Цель: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области использования технологии eduScrum в образовательном процессе.
Объем: 36 часов.
Особенности проектирование современного урока в соответствии с технологией eduScrum.
Практические приёмы использования технологии eduScrum в образовательном процессе.
Создавать бэклог (маршрутный лист) спринта с опорой на тематическое планирование.
Создавать интерактивный флип (доску задач).
Разрабатывать задания, мотивирующие на учебную деятельность в течении спринта.
Отбирать и создавать контент для серии связанных уроков (спринтов).
Проектирование современного урока в соответствии с технологией eduScrum.
Использование практических приёмов использования технологии eduScrum в образовательном процессе.
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования
eduScrum — это фреймворк (каркас, структура), в рамках которого учителя и обучающиеся решают комплексные задачи высокой сложности и стремятся к достижению максимально значимых образовательных целей продуктивно и творчески.
eduScrum
Овладеть eduScrum сложно, потому что он описывает только «Зачем» и «Что», но не детализирует «Как». eduScrum не является процессом или техникой контроля за обучающимися; это структура, в которой вы можете использовать различные процессы и техники. Обучающимся дается свобода выбора, что требует от учителей гибкого мышления. В рамках eduScrum упор делается на организацию и выполнение работы в установленные сроки и в соответствии с образовательными целями. Кроме того, eduScrum фокусируется на постоянном улучшении с помощью самостоятельных проверок (инспекции) и адаптации через ретроспективу. Это дает представление об эффективности планирования и выбранного обучающимися подхода, чтобы они могли улучшать себя и свои результаты.
При работе с eduScrum качество в отношении предметных знаний, сотрудничества и личностного развития постоянно эволюционирует в течение учебного года. Обучающиеся испытывают высокую степень вовлеченности и ответственности за свою работу и, как следствие, гордятся её качеством. Вовлеченность в сочетании с постоянным улучшением ведет к повышению результатов. Это достигается путем проведения обзоров и ретроспектив. На обзорах речь идет главным образом о том «Что» сделано (относительно содержания изучаемого предмета), а ретроспектива исследует как содержание того, что необходимо было предоставить (по предмету), так и личностное развитие. Это касается сотрудничества, использования личных качеств обучающихся и качеств команды.
Фреймворк eduScrum, как и Scrum, состоит из команды и связанных с ней ролями, событий, элементов и правил. Каждый компонент этой системы служит определенной цели и имеет важное значение для использования и успеха eduScrum. Существует множество способов применения eduScrum на практике. Правила eduScrum связывают вместе события, роли и элементы, а также регулируют взаимодействия и отношения между ними.
eduScrum, как и Scrum, основан на теории эмпирического управления или эмпиризме. Эмпиризм предполагает, что знание возникает из опыта и принятия решений на основе того, что стало известно. eduScrum использует итеративный и инкрементальный подход для оптимизации реализации образовательных целей и управления рисками. Три фундаментальных принципа составляют основу процесса эмпирического управления: прозрачность, исследование и адаптация.
Итеративность – повторение операций в целях переработки результатов предыдущего этапа.
Инкрементальность – приращение результатов предыдущего этапа.
Прозрачность
Значимые аспекты процесса должны быть видны тем, кто несет ответственность за результат. Прозрачность требует, чтобы эти аспекты были согласованы между всеми участниками процесса и размещены в общем доступе, что позволит всем участникам иметь единое их понимание.
Например:
В рамках eduScrum основное внимание уделяется непрерывному развитию индивидуальных результатов обучения, личному росту и сотрудничеству. Таким образом, eduScrum предназначен для того, чтобы сделать информацию прозрачной и тем самым поддерживать учебный процесс. Прозрачность необходима, чтобы помочь обучающимся принимать правильные решения и за счет этого увеличивать ценность.
Инспекция (Обзор)
Все участники eduScrum-проекта: учитель и команды обучающихся, должны периодически самостоятельно проверять (инспектировать) элементы eduScrum и прогресс в достижении образовательных целей, чтобы отслеживать нежелательные отклонения. Частота проведения проверок не должна мешать работе. Обзоры наиболее полезны, когда они тщательно производятся как командой, так и учителями там, где проходит работа (класс или аудитория для практических занятий).
Адаптация
Если обучающийся или учитель определяют, что один или несколько аспектов процесса неосуществимы и/или результат будет неприемлемым, необходимо частично скорректировать план или задачи в работе. Изменения необходимо внести как можно быстрее для того, чтобы ограничить дальнейшие отклонения.
eduScrum предписывает шесть формальных возможностей для самостоятельной проверки (инспекции) и адаптации, описанных в этом документе в разделе о событиях eduScrum:
Команда eduScrum состоит из Владельца продукта, eduScrum-мастера (капитана команды) и команды. Учитель выполняет роли eduScrum-мастера и Владельца продукта и определяет «Зачем» (практическая ценность проекта) и «Что» (образовательная цель). Учитель разделяет роль eduScrum-мастера с одним из обучающихся в каждой команде — капитаном команды.
Команды обучающихся состоят из четырех-шести человек. Команды обучающихся являются самоорганизующимся и многопрофильными. Самоорганизующиеся команды выбирают, как они могут наилучшим образом выполнять свою работу вместо того, чтобы получать инструкции от кого-то вне команды. Многопрофильные команды обладают всеми навыками, необходимыми для выполнения работы. Команды объединяются на основе навыков и проявленности тех или иных личных качеств. Хотя сама команда несет ответственность за результат и в этом смысле независима, допустимо обращаться к информации и опыту других команд. Поэтому важно стимулировать команды обмениваться опытом друг с другом.
Модель команды в eduScrum обеспечивает ее независимость, возможность сотрудничества, безопасности, гибкости, творчества, мотивации и производительности.
Команды представляют результат учебной деятельности итеративно и инкрементально, и за счет этого увеличивают возможности для обзора/ обратной связи и корректировки. Инкрементальные поставки «Готового» учебного продукта гарантируют, что потенциально хороший результат с точки зрения образовательных целей всегда достижим.
У учителя в eduScrum смешанная роль Владельца продукта и eduScrum-мастера (с целью постепенной передачи ее капитану команды обучающихся). Как Владелец продукта и eduScrum-мастер учитель несет ответственность за определение целей обучения, которые должны быть достигнуты, и их оценку; мониторинг процесса eduScrum и содействие процессу обучения отдельных членов команд; например, обращение к предметной составляющей, ответы на вопросы и приведение примеров. Кроме того, учитель также отвечает за поощрение межкомандного сотрудничества. На практике это по-разному реализуется в различных организациях, у различных команд обучающихся и у отдельных педагогов.
Учитель:
Определение «Что» и «Зачем» изучать
Учитель находится ближе всего к выходным результатам и подотчетной стороне образования и, следовательно, несет ответственность за измеримые результаты обучения, такие как результаты контрольных, промежуточное оценивание и результаты экзаменов. Учитель обеспечивает удовлетворенность результатами различных заинтересованных сторон: обучающихся, родителей, руководства школы, проверяющих органов.
