Цель: совершенствование и (или) приобретение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности педагога в рамках реализации и проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ в системе основного и среднего общего образования.
Объем: 36 часов.
Структуру, содержание и задачи проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ средней и старшей школы.
Проектировать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ средней и старшей школы.
Овладение технологией проектирования ИОМ для обучающихся с ОВЗ.
Понимание целей, задач и содержания ИОМ для обучающихся с ОВЗ.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающиеся имеют право на:
При этом дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Существует четыре варианта образовательных Программ – A,B,C,D.
Среда обучения | Нормально развивающиеся сверстники |
Конечный результат усвоения содержания образования | Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей |
Вид программы | ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план |
Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ. |
Среда обучения | Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы |
Конечный результат усвоения содержания образования | Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Адаптированные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. |
Среда обучения | Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях |
Конечный результат усвоения содержания образования | Образование по конечному результату несопоставимо с образованием нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Адаптированные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. |
Среда обучения | Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания |
Конечный результат усвоения содержания образования | Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Индивидуальные специальные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной. |
Согласно Закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
Особенность последних десятилетий – рост и разнообразие педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.
Отличие нынешней ситуации – в том, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций или их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации.
Гуманизм в образовании – прежде всего, признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и появляются трудности – вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Один из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки – разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
Эффективные средства формирования навыков самоопределения – педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д., которую называют индивидуальным образовательным маршрутом.
Принцип индивидуализации – «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» – предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
При построении АОП и реализации обучения детей с ОВЗ необходимо владеть терминологией и пониманием содержания таких документов, как ИПРА, СИПР и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Эти документы имеют разные цели, разработчиков и нужны разным категориям детей. Рассмотри каждый из документов и их различия.
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Её разрабатывает бюро медико-социальной экспертизы для детей-инвалидов и инвалидов. В программу включают:
ИПРА рекомендована для ребенка с инвалидностью и его родителей, но обязательна для школы и детского сада (абз. 2 и 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Следует приложить ИПРА к АООП или разработать АОП с учетом ИПРА и рекомендаций ПМПК.
СИПР – специальная индивидуальная программа развития для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Требования к СИПР установлены во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.
СИПР разрабатывают только школы и включают в состав АООП ООО или АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к структуре СИПР установили только при обучении по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В таком случае программа развития должна включать:
Минобрнауки разъяснил особенности работы с СИПР в письме от 15.03.2018 № ТС-728/07.
Индивидуальный образовательный маршрут – условная концепция из теории педагогики, которая имеет разные интерпретации. Школы вправе использовать термин в любом удобном контексте.
Законодательство в сфере образования не использует термин «индивидуальный образовательный маршрут» и не предъявляет требований к этой концепции. При этом Закон «Об образовании в РФ» закрепляет термин «индивидуальный учебный план», который индивидуализирует содержание образовательной программы для конкретного ученика. Кроме того, ФГОС всех уровней общего образования предусматривают, что ООП и АООП должны включать в себя часть, формируемую участниками образовательных отношений. Основная цель этой части программы – использовать все образовательные возможности школы, чтобы удовлетворить разнообразные потребности детей, что также индивидуализирует образование в конкретной организации.
Индивидуальный образовательный маршрут чаще всего используют в широком понимании – как набор активностей, которые помогут развиться ребенку во всех сферах: учебной, культурной, спортивной, профессиональной, социальной. В таком случае маршрут необходим каждому ребенку независимо от того, имеет он статус ОВЗ или нет.
Следует использовать индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ, если он закреплен в локальных актах. Например, ППк после обследования ребенка может составить не только коллегиальное заключение, но и индивидуальный образовательный маршрут.
В последнее время происходит постоянное обновление идей, связанных с проектированием образовательных маршрутов, в работах ученых обсуждаются различные способы решения этого вопроса. Вместе с тем, приступая к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, на наш взгляд, необходимо определиться с видом образовательного маршрута и учесть основные позиции, представленные в профессиональном сознании педагогов образовательной организации.
Сегодня существуют различные подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Рассмотрим некоторые из них.
Е. А. Александрова выделяет воспитательные траектории (маршруты), к которым относятся личностно-ориентированные, социально-ориентированные и учебные траектории (маршруты), включающие знаниево-ориентированные, творчески-ориентированные и практико-ориентированные. Т. е. основанием для классификации выступает направленность образовательных интересов школьников.
В классификации, предложенной С. В. Марковой, основанием для классификации стала познавательная направленность деятельности школьников, в рамках которой она выделяет:
А. П. Тряпицына считает, что при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов необходимо учитывать вид образовательной программы (базовый, углубленное изучение отдельных предметов и др.) и уровень общего образования.
И. А. Галацкова предлагает разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся исходя из темпов освоения ими образовательных программ и личностных особенностей детей. Она выделяет следующие группы обучающихся, для которых необходимо проектировать и реализовывать индивидуальные обучающие маршруты:
Структура образовательных маршрутов, перечисленных выше, определяется с учетом этапа обучения и включает как учебную деятельность обучающихся, так и другие виды их деятельности в образовательном пространстве организации.
Существуют следующие противоречия, которые должны быть разрешены при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в условиях введения предметных концепций:
Принципы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
По отношению к детям с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут определяется педагогами как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей.
Разработка ИОМ для ребенка с ОВЗ предполагает:
Цель индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение государственного стандарта, на результаты освоения общеобразовательной программы (на основе адаптированной основной образовательной программы) в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
Структура ИОМ утверждается отдельным положением (Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ).
В структуру ИОМ входят:
6. Анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута и рекомендации итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
1 этап – Подготовительный
1. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения.
2. Изучение:
3. Анализ:
4. Выявление реальных трудностей.
2 этап – Комплексной диагностики
1. Выявление:
2. Диагностика речевого развития; педагогическая диагностика.
3. Определение уровня актуального развития, фиксирование характера отклонений в развитии.
3 этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута
По данным заключений в результате углубленной диагностики командой специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
4 этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута
5 этап – Промежуточная диагностика
Выявление динамики в развитии. При необходимости – внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.
6 этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута
Учитывается динамика в развитии ребенка. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
7 этап – Итоговая диагностика
Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.
При разработке ИОМ необходимо опираться на следующие принципы:
Только такой подход поможет жить не параллельно, а вместе. Это – процесс длительный, и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.
Электронные ресурсы:
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.