Цель: совершенствование у педагогов профессиональной компетенции в области патриотического воспитания обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Объем: 72 часа.
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Цели патриотического воспитания обучающихся профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) состоят в формировании и развитии у студентов:
Достижение указанных целей патриотического воспитания осуществляется через решение следующих задач:
Патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования (далее – СПО) основывается на следующих принципах:
На разных этапах своего развития любое общество определяет систему ценностей, на которые оно ориентируется. В этой системе существуют основные ценности, которые должны интегрировать всё общество, выступать определенным стержнем, обеспечивающим его единство, стабильность и развитие. Среди наиболее важных и значительных ценностей – Отечество и патриотизм. Идея служения Отечеству, основой которой выступает воспитание чувства долга, ответственности перед страной, расширяет социальную базу самого понятия «патриотизм».
Преобразования, происходящие в российском обществе с начала 1990-х годов, способствовали появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на его духовную сферу, что привело к существенным изменениям социальных и ценностных ориентиров молодежи.
У молодых людей изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почет, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, коллективизм и др.
Сегодня вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности с явным ослаблением нравственных «тормозов». Одновременно оказалась нарушена идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошенность и недостаточно развитая общая культура учащейся молодежи в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе в молодежной среде.
Молодые люди через постижение содержания и смысла таких понятий, как «Родина», «Отечество», «государственность», должны осознавать свою роль и предназначение в социально-экономическом развитии страны, определении места России в мировом сообществе. Процесс патриотического воспитания молодежи в региональной системе СПО рассматривается как непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии воспитательной теории и практики, базирующейся на сохранении и последующем обогащении воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Патриотическое воспитание молодежи – первостепенная задача современного общества. Оно представляет собой важный компонент социального заказа, призванный формировать патриотическое сознание российских граждан как важнейшую ценность, одну из основ духовно-нравственного единства общества.
Работа по патриотическому воспитанию в краевой системе среднего профессионального образования основывается на следующих положениях:
Профессиональные образовательные организации, реализуя задачи по патриотическому воспитанию молодежи, формируют социальную позицию обучающихся, направленную на самореализацию молодых людей как членов общества, способных выступить проводниками идеологии патриотизма, развития российской культуры, укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Эффективность работы по реализации процесса патриотического воспитания молодежи и подготовки её к службе в ВС РФ в краевой системе СПО рассматривается с двух позиций: результативной и процессуальной.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении, насколько оптимально были определены цели, задачи, содержание работы, формы, средства и методы; учтены социальные и психолого-педагогические условия, возрастные и индивидуальные особенности. Результативная оценка означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями.
Результативность выражается в показателях – наблюдаемых признаках поведения и сознания, а именно в:
Конечный результат эффективности работы по патриотическому воспитанию оценивается по показателям, характеризующим вхождение молодежи в социальную интеграцию общества, в том числе её направленность на решение социально-экономических, духовных, нравственных и других проблем.
В науке проблема воспитания патриотизма исследуется на философском, педагогическом и психологическом уровнях.
На каждом этапе становления и развития того или иного государства подходы к воспитанию патриотизма изменяются в соответствии с разработанными и принятыми философскими концепциями, педагогическими теориями.
Философы античности – Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ – руководствовались идеями патриотизма и гражданской ответственности и рассматривали нравственное самосовершенствование граждан в их деятельности, направленной на процветание общества.
Идейной основой эпохи Возрождения становится гуманизм, в основе которого лежит признание необходимости воспитания человека-гражданина, патриота (Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.).
Нравственное воспитание в философских взглядах Ш. Фурье, Т. Мора, А. Сен-Симона и других социалистов-утопистов рассматривается во взаимодействии с формированием гражданских качеств личности, чувства долга для служения интересам общества.
В концепциях философов и педагогов XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) получают существенное развитие проблемы общечеловеческого, патриотического и гражданского воспитания, патриотизм рассматривается как проявление гражданами чувства национальной гордости за страну.
Рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнейшей составляющей нашего бытия, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его эволюции и дальнейшей судьбы, нашло отражение в философских и исторических трудах М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина, B. C. Соловьева, Н. Ф. Федорова, П. Б. Струве, В. В. Розанова, П. Я. Чаадаева, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и других отечественных мыслителей.
На философском уровне:
На психологическом уровне патриотизм рассматривается как личностное качество в различных формах его проявления (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. П. Буева, В. К. Вилюнас, Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, A. Н. Вырщиков, А. А. Магометов и др.).
Педагогический уровень исследования проблемы дает возможность конкретизировать научное представление как о патриотическом воспитании в целом (Л. И. Аманбаева, С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, А. А. Аронов, А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский, Ф. Б. Горелик, А. Н. Зайчиков, В. В. Макаров, М. Г. Агаев, Г. М. Лисеенко, Р. Л. Рождественская, В. А. Датский и др.), так и о патриотизме в системе профессионального образования, в том числе и военного профессионального образования (В. А. Середа, А. Т. Абдуллаев, А. Г. Горельцев, Ю. Н. Черных, В. В. Пионтковский, Н. М. Снопко, В. Т. Михайловский, B. Б. Титов, А. В. Барабанщиков, А. Н. Вырщиков, Л. В. Певень, А. Ю. Оборский, В. Н. Герасимов, В. Н. Иванов, В. И. Лутовинов, В. М. Коровин, Л. Ф. Железняк, В. Г. Звягинцев, Г. И. Гапончук, В. И. Аллилуев, В. А. Андрощук и др.).
Концепция патриотического воспитания учащейся молодежи и подготовки её к службе в ВС РФ в краевой системе СПО раскрывает организационно-педагогические основы патриотического воспитания. Главная цель – определение места и роли патриотического воспитания в общей системе воспитания студенческой молодежи в ПОО как одного из важных направлений деятельности с учетом региональных особенностей и особенностей образовательных учреждений. Процесс патриотического воспитания в краевой СПО рассматривается в аспекте непрерывного образования и предполагает следующие направления реализации преемственности воспитательного процесса:
Структура организации процесса патриотического воспитания молодежи и подготовки её к службе в ВС РФ в краевой системе СПО, механизмы организационно-педагогических действий включают:
Управление патриотическим воспитанием на разных уровнях его организации строится на основе принципов научности и инновационной направленности, позволяющих модернизировать и развивать эту систему при внедрении соответствующих методов, средств и форм управления.
Для реализации деятельности по подготовке молодежи к службе в ВС РФ необходимо активное использование потенциала военно-патриотических организаций, военных образовательных учреждений.
Модель реализации процесса патриотического воспитания молодежи и подготовки её к службе в ВС РФ в краевой системе профессионального образования включает:
Это позволяет реализовать концепцию в практической деятельности и обеспечивает личностное развитие студентов, личностно-ценностное самоопределение молодых людей.
Патриотическое воспитание молодежи и подготовка её к службе в ВС РФ в краевой системе СПО будет успешно реализована, если обеспечены педагогические и организационные условия.
К педагогическим условиям успешного функционирования процесса патриотического воспитания в краевой системе профессионального образования относятся:
К организационным условиям успешного функционирования непрерывного патриотического воспитания в региональной системе СПО относят:
Цель, задачи, принципы, методы и формы патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, имеющей институциональный и неинституциональный уровни, а также с помощью целого ряда институтов воспитания.
В учебное время ведущая роль в работе по патриотическому воспитанию отводится преподаванию цикла гуманитарных, социально-экономических дисциплин, т. к. дисциплины именно этой направленности несут на себе в большей степени нагрузку по воспитанию патриотизма, гражданственности, формированию нравственных устоев и позиций; привносят в сознание молодых людей ценностное восприятие. Сюда же относится проведение факультативов, работа кружков обучающей направленности.
При организации патриотического воспитания молодежи во внеучебное (внеаудиторное) время происходит приобщение к духовным ценностям, формирование дополнительных знаний по истории государства, края; развитие культуры.