Вот почему ответственность за «Что» и «Зачем» должна быть разделена и согласована между учителем и обучающимися. Для того, чтобы контролировать качество результатов обучения, учитель до начала работы команды определяет Критерии успешности, такие как минимальный проходной балл за контрольную, форму и размер представления результата проекта и т.д.
Отслеживание, проверка и улучшение качества академических результатов обучения
В дополнение к определению того, что должно изучаться, учитель также должен контролировать, проверять и улучшать уровень результатов обучения. Для этого он разрабатывает Критерии успешности — требования к качеству выполнения, которым должны соответствовать задания или проекты.
Критерии успешности (празднования)
Для того, чтобы иметь возможность контролировать качество изученного, педагог использует ряд Критериев успешности. Они установлены заранее, и все команды обучающихся с ними ознакомлены. Эти Критерии успешности включают в себя требования к тестам, формату и объему презентации, рубрикам, к срокам сдачи, и другим заранее известным условиям. Команда несет ответственность за выполнение работы в соответствии с Критериями успешности. Члены команды сами определяют задачи и действия, которые обеспечат выполнение Критериев успешности. Обучающиеся также могут добавить свои собственные Критерии успешности в проект или продукт. Похожий процесс совместного создания касается рубрик.
Рубрики – систематизированный список навыков, развивающихся в процессе проектного обучения, на основании которого обучающиеся могут оценить свой прогресс.
Проверка результатов обучения и оценка личностностного развития
Как учитель вы оцениваете уровень академических результатов и личностного развития от имени всех заинтересованных сторон (родителей, руководства школы и учащихся). Учитель проверяет и оценивает как каждого обучающегося отдельно (например, с помощью теста, письменной работы, презентации, элемента проекта), так и команды (например, путем оценки командного задания). Учитель является единственным лицом, ответственным за содержание программы.
Содержание программы включает:
Фасилитация — управление процессом группового обсуждения или принятия решения. От английского facilitate – «помогать», «облегчать».
Работая над проектами, обучающиеся вольны устанавливать свои собственные цели обучения в рамках учебной программы. Они могут определять собственные «Зачем», «Как» и «Что». В этом случае учитель по-прежнему несет ответственность за окончательные Критерии успешности, но связь с основными целями и целевыми показателями более свободна.
Совмещение различных ролей учителем
Для команд учитель играет роль коуча и лидера-слуги. Учитель также отвечает за распространение философии eduScrum. Учитель гарантирует, что eduScrum правильно понят и применяется, и поэтому фокусируется на способе работы и взаимодействия всех команд в классе.
Кен Бланшар в своей книге «Лидерство к вершинам успеха» ввел термин «лидер-слуга». Имеется в виду, что он не привилегированный носитель власти, как это происходит в случае с классическим менеджментом, а лидер, который вовлекает участников в процесс работы, не прибегая к формальной власти.
Он или она делает следующее:
Команда обучающихся состоит из независимых участников, которые работают вместе, чтобы в конце спринта достигнуть поставленных целей обучения в соответствии с Критериями успешности. Обучающиеся несут командную ответственность за соблюдение Критериев успешности.
Команды обучающихся могут сами организовывать свою работу и управлять ей, благодаря структуре и полномочиям, которые предоставляет им учитель. Это существенно повышает эффективность и результативность, а также дает качественно иной опыт обучения и личностного роста.
Быть эффективным — делать вещи правильно, быть результативным — делать правильные вещи.
Команды обучающихся имеют следующие характеристики:
Размер команды обучающихся
Оптимальный размер команды достаточно маленький, чтобы поддерживать работоспособность и достаточно большой для того, справляться со значительным объемом работ. Эмпирически оправданный размер команды от 4 до 6 человек. Если в команде менее 3-х человек, возможности взаимодействия сокращаются, и навыки могут быть представлены недостаточно разнообразно. Команды, включающие более 6 человек, требуют слишком сложной координации для эмпирического управления.
Капитан команды
Один из членов команды обучающихся принимает на себя роль капитана. Капитан команды является равноправным членом команды, а не ее руководителем. Он или она следит за тем, чтобы команда взаимодействовала оптимально, не будучи выше команды. В eduScrum капитан команды играет более ограниченную роль, нежели Scrum-мастер в Scrum. Это связано с тем, что большая часть задач и обязанностей Scrum-мастера ложится на плечи учителя. Чем более опытен капитан команды, тем больше задач он может взять на себя, а это означает, что общая ответственность учителя постепенно уменьшается.
Функция капитана реализуется во время формирования команды в начале первого спринта. Капитан команды назначается учителем или выбирается обучающимися. Затем, в зависимости от процесса формирования команды, капитаны выбирают членов своих команд на основе взаимодополняющих качеств.
В команде обучающихся, капитан несет ответственность за eduScrum-доску — визуальное отображение процесса работы команды и внутренних соглашений. Капитан команды следит за доступностью eduScrum-доски и ее своевременным обновлением. Тем не менее, финальный результат — ответственность всей команды. Кроме того, капитан оказывает поддержку учителю и команде обучающихся.
Интерпретация роли капитана команды в целом остается на рассмотрение учителя. Однако по мере того, как команды становятся более развитыми и опытными, больше обязанностей может быть делегировано капитану команды.
Содействие учителю капитаном команды
Капитан команды поддерживает учителя различными способами, в том числе:
Содействие команде капитаном
Капитан команды сопровождает команду различными способами, в том числе:
В eduScrum для обеспечения регулярности и предсказуемости используются установленные события. Они ограничены по времени так, чтобы каждое событие имело максимально допустимую продолжительность. Это гарантирует эффективное использование времени.
В отличие от самого спринта, который является контейнером для всех других событий, каждое событие в eduScrum является формальной возможностью пересмотреть и настроить что-то. События специально разработаны для обеспечения важнейших принципов: прозрачности, постоянных самостоятельных проверок (инспекции) и адаптации. Невыполнение одного из этих событий приводит к снижению прозрачности и является упущенной возможностью для самостоятельной проверки (инспекции) и корректировки.
Спринт
Центральным элементом eduScrum является спринт — комбинированный набор учебных материалов, которые гарантируют достижение учебных целей. Спринтом может быть серия уроков, связанных по смыслу, проект, глава из книги и т.д. Как правило, спринт совпадает по продолжительности с семестром/четвертью, хотя это не является требованием.
Спринт имеет предустановленную длительность — приблизительно 7 недель. Это во многом зависит от расписания конкретной школы или класса. В случаях, когда длина спринта увеличивается, командам становится труднее контролировать сложность работы и проводить качественное планирование.
