Цель: совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности психологов и специалистов органов опеки и попечительства в рамках реализации сопровождения приемных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объем: 72 часа.
Цели, принципы, документационное обеспечение и основные направления сопровождения приемных семей при реализации индивидуальных программ сопровождения.
Методы, формы и направления адаптации приемных (замещающих) семей.
Алгоритм и особенности сопровождения на различных уровнях, включая базовый, кризисный и экстренный уровни сопровождения.
Реализовывать программы сопровождения приемных семей, в том числе программы индивидуального сопровождения.
Обеспечивать процесс адаптации приемных (замещающих) семей.
Обеспечивать сопровождение приемных семей на базовом, кризисном и экстренном уровнях.
Навыки реализации индивидуальных программ сопровождения приемных семей.
Навыки обеспечения процесса адаптации приемных (замещающих) семей.
Навыки реализации сопровождения на базовом, кризисном и экстренном уровнях.
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка. Важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот. Её могут обеспечить специально подготовленные кадры:
Сопровождение замещающей семьи – система поддержки замещающей семьи, оказываюшая семье комплекс социальных услуг для:
а) сохранения и укрепления социального, психологического и физического здоровья членов приемной семьи;
б) профилактики вторичных отказов от ребенка.
Профессиональное сопровождение замещающих семей – один из важнейших этапов в деятельности специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами конкретной семьи.
К целям сопровождения замещающих семей относятся:
Выделяют две основные функции сопровождения семей, воспитывающих приемных детей:
а) контроль за соблюдением прав ребенка;
б) оказание поддержки семье.
Международный опыт показывает, что эти функции, как правило, разделены между разными службами. В Российской Федерации функция контроля возложена на органы опеки и попечительства, а функция поддержки может осуществляться различными социальными службами, такими как:
К основным задачам психолого-педагогического сопровождения замещающих семей можно отнести:
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей проводят члены единой команды специалистов на основе составленного индивидуального плана сопровождения.
Обязательные условия сопровождения замещающих семей включают:
а) наличие специалиста, ответственного за замещающую семью (куратора);
б) соблюдение последовательности этапов работы;
в) координация работы всех специалистов;
г) наличие единых целей, задач и плана социального сопровождения.
В основе психолого-социального сопровождения замещающих семей лежат следующие принципы:
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей направлено на обеспечение эффективного взаимодействия детей и замещающих родителей. Поэтому его проводят по двум направлениям: «взрослый» и «ребенок».
К основным направлениям помощи в рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих семей относятся:
а) социально-правовая помощь;
б) психологическая помощь;
в) педагогическая помощь.
Социально-правовая помощь включает консультирование семьи по социально-правовым вопросам и содействие в их разрешении, в частности:
а) решении жилищных вопросов;
б) оформлении справок и пособий;
в) получении льгот;
г) выборе образовательного учреждения для ребенка и т. п.
Психологическая помощь включает такие направления работы, как:
Педагогическая помощь включает:
а) помощь ребенку в восполнении пробелов в знаниях из-за недостатка образования;
б) помощь в усвоении школьной программы;
в) организацию досуга.
До появления приемного ребенка в семье взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить его таким, какой он будет.
Иллюзии и уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые имели успех в воспитании собственных детей и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка – это серьезное испытание для всей семьи. Ведь у замещающих родителей нет каникул и отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое часто бывает хрупким.
Примерно через месяц картина семьи меняется. В ответ на вопрос: «Насколько реальная обстановка отличается от ожидаемой?» большая часть замещающих матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью. Негативные эмоции часто связаны с увеличением объема домашней работы, затратой дополнительных сил, энергии и времени, возникновением непредвиденных ситуаций. Всё это отражается на налаженном быте семьи.
Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей, что к нему нужно применять иные дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры их поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды).
В семьях, где есть собственные дети, обнаруживается, что они не могут относиться к ребенку так же, как к своему собственному. Они вынуждены делать ребенку поблажки, жалеть его и потакать капризам. Вот высказывание одной из женщин: «Я стараюсь не делать ему явных поблажек, но приходится жалеть его, ведь ему так же трудно привыкать к нам, как и нам к нему. Может быть, я балую его, потому что иногда “не замечаю” того, что своим детям я бы никогда не спустила». Поняв, что приемный ребенок совсем не такой, как собственные дети, родители стараются сделать всё возможное для блага его и всей семьи.
Лишь малая часть замещающих матерей выражает разочарование своей новой ролью. И, хотя они подчеркивают возрастание нагрузки, «сдаваться» они пока не собираются. Наоборот, они готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее.
В основном, после первого месяца совместного проживания матери выражают положительное отношение к сложившейся ситуации, но примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко.
Через три месяца многие замещающие родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма хорошую». Они более уверены в своих силах, им удалось найти свои собственные способы доверительного общения с приемным ребенком. Отмечают также изменения у ребенка в лучшую сторону.
Но есть семьи, в которых отношения с ребенком не изменились в лучшую сторону. У них наблюдается разочарование в ребенке и в своих силах, осознание своего провала вызывает у матери стресс.
Появление нового ребенка негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи, например:
Особенно много проблем возникает там, где приемный ребенок старше собственных. «Я надеялась, что он будет старшим братом для малышей, а он терроризирует их», – делится одна из матерей.
В целом, через три месяца существования такой семьи вырисовывается противоречивая картина. Матери все еще полны энтузиазма и ощущают определенное удовлетворение от своей новой роли. Отцы же менее оптимистичны. Это объясняется разными ролями родителей в жизни семьи.
Решающий в жизни семей – шестимесячный период. Удовлетворение от новой роли в большой степени зависит от того, насколько взрослые смогли понять и принять ребенка. Спустя шесть месяцев многие родители испытывают гораздо меньше оптимизма и отмечают, что им стало труднее, чем в первые дни.Их удовлетворение своими действиями гораздо меньше, чем раньше. Это явление получило название «эффект медового месяца». Сначала кажется, что ребенок прекрасно привыкает к новой обстановке, со всем соглашается, делает то, что от него ждут. И вдруг он перестает быть послушным, все чаще выражает собственные взгляды и начинает предъявлять собственные требования. Это говорит о том, что ребенок начинает чувствовать себя в замещающей семье комфортно, становится самим собой.
Даже если замещающие родители понимают, насколько важны и необходимы происходящие с ребенком перемены, от этого им не легче справляться с новыми трудностями. Теперь они гораздо реже отмечают положительные сдвиги и чаще говорят об ухудшении поведения, они менее уверены и удовлетворены, чем раньше.
Оптимизм убывает потому, что большинство замещающих родителей начинают понимать всю серьезность и глубину детских проблем, а также сложность и не всегда эффективный результат своих попыток изменить поведение ребенка к лучшему. По мере того, как они больше узнают ребенка, им становится понятнее, какое влияние на него оказал предыдущий жизненный опыт. Именно в этот момент важна помощь специалиста.
В то же время замещающие родители больше привязываются к ребенку и хотят ответной реакции от него. Родители ждут от ребенка благодарности и признательности за свои «героические усилия», однако их ожидания зачастую оказываются напрасными. Потому важна поддержка и признательность со стороны (соцработников, учителей, педагогов, родственников). Специалисты должны отметить изменения в ребенке в лучшую сторону, показать, какую пользу принесло ребенку пребывание в этой семье, например:
Разочарование замещающих родителей не означает, что они плохо поработали или плохо справляются со своими обязанностями. В этот период родители нуждаются в:
Важный этап в жизни семьи – первая годовщина её создания.
Большинство замещающих семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они верят в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но, когда перемены наступают не так быстро, как им хотелось, они теряются и нуждаются в поддержке и объяснении причин. Они должны понять, что:
А. Такой медленный и не совсем явный прогресс – закономерное явление.
Б. Нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно могут разрешить конфликты и справиться с трудностями.
Если родителям кажется, что их ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли помочь ему, то это вызывает чувство удовлетворения. «Когда после всех трудностей ты видишь слабые проблески понимания или выражение благодарности, или какие-то крохотные сдвиги в лучшую сторону, то чувствуешь себя просто на седьмом небе», – так описывает свои чувства один из отцов.
Если родители считают своего ребенка по-прежнему трудным и не видят сдвигов в лучшую сторону, то, исходя из теории равновесия, они чувствуют себя неудовлетворенными. Происходит это, поскольку они оказываются в ситуации, когда вложены огромные усилия и не видно отдачи. Чтобы они смогли продолжать свой «неблагодарный труд», им необходима помощь извне.
В этот период большее число матерей и отцов выражают удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью. Создается впечатление, что они исполняют свою роль родителей намного увереннее, чем шесть месяцев назад. «Дела идут намного лучше – о таком я даже не могла мечтать шесть месяцев назад. Я просто стала понимать её. И мы вместе можем решать проблемы, которые встают перед нами», – такова оценка ситуации одной из матерей. Как видно из этого высказывания, они более терпимо относятся к проблемам ребенка. Эти проблемы их уже не слишком озадачивают и расстраивают.
