Курс повышения квалификации (36 ч.)

Современные модели и формы методической работы в образовательной организации

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области организации методической работы с педагогическими кадрами в образовательной организации.

Объём: 36 часов

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Модели формирования методического пространства образовательной организации

В настоящее время существует несколько вариантов организации модели методической работы в образовательной организации.

Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей

Данная модель наиболее распространена. Методические объединения образуются на предметной основе, их количество зависит от педагогического состава организации. Планирует, координирует всю работу и организует общеучрежденические мероприятия методический совет. В «Школе молодого педагога» может быть организована в парах наставничества.

Методическая служба на индивидуальной основе

Главная особенность модели — щадящий режим работы, уход от обилия методических мероприятий. Основная роль принадлежит самообразованию педагогов. Каждый педагог составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т. д. Администрация через диагностику выявляет запросы и потребности педагогов и организует консультации, семинары, конференции, «круглые столы», мастер-классы и т. д. В конце года — обязательный анализ деятельности каждого учителя (в форме итоговой общественной аттестации педагогов).

Методическая служба на комплексной основе

Эта модель удобна для небольших организаций. Постоянно действующий семинар может стать основной формой методической работы. Главная задача методического совета — согласование режима работы и программы семинара. Наиболее эффективным является сочетание практических и теоретических занятий. При наличии молодых специалистов возможна организация «Школы молодого педагога».

Методическая служба на дифференцированной основе

Дифференциация может осуществляться, например, по стажу и опыту работы. «Школа педагогического опыта» может быть организована на муниципальном уровне, что расширит возможности профессионального роста педагогов. Творческие группы тоже создаются на разных уровнях (учрежденческом, муниципальном) и рассматривают наиболее актуальные проблемы образования. Обязательным условием является взаимосвязь всех ступеней общешкольными мероприятиями, специально организованными «круглыми столами», конкурсами, семинарами по обмену опытом и т. д. Программа постоянно действующего семинара для классных руководителей может реализовываться через самостоятельные формы работы. В этом случае методическому совету необходимо согласовывать график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения.

Методическая служба на основе работы микрогрупп

В этой модели микрогруппы работают по одинаковой программе исходя из интересов организации, методический совет поддерживает и согласует работу групп.

Методическая служба на диагностической основе

В этом варианте методический совет диагностирует проблемы педагогов, планирует формы повышения квалификации и помогает педагогам определиться с выбором программы, которая им необходима.

Методическая служба на основе актуальных задач школы

Такая нетрадиционная модель, как правило, используется на стартовом этапе инновационной деятельности. В такой момент бывает важно осуществить управление образовательным процессом через организацию творческих групп, которые призваны решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера.

Возглавляет группу опытный педагог, который не только имеет собственный интересный опыт работы, но владеет элементами управленческого знания, умениями организационного, коммуникативного и аналитического характера. План каждой группы составляется на основе годового плана работы образовательной организации с учетом проблематики тематических педагогических советов, в подготовке которых группа может принять активное участие.

В рамках общего направления работы группы каждый педагог самостоятельно трудится над индивидуальной методической темой. Эти темы сопряжены с общей направленностью деятельности группы и, с одной стороны, способствуют росту личного профессионального мастерства, с другой — воплощают на практике определенный содержательный фрагмент общегруппового плана. Учебно-методический комплекс (далее – УМК) группы — это дидактико-методический «накопитель» того, что наработано группой.

Именно материалы УМК дают информацию о том, как члены группы работают над совершенствованием содержания образования, над применением различных педагогических технологий, над вопросами оперативности и актуальности используемых диагностических методик и контрольных срезов. Работа над индивидуальными методическими темами и потенциал УМК позволяют сделать более интересной и эффективной подготовку к проблемно-тематическим педагогическим советам.

Основная задача, стоящая перед образовательной организации в результате выстраивания определенной модели методической службы, — повышение качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности управления процессом образования.

Занятие 2. Мастер-класс

По определению, «мастер-класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и приобщения к новейшим областям знания. Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Это двусторонний процесс и отношения «преподаватель — слушатель» являются абсолютно необходимыми.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.

Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек).

