Курс повышения квалификации (72 ч.)

Внутренняя система оценки качества образования: реализация в соответствии с ФГОС

Цель: совершенствование и (или) приобретение новых компетенций, необходимых руководителю образовательной организации для реализации системы внутренней оценки качества образования.

Объем: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Понятие качества образования, определенное нормами законодательства

Пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 2673-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) однозначно относит к компетенции образовательной организации требования по обеспечению функционирования ВСОКО.

В Порядке проведения самообследования образовательной организацией, утвержденном приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462 предписано включать в отчет о самообследовании данные по результатам оценки качества функционирования ВСОКО в учебном учреждении.

Соответственно, каждый руководитель ОО должен опираться на эти нормы законодательства об образовании.

Самостоятельность ОО в реализации образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов определена в соответствии с требованиями законодательства и с уставом школы (часть 1 статьи 28 Закона об образовании).

Также, согласно статье 30 Закона об образовании, у ОО есть полномочия по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, которые регулируют образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного учреждения.

Каждой образовательной организации рекомендуется разработать локальный нормативный акт об обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества образования. Он позволит качественно управлять этим процессом. При составлении документа нужно учитывать, какие вопросы, связанные с функционированием ВСОКО, урегулированы нормами законодательства об образовании.

В пункте 29 статьи 2 Закона об образовании говорится, что качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС общего образования и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Исходя из указанной законодательной нормы можно сделать вывод:

Потенциальные источники снижения качества образования (риски образовательной деятельности) – это:

а) нарушение требований ФГОС общего образования;

б) неудовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.

Учитывая эти риски, руководитель может эффективно управлять качеством образования в ОО.

Занятие 2. Цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования

Цель ВСОКОполучение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений касательно дальнейшего развития учебного учреждения.

ВСОКО направлена на:

  1. Совершенствование образовательной деятельности.
  2. Формирование единого концептуально-методологического понимания:
    • проблем качества образования;
    • факторов, влияющих на повышение качества образования и подходов к его измерению.
  1. Функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования.
  2. Совершенствование фонда оценочных средств и процедур за счет:
    • создания и апробации комплекса объективных измерителей;
    • внедрения современных технологий оценки качества образования;
    • обеспечения современного уровня надежности и технологичности процедур контроля и оценки качества образования;
    • формирования экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования.

Основные задачи региональной системы оценки качества образования (РСОКО):

А. Управленческие:

    • нормативное обеспечение оценочной деятельности и работы структур ВСОКО;
    • определение перечня критериев качества образования;
    • создание цикла оценочных процедур на основе международных, федеральных, региональных разработок;
    • определение технологий, форм и методов проведения оценочных процедур;
    • анализ результатов оценочных процедур, подготовка аналитической информации;
    • принятие управленческих решений и определение направлений совершенствования ВСОКО на основе анализа результатов оценочных процедур;
    • анализ эффективности принятых управленческих решений.

Б. Организационно-технологические:

    • оценка качества образования и учебных достижений школьников;
    • оценка результативности педагогической и управленческой деятельности;
    • технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;
    • повышение вовлеченности общественности в процессы и процедуры управления в системе образования.

В. Информационно-методические:

    • обеспечение сбора объективной и достоверной информации;
    • информационно-методическое сопровождение ВСОКО;
    • разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;
    • повышение квалификации педагогических кадров в области оценки качества образования;
    • создание модели повышения квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
    • информирование широкого круга общественности о состоянии качества образования, обеспечение информационной открытости оценочных процедур.

В основу РСОКО положены принципы:

  1. Объективности, достоверности, полноты и системности информации.
  2. Открытости обеспечения формирования первичных данных комплексной оценки на основе данных программного модуля платформы ABBYY «Региональный мониторинг» и информационной безопасности.
  3. Учета текущих и перспективных потребностей системы образования.
  4. Ориентации на потребности, интересы обучающихся и педагогов.
  5. Возрастной психолого-педагогической адекватности оценочных процедур и показателей качества.
  6. Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества образования.
  7. Соответствия содержания разных процедур оценки качества образования ФГОС.
  8. Сопоставимости системы показателей с международными и общероссийскими аналогами.
  9. Соблюдения морально-этических норм при оценивании.
  10. Сочетания процедур профессиональной оценки с независимой оценкой качества образования.
  11. Информатизации процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности.
  12. Получения сравнимых результатов за счет использования единого инструментария и единых критериев для всех оценочных процедур.
  13. Адресного информирования участников образовательных отношений, разъяснение целей, принципов, методов и других аспектов оценки качества образования.

Занятие 3. Содержание ВСОКО в образовательной организации

Основные объекты внутренней оценки качества образования – это:

а) качество образовательных результатов;

б) качество организации и реализации образовательного процесса;

в) контроль качества управления.

Оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы школы, включая ООП НОО и ООО (в соответствие с ФГОС).

Качество образовательных результатов оценивается в ходе:

    • стартовой диагностики;
    • промежуточной и итоговой аттестации;
    • контрольно-методических срезов внешней экспертизы;
    • неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Результаты этих процедур – основание для принятия управленческих решений при реализации:

а) образовательного процесса на всех уровнях общего образования;

б) программы развития ОО.

Оценочные процедуры проводится специалистами учебного учреждения, педагогическими работниками, а также представителями муниципальных подразделений управления образования.

Содержание оценки качества образовательных результатов:

  1. Здоровье обучающихся, включая:
    • наличие кабинета медицинской, психологической помощи, класса здоровья;
    • оценку заболеваемости детей;
    • оценку эффективности оздоровительной работы;
    • мониторинг состояния здоровья учеников.
  1. Личностные образовательные результаты, включая такие показатели, как:
    • способность к смыслообразованию;
    • навыки саморегуляции;
    • эмоциональное самочувствие обучающихся.
  1. Метапредметные образовательные результаты обучения, среди которых:
    • показатели владения общеучебными, логическими умениями и действиями;
    • способность к постановке и решению проблемы;
    • навыки саморегуляции;
    • сформированность коммуникативных навыков для продуктивного взаимодействия.
  1. Предметные результаты обучения, включая:
    • показатели промежуточной и итоговой аттестации, в том числе ОГЭ и ЕГЭ;
    • участие и результативность в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
  1. Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг.