Процесс управления патриотическим воспитанием в системе СПО края рассматривается с точки зрения системного и программно-целевого подходов и опирается на принцип организационного моделирования управления и управленческих действий. При этом предполагается, что на современном этапе развития общества на уровне управления в учреждениях СПО происходит переход от традиционного восприятия образовательных учреждений как места организации учебно-воспитательного процесса к рассмотрению их как особой разновидности социальной организации, в которой, наряду с обучающими и воспитательными, осуществляются обеспечивающие, управленческие процессы. Деятельность по воспитанию патриотизма носит длительный характер.
Патриотическое воспитание представляет собой многоплановую, масштабную и постоянно осуществляемую деятельность. Оно обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую; опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы и национальные традиции. Патриотическая работа – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
Выделяют несколько основных направлений патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – составная часть общего воспитательного процесса. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогического состава, подразделений, студенческих сообществ по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству – Российской Федерации, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
В учреждении разрабатывается и утверждается Программа патриотического воспитания обучающихся, которая направлена на:
а также в студенческом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (краевых, государственных, международных).
Программа должна содержать:
а) рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы;
б) профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися;
в) профилактику дорожно-транспортного травматизма;
г) организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
Программа патриотического воспитания должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за её настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Цель патриотического воспитания студентов ПОО – воспитание высокопатриотичной, граждански ответственной, социально активной личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, позитивными ценностями и важнейшими личностными качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Направления могут дополняться в зависимости от специфики ПОО.
Это направление работы по патриотическому воспитанию студентов решает задачи формирования у них социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений; воспитания студентов в духе законности, уважения к основному закону – Конституции Российской Федерации, нормам общественной и коллективной жизни.
Реализуется через:
Это направление патриотического воспитания решает задачи пропаганды и популяризации в студенческой среде символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, символов региона (края); воспитания у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и других исторических святынь.
Реализуется через:
Это направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи обеспечения условий для развития студенческой грамотности по русскому языку в ПОО.
Реализуется через:
Это направление патриотического воспитания студенческой молодежи на основе разъяснения государственной языковой и этнополитики решает задачи формирования у студентов интернационального сознания, развития дружеских отношений между народами, проживающими в России.
Реализуется через:
Направление решает задачи формирования у студентов позитивного отношения к воинской службе и повышения её престижа.
Реализуется через:
Направление решает задачи формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания нации и страны.
Реализуется через:
Направление реализуется через создание и функционирование в ПОО совета старост, студенческих советов, студенческих клубов по интересам, творческих коллективов и др. Оно решает задачи вовлечения студентов в управление общественной жизнью ПОО, решение организационных вопросов; активной социализации и формирования организационно-управленческих умений и навыков обучающихся.
Организационная структура системы патриотического воспитания студентов ПОО предусматривает взаимодействие субъектов и объектов воспитательного процесса, осуществляемое для обеспечения функционирования этой системы и достижения конечного результата.
Субъектами патриотической работы в ПОО выступают:
Объектами работы по патриотическому воспитанию студентов в ПОО являются:
Технологии патриотического воспитания – это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса патриотического воспитания, позволяющего достигать поставленных целей.
Педагогический инструментарий технологий патриотического воспитания представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов этого процесса. Это специфические педагогические инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека (сформулированных в целевых установках), а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.
Под формами патриотического воспитания понимается организационная сторона этого вида управляемой педагогической деятельности ПОО, раскрывающая:
То есть это внешнее выражение процесса патриотического воспитания, имеющего различные аспекты проявления. Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию можно объединить в три группы, взяв за основу количественный критерий:
Патриотическое воспитание студентов в ПОО осуществляется систематически и целенаправленно в учебном процессе и внеучебной деятельности.
В учебной деятельности задачи формирования патриотического сознания, гражданско-патриотических ценностей, чувства верности своему Отечеству – Российской Федерации – реализуются в процессе изучения дисциплин, предусмотренных ФГОС СПО.
Во внеучебной деятельности эффективными формами организации работы по патриотическому воспитанию являются:
Лекция – одно из главных звеньев воспитательного процесса, форма работы по патриотическому воспитанию. Она представляет собой устное систематическое и последовательное изложение материала по гражданско-патриотической проблематике и направлена на формирование ориентировочной основы, первичное овладение знаниями и представлениями в этой сфере. Чтение лекций обеспечивает теоретическую основу, развивает интерес к конкретной проблематике, формирует у студентов ориентиры для самостоятельного изучения и осмысления проблем патриотического воспитания.
