Цель: совершенствование компетенций методистов, руководителей и заместителей директоров образовательных организаций по формированию гибких навыков у педагогов, чтобы успешно адаптировать сотрудников к изменяющимся условиям образовательной среды и повысить качество образовательного процесса.
Объём: 72 часа
Классификации и основные компоненты soft skills.
Современные подходы к развитию soft skills.
Роль soft skills в педагогической деятельности.
Методы эффективного управления педагогическим коллективом с использованием soft skills.
Эффективно общаться со всеми участниками образовательного процесса.
Предотвращать конфликты в образовательной среде.
Управлять коллективом, мотивировать и вдохновлять педагогов в процессе профессиональной деятельности.
Координировать усилия коллектива и решать конфликты в группе.
Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс.
Повышение личной эффективности и совершенствование своей профессиональной деятельности.
Использование навыков командной работы для реализации коллективных проектов.
Исследователи отмечают, что сто лет назад скорость изменений в мире была намного ниже, чем сейчас. Сегодня мир стремительно изменяется, становится хаотичным и турбулентным, и эта тенденция вряд ли остановится. Мы оказались в будущем, к которому человечество не готово. Никогда ранее люди не жили в столь изменчивом мире, и сейчас отдельный индивид сталкивается с непривычными условиями.
Человеческий мозг эволюционировал в стабильной среде, где изменения происходили медленно. Сейчас же, в условиях быстрых изменений, мозг и вся жизнедеятельность человека попадают в противоречие с новой реальностью.
Известный менеджер Джек Уолш однажды заметил: «Если скорость изменений снаружи превышает скорость изменений внутри организации, то дни этой организации сочтены». Это утверждение применимо не только к организациям, но и к отдельным людям. Если скорость изменений внешнего мира превышает скорость мышления человека, он не сможет быть эффективным в новой среде.
Всемирный экономический форум подчеркнул, что для успеха в современном мире недостаточно только глубоких знаний и опыта. Нужны дополнительные навыки, называемые «soft skills» («мягкие навыки»), которые включают надпрофессиональные навыки и личностные качества. Работодатели ищут сотрудников, способных самостоятельно принимать решения, нести ответственность за результаты и эффективно работать в команде. Soft skills отвечают этим требованиям.
Модель компетенций
Для максимального ускорения развития важно понимать, какие компетенции развивать и из какой области. Существует универсальная модель, содержащая компетенции трех зон развития:
Идеальный лидер должен гармонично развивать все три зоны. Развитие должно быть равномерным, чтобы избежать пробелов в каких-либо областях.
Историческая справка
Концепция мягких навыков появилась в 1920-е годы, когда психолог Эдвард Ли Торндайк выделил социальный интеллект как способность к межличностному общению. Позже Дэвид Векслер и Абрахам Маслоу внесли свой вклад в развитие этой концепции. Термин «soft skills» возник в 1960-е годы в американской армии и стал популярным в бизнесе спустя десятилетия.
Значение soft skills
Soft skills — это не что-то новое. Они были частью классического образования, но с промышленной революцией их значение снизилось. Сегодня, когда экономика постоянно меняется, недостаточно обладать только техническими навыками. Для карьерного роста нужны постоянные обучение и сильные социальные навыки.
Soft skills важны как на работе, так и в жизни. Они помогают достигать целей и адаптироваться к изменениям. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем сильнее проявляются социальные навыки, а профессиональные навыки отходят на второй план. Поэтому 70% тренингов и курсов направлены на освоение soft skills.
В 2012 году профессор Марсель Робле из Университета Восточного Кентукки провел исследование, целью которого было выяснить, какие навыки общения работодатели считают самыми важными. Робле поручил своим студентам взять интервью у двух руководителей каждый. В течение учебного года студенты проводили опросы, в которых руководителей просили назвать десять социальных навыков, которые они считали ключевыми. Всего было собрано 517 навыков, из которых после фильтрации осталось 26. Робле выбрал десять самых часто встречавшихся навыков, среди которых были:
В итоге Робле вывел формулу для Soft Skills:
Soft Skills = Межличностные навыки + Личные и карьерные навыки
Базовые компоненты Soft Skills
Некоторые исследователи считают, что перечисление отдельных Soft Skills подобно покупке автомобиля по запчастям. Вместо этого лучше рассматривать Soft Skills как набор базовых компонентов, которые работают в комплексе. Чаще всего называют четыре компонента:
Версии классификации Soft Skills
Существуют различные подходы к классификации Soft Skills. Например, Сет Годин в 2017 году предложил пять групп навыков:
Другой подход выделяет Soft Skills, связанные с должностными обязанностями, и утверждает, что отдельные навыки важны для разных должностей. Также отмечается, что Soft Skills могут быть связаны с эмоциональным интеллектом, но отличаются от него наличием самосознания.
Soft Skills — это ключевые навыки, необходимые для успешной работы и взаимодействия в коллективе. Они включают в себя межличностные и коммуникативные навыки, а также способности к самоуправлению и организации процессов. Различные классификации и подходы подчеркивают важность комплексного взгляда на Soft Skills, чтобы они работали как единый механизм, а не как отдельные запчасти.
Термин «становление» широко используется в философии, педагогике и психологии, но его точное значение часто оказывается неясным. В современном научном понимании «становление» — это философская категория, означающая спонтанность и изменчивость вещей и явлений, их постоянный переход в новое состояние, обретение новых характеристик и форм в процессе развития, стремление к определенному состоянию. Этот термин привлек внимание многих мыслителей.
