В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: актуализация и совершенствование компетенций педагогов в преподавании учебного курса «Индивидуальный проект» в условиях реализации ФОП СОО и обновлённого ФГОС СОО.
Объём: 72 часа.
Нормативная база:
Формируемые компетенции:
ФГОС СОО определяет индивидуальный проект как особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, призванную обеспечивать формирование у них опыта применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми, на уровне среднего общего образования, имеет свои особенности.
На уровне среднего общего образования исследование и проект выполняют в значительной степени функции инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Более активной становится роль самих обучающихся, которые самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и другое. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования. Важно, чтобы проблематика и методология индивидуального проекта были ориентированы на интеграцию знаний и использование методов двух и более учебных предметов одной или нескольких предметных областей.
На уровне среднего общего образования обучающиеся определяют параметры и критерии успешности реализации проекта. Презентация результатов проектной работы может проводиться не в школе, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу волонтерских организаций. Если бизнес-проект – сообществу бизнесменов, деловых людей.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и исследовательской деятельности являются:
Результатами учебного исследованиями могут быть научный доклад, реферат, макет, опытный образец, разработка, информационный продукт, а также образовательное событие, социальное мероприятие (акция).
Результаты работы оцениваются по определенным критериям:
Организация педагогического сопровождения индивидуального проекта должна осуществляться с учетом специфики профиля обучения, а также образовательных интересов обучающихся. При этом целесообразно соблюдать некий общий алгоритм педагогического сопровождения индивидуального проекта, включающий вычленение проблемы и формулирование темы проекта, постановку целей и задач, сбор информации/исследование/разработка образца, подготовку и защиту проекта, анализ результатов выполнения проекта, оценку качества выполнения.
Процедура публичной защиты индивидуального проекта может быть организована по-разному: в рамках специально организуемых в образовательной организации проектных «дней» или «недель», в рамках проведения ученических научных конференций, в рамках специальных итоговых аттестационных испытаний. Однако, независимо от формата мероприятий, на заключительном мероприятии отчетного этапа школьникам должна быть обеспечена возможность:
Регламент проведения защиты проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с обучающимися.
Оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта.
Для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Одной из особенностей учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и Федеральной образовательной программы (далее – ФОП), является наличие в нем учебного курса «Индивидуальный проект».
Проектная и исследовательская деятельности являются неотъемлемой частью образовательной деятельности, однако требования, предъявляемые к ней, различны на разных уровнях образования.
На уровне среднего общего образования происходит не только совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, но и формирование у обучающихся системных представлений опыта применения методов, технологий и форм организации проектной учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования.
Особой формой организации деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования (10-11 класс) является учебный курс «Индивидуальный проект», развивающий у них навыки целеполагания и самоконтроля.
Задача учебного курса «Индивидуальный проект» – обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект:
Количество часов, предусмотренное учебным планом среднего общего образования в ПООП СОО на индивидуальный проект, может быть увеличено при соблюдении требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (не более 34 часов при пятидневной неделе и не более 37 часов при шестидневной неделе) и ФГОС СОО (количество учебных занятий за 2 года обучения на одного обучающегося — не менее 2170 часов и не более 2516 часов).
Количество часов, отведенных на индивидуальный проект, может быть использовано на:
У образовательной организации есть два пути внедрения нового учебного курса:
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение (пункт 13 ФГОС СОО).
Следует отметить, что на уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником в отличие от уровня основного общего образования, где проходил процесс становления проектной деятельности, предполагающий совместную деятельность обучающихся и учителя.
Поскольку обучение на уровне среднего общего образования является профильным, целесообразно, чтобы темы индивидуальных проектов, их цели и задачи модифицировались в соответствии с выбранным профилем (естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным), либо соответствовали профессиональной ориентации обучающихся (что не является обязательным).
Для целенаправленной и эффективной подготовки школы к реализации требований ФГОС, в том числе программы развития УУД, в образовательном учреждении должна сложиться целостная система целенаправленной, последовательной работы по формированию основ проектной и исследовательской деятельности у обучающихся. Основные элементы системы подготовки к осуществлению проектной деятельности:
Для развития системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках ООП СОО отмечаются следующие условия:
Педагогические кадры должны иметь необходимый уровень подготовки для реализации программы УУД:
Для реализации индивидуального проекта в образовательной организации целесообразно:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.Тематическое планирование должно учитывать этапы работы над индивидуальным проектом и отражать как групповую, так и индивидуальную работу обучающихся;
В соответствии с примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: исследовательское, инженерное, прикладное, бизнес-проектирование, информационное, социальное, игровое, творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерное, информационное.
Исследовательские проекты также могут иметь следующие направления:
Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов.
Продуктом исследовательского проекта могут быть: брошюра, буклет, таблицы, графики, схемы и т.д. Хотя исследовательский проект и напоминает по форме научное исследование, при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической.
Работу с учебным исследованием можно представить в виде определенных стадий:
Учебно-исследовательская работа предполагает:
Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области, хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный / социальный проект – это довольно интересная форма проектов, в основе которых лежит сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике, направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения. Так как этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, то предполагается ознакомление участников проекта с собранной информацией, ее анализ и обобщение.