Результативность достигается за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. К чтению лекций по гражданско-патриотической проблематике привлекают сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, ФСИН, ФНС, преподавателей юриспруденции, истории, политологии, социологии, культурологии и пр. Лекции организуются в специальном зале (актовом), предназначенном для проведения собраний с участием большого количества зрителей.
Собрание – форма публичного мероприятия, совместное заседание членов какой-либо организации. Собрание студенческого коллектива ПОО – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая совместное заседание представителей преподавательского и студенческого коллективов для обсуждения вопросов гражданско-патриотической направленности.
Студенческая патриотическая акция (лат. actio – действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели) – форма работы по патриотическому воспитанию, ставящая целью формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности.
Акция может включать:
Праздничные концертные программы – вид массовых зрелищных мероприятий, построенных на основе разработанного сценария. Содержание концертных программ определяется тематикой, посвященной национальным праздникам.
Военно-патриотическая акция – форма патриотического воспитания, цель которой заключается в формировании позитивного отношения к воинской службе, образу защитника Отечества, уважения героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Может включать:
Классный час – форма работы по патриотическому воспитанию, проводимая под руководством классного руководителя или куратора (от лат. curator – попечитель) и осуществляемая в студенческой группе. Классные часы, как правило, имеют тематическую направленность. Содержание классного часа определяется его темой. В свою очередь, содержательные формы классных часов могут быть различны: беседа, диспут, лекция-беседа, игра, встреча и т. п.
Тематика классных часов:
Круглый стол – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая беседу, обсуждение «за круглым столом» некоторого вопроса для обобщения идей и мнений относительно обсуждаемой проблемы.
Тематическая выставка – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая показ достижений в различных областях экономики, науки, техники, культуры, искусства и др. Представляет собой публичную демонстрацию книг, электронных ресурсов, студенческих научных и творческих работ. Может быть результатом ранее проведенного конкурса или самостоятельным мероприятием, демонстрирующим результат творческий деятельности студентов. Выставку можно приурочить к знаменательному событию, календарной дате. Она может носить ознакомительный характер, демонстрируя достижения студенческой группы, ПОО в целом.
Конкурсы и олимпиады – форма работы по патриотическому воспитанию студентов, основанная на соревновании, соискательстве нескольких лиц (или групп) в какой-либо области: в знании истории и содержательного значения Государственной символики, знании истории, традиций, культуры народов, государственного языка и др. Цель – выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу. Эти формы работы направлены на закрепление и развитие знаний студентов, а также на пропаганду и популяризацию государственных символов в студенческой среде.
Конкурс патриотической песни – форма работы по патриотическому воспитанию, вид творческого соревнования на лучшее исполнение песни патриотического содержания для выявления наиболее ярких и талантливых исполнителей, выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу.
Экскурсия – форма работы по патриотическому воспитанию, коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, памятника культуры, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, познавательной, научной, спортивной или развлекательной целью.
Особое место в работе по патриотическому воспитанию студентов занимают выездные экскурсии по памятным местам российской истории.
Организация и функционирование творческих коллективов – одна из форм работы по патриотическому воспитанию, способствующая пропаганде и популяризации в студенческой среде жанров и традиций народного музыкально-художественного творчества.
Методы патриотического воспитания, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействия управленческих структур ПОО, преподавательского состава со студенчеством. На основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания, – выделяют следующие группы методов патриотического воспитания:
Студенческое самоуправление в ПОО – это коллектив творческих, инициативных и активных студентов, которые успевают в буквальном смысле все: и организуют мероприятия, представляют честь ПОО на различных краевых мероприятиях, и при этом не забывают об учебе.
Студенческий актив ПОО призван обеспечить согласование общественно значимых интересов студентов и органов управления ПОО для решения наиболее важных вопросов в сфере патриотического воспитания.
