Курс повышения квалификации (72 ч.)

Реализация индивидуального проекта в рамках общеобразовательного цикла, реализуемого в среднем профессиональном образовании в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО, ФОП СОО

Цель: совершенствование компетенций преподавателей среднего профессионального образования по реализации индивидуального проекта в рамках общеобразовательного цикла, реализуемого в СПО в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО, ФОП СОО.

Объем: 36 часов.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Особенности проектной деятельности в рамках реализации общеобразовательной подготовки

Проектная деятельность – целенаправленно организованная работа студентов под руководством преподавателя по актуальной проблеме, представляет собой учебно-познавательную, поисковую, творческую и научно-исследовательская деятельность, предусматривающую конкретные цели и задачи, методы, формы работы, создание интеллектуального продукта.

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения и направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным или профессиональным проблемам.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), является обязательным компонентом всех учебных планов, в образовательной организации СПО на базе основного общего образования и рассматривается как процедура итоговой оценки достижения планируемых предметных и метапредметных результатов освоения СОО.

Выполнение индивидуального проекта и его защита обязательны для каждого студента, осваивающего ОП СПО на базе основного общего образования.

Индивидуальный проект – это работа, направленная на решение актуальной проблемы, сформулированной в виде ряда задач, а результатом этой работы является найденный способ решения проблемы, который носит практический характер и имеет важное прикладное значение. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно (индивидуально или в группе) под руководством преподавателя (тьютора) по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных дисциплин, с учетом получаемой профессии или специальности.

При выполнении Индивидуального проекта группой обучающихся, задание должно быть распределено в группе таким образом, чтобы можно было оценить планируемые результаты обучения для каждого обучающегося.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

    • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
    • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
    • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
    • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

В зависимости от доминирующего вида деятельности проект может быть: исследовательский, информационный, социально-ориентированный (социальный), практико-ориентированный (прикладной), творческий и др.

Информационный (информационно-поисковый) и социально-ориентированный проекты – это проекты, в основе которых лежит сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Данные проекты призваны научить обучающихся добывать и анализировать информацию о какомлибо объекте или явлении и предполагают ознакомление участников проекта с собранной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательские и стать их органичной частью. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Результатом информационных проектов могут быть презентации, доклад, публикации, образовательное событие, социальное мероприятие (акция).

Практико-ориентированные (прикладные) – это проекты, строго ориентированные на результат (готовый продукт) проектной деятельности. Причем этот продукт обязательно должен быть основан на социальных интересах самих участников, удовлетворять конкретную потребность. Для выполнения таких проектов необходимо тщательно выстроить структуру всей деятельности участников и определить функции каждого из них. Важна хорошая организация координационной работы руководителя проектной деятельности и обучающихся, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта. Продукт практико-ориентированного проекта (макет, опытный образец, разработка, мультимедийный продукт) может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например ПОО, работодатель, район и т.д.

Творческие проекты – проекты, требующие творческого подхода, и предполагают соответствующее оформление продукта проектной деятельности. Такие проекты строятся в известной логике «дизайн – петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту. Форма представления результатов может быть различной – изделие, газета, сочинение, видеофильм, спектакль, инсценировка, музыкальное исполнение, праздник, игра, репортаж, экспедиция и пр.). При оформлении результатов творческого проекта требуется четко продуманная структура в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Бизнес-проект (предпринимательский) – представляет собой разработку бизнес-плана предприятия, запуск конкретного бизнес-проекта, собственного дела, способствует формированию навыков предпринимательской деятельности.

Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, четко сформулированной проблемы, обозначения цели, задач, обоснования актуальности темы и предмета исследования, продуманных методов исследования, обозначения источников информации, ожидаемых результатов.

Исследовательский проект должен быть подчинен логике пусть небольшого, но исследования и иметь структуру, приближённо или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Цель исследовательского проекта должна быть ясной, актуальной, достижимой, измеримой, согласованной и учитывать особенности проекта. По завершении исследовательского проекта обучающиеся оформляют результаты, формулируют выводы и обозначают проблемы для дальнейших исследований.

Результатом исследовательского проекта могут быть: научный доклад, реферат, буклет, брошюра, и т.д.

Результаты проекта должны оцениваться по определенным критериям. Для исследовательского главное заключается в актуальности избранной проблемы, полноте, последовательности, обоснованности решения поставленных задач. Для прикладного проекта важно, в какой мере практически значим полученный результат, насколько эффективно техническое устройство, программный продукт, инженерная конструкция и другие.

Основные этапы работы над проектом:

    • подготовительный этап: поиск проблемного поля, выбор темы и ее конкретизация;
    • поисковый этап: определение и анализ проблемы, постановка цели и задач проекта;
    • аналитический этап: сбор и анализ необходимой информации, определение типа проекта, определение плана работы над индивидуальным проектом;
    • практический этап: реализация запланированных шагов по работе над проектом, формулирование предложений по возможностям использования результатов проекта;
    • заключительный этап: подготовка к презентации проекта, презентация проекта, рефлексия.

Проблема индивидуального проекта формируется по итогам обоснования актуальности темы исследования.

При выполнении индивидуального проекта в рамках реализации среднего общего образования в пределах освоения ОП СПО, важно, чтобы проблематика и методология индивидуального проекта учитывали специфику получаемой профессии или специальности.

Занятие 2. Организационно-правовое сопровождение реализации индивидуального проекта

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение освоения общеобразовательного цикла в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного и др.

В соответствии с п. 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 г. №762, индивидуальный проект является видом учебной деятельности обучающихся.

Особенности реализации индивидуального проекта в образовательной организации должны быть отражены в локальном нормативном акте организации о порядке разработки ОП СПО и в самих образовательных программах.

Образовательным организациям СПО, реализующим ОП СПО на базе основного общего образования, рекомендуется разработать локальный(ые) нормативный(ые) акт(ы), описывающий(ие) регламент реализации индивидуального проекта в образовательной организации.

Например, включение необходимых пунктов в Положение об исследовательской деятельности студентов или разработка отдельного порядка или положения о реализации Индивидуального проекта.