Этот вид проектов отличает строго обозначенный с самого начала продукт проектной деятельности, основанный на социальных интересах самих участников. Такие проекты требует тщательно выстроенной структуры всей деятельности участников с определением функций каждого из них. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы руководителя проектной деятельности и обучающихся, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Продукт практико-ориентированного проекта может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход и соответствующее оформление продукта проектной деятельности. Это могут быть газета, альманахи, театрализации, спектакли, праздники, творческие экспедиции, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.
Оформление результатов творческого проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана статьи, репортажа и так далее, макета, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Ролевой (игровой) проект наиболее сложен в разработке и реализации. Его структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.
Обычно такие проекты реализуются в три этапа:
Примером ролевого проекта в школе может служить сценарий и проведение «Дня самоуправления».
Результат игрового проекта либо намечается в начале его выполнения, либо вырисовывается в самом конце.
Результаты выполнения индивидуального проекта согласно п. 11 ФГОС СОО должны отражать:
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
Понятие «Индивидуальный проект» является общим для проектной или исследовательской деятельности. Следует различать понятия «учебный проект» и «учебное исследование».
Общими чертами как учебного проекта, так и учебного исследования можно считать:
Вместе с тем, существует ряд признаков, отличающих учебный проект от учебного исследования:
Учебный проект | Учебное исследование |
Цель – реализация проектного замысла. | Цель – уяснение сущности, познание истины в отношении какого-либо объекта или явления; получение новых для обучающегося знаний (даже если эти знания уже известны науке). |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования; улучшение, совершенствование чего-либо. Проектирование как способ преобразования мира. | Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Освоение норм исследовательской деятельности, формирование и развитие культуры исследовательского поведения как способа познания мира. |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Отсутствие «продукта» — плохо. | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Отрицательный результат есть тоже результат. |
Следует учесть, что такая форма организации образовательной деятельности как реферат, не может считаться учебным проектом или учебным исследованием, поскольку предполагает работу с готовой информацией (сбор и представление информации по определенной теме). Реферат может быть частью исследования или проекта.
Индивидуальный проект – позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
В процессе работы над проектом или исследованием учителю нужно формировать у учащегося следующие элементы проектной и исследовательской деятельности:
Выполнение индивидуального проекта предполагает тьюторское сопровождение. Тьюторами (руководителями) индивидуальных проектов обучающихся могут быть как педагогические работники образовательной организации (тьюторы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), так и привлеченные специалисты (научно-педагогические работники, специалисты организаций дополнительного образования, иные).
Возможно использование сетевой формы обучения. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей. В случае, если в общеобразовательной организации нет возможности привлекать специалистов и ученых для руководства проектной и исследовательской работой обучающихся, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой.
Среди новых задач, которые нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах – реализация проектной деятельности в контексте ФГОС – одна из наиболее интересных и сложных задач. Ведь индивидуальный проект – это и средство формирования, и система оценки новых метапредметных результатов.
Как следует из всего, перечисленного выше, усилий только учителей-предметников или заместителей директора по учебно-воспитательной работе для реализации требований ФГОС СОО очевидно недостаточно.
Эффективным способом решения данной проблемы может стать организация системы методической работы в школе.
Система методической работы в образовательном учреждении – это часть системы работы с педагогическими кадрами, часть системы управления работой педагогов, часть системы повышения уровня профессионального мастерства педагога.
Элементами системы могут считаться: деятельность администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса, институт кураторства проектно-исследовательской работой в школе, работа методических объединений педагогов, работа с родителями, педагогический совет школы.
Как известно, реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Отсюда и новые требования, предъявляемые к педагогу. Учитель при работе над проектом выступает консультантом. В процессе консультирования учитель как руководитель проекта решает две задачи.
Во-первых, он обеспечивает продвижение обучающегося в определении и разрешении проблемы. Учитель может предлагать алгоритм деятельности, разъясняя его ученику и предлагая выполнить ту или иную операцию на содержании проекта. Он может выстраивать этот алгоритм с помощью системы вопросов, отвечая на которые, обучающийся фактически выполняет все шаги алгоритма.
Во-вторых, учитель отслеживает корректность действий ученика с точки зрения алгоритма деятельности. При обнаружении ошибки проблематизирует позицию обучающегося с помощью вопросов.
Учитель, реализующий задачи поисковой проектной и исследовательской деятельности должен:
При таком взгляде на проектную и исследовательскую деятельность в школе становится понятно, что далеко не каждый учитель способен легко и непринужденно вписаться в процесс реализации требований ФГОС к осуществлению проектной деятельности.
В этом случае, связанном с трудностями организации проектной и исследовательской работы в школе, возрастает значение методической службы образовательного учреждения. Одна из задач методической работы может быть обозначена не только как знакомство педагогов с достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта, но и помощь педагогам в выявлении и преодолении возможных трудностей реализации ключевых направлений образования и воспитания обучающихся, а также создание методически единого пространства внутри образовательной организации как во время уроков, так и вне их.
