В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование у социальных педагогов компетенций в области поддержки и взаимодействия с семьями детей с ОВЗ.
Объем: 72 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма и способностей индивида, естественное становление которых затрудненно наличием болезни или дефекта, но необходимо личности для реализации в данном сообществе.
Приспособление организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменяющимся условиям среды.
Способность организма в процессе онтогенеза адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов.
Свойство психики, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Активное приспособление индивида к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций, вхождение в её ролевую структуру.
Преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания, социальных контактов со взрослыми.
Дети, отстающие в физическом и психическом развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие нарушения деятельности различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
Это дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.
Совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Профессиональная активность взрослых людей, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.
Временное функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами.
Индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающие необходимость его социальной защиты.
Целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки и вовлечения последнего в продуктивную и полноценную социальную жизнь посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
Активное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в различные сферы деятельности и жизни общества.
Специалист образовательной организации, осуществляющий контроль соблюдения прав ребенка, обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также с помощью комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие индивида как личности в пределах его психофизических возможностей.
Условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Положение личности в группе, её место и роль в системе межличностных отношений, определяющее её права, обязанности и привилегии.
Положение лица или группы в обществе, отличающее их от других лиц и групп.
Склонность индивида к переживанию тревоги – психического состояния, осознанного или неосознанного ожидания неприятностей.
Решите кроссворд.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
Большинство родителей, имеющих детей c ограниченными возможностями здоровья, хочет, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников для его максимально возможной интеграции в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т.е. инклюзивного образования.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно, т.к. ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Цели работы социального педагога с данной категорией детей:
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам, а дети-инвалиды – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Работа социального педагога заключается в следующем:
Семья с ребенком с ОВЗ – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Социальная поддержка таких семей – это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает её устойчивость. Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов социально-педагогической деятельности, направленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т.е. восстановление её социального статуса.
Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социально-педагогической работой, включающей широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера – медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического.
Содержание этих мер направлено на:
Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие её собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности может стать решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющие детей со значительными отклонениями развития (с инвалидностью), можно дифференцировать на четыре группы.
Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы.
Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты. Стиль поведения взрослых членов семьи (мать, бабушка) характеризуется сверхзаботливым отношением к ребенку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребенка, ограничением социальных контактов. В зависимости от возраста ребенка повышается и уровень потворствующей гиперпротекции (фобия утраты ребенка). Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств.
Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из нее, который избирает семья. Именно в этих семьях наиболее часто встречаются случаи скрытого алкоголизма родителей.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
Родители из этой группы семей отмечают, что рождение такого ребенка не стало фактором, ухудшившим отношения между супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации, укрепила взаимопомощь, «опору друг на друга». В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах.
Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций.
Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Гендерная характеристика семей подтверждает тот факт, что женщины являются основными членами семьи, несущими всю тяжесть заботы о ребенке. В семьях, имеющих детей с инвалидностью, очень высок процент разводов. Практический опыт работы с этими семьями показывает, что многие из них, считающиеся полными, фактически представляют собой семьи матерей-одиночек, так как отец не живет с семьей, хотя официально брак не расторгнут. Только небольшой процент разведенных отцов активно помогает в воспитании и реабилитации ребенка. В основном общение отцов с бывшей семьей ограничивается лишь оказанием материальной помощи, причем зачастую нерегулярной. Мать вынуждена одна нести все тяготы ежедневных забот о ребенке и обеспечивать все необходимые мероприятия по его лечению, обучению, реабилитации.
Перечисленные факты указывают на множественные сложные проблемы воспитания ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, раскрывают зависимость уровня социальной активности и адекватности его поведения от структуры семьи, семейного микроклимата и стиля семейного воспитания.
Таким образом, воспитание и становление личности ребенка с ОВЗ – фактор, заслуживающий повышенного внимания. Такие дети могут обучаться как в образовательных учреждениях, так и дома, но где бы ни обучался особый ребенок, его семья должна стать для него главной опорой и поддержкой, главным учителем и воспитателем. Так как ни одно учебное или воспитательное учреждение не сможет дать ребенку с ОВЗ того внимания и любви, которые дает ему его семья.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Однако в последние годы наблюдается рост численности детей-инвалидов с их специфическими трудностями и проблемами.
Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого, наслаждение человеческого бытия (переживания чувства радости, гордости, нежности), то рождение ребенка с дефектом расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказываются от таких «особенных» детей.
Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, следствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретает силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка.
У семьи, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, множество проблем:
С появлением ребенка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей.
Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость действенного просвещения родителей, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы.
Семья – микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру с возможностями по созданию благоприятных условий для развития и воспитания такого ребенка. Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем, требующих решения и квалифицированной помощи.
Общество, школа, специалисты ППМС-центров, ПМПК, объединив свои усилия, могут и должны принять участие в жизни семьи, оказать содействие, входящее в круг их полномочий.
Семьи отличаются друг от друга, каждая из них уникальна, так же как и ребенок, который в ней воспитывается. Вот почему и спектр проблем семьи, особенности внутрисемейных отношений и, следовательно, работа с семьей становятся уникальными в каждом отдельном случае. При этом учитываются такие существенные факторы, как состав семьи, её культурный уровень, религиозные убеждения, особенности семейного воспитания и т.п.
Состав любой семьи не является постоянной величиной – дети вырастают, заводят свои семьи. Как следствие меняются и остальные характеристики. Культура семьи, уровень образования всех её членов – базис для создания и развития стиля семейного воспитания, взаимоотношений между всеми членами семьи, подходом к воспитанию детей. Ценностные ориентиры семьи оказывают непосредственное влияние на её способность успешно функционировать на протяжении всего жизненного цикла.
Немаловажным является социально-экономический фактор. «Особый» ребенок требует значительных материальных затрат на обеспечение ему полноценного жизненного пространства, специальных условий воспитания и обучения.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это серьезный стресс для семьи, существование которой характеризуется следующими особенностями:
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация.
Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на две группы:
Каждая семья при этом по-своему переживает случившееся. Кто-то, несмотря ни на что, принимает своего ребенка таким, какой он есть, любит его. В такой семье ребенок чувствует себя любимым, нужным; создаются наиболее благоприятные условия для развития ребенка, его социальной адаптации. При этом родители не только полноценно заботятся о ребенке, но и сами не зациклены исключительно на его проблемах. Они также заняты самореализацией, понимая, что успешный родитель становится для ребенка опорой, образцом для подражания.
Какие-то родители, погружаясь в проблемы своего ребенка, полностью забывают о себе, самореализация для них утрачивает всякий смысл. Они воспринимают рождение ребенка с отклонениями как наказание за свои ошибки, постоянно испытывают чувство вины. Таким образом, мать, забывающая о собственной реализации в обществе, не сможет обеспечить ребенку должного развития.
Есть и такие родители, которые перекладывают заботу о ребенке на чужие плечи, например, на других членов семьи, так как ребенок мешает им в реализации собственных интересов. Эти семьи, безусловно, нуждаются в психологической и методической поддержке.
Важным для родителей является поддержание тесного контакта с общественными организациями различной направленности. Оно дает им необходимую поддержку, чувство уверенности в своих силах, помогает справляться со стрессовым состоянием.
В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты. Развитие сети Интернет предоставляет родителям, живущим в разных городах, возможность общаться, делиться своими проблемами и успехами, оказывать друг другу поддержку. Кроме того, родители объединяются для совместного решения общих проблем, организации досуга и т.п.
Однако наиболее существенной и результативной становится помощь специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ и семьями, в которых они воспитываются.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, способствовать её оптимальному решению, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет личность ребенка, позволит родителям взглянуть на него по-новому.
На протяжении своей жизни ребенок получает помощь педагогов и специалистов: сначала в службах ранней помощи, затем в детском саду, школе. Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение этого эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями и педагогами, оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи. Немаловажным являются мероприятия, направленные на «излечение» общества от стереотипов, связанных с особенностями детей с ОВЗ. Совместные мероприятия на уровне школы могут стать «лекарством» для тех, кто до сих пор не изменил своего отношения к «особым» детям. В таком случае семья с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их.
