Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области организации методической работы с педагогическими кадрами в образовательной организации.
Объём: 36 часов
Формы и методы организации методической работы.
Возможности оптимизации методического ресурса образовательной организации.
Планировать работу в рамках выбранной модели методического пространства образовательной организации.
Использовать современные формы методической работы в образовательной организации.
Проектирование и планирование методической работы с опорой на современные модели и формы методической работы в образовательной организации.
Навыки анализа методической работы в образовательной организации.
В настоящее время существует несколько вариантов организации модели методической работы в образовательной организации.
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Данная модель наиболее распространена. Методические объединения образуются на предметной основе, их количество зависит от педагогического состава организации. Планирует, координирует всю работу и организует общеучрежденические мероприятия методический совет. В «Школе молодого педагога» может быть организована в парах наставничества.
Методическая служба на индивидуальной основе
Главная особенность модели — щадящий режим работы, уход от обилия методических мероприятий. Основная роль принадлежит самообразованию педагогов. Каждый педагог составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т. д. Администрация через диагностику выявляет запросы и потребности педагогов и организует консультации, семинары, конференции, «круглые столы», мастер-классы и т. д. В конце года — обязательный анализ деятельности каждого учителя (в форме итоговой общественной аттестации педагогов).
Методическая служба на комплексной основе
Эта модель удобна для небольших организаций. Постоянно действующий семинар может стать основной формой методической работы. Главная задача методического совета — согласование режима работы и программы семинара. Наиболее эффективным является сочетание практических и теоретических занятий. При наличии молодых специалистов возможна организация «Школы молодого педагога».
Методическая служба на дифференцированной основе
Дифференциация может осуществляться, например, по стажу и опыту работы. «Школа педагогического опыта» может быть организована на муниципальном уровне, что расширит возможности профессионального роста педагогов. Творческие группы тоже создаются на разных уровнях (учрежденческом, муниципальном) и рассматривают наиболее актуальные проблемы образования. Обязательным условием является взаимосвязь всех ступеней общешкольными мероприятиями, специально организованными «круглыми столами», конкурсами, семинарами по обмену опытом и т. д. Программа постоянно действующего семинара для классных руководителей может реализовываться через самостоятельные формы работы. В этом случае методическому совету необходимо согласовывать график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения.
Методическая служба на основе работы микрогрупп
В этой модели микрогруппы работают по одинаковой программе исходя из интересов организации, методический совет поддерживает и согласует работу групп.
Методическая служба на диагностической основе
В этом варианте методический совет диагностирует проблемы педагогов, планирует формы повышения квалификации и помогает педагогам определиться с выбором программы, которая им необходима.
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Такая нетрадиционная модель, как правило, используется на стартовом этапе инновационной деятельности. В такой момент бывает важно осуществить управление образовательным процессом через организацию творческих групп, которые призваны решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера.
Возглавляет группу опытный педагог, который не только имеет собственный интересный опыт работы, но владеет элементами управленческого знания, умениями организационного, коммуникативного и аналитического характера. План каждой группы составляется на основе годового плана работы образовательной организации с учетом проблематики тематических педагогических советов, в подготовке которых группа может принять активное участие.
В рамках общего направления работы группы каждый педагог самостоятельно трудится над индивидуальной методической темой. Эти темы сопряжены с общей направленностью деятельности группы и, с одной стороны, способствуют росту личного профессионального мастерства, с другой — воплощают на практике определенный содержательный фрагмент общегруппового плана. Учебно-методический комплекс (далее – УМК) группы — это дидактико-методический «накопитель» того, что наработано группой.
Именно материалы УМК дают информацию о том, как члены группы работают над совершенствованием содержания образования, над применением различных педагогических технологий, над вопросами оперативности и актуальности используемых диагностических методик и контрольных срезов. Работа над индивидуальными методическими темами и потенциал УМК позволяют сделать более интересной и эффективной подготовку к проблемно-тематическим педагогическим советам.