Главная задача студенческого актива в сфере патриотической работы – создание большого дружного студенческого коллектива, который постоянно развивается, генерирует новые идеи, от мероприятия к мероприятию выходит на новый уровень.
Анонсы, итоги и интересные подробности студенческой жизни регулярно освещаются на сайте ПОО. Поддержка студенческих инициатив, деятельности органов студенческого самоуправления способствует тому, что студенты имеют возможность реального участия в многогранной жизни ПОО, активного общения с представителями власти, общественных организаций. Участники студенческих клубов и объединений могут организовывать студенческие конференции по актуальным проблемам молодежной политики, являться участниками всероссийских молодежных мероприятий, объединений, решая тем самым задачи патриотического воспитания студенческой молодежи.
В качестве объективных критериев оценки эффективности работы по патриотическому воспитанию студентов в ПОО рекомендуются качественные и количественные характеристики:
Ежегодный план мероприятий ПОО по патриотическому воспитанию студентов включает перечень конкретных мероприятий, которые ПОО планирует реализовать. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей ПОО.
В ходе изучения курса «История России» студенты СПО на занятиях знакомятся с развитием патриотической идеи в истории отечественной мысли, рассматривают концептуальные научные подходы к российскому патриотизму. Инновационной формой проведения уроков по истории и классных часов является организация и проведение «Уроков мужества» (далее – уроки мужества).
В ходе уроков мужества рассматриваются проблемы взаимосвязи национальной безопасности страны и патриотизма, основы патриотического воспитания. В процессе проведения таких уроков раскрываются российские патриотические традиции, патриотическое содержание государственной и общественной символики, отражение патриотической темы в истории, художественной литературе и искусстве.
В учебном процессе используют традиционные и интерактивные формы проведения занятий:
В процессе изучения курса формируются общекультурные компетенции:
При организации самостоятельной работы используются творческие и интерактивные технологии, что способствует формированию умения осуществлять сбор и систематизацию научной информации. В ходе самостоятельной работы над научно-исследовательскими проектами формируются навыки составления научных обзоров, аннотаций, написания эссе; у обучающихся появляется готовность участвовать в патриотических мероприятиях.
Подготовка уроков мужества включает цикл методической работы. Прежде чем провести урок мужества, организатору необходимо ознакомиться с научной литературой о героях, мужестве и героизме земляков при выполнении ими своего гражданского и конституционного долга. Участникам мероприятия можно предложить подготовить выставку учебной литературы по теме урока мужества, сделать сообщения о подвигах героев-земляков, подготовить сочинение или реферат, эссе. Например, эссе на тему «Герои живут рядом», чтобы побудить их к размышлению об источниках проявления мужества и героизма людей в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, о подвигах земляков в военных конфликтах и горячих точках при защите целостности, чести, свободы и независимости России. В ходе урока мужества ребята сами могут зачитать свои сочинения (рефераты) или рассказать о том, что интересного по теме они обнаружили для себя в библиотеках и музеях.
В городах и селах есть много улиц, площадей, скверов, которые названы именами героев. Знаем ли мы, какой подвиг совершил тот или иной человек? Чтобы имя героя стало более близким, а его подвиг не был забыт, при подготовке и проведении урока мужества можно поручить ознакомиться с историей присвоения имени героев улицам, проспектам, площадям или скверам и рассказать об этом в ходе урока. Для многих это будет интересным знакомством с новыми страницами героической истории своего родного города, станицы или поселка.
Кроме написания эссе (рефератов) и подготовки сообщений, желательно предложить ребятам подготовить художественные рисунки и поделки изобразительного творчества, посвященные героям и их подвигам (акварель, графика, чеканка, мозаика, лепка, резьба по дереву, вышивка).
В проведении урока мужества можно также использовать видео- и кинофильмы, аудиозаписи, посвященные мужеству и героизму наших людей при защите Родины.
Обучающимся можно поручить связаться с советом ветеранов своего муниципального образования и договориться о встрече с героем у него дома. В ходе этой встречи можно организовать аудио- и видеозапись или просто запись воспоминаний героя о самом памятном дне его жизни, чтобы потом использовать этот материал на уроке мужества. Если есть возможность, желательно пригласить на мероприятие героя-земляка, который мог бы рассказать о мужестве и героизме наших соотечественников в годы войны и в мирное время.