Через полтора года можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» такое длительное время, смогут существовать сколь угодно долго.
На этой стадии родители удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме. Кроме того, многие родители довольны тем, что ребенок хорошо прижился в семье.
Но даже очень успешные родители нуждаются в поощрении и отдаче от вложенных усилий. Такой «отдачей» может быть:
Рассматривая формы и методы психолого-педагогической работы по сопровождению детей-сирот в период адаптации к жизни в замещающей семье, важно учитывать следующие принципы:
а) дает опыт общения с близкими и менее близкими людьми;
б) позволяет ребенку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности.
По мнению советского педагога А. С. Макаренко, если родители видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и в некоторых случаях даже уничтожить.
а) одновременно отрицательное и положительное вмешательство в естественное развитие ребенка;
б) форму внешней власти взрослого;
в) метод определения социального места ребенка в семье.
Взрослые должны аккуратно относиться к оценкам и понимать, что оценивать можно поступок, но личность остается неприкосновенна. Оценивать поступки и свои чувства (обратная связь) необходимо, поскольку именно оценки и обратная связь – «ориентиры на карте успешной адаптации ребенка».
а) ребенок в семье смог построить равноправные отношения;
б) приспособилась вся семья, а не только ребенок.
На основании приведенных ранее принципов адаптации ребенка в замещающей семье можно выделить методическую циклограмму, которая будет состоять из нескольких этапов:
а) определению «сложных» (сдерживающих) факторов, причин их появления;
б) выявлению потенциала, на который можно опираться для решения определенных сложных моментов жизни.
а) информирование родителей о протекании адаптации ребенка в замещающей семье;
б) предоставление информации о методах воспитания;
в) проведение личностного консультирования самих родителей по вопросам их чувств, мыслей и ощущений.
а) проработку с детьми новых моделей поведения в замещающей семье;
б) оказание помощи ребенку в осознании своего положения;
в) предложение рекомендаций по построению отношений между членами семьи.
а) тренировка новых моделей поведения;
б) выработка наиболее адаптивных форм.
Групповое консультирование – мероприятия, направленные на:
а) осознание членами семьи «непродуктивных» форм поведения;
б) осознание «вторичной выгоды»;
в) обдумывание более продуктивных форм.
а) предоставление обратной связи – как ребенку, так и семье;
б) выработку форм получения обратной связи между членами семьи.
Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, обычно нуждаются в сопровождении кризисного уровня из-за стресса, вызванного приемом в семью «особого» ребенка.
Категория «особых» детей представлена детьми с различными по степени сложности и характеру отклонениями в психическом или физическом развитии, а именно, с нарушениями:
Ограничение психофизических возможностей – не чисто количественный фактор, а системное изменение всей личности в целом (Иванова В. С., 2012).
Замещающая семья для ребенка-инвалида рассматривается как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Е. А. Мишина, К. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачева и др.). Такое понимание семьи – основной критерий в организации её сопровождения. При этом опекуны рассматривают инвалидность подопечного ребенка, в основном, с точки зрения ограничения, что снижает реабилитационный потенциал семьи. Поэтому важнейшая задача сопровождения состоит в изменении их установок на ограничения возможностей ребенка. Иными словами, ограничение одних возможностей может стать основанием для подчеркивания других.
Сравнительное исследование детско-родительских отношений в замещающих и биологических семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, позволили выделить как общие черты, так и особенности в их отношениях (Асломазова Л. А., 2012).
Независимо от кровного родства родителям сложно принять особенности личности ребенка-инвалида. При этом они склонны к чрезмерной опеке ребенка. Они пренебрегают возможностями и потребностями детей в активной самостоятельной деятельности. Это нередко способствует его большей инвалидизации. Для родителей характерны и неадекватность, противоречивость ожиданий от ребенка. С одной стороны, они ждут от него взросления и самостоятельности, с другой, – способствуют его зависимости и недоразвитости.
Неадекватность ожиданий от ребенка может выступать фактором:
а) вызывающим эмоциональные нарушения;
б) препятствующим их коррекции у детей.
А. Г. Лидерс, изучая детско-родительские отношения, ввел понятие «мистификация», которое он определил как внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят. Он выделил две формы мистификации:
А. «Приписывание».
Б. «Инвалидизация».
«Приписывание» подразделяется на:
а) приписывание ребенку «слабости» (например болезненности, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях);
б) «негативных качеств» (низости, аморальности).
«Приписывание» выражается в следующих высказываниях:
«Инвалидизацию» он определил как принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.
«Инвалидизация» выражается в следующих высказываниях:
Неадекватные родительские ожидания усугубляют эмоциональные нарушениия у детей-сирот, затрудняют их коррекцию.
Ребенок с нарушениями в развитии часто эмоционально отвергается как биологической, так и замещающей матерью. Она воспринимает его как инфантильного, личностно и социально несостоятельного, неумелого, неприспособленного к жизни. Именно такое отношение матери часто выливается в раздражение, нетерпимость по отношению к ребенку, отчаяние.
Для детско-родительских отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с инвалидностью, характерны:
а) недостаток родительского авторитета и эмоциональной близости с приемным ребенком;
б) трудности в отношениях приемных детей с другими членами семьи.
Семьям также не хватает согласия в супружеской подсистеме и родительской последовательности. Выражение недовольства детьми сменяется потаканием в удовлетворении их потребностей.
В замещающих семьях большие различия выявлены в оценках предъявляемых требований к детям у опекунов и их подопечных. Опекуны оценивают свои требования как низкие, дети – как чрезмерно высокие. Подобные разногласия не отмечены в кровных семьях. В замещающих семьях такие разногласия часто становятся причиной конфликтов.
В замещающей семье из-за слабости супружеской подсистемы или отсутствия супруга в ролевой структуре семьи наблюдается изменение ролей, когда мать играет роль отца. Это сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.
В отличие от кровных родителей, оценивающих состояние ребенка как требующее помощи, опекуны:
Для них характерна неадекватная структура внутренней картины болезни и инвалидности ребенка.
В. С. Иванова выделяет следующие нарушения родительской внутренней картины болезни и инвалидности ребенка (Иванова В. С., 2012):
Для замещающих родителей свойственны:
По данным исследования В. С. Ивановой, восприятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья как здорового считается «патогенным», т. к. ребенок не может соответствовать общепринятым стандартам. Это не позволяет учитывать его «собственные интересы и склонности, обрекая на установление сниженного уровня притязаний и ожиданий, на неуспех, потерю самоуважения и “путаницу” в самоопределении» (Иванова В. С., 2012). Неадекватное восприятие болезни ребенка, неправильные подходы в воспитании со стороны родителей формируют личностную неустойчивость ребенка-инвалида, наносят вред его психическому здоровью.
Родительские установки замещающих матерей противоречивы. С одной стороны, мать может излишне опекать ребенка, проявлять чрезмерную заботу, стремиться обеспечить ему безопасность, с другой – испытывать раздражение по поводу ребенка, его внешнего вида или поведения и считать свою жизнь принесенной в жертву.
Изучение особенностей восприятия кровной матерью своего ребенка-инвалида, а также материнских реакций на поведение детей показало, что матери воспринимают своих детей как «больных», «обиженных», «страдающих».
Замещающие родители придают большее значение нарушениям поведения ребенка, чем кровные. Чаще, чем другие родители, они связывают возникающие проблемы с:
Часто ответственность за возникающие трудности опекуны возлагают на приемных детей. Если кровные родители придают особое значение эмоциональной стороне отношений с детьми и семейному окружению, то замещающие – повышению своей родительской компетентности.
В целом, общий уровень социальной удовлетворенности у опекунов гораздо ниже, чем у кровных родителей. Они больше разочарованы в жизни и предъявляют повышенные требования к окружающим.
Анализ показателей межличностной сферы приемных детей-инвалидов указал на:
Семейную ситуацию они зачастую воспринимают как конфликтную, а отношения в семье как напряженные, недостаточно сплоченные и теплые. Подопечные склонны конкурировать с кровными детьми замещающих родителей.
Таким образом, основными мишенями кризисного сопровождения семьи с приемным ребенком-инвалидом можно назвать:
а) низкая сплоченность;
б) хаотичность или чрезмерная жесткость внешних и внутренних границ семейной системы;
а) трудности в приспособлении к текущим требованиям жизни и развития семьи;
б) недостаточный обмен информацией в семье;
в) неадекватность выражения чувств;
г) недостаточная взаимная забота;
д) трудности в удовлетворении эмоциональных потребностей членов семьи;
е) проблемы в организации автономной жизни;
ж) уровень конфликтности в семье;
з) перестановка воспитательных ролей родителей.