Некоторые команды, особенно недавно созданные, испытывают трудности с перспективным планированием всего спринта. Они могут планировать общий объем работ в начале и уточнять детали более подробно в течение всего спринта.
Спринт начинается со встречи по планированию спринта и формирования команды. Команды сами решают, что они будут делать в этот отрезок времени (спринт). Команды всегда самостоятельно определяют, «Как» они будут организовывать работу.
Спринт состоит из:
Во время спринта:
Спринт заканчивается ретроспективой с проверкой завершенной работы и определением шагов по ее улучшению. Промежуточные обзоры проводятся для того, чтобы скорректировать и, при необходимости, улучшить работу команды. Во время спринта учитель регулярно проверяет находятся ли команды на пути, ведущем к достижению предполагаемых результатов. В некоторых случаях для этого в спринт включается дополнительное фиксированное и повторяющееся событие.
В eduScrum через промежуточные обзоры реализуется принцип «проверяй в рамках спринта». Учитель регулярно подчеркивает, что качество и результаты работы должны проверяться командой самостоятельно. Команды обучающихся могут разрабатывать всевозможные методы контроля качества по своему усмотрению, например, слушать друг друга, придумывая вопросы, игры и викторины. Во время спринта учитель отслеживает прогресс команд. Для этого он использует График движения к успеху и eduScrum-доску.
Прерывание спринта
В отличие от Scrum, eduScrum спринт не может быть прерван. Однако вполне возможно предоставление дополнительных заданий (объема работ) для достижения желаемого результата. Это будет происходить только в исключительных случаях. Как учитель вы также можете увеличивать время для дополнительных объяснений/лекций для достижения желаемого результата. Это может быть сделано для отдельных команд или централизованно.
Встреча по планированию спринта
Встреча по планированию спринта проводится в начале спринта. Эта встреча состоит из 3 частей: формирование команды, постановка учебных целей и планирование работы.
Формирование команды
В дополнение к событиям Scrum, eduScrum содержит еще два. Одно из них — формирование команды. В eduScrum тщательное формирование команды, основанное на качествах и навыках, является предпосылкой для повышения производительности обучения. Работа, которая должна быть проделана командой, разнообразна и предполагает, что в составе команды должны быть люди с максимально вариативным набором навыков и качеств.
При формировании команд важно учитывать следующие критерии для обеспечения их эффективности:
В начале формирования команды капитаны назначаются учителем или избираются обучающимися. Затем они набирают в команду обучающихся со взаимодополняющими качествами. Формирование команды является частью этапа «планирование спринта».
Образовательные цели
Образовательная цель дает команде обучающихся необходимую гибкость в отношении объема работы, которую необходимо сделать в спринте. Учитель определяет, чего он ожидает от команды в конце спринта, таким образом, цель обучения является в основном предметно-ориентированной и составляет часть государственной образовательной программы.
Во время работы команда обучающихся всегда держит во внимании образовательную цель. Задания и задачи выполняются для достижения этой цели. Если результат работы будет отличаться от того, что ожидала команда, им потребуется поддержка учителя, чтобы перестроить задачи и задания таким образом, чтобы цель обучения все еще могла быть достигнута.
Образовательная цель является частью государственной образовательной программы и поэтому может рассматриваться как веха в развитии обучающихся (команд).
Планирование работы
Работа, которая будет проводиться во время спринта, планируется во время встречи по планированию спринта. Составление этого плана — совместная работа всей команды обучающихся.
Прежде всего, учитель дает общее представление о проекте, количестве уроков на его выполнение, понимание, сколько уроков длится спринт, когда будут запланированы контрольные точки, дата сдачи работы, модель оценивания и т.д. Таким образом, он устанавливает рамки, в которых обучающиеся могут организовывать и планировать совместную работу и брать на себя ответственность за процесс и результат.
Встреча по планированию спринта обычно занимает не более 2-х часов для спринта продолжительностью около 2-х месяцев и проходит в начале спринта. Эти временные рамки также применимы и к более коротким спринтам.
Встреча по планированию спринта отвечает на следующие вопросы:
Учитель обозначает команде обучающихся образовательную цель (цели) и проясняет ее настолько точно, чтобы вся команда имела ясное представление, что от них ожидается во время этого спринта. Образовательные цели должны быть объяснены таким образом, чтобы команда могла самостоятельно разработать результаты обучения в предстоящем спринте на совместной встрече по планированию спринта.
После того, как учитель пояснит образовательные цели, команда обучающихся должна спланировать свою работу. Команда, в первую очередь, отвечает за то, чтобы объем задач соответствовал образовательным целям.
Как только становится понятно, что нужно сделать, команда начинает распределять задачи в хронологическом порядке, исходя из выставленных учителем приоритетов и Критериев успешности.
После этого команды оценивают задачи в первом приближении и делают «пробный запуск» проекта. В процессе изучения задач команды проясняют непонятные моменты, чтобы сделать планирование более точным.
В конце встречи по планированию спринта команда обучающихся должна уметь объяснить учителю как она, как самоорганизующаяся команда, намерена достичь образовательной цели и реализовать проект.
График движения к успеху
С помощью Графика движения к успеху можно увидеть продвижение в выполнении запланированной работы. График движения к успеху — это график с количеством уроков, на которых команды работают над проектом, по горизонтальной оси и объемом работы по вертикальной. Для оценки общего объема работы команды взвешивают задачи. Этот процесс также называется «покер планирования». В этом процессе команда обсуждает каждую задачу и присваивает ей определенное количество баллов в зависимости от ее сложности. После назначения баллов по каждой задаче все баллы суммируются и становится известен общий объем работы.
Теперь команда может создать график:
График строится до конца спринта. Деление общего количества баллов на количество уроков дает команде представление о том, сколько работы ей предстоит проделать на каждом уроке — ее скорость работы. Теперь команда знает, сколько очков нужно набрать за каждый урок, чтобы успеть вовремя выполнить проект.
Во время летучки в начале урока задания, признанные «Выполненными», перемещаются в «Готово», график обновляется, и команде и учителю становится понятно, следуют ли они верному курсу в ходе работы.
Летучка
Летучка — это 5-ти минутная встреча команды обучающихся для того, чтобы синхронизировать свои действия и создать план работ до следующей встречи. Летучка всегда проходит в начале каждого занятия в классе. Это необходимо для того, чтобы уточнить, какая работа была проделана с момента предыдущей летучки и спланировать, какая работа может быть сделана до следующей летучки.
Летучка проводится на каждом занятии в одно и то же время, непосредственно в начале занятия для того, чтобы уменьшить запутанность работы и сформировать привычку регулярных встреч. Во время летучки члены команды могут опираться на следующие вопросы:
Команды обучающихся используют летучку для оценки и мониторинга прогресса в реализации образовательной цели для того, чтобы перепланировать оставшуюся работу и создать договоренности о работе. Летучка увеличивает вероятность того, что команда обучающихся достигнет целей с наилучшим возможным результатом. Команда обучающихся должна быть в состоянии объяснить учителю, как они будут работать вместе как самоорганизующаяся команда для достижения цели обучения, и какова будет работа в оставшейся части спринта.
