Курс повышения квалификации (72 ч.)

Психолого-педагогическая поддержка детей ветеранов (участников) специальной военной операции

Цель: совершенствование профессиональной компетенции педагогов-психологов в сфере психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции.

Объем: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Оказание психологической помощи воспитанникам и обучающимся в случае мобилизации их родителей или значимых людей

Разлука с отцом для всех детей и обучающихся разного возраста всегда психологически травматична, поэтому родным и педагогам очень важно оказывать им психологическую поддержку. Но далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психологическая травма возможна, если произошедшее событие осознаваемо, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние; пережитое разрушает привычный образ жизни.

Целью работы педагога-психолога образовательной организации по оказанию помощи детям и обучающимся, переживающим уход родителей и близких ему людей на военные действия, состоит в уменьшении негативного эмоционального фона посредством осознания своих чувств, переживаний и выражения их, ослаблении состояния фрустрации, моделировании будущего.

Алгоритм действий при оказании психологической помощи в образовательной организации

  1. Мониторинг психологического состояния
  2. Работа с острой стрессовой реакцией
  3. Работа с потерей
  4. Психологическое сопровождение

Работа психолога образовательной организации строится в нескольких направлениях: 

    • работа с воспитанником/обучающимся, переживающим тревогу и кризисное состояние;
    • работа с его окружением (родители, лица их заменяющие, другие родственники), основанная на индивидуальном консультировании взрослых, взявших на себя ответственность и заботу о ребенке/ обучающемся (выполняющих функцию родителя), а также педагогов образовательной организации, которую он посещает;
    • индивидуальное консультирование может осуществляться в двух направлениях: консультирование воспитанника/обучающегося, консультирование родителей, лиц, их заменяющих в момент травматической ситуации и педагогов по сопровождению воспитанника/обучающегося, переживающего кризисное состояние.

Работа психолога с воспитанником/обучающимся может осуществляться через некоторое время после утраты. Содержание, вариативность методов, форм и технологий коррекционной помощи зависит от его возраста, особенностей переживания кризисного состояния, стадии переживания горя. Важно проводить психологическое сопровождение воспитанника/обучающегося посредством работы с матерью или лицами, их заменяющими, которые являются для него основным ресурсом в жизни.

У воспитанников/обучающихся, чьи родители были задействованы в военных действиях, можно наблюдать тревожное состояние, причинами которого могут быть неоднозначность, неопределенность, новизна, непредсказуемость.

Тревожность у воспитанников и обучающихся может проявляться в физическом, психическом плане и поведении: 

    • Невозможность расслабиться, мышечное напряжение, скованность;
    • Суетливость, неусидчивость (повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами, раскачивание на стуле);
    • Желание много говорить, или наоборот напряженное молчание;
    • Сложность сосредоточения внимания;
    • Трудности со сном (бессонница, беспокойный сон, кошмары);
    • Быстрая утомляемость;
    • Трудно контролируемые, цепляющиеся друг за друга мысли и образы;
    • Беспокойство перед началом важных событий;
    • Боязнь любых даже самых незначительных перемен;
    • Неуверенность в себе;
    • Отказ от новой деятельности «я не смогу»;
    • Аддиктивное поведение.

Занятие 2. Психологическая помощь детям дошкольного возраста

В дошкольном возрасте дети еще не в состоянии осознать ситуацию. Но травмирующим для ребенка может быть все, что разрушает привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление игровой деятельности, следовательно, психологическая работа будет направлена именно на это. Дети до 3 лет еще не умеют хорошо говорить и выражать свои мысли и чувства. Это не значит, что малыши ничего не понимают – любая информация передается и воспринимается на невербальном уровне: они безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Дошкольники способны улавливать настроение и эмоции мамы и других членов семьи, «читая» их лица, слыша интонацию и наблюдая изменения в поведении. Многие дети обладают чувствительностью к настроению взрослых, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, переезд и другие изменения, в том числе испытывают психологический дискомфорт, тревогу и испуг, который царит в семье при мобилизации отцов и близких людей.

Детям старшего дошкольного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития, чтобы отличить добро от зла.

Для оказания помощи детям дошкольного возраста, психологу необходимо:

  1. Получить сведения от родителей, педагога о мобилизации отца или другого члена семьи.
  2. Наблюдать за изменением психоэмоционального состояния ребенка и оценивать его.
  3. Пригласить мать ребенка (лицо ее заменяющее, других родственников), на беседу для выявления их уровня психоэмоционального состояния и выяснения ресурсов для улучшения психологического состояния.
  4. Провести беседу с ребенком, цель которой — дать ребенку ощущение безопасности, опоры на взрослого. После окончания беседы задать вопрос, все ли ему понятно. Если ребенок задает вопросы, обязательно отвечать ему.
  5. Проводить психологическую работу с ребенком на снятие тревожности и повышение уверенности, повышение эффективности действий ребенка во время и после травмы, уменьшение неприятных и болезненных проявлений, вызванных травмирующим событием, профилактику развития нежелательных последствий травмирующего события. Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
  6. Проводить психологическую работу с матерью ребенка (родителями, лицами их заменяющими, другими родственниками). Здесь важна стабильность, которую может дать уверенность и психологическая устойчивость родителей, основательность устройства семейной системы и последовательность в воспитании.
  7. Если все же перемены в жизни семьи произошли, стоит поговорить об этом с ребенком. Отсутствие информации и непредсказуемость жизни являются источниками тревоги.

Занятие 3. Психологическая помощь обучающимся общеобразовательной и профессиональной образовательной организации

Дети младшего школьного возраста уже все понимают. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых из них может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и «здраво» рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и «все понимает», скорее за этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно взрослым наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа «у моего ребенка все пролетает мимо ушей».

Все перечисленные выше рекомендации для малышей верны и для этой возрастной группы.

В старшем подростковом возрасте характерны все те же нарушения, что и для взрослых, только в большей мере. В работе с обучающимися педагогу-психологу необходимо:

