Курс повышения квалификации (72 ч.)

Практика использования информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» в деятельности современного педагога

Цель: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области использования возможностей ИКОП «Сферум» в профессиональной деятельности педагога дошкольного, начального, основного и среднего школьного образования, дополнительного образования, среднего профессионального образования.

Объём: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Нормативно-правовые основы использования электронных образовательных ресурсов и сервисов в сфере образования

Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (далее — ИКОП «Сферум», платформа «Сферум») разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 2040 от 7 декабря 2020 г. «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» и внедряется в образовательных организациях в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1241 от 13 июля 2022 г. «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Курс разработан в соответствии с письмом Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации № 04- 643 от 26 августа 2022 г. по ограничению применения в рамках образовательного процесса иностранных мессенджеров и обеспечению апробации «Сферума» с использованием российского мессенджера «VK Мессенджер».

Важно! Образовательная организация самостоятельно принимает решение об использовании ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» для взаимодействия участников образовательных отношений.

Занятие 2. Алгоритмы действий по использованию ИКОП «Сферум» участниками образовательного процесса

Перед началом использования ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» необходимо предпринять ряд шагов со стороны образовательной организации, её руководителя, педагогических работников.

Образовательная организация:

    • Утверждает Положение о сетевой форме реализации образовательных программ в образовательной организации.
    • Утверждает Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
    • Вносит соответствующие изменения или дополнения по применению ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» в рабочие программы и/или учебные планы в части используемых технологических решений в образовательном процессе.
    • Информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) об использовании ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» в образовательном процессе.
    • Размещает на своём официальном сайте в сети Интернет информацию об использовании ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» в образовательном процессе.
    • Размещает рекомендации по применению цифрового сервиса участниками образовательных отношений.

Руководитель образовательной организации

    • Утверждает локальным актом (приказом, положением) назначение администратора ИКОП «Сферум» из числа педагогических работников образовательной организации для сопровождения и координации процессов внутри образовательной организации на платформе «Сферум».

Администратор образовательной организации

    • Регистрирует образовательную организацию на ИКОП на основании заявки, поданной в адрес ИКОП «Сферум» info@sferum.ru (форма заявки описана в методических рекомендациях).
    • Выстраивает структуру образовательной организации на платформе «Сферум».
    • Обеспечивает возможность регистрации педагогических работников на платформе конкретной образовательной организации.

Занятие 3. Рекомендации педагогическим работникам образовательной организации в целях исполнения должностных обязанностей при организации образовательной деятельности и организации коммуникации в сети интернет с обучающимися и родителями (законными представителями)

    • Использовать учебный профиль ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» с обязательным подтверждением роли «учитель» (порядок действий с целью верификации статуса «учитель» в учебном профиле ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» указан в Инструкции).
    • Осуществлять коммуникационное взаимодействие с обучающимися, их родителями (законными представителями) с использованием доступных функциональных возможностей профиля ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере» (расширенный перечень функциональных возможностей на странице в сети Интернет).
    • Планировать свою педагогическую деятельность (проведение учебных занятий, консультаций в дистанционном и гибридном формате, коммуникации в чатах с обучающимися и их родителями (законными представителями), проведение родительских собраний, организация сетевого взаимодействия и др.) с использованием возможностей ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере».
    • Управленческие процессы (размещение документов, информирование участников образовательных отношений, проведение рабочих совещаний, педагогических советов, родительских собраний, школьных мероприятий и др.) осуществлять с использованием функциональных возможностей ИКОП «Сферум» в «VK Мессенджере».

Ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Что делать, если родители (законные представители) отказываются регистрировать ребёнка на платформе?

Родители (законные представители) ребёнка вправе принять то или иное решение о регистрации. Важно проинформировать их о  всех преимуществах работы с платформой, в частности о том, что ребёнок получит доступ к школьному сообществу и части учебных материалов внутри закрытого сообщества. Без регистрации, к сожалению, это будет невозможно.

  1. Сколько может быть участников в видеоуроке?

В веб-версии видеоурока может присутствовать до 50 человек, в  приложениях — до 100 человек. Собирать больше людей можно с помощью прямых трансляций.

  1. Существуют ли альтернативные способы регистрации на платформе?

Платформа основана на технологиях социальной сети «ВКонтакте», регистрация доступна через единый центр авторизации VK ID, т.  е. несмотря на отсутствие прямой интеграции в «Сферум» и социальную сеть «ВКонтакте», можно получить доступ с помощью единой учётной записи.