В данные локальные нормативные акты рекомендуется включать следующие разделы:

Организация реализации индивидуального проекта в ПОО:

1) описание варианта реализации индивидуального проекта в рамках общеобразовательной подготовки ОП СПО: подходы к формированию расписания по индивидуальному проекту (индивидуальные/групповые консультации, деление групп на подгруппы и т.д.);

2) организации педагогического сопровождения выполнения индивидуального проекта обучающимися:

    • требования к квалификации преподавателей, осуществляющих руководство индивидуальным проектом;
    • описание учебно-методической документации, отражающей планирование педагогического сопровождения (например, рабочая программа по индивидуальному проекта, КТП и др.) и другого методического обеспечения индивидуального проекта в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организацией (методические рекомендации, учебно-методический комплекс, планы занятий и т.д.).

Организация разработки и утверждения, тем индивидуального проекта, с отражением учета специфики получаемой профессии или специальности обучающимися в том числе выбор дисциплин, на основе которых будет выполняться индивидуальный проект:

1) регламент формирования перечня примерным тем (подходы по реализации индивидуального проекта с учетом профессиональной направленности представлены в разделе 4 настоящего положения: выбор дисциплин (отбор одной или нескольких общеобразовательных дисциплин, также может быть выбрана еще и дисциплина(ы) из общепрофессионального или профессионального циклов, при условии, что данная дисциплина(ы) реализуются в одном семестре(ах) с выбранной общеобразовательной дисциплиной), определение тематики и планируемых результатов выполнения) с указанием сроков формирования и утверждения, учебно-методических объединений их утверждающих (например, указание предметно-цикловых комиссий);

2) сроки и порядок ознакомления обучающихся с перечнем;

3) критерии выбора тем индивидуального проекта, которые предлагаются обучающимися самостоятельно.

Описание порядка закрепления тем за обучающимися: сроки, указание нормативного акта и его формы. Например, закрепление тем распоряжением или приказом образовательной организации, также в данном акте могут указываться преподаватели, осуществляющие руководство индивидуальным проектом.

Требования к содержанию и структуре индивидуального проекта. Необходимо прописать обязательные элементы структуры индивидуального проекта: пояснительная записка, план работы над индивидуальным проектом, результат проекта (в локальном нормативном акте должна быть прописана форма предоставления результата проекта в зависимости от результата проекта), презентация для открытой защиты проекта, другие элементы по выбору образовательной организации: лист самооценки, отзыв руководителя и другие, а также требования к их содержанию.

В пояснительную записку необходимо включать: определение актуальности работы, противоречия, постановка проблемы (проблемного вопроса), формулирование гипотезы для исследовательских проектов (исследования) и предполагаемого практического эффекта от создаваемого «продукта» для других проектов, обозначение цели, постановка задач, описание этапов работы, описание результата, определение практической значимости результата работы, определение используемых ресурсов, обоснование применения избранных методов решения проблемы, описание использования знаний каких предметных областей применялись при работе, прогнозирование рисков и определение способов действий для их устранения, оценка приобретенного опыта.

Форма текущего контроля и промежуточной аттестации.

В локальных нормативных актах отражается периодичность и формы текущего контроля выполнения индивидуального проекта. Например, определение степени готовности индивидуального проекта в соответствии с планом выполнения, оценка защиты отдельных элементов индивидуального проекта: обоснование темы проекта, постановка целей и задач, этапы работы над проектом и т.д.

Руководитель проекта должен довести до сведения обучающихся информацию о процедуре проведения текущего контроля успеваемости, ознакомить с критериями оценок.

Промежуточная аттестация по индивидуальному проекту проводится в сроки, в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса. Форма промежуточной аттестации устанавливается локальными нормативными актами: дифференцированный зачет или комплексный дифференцированный зачет, экзамен, комплексный экзамен.

Обучающиеся, не выполнившие индивидуальный проект или не прошедшие процедуру его защиты в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность. Они обязаны ее ликвидировать в порядке и в сроки, установленные локальным нормативным актом о порядке организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов.

Аттестация по индивидуальному проекту обязательна для освоения среднего общего образования.

Описание критериев оценки выполнения индивидуального проекта

Описание основных этапов работы над проектом.

Требования к оформлению индивидуального проекта.

Хранение индивидуальных проектов.

Процедура защиты индивидуального проекта.

Описание документов, для обеспечения сопровождения индивидуального проекта, например, заявление на выбор темы, календарный график работы над проектом, отзыв руководителя на индивидуальный проект, лист самооценки студента и/или взаимооценки и т.д.

Также образовательными программами СПО образовательной организации определяются дисциплины, на базе которой(ых) может быть реализован Индивидуальный проект с учетом специфики ОП СПО.

Занятие 3. Контактная работа студента и преподавателя по сопровождению выполнения индивидуального проекта

Объем часов на реализацию индивидуального проекта в соответствии с учебным планом ОП СПО должен быть выдан в рамках контактной работы каждому студенту в соответствии с расписанием.

Контактная работа студента и преподавателя по сопровождению выполнения индивидуального проекта планируется заранее и может быть представлена в виде: лекций, семинаров, групповых или индивидуальных консультаций.

Примерный тематический план контактной работы по индивидуальному проекту

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во часов

 

Особенности проектной деятельности. Виды проектов

2

 

Формулирование проблемы, темы проекта и ее актуальности

2

 

Методы исследования

2

 

Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта

2

 

Структура проекта. Алгоритм работ над проектом

2

 

Этапы работы над проектом. Составление плана реализации проекта

2

 

Выбор литературы по теме индивидуального проекта. Работа с информационными источниками

2

 

Требования и подходы к разработке практической части проекта

2

 

Особенности оформления и представления результатов собственных исследований (наблюдение, опыт, эксперимент и т.д.)

2

 

Алгоритмы специальных способов работы с информацией. Плагиат и как избежать его в своей работе

2

 

Написание заключительной части индивидуального проекта. Общие требования к оформлению текста

2

 

Графические материалы индивидуального проекта: виды, требования к оформлению. Подготовка презентации проекта

2

 

Анализ проекта по критериям внешней оценки. Подготовка тезисов доклада

2

 

Публичная защита проектов

6

 

ВСЕГО часов:

32

Нагрузка преподавателей, осуществляющих руководство индивидуальным проекта, планируется в соответствии с особенностями реализации индивидуального проекта в ПОО и видами контактной работы.