  1. Получить сведения от родителей, педагога или самого обучающегося о мобилизации отца или другого члена семьи.
  2. Наблюдать за изменением психоэмоционального состояния обучающегося и оценивать его.
  3. Пригласить мать обучающегося (лицо ее заменяющее, других родственников) на беседу для выявления уровня психоэмоционального состояния и выяснения ресурсов для улучшения психологического состояния обучающегося и его матери.
  4. Провести беседу с обучающимся, цель которой – дать ему ощущение безопасности, опоры на взрослого. После окончания беседы задать вопрос, все ли ему понятно. Если он задает вопросы, обязательно ответить ему.
  5. При ухудшении учебы у обучающегося дать рекомендации педагогам, которые могут, обговорив заранее с обучающимся, временно снизить к нему требования и дать возможность сдать задание в другой раз. Если ему не понятна тема, провести повторный разбор учебного материала вместе с ребенком.
  6. Получить информацию у обучающегося о желании поддержки его классом/курсом, это позволит ему почувствовать опору, что он не одинок, может с кем-то поговорить и почувствовать себя чувствовать лучше и увереннее.
  7. Проводить психологическую работу с обучающимся на снятие тревожности и повышение уверенности, повышение эффективности его действий во время и после травмы, уменьшение неприятных и болезненных проявлений, вызванных травмирующим событием, профилактика развития нежелательных последствий травмирующего события.
  8. Проводить терапевтические беседы, которые помогают обучающемуся разобраться со своими мыслями и чувствами, вызывающими тревожность и учат заменить их на более позитивные мысли.
  9. Обучение обучающихся позитивному внутреннему диалогу. Важно обучить его разговаривать с самим собой в позитивном ключе. При таком негативном внутреннем диалоге с самим собой, фразы начинают повторяться вновь и вновь в его голове. С другой стороны, с развитием навыков позитивного внутреннего диалога (будь-то самостоятельно или с помощью ролевых игр и фильмов, предлагаемых взрослыми) ребята учатся говорить с собой в более позитивном ключе: «Все нормально. Все будет хорошо. Я могу с этим справиться». Они могут сказать это себе потому, что они научились тому, как сказать «Все нормально, я в порядке», когда они чувствуют себя неуверенно. Не многие представляют себе всю силу фразы «Я могу справиться с этим». «Я могу с этим справиться» — это ключ к позитивному мышлению и позитивному внутреннему диалогу.
  10. Обучать методам само- и взаимопомощи. Снижению стресса помогают техника расслабления, заземления и дыхательные упражнения. Другие полезные техники включают йогу, медитации, Цигун, массаж и акупунктуру.
  11. При необходимости направить обучающегося к медицинскому специалисту (врач-психиатр, невролог, психоневролог) с разрешения матери.

Занятие 4. Как педагогу-психологу вести беседу с воспитанником/обучающимся в случае мобилизации родителя или значимого человека

Во время беседы о мобилизации необходимо ориентироваться на возраст ребенка/обучающегося, уровень его развития, на его характер и то, что он уже знает о текущей ситуации. С подростком можно обсудить тему более подробно, с дошкольниками и младшими школьниками – короткими предложениями.

С подростком можно говорить, как со взрослым. 

Если ребенка тревожит событие, обязательно говорите с ним. 

Если ребенок может узнать какую-либо информацию от посторонних – обязательно говорить с ним. 

Для старших подростков родителям и педагогам важно сказать о своей позиции и точке зрения, что будет для него ориентиром в видении вопроса. Можно уточнить, что у других людей позиция может отличаться и что они могут высказываться об этом, иногда в резкой форме. И споры о правоте не приведут к разрешению вопроса, а могут наоборот усугубить ситуацию.

Говорите и слушайте, что говорит ребенок/обучающийся о своих эмоциях:

    • Поддерживайте его, дайте понять, что другие тоже будут ему опорой. Любые эмоции сейчас – это нормально. Не надо говорить ему, что он зря боится и много придумывает.
    • Если он испугался, назовите его чувство и окажите поддержку («Ты расстроился/испугался, так бывает, это не стыдно, а нормальная реакция. Мы здесь, мы с тобой»).
    • Дайте возможность поплакать или выразить злость, применив различные способы и приемы на снятие отрицательных эмоций.

Также важно спрашивать у ребенка: «Все ли тебе понятно? Будет так-то и так-то». Постарайтесь ответить на все его вопросы. А если после этого разговора он начнет плакать, не нужно его сразу же развлекать: «Пойдем, поиграем». Обнимите его и дайте несколько минут проплакаться.

Отвечайте на вопросы, разрешите обсуждение: Делайте паузы, дайте возможность ребенку/обучающемуся сориентироваться и задать вопросы, чтобы сделать ситуацию более понятной.

Если он задает сложные вопросы, нужно выслушать, сделать паузу. Если не можете дать ответ, можно сказать, что не знаете, но можете вместе разобраться в этом: «Я не знаю, что тебе на это ответить. Давай попробуем вместе в этом разобраться или найдем где-нибудь помощь».

Обсудите, что изменится в семье и как нужно справляться:

    • Подчеркните, что взрослые сделают все необходимое, чтобы ребенок/обучающийся был в безопасности.
    • Обсудите, какие конкретно изменения ждут семью, и как с ними справляться.
    • Уточните, все ли ему понятно в вашем разговоре.

Занятие 5. Стабилизация психологического состояния обучающихся старших классов и профессиональных образовательных организаций

Необходимо продолжать вести привычный образ жизни. Из крайне тревожного состояния можно вернуть себя довольно просто. Посмотреть вокруг: определить цвет, форму, размеры лежащих рядом предметов, вещей. Сделать привычные дела: сходить в магазин, на прогулку с собакой, заняться уборкой. Найти свой источник спокойствия – встречи с друзьями или родными. 

Также помогают:

    • Упорядочивание среды (провести уборку в шкафу, разобрать старые вещи и др.);
    • Опора на то, что может оставаться стабильным (если каждый день проводили уборку в доме или выгуливали собаку, продолжать выполнять это);
    • Удовлетворение базовых потребностей для сохранения физических потребностей (полноценно спать не менее 8 часов, продолжать готовить еду и принимать ее, больше пить воду и отдыхать);
    • Включение в работу/волонтерство/помощь (сублимация снимает тревогу, а бездействие приводит к не продуктивному неспокойствию);
    • Получение информации (что происходит, к кому обратиться, где найти психологическую помощь);
    • Перераспределение ролей (ответственность за определенные дела переложить на других членов семьи);
    • Поддержка человека, который принимает решения и обеспечивает финансовую безопасность (дать возможность ему получать «ресурсы» – полноценный сон, освобождение от домашних дел, распределив между другими членами семьи);
    • поддержка отношений с близкими (разговаривать с друзьями, родственниками, но не пытаться переубедить тех, у кого другое мнение, а вести разговоры о том, что семье нужна поддержка и т.д.).

Разные точки зрения в семье – решение (запретить то, о чем в семье не стоит вести разговоры, а о чем нужно, чтобы не спорить безрезультатно). Применять методы само-и взаимопомощи.

Занятие 6. Использование арт-терапии при работе с детьми, переживающими травматические ситуации

Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от сильных переживаний. Рисование — это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Дети и подростки любят рисовать, и они легко откликаются на предложение психолога рисовать во время встреч. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Детям присущи некоторые особенности, которые позволяют психологу широко использовать арт-терапию и рисование в частности. Во-первых, дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна, и рисование особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Во-вторых, дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Поэтому отражение в рисунке ситуации, их бытия в мире, их чувства и переживания легко доступны для восприятия, анализа и трансформации. В-третьих, живость и богатство детской фантазии безграничны. Творческое воображение ребенка способно развивать как реальные, жизненные и практические истории на основе обсуждения рисунков, так и сказочные, фантастические сюжеты, после проговаривания которых появляются силы для существования в ситуации, которую дети не могут изменить.

Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

Цель использования арт-терапии: помочь ребёнку начать осознавать себя и своё существование в мире. Необходимо организовывать занятия с ребенком 1 раз в неделю по 35-40 минут.