Основная задача, стоящая перед образовательной организации в результате выстраивания определенной модели методической службы, — повышение качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности управления процессом образования.
По определению, «мастер-класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и приобщения к новейшим областям знания. Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.
Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
Во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Это двусторонний процесс и отношения «преподаватель — слушатель» являются абсолютно необходимыми.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.
Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек).
Тематика мастер-классов включает в себя:
Задачи мастер-классов:
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Проводя мастер-класс, руководитель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания руководителя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Учитель — мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Он исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Алгоритм технологии мастер-класса
Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
Представление системы учебных занятий:
Проведение имитационной игры:
Моделирование:
Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Примерный план проведения мастер-класса:
Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объеме и в то же время очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.
Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.
Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.
В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.
Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.
После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление видеозаписи мастер-класса. Такая запись может использоваться и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости слушателя.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии:
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе Цель использования интерактивных методов — изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности.
Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:
Организация мыследеятельности заключается:
Смыслотворчество предполагает осознанное создание в процессе взаимодействия педагогов новой оценки явлений окружающей действительности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания.
Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий.
Инструменты фасилитации и модерации. В классическом понимании фасилитация и модерация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитация — это определенный способ организации взаимодействия, создание условий, помогающих полностью вовлечь участников в процесс, активизировать потенциал группы, создать атмосферу открытости и доверия. Фасилитатор в этом случае занимает нейтральную позицию и не берет на себя функцию контроля над содержанием. Его задача – контролировать процесс, управлять временем и групповой динамикой.
Модерация — это совокупность техник и инструментов, которые предполагают не только контроль над процессом, но и, в некоторых случаях, определенный контроль над содержанием, в том смысле, что модератор может иногда занимать экспертную позицию и направлять группу в сторону конкретного решения. Модератор, в отличие от фасилитатора, обязательно должен обладать широким кругозором и более глубоким пониманием контекстов и содержания темы группового обсуждения.
Функции модератора:
Одним из приемов работы в рамках модерации или фасилитации может являться использование модерационных карт. Модерационные карты — самоклеящиеся цветные карточки разного размера и формы. В классическом варианте (особенно при работе с большой группой) — это карточки размера 1/3 листа формата А4.Техники работы с модерационными картами помогают быстро собрать информацию о проблеме, расставить приоритеты, структурировать разрозненную информацию, отобразить сложные взаимосвязи между разными частями проблемы.
Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса.
Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.
Виртуальный методический кабинет – это:
Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:
В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:
Кураторская методика – это практика профессионального развития, обеспечивающая распространение эффективного опыта в педагогических коллективах и рост их профессионального потенциала, включая совместное педагогическое исследование и планирование (практики коллективного планирования и анализа учебных и внеурочных занятий).
Она представляет собой способ профессионального развития учителей и распространения среди них образовательных технологий. Автор методик – Константин Ушаков.
Кураторская методика основана на том, что среди учителей выбираются обучающиеся пары педагогов. Они наблюдают за уроками друг друга, однако не по привычной модели «обо всем и ни о чем». На каждый урок у пары есть задание — один конкретный аспект для наблюдения. Так, педагоги обсуждают не субъективные ощущения, а реальные показатели, например, время для размышления учеников, продуктивные или репродуктивные вопросы и др.
Для каждой пары назначается куратор, который организует общее обсуждение уроков, при этом сам на уроках не присутствует. Обучающиеся педагоги учатся не у куратора, а друг у друга. После обсуждений с куратором они отрабатывают проблемные элементы уроков, доводят свои навыки до совершенства, а затем переходят к следующему аспекту для наблюдения.
Для эффективной работы педагогов по кураторской методике необходимо подобрать пару учителей, назначить (подобрать) куратора – педагога, который организует работу пары, обеспечивает позитивный фон (а не взаимные упреки), задает развивающие вопросы и определить конкретную цель взаимодействия пары педагогов (ее может предлагать куратор). Учителя по очереди проводят уроки и сразу после завершения обсуждают их с куратором.