На основе выделенных мишеней сопровождения можно наметить основные направления сопровождения замещающей семьи с приемным ребенком-инвалидом, с ОВЗ. К ним можно отнести:
а) получение чувственного насыщения, наполнения энергией образа;
б) возможность удовлетворить собственные потребности в присоединении и признании;
в) осознание проекций собственных отрицательных и положительных эмоций на другого;
г) получение новых знаний о психологии приемного ребенка с ОВЗ, психологии замещающей семьи и т. д.;
а) адекватного представления о комплексе его болезненных ощущений, переживаниях ребенка о своей болезни и её последствиях;
б) понимание сути его заболевания, возможностей лечения и комплексной реабилитации, реальных возможностей и целей;
в) адекватной оценки перспектив развития ребенка;
г) выработки адекватного отношения к заболеванию ребенка;
д) изменения образа жизни и актуализации деятельности, направленной на его развитие и адаптацию, самопринятие.
Исследования показывают, что кризис подросткового возраста у подопечных детей независимо от родственных связей:
а) истощает воспитательный ресурс семьи;
б) снижает способность системы к совладанию с семейным стрессом;
в) вызывает сопротивление системы процессам перестройки;
г) приводит к отторжению, а нередко и отказу от опеки.
Были выделены значимые различия в развитии аффективно-личностной сферы у подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки. К различиям были отнесены:
Подростки, воспитывающиеся в расширенной биологической семье, оказались более сохранными и менее подверженными нарушениям в развитии по сравнению с бывшими воспитанниками сиротских учреждений, несмотря на длительность их проживания в замещающей семье.
Для детей из неродственной опеки проблема недоверия остается ведущей. Для них характерны:
Их протестные реакции, попытки противостоять внешнему давлению выражены слабее, чем у подростков родственной опеки. У последних это обусловлено неудовлетворенностью потребности в прочной и глубокой привязанности. Это не свойственно подросткам из родственной опеки.
В семьях родственной опеки опекун остается объектом глубокой привязанности, но неспособным удовлетворить потребности подростка в эмоциональной близости, нежности, любви и безусловном принятии. Это вызывает у подростка потребность в его обесценивании, выплеске негативных эмоций, ярости.
В семьях неродственной опеки отношение к опекуну носит двойственный характер. Он проявляется, с одной стороны, в стремлении самоопределения с ним, признании его значимости, идеализации взаимоотношений, с другой – в невозможности установить отношения стабильной привязанности, стремлении к постоянной проверке его личностных границ.
Посттравматический синдром исследователи выявили у 60% подростков из родственной опеки и у 40% неродственной. Это вызвано более мощным воздействием механизмов вытеснения. Содержание травматических переживаний у подростков из родственной и неродственной опеки различны. У первых они связаны со смертью родителей, отвержением, предательством опекунов, изъятием из семьи, отвержением кровной матери. У вторых – с насилием в сиротском учреждении (в основном, физическим).
Нарушения взаимоотношений в семьях родственной опеки из-за длительной травматизации и снижения способности к совладанию с семейным стрессом не позволяют подростку завершить ситуацию «травмы сиротства», а семье – поддерживать и принимать чувства, эмоции и переживания подопечного.
Исследователи обнаружили, что независимо от родства с ребенком на этапе подросткового кризиса снижаются показатели функции поддержки семьи. Это выражается в низкой чувствительности опекунов к потребностям и состоянию подростков, высоком уровне недоверия, восприятии опекуна как сверхкритичного авторитарного родителя, «застревании» подростков в роли клиента.
Для неродственных опекунов характерен более низкий уровень чувствительности к состоянию подростков, чем у опекунов-родственников. При этом семьи с неродственной опекой более сохранны по отношению к общей травматизации. Мотивы приема у них связаны с потребностью в ребенке, а события, предшествующие приему, – с задачами развития семьи (синдром «Пустое гнездо», «Потеря работы», «Повторный брак»).
Семьи с родственной опекой до приема ребенка в семью пережили смерть близкого, исчезновение собственного ребенка, родителя подопечного, лишение родительских прав из-за тяжелой химической зависимости и невозможности воспитывать детей, смерть родителя подопечного после установления опеки. Мотивы установления опеки над ребенком связаны у них с «жалостью и состраданием к детям, оставшимся без родительской заботы», долгом перед умершими родственниками. Их прием нередко носит вынужденный характер. Сами опекуны (попечители) чувствуют себя жертвой трагических обстоятельств своей семьи. Для них характерен высокий уровень неудовлетворенности в основных сферах жизнедеятельности (семья, личная жизнь, карьера, досуг и т. д.), в шесть раз превышающий этот показатель у опекунов неродственной опеки.
В родственной опеке пубертатный кризис подопечных может привести семью на грань разрушительного положения.
Для функционирования семей родственной опеки характерны:
В семьях неродственной опеки подростковый кризис подопечного возвращает семью к
структурному кризису начальных этапов становления семьи в качестве замещающей, когда «базовая» семья (семья до приема), пытаясь сохранить свою целостность, сплачивалась, а приемный ребенок «застревал» на периферии в роли «идентифицированного клиента».
Анализ реакции семей с родственной и неродственной опекой на подростковый кризис позволил выделить основные мишени сопровождения. В семьях с родственной опекой специфическими мишенями сопровождения должны стать:
В семьях с неродственной опекой к мишеням сопровождения можно отнести:
Учитывая перечисленные выше мишени сопровождения, можно наметить специальные направления сопровождения семьи. В семье, где опекуны/попечители – родственники ребенка, завершение ситуации вертикальной травмы происходит через:
Основной метод работы здесь – «Генограмма семьи». Он позволяет изобразить родственные связи в семье в виде графической схемы. Эта техника используется как в качестве диагностического инструмента, так и в качестве терапевтического. Опекуна просят рассказать историю своей семьи в поколениях (не меньше, чем в трех поколениях) с указанием конкретных имен, дат рождения, браков, смертей, разводов и т. д. Он воспроизводит свои семейные сценарии, свои представления о характере взаимоотношений в семье в целом, супружеской и детской подсистемах, об отношениях семьи с ближайшим социальным окружением (соседями). Генограмма проводится на семейном консультировани и позволяет:
А. На первом этапе (период шока) она направлена на поддержку.
Б. На втором (период отрицания) – на минимизацию горя.
В. На третьем (период принятия) – на выражение чувств к умершему или к себе (вина, стыд, агрессия), открытие доступа к воспоминаниям, завершение отношений с умершим.
В семьях, где опекуны/попечители – не родственники ребенка (посторонние граждане), можно выделить следующие мишени сопровождения:
Методами работы с семьей могут стать:
а) договор между членами семьи о правилах взаимодействия между детской и родительской подсистемами и внутри каждой из подсистем;
б) задания на объединение членов каждой из подсистем (проведение досуга, выполнение интересной работы);
в) открытие границ детской подсистемы и включение в неё подопечного подростка.
а) профессиональное самоопределение;
б) формирование установок на стабильную трудовую занятость, профессиональную активность,
в) создание семьи;
г) развитие навыков эффективной коммуникации;
д) развитие жизнеспособности, адекватных копинг-стратегий и т. д.
Сиблинг – один из двух или более детей в семье (брат, сестра). Некоторые ограничивают употребление этого термина случаями, когда у обоих сиблингов общие родители, используя термин «полусиблинг» (только один общий биологический родитель).
Сиблинги (сибсы) – единокровные братья и сестры. На текущий момент в московском банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, эта категория детей представляет большую группу, и их семейное жизнеустройство затруднено.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что проблемы интеграции сиблингов в замещающей семье, их сопровождение практически не изучены.
В Москве были опрошены потенциальные замещающие родители, проходившие курс подготовки к приему в рамках «Школы приемных родителей» (всего 120 человек) и 80 опекунов по поводу отношения к приему сиблингов в свою семью. Большинство потенциальных замещающих родителей (66,6%) высказало предубеждение, что справиться с воспитанием братьев и сестер намного сложнее, чем с одним приемным ребенком или двумя и более неродственными детьми. Значимых различий между опекунами родственниками и не родственниками детей не было выявлено.
На самом деле нет статистических доказательств ни в отечественной, ни в зарубежной практике адекватности подобного предубеждения.
Причинами отказа от воспитания приемных сиблингов участников опроса стали:
Опрос замещающих родителей, уже воспитывающих приемных сиблингов, выделил причины их приема в семью. Они определены:
Замещающие родители, воспитавшие ни одну сиблинговую группу, выразили мнение, что возможность адаптации сиблингов в замещающей семье, в основном, зависит от предыдущего опыта детей. Выделено три основных фактора, оказывающих влияние на успешность интеграции сиблингов в семье:
По мнению замещающих родителей, для всех сиблинговых групп характерен более высокий уровень конкуренции, ревности и борьбы за внимание родителей, чем для приемных детей, не связанных родственными узами. При этом сиблингам легче объединиться для достижения одной цели. Они чаще взаимодействуют и контактируют друг с другом – как позитивно, так и негативно.