Тематика мастер-классов включает в себя:

    • обзор актуальных проблем и технологий,
    • различные аспекты и приемы использования технологий,
    • авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-классов:

    • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
    • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
    • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
    • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

    • знакомятся с предлагаемыми мастером разработками по теме мастер-класса;
    • участвуют в обсуждении полученных результатов;
    • задают вопросы, получают консультации;
    • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
    • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Позиция руководителя мастер-класса

Проводя мастер-класс, руководитель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания руководителя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Учитель — мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Он исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Алгоритм технологии мастер-класса

Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

    • кратко характеризуются основные идеи технологии;
    • описываются достижения в работе;
    • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
    • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

Представление системы учебных занятий:

    • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
    • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

Проведение имитационной игры:

    • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
    • слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Моделирование:

    • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
    • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
    • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Примерный план проведения мастер-класса:

    • вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
    • основная демонстрационная часть;
    • комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
    • обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
    • подведение итогов руководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объеме и в то же время очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.

Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.

Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.

В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.

Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.

После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление видеозаписи мастер-класса. Такая запись может использоваться и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости слушателя.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии:

    • Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
    • Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
    • Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
    • Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
    • Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность.
    • Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
    • Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры).
    • Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
    • Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Занятие 3. Интерактивные формы методической работы в образовательной организации

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе Цель использования интерактивных методов — изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности.

Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:

    • мыследеятельность;
    • смыслотворчество;
    • свобода выбора;
    • рефлексия.

Организация мыследеятельности заключается:

    • в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);
    • в обмене результатами мыслительной деятельности между участниками педагогического процесса;
    • смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;
    • сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
    • проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий.

Смыслотворчество предполагает осознанное создание в процессе взаимодействия педагогов новой оценки явлений окружающей действительности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания.

Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий.

Инструменты фасилитации и модерации. В классическом понимании фасилитация и модерация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитация — это определенный способ организации взаимодействия, создание условий, помогающих полностью вовлечь участников в процесс, активизировать потенциал группы, создать атмосферу открытости и доверия. Фасилитатор в этом случае занимает нейтральную позицию и не берет на себя функцию контроля над содержанием. Его задача – контролировать процесс, управлять временем и групповой динамикой.

Модерация — это совокупность техник и инструментов, которые предполагают не только контроль над процессом, но и, в некоторых случаях, определенный контроль над содержанием, в том смысле, что модератор может иногда занимать экспертную позицию и направлять группу в сторону конкретного решения. Модератор, в отличие от фасилитатора, обязательно должен обладать широким кругозором и более глубоким пониманием контекстов и содержания темы группового обсуждения.

Функции модератора:

    • уточнение центральной проблемы, главного вопроса;
    • активизация участников на представление различных идей и точек зрения (обеспечение вариативности решений);
    • повышение креативности предложений;
    • элиминация возможных ошибок в рассуждениях, проверка качества приводимой аргументации и обсуждения в целом;
    • понимание точек зрения участников, установление сходства или различия в их заявлениях, согласование различных позиций;
    • организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников;
    • фиксация групповой и индивидуальной ответственности.

Одним из приемов работы в рамках модерации или фасилитации может являться использование модерационных карт. Модерационные карты — самоклеящиеся цветные карточки разного размера и формы. В классическом варианте (особенно при работе с большой группой) — это карточки размера 1/3 листа формата А4.Техники работы с модерационными картами помогают быстро собрать информацию о проблеме, расставить приоритеты, структурировать разрозненную информацию, отобразить сложные взаимосвязи между разными частями проблемы.

Занятие 4. Виртуальный методический кабинет как одна из современных форм методической работы

Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса.

Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.

Виртуальный методический кабинет – это:

    • форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
    • возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
    • оперативная методическая помощь;
    • возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.

Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:

    • организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,
    • организации обсуждения важных вопросов, коллективного поиска решения актуальных проблем,
    • написания коллективных методических материалов,
    • проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).

В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:

    • нормативные документы системы образования всех уровней;
    • тексты локальных актов, созданных в данной образовательной организации и регламентирующих образовательный процесс;
    • официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);
    • авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);
    • программы и планы текущих мероприятий;
    • отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;
    • блоки методической помощи: учащимся и воспитанникам; родителям; молодым специалистам;
    • пространство для обмена мнениями, впечатлениями, опытом;
    • развивающий блок, насыщенный материалами «за страницами учебников»;
    • страницу ссылок на иные ресурсы сети Интернет и др.

