Цель: совершенствование и (или) приобретение новых компетенций, необходимых руководителю образовательной организации для реализации системы внутренней оценки качества образования.
Объем: 72 часа.
Основные принципы, цели и задачи внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и их реализацию в соответствии с ФГОС.
Современные подходы и инструменты внутренней оценки качества образования.
Требования законодательства и нормативных актов в области оценки качества образования.
Организовывать и координировать работу педагогического коллектива по проведению внутренней оценки качества образования.
Разрабатывать, применять различные методы и инструменты оценки качества образования, а также интерпретировать результаты оценки для принятия обоснованных решений по улучшению образовательного процесса и повышению его эффективности.
Разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие проведение ВСОКО в образовательной организации.
Способность разрабатывать и внедрять эффективные системы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Умение анализировать результаты оценки качества образования и принимать обоснованные решения по улучшению образовательного процесса.
Навыки организации работы педагогического коллектива и координации его деятельности по проведению внутренней оценки качества образования.
Пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 2673-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) однозначно относит к компетенции образовательной организации требования по обеспечению функционирования ВСОКО.
В Порядке проведения самообследования образовательной организацией, утвержденном приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462 предписано включать в отчет о самообследовании данные по результатам оценки качества функционирования ВСОКО в учебном учреждении.
Соответственно, каждый руководитель ОО должен опираться на эти нормы законодательства об образовании.
Самостоятельность ОО в реализации образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов определена в соответствии с требованиями законодательства и с уставом школы (часть 1 статьи 28 Закона об образовании).
Также, согласно статье 30 Закона об образовании, у ОО есть полномочия по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, которые регулируют образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного учреждения.
Каждой образовательной организации рекомендуется разработать локальный нормативный акт об обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества образования. Он позволит качественно управлять этим процессом. При составлении документа нужно учитывать, какие вопросы, связанные с функционированием ВСОКО, урегулированы нормами законодательства об образовании.
В пункте 29 статьи 2 Закона об образовании говорится, что качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС общего образования и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Исходя из указанной законодательной нормы можно сделать вывод:
Потенциальные источники снижения качества образования (риски образовательной деятельности) – это:
а) нарушение требований ФГОС общего образования;
б) неудовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.
Учитывая эти риски, руководитель может эффективно управлять качеством образования в ОО.
Цель ВСОКО – получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений касательно дальнейшего развития учебного учреждения.
ВСОКО направлена на:
Основные задачи региональной системы оценки качества образования (РСОКО):
А. Управленческие:
Б. Организационно-технологические:
В. Информационно-методические:
В основу РСОКО положены принципы:
Основные объекты внутренней оценки качества образования – это:
а) качество образовательных результатов;
б) качество организации и реализации образовательного процесса;
в) контроль качества управления.
Оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы школы, включая ООП НОО и ООО (в соответствие с ФГОС).
Качество образовательных результатов оценивается в ходе:
Результаты этих процедур – основание для принятия управленческих решений при реализации:
а) образовательного процесса на всех уровнях общего образования;
б) программы развития ОО.
Оценочные процедуры проводится специалистами учебного учреждения, педагогическими работниками, а также представителями муниципальных подразделений управления образования.
Содержание оценки качества образовательных результатов:
Оценка качества организации и реализации образовательного процесса направлена на определение уровня созданных условий осуществления образовательных программ, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий.
Содержание оценки качества организации и реализации образовательного процесса включает в себя:
а) качество обучающей предметной области;
б) качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «модели
выпускника»;
в) качество реализации системы воспитательной работы;
г) качество методического сопровождения образовательного процесса;
д) уровень материально-технического обеспечения.
Содержание оценки контроля качества управления:
Локальные нормативные акты и иные документы, регламентирующие обеспечение функционирования ВСОКО:
I. Положение о внутренней системе оценки качества образования.
В этом локальном нормативном акте для повышения эффективности процедур ВСОКО необходимо определить:
II. План реализации мероприятий ВСОКО на учебный год (внутренний контроль, мониторинги и т. д.).
III. Отчет о самообследовании.
IV. Технологические карты, планы-задания и т. д. контроля (мониторингов).
V. Аналитические материалы по итогам проведения процедур ВСОКО.
VI. Распорядительные акты по итогам проведения процедур ВСОКО.
VII. Другие документы на усмотрение образовательной организации.
Оценка качества на уровне образовательной организации включает:
а) инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства;
б) вариативную составляющую, определяемую потребностями школы и особенностями оценочных процедур.
Таблица 1. Внутришкольная система оценки качества
Внешняя оценка | Внутренняя оценка |
Международные сопоставительные исследования качества образования. | Самообследование, самооценка. |
Лицензирование и аккредитация. | Внутренняя система оценки качества. |
1. Контроль и надзор, мониторинговые исследования. 2. Аттестация педагогических работников. 2. Социальные опросы (со стороны участников образовательных отношений). 3. Голосование, рейтинги, аудит (со стороны неучаствующих в образовательных отношениях). | Промежуточная аттестация. |
Внешняя оценка качества образования инициируется и проводится:
Деятельность ВСОКО предполагает процедуры (источники сбора и анализа информации):
Деятельность ВСОКО строится на многоуровневой структуре сбора и анализа информации:
Таблица 2. Многоуровневая структура сбора и анализа информации
Международный | Международные сопоставительные исследования качества:
|
Федеральный |
|
Региональный |
|
Муниципальный |
|
Институциональный |
|
Индивидуальный | Диагностика индивидуальных образовательных достижений обучающихся с определением зон ближайшего развития и причин низких или недостаточно высоких образовательных результатов. |
В качестве объектов оценки выступают:
а) условия, обеспечивающие образовательный процесс;
б) достижение обучающимися образовательных результатов.
Предмет оценки определяется в соответствии с реализуемыми процедурами контроля и оценки качества образования. Он включает в себя:
Периодичность проведения контроля оценки качества образования в ОО определяется с учетом графика реализуемых процедур.
Содержание образования в школе формируется в соответствии с ООП общего образования, разработанной по требованиям образовательного стандарта.
Организационная структура, которая занимается ВСОКО, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает:
а) администрацию образовательной организации (директор, его заместители);
б) педагогический совет;
в) научно-методический совет;
г) управленческий совет ОО.
Администрация ОО (директор и его заместители) обеспечивает:
Педагогический совет образовательной организации участвует в:
При оценке деятельности учителя в ходе ВСОКО учитывается:
Научно-методический совет образовательной организации:
Педагогические работники осуществляют:
Управленческий совет образовательной организации:
Порядок сбора, хранения и статистической обработки результатов оценки качества образования регламентируется приказом директора школы.
Итоги оценки качества образования могут использоваться для стимулирования педагогов (в соответствии с положением о материальном поощрении работников образовательной организации) и обучающихся к достижению высоких результатов.
Оценка качества образовательных результатов проводится на основе трех подходов:
а) оценки содержания образования и образовательной деятельности;
б) оценки условий реализации ООП;
в) оценки результатов освоения ООП.
Содержание образования – наполнение основной образовательной программы, её соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, а именно:
Оценку содержания образования осуществляют директор образовательной организации и его заместитель по учебной работе на основании параметров и измерителей.
В рамках содержания образования необходимо оценивать:
А. Для классов, обучающихся по ФКГОС:
Б. Для классов, обучающихся по ФГОС:
Оценку условий реализации основной образовательной программы проводят директор и его заместители. Она включает:
а) кадровое обеспечение;
б) материально-техническое оснащение;
в) учебное и учебно-методическое обеспечение;
г) библиотечно-информационные ресурсы;
д) качество информационно-образовательной среды.
Оценка условий реализации ООП проводится на этапе её проектирования, чтобы определить фактические характеристики среды для организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Система оценки качества условий реализации образовательных программ по ФГОС основывается на критериях и показателях качества образования, соблюдения особых требований к оснащению образовательных отношений согласно стандарту.
ООП в соответствии с ФКГОС
а) промежуточная годовая аттестация обучающихся;
б) анализ результатов государственной итоговой аттестации по усвоению программ ООО;
в) участие учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
ООП в соответствии с ФГОС
а) промежуточная аттестация обучающихся;
б) результаты независимой оценки качества образования выпускников начальной школы;
в) участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Предметные результаты оцениваются в ходе различных видов контроля (стартового, текущего, тематического, итогового) по дисциплинам учебного плана. Для этого используют инструментарий (КИМы, кодификаторы, спецификации), который разрабатывается или подбирается учителями-предметниками.
Диагностические материалы (инструментарий) для оценки метапредметных результатов разрабатываются педагогами. Для этого могут использоваться методические печатные материалы.
а) оценку и учет индивидуального прогресса обучающихся;
б) систему критериального и накопительного оценивания;
в) систему оценки качества образовательных результатов.
Система оценки и учета индивидуальных достижений определяется структурой портфолио ученика, порядком его оформления, ранжированием результатов, помещенных в портфолио, и регламентируется локальным актом образовательной организации.
Система критериального оценивания используется для систематической и ежегодной итоговой оценки качества образования. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.
Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться. Источник расчета – данные статистики. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности её деятельности в целом и по направлениям ВСОКО.
Система накопительного оценивания реализуется через портфолио обучающихся и систему оценивания, основанную на рейтинге текущей и итоговой успеваемости учеников. Накопительный характер оценки реализуется при итоговом оценивании качества образовательных результатов детей, где учитывается:
Система оценки качества образовательных результатов предполагает проверку достижения планируемых результатов освоения ООП. Формы организации, порядок проведения и периодичность оценочных процедур регламентируются:
Диагностические и оценочные процедуры в рамках ВСОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ).
Выводы о качестве образования в школе формулируются 1 раз в год (не позднее 25 августа) на основе сопоставления внешних и внутренних оценок, полученных за прошедший учебный год в рамках:
Внутришкольный контроль (далее – ВШК) – одна из общих функций системы внутришкольного управления. В отличие от инспектирования, ВШК проводится субъектами самого образовательного учреждения.
Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л. И. Вагина:
а) дать информацию о реальном состоянии дел в образовательной организации;
б) выявить причины недостатков работы для исправления ситуации;
в) оказать методическую и практическую помощь учителям.
В основе принятия управленческих решений лежат контроль и анализ информации. Они делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, которую получают в ходе ВШК, используется при оценке работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта.
Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизни школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов:
В современной теории внутришкольного управления выделяют несколько принципов эффективного внутришкольного контроля:
В основу ВШК школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:
а) достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;
б) дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.
Функции внутришкольного контроля:
Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И. В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум исследователь называет базовым компонентом ВШК. Это инвариантная составляющая внутришкольного контроля, которая дает возможность руководству:
В то же время учебное заведение имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого оно может расширить план внутришкольного контроля за счет вариантной части.
Базовый компонент ВШК (инварианта) обеспечивает госстандарт образования, а инновационный (вариативный) позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением.
Базовый компонент внутришкольного контроля обслуживает стабильные структуры управленческой системы образовательной организации, в то время как инновационный – мобильные.
Стабильные структуры позволяют школе удерживать необходимое качество образования, а мобильные дают заниматься её развитием, то есть помогают в поиске оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях:
На схеме это выглядит так (рис. 2):
Учитывая современный уровень учебно-воспитательного процесса, директора школ должны стремиться к преемственности в научном и методическом росте всех учителей. Новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива.
В содержание внутришкольного контроля включаются три направления:
а) учебно-воспитательный процесс;
б) педагогические кадры;
в) учебно-материальная база.