Занятие 4. Сценарные планы, рекомендуемые образовательным организациям для включения в образовательный процесс, реализуемый с помощью функциональных возможностей ИКОП «Сферум»

Платформа позволяет:

    • проводить совещания регионального, муниципального уровня в дистанционном и/или гибридном формате и участие в таких совещаниях;
    • проводить внутренние совещания образовательной организации в дистанционном и/или гибридном формате или участие в таких совещаниях;
    • проводить учебные занятия в дистанционном и/или гибридном формате;
    • вести информационный канал сообщества образовательной организации;
    • организовать сетевое взаимодействие (сотрудничество с иными образовательными организациями, культурно-просветительскими организациями и др.);
    • организовать письменную, аудио- и видео коммуникацию между участниками образовательных отношений образовательной организации;
    • организовать методическую деятельность с целью профессионального роста и развития педагогических работников (участие в курсах повышения квалификации, в работе методических объединений, предметных ассоциаций и др.);
    • организовать внеучебную деятельность в образовательной организации (проведение классных часов, собраний учебных групп, экскурсий, олимпиад, конкурсов и др. в онлайн- и/или гибридном формате);
    • организовать работу с родителями (проведение родительских собраний разных типов, индивидуальных консультаций, заседаний родительского актива, заседаний попечительского совета и др. в дистанционном и/или гибридном формате).

Занятие 4. Роли на платформе и их основные возможности

Сейчас вы можете зарегистрироваться в «Сферуме» под одной из четырёх основных ролей — администратор, учитель, ученик, родитель.

Администратор координирует все процессы внутри конкретной образовательной организации на платформе и может:

    • приглашать учителей и учеников;
    • добавлять и редактировать информацию о школе;
    • размещать общешкольные материалы: документы, видео, статьи;
    • создавать классы, чаты школы и класса, управлять ими;
    • публиковать информацию в каналах школы.

Учитель может:

    • присоединяться в «Сферуме» к образовательной организации и классам, в которых преподаёт;
    • создавать чаты класса и управлять ими;
    • приглашать учеников в классы;
    • размещать необходимые для учёбы материалы: документы, видео, статьи;
    • начинать уроки по видео- и аудиосвязи;
    • запускать трансляции.

Ученик может:

    • присоединяться в «Сферуме» к образовательной организации и состоять в том классе, в котором обучается;
    • вступать в чаты своей школы и своего класса;
    • писать в чатах;
    • присоединяться к уроку по видео- и аудиосвязи;
    • участвовать в трансляции.

Родитель может написать ребёнку или учителю в личные сообщения и провести видеозвонок.

Занятие 5. Роль администратора на платформе

Администратор выстраивает структуру образовательной организации, добавляет необходимую информацию, готовит площадку для регистрации учителей и учеников и следит за списком приглашённых, чтобы в сообществе школы не было посторонних людей.

Для начала работы организации на платформе ему нужно выполнить следующие действия:

  1. Подать заявку на регистрацию образовательной организации.
  2. После получения ответа зарегистрироваться на платформе по номеру мобильного телефона, который был указан в заявке.
  3. Заполнить информацию об образовательной организации.
  4. Создать классы на платформе, соответствующие школьным.
  5. Пригласить учителей и учеников с помощью специальных ссылок.
  6. Принять заявки на вступление в школьные сообщества от коллег и учеников, которые зарегистрировались самостоятельно, а не по ссылкам.
  7. После окончания регистрации удалить ссылки-приглашения, чтобы по ним не перешли случайные люди.
  8. Проверить данные пользователей образовательной организации (что все ученики находятся в правильном классе, а у всех учителей верно указаны их предметы и классы, в которых они преподают), при необходимости внести коррективы.

Занятие 6. Создание общешкольных чатов (бесед)

При регистрации школы автоматически создаются два чата: общий, в который попадают все учителя и ученики образовательного учреждения, и учительский, куда добавляются все сотрудники.

Кроме того, пользователи дополнительно могут создавать общие чаты, в которые будут попадать все учителя и ученики образовательного учреждения. Это может пригодиться для размещения важной информации — например, о замене учителя или выездном мероприятии. 

Войдите в школу и откройте раздел «Публичные чаты» в правом меню. В приложении раздел называется «Чаты» — чтобы попасть в него, нажмите на шестерёнку в правом верхнем углу.

  1. Нажмите на кнопку «+», расположенную в верхней части страницы.

2. В форме для создания чата впишите его название.

3. Выберите тип «Чат образовательной организации» и нажмите на кнопку «Продолжить».

