В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: формирование у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации медиативной практики в образовательном учреждении.
Объем: 102 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Конфликт – неизбежное явление в образовательном процессе, насыщенном личным и профессиональным общением различных групп: школьников и их родители, педагогов, администрации. Различия в возрасте, опыте, взглядах, ценностях участников образовательных отношений делает такое общение чрезвычайно напряженным и требует своевременного предупреждения его деструктивных форм, компетентного разрешения возникающих противоречий.
Конфликт в современной образовательной среде рассматривается как острый способ разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия, заключающегося в межличностном общении между участниками образовательного пространства и выходящего за пределы данного пространства, непосредственно в социум, что делает его проблемой общества в целом.
Практика показывает, что основными причинами высокой конфликтологической опасности в современной школе являются:
К общим причинам возникновения конфликта относятся:
К специфическим причинам возникновения конфликта относятся:
Особенности педагогических конфликтов заключаются в следующем:
Виды педагогических конфликтов:
С. А. Мустафаева разделяет конфликты на три группы:
Конфликты между педагогами могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и заканчивая столкновениями интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, существует типичный конфликт между учителями начальной школы и преподавателями средних и старших классов. Видимо, данный конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.
Во взаимодействиях «учитель – администрация школы» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения, а в последнее время – связанные с введением инноваций.
В. И. Журавлев классифицирует педагогические конфликты по взаимодействию педагога с возрастными группами учащихся. В начальных классах это конфликты этики и запредельной этики, связанные с нарушением учителем педагогического такта и правонарушениями; дидактические, вызываемые дисциплинированием, дискриминацией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости и недостатками самих учителей. В работе с подростками чаще других встречаются конфликты дисциплины учащихся, конфликты дидактического взаимодействия, конфликты методических ошибок учителя и конфликты нарушений им этики. В старших классах – это конфликты, связанные с неадекватным дисциплинарным воздействием и конфликтным поведением учителя.
На сегодняшний день популярными методами разрешения конфликтов в образовательной организации по-прежнему являются:
Надо отметить, что перечисленные способы реагирования исходят из одного принципа: есть внешняя сила, которая (в некоторых случаях мягко, в некоторых – жестко) воздействует на провинившихся. И эта опора на силу привычна и понятна и детям, и администрации. При этом к сторонам конфликта (в частности, подросткам) относятся как к неспособным самостоятельно решить сложившуюся ситуацию, а не как к людям, которые могут взять на себя ответственность за разрешение конфликта.
Российским законодательством определены новые инструменты разрешения конфликтов в школе. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 в 45 статье предусматривает защиту прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся посредством организации комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, функцией которых является урегулирование разногласий в образовательной организации. Практика показывает, что деятельность таких комиссий носит формальный характер, а информации о положительном опыте их работы недостаточно. Среди причин – отсутствие как профессионально подготовленных специалистов в сфере урегулирования конфликтов, так и методического обеспечения данной деятельности.
Другим новым инструментом разрешения конфликтов в школе становится деятельность школьного омбудсмена – уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений. Им может стать как представитель родительской общественности, так и педагог. Однако деятельность омбудсмена также недостаточно регламентирована и алгоритмизированная.
В настоящее время эффективной технологией урегулирования социальных противоречий является медиация, все активнее её используют в сфере бизнеса, ЖКХ, здравоохранения, в регулировании семейных и трудовых отношений. В образовании она находит применение через организацию деятельности школьных служб примирения. Школьники-медиаторы, прошедшие специальную подготовку, участвуют в качестве посредников в разрешении конфликтных ситуаций сверстников.
Нередко конфликтные педагогические ситуации между учителем и учеником перерастают в серьезные противоречия, в которые могут быть вовлечены родители, другие ученики, администрация школы. Такие конфликты могут иметь разрушительный характер и влиять на качество учебной деятельности и психологический климат в организации. Поэтому так важно повышать коммуникативную компетентность и конфликтологическую грамотность всех участников образовательного процесса.
Общение между учителем и учеником – одна из важнейших форм передачи опыта поколений. Критериями продуктивного педагогического общения являются:
В условиях конфликтогенного образовательного пространства эффективное педагогическое общение может сгладить трудные ситуации взаимодействия, и, напротив, неосторожные слова, неверно сделанные шаги могут недоразумение перевести в затяжной конфликт.
Цель – защита, восстановление справедливости, усиление своей позиции; интерес – быть выслушанным и понятым.
Задачи, стоящие перед школьным специалистом:
Существует множество примеров, когда педагог или директор успешно разрешил конфликтную ситуацию, однако есть и факты того, что педагог не уделил ситуации должного внимания, не выслушал, поспешно обвинил самого ребенка или родителя. Чрезмерная загруженность, отсутствие конфликтологической компетенции, неопытность или эмоциональная усталость, выгорание педагога могут стать причинами некомпетентного вмешательства в конфликт.
Также ошибками данного этапа являются:
В результате эмоциональный градус конфликтной ситуации повышается. К требованию наказать виновного примешивается обвинение школы в бездействии. Эмоции искажают факты, усиливают негативные краски в образе обидчика. Это приводит к дальнейшей эскалации конфликта.
Особенность этапа: обратившаяся в эти инстанции сторона, даже если она осознала свою неправоту, уже не может отступить, так как ситуация получила огласку. Каждая структура пытается участвовать в разрешении конфликта согласно принятому регламенту.
В результате снижается вероятность восстановления отношений между конфликтующими сторонами, продолжает расти недоверие друг к другу, подозрительность, формируются негативные обобщения (все учителя …, все директора …). В результате страдает ребенок, который вместо того, чтобы думать об учебе, становится свидетелем разрушительного конфликтного взаимодействия.
Таким образом, равнодушие к проблеме, неумение работать с негативными эмоциями обратившейся стороны, низкий уровень коммуникативной компетентности становятся частыми причинами стремительной эскалации школьного конфликта.
Алгоритм разрешения педагогического конфликта:
Этапы разрешения конфликта:
Управлению конфликтов и оптимальному их разрешению способствует знание учителем различных приемов косвенного разрешения конфликтов:
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Отличительной особенностью современного информационного общества является формирование принципиально новых социальных связей, характеризующихся ростом обособленности и отчужденности в отношениях между людьми, нередко приводящих к конфронтации. В образовательном пространстве эти тенденции усугубляются, что приводит к учащению конфликтных отношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. В этих условиях проблема поиска методов управления конфликтами в образовательной организации становится особенно актуальной. Часто учитель не всегда в полном объеме владеет информацией об обстоятельствах и подлинных причинах конфликта. Из-за этого нередки случаи ошибок учителей в отношении учеников.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поэтому важен выбор стиля поведения в конфликте.