Примерная схема проведения занятия:

  1. Вступительная беседа.
  2. Основная работа. Тема. Рисование.
  3. Обсуждение нарисованной картины.

Дополнительно: можно подготовить дополнительные задания на развитие интеллекта и познавательных функций, посильные для ребёнка, чтобы он уходил успешным, укрепляя уверенность в себе, повышая самооценку.

Для работы используются: листы плотной альбомной бумаги цветными карандашами. (Дети любят фломастеры, краски, но в данной технологии лучше использовать мягкие цветные карандаши шести основных цветов: красного, черного, синего, зелёного, коричневого). В наборе нет простого карандаша, но если ребёнок попросит – ему можно дать его.

Этапы процесса рисования

Прояснение отношения ребёнка к процессу рисования, к самой работе. Взрослый просит, чтобы ребёнок делился своими ощущениями, чувствами, по отношению к работе. В результате ребёнок начинает лучше себя осознавать, то, что он делает.

Описание рисунка с точки зрения ребёнка. Ребёнок делится впечатлениями о самом рисунке, описывает его так, как ему хочется.

Обсуждение содержания рисунка. Его части, детали, появившиеся образы людей, предметов, животных. Проговариваются чувства, вызванные изображённой ситуацией.

Описание рисунка с использованием слова «Я». Взрослый просит ребёнка описать рисунок так, как будто картинкой является он сам. Что он чувствует?

Идентификация. Выбираются важные для предметы на рисунке, для того, чтобы он идентифицировал их с чем-то или кем-то.

Работа с героями рисунка. Ребёнку предлагается вести диалог между двумя героями его рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, добро-зло, любовь-ненависть, горе-радость, либо печальная и счастливая сторона образа).

Обсуждение цветовой гаммы рисунка. Психолог просит обратить внимание на цвет: что он означает, о чём говорит.

Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникающие в ходе беседы.

В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями: особенностями оттенка голоса, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием.

Молчание ребенка/подростка может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление.

Примерные вопросы: 

    • Кто это? Сколько ему лет? Где он живёт? Что делает? Как себя чувствует?
    • Кто этим пользуется? Кто тебе ближе всех? Что заставило его так переживать?
    • Как завершилась ситуация? Что происходит сейчас? Что нужно сделать, чтобы побороть страх? Снизить тревогу?
    • Представь, что это делаешь ты. Как это? Что будет потом?

Примерные темы рисования:

    • «Установление контакта. Свободное рисование» (Ребёнок рисует то, что хочет),
    • «Мой дом, моя семья»,
    • «Автопортрет в полный рост»,
    • «Несуществующее животное»,
    • «Я переживаю/ Моя боль/ То, что меня волнует»,
    • «Я боюсь/ Мой страх/ Это меня испугало»,
    • «Сон, который меня взволновал»,
    • «Я и мои друзья / Я в классе / Мой лучший друг»,
    • «То, о чём я мечтаю/ Три желания/ Золотая рыбка/ Ромашка желаний/ Цветик-семицветик»,
    • «Я такой счастливый, я такой довольный/ Счастье/ Самый счастливый день/ Моя радость/ Что заставляет моё сердце петь»,
    • «Это я… /Автопортрет в лучах солнца»,
    • «Моё будущее».

Занятие 7. Упражнения, используемые для коррекционной помощи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

При любой травматизации (столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать и событиями, в которых он не может активно реагировать) ребенок может терять контакт с какой-то из своих «частей» — не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Может появиться страх от того, что раньше не вызывало тревоги. У нас может появиться ощущение, что ребенок потерял свою идентификацию.

  1. Рисуем ладошки. Ладошка как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я». Простой способ безопасно возвращаться «в себя» — обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки дает ощущение и заполнение внутренней территории.
  2. Лепка. С детьми ними обязательно лепить — из глины, теста, хуже — пластики и пластилина. Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.
  3. Играем в дерево. Детки, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей (теряют опору, заземленность). С ними хорошо играть (рисовать, лепить, пританцовывать) цветы и деревья — уделяя внимание корням и крепкому стволу. Игры в«выращивание великанских ног» — представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер — это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем), чем ярче представляем (нарисуем, помассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект. Спать лучше укладывать таких деток, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик полотенце).
  4. Что у тебя в руке? Дети после травматизации пытаются все контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты и прочее. Важно помнить, что в практиках они не закрывают глазки, боясь ослабить контроль. Многих взрослых раздражает, что они все время что-то вертят в руках (роняя и ломая). Для того, чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность — нужно дать детям в руки массажное колечко, эспандер, хлебный мякиш, шарики, наполненные мукой (крахмалом).
  5. Сейф для страхов. Для того, чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами: можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания — дать метафору — просто смять бумагу, или взять темные листы бумаги, камни, шишки и сложить их в сейф, ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка. Сделать из спичек и разноцветных ниток «ловцов снов» или вырезать ажурную снежинку, чтоб как фильтр, впитывала бы страшные образы, не подпуская их к ребенку.
  6. Ангел. Вырезать из бумаги ангела для защиты ребенка, которому можно дать имя, делая его более одушевленным и личным, повесить над кроваткой, на стене или сделать гирлянду из ангелов.
  7. Строим домики. Дети ищут убежища в «изначально безопасном месте» — матке. С ребенком полезно делать халабуды, домики, играть в прятки, такой ребенок любит перекрываться одеялом или простынкой. Можно использовать телесную практику «Колыбелька», которая возвращает контур безопасности и дает ресурс. Взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко.
  8. Рисуем домик. Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ, но очень аккуратно, если известно, что дом ребенка был разрушен.
  9. Крыло ангела. Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку, можно положить правую руку на левое плечо. Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу.
  10. Грустное деревце. Дети часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка «превратить» в деревце, которое обижено, повреждено и грустит, потом спросить, что для него сделать — поставить опору — палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг) — ребенок получит необходимый ресурс.
  11. Раскрасим. Дети в состоянии тревоги могут бояться рисовать чтото на «свободную тему». Им можно давать раскраски с четкими «жирными» границами. Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными «кисточками» -спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап — капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем, обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.

Занятие 8. Методы само- и взаимопомощи

Дыхательные

Сесть в полной тишине и постараться максимально расслабиться. Дышать на 10 счетов. На «три» – вдох, на «семь» – выдох. Обязательно нужно дышать животом. Повторить 10 раз. Глубоко дышите – положите одну руку на живот, а другую на грудь.

Вдыхайте медленно и глубоко воздух в живот, стараясь, чтобы рука на животе поднималась, как будто вы надуваете шарик или мяч воздухом. Старайтесь, чтобы рука на груди не шевелилась, дышите только животом. Медленно выдыхайте, чувствуя, как рука на животе медленно опускается как будто шарик или мяч сдуваются.

Телесные техники заземления

«Самоуспокоение» – примите душ или ванну. Сфокусируйтесь на каждом шаге приготовления к душу/ванной, замечая каждую маленькую деталь – что чувствует ваша кисть, когда вы касаетесь дверной ручки и крана? Когда вы включаете кран, как вы определяете подходящую температуру воды? Отметьте ощущения от воды на вашем теле, уделяя внимание температуре и звукам воды, ощущениям мышц тела.

