В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: развитие у педагогов профессиональных компетенций для внедрения принципов предметно-языкового обучения в изучение иностранного языка.
Объем: 22 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Предметно-языковое интегрированное обучение (Сontent and Language Integrated Learning, CLIL) – это современный образовательный подход с двойным фокусом, при котором иностранный язык используется для изучения и преподавания как языка, так и содержания.
То есть в процессе преподавания и обучения внимание уделяется не только содержанию и не только языку. Они переплетены, даже если больший акцент делается на тот или иной аспект в определённое время.
CLIL – это и не новая форма предметного образования, и не новая форма языкового образования; это инновационное сочетание обоих. В век знаний CLIL – это ответ на требования и ожидания современной эпохи.
Обобщающий термин Сontent and Language Integrated Learning (CLIL) впервые предложил зарубежный учёный Д. Марш в 1994 г. Он трактовал CLIL как процесс, при котором учебные дисциплины преподавались на иностранном языке.
В современной образовательной методологии Д. Марш даёт следующее определение: «CLIL – это образовательный подход, в котором используются различные языковые методологии, ведущие к двойной форме обучения, где внимание уделяется как языку, так и содержанию. Достижение этой цели требует разработки особого подхода к преподаванию, при котором неязыковая дисциплина преподаётся не на иностранном языке, а через него».
За последние годы в отечественной педагогике и методике преподавания иностранных языков появляются новые работы, посвященные предметно-языковой интеграции. Так, исследователь М. В. Вотинцева рассматривает интегрированное обучение иностранным языкам как условие формирования профессиональной мобильности учащихся и даёт следующее определение CLIL: «комплексное, системно-взаимосвязанное обучение иностранному языку с одновременным формированием значимых знаний и умений в соответствии с будущей специальностью».
CLIL можно рассматривать как подход, обеспечивающий образование, выходящее за рамки изучения языка; как запланированную педагогическую интеграцию контекстуального содержания, познания, общения и культуры в практику преподавания и обучения.
CLIL – это не просто обучение на языке; это обучение через язык, основанное на взаимосвязи педагогики и использовании контекстуальной методологии.
Главный дидактический принцип CLIL-занятия – равноправное соединение двух методик: методики преподавания иностранного языка и методики обучения предметной дисциплине.
CLIL опирается на принцип «Четырех С» (4 С): Content – Communication – Cognition – Culture (Содержание – Общение – Мыслительные способности – Культурологические знания).
Суть первого принципа заключается в предметном наполнении дисциплины «Иностранный язык». Контент (содержание) означает интегрирование содержательного компонента в рамках всей образовательной программы.
Коммуникативный принцип обучения в CLIL-технологии подразумевает создание ситуаций общения, в которых обучаемые отыгрывают роли и ситуации из обычной жизни. Коммуникация (общение) – передача идей, мыслей, убеждений и ценностей.
На CLIL-занятиях обучаемый должен уметь преодолевать стандартные языковые ситуации, формирующие обучающую среду. Например: описать опыт, процесс или эксперимент; вербализировать таблицу, формулу или диаграмму; использовать типичные языковые структуры.
Третий принцип предполагает взаимодействие содержательного, когнитивного и лингвистического компонентов. Когнитивность (познавательная способность) – творческий подход, более широкий образ мышления и способ обработки знаний.
Культурологические знания – четвертый принцип – изучение и понимание значения языка.
Проблема контента (содержания) связана не только с приобретением знаний и навыков, но и с тем, что ученики формируют свои знания, учатся понимать и развивать свои навыки. Речь в данном случае идёт о персонализированном обучении.
Контент, в свою очередь, тесно связан с механизмами изучения и мышления, т.е. с когнитивной способностью. Для того чтобы развить у обучающихся умение интерпретировать содержание, необходимо проанализировать его на предмет лингвистических требований.
Язык необходимо изучать через коммуникацию, перестраивая контент и связанные с ним когнитивные процессы. Этот язык должен быть прозрачным и понятным: взаимодействие в образовательном контексте является основополагающей составляющей обучения. Это даёт результаты в том случае, когда обучение проходит посредством иностранного языка.
Говоря о методическом инструментарии работы по системе CLIL, стоит принять во внимание, что работа с текстом является одним из основных направлений деятельности в рамках технологии, а сам текст является основной единицей познания.
В рамках CLIL таковым является специальный текст – легко читаемый, с заголовками и подзаголовками, разбитый на абзацы с нумерацией строк, снабженный иллюстрациями, диаграммами.
Язык текста не должен быть слишком сложным для понимания: избыточные для понимания текста грамматические формы должны быть адаптированы.
Важно, чтобы предлагаемый учебный материал вписывался в систему знаний обучаемых с учётом их предварительного языкового опыта.
Необходимо продумать специфику работы с текстами. Хотя на выходе и требуется детальное понимание текста, целесообразно использовать все стратегии чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего, поискового, выборочного, подробного), чтобы в итоге обучаемый овладел компетентностью в самостоятельном детальном чтении и понимании содержания текста.