Авторы методики отмечают, что «Пара (или диада) — это зачастую неустойчивая структура, так как учителя могут резко перестать обмениваться опытом без кураторских подсказок. Гораздо устойчивее и продуктивнее для школы группы из трех (триады) и более учителей. В таком случае в них устанавливаются определенные культурные нормы (например, стремление к постоянным улучшениям). Поэтому куратор может менять участников пар, добавлять новых учителей при условии соблюдения равных статусов».
Технология весьма эффективна, поскольку кураторская пара подбирается по желанию педагогов, примерно одинаковых по образовательному и профессиональному опыту. В процессе работы в паре педагоги перенимают друг у друга педагогические приемы, методы и средства обучения, вместе находят решения сходных проблем. Важно, что в процессе посещения уроков друг друга учителя их внимание фокусируется на учениках, на том, как они учатся, усваивают материал. Взаимное обучение педагогов становится для них привычным делом, помогает преодолевать складывающуюся в современной российской школе культуру профессиональной изоляции.
На втором шаге, управленческой команде предлагается ответить на вопросы:
Далее члены управленческой команды проводят переговоры с предполагаемыми парами, подбирая заранее аргументы для их мотивирования и предполагаемым куратором. Авторы методики обращают внимание на то, что куратор не является наставником пары и не передает свой опыт. Он, скорее, медиатор, который организует процесс взаимодействия и профессионального роста.
Коучинг в образовании рассматривается как тип индивидуально-личностного сопровождения и поддержки, при котором коуч (партнер, актуализатор, вдохновитель, фасилитатор), актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей. Особенно эффективен этот подход в работе с профессиональным выгоранием учителей.
Речь может идти о проведении регулярных рефлексивных бесед директора, завуча или руководителя методического объединения с учителем, в ходе которых обсуждаются цели и задачи профессионального развития, планируются способы решения задач и критерии достижения целей. Алгоритм коучинговой беседы повторяет стандартный алгоритм проведения коуч-сессии (Рисунок 1) и включает:
В соответствие с указанным алгоритмом, в течение учебного года может обсуждаться продвижение педагога в достижении цели, трудности и возникшие препятствия и т. д. Важно, что коучинговый формат беседы позволяет учителю действовать осознанно и запускает механизм внутренней мотивации. В ходе коучинговых бесед с учителем о профессиональном развитии целесообразно применение техник «колесо навыков» и «шкала навыков». Указанные техники позволяют графически изобразить ожидаемые результаты профессионального развития, увидеть имеющиеся дефициты и спланировать шаги по их преодолению и достижению целей.
Наиболее известным и эффективным в мировой практике способом организации взаимодействия и взаимообучения педагогов являются «Профессиональные обучающиеся сообщества» (Professional Learning Community) (далее – ПСО). Они позволяют учителям объединяться и согласовывать усилия в корректировке используемых каждым стратегий преподавания и совместного педагогического исследования. Основной целью деятельности ПСО является улучшение образовательных достижений учащихся. Фокус при этом смещается с преподавания учителя на учебную деятельность или учение учеников, что существенно меняет деятельность всей школы.
Профессиональные обучающиеся сообщества учителей – это команда педагогов, работающих в одной школе, которая проводит регулярные встречи в течение продолжительного периода времени. Эти встречи рассматриваются как пространство для совместного планирования, рефлексии и оценки преподавания или иной профессиональной деятельности.
Базовые принципы ПСО:
Чтобы отработать и запустить алгоритм, организующий работу ПСО, необходимо сделать следующие шаги:
Помимо директора ответственность может взять на себя завуч, либо педагог, которому команда делегировала эти полномочия.