Занятие 5. Кураторская методика

Кураторская методика – это практика профессионального развития, обеспечивающая распространение эффективного опыта в педагогических коллективах и рост их профессионального потенциала, включая совместное педагогическое исследование и планирование (практики коллективного планирования и анализа учебных и внеурочных занятий).

Она представляет собой способ профессионального развития учителей и распространения среди них образовательных технологий. Автор методик – Константин Ушаков.

Кураторская методика основана на том, что среди учителей выбираются обучающиеся пары педагогов. Они наблюдают за уроками друг друга, однако не по привычной модели «обо всем и ни о чем». На каждый урок у пары есть задание — один конкретный аспект для наблюдения. Так, педагоги обсуждают не субъективные ощущения, а реальные показатели, например, время для размышления учеников, продуктивные или репродуктивные вопросы и др.

Для каждой пары назначается куратор, который организует общее обсуждение уроков, при этом сам на уроках не присутствует. Обучающиеся педагоги учатся не у куратора, а друг у друга. После обсуждений с куратором они отрабатывают проблемные элементы уроков, доводят свои навыки до совершенства, а затем переходят к следующему аспекту для наблюдения.

Для эффективной работы педагогов по кураторской методике необходимо подобрать пару учителей, назначить (подобрать) куратора – педагога, который организует работу пары, обеспечивает позитивный фон (а не взаимные упреки), задает развивающие вопросы и определить конкретную цель взаимодействия пары педагогов (ее может предлагать куратор). Учителя по очереди проводят уроки и сразу после завершения обсуждают их с куратором.

Авторы методики отмечают, что «Пара (или диада) — это зачастую неустойчивая структура, так как учителя могут резко перестать обмениваться опытом без кураторских подсказок. Гораздо устойчивее и продуктивнее для школы группы из трех (триады) и более учителей. В таком случае в них устанавливаются определенные культурные нормы (например, стремление к постоянным улучшениям). Поэтому куратор может менять участников пар, добавлять новых учителей при условии соблюдения равных статусов».

Технология весьма эффективна, поскольку кураторская пара подбирается по желанию педагогов, примерно одинаковых по образовательному и профессиональному опыту. В процессе работы в паре педагоги перенимают друг у друга педагогические приемы, методы и средства обучения, вместе находят решения сходных проблем. Важно, что в процессе посещения уроков друг друга учителя их внимание фокусируется на учениках, на том, как они учатся, усваивают материал. Взаимное обучение педагогов становится для них привычным делом, помогает преодолевать складывающуюся в современной российской школе культуру профессиональной изоляции.

На втором шаге, управленческой команде предлагается ответить на вопросы:

    • Между кем существуют личные связи?
    • У кого могут быть схожие педагогические трудности?
    • Схожий ли у них не только профессиональный, но и личный статус?
    • Возможно, есть педагоги, пришедшие из другой школы, увлекающиеся сходными идеями и т. д.

Далее члены управленческой команды проводят переговоры с предполагаемыми парами, подбирая заранее аргументы для их мотивирования и предполагаемым куратором. Авторы методики обращают внимание на то, что куратор не является наставником пары и не передает свой опыт. Он, скорее, медиатор, который организует процесс взаимодействия и профессионального роста.

Занятие 6. Коучинговый подход

Коучинг в образовании рассматривается как тип индивидуально-личностного сопровождения и поддержки, при котором коуч (партнер, актуализатор, вдохновитель, фасилитатор), актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.

Коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей. Особенно эффективен этот подход в работе с профессиональным выгоранием учителей.

Речь может идти о проведении регулярных рефлексивных бесед директора, завуча или руководителя методического объединения с учителем, в ходе которых обсуждаются цели и задачи профессионального развития, планируются способы решения задач и критерии достижения целей. Алгоритм коучинговой беседы повторяет стандартный алгоритм проведения коуч-сессии (Рисунок 1) и включает:

    • создание доверительных отношений (Как Вы себя чувствуете? Расположены ли поговорить о профессиональном развитии? Что именно хотели бы обсудить сегодня?);
    • обсуждение цели профессионального развития и ее важности и актуальности для учителя, разработку критериев достижения цели (Какой цели в профессиональном развитии Вы хотите достигнуть в текущем учебном году? Как (по каким критериям) поймете, что цель достигнута?);
    • разговор о текущей ситуации и выявление противоречий, мотивирующих к ее изменению (Какова ситуация сейчас? Что помогает или мешает профессиональному развитию? Что хотелось бы изменить? Почему эти изменения важны здесь и сейчас?);
    • разработку возможных способов достижения цели и выбор наиболее эффективных их них (Какие способы достижения цели можно было бы использовать? Как хотите двигаться к цели?);
    • составление плана первоочередных действий по достижению цели (Что будете делать в первую очередь?);
    • обсуждение важности и ценности разговора о профессиональном развитии и его итогов (Что полезного было в разговоре о профессиональном развитии?).

