
Предметно-языковое интегрированное обучение
В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: развитие у педагогов профессиональных компетенций для внедрения принципов предметно-языкового обучения в изучение иностранного языка.
Объем: 22 часа.
Программа:
Занятие 1. Содержание понятия «Предметно-языковое интегрированное обучение» (CLIL).
Занятие 2. Принципы предметно-языкового обучения.
Занятие 3. Методический инструментарий.
Занятие 4. Реализация CLIL: рекомендации.
Занятие 5. Преимущества и недостатки CLIL.
Занятие 6. Основные области компетенций педагога.
Занятие 7. Подготовка преподавателей CLIL.
Формируемые знания и компетенции:
- Овладение содержанием и принципами предметно-языкового обучения.
- Развитие компетенций внедрения метода.
- Овладение необходимым методическим инструментарием.
- Понимание преимуществ и недостатков методики.
- Овладение навыками подготовки и самоподготовки преподавателей для реализации предметно-языкового обучения.
Занятие 1. Содержание понятия «Предметно-языковое интегрированное обучение» (CLIL)
Предметно-языковое интегрированное обучение (Сontent and Language Integrated Learning, CLIL) – это современный образовательный подход с двойным фокусом, при котором иностранный язык используется для изучения и преподавания как языка, так и содержания.
То есть в процессе преподавания и обучения внимание уделяется не только содержанию и не только языку. Они переплетены, даже если больший акцент делается на тот или иной аспект в определённое время.
CLIL – это и не новая форма предметного образования, и не новая форма языкового образования; это инновационное сочетание обоих. В век знаний CLIL – это ответ на требования и ожидания современной эпохи.
Обобщающий термин Сontent and Language Integrated Learning (CLIL) впервые предложил зарубежный учёный Д. Марш в 1994 г. Он трактовал CLIL как процесс, при котором учебные дисциплины преподавались на иностранном языке.
В современной образовательной методологии Д. Марш даёт следующее определение: «CLIL – это образовательный подход, в котором используются различные языковые методологии, ведущие к двойной форме обучения, где внимание уделяется как языку, так и содержанию. Достижение этой цели требует разработки особого подхода к преподаванию, при котором неязыковая дисциплина преподаётся не на иностранном языке, а через него».
За последние годы в отечественной педагогике и методике преподавания иностранных языков появляются новые работы, посвященные предметно-языковой интеграции. Так, исследователь М. В. Вотинцева рассматривает интегрированное обучение иностранным языкам как условие формирования профессиональной мобильности учащихся и даёт следующее определение CLIL: «комплексное, системно-взаимосвязанное обучение иностранному языку с одновременным формированием значимых знаний и умений в соответствии с будущей специальностью».
CLIL можно рассматривать как подход, обеспечивающий образование, выходящее за рамки изучения языка; как запланированную педагогическую интеграцию контекстуального содержания, познания, общения и культуры в практику преподавания и обучения.
CLIL – это не просто обучение на языке; это обучение через язык, основанное на взаимосвязи педагогики и использовании контекстуальной методологии.
Занятие 2. Принципы предметно-языкового обучения
Главный дидактический принцип CLIL-занятия – равноправное соединение двух методик: методики преподавания иностранного языка и методики обучения предметной дисциплине.
CLIL опирается на принцип «Четырех С» (4 С): Content – Communication – Cognition – Culture (Содержание – Общение – Мыслительные способности – Культурологические знания).
Content
Суть первого принципа заключается в предметном наполнении дисциплины «Иностранный язык». Контент (содержание) означает интегрирование содержательного компонента в рамках всей образовательной программы.
Communication
Коммуникативный принцип обучения в CLIL-технологии подразумевает создание ситуаций общения, в которых обучаемые отыгрывают роли и ситуации из обычной жизни. Коммуникация (общение) – передача идей, мыслей, убеждений и ценностей.
На CLIL-занятиях обучаемый должен уметь преодолевать стандартные языковые ситуации, формирующие обучающую среду. Например: описать опыт, процесс или эксперимент; вербализировать таблицу, формулу или диаграмму; использовать типичные языковые структуры.
