В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: расширить представления педагогов о возможностях игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.
Объём: 72 часа
Формируемые компетенции:
Игровые технологии — совокупность методов, средств и приёмов организации учебно-воспитательного процесса в игровой форме.
Использование игровых технологий помогает расширять кругозор обучающихся, развивать познавательную активность, формировать разнообразные умения и навыки практической деятельности, повышать мотивацию за счёт создания благоприятной психологической атмосферы.
Рассмотрим основные признаки игры.
Игра — это созданный игроком воображаемый мир удовлетворения желаний, но проходит она в реальном мире, где игроки совершают конкретные реальные действия.
Она выражается не в том, что ребёнок в точности копирует поведение взрослых, а в собственной интерпретации роли.
Ещё Платон и Аристотель указывали на то, что ценность игры состоит в том, что она выступает как источник удовольствия, даёт отдых после утомительного труда.
Каждый участник получает возможность экспериментировать с собственным поведением, исследовать альтернативные решения.
Правила отражают содержание игры, логику и последовательность развития сюжета.
Выражается в том, что у игры нет однозначно предсказуемого развития или результата.
Исходя из перечисленных признаков игры исследователи дают следующие определения.
Й. Хейзинга: Игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам.
С.И. Гессен: Игра — это деятельность, в которой цель деятельности не вынесена за пределы самой деятельности, но в которой поэтому каждый момент ценен сам по себе.
С.Л. Рубинштейн: Игра — это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива и выражающих определённое отношение личности к окружающей действительности.
Педагогические трактовки игры сводятся к следующим.
Игра:
Рассмотрим две классификации игр.
Классификация приведена на первом рисунке. Основным критерием авторы выбрали человеческую деятельность, которую отражают и моделируют игры.
Г.К. Селевко классифицирует игры по параметрам игровых технологии:
По определению Г.К. Селевко, дидактическая игра — метод обучения, способ передачи опыта старших поколений младшим.
В.С. Селиванов относит игровую деятельность к средствам педагогического процесса. А В.А. Ситаров называет игру методом и формой обучения.
Дидактические игры создаются и приспосабливают для целей обучения. Разрабатывая такую игру, необходимо учитывать следующие принципы:
Учащиеся должны проявлять свои интеллектуальные и физические возможности.
Этот принцип проявляется в сильно воздействии игры на обучающихся.
Отражает личное отношение учащегося к игре, в которой, кроме интеллектуальных, развиваются и другие качества.
Отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности.
Подчёркивает совпадение личных целей играющего с общими целями команды.
Итоги дидактической игры должны осознаваться школьниками как конкретные достижения в усвоении новых способов учебной деятельности.
Наиболее полную классификацию дидактических игр предложил Г.К. Селевко. Она представлена в таблице.
Классификация дидактических игр | |
По виду деятельности | интеллектуальные, социальные, трудовые, психологические, релаксационные |
По предметной области | математические, физические, химические, лингвистические, экономические, литературные и так далее |
По этапу педагогического процесса | информационные, тренинговые, диалогические, обобщающие, контрольные |
По характеру познавательной деятельности | репродуктивные, продуктивные, творческие |
По игровой методике | драматизация, соревнование, ролевые, деловые |
По количеству участников | индивидуальные, парные, групповые, коллективные |
По времени проведения | занимающие часть урока, весь урок, лонгитюдные (от нескольких дней до целого учебного года) |
Педагог определяет цели, правила и регламент дидактической игры, готовит методическое и техническое обеспечение, определяет готовность обучающихся к игре, предварительно формирует игровые группы.
Педагог знакомит участников игры с темой, проводит установку на игру, рассказывает сценарий и правила игры, формирует игровые группы, распределяет ролевые обязанности, выдаёт задания на игру, обеспечивает необходимыми материалами.
Обучающиеся обсуждают полученное задание в группах, консультируются у ведущего, выполняют игровые роли, обсуждают варианты решения задания, принимают оптимальное решение по заданию, определяют докладчика от игровой группы, готовят наглядность, выступают, отвечают на вопросы.
На заключительном этапе происходит рефлексия участников игры и педагога, определяются победители, подводятся итоги.
Педагог анализирует содержательную и процессуальную стороны дидактической игры, анализирует и оценивает результаты дидактической игры.