Всероссийская ассоциация восстановительной медиации разработала технологию «Круг сообщества». Важнейшей особенностью «Круга сообщества» является привлечение к обсуждению в конфликтной ситуации всех заинтересованных лиц, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его последующее выполнение. Показанием к проведению «Круга сообщества» в образовательной организации могут быть различные конфликтные ситуации, возникающие в рамках учебно-воспитательного процесса с несколькими сторонами конфликта: ученик-родитель, ученик-педагог, педагоги-родители и т.д.
С помощью ведущего и добровольцев – помощников ведущего – в «Круге сообщества» реализуются такие ценности, как:
Проведение «Круга сообщества» возможно в образовательных организациях с привлечением специалистов служб медиации, а также педагогов, прошедших обучение медиации.
«Круг сообщества» – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для поддержки пострадавших и пр. «Круг сообщества» помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.
Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) – программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.
В детском и подростковом коллективах конфликтные отношения неизбежны. Причинами, порождающими конфликты, могут стать потребность в общении, уважении, борьба за лидерство.
Более уязвимыми к конфликтам со сверстниками становятся дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, застенчивые, обидчивые, эмоционально-возбудимые, агрессивные, дети с необычной внешностью, а также дети, которые привыкли к индивидуальному вниманию со стороны взрослых и не признают жизнь в коллективе по общим правилам.
Не секрет, что дети и подростки в конфликтных ситуациях часто прибегают к «обзывательствам», угрозам, психологическому и физическому подавлению. Иногда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов – это явление называется «моббинг» (происходит от английского «to mob» – грубить, нападать стаей, травить).
Моббинг в детском коллективе – это психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей со стороны его ровесников, осуществляемые с целью ослабить его социальное влияние в коллективе. Моббинг часто контролируется иерархическими структурами в социальной группе, в частности – авторитетным лидером группы.
В Таблице 1 представлен процесс развития моббинга.
Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие на конфликт с целью снижения остроты, минимизации противоборства, разрешения конфликта.
Виды управленческих воздействий на конфликтные отношения:
Прогнозирование конфликта – обоснованное предположение о возможном будущем развитии конфликтов.
В Таблице 2 представлены маркеры или признаки конфликтности в коллективе школьников, на которые необходимо обращать внимание при предупреждении конфликтов.
Таблица 2. Показатели конфликтности детского или подросткового коллектива
Показатель | Маркеры или признаки |
Язык | Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из сверстников грубые, вульгарные слова с целью вызвать у оскорбляемой стороны негативные чувства, причинить ей моральный ущерб, понизить уровень её самооценки, а также самоутвердиться? |
Насмешки | Пытаются ли дети поставить других учеников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, особенностям внешности, сделанным ими ошибкам? |
Предубеждения | Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных в силу национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? |
Поиск «козла отпущения» | Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких учеников? |
Дискриминация | Есть ли в классе дети, которых другие ребята всегда избегают, например не выбирают в пару, не зовут в команду? |
Остракизм (бойкот) | Бывают ли у детей периоды, когда они сознательно игнорируют кого-либо из класса, не включают его в совместные действия? |
Преследование | Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя им анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее? |
Осквернение или порча | Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других детей? |
Запугивание | Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли? |
Изгнание, отчуждение | Был ли кто-либо из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды или рабочей группы? Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим делам класса? |
Подавление | Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с другими детьми? |
Насилие | Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей? |
При положительном ответе хотя бы на один из этих вопросов педагогу необходимо предпринимать срочные меры по предотвращению деструктивных проявлений конфликта.
Профилактика конфликта – организация взаимодействия в коллективе, исключающего или минимизирующего возможность возникновения конфликтов между детьми, а также между детьми и взрослыми.
Цель профилактики – создать условия, при которых социальное и межличностное взаимодействие не приведет к столкновениям или столкновение не станет деструктивным.
Средства профилактики и предупреждения конфликтов в детских коллективах:
Разрешение конфликта – деятельность, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, приведшей к столкновению.
Педагог может выступать как участником, так и посредником в конфликтных ситуациях с детьми и подростками. И в том, и в другом случае он несет ответственность за конструктивный исход конфликта и должен способствовать минимизации конфликтного взаимодействия.
Принципы разрешения конфликтов с детьми и подростками:
Урегулирование конфликта – деятельность, направленная на ослабление конфликта, поиск условий, удовлетворяющих конфликтующие стороны, для обеспечения разрешения конфликта.
С целью урегулирования конфликта можно организовать переговоры между конфликтующими сторонами. На переговорах важно придерживаться принципов добровольности и равноправия участников, нейтральности посредника, конфиденциальности обсуждаемой информации.
Вопрос | Действие |
Что произошло? Что привело к конфликту? Почему это произошло? | Сформулировать суть конфликта. Выяснить причины. |
Какие чувства вызвал конфликт у участников противостояния? | Определить. Назвать чувства. |
Как быть в этой ситуации? | Найти решение. |
Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам конфликта найти взаимовыгодное решение (Медиация – от лат. mediate и англ. mediation – посредничество).
Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения, фокусирует стороны на их интересах и способствует поиску взаимовыгодного решения проблемы.
Процедура медиации направлена на диалог и делает обе конфликтующие стороны активными участниками разрешения конфликта. Особым преимуществом медиации выступает то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав. Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда конфликтующие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда необходимо разрешить спор и при этом восстановить или сохранить отношения между людьми.
Технология медиации окончательно оформилась в середине XX столетия, однако ранее существовали и иные формы посредничества в конфликтах, уже содержавшие в себе принципиальные черты медиации.
Сегодня практика медиации находит свое применение в урегулировании социальных противоречий в условиях российской действительности. В Российском законодательстве процедура медиации регламентируется Федеральным законом от 27.06.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Все активнее медиацию используют при разрешении следующих конфликтов:
В структуре процедуры медиации можно выделить пять основных этапов её реализации:
Цель данного этапа – сбор первичной информации и анализ актуальной конфликтной ситуации.
Задачи:
Критерии готовности участников к переходу на следующий этап:
Цель данного этапа – подготовка к проведению примирительной встречи.
Задачи:
Основным методом работы медиатора является беседа, в процессе которой он устанавливает доверительные отношения с конфликтующими сторонами.