В контексте реализации идей внедрения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности школьников работа методической службы школы приобретает особое значение. На первый план работы методической службы в школе выходит оказание реальной, действенной помощи педагогическим работникам не только в развитии их мастерства как единства профессиональных знаний, навыков и умений, но и сопровождение проектной деятельности обучающихся. Вопросы методики реализации проектов, их сопровождения учителями-тьюторами должны быть внесены в повестку дня работы всех методических структур образовательной организации.
Работа над учебным проектом представляет несколько стадий:
Работу над проектом можно строить, придерживаясь алгоритма.
Работу над индивидуальным проектом условно можно разделить на теоретический этап, этап индивидуальной работы, этап по подготовке к защите проекта, защиту индивидуального проекта. Возможны и другие наименования этапов и их количество, например: подготовительный этап, этап планирования, практический этап, аналитический этап, коррекционный этап, заключительный этап.
1 этап: Организационно-подготовительный – выбор темы учебного проекта. Тема проекта согласовывается с преподавателем. Выбор темы должен основываться на:
а) осознании проблемы, вычленении конкретной потребности;
б) оценке возможного решения проблемы;
в) собственном интересе и способностях;
г) оценке материальных возможностей для производства проектного продукта.
В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи проекта. Цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.
Планирование работы над проектом. После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности по производству проектного продукта:
а) сбор материалов по истории или теории вопроса;
б) анализ имеющихся материальных ресурсов;
в) технологический (то есть, разбитый на отдельные операции) процесс «производства» проектного продукта;
г) дизайнерские способы, приемы, техники представления проектного продукта.
План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.
Работа с литературой включает в себя:
а) отбор и изучение литературы по теме проекта;
б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.
Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.
Разработка технологической последовательности подготовки проектного продукта. Планирование процесса подготовки производится в соответствии с возможностями и ресурсами:
а) материально-технической базой образовательной организации при поддержке ресурса сетевых партнёров;
б) творческими способностями авторов проекта;
в) собственными материальными ресурсами авторов проекта.
Формы представления продукта:
После определения формы продукта следует определить требования к нему: содержательные, визуальные, технические.
При работе над проектом необходимо строго придерживаться графика и плана работы.
Одним из вариантов представления последовательности работы над проектом и подготовки проектного продукта, который подлежит публичной защите, может являться технологическая карта, представленная таблицей:
№ п/п | Выполняемый этап работы | Сроки выполнения | Ответственный за данный этап | Материальные ресурсы, оборудование |
2 этап: Технологический. Выполнение и оформление индивидуального проекта и продукта, который защищается публично, в соответствии с требованиями локального акта образовательной организации. . Разработка параметров и критериев оценки проектной деятельности, в том числе самооценки. Обязательным условием является соблюдение правил техники безопасности и культуры труда.
3 этап: Публичная защита индивидуального проекта. Автор проекта в отведенное на защиту время должен представить свою работу. В выступлении необходимо дать аннотацию (краткое описание):
а) проблема, определившая тему проекта;
б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом;
в) задачи, которые решались для достижения цели;
г) новые знания и умения, полученные в процессе работы;
д) трудности работы над проектом и его продуктом и способы их преодоления;
е) соответствие полученного результата цели.
В процессе защиты можно использовать заранее подготовленный наглядный материал.
Требования к изложению материала:
а) изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора;
б) изложение материала должно быть логичным, т.е. последовательным и не противоречащим самому себе;
в) изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка.
Выступление на защите должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки познания авторов проекта по предмету.
После выступления авторам задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.
Работу с учебным исследованием также можно представить в виде определенных стадий:
Теоретический этап при реализации учебного исследования может включать следующее:
Обращаем внимание, что параметры и критерии оценки каждой формы работы в рамках реализации индивидуального проекта должны быть известны обучающимся заранее, до начала индивидуальной работы. Желательно, чтобы разработка параметров и критериев проектной деятельности обсуждалась/ корректировалась совместно с обучающимися.
Этап индивидуальной работы обучающихся при реализации проекта (учебный проект и учебное исследование) может реализовываться как после теоретического этапа, так и параллельно с ним и включает самостоятельную работу обучающихся, консультации и другие формы работы (образовательные экспедиции, походы и экскурсии с целью сбора необходимой информации; игры, в ходе которых отрабатываются определенные умения; презентации промежуточных результатов деятельности на конференциях и конкурсах и т.д.).
Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности необходимо учитывать следующие принципиальные требования к организации и реализации индивидуального проекта, отражающие его специфику:
На данном этапе целесообразно наличие у обучающегося документации, отражающей логику проектирования: сроки работы над проектом, «контрольные точки» для представления промежуточных результатов, а также самооценку этапов работы над проектом.
Для обучающегося это может быть:
Кроме того, у обучающегося должны быть показатели и критерии оценивания индивидуального проекта на защите.
1 этап – погружение в проблему.
2 этап – организация деятельности.
3 этап – осуществление деятельности.