Мнения замещающих родителей о том, кому легче интегрироваться в семью: сиблингам или детям, не связанным кровными узами, разделяются. Чуть более половины опекунов (53,75%) считает, что сиблинговые отношения затрудняют этот процесс. Остальные полагают, что такие отношения этот процесс облегчают.
Трудности интеграции сиблингов связывают с их зависимостью друг от друга и нежеланием взаимодействовать с другими членами семьи. В результате они оказываются в неинтегрированной подсистеме. Те, кто считает, что братьям и сестрам легче адаптироваться в семье, связывают это с эмоциональной поддержкой сиблингов, которые они могут оказать друг другу. Это позволяет им чувствовать себя более комфортно и безопасно в новой семье.
Опрос 60 подростков, 30 детей дошкольного возраста и 30 детей младшего школьного возраста показал следующее. Абсолютное большинство самих детей-сирот подросткового возраста (53,9%) высказало мнение, что помещение их в семью вместе с сиблингами затруднило их интеграцию в новой семье. Дошкольники (каждый второй опрошенный) и младшие школьники (каждый третий опрошенный) хотят жить в семье вместе с родными. Чем младше ребенок, тем выше у него потребность в слиянии с сиблингами. Хотя нередко братьями и сестрами он считает любых детей, близких ему по возрасту, которые проживают с ним в семье.
Анализ интерпретации сиблингами, воспитывающимися в замещающих семьях, проективного стимульного материала тестов САТ и ТАТ (В. Н. Ослон), выявил потребность в слиянии с братьями и сестрами у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Слияние позволяет им противостоять опасному миру, становится залогом выхода из одиночества. При этом отношения между сибсами носят конфликтный характер. Уже у трехлетних детей сиблинги дерутся за еду, силой «отвоевывают» свою долю. Чем старше ребенок и чем дольше живет в замещающей семье, тем больше отношения с сиблингами в его проекциях выражаются в растущей конкуренции и агрессии. Замещающим родителям трудно обеспечить каждого ребенка чувством безопасности и привязанности.
Замещающие родители неоднозначно относятся к поддержке отношений между братьями и сестрами в семье. Большинство (63,2%) считает, что их необходимо поддерживать. При этом значительная часть родителей с этим не согласна.
В качестве способов поддержания отношений между сиблингами опытные замещающие родители используют:
а) общие задания для всей сиблинговой группы;
б) обсуждение правил взаимодействия как внутри группы, так и с другими членами семьи;
в) совместные ритуалы еды (вместе сажают за стол);
г) организацию качественного проведения совместного досуга.
Таким образом, мишенями сопровождения замещающей семьи, воспитывающей сиблингов, можно назвать:
На адаптационном уровне сопровождения цель деятельности специалистов – способствовать прохождению благополучной адаптации замещающей семьи, оказанию психологической поддержки всем членам замещающей семьи в течение первых двух лет создания замещающей семьи. Этой услугой могут воспользоваться все семьи, вставшие на сопровождение в первый год принятия ребенка в семью.
Сопровождение на этом уровне позволяет замещающим родителям получить психолого-педагогические знания в области развития, воспитания приемных детей, решить конкретные педагогические ситуации, с которыми они столкнулись на этапе адаптации. Детям оно дает возможность получить психологическую поддержку и помощь в сложных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, организующиий сопровождение и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение специалистом Службы сопровождения замещающих семей (далее – Служба), курирующим семью, составляется индивидуальная программа сопровождения.
Индивидуальная программа сопровождения (далее – Программа) замещающей семьи – это система мер, направленных на:
Все эти меры должны обеспечивать психолого-педагогические условия жизнедеятельности замещающего родителя и ребенка, способствовать полноценному развитию и социализации личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающего родителя.
Программа разрабатывается на два года и имеет строго индивидуальный характер. В её основе должна лежать оценка потребностей замещающей семьи и результаты исследований семейной ситуации.
Куратор семьи выполняет следующие функции:
а) мотивирует семью на сотрудничество;
б) организует подписание договора о сопровождении, первичную семейную диагностику;
в) оценивает риски семьи;
г) информирует семью о предоставляемых услугах.
Программа включает в себя следующую информацию:
Титульный лист должен быть утвержден руководителем учреждения.
План представлен в виде таблицы, которая включает в себя следующую информацию:
В конце программы указывается ФИО куратора семьи, осуществляющего сопровождение, его подпись.
В совокупности становления и развития замещающая семья проходит определенные этапы, которые ставят перед ней новые задачи развития. Переход с одного этапа на другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. На протяжении одного этапа нередко наблюдаются и периоды благополучия, и ненормативные стрессы и кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике: «притираются» модели базисной семьи и ребенка, дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, её потребности. Изменяются и потребности её окружения. Удовлетворение изменяющихся потребностей семьи и её окружения (субъектов экологической системы) – залог эффективной замещающей заботы.
Сравнительный анализ изменений функционирования семей в зависимости от включения в систему сопровождения на протяжении семи лет позволил сделать следующие выводы:
В зависимости от включения в систему сопровождения семьи имеют разный сценарий развития, используют различные механизмы сохранения и развития семейных систем.
Решение задач каждого этапа становления и развития семьи в качестве замещающей подтверждает системные изменения в семье, направленные, с одной стороны, на сохранение целостности базовой семьи и сопротивление изменениям (системные защиты), с другой – на развитие семейной системы с приемными детьми (системные ресурсы).
На этом этапе происходят следующие изменения:
К системным защитам семьи можно отнести:
а) появление внешней подсистемы приемных детей при отсутствии потребности в её интеграции у членов базовой семьи;
б) снижение уровня иерархии в системе при повышении её в детской подсистеме;
в) уравнивание реминисцентных (ассоциативных) образов семьи с идеальными;
а) диссимуляция (распад) проблем семьи;
б) повышение уровня контроля в системе;
в) повышение уровня эмоциональной близости между матерью и биологическими детьми;
а) «расширение» внутреннего пространства семьи для включения приемных детей;
б) более четкое расположение иерархических отношений в семье в целом;
в) открытость подтверждаемого поля семьи;
а) потребность семьи в совместном досуге;
б) повышение уровня притяжения в семье;
в) использование ресурсов базовой семьи в поддержке дефицитных областей.
В зависимости от наличия сопровождения приемные дети проявляют различный уровень активности и направленности при включении в замещающую семью. В сопровождаемых семьях дети активно пытаются включиться в подсистему биологических детей, в несопровождаемых – остаются на периферии.
На включение приемных детей в семью влияют наличие опыта жизни в биологической семье, а также кровного сиблинга.
Приемные дети при включении в замещающую семью запускают системные защиты, препятствующие их интеграции. К ним относятся:
Затрудняет включение приемных детей в семейную систему отсутствие опыта жизни в биологической семье, помещение в семью сиблингов, детей с ОВЗ.
В целом, семьи, включенные в систему сопровождения, способны выполнить задачи первого этапа. Они обновляют свои ресурсы в области структуры семьи, что позволяет «расширить» психологическое пространство базовой семьи и открыть границы семьи для включения приемных детей.
Семьи, не включенные в систему сопровождения:
А. Функционируют в кризисном режиме и пытаются вытеснить из семьи объект тревоги, (т. е. приемного ребенка). Большинство делает это на уровне идеального представления семьи, остальные (34,8%) – на уровне реального поведения.
Б. Истощают экзистенциальные и эмоциональные ресурсы. Это затрудняет функционирование системы.
В. Продолжают вырабатывать системные защиты. К ним можно отнести:
а) исключение из идеального образа семьи приемных детей;
б) потребность в высокой сплоченности подсистемы кровных детей;
в) ядерная система охраняет границы своих детей от вторжения сирот;
г) идеализация доприемной ситуации в семье;
д) замкнутость подсистем на себе при иерархическом хаосе в семье в целом;
а) повышение уровня критики;
б) повышение уровня контроля.
На этом этапе можно отметить позитивные изменения на уровне структуры семьи:
Основное напряжение в семейной системе связано с негибкостью правил и норм базовой семьи, которые изменяются медленно под влиянием вхождения в семью. А также оно обусловлено недостаточными возможностями семьи в удовлетворении эмоциональных потребностей своих членов, высоким уровнем контроля в семье, затрудняющим сепарацию взрослых кровных детей, несогласованностью ролевых ожиданий от членов семьи.
Семьи продолжают использовать системные защиты. К ним можно отнести:
а) под влиянием сопровождения семьи подключают системные ресурсы семьи;
б) запрет на автономию кровных детей;
в) «застревание» на ролевой структуре базовой семьи;
г) негибкость контролирующего поведения;
а) угасание потребности в идеализации предшествующей ситуации в семье;
б) включение матерью в коалиционные структуры приемных детей;
а) экзистенциальное партнерство (поддержка чувства безопасности у членов семьи);
б) соотнесение приемных детей с позитивными ролями.