Заварите чашку чая, кофе или горячего шоколада. Выполните каждое действие с максимальной внимательностью, замечая каждое движение, которое делает ваше тело; вот ваши пальцы сжали ручку чайника, вот ладонь ощутила холод крана, когда вы включаете воду, вот вы чувствуете, как чайник в вашей руке становится тяжелее по мере заполнения водой. Когда напиток будет готов, делайте небольшие глотки осознанно, уютно устроившись в спокойном месте.

В прямом смысле заземлитесь. Лягте на пол. Быстро просканируйте свое тело, чтобы отметить в каких именно местах пол касается вашего тела, какие части тела чувствуют его и сфокусируйтесь на этом ощущении давления, текстуры, температуры. Отметьте все вибрации, которые вы сейчас можете почувствовать в доме. Вы можете поставить на пол музыкальную колонку и чувствовать её вибрации.

Двигайтесь! Покачайте ногами, обращая внимание на ощущения от того как двигается каждая нога отдельно. Попробуйте, как может двигаться нога отдельно, когда все остальные части тела остаются неподвижными. Проделайте то же самое с пальцами, чувствуя силу в мышцах, их напряжение и расслабление во время выполнения движения.

Техники заземления существуют не для того, чтобы избавиться от нежелательных эмоций или абстрагироваться от текущих переживаний, нет, они для того, чтобы появился ресурс вынести определенный опыт и эмоции, оставаясь в настоящем времени и присутствуя в своем теле.

Переключение внимания от тревожащих мыслей

  1. Прибавляйте к нулю семь так долго, как у вас получается (или любой другой интервал): ноль, семь, четырнадцать, двадцать один, двадцать восемь. Сыграйте в игру «угадай профессию». Посмотрите на людей вокруг вас и попробуйте догадаться об их работе или куда они сейчас идут.
  2. Подумайте о сегодняшнем дне. Напомните себе какое сегодня число, день недели, месяц, год, время дня и где вы сейчас находитесь. Напомните себе, что вы сейчас именно в этом моменте, не в прошлом, вы сейчас в безопасности. Отметьте время года, которое сейчас за окном, посмотрите, как выглядит небо. Назовите адрес, где вы сейчас находитесь.
  3. Сыграйте с собой в игру «Категории»: выберете категорию, например, цвет, животные, еда и попробуйте назвать как минимум 10 объектов из этой категории. Можно также использовать алфавит и попробовать назвать объекты из этой категории на каждую букву алфавита, начиная с А, Б, В и т.д.
  4. Выберите форму (треугольник, круг, квадрат) и попробуйте найти все объекты этой формы вокруг вас. То же самое можно проделать и с цветами – например, найти все зеленого цвета в комнате.

Методы релаксации

Это могут быть прогрессивная мышечная релаксация, методика переключения внимания на различные части тела, экспресс-методика мышечного напряжения-расслабления.

Аутогенная медитация (визуализация). Закрыть глаза, выровнять дыхание и представить себя в живописном и безопасном месте. Познайте все детали: цвета, звуки, ароматы, тактильные ощущения. Чем ярче будут ваши образы, тем лучше.

Глубокое дыхание. Очень простая техника, которую можно практиковать в любом месте. Примите удобное положение и постарайтесь максимально расслабиться. Вам предстоит делать медленные вдохи и выдохи, концентрируя внимание на воздухе, поступающем в ваши легкие. Медленно сделайте вдох, пусть это будет прохладный голубой воздух, ощутите его своим телом. Теперь медленно выдыхайте, это теплый розовый воздух. Повторите упражнение несколько раз, пока не почувствуете улучшение состояния.

Мышечная релаксация. Во время психического возбуждения мышцы нашего тела непроизвольно напрягаются и подают соответствующие сигналы в головной мозг. Произвольное расслабление мышц позволит уменьшить количество сигналов идущих в мозг и, как следствие, обрести состояние покоя и расслабленности.

Примите удобное положение и мысленно проговаривайте про себя: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь. Мои плечи (спина, руки, туловище, ноги) расслабляются, становятся теплыми». Таким образом, шаг за шагом пройдитесь по всем частям тела и расслабьте их. Закончите сеанс аффирмацией: «Мне легко и хорошо».

Возвращение в «здесь и сейчас» (mindfulness). Важно отвлекаться на короткое время, чтобы не давать тревоге заглотить вас. Важно включить все органы чувств (ощутить тактильно тепло пледа, запах горячего кофе и т.д.), чтобы отвлечься от тревожного состояния.

Методы, помогающие снизить напряжение: физическая активность, спорт, активная деятельность. Физические упражнения помогают вырабатывать «гормон счастья» — дофамин», что позволяет снизить ощущение тревоги.

Баланс информации: отложенное беспокойство, волевым усилием нарезаем реальность на файлы. Составить режим просмотра информации в интернете, социальных сетях и ТВ в определенное время по 15-20 минут три раза в день, чтобы не испытывать тревогу постоянно. Это позволит переключаться на другие дела и не тратить свои силы на тревогу.

Баланс: удовольствие–достижение (планировать и выполнять дела, доставляющие удовольствие для снижения тревоги).

Успокаивающая музыка, которую слушаете, может быть классической, современной или вокальной. Главное, чтоб музыка вводила в состояние покоя и снимала приступ тревоги.

Ведение дневника, в котором можно выплескивать свои переживания. Это помогает проработать любые эмоции самостоятельно и как бы посмотреть на них со стороны.

Занятие 9. Рекомендации для родителей (лиц их заменяющих)

Помощь себе. Первым делом, матери и другим взрослым членам семьи необходимо следить за собственной реакцией на происшедшее и быть спокойным. Важно, чтобы взрослый, с которым живет ребенок, сам был в «ресурсе», то есть быть уверенным в себе, своих силах и своей правоте. Дети вырабатывают модель поведения, наблюдая за взрослыми, которые играют важную роль в их жизни (родители, педагоги). Поэтому необходимо сохранять спокойствие и внушать его ребенку, насколько это возможно. В этом случае можно вначале поделиться своими мыслями и чувствами с друзьями, близкими или же с психологом, и только потом приступить к разговору с ребенком, представ перед ним собранным. Чтобы помочь ему сохранить душевное равновесие, важно быть внимательным к своему психоэмоциональному состоянию.

Не пренебрегать помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, нужно меняться: если один устал, озабочен или решил заняться другим делом для пополнения эмоциональных ресурсов, другой может заменить, главное не забывать о взаимопомощи.

Спокойная обстановка. Разговор не стоит начинать на бегу, в момент, когда вы заняты домашними делами, когда ребенок сидит в телефоне или когда устал и ничего воспринимать не может. Лучше провести разговор в удобном месте — дома, в безопасной обстановке, когда никто не отвлекает. Во время первого разговора ребенок должен быть сыт, не хотеть спать и не испытывать другого психического дискомфорта.