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность куратора (руководителя) | Деятельность обучающегося |
1 этап | Формулирует: проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели, задачи, актуальность и др. (в соответствии с требованиями положения об индивидуальном проекте). | Осуществляет: личное погружение в проблему проекта, вживание в ситуацию, конкретизирует цели и задачи, актуальность и др. |
2 этап | Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта; возможные формы представления результатов проекта. | Осуществляет: планирование; выбор способа и формы представления информации. |
3 этап | Не участвует, но: консультирует по необходимости обучающихся; ненавязчиво контролирует; ориентирует в поле необходимой информации; консультирует по презентации результатов. | Работает активно и самостоятельно: по поиску, сбору и структурированию информации; консультируется по необходимости; готовит презентацию результатов. |
4 этап | Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует результаты; подводит итоги обучения. Оценивает: глубину проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключение и выводы, эстетику оформления результатов проекта, умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов. | Демонстрирует: понимание проблемы, цели и задачи, актуальность проблемы; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы. Осуществляет: рефлексию деятельности и своих результатов; взаимооценку деятельности и её результативность. |
Индивидуальный проект может быть реализован обучающимся в течение одного или двух лет. Исходя из срока реализации проекта, планируется поэтапная работа над ним.
Этап по подготовке к защите индивидуального проекта (учебный проект и учебное исследование) может состоять из часов, отведенных на «предзащиту» или «тренировочную защиту» обучающимся (выступление перед коллективом класса, на конференциях и т.д.), его оформление, подготовку презентации индивидуального проекта, тьюторское сопровождение со стороны руководителя итогового проекта, написание руководителем рецензии, работу руководителя проекта с оппонентом (если предполагается его наличие; возможно написание оппонентом отзыва об индивидуальном проекте), ознакомление членов экспертной комиссии с критериями и показателями оценки индивидуальных проектов, структурой и содержанием экспертных листов, заполняемых на защите, требованиями к оформлению индивидуального проекта, предоставление им индивидуальных проектов для оценивания и при необходимости – консультирование.
В примерной основной образовательной программе среднего общего образования (пункт 1.8 раздела II ПООП СОО) определен следующий формат для защиты.
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
На защите учебного проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
Презентацию результатов проектной работы целесообразно проводить в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Например, если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов, деловых людей.
Представление учебного исследования. Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
На защите индивидуального проекта необходимо соблюдать регламент. Результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.
Индивидуальный проект является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией общеобразовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность оценочных процедур устанавливается локальными актами образовательной организации.
В ходе оценки сформированности метапредметных результатов обучения рекомендуется особое внимание уделять выявлению проблем и фиксации успешности продвижения в овладении:
Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) целесообразно оценивать по следующим критериям:
Основные требования, предъявляемые к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта, следующие:
Каждому параметру оценки, занесенному в оценочный лист или экспертное заключение, должны соответствовать точные критерии.
ПРИМЕР листа оценки процесса подготовки и реализации индивидуального проекта (для руководителя проекта)
Критерии | Показатели | Вариант шкалы оценивания |
Сформированность познавательных действий | Учащийся способен:
| 3 — 2 — 1 оценивается каждый показатель |
Сформированность регулятивных действий | Учащийся способен:
a) со своим пониманием учебной задачи, своим замыслом или b) с предоставленными учителем или с разработанными совместно критериями оценки или c) с выбранным способом выполнения задания
| 3 — 2 — 1 оценивается каждый показатель |
Сформированность коммуникативных действий | Учащийся способен:
| 3 — 2 — 1 оценивается каждый показатель |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Умение раскрывать содержание работы, в соответствии с заявленной темой | 3 — 2 — 1 оценивается каждый показатель |
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале:
«3»-показатель представлен полностью, в достаточной мере,
«2» — показатель представлен частично,
«1» — показатель не представлен.
Максимальное количество баллов — 54.
Лист оценки результата индивидуального проекта учащегося (для эксперта)
№ п/п | Критерии | Вариант шкалы оценивания |
1. | Актуальность темы проекта; | 3 — 2 — 1 |
2. | Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; | 3 — 2 — 1 |
3. | Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; | 3 — 2 — 1 |
4. | Планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ; | 3 — 2 — 1 |
5. | Раскрытие темы и идеи проекта через содержание; | 3 — 2 — 1 |
6. | Соответствие текста проекта нормам русского литературного языка; | 3 — 2 — 1 |
7. | Культура оформления проекта. | 3 — 2 — 1 |
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале:
«3»-показатель представлен полностью, в достаточной мере,
«2» — показатель представлен частично,
«1» — показатель не представлен.
Максимальное количество баллов — 21.
Лист оценки участия учащегося в презентации проекта (для аттестационной комиссии)
№ п/п | Критерий | Показатели | Вариант шкалы оценивания |
Качество представления доклада |
| 3 — 2 — 1 | |
Качество ответов на вопросы |
| 3 — 2 — 1 | |
Использование демонстрационного материала |
| 3 — 2 — 1 | |
Оформление демонстрационного материала |
| 3 — 2 — 1 |
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале:
«3»-показатель представлен полностью, в достаточной мере,
«2» — показатель представлен частично,
«1» — показатель не представлен.
Максимальное количество баллов — 12.