Каждый вид чтения служит выполнению задачи удовлетворения потребности в получении необходимой информации из профессионального текста.
Важнейшими видами работы в CLIL-технологии являются:
Предтекстовая работа служит активизации информации, облегчающей понимание учебного текста. Следует также развивать технику чтения. Для лучшего запоминания сложных текстов, обучаемые должны визуализировать прочитанное в схемах, рисунках, иллюстрациях к прочитанному, которые помогают понять сложные логические связи.
Существенную роль в эффективном интегрировании языка и предмета на CLIL-занятии играет правильная постановка заданий, правильный выбор материалов и методического инструментария. Они способствуют созданию обучающей среды и содействуют управлению процессом обучения. Учебный материал (тексты, фильмы, диаграммы; экспериментальный, методический и медийный инструментарий) является частью постановки задания и сопровождает учебный процесс.
Задания к тексту должны мотивировать учебный процесс, учитывать индивидуальную компетентность обучаемых, быть дифференцированными и содержать подходящие стратегии обучения.
Не стоит забывать и про задания, развивающие навыки говорения.
Примерные задания говорения в рамках технологии СLIL:
Успешно сформулированное задание, привязанное к структуре знаний обучаемых, обладает следующими характеристиками:
Проектирование учебной деятельности по данной технологии реализуется с учётом следующих рекомендаций:
При подходе предметно-языкового интегрирования язык преподавания – иностранный язык, который редко или никогда не используется в социальном контексте вне учебной аудитории, что ограничивает объём неформального обучения. Аудиторные занятия формируют основной, а часто и единственный контекст, в котором учащиеся могут использовать изучаемый язык. В результате интегрирование увеличивает возможности изучения языка и языковой практики без увеличения часов в рамках общей образовательной программы и объёма аудиторных часов преподавателей, осуществляющих обучение непосредственно иностранному языку. Особенностью метода является объединение содержания и языка посредством обучения содержательной дисциплине через иностранный язык и изучение иностранного языка через содержательную дисциплину.
Общие цели интеграционного подхода могут быть обширными, но обязательно должны заключаться в следующем:
Использование данной методики на практике позволило выделить её преимущества:
Несмотря на большое количество плюсов данной методики, при её внедрении в учебный процесс может возникнуть ряд проблем:
Профессиональная компетентность педагога предметно-языкового интегрированного обучения состоит из следующих основных областей компетенций:
Ясно, что предметно-языковая интеграция требует пересмотра всех работавших ранее педагогических и методических приёмов, так как образовательный процесс идёт в новом стиле. Соответственно, CLIL-педагог должен владеть инструментарием педагогических приёмов, относящимся к преподаванию иностранного языка, предметного содержания, а также исключительно методиками, относящимися к CLIL.
Все вышеперечисленные области компетенций являются равнозначными по важности и исключительно вместе могут сформировать портрет педагога предметно-языкового интегрированного обучения.
Педагог является краеугольным камнем в процессе реализации предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
Ввиду двойственной природы предметно-языкового интегрированного обучения с самого начала возникали вопросы о том, кем же должен быть педагог CLIL – предметником или лингвистом?
В странах Европы долгое время лидировали педагоги-предметники, владеющие иностранным языком на уровне, достаточном для преподавания. В России инициатива внедрения CLIL исходила как от предметников, так и от лингвистов, желающих повысить эффективность преподавания иностранного языка.
В 2010 году исследователем П. Бертро была предложена таблица компетенций CLIL-педагога, которая стала наглядным отображением многогранности его функций.
В 2011 году группой учёных под руководством М. Фриголс был разработан Европейский рамочный документ по подготовке преподавателей предметно-языкового интегрированного обучения (EFFCTE).
Таблица компетенций (2010) | Рамочный документ EFFCTE (2011) |
Цель: карта компетенций для продвижения и популяризации CLIL. Форма: разделена на две большие части – «фундаментальные основы CLIL» и «реализация CLIL». Первая часть адресует нас к теоретическим аспектам, административным вопросам и проблемам взаимодействия с управленческим персоналом учебного заведения. Вторая часть относится к практическому применению интегрированного обучения. Каждая область компетенций разбита на конкретные компетенции, описанные в формате «can do» и сопровождается индикаторами компетенций. Индикаторы и дескрипторы компетенций описаны очень детально и имеют непосредственную отсылку к CLIL. | Цель: подготовка профессиональных CLIL- педагогов, унификация требований. Форма: три раздела – терминология CLIL, ключевые профессиональные компетенции, модули профессионального развития педагога. Ключевые профессиональные компетенции – это те компетенции, которые педагог должен освоить в рамках тренинга/курса по подготовке. Они были условно разделены на 8 областей, часть из которых непосредственно относится к CLIL, другие являются общепедагогическими. Причем, непосредственно к CLIL-компетенциям авторы отнесли знание методологии; владение языком и предметом, технологиями оценивания; умение создавать учебные материалы и обучающую среду. |
Исходя из вышесказанного, при проектировании тренинга для преподавателей-предметников на основе этих документов необходимо:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.