Формирование компенсаторных умений на уроках иностранного языка

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: развитие у педагогов профессиональных компетенций для формирования компенсаторных умений учащихся при изучении иностранного языка.

Объем: 18 часов.

Программа:

Занятие 1. Компенсаторный подход в обучении иностранному языку. 

Занятие 2. Формирование компенсаторной компетенции. 

Занятие 3. Роль компенсаторной компетенции. 

Занятие 4. Требования к сформированности компенсаторной компетенции учащихся: отечественные и европейские стандарты. 

Занятие 5. Типы упражнений, направленных на развитие компенсаторной компетенции. 

Занятие 6. Компенсаторные стратегии обучения иностранному языку.

Формируемые навыки и компетенции: 

  • Освоение основных понятий проблематики.
  • Понимание содержания и роли компенсаторной компетенции в ходе обучения иностранным языкам.
  • Навыки отбора и внедрения упражнений, направленных на формирование компонентов компенсаторной компетенции.
  • Овладение основными компенсаторными стратегиями обучения.

Занятие 1. Компенсаторный подход в обучении иностранному языку 

Среди большого количества подходов к обучению иностранным языкам одно из лидирующих мест занимает компетентностный подход, который ориентирует современную систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества.

Основной целью обучения иностранному языку в школе, согласно современным ФГОС,  является развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

Иноязычная коммуникативная компетенция – это достаточный для определённого возраста уровень владения языковыми навыками, речевыми умениями и социокультурными знаниями, заключающийся в способности и готовности обучающихся к коммуникативно целесообразному и успешному речевому поведению.

В России наибольшую известность получила модель иноязычной коммуникативной компетенции И. Л. Бим, которая включает в себя пять видов компетенций: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную. Данная модель послужила основой для ФГОС среднего образования, а также для программ по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы. 

Однако выпускники далеко не всегда способны осуществлять коммуникацию в письменной и устной формах. Зачастую они усваивают необходимый объём знаний, но испытывают трудности при свободном порождении речи, что снижает конкурентоспособность современного выпускника в последующей профессиональной деятельности.

Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, как правило, служат: 

  • внешние условия коммуникации;
  • недостаточное владение социальными техниками ведения беседы;
  • недостаточно развитые навыки говорения;
  • дефицит академических часов на изучение иностранных языков;
  • недостаточная оснащенность школ современными учебными пособиями и аутентичной литературой, которая обеспечивает полноценное иноязычное общение при недостаточности знания языковых средств. 

Кроме того, успех коммуникации зависит от индивидуальных психологических особенностей человека (как главного действующего лица коммуникативного акта), а также от возможных психологических барьеров, препятствующих взаимопониманию и снижающих эффективность взаимодействия. Проблемы, возникающие во время коммуникации, могут быть решены за счёт сформированной компенсаторной компетенции.

Занятие 2. Формирование компенсаторной компетенции 

Под компенсаторной компетенцией понимается «готовность и способность, используя свой собственный иноязычный речевой опыт, выходить из затруднительного положения в процессе личностного и межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств». 

В современных условиях развитие компенсаторной компетенции приобретает особую актуальность, так как её сформированность позволит обучающимся решить возникающие трудности коммуникации. 

Снятие возникающих трудностей обеспечивается за счёт следующих техник:

  • упрощение фразы путём использования известных слов, речевых образцов;
  • изменение своей речи или внесение в неё поправок;
  • использование мимики, жестов, разговорных формул, повторов, синонимичных выражений одной и той же мысли, вводных слов, перифраза, описания, синонимов/антонимов, эквивалентных замен для дополнения, уточнения, пояснения мысли, риторических вопросов.

Все вышеперечисленные техники помогут учащимся бороться с факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, и преодолевать языковой барьер, возникновение которого обусловлено аспектами построения общения на иностранном языке с параллельным ощущением страха перед необходимостью говорить на неродном языке. 

Вслед за В. Л. Бернштейном, под языковым барьером мы понимаем «трудные ситуации общения, возникающие как следствие незнания основных правил и норм межличностного общения; незнания особенностей культуры страны изучаемого языка; неумения неподготовленного речепорождения на иностранном языке; неподготовленности к самому факту существования трудностей межкультурного общения».

Отрицательное влияние языкового барьера могут испытывать оба коммуниканта: как говорящий, так и слушающий. Так, например, О. Г. Ветрова считает языковой барьер «непониманием в силу неверного кодирования или неверного истолкования передаваемых сообщений».

Преодоление языкового барьера ведёт к свободному общению на иностранном языке.

Основными умениями, которые включены в компенсаторную компетенцию, являются:

  • умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
  • умение прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
  • умение игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;
  • умение использовать переспрос и словарные замены в процессе устного речевого общения.