В соответствие с указанным алгоритмом, в течение учебного года может обсуждаться продвижение педагога в достижении цели, трудности и возникшие препятствия и т. д. Важно, что коучинговый формат беседы позволяет учителю действовать осознанно и запускает механизм внутренней мотивации. В ходе коучинговых бесед с учителем о профессиональном развитии целесообразно применение техник «колесо навыков» и «шкала навыков». Указанные техники позволяют графически изобразить ожидаемые результаты профессионального развития, увидеть имеющиеся дефициты и спланировать шаги по их преодолению и достижению целей.

Занятие 7. Профессиональные обучающиеся сообщества

Наиболее известным и эффективным в мировой практике способом организации взаимодействия и взаимообучения педагогов являются «Профессиональные обучающиеся сообщества» (Professional Learning Community) (далее – ПСО). Они позволяют учителям объединяться и согласовывать усилия в корректировке используемых каждым стратегий преподавания и совместного педагогического исследования. Основной целью деятельности ПСО является улучшение образовательных достижений учащихся. Фокус при этом смещается с преподавания учителя на учебную деятельность или учение учеников, что существенно меняет деятельность всей школы.

Профессиональные обучающиеся сообщества учителей – это команда педагогов, работающих в одной школе, которая проводит регулярные встречи в течение продолжительного периода времени. Эти встречи рассматриваются как пространство для совместного планирования, рефлексии и оценки преподавания или иной профессиональной деятельности.

Базовые принципы ПСО:

  1. Каждый участник профессионального обучающегося сообщества считает себя ответственным членом команды.
  2. Каждая команда занята тем, что ищет решения конкретной проблемы в преподавании или другой профессиональной деятельности.
  3. Общей ценностью всех участников ПСО признаётся культура профессионального сотрудничества, противоположная культуре профессиональной изоляции. Изоляция и конкуренция учителей – это основные препятствия для улучшения результатов учащихся.
  4. Все члены педагогической команды признают, что улучшение образовательных результатов учеников в наибольшей степени зависит от улучшения качества преподавания.
  5. Для всех членов ПСО его деятельность является инструментом профессионального развития.
  6. Учителя становятся друг для друга экспертами, консультантами и партнёрами, стремятся найти и распространить лучшие практики для решения поставленной проблемы, как в своей школе, так и за ее пределами.
  7. В центре внимания ПСО учебная деятельность ученика (учение), а не преподавания педагога.

Чтобы отработать и запустить алгоритм, организующий работу ПСО, необходимо сделать следующие шаги:

  1. Установить правила группового взаимодействия.
  2. Проанализировать данные об учебных результатах школьников и проблемах в их обучении, чтобы определить цели и задачи работы команды (например: навыки решения проблемы, развитие критического мышления, формирование грамотности чтения и т.д.).
  3. Определить ожидаемые результаты, которые продемонстрируют учащиеся в случае, если цели будут достигнуты.
  4. Разработать стратегию для наблюдения и оценки прогресса учеников.
  5. Совместно анализировать данные о результатах учащихся, которые будут получены в ходе наблюдения и оценки.
  6. Идентифицировать и описать наиболее успешные преподавательские и исследовательские практики, реализованные в процессе работы ПОС членами педагогической команды.
  7. Представить их другим группам. Необходимым условием успешной работы ПСО является то, что руководство образовательной организации берёт на себя руководство планированием и регулированием деятельности педагогических команд.

Помимо директора ответственность может взять на себя завуч, либо педагог, которому команда делегировала эти полномочия.