Работа ведется по следующей схеме:
Критерии готовности участников к переходу на следующий этап:
Ожидаемый положительный результат – согласие участников конфликта на принятие участия в примирительной встрече.
Цель данного этапа – организация и проведение примирительной встречи, создание условий для заключения примирительного соглашения между сторонами конфликта.
Задачи:
Примирительная встреча должна проходить на нейтральной территории, на нее приходят только те люди, которых желают видеть участники конфликта – чаще всего это родители. Правила поведения на встрече предполагают соблюдение дисциплины, уважительное отношение участников друг к другу.
Правила проведения встречи:
Обязанности ведущего:
Ход примирительной встречи:
Чтобы примирительное соглашение (договор) по результатам примирения было эффективным, необходимо:
Для примирительного процесса очень важно, чтобы соглашение об урегулировании давало процедурное, содержательное и психологическое удовлетворение. Высокая степень неудовлетворенности одного или нескольких участников ведет к продолжению конфликта после его формального завершения.
Ожидаемый положительный результат – подписание примирительного соглашения.
Цель этапа – создание условий, содействующих выполнению договора участниками конфликта.
Задачи:
Ожидаемый положительный результат – налаживание взаимодействия между участниками конфликтной ситуации.
Цель этапа – окончательное установление доброжелательных отношений между сторонами конфликта, профилактика возможных рецидивов, возобновления конфликта.
Задачи:
Профилактический этап заканчивается, как только взаимоотношения сторон конфликта окончательно налаживаются.
Таким образом, разрешение конфликта представляет процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий.
Медиация учит активному слушанию, умению контролировать эмоции, отделять проблемы от человека, нивелировать собственные интересы ради достижения общих. В сравнении с традиционными способами урегулирования конфликтов медиация может оказаться приемлемой и эффективной альтернативой.
Профилактика и коррекция конфликтов строится на обучении позитивным способам коммуникации. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на уроке, в ходе внеурочной деятельности и воспитательной работы определяет профессионализм педагога, а также сохраняет его собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога являются «техникой личной психологической безопасности» в профессиональной деятельности.
Согласно Федеральному закону от 27.06.2010 № 193-ФЗ под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации являются:
В целях реализации медиативного подхода рекомендуется создавать Службы школьной медиации (далее – СШМ), объединяющие различных участников образовательных отношений (сотрудников образовательной организации или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обучающихся, их родителей (законных представителей) и иных), направленные на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальными проявлениями, правонарушениями.
СШМ рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях организации работы СШМ утверждается:
Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу координатора СШМ, одного или нескольких специалистов СШМ, а также обучающихся из «групп равных». «Группа равных» – это группа учащихся, которые объединены для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в «группе равных» – это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным её пунктам и программам (например, «Программа воспитания и социализации обучающихся»).
Цели СШМ:
Задачи СШМ:
Школьная служба медиации состоит из команды кураторов и членов «группы равных».
В создании и функционировании службы школьной медиации ключевую роль играет руководитель. Руководитель службы школьной медиации назначается директором на добровольной основе. В его обязанности входит планирование работы, написание отчетов, координация деятельности педагогов и школьников, распространение принципов восстановительной медиации в школе.
На первом этапе служба примирения может состоять только из взрослых, которые прошли специальную подготовку по проведению восстановительных программ, но в дальнейшем очень важно участие самих школьников по следующим причинам:
Отношения в команде школьных медиаторов (взрослых и подростков) должны быть не «вертикальными» (по типу «начальник – подчиненный»), а «горизонтальными» (как сообщества равных людей, заинтересованных в решении проблемы).
Таким образом, школьная служба медиации (примирения) по своему характеру – волонтерское движение, состоящее из взрослых (лиц с педагогическим или психологическим образованием, инициативных родителей) и школьников средних и старших классов, прошедших обучение методу школьной медиации.
Рассмотрим этапы создания службы школьной медиации на примере опыта белорусских коллег (по материалам пособия «Базовый курс медиации: рефлексивные заметки» [М. С. Бойко и др.]; под общ. ред. С. В. Лабода. – Минск: Медисонт, 2011. – 316 с.).
СШМ может дополнять уже имеющиеся направления работы в школе, например, по профилактике насилия. Решение о реализации программы СШМ принимает общешкольная конференция (собрание).
Ключевые мероприятия образовательной организации по реализации поставленных задач:
Освоение и реализация школьниками переговорных и медиативных технологий в школе будут эффективными, если представители администрации школы, педагоги, родители знают, понимают и приветствуют медиацию как способ урегулирования школьных конфликтов. Следовательно, важной составляющей такого инновационного проекта является конфликтологическое просвещение педагогов и родителей.
Вашему вниманию предлагается Программа подготовки и сопровождения Юных медиаторов (далее – Программа) сроком реализации на 1 учебный год, которая прошла успешную апробацию в г. Ярославле на базе МОУ СОШ № 66.
В Приложении представлена «Тетрадь юного медиатора». Данное пособие прошло процедуру государственной регистрации о праве интеллектуальной собственности (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Свидетельство № 2017620965).
Ключевой идей Программы является то, что медиации должны обучаться все желающие. Освоить эту технологию могут и школьники, поэтому на первом и втором этапах главный критерий отбора – это мотивация школьников, их желание (См. Таблицу 3).
Цель программы: организация и сопровождение деятельности эффективно работающей школьной службы медиации, направленной как на практическое урегулирование конфликтов, так и на создание новой культуры взаимоотношений несовершеннолетних в образовательном пространстве.