В истории философии становление часто воспринимается как переход от одной определенности бытия к другой: все существующее постоянно изменяется, и его существование есть становление. Позднее философия вновь вернулась к становлению, придав ему приоритет перед бытием. Гегель считал, что становление — это начальная точка возникновения вещей и явлений, отправная точка для всего последующего развития. Становление, по Гегелю, представляет собой «первую истину», являющуюся началом всего остального.
Исследование проблем становления и развития человека как профессионала — одна из центральных задач новой науки — акмеологии. Чаще всего становление рассматривается в неразрывной связи с развитием или формированием, иногда даже подменяя эти термины, особенно когда речь идет о становлении и развитии личности.
Сущность категории «профессиональное становление» может быть раскрыта через сопоставление с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс последовательных количественных и качественных изменений материальных и идеальных объектов.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что психологические концепции развития личности часто не дают однозначного ответа на вопрос, что понимается под «развитием личности». Существует множество определений. Одно из них гласит, что развитие личности — это объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающий реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, изменение индивида в результате его социализации.
Развитие личности осуществляется через изменение ее направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей личности). Развитие личности профессионала происходит через качественные изменения, ведущие к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентаций, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.
С точки зрения Л.И. Анциферовой, развитие — это основной способ существования личности, социальное и психическое становление которой не ограничивается какими-то определенными временными отрезками. Оно продолжается на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может считаться конечным состоянием, к которому направлено развитие и которым оно заканчивается. Напротив, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем больше возрастает ее способность к дальнейшему развитию.
Постоянная незавершенность, а следовательно, нескончаемость процесса становления — характерная черта психологической организации личности и обязательное условие ее способности к бесконечному развитию. Личность, развиваясь, принимает определенную форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме.
Разделить становление и развитие непросто: размышляя о становлении и развитии личности, мы обычно рассматриваем тот период, когда личность формируется, но еще не проявилась полностью. Когда мы говорим о развитии какого-то объекта, мы обычно подразумеваем, что этот объект совершенствуется, усложняется, развивается. Под формированием обычно понимаются приемы и способы социального воздействия на индивида, направленные на создание у него системы определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитание профессионально значимых качеств. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует.
Таким образом, формирование личности — это процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растет целостность ее психологической организации, накапливается новый потенциал развития.
Говоря о личности профессионала в целом, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главным образом, наполнении их личностным смыслом, мы рассматриваем подготовку будущих профессионалов как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.
В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных точек зрения. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с момента формирования профессиональных намерений до полного воплощения себя в профессиональной деятельности.
Центральным звеном этого процесса является профессиональное самоопределение. Т.В. Зеер трактует «профессиональное становление» как формирование личности, отвечающее требованиям профессиональной деятельности. К.М. Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых, все более сложных задач — познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе которых профессионал овладевает необходимым комплексом деловых и нравственных качеств, связанных с его профессией.
Важно подчеркнуть, что почти все ученые, занимающиеся вопросами профессионального развития, признают, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии самостоятельной профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Исходя из этого, процесс профессионального становления является уникальным и индивидуальным для каждого человека. Несмотря на то, что гибкие навыки, как правило, врожденные и тесно связаны с характером человека, их можно развивать, и крупные компании сейчас заинтересованы в этом.
Консалтинговая компания McKinsey провела опрос и обнаружила, что 80% топ-менеджеров считают переквалификацию приоритетной проблемой для бизнеса. В ближайшие 5-10 лет десятки миллионов сотрудников по всему миру должны будут повысить уровень межличностного общения. Это особенно актуально для стран с развитой экономикой.
Многие глобальные игроки уже внедрили или внедряют цифровые платформы для оценки софт-скилов и запускают программы обучения. Исследования показывают, что тренинги по развитию софт-скилов эффективны: они увеличивают производительность труда и результаты работы. Американские исследователи даже пришли к выводу, что производительность работников с развитыми навыками межличностного общения в среднем на 12% выше, что приносит 256% рентабельности инвестиций в обучение софт-скилам.
Сегодня разработано множество систем обучения ключевым софт-скилам: лидерству, коммуникабельности, продажам, креативности и т. д. Эксперты по развитию персонала рекомендуют пять шагов для развития софт-скилов сотрудников:
Эти шаги могут стать основой, которая адаптируется под специфику и организационную структуру конкретной компании. Современные компании предлагают различные возможности для развития гибких навыков: от прохождения электронных курсов на обучающей платформе до участия в интерактивных онлайн-вебинарах с отработкой навыков в группах. Вебинары охватывают широкий спектр тем: лидерство и коммуникации, делегирование, обратная связь, мотивация, коучинговый подход, ситуационное лидерство, личностные типы по методологии DISC или Insights Discovery, управление изменениями, решение проблем, вовлеченность и многое другое.
Индивидуальный план развития (ИПР) сотрудника — это кросс-функциональный инструмент, который необходим всем сотрудникам, будь то новички или опытные работники. ИПР служит важным инструментом для адаптации новых сотрудников, а также для тех, кто переходит на новую должность или меняет направление деятельности в организации. Независимо от того, движется ли сотрудник вверх по карьерной лестнице, меняет профессию или переходит на управленческую позицию, ИПР помогает ему пройти путь адаптации и развития, получая необходимые знания и навыки.