Сводная таблица итоговых баллов по результатам оценочных процедур по результатам выполнения индивидуального проекта обучающимся
№ п/п | Оценочная процедура | Максимальное количество баллов | Перевод в отметку |
1. | Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта, осуществляемая руководителем проекта. | 54 | 85% и выше — «5» 61% — 84% — «4» 60%-40% — «3» меньше 40% — «2» |
2. | Оценка результата индивидуального проекта учащегося, осуществляемая экспертом. | 21 | |
3. | Оценка участия учащегося в презентации проекта, осуществляемая аттестационной комиссией. | 12 |
Необходимо учитывать, что итоговая оценка состоит из следующих составляющих: экспертной оценки, самооценки обучающегося (для самооценки могут использоваться те же оценочные листы, что и для экспертов), взаимооценки (взаимооценка может применяться на всех этапах работы на проектом, в том числе и на защите; присутствующие имеют право не только задавать вопросы выступающему, но и оценить представленный «продукт» с помощью специальных маркеров (жетонов), «голосуя» за лучший, с их точки зрения, проект).
Как показали опросы мнения родителей по вопросам реализации проектно-исследовательской деятельности школьников, написание обучающимися проектной или исследовательской работы в режиме обязательного элемента образовательной деятельности не всегда положительно воспринимается родителями обучающихся.
Среди аргументов «против» чаще всего озвучивается увеличение количества учебной нагрузки на детей; многие родители отмечают, что проектная работа будет хорошо развиваться, если детям будут помогать родители, у которых развиты интеллектуальные способности.
Многие родители, размышляя о трудностях выполнения задания по проектной работе, отмечают, что школьники «не стремятся работать самостоятельно, потому что нужно терпение, усидчивость, умение сопоставлять, размышлять, анализировать».
Часть родителей в процессе опроса отмечали, что проект должен быть по силам ребенку и не все дети должны его выполнять (или выполнять не в полном объеме).
Некоторые родители видят недостатки идеи проектной деятельности в том, что зачастую большую часть работы по проекту делают учителя, а ребенок заучивает готовый текст.
В свете перечисленных тенденций восприятия родителями проектной и исследовательской работы возникает необходимость вводить в режим работы школы специальные формы работы с родителями.
Для выработки положительного отношения к проектной деятельности в родительской среде следует регулярно демонстрировать развивающие эффекты проектной деятельности (предоставление родителям возможности присутствовать на публичной защите проектов; предоставление возможности ребенку участвовать в статусных мероприятиях школьного, районного и городского уровней; публикация проекта на сайте школы и др.).
Среди наиболее популярных форм сопровождения родителей обучающихся в школах практикуются лекционные занятия, семинары-практикумы, консультации по запросам.
Цель работы по сопровождению родителей обучающихся — выработка и корректировка совместных действий учителя и родителей с целью оказания ребенку помощи в построении собственной образовательной траектории.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Для повышения эффективности работы с родителями полезно разработать сайт, посвященный проектно-исследовательской деятельности, где можно найти необходимые теоретические материалы, памятки, примеры работ учащихся школы. Материалами этого сайта могут пользоваться все участники образовательного процесса.
Проектная и исследовательская деятельность организуется в формате проектных сессий. Проектная сессия – мероприятие, направленное на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, исследовательского поведения, основ культуры исследовательской и проектной деятельности, на котором обучающиеся и воспитанники демонстрируют результаты проектной и исследовательской деятельности.
Проектные сессии проводятся два раза в течение каждого учебного года:
Для проведения Проектной сессии, презентации и защиты проектных и исследовательских работ, создается экспертная комиссия, в состав которой могут входить учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, представители администрации школы, преподаватели вузов, родители, представители школьного самоуправления и иные квалифицированные работники. Состав экспертной комиссии на текущий учебный год утверждается приказом директора школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии не входит научный руководитель проекта/исследования, представленного к защите.
Экспертная комиссия оценивает уровень проектной или исследовательской деятельности конкретного ученика. На гимназической научно-практической конференции «Точка зрения» комиссия определяет победителей и рекомендует работы к представлению на конференции, конкурсы, олимпиады и др. муниципального, районного, городского, регионального, федерального и международного уровня.
Проект/исследовательская работа, представленный (-ая) в текущем учебном году не может быть полностью использован в следующем учебном году в качестве отдельной проектной/исследовательской работы. Возможно использование отдельных материалов для осуществления новой проектной/исследовательской работы, развитие/ корректировка/ дополнение идеи/проектного продукта.
Контроль работы по проектам/исследованиям в общешкольном масштабе осуществляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе и координатор ученического научного общества.
Проект предпрофильной подготовки, осуществляемый учеником в процессе совместной с тьютором работы над выбранной темой в рамках предметных «лабораторий».
Представление работ происходит на заседаниях «лабораторий», на уроках соответствующих предметов, на мероприятиях предметных недель.
Основы УИД осваиваются на занятиях курса «Учебно-исследовательская деятельность».
Формируемые умения и навыки:
Проект освоения учебно-исследовательской деятельности (под руководством консультанта).
Защита работ производится на мероприятиях предметных недель, в рамках НПК «Шаги в науку ХХI века», а также на чтениях и конференциях регионального, всероссийского и международного уровней (в т. ч. дистанционных).
В процессе работы над проектами старшеклассники включаются в социально значимую работу.
Формируемые умения и навыки:
Презентация результатов исследовательских и проектных работ проходит в гимназии в рамках научно-практической конференции «Шаги в науку XXI века», а также на других образовательных площадках. Если это социальный проект, то его результаты могут быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций.
Вовлеченность всех участников образовательного процесса в достижение новых образовательных результатов, в формирование исследовательской культуры можно наблюдать на каждом этапе образовательного процесса.
Татьяна Эдуардовна Мангер и Елена Александровна Белова, преподаватели ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», предлагают следующую схему работы над индивидуальным проектом.
Первый блок: «погружение» в проектную деятельность. Используется рефлексивный прием «Мысли во времени»: обучающиеся в форме свободного письма записывают свои мысли, которые возникли после произнесения фразы «Проектная деятельность». Длительность письма составляет 5 минут. Затем они делятся отрывками текста и обсуждают, что такое проектная деятельность, и какими знаниями и умениями должен обладать учащийся для успешного завершения проекта.
На этом этапе необходимо уделить внимание повторению материала: анализу различных типов проектов, их структуре и содержанию. В завершении блока проводится форсайт-сессия, где на примере известных русских народных сказок в игровой форме учащиеся выявляют проблемы героев и пути их решения, к примеру, предлагают эффективные способы вытягивания ния репки, нестандартные рецепты теста для выпечки Колобка и др.
Второй блок: «погружение» в исследовательскую деятельность. Учащиеся знакомятся со строением и структурой. Как и в первом блоке используется рефлексивный прием «Мысли во времени» после произнесения фразы «Исследовательская деятельность». В завершении блока учащиеся составляют опорную схему сходств и различий проектной и исследовательской деятельности.
Третий блок: развитие поисковой и аналитической деятельности. Первая серия практических работ предполагает знакомство с научной электронной библиотекой elibrary.ru и другими электронными источниками информации, где учащиеся:
Особое внимание уделяется цифровой гигиене.
Целью второй серии является оказание помощи учащимся в поиске тематического поля. Для этого ребята составляют список статей по заданному ключевому слову, проводят анализ их названий, группируют по определенному признаку и делятся предположениями о существующих пробелах, которые, по их мнению, необходимо исследовать в той или иной области.
Эта работа предполагает три уровня деятельности:
Для увеличения продуктивности можно подобрать ключевые слова из близких учащимся областей. К примеру, проанализировав статьи по ключевому запросу «Социальные сети», класс придёт к выводу, что большую часть ученых привлекают вопросы использования той или иной социальной сети в качестве
При этом можно сделать предположение, что стоит уделить внимание не только влиянию обработки фотографий и композиционных приемов на увеличение уровня охвата, но и рассмотреть зависимость уровня доверия посетителей профиля от визуальной составляющей профиля. Кроме того, могут появиться неожиданные вопросы, например: возможно ли повысить уровень подготовки к ЕГЭ по информатике, если регулярно проводить образовательные онлайн-квесты, используя ресурсы социальных сетей?
Четвертый блок: закрепление отличительных характеристик объекта и предмета исследования. Как показала практика, большая часть учащихся не разграничивает данные понятия или испытывает затруднение в их формулировке. Занятия носят комбинированный характер: кроме лекционного формата, используются разнообразные игровые механики в рамках разминки либо закрепление материала.
Например, можно провести серию игр, в которой предложить реальную тему проекта, а учащимся необходимо определить объект и предмет исследования, либо наоборот, когда объект и предмет известен, а учащиеся рассуждают над возможной формулировкой темы. Игровую механику можно реализовать с помощью специальных сервисов kahoot.com и mentimeter.com. Для этого проецируется вопрос на доску и на экраны смартфонов обучающихся, ребята должны либо выбрать подходящий из предложенных вариантов ответ, либо написать ответ самостоятельно. В завершении игры полученные результаты обсуждаются.
Пятый блок: выработка навыков планирования и целеполагания. Первая часть – осмысление проблемы и формирование цели. Учащимся предлагалось подготовить публичное выступление в формате «Вопрос-Ответ» по следующему списку:
В ходе обсуждения выявляются следующие распространенные ошибки:
Вторая часть – визуализация этапов проекта/исследования с наименованием мероприятий на каждом из этапов и ожидаемых результатов по завершении каждого из них с помощью специального сервиса mindmeister.com.
Шестой блок: развитие презентационных и коммуникативных навыков. Учащимся презентуют перед классом тему проекта/исследования. Основные позиции, которые освещаются во время выступления:
После выступления ребята:
Взаимодействие учащихся с докладчиком осуществляется через сервис mentimeter.com. Эта платформа представляет разнообразные возможности для сбора развернутой информации. При этом ответы участников демонстрируются на экране в режиме реального времени. Использование платформы для взаимодействия обосновывается следующим:
Седьмой блок: выработка навыков работы с научной и учебной литературой; академического письма. Учащиеся знакомятся со структурой научных статей, морфологическими, лексическими и синтаксическими особенностями научного стиля, ГОСТом «Реферат и аннотация», особенностями контент-анализа литературы. К основным практическим работам данного этапа относятся:
Восьмой блок: знакомство с организацией и проведением экспериментальной части исследования, проработкой итогового продукта. Учащиеся знакомятся с эмпирическими методами исследования, способами обработки и оформления данных, понятиями «критерий» и «показатель». Первая часть практических работ проходита в формате дискуссий, где учащиеся демонстрируют «карту эксперимента», оформленную на сервисе mindmeister.com. Данная карта включает цель и план проведения экспериментальной части, используемые методы исследования, критерии оценки целевых показателей и методы обработки данных.
Вторая часть практических работ готовит учащихся к публичному выступлению и носит интегрированный характер. Можно провести мастер-класс по ораторскому искусству, познакомить с тенденциями оформления презентаций, полезными сервисами, дать рекомендации по правильному размещению информации и визуализации данных на слайде. В заключительной части можно предложить разбиться на пары и разработать буклеты о правилах оформления презентаций. Итогом данного этапа является апробация полученных результатов на научно-практической конференции.
Девятый блок: доработка исследования/проекта с учетом замечаний и предложений, оформление текста работы, публичная защита перед комиссией и учащимися, подведение итогов и анализ выполненной работы.
На каждом этапе проводятся индивидуальные консультации по возникшим у учащихся вопросам.
Элементами «универсального конструктора» являются модели, которые могут быть различными при конструировании практики реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе в каждой из школ. Он представляет собой ряд базовых (универсальных) элементов для конструирования модели организации предмета «Индивидуальный проект» с перечнем основных вариантов их реализации. При этом необходимо по каждой позиции рассмотреть возможности и ограничения того или иного варианта организации исследовательской и/или проектной деятельности учащихся в старшей школе с учетом специфики своей школы:
Элемент «универсального конструктора» модели | Варианты реализации и значимые аспекты данного элемента при разработке модели (школа может выбрать из имеющихся вариантов или предложить свой, определиться в значимых свойствах и выделенных параметрах элемента модели) | Возможности и ограничения в контексте конкретной школы |
Время реализации курса «Индивидуальный проект» и его объем в часах (кредитах) |
| |
Обязательность курса |
| |
Жанр работ |
| |
Формат определения тем и содержания исследований или проектов |
| |
Формат сопровождения |
| |
Формат организации |
| |
Формат итогового результата | какой-то один из перечня, несколько или все:
| |
Формат представления результатов |
| |
Формат экспертизы |
|
По материалам статьи Обухова Алексея Сергеевича, Борисовой Людмилы Александровны «”Универсальный конструктор» для проектирования организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе» // Исследователь/Researcher. 2019. №3 (27).
Нередко под командной работой неправильно понимается практика, когда «все делают всё», при этом каждый из участников не может внятно объяснить, в чем же конкретно состоит его личный вклад в общий результат. Работа проходит по плану, жестко заданному руководителем, нередко на оборудовании, которое имеется под рукой, и по стандартным методикам, описанным в инструкции к нему. Такая ситуация является не командной проектной работой, а в лучшем случае групповой учебной работой. Главное отличие команды от группы учащихся – возможность самоопределения каждого ее члена, самостоятельность в осуществлении своей роли в команде, необходимость продуктивной коммуникации – ясного формулирования запроса к другим членам команды и посильного ответа на их запросы.
Продукт работы команды – построенный робот или описание особенностей флоры ручья – не самоцель, а средство получения образовательного результата. Поэтому помимо формального результата проекта (созданный макет, предложенное техническое решение и т. д.) должны отслеживаться (м.б. преимущественно) – развитие навыков познания, коммуникации, деятельности, рефлексии (что соответствует познавательным, коммуникативным, регулятивным, личностным УУД). И это должно быть заложено в критерии оценки. При этом, и это тоже важное преимущество командной работы, создаются условия для перехода от внешней оценки результата учителем к взаимной и самооценке результата членами команды.
О взаимодействии в команде, развитии навыков коммуникации и сотрудничества сказано немало. Но достаточно редко можно найти конкретные указания на механизмы развития сотрудничества, условия складывания взаимодействия в команде. Решающим для этого является позиционное самоопределение каждого члена команды, когда он в состоянии проанализировать ситуацию и ответить себе на вопрос: кто я в команде, какова моя роль, зона ответственности, права и обязанности по отношению к другим членам команды. Это требует выработки внутри команды своего собственного, понятного всем языка, когда одно и то же понятие имеет для всех участников команды одинаковый смысл. В современной практике работа по становлению такого языка проходит в рамках специальных тренингов (в частности, team building).
Для этого каждый член команды должен определиться в следующих вопросах:
После этого участник проекта уже может определить свою позицию, функцию, которую он реализует в команде. Примерами таких позиций могут быть: теоретик-аналитик, проектировщик, исследователь, экспериментатор, дизайнер, PR-менеджер и др.