Далее рассмотрим процесс организации и проведения уроков мужества.
Никакое войско, никакая армия не знали и не могли знать такого массового героизма, который проявили советские воины в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Напомнить, что мужество как нравственная платформа героического подвига опирается на исторические корни и глубокую идейную убежденность в справедливости защиты Отечества, за что боролись и геройски отдавали свои жизни многие соотечественники.
Подводя итоги урока мужества, организатор должен обратить внимание слушателей на следующее:
Цели исследовательской деятельности учащихся:
Создание исследовательских работ всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которая реализуется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Исследовательская работа призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении разных предметов, развить свой творческий потенциал.
Работа над исследованием строится в несколько этапов.
Темы для исследований учащихся выбираются из широкой палитры тем, изучаемых в обычной образовательной системе. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный и – в нашем случае – практически всегда краеведческий характер. Их можно найти в самых различных местах. Порой достаточно просто расспросить своих знакомых и близких, поискать материалы в семейных или городских архивах, полистать подшивки старых газет в библиотеке.
Несомненно, большой интерес может представлять история родного города, улицы, а иногда и одного дома. В любом городе немало памятников истории и архитектуры. Наталкивают на интересный краеведческий сюжет мемориальные доски, названия улиц, старые здания, бывшие усадьбы. Краеведческие темы находятся в альбомах с фотографиями, в книгах и брошюрах по местной истории. Все это мотивирует учащихся проследить дальнейшую судьбу заинтересовавшего объекта или просто больше узнать о нем, а значит, заняться исследовательской деятельностью.
Объект исследования должен быть интересен настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься его изучением длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.
Один из вариантов исследовательских заданий, который можно предложить студентам, – это проведение биографических интервью по военной истории России. Учащиеся по заранее составленным анкетам (разрабатываются учителем или заимствуются из какого-либо источника) проводят опрос ветеранов Великой Отечественной войны, Афганской войны, участников иных боевых действий. Далее интервью можно разместить на интернет-странице сайта «Наша общая Победа» или региональном сайте общественных организаций воинов локальных конфликтов. Используя материалы биографического интервью, учащиеся могут принять участие в региональных исторических олимпиадах и конкурсах.
Интервьюирование представляет собой технологию, включающую в себя следующие этапы:
Интервью не должно совмещаться с какими-либо иными занятиями респондента (домашней работой, производственной деятельностью и т. д.), так как качество ответов и глубина раскрытия в этом случае резко снижаются.
Влияние фактора времени сказывается на интервью в отношении не только момента выбора его начала, но и его продолжительности. Типичная продолжительность интервью составляет от 40 минут до 2 часов.
Как и начало интервью, завершение выделяется в особый методический этап в связи с его специфическими функциями. Поскольку к моменту завершения интервью сбор информации по теме исследования окончен, эти функции, в основном, не являются информационными.
При приближении к финалу задача интервьюера заключается в том, чтобы сохранить хороший климат общения. Завершение должно быть обоюдно приятным. Если интервью прервано, то такой финал необходим для успешного установления контакта при новой встрече. Если же интервью полностью закончено, требование сохранения хорошего климата общения из методического превращается в этическое. Респондент не должен почувствовать, что его «отжали» и выбросили, как ненужную вещь. Атмосфера доверия и дружбы, достигнутая в основной части интервью, должна проявиться в его финале.
Программы гражданско-патриотического воспитания обычно относятся к категории дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающие дополнительные образовательные программы). Этот вид программ не регламентирован ни образовательными стандартами, ни государственными требованиями; разработчиками таких программ становятся педагоги дополнительного образования (в нашем случае – руководители военно-патриотических клубов и других форм детско-юношеских объединений гражданско-патриотической направленности). «Положение о дополнительной общеразвивающей программе» разрабатывается учреждением дополнительного образования и утверждается на педагогическом совете.