Цели и задачи ИПР
ИПР позволяет сотрудникам:
Структура ИПР
ИПР состоит из трёх основных блоков:
Первый блок. Целеполагание и понимание значения:
Второй блок. Функционал и должностные обязанности:
Третий блок. Взаимодействие и ценности:
Примеры использования ИПР
ИПР — это важный инструмент для профессионального роста и развития сотрудников. Он помогает им адаптироваться к новым условиям, приобретать необходимые знания и навыки, а также мотивировать себя на достижение высоких результатов. Современные компании, осознавая важность ИПР, активно внедряют его в свою кадровую политику, что способствует их устойчивому развитию и конкурентоспособности на рынке.
Личностные качества — это особенности характера человека, которые способствуют его всестороннему развитию и наполнению. Они помогают человеку эффективно реагировать на внешние раздражители и добиваться успеха в своей деятельности, используя внутренние ресурсы.
Что такое личностные качества?
Личностные качества — это индивидуальные врожденные и приобретенные особенности человека. К ним относятся темперамент, характер, поведение, манеры, жесты, мышление, способности и навыки. Эти качества влияют на отношение человека к себе, другим, работе и увлечениям. Они помогают человеку совершать самые разные действия — от чистки зубов до проведения важных переговоров. Каждый человек рождается с определенным характером и набором личностных качеств, которые определяют его поведение и жизненные приоритеты.
Изменчивость личностных качеств
На протяжении жизни некоторые качества меняются под воздействием различных факторов, а некоторые остаются неизменными. Важно понимать, что не все качества можно изменить. Например, темперамент (совокупность свойств психики) дан человеку с рождения, и с ним ничего нельзя сделать. Однако можно поработать над характером или его отдельными чертами. Например, если человек с детства флегматичен (медлителен, задумчив, не склонен к резким движениям), то эти «природные» черты останутся с ним навсегда. Конечно, он может пытаться действовать быстро и решительно, как личности с другим темпераментом. Но такое поведение будет некомфортным и даже опасным, поскольку противоречит его природной склонности.
Этапы формирования характера
Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, а затем они корректируются в зависимости от жизненных обстоятельств. Главными критериями, определяющими уровень развития личности, являются:
Классификация личностных качеств
Существует множество классификаций личностных качеств, но можно выделить четыре основные группы:
Социальные качества:
Волевые качества:
Моральные качества:
Профессиональные качества:
Положительные и отрицательные качества
Личностные качества можно разделить на положительные и отрицательные (как для самого человека, так и для общества в целом). Отрицательные качества мешают человеку полноценно развиваться и достигать успеха, в то время как положительные качества способствуют его процветанию.
Влияние воспитания и социальной среды
Личностные качества развиваются под влиянием воспитания, семейной атмосферы, уверенности в надежной поддержке близких. Вклад родителей, социальная сфера, влияние учителей и друзей также играют значительную роль. Однако отсутствие некоторых черт, привитых с детства, не является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.
Личностные качества — это результат воспитательного процесса, который начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Они определяют поведение человека, его реакцию на внешние раздражители и способность преуспевать в своей деятельности. Развитие личностных качеств помогает человеку становиться более разносторонним и уверенным в себе, что способствует его успешному развитию и достижению поставленных целей.
Любой работодатель ожидает, что его сотрудники будут эффективно работать вместе, выполняя поставленные задачи. Командная работа востребована практически в каждой отрасли — от продовольственных услуг до бизнеса. Даже если какая-то работа кажется подходящей для независимого исполнителя, дополнительные знания, опыт и навыки других людей всегда окажутся полезными. Объединяя умения, силы и личностные качества нескольких сотрудников, можно достичь гораздо лучших результатов, чем при работе одного человека.
Командная работа культивируется в нас еще со школы и университета, где нас делят на группы для выполнения задач или проектов. Однако редко кто-то учит нас, как эффективно работать вместе, учитывая особенности и предрасположенности каждого члена команды. Нам приходится учиться этому самостоятельно.
Это общая проблема гибких навыков (soft skills) — нигде не учат целенаправленно их применять, мы накапливаем опыт и развиваемся интуитивно. Однако осознанное саморазвитие выводит нас на совершенно новый уровень: когда мы осознаем, каких навыков нам не хватает для достижения цели, начинаем изучать различные источники и концепции, которые не преподают в школе, чтобы стать более эффективными, уделяя время практике и не забывая о теории.
Команда — это не просто группа людей, связанных общей целью, но и объединенных стилем работы, основанным на доверии и сотрудничестве. В команде нет чужаков. Обособленные интересы отдельных участников могут разрушить команду. Руководитель в команде не пользуется абсолютной властью, а решение принимается и исполняется всеми участниками без сомнений, так как каждый принимал участие в его выработке.
Для наглядного примера командной работы можно вспомнить современные системы автоматизированного проектирования (CAD), где несколько участников работают в локальной сети над проектом, дополняя друг друга.
Не любая группа людей может стать командой, и не каждая команда окажется эффективной. Успех зависит от особенностей коллектива и его основополагающих принципов.
Основными принципами командной работы являются:
Эти принципы схожи с теми, что лежат в основе семейных отношений, так как и команда, и семья строятся на взаимном доверии и взаимопомощи. Если кто-то не справляется с задачей, можно передать её другому участнику или поменять рабочие роли, ведь каждый член команды отвечает за всех, и все отвечают за одного.
Командная работа подразумевает не только распределение задач, но и равномерное распределение ответственности за результат. Все члены команды зависят друг от друга, дополняя навыки и умения друг друга. Если кто-то испытывает трудности, другой участник может помочь.
Ответить на вопрос, что значит работать в команде, непросто. Однако существует видеоролик, который наглядно показывает, как могут выглядеть команды и что значит действительно работать в команде.
Командная работа не может быть успешной без следующих компонентов:
Главные принципы командной работы включают наличие общего замысла, понимание единых целей, доминирование коллективных интересов над индивидуальными, взаимодополняющие умения и ответственность за результат.
Ключевые гибкие навыки, которые влияют на взаимодействие в команде и делают его более эффективным, включают:
Существует три категории управленцев:
Оптимальным вариантом считается сочетание всех трех ролей в одном человеке.
Люди склонны оценивать друг друга не столько по формальному статусу, сколько на основе врожденных инстинктов и невербальных сигналов, таких как жесты, осанка и взгляд. Эти сигналы выражают внутреннюю самооценку человека и его место на невидимой, но ощутимой иерархической лестнице. Окружающие реагируют на это подсознательное восприятие, и оно оказывает значительное влияние на работу всей системы — предприятия, компании или отдела.
Истинный лидер вызывает у подчиненных желание выполнять его указания, воспринимается как авторитет и объединяет коллектив. Приказы формального руководителя, не обладающего лидерскими качествами, выполняются неохотно, даже под угрозой дисциплинарных санкций. Люди — существа эмоциональные, особенно в нашей стране, где личные отношения всегда играли первостепенную роль.
Исследования Fortune показали, что большинство эффективных руководителей — мужчины старше 50 лет, без высшего образования и специальных навыков. Это говорит о том, что успешные управленцы не обязаны обладать глубокими знаниями во всех вопросах. Их сила — в умении заставить других выполнять приказы и подчинять себе людей.
Генри Форд, несмотря на критику журналистов, знал, что для управления компанией не обязательно разбираться во всех аспектах бизнеса. Он собирал команду профессионалов, которые знали свое дело, и делегировал полномочия. Эффективный управленец должен быть прежде всего руководителем: создавать стратегию, планировать и управлять людьми. В этом заключается его основная задача.
Сочетание лидерства и руководства
Эффективный управленец должен сочетать в себе качества руководителя и лидера. Известный специалист по управлению Ицхак Адизес утверждает, что такая комбинация встречается редко, и надеяться на ее появление не стоит. Большинство людей хороши в чем-то одном, но могут сознательно развивать недостающие качества и компетенции.
Адизес считает, что «одиночка» не может решить все проблемы компании. Вместо этого, важно наладить работу так, чтобы все вопросы решались квалифицированными специалистами. Подобный подход демонстрировала компания Apple под руководством Стива Джобса, который предпочитал узкую специализацию своих менеджеров, отвергая идею «универсалов».
Лидерство и ответственность
Лидерство помимо привилегий (власти, полномочий, улучшенных условий) накладывает и повышенную ответственность. Если обычный сотрудник отвечает только за свой участок работы, то лидер несет ответственность за отдел или компанию в целом. Управленец постоянно решает срочные проблемы, определяет приоритеты и взаимодействует с множеством людей. Времени на обдумывание часто не хватает, но это не уменьшает уровень ответственности.
Основные функции руководителя
Основные функции руководителя включают:
Идеальный управленец умеет сочетать в себе компетенции руководителя и лидера в зависимости от текущих задач компании. Однозначных рецептов успеха нет — многое зависит от конкретной ситуации и поставленных целей.
Все навыки, необходимые руководителю, можно представить в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней.
Уровень I. Тактический
На этом уровне руководитель должен гарантировать своевременное и полное выполнение ежедневных задач. Для этого он должен уметь:
Если этот уровень освоен, подчиненные понимают требования с первого раза и не возвращаются с дополнительными вопросами. Результат получается именно таким, каким его хотел руководитель, и в оговоренные сроки. Сотрудники самостоятельно доводят задачи до конца, и руководителю не приходится доделывать за ними.
Если уровень не освоен, руководитель занимается вопросами, которые должны решать сотрудники, исправляет их ошибки и занимается своими задачами в нерабочее время. Некоторые задачи оказываются забытыми или невыполненными.
Уровень II. Прогрессивный
На этом уровне руководитель обеспечивает профессиональный рост своего подразделения в условиях изменений (новые задачи, сложные проекты, расширение направлений). Для этого нужно:
Если этот уровень освоен, руководитель может передавать даже сложные задачи своим сотрудникам, будучи уверенным, что они будут выполнены вовремя и самостоятельно. Каждые два года наблюдается значительный профессиональный рост сотрудников. Руководитель может брать на себя более сложные задачи и проекты, испытывая от этого удовлетворение. Он уверен в своей команде.
Если уровень не освоен, подразделение начинает давать сбои при изменениях со стороны компании или клиентов. Руководитель разочаровывается в своих сотрудниках, несмотря на их многолетний опыт работы. Он переживает и напрягается каждый раз, когда компания ждет большего от его подразделения.
Уровень III. Стратегический
На этом уровне руководитель влияет на развитие всей компании, беря на себя обязательства по достижению важных для компании целей. Он умеет:
Если этот уровень освоен, все сотрудники знают стратегическую цель, понимают, на каком этапе они находятся и что нужно сделать для продвижения вперед. Самые важные задачи решаются в первую очередь. Руководитель достигает поставленных годовых целей.