Принципы планирования нагрузки преподавателей за руководство выполнения индивидуального проекта прописываются в локальных нормативных актах образовательной организации (например, Положение о нормировании труда и заработной платы).

Организация педагогического сопровождения индивидуального проекта должна осуществляться с учетом специфики профессии/специальности, а также образовательных интересов обучающихся. При этом целесообразно соблюдать некий общий алгоритм педагогического сопровождения индивидуального проекта, включающий вычленение проблемы и формулирование темы проекта, постановку целей и задач, сбор информации/исследование/разработку образца, подготовку и защиту проекта, анализ результатов выполнения проекта, оценку качества выполнения.

В соответствии с Рекомендациями по реализации СОО в пределах освоения ОП СПО (письмо Минпросвещения России от 01.03.2023 № 05-592) на контактную работу преподавателя и студента в рамках работы над индивидуальным проектом выделено 32 академических часа.

Индивидуальный проект не может быть реализован за счет самостоятельной работы (не контактной работы с преподавателем), т.к. выполнение Индивидуального проекта невозможно без участия преподавателя, более того, самостоятельная работа не требует промежуточной аттестации, а индивидуальный проект подразумевает оценку качества его выполнения.

Занятие 4. Защита индивидуального проекта и критерии оценки

Выполнение индивидуального проекта предполагает защиту индивидуального проекта, которая может быть организована по-разному: в рамках специально организуемых в образовательной организации мероприятий, в рамках проведения студенческих научных конференций, в рамках специальных итоговых аттестационных мероприятий, в том числе, комплексных. Однако, независимо от формата мероприятий, обучающимся должна быть обеспечена возможность:

    • представить результаты своей работы в форме письменных отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной презентации;
    • публично обсудить результаты деятельности с другими обучающимися, преподавателями, специалистами-экспертами, организациями-партнерами;
    • получить квалифицированную оценку профессиональной направленности Индивидуального проекта от членов педагогического коллектива и (или) приглашенных экспертов (при наличии такой возможности в ПОО).

Регламент проведения защиты проекта, в том числе сроки, параметры и критерии оценки проекта должны быть известны обучающимся заранее.

Динамика изменений, вносимых в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения, подвергается текущему контролю.

Система оценки результатов выполнения индивидуального проекта должна реализовывать компетентностный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а умение реализовывать в практической деятельности полученные знания, навыки, а также определенные приобретенные личностные качества и ценностные ориентации.

Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи.

Для оценивания индивидуального проекта преподаватель руководствуется компетентностным и уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности и метапредметных результатов освоения общеобразовательной подготовки.

Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности, дисциплинарных и метапредметных результатов освоения общеобразовательной подготовки делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта по каждому из критериев, позволяющих оценить:

    • способность поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
    • сформированность умений раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
    • сформированность умений самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
    • способность ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Критерии оценивания (Пример)

Критерий

Содержание критерия

Уровни сформированности проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный

2 (балла)

3 (балла)

Овладение подходами к осуществлению проектной деятельности

Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано владение логическими операциями, навыками критического мышления, продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать понимания проблемы

Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её наиболее эффективного решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предметной области

Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано владение предметом проектной деятельности. Есть несущественные ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Подготовка проекта

Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в условиях ограниченности ресурсов

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа логично спланирована и последовательно реализована, своевременно и успешно пройдены этапы работы над проектом. Внесены необходимые корректировки работы по итогам консультаций

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Корректировки работы осуществлялись самостоятельно по итогам консультации

Оформление проекта

Проект подготовлен в соответствии с утвержденным планом, оформлен в соответствии с ГОСТом и методическими рекомендациями организации

В проекте есть все необходимые разделы, оформлен в соответствии со всеми необходимыми нормами, есть небольшие замечания по оформлению

Проект содержит все необходимые разделы. Информация четко структурирована. Есть небольшие замечания по оформлению

Проект содержит все необходимые разделы. Информация четко структурирована. Ошибки отсутствуют

Презентация проекта

Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Обучающийся отвечает на вопросы

Тема ясно определена. Выступление ясно, логично, последовательно, аргументировано. Презентация проекта вызывает интерес. Обучающийся развернуто дает ответы на вопросы

Тема ясно определена и обоснована актуальность. Выступление хорошо структурированы: логично, последовательно, аргументировано представлены итоги выполнения проекта, четка понятны цели и задачи проекта. Презентация вызывает интерес. Обучающийся свободно и развернуто дает ответы на вопросы

Оценка проекта:

    • 5 баллов – «удовлетворительно»;
    • 6-10 – «хорошо»;
    • 11-15 – «отлично».

Вид промежуточной аттестации по индивидуальному проекту устанавливается образовательной организацией: дифференцированный зачет, комплексный дифференцированный зачет, экзамен, комплексный экзамен. Формой аттестации по индивидуальному проекту является открытая защита выполненного индивидуального проекта. Защита индивидуального проекта проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

Защита проводится на последних (2-3) занятиях. Защита индивидуального проекта включает:

    • выступление обучающегося (представление индивидуального проекта);
    • ответы на вопросы преподавателя и присутствующих приглашенных экспертов.

Оценки за индивидуальный проект фиксируются в зачетной книжке обучающегося, в ведомости и журнале учебных занятий.

Также в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации защита проектов может проводится в рамках специальных мероприятий, в том числе на научно-практических конференциях, конкурсах и др.

В соответствии с п. 8.9 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 14.10.2022 г. №906, в разделе п.3. СВЕДЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО выставляется оценка по выполнению Индивидуального проекта.

Занятие 5. Учет профессиональной направленности образовательной программы среднего профессионального образования при реализации индивидуального проекта

Перечень тем индивидуальных проектов разрабатывается преподавателем, обсуждается и согласовывается на заседании предметной цикловой комиссией и доводится до сведения обучающихся в срок, установленный образовательной организацией.