Разговор с ребенком. Любая информация должна быть рассказана ребенку в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Избыток сведений может запутать маленьких детей и вызвать у них новые страхи и чувство незащищенности. С другой стороны, дополнительная информация поможет ребенку правильно понять, что в действительности происходит. С подростком можно говорить, как с взрослым.

При беседе с ребенком находитесь на одном уровне (на уровне глаз ребенка). К маленькому ребенку можно опуститься на корточки, с подростком сесть рядом. Говорите с ребенком спокойно, размеренно, уверенно, медленно простым и доступным языком. Подбирайте количество и содержание информации под возраст, характер и уровень развития ребенка. При разговоре, поддерживать с ребенком физический контакт: взять на руки, взять за руку, прикасаться к руке или к плечу. Если ребенок в семье не один, то, возможно, с кем-то из детей стоит поговорить отдельно. Может быть, он чувствительный меланхолик и родитель должен почувствовать, как лучше это сделать.

Война — это всегда смерть, а дети семи лет очень боятся смерти. Если ребенок уже достиг такого возраста, нужно действовать очень осторожно. Ни в коем случае нельзя его пугать. Информацию следует давать ограниченно, не в полном объеме. Можно сказать, что папа уехал куда-то по работе. При этом не совсем обманем его, но и не вызовем повышенную тревогу. И в этом возрасте им лучше «не играть со смертью», то есть стоит обойтись без историй про гибель и прочие риски, ведь каждый ребенок индивидуален, поэтому лучше подойти к этому с осторожностью.

Обязательно нужно обсудить вопрос отъезда папы, если ребенок стал беспокойным или вы знаете, что кто-то другой может сообщить ему известие о мобилизации. Лучше сделать это родителям и не ждать, когда ребенку расскажут «добрые люди».

Давайте только факты без лишних подробностей о ситуации мобилизации. Ни в коем случае не стоит вываливать на ребенка все, что мы читаем и слышим о спецоперации. Нельзя говорить ему о количестве убитых или обсуждать причины конфликта.

Родителям следует исходить из индивидуальных особенностей своих детей: кому-то сказать правду, а кому-то не сообщать полную и детальную информацию.

Хорошо, если о предстоящих изменениях с детьми будет разговаривать не кто-то один, а мама и папа вместе. Чтобы в случае мобилизации отца ребенок не стал винить себя в этом, нужно поговорить, все объяснить и снять с ребенка подобную тревогу. Помните, цель беседы — успокоить ребенка, а не напугать («Мне нужно тебе кое-что рассказать. Между странами произошел конфликт/ссора/напряжение. Многие взрослые сейчас стараются, чтобы его решить. И наш папа/брат/дедушка тоже. И я надеюсь, что это скоро закончится. Но пока его не будет дома. Мы с ним будем на связи, он нас любит и помнит о нас. Я с тобой, мы здесь сейчас в безопасности. Вместе мы справимся»).

Если обучающийся во время разговора начнет задавать сложные вопросы, его нужно выслушать, сделать паузу и если не знаешь ответа, то так и сказать: «Я не знаю, что тебе на это ответить. Давай попробуем вместе в этом разобраться или найдем где-нибудь помощь». Пообещайте, что справитесь вместе.

Маленькому ребенку нужно помочь назвать ту эмоцию, которую он испытывает после этой новости: «Ты сейчас испугался, расстроился, так бывает».

Убедитесь, все ли ребенок понял. Также важно спрашивать у малыша: «Все ли тебе понятно? Будет так-то и так-то». Постарайтесь ответить на все его вопросы. А если после этого разговора ребенок начнет плакать, не нужно его сразу же развлекать: «Пойдем, поиграем». Обнимите его и дайте несколько минут проплакаться.

Важно поощрять ребенка к беседе, но если он этого не хочет, не настаивать. Если ребенок желает поговорить о своих чувствах, нужно поощрить его к разговору, проявлять понимание к тому, что он скажет, и объясните, что такие чувства, как страх, гнев и вина, являются вполне нормальной реакцией на «ненормальные» события. В любом случае не следует сообщать ребенку различные необоснованные слухи и неправильную информацию о событиях.

Соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом. Важно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности и беседовать с ним о том, как следует избегать травматических или стрессовых ситуаций в будущем. Это укрепит в нем ощущение безопасности и возможности управлять своей жизнью. Поддержание обычного образа жизни очень убедительно действует на ребенка и является для него четким, не требующим слов доказательством собственной безопасности и стабильности.

Также старайтесь сохранять то, что ребенку было привычно в семейной жизни: совместные прогулки, обеды по выходным. Только пока они будут проходить без папы. Еще важно обеспечить ребенку в это тревожное время полноценный сон и отдых. Сохраняйте по максимуму привычные занятия — совместные прогулки, приемы пищи, настольные игры, просмотр фильмов, на ночь — колыбельные, чтение сказок, «вечерние обнимашки».

Обсуждайте с ребенком. В семьях, чьи отцы отправились защищать Родину, меняется привычный уклад жизни. Обсудите с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела; что может измениться в вашей семье после мобилизации папы. К примеру, он возил ребенка в школу, а сейчас сыну или дочери придется ездить на учебу самостоятельно: «Давай построим маршрут и посмотрим, на чем ты будешь добираться», — предложите ребенку помощь. – «А, может быть, два раза в неделю будем просить помочь нам дедушку?».

Возможно, сейчас вам придется отказаться от запланированной поездки или покупки, но пообещайте ребенку постараться сделать все необходимое, чтобы ему было комфортно.

Поддерживать ребенка эмоционально. Ребенок постарше может замкнуться, но нужно подходить к нему, улыбаться, спрашивать его о чем-либо. Важен и тактильный контакт, который дает ощущение безопасности: можно похлопать по плечу, сделать массаж, погладить по голове, побороться по-дружески, с малышами посидеть «в домике» или просто найти то, за что ребенка можно похвалить.

Лучше всего не оценивать, а интересоваться деятельностью и результатами (оценки в школе не так важны, как эмоциональное состояние и психологическое здоровье ребенка). Не следует сравнивать ребенка с окружающими («Петя получил «5», а ты всего лишь «3»).

Не надо заставлять ребенка ил подростка делать то, что вызывает у него тревогу. Нужно поддерживать ребенка в это непростое время можно самыми простыми способами: выделять ему время и инициировать общение.

Инициируйте общение и контакт первым: улыбнуться, поймать взгляд, сказать что-то приятное, похвалить своего ребенка.

Отреагировать стрессовые ситуации детям любого возраста помогает игра, лепка, рисование и сказки. Полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом, все виды водных процедур, которые могут зарядить позитивом и уверенностью.