Если уровень не освоен, цели не достигаются. Стратегические задачи либо решаются по остаточному принципу, либо на них нет времени. На совещаниях возникают споры о том, что важнее сделать в первую очередь. Нет плана работы на год — выполняется только текущая работа. Подразделения действуют несогласованно.
Уровень IV. Системный
На этом уровне руководитель способен обеспечить компании глобальные прорывы, вывести ее на принципиально новый уровень и удерживать там. Для этого нужно уметь:
Если этот уровень освоен, руководитель может развивать компанию даже в сложных, кризисных ситуациях. Он может проводить большие изменения плавно, без потерь в эффективности. Руководитель способен проводить преобразования, которые за 3-4 года полностью меняют компанию.
Если уровень не освоен, изменения будут происходить сложно, с потерями эффективности, откатами назад и сопротивлением сотрудников. Руководитель будет бояться глобальных перемен.
Уровень V. Ценностный
На этом уровне руководитель создает единство вокруг общей идеи на всех уровнях компании, что позволяет ей действовать как единый живой организм. Он умеет:
Если этот уровень освоен, каждый сотрудник знает, зачем существует компания. Миссия и ценности не являются формальными, сотрудники живут по ним и принимают решения на их основе. Подбор сотрудников ведется с учетом их соответствия ценностям компании. Все понимают, что хорошо/плохо, важно/не важно. Это позволяет сотрудникам самостоятельно принимать большинство решений. Все изменения в компании внутренне согласованы и приняты сотрудниками.
Если уровень не освоен, в компании наблюдается ценностное, культурное расслоение. Это может проявляться в различных формах общения (от доброжелательного до грубого). Люди не понимают друг друга при обсуждении важных вопросов. В компании существуют противостояния между группами людей. Сотрудники могут чувствовать, что ради достижения общих целей они вынуждены переступать через свои внутренние принципы. Ежедневные решения сотрудников не соответствуют декларируемым ценностям компании.
Важность последовательности в освоении навыков
Эти навыки выстроены в пирамиду, что означает: проблемы на низшем уровне неизбежно приведут к проблемам на высших уровнях, даже если вы освоили навыки более высокого уровня.
Пример 1. Руководитель департамента готов развивать своих сотрудников, является хорошим ментором, но из-за недостатка тактического управления не может требовать выполнения обязательств и не контролирует работу сотрудников. Это приводит к низкой эффективности подразделения и диктату сотрудников.
Пример 2. Руководитель компании умеет ставить стратегические цели и проводить изменения, но не может правильно оценить потенциал сотрудников. В результате в компании появляется управленческое искажение — часть топ-менеджеров слабее среднего менеджмента. Сильные сотрудники уходят, а важные проекты проваливаются.
Чем выше уровень руководителя, тем больше ответственности он несет и тем шире спектр навыков, которыми он должен владеть. Генеральному директору, например, нужно не только ставить задачи нижестоящим руководителям и контролировать их выполнение (тактический уровень), но и подбирать топ-команду для достижения стратегических целей (прогрессивный уровень), определять путь достижения крупных целей (стратегический уровень) и вносить изменения в систему (системный уровень).
Большинство руководителей концентрируются на верхних уровнях пирамиды, но важно внимательно пересмотреть свои навыки на базовых уровнях, так как в 90% случаев проблемы кроются в недостаточном освоении этих навыков.
Выводы
Корпоративная, или организационная, культура — это свод правил, норм и моделей поведения, а также ценностей организации. Она представлена как совокупность конкретных ценностей (например, уважение, стремление к совершенству) или существует на уровне слухов, легенд и неформальных установок, таких как «здесь так принято».
Культура организации — это не только формально установленный дресс-код, вежливость в общении и стиль оформления рабочего пространства. Это гораздо более широкое понятие. Культура определяет, что сотрудники считают правильным, а что — неприемлемым, как они общаются, принимают решения и разрешают конфликты. Даже ругань на совещаниях, сокрытие информации, кляузы и интриги могут быть признаками корпоративной культуры, хотя вопрос в том, насколько такая культура способствует достижению целей организации.
Организационная культура — это не просто важный атрибут организации, но и вопрос выживания компании в ближайшем будущем. Культура действует как клей, объединяющий людей и сохраняющий свободу действий. Ее можно бесконечно измерять и наслаждаться различиями, но главное — насколько сильно она объединяет людей.
Существуют разные подходы к объединению людей и разные воззрения на организационную/корпоративную культуру. Эти подходы разделяются на два типа:
В разных организациях и на разных этапах развития одной организации культура может формироваться по разным принципам и механизмам. Иногда бывает трудно понять и объяснить поведение коллег.
По мнению Эдгара Шейна, корпоративная культура компании состоит из трех уровней:
При изучении корпоративной культуры организации исследователи проводят аналогии с другими институтами. Выделяют, например, семейную культуру, когда работники ощущают себя членами единой семьи, и компанию держит сплоченность и доверие. Культуру колонии, где работники подчинены технологии и являются винтиками производства. Или культуру творческой мастерской, ориентированную на раскрытие талантов сотрудников.
Приведем пример. Российская компания с классической семейной культурой долгое время импортировала клейкую ленту и продавала ее в России. Затем руководство решило открыть собственное производство ленты в России. Были наняты рабочие, но вскоре начались трудности. Несмотря на хорошее оборудование и высокую зарплату, новые работники показывали низкую производительность труда, хотя руководители постоянно интересовались их делами и старались создать комфортные условия.