Капитан команды следит за тем, чтобы команда обучающихся собиралась на встречу, а сама команда отвечает за проведение летучки. Капитан команды помогает команде учащихся держать летучку в пределах пяти минут.
Летучки улучшают коммуникацию, выявляют и устраняют препятствия для развития, способствуют быстрому принятию решений, а также повышают уровень знаний команды обучающихся о проекте. Это очень важное событие.
Обзоры спринта (промежуточные)
Обзоры спринта проходят несколько раз в течение всего спринта, чтобы поддерживать фокусировку команд на результате работы. В то же время, команды представляют то, чего они достигли в течение всего периода работы над проектом. Эти результаты сравниваются с образовательными целями. Форма промежуточного обзора зависит от образовательной цели (целей) и Критериев успешности.
Во время спринта важно как можно чаще проводить постоянные самостоятельные проверки (инспектирования) и корректировку по необходимости; но не слишком часто, чтобы это не мешало процессу обучения. В целом можно сказать, что чем чаще вы проводите промежуточные обзоры и корректировки, тем больше шансов на успех. Когда проводится обзор и как он будет оцениваться, учитель определяет заранее с командой обучающихся в начале спринта (во время планирования спринта). Эти промежуточные обзоры помогают командам оценить, как они продвинулись к образовательной цели, и получить как можно больше обратной связи о промежуточных результатах.
Ретроспектива спринта и личная рефлексия
Ретроспектива спринта — это событие, на котором команды анализируют выполненную работу, личностное и командное развитие. Ретроспективу спринта нужно провести как можно быстрее после того, как обучающиеся выполнили завершающую контрольную работу, и оценки за нее уже известны. Ретроспектива должна быть проведена с достаточной глубиной, чтобы команда, а также отдельные ее члены, могли составить план по самосовершенствованию на следующий спринт. Любая задержка с проведением ретроспективы является потенциально упущенной возможностью для реализации улучшений для команд и развития обучающихся во время следующего спринта.
Целями ретроспективы спринта являются:
Ретроспектива спринта состоит из трех частей:
В результате учащиеся обучаются эффективно и результативно вместе. Поэтому ретроспектива является очень важной и существенной частью eduScrum и является обязательной. Ретроспектива проводится после сдачи проекта.
Обучающиеся могут ответить на следующие четыре вопроса как индивидуально, так и коллективно:
Личная рефлексия
Обучающиеся получают много обратной связи во время ретроспективы. Например, они узнают, что другие люди думают об их работе, и могут получить поддержку. Кроме того, обучающиеся учатся критично смотреть на свои собственные действия, искать, в чем они могут развиваться. С такой обратной связью они могут начать делать что-то лучше в следующий раз.
Ретроспектива и личная рефлексия позволяют командам лучше работать вместе. Это очень важные шаги в процессе непрерывного улучшения (Кайдзен). В начале обучающиеся могут давать обратную связь друг другу в свободной форме как на обзорах, так и на ретроспективе. Учитель постепенно обучает их делать это более продуктивно. Таким образом, улучшается не только процесс eduScrum, но и обучающийся, и даже учитель, растут как командные игроки и личности.
Элементы eduScrum отражают работу или ценность проекта, обеспечивая прозрачность для самостоятельных проверок (инспекции) и адаптации. Элементы eduScrum специально созданы для обеспечения максимальной прозрачности ключевой информации. Они необходимы для того, чтобы команды обучающихся могли успешно достичь образовательной цели.
Содержание проекта
Проект состоит из различных Историй. Каждая История содержит цели обучения, Критерии успешности и способы работы, которые соответствуют требованиям государственной образовательной программы.
Истории — это части проекта, которые нужно реализовать в спринте, такие как: выполнение заданий, просмотр видео, проведение экспериментов, написание доклада или подготовка презентации. Важно помнить, что в результатах проекта могут быть заинтересованы разные стороны. Часто это учитель, но презентация или доклад могут быть ценными для самих обучающихся или членов их семей (сделать доклад или презентацию для бабушки может быть очень полезно, потому что нужно придумать простое объяснение, не теряя при этом смысла).
Прояснение и дробление каждой Истории приводит к набору задач, которые нужно выполнить команде. Команда определяет, какие именно это будут задачи на этапе планирования (одно из событий eduScrum). Задачи пишутся на стикерах, и у команды иногда бывает по 150 задач в очереди (один или несколько листов формата A4, на которые они наклеиваются). На планировании команды играют в «оценивание задач» и присваивают им баллы. Таким образом, команды не только знают, что будут делать, но и имеют представление о том, каких усилий это потребует.
Учитель отвечает за содержание проекта и доступность информации.
В отличие от Scrum, в eduScrum заранее известны конечные цели и задачи обучения. Требования к учебным результатам фиксированы, образовательные цели могут варьироваться, но часто они также известны заранее. Тем не менее, формы работы будут постоянно корректироваться в процессе благодаря углублению понимания, основанному на принципе Scrum «инспекции и адаптации». Проект динамичен с точки зрения методов работы над ним: они постоянно меняются, чтобы ясно показать, что учащимся необходимо эффективно организовывать совместную работу для понимания предмета.
Содержание проекта формируется на основе учебной программы. Образовательные цели и Истории должны соответствовать государственной образовательной программе.
eduScrum-доска
eduScrum-доска дает общее представление обо всех задачах, которые необходимо выполнить команде для достижения образовательной цели. На ней отражены Истории, Критерии успешности, договоренности о работе, задачи, График движения к успеху и препятствия, с которыми команды обучающихся сталкиваются в ходе спринта. eduScrum-доска — это хронологическое представление работы над проектом. Задания перемещаются в зависимости от их статуса между колонками: «Надо сделать», «В работе» и «Готово».
Кроме того, eduScrum-доска обеспечивает более глубокое понимание планирования работы. Она точно показывает, на какой стадии готовности находится проект команды. Таким образом, eduScrumдоска — это прогноз того, достигнет ли команда поставленных целей обучения. Она должна постоянно обновляться, чтобы отражать актуальную информацию о прогрессе команды. Это обновление происходит как минимум после каждой летучки.
Другая особенность eduScrum-доски — обеспечение прозрачности прогресса для всех участников учебного процесса. Для этого она должна быть видна всем командам во время каждой встречи.
eduScrum-доска — это план с достаточной детализацией, такой, чтобы изменения в прогрессе работы можно было отследить во время летучки. Команда обучающихся может обновлять и дополнять доску во время спринта, содержание доски может быть пересмотрено в любое время по необходимости.