Занятие 3. Роль компенсаторной компетенции 

С целью выявления значимости компенсаторной компетенции для овладения иностранным языком учащимися обратимся к требованиям ФГОС. 

В соответствии с ФГОС, одной из главных целей обучения иностранному языку на ступени основного общего образования является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, понимаемой как готовность и способность личности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка в устной и письменной форме.

В состав иноязычной коммуникативной компетенции входят субкомпетенции: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная. 

Таким образом, развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка должно проходить в совокупности развития пяти её составляющих.

Компенсаторная компетенция является неотъемлемой составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Данная компетенция помогает сохранить процесс коммуникации целостным и непрерывным, поскольку помогает преодолеть различного рода трудности, вызванные несовершенным владением иностранным языком.

Владение компенсаторной компетенцией позволяет участнику межкультурного общения успешно взаимодействовать с собеседником; в случае нехватки языковых или речевых средств эффективно использовать компенсаторные умения, тем самым избегая ситуации быть не понятым собеседником, говорящим на иностранном языке.

Занятие 4. Требования к сформированности компенсаторной компетенции учащихся: отечественные и европейские стандарты. 

Для оценки языковой компетенции Европейским Союзом была разработана специальная система уровней владения иностранным языком – «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». Главная цель системы – предоставить метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков.

В соответствии с этой директивой владение иностранным языком принято делить на шесть уровней. Каждому уровню соответствует определенный набор навыков устного и письменного общения, а также степень сформированности различных компетенций. 

Раскроем, какие требования предъявляются к сформированности компенсаторной компетенции на каждом уровне.

  • На первом уровне – уровень выживания («А1») – не предусмотрено овладение компенсаторными умениями, поскольку данный уровень предполагает элементарное владение иностранным языком.
  • Начальные компенсаторные умения должны быть сформированы у обучающихся с допорогового уровня («А2»). На данном этапе учащийся должен уметь компенсировать недостаток языковых знаний при помощи жестов.
  • На пороговом уровне («В1») учащийся должен уметь задействовать не только невербальные средства компенсации, но и применять стратегию аппроксимации, а именно владеть умением словарной замены (употреблять близкое по значению слово вместо понятия, которое необходимо заменить). В дополнении к этому на данном уровне учащийся должен уметь использовать описание основных свойств предмета для того, чтобы передать значение слова, вызывающего затруднения.
  • На пороговом продвинутом уровне («В2») и уровне профессионального владения («С1») говорящий на иностранном языке, помимо владения ранее перечисленными умениями, должен также уметь перефразировать высказывание для преодоления возникших языковых трудностей.
  • Для уровня владения иностранным языком в совершенстве («С2») характерно умение незаметного использования словарной замены в процессе иноязычного общения.

Далее обратимся к требованиям Примерных программ по иностранному языку для того, чтобы выделить отдельные компенсаторные умения, которые необходимы для формирования и развития компенсаторной компетенции российских школьников. 

Данный нормативный документ для начального общего образования не выделяет отдельные компенсаторные умения, которые должны быть сформированы у учащихся. Однако, в соответствии с требованиями Примерной программы по иностранному языку за 5-9 класс, к компенсаторным умениям, которые необходимо совершенствовать на данном этапе обучения, относятся:

  • умение переспросить;
  • умение прогнозировать содержание текста на основе заголовка;
  • умение применять контекстуальную догадку;
  • умение использовать синонимы или антонимы;
  • умение использовать описание понятия;
  • умение игнорировать языковые трудности;
  • умение использовать жесты и мимику.

Говоря о требованиях Примерной программы по иностранному языку за 10-11 класс, следует отметить, что на данном этапе нормативный документ заявляет о необходимости дальнейшего развития компенсаторной компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. 

Также отдельно выделяется необходимость сформированности таких компенсаторных умений диалогической речи, как умение переспроса и умение обращаться за разъяснением к речевому партнеру.

Занятие 5. Типы упражнений, направленных на развитие компенсаторной компетенции 

Можно выделить следующие типы упражнений, направленных на формирование компенсаторных навыков.

1. Упражнения вопросно-ответной формы. 

Данный, казалось бы, очень простой и на первый взгляд примитивный вид упражнений способен помочь учащимся самостоятельно воспроизводить цельное высказывание, которое будет служить ответом на заданный вопрос, и по возможности дополнять его собственными фразами. Именно эти упражнения способствуют формированию компенсаторных умений, ведь учащиеся самостоятельно осуществляют подбор лексики для ответа в рамках заданной темы.

2. Упражнения на соотнесение лексических единиц.

Упражнения направлены на тренировку таких навыков, как внимательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, исключать лишнее и осуществлять приём прогнозирования, что является неотъемлемой частью при формировании компенсаторных умений.

3. Решение проблемных ситуаций.