Тематическое поле проекта формируется в соответствии с ОП СПО. В соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности определяется и перечень дисциплин, на базе которых будет выполняться индивидуальный проект.

На рисунке представлена схема учета профессиональной направленности ОП СПО для планирования реализации индивидуального проекта.

Для формирования примерного перечня тем индивидуального проекта с учетом специфики осваиваемой образовательной программы необходимо выявить дисциплины общеобразовательного цикла, в рамках которых формируется наибольшее число межпредметных связей и планируемые результаты обучения, по которым участвуют в формировании видов деятельности будущих выпускников в соответствии с ФГОС СПО.

Для этого необходимо заполнить таблицу Преемственность общеобразовательной подготовки. В таблице представлена структура таблицы и пример ее заполнения.

Преемственность общеобразовательной подготовки (с примером заполнения для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения)

После заполнения таблицы определяются общеобразовательные дисциплины, на базе которых будет выполнятся индивидуальный проект. К общеобразовательной дисциплине может быть добавлена дисциплина общепрофессионального или профессионального циклов с учетом выявленных междисциплинарных связей, если в учебном плане образовательной организации запланирована данная дисциплина в одном семестре с выполнением индивидуального проекта.

На основании выбранных дисциплин формируются планируемые результаты выполнения индивидуального проекта.

Далее формируется примерный перечень тем индивидуального проекта в соответствии с выявленными междисциплинарной связями на основе соотнесения планируемых результатов обучения ФГОС СОО, ФГОС СПО и ПОП с трудовыми функциями профессионального стандарта.

Обучающийся может предложить свою тему проекта с обоснованием целесообразности ее разработки. Тема должна быть актуальной, выполнимой, оригинальной, доступной и соответствовать содержанию, учитывать профессиональную направленность ОП СПО.

В локальных нормативных актах организации должен быть отражен регламент разработки и утверждения тем индивидуального проекта:

    • сроки разработки и утверждения примерных тем, методическое объединение преподавателей, которое формирует список примерных тем;
    • сроки выбора тем каждым студентом, осваивающих среднее общее образование;
    • нормативный акт, закрепляющий темы за обучающимися и сроки его подготовки.

Для открытой защиты при наличии соответствующей возможности у образовательной организации в качестве экспертов могут приглашаться представители профессионального сообщества в соответствии со спецификой ОП СПО.

Для приглашенных экспертов может разрабатываться отдельный экспертный лист оценки выполнения индивидуального проекта, с помощью которого обучающимся может быть получена обратная связь по актуальности темы, глубины проработки проекта и возможности применения полученного интеллектуального продукта в прикладных задачах профессиональной сферы.

Занятие 6. Планируемые результаты выполнения Индивидуального проекта в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО, ФОП СОО

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые образовательные результаты обучения

Общие

Дисциплинарные (Формируются в соответствии с дисциплинами, на базе которых выполняется индивидуальный проект)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

    • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
    • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
    • интерес к различным сферам профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

    • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
    • устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
    • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
    • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
    • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
    • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б) базовые исследовательские действия:

    • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
    • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
    • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
    • уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
    • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
    • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
    • способность их использования в познавательной и социальной практике
  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
  • уметь переносить знания в практическую область, освоенные средства и способы действия в собственную практику;
  • знать основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • знать структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
  • иметь навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • уметь выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • уметь определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

    • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
    • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
    • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

    • владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
    • создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
    • оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
    • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
    • владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации из энциклопедий, словарей, справочников; средств массовой информации, государственных электронных ресурсов учебного назначения; оценивать достоверность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
  • уметь работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • уметь рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • иметь навык наблюдения за и явлениями;
  • уметь оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • уметь проводить измерения с помощью различных приборов

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

    • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
    • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
    • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
    • ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

    • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
    • самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
    • давать оценку новым ситуациям;
    • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

    • использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
    • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

    • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
    • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
    • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты
  • уметь планировать и проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • уметь составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • иметь представления о финансово-экономическом обосновании проекта

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

    • готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
    • овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
    • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
    • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
    • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

    • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
    • признавать свое право и право других людей на ошибки;
    • развивать способность понимать мир с позиции другого человека
  • уметь аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою позицию;
  • уметь корректно выражать своё отношение к суждениям собеседников, проявлять уважительное отношение к оппоненту и в корректной форме формулировать свои возражения, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

    • осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
    • целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.

В части гражданского воспитания:

    • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
    • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
    • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
    • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
    • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
    • готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

    • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
    • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
    • идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
    • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
    • способность их использования в познавательной и
    • социальной практике, готовность к самостоятельному
    • планированию и осуществлению учебной деятельности,
    • организации учебного сотрудничества с педагогическими
    • работниками и сверстниками, к участию в построении
    • индивидуальной образовательной траектории;
    • овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности
  • уметь логично и · корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку зрения; самостоятельно выбирать формат публичного выступления и составлять устные и письменные тексты с учётом цели и особенностей аудитории

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережени ю, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

    • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
    • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
    • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
    • расширение опыта деятельности экологической направленности;
    • овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности
  • уметь выполнять инструкции правил безопасности;
  • понимать основные принципы ресурсосбережения и принципы бережливого производства

Занятие 7. Общие требования к написанию и оформлению индивидуального проекта

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно по выбранной теме в соответствии с расписанием консультаций по индивидуальному проектированию в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности. Индивидуальный проект выполняется в соответствии со структурой, указанной в Положении об индивидуальном проекте.

Структурные элементы индивидуального проекта

Титульный лист

Содержание

Вслед за титульным листом помещается содержание, в котором приводятся все заголовки и указываются страницы, где они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце.

Введение

В нем обосновывается актуальность выбранной темы. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике. Во введении необходимо представить объект, предмет, гипотезу, цель, задачи; методы исследования, практическая значимость, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование, материалы.

Главы основной части

В первой главе проекта проводится аналитическая оценка исследуемой проблемы, рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения. В следующей главе (практической) необходимо представить разработанные подходы/ банк идей, способы их решения, рассматриваемые в проекте.

Заключение

В заключение проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка студентом результатов, проделанной им работы.