Со временем начальство осознало свою ошибку. Имея успешный опыт построения семейных отношений с офисными сотрудниками, руководители пытались навязать ту же модель взаимодействия на производстве, не учитывая, что рабочие не хотели считать компанию своей семьей. У них были другие семьи, другие отношения и другие понятия в правилах поведения на работе. С рабочими следовало общаться не через уговоры и заверения, а через четкие и понятные приказы, как в колонии. Таким образом, культуру нельзя навязать насильно.
Реализация федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» актуализирует проблему формирования soft-компетентностей педагога.
Значимость soft skills подтверждается современными исследованиями, в которых подчеркивается, что в профессиональной сфере успех человека на 85% зависит от мягких компетенций и лишь на 15% – от жестких. Согласно последним исследованиям интерес работодателей к soft skills усиливается и составляет 93%.
Прогноз, составленный аналитиками World Economic Forum, обозначил десять ключевых навыков, которые будут востребованы в 2023 году. Согласно прогнозу самым значимым навыком будет умение решать сложные задачи. Вторым по значимости навыком является критическое мышление, а третьим – креативность. После названных навыков следуют навыки управления людьми, навыки координации и взаимодействия, суждения и принятия решений, эмоциональный интеллект, умение вести переговоры и когнитивная гибкость.
Следовательно, наличие soft-компетенций будет в равной степени полезно для успеха специалиста любой профессиональной сферы.
В деятельности педагога, решающего, помимо прочих, и задачи педагогического управления, эти компетенции очень важны, поскольку речь идет о субъект-субъектном взаимодействии, с одной стороны, управляющей и определяющей роли педагога, с другой стороны, то есть непрерывном сохранении роли, функций и баланса в педагогическом взаимодействии при реализации трудовых функций. Важно и то, что сформированные soft-компетенции, в свою очередь, порождают познавательную активность, что способствует и развитию «hard»-компетенций, отвечая запросам непрерывного образования.
Стать востребованным успешным профессионалом, в том числе и педагогом, без развития обеих составляющих (жестких и гибких компетенций) достаточно сложно. Но если жесткие навыки человек приобретает в процессе обучения какой-либо определенной профессии, то с гибкими навыками всё несколько иначе. Они вырабатываются в процессе работы над собой и во взаимодействии с другими людьми. Успех овладения гибкими навыками в значительной степени будет зависеть от того, насколько осознанно и целенаправленно человек будет этим заниматься.
Ряд исследований, проведенных институтом развития образования Краснодарского края, показал, что высокий и средний уровень сформированности soft-компетентностей педагогов края присущ только 46% учителей.
Обеспечение непрерывности процесса профессионального образования, «образования в течение всей жизни» возможно только при комплексном взаимодействии образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, методических служб разных уровней, где особое место отводится методической службе самого образовательного учреждения, которая в свою очередь, должна обеспечить выбор содержания методической работы с учетом собственных ресурсов, индивидуальных профессиональных затруднений педагогов, их профессиональных интересов, создать каждому педагогу условия для профессиональной самореализации.
Неформальное профессиональной образование, развитие профессиональных компетентностей, которое может быть целенаправленно организовано в школе силами школьной методической службы представляется нам одним из механизмов повышения профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС, внедрения профессионального стандарта «Педагог».
Изменение роли педагога в образовательной практике при сохранении его традиционных функций и требований системы образования к его способностям и готовности решать профессиональные задачи являются вызовом времени. Ответом на поставленный вызов в условиях стремительного обновления педагогических и предметных знаний, трансформации требуемых от педагога профессионально-личностных характеристик должен служить непрерывный профессиональный рост педагога, развитие его профессионального мастерства, поддерживаемое как системой образования, так и собственными его стремлениями в аспекте карьерного и личностного развития. Система профессионального роста педагога понимается как подсистема образования, функционирование которой обусловлено государственными, социальными и личностными потребностями развития педагога в профессиональной сфере за счет приобретения им необходимой совокупности компетенций, опыта и формирования оптимальных педагогических карьерных стратегий для реализации задач обучения, воспитания и развития обучающихся.
учающихся. В этой связи, структурное наполнение «hard»- и «soft»- компетенций педагога позволяет определить их бинарные отношения: «квалификация – ценности»; «навыки – поведение»; «профессия – жизнедеятельность в целом»; «формируется технологически при соблюдении базовых требований – формируется вариативно, результат не гарантирован»; «не подвержены обратному развитию – вариабельны в специфических условиях», что нашло своё отражение и в профессиональном стандарте «Педагог».
Циклическая взаимосвязь «жестких» и «гибких» компетенций проявляется в том, что для педагога в равной мере недостаточно владеть конкретными профессиональными предметными и педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они должны быть обязательными, но для успешного решения разнообразных многовариантных организационно-педагогических задач, постоянно возникающих перед педагогом в образовательном процессе, необходимы адаптивные личностные качества, определяющие его способность и готовность применить на практике «hard»-компетенции, обусловливающие, в свою очередь, наличие множества вариантов решения задач.
Анализ реальной ситуации показывает, что формированию soft-компетенций в профессиональной подготовке и переподготовке педагогов уделяется очень мало внимания, что делает результат такой подготовки, в некоторой степени, дисфункциональным и снижающим адаптационный потенциал педагога.