Оценка качества организации и реализации образовательного процесса направлена на определение уровня созданных условий осуществления образовательных программ, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий.

Содержание оценки качества организации и реализации образовательного процесса включает в себя:

а) качество обучающей предметной области;

б) качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «модели
выпускника»;

в) качество реализации системы воспитательной работы;

г) качество методического сопровождения образовательного процесса;

д) уровень материально-технического обеспечения.

Содержание оценки контроля качества управления:

    • качество образовательных программ школы;
    • качество руководства образовательным процессом;
    • качество ведения документооборота ОО;
    • качество руководства реализацией требований государственных документов;
    • качество управления материально-технической базой образовательного процесса;
    • качество управления профессиональным ростом педагогов школы.

Локальные нормативные акты и иные документы, регламентирующие обеспечение функционирования ВСОКО:

 I. Положение о внутренней системе оценки качества образования.

В этом локальном нормативном акте для повышения эффективности процедур ВСОКО необходимо определить:

    • виды, формы контроля (мониторингов);
    • список мероприятий по каждому виду контроля (мониторингов);
    • перечень документов и материалов для анализа по каждому виду контроля (мониторингов);
    • формы подведения итогов.

II. План реализации мероприятий ВСОКО на учебный год (внутренний контроль, мониторинги и т. д.).

III. Отчет о самообследовании.

IV. Технологические карты, планы-задания и т. д. контроля (мониторингов).

V. Аналитические материалы по итогам проведения процедур ВСОКО.

VI. Распорядительные акты по итогам проведения процедур ВСОКО.

VII. Другие документы на усмотрение образовательной организации.

Занятие 4. Структура ВСОКО

Оценка качества на уровне образовательной организации включает:

а) инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства;

б) вариативную составляющую, определяемую потребностями школы и особенностями оценочных процедур.

Таблица 1. Внутришкольная система оценки качества

Внешняя оценка

Внутренняя оценка

Международные сопоставительные исследования качества образования.

Самообследование, самооценка.

Лицензирование и аккредитация.

Внутренняя система оценки качества.

1. Контроль и надзор, мониторинговые исследования.

2. Аттестация педагогических работников.

2. Социальные опросы (со стороны участников образовательных отношений).

3. Голосование, рейтинги, аудит (со стороны неучаствующих в образовательных отношениях).

Промежуточная аттестация.

Внешняя оценка качества образования инициируется и проводится:

    • государственными и муниципальными органами управления образованием;
    • общественными организациями;
    • инициативными гражданами.

Деятельность ВСОКО предполагает процедуры (источники сбора и анализа информации):

  1. Государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших ООП ООО и СОО.
  2. Международных, национальных и региональных исследований, в том числе всероссийских проверочных работ, региональных и муниципальных диагностических работ.
  3. Исследований компетенций учителей.
  4. Мониторинговых исследований удовлетворенности образовательным процессом.
  5. Комплексной оценки качества педагогической деятельности и образовательных результатов обучающихся.
  6. Проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов.
  7. Анализа состояния образования, инновационных процессов.
  8. Информатизации результатов участия в оценочных процедурах международного, федерального, регионального уровней на платформе «Региональный мониторинг».

Деятельность ВСОКО строится на многоуровневой структуре сбора и анализа информации:

Таблица 2. Многоуровневая структура сбора и анализа информации

Международный

Международные сопоставительные исследования качества:

    • математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
    • чтения и понимания текста (PIRLS);
    • образовательных достижений обучающихся (PISA);
    • граждановедческого образования 14-летних школьников (ICCS).

Федеральный

  1. Государственная итоговая аттестация обучающихся.
  2. Лицензирование образовательной деятельности.
  3. Государственная аккредитация образовательной деятельности.
  4. Национальные исследования качества образования.
  5. Всероссийские проверочные работы.
  6. Исследования компетенций учителей образовательных организаций.

Региональный

  1. Оценка готовности образовательных организаций к новому учебному году.
  2. Мониторинг качества образовательных результатов.

Муниципальный

  1. Оценка готовности образовательных организаций к новому учебному году.
  2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности.
  3. Исследование уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемого образования.
  4. Мониторинг качества образовательных результатов.

Институциональный

  1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.
  2. Самодиагностика с помощью проведения оценочных процедур федерального уровня (ВПР).
  3. Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
  4. Диагностика профессиональных затруднений педагогов.
    Самообследование образовательной организации.
  5. Анализ показателей деятельности образовательного учреждения.
  6. Мониторинг качества образовательных результатов.

Индивидуальный

Диагностика индивидуальных образовательных достижений обучающихся с определением зон ближайшего развития и причин низких или недостаточно высоких образовательных результатов.

В качестве объектов оценки выступают:

а) условия, обеспечивающие образовательный процесс;

б) достижение обучающимися образовательных результатов.

Предмет оценки определяется в соответствии с реализуемыми процедурами контроля и оценки качества образования. Он включает в себя:

  1. Качество основной образовательной программы, рабочих программ, дополнительных образовательных программ.
  2. Комфортность образовательного процесса.
  3. Удовлетворенность запросов потребителей.
  4. Эффективность использования материально-технических ресурсов.
  5. Кадровый потенциал школы.
  6. Уровень усвоения образовательных программ и программ дополнительного образования.

Периодичность проведения контроля оценки качества образования в ОО определяется с учетом графика реализуемых процедур.