Список используемой литературы

После заключения помещают список используемой литературы (5-6 источников, оформленных в соответствии с требованиями нормоконтроля).

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы).

Занятие 8. Особенности формулирования основных компонентов введения индивидуального проекта

Название компонентов введения индивидуального проекта

Компоненты введения индивидуального проекта

Введение должно содержать оценку современного состояния изучаемой научной проблемы, основание и исходные данные для ее разработки (объем примерно 1-2 страницы от общего объема работы). В него входят ниже указанные компоненты:

Актуальность темы

В этой части необходимо обосновать важность исследования темы индивидуального проекта. Ссылаясь на остроту, значимость и практическую ценность избранной проблематики, необходимо объяснить (кратко, емко, логично), почему эта тема занимает важное место в науке и практике. Помимо этого, следует указать, какие проблемы и закономерности она отражает. При доказательстве актуальности необходимо сослаться на труды известных и авторитетных ученых и практиков применительно к этой теме. В процессе анализа степени разработанности проблемы необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования и необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических или иных условиях. Актуальность предпринимаемого исследования заключается также в предвидении того положительного эффекта, который будет достигнут в результате решения выдвинутой научно-практической задачи.

Актуальность исследования может определяться несколькими факторами:

    • потребностью в новых данных;
    • потребностью в новых методиках;
    • потребностью практики;
    • другое

Проблема научного поиска

Проблема научного поиска предполагает обоснование того насколько изучено содержание проблемы в целом

Проблема – некая противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю необходимо определить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Постановка научной проблемы предполагает:

    • обнаружение дефицита знаний, информации, имеющегося опыта;
    • осознание потребности в устранении этого дефицита.

Уточнение формулировки проблемы. В формулировании проблемы используются вопросы: Кто? Что? Когда? Каковы? Почему?

Проблема «вырастает» из темы – это неизвестная часть, болевая точка, которую стоит преобразовать, раскрыть посредством исследования.

Проблема может решать как теоретические, так и экспериментальные задачи. Через проблему студент как бы берёт на себя задачу ответить своей деятельностью на появившийся проблемный вопрос (задачу, ситуацию) до сих пор не имеющий решения.

Проблема исследования ставится, чтобы обозначить этот слабый элемент как предмет преобразования, как неизвестный элемент в его связи с известным и разработанным элементом. Знание и незнание в проблеме – это путь, по которому нужно двигаться. Проблема определяет область поиска.

Проблема формулируется в виде проблемной ситуации, проблемного вопроса, проблемной задачи. Проблемная ситуация подробно описывается в разделе актуальности исследования, тема исследования сливается с проблемой и выражает её. Проблемный вопрос начинается со слов «как», «в какой мере», «каковы» – это вопрос о возможности исследовать тот или иной предмет исследования.

Проблема определяет область поиска, цель исследования. Через «проблему» будут формироваться «объект», «предмет» исследования.

Примерные варианты клише в формулировании актуальности, проблемы научного поиска:

Чрезвычайно актуальна в последние годы…

В настоящее время в науке нет единых подходов (единого мнения) по поводу данной проблемы…

На основе анализа научных трудов ученых теоретиков (указать полностью ФИО) была определена следующая проблема научного поиска …

Особенно актуальными в последнее время стали вопросы ….

Некоторые фундаментальные проблемы, проводимые в …, остаются пока малоизученными, а в практике почти не изучено …

Проблема … в настоящее время находится в центре внимания …

Изучение проблемы … связано с исследованием …

В центре внимания автора находится проблема …

На первый план автором выдвигается проблема …

Вместе с тем следует отметить, что в психологической (педагогической и др.) науке на сегодняшний день проблема …. проанализирована недостаточно…

Главные усилия автора направлены на исследование проблемы …

Поэтому автор стремился к выяснению (исследованию, определению) …

В своей работе автор останавливается (затрагивает, освещает) следующие проблемы …

Объект

Объект – фрагмент объективной реальности (конкретное явление, процесс), избранный для исследования.

Объект – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано для изучения.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. Именно на него направлено основное внимание исследователя.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, в рамках которой, ведётся данное исследование.

Объектом исследования могут быть учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий и тренировочный процессы, развивающиеся в общеобразовательных учреждениях, ДЮСШ, вузах, в физкультурно-оздоровительных комплексах.

Объект исследования включает в себя другой важнейший элемент – предмет исследования, который взаимосвязан с другими составными частями объекта и позволяет его конкретизировать.

Предмет исследования

Предмет исследования – это та или иная сторона, свойство, отношение объекта, которые изучаются с определенной целью и в определенных условиях.

Предмет содержится в границах объекта (фрагмент объекта), подвергающийся непосредственному изучению.

Предмет исследования – это часть объекта исследования, которая подлежит особо тщательному изучению и преобразованию. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).

Предмет исследования рассматривается в динамике, как «болевая точка», неизвестное. Выделенный «предмет» должен быть уже объекта и уже темы (он является их частью).

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования (предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

Гипотеза – это предположение, истинность которого еще не доказана, прогноз:

а) ожидаемого решения исследовательской задачи (какие выводы вы предполагаете получить)

ИЛИ / И

б) ожидаемого пути решения исследовательской задачи (как вы планируете проводить исследование).

К гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

    • гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
    • гипотеза по возможности должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают.

В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Примерные варианты клише в формулировании гипотезы:

    • Психолого-педагогическое исследование стимулируется гипотезой о том, что использование специально направленной коррекционно-развивающей программы позволит снизить уровень тревожности и нейтрализовать различные проявления страха у детей дошкольного возраста.
    • Предполагается, что своевременное распознание тревожности и ее причин у детей дошкольного возраста может позволить предотвратить развитие невротических состояний, снизить уровень тревожности в поведении путем проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
    • Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом организационно-педагогических мероприятий в условиях организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста.
    • Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка дошкольного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Цель исследования

Цель исследования – это прогнозирование конечного результата, который должен быть получен при завершении работы.

Цель исследования вытекает из темы, проблемы научного поиска и имеет 2 составные части – теоретическую и практическую.