Занятие 8. Исследование урока (Lesson Study)

Исследование урока – это инструмент совместного профессионального развития в ходе совместного планирования, проведения и анализа урока группой учителей. В ходе этой работы группа учителей работает вместе, изучая образовательные потребности конкретных учеников, которые становятся для учителей предметом наблюдения. Наблюдая за этими учениками, учителя разрабатывают план урока, включающий определённые методы и технологии преподавания для повышения эффективности учебной деятельности учащихся. Модель исследования урока (Lesson Study) представляет собой не менее трех циклов уроков, которые совместно планируются, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей.

В ходе каждого цикла учителя делают следующее:

    • собирают и анализируют данные о достижениях и затруднениях конкретных учеников;
    • совместно выбирают педагогические технологии и методики для применения в классе;
    • выбирают трех учеников, которые могут рассматриваться, как типичные представители трёх групп – сильных, средних, слабых;
    • совместно планируют урок, в ходе которого будет определяться, как применяемые педагогические технологии и методики влияют на каждую из выделенных групп учеников;
    • в фокусе внимания при этом постоянно находятся три конкретных ученика, за которыми ведут наблюдение присутствующие на уроке члены группы учителей;
    • учителя по очереди проводят уроки и наблюдают за уроками друг друга;
    • после урока учителя-наблюдатели берут интервью у выбранных учеников, получая таким образом обратную связь;
    • после уроков учителя обсуждают успехи и проблемы наблюдаемых учеников и анализируют, как на них повлияли применённые педагогические технологии;
    • после завершения всех циклов члены группы подводят итог и делятся результатами с другими группами.

Для того чтобы организовать работу педагогов по исследованию урока необходимо выбрать группу учителей (троих или больше), которые готовы к внедрению в школе нового подхода. Хорошо, когда в группе есть хотя бы один представитель управленческой команды. Далее следует провести встречу с отобранной группой учителей, на которой определить ожидания и правила работы. Люди должны почувствовать, что они способны рисковать и не находятся под давлением. Важно, что в исследовании урока все члены группы имеют одинаковый статус – статус обучающихся. Группе следует задать несколько параметров, которые характеризуют отдельные образовательные результаты учеников.

Далее учителя выберут классы (класс) и группу учеников, которые станут субъектами исследования урока. Определятся, кто из учителей за каким учеником будет наблюдать. Важно, чтобы выбранные ученики были представителями трех основных групп – из «слабой», «средней» и «продвинутой». Подробно и конкретно опишут, каких результатов должен достичь каждый из этих учеников к определенному программой периоду. Важно помнить, что при оценке результатов необходимо очень четко определить, какого прогресса должен добиться каждый из них и каким образом этот прогресс можно измерить.

Далее они вместе спланируют каждый этап обучения на уроках, обращая особое внимание на моменты использования той или иной учительской техники (метода, приема), которую планируют развивать и совершенствовать, опишут ожидаемую реакцию каждого из выбранных учеников на предлагаемую технику. Вместе определят все ресурсы, которые необходимы для проведения урока и выберут одного учителя, который будет этот урок проводить.

Во время урока учителя-наблюдатели особое внимание будут обращать на работу всех трех выбранных учеников. Важно, чтобы учителя в процессе наблюдения за уроком смотрели не на работу своего коллеги, а на выбранных учеников. При проведении исследования целесообразно подкреплять наблюдения проведением разговора (интервью) с учениками после урока. Интервью должно быть коротким (не больше пяти минут). Можно интервьюировать всех трех учеников в группе и по отдельности, но его необходимо проводить, не откладывая – по возможности сразу после урока.

При проведении интервью можно воспользоваться следующим списком вопросов:

  1. Что тебе больше всего понравилось на уроке?
  2. Что ты узнал? (Что ты теперь умеешь делать, а до этого не умел?)
  3. Что ты теперь можешь делать лучше? Что для тебя значит «лучше»?
  4. Что в моей работе как учителя было для тебя самым лучшим?
  5. Если я буду проводить этот урок с другими детьми, что мне нужно в нем изменить? Почему?

После урока необходимо провести групповое обсуждение (дискуссию) со всеми участниками исследовательской группы. Это должно произойти как можно раньше. Если пройдет больше полутора суток – время упущено.