Семьи, не включенные в систему сопровождения:
а) исключение из идеального образа семьи приемных детей;
б) потребность в высокой сплоченности подсистемы кровных детей;
в) ядерная система охраняет границы своих детей от вторжения сирот;
г) идеализация доприемной ситуации в семье;
д) замкнутость подсистем на себе при иерархическом хаосе в семье в целом;
а) повышение уровня критики;
б) повышение уровня контроля.
На этом этапе на первый план выходят следующие проблемы:
К проблемам, которые могут быть решены на третьем этапе, можно отнести:
а) к системным защитам: потребность в сохранении подсистемы кровных детей;
б) к системным ресурсам:
В семьях вне системы сопровождения на первый план выходят следующие проблемы:
а) в области гибкости и способности семьи к приспособлению к новым требованиям жизни и развития семьи;
б) в области восприятия отношений в семье;
в) в области контроля;
г) в области ролевого поведения.
К системным защитам в области структуры семьи относится:
К системным защитам в области микродинамики семьи можно отнести:
К системным защитам в области идеологии семьи относятся:
На этом этапе семьи, находящиеся в системе сопровождения, переживают период стабилизации отношений, а именно:
В семьях, находящихся вне системы сопровождения:
К системным защитам можно отнести и низкую потребность в сплоченности семьи и иерархии отношений, «эмоциональную бедность» отношений в системе.
К системным ресурсам можно отнести возможность согласования норм и правил семьи.
На этом этапе семьи, находящиеся в системе сопровождения, переживают новый виток перестройки, вызванный потребностью в сепарации у приемных детей. При этом можно отметить следующие признаки:
Позитивные изменения происходят в семье уже к концу пятого этапа. Продолжение процесса сепарации приемных детей не провоцирует системных семейных стрессов.
Для семьи вне системы сопровождения, в отличие от семей, находящихся на сопровождении, стимулом системного кризиса в семье становится не процесс сепарации, а попытки «вторжения» приемных детей в семью. Это запускает в семье защиты, которые были характерны для семей на первом этапе включения приемных детей в семью. В результате неудовлетворенность ситуацией приема возрастает, и семьи объявляют о своем намерении отказаться от воспитания приемных детей. Включение в систему сопровождения на кризисном уровне позволяет сохранить семьи.
На этом этапе основные показатели для сопровождаемой семейной системы соответствуют норме, а именно:
Диагностика детей и подростков направлена на изучение познавательной, межличностной сфер и выявление индивидуальных особенностей личности и т. д. Для проведения психолого-педагогической диагностики могут быть использованы следующие комплекты методик:
А. Психодиагностические методики для обследования замещающих родителей:
Б. Психодиагностические методики для обследования детей и подростков:
В. Проективные методики:
Цели первой встречи с семьей:
При первом посещении семьи работа строится следующим образом:
А. Если замещающий родитель посетил отделение сопровождения вместе с ребенком:
а) куратор проводит собеседование с замещающим родителем, заключает «Договор о сопровождении», заполняет «Карту семьи», выявляет проблемы в семье (со слов опекуна), определяет основной запрос семьи;
б) педагог-психолог занимается с ребенком, беседует, выявляет проблемы семьи, проводит первичную диагностику/тестирование, старается установить доверительные отношения с ребенком.
Б. Если замещающий родитель посещает отделение сопровождения один (без ребенка), то вся работа по знакомству с семьей, выявлению проблем, их причин куратором и педагогом-психологом проводится совместно. После собеседования с замещающим родителем педагог-психолог определяет дату следующей встречи для знакомства с ребенком, а также для проведения диагностики (тестирования) ребенка и родителя. Результат первичной встречи с семьей – заключение «Договора о сопровождении».
Специалистам, закрепленным за семьей, необходимо выстраивать взаимоотношения с ребенком и семьей так, чтобы семья воспринимала их не как представителей контролирующих организаций, а как друга семьи, который хочет им помочь. Но в тоже время необходимо не переступить тонкую грань, ведущую к панибратству.
Таким образом, специалисты, не вмешиваясь в жизнь замещающей семьи, должны стать для неё необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались.
Обязательно должна проводиться работа с семейным окружением замещающей семьи, так как оно, в первую очередь, может спровоцировать не только конфликт в семье, но и возврат ребенка в государственное учреждение. Специалисты должны проводить индивидуальные беседы с родственниками, соседями.
Помощь специалистов замещающей семье нужна в различные периоды жизнедеятельности семьи. Процесс адаптации – один из наиболее кризисных и требует особо тщательного и бережного подхода к сопровождению семьи со стороны социальных педагогов. В этот период необходимо постоянное и регулярное наблюдение за ходом адаптации ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме.
На этапе адаптации или появления проблемы, конфликта в семье желательно еженедельно проводить телефонные переговоры с замещающими родителями с целью поддержки, помощи, разрешения конфликта.
Важное место отводится индивидуальному консультированию родителей как по вопросам развития и воспитания детей, так и по вопросам, связанным с взаимоотношениями в семье. Эта работа проводится постоянно – и по запросам приемных родителей, и в случаях возникновения непредвиденных ситуаций в семье.
Психолого-педагогическая помощь замещающей семье проводится в соответствии с уровнем сопровождения. Выделяют четыре уровня сопровождения:
Определив уровень сопровождения, педагог-психолог и куратор в срок от одного до пяти рабочих дней составляют план сопровождения семьи или Индивидуальную программу сопровождения семьи (далее – ИПС) на три месяца.
На базовом уровне сопровождения составляется план, на адаптационно-кризисном, кризисном и экстренном – ИПС.
На адаптационно-кризисном уровне сопровождения цель деятельности специалистов – помочь замещающей семье благополучно адаптироваться, оказать психологическую поддержку всем членам этой семьи в течение первого года создания замещающей семьи. Потребителями услуг становятся все семьи, вставшие на сопровождение в первый год принятия ребенка в семью.
К основным услугам сопровождения на адаптационно-кризисном уровне относятся:
а) взаимная поддержка замещающих родителей;
б) обмен личным опытом;
в) приобретение новых знаний и навыков.
В программе Клуба – групповые занятия детей с психологами, логопедами, работа в творческих мастерских, игротека. Для родителей – обучающие интерактивные семинары, тренинги, деловые игры, консультации, встречи с узкими специалистами. В рамках «Клуба приемных семей» можно проводить праздничные встречи для родителей и детей, посвященные Новому году, Дню матери и т. п.
Сопровождение на этом уровне позволяет замещающим родителям получить психолого-педагогические знания в области развития, воспитания приемных детей, решить конкретные педагогические ситуации, с которыми они столкнулись на этапе адаптации, а детям – получить психологическую поддержку и помощь в сложных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
На базовом уровне ведущая потребность – психологическая поддержка. Потребителями услуг становятся все замещающие семьи на территории, которую обслуживают специалисты (район, город). К основным формам организации сопровождения на базовом уровне относятся:
Сопровождение на этом уровне позволяет большинству замещающих родителей углублять ранее полученные базовые психолого-педагогические знания в области развития и воспитания приемных детей, повышать свою родительскую компетентность.
Деятельность по сопровождению на базовом уровне направлена на предупреждение кризиса. На кризисном уровне семьи получают специализированную помощь по устранению проблем, которые возникли в семье на этом этапе. Возрастает интенсивность сопровождения. Для помощи семье необходимо привлекать узкопрофильных специалистов: психиатра, врача-сексолога, нарколога, инспектора ПДН и других.
Важной формой работы с семьей становится социально-педагогический патронаж. На этом уровне сопровождения семья может получать услуги в форме:
На экстренном уровне сопровождения помощь семье направлена на предотвращение возврата ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту детей от возможного жестокого обращения. На этом уровне семьи могут получать услуги в форме:
На всех уровнях сопровождения возможно применение иных форм услуг по оказанию помощи ребенку и семье, принявшей его на воспитание.
Проведение комплексного психолого-педагогического сопровождения помогает замещающим родителям своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы с детьми.
В процессе сопровождения замещающих семей рекомендуется использование инновационных технологий, таких как:
Субъекты сопровождения на «базовом уровне» – замещающие семьи следующих категорий:
Основная задача сопровождения на базовом уровне – удовлетворение изменяющихся потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психологической поддержке.
Для реализации этой задачи зачастую используются групповые формы работы. Групповая работа позволяет учиться на успехах других, а также получать поддержку друг от друга в процессе обучения. Примеры успешного совладания с проблемой помогают семьям лучше осознать собственные возможности решения текущих проблем. Кроме того, участники могут оказать друг другу поддержку в освоении новых стратегий решения проблем и навыков коммуникации. Члены разных семей приобретают новый опыт и поддерживают друг друга в процессе знакомства с теми проблемами, которые обсуждаются в группе. Члены одной семьи учатся:
Основными видами деятельности специалистов становятся:
На общем уровне сопровождения организуется сетевое взаимодействие. Под сетевым взаимодействием понимается система связей, позволяющих:
Организация подобного взаимодействия может проводиться как в очной, так и в дистанционной форме через специализированный сайт.