Уделять детям больше внимания: шутить, играть, читать книжки, заниматься совместным творчеством, используя возможность находиться рядом, давая то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка. Чуткость и внимание со стороны близких взрослых позволят ребенку выразить свои мысли и почувствовать собственную защищенность, особенно в тяжелых ситуациях. Проводите игры «в домик», «норки» c одеялом или пледом, подвижные игры, дающие ему чувство защищенности. Ребенку необходимо поддерживать связь с отцом, поэтому взрослым следует вместе с ним посылать письма уехавшему родителю. Кроме того, детям важно напоминать о том, что мобилизованные отцы помнят о них и любят их. Подчеркните, что в то же время вы остаетесь родителем и позаботитесь о ребенке, защитите его.

Ограничить доступ ребенка к средствам массовой информации. Нужно стараться оградить ребенка от просмотра фотографий и прямых репортажей с места трагических событий, например военных или террористических актов. Это особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часто родители настолько захвачены драматическими событиями, транслируемыми по телевизору, что не думают о том, что эти события могут видеть и их маленькие дети. Подобные просмотры являются причиной ночных кошмаров или тяжелых мыслей у детей.

Внимательно следите за проявлением любых признаков стресса. Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят происшедшее с ним событие, или жалуется на «страшные сны», ни в коем случае не следует этого пропускать. Подобные модели поведения нормальны сразу же после травмы и помогают ребенку справиться с ней. Однако, если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились, подумайте о том, стоит ли обратиться за профессиональной помощью.

Будьте особенно внимательны и чутки с подростками, демонстрирующими симптомы стресса. Если подростки проявляют аутоагрессивное поведение, употребляют психоактивные вещества (наркотики, табакокурительные смеси), снижен аппетит или нарушен сон, демонстрируют вспышки гнева, ни в коем случае нельзя закрывать на это глаза. Подобными симптомами следует заняться немедленно, поскольку они не проходят сами по себе, без профессионального лечения.

Если ребенок видит слезы и страх матери, коротко назовите, какие чувства вы испытываете в сложившейся ситуации. Но не выплескивайте на ребенка или подростка свои эмоции, они не в силах справиться со взрослыми переживаниями.

Если станет невмоготу, и ребенок все-таки увидит ваши слезы, объясните ему, что вам стало очень грустно, но не сбрасывайте груз проблем на него, ему это не по плечу, а лучше позвоните психологу на телефон доверия. Профессиональную психологическую помощь взрослые и семьи с детьми могут получить по телефонам доверия. При возможности нужно обратиться за профессиональной психологической и психотерапевтической помощью (консультации и лечение), если кажется, что она необходима вам и ребенку.

Важна стабильность, которую может дать уверенность и психологическая устойчивость матери.

Не забывать о собственном душевном состоянии. Поскольку взрослый является главным источником помощи и поддержки ребенка, важно заботиться о себе. Необходимо продолжать общаться с семьей и друзьями, делиться своими чувствами и переживаниями с другими взрослыми, особенно с теми, кто испытал нечто подобное. Стараться придерживаться сбалансированного режима питания. Высыпаться, заниматься спортом и не забывать о развлечениях. Будьте бережны к себе.

Занятие 10. Мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО

Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.

К категории «дети ветеранов (участников) специальной военной операции» относятся как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, нуждающиеся в сопровождении.

В отношении обучающихся, чьи родители (законные представители) являются ветеранами (участниками) СВО, в образовательной организации рекомендуется на постоянной основе проводить мониторинг их психологического состояния.

При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее – ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие с педагогами-психологами / психологами, а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.

Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы обучающихся в группу ПППВ.

Примерный перечень оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО в группу ПППВ

Причины отнесения обучающихся в группу ПППВ

Источники сведений

Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации)

Психологические заключения (справки). В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося.

Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, ИЛИ кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др.

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося.

Склонность к аддиктивному поведению

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося.

Склонность к девиантному поведению

Психологические заключения (справки). В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: информация от педагогических работников.

Склонность к суицидальному поведению

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося

Нарушения в развитии

Медицинское заключение (справка), заключение ППк / ПМПК / ЦПМПК

Сниженная самооценка

Информация от педагога-психолога / психолога. В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося.

Проявления депрессивного состояния

Информация от педагога-психолога / психолога. В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае, если это несовершеннолетний дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося.

Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося, а также справки (заключения) профильных специалистов (при наличии).

Работа с обучающимися, включенными в группу ПППВ, осуществляется командой педагогического коллектива образовательной организации, в которой педагог-психолог / психолог может выступать организатором взаимодействия, а также при необходимости рекомендуется привлекать других специалистов в рамках межотраслевого и межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.

О результатах мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО, включенных в группу ПППВ, педагогу-психологу / психологу рекомендуется еженедельно докладывать своему непосредственному руководителю в образовательной организации.

Занятие 11. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся – детей ветеранов (участников) СВО, и их родителей

Деятельность педагога-психолога / психолога по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО осуществляется по следующим направлениям:

    • комплексная психологическая диагностика обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленная психодиагностика) (при необходимости);
    • коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
    • психологическое консультирование участников образовательных отношений;
    • психологическое просвещение (повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие);
    • психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в части формирования в образовательных организациях необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);
    • психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды (консультирование педагогов образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся; психологическая экспертиза программы развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды);
    • психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ обучающимися целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся; разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей).

Рекомендуется в индивидуальных учебных планах предусматривать сроки реализации психологического сопровождения обучающихся с учетом их психологического состояния и индивидуальных потребностей.

Работу педагогов-психологов / психологов по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется выстраивать в зависимости от статуса пребывания обучающегося в образовательной организации.

Схема выстраивания работы педагогов-психологов / психологов по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО в зависимости от статуса пребывания обучающегося в образовательной организации

Каждое направление деятельности педагога-психолога / психолога включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее – психолого-педагогические программы) с учетом выявленных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей обучающихся целевой группы.

При необходимости педагогом-психологом / психологом осуществляется коррекция психолого-педагогических рисков, трудностей в проявлении состояний, поведении, адаптации и содействие социально-психологической реабилитации детей участников СВО.

Содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимися целевой группы, в том числе работа по восстановлению и реабилитации, предполагает:

    • разработку и реализацию планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;
    • организацию и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации;
    • формирование и реализацию планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
    • проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

Вместе с тем, необходимо получить согласие родителей (законных представителей) обучающихся на проведение психодиагностической, коррекционной и развивающей работы (всего комплекса работ, включенных в психолого-педагогическое сопровождение). В случаях, когда такое согласие не было получено ранее, предлагается провести работу с родителями (законными представителями) обучающихся для получения такого согласия. Кроме того, важным фактором эффективности всей работы является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся целевой группы.

Занятие 12. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО

В план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних / совершеннолетних в условиях современных вызовов, психологической поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей), оказанию психологической помощи несовершеннолетним, прибывающим с новых территорий субъектов Российской Федерации рекомендуется включить мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО.

Рекомендуется проводимые мероприятия направить в том числе на формирование благоприятного психологического климата, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.

Для того, чтобы создать благоприятный психологический климат в образовательной организации педагогическим работникам важно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к учебному процессу, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. Вышеперечисленные меры помогают обучающимся развивать способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей. Включение таких тем в классные часы, беседы с обучающимися может также способствовать формированию уважительных отношений между обучающимися и педагогами.