Задачи программы:
Таблица 3. Этапы подготовки медиаторов-школьников
Мероприятия | Цель |
I этап – организационно-ознакомительный (сентябрь-октябрь) | |
Проведение тренингов, бесед, классных часов по проблемам конфликтов в школе, а также о возможностях медиации (обучающиеся 7-9 классов). | Выявление обучающихся, интересующихся проблемой урегулирования конфликтов и желающих участвовать в деятельности СШМ. Формирование команды школьников, желающих обучаться переговорам и медиации и участвовать в работе СШМ. |
II этап – обучающий (ноябрь, осенние каникулы) | |
Обучение всех желающих школьников переговорам и медиации в осенние каникулы на базе тематической смены осеннего лагеря юных медиаторов по Программе подготовки юных медиаторов. | Расширение и систематизация научных представлений о конфликте, его структуре, динамике, этапах его развития и способах разрешения и урегулирования. Формирование коммуникативных, переговорных и медиативных навыков у школьников – будущих медиаторов |
III этап – формирование команды и деятельность СШМ (конец ноября) | |
Определение членов СШМ по итогам обучения в Лагере Юных медиаторов (см. Таблицу 4) – 8-10 человек. | Создание школьной службы медиации из числа подготовленных школьников и взрослых кураторов, издание приказа о составе СШМ на год. |
Регулярное собрание членов СШМ по организационным и текущим вопросам | 1. Определение целей, задач, функций и содержания основных направлений деятельности Школьной службы медиации. 2. Знакомство с регламентом работы и этическими принципами медиатора-школьника. 3. Согласование плана работы школьной службы медиации на год по основным направлениям деятельности. 4. Обсуждение текущих вопросов. |
1. Создание Интернет-ресурса по информационной поддержке СШМ. 2. Разработка брошюр, буклетов, презентаций по проблемам конфликтов в школьном возрасте членами СШМ. 3. Выступление школьников-медиаторов с информацией в классах (проведение недели медиации). | 1. Информирование обучающихся школы о возможности обратиться в Службу школьной медиации. 2. Конфликтологическое просвещение участников образовательного процесса. |
Стажировка медиаторов-школьников, проведение переговоров в конфликтных ситуациях с участием взрослого-медиатора. | Внедрение технологий медиации и переговоров в практику урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних. |
Организация и проведение переговорных игр, учебных медиаций с членами СШМ других школ города и области. | Организация и поддержка межшкольной (сетевой) коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи членов СШМ с целью методической поддержки и обмена опытом. |
Участие в городских и региональных конкурсах и олимпиадах по конфликтологии, психологии и медиации. | 1. Поддержание имиджа образовательной организации. 2. Профориентация школьников. |
IV этап – подведение итогов деятельности СШМ за учебный год (май) | |
Итоговое собрание членов СШМ. | Анализ эффективности деятельности СШМ, обсуждение планов и перспектив развития СШМ на следующий учебный год. |
Таблица 4. Программа обучения школьников медиации в тематическом Лагере юных медиаторов
№ п/п | Темы | Мероприятия | Задачи |
1 | Эффективная коммуникация | 1. Линейка-открытие. 2. Презентация команд и участников. 3. Вводное тестирование. 4. «Вертушка» коммуникативных тренингов:
5. Знакомство с «Тетрадью юного медиатора». 6. Рефлексия. | 1. Знакомство группы, «размораживание», первый опыт самораскрытия и совместной работы. 2. Формирование первого впечатления участников о предстоящей работе, диагностика, лабиализация. 3. Формирование представлений об эффективных и неэффективных способах вербального и невербального общения и убеждения другого. 4. Анализ причин искажения информации медиатора. |
2 | Конфликты в школе | 1. Мини-лекция «Что такое конфликт». 2. Анализ видео-кейсов на тему: «Как мы ведем себя в конфликте». 3. Дискуссия «Плюсы и минусы конфликта». 4. Арт-методика «Комикс-конфликт». 5. Беседа «Моббинг в подростковой среде». 6. Ролевая игра «Эффективное поведение в конфликте». | 1. Знакомство с основными понятиями конфликтологии, причинами и типами конфликтов в современной школе. 2. Отработка навыка распознавания факторов конфликта. 3. Анализ стратегий поведения в конфликте на примерах видео-кейсов. 4. Развитие критического мышления, поиск ресурсов конфликта. 5. Развитие системного представление о конфликте на примере использования арт-технологий. 6. Формирование представлений о признаках и последствиях моббинга, отработка конструктивного поведенческого репертуара в ситуации конфликтного общения. 7. Рефлексия и оценка полученных в ходе тренинга знаний. |
3 | Переговоры | 1. Мини-лекция «Что такое переговоры». 2. Тактики ведения переговоров: упражнения «10 конфет», «Спички», «Кто сильнее». 3. Ролевая игра «Людоеды», «Семейные обязанности». 4. Деловая переговорная игра «Молодильные яблоки». 5. Рефлексия. | 1. Знакомство с понятием «переговоры», тактиками и стратегиями переговоров. 2. Анализ собственных переговорных сценариев, осознание участниками неконструктивного и неэффективного поведения на переговорах. 3. Обучение технологиям переговоров с ориентацией на сотрудничество. |
4 | Медиация | 1. Знакомство с процедурой медиации. 2. Отработка вступительного слова медиатора. 3. Тренинг использования коммуникативных инструментов в медиации. 4. Проведение учебных медиаций. 5. Презентация служб школьной медиации. 6. Итоговое тестирование. 7. Подведение итогов и закрытие лагерной смены. | 1. Знакомство с основами процедуры медиации. 2. Практическое использование технологии медиации в переговорах в конфликтной ситуации. 3. Отработка юными медиаторами навыков активного слушания, вентиляции эмоций, выявления интересов сторон, поиска решения. |
В качестве восстановительной программы рекомендуется использовать восстановительную медиацию, в которой, помимо ведущих, обычно участвуют от 2 до 6 человек. Для работы с группами (класс, родительское собрание) больше подходят технологии «Семейный совет» и «Круги сообществ». В Таблице 5 представлены основные программы и типичные ситуации, в которых они применяются.
С ситуациями, отмеченными в таблице звездочками, специалистам СШМ рекомендуется работать в сотрудничестве с территориальными службами примирения.
Таблица 5.
Ситуация | Восстановительная программа |
Конфликт между обучающимися, в том числе с участием их родителей (законных представителей). Пример: обучающиеся и их родители (законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать и так далее. | Восстановительная медиация. |
*Конфликт между родителем обучающегося и педагогом. | Восстановительная медиация. |
*Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса. Конфликт среди группы родителей учащихся класса. Класс «поделился» на враждующие группировки или большая часть класса объединилась против одного (травля). | Круг сообщества. |
*Отсутствие партнерства школы и родителей. Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование нового класса, слияние классов и т.д. | Профилактические восстановительные программы. |
*Конфликт между педагогами. | Восстановительная медиация. |
*Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей обучающихся, представители администрации образовательной организации, средств массовой информации, иногда – уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, правоохранительные органы. | Школьно-родительский совет. |
*Конфликт в семье. | Восстановительная медиация. |
*Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком. Ребенок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, находится в социально опасном положении и т.д. | Семейный совет (семейная конференция). |
*Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с возбуждением уголовного дела либо при отказе в его возбуждении, с последующим рассмотрением ситуации на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом. | Восстановительная медиация. Семейный совет (семейная конференция). |
*Напряженные отношения в «педагогической команде» (объединение разных педагогических коллективов в единый образовательный комплекс, назначение нового директора образовательной организации и т.п.). | Круг сообщества. |
Кроме того, может применяться комплекс восстановительных программ. Восстановительный подход помогает в управлении дисциплиной в классе. При потере управления классом проводится «Круг сообщества».