4. Отметьте конкретных учеников или учителей, которых хотите добавить в чат, или воспользуйтесь кнопкой «Выбрать всех участников» (чтобы все, кто зарегистрировался в школе, добавлялись в чат автоматически). Затем нажмите на «Создать чат».

Занятие 7. Ведение каналов

Каналы — это инструмент для информирования учеников и коллег. Здесь можно публиковать новости, рассказывать об истории школы, поздравлять с праздниками. Если нужно, к сообщениям легко прикрепляются фотографии, видео, документы. Обратите внимание: писать в каналы могут лишь администраторы, для других участников они доступны только для чтения. Это удобно — сообщения не потеряются.

Сейчас есть 2 типа каналов:

    • для администратора и учителей;
    • для администратора и всех участников сообщества.

Каналы создаются автоматически. Они находятся над чатами в разделе «Сообщения».

Администраторы могут отправлять необходимую информацию в канале либо от своего имени, либо от имени организации. Другие пользователи в канал писать не имеют возможности. Чтобы выбрать, от кого будет написано сообщение — от имени конкретного администратора или от имени организации, нужно:

  1. Зайти в сообщения;
  2. Выбрать нужный канал;
  3. В нижнем углу над полем ввода текста выбрать автора сообщения.

Все пользователи соответствующих групп, в том числе и новые, автоматически будут становиться читателями канала. Добавлять новых участников в канал может понадобиться в случае, когда они отписались или были отписаны от канала администратором. Тогда нужно нажать на три точки в правом верхнем углу, затем «Добавить подписчика» и отметить нужных пользователей. Или отправить ссылку-приглашение.

Публиковать в канале сообщения, добавлять и удалять подписчиков могут все администраторы школы — они автоматически становятся и администраторами каналов. 

В разделе «Информация о канале» в самом первом верхнем окошке вам будет предложено дать название каналу. По умолчанию там отображается название вашей образовательной организации, но вы можете придумать что-то своё. В качестве обложки канала будет отображаться аватар вашего сообщества, однако при желании можно подгрузить другую фотографию.

Можно отписаться от уведомлений или покинуть канал. Для этого зайдите в канал, нажмите на три точки справа и в «Информации о канале» поменяйте «Уведомления» с «Вкл.» на «Выкл.» либо нажмите «Отписаться от канала». Рекомендуем не отписываться от канала — вы можете пропустить важную информацию.

Занятие 8. Регистрация педагога по ссылке-приглашению от администратора

Перейдите по ссылке, которую прислал администратор вашей образовательной организации на роль учителя. Проверьте, что приглашение отправлено в корректную школу и класс.

Далее возможны два варианта.

Если аккаунта в системе VK ID у вас не было

1. Нажмите на кнопку «Войти или создать аккаунт».

2. Впишите ваш номер мобильного телефона.

3. На этот номер будет отправлено SMS с кодом подтверждения. Если вы ошиблись в номере, измените его и запросите SMS заново. Код может идти несколько минут: если счётчик времени обнулился, а код так и не пришёл, запросите ещё один. Иногда вместо SMS с кодом мобильный оператор совершает звонок-сброс. Приходить он может с разных номеров, в том числе и не российских. Отвечать на него не нужно, потребуется только ввести в специальное окошко последние цифры номера, с которого поступил звонок — они и будут кодом. И SMS, и звонок для вас бесплатны.

4. Придумайте и укажите пароль, с которым вы будете заходить в систему.

5. Укажите Ф.И.О. и другие данные в форме регистрации и нажмите на кнопку «Зарегистрироваться».

6. Проверьте ещё раз данные образовательной организации. Если ошибок нет, нажмите на «Вступить в организацию». Если же что-то указано некорректно, свяжитесь с администратором, который прислал вам ссылку.

Если у вас уже есть аккаунт VK ID

1. Нажмите на кнопку «Войти или создать аккаунт».

2. Впишите ваш номер мобильного телефона.

3. Если система попросит ввести подтверждающий код из SMS, укажите его. Если вы ошиблись в номере, измените его и запросите SMS заново. Код может идти несколько минут: если счётчик времени обнулился, а код так и не пришёл, запросите ещё один.

Иногда вместо SMS с кодом мобильный оператор совершает звонок-сброс. Приходить он может с разных номеров, в том числе и не российских. Отвечать на него не нужно, потребуется только ввести в специальное окошко последние цифры номера, с которого поступил звонок, — они и будут кодом. И SMS, и звонок для вас бесплатны.