Цель должна быть точной, краткой и конкретной.

Примерные варианты клише в формулировании цели:

    • Целью исследования является анализ развития … и разработка предложений по …
    • Целью данного исследования является определение эффективности формирования …
    • Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать …, определить важность и значимость … для …

Задачи

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи должны укладываться в цель, не выходить за её «пределы», не должны быть шире цели.

В индивидуальном проекте может быть поставлено несколько задач: задачи по изучению теории вопроса, направленные на работу с «объектом» исследования; задачи, отражающие «предмет» исследования; задачи по проведению практической части исследования.

Сформулированная гипотеза и цель исследования определяют постановку задач, которые можно рассматривать как основные этапы работы, продиктованные логикой исследования, таких задач в индивидуальном проекте может быть 3-4. На каждую поставленную задачу в выводах должен быть дан содержательный ответ.

Примерные формулировки задач исследования

Цель исследования определила постановку следующих задач: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…, 4) обосновать…, 5) экспериментально проверить…, и т.д.

Методы исследования

Методы исследования – приёмы, процедуры и операции теоретического и эмпирического познания и изучения явлений действительности.

Теоретические методы: анализ научной и специальной литературы, контент-анализ, абстрагирование, идеализация, формализация, синтез, индукция и дедукция, обобщение и т.д.

Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, описание, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д.

Этапы исследования

Краткое обоснование последовательности (порядка) проведения теоретического и практико-ориентированного исследования; указание особенностей завершающей части работы над индивидуальным проектом.

Практическая значимость

Указывается возможность практического применения материалов, полученных в ходе работы над темой индивидуального проекта.

Занятие 9. Речевые клише, которые можно использовать при написании индивидуальных проектов

Анализ различных источников информации

    • Автор выражает/полагает/считает …
    • Автор данного пособия утверждает, что …
    • Автор отмечает, что …
    • Автор пишет, что …
    • Автор подчеркивает …
    • Автор предлагает …
    • Автор статьи, (имя, отчество, фамилия), справедливо указывает, что …
    • Данное пособие предназначено для …
    • Данный материал является очень важным…
    • Структура книги отражает …
    • В данной статье представлены отличительные особенности…
    • Аргументированной представляется точка зрения, согласно которой…
    • Нельзя не согласиться с автором указанной статьи …
    • Большое разнообразие … делает данную книгу …
    • В данной статье можно найти …
    • В данном пособии рассматривается …
    • Возвращаясь к вопросу о…
    • В подобной трактовке … выступает не просто как …
    • В этом случае …
    • Все это можно было бы использовать в …
    • Одним из достоинств данной статьи / книги / монографии является то, что …
    • Данная книга / статья рассматривает …
    • Книга может быть очень полезной …
    • Книга состоит из … глав …
    • Данная работа является …
    • Данная статья содержит …
    • Практическая направленность данной статьи …
    • Данная позиция выражает…
    • Дискуссионным можно считать мнение/ утверждение о том, что…
    • Для автора данной книги очень важным является то, что …
    • Думается, что такой подход важен для …
    • Данный подход можно рассматривать как…
    • Если рассматривать данное понятие в подобной трактовке …
    • Здесь говорится о том, что …
    • Однако, эта концепция …
    • Известно, что …
    • Информация, содержащаяся в данной статье / книге / монографии …
    • Наиболее важным источником … является …
    • Очень подробное и последовательное описание данной проблемы представлено в…

Речевые клише для сопоставительного анализа

    • Приведенное описание показывает / доказывает, что …
    • Как показал анализ приведенных выше примеров, далее логично остановиться на вопросе…
    • Коммуникативный подход к обучению … предполагает …
    • Можно согласиться с тем, что …
    • Мы получили…, следовательно, …
    • Не менее важным является …
    • Несмотря на это, данный …

Речевые клише для выводов

    • Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: …
    • Обобщая сказанное, подчеркнем, что среди факторов, определяющих актуальность и ценность рассматриваемого …
    • Обратимся к рассмотрению методических приемов, используемых …
    • Однако, прежде следует отметить …
    • Особое внимание уделено …
    • Проанализировав ключевые положения исследуемой проблемы, можно прийти к выводу, что … … рассматривается как …
    • Представим обоснование того, в каком соотношении находятся … Следовательно …, что …
    • Согласно …
    • В соответствии с вышеуказанными теоретическими утверждениями можно представить следующий вывод …
    • Таким образом, представленный вывод позволяет определить дальнейшие перспективы в исследовании данной проблемы…
    • В соответствии с этим можно высказать свои собственные суждения…
    • В заключение следует отметить, что …
    • Вышеизложенное позволяет подчеркнуть/отметить, что …
    • Как было сказано / отмечено выше, …
    • Применение данного подхода позволило выявить, что…
    • Проведенное исследование подтверждает…
    • Очевидно, также, что …
    • Следует подчеркнуть, что…
    • Следует отметить, что…
    • Со всей определенностью можно утверждать
    • Целесообразным можно считать/ считается…
    • На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что …

Пособие для студентов по написанию индивидуального проекта

Занятие 10. Технические требования к оформлению индивидуального проекта

Текст набирается в программе Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman, очертание обычное, цвет – черный, размер — 14 пунктов, междустрочный интервал — полуторный, поля «Обычные»; абзац должен быть равен 1,5 см.

Большие таблицы, иллюстрации и распечатки (занимающие более 50% печатного листа) рекомендуется размещать в приложении. Объем приложений не ограничивается.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы должно быть указан в верхнем колонтитуле по центру. Шрифт – 10 пунктов. Номер страницы на титульном листе (Приложение 1) и на листе с оглавлением не проставляют.

Красная строка (абзац) имеет отступ равный 1,5 см – 5 печатных знака.

Слова «Оглавление», «Введение», «Заключение» пишут по центру с прописной буквы (шрифт – 16, «полужирный») и включают в содержание работы. Данные заголовки не нумеруют.

Оглавление работы выполняется по установленному образцу и расположено на странице 2.