Задачи формирования soft-компетенций остаются в плоскости образовательной организации и саморазвития учителя.
Поэтому несомненна проблема недостаточной сформированности организационно-управленческих, научно-методических условий для формирования и развития soft-компетенций учителя современной школы. В этой связи особую актуальность приобретает специально организованная деятельность образовательной организации, направленная на формирование и развитие soft-компетенций педагогических работников
Современные исследования указывают на то, что сегодня хороший специалист – это, прежде всего, специалист, умеющий мобильно и интегративно выбирать продуктивный способ взаимодействия с окружающей средой, состоящей из множества элементов, динамичность изменения и преобразование которых зависят от ситуации погружения в нее. Порой людям, стремящимся реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным коммуникатором. По мнению Т.А. Ярковой, сегодня «необходимы творческие люди, преодолевающие границы средних возможностей, активные и предприимчивые». Как считает И. Милевски, успешность в современном обществе – «это не только то, что любой из нас получает при рождении, на девяносто процентов это усилия и труд, вложенный в себя».
Без должных «мягких» навыков (soft skills) добиться успеха зачастую невозможно.Д. Гоулман пишет, что эффективность человека в профессиональной деятельности напрямую зависит от уровня развития у него «мягких» навыков, которые, по его мнению, отличают «успешных специалистов от неуспешных, эффективные организации от неэффективных». К ведущим умениям личности XXI века Т.Я. Яркова относит
Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, при наличии достаточно устойчивых hard skils (базовых профессиональных компетенций), педагоги часто не владеют soft skills даже на базовом уровне. Это влечет за собой не только быстрое профессиональное выгорание педагога, не успевающего модернизировать свои навыки под быстро изменяющийся мир, но, что особенно важно, неспособность воспитать/вырастить успешного ученика, обладающего гибким творческим самосознанием. При этом очень важно, чтобы так называемый треугольник развития педагога остался устойчивым и каждая, необходимая для гармоничного развития личности составляющая развивалась адекватно современным вызовам.
Безусловно, развитие soft skills сегодня оценивается сегодня как процесс динамического преобразования личности в течение всей ее жизни, становление педагога-профессионала.
Профессионально-личностные установки:
Развитие личностных ресурсов, готовности к инновациям, с помощью которых можно делать эффективный и осмысленный поведенческий выбор, способствующий совладанию с ситуациями повышенной социально-интеллектуальной ответственности, определяет конкурентоспособность педагога в современных условиях. Идентификация и нивелирование рисков профессионального роста педагога, требующих учета его затруднений и потребностей и проецирующихся на результативность его профессиональной деятельности.
Различные профессиональные барьеры и препятствия для педагога могут быть разнообразными и связанными: с содержательной стороной деятельности (отсутствие необходимых знаний и умений); мотивационной стороной (отсутствие желания и готовности к чему-либо и т. д.); организационной стороной (отсутствие необходимых условий и т.п.) и другими аспектами деятельности (системно-динамическая теории деятельности академика РАО Р.Х. Шакурова).
Риски, ограничивающие эффективность профессионального роста педагога (кризисные явления профессионального роста педагога на социальном, профессиональном и личностном уровнях, синдром эмоционального выгорания, психолого-педагогическая неготовность к преодолению барьеров, к саморефлексии, сформированные устойчивые стереотипы), также должны быть учтены при разработке и реализации современной системы профессионального роста педагога.
Социальные навыки:
Управленческие способности:
Итак, структурное наполнение «hard»- и «soft»-компетенций педагога по подготовке кадров позволяет определить их бинарные отношения:
Анализ существующих практик показывает, что основными методами развития soft-skills в образовательной организации следует считать:
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на большой пласт исследований в этом направлений, недостаточно практических материалов по моделированию систем формирования soft-компетенции педагогов в условиях школьных методических систем.
Таким образом, современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, владеющий не только «жесткими» профессиональными компетенциями, но и «гибкими» навыками, а именно soft-компетенциями.
С помощью реализации представленной структурно-функциональной модели формирования soft-компетенций педагогов «Фабрика педагогического мастерства» в условиях корпоративного профессионального взаимодействия происходит инновационное преобразование педагогического коллектива.
В результате развитие soft-skills педагогов идет конструктивное содействие в коммуникативном поле, при котором появляется не только профессиональное единение, но и возможность освоения, реализации и обновления полученных навыков на протяжении всей педагогической деятельности: не только опытный педагог, выступая в роли наставника, делится своими профессиональными компетентностями, но, что очень важно, молодой специалист имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, привнося новизну и креативность в коллективное саморазвитие.
Создание условий для реализации модели развития soft-компетенций педагогов «Фабрика педагогического мастерства» строится на следующих подходах:
Для функционирования структурно-функциональной модели формирования soft-компетенций педагогов «Фабрика педагогического мастерства» можно организовать следующие корпоративные мастерские:
Цель создания мастерских: организация и контроль процесса взаимодействия педагогов в профессионально-творческих парах.