Содержание образования в школе формируется в соответствии с ООП общего образования, разработанной по требованиям образовательного стандарта.

Занятие 5. Порядок организации и функционирования ВСОКО

Организационная структура, которая занимается ВСОКО, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает:

а) администрацию образовательной организации (директор, его заместители);

б) педагогический совет;

в) научно-методический совет;

г) управленческий совет ОО.

Администрация ОО (директор и его заместители) обеспечивает:

  1. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам оценки качества образования.
  2. Формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования.
  3. Обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования, нормативное обеспечение порядка и процедуры оценивания.
  4. Координирует и контролирует работу по вопросам оценки качества образования.
  5. Готовит аналитические материалы о качестве образования и функционировании ВСОКО.
  6. Определяет состояние и тенденции развития образовательной системы, на основе которых принимаются управленческие решения по повышению качества образования и эффективности функционирования ВСОКО.
  7. Принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования.

Педагогический совет образовательной организации участвует в:

  1. Рассмотрении результатов ВСОКО и принятии решений по повышению качества образования и эффективности функционирования ВСОКО.
  2. Обсуждении и выборе учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательных отношений и способов их реализации.
  3. Организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта.
  4. Решении вопросов о:
    • допуске обучающихся к экзаменам;
    • переводе учеников в следующий класс или об оставлении их на повторный курс;
    • выдаче аттестатов об образовании;
    • поощрениях и взысканиях обучающихся;
    • создании кружков, студий, клубов и других объединений школьников и т. п.
  1. Подготовке к аттестации педагогических работников с учетом мнения членов попечительского совета.
  2. Организации и проведении опытно-экспериментальной работы.
  3. Оценке продуктивности и профессионализма педагогов.

При оценке деятельности учителя в ходе ВСОКО учитывается:

  1. Уровень организации, качество и эффективность учебно-воспитательной деятельности.
  2. Выполнение ФГОС.
  3. Качество знаний обучающихся и уровень овладения УУД.
  4. Развитие творческих способностей учеников.
  5. Использование различных подходов, методов, технологий, техник в процессе обучения.
  6. Создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.
  7. Умение отбирать и выстраивать учебный материал в соответствии с целями и задачами уроков.
  8. Способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов преподавательской деятельности.
  9. Стремление повышать свою квалификацию и педагогическое мастерство.
  10. Участие в методической и экспериментальной работе.
  11. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников.
  12. Уровень использования ИКТ в учебном процессе и внеурочной деятельности.
  13. Распространение передового педагогического опыта.

Научно-методический совет образовательной организации:

  1. Разрабатывает:
    • методологические основы, инструментарий оценки качества образования в ОО;
    • организационно-технологическое сопровождение функционирования ВСОКО;
    • инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования.
  1. Проводит:
    • содержательный анализ результатов оценки качества образования;
    • подготовку аналитических материалов о качестве образования и функционировании ВСОКО.
  1. Разрабатывает методические рекомендации для учителей по повышению качества образования.
  2. Обеспечивает помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания.
  3. Проводит экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, которые используют учителя.
  4. Разрабатывает и формирует портфолио профессиональных достижений педагогов.

Педагогические работники осуществляют:

  1. Разработку, формирование и апробацию измерительных материалов для оценки качества образования в соответствии с реализуемыми учебными курсами (программами).
  2. Организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации полученной информации.

Управленческий совет образовательной организации:

  1. Помогает в:
    • реализации процедур внутренней и внешней (независимой) оценки качества образования;
    • создании в ОО оптимальных условий и форм организации образовательных отношений.
  1. Контролирует соблюдение здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в образовательной организации.
  2. Участвует в обсуждении отчета администрации ОО по реализации ВСОКО.
  3. Рассматривает вопросы текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, состояния их здоровья и уровня воспитанности.
  4. Ежегодно после рассмотрения публичного доклада директора ОО дает оценку деятельности администрации и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития образовательной организации.
  5. Обеспечивает гласность и прозрачность процедур оценивания.

Порядок сбора, хранения и статистической обработки результатов оценки качества образования регламентируется приказом директора школы.

Итоги оценки качества образования могут использоваться для стимулирования педагогов (в соответствии с положением о материальном поощрении работников образовательной организации) и обучающихся к достижению высоких результатов.

Занятие 6. Подходы и процедуры оценки качества образования

Оценка качества образовательных результатов проводится на основе трех подходов:

а) оценки содержания образования и образовательной деятельности;

б) оценки условий реализации ООП;

в) оценки результатов освоения ООП.

Оценка содержания образования и образовательной деятельности

Содержание образования – наполнение основной образовательной программы, её соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, а именно:

    • ФКГОС – федеральный компонент государственного образовательного стандарта (стандарты общего образования первого поколения);
    • ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт (новые стандарты общего образования).

Оценку содержания образования осуществляют директор образовательной организации и его заместитель по учебной работе на основании параметров и измерителей.

В рамках содержания образования необходимо оценивать:

А. Для классов, обучающихся по ФКГОС:

    • соответствие структуры учебного плана базовой структуре этого документа;
    • учет образовательных потребностей обучающихся при формировании компонента ОО в вариативной части учебного плана;
    • наличие рабочих программ по всем дисциплинам учебного плана;
    • соответствие содержания рабочих программ ФКГОС;
    • выполнение объема реализации рабочих программ;
    • наличие программ воспитательной направленности.

Б. Для классов, обучающихся по ФГОС:

    • соответствие структуры ООП требованиям ФГОС;
    • наличие в учебном плане предметных областей, соответствующих ФГОС;
    • наличие рабочих программ по всем дисциплинам учебного плана, их соответствие требованиям стандарта;
    • выполнение объема реализации рабочих программ;
    • наличие программы формирования и развития УУД;
    • наличие программы духовно-нравственного развития обучающихся (для уровня начального образования);
    • наличие программы воспитания и социализации детей;
    • наличие программы коррекционной работы;
    • наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами.