СШМ также может:
Примерные этапы примирительной программы:
Взаимодействие служб примирения образовательных организаций и территориальных служб примирения может способствовать профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъектов Российской Федерации. Оценка качества проведения восстановительных программ на соответствие деятельности ведущего концепции и ценностям восстановительного подхода осуществляется внутри профессионального сообщества.
Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне важно. Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Во-вторых, своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей. В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.
Самое большое количество конфликтных ситуаций в школе происходит среди обучающихся 5-8 классов, что объясняется особенностями подросткового возраста.
К неблагоприятным факторам, также негативно влияющим на поведение подростков, можно отнести следующие:
Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ, школьный психолог, социальный педагог.
Среди эффективных форм работы классного руководителя можно выделить «Круг сообщества». Многие педагоги имеют представление о «Круге» как о восстановительной программе в рамках функционирования школьных служб медиации. Классный руководитель при использовании такой формы работы может обратиться за помощью к куратору школьной службы для подготовки «Круга сообщества», в том числе пригласить куратора в «Круг» в качестве волонтера (фиксировать высказывания и суждения).
«Круг» проводится с разными целями: от принятия совместного решения по конкретной ситуации (поддержка нового члена класса, становление классного коллектива, трудности выпускного класса и т.п.) до формирования ценностных отношений к жизнедеятельности в определенных условиях. «Круг» может захватывать не только участников классного коллектива, но и неравнодушных к его жизни (учителей-предметников или других специалистов образовательной организации) с целью поддержки конструктивных решений во время процедуры.
Участие в «Кругах сообществ» помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для подростков материале.
Задачи, решаемые в процессе «Круга»:
Главное, что каждый участник демонстрирует собеседнику неподдельный интерес к его мнению, состоянию, ценностям; принятие, этих аспектов, несмотря на их ошибочность. Отсутствие директивности и уважение способствуют актуализации собственной потенциальной конструктивности собеседника.
В процессе подготовки «Круга» классный руководитель (он будет ведущим – Хранителем Круга) обозначает тему «Круга», разрабатывает вопросы, определяет Символ слова, предусматривает церемонию закрытия «Круга». На данном этапе необходимо поставить цель проведения «Круга» и определить его результаты и эффекты, чтобы избежать формализма при организации мероприятия.
Выбор Символа слова может исходить из тематики «Круга». Как правило, это может быть мягкая игрушка, разноцветный камень, символический предмет, вызывающий приятные ассоциации.
Основные важные моменты, которые должен учитывать классный руководитель:
В рамках профилактики самоповреждающего и суицидального поведения целесообразно провести «Круг ценностей» или «Тематический Круг».
Результатами проведения таких «Кругов» являются:
Условия проведения «Круга»:
Круг проводится в несколько раундов.
1-й раунд – Создание основы для диалога. Целью данного раунда является качественное изменение среди участников, смена ролей (круг равных членов). Хранитель определяет правила, поочередно представляет участников «Круга», затем каждый из участников делится своей историей, которая напрямую не связана с обсуждаемой проблемой, но помогает актуализировать важные смыслы и ценности.
2-й раунд – Обсуждение ситуации или непосредственно темы «Круга». Хранитель предлагает перейти непосредственно к обсуждению ситуации или темы с обоснованием и выражением собственного мнения каждого члена. Важный аспект нарастающей дискуссии – сохранение доброжелательной атмосферы до исчерпания темы.
Последовательность высказывания участников в некотором роде дисциплинирует, дает возможность воздержаться от резких выводов и т.п.
Хранитель определяет три вопроса:
3-й раунд – Рассмотрение возможных вариантов решения, в том числе важного решения для самого себя. На данном этапе основными достижениями становятся взаимопонимание среди участников «Круга», прояснение ситуации, оказание поддержки.
4-й раунд – Закрытие
В этот период участники могут поделиться мыслями об услышанном, о самой атмосфере «Круга». Для полноты процедуры важно провести символическую церемонию закрытия (совместное чаепитие или просто всем участникам «Круга» взяться за руки и т.п.), которую классный руководитель продумывает при подготовке «Круга».
– Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы постараемся выйти из привычных ролей: классный руководитель, ученики класса, расположившись в одном пространстве – КРУГЕ, который, надеюсь, даст нам возможность обсудить сложную и интересную тему с достаточной степенью доверия и взаимного понимания.
Я не просто ведущий, а настоящий Хранитель Круга, призванный соблюдать его правила.
Прежде всего мне бы хотелось рассказать об этих правилах:
Говорит тот участник, у кого символ слова. Если, вы хотите что-то добавить или прокомментировать, дождитесь момента, когда символ слова будет у вас в руках, или выскажитесь по завершении Круга.
Символ слова передается только в одну сторону по часовой стрелке, следуя движению солнца. Я как Хранитель могу положить символ слова в центр круга и дать «свободный микрофон».
Если вы согласны с этими правилами, разрешите выбрать (представить) волонтеров – они помогут фиксировать ответы на вопросы, которые мы будем обсуждать.
У нас есть еще один гость, представляю моего помощника – Сеню (в руках у классного руководителя мягкая игрушка). Мы будем его передавать друг другу по кругу, и тот, у кого окажется Сеня в руках, может высказываться.
Если на данном этапе возникли вопросы, пожалуйста, задавайте. Если вопросов нет, предлагаю приоткрыть занавес и рассказать немного о теме нашей встречи.
Мы с вами не герои черно-белых фильмов, а, напротив, живем в мире, который окрашивает нас и все вокруг в разные цвета. Тоскливо серым дождливым днем нам хочется пощуриться от ярких золотистых лучей солнца, хочется увидеть в фиолетовом ночном небе луну, услышать шелест изумрудных волн моря, а экран компьютера не просто голубой – он мелькает разными красками инновационной радуги.
Цвет и его игра не только создают нам настроение, но и определяют его влияние на нашу с вами жизнь. Именно цвет, наравне со вкусом и запахом, вызывает у человека самые сильные эмоции, воспоминания, впечатления, ассоциации.