Cognition
Третий принцип предполагает взаимодействие содержательного, когнитивного и лингвистического компонентов. Когнитивность (познавательная способность) – творческий подход, более широкий образ мышления и способ обработки знаний.
Culture
Культурологические знания – четвертый принцип – изучение и понимание значения языка.
Проблема контента (содержания) связана не только с приобретением знаний и навыков, но и с тем, что ученики формируют свои знания, учатся понимать и развивать свои навыки. Речь в данном случае идёт о персонализированном обучении.
Контент, в свою очередь, тесно связан с механизмами изучения и мышления, т.е. с когнитивной способностью. Для того чтобы развить у обучающихся умение интерпретировать содержание, необходимо проанализировать его на предмет лингвистических требований.
Язык необходимо изучать через коммуникацию, перестраивая контент и связанные с ним когнитивные процессы. Этот язык должен быть прозрачным и понятным: взаимодействие в образовательном контексте является основополагающей составляющей обучения. Это даёт результаты в том случае, когда обучение проходит посредством иностранного языка.
Занятие 3. Методический инструментарий
Говоря о методическом инструментарии работы по системе CLIL, стоит принять во внимание, что работа с текстом является одним из основных направлений деятельности в рамках технологии, а сам текст является основной единицей познания.
В рамках CLIL таковым является специальный текст – легко читаемый, с заголовками и подзаголовками, разбитый на абзацы с нумерацией строк, снабженный иллюстрациями, диаграммами.
Язык текста не должен быть слишком сложным для понимания: избыточные для понимания текста грамматические формы должны быть адаптированы.
Важно, чтобы предлагаемый учебный материал вписывался в систему знаний обучаемых с учётом их предварительного языкового опыта.
Необходимо продумать специфику работы с текстами. Хотя на выходе и требуется детальное понимание текста, целесообразно использовать все стратегии чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего, поискового, выборочного, подробного), чтобы в итоге обучаемый овладел компетентностью в самостоятельном детальном чтении и понимании содержания текста.
Каждый вид чтения служит выполнению задачи удовлетворения потребности в получении необходимой информации из профессионального текста.
Важнейшими видами работы в CLIL-технологии являются:
- поиск ключевых слов в тексте,
- прорабатывание подробной информации в определенном месте текста.
Предтекстовая работа служит активизации информации, облегчающей понимание учебного текста. Следует также развивать технику чтения. Для лучшего запоминания сложных текстов, обучаемые должны визуализировать прочитанное в схемах, рисунках, иллюстрациях к прочитанному, которые помогают понять сложные логические связи.
Существенную роль в эффективном интегрировании языка и предмета на CLIL-занятии играет правильная постановка заданий, правильный выбор материалов и методического инструментария. Они способствуют созданию обучающей среды и содействуют управлению процессом обучения. Учебный материал (тексты, фильмы, диаграммы; экспериментальный, методический и медийный инструментарий) является частью постановки задания и сопровождает учебный процесс.
Задания к тексту должны мотивировать учебный процесс, учитывать индивидуальную компетентность обучаемых, быть дифференцированными и содержать подходящие стратегии обучения.
Не стоит забывать и про задания, развивающие навыки говорения.
Примерные задания говорения в рамках технологии СLIL:
- постановка проблемы (вопрос – ответ, термин – определение, часть – целое);
- задания, в которых нужно заполнить пропуски (часто раздаются листы с вопросами);
- задания на поиск конкретной информации;
- игры, в которых нужно угадывать слова;
- анкетирование группы;
- «Задайте 20 вопросов по тексту» (при этом существует наглядная схема различных видов вопросов);
- устная презентация работы, подкреплённая визуальным рядом.