Общеразвивающие дополнительные образовательные программы направлены на:
Дополнительные общеобразовательные программы военно-патриотической направленности предусматривают:
I. Титульный лист программы, как правило, включает в себя следующие данные:
II. Пояснительная записка включает в себя:
В зависимости от цели, задач и содержания программа гражданско-патриотического воспитания может иметь физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую или социально-педагогическую направленность.
III. Цель и задачи программы
Обычно понятие «цель» раскрывают как ориентир на предполагаемый результат. Можно определить цель и как идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлены действия индивидуальных, групповых и социальных субъектов. А. В. Мудрик высказывает мнение, что цель по своей природе субъективна, так как выдвигается человеком индивидуально либо в составе малой или большой социальной группы. Выражая активную сторону человеческого сознания, цель должна соответствовать объективным законам окружающей действительности, реальным возможностям её достижения тем или иным субъектом.
Основной целью любой воспитательной деятельности является (или, по крайней мере, должна являться) развивающаяся личность ребенка. Таким образом, если говорить о цели гражданско-патриотического воспитания, то имеется в виду некое идеальное представление о предполагаемом результате педагогической деятельности в этом направлении; изменения, которые должны произойти у воспитанников (обучающихся) в плане формирования или развития у них гражданско-патриотических чувств, качеств, отношений и т. д.
Например, цель программы гражданско-патриотического воспитания может быть сформулирована так: «способствовать формированию гражданских качеств у подростков (молодежи) на основе принятия ими общих национальных нравственных ценностей». Конкретизация этой цели предполагает четкое перечисление гражданских качеств, на формирование которых направлена программа. Обычно к ним относят:
Задачи – это те шаги или действия, которые необходимо предпринять для достижения цели. Грамотная формулировка задач предполагает выполнение тех же требований, которые предъявляются к формулировке цели (конкретность, понятность, достигаемость, проверяемость), однако добавляется еще одно важное требование – адекватность поставленной цели.
То есть задачи должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение действительно позволяло достичь того результата, который сформулирован в виде цели. Частая ошибка авторов программ в том, что сформулированные задачи предполагают слишком широкий подход к организации деятельности. И их реальное выполнение приведет либо к достижению результата, отличного от сформулированного в цели, либо не приведет к достижению какого-либо однозначного результата, так как задачи слишком разнонаправленные.
IV. Содержание программы
Содержательная часть программы отражается в учебно-тематическом плане (УТП), который, как правило, представляется в табличном виде и включает:
Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теоретические занятия» – «Теория», «Практические занятия» – «Практика».
Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни – 3 часа (СанПиН 2.4.4.1251-03). Требования к наполняемости детских объединений и рекомендуемый режим занятий в объединениях различного профиля определен в СанПиН 2.4.4. 2821-10.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими. Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).
В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на:
Грамотно составленный учебно-тематический план отражает логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом (или комплексной программой развития ребенка). Важная часть этого раздела – текстовое раскрытие содержания тем занятий. Необходимо тезисно раскрыть основное содержание предлагаемой темы.
V. Формы и методы работы с обучающимися
В этом разделе кратко описываются используемые при реализации программы методики. При организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию важным структурным элементом образовательно-воспитательного процесса являются формы организации занятий. Чтобы получить полное представление об их разнообразии, можно воспользоваться любым учеником «Педагогика» для высшего или среднего профессионального образования.
При выборе форм и методов работы с детьми, подростками и молодежью руководителю объединения гражданско-патриотической направленности необходимо учитывать, что его деятельность должна быть направлена не только на решение социальных и педагогических задач, но и на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей воспитанников. Это обусловливает преобладание индивидуальных и групповых методов образования и развития над массовыми методами и формами.
Спектр таких форм достаточно широк:
VI. Предполагаемые результаты и методы их диагностики
Предполагаемые результаты должны быть связаны с целью и задачами программы. Чтобы была возможность проверить достижение предполагаемых результатов, их формулирование должно носить конкретный характер.
Методы диагностики подбираются в зависимости от того, что является предметом диагностической деятельности.