В рассказах американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери много игры с цветом. Например, описание розового цвета начинается с ассоциации розовых очков и первой любви, которая перерастает в медово-золотистые переливы листвы в парке, где назначено свидание; переходит в оттенки глубокого голубого, которым автор описывает мечту. При этом чувства гнева он описывает как «позеленеть от злости», а смущение – «покраснел, как багряный закат».
Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Поэтому тема нашего «Круга» не случайна и звучит она следующим образом: «Какого цвета мир вокруг меня?».
А для вас – какими красками окрашена ваша жизнь и ваш мир: семья или школа, дружба, мир ваших увлечений, какое-то важное событие или что-то еще?
– Предлагаю каждому подумать и ответить на первый вопрос: «Что для вас означает “мир вокруг меня”»?
Каждый участник, получая символ слова в руки, называет свое имя и отвечает на вопрос. Поскольку символ слова у меня, я начну со своего «мира», в который входят…
Далее Хранитель рассказывает личную мини-историю. Затем участники, передавая символ слова, отвечают на вопрос. Хранитель может поддерживать коммуникацию с теми, кому трудно сформулировать ответ. Ответы, озвученные в «Круге», Хранитель фиксирует вместе с волонтерами. По прошествии первого «Круга» Хранитель озвучивает полученный ряд ответов, волонтеры дополняют перечень.
– Настало время второго вопроса: «Какими бы красками вы раскрасили свой мир и почему?»
По аналогии с первым «Кругом» участники отвечают на вопрос с аргументами. Хранитель может задавать наводящие вопросы при возникающих затруднениях или отсутствии аргументов. Ответы также фиксируются.
– Третий вопрос потребует от нас поразмышлять, помечтать, а может и натолкнуть на конкретные действия. А звучит он так: «Что я могу или хотел бы сделать, чтобы сохранить цветовую гамму того, что меня окружает, или подчеркнуть яркость каких-то отдельных элементов – того, что для меня является наиболее важным?».
Хранитель и волонтеры стараются точно зафиксировать ответы, так как они могут лечь в основу заключительного раунда, не забывая после каждого пройденного «Круга» делать обобщающие выводы.
Церемония закрытия помогает участникам обдумать все то хорошее, к чему пришел «Круг».
– Ребята, хочу вас поблагодарить за откровенные мысли и выраженные чувства. Очень важным элементом встречи стало то, что вы смогли найти в себе силы для открытия своего мира. Интересно, что каждый из вас попытался живо передать краски того, что находится вокруг: кто-то использовал яркую гуашь, кто-то восковые мелки, кто-то воспользовался словесно цветными мягкими карандашами. Это было и интересно, и погружающе одновременно!
Предлагаю в качестве церемонии закрытия сделать «Цветной атлас пожеланий самому себе». Каждый может выбрать любой цвет бумаги и карандаша, написать пожелание или три предложения себе на ближайшее будущее.
А сейчас предлагаю в качестве «свободного микрофона», взяв по желанию символ слова в руки, выразить мнение о «Круге» и встрече в целом.
Осознание ценностей происходит тогда, когда мы понимаем, как живем в семье, как общаемся со сверстниками, как проявляются наши отношения с любимым человеком, как мы дружим, то есть с позиции того, как мы живем и что нами движет.
К школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ), относятся:
Кроме того, выделяются школы с контингентом особой сложности:
В число устойчиво неуспешных попадают как сельские, так и городские школы.
В ходе управления школой, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, появляются ситуации, при которых необходимо особенно выделить то или иное направление деятельности. В этих случаях оно принимает форму целевой модели (программы), которая включается в действующую организационную структуру либо для воплощения которой формируется специальная система, либо выполняется и то, и другое.
В процессе управления школой разработка и последующая реализация комплекса мероприятий и задач имеет конкретное содержание и направлена на достижение поставленной цели.
Социальной называют такую программу, в которой мероприятия объединены общими признаками, проектами или их комплексом, условиями реализации. Они разрабатываются согласно определенной технологии и используются в ходе решения соответствующих проблем, касающихся школьного уклада и школьного социума. Социальная программа отличается особым содержанием и наличием плана деятельности. В последнем излагаются основные задачи и цели, характер мероприятий, устанавливаются сроки реализации и определяются участники и их ролевые функции.
В ходе реализации программ необходимо осуществлять поиск наиболее оптимального решения среди заранее предусмотренного их множества. Основной трудностью в данном случае следует считать тот факт, что последствия, касающиеся принятия того либо иного решения, будут зависеть от неизвестной ситуации. Уровень неприемлемости какого-либо итога измеряется в потерях, которые могут появиться у того, кто, собственно, и принимает решение.
Для изменения в положительную сторону социальной ситуации с правонарушениями несовершеннолетних наиболее важным является развитие кадрового потенциала органов, служб и учреждений, непосредственно работающих с подростками. Квалификация конкретного специалиста, гуманистическая и ценностная ориентации его сознания, знания и адекватное применение современных технологий определяют эффективность его работы с подростком.
Целью восстановительного подхода по реагированию на ситуацию правонарушений и конфликтов с участием несовершеннолетних является запуск процесса, предусматривающего:
Главные задачи специалистов, работающих по конкретным конфликтным случаям, – создание пространства для полноценного участия в этом процессе самого ребенка, ближайшего его социального окружения, а также реализация восстановительных действий по отношению к ребенку и потерпевшему (в случае правонарушения).
В восстановительном подходе понятие «восстановительные действия участников криминальной или конфликтной ситуации» задает иной формат деятельности педагогических работников и специалистов, иной формат взаимодействия с семьей, специалистами других служб и ведомств.
Для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода.
Ведущий восстановительных программ (куратор службы, специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта (или правонарушения) и их договоренностей со стороны значимого социального окружения.
Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числе обиды) и ответственности. Вред в восстановительном подходе – это деяния одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб (что-либо было нарушено или разрушено, вплоть до отношений между конфликтующими и их близкими).
Одним из ключевых аспектов восстановительного подхода к несовершеннолетним является усиление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось.
Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительных программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Специалист службы примирения является нейтральной фигурой, в равной степени поддерживающей усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или восстановительное реагирование на правонарушение (преступление) несовершеннолетнего. Специалист службы примирения подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта и заглаживанию причиненного вреда.
Функция специалистов заключается не в том, чтобы помочь разработать содержание восстановительных действий, а в том, чтобы создать подходящие условия для данного случая: конфигурацию людей и пространство.