4. Введите пароль от вашего аккаунта VK ID. Если вы его не помните, нажмите на фразу «Забыли пароль?» и заполните форму для сброса пароля.

5. Если система показывает вам чужой профиль, нажмите «Это не я» и следуйте инструкциям.

6. Укажите свои личные данные, которые будут отображаться на платформе, и нажмите на кнопку «Зарегистрироваться».

После того как вы зайдёте на платформу, проверьте, корректно ли указан ваш класс. Обозначьте свой предмет, а затем нажмите на «Вступить в организацию».

Если вы преподаёте несколько предметов, можете указать их сразу. В другие нужные вам классы также можно будет вступить в процессе регистрации.

Ваша образовательная организация автоматически появится слева (под логотипом «Сферума»). Если этого не произошло, обновите страницу браузера. Для начала работы нажмите на название нужной школы или на пункт «Моя школа». В мобильном приложении раздел «Школа» находится внизу слева, а название школы отображается наверху на вкладке «Главная».

Занятие 9. Регистрация педагога без ссылки-приглашения от администратора

Вы можете самостоятельно подать заявку в группу школы. Для этого зайдите на сайт и нажмите на кнопку «Войти или создать аккаунт». Далее возможны два варианта.

Если у вас не было аккаунта в системе VK ID, то вам нужно будет зарегистрироваться:

1. Впишите ваш номер мобильного телефона.

2. На этот номер будет отправлено SMS с кодом подтверждения. Если вы ошиблись в номере, измените его и запросите SMS заново. Код может идти несколько минут: если счётчик времени обнулился, а код так и не пришёл, запросите ещё один.

3. Иногда вместо SMS с кодом мобильный оператор совершает звонок-сброс. Приходить он может с разных номеров, в том числе и не российских. Отвечать на него не нужно, потребуется только ввести в специальное окошко последние цифры номера, с которого поступил звонок — они и будут кодом. И SMS, и звонок для вас бесплатны.

4. Придумайте и укажите пароль, с которым вы будете заходить в систему.

5. Укажите Ф.И.О. и другие данные в форме регистрации и нажмите на кнопку «Зарегистрироваться».

6. Затем нажмите на «Вступить в организацию». Искать её можно по стране и городу. Если не видите её при первом поиске — проверьте, корректно ли указан населённый пункт (город, деревня, посёлок и так далее) в поле «Населённый пункт». Начните вводить его название вручную, и система предложит вам нужный вариант.

Выбрав нужную школу, отправьте заявку на вступление.

Также советуем, при наличии такой возможности, сообщить администратору организации о вашей заявке, тогда он сможет рассмотреть ее быстрее.

Если у вас уже есть аккаунт VK ID:

1. Нажмите на кнопку «Войти или создать аккаунт».

2. Впишите ваш номер мобильного телефона.

3. Если система попросит ввести подтверждающий код из SMS, укажите его. Если вы ошиблись в номере, измените его и запросите SMS заново. Код может идти несколько минут: если счётчик времени обнулился, а код так и не пришёл, запросите ещё один.

Иногда вместо SMS с кодом мобильный оператор совершает звонок-сброс. Приходить он может с разных номеров, в том числе и не российских. Отвечать на него не нужно, потребуется только ввести в специальное окошко последние цифры номера, с которого поступил звонок, — они и будут кодом. И SMS, и звонок для вас бесплатны.

4. Введите пароль от вашего аккаунта VK ID. Если вы его не помните, нажмите на фразу «Забыли пароль?» и заполните форму для сброса пароля.

5. Если система показывает вам чужой профиль, нажмите «Это не я» и следуйте инструкциям.

6. Укажите свои личные данные, которые будут отображаться на платформе, и нажмите на кнопку «Зарегистрироваться».

7. Затем нажмите на «Вступить в организацию». Искать её можно по стране и городу. Если не видите её при первом поиске — проверьте, корректно ли указан населённый пункт (город, деревня, посёлок и так далее) в поле «Населённый пункт». Начните вводить его название вручную, и система предложит вам нужный вариант.

Выбрав нужную школу, отправьте заявку на вступление.

Точно так же к платформе может присоединиться и ученик (по заявке 
 или по ссылке-приглашению на роль ученика от администратора). У учеников начальной школы есть возможность зарегистрироваться с помощью электронной почты, а не по телефону.

Занятие 10. Вход на платформу после регистрации

Откройте сайт Если вы не выходили из системы на своём устройстве, то ваш аккаунт в «Сферуме» откроется автоматически. Для удобства адрес платформы стоит добавить в закладки, тогда вы сможете легко вернуться к ней в любой момент.