Типичная ошибка программы – рассогласованность задач и ожидаемых результатов, когда некоторые красиво сформулированные задачи «повисают», не выходя на результат, а ожидаемые образовательные или воспитательные результаты возникают не запланировано, ниоткуда. Поэтому важно помнить, что планируемые результаты обучения – это диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, которые представлены в программе в виде системы задач.
Например, если в программе ставилась задача «сформировать у детей знания военной истории Российского государства», то возможным вариантом формулировки предполагаемого результата может быть: «не менее чем у 75% обучающихся на высоком уровне сформированы знания военной истории Российского государства».
Методом диагностики в этом случае может быть тестирование. При этом руководитель объединения может разработать такой тест самостоятельно на основе изучаемых тем, а может использовать готовый вариант теста, адаптировав его к изучаемой тематике.
На основании результатов тестирования есть возможность разделить обучающихся на три группы по степени усвоения знаний – высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Количество правильных ответов, необходимое для отнесения к той или иной группе, автор теста определяет самостоятельно.
VII. Список литературы
Список литературы может включать в себя учебники, учебные и учебно-методические пособия, а также научную литературу (монографии, статьи в журналах и сборниках материалов конференций). В список литературы включаются те издания, которые автор программы использовал при разработке программы, и те, которые будут использоваться при её реализации.
В списке должна быть представлена литература как по профилю программы, то есть непосредственно связанная с содержанием образовательной деятельности, так и литература общепедагогической направленности, связанная со спецификой дополнительного образования и методикой организации воспитательной деятельности. При этом желательно использовать литературу, год издания которой не превышает 10 лет; по крайней мере, литературу, выпущенную в 2000-е годы. Более старые издания допускаются в том случае, если речь идет о «классиках», например, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и т. д. Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими ГОСТами.
VIII. Приложения к программе
В качестве приложений к программе могут быть:
Если программа гражданско-патриотического или военно-патриотического объединения носит комплексный характер, то есть включает в себя программы обучения по отдельным дисциплинам, то программы этих дисциплин становятся приложением к общей программе.
Для диагностики результативности гражданско-патриотического воспитания используют следующие методы.
Интервью проводится только с одним человеком, поэтому его сложно использовать, если необходимо опросить большое количество людей. К положительным моментам использования интервью можно отнести возможность наблюдения за невербальными реакциями опрашиваемого.
Анкетирование – это разновидность опроса, при которой появляются определенные данные на основе анализа письменных ответов. Использование анкетирования дает возможность одновременного широкого охвата респондентов. Анкетирование можно проводить как на основе уже разработанной и заимствованной в каком-либо источнике анкеты, так и на основе анкеты, разработанной самостоятельно.
В анкете обычно используют три варианта вопросов:
Один из наиболее распространенных вариантов анкеты, связанной с гражданско-патриотическим воспитанием, – Анкета «Отечество мое – Россия», созданная Д. В. Григорьевым.
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответа. Эта анкета может быть рекомендована к использованию в работе для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов).
Цели анкетирования:
Анкетирование можно проводить и на анонимной основе. В этом случае, как предполагается, человек будет более искренен в своих ответах.
Разработкой тестов, направленных на исследование качеств личности, занимаются специалисты. Руководители объединений гражданско-патриотической направленности в этом случае могут использовать уже готовые тесты. Однако подбирать их нужно с учетом возможностей самого руководителя правильно провести тестирование и обработать его результаты.
Тесты (тестовые задания), связанные с проверкой сформированности знаний, умений и навыков, руководители объединений могут разрабатывать и сами. Для этого им необходимы хотя бы общие знания требований к формулированию вопросов в тестах и хорошее знание материала, который будет этим тестом проверяться.
Существует диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности, которая включает в себя блок, связанный с формированием патриотических чувств. Однако эту диагностическую методику можно использовать в целом, чтобы получить данные и по другим показателям воспитанности.
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности обучающегося:
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют руководитель объединения гражданско-патриотической направленности и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляется средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности учащегося:
Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т. е. в разной форме и разными методами.
Электронные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
3. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации / [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам молодежи, ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». URL: https://bmu.vrn.muzkult.ru/media/2022/12/27/1289414216/patrioticheskoe_vospitanie.pdf.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.