Исследование урока – это инструмент совместного профессионального развития в ходе совместного планирования, проведения и анализа урока группой учителей. В ходе этой работы группа учителей работает вместе, изучая образовательные потребности конкретных учеников, которые становятся для учителей предметом наблюдения. Наблюдая за этими учениками, учителя разрабатывают план урока, включающий определённые методы и технологии преподавания для повышения эффективности учебной деятельности учащихся. Модель исследования урока (Lesson Study) представляет собой не менее трех циклов уроков, которые совместно планируются, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей.
В ходе каждого цикла учителя делают следующее:
Для того чтобы организовать работу педагогов по исследованию урока необходимо выбрать группу учителей (троих или больше), которые готовы к внедрению в школе нового подхода. Хорошо, когда в группе есть хотя бы один представитель управленческой команды. Далее следует провести встречу с отобранной группой учителей, на которой определить ожидания и правила работы. Люди должны почувствовать, что они способны рисковать и не находятся под давлением. Важно, что в исследовании урока все члены группы имеют одинаковый статус – статус обучающихся. Группе следует задать несколько параметров, которые характеризуют отдельные образовательные результаты учеников.
Далее учителя выберут классы (класс) и группу учеников, которые станут субъектами исследования урока. Определятся, кто из учителей за каким учеником будет наблюдать. Важно, чтобы выбранные ученики были представителями трех основных групп – из «слабой», «средней» и «продвинутой». Подробно и конкретно опишут, каких результатов должен достичь каждый из этих учеников к определенному программой периоду. Важно помнить, что при оценке результатов необходимо очень четко определить, какого прогресса должен добиться каждый из них и каким образом этот прогресс можно измерить.
Далее они вместе спланируют каждый этап обучения на уроках, обращая особое внимание на моменты использования той или иной учительской техники (метода, приема), которую планируют развивать и совершенствовать, опишут ожидаемую реакцию каждого из выбранных учеников на предлагаемую технику. Вместе определят все ресурсы, которые необходимы для проведения урока и выберут одного учителя, который будет этот урок проводить.
Во время урока учителя-наблюдатели особое внимание будут обращать на работу всех трех выбранных учеников. Важно, чтобы учителя в процессе наблюдения за уроком смотрели не на работу своего коллеги, а на выбранных учеников. При проведении исследования целесообразно подкреплять наблюдения проведением разговора (интервью) с учениками после урока. Интервью должно быть коротким (не больше пяти минут). Можно интервьюировать всех трех учеников в группе и по отдельности, но его необходимо проводить, не откладывая – по возможности сразу после урока.
При проведении интервью можно воспользоваться следующим списком вопросов:
После урока необходимо провести групповое обсуждение (дискуссию) со всеми участниками исследовательской группы. Это должно произойти как можно раньше. Если пройдет больше полутора суток – время упущено.
При организации дискуссии следует учитывать следующие аспекты:
Далее вам необходимо договориться о том, каким будет следующий шаг группы и представить результаты работы другим преподавателям.
Исследование урока – процедура затратная по времени. Однако она обеспечивает хорошее соотношение затрачиваемых усилий и получаемых результатов, если действительно созданы возможности для того, чтобы результаты этой работы совершенствовали практику. Некоторые директора целенаправленно выделяют время для работы исследовательских групп, как правило, в рамках того времени, которое отводится на повышение квалификации и методическую работу. В некоторых школах исследование урока связано с оценкой качества работы учителя, так как обмен практиками является неотъемлемой ее частью.
World cafe (Мировое кафе) – метод сфокусированного неформального обсуждения злободневных проблем, который используется педагогами всех стран.
В методической работе в условиях введения ФГОС СОО данная технология может применяться для:
Методическая значимость «Мирового кафе» достаточно высока: с его помощью за небольшой промежуток времени можно достаточно легко добиться взаимопонимания с разнообразными людьми, вызвать интерес к конкретной работе, возможно преодолеть взаимную неприязнь.