Упражнения являются очень действенным способом развития компенсаторных умений, так как вовлекают учащихся в поисковую деятельность, где необходимо использовать все виды речевой деятельности и компенсировать недостаток языковых средств специальными приёмами.

4. Метод проектов.

Метод проектов оказывается весьма полезным при формировании компенсаторных навыков. Также использование данного метода при обучении иностранному языку способствует развитию творческого мышления учащихся, навыков выделения проблемы и поиска средств её решения, активации речемыслительных процессов.

Грамотное владение компенсаторными навыками, формируемыми при отработке данных упражнений, позволит без труда изъясняться на иностранном языке.

Таким образом, развитие компенсаторных умений является далеко не последним фактором при изучении иностранного языка для успешного овладения коммуникативной компетенцией в части точного и полного выражения своих чувств, мыслей и эмоций.

Занятие 6. Компенсаторные стратегии обучения иностранному языку.                           

Компенсаторные стратегии – это приёмы, позволяющие преодолеть дефицит языковых средств или недостаточное развитие речевых умений (особенно на начальных этапах обучения иностранному языку).

К компенсаторным стратегиям относятся: 

  • использование жестов;
  • использование языковой догадки при распознавании незнакомого слова в процессе чтения и аудирования;
  • использование пауз при говорении, перифраз, переспрос и др.

Использование компенсаторных стратегий способствует формированию и развитию компенсаторной (стратегической) компетенции учащихся.

Компенсаторные стратегии включают два основных направления:

  1. Использование интеллектуальной догадки.
  2. Преодоление ограничений, заполнение пробелов в процессе говорения и письма.

Рассмотрим основные стратегии, которые можно с успехом использовать для формирования и развития компенсаторных компетенций учащихся в процессе обучения иностранному языку.

1. Использование догадки.

При использовании догадки предполагается опора на два типа подсказок: лингвистические (языковые) подсказки и внеязыковые (иные).

Использование лингвистических подсказок объясняется тем, что компенсаторная компетенция тесно связана с лингвистической, поскольку включает в себя знание структурных элементов языка (грамматических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, лексических, фонетических), необходимых для коммуникации на изучаемом языке. 

Развитие языковой догадки может быть спровоцировано рядом упражнений: 

  • «Прочитайте текст и догадайтесь о значении выделенных слов». 
  • «Прочитайте слова, предложите их перевод, опираясь на морфологический разбор слова». 
  • «Прочитайте выделенные слова и предложите их перевод, опираясь на похожие слова в русском (или втором изучаемом языке)». 

2. Использование антисипации (прогнозирования) 

В данном случае задания направлены на формирование внеязыковой догадки. Учащиеся формируют навыки применения всех доступных им знаний с целью найти ответ. 

Для развития навыков прогнозирования можно использовать задания следующего типа: 

  • Прогнозирование содержания текста по фото или картинкам. 
  • «Опишите изображение, уделяя внимание деталям».
  • «Глядя на картинку, определите, кто является главным героем истории». 
  • «Прочитайте заголовок и определите основную идею текста». 
  • «Прочитайте слова в списке перед текстом. О чём может пойти речь в тексте?» 
  • «Прочитайте отрывок истории. Предложите свою концовку». 

3. Адаптация или аппроксимация 

Стратегия направлена на упрощение устных и письменных ответов учащихся. Навыки адаптации крайне важны для способности учащихся самостоятельно проектировать свои высказывания, следовать своему уровню. 

Задания могут быть следующими: 

  • «Отметьте в тексте предложения, выражающие главную мысль». 
  • «Дополните информацию из текста своими примерами». 
  • «Напишите тезисы к тексту». 
  • «Составьте план текста». 
  • «Удалите из текста второстепенную информацию». 

Каждая из этих стратегий способствует развитию компенсаторной компетенции в целом. 

Дополнительные материалы 

Вебинар «Как развить языковую догадку» Как развить языковую догадку

Задания на антисипацию имеют цель развития:
Компенсаторные стратегии в рамках методики преподавания иностранного языка – это:
Определите, какая компенсаторная стратегия применяется в данном упражнении: «Прочитайте текст и догадайтесь о значении выделенных слов»:
В рамках развития компенсаторной компетенции упражнения на соотнесение лексических единиц направлены на развитие таких навыков, как:
Основные умения, включенные в компенсаторную компетенцию (выберете до 2 вариантов ответа):
Согласно современным ФГОС, основной целью обучения иностранному языку в основной школе является:
Под компенсаторной компетенцией мы понимаем:
Навыки упрощения фразы за счёт использования известных слов и речевых образцов можно отнести к компетенции:
В структуру коммуникативной компетенции НЕ входит:
Начиная с какого уровня, согласно европейским стандартам, предъявляются требования к сформированным навыкам компенсаторной компетенции?

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов