Курс повышения квалификации (36 ч.)

Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ средней и старшей школы

Цель: совершенствование и (или) приобретение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности педагога в рамках реализации и проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ в системе основного и среднего общего образования.

Объем: 36 часов.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Варианты обучения детей с ОВЗ

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающиеся имеют право на:

    • «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);
    • «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);
    • «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15).

При этом дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Существует четыре варианта образовательных Программ – A,B,C,D.

Вариант А – уровень развития ребенка близок к возрастной норме

Среда обучения

Нормально развивающиеся сверстники

Конечный результат усвоения содержания образования

Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников

Сроки обучения

Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей

Вид программы

ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план

Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ.

Вариант В – на начало обучения у ребенка очевидны задержки развития

Среда обучения

Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы

Конечный результат усвоения содержания образования

Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников

Сроки обучения

Пролонгированы

Вид программы

Адаптированные образовательные программы

ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

Вариант С – выраженные нарушения развития

Среда обучения

Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях

Конечный результат усвоения содержания образования

Образование по конечному результату несопоставимо с образованием нормально развивающихся сверстников

Сроки обучения

Пролонгированы

Вид программы

Адаптированные образовательные программы

ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

Вариант D – значительные, комплексные нарушения развития

Среда обучения

Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания

Конечный результат усвоения содержания образования

Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося

Сроки обучения

Пролонгированы

Вид программы

Индивидуальные специальные образовательные программы

ФГОС для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной.

Согласно Закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

    • специального (коррекционного) образования;
    • инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
    • в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
    • в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
    • в условиях домашнего (семейного) образования.

Занятие 2. Индивидуализация процесса обучения

Особенность последних десятилетий – рост и разнообразие педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.

Отличие нынешней ситуации – в том, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций или их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации.

Гуманизм в образовании – прежде всего, признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и появляются трудности – вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Один из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки – разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    • особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
    • профессионализмом педагога;
    • возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;
    • возможностями материально-технической базы учреждения.

Эффективные средства формирования навыков самоопределения – педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д., которую называют индивидуальным образовательным маршрутом.

Принцип индивидуализации – «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» – предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Занятие 3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ: отличия от ИПРА и СИПР 

При построении АОП и реализации обучения детей с ОВЗ необходимо владеть терминологией и пониманием содержания таких документов, как ИПРА, СИПР и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Эти документы имеют разные цели, разработчиков и нужны разным категориям детей. Рассмотри каждый из документов и их различия.

ИПРА

ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Её разрабатывает бюро медико-социальной экспертизы для детей-инвалидов и инвалидов. В программу включают:

    • реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые гражданин с инвалидностью вправе получить бесплатно;
    • реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид или другие организации;
    • рекомендуемые товары и услуги для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств материнского капитала.

ИПРА рекомендована для ребенка с инвалидностью и его родителей, но обязательна для школы и детского сада (абз. 2 и 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Следует приложить ИПРА к АООП или разработать АОП с учетом ИПРА и рекомендаций ПМПК.

СИПР

СИПР – специальная индивидуальная программа развития для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Требования к СИПР установлены во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.

СИПР разрабатывают только школы и включают в состав АООП ООО или АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к структуре СИПР установили только при обучении по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В таком случае программа развития должна включать:

    • общие сведения о ребенке;
    • характеристику ребенка – оценку развития обучающегося на момент составления программы, приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
    • индивидуальный учебный план;
    • содержание образования в условиях организации и семьи;
    • условия реализации потребности в уходе и присмотре;
    • перечень специалистов, которые участвуют в разработке и реализации СИПР;
    • перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи;
    • перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
    • средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Минобрнауки разъяснил особенности работы с СИПР в письме от 15.03.2018 № ТС-728/07.

ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут – условная концепция из теории педагогики, которая имеет разные интерпретации. Школы вправе использовать термин в любом удобном контексте.

Законодательство в сфере образования не использует термин «индивидуальный образовательный маршрут» и не предъявляет требований к этой концепции. При этом Закон «Об образовании в РФ» закрепляет термин «индивидуальный учебный план», который индивидуализирует содержание образовательной программы для конкретного ученика. Кроме того, ФГОС всех уровней общего образования предусматривают, что ООП и АООП должны включать в себя часть, формируемую участниками образовательных отношений. Основная цель этой части программы – использовать все образовательные возможности школы, чтобы удовлетворить разнообразные потребности детей, что также индивидуализирует образование в конкретной организации.

Индивидуальный образовательный маршрут чаще всего используют в широком понимании – как набор активностей, которые помогут развиться ребенку во всех сферах: учебной, культурной, спортивной, профессиональной, социальной. В таком случае маршрут необходим каждому ребенку независимо от того, имеет он статус ОВЗ или нет.

Следует использовать индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ, если он закреплен в локальных актах. Например, ППк после обследования ребенка может составить не только коллегиальное заключение, но и индивидуальный образовательный маршрут.

Занятие 4. Классификация индивидуальных образовательных маршрутов 

В последнее время происходит постоянное обновление идей, связанных с проектированием образовательных маршрутов, в работах ученых обсуждаются различные способы решения этого вопроса. Вместе с тем, приступая к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, на наш взгляд, необходимо определиться с видом образовательного маршрута и учесть основные позиции, представленные в профессиональном сознании педагогов образовательной организации.

Сегодня существуют различные подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Рассмотрим некоторые из них.

Е. А. Александрова выделяет воспитательные траектории (маршруты), к которым относятся личностно-ориентированные, социально-ориентированные и учебные траектории (маршруты), включающие знаниево-ориентированные, творчески-ориентированные и практико-ориентированные. Т. е. основанием для классификации выступает направленность образовательных интересов школьников.

В классификации, предложенной С. В. Марковой, основанием для классификации стала познавательная направленность деятельности школьников, в рамках которой она выделяет:

    • маршруты интеллектуальной познавательной направленности;
    • маршруты творческой познавательной направленности.

А. П. Тряпицына считает, что при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов необходимо учитывать вид образовательной программы (базовый, углубленное изучение отдельных предметов и др.) и уровень общего образования.

И. А. Галацкова предлагает разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся исходя из темпов освоения ими образовательных программ и личностных особенностей детей. Она выделяет следующие группы обучающихся, для которых необходимо проектировать и реализовывать индивидуальные обучающие маршруты:

    • с опережающими темпами развития;
    • с ослабленным здоровьем (соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность);
    • с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении (снижение интереса к учению, несформированность в учебной деятельности, педагогическая запущенность, низкий уровень умственного развития);
    • одаренные обучающиеся со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции, трудности в общении).

Структура образовательных маршрутов, перечисленных выше, определяется с учетом этапа обучения и включает как учебную деятельность обучающихся, так и другие виды их деятельности в образовательном пространстве организации.

Занятие 5. Принципы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

Существуют следующие противоречия, которые должны быть разрешены при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в условиях введения предметных концепций:

    • между необходимостью использовать ИОМ для обеспечения становления и развития личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости и осознанием этой необходимости всеми участниками образовательных отношений;
    • между необходимостью активного включения обучающегося в процесс проектирования ИОМ и тем, что часто для самого обучающегося смысл проектирования ИОМ остается неясным;
    • между необходимостью обеспечения практико-ориентированного обучения и недостаточной готовностью педагогов к выбору, реализации и разработке образовательных практик для достижения планируемых результатов;
    • между развитием ИКТ и их использованием для проектирования ИОМ;
    • между необходимостью использовать диагностический инструментарий для определения динамики реализации ИОМ и недостаточной степенью его разработанности.

Принципы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

    • обязательное соблюдение интересов обучающегося, в том числе через предоставление ему выбора из широкого спектра возможностей, которые могут быть предоставлены за счет использования образовательной среды ОУ, района и города, при формировании ИОМ;
    • взаимодействие и согласованность действий всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов и администрации ДОУ);
    • опора на достижение предполагаемых образовательных результатов обучающегося;
    • систематическая оценка индивидуального прогресса обучающихся, на основе результатов которой проводится корректировка ИОМ;
    • организация психолого-педагогической и организационно-методической поддержки всех участников образовательных отношений.

Занятие 6. Структура индивидуального образовательного маршрута

По отношению к детям с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут определяется педагогами как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей.

Разработка ИОМ для ребенка с ОВЗ предполагает:

    • определение и реализацию специальных условий для полноценного включения его в образовательную среду;
    • определение стратегии и тактики психолого-педагогической поддержки.

Цель индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение государственного стандарта, на результаты освоения общеобразовательной программы (на основе адаптированной основной образовательной программы) в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

  1. Постановку целей, определение задач образовательной работы.
  2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.
  3. Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Решение вопроса о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.
  5. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь для развития его социальной компетентности и творческой самореализации через участие в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятиях.
  6. Определение системы диагностического сопровождения, систематизации и корректировки методик диагностики.
  7. Определение ожидаемых результатов, сроков их достижения.

Структура ИОМ утверждается отдельным положением (Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ).

В структуру ИОМ входят:

  1. Титульный лист с указанием наименования учреждения, адресности (Ф.И.О. обучающегося, год обучения), с грифом утверждения руководителем, согласованием с родителями и председателем ПМПК школы.
  2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; цели и задачи ИОМ.
  3. Индивидуальный учебный план.
  4. Регламент деятельности всех участников совместной работы (психолого-педагогическое сопровождение).
  5. Мониторинг достижений обучающегося:
    • по реализации образовательной программы по основным предметам;
    • по динамике показателей психического и психологического развития обучающегося и уровню сформированности ключевых компетенций.

6. Анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута и рекомендации итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.

Занятие 7. Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута

1 этап – Подготовительный

1. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения.

2. Изучение:

    • данных о развитии ребенка;
    • сведений об условиях развития и воспитания ребенка.

3. Анализ:

    • ситуации социального окружения ребенка;
    • специфики проявления особенностей развития, возрастных особенностей.

4. Выявление реальных трудностей.

2 этап – Комплексной диагностики

1. Выявление:

    • особенностей физической, личностной и познавательной сферы ребенка;
    • трудностей в обучении;
    • личностного ресурса.

2. Диагностика речевого развития; педагогическая диагностика.

3. Определение уровня актуального развития, фиксирование характера отклонений в развитии.

3 этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики командой специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

4 этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

  1. Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем.
  2. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребенка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

5 этап – Промежуточная диагностика

Выявление динамики в развитии. При необходимости – внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.

6 этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Учитывается динамика в развитии ребенка. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

7 этап – Итоговая диагностика

Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.

При разработке ИОМ необходимо опираться на следующие принципы:

    • психологической безопасности (принятие ребенка таким, какой он есть);
    • помощи в приспособлении к окружающей среде;
    • единства совместной деятельности;
    • мотивированности к учебному процессу;
    • включения родителей в коррекционный процесс;
    • формирования правильного отношения общества к людям с ОВЗ.

Только такой подход поможет жить не параллельно, а вместе. Это – процесс длительный, и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.

Дополнительные материалы

Библиографический список

Электронные ресурсы:

  1. Будаева, Н. А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута : методическое пособие / Н. А. Будаева. – Усть-Кут : Издательство МОУ ДОД ДЮЦ УКМО, 2015. – 27 с. – Текст : электронный // URL: https://gymn52.ru/files/Documents/razrabotka_i_oformlenie_individul.pdf
  2. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ. – Переславль-Залесский : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9», 2018. – 30 с. – Текст : электронный // URL: https://school9-prs.edu.yar.ru/regionalnaya_innovatsionnaya_ploshchadka/otchet2_blok/model__iom_.pdf
  3. Толстая, Е. А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Толстая. – 4 с. – Текст : электронный // URL: https://dou31krsk.ru/images/19-20/gruppy/kolobok/iom_s_ovz.pdf

Итоговое тестирование

Для обучения ребенка с ОВЗ по адаптированной образовательной программе разрешение родителей (законных представителей):
Согласно Закону «Об образовании в РФ» дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в учреждении:
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ – это:
Цель ИОМ – это:
В структуру ИОМ не входит:
Обязательное соблюдение интересов обучающегося при проектировании ИОМ обеспечивается за счет:
По результатам систематической оценки индивидуального прогресса обучающихся проводится:
Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка проводится:
Анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута и рекомендации итогового психолого-медико-педагогического консилиума проводятся:
На подготовительном этапе проектирования ИОМ проводится:

 

Корзина