При организации дискуссии следует учитывать следующие аспекты:

  1. Все высказанные соображения обязательно записываются.
  2. Ведущий следит за тем, чтобы все суждения выстраивались в следующем ключе: «По данному вопросу у второго ученика я наблюдал…». Это важная характеристика исследования урока, так как в фокусе первоначально находится процесс учения, и только потом – преподавания.
  3. Все члены группы должны внести свой вклад в дискуссию. Ведущий следит за тем, чтобы участники обсудили все основные вопросы:
    • Что планировалось для каждого ученика?
    • Что на самом деле произошло?
    • Чем объясняется разница между прогрессом учеников?
    • Какого прогресса достиг каждый из них?
    • Какие элементы учительской техники способствовали (препятствовали) достижению прогресса?
    • Что вы повторите, когда будете использовать эту технику снова?
    • Что вы не повторите?
    • Чем вы готовы поделиться с коллегами?

Далее вам необходимо договориться о том, каким будет следующий шаг группы и представить результаты работы другим преподавателям.

Исследование урока – процедура затратная по времени. Однако она обеспечивает хорошее соотношение затрачиваемых усилий и получаемых результатов, если действительно созданы возможности для того, чтобы результаты этой работы совершенствовали практику. Некоторые директора целенаправленно выделяют время для работы исследовательских групп, как правило, в рамках того времени, которое отводится на повышение квалификации и методическую работу. В некоторых школах исследование урока связано с оценкой качества работы учителя, так как обмен практиками является неотъемлемой ее частью. 

Занятие 9. World cafe (Мировое кафе)

World cafe (Мировое кафе) – метод сфокусированного неформального обсуждения злободневных проблем, который используется педагогами всех стран.

В методической работе в условиях введения ФГОС СОО данная технология может применяться для: 

    • обозначения и продуктивного решения комплексных проблем образования,
    • решения нескольких животрепещущих вопросов одновременно,
    • принятия нестандартных решений,
    • объединения нескольких точек зрения,
    • планирования групповой работы, анализа эффективности результатов проекта, конференции, обучения, учебного года, 
    • обмена опытом.

Методическая значимость «Мирового кафе» достаточно высока: с его помощью за небольшой промежуток времени можно достаточно легко добиться взаимопонимания с разнообразными людьми, вызвать интерес к конкретной работе, возможно преодолеть взаимную неприязнь.

Доброжелательный морально-психологический климат, неформальные отношения, дружеский настрой приводят к открытости отношений, доброжелательности. В такой атмосфере хорошо думается, она помогает зарождению инновационных идей, уменьшает недоверчивость, снимает страх неуверенность в себе. Во время встречи в World cafe собеседники часто ведут беседу неофициально, за чашечкой чая или кофе.

Работа кафе проходит чаще всего в краткий промежуток времени – от тридцати минут до двух-трех часов. Продолжительность работы зависит от сложности решаемого вопроса и количества присутствующих. В качестве ведущего не обязательно приглашается крупный специалист. Ему не нужна специфическая подготовка, но он обязательно должен уметь соблюдать тайминг и своевременно и грамотно инструктировать участников.

Работа проходит в несколько этапов.

Инструктаж занимает не более 3-6 минут. Ведущий знакомит участников со спецификой работы, рассказывает правила и озвучивает предполагаемый результат. Из числа участников создается несколько малых групп в количестве 3-6 человек. Количество групп зависит от количества решаемых проблем или рассматриваемых ситуаций. Перед началом дискуссии в каждой группе выбирают «хозяина стола». Он получает дополнительные инструкции. Его объявляют хранителем знаний группы, обязывают фиксировать все, что будет происходить. Он должен будет следить, чтобы никто не уклонялся от работы и передавать накопленную информацию другим группам. Его предупреждают, что критика идей недопустима. Всем группам выдается лист флип-чарта и маркер для фиксирования предложений. На каждую проблему выдается свой лист. Участники могут записывать свои идеи на стикерах и впоследствии приклеивать их на флипчарт.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос, участникам нужно определенное количество времени. Время нормируется. Учет его ведет «хозяин стола». Сложность проблемы определяет временной отрезок. Время не должно составлять менее 20 минут, поскольку нужно время на обдумывание. Больше 30 минут давать нецелесообразно, эффективность работы падает.