Оценка условий реализации ООП

Оценку условий реализации основной образовательной программы проводят директор и его заместители. Она включает:

а) кадровое обеспечение;

б) материально-техническое оснащение;

в) учебное и учебно-методическое обеспечение;

г) библиотечно-информационные ресурсы;

д) качество информационно-образовательной среды.

Оценка условий реализации ООП проводится на этапе её проектирования, чтобы определить фактические характеристики среды для организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Система оценки качества условий реализации образовательных программ по ФГОС основывается на критериях и показателях качества образования, соблюдения особых требований к оснащению образовательных отношений согласно стандарту.

Оценка результатов реализации ООП

ООП в соответствии с ФКГОС

  1. Во время поэтапного перехода на стандарты второго поколения у обучающихся, осваивающих ООП по ФКГОС оцениваются только предметные образовательные результаты.
  2. Оценка предметных результатов по указанной группе школьников проводится по трем направлениям:

а) промежуточная годовая аттестация обучающихся;

б) анализ результатов государственной итоговой аттестации по усвоению программ ООО;

в) участие учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

ООП в соответствии с ФГОС

  1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС проводится в нескольких формах:

а) промежуточная аттестация обучающихся;

б) результаты независимой оценки качества образования выпускников начальной школы;

в) участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Предметные результаты оцениваются в ходе различных видов контроля (стартового, текущего, тематического, итогового) по дисциплинам учебного плана. Для этого используют инструментарий (КИМы, кодификаторы, спецификации), который разрабатывается или подбирается учителями-предметниками.

  1. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в форме:
    • комплексной контрольной работы;
    • анкетирования;
    • тестирования с использованием специально подобранных психологических методик.

Диагностические материалы (инструментарий) для оценки метапредметных результатов разрабатываются педагогами. Для этого могут использоваться методические печатные материалы.

  1. Оценка достижения личностных результатов обучающихся проводится косвенно, с помощью специальных статистических, социологических, психологических исследований, которые проводятся непосредственно учителем, работающим в этом классе, или педагогом-психологом. Применяются только тексты авторских профессиональных тестов и мониторингов. При проведении таких мероприятий результаты не персонифицируются, т. е. тестирования анонимны.
  2. Как процедуры для оценки качества образования в школе можно использовать:

а) оценку и учет индивидуального прогресса обучающихся;

б) систему критериального и накопительного оценивания;

в) систему оценки качества образовательных результатов.

Система оценки и учета индивидуальных достижений определяется структурой портфолио ученика, порядком его оформления, ранжированием результатов, помещенных в портфолио, и регламентируется локальным актом образовательной организации.

Система критериального оценивания используется для систематической и ежегодной итоговой оценки качества образования. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.

Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться. Источник расчета – данные статистики. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности её деятельности в целом и по направлениям ВСОКО.

Система накопительного оценивания реализуется через портфолио обучающихся и систему оценивания, основанную на рейтинге текущей и итоговой успеваемости учеников. Накопительный характер оценки реализуется при итоговом оценивании качества образовательных результатов детей, где учитывается:

    • сформированность предметных и метапредметных результатов;
    • умение осуществлять проектную деятельность;
    • способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Система оценки качества образовательных результатов предполагает проверку достижения планируемых результатов освоения ООП. Формы организации, порядок проведения и периодичность оценочных процедур регламентируются:

    • основной образовательной программой по уровням образования;
    • рабочими программами педагогов по учебным предметам;
    • локальными актами образовательной организации (об осуществлении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и т. п.).

Диагностические и оценочные процедуры в рамках ВСОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ).

Выводы о качестве образования в школе формулируются 1 раз в год (не позднее 25 августа) на основе сопоставления внешних и внутренних оценок, полученных за прошедший учебный год в рамках:

  1. Мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП по уровням образования.
  2. Итоговой оценки результатов овладения ООП по уровням образования, в том числе результатов промежуточной аттестации обучающихся и государственной (итоговой) аттестации выпускников.
  3. Мониторинга здоровья учеников, учителей и других специалистов школы, обеспечения здоровьесберегающих условий реализации образовательных программ.
  4. Аттестации педагогических работников.
  5. Удовлетворенности участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг.
  6. Контрольно-надзорных мероприятий.
  7. Лицензирования и аккредитации образовательной деятельности.
  8. Независимой оценки качества работы и других оценочных мероприятий.

Занятие 7. Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования

Внутришкольный контроль (далее – ВШК) – одна из общих функций системы внутришкольного управления. В отличие от инспектирования, ВШК проводится субъектами самого образовательного учреждения.

Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л. И. Вагина:

а) дать информацию о реальном состоянии дел в образовательной организации;

б) выявить причины недостатков работы для исправления ситуации;

в) оказать методическую и практическую помощь учителям.

В основе принятия управленческих решений лежат контроль и анализ информации. Они делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, которую получают в ходе ВШК, используется при оценке работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта.

Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизни школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов:

    • планирование;
    • дидактическая и техническая подготовка к уроку;
    • индивидуальная работа с детьми;
    • вариативность домашних заданий;
    • проверка и оценка знаний учеников.

В современной теории внутришкольного управления выделяют несколько принципов эффективного внутришкольного контроля:

  1. Принцип стратегической направленности контроля.
  2. Принцип соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации).
  3. Принцип нормативов.
  4. Принцип контроля по критическим точкам.
  5. Принцип существенных отклонений.
  6. Принцип действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации).
  7. Принцип своевременности, простоты и экономичности контроля (рис. 1).

В основу ВШК школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:

а) достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;

б) дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.