Основная часть работы состоит из глав, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости). Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце (шрифт – 16, «полужирный»). Разделы (шрифт – 14, «полужирный») должны быть пронумерованы в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделенных точкой. В конце номера раздела ставится точка. Наименование глав и разделов следует записывать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Перенос слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками главы и раздела – 8 мм.

Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Нумерация пунктов должна быть в пределах раздела. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, Например, 4.2.1.1., 4.2.1.2. и т. д.

Формулы, содержащиеся в работе, располагают на отдельных строках без отступа (красной строки), нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые пишут на уровне формулы справа в круглых скобках. Формулы предпочтительней набирать в Microsoft Equation 3.0. или с помощью встроенного в MS Word Математического пакета. Все используемые обозначения необходимо пояснить, если они не были пояснены ранее в тексте.

Допускается нумерация формул в пределах главы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (2.4). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельно арабскими цифрами в пределах каждого приложения. Все используемые в работе материалы даются со ссылкой на источник. В тексте в конце того предложения, где нужно сослаться на какой-то источник в квадратных скобках ставится номер, под которым он значится в списке использованных источников, и номер страницы, например, [5, с. 42]. В ссылках на главы, разделы, формулы, перечисления следует указывать их порядковый номер. Примеры: в главе 3, пп. 3.3.4., перечисление, а в формуле (3).

Сокращение слов в тексте не допускается, кроме установленных следующими ГОСТами: ГОСТ 2.316. ГОСТ Р21. 1101, ГОСТ7.12. Условные буквенные и графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам (ГОСТ 2.105). Обозначение единиц физических величин необходимо применять в соответствии с ГОСТом 8.417, СН 528.

Текст работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В нем не допускается сокращение обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр (за исключением обозначения единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки).

Таблица, представленная в работе должна иметь название. Название таблицы следует писать с прописной буквы и выровнять по центру.

Разделять заголовки и подзаголовки диагональными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть записаны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (в Приложении используется своя сквозная нумерация). Допускается нумерация таблиц в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Над верхним правым углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием ее номера. Пример: Таблица 1 (после цифры 1 точка не ставится).

Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов нельзя.

На все таблицы работы должны быть даны ссылки в тексте. Например, Расходы на оплату труда составляют 40 000 рублей (Таблица 1). В конце номера таблицы ставится точка.

К тексту и таблицам могут даваться примечания. Причем для таблиц текст примечаний должен быть приведен в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Примечания следует выполнять с прописной буквы. Если примечание одно, его не нумеруют. После слова «Примечание» ставится точка. Текст примечания начинается тоже с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами.

В случае, если таблица не помещается на одну страницу, можно поступить следующим образом.

Иллюстрации, схемы и графики должны выполняться с применением средств компьютерных графических процессоров. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту работы, так и в приложении. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций приложений, внизу под рисунком посередине. Если рисунок один, то он обозначается так: Рис. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. Пример: Рис. 1.1.

Иллюстрации должны иметь пояснительный текст (подписи к иллюстрациям). Например, Рис. 1 Трапеция.

Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений.

Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Слово «Приложение» пишут в верхнем правом углу, обозначая его порядковый номер арабскими цифрами.

Приложение должно иметь заголовок, который пишут с прописной буквы отдельной строкой. Если в работе одно приложение, оно обозначается так: Приложение. В тексте на все приложения должны быть ссылки. Пример: (Приложение 2). На отдельные данные, приведенные в курсовой работе, даются сноски.

Страницы с Приложениями не нумеруются, в оглавлении не указываются номера страниц.

Оформление сносок в конце работы (концевые). Сразу после цитаты в квадратных скобках указывают порядковый номер цитируемого источника по списку литературы и, если это требуется, номер цитируемой страницы. В конце работы оформляют список использованных источников информации, в котором под соответствующим номером дают полные библиографические сведения об источнике.

Пример оформления ссылки:

«Текст цитаты» [1, с.25]. (т.е. источник, указанный в списке использованных источников информации под номером 1, 25-я страница этого источника).

Список использованных источников информации приводится в конце работы перед Приложением и составляется в алфавитном порядке. Список использованной литературы представляет собой перечень использованных источников со сквозной нумерацией в следующем порядке:

    • международные нормативно-правовые акты;
    • Конституция РФ;
    • Федеральные конституционные законы РФ;
    • Федеральные законы РФ;
    • Указы Президента РФ;
    • постановления Правительства РФ;
    • нормативные акты субъектов РФ;
    • учебники, монографии, диссертации и т.п.;
    • статьи из периодических изданий;
    • справочники;
    • Интернет-ресурсы.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т. п.) должны включать фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.» Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускаются сокращения названий только двух городов: Москвы (М) и Санкт-Петербурга (СПб).

Сведения о статье из периодического издания должны включать фамилию и инициалы автора, название статьи, название издания (журнала), название серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Пример включения в список использованных источников информации нормативно-правового акта:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ ст. 426, ч. 2 глава 42 (ред. от 29.07.2018) 2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23.05.2018)

Занятие 11. Требования к оформлению индивидуального проекта в виде мультимедиа презентации

Структура:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Актуальность проекта.
  4. Цель проекта.
  5. Задачи проекта.
  6. Основная информация по теме проекта.
  7. Выводы или заключение.
  8. Список использованных источников информации.

Оформление слайдов

Стиль

  1. Соблюдение единого стиля оформления.
  2. Вспомогательная информация не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунок).

Фон

  1. Выбор для фона более холодных тонов (синий, зеленый).

Использование цвета

  1. Использование на одном слайде не более трех цветов: для фона, для заголовков, для текста.
  2. Выбор контрастных цветов для фона и текста слайда.

Анимационные эффекты

  1. Использование возможностей компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  2. Не злоупотребление анимационными эффектами, чтобы не отвлекать внимание от содержания на слайде.

Представление информации

Содержание информации

  1. Использование коротких слов и предложений.
  2. Минимизация предлогов, наречий, прилагательных.
  3. Привлечение внимания аудитории.

Расположение информации на странице

  1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

Способы выделения информации

  1. Рамки, границы, заливки.
  2. Разные цвета шрифтов, штриховки, заливки.
  3. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:

а) с текстом;

б) с таблицами;

в) с диаграммами.