При восстановительном подходе специалистов (медиаторов) учат концентрироваться, прежде всего, на процессе, а не только на результате, хотя нацеленность на определенный результат необходима, поскольку юридический способ разрешения конфликтов может привести к разрушительным последствиям для людей и отношений. Важнейшей характеристикой восстановительного подхода является возвращение сторонам способности самим разрешать конфликт. Специалист должен помогать людям перейти от отношений разобщения, конфликтности и взаимной ненависти к отношениям взаимопонимания, совместного поиска конструктивного выхода из ситуации. Такой переход и должен стать целью взаимосвязанной деятельности медиатора и социального работника.
Описание ситуации, по факту которой стороны обратились к процедуре медиации/урегулирования конфликта: к куратору службы примирения колледжа обратилась студентка 4 курса С. специальности «Дошкольное образование» с тем, что в группе, в которой она учится, относятся к ней без уважения, смеются над ней, «игнорят», когда она обращается к ним по вопросам учебы.
Предмет/объект/причина спора: С. учится в данной группе не с начала первого курса. Она перевелась из другого колледжа на 3 курс. Не понимает такого отношения к себе со стороны группы.
Участники спора:
Интересы: хочет, чтобы её «не трогали», «не смеялись», реагировали на её просьбы; просто «относились хотя бы с уважением, без оскорблений».
Установки: готова поговорить с группой, хочет окончить курс в спокойной обстановке. Также хочет, чтобы «осталось хорошее впечатление от группы». Тактика поведения в конфликтной ситуации – уклонение. Многие напряженные и конфликтные моменты переводит на юмор или старается не реагировать. Но испытывает постоянную обиду.
Интересы: изначально не принимали С., не хотели, чтобы она училась в их группе, т.к. сложился свой коллектив. Против С. ничего не имеют. «Просто не нравится, что С. медлительна, не всегда присутствует на занятиях», не всегда готовится к занятиям, пропускает иногда практику.
Установки: готовы к переговорам.
Тактика поведения в конфликтной ситуации изначально – соперничество.
Для начала была проведена восстановительная медиация (устроены встречи с каждой стороной конфликта: с С., группой 4 курса, с Ал., Т., П., А., М., Д в отдельности). После согласования была организована совместная встреча всех сторон. В процессе решения данной ситуации проводились встречи с куратором группы по поводу успеваемости и взаимоотношений С. с группой.
Результат медиации: в процессе диалога каждой стороне конфликта удалось взглянуть на ситуацию с разных сторон, выразить свое отношение к произошедшему, принести извинения в адрес друг друга. Также была применена технология «Круг сообщества». Провели два «Круга»: «Ценности взаимоотношений» и «Круг принятия решений».
Стороны пришли к соглашению частично (установлены сроки исправления задолженностей С. по предметам; договорились, что не будет оскорблений в адрес друг друга. Стороны признали, что не всегда были правы, извинились друг перед другом). После этого были проведены классные часы, направленные на снижение напряженности в самой группе (сходили в Дом кино всей группой).
В результате процедуры медиации в большей мере удалось сохранить отношения сторон спора, не ухудшить отношения между сторонами. Частично – решить проблему с учетом интересов и установок сторон спора.
Действия, предпринятые для достижения соглашения: на совместной встрече принято частичное соглашение. Куратором СП был проведен контроль исполнения данного соглашения. Выяснилось, что С. смогла закрыть долги по трем предметам; перестала опаздывать на занятия, старается не пропускать практику. Студентки группы Ал., Т., П., А., М., Д. пытаются не провоцировать конфликтные ситуации и не писать в общей группе «Вконтакте» оскорблений в адрес С. Общение в группе иногда носит эмоциональный характер – все равно высказывают претензии друг другу, особенно при групповой форме работы.
Ситуация: несовершеннолетний Илья 11.02.2019 года пришел на праздничное мероприятие в школе. В актовом зале на сцене к выступлению готовились его одноклассники. Он хотел пройти к ним, но Агафонов Сергей, дежуривший у входа на сцену, не пропустил Илью. Подросток, разозлившись, начал оскорблять Сергея, резко толкнул его, вследствие чего тот стукнулся о косяк двери и получил ссадину. Илья убежал.
Подача заявления родителями пострадавшего в полицию.
Участники программы:
Агафонова Евгения Александровна обратилась в полицию с заявлением о противоправности действий Разумова И. в отношении её сына и о привлечении виновного лица к ответственности в соответствии с законом. Оперативный дежурный передал заявление в отдел по делам несовершеннолетних (далее – ОДН). Специалист ОДН вызвал Разумова Илью вместе с мамой Разумовой О. А. для предъявления заявления Агафоновой Е. А. и оформления протокола. Документация об административном правонарушении была передана на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), а затем дело было направлено в суд.
На основании представленных документов (в том числе справки из травмпункта и поликлиники) действие виновного было признано как причинение легкого вреда здоровью потерпевшего по неосторожности. В возбуждении уголовного дела было отказано ввиду того, что фигурант не достиг возраста, с которого наступает ответственность; принято решение о постановке Разумова И. А. на учет.
Последствия постановки на учет в КДНиЗП для подростка:
Классный руководитель, находящаяся с ребятами на сцене, сразу пригласила медицинского работника школы для оказания помощи пострадавшему Агафонову С. Затем она позвонила маме Сергея, сказала об инциденте и попросила не подавать заявление на виновника. На следующий день классный руководитель обратилась в школьную службу медиации с просьбой мирно разрешить конфликт.
Участники программы:
Этапы работы медиаторов
Из беседы с одноклассниками выяснилось, что Илья не проявлял желания с кем-либо общаться. Большая часть детей охарактеризовала его как «заносчивого воображалу», который часто грубит и злобно подшучивает. Но несколько человек отметили, что в общении он был очень интересным собеседником и даже помогал в учебе, хотя и отмечали его пессимистическое настроение. Класс разделился на две группы – большая часть была негативно настроена, меньшая часть выражала симпатию и поддержку в отношении Ильи. В процессе общения выяснилось, что он насмехался над выступлением, которое класс готовил к праздничному мероприятию.
Про Сергея все сказали, что он неконфликтный человек и всегда ответственно относится к порученному делу. И если классный руководитель попросила его никого не пускать на сцену во время репетиции, то он не мог не выполнить её просьбу.
Цель этапа – выяснить все обстоятельства, причины случившегося, размер ущерба, возможные последствия, уже принятые меры к разрешению ситуации.
Медиаторы приняли решение о запуске программы восстановительной медиации. На перемене ребята подошли и к обидчику, и к жертве и назначили им предварительные встречи.