Формами сетевых коммуникаций могут стать:
а) семинары;
б) круглые столы;
в) конференции;
г) дискуссии;
д) очные встречи или форум замещающих семей по обмену опытом и проблемным вопросам.
Модераторами форума могут выступать сами замещающие родители, волонтеры или специалисты Службы. Сотрудники Уполномоченного органа (далее – УО), привлеченные специалисты, опытные замещающие родители ведут дистанционное консультирование участников форума.
Не менее важная потребность семьи – помощь в интеграции приемного ребенка в образовательное пространство. Образовательная среда детского сада, школы нередко не готова к включению ребенка с нарушениями в развитии и особым семейным статусом.
Социальный педагог помогает поддерживать отношения сотрудничества между замещающими родителями и педагогами, обучает педагогические коллективы методам создания безопасной среды для приемного ребенка. При необходимости социальный педагог организует сопровождение ребенка в социозащитных, медицинских учреждениях, помогает семье в оформлении документов.
При работе со вновь созданными семьями особое внимание уделяется стимуляции тех средств общения, которые позволяют запустить механизмы формирования привязанности у замещающих родителей и приемных детей.
Организация сопровождения на базовом уровне дает возможность для большинства замещающих родителей получить знания в области развития, воспитания приемных детей, защиты их прав и законных интересов, а также психологическую поддержку и помощь в разрешении сложных ситуаций взаимодействия.
Не менее важной задачей становится создание и привлечение ресурсов социально-поддерживающей сети на территории проживания семьи. При согласии семьям, недавно принявших детей на воспитание, назначается наставник из числа опытных и успешных опекунов и попечителей. Наставничество проходит на основе Договора между УО и наставником. Специалисты УО проводят подготовку замещающих родителей к выполнению функций наставника.
Деятельность по сопровождению на «базовом» уровне направлена на выявление и предупреждение кризиса.
а) потребностей семьи;
б) ресурсов самого УО;
в) инфраструктуры района, округа, города.
а) законным представителем ребенка;
б) Уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа;
в) уполномоченной организацией о получении услуги по сопровождению.
Основные формы организации деятельности:
«Школа воспитания» (лекторий). Цель: организация психолого-педагогического и социально-правового просвещения замещающих родителей. Проводится в форме групповых и индивидуальных консультаций. Программа составлена по модульному принципу и легко трансформируется под потребности слушателей. Используются активные методы обучения. Организуется в шаговой доступности для замещающих семей.
«Опекунский клуб» – низкопороговый клуб, объединяющий замещающие семьи для общения, связанного с интересами укрепления и развития детско-родительских отношений, а также для совместного отдыха и развлечений. Клуб организуется в шаговой доступности для его членов. Руководит деятельностью клуба педагог-организатор. Мероприятия с членами «Клуба» проводятся на заседании не реже одного раза в неделю. Заседания клуба проходят не реже одного раза в месяц (при возможности еженедельно). Каждое заседание состоит из:
Выездное консультирование педагогов образовательных учреждений по проблемам обучения, развития и воспитания детей:
Консультант (психолог, социальный педагог):
а) выезжает на место обучения ребенка;
б) наблюдает в течение определенного времени за трудностями ребенка в усвоении знаний, умений, навыков учебной деятельности и освоении норм коллектива;
в) консультирует ребенка, педагогов образовательного учреждения, замещающих родителей по преодолению этих трудностей.
Группы реабилитационного досуга для детей. Цель: выявление личностного потенциала подопечных через организацию досуговой деятельности на основе программ дополнительного образования, спортивных секций и т. д.
Индивидуальное и групповое консультирование членов замещающей семьи. Цель: профилактика семейных кризисов, помощь в разрешении трудных ситуаций взаимодействия в семье, образовательном пространстве.
Сетевое взаимодействие (семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, очные встречи, форум замещающих семей по обмену опытом и проблемным вопросам, специальный сайт и др.).
Субъектами сопровождения на кризисном уровне считаются следующие категории семей:
а) семьи в ситуации затяжного конфликта, с которым не могут справиться самостоятельно;
б) семьи с приемным ребенком (детьми) с особыми нуждами (дети с ОВЗ, дети-инвалиды);
в) семьи с сиблингами (на этапе интеграции в семью);
г) семьи на этапе подросткового кризиса (родственная, неродственная опека, попечительство);
д) семьи в ситуации нормативного для становления и развития замещающей семьи кризиса;
е) семьи после экстренного уровня сопровождения.
На «кризисном» уровне ведущей потребностью семьи становится помощь в урегулировании семейной ситуации. Эта потребность формируется под влиянием таких факторов, как:
Сопровождение семьи на кризисном уровне организуется по технологии работы со случаем, которая позволяет выстроить поэтапную, пошаговую работу с семьей от «открытия» случая до его «закрытия».
По определению Американского общества кейс-менеджмента, работа со случаем – это процесс, в котором объединяются оценка, планирование, помощь и поддержка в получении услуг, соответствующих потребностям здоровья клиента. Этот процесс происходит через общение и поиск доступных ресурсов для достижения эффективных результатов.
Работа со случаем одновременно направлена и на решение психологических, социальных проблем и проблем со здоровьем клиента, и на работу с социальной системой, в которой он живет (от направления во всевозможные организации до адвокации). Кейс-менеджмент – это сопровождение клиента в решении его проблемы от начала и до конца. Его цель – предоставление социальных услуг самым оптимальным способом.
Сопровождение семьи на кризисном уровне носит интенсивный и углубленный характер. Замещающая семья, нуждающаяся в кризисном сопровождении, рассматривается как отдельный случай, который ведет куратор. Куратором, как правило, выступает социальный педагог или специалист по социальной работе. Для сопровождения он организует комплексное сопровождение семьи на протяжении всей работы со случаем: отбирает, вкладывает ресурсы разного уровня (инфраструктурные, кадровые, профессиональные, сетевые, личностные, семейные).
Куратор выступает и в роли медиатора между замещающей семьей, приемным ребенком и:
а) лечение;
б) обучение;
в) коррекцию нарушений в развитии;
г) юридическую помощь;
д) социальное обслуживание;
е) страхование.
Он защищает сам или организовывает защиту интересов семьи в различных социальных институтах.
Куратор устанавливает взаимоотношения с семьей, которые способствуют её самоусилению, повышают способность использовать собственные и общественные ресурсы. Он ищет все возможные ресурсы для выхода из ситуации кризиса и координирует усилия различных специалистов, включенных в сопровождение семьи в соответствии с её потребностями. Его задача – обеспечить доступ замещающей семьи к получению социально-психологических, социально-педагогических, медико-социальных услуг в рамках реализации Маршрута сопровождения.
Куратор «собирает» команду специалистов под конкретный случай. Команда сопровождения обычно мультидисциплинарна. В ней совместно работают специалисты, оказывающие следующие виды помощи:
Они разделяют единый методологический подход к деятельности по сопровождению, понимают её как совместную работу.
Это могут быть специалисты одного учреждения, организаций одного ведомства или представители различных ведомств, а также организаций негосударственного сектора. Межведомственные команды сопровождения проводят свою деятельность на основании Договора между Уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа и профильными департаментами. Между Уполномоченной организацией и организациями негосударственного сектора, оказывающими необходимые для замещающей семьи услуги, может быть заключено соглашение о взаимодействии. Куратор координирует деятельность мультидисциплинарной команды по сопровождению.
При таком подходе специалисты фокусируются на случае семьи и разрабатывают совместно с семьей (либо с её согласия) Индивидуальную программу сопровождения семьи и специализированные программы в соответствии с потребностями семьи. Это могут быть:
В рамках кризисного сопровождения семьи проводится и её социально-педагогический патронаж. Семьи включаются в систему сопровождения по направлению Уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа или при самостоятельном обращении в службу сопровождения. Они получают услуги по сопровождению на основании двух документов: заявления с просьбой предоставить услугу и Договора о сопровождении.
Все решения по поводу семьи утверждаются консилиумом Уполномоченной организации. Куратор совместно со специалистами команды в процессе сопровождения документирует ход «кризисного случая». Он проводит оценку эффективности сопровождения. Полученные результаты куратор представляет на консилиуме. Заключение консилиума передается Уполномоченному органу в сфере опеки, попечительства и патронажа.
По результатам оценки динамики изменений семья переводится либо на общий, либо на экстренный уровень сопровождения. Переход семьи на другой уровень можно рассматривать как критерий эффективности сопровождения.