Например, чтобы добавить закладку в браузере Chrome, перейдите на сайт и справа от адресной строки нажмите на изображение звёздочки («Добавить страницу в закладки»). 

Если вы пользуетесь для входа мобильным устройством, введите в адресную строку браузера. Затем, если вход не произошёл автоматически, нажмите на кнопку «Войти или создать аккаунт». 

Советуем скачать приложение из App Store (для iOS), из AppGallery или из Google Play Market (для Android), чтобы инструменты платформы всегда были под рукой на вашем мобильном устройстве.

Чтобы звонки работали стабильнее, можно воспользоваться приложением для компьютера и ноутбука. В нём удобно начинать уроки и присоединяться 
 к уже идущим занятиям. Вы можете скачать приложение для разных платформ (Windows, macOS, Linux Ubuntu/Debian (.deb) 32 и 64 разрядная, Linux RedHat/Fedora (.rpm) 32 и 64 разрядная).

Вкладка «Главная»

Вкладка «Главная» — это рабочий стол учителя. Это инструмент, который позволяет быстро переключаться между вашими основными чатами, классами и уроками, вести трансляции.

На «Главной» вы можете легко найти нужного ученика (класс) или коллегу и начать с ним общение, мгновенно создать новый урок или присоединиться к уже начавшемуся звонку, запустить трансляцию, а также запланировать мероприятие.

Как открыть Главную в версии для компьютера

1. Нажмите на кнопку «Главная» в левом меню.

2. Перед вами откроется вкладка «Главная» учителя. Вверху будет возможность создать новый урок или присоединиться к уже созданному, если он есть.

3. В центре находится раздел «Расписание», где можно запланировать урок или событие другого типа. Нажмите кнопку «Создать событие» и заполните все поля в открывшейся форме: выберите школу, участников и тип события, введите его название, дату и время проведения. При необходимости можно запланировать повтор события в течение нужного вам времени. Запланированное событие отразится на Главной как учителя, так и учеников, которых вы указали в качестве участников.

4. Под блоком «Расписание» находится раздел, из которого можно запустить трансляцию: для этого нажмите на кнопку «Создать трансляцию».

5. Ниже расположены чаты образовательной организации, классов и личные чаты. Чтобы посмотреть все сообщения, нажмите на кнопку «Показать все».

6. Справа расположены классы, в которых вы указаны как педагог. Вы можете начать звонок с любым классом, просто нажав на изображение камеры рядом с названием класса.

Как открыть Главную в приложении

В мобильном приложении Android вкладка «Главная» находится внизу слева. 
 Пока в приложении нельзя запустить трансляцию, но мы планируем добавить такую возможность в будущем. В приложении на платформе iOS Главная появится в следующих обновлениях.

Занятие 11. Чаты с классом о предмете и внеучебной деятельности

Чаты с классом о предмете и внеучебной деятельности — это групповые чаты для учителей и учеников.

Вы можете делиться с учениками дополнительной информацией о своём предмете, файлами, оповещать о важных изменениях, напоминать о домашних заданиях, проводить аудио- и видеозвонки и просто общаться.

Как создать чат класса в версии для компьютера

1. Нажмите на название своей школы в левом меню платформы (или выберите пункт «Моя школа»).

2. В правом меню выберите пункт «Классы».

3. Найдите нужный класс в списке и нажмите на его название.

4. Если вы ещё не указаны учителем этого класса, нажмите на «Добавить учителя», выберите в списке себя, впишите предмет, сохраните информацию.

5. При создании класса автоматически создаётся общий чат, в который попадают все участники.

6. Кроме того, вы можете создать нужный чат вручную — например, чтобы разделить детей по подгруппам, для факультативных занятий или подобное. 
 Для этого под списком учителей нажмите на кнопку «Создать чат».

7. Укажите название чата (например, «Номер и буква класса — название предмета»), выберите тип «Чат класса» и нажмите на кнопку «Продолжить».

8. Отметьте учеников, которых хотите добавить в чат, или воспользуйтесь кнопкой «Выбрать всех участников», а затем нажмите на «Создать чат».

9. Когда чат будет создан, вы сразу сможете написать в него или запускать из него видеозвонок. Чтобы он появился в списке публичных чатов школы и класса, обновите страницу браузера.

Как создать чат класса в приложении

1. Нажмите на изображение шестерёнки — она расположена в правом верхнем углу. После этого откроется блок «Управление».

2. Выберите пункт «Классы».