Занятие 12. Примерная тематика индивидуальных проектов

Русский язык и литература

Русский язык

  1. Обращение в художественных произведениях: классификация, роль в тексте.
  2. Фразеологизмы в нашей жизни.
  3. Юридические термины в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  4. Орфоэпические ошибки в юридической лексике.
  5. Распространенные ошибки в рекламных текстах.
  6. Распространенные ошибки в газетных текстах.
  7. Олицетворение и его роль в стихотворениях А.А. Блока.

Литература

  1. Пушкин в воспоминаниях современников.
  2. Русская классическая литература второй половины XIX века – история
  3. Война и человек на ней. Актуален ли толстовский пацифизм сегодня?
  4. Семейные отношения… Что зависит от них, от чего зависят они… Русский семейный роман второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой).
  5. Тема интеллигентного человека в творчестве А.П.Чехова.
  6. Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна: общее и различное.
  7. Казачьи песни в романе-эпопее «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения.

Иностранный язык

  1. Праздники в англоязычной культуре: семантический анализ.
  2. Социальная характеристика речевых клише (на примере английского языка).
  3. Этика англоязычного общения в интернете.

Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия

  1. Множества действительных чисел. Практическое применение.
  2. «Математика – царица наук, арифметика – царица математики».
  3. Математика в нашей жизни.
  4. Теория вероятности – наука о случайных явлениях.
  5. Развитие научного и логического мышления в ходе изучения математики.
  6. Графическое решение уравнений и неравенств в математическом пакете «Wolfram».

История

  1. Теории происхождения славян.
  2. И. В. Сталин: вождь народов или тиран?
  3. Внешняя политика Александра II: Успех или неудача?
  4. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Героические подвиги солдат.
  5. Присоединение Крыма к России: история и современность.

Информатика

  1. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
  2. Мультимедиа технологии: использование их в профессиональной деятельности
  3. Интернет – зависимость – проблема современного общества.
  4. Безопасность работы в сети Интернет.
  5. Искусственный интеллект в повседневности, или доступная роботизация.
  6. Безопасность домашних ПК.
  7. Защита информации в корпоративных информационных системах.
  8. Основы обработки изображений в пакетах векторной графики.
  9. Технологии виртуальной реальности в образовании.
  10. Негативное воздействие компьютера на здоровье подростка и способы защиты.
  11. Интернет-ресурсы развития туризма в Мурманской области.
  12. Основы компьютерной грамотности.
  13. Основы геймдизайна. Принципы проектирования игр.
  14. Влияние компьютерных игр на логическое мышление подростка.
  15. Основы разработки компьютерных игр.
  16. Способы заработка в играх.
  17. Разработка вредоносного ПО.
  18. Разработка ПО компьютерных игр.

Обществознание

  1. Человек как продукт биологической эволюции. Сущность человека и загадка бытия.
  2. Современные религии. И их роль в духовной жизни современного общества.
  3. Конституционное право РФ: история и современность.
  4. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
  5. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
  6. Антиглобализм как социальное движение современного мира.
  7. Права человека в ХХ — начале XXI века: сравнительный анализ на основе форм правления Российского государства.
  8. Исторические изменения роли семьи как социального института.
  9. Беженцы и вынужденные переселенцы: проблема и пути решения. Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
  10. Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
  11. Экономические кризисы в истории России.
  12. Электронные рынки как феномен мировой экономики.
  13. Возникновение и эволюция денег на Руси.
  14. Безработные — лишние люди?
  15. Государство для экономики или экономика для государства?
  16. Причины возникновения торговых войн.
  17. Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брэндом?

Право

  1. Юридическая ответственность в экономической сфере.
  2. Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.
  3. Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.
  4. Презумпция невиновности и юридическая практика.
  5. Особенности судопроизводства в России.
  6. Избирательный процесс сегодня: проблемы, ошибки, нарушения.
  7. Родители и дети: проблемы и методы решения.
  8. Программа международного сотрудничества для решения межгосударственных конфликтов.
  9. Права молодежи в РФ и способы их защиты.

Естествознание

Химия

  1. Опасные вещества в твоем доме.
  2. Драгоценные камни и минералы в русских сказках.
  3. Металлы и коррозия металлов.

Физика

  1. Солнечная энергия.
  2. Полярное сияние.
  3. Влияние радиоактивности на окружающую среду.
  4. Современная физическая картина мира.
  5. Необычность теории относительности Эйнштейна.

Биология

  1. Биогеоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчинённость в глобальной экосистеме – биосфере.
  2. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  3. История и современное состояние клеточной теории строения организмов.
  4. Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие.
  5. Оценка религиозных гипотез происхождения жизни.
  6. Компьютерные технологии в экологии.

География

  1. Новейшие изменения политической карты мира.
  2. Особенности демографической ситуации в Мурманской области.
  3. Перспективы развития международного туризма в России.
  4. Особенности современного экономико-географического положения России.
  5. Демографический портрет планеты к концу 21 века.

Итоговое тестирование

Что такое индивидуальный проект в системе среднего профессионального образования (СПО)?
Какова основная цель реализации индивидуального проекта в СПО?
Какой из следующих аспектов является ключевым при выборе темы индивидуального проекта?
Как индивидуальный проект способствует реализации ФГОС СПО?
Какой из следующих этапов является первым в реализации индивидуального проекта?
Какова роль педагога в процессе реализации индивидуального проекта?
Какой из следующих подходов способствует развитию критического мышления в рамках индивидуального проекта?
Как индивидуальный проект может помочь в развитии навыков самоорганизации у учащихся?
Какой из следующих аспектов важен для успешной защиты индивидуального проекта?
Как индивидуальный проект может способствовать развитию лидерских качеств у учащихся?
Какой из следующих методов оценки используется для индивидуального проекта?
Как индивидуальный проект может быть адаптирован для учащихся с особыми образовательными потребностями?
Какой из следующих аспектов важен для создания благоприятной образовательной среды в рамках индивидуального проекта?
Как индивидуальный проект может способствовать формированию функциональной грамотности у учащихся?
Какой из следующих аспектов важен для мотивации учащихся в рамках индивидуального проекта?

 

Корзина