А. В учебно-воспитательном процессе ВШК обычно реализуется за:
Б. Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами осуществляется за:
В. Учебно-материальная база подвергается ВШК по таким параметрам, как:
Для характеристики внутришкольного контроля важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов. Проблема их классификации остается дискуссионной, а значит она еще актуальна в образовательной теории и практике. Поиск её оптимального решения продолжается. Над этой проблемой работают такие ученые, как М. Л. Портнова, Н. А. Шубин, Т. И. Шамова и др. Так, в классификации Т. И. Шамовой выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса:
Следовательно, отмечает Т. И. Шамова, содержание тематического контроля составляют:
а) различные направления педагогического процесса;
б) частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно;
в) вводимые в школе инновации;
г) результаты внедрения передового педагогического опыта.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности:
При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты её работы:
а) всеобщее образование;
б) организация образовательного процесса;
в) взаимодействие с родителями;
г) финансово-хозяйственная деятельность и др.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как:
Методы ВШК взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать их во всем разнообразии.
При проведении контроля эффективен метод изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса.
В школьной практике широко используются также социологические методы сбора информации:
Они позволяют быстро получить необходимые данные. Причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.
Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека.
Термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились в сфере образования сравнительно недавно. Есть несколько определений понятия «педагогический мониторинг».
А. Педагогический мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
Б. Педагогический мониторинг – организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе учебных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения.
Каждый автор дает определение педагогическому мониторингу и подразумевает конкретный вид деятельности (управленческий, педагогический, методический). Объектами мониторинга становятся все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители и сам педагогический процесс).
Цель мониторинга в школе – это:
Задачи мониторинга:
Мониторинговые исследования имеют три этапа:
1 этап: подготовительный
2 этап: практический
3 этап: аналитический
Педагогический мониторинг обеспечивает учителей и администрацию качественной, своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, и определяет, насколько:
а) рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе;
б) дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды, в которой они живут.
Четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга делает его эффективным.
Управление результативно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся в настоящее время, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Это требует рассмотрения в единстве трех компонентов мониторинга: условия, процесс, результат.
Требования к организации и проведению педагогического мониторинга:
При проведении мониторинга нужно соблюдать такие условия, как:
а) системность;
б) протяженность во времени;
в) сравнимость;
г) объективность;
д) комфортность.
В ходе мониторинга определяются:
Для обеспечения открытости мониторинга, повышения его практической значимости активно привлекаются школьные методические объединения (далее – ШМО), наиболее опытные учителя. На итоговых заседаниях школьных методических объединений обсуждаются выводы о работе ШМО по результатам:
Здесь же определяются задачи на будущий учебный год и подходы к их реализации. С учетом анализа количественных и качественных результатов внутришкольного контроля определяются основные направления мониторинга качества обучения.
Мониторинг – это поэлементный анализ знаний обучающихся по предметам, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса, а также профессионального уровня учителей школы.
Необходимо построить систему мониторинга таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на учеников, методические объединения, повысить заинтересованность педагогов в улучшении результатов своей работы и накоплении материала для личной аттестации.
Система мониторинговых исследований проста:
А. По итогам анализа предыдущего учебного года заместитель директора по УВР и руководители ШМО определяют учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. При этом обязательные дисциплины – русский язык и математика. Вариативные области выбираются по результатам обучения.
Б. Далее нужно отметить периодичность проведения мониторинга. По русскому языку и математике на всех ступенях обучения организуются мониторинговые срезы в сентябре (входной), в декабре (промежуточный) и в апреле или в мае (итоговый).
Участники социологического опроса при проведении проверок – обучающиеся 9-х и 11-х классов и их родители (законные представители).
Основные параметры социологического опроса – это удовлетворенность респондентов качеством:
а) образовательной подготовки (уровнем образовательных результатов);
б) условий и процесса получения образования.