3. Найдите нужный класс в списке и нажмите на его название.

4. Если вы ещё не указаны учителем этого класса, нажмите на «Добавить учителя», выберите в списке себя, впишите предмет, сохраните информацию.

5. При создании класса автоматически создаётся общий чат, куда попадают все участники.

6. Кроме того, вы можете создать нужный чат вручную — например, чтобы разделить детей по подгруппам, для факультативных занятий или подобное. 
 Для этого под списком учителей нажмите на кнопку «Создать чат».

7. Укажите название чата (например, «Номер и буква класса — название предмета»), выберите тип «Чат класса» и нажмите на кнопку «Продолжить».

8. Отметьте учеников, которых хотите добавить в чат, или воспользуйтесь кнопкой «Выбрать всех участников», а затем нажмите на «Создать чат».

9. Когда чат будет создан, вы сразу сможете написать в него.

Как ещё можно использовать формат чата

  1. Чат для дополнительных занятий с группой учеников.
  2. Чат для учителей, которые ведут занятия у одного класса.
  3. Чат для участников конкретного мероприятия, например экскурсии с классом.

Занятие 12. Видеоуроки

Видеоуроки — это видеоконференции без ограничения по времени для учителей 
 и учеников (максимум — 100 участников).

Используйте видеоуроки для проведения дистанционных или гибридных занятий 
 в дополнение к классическим методам преподавания. Например, заранее подготовьте демонстрационные материалы на своём устройстве, а затем покажите их учащимся во время занятия.

Как запустить видеоурок в версии для компьютера

1. Нажмите на название своей школы в левом меню платформы.

2. В правом меню выберите пункт «Классы».

3. Найдите нужный класс в списке и нажмите на его название.

4. В блоке «Чаты» под списком учителей нажмите на «Показать все» и выберите нужный чат.

5. Вверху, справа от названия чата, нажмите на изображение видеокамеры.

6. Система предложит вам присоединиться к звонку через браузер вашего устройства или установить отдельное приложение для звонков в «Сферуме» (рекомендуем этот вариант — в приложении звонки работают стабильнее).

7. Ученики присоединяются к начавшемуся звонку через зелёную кнопку «Присоединиться» на своём профиле «Сферум». Вы также можете выбрать участников из списка своих контактов или нажать на «Позвонить всем», если хотите устроить видеоурок для всех учеников из чата.

8. Кроме того, вы можете скопировать ссылку на звонок и прислать её любому человеку не из числа участников вашей школы и даже не зарегистрированному в «Сферуме».

9. Если в браузере появятся запросы на разрешение использовать камеру и микрофон, выберите вариант «Разрешить» для корректной работы.

Более короткий путь

1. Нажмите на фиолетовую кнопку «Начать звонок», расположенную вверху в центре, — вы увидите её из любого раздела «Сферума», эта кнопка сквозная.

2. Откроется меню: выберите в нём нужный класс, чат или пользователя из списка контактов.

3. Нажмите на кнопку «Начать сейчас» для начала звонка сразу же — или выберите вариант «Запланировать событие», если хотите провести его позже.

4. Система предложит вам присоединиться к звонку через браузер вашего устройства или установить отдельное приложение для звонков в «Сферуме» (рекомендуем этот вариант — в приложении звонки работают стабильнее).

5. Выберите участников звонка или нажмите на «Позвонить всем», если вы хотите устроить видеоурок для всех учеников.

6. Кроме того, вы можете скопировать ссылку на звонок и прислать её любому человеку не из числа учащихся этого класса и даже не зарегистрированному в «Сферуме».

Как запустить видеоурок в приложении

1. Нажмите на изображение шестерёнки в правом верхнем углу — откроется блок «Управление».

2. Выберите пункт «Классы».

3. Найдите нужный класс в списке и нажмите на его название.

4. В блоке «Чаты» нажмите на «Показать все».

5. Выберите нужный чат и нажмите на него.

6. Вверху, справа от названия чата, нажмите на изображение видеокамеры.

7. Выберите участников звонка или позвоните сразу всем собеседникам в чате. Кроме того, вы можете скопировать ссылку на звонок и прислать её любому человеку не из числа учащихся этого класса и даже не зарегистрированному в «Сферуме».

8. При первом звонке приложение попросит доступ к вашему микрофону и камере. Выберите вариант «Разрешить» для корректной работы.