Успешно сформулированное задание, привязанное к структуре знаний обучаемых, обладает следующими характеристиками:
- имеет уровневую структуру;
- включено в общий контекст обучения;
- ведёт обучаемых через промежуточные задания;
- создаёт учебную атмосферу;
- опирается на компетентностную модель стандартов;
- требует осознания собственных умений;
- содержит дифференцирующие учебные ссылки;
- помогает осознать повышение исходного уровня знаний;
- мотивирует на самостоятельную работу.
Занятие 4. Реализация CLIL: рекомендации
Проектирование учебной деятельности по данной технологии реализуется с учётом следующих рекомендаций:
- Необходимо планировать и организовать каждое занятие, исходя из принципа «4 С» Сontеnt, Communicаtion, Cognitio, Culturе.
- Каждое занятие должно иметь ясно сформулированные цели, результаты обучения, методы и критерии оценивания, рефлексию.
- Преподаватель должен регулярно проводить анализ своих занятий на основе проверочного листа по методике интегрированного обучения.
- Необходимо использовать в практике поддерживающее формирующее оценивание и альтернативные формы оценивания.
- Необходимо разрабатывать и подбирать качественные материалы, средства наглядности и аутентичные тексты для интегрированного обучения предмету и языку по всем предметным курсам.
При подходе предметно-языкового интегрирования язык преподавания – иностранный язык, который редко или никогда не используется в социальном контексте вне учебной аудитории, что ограничивает объём неформального обучения. Аудиторные занятия формируют основной, а часто и единственный контекст, в котором учащиеся могут использовать изучаемый язык. В результате интегрирование увеличивает возможности изучения языка и языковой практики без увеличения часов в рамках общей образовательной программы и объёма аудиторных часов преподавателей, осуществляющих обучение непосредственно иностранному языку. Особенностью метода является объединение содержания и языка посредством обучения содержательной дисциплине через иностранный язык и изучение иностранного языка через содержательную дисциплину.
Общие цели интеграционного подхода могут быть обширными, но обязательно должны заключаться в следующем:
- развитие навыков межкультурного общения;
- подготовка к международному общению;
- предоставление возможности изучать дисциплину с различных точек зрения;
- улучшение общих компетенций изучаемого языка;
- развитие навыков устной коммуникации;
- содержание разнообразных методов и форм аудиторных занятий;
- увеличение мотивации учеников.
Занятие 5. Преимущества и недостатки CLIL
Использование данной методики на практике позволило выделить её преимущества:
- Повышение мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся. Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Попадая в ситуацию общения на иностранном языке, ученики оказываются неспособны показать свои знания в таких областях, как культура, искусство и т.д., без знаний иностранного языка.
- Обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведёт к формированию социокультурной компетенции учащихся.
- Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объём языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду.
- Работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определённые языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося в плане общего развития и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.
Несмотря на большое количество плюсов данной методики, при её внедрении в учебный процесс может возникнуть ряд проблем:
- Отсутствие у преподавателей иностранного языка достаточного багажа знаний по тому или иному предмету и, наоборот, несовершенное владение иностранным языком преподавателями-предметниками.
- Низкое владение иностранным языком самими учащимися, что ведёт к увеличению нагрузки, а также к ряду психологических проблем, связанных с усвоением материала на иностранном языке.
- Проблема разработки учебных программ и подготовки учебного материала, который удовлетворял бы потребностям учащихся.
- Обучение посредством иностранного языка может усугубить процесс усвоения самого предмета.
Занятие 6. Основные области компетенций педагога
Профессиональная компетентность педагога предметно-языкового интегрированного обучения состоит из следующих основных областей компетенций:
- Способность к рефлексии. Самоанализ является важнейшей компетенцией педагога нового формата. Постоянное профессиональное саморазвитие, а также познавательное, социальное развитие педагога как личности необходимо для того, чтобы он мог адекватно оценить свою компетентность в иностранном языке, в предметном содержании, своё педагогическое мастерство и т.д. Только педагог, склонный к рефлексии сам, сможет впоследствии научить этому учеников.
