и минеральных веществ. Корневое давление. Элементы минерального питания (макро- и микроэлементы). Выращивание растений методом гидропоники. Обеспечение условий для дыхания корня.
Почва. Работы В. В. Докучаева о почве. Характеристика почвы. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Удобрения. Нарушения минерального питания растений. Агротехнические приёмы обработки почвы.
Понятие о севообороте и его значении для выращивания сельскохозяйственных культур.
Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Риниофиты — первые наземные сосудистые растения. Появление тканей и органов. Роль древних папоротниковидных. Появление семян. Появление цветков и плодов. Усложнение растительного мира в процессе эволюции. Вымершие растения.
Палеоботаника. Ископаемые остатки растений. Окаменелости. Отпечатки. «Живые ископаемые» среди современных растений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Описание процесса питания и дыхания корня.
Объяснение необходимости воздуха для развития корней.
Наблюдение и анализ процесса поступления воды из почвы в корень, нагнетающего действия корня.
Исследование влияния воздуха на развитие корней.
Наблюдение и анализ передвижения растворов минеральных веществ в стеблях растений при их окрашивании тушью и чернилами (травянистые и древесные растения).
Обоснование причин транспорта веществ в растении.
Наблюдение за процессом выращивания растений на растворе минеральных солей (метод гидропоники).
Выявление и анализ признаков нарушения минерального питания у растений на основе визуальной диагностики.
Объяснение использования зелёных удобрений для роста и развития растений.
Установление взаимосвязей между строением и функциями корня.
Ознакомление с пигментами листа.
Раскрытие сущности световой и темновой фаз фотосинтеза.
Объяснение образования крахмала в зелёных листьях на свету (фигуры Ю. Сакса).
Установление взаимосвязи условий и интенсивности процесса фотосинтеза; влияние фотосинтеза на урожай.
Описание космической роли зелёных растений (К. А. Тимирязев).
Исследование и объяснение величины транспирации в зависимости от изменения факторов среды (температура, влажность, ветер).
Установление взаимосвязей между строением и функциями листа.
Описание этапов эволюционного развития растений на Земле.
Исследование ископаемых остатков растений и «живых ископаемых» современной флоры.
Урок. Минеральное питание. Гидропоника. (2 ч)
Тип урока: Урок открытия новых знаний, умений, навыков (урок – исследование).
Структура урока:
Цель урока: формирование понятий: минеральное питание; поступление воды и минеральных веществ; выращивание растений методом гидропоники; умение проводить наблюдения и эксперименты и делать выводы.
Используемые методы: проблемное изложение с элементами дискуссии и игровых ситуаций.
Оборудование: компьютер, электронная доска, оборудование для проведения демонстрационного опыта, презентация «Минеральное питание растений», презентация обучающихся по результатам проведенного эксперимента, таблицы.
Ход урока
В результате проведенного опыта учащиеся делают вывод о том, что корень поглощает воду. Далее перед учащимися ставится проблема, что поглощает корень из почвы вместе с водой?
Учителем демонстрируется презентация. С помощью корневых волосков растение поглощает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями, то есть осуществляется процесс минерального питания. В почве содержатся различные элементы, но не все они нужны организму. Какие же вещества необходимы для минерального питания растениям? Учеными были проведены многочисленные опыты по установлению веществ, необходимых для минерального питания растений. Оказалось, что растениям для минерального питания необходимы: азот, фосфор, калий и некоторые другие вещества.
Растения поглощают воду с растворенными в ней минеральными веществами, что истощает почву, то есть содержание различных минеральных элементов в почве снижается. В природе поглощенные растением минеральные вещества частично возвращаются в почву с опавшими листьями, плодами и другими частями растений. При выращивании сельскохозяйственных культур, человек собирает урожай, и минеральные вещества не возвращаются в почву. Для восполнения этого дефицита в почву добавляют органические и минеральные удобрения. К органическим удобрениям относятся: навоз, торф, компост и др. Внесение органических удобрений делает почву более рыхлой, она лучше удерживает воду, содержит больше воздуха и минеральных элементов.
К минеральным удобрениям относятся азотные, фосфорные и калийные удобрения и др. Эти удобрения требуются растениям в большом количестве. Кроме того, растениям нужны и другие минеральные элементы, но не в больших количествах. Такие удобрения называют микроэлементами. К ним относятся: калий, кальций, магний, железо, сера, фосфор и др.
Внесение органических и минеральных удобрений проводят в разные периоды роста культурных растений. Органические удобрения лучше вносить в почву до посева семян и посадки растений. Минеральные удобрения напротив важны растительному организму уже в период роста.
Таким образом, для лучшего роста и развития сельскохозяйственных культур вносят органические и минеральные удобрения.
На уроке используются элементы поисковой дискуссии, представление и обсуждение результатов проведенного эксперимента. Однако необходимо понимать, что постановка и проведение эксперимента требует достаточного большого количества времени, поэтому использование такого эксперимента в урочной деятельности затруднительно. Выполнение эксперимента возможно в процессе индивидуальной или групповой исследовательской работы с последующим обсуждением полученных результатов на уроке.