Если при работе над проектом появляется необходимость в новой задаче, команда добавляет ее на eduScrum-доску. При этом важно учитывать, как новая задача влияет на объем работ по проекту. Если часть задач, сформулированных на этапе планирования, окажется лишней, т.е. не соответствует целям проекта, такие задачи удаляются с доски. Только команда обучающихся может обновить свою доску во время спринта. eduScrum-доска — это наглядная, соответствующая реальному времени карта работы, которую команда планирует выполнить во время спринта, и она принадлежит исключительно команде.
eduScrum-доска позволяет в любой момент провести обзор объема работы, оставшегося в спринте. Команда обучающихся проводит этот обзор как минимум на каждой летучке. Команда вместе с учителем прогнозирует вероятность достижения образовательной цели, исходя из количества еще не выполненных задач.
Образовательная цель проекта
Образовательная цель проекта — это сумма всех Историй проекта, которые команды должны выполнить во время спринта. К концу спринта цель должна быть достигнута, т.е. должна соответствовать заранее установленным Критериям успешности (Например, «каждый член команды получил не ниже 4 на финальной контрольной работе», если это прописано в Критериях).
Понимание образовательной цели помогает команде во время встречи по планированию спринта определить, как им планировать и организовывать свою работу. Целью каждого спринта является достижение образовательной цели наилучшим возможным образом через выполнение задач, которые соответствуют Критериям успешности проекта.
Важные вопросы для проверки качества выполнения задач перед тем, как перенести их в колонку «Готово»:
Занятие 7. Договоренности команды
Команды обучающихся создают собственные договоренности о работе и записывают их в соответствующее место на eduScrum-доске. По результатам ретроспективы договоренности могут изменяться для улучшения процесса обучения. Таким образом, можно интегрировать в процесс новые идеи для достижения лучших результатов.
Definition of Doing (Договоренности о совместной работе)
Эти договоренности являются рабочим соглашением внутри команды и дают ответ на вопрос «Как команда обеспечит достижение целей?», учитывая Критерии успешности.
Примеры договоренностей: «Мы решили, что работа считается «готовой», если все изучили тему А, сделали выводы и обобщили в виде Б»; «Выполненная работа обсуждается или проверяется со всеми членами команды»; «Все члены команды готовятся к контрольным как минимум за неделю»; «Отчет соответствует требованиям, изложенным в учебнике»; «Каждый член команды имеет оценку … ».
Definition of Fun (Как команде нравится работать)
Дополнением к договоренностям о работе является соглашение о том, как команде нравится работать. Радость является важной движущей силой для учащихся и, следовательно, предпосылкой для улучшения успеваемости. Подумайте о том, нравится ли вам «смеяться вместе», «слаженно работать», «доверять и чувствовать доверие», «давать положительную обратную связь», «слушать приятную, веселую музыку», «приносить что-нибудь вкусненькое»?
Учащимся также важно определить, что им нужно, чтобы добавить удовольствия в процесс обучения. Потребность в веселье здесь лучше всего понимать в широком смысле этого слова: то, что должно быть, чтобы работать было приятно. Часто результат ретроспективы дает отправные точки для этих договоренностей. Этот список также является «живым документом», и может часто дополняться или изменяться.
Технология eduScrum включает в себя пять основных этапов.
Первый этап: Планирование проекта. Учитель дает задание по проекту (заказ). Разработка критериев достижения цели и оценивания работ. Разбиение на задачи.
Второй этап: Формирование команд. Учащиеся подбирают команду по навыкам, они должны различаться, количество участников: 4–5 человек. Группы вырабатывают правила, которым будут следовать на протяжении всего проекта.
Третий этап: Работа над проектом. Этап предусматривает самостоятельную работу команд с доской в течение нескольких занятий, учитель выступает в роли наставника.
Четвёртый этап: Обзор проекта (результат). Этап, на котором участники представляют свои работы: презентуют плакаты и оценивают работу остальных групп.
Пятый этап: Ретроспектива. Этап позволяет получить качественную обратную связь (как для группы, так и для каждого ребенка в отдельности).
Несмотря на то, что все пять этапов часто встречаются и в других методиках преподавания, успешность технологии заключается в том, что ни один элемент нельзя исключить или убрать из методики, иначе достигнуть результата не получится.
Помимо исследований в области теории поколений, обоснованность применения новых технологий заключается еще и в новых требованиях к современному поколению, а именно в четырех основных компетенциях.
В соответствии с международным докладом «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», который был опубликован осенью 2019 года под редакцией экспертов института образования НИУ ВШЭ, к основным компетенциям XXI века относятся: критическое мышление, кооперация, креатив, командная работа.
Командная работа: каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны, и только совместная работа с учетом особенностей каждого может дать такие высокие результаты, каких невозможно достичь одному. В eduScrum работа в группах начинается с определения личных качеств учеников и с правильного распределения по командам, чтобы в каждой были дети с различными сильными качествами. Необходимость действовать вместе помогает понять, как нужно распределять задачи и как координироваться, чтобы сильные стороны работали на максимуме, а слабые были подстрахованы другими участниками. Кроме того, командообразующие и ретроспективные игры помогают настроиться на других участников и начать видеть собственные действия глазами своих друзей.
Коммуникация: умение общаться, слушать других и доносить свои мысли до разных людей – важнейшее качество для работы в команде.
Основа работы в eduScrum – команда учеников, они обучаются вместе и постоянно находятся в коммуникации друг с другом. Технология eduScrum организует процесс так, что достичь результата в проекте можно только сообща, помогая друг другу и взаимно объясняя непонятные моменты в работе. В таких условиях навык эффективной коммуникации тренируется и постоянно применяется на практике – без взаимодействия и общения работа вообще не сдвинется с места.
Креативность: умение находить нестандартные решения и создавать новые методы в работе с задачами высокой неопределенности – это необходимое условие развития в быстро меняющемся мире. В eduScrum ученики сами выбирают, какими методами они будут работать над проектом, как они будут достигать поставленных целей. У них нет готового плана и материалов, и в процессе им приходится искать свои собственные способы движения вперед. В такой ситуации приходится все время проявлять изобретательность и использовать творческое мышление, а значит, развивать креативность.
Критическое мышление: критика в нашем представлении – это неприятный процесс, это что-то негативное и обидное, от чего нужно защищаться. Но в современном мире умение оценивать информацию критически означает не бездумное отрицание, а возможность рассмотреть предмет со всех сторон, не принимать на веру любое предположение, не подкрепленное аргументами; умение выбрать наиболее достоверное и экономичное решение вопроса. В eduScrum есть правила работы в команде, направленные на эффективное обсуждение информации и действий всех участников: нужно давать аргументированные предложения, совместно обсуждать проблемы и решения с разных точек зрения, во время обсуждений не делать нападок на личность, а говорить о действиях и ролях.
Именно такой способ работы помогает развивать в себе и в других эффективное, не травмирующее критическое мышление.