Позиции в проектной команде
При этом типы деятельности у разных участников команды становятся разными, давая возможность каждому из них реализовать свои предпочтения: кто-то становится исследователем, кто-то проектировщиком, кто-то организатором. Кого-то может заинтересовать философское осмысление темы. Члены команды учатся общаться, часто приходится вставать на позицию другого члена команды и пытаться взглянуть на ситуацию его глазами. При этом нередко уже нельзя однозначно отнести содержание реализуемой командой деятельности к проектной (т. е. направленной на получение нового продукта или объекта) или исследовательской (т. е. направленной на получение нового знания об объекте) – в ней могут быть ярко выражены и та, и другая часть.
Важно, и это является ключевой задачей при реализации командного проекта в школе, чтобы каждый из участников мог выделить свой индивидуальный проект из общего проекта команды, поставив свою индивидуальную цель, определив планирование, синхронизацию своего плана с планами других участников и с командой в целом. Именно способность к организации такой работы (и эту компетенцию нужно совершенствовать в первую очередь) позволяет учителю стать не «дающим знание», как выполнять индивидуальный проект, а стать организатором и консультантом в самостоятельной работе команды учащихся, уважаемым ею руководителем проекта.
Планирование индивидуального проекта и целеполагание в рамках командного проекта
Работа команды | Организатор | Программист | Исследователь | PR-менеджер |
Создание общего замысла | ||||
Разработка общего плана работы | ||||
Определение необходимых ресурсов | ||||
Детализация отдельных направлений работы | ||||
Детализация общего плана работы по срокам | ||||
Реализация проекта | ||||
Анализ и корректировка хода выполнения проекта | ||||
Завершение проекта | ||||
Анализ результативности | ||||
Подготовка презентации | ||||
Рефлексия, анализ успешности и последствий | ||||
Разработка дальнейших планов |
Богатый опыт реализации командных проектов наработан в рамках проектных смен «Большие вызовы» ОЦ «Сириус», который создан по инициативе Президента России в г. Сочи на базе олимпийской инфраструктуры. На этих сменах, проходящих ежегодно в июле, выполняется более 50 командных проектов, тематика которых разрабатывается специалистами из ведущих университетов в направлениях, соответствующих приоритетам Национальной технологической инициативы (НТИ): «Автономный транспорт», «Беспилотные летательные аппараты», «Персональные системы безопасности», «Когнитивные исследования», «Персональная медицина» и др.
На Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского часто поступают работы, связанные, например, с фитотерапией и созданием фитоуголков в школе. При этом главной целью для авторов нередко становится априорное доказательство пользы зеленых растений в учебном классе. И практическая часть работы направлена на доказательство этого положения. В ход идут скачанные из Интернета тексты о важности «экологически чистой» среды и другие расхожие публицистические штампы.
При этом можно организовать командную работу по этой теме, предложив участникам команды интересные для них позиции, в которых они могут «двигаться» сами, не теряя связь с командой и самостоятельно ставя себе задачи. Например:
Этот список можно продолжить. Важно проводить регулярные обсуждения, на которых происходит встреча разных позиций, и ребята учатся смотреть на свою работу «чужими глазами», понимать, в чем у них недоработки, находить компромиссы в спорных вопросах.
На одной из региональных конференций на секции по финансовой грамотности ребята представили проект развития туризма в их очень интересном сельском историко-культурном районе. Они просчитали все: стоимость гостиницы, питания, экскурсий, сувениров для посетителей. И собственную прибыль. Но для них стал совершенно неожиданным вопрос: а откуда возьмутся эти туристы, которые привезут вам деньги? И сколько денег нужно вложить, чтобы их привлечь? Это не было предусмотрено в их расчетах.
Поэтому работа в разнопозиционных командах, в постоянных дискуссиях и обсуждениях позволяет взглянуть на тему с самых разных сторон, понять и принять аргументы других членов команды. В конечном счете – приобрести те самые «навыки XXI века». Да и учителям это доставит большое удовольствие и даст стимул для собственного развития.
При руководстве командными проектами учителю необходимо освоить методику «вытаскивания» индивидуального проекта из командного (я надеюсь, приведенная в статье табличка будет этому способствовать). И научить этому ребят, чтобы каждый участник команды, четко понимая свою функцию, мог ее описать и представить как индивидуальный проект.
Каковы же механизмы организации командной работы учащихся в школе, где каждый учитель по факту озабочен «прохождением» своей рабочей программы, а площадками коммуникации являются предметные методические объединения или педсоветы, на которых редко ставятся и обсуждаются междисциплинарные вопросы?
Такой площадкой может стать метапредметное методическое объединение, на котором обсуждаются темы и сценарии проектов, необходимые роли, методы инициации самоопределения и взаимодействия членов команды (как детской, так и учительской). Конечно, в некоторых школах неформальные связи между инициативными учителями возникают и сами, но в общем случае такое объединение должно иметь официальный статус, определенный на уровне администрации школы.
По материалам статьи Леонтовича Александра Владимировича “Как выполнить индивидуальный проект в команде?” // Исследователь/Researcher. 2019. №3 (27).
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.