Анализ результатов социологических опросов, проведенный перед выездом на проверку в школу, дает возможность определить:
Выявленные затруднения дают возможность проверяющему определить перечень актуальных вопросов, решение которых повысит эффективность управления качеством образования в школе.
Руководитель образовательной организации может в рамках обеспечения функционирования ВСОКО, самостоятельно установив периодичность, использовать инструменты (анкеты) социологических опросов для исследования удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образования.
Важно анализировать выявленные проблемы, определять мероприятия, адекватные для их решения и проводить оценку эффективности проделанной работы.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Закона об образовании, к компетенции школы относится предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования. Каждая образовательная организация подготавливает его ежегодно.
В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения самообследования школа самостоятельно локальным нормативным актом (распорядительным актом) определяет сроки, форму проведения самообследования, а также людей, ответственных за эту процедуру.
Законодательством об образовании предусмотрена подготовка отчета о результатах самообследования для проведения комплексного и системного анализа эффективности деятельности ОО по обеспечению качества образования.
На практике при проведении проверок почти в каждой школе наблюдается одна и та же ситуация. Вместо аналитических материалов, ориентированных на выявление проблем, снижающих эффективность работы по обеспечению качества образования, в отчетах о самообследовании:
Соответственно, руководители ОО не используют максимально предусмотренный законодательством ресурс для поиска проблем. Это не дает им возможности эффективно управлять качеством образования.
Для каждого директора школы при подготовке отчета о самообследовании необходимо:
а) комплексно и системно провести анализ всех процедур ВСОКО;
б) по результатам анализа постараться «увидеть» все проблемы обеспечения качества образования;
в) определить адекватные выявленным затруднениям задачи, эффективность исполнения которых можно отследить.
Вопрос объективного оценивания образовательных результатов должен рассматриваться при реализации всех процедур ВСОКО:
А. При мониторинге образовательных результатов обучающихся (далее – ОРО) в рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, проведения государственной итоговой аттестации, ВПР и др.
Б. При контроле индивидуального учета результатов освоения образовательных программ в классных журналах.
В. При посещении учебных занятий в рамках внутреннего контроля качества образования.
Г. При анализе результатов социологических опросов участников образовательных отношений и т. д.
Практически во всех образовательных организациях, во-первых, имеются проблемы необъективного оценивания ОРО, что подтверждается отсутствием корреляции между результатами (за разные периоды обучения и у одних и тех же учеников):
Во-вторых, вопросы объективного оценивания ОРО не рассматриваются, не контролируются, не анализируются при проведении процедур ВСОКО:
Это установили исследователи качества образования во время проверок на практике, при анализе информации о:
Нормами этого локального нормативного акта (далее – ЛНА) нужно урегулировать вопросы о формах текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по всем дисциплинам учебного плана с учетом требований ФГОС.
Например, пункт 19.9. ФГОС НОО определяет, что в процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения ООП НОО используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
В целевом разделе ООП общего образования система оценки достижения планируемых результатов должна соотноситься с содержанием ЛНА. На практике часто это требование не соблюдается.
Согласно части 2 статьи 30 Закона об образовании, школа принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и реализации образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Нормы ЛНА должны соблюдаться при:
Периодичность текущего контроля успеваемости должна устанавливаться по всем учебным предметам с условием, что:
а) учитывается мнение методических объединений учителей-предметников;
б) в работу на уроке активно включаются все обучающиеся класса;
в) для поддержки мотивации к учебным занятиям за активную работу на уроке все ученики получают оценку.
Промежуточную аттестацию целесообразно проводить 1 раз в учебный год (в конце курса обучения).
Согласно части 1 статьи 58 Закона об образовании, освоение образовательной программы (за исключением ООП ДО), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией учеников, которая проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, принятом школой.
Также нормами части 5 этой же статьи определено, что обучающиеся с академической задолженностью, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующиму учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более 2 раз в сроки, определяемые школой в течение 1 года с момента образования академической задолженности.