Функции внутришкольного контроля:

  1. Функция обратной связи. Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, директор школы не может управлять, принимать обоснованные решения.
  2. Диагностическая функция. Имеется в виду аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе его сравнения с заранее выбранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Эта функция связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.
  3. Стимулирующая функция. Предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И. В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум исследователь называет базовым компонентом ВШК. Это инвариантная составляющая внутришкольного контроля, которая дает возможность руководству:

    • готовить школу к аттестации;
    • сохранять целостность учебно-воспитательного процесса;
    • гарантировать выпускникам государственный стандарт образования.

В то же время учебное заведение имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого оно может расширить план внутришкольного контроля за счет вариантной части.

Базовый компонент ВШК (инварианта) обеспечивает госстандарт образования, а инновационный (вариативный) позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением.

Базовый компонент внутришкольного контроля обслуживает стабильные структуры управленческой системы образовательной организации, в то время как инновационный – мобильные.

Стабильные структуры позволяют школе удерживать необходимое качество образования, а мобильные дают заниматься её развитием, то есть помогают в поиске оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях:

    • недостаточной нормативно-правовой базы;
    • определения индивидуального лица учреждения;
    • повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

На схеме это выглядит так (рис. 2):

Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, директора школ должны стремиться к преемственности в научном и методическом росте всех учителей. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива.

В содержание внутришкольного контроля включаются три направления:

а) учебно-воспитательный процесс;

б) педагогические кадры;

в) учебно-материальная база.

А. В учебно-воспитательном процессе ВШК обычно реализуется за:

    • выполнением всеобщего образования;
    • состоянием преподавания учебных предметов;
    • уровнем знаний умений и навыков обучающихся;
    • внеклассной воспитательной работой;
    • организацией внешкольной воспитательной работы.

Б. Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами осуществляется за:

    • следованием нормативным документам;
    • выполнением решений педсоветов и рекомендаций научно-практических конференций, производственных совещаний;
    • работой методических объединений;
    • повышением квалификации учителей и их самообразованием.

В. Учебно-материальная база подвергается ВШК по таким параметрам, как:

    • хранение и использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения;
    • развитие кабинетной системы;
    • ведение школьной документации и делопроизводства;
    • деятельность учебно-воспитательного персонала и др.

Для характеристики внутришкольного контроля важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов. Проблема их классификации остается дискуссионной, а значит она еще актуальна в образовательной теории и практике. Поиск её оптимального решения продолжается. Над этой проблемой работают такие ученые, как М. Л. Портнова, Н. А. Шубин, Т. И. Шамова и др. Так, в классификации Т. И. Шамовой выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса:

    • в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного специалиста;
    • на младшей или старшей ступени школьного обучения;
    • в системе нравственного или эстетического воспитания школьников.

Следовательно, отмечает Т. И. Шамова, содержание тематического контроля составляют:

а) различные направления педагогического процесса;

б) частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно;

в) вводимые в школе инновации;

г) результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности:

    • педагогического коллектива;
    • методического объединения;
    • отдельного учителя.

При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты её работы:

а) всеобщее образование;

б) организация образовательного процесса;

в) взаимодействие с родителями;

г) финансово-хозяйственная деятельность и др.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как:

    • наблюдение;
    • беседы;
    • устный и письменный контроль;
    • анкетирование;
    • изучение передового педагогического опыта;
    • хронометрирование;
    • диагностические методы, т. е. те, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.

Методы ВШК взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать их во всем разнообразии.

При проведении контроля эффективен метод изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса.

В школьной практике широко используются также социологические методы сбора информации:

    • анкетирование;
    • опрос;
    • интервьюирование;
    • беседа;
    • метод экспериментальных оценок.

Они позволяют быстро получить необходимые данные. Причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

Занятие 8. Мониторинг как средство управления качеством образования

Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека.

Термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились в сфере образования сравнительно недавно. Есть несколько определений понятия «педагогический мониторинг».

А. Педагогический мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

Б. Педагогический мониторинг – организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе учебных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения.

Каждый автор дает определение педагогическому мониторингу и подразумевает конкретный вид деятельности (управленческий, педагогический, методический). Объектами мониторинга становятся все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители и сам педагогический процесс).

Цель мониторинга в школе – это:

    • обеспечение эффективного отражения состояния образования;
    • аналитическое обобщение результатов деятельности;
    • разработка прогноза её обеспечения и развития.

Задачи мониторинга:

  1. Разработка технологии отбора запросов (по видам) к системе образования в школе и методик сбора информации.
  2. Сбор информации.
  3. Разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации.
  4. Обработка, корректировка и ввод информации в базы данных.
  5. Проведение первичного анализа информации, классификация информационных массивов.
  6. Выявление основных тенденций развития системы образования в школе.
  7. Создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов.
  8. Совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе.
  9. Выделение наиболее типичных признаков успеха или неуспеха организационно-управленческой деятельности.

Мониторинговые исследования имеют три этапа:

1 этап: подготовительный

  1. Постановка цели.
  2. Определение объекта.
  3. Установка сроков проведения.
  4. Изучение соответствующей литературы.
  5. Разработка инструментария для проведения педагогического мониторинга.

2 этап: практический

  1. Сбор информации: наблюдение, собеседование.
  2. Проверка: тестирование, анкетирование, выход на уроки, контрольные работы.

3 этап: аналитический

  1. Систематизация полученной информации.
  2. Анализ полученных данных (возможно сочетание текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др.).
  3. Разработка рекомендаций и предложений для последующей работы.
  4. Выводы.

Педагогический мониторинг обеспечивает учителей и администрацию качественной, своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, и определяет, насколько:

а) рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе;

б) дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды, в которой они живут.

Четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга делает его эффективным.

Управление результативно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся в настоящее время, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Это требует рассмотрения в единстве трех компонентов мониторинга: условия, процесс, результат.