№ п/п | Шаги | Ответственный |
1. | Первичный прием либо всей семьи в целом, либо законного представителя приемного ребенка вместе с ребенком. Обсуждение сложившейся ситуации, установление рабочего альянса с семьей, определение её нуждаемости в получении услуги по кризисному сопровождению. | Руководитель Службы |
2. | Назначение куратора кризисного случая. | Руководитель Службы |
3. | Куратор формирует полипрофессиональную команду сопровождения в соответствии с потребностями семьи. | Куратор |
4. | Члены команды разрабатывают ИПС, включающую социально-психологический, социально-педагогический, медико-социальный разделы. При необходимости – корректировка ИПС. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
4.1 | Классификация случая. Диагностика и оценка семейной ситуации, психосоциального, медико-социального статуса, педагогической запущенности, личностного и средового потенциала приемного ребенка (приемных детей) другими членами команды сопровождения. Представление результатов диагностики на заседании консилиума. | Специалисты команды сопровождения |
4.2 | Выявление и оценка сетевых ресурсов семьи, их сбор и привлечение для целей сопровождения. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
4.3 | Составление прогнозного сценария кризисного сопровождения семьи (команда сопровождения), утверждение его на консилиуме. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
4.4 | Разработка или выбор специальных программ помощи семье – семейной, личностной психотерапии, коррекционных (дефектологических, логопедических и др.), реабилитационных (социальные, психологические, медико-социальные и др.). | Специалисты команды сопровождения |
4.5 | Утверждение ИПС и специализированных программ на консилиуме УО. | Куратор |
4.6 | Доведение до сведения и согласование с замещающей семьей (законным представителем приемного ребенка) алгоритмов и процедур реализации ИПС. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
4.7 | Заключение Договора с законным представителем приемного ребенка о сопровождении. | Специалист органов опеки и попечительства |
4.8 | Заключение неформального соглашения между членами семьи о правилах взаимодействия в семье (возможно в условиях проживания семьи). | Куратор |
5. | Реализация ИПС (срок – в соответствии с потребностями и возможностями семьи, но не более 6 месяцев). При необходимости продления срока кризисного сопровождения – корректировка ИПС. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
5.1 | Организация и проведение семейного консультирования по проблемам выхода замещающей семьи из кризиса (не менее 24 часов). | Психолог |
5.2 | Включение замещающей семьи в группу психологической поддержки (постоянно в течение всей работы со случаем). | Психолог |
5.3 | Выездное консультирование педагогов и специалистов образовательных организаций по вопросам индивидуального подхода к обучению (воспитанию) приемного ребенка и интеграции его в образовательное пространство (при необходимости). | Социальный педагог |
5.4 | Разработка рекомендаций и оказание психологической помощи приемному ребенку-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации (при необходимости). | Психолог |
5.5 | При необходимости организация защиты прав и законных интересов замещающей семьи в суде. | Куратор |
5.6 | Разработка совместно с приемным ребенком его «жизненного проекта», включающего определение жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, необходимых для реализации «проекта» личностных качеств и компетенций, способов их развития и достижения, внутренних критериев оценки собственной успешности. | Психолог |
6. | Мониторинг и оценка результатов сопровождения семьи. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
7. | Переоценка случая, потребностей и возможностей замещающей семьи, если не удалось достигнуть выхода семьи из кризиса (прогнозных показателей). | Куратор, специалисты команды сопровождения |
8. | Документирование хода и составление отчета (заключения) по результатам реализации ИПС, утверждение его на консилиуме и передача отчета (заключения) в Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
9. | Оценка степени риска семейного кризиса, разработка рекомендаций по сопровождению замещающей семьи после закрытия случая. | Куратор, специалисты команды сопровождения |
10. | Отслеживание динамики функционирования замещающей семьи после завершения кризисного случая и перехода на общий или экстренный уровень сопровождения. | Куратор |
Семьи включаются в систему экстренного сопровождения по направлению Уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа.
Основной субъект сопровождения – семья на грани отказа от воспитания приемного ребенка. Опекун (попечитель, усыновитель) чувствует, что не в состоянии справиться с нарушенным поведением ребенка, испытывает растерянность и глубокие сомнения в отношении своей родительской компетентности. Его потребности еще неоднозначны. С одной стороны, опекун хотел бы отказаться от воспитания приемного ребенка, с другой – ждет от специалистов помощи в управлении трудным поведением ребенка.
Исходя из интересов ребенка, задачами экстренного сопровождения становятся либо предотвращение отказа и перевод семьи на кризисный уровень сопровождения, либо уменьшение травматических последствий для ребенка (его разобщения с семьей).
Важнейшее условие организации сопровождения на этом уровне – наличие кризисного стационара (дневного и (или) круглосуточного) либо «терапевтического» лагеря. Первый может работать при организации, выполняющей полномочия по сопровождению, второй – на базе загородного санатория. Цель сопровождения – предотвращение отказа от приемного ребенка.
Длительность сопровождения имеет временные ограничения (не более трех недель). Интервенции (корректировки) носят интенсивный и глубинный характер. Ответственным за сопровождение семьи на экстренном уровне может быть назначен психолог. Он выступает в роли медиатора, а нередко и «переводчика» между приемным ребенком и опекуном, а также членами базовой семьи. Все результаты работы с семьей обсуждаются и утверждаются консилиумом УО.
Первичный прием проводит руководитель службы совместно с психологом. При необходимости после приема ребенок вместе с опекуном (и по возможности с другими членами семьи) получает экстренную психологическую помощь. Психолог проводит углубленную диагностику взаимоотношений в семье, выявляет деструктивные и дисфункциональные зоны, её системные, средовые и личностные ресурсы. Это позволяет ему оценить жизненную ситуацию приемного ребенка, возможности семьи для продолжения замещающей семейной заботы. По результатам психодиагностического обследования определяются мишени интервенций и составляется Маршрут сопровождения.
Если семья признана нересурсной для продолжения опеки, а отношения после её отмены – не противоречащими интересам ребенка, то проводится ритуал прощания. Он может заключаться в том, что ребенок и остальные члены семьи:
Содержание ритуала может варьироваться, но проведение его необходимо. При отказе опекуна от воспитания, когда дети уходят из семьи без ритуала прощания, неопределенность по поводу незавершенных отношений приводит их к переживанию горя и потери. Эти переживания могут выражаться в:
Все эти признаки имеют сходную симптоматику с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
На экстренном уровне сопровождения используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Организуются детские и подростковые группы, основными задачами которых становятся:
а) уменьшение последствий перенесенных психических травм;
б) коррекция нарушений поведения;
в) формирование или восстановление способности к привязанности.
Стратегии реализации ИПС зависят от причин, которые привели семью на грань отказа от ребенка. Если причины связаны с приемными родителями, то ребенку необходимо выстроить непрерывность жизненного пути, идентичность при помощи «Книги жизни», нарративной терапии привязанности, отреагировать травму при помощи арт-терапии, недирективной игровой терапии.
Если причиной стали психологические проблемы ребенка, вызванные нарушениями в развитии, то акцент делается на мишенях базового («сенсорного») уровня развития. К ним относятся:
а) энергетический потенциал;
б) саморегуляция;
в) телесные границы;
г) экспрессивно-мимические стимулы и реакции.
Параллельно идет работа и в детско-родительских группах по восстановлению отношений в семье, восстановлению или формированию взаимной привязанности между членами базовой семьи и приемным ребенком.
Реабилитация начинается на биологическом уровне взаимоотношений, основанном на работе анализаторов. Цель – запустить систему привязанности родителей и приемного ребенка. Этому способствует так называемый «гормон привязанности» – окситоцин. Этот гормон вырабатывается в гипоталамусе, поступает в гипофиз, вбрасывается в кровь и разносится по организму. Повышают уровень гормона комфортный телесный контакт, приятные запахи, звуки, массаж.
В ходе работы детско-родительских групп корректируется привлекательность запаха друг друга, тембра и высоты голоса, визуального образа, восприятия телесных границ. На уровень окситоцина оказывают влияние продукты, богатые селеном, – кабачки, патиссоны, сельдерей, авокадо, а также шоколад и бананы. Совместное употребление этих продуктов может повысить уровень этого гормона у членов семьи и будет способствовать формированию у них чувства привязанности.