Сборник ДИ по математике для ДОО.pdf
Дидактические игры по русскому языку.pdf
Дидактические игры по математике.pdf
Дидактические игры по математике 1 класс.pdf
Дидактические игры по литературному чтению.pdf
Дидактические игры по истории.pdf
Дидактические игры по истории 5-8 класс.pdf
Ролевая игра — одна из форм игровой деятельности, которые любят дети.
Этот вид игр реализует мотивационные, воспитательные, релаксационные, образовательные и другие функции.
В процессе взросления детей ролевая игра изменяется.
Для дошкольников характерны сюжетно-ролевые игры. Их основой становятся семейный быт, профессии родителей, сказки и мультфильмы.
Игры младших школьников становятся сложней за счёт расширения опыта детей. В них не только имитируется деятельность, но и социальные и профессиональные отношения между людьми. Так, можно наблюдать, как, играя в школу, дети очень точно воспроизводят стиль общения между учителем и учениками.
Игры подростков ещё больше усложняются. Они включают элементы риска и экстремальности. Мотивом участия становится самоутверждение среди сверстников. Поэтому подростки придумывают игры, в которых нужно проявить самообладание, смелость, ловкость и другие свойства личности.
Кроме этого, подростки хотят видеть, что их действия имеют смысл. Следовательно, ролевые игры в образовательном процессе должны быть направлены на решение реальных проблем, которые подростки смогут осознать и соотнести с собой.
Самую полную классификацию ролевых игр разработал психолог Морри ван Ментс. В ней есть такие виды игры.
Описание
Ролевые игры используются как средство коммуникации для описания какой-либо ситуации, которую наглядно можно представить в инсценировке.
Демонстрация
Чаще всего учитель сам проводит демонстрацию, чтобы проинструктировать учащихся, указать им, на что надо обратить внимание.
Например, учитель иностранного языка берёт на себя роль туриста в незнакомом городе и демонстрирует, как надо обращаться к прохожим на улице, чтобы найти нужный адрес.
Психолог может показать тактику поведения при конфликте и агрессии. Задача учащихся — воспроизвести эти действия в ролевой игре.
Тренировка
Игры, направленные на тренировку социальных навыков. К этому типу игр надо тщательно готовиться, потому что ученики должны хорошо понять задачу, которую перед ним поставит учитель.
Для этого можно составить инструкции со способами выполнения работы с указанием, что можно и что нельзя делать, с перечислением последовательности действий.
Отображение (рефлексия)
От предыдущего вида эта категория отличается целью. Акцент ставится на наблюдение и отображение. Ученик должен справиться с ситуацией, непрерывно анализируя сделанное.
Сенсибилизация
Игра направлена на осознание учеником собственных чувств и эмоций, возникших в ходе игры. Учитель изображает ситуацию, подчёркивая её эмоциональный аспект и побуждая учащихся к сопереживанию героям предложенной ситуации. При этом он может прибегнуть к актёрскому мастерству, ораторскому искусству, чтобы повлиять на чувства учащихся.
Творчество
Игры этой категории используются для развития творческого самовыражения учащихся. Такие игры проводятся на заключительном этапе изучения какой-либо темы для обобщения и систематизации полученных знаний, применения их в нестандартной ситуации.
Педагог должен осознать, какое место в учебном процессе занимает ролевая игра, чтобы определить цели и задачи.
Педагогические задачи должны быть такими, чтобы можно было провести диагностику. Это возможно, когда учитель понимает, какими конкретно видами учебной деятельности должны овладеть учащиеся.
Определяется педагогическими задачами, содержит знания, умения, навыки, отношения, которые будут формироваться у обучающихся с помощью игры. На содержание игры влияет уровень знаний учащихся и их общее развитие.
В сюжете отражается действительность, которая воспроизводится в игре. Сюжет определяет последовательность действий игроков.
Сюжеты ролевых игр разнообразны. Их основа — конкретные условия жизни школьников. Они изменяются по мере того, как дети взрослеют и их кругозор расширяется.
Правила есть в любой игре. Они зависят от типа игры, возраста игроков, характера взаимоотношений в классе и других факторов.
Элемент, помогающий участникам перевоплотиться, вжиться в образ. Для того чтобы воображение игроков дорисовало недостающие детали, иногда хватает минимума средств. Один предмет, рисунок, музыкальный фрагмент переносят игроков в другую эпоху, прошлое или будущее.
Роль — это образ, который учащийся принимает на себя добровольно или по воле группы, учителя. Игроки действуют по правилам, которые заключены в этой роли. Ученики, вошедшие в роль, испытывают реальные чувства и переживания, происходящие во время игры.