Требования к организации и проведению педагогического мониторинга:

  1. Необходимо составить план мониторинговых исследований.
  2. Нужно определить набор показателей мониторинга.
  3. Надо выбрать средства мониторинга.
  4. Результаты мониторинга следует представить в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа.
  5. Необходимо предоставить анализ полученных результатов с рекомендациями.

При проведении мониторинга нужно соблюдать такие условия, как:

а) системность;

б) протяженность во времени;

в) сравнимость;

г) объективность;

д) комфортность.

В ходе мониторинга определяются:

  1. Уровень сформированности обязательных результатов обучения. Итоги подводятся на совещаниях при директоре, на педагогических советах.
  2. Качество знаний обучающихся – через:
    • государственные экзамены;
    • участие в школьных, районных и региональных олимпиадах;
    • административные контрольные работы, которые проводятся практически по всем дисциплинам;
    • анализ итогов года по предметам в сравнении с результатами прошлых лет.
  1. Общая качественная успеваемость – через отчеты учителей по итогам четвертей, анализ итогов года в сравнении с результатами прошлых лет в целом по школе и по классам.

Для обеспечения открытости мониторинга, повышения его практической значимости активно привлекаются школьные методические объединения (далее – ШМО), наиболее опытные учителя. На итоговых заседаниях школьных методических объединений обсуждаются выводы о работе ШМО по результатам:

    • обучения детей;
    • выпускных экзаменов;
    • эффективности работы педагогов.

Здесь же определяются задачи на будущий учебный год и подходы к их реализации. С учетом анализа количественных и качественных результатов внутришкольного контроля определяются основные направления мониторинга качества обучения.

Мониторинг – это поэлементный анализ знаний обучающихся по предметам, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса, а также профессионального уровня учителей школы.

Необходимо построить систему мониторинга таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на учеников, методические объединения, повысить заинтересованность педагогов в улучшении результатов своей работы и накоплении материала для личной аттестации.

Система мониторинговых исследований проста:

А. По итогам анализа предыдущего учебного года заместитель директора по УВР и руководители ШМО определяют учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. При этом обязательные дисциплины – русский язык и математика. Вариативные области выбираются по результатам обучения.

Б. Далее нужно отметить периодичность проведения мониторинга. По русскому языку и математике на всех ступенях обучения организуются мониторинговые срезы в сентябре (входной), в декабре (промежуточный) и в апреле или в мае (итоговый).

Занятие 9. Проведение социологических опросов для установления степени удовлетворенности качеством образования

Участники социологического опроса при проведении проверок – обучающиеся 9-х и 11-х классов и их родители (законные представители).

Основные параметры социологического опроса – это удовлетворенность респондентов качеством:

а) образовательной подготовки (уровнем образовательных результатов);

б) условий и процесса получения образования.

Анализ результатов социологических опросов, проведенный перед выездом на проверку в школу, дает возможность определить:

  1. «Проблемные дисциплины» (низкий уровень удовлетворенности качеством обучения).
  2. Причины неудовлетворенности качеством обучения по учебным предметам.
  3. Проблемные вопросы создания условий организации образовательной деятельности.
  4. Уровень комфортности организации образовательной деятельности.
  5. Источники информирования родителей об успехах их детей и т. д.

Выявленные затруднения дают возможность проверяющему определить перечень актуальных вопросов, решение которых повысит эффективность управления качеством образования в школе.

Руководитель образовательной организации может в рамках обеспечения функционирования ВСОКО, самостоятельно установив периодичность, использовать инструменты (анкеты) социологических опросов для исследования удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образования.

Важно анализировать выявленные проблемы, определять мероприятия, адекватные для их решения и проводить оценку эффективности проделанной работы.

Занятие 10. Проведение самообследования в рамках ВСОКО

Согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции школы относится предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования. Каждая образовательная организация подготавливает его ежегодно.

В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения самообследования школа самостоятельно локальным нормативным актом (распорядительным актом) определяет сроки, форму проведения самообследования, а также людей, ответственных за эту процедуру.

Законодательством об образовании предусмотрена подготовка отчета о результатах самообследования для проведения комплексного и системного анализа эффективности деятельности ОО по обеспечению качества образования.

На практике при проведении проверок почти в каждой школе наблюдается одна и та же ситуация. Вместо аналитических материалов, ориентированных на выявление проблем, снижающих эффективность работы по обеспечению качества образования, в отчетах о самообследовании:

  1. Представлены статистические материалы с констатацией фактов без какого-либо анализа.
  2. Отсутствуют выводы, адекватные имеющимся проблемам.
  3. Поставленные задачи носят формальный характер и не позволяют образовательной организации провести анализ эффективности их выполнения.
  4. Подготовка отчета о самообследовании не рассматривается системно как одна из процедур ВСОКО, позволяющая провести комплексный анализ результатов иных процедур ВСОКО (внутрений контроль, мониторинги, социлогические опросы и т. д.).

Соответственно, руководители ОО не используют максимально предусмотренный законодательством ресурс для поиска проблем. Это не дает им возможности эффективно управлять качеством образования.

Для каждого директора школы при подготовке отчета о самообследовании необходимо:

а) комплексно и системно провести анализ всех процедур ВСОКО;

б) по результатам анализа постараться «увидеть» все проблемы обеспечения качества образования;

в) определить адекватные выявленным затруднениям задачи, эффективность исполнения которых можно отследить.

Занятие 11. Обеспечение объективности оценки образовательных результатов учеников с использованием ресурсов ВСОКО

Вопрос объективного оценивания образовательных результатов должен рассматриваться при реализации всех процедур ВСОКО:

А. При мониторинге образовательных результатов обучающихся (далее – ОРО) в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, проведения государственной итоговой аттестации, ВПР и др.