Цель: готовность нарушителя к исправлению ситуации и заглаживанию вины.
С Разумовым И. беседовал Глеб В. Он выяснил, что Илья раскаивался в своем поступке и хотел наладить отношения с Сергеем А. Он ничего не имел против Сергея, просто разозлился на него, так как никто никогда не нарушал его планов. Кроме того, в тот день у него было плохое настроение из-за двойки по литературе, почему, кстати, он и хотел выйти на сцену: чтобы доказать учителю, что он хороший рассказчик. Илья сразу согласился с предложением Глеба участвовать в примирительной встрече.
Цель: оказание помощи пострадавшему, подготовка его к встрече с обидчиком.
Максим К., беседуя с Агафоновым С., поинтересовался, как Сергей себя чувствует, хочет ли помириться с Ильей, то есть уладить конфликт без административного вмешательства и без участия родителей. Сергей наотрез отказался. Он был очень обижен и настроен на другой способ разрешения конфликтной ситуации: с помощью вмешательства администрации, т.к. получил травму от более слабого физически, чем он, человека и к тому же на глазах одноклассников. Он привык, что в таких случаях обидчиков вызывают в кабинет завуча или директора, а не разговаривают по душам. Максим старался убедить его в том, что самому Сергею будет лучше, если он сам спокойно поговорит с Ильей. Но Сергей стоял на своем.
На следующий день Максим К. и Глеб В. еще раз встретились с Сергеем А., посоветовали ему выслушать объяснения Ильи. После долгого колебания Сергей согласился на участие в примирительной встрече.
Цель: организация диалога и принятие совместного решения сторон о разрешении ситуации.
На встрече Максим К. и Глеб В. поочередно предоставляли слово каждой из сторон. Ребята рассказали о своих эмоциях, которые они испытывали во время ссоры и после нее. Затем медиаторы спросили, что мешает мальчикам заключить мир. Сергей ответил, что не хочет подавать руку Илье, потому что он обидел его при всем классе. Илья был готов извиниться перед Сергеем сейчас и в классе. Он дал слово, что впредь будет сдерживать свои эмоции, а также сказал, что искренне огорчен содеянным. Сергей принял извинения и, в свою очередь, тоже дал обещание не помнить зла, контролировать свои эмоции и поведение. Затем медиаторы обсудили с мальчиками вопрос о том, как сделать так, чтобы подобные конфликты не повторялись. Ребята высказывали свое мнение.
Результатом встречи стал примирительный договор. После примирительной встречи медиаторы еще некоторое время контролировали соблюдение договора, но поводов для беспокойства не было.
Фабула: в 6 классе в силу разных причин и по различным основаниям сложились четыре враждебно настроенные друг против друга группы обучающихся. Острота конфликта дошла до того, что стало невозможно проводить какие-либо внеурочные мероприятия с участием целого класса. Беседы педагогов, родителей, специалистов с отдельными детьми и группами никакого результата не давали. Для разрешения данной конфликтной ситуации была применена технология «Круг сообщества». Основанием для выбора технологии служил массовый характер конфликта.
Цель медиатора (ведущего «Круга сообщества») состояла в создании условий для бесконфликтного сосуществования в классе представителей различных референтных групп. Предполагалось, что для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Учитывая форму проявления и остроту конфликта, медиатор счел необходимым в рамках «Круга» жестко настаивать на соблюдении правил коммуникации, основываясь на способности людей слушать и слышать друг друга, а также праве каждого высказывать свое мнение в расчете на то, чтобы быть понятым.
До проведения «Круга» на подготовительном этапе медиатор способом интервьюирования изучил основания для конфликта каждой из сторон, а также в индивидуальных беседах пытался предварительно сформировать готовность отдельных обучающихся и неформальных лидеров групп к коллективному поиску решения проблемы.
Для повышения эффективности восстановительной программы необходимо создать определенные условия:
В границах «Круга» технология была реализована в пять основных этапов:
Для оценки результатов программы были определены следующие критерии и показатели:
По результатам анализа реализованной программы медиатор сделал вывод о том, что для успешности подобного мероприятия необходимо учитывать возраст участников, а также на подготовительном этапе при индивидуальных беседах с отдельными обучающимися и неформальными лидерами использовать различные инструменты мотивации на конструктивное разрешение конфликта.
Семейная групповая конференция – это не универсальная технология и не единственный способ избавиться от всех трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается семья. Тем не менее, это эффективная практика работы, усиливающая социальную сплоченность и основанная на партнерстве и привлечении семьи к принятию решения, что предоставляет ей возможность обсудить те сложности, которые появились, а также проработать решения внутри своей семьи и внутри своей культуры.
Фабула: Михаил, 15 лет, учится в 8 классе в школе, находящейся в социально-неблагополучном микрорайоне. Михаил пропускает без уважительной причины уроки, состоит на внутришкольном учете, периодически употребляет алкоголь, проводит время в «дурной компании». Михаил проживает с мамой Татьяной, которая не работает, находится на инвалидности, имеет слабое здоровье, часто лежит в больнице. В это время и происходят неприятные ситуации в жизни Михаила (употребление алкоголя, пропуски школьных занятий, конфликты с учителями).
Название технологии: «Профилактическая семейная групповая конференция (семейный совет)».
Цель технологии: организация диалога между членами семьи с подростком, пропускающим без уважительной причины уроки, употребляющим алкоголь, состоящим на внутришкольном учете, конфликтующим с учителями.
Задачи технологии:
Обоснование идей: создание пространства полноценного участия в процессе медиации ближайшего социального окружения и самого ребенка, а также осуществление восстановительных действий по отношению к ребенку, к членам семьи, к службам, представляющим субъектов профилактики.
Этапы реализации технологии:
Способы (методы и приемы) реализации технологии:
Условия, в которых может быть использована технология: медиатор должен знать процедуру и опираться на принципы медиации, условие отсутствия формальности к процедуре, наличие помещения, которое позволило бы проводить процедуру семейной конференции в комфортной обстановке.
Рекомендации, советы, особые замечания по использованию технологии: технологию могут применять независимые ведущие, прошедшие обучение реализации восстановительных и медиативных практик.
Критерии и показатели эффективности использования технологии: удалось ли снять психологическое и эмоциональное напряжение у членов семьи, выявить причины конфликтной ситуации и способы взаимодействия членов семьи со специалистами, принять соглашение и план действий семьи по устранению проявлений деструктивного поведения подростка.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.