Еще одно важное преимущество данной технологии заключается в том, что eduScrum полностью отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование методики eduScrum на уроках и семинарах дает положительные результаты в обучении детей. Решая образовательные задачи, учащиеся могут развивать навык взаимодействия в команде, навыки самостоятельной работы и ответственности за проделанную работу.
Учитель, знакомясь с новой технологией, всегда задается вопросом: с чего же начать? Как внедрить технологию в учебный и воспитательный процесс? Несмотря на то, что технология eduScrum проста для понимания, она не проста в применении. Данной технологией невозможно овладеть за неделю или месяц, возможно, для полного погружения в нее потребуются даже годы.
Как же начать внедрять eduScrum на уроках, чтобы постепенно, шаг за шагом двигаться к цели? С каких практик стоит начинать, а с какими лучше не спешить?
Основа успешной работы в команде – это доверие. Доверие учеников друг к другу, доверие к учителю. Учащиеся смогут достичь цели, только если они понимают, что их мнение важно, что они готовы сотрудничать. Только если есть широкие, но прочные рамки процесса работы в классе, внутри этих рамок возможно свободное взаимодействие. Поэтому учитель и ученики «на берегу», до начала проектов, договариваются об общих правилах работы. Мы за то, чтобы было весело всем, но при этом должны соблюдаться правила от учителя и учитываться цели обучения.
Чтобы стать «совладельцами» своего процесса образования, ученикам нужно почувствовать себя командой. Мы выбираем команды по принципу смешанных навыков в команде, совместно придумываем название и понимаем, «зачем мы».
Вся работа проходит на eduScrum-доске: от названия команды и до полной готовности всех задач. Это обеспечивает прозрачность процесса и максимальную вовлеченность участников проекта.
Чтобы работа над проектом не вызывала вопросов о взаимодействии или способах связи, стоит договориться заранее, как всем участникам команды работать друг с другом лучше всего. По мере решения разных проблем договоренности могут дополняться и изменяться.
Когда все готово, начинается работа. Выполнение задач, обучение и проверки, все то, без чего мы не дойдем до цели. И мы шаг за шагом, стикер за стикером начинаем движение вперед.
Оценка своего вклада в команду, личного роста и изменений в работе команды очень важны для создания атмосферы доверия и открытого общения, а также для понимания и собственного прогресса, и возможностей дальнейшего роста. Проект готов, а каких вершин достиг ты и твоя команда?
Задача педагогов – помочь ученикам освоить новую систему и показать, что работа по методике интереснее, веселее и эффективнее, чем при классическом подходе. Исходя из этого мы и будем выбирать первые шаги.
Близнецы
Игра проводится со всеми обучающимися в классе. Условие игры – найти человека, родившего с тобой в один день, или с разницей в несколько дней, поговорить с ним и расспросить обо всем. Выигрывает пара, у которой наименьшая разница. По желанию они могут рассказать группе все, что знают о своем «близнеце».
Мы с тобой похожи
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым.
Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…».
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Я никогда не…
Эта игра поможет детям лучше узнать друг друга. Участвуют 7–15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут быть небольшие одинаковые предметы. Первый игрок говорит: «Я никогда не …». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность).
Например, участник сказал: «Я никогда не ел бананы». Все игроки, которые ели бананы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому участнику, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого – назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. Игра заканчивается через определенное число кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.
Карта жизни
Для игры нужна карта страны или мира. Необходимо прикрепить ее к стене. Каждый участник инициалами отмечает на ней три места: место, где он родился; место, где он однажды побывал; место, которое он надеется посетить когда-нибудь. После того как игроки отметили эти места, ведущий просит каждого оставившего инициалы рассказать, почему он выбрал именно это место.
О себе в трех словах
Каждый участник называет свое имя и три любых слова, которые, его характеризуют.
Лучше, больше, научите
Участникам выдается лист, на котором написаны высказывания:
Больше всего я люблю…
Лучше всего я умею…
Хочу научиться…
Соответственно, каждому участнику необходимо представиться, назвав свое имя, закончить вслух эти высказывания и передать лист дальше по кругу.
Ассоциации
Педагог предлагает школьникам, передавая по кругу игрушечное солнышко, придумать ассоциацию к слову общение.
Поздороваться, как…
Организуются два круга: внешний и внутренний, участники встают напротив друг друга и выполняют одно задание, затем по команде ведущего внешний круг сдвигается на одного участника вправо и выполняется следующее задание и т.д.
Задания. Здороваться, как…
1) хорошие знакомые;
2) большие начальники;
3) люди, которые сердятся друг на друга;
4) очень стеснительные люди;
5) при первой встрече – очень уверенные в себе люди;
6) хорошие друзья.
Цвет моего настроения
Каждый участник по кругу называет цвет, которому соответствует его сегодняшнее настроение. Далее педагог знакомит игроков со списком чувств (без обозначения, какие они – позитивные, негативные или нейтральные). Выделяем те чувства, которые знакомы обучающимся по личному опыту.
Правильный маршрут
Участники образуют круг. В центре стоит ведущий. Ведущий берет в руки мяч, говорит: «Я хочу бросить мяч…» (называет имя одного из участников) и кидает мяч тому, кого он назвал. Участник ловит мяч, говорит: «Спасибо…» (называя имя ведущего), объявляет того, кому он собирается бросить мяч. Каждый последующий участник благодарит того, от кого он получил мяч, и называет имя следующего, выбирая из тех, кому до этого мяч еще не бросали. После того как мяч побывал в руках у всех участников, упражнение начинается сначала в той же самой последовательности. Можно использовать несколько мячей.
Упражнение «Прием на работу»
Работа в мини-группах по пять человек.
Игра «Необитаемый остров»
Участники рассаживаются так, как им удобно. Звучит музыка. Все закрывают глаза и представляют себя в роли путешественников, оказавшихся на корабле. Корабль попадает в шторм, но есть три шлюпки для эвакуации.
1) Как вы выстроите отношения друг с другом?
2) Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?
3) Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?
4) Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?
5) На карте обозначьте место своего лагеря и место каждого в нем.
6) Есть ли теперь у вашего острова название? Группы представляют результаты обсуждения.
Участники принимают решение.
Общее обсуждение. Довольны ли вы приключениями? В каких ситуациях вам было труднее принять решение? Как вы чувствовали себя в ситуациях выбора добровольцев? Кто был лидером? Было ли ему дано это право группой, или он сам взял инициативу в свои руки? Высказывались ли вы во время групповых обсуждений? Легко ли было это делать? Слушали ли члены группы друг друга? Поддерживали ли друг друга? Какие навыки общения могли пригодиться в этой игре? Удалось ли продемонстрировать их каждому из вас? Что мешало и что помогало в поведении других членов группы?