Итак, следует отметить, что своевременная ранняя помощь ребенку и его семье помогут сгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка. Ранее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая, социально-педагогическая и методическая помощь семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка.
А) Помощь в обучении: формирование педагогической культуры родителей и просвещение. Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
Б) Помощь в воспитании: создание специальных воспитывающих ситуаций, совместно с родителями разработка наиболее приемлемых для данной семьи способов воспитания. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательская функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на подростков. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и подростков в дружный коллектив на основе совместной деятельности. Если эта сфера в семье деформирована, то социальный педагог может обернуть семью лицом к этой проблеме, пробудить интерес к такой совместной деятельности, помочь организовать такие ситуации, в которых необходимость и интерес будут сочетаться и со временем превратятся в полезные культурные семейные привычки.
А) Поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье в трудной жизненной ситуации. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
Б) Коррекция отношений в семье осуществляется в том случае, когда в семье имеют место факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение интересами и потребностями). В данном случае социальный педагог строит свою работу, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, ориентируя семью на изменение внутрисемейных отношений.
А) Помощь в организации семейного досуга: включение семьи в разного рода мероприятия, праздники, ярмарки, клубы по интересам и пр.
Б) Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с ведомствами, социальными службами, центрами, совместно с которыми решаются конкретные социальные проблемы (усыновление, передача в приют, помещение ребенка на лечение и пр.).
В) Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты (прав детей, женщин, семьи в рамках жилищного, трудового, пенсионного законодательства).
Социальный педагог в отношении семьи выступает в трех ролях: советник, консультант, защитник.
К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.
Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога: современная семья и так переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется больной ребенок – это сверхтяжелое испытание для родителей. Обычно в такой семье мать или отец работать не могут, это зачастую приводит к трагедии, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, старадают алкоголизмом.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог должен обращать свое внимание на родителей. Им зачастую помощь нужна нисколько не меньше, чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и направить все силы на их развитие. Необходимо помочь найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок – это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.
При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующее:
Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования:
Исходя из предложенных форм работы социального педагога с семьями детей с ОВЗ и примерной тематики социально-педагогического консультирования, предложите 4 варианта с работы с семьями. Для подбора можно использовать материалы открытого доступа сети Интернет или личные наработки педагогической практики.
Результаты работы представьте в виде таблицы – краткого описания содержания разработки.
Форма работы | Название, тема | Цель | Использованные приемы, средства, технологии | Краткое описание реализации |
Индивидуальная | ||||
Групповая | ||||
Коллективная | ||||
Наглядно-информационная |
Технология социальной реабилитации включает совокупность методов и приемов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность.
По функциям применения выделяют следующие технологии:
По области применения выделяют следующие технологии:
Различают следующие формы реабилитации:
В данном алгоритме каждое последующее действие вытекает из предыдущего:
Одной из основных форм помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы со взрослыми, наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
Социальный педагог изучает семейную микросреду ребенка-инвалида. В разговоре можно узнать много нужной информации о пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках малыша в различных формах деятельности.
Посещение семьи (во время выезда комиссии на дом) позволяет социальному педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в воспитании детей.
Очень действенны при работе с семьей индивидуальные беседы. Находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание должно быть достоянием только беседующих, разглашать его нельзя.
Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если её выполнение может нанести вред ребенку.
В общении с родителями детей с ОВЗ социальный педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход социального педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для её решения?»
Говоря об особенностях работы с родителями таких детей, хотелось бы сделать акцент не столько на формах работы, сколько на внутреннем наполнении. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям – психотерапия. Какая бы форма работы ни была (беседа, консультация и др.), она всегда носит психотерапевтический эффект, то есть родитель должен уйти с ресурсом.
Одним из условий эффективности работы социального педагога с родителями детей с ОВЗ является наличие социально-педагогического инструментария, который выступает составной частью профессионального мастерства. Социальный педагог использует в своем арсенале материал, необходимый для работы с родителями (правовые нормы, касающиеся родителей, имеющих детей с ОВЗ; буклеты, памятки и др.), что способствует осуществлению поддержки семьи в рамках и тем самым ускоряет процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т.е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.