Или иначе

  1. На главной странице школы нажмите кнопку «Начать новый звонок» (находится вверху под названием школы).
  2. Выберите в списке контакты, чат или класс, в котором хотите провести урок, и нажмите на кнопку «Начать звонок».
  3. Выберите участников звонка или позвоните сразу всем ученикам. Чтобы позвонить не зарегистрированному в «Сферуме» пользователю, просто скопируйте и отправьте ему ссылку на звонок.

Как ещё можно использовать видеозвонки

  1. Для совещаний с коллегами.
  2. Для занятий по программам дополнительного образования, когда в силу различных причин нельзя смешивать учеников из разных классов.
  3. Для проведения открытых уроков, когда к звонку по ссылке присоединяется коллега из другой организации.
  4. Для проведения внеклассных мероприятий, когда к звонку по ссылке присоединяется интересная персона для беседы с ребятами — журналист, писатель, представитель вуза и так далее.
  5. Для проведения родительских собраний.

Видеоуроки в приложении для компьютера

Приложение для компьютера позволяет существенно повысить качество звонка, а также сосредоточиться именно на видеоуроке, не отвлекаясь на сообщения и приглашения в другие звонки.

Как запустить приложение

  1. Когда вы начнёте урок, система автоматически загрузит приложение на ваш компьютер. Если этого не произойдёт, скачайте его по ссылке и установите как обычную программу. В дальнейшем, начиная звонок, вы сможете выбирать, запускать его через браузер или приложение.
  2. Запуская приложение в первый раз, нажмите на кнопку «Авторизоваться через браузер». Если раньше вы уже зашли под своим логином и паролем на платформу, система предложит продолжить под вашим именем. Если вход ещё не был осуществлён (например, по умолчанию ссылка открылась в другом браузере), тогда вам нужно сперва авторизоваться на платформе в браузере.
  3. Нажмите на появившуюся кнопку «Открыть приложение».
  4. Вы окажетесь в его главном меню. Теперь можно вернуться в браузер, 
 где вы начинали урок, нажать ещё раз на кнопку «Начать урок» — и он запустится в приложении.

Интерфейс звонка

Если во время звонка вы столкнулись с проблемой технического характера, нужно написать в Поддержку платформы через раздел «Помощь» под левым меню. В письме указать регион, населенный пункт, название образовательной организации, обязательно приложить ссылку на проблемный звонок и файл с его логами — его можно скачать, нажав на шестерёнку справа внизу в интерфейсе звонка. Стоит описать и другие детали, важные для понимания ситуации. Например, уточнить, в приложении был запущен звонок или в браузере (в каком, сохраняется ли проблема при его смене), какая ОС используется (Windows, Linux, macOS), приложить скриншот, если проблема визуализируется и т.д.

Занятие 13. Трансляции

Трансляция — это особый тип события, который создаёт звонок и предполагает наличие спикеров и зрителей. Спикеры — это те люди, которые смогут перейти непосредственно в звонок и стать его полноценными участниками: демонстрировать экран, общаться, включать и выключать видео. Слушатели же не будут подключаться к звонку: им доступен только его видеопросмотр по ссылке. Авторизованные пользователи «Сферума» могут задавать вопросы и оставлять комментарии в чате. Также они могут ставить трансляцию на паузу и отправлять ссылку на просмотр другим людям. Они не станут членами вашего школьного сообщества и не получат доступ к его материалам. Максимальное количество слушателей трансляции — около 10 тысяч человек.

Используйте трансляции для того, чтобы поделиться значимым школьным мероприятием с внешним миром. Например, пригласите всех заинтересованных посмотреть последний звонок или иной праздник, спортивное состязание, концерт, научную конференцию.

После окончания трансляции автоматически формируется её видеозапись и сохраняется в разделе «Видео школы». Если необходима запись урока, его можно запустить как трансляцию.

Как создать трансляцию в версии для компьютера

Создать трансляцию может только учитель и администратор школы.

1. Находясь на главной странице, нажмите на кнопку «Создать трансляцию».

2. В открывшемся окошке:

    • задайте название трансляции, дату и время начала и окончания;
    • выберите, кто сможет прийти в звонок и станет спикером (до 100 человек);
    • выберите зрителей, которым будет доступен просмотр (до 10 тысяч);
    • установите подходящую обложку, чтобы трансляция была красиво оформлена.

3. Нажмите на кнопку «Создать» в окошке.

Обратите внимание — даже если время запуска трансляции уже наступило, она не включится автоматически, а только после нажатия администратором кнопки «Начать трансляцию» из соответствующего значка. Так что вы успеете подготовиться, даже если произошла непредвиденная задержка.