Б. При контроле индивидуального учета результатов освоения образовательных программ в классных журналах.

В. При посещении учебных занятий в рамках внутреннего контроля качества образования.

Г. При анализе результатов социологических опросов участников образовательных отношений и т. д.

Практически во всех образовательных организациях, во-первых, имеются проблемы необъективного оценивания ОРО, что подтверждается отсутствием корреляции между результатами (за разные периоды обучения и у одних и тех же учеников):

  • текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
  • процедур внешней оценки качества образования (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) и внутренней системы оценки качества образования (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация).

Во-вторых, вопросы объективного оценивания ОРО не рассматриваются, не контролируются, не анализируются при проведении процедур ВСОКО:

    • внутреннего контроля качества образования;
    • внутренних мониторингов;
    • подготовке отчета о самообследовании.

Это установили исследователи качества образования во время проверок на практике, при анализе информации о:

  1. Деятельности различных образовательных организаций.
  2. Результатах процедур внутренней и внешней систем оценки качества образования.
  3. Документах и материалах по вопросам организации и проведения внутренних мониторингов и внутреннего контроля качества образования.
  4. Содержании классных журналов и отчетов о самообследовании.

Занятие 12. Пути решения проблем необъективного оценивания подготовки обучающихся с использованием ресурсов ВСОКО

  1. Разработка локального нормативного акта, устанавливающего формы, периодичность и порядок текущего контроля, промежуточной аттестации

Нормами этого локального нормативного акта (далее – ЛНА) нужно урегулировать вопросы о формах текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по всем дисциплинам учебного плана с учетом требований ФГОС.

Например, пункт 19.9. ФГОС НОО определяет, что в процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения ООП НОО используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

  • стандартизированные письменные и устные работы;
  • проекты;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самоанализ и самооценка;
  • наблюдения;
  • испытания (тесты) и др.

В целевом разделе ООП общего образования система оценки достижения планируемых результатов должна соотноситься с содержанием ЛНА. На практике часто это требование не соблюдается.

Согласно части 2 статьи 30 Закона об образовании, школа принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и реализации образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Нормы ЛНА должны соблюдаться при:

  1. Оценке педагогами образовательных результатов учеников.
  2. Разработке основной образовательной программы (особое внимание к целевому разделу ООП общего образования, системе оценки достижения планируемых результатов ООП).
  3. Разработке рабочих программ.
  4. Определении форм промежуточной аттестации в учебном плане.

Периодичность текущего контроля успеваемости должна устанавливаться по всем учебным предметам с условием, что:

а) учитывается мнение методических объединений учителей-предметников;

б) в работу на уроке активно включаются все обучающиеся класса;

в) для поддержки мотивации к учебным занятиям за активную работу на уроке все ученики получают оценку.

Промежуточную аттестацию целесообразно проводить 1 раз в учебный год (в конце курса обучения).

Согласно части 1 статьи 58 Закона об образовании, освоение образовательной программы (за исключением ООП ДО), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией учеников, которая проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, принятом школой.

Также нормами части 5 этой же статьи определено, что обучающиеся с академической задолженностью, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующиму учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более 2 раз в сроки, определяемые школой в течение 1 года с момента образования академической задолженности.

При определении порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации в ЛНА необходимо:

А. Обратить особое внимание на установку о выставлении оценки ОРО, аргументированной педагогами в соответствии с критериями оценивания в ОО.

Б. Определить четкие требования к объективности выставления оценки за четверть, триместр, учебный год (с учетом разного «веса» оценки за письменные работы и устные ответы на уроке).

В. Урегулировать вопросы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, учеников с ОВЗ, включая детей с умственной отсталостью.

Г. Решить вопросы промежуточной аттестации экстернов.

Д. Обозначить предусмотренное законодательством об образовании право обучающихся на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (статья 45 Закона об образовании) при возникновении конфликтов по поводу выставления оценок.

  1. Разработка ЛНА, регламентирующего критериальную базу оценивания по каждой дисциплине

Эффективность деятельности при разработке ЛНА будет обеспечена, если:

I. Все участники образовательных отношений (в том числе обучающиеся и их родители) не только ознакомятся с критериями оценивания, но и будут хорошо в них ориентироваться.

II. В определении критериев оценивания будут участвовать все методические объединения учителей-предметников. Должно сработать правило: каждый педагог должен понять и принять разработанные критерии оценивания, иначе работа будет напрасной.

III. Администрация школы, анализируя объективность оценки ОРО, будет учитывать разработанные критерии оценивания.

  1. Разработка ЛНА, устанавливающего единый орфографический режим в образовательной организации

Нужны единые требования к:

    • устной и письменной речи учеников;
    • проведению письменных работ;
    • проверке тетрадей.
  1. Постоянный анализ объективности оценивания образовательных результатов в рамках реализации ВСОКО с учетом:
    • критериальной базы оценивания по каждому учебному предмету;
    • норм накопляемости оценок по каждой дисциплине, установленных ЛНА;
    • адекватности выставления неудовлетворительных отметок.

В процессе внутреннего контроля качества образования (при анализе классных журналов, посещении учебных занятий) необходимо особое внимание уделять вопросам периодичности текущего контроля успеваемости в соответствии с локальным нормативным актом школы.

При реализации процедур ВСОКО необходимо проводить системный анализ связи:

а) результатов текущего контроля успеваемости с итогами промежуточной аттестации;

б) результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с итогами процедур внешней системы оценки качества образования (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР).

  1. Отказ от использования показателей эффективности деятельности педагогов, провоцирующих их на подтасовки образовательных результатов

Анализ показателей эффективности работы педагогов, проведенный во время проверок, показывает, что установленные показатели потеряли свою актуальность. Это провоцирует учителей на подтасовку образовательных результатов и приводит к необъективному оцениванию, а также невозможности «увидеть» имеющиеся проблемы качества образования в учебном учреждении.