- Знание фундаментальных принципов предметно-языкового интегрированного обучения. Сюда относится видение CLIL как подхода с двумя равноценными целями и двойным фокусом, знание принципов «4 С» – содержание, коммуникация, познание, культура и т.д.
- Владение иностранным языком и предметным содержанием, а также умение их интегрировать. Считается, что педагогом CLIL может стать как преподаватель-предметник, так и лингвист, но в любом случае минимальный уровень владения иностранным языком оценивается как B2 CEFR (Upper-intermediate – выше среднего). Также очевидна необходимость предметной компетенции. При этом нужно осознавать, что CLIL – это не просто преподавание на иностранном языке. Соответственно, необходимо уметь интегрировать знания, умения и навыки, относящиеся к предмету и к владению языком на каждом занятии.
- Владение методологией CLIL. Понятие «методология предметно-языкового интегрированного обучения» довольно обширно и включает в себя ряд элементов:
- Непосредственно процесс построения знаний, умений и навыков обучающихся, основывающийся на принципах интеграции языка и контента. Данный процесс протекает в соответствии с таксономией мыслительных навыков Б. Блума, согласно которой преподаватель постепенно переходит от заданий, формирующих мыслительные навыки низкого порядка, к более творческим, формирующим мыслительные навыки высокого порядка.
- Применение различных стратегий развития: речь идёт об учёте принципов Л. С. Выготского о зонах ближайшего развития, использовании технологий смешанного обучения (blended learning).
- Создание безопасной образовательной среды: ввиду того, что преподавание предметного содержания на иностранном языке может стать фактором стресса для обучающегося, задача педагога – создать максимально комфортную среду и обеспечить не только языковую, но и психолого-педагогическую поддержку.
- Владение методами и инструментами оценивания результатов предметно-языкового интегрированного обучения: этот вопрос также является крайне противоречивым, так как приходится оценивать знания не отдельно по языку и по предмету, а каким-либо образом оценить уровень сформированности интегрированной компетентности, для чего необходимо подобрать адекватные инструменты. Среди CLIL-педагогов наибольшую популярность приобрели такие инструменты, как оценка по портфолио работ, оценка по результатам работы (выполнение проекта и т.д.).
- Сотрудничество с коллегами: сюда относятся всевозможные формы организации предметно-языкового интегрированного обучения, начиная с кооперации между лингвистическими и предметными кафедрами в разработке программ и заканчивая совместным обучением и бинарными курсами.
Ясно, что предметно-языковая интеграция требует пересмотра всех работавших ранее педагогических и методических приёмов, так как образовательный процесс идёт в новом стиле. Соответственно, CLIL-педагог должен владеть инструментарием педагогических приёмов, относящимся к преподаванию иностранного языка, предметного содержания, а также исключительно методиками, относящимися к CLIL.
- Владение навыками проведения научных исследований. Поскольку предметно-языковая интеграция – это явление относительно новое для российского образования, необходимость в отечественных практических исследованиях, посвященных его внедрению, крайне высока. Следовательно, педагог, практикующий этот подход, должен быть готов делиться своим практическим опытом реализации интегрированного обучения, а также следить за общемировыми трендами CLIL.
- Владение навыками проектирования образовательных ресурсов. Создание учебных материалов для CLIL-занятий является трудоёмким и времязатратным процессом, включающим в себя поиск и подбор аутентичных материалов по предметному содержанию, их педагогическую адаптацию, создание заданий для развития языковых и мыслительных навыков и т.д. Это обусловлено тем, что готовых материалов по CLIL всё ещё недостаточно, несмотря на активные призывы европейских педагогов к обмену ресурсами онлайн. Таким образом, педагог должен быть готов к разработке собственных ресурсов для интегрированного курса и к их последующему распространению.
- Способность к организации учебного процесса в соответствии с принципами CLIL. Работа любого преподавателя включает в себя организационно-методические вопросы, вопросы планирования курса, его реализации, этапов текущего и промежуточного контроля. Что касается CLIL-педагога, то ему приходится сталкиваться с двойным объёмом работ по причине интегрированной природы подхода.