Учащийся демонстрирует проведенный эксперимент. Для эксперимента он взял три одинаковых луковицы, которые поместил в банки. В первую банку налил воду из-под крана, во вторую налил раствор гидрогеля, в третью налил дистиллированную воду. Все варианты выращивания лука находились на подоконнике в одинаковых условиях. Через 2 недели ученик получил результат.
Обсуждение результатов проведенного эксперимента
Цель данного эксперимента – показать эффективный способ выращивания лука. Учащимся нужно сравнить три способа выращивания лука и на основе полученных результатов сделать вывод об эффективности выбранного способа выращивания лука.
В результате эксперимента самым эффективным получился вариант с раствором гидрогеля. Вывод, который делают учащиеся: в варианте с гидрогелем растение хорошо растет и развивается, так как в растворе находятся все минеральные вещества, необходимые для питания растения.
Таким образом, если растение получает все необходимые ему минеральные вещества из питательного раствора, нужна ли им почва?
Какую функцию выполняет почва, кроме обеспечения растений питательными веществами? Она выполняет функцию закрепления растения. А, если растение закрепить или высадить в твердый субстрат (например, гравий) и снабжать его всеми необходимыми минеральными веществами, то станет оно расти и развиваться? Обратимся к опыту.
Вывод: Растение может произрастать, если оно закреплено или в любом субстрате (заменителе почвы), если соблюдается два условия: если оно получает все необходимые минеральные вещества, и его корневая система закреплена.
Сюжет задания связан с необычным и интересным способом выращивания растений – гидропоникой. При выполнении этих заданий учащиеся могут опираться на знания из курса биологии (минеральное питание растений, факторы среды, строение и функции корня).
Постановка проблемы: Дима посмотрел фильм о Вавилонских садах, которые являются одним из семи чудес света. Он узнал, что Вавилонские сады выращивались на искусственной системе водоснабжения, которая подавала богатую кислородом и минералами воду из реки.
Он заинтересовался таким способом выращивания растений и решил узнать о нем больше. В энциклопедии он прочитал, что способ выращивания растений на искусственных средах называется гидропоникой. Корни растений при таком способе выращивания находятся во влажновоздушной, водной или твёрдой (керамзит, гравий) среде. Питание растение получает за счет специального водного раствора, в котором присутствуют все необходимые для роста и развития элементы питания.
Задание 1. Какая из перечисленных сред не используется для корней при выращивании растений с помощью гидропоники?
Выберите один верный ответ
На сегодняшний день выращивание растений с помощью гидропоники получило всеобщее признание и успешно используется в некоторых странах мира. Выращивание растений этим способом эффективно, поскольку вода и минеральные вещества расходуются экономнее. Подача питательного раствора легко автоматизируется.
Задание 2. Объясните, почему выращивание растений способом гидропоники является перспективным в некоторых странах мира?
Многие передовые компании активно внедряют способ выращивания растений с помощью гидропоники. Применение этого способа дает хорошие результаты, а растения, выращенные с помощью гидропоники, находятся в экологически чистых условиях.
Задание 3. Какой из перечисленных результатов относится к способу выращивания растений с помощью гидропоники?
Выберите один верный ответ
Дима также узнал, что растения, выращиваемые способом гидропоники, быстрее растут и развиваются, чем растения, которые посажены в обычную почву.
Задание 4. Объясните, почему растения, выращиваемые с помощью гидропоники, лучше растут и развиваются, чем растения, выращиваемые в почве?
Обсуждение результатов выполненных заданий
На уроке учителю необходимо организовать совместное обсуждение комплексных заданий.
Задание 1. Формируемая компетенция этого задания — научное объяснение явлений. Формируемые умения применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Обучающиеся актуализируют знания о результатах демонстрационного опыта, а также анализируют представленный текст и делают вывод о том, что при выращивании растений способом гидропоники не используется почвенная среда. Ответ: 4. Почвенная среда.
Задание 2. Формируемая компетенция этого задания — научное объяснение явлений. Формируемые умения применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Обучающиеся актуализируют знания, которые они получили на уроке о минеральном питании растений, из курсов технологии о поливе растений, а также личный практический опыт. Ответ: Вода при выращивании растений с помощью гидропоники расходуется экономно, поэтому этот способ перспективен для стран, где есть проблемы с водой.
Задание 3. Задание формирует умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления, которое входит в состав компетенции научное объяснение явлений. Учащимся предлагается проанализировать представленный текст, а также использовать свой личный опыт и сделать предположение о том, что в растениях, выращиваемых способом гидропоники, отсутствуют вредные вещества. Учащиеся выбирают Ответ: 3. Отсутствие вредных веществ в растении.
Задание 4. Задание формирует умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления, которое входит в состав компетенции научное объяснение явлений. При ответе на задание учащиеся, опираясь на знания о факторах среды могут выдвинуть предположение, что растения, растущие в почве, часто испытывают недостаток минеральных веществ, необходимых для роста, а растения, выращиваемые способом гидропоники, получают все минеральные вещества в готовом растворе. Ответ: Растения, выращиваемые способом гидропоники, получают все минеральные вещества в готовом растворе, а растения, растущие в почве, часто испытывают недостаток минеральных веществ, необходимых для роста.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2025 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.