В основу организации деятельности мастерских положено объединение творческих профессиональных пар, действующих в рамках дуального наставничества. Формирование рабочих проблемно-творческих пар осуществляется по результатам диагностики профессионального и личностного потенциала учителя на основании сопоставительного анализа индивидуальных карт педагогов по принципу «зона роста одного – сильная сторона другого», с учетом психологической и профессиональной совместимости партнеров. При этом за основу принимаются следующие уровни развития компетенции:
Работа осуществляется по общей стратегической программе работы «Фабрики профессионального мастерства», по плану работы Мастерской и по индивидуальной программе пары, разработанной с целью ликвидации проблемных профессиональных зон партнеров методами дуального наставничества. При этом в профессионально-творческой паре разрабатываются Индивидуальная программа для каждого участника (ИП) и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для ее реализации. Деятельность каждой мастерской осуществляется под руководством Куратора, регламентируется Положением «О деятельности педагогических мастерских по развитию soft-компетенций педагогов» и сопровождается тьюторской поддержкой психологов.
В творческие мастерские объединяются профессионально-творческие пары педагогов образовательной организации. Выделяются следующие этапы взаимодействия субъекта 1 (S1) и субъекта 2 (S2) в творческой профессиональной паре:
Нужно понимать, что эффективность работы по формированию и развитию soft-компетенций педагогов зависит от:
При реализации Модели формирования soft-компетенций педагогов «Фабрика педагогического мастерства» в условиях корпоративного профессионального взаимодействия формируются профессионально-личностные, профессионально-социальные и управленческие «soft»-компетенции. При этом необходимо помнить о том, что развитие данных компетенций у педагога в профессиональной сфере невозможно без опоры на hard skills (базовые профессиональные компетенции).
Формирование soft-компетенций педагогов происходит в 3-х основных направлениях: самообразование, групповое наставничество, индивидуальное наставничество.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Под формой наставничества понимается способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой программой наставничества, основной деятельностью и позицией участников.
В такой форме наставничества, как «педагог – педагог», возможны следующие модели взаимодействия.
В методических рекомендациях по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях выделены следующие виды наставничества педагогических работников в образовательной организации:
Наставничество рассматривается как инструмент наращивания личностной зрелости кадрового резерва и его профессионального развития, встраивающийся в систему стимулирования профессионального развития и личностного роста, прежде всего, молодого специалиста и обладающий целевыми установками достижения таких результатов как:
Наставничество выполняет несколько функций: развитие компетенций, личностное развитие, развитие отношений. Основные цели внедрения и развития системы наставничества в систему корпоративного взаимодействия гимназии связаны с потребностью кадрового омоложения и создания инновационной команды, благодаря которой в пространство гимназии будет привнесены новые решения и идеи, определяющие магистральные направления развития на новых этапах ее существования.
Таким образом, философия наставничества как инструмента профессионального роста молодых специалистов связана, прежде всего, с преображением личности сотрудника, рабочей среды и профессионального сообщества гимназии в целом.
В работе «Школы молодого специалиста» наставники могут использовать такие формы развития soft skills, как:
Задачами корпоративного наставничества является адаптация молодых и малоопытных специалистов в профессиональной среде, развитие навыков проектного управления, реализация профессионального потенциала опытных педагогов, формирование мотивации к профессиональному саморазвитию.
Инициацией разработки системы наставничества являются потребности организации в обновлении профессионального коллектива, передачи профессионального опыта зрелыми сотрудниками молодому поколению профессионалов, создание новых этапов траектории профессионального роста и плана профессионального развития для опытных сотрудников.
Одним из способов группового корпоративного взаимодействия, развивающего soft skills педагогов, является создание Единого информационно-ценностного пространства, которое позволяет расширять коммуникативные навыки и ИКТ-компетенции, а также развивать МЕДИА-компетенции, что весьма востребовано при реализации дистанционного обучения.
Кроме того, программа реализации модели корпоративного профессионального взаимодействия по развитию soft-компетенций педагогов «Фабрики профессионального мастерства» включает подготовку и проведение ряда мероприятий.
День педагогических практик – форсайт-сессия, во время проведения которой можно организовать секции: «Секреты мастерства» (от учителей со стажем), «Профессионалам на заметку» (от молодых специалистов). Цель данного мероприятия – организация и проведение педагогами гимназии мастер-классов, позволяющих не только поделиться опытом с коллегами, но и пройти своего рода тест-контроль по освоению soft-компетенций в соответствии с разработанной в творческой паре педагогов Индивидуальной образовательной программе (ИОП). При этом, как и следует из названий секций, контрольные точки проходят оба субъекта пары, экспертами выступают кураторы Мастерских и психолог гимназии.
Конкурс молодых специалистов «Фабрика звезд». Данное мероприятие – итоговое мероприятие, своего рода выпускной, в «Школе молодого специалиста». Проходя творческие и профессиональные испытания, молодые педагоги раскрывают свои лучшие личностные качества (конкурс «Самопрезентация»), демонстрируют умения владеть аудиторией (конкурс «Поиграй с нами»), показывают навыки работы в команде (конкурс «Творчество без границ») и др.
Фестиваль-конкурс профессионально-творческих пар «Я+Я=МЫ». На данный конкурс выдвигаются лучшие творческие пары от каждой Мастерской. При это сам конкурс проходит по номинациям: «Лучшая ИОП/ИОМ», «Самая эффективная команда», «Лучший наставник».
Смотр-конкурс «Лучший «Workbook по саморазвитию». Конкурс проводится в конце учебного года, участвуют все желающие. Ежегодно жюри оценивает творческие тетради по разным номинациям.
Постоянно действующий семинар-практикум «Дорога к вершинам мастерства», темы которого определяются на заседании проектной группы в начале года и корректируются в соответствии с запросами участников инновационной деятельности.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2025 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.