Например, в школе часто можно столкнуться с такими показателями эффективности деятельности учителей:

А. Положительная динамика получения «4» и «5» на ГИА у обучающихся.

Б. Результаты ГИА выпускников 9-х классов: сравнение с показателями по школе с прошлым учебным годом, с результатами по предмету за текущий год (при показателе выше или равном по сравнению с прошлым годом по школе – 5 баллов).

В. Повышение или сохранение качества: в сравнении с прошлым учебным годом качество сохранилось/повысилось (результаты деятельности учителя в совокупности по всем классам и предметам – средние) – 15 баллов (снижение до 3% не учитывается).

При определении эффективности указанных показателей сравниваются результаты обучения разных учеников, соответственно, педагог будет стремиться не к объективному оцениванию образовательных результатов, а к достижению определенного показателя.

При определении показателей эффективности работы учителей, в первую очередь, необходимо обратить внимание на:

    • сопоставимость результатов внешней системы оценки качества образования с итогами внутренней (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация) у одних и тех же обучающихся;
    • корреляцию итогов промежуточной аттестации с результатами текущего контроля успеваемости у одних и тех же учеников;
    • подтверждение медалистами своих результатов на ЕГЭ;
    • наличие выпускников, получивших зачет по итоговому сочинению и не сдавших ГИА по русскому языку.
  1. Установление правила в образовательной организации: методическая помощь педагогам в обмен на признание проблем.
  2. Формирование новой культуры оценки образовательных результатов обучающихся.

В российской системе образования идет процесс формирования новой культуры оценки образовательных результатов.

Проведение процедур внешней оценки качества образования (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) сориентировано на развитие у школ культуры самооценки, а именно:

    • итоги текущего контроля успеваемости сравниваются с результатами промежуточной аттестации;
    • результаты процедур внешней системы оценки качества образования сопоставляются с итогами ВСОКО за разные периоды обучения у одних и тех же школьников (определяется корреляция этих результатов, чтобы установить степень объективности оценивания ОРО);
    • не происходит сравнение результатов разных обучающихся между собой (определение положительной (отрицательной) динамики качества образования по учебным годам);
    • не проводится сопоставление образовательных результатов между различными ОО, муниципальными образованиями, регионами.

Соответственно, формирование новой культуры оценки образовательных результатов учеников в каждой школе предполагает:

А. Разъяснение всем участникам образовательных отношений новых подходов к оценке эффективности деятельности ОО.

Б. Смену ориентиров обеспечения качества образования при анализе проведенных мероприятий ВСОКО.

В. Изменение показателей результативности работы педагогов и самого учебного учреждения с учетом новых подходов к оцениванию ОРО.

  1. При определении показателей эффективности управления качеством образования в школе нужно учитывать:
    • корреляцию результатов внешней системы оценки качества образования и внутренней;
    • сопоставимость результатов промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости;
    • подтверждение медалистами своих результатов на ЕГЭ;
    • эффективность адресной помощи педагогам с учетом их профессиональных дефицитов (курсы повышения квалификации, методическая помощь, наставничество) и т. д.
    • наличие допущенных к ГИА выпускников, не преодолевших минимальные пороги по 2 и более учебным предметам.

Занятие 13. Общественное участие в оценке качества образования

Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, социальным ожиданиям и интересам общества, развитие механизмов независимой экспертизы.

ВСОКО обеспечивает права родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе как экспертов и наблюдателей.

Основными объектами общественной экспертизы выступают:

  1. Учебные и внеурочные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов).
  2. Общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития детей.
  3. Условия, созданные в школе для сохранения и укрепления морального, психологического и физического здоровья школьников.
  4. Эффективность управления образовательной организацией.

Результаты оценки качества образования открыто сообщаются на родительских собраниях, во время публичных докладов директора, в публикациях о деятельности ОО и на сайте школы.

Дополнительные материалы

Библиографический список

Электронные ресурсы:

  1. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО). Адресные рекомендации по результатам анализа. – Ульяновск : Управление образования администрации города Ульяновска, 2022. – 61 с. / Текст : электронный // URL: http://uom.mv.ru/documents/VCOKO.pdf
  2. Внутренняя система оценки качества образования общеобразовательной организации как управленческий ресурс обеспечения объективности оценивания образовательных результатов обучающихся : сборник материалов из практики проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и деятельности общеобразовательных организаций / составители М. А. Остапова, Е. В. Патракова ; под общей редакцией С. В. Тарасовой. – Ленинградская область : Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, 2019. – 87 с. / Текст : электронный // URL: https://edu.lenobl.ru/media/uploads/userfiles/2019/10/02/сборник_по_ВСОКО_..pdf
  3. Модель внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). – Нижневартовск : МБОУ «СОШ № 19», 2020. – 24 с. / Текст : электронный // URL: https://xix-nv.ru/files/administrator.school19_edu_nv_ru/Педагогам/Методика/Модель_ВСОКО.pdf

Итоговое тестирование

Цель ВСОКО – это:
К основным объектам внутренней оценки качества образования не относят:
К личностным образовательным результатам, включенным в объекты системы внутренней оценки, не относят:
Документ, сопровождающий ВСОКО и разработанный для повышения эффективности реализации процедур ВСОКО, – это:
К внешней оценке качества образования относят (два правильных ответа):
Кто в рамках реализации модели ВСОКО обеспечивает повышение квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам оценки качества образования в школе?
Кто в рамках реализации модели ВСОКО осуществляет разработку, формирование и апробацию измерительных материалов для оценки качества образования в соответствии с реализуемыми учебными курсами (программами)?
Система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития, – это:
Оценка качества на уровне образовательной организации включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства, и вариативную, определяемую потребностями родителей и особенностями оценочных процедур. Верно ли это утверждение?
Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Корзина