Участники передают друг другу по кругу мяч, а вместе с ним – заданное в настоящий момент чувство. Выражать его надо с помощью мимики, жестов, интонации и специальных междометий. Например, ведущий передает по кругу чувство удивления с помощью слова «О-го-го!». Участникам дается несколько попыток.
После того как круг пройден, ведущий задает другие чувства (начинает кто-то из участников) с помощью слов: «шурум-бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство) и т.д.
Конфликтные ситуации
Работа с ситуативными карточками: выбрать один вариант и обосновать свой выбор.
Ситуация 1. Ваш знакомый достал два билета на концерт, на который вы три месяца мечтали пойти с лучшим другом (подругой), однако не могли достать денег на билеты. Ваш знакомый хочет пойти именно с вами, третьего билета нет. Ваш друг может обидеться на вас, если вы пойдете, а он нет. Вы:
а) не пойдете и предложите знакомому взять с собой кого-то другого;
б) пойдете, не сказав другу, а если он узнает, постараетесь что-то придумать;
в) честно расскажете все другу, объясните ему, чтобы он понял, как вам важно пойти.
Ситуация 2. Вы уходите со дня рождения, на который вас очень не хотели отпускать родители, и понимаете, что точно не успеете вернуться в то время, когда обещали. Вы:
а) позвоните домой и предупредите, что задерживаетесь, несмотря на то, что родители могут за это отругать;
б) поймаете машину (несмотря на то, что вечер, темно, а вы в незнакомом районе) и постараетесь доехать вовремя;
в) спокойно поедете домой, вернувшись, станете убеждать родителей, что пришли вовремя, и это они сами перепутали время, когда велели вам вернуться;
г) придете домой и спокойно поговорите с родителями.
Ситуация 3. Вы не сделали работу, последний срок сдачи которой сегодня. Вы:
а) не пойдете на занятия;
б) честно расскажете преподавателю о сложившейся ситуации, пообещаете принести задание в ближайшее время;
в) постараетесь придумать причину, которая не позволила выполнить работу.
Трансформер
Цель: развитие навыков невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия.
Форма проведения. Ведущий просит участников команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее игрокам предлагается без слов из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т.д.).
Кочки
Цель: сформировать установки сотрудничества, отработать навыки согласованности действий.
Форма проведения. На полу расположены две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя.
Монстры
Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.
Форма проведения. Команде предлагается пройти 25–30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число рассчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.
Преграда
Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.
Форма проведения. Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева, стола) на уровне талии участников команды. Команде нужно пройти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется: веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.
Скала
Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.
Форма проведения. Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний игрок должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.
Гусеница
Первый вариант. Команда становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда – это гусеница и теперь не может разрываться. Гусеница должна показать, как она спит, ест, умывается, делает зарядку (назвать все, что придет в голову).
Второй вариант. Построиться цепочкой, руки положить на плечи стоящего впереди. Между животом одного играющего и спиной другого нужно зажать воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) воспрещается. Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук нужно пройти по определенному маршруту. Для наблюдающих: обратить внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «гусеницы».
Путаница
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача игроков состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить: запретить любое словесное общение.
Автор разработки: Моргунова Екатерина Николаевна, учитель английского языка МОУ «Гимназия № 89» г. Саратова
В ходе урока обучающимся поставлена задача: узнать, как жили люди в древности.
Для реализации урока педагог подобрал необходимый материал. Сюда вошел текст «Pompeii» из учебника «Starlight-5», видео и презентация.
Образовательные задачи в рамках технологии eduScrum делятся на следующие категории (табл.): дано, в работе, сделано.
To Do | In Progress | Done |
Вспомнить правило употребления глаголов to be, to have в прошедшем времени | Выполнение грамматических упражнений на употребление глаголов to be, to have. Подготовить карточки на знание употребления глаголов to be, to have в прошедшем времени | Проверенные учителем грамматические задания. Примеры употребления глаголов to be, to have в прошедшем времени из текста «Pompeii» |
Какие общественно значимые места могли быть в городе в прошлом (составить предполагаемый список) | Сопоставить список значимых мест в городе, сделанный в группе, со списком значимых мест после просмотра видео «Pompeii» | Список значимых мест древнего города Помпеи (можно оформить на отдельном листе) |
Посмотреть видео «Pompeii» и выписать незнакомые слова | Подготовить список новой лексики | Карточки с новыми словами (слово на английском языке – перевод). Прочитать, проговорить |
Новые слова из видео оформить и представить их классу | Подготовить карточки с новой лексикой, оформленные в виде различных заданий | Три вида карточек с различными заданиями: 1. Заполнить пропуски (даны предложения, в пропуски вставить подходящее по смыслу слово). 2. Сопоставить дефиниции со словами. 3. Дополнить перевод (новые слова: с русского на английский, с английского на русский) |
На основе просмотренного видео и прочитанного текста рассказать классу, каким был город Помпеи до извержения вулкана | Составить доклад «Pompeii» и презентацию «До извержения вулкана, после извержения вулкана» | Прослушать доклад «Pompeii» и просмотреть презентацию «До извержения вулкана, после извержения вулкана» |
Ход урока
Как только определены цель и тема работы, учитель прописывает маршрутный лист, затем по строгому расписанию проводятся спринты – летучки, на которых исполнители оперативно отчитываются. Рассказывают, на каком они этапе, дают прогноз. В процессе спринтов можно быстро перераспределить нагрузку и провести коррекцию, если это необходимо.
На первом уроке решаются организационные моменты, осуществляется постановка задач (каждая подгруппа оформляет свою scrum-доску, используя яркие стикеры и маркеры).
На втором уроке педагог организует работу обучающихся со scrum-доской, компоновку собранной информации. На данном этапе очень важна роль педагога в качестве куратора. Он направляет учеников и следит, чтобы дети не отклонялись от заданной темы и работали в команде, правильно распределяя роли между участниками команды.
Процесс работы контролируется педагогом на протяжении всего урока. Важно, чтобы обучающиеся почувствовали себя самостоятельными и ответственными за определенный пункт из списка задач.
Также необходимо проверить, как дети работают с грамматическим материалом. Отметим, что в работе с грамматическим материалом допустимо дать несколько грамматических упражнений по заданной теме, чтобы ребята включились работу с полным знанием дела.
На третьем уроке каждая команда с удовольствием передвинула стикеры в колонку Done (сделано).
В ходе финального урока каждая подгруппа представила свою работу.
Первая подгруппа рассказала о формах глагола to be, to have в прошедшем времени. Ребята привели примеры из текста: Pompeii was an ancient city. It was a busy city. There was a large marketplace. There were temples. Также раздали остальным одноклассникам небольшие грамматические упражнения на закрепление was/were.
По этой же схеме учащиеся рассказали о глаголе to have в прошедшем времени.
Далее дети представили общественные места города необычным способом. На экране появилась презентация с определениями. Прочитав эти слова, ребята должны были угадать то или иное общественное место (библиотека, гостиница, рынок, общественные бани, театры и др.).