Кроме того, важно, чтобы обучающиеся учились самопознанию и взаимопониманию в первую очередь. Это можно достичь путем разработки и реализации программ психологического сопровождения (коррекционно-развивающих программ, профилактических и просветительских программ, общеразвивающих программ дополнительного образования и т.д.), направленных на формирование коммуникативных навыков и развитие эмоционального и социального интеллекта. На таких занятиях педагоги могут ставить вопросы эффективного общения, выражения чувств, умения справляться с негативными эмоциями, навыков самоконтроля и саморегуляции, управления своим поведением, способов разрешения конфликтов, организации взаимодействия, понимания и принятия индивидуальных и культурных различий.

При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения со стороны своих одноклассников или учителей. Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.

Педагог-психолог / психолог, как непосредственный участник школьной / педагогической команды, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение и выстраивая взаимоотношения между всеми участниками образовательных отношений, сможет эффективно реализовать поставленную задачу.

Организация помощи обучающимся силами сверстников может помочь обучающемуся справиться с переживаниями и вложить в сознание мысль о том, что его чувства ценятся другими людьми.

При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие особенности:

  1. Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан выехавших из зоны проведения СВО и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
  2. Необходимо помнить, что при обсуждении СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий.
  3. Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями и ответить на их вопросы. Важно при этом проявлять уважение ко всем точкам зрения, предоставить обучающимся право высказываться и быть выслушанным.
  4. Эффективнее любых слов часто оказывается активное слушание. Важнее пытаться понять обучающегося и дать ему понимание, что принимают его чувства, а не донести ему какую-то мысль. Эмпатическое и терпеливое слушание лучше всего позволяет создать атмосферу доверия в процессе общения.
  5. Важно не навредить обучающемуся, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии обучающегося, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям.
  6. Педагогу-психологу / психологу важно проводить психологическое просвещение среди детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), в общеобразовательных организациях. Как в индивидуальном, так и в групповом обсуждении рекомендуется освещать вопросы психологии горя, конструктивного преодоления скорби, способов совладания и психологической самопомощи.

В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:

    • уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации;
    • создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют; возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся целевой группы, находящихся в кризисных состояниях, предполагает соблюдение организационных требований к проведению профилактических, диагностических и консультационных мероприятий, следование принципам деятельности педагога-психолога / психолога в кризисной ситуации, алгоритмам оказания психологической помощи с учетом эмоционального состояния участников образовательных отношений.

В целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.

Занятие 13. Оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме

В случае гибели ветерана (участника) СВО возможен следующий алгоритм сопровождения обучающегося:

  1. Информирование детей ветеранов (участников) СВО о гибели (смерти) родителя (законного представителя). Следует отметить, что в зависимости от обстоятельств детям ветеранов (участников) СВО о смерти родителя (родственника) могут сообщать значимые взрослые: воспитатель, классный руководитель, куратор группы, педагог-психолог / психолог, социальный педагог и т.д. Ключевым критерием выбора человека, сообщающего обучающемуся о смерти родителя (законного представителя), должна быть степень эмоциональной близости, взаимного доверия. Также сообщение обучающемуся о смерти родителя (законного представителя) должно происходить лично, и ни в коем случае не в дистанционном режиме – это необходимо в целях заботы о жизни и здоровье ребенка, которые подвержены опасности из-за возможной сильной эмоциональной реакции.
  2. Формирование отношения обучающегося к утрате. Отношение как несовершеннолетнего, так и совершеннолетнего лица к утрате должно сложиться из трех компонентов – когнитивного, аффективного и поведенческого:
    • обучающемуся важно понять, что люди вокруг него разделяют его эмоции и готовы поддержать его;
    • обучающемуся важно почувствовать, что он продолжает быть значимым для оставшихся членов семьи;
    • обучающегося важно сориентировать на дальнейшую деятельность и составить вместе с план действий на ближайшее будущее.
  1. Педагогу-психологу / психологу рекомендуется довести до педагогических работников рекомендации об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах.
  2. Педагогическим работникам рекомендуется применять данные педагогом-психологом / психологом рекомендации в учебной деятельности и в воспитательном процессе.
  3. При возникновении кризисной ситуации у обучающихся целевой группы предлагается руководствоваться алгоритмами, приведенными в рекомендациях педагогу в ситуации кризисного состояния обучающегося.
  4. Педагогу-психологу / психологу рекомендуется разработать и (или) применять специальные программы кризисного сопровождения детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы) и осуществлять коррекционную работу по переживанию горя с обучающимися, находящимися в состоянии утраты родителя, – участника СВО, в очном и дистанционном режиме.
  5. С целью совершенствования психолого-педагогических компетенций педагогических работников при оказании психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО рекомендуется педагогам освоить дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, направленные на формирование психологических компетенций в области оказания помощи обучающимся в стрессовых состояниях, состоянии утраты и при психоэмоциональных нарушениях вследствие переживания психотравмирующих событий.
  6. Для того, чтобы оперативно преодолеть тревожное состояние у обучающегося предлагаются следующие приемы:
    • «Контроль дыхания». Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте вместе с обучающимся глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут.
    • «5-4-3-2-1». В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты состояния может быть полезно расширить восприятие, это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Попросите обучающегося перечислить: пять вещей, которые он может видеть, четыре вещи, которые он может потрогать, три вещи, которые он может услышать, две вещи, которые он можете обонять, и одну вещь, которую он может попробовать на вкус.
    • «Проговаривание собственных эмоций». Осознанное проговаривание собственных эмоций – действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Попросите обучающегося как можно более четко обозначить и назвать эмоции, что он испытывает. Вербализованные эмоции и чувства обучающегося должны получить принятие со стороны взрослого.

Эти приемы могут помочь взрослому установить контакт и начать разговор с детьми ветеранов (участников) СВО. Постарайтесь не слишком часто заверять их, что «все хорошо»: слишком много заверений (особенно если они не вполне уместны) на самом деле может усугубить тревогу в долгосрочной перспективе. Вместо того, чтобы голословно подбадривать, вы можете помочь обучающимся справиться с тревогой, разъясняя ему, что испытывать тревогу в некоторых ситуациях – это нормально, а также делясь своим личным опытом преодоления тревожности.

Занятие 14. Организация сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО

Оказание адресной психологической помощи детям ветеранов (участников) СВО, обучающихся в общеобразовательных организациях, при отсутствии педагога-психолога / психолога в образовательной организации или в случаях, когда необходима специализированная психологическая помощь возможно в муниципальных и (или) региональных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы).

Положения статьи 42 Федерального закона об образовании устанавливают основы организации психологического сопровождения в сфере образования:

    • психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, в том числе испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается в образовательных организациях педагогами-психологами / психологами, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
    • психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.

На базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы) функционируют / создаются в субъектах Российской Федерации службы экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи.

В некоторых образовательных организациях высшего образования медицинского профиля создаются медико-социально реабилитационные центры.