Доброжелательный морально-психологический климат, неформальные отношения, дружеский настрой приводят к открытости отношений, доброжелательности. В такой атмосфере хорошо думается, она помогает зарождению инновационных идей, уменьшает недоверчивость, снимает страх неуверенность в себе. Во время встречи в World cafe собеседники часто ведут беседу неофициально, за чашечкой чая или кофе.
Работа кафе проходит чаще всего в краткий промежуток времени – от тридцати минут до двух-трех часов. Продолжительность работы зависит от сложности решаемого вопроса и количества присутствующих. В качестве ведущего не обязательно приглашается крупный специалист. Ему не нужна специфическая подготовка, но он обязательно должен уметь соблюдать тайминг и своевременно и грамотно инструктировать участников.
Работа проходит в несколько этапов.
Инструктаж занимает не более 3-6 минут. Ведущий знакомит участников со спецификой работы, рассказывает правила и озвучивает предполагаемый результат. Из числа участников создается несколько малых групп в количестве 3-6 человек. Количество групп зависит от количества решаемых проблем или рассматриваемых ситуаций. Перед началом дискуссии в каждой группе выбирают «хозяина стола». Он получает дополнительные инструкции. Его объявляют хранителем знаний группы, обязывают фиксировать все, что будет происходить. Он должен будет следить, чтобы никто не уклонялся от работы и передавать накопленную информацию другим группам. Его предупреждают, что критика идей недопустима. Всем группам выдается лист флип-чарта и маркер для фиксирования предложений. На каждую проблему выдается свой лист. Участники могут записывать свои идеи на стикерах и впоследствии приклеивать их на флипчарт.
Для того, чтобы найти ответ на вопрос, участникам нужно определенное количество времени. Время нормируется. Учет его ведет «хозяин стола». Сложность проблемы определяет временной отрезок. Время не должно составлять менее 20 минут, поскольку нужно время на обдумывание. Больше 30 минут давать нецелесообразно, эффективность работы падает.
По истечении времени участники меняются столами, переходя от одного к другому по часовой стрелке. «Хозяин стола» не переходит, он принимает новую команду за «своим» столом и знакомит ее с информацией полученной от предыдущей команды. Новая команда включается в обсуждение новой для нее темы. Все идеи фиксируются на листе данного стола. Для записи используются маркеры другого цвета. Сегодня уже существуют компании, специализирующиеся на изготовлении и реализации оборудования для «Мирового кафе». Интересны бумажные скатерти для круглых столов, на которых отмечены секторы по количеству команд, запись можно вести прямо на скатерти, поэтому никакие листы не выдаются. Продолжительность этого этапа обычно 10-20 минут. После этого снова следует переход команд со сменой столов. Переходы совершаются по команде ведущего. Столов может быть несколько в пределах пяти. С каждым следующим переходом время обсуждения сокращается. Соответственно, на третьем этапе не превышает 7-15 минут, а далее — 5-ти минут.
После выполнения всех заданий команды возвращаются за свои столы, с которых они начинали обсуждение. Происходит подведение итогов, во время которого идеи систематизируются и анализируются, выводы, сделанные командами, оформляются наглядно на листах флип-чарта или специальных фасилитационных досках. Например, ведущий обозначил 5 ключевых идей.
Презентацию результатов обсуждения идей группы проводит «хозяин стола». После презентации начинается общее обсуждение.
Следовательно, соблюдение правил, четкость ведения процедуры формируют соответствующую атмосферу «World cafe». Для того, чтобы за непродолжительной время собрать информацию, объединить интеллектуальные возможности нескольких человек, поставить вопросы и найти на них ответы, необходимо соблюдать следующие условия:
Итак, метод «Мирового кафе» можно использовать как для сбора идей, так и для объединения накопленного опыта. Используйте его для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления накопленного опыта в школе. «World cafe» внесет разнообразие в методическую работу, поможет сплотить коллектив и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2025 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.