При определении порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации в ЛНА необходимо:
А. Обратить особое внимание на установку о выставлении оценки ОРО, аргументированной педагогами в соответствии с критериями оценивания в ОО.
Б. Определить четкие требования к объективности выставления оценки за четверть, триместр, учебный год (с учетом разного «веса» оценки за письменные работы и устные ответы на уроке).
В. Урегулировать вопросы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, учеников с ОВЗ, включая детей с умственной отсталостью.
Г. Решить вопросы промежуточной аттестации экстернов.
Д. Обозначить предусмотренное законодательством об образовании право обучающихся на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (статья 45 Закона об образовании) при возникновении конфликтов по поводу выставления оценок.
Эффективность деятельности при разработке ЛНА будет обеспечена, если:
I. Все участники образовательных отношений (в том числе обучающиеся и их родители) не только ознакомятся с критериями оценивания, но и будут хорошо в них ориентироваться.
II. В определении критериев оценивания будут участвовать все методические объединения учителей-предметников. Должно сработать правило: каждый педагог должен понять и принять разработанные критерии оценивания, иначе работа будет напрасной.
III. Администрация школы, анализируя объективность оценки ОРО, будет учитывать разработанные критерии оценивания.
Нужны единые требования к:
В процессе внутреннего контроля качества образования (при анализе классных журналов, посещении учебных занятий) необходимо особое внимание уделять вопросам периодичности текущего контроля успеваемости в соответствии с локальным нормативным актом школы.
При реализации процедур ВСОКО необходимо проводить системный анализ связи:
а) результатов текущего контроля успеваемости с итогами промежуточной аттестации;
б) результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с итогами процедур внешней системы оценки качества образования (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР).
Анализ показателей эффективности работы педагогов, проведенный во время проверок, показывает, что установленные показатели потеряли свою актуальность. Это провоцирует учителей на подтасовку образовательных результатов и приводит к необъективному оцениванию, а также невозможности «увидеть» имеющиеся проблемы качества образования в учебном учреждении.
Например, в школе часто можно столкнуться с такими показателями эффективности деятельности учителей:
А. Положительная динамика получения «4» и «5» на ГИА у обучающихся.
Б. Результаты ГИА выпускников 9-х классов: сравнение с показателями по школе с прошлым учебным годом, с результатами по предмету за текущий год (при показателе выше или равном по сравнению с прошлым годом по школе – 5 баллов).
В. Повышение или сохранение качества: в сравнении с прошлым учебным годом качество сохранилось/повысилось (результаты деятельности учителя в совокупности по всем классам и предметам – средние) – 15 баллов (снижение до 3% не учитывается).
При определении эффективности указанных показателей сравниваются результаты обучения разных учеников, соответственно, педагог будет стремиться не к объективному оцениванию образовательных результатов, а к достижению определенного показателя.
При определении показателей эффективности работы учителей, в первую очередь, необходимо обратить внимание на:
В российской системе образования идет процесс формирования новой культуры оценки образовательных результатов.
Проведение процедур внешней оценки качества образования (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) сориентировано на развитие у школ культуры самооценки, а именно:
Соответственно, формирование новой культуры оценки образовательных результатов учеников в каждой школе предполагает:
А. Разъяснение всем участникам образовательных отношений новых подходов к оценке эффективности деятельности ОО.
Б. Смену ориентиров обеспечения качества образования при анализе проведенных мероприятий ВСОКО.
В. Изменение показателей результативности работы педагогов и самого учебного учреждения с учетом новых подходов к оцениванию ОРО.
Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, социальным ожиданиям и интересам общества, развитие механизмов независимой экспертизы.
ВСОКО обеспечивает права родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе как экспертов и наблюдателей.
Основными объектами общественной экспертизы выступают:
Результаты оценки качества образования открыто сообщаются на родительских собраниях, во время публичных докладов директора, в публикациях о деятельности ОО и на сайте школы.
Электронные ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 630 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.