Играющий должен действовать в соответствии с ролью, которую принял на себя, и соответствовать воображаемой ситуации. Последовательность игровых действий, их динамика определяются сюжетом игры.
Игровая или воображаемая ситуация — это замысел или вымысел игры, её главная выдумка. Игровая ситуация возникает после того, как учащиеся ознакомились с сюжетом, содержанием, правилами игры и начали действовать в воображаемой ситуации.
Итоги, конкретные достижения игровых действий при выполнении учебной задачи.
Деловая игра — относительно новый для отечественной педагогической практики метод.
Преимущества деловой игры:
Приведём два определения деловой игры.
А.А. Вербицкий:
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда.
Н.В. Борисова:
Деловая игра — имитационное игровое моделирование функционирования социально-экономических систем и деятельности занятых в них людей, проходящее в форме ролевого взаимодействия по определённым правилам.
Основа деловой игры — общедидактические принципы:
Разрабатывая деловую игру, педагог формулирует игровые и педагогические цели.
Игровые цели предполагают успешное выполнение учениками взятых на себя ролей, получение максимального количества баллов.
Педагогические цели состоят в развитии профессионального мышления, приобретении новых знаний и умений, формировании системы отношений в коллективе, ценностных личностных качеств.
А.М. Смолкин разделяет деловые игры на учебные и исследовательские.
Учебные игры предназначены для имитационного моделирования в учебном процессе реальных механизмов, являющихся объектом изучения.
Исследовательские — предназначены для имитационного моделирования не только реально существующих, но и проектируемых объектов, механизмов, процессов с целью проведения их экспериментального исследования.
В структуре отражается двуплановость деловых игр, предполагающая наличие имитационной и игровой модели.
Имитационная модель состоит из следующих компонентов:
Игровая модель задаёт условный план игровых действий и представляет собой социальный контекст профессиональной деятельности.
В структуре игровой модели следующие компоненты:
Педагог должен чётко определять и тщательно продумывать каждый компонент деловой игры на предварительном этапе.
Деловая игра — такой дидактический метод, который требует не только определённых знаний, умений и профессионализма от педагога, но и готовность к участию в игре от самих обучающихся. Главное требование к ним — участники деловой игры должны действовать компетентно.
Деловые игры на уроках обществознания.pdf
Деловая игра Финансовые махинации 10-11 классы.pdf
Деловая игра по физике 8 класс.pdf
Деловая игра по информатике 7 класс.pdf
Деловая игра по географии Транспорт.pdf
Деловая игра по географии Инвестиция.pdf
Деловая игра Математика на службе у человека.pdf
Деловая игра Квадратные уравнения.pdf
Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом.
Игровые действия ограничиваются правилами, которые нацеливают игроков на преодоление разных трудностей на пути к достижению цели.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Выделяют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная.
Урочная форма подразумевает руководящую роль учителя, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентированные содержание и объём игрового материала.
Внеурочная форма подразумевает большую роль самих детей. Игры проводятся эпизодически, состав участников меняется, игры варьируются по содержанию и объёму игрового материала.
Время подвижных игр в двигательном режиме школьников зависит от возраста и класса, распорядка обучения и видов деятельности.
Подвижные игры — отличный активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому уместно использовать этот тип игр на переменах и в группах продлённого дня.
Подвижные игры решают три группы задач.
Правильно организованные и учитывающие возрастные особенности обучающихся подвижные игры благоприятно влияют на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма.
Физические упражнения, на которых основаны подвижные игры, активизируют все виды обмена веществ. Мышечная нагрузка стимулирует работу желез внутренней секреции.
Игра влияет на формирование личности, так как обучающиеся проявляют и развивают умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Правила и двигательные действия создают у играющих представления о поведении в реальной жизни.
Подвижные игры воспитывают физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Эти качества развиваются в комплексе.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр активизирует действия игроков, способствует проявлению решительности, мужества и упорства для достижения цели.
Коллективный характер подвижной игры способствует развитию социальной коммуникации и оказывает влияние на поведение каждого игрока.
Выбор зависит от возрастных особенностей детей, их развития, физической подготовленности и количества занимающихся.
Также на выбор влияют место проведения игры и форма занятия.
Педагог, готовясь с игре, должен:
Во время проведения игры необходимо:
Предлагаем пример игры для детей от шести лет.
Интеллектуальная игра — вид игры, основанный на применении игроками своего интеллекта и эрудиции, соревнование между игроками в эрудиции, активная форма обучения, позволяющая проверить знания обучающихся и изучить новые факты в интересной игровой форме.