Вторая подгруппа представила классу новые слова, затем прошла демонстрация видео (необходимо заранее нацелить детей на внимательный просмотр, раздав вопросники). После просмотра видео было дано время, чтобы учащиеся смогли ответить на вопросы.
Обучающиеся третьей подгруппы дополнили уже имеющийся список новых слов, продемонстрировали презентацию, с помощью которой их одноклассники смогли увидеть, как выглядели наиболее значимые общественные места древнего города Помпеи.
Во второй половине урока прошло чтение текста «Pompeii». Были выделены основные моменты, показывающие, каким был город до разрушения.
Вывод. Технология eduScrum мотивирует детей к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к работе на уроке, учит самостоятельно контролировать себя и результат своей деятельности.
Данная технология помогает создать на уроке ситуацию успеха, что дает возможность раскрыться каждому ученику. Каждый участник группы чувствует свою значимость и важность в команде.
Автор разработки: Абитова Диляра Ильдаровна, учитель биологии и химии МОУ «Гимназия № 89» г. Саратова.
Разработан к уроку биологии в 8 классе (§ 28 «Гигиена дыхательной системы», учебник «Биология. Человек», авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев).
Цель проекта: изучить влияние никотина на живые организмы и здоровье человека.
Краткое описание идеи проекта
Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность людей. «Человек может жить до 100 лет, – говорил академик И.П. Павлов. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Проблема «болезней поведения» (вредных привычек) была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Одними из самых распространенных привычек сейчас является курение. Курение среди детей становится нормой в наше время. Для устранения этой проблемы необходимо принимать кардинальные меры. В школах необходимо проводить соответствующие мероприятия, уроки, посвященные профилактике курения. В сложившейся ситуации важна реализация системного подхода к формированию здорового образа жизни в школах.
Таким образом, возникла необходимость создания здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении, которая будет направлена на сохранение здоровья учащихся.
Планируемые результаты
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Предметы, знания которых используются (углубляются) в ходе проекта
ОБЖ: «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Основы здорового образа жизни».
Биология: «Влияние курения на внутренние органы человека».
Химия: «Действие никотина на организм человека».
Основополагающие вопросы
Проблемные вопросы
Учебные вопросы проекта
План проведения проекта
Как используется (может использоваться) проект
Поиск информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Создание презентаций в PowerPoint, видеороликов.
Готовый продукт проекта
Мультимедийные презентации, эксперименты учащихся. Внеклассное мероприятие.
Представление проекта
Защита презентаций, анализ соцопроса, проведение эксперимента.
Компетенции, формирующиеся и развивающиеся в ходе реализации проекта
Ценностно-смысловые, общекультурные, компетенции личностного самосовершенствования.
Возможные точки роста проекта
Дальнейшая работа над темой «Здоровый образ жизни и его составляющие», а именно создание проекта «Влияние наркотических веществ на организм человека».
Технологическая карта организации проектной деятельности учащихся (Урок-проект «Курение и здоровье школьников»)
Автор разработки: Потапова Наталья Владимировна, учитель биологии МОУ «Гимназия № 89» г. Саратова.
Вопросы темы
Требования к изучению темы
Знать:
Уметь:
Алгоритм работы
Подтема 1. Какие вещества нужны растению. Для жизнедеятельности растению нужны: вода – минеральные вещества – органические вещества – кислород – углекислый газ.
Откуда растения получают воду и минеральные вещества? (Из почвы, через корни растений.)
В какую зону корня поступают эти вещества, каковы особенности ее строения? (Зона всасывания, клетки имеют корневые волоски.)
Цитоплазма одной клетки не изолирована от цитоплазмы другой клетки, вода с растворенными в ней веществами свободно проникает через поры мембран.
Задание. Выполнить задание 1 в листе самоконтроля.
Подтема 2. Корневое давление. Опыт ученого-биолога К.А. Тимирязева в 1878 году.
Опыт № 1. У молодого бальзамина срезали стебель, оставив пенек размером 3–5 см. Пенек смазали вазелином, надели резиновую трубку. Свободный конец ее соединили со стеклянной трубкой (рис. 1). Почву до опыта полили теплой водой. Установка стояла сутки.
Обоснуйте суть опыта. Найдите в учебнике пояснение, что такое корневое давление. Сделать вывод.
(Корневое давление – сила, вызывающая одностороннее движение воды из корня в стебель.)
Задание. Выполнить задание 2 в листе самоконтроля.
Подтема 3. Правила полива растений. Предположите правила полива растений.(Обучающиеся перечисляют правила полива растений.)
Задание. Записать правила полива растений в тетрадь.
Подтема 4. Транспирация воды. Вода в растениях поднимается на большую высоту. При благоприятных условиях у липы – на 28 м, у березы – на 30 м, у лиственницы – на 40–45 м.
Как вы думаете, что этому способствует? Рассмотрите рисунок 2. Почему вода исчезает и вновь появляется в растении?
Задание. Записать определение транспирации в тетрадь. Выполнить задание 3 в листе самоконтроля.
Подтема 5. Структуры растений для перемещения веществ. Как происходит передвижение питательных веществ по органам растения?
Кроме воды и минеральных солей в растениях перемещаются и органические вещества. А откуда они берутся? Куда и по каким структурам перемещаются органические вещества в растении?
Опыт № 2. Побег растения поместили в сосуд с водой, подкрашенной чернилами. Рассмотрите поперечный срез стебля (рис. 3). Какой слой стебля окрасился? Объясните результаты.
Задание. Выполнить задания 4–6 в листе самоконтроля. Найти в учебнике определение фотосинтеза.
Подтема 6. Факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Биологи подсчитали, что древесная порода липы живет в лесу 400 лет, в городских парках Санкт-Петербурга – 125 лет, на городских улицах – 50–80 лет.
Почему? Назовите факторы внешней среды, отрицательно влияющие на жизнь растений и замедляющие транспорт веществ.
Задание. Предложить возможные варианты улучшения жизни растений в городе.
Закрепление материала. На Руси испокон веков употребляли свежий березовый сок и приготовляли из него квас. При грамотном сборе сока от каждого дерева можно получить 40–45 литров. Наиболее обильно сок выделяется с 12 до 18 часов, причем из отверстий в стволе с северной стороны вытекает сока в 3–3,5 раза больше, чем с южной. При этом стремление человека добыть как можно больше сока зачастую приводит к гибели берез. Не учитывая биологических особенностей данной древесной породы, люди наносят глубокие раны дереву. В местах повреждений поселяются споры грибов-паразитов и микроорганизмы, которые проникают глубоко в древесину и могут погубить дерево.
Задание. Предложить свои рекомендации по сбору березового сока, которые позволят сохранить жизнь дерева. Оформить в виде рекомендаций или мини-эссе.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2025 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.