В целях оказания содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников в образовательных организациях высшего образования действуют структурные подразделения («Центры карьеры»), основной задачей которых является сопровождение обучающихся в вопросах выстраивания их карьерных траекторий и содействие трудоустройству выпускников, в первую очередь детям ветеранов (участников) СВО.

В связи с необходимостью оказания психологической помощи в случаях экстренного реагирования, пострадавшим в результате чрезвычайных и экстремальных ситуаций, таких как проявления агрессии, насилия, скулшутинга, травли, суицидального, аддиктивного, девиантного и противоправного поведения, команды экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи обучающимся продолжают работу с охватом детей ветеранов (участников) СВО.

Так как дети ветеранов (участников) СВО отнесены к уязвимой категории обучающихся, им требуется комплексная помощь в социально-психологической адаптации. В зависимости от поведенческих реакций обучающихся, а также от формы проявления переживаний по поводу утраты родителя – участника СВО, которые могут перейти в отклоняющееся поведение, возможно привлекать специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся «Навигатор профилактики» (далее – Навигатор профилактики) направлены Минпросвещения России для использования в работе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минпросвещения России от 13 декабря 2022 г. № 07-8351), и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 27 декабря 2022 г. № 07-8747).

Указанные актуализированные материалы разработаны подведомственным Минпросвещения России ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – МГППУ) и включают в себя комплект памяток для педагогических работников по различным видам девиантного поведения обучающихся, в том числе рекомендации по выявлению признаков и профилактике общественно опасного поведения несовершеннолетних.

Навигатор профилактики логически связан с памятками по видам отклоняющегося поведения:

  1. Социально-психологическая дезадаптация.
  2. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение.
  3. Агрессивное поведение.
  4. Суицидальное, самоповреждающее поведение.
  5. Риск нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния).
  6. Делинквентное поведение.
  7. Аддиктивное (зависимое) поведение.
  8. Рискованное поведение.

При актуализации в 2022 году Навигатора профилактики указанные памятки дополнены признаками рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимися на образовательную организацию (признаками риска совершения особо опасного деяния и специальным алгоритмом действий).

При подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического события (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия), требуется незамедлительная организация консультации обучающегося и его родителей (законных представителей) у профильных специалистов организаций системы здравоохранения.

В случае выраженных признаков развивающегося депрессивного состояния, педагог-психолог / психолог рекомендует родителю (законному представителю) обучающегося обратиться за консультацией к врачу-психиатру. В случае, если врач-психиатр не выявил нарушений психической деятельности, обучающийся исключается из группы ПППВ. При отсутствии положительной динамики или при отрицательной динамике в мониторинге у обучающегося за следующий учебный триместр (четверть, полугодие) рекомендуется педагогу-психологу / психологу предложить родителю (законному представителю) несовершеннолетнего повторно обратиться в врачу-психиатру за консультацией.

Для образовательной организации, в которой обучаются дети целевой группы, пережившие психотравмирующее событие, рекомендуется применить трехуровневую модель адаптации, структурными компонентами которой являются учебная, социально-психологическая и культурная адаптация.

Учебная адаптация детей осуществляется с помощью включения обучающихся во внутришкольную жизнь, в том числе оказание дополнительной помощи в освоении образовательной программы и др.

Социально-психологическая адаптация обучающегося направлена на повышение качества социального взаимодействия участников образовательных отношений, помощь в установлении обучающимся конструктивных взаимоотношений с одноклассниками / одногруппниками, педагогическими работниками образовательной организации.

На уровне социокультурной адаптации обучающегося рекомендуется привлекать к культурно-просветительским мероприятиям.

Работа по включению обучающегося в культурно-образовательное пространство и благоприятный микросоциум позволит существенно снизить риск развития дезадаптационных тенденций и оказать ему содействие в расширении социальных связей, укреплении чувства значимости и формировании стрессоустойчивости.

В случае необходимости принятия дополнительных социальных мер поддержки обучающегося рекомендуется направить для обращения в органы социальной защиты субъекта Российской Федерации.

Занятие 15. Алгоритмы действий в кризисных ситуациях

Алгоритм помощи в ситуациях вины

Внешние признаки:

    • Возможно выражение чувства печали, грусти.
    • Слезы, плач.
    • Попытка уйти, изолироваться.
    • Отказ от участия в празднике.

Помощь:

    • Убедите обучающегося, что с вами он может быть откровенен.
    • Уточните, с чем связано возникшее чувство: возможно обучающийся переживает, что веселится в то время, как кто-то страдает или погиб.
    • Помогите проговорить все то, что хочет сказать обучающийся, но возможно стесняется / стыдиться: такое бывало раньше? Когда примерно началось, с чем связано?
    • Как считаешь, что было бы правильным в этой ситуации?
    • В чем твоя ответственность и как может проявиться твоя свобода в этой ситуации? (для детей дошкольного и младшего школьного возраста: что можно делать во время игры?).
    • Можно привести чувство вины в благодарность – и тому, перед кем ты чувствуешь вину тоже станет легче.

Алгоритм помощи в ситуациях обиды

Внешние признаки:

    • Отказ от общения.
    • Противопоставление себя другому обучающемуся (коллективу).
    • Конфликтное общение.
    • Отчужденность.
    • Возможно демонстративное поведение (сесть одному, отказаться от ролей и проч.)

Помощь:

    • Где живет твоя обида (в теле)? Как ты себя чувствуешь в такой момент?
    • А как хотелось бы чувствовать себя? Можем мы оставить твою обиду в этой комнате хотя бы до окончания праздника?
    • С кем было бы не обидно общаться сейчас и в чем можно принять участие, чтобы тебе стало лучше?

Алгоритм помощи в ситуациях одиночества

Внешние признаки:

    • Уклонение / избегание общения.
    • Отказ от участия в совместной деятельности под различными предлогами.
    • Отталкивающее поведение.
    • Неловкость в присутствии других.
    • Неспособность устанавливать связи / контакты.

Помощь:

    • Тебе нравится быть одному? Хочется, чтобы это заметили другие? Для чего?
    • С кем бы сейчас хотелось бы пообщаться? Постоять рядом?
    • Тебе хочется на всех обидеться, потому что ты один, а все веселятся? Во что можем поиграть (в чем поучаствовать), чтобы тебе было не так одиноко?

Итоговое тестирование

1. В каких направлениях проводится индивидуальное консультирование?
2. Тревожность у обучающихся проявляется:
3. Чтобы стабилизировать психологическое состояние, необходимо:
4. Цель использования арт-терапии:
5. Ребёнок не чувствует границ тела, переживает резкие эмоциональные скачки, "зависает" в реакциях, когда он:
6. При выстраивании работы педагогов-психологов учитывается:
7. Если обучающийся только зачислен в ОО, педагог-психолог на первом этапе:
8. Чтобы проводить психодиагностическую, коррекционную и развивающую работу, необходимо получить:
9. Должен ли весь педагогический коллектив быть готов помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями и отвечать на их вопросы?
10. Педагоги должны соблюдать следующие рекомендации:

 

Корзина