Обычно в таких играх участники отвечают на вопросы из разных сфер жизни.
Популярность интеллектуальных игр обусловлена тем, что, во-первых, эта форма обучения не рассматривается в качестве экзамена. Игра по сути является тренингом, который позволяет обучающимся:
Во-вторых, интеллектуальные игры, которые организовываются в системе, позволяют обучающимся рассматривать поражение в игре не как несостоятельность игроков и команды, а как этап работы над собой.
В-третьих, интеллектуальная игра — это способ обучения. Вопросы, которые предлагаются на игре, информативные, расширяющие кругозор, требуют от игроков умения логически мыслить. Знания, приобретённые самостоятельно, самые глубокие, прочные, переходящие в убеждения.
Система интеллектуальных игр развивает навыки самообразования, готовность самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию.
Интеллектуальные игры необходимы для решения следующих задач:
Важное значение при организации интеллектуальных игр имеет качество вопросов. Они должны быть такими, чтобы на них было интересно отвечать, а после игры появилось желание самостоятельно узнать о предмете более подробно.
Вопросы можно составлять по разным критериям.
Играющие отвечают на вопросы, которые им попадаются случайным образом.
На картинке приведены типы вопросов, которые можно и нельзя использовать в интеллектуальных играх.
Физический калейдоскоп 7-8 классы.pdf
Математический коктейль 8 класс.pdf
Интеллектуальная игра по истории _Своя игра_ для 9-10 к.pdf
Игра Счастливый случай по русскому языку.pdf
Гениальное рядом биология-информатика.pdf
Внеурочное мероприятие «Химия +…» 8-9 классы.pdf
Коррекционные игры необходимы для того, чтобы:
Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
Игры развивают умственные и сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, чтобы у ребёнка совершенствовалось восприятие характерных признаков предметов.
Коррекционные игры способствуют и речевому развитию детей:
Дидактические задачи многих коррекционных игр подбираются так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы. Некоторые игры требуют активного использования родовых и видовых понятий.
Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, – главная задача большинства словесных игр. В процессе многих из них одновременно развиваются мышление и речь.
Коррекционная игра создает положительный эмоциональный подъем. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, предметами, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.
Игры, игровые приемы чрезвычайно эффективны, когда задание оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание справиться с трудностями, обеспечит достаточную активность детей, предупредит утомление от однообразных действий.
Игра в коррекционной работе – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – группе детского сада, – во многом зависит весь путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает сейчас, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Множество негативных явлений, возникающих в детской и подростковой среде (например, агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность), зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения.
Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Старшие дошкольники (5–7 лет) уже могут вполне осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии.
В индивидуальной беседе можно задать ребенку вопросы о его отношении к сверстникам:
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «жить в одном доме» или «плыть на одном корабле».
Еще увереннее они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники, и должны стать предметом пристального внимания и практической работы психолога.
У детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении с другими заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «я». Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывает различные трудности в общении – от ярко выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости.
Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества в физической силе, хвастовстве, обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками.
Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем «я», которое замкнуто на своих преимуществах (или недостатках) и обособлено от других.
Доминирование такого отчужденного отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника и школьника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем – как самому ребенку, так и окружающим.
Поэтому педагоги должны решить важную и ответственную задачу — помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении – либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность.
Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые – такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.
Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание, тем более – выполнить его до конца.
Учителя они не слышат, все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности.
А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.
Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальной школе гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся.
И этот показатель постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.
Гиперактивные дети (особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении. Это противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены.
А просидеть за партой четыре-шесть уроков подряд по сорок минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через пятнадцать-двадцать минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Это обусловлено малой подвижностью на занятиях, отсутствием смены форм деятельности на уроке и в течение дня.
Следующая проблема — противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика.
Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему ответить. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, а зачастую кричит с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной увеличения количества ошибок в ответах и письменных заданиях при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, так как увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к большему числу замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание его самого, а не его работы.
Навыки чтения и письма у гиперактивного школьника значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям.
Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Система предъявления учебного материала в школе представляет собой прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительного поведения, тогда как гиперактивным детям нужны визуальные и тактильные опоры в получении информации.
Таким образом, можно говорить о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.
Игровые технологии на уроках: практические советы
Игровые технологии в онлайн-обучении школьников
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.