- Организация интегрированного обучения в структуре образовательной организации. Компетенции CLIL-педагога также затрагивают сферу взаимодействия с административно-управленческим персоналом образовательной организации, с такими вовлеченными в процесс лицами, как деканы, начальники учебных и методических отделов, от которых зависит принятие решений об организации в образовательном учреждении интегрированных курсов. Задача педагога – объяснить цели и задачи такого обучения, его преимущества и возможные трудности, а также обозначить те вопросы и проблемы, которые могут потребовать вмешательства управленческого персонала.
Все вышеперечисленные области компетенций являются равнозначными по важности и исключительно вместе могут сформировать портрет педагога предметно-языкового интегрированного обучения.
Занятие 7. Подготовка преподавателей CLIL
Педагог является краеугольным камнем в процессе реализации предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL).
Ввиду двойственной природы предметно-языкового интегрированного обучения с самого начала возникали вопросы о том, кем же должен быть педагог CLIL – предметником или лингвистом?
В странах Европы долгое время лидировали педагоги-предметники, владеющие иностранным языком на уровне, достаточном для преподавания. В России инициатива внедрения CLIL исходила как от предметников, так и от лингвистов, желающих повысить эффективность преподавания иностранного языка.
В 2010 году исследователем П. Бертро была предложена таблица компетенций CLIL-педагога, которая стала наглядным отображением многогранности его функций.
В 2011 году группой учёных под руководством М. Фриголс был разработан Европейский рамочный документ по подготовке преподавателей предметно-языкового интегрированного обучения (EFFCTE).
Сравнительная характеристика моделей подготовки CLIL-педагога
Таблица компетенций (2010) | Рамочный документ EFFCTE (2011) |
Цель: карта компетенций для продвижения и популяризации CLIL. Форма: разделена на две большие части – «фундаментальные основы CLIL» и «реализация CLIL». Первая часть адресует нас к теоретическим аспектам, административным вопросам и проблемам взаимодействия с управленческим персоналом учебного заведения. Вторая часть относится к практическому применению интегрированного обучения. Каждая область компетенций разбита на конкретные компетенции, описанные в формате «can do» и сопровождается индикаторами компетенций. Индикаторы и дескрипторы компетенций описаны очень детально и имеют непосредственную отсылку к CLIL. | Цель: подготовка профессиональных CLIL- педагогов, унификация требований. Форма: три раздела – терминология CLIL, ключевые профессиональные компетенции, модули профессионального развития педагога. Ключевые профессиональные компетенции – это те компетенции, которые педагог должен освоить в рамках тренинга/курса по подготовке. Они были условно разделены на 8 областей, часть из которых непосредственно относится к CLIL, другие являются общепедагогическими. Причем, непосредственно к CLIL-компетенциям авторы отнесли знание методологии; владение языком и предметом, технологиями оценивания; умение создавать учебные материалы и обучающую среду. |
Исходя из вышесказанного, при проектировании тренинга для преподавателей-предметников на основе этих документов необходимо:
- Запланировать входное тестирование владения иностранным языком или просить предоставить сертификат, подтверждающий уровень не ниже В1 CEFR.
- Распределить педагогов на подгруппы в зависимости от их опыта преподавательской деятельности в целом и опыта предметно-языковой интеграции в частности (начинающий педагог, опытный педагог, педагог, практикующий CLIL).
- Определить на основе вышеупомянутых рамочных документов ключевые области компетенций, которые планируется развить у педагогов.
- Сформулировать конкретные компетенции в каждой из выбранных областей.
- Для каждой компетенции подобрать наиболее чётко определяющий её индикатор сформированности.
- Разбить материал курса на модули, по принципу от простого к сложному, от теории к практике, связав освоение этих модулей с формированием конкретных CLIL-компетенций.
- Организовать возможность практического применения полученных знаний, предоставив возможность спланировать и провести CLIL-занятие с последующей оценкой как со стороны обучающихся, так и со стороны экспертов.
Дополнительные материалы
Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!