К основным задачам работы детско-родительских групп можно отнести:
№ п/п | Шаги | Ответственный |
1. | Первичный прием либо всей семьи в целом, либо законного представителя приемного ребенка вместе с ребенком. Обсуждение сложившейся ситуации, установление рабочего альянса с семьей, определение её нуждаемости в получении услуги экстренного сопровождения, направление в стационар. | Руководитель Службы |
2. | Оказание экстренной психологической помощи семье и (или) приемному ребенку. | Психолог |
3. | Диагностика семейной ситуации, выявление дисфункциональных и деструктивных зон семьи, уровня нарушений в развитии ребенка, ресурсности и потенциала семьи для воспитания приемного ребенка. Оценка жизненной ситуации приемного ребенка, возможностей семьи для продолжения замещающей семейной заботы. Представление результатов диагностики на заседании консилиума. | Психолог |
4. | Заседание консилиума совместно с законным представителем ребенка, приемным ребенком по поводу обсуждения возможности продолжения опеки. | Руководитель Службы |
5. | Разработка ИПС. Утверждение Программы на экстренном заседании консилиума. | Психолог |
6. | Доведение до сведения и согласование с замещающей семьей (законным представителем приемного ребенка) алгоритмов и процедур реализации ИПС. | Психолог |
7. | Заключение Договора с законным представителем приемного ребенка о сопровождении. | Уполномоченный специалист органов опеки, попечительства и патронажа (далее – УО ООП) |
8. | Заключение Договора между членами семьи о правилах взаимодействия в семье (возможно в условиях проживания семьи). | Психолог |
9. | Реализация ИПС. | Психолог |
9.1 | Проведение семейной терапии. | Психолог |
9.2 | Включение детей в детские, подростковые группы. | Психолог |
9.3 | Включение опекуна и приемного ребенка (по возможности и других членов семьи) в детско-родительские группы. | Психолог |
9.4 | Мониторинг и оценка результатов сопровождения семьи. Представление результатов на консилиуме. | Психолог |
9.5 | Согласование с опекуном возможности дальнейшего продолжения опеки. | Специалист УО ОПП, руководитель Службы |
10. | Перевод семьи на кризисный уровень сопровождения при позитивной оценке результатов изменений в семье. | Руководитель Службы |
11. | Подготовка рекомендаций для органов опеки и попечительства о прекращении опеки, утверждение их на заседании консилиума. | Руководитель Службы |
12. | Документирование хода и составление отчета (заключения) по результатам реализации ИПС экстренного сопровождения, утверждение его на консилиуме и передача отчета (заключения) в Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа. | Руководитель Службы, психолог |
Типичные трудности при реализации сопровождения приемных семей | Рекомендации по преодолению |
Трудности установления контакта между специалистом и семьей | Необходимо проанализировать возможные причины сложностей контакта, собственного эмоционального состояния специалиста (эмоций в адрес семьи, кого-либо из её членов и пр.), а также понять, произошло ли присоединение ко всем членам семьи. Нередко за трудностью установления контакта стоит высокий уровень тревоги семьи, вызванный недоверием специалистам, ожидания, что будут оценивать степень успешности их как родителей. В этом случае необходимо еще раз как можно доброжелательнее, четко и ясно побеседовать с семьей и рассказать об услуге, её целях и форме оказания. Также нередко причиной может быть потеря нейтральности специалиста по отношению к семье или её членам – в этом случае необходима супервизия. |
Низкая или неустойчивая мотивация к участию в услуге у семьи | Они характерны для отношений между семьей и специалистом, в которых ответственность и активность распределена между ними неравномерно. |
Высокий уровень различных форм сопротивления (обесценивание, оппозиция, индукция, избегание, формальность, несоблюдение договоренностей и пр.) у семьи к предложениям специалистов | Сопротивление – одна из форм «диалога» семьи и специалиста. Сопротивление обозначает, что взаимодействие семьи со специалистом нарушает баланс в семье слишком быстрыми (либо слишком медленными) изменениями, небезопасной формой или темой работы, нарушает правила семьи или иерархию. Сопротивление обозначает необходимость изменения содержания, темпа или формы работы с семьей. Специалисту важно понять причины сопротивления и проработать их с семьей, используя различные техники работы с сопротивлением. Сохранение сопротивления требует рассмотрения случая на супервизии. |
Результаты диагностики содержат данные, вызывающие опасения специалистов из-за вероятности жестокого обращения в семье, суицидального риска, угрозы жизни и здоровью члену (членам) семьи и т. п. | Семья должна знать, что если в ходе работы с семьей специалисты отметят какие-либо признаки угрозы здоровью или жизни кому-либо из членов семьи, об этом будут проинформированы и замещающие родители, и органы опеки и попечительства, а также другие государственные организации в случае необходимости. Сопровождение семьи в этом случае должно быть прервано, помощь семье оказываться в формате кризисного консультирования. |
Низкая динамика изменений по результатам мониторинга | Невысокая динамика изменений в семье по результатам более чем одного мониторинга требует анализа случая на супервизии с возможностью более радикального изменения плана сопровождения. |
Потеря нейтральности по отношению к членам семьи у специалистов, значительные расхождения во взглядах на семью у специалистов различного профиля, оказывающих услугу | Отношения между специалистами различного профиля должны иметь командный характер: специалисты не должны обсуждать с семьей работу друг друга, важно открыто говорить друг с другом о предпочитаемых изменениях (однако эти разговоры должны проходить вне присутствия семьи). Нередко потеря нейтральности специалистами связана с их личными историями, установками. Если работает команда, то часто разные специалисты присоединяются к различным членам семьи и оказываются включены во внутрисемейную динамику. Невозможность для специалистов прояснить отношения друг с другом, сформировать открытые командные отношения – повод для разбора ситуации на супервизии. |
Появление угрозы стабильности семьи в ходе сопровождения (высокий риск отказа от ребенка) | Если замещающие родители, ребенок или сотрудники опеки и попечительства высказывают сомнение в том, что ребенок может покинуть семью, сопровождение должно быть прервано, помощь семьи организована в формате кризисного консультирования. |
Нежелание семьи завершать участие в услуге | Оно может быть связано с инфантилизацией взрослых в семье, а также с особым статусом в семейной системе специалиста, работающего с семьей. Нередко такие ситуации могут быть связаны с личной историей специалиста, требующей индивидуальной психологической работы с ним. При возникновении такой трудности необходима супервизия, а также дополнительные процедуры по подготовке семьи к завершению работы, поддержке её компетентности, в том числе в установлении связей с другими специалистами и замещающими родителями. |
Специалист выполняет следующие функции:
Специалист обязан заранее информировать замещающего родителя ребенка о планах проведения мероприятий, связанных с сопровождением семьи.
В ходе реализации мероприятий Программы куратор семьи предоставляет заключения о проведенных психологических обследованиях членов семьи и мониторинга.
При отсутствии положительной динамики в работе с семьей или ребенком по инициативе куратора семьи может быть проведен внеплановый психолого-педагогический консилиум. Решением консилиума в Программу вносятся коррективы с учетом имеющейся динамики в развитии семейной ситуации, ребенка и запросов семьи.
По истечении срока договора о сопровождении куратор оценивает результативность проведения Программы на основании итогового отчета о сопровождении. При необходимости продолжения работы и по запросу семьи сопровождение продлевается на один год через подписание нового договора с семьей.
Куратор составляет Программу в течение 14 дней после постановки семьи на сопровождение.
При сопровождении семей учитываются следующие принципы:
Для организации эффективного психологического сопровождения психологу необходимо установить доверительные отношения с семьей и поддерживать с ней регулярный контакт.
Продуктивным считается сочетание очного и дистанционного сопровождения замещающей семьи. Дистанционное сопровождение может проводиться по телефону или электронной почте. В таком случае психологу желательно периодически (один раз в месяц) связываться с замещающей семьей, узнавать, как протекает адаптация ребенка в семье, какие сложности возникают и насколько успешно удается с ними справляться. При выявлении сложностей в функционировании семьи следует пригласить родителей на индивидуальную консультацию.
Семья снимается с сопровождения в следующих случаях:
Специалисты, занимающиеся сопровождением замещающих семей, ведут следующие документы:
ИПС – это система мер, направленных на:
Программа сопровождения приемной семьи разрабатывается на три месяца и имеет строго индивидуальный характер.
В основе ИПС должно лежать заключение об оценке потребностей замещающей семьи и исследовании семейной ситуации.
Личное дело формируется куратором и включает следующие документы:
Каждое личное дело имеет свой идентификационный номер. Номер личного дела соответствует нумерации в «Журнале учета поступивших заявлений и договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание в семью».
Материалы личного дела – конфиденциальная информация ограниченного доступа. Поэтому личные дела в рабочее и нерабочее время должны храниться в закрытых шкафах, сейфах или в несгораемых шкафах.
Специалистам не разрешается при выходе из помещения оставлять какие-либо документы, содержащие персональные данные граждан, на рабочем столе или оставлять шкафы с документацией незапертыми. На рабочем столе работника всегда должен находиться только тот перечень документов, с которым в настоящий момент он работает. Другие документы (дела, журналы и т. д.) должны находиться в запертом шкафу.
Документы, приобщенные к личному делу, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.
Сопровождение замещающих семей, принявших детей из госучреждений, должны проводить специалисты тех государственных учреждений для несовершеннолетних, откуда ребенок взят в семью на воспитание, до достижения им совершеннолетия. Это положение регламентируется на региональном и (или) муниципальном уровнях, однако основные положения можно считать общепризнанными на всей территории страны.
Рассмотрим эти положения на примере приказа Министерства социального развития и труда Астраханской области № 77 от 5 марта 2014 года «О создании служб подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание».
Учреждения, не занимающиеся воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождают:
При отсутствии в районе учреждений, оказывающих услугу по сопровождению, эту услугу оказывают органы опеки и попечительства района.
При необходимости (кризисный, экстренный уровни) по заявке Органов опеки и попечительства в замещающую семью может выезжать мобильная бригада экстренного реагирования.
Нормативные документы:
Электронные ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 630 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.