По истечении времени участники меняются столами, переходя от одного к другому по часовой стрелке. «Хозяин стола» не переходит, он принимает новую команду за «своим» столом и знакомит ее с информацией полученной от предыдущей команды. Новая команда включается в обсуждение новой для нее темы. Все идеи фиксируются на листе данного стола. Для записи используются маркеры другого цвета. Сегодня уже существуют компании, специализирующиеся на изготовлении и реализации оборудования для «Мирового кафе». Интересны бумажные скатерти для круглых столов, на которых отмечены секторы по количеству команд, запись можно вести прямо на скатерти, поэтому никакие листы не выдаются. Продолжительность этого этапа обычно 10-20 минут. После этого снова следует переход команд со сменой столов. Переходы совершаются по команде ведущего. Столов может быть несколько в пределах пяти. С каждым следующим переходом время обсуждения сокращается. Соответственно, на третьем этапе не превышает 7-15 минут, а далее — 5-ти минут.

После выполнения всех заданий команды возвращаются за свои столы, с которых они начинали обсуждение. Происходит подведение итогов, во время которого идеи систематизируются и анализируются, выводы, сделанные командами, оформляются наглядно на листах флип-чарта или специальных фасилитационных досках. Например, ведущий обозначил 5 ключевых идей.

Презентацию результатов обсуждения идей группы проводит «хозяин стола». После презентации начинается общее обсуждение.

Следовательно, соблюдение правил, четкость ведения процедуры формируют соответствующую атмосферу «World cafe». Для того, чтобы за непродолжительной время собрать информацию, объединить интеллектуальные возможности нескольких человек, поставить вопросы и найти на них ответы, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Не выходить за периметр контекста. Постоянно возвращаться к цели мероприятия, как бы далеко за рамки обсуждаемой проблемы Вы бы не выходили. Уметь обозначить приоритетные вопросы для обсуждения. Для достижения объективных результатов нужно заручиться согласием на участие в мероприятии людей, обладающих оперативной информацией.
  2. Многое зависит от созданной хозяевами атмосферы: гостям должно быть уютно и комфортно, они должны смело высказывали свое мнение, не боялись быть не понятыми.
  3. Наводящие вопросы должны быть подготовлены заранее, тогда они помогут вспомнить нужную информацию, повысят мотивацию индивидуумов и активизируют групповую энергетику, станут стимулами речевой активности и коммуникативности участников. Например: «О чем нельзя забывать во время игры? Вы ничего не хотите добавить? Чем Вы можете нам помочь? Что стало гарантом успешности вашей работы? Что бы Вы изменили в своих ответах в следующий раз?».
  4. Используйте систему поощрений. Обеспечьте возможность участия в обсуждении всем, кто захотел бы в нем участвовать. Обязательно указывайте на ценность каждого мнения, подчеркивайте его уникальность.
  5. Постоянно проводите обмен мнениями, благожелательно выслушивайте разные точки зрения. Предоставляйте право отдельным участникам переходить от стола к столу. Это сделает возможным раскрытие новых способностей и появления неожиданных решений, получить инсайты, ощутить себя членом команды, без которого успех ее невозможен.
  6. Отмечайте все мнения: традиционные и креативные. Нужно уметь не только слушать, но и слышать окружающих – это один из важнейших факторов успеха «World cafe». Для участников важно не только высказаться, но и услышать, а главное понять чужую точку зрения, даже если она коренным образом отличается от его.
  7. Последний этап Мирового кафе часто образно называют «урожаем» или «сбором урожая». После окончания всех обсуждений с переходами и спорами все листы со всех столов собираются и создается общее мнение по каждой проблеме. Главное, что должно на этом этапе произойти, это визуальное представление о решаемых вопросах, информация должна быть доступна и понятна каждому участнику. Часто для этого применяются специальные графические шаблоны.

Итак, метод «Мирового кафе» можно использовать как для сбора идей, так и для объединения накопленного опыта. Используйте его для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления накопленного опыта в школе. «World cafe» внесет разнообразие в методическую работу, поможет сплотить коллектив и станет еще одним способом результативно пообщаться в неформальной обстановке.

Итоговое тестирование

Что является целью современной методической работы в образовательной организации?
Какие формы методической работы считаются эффективными в современных условиях?
Что такое "методическое сопровождение"?
Какая модель методической работы ориентирована на активное взаимодействие педагогов и инновационное сотрудничество?
Что значит "методическая компетентность педагога"?
Какие современные подходы используются в методическом сопровождении педагогов?
Зачем необходимы методики самооценки и взаимооценки деятельности педагогов?
Что такое "образовательный консалтинг"?
Какую роль играет система наставничества в методической работе?
Что называют "портфолио педагога"?

 

Корзина