Как запустить трансляцию в приложении

Пока трансляции можно запустить только в браузерной версии. В будущем мы планируем добавить возможность начинать их и с мобильных телефонов и планшетов.

Смотреть прямой эфир можно на компьютере, ноутбуке или на устройствах Android 7.0 и выше (для просмотра с телефона нужно авторизоваться в «Сферуме»). На устройствах iOS просмотр трансляций будет доступен в следующих обновлениях.

Занятие 14.  Документы школы (обмен материалами)

Документы школы — раздел, куда вы можете загрузить документы, видео, презентации и другие методические материалы.

Разместите файлы, которые будут нужны для преподавания и учёбы. Школьники и коллеги смогут в любой момент посмотреть и скачать из раздела нужную информацию.

Как добавить документы в версии для компьютера

1. Нажмите на название своей школы в левом меню платформы (или на пункт «Моя школа»).

2. В правом меню выберите пункт «Документы школы».

3. Нажмите на кнопку «+», расположенную в верхней части страницы.

4. Ознакомьтесь с появившимся списком ограничений по загрузке и нажмите на кнопку «Загрузить документ».

5. Выберите нужный документ на вашем устройстве и нажмите «Открыть».

6. Документ загрузится и станет доступен всем участникам вашего школьного сообщества.

Как добавить документы в приложении

1. В нижнем меню выберите пункт «Школа».

2. Нажмите на раздел «Файлы», расположенный в средней части экрана под информацией о школе.

3. Нажмите на кнопку «+», расположенную в верхней части экрана.

4. Ознакомьтесь с появившимся списком ограничений по загрузке и нажмите на кнопку «Выбрать из галереи» или «Загрузить с устройства».

5. Найдите нужный документ на вашем устройстве и нажмите «Выбрать» в правом верхнем углу экрана.

6. Документ загрузится и станет доступен всем участникам вашего школьного сообщества.

Обратите внимание: для размещения видеофайлов есть отдельный раздел «Видео школы» — в полной версии в меню справа, в мобильном приложении под информацией о школе. Загружать в него видео в браузерной версии и в приложении можно аналогично файлам.

Как ещё можно использовать раздел «Документы школы»

  1. Хранить в нём образовательные материалы, формировать методическую базу и электронную библиотеку.
  2. Загружать расписания, приказы и другую важную для школы информацию.

Занятие 15. Статьи

Статьи — инструмент, позволяющий форматировать тексты (разбивать на абзацы, выделять жирным шрифтом или курсивом). К статьям можно прикреплять фотографии, опросы.

Используйте раздел для хранения любых текстовых материалов, необходимых для вашего сообщества.

Как создать статью в версии для компьютера

1. Нажмите на название своей школы в левом меню платформы.

2. В правом меню выберите пункт «Статьи».

3. Нажмите на кнопку «+», расположенную в верхней части страницы, — появится окно редактора текста.

4. При первом запуске вы увидите небольшую инструкцию по работе с инструментом. Пожалуйста, внимательно изучите её.

5. Когда основной текст будет написан и отформатирован, советуем добавить к нему изображение обложки, которое в первую очередь увидят читатели статьи. Для этого нажмите на кнопку «Публикация», затем на «Загрузить изображение».

6. Нажмите на кнопку «Сохранить» — теперь ваша статья сохранена, но ещё недоступна для читателей.

7. Нажмите на «Опубликовать», чтобы статья появилась в одноимённом разделе школьного сообщества.

Как создать статью в приложении

Пока в мобильном приложении можно только искать нужные статьи и просматривать их.

Как ещё можно использовать формат статей

  1. Вы можете структурировать материалы с помощью статей: например, разбирать типовые задания для экзаменов.
  2. В статью можно загрузить фотографии из выпускного альбома и сохранить информацию о тех, кто окончил школу, для будущих поколений.

Занятие 16. Опросы

Опросы — это инструмент, позволяющий проводить голосования среди участников чата.

С помощью опросов удобно принимать коллективные решения или, например, собирать обратную связь после мероприятий.

Как создать опрос в версии для компьютера

1. Нажмите на свою школу в левом меню платформы.

2. В правом меню выберите пункт «Классы».

3. Найдите нужный класс в списке и нажмите на его название.

4. Под списком учителей в блоке «Чаты» нажмите на «Показать все».

5. Выберите нужный чат и нажмите на него.

6. Нажмите на «+» слева от строки ввода текста и выберите пункт «Опрос».

7. Впишите тему опроса, формулировки ответов, выберите цветовой фон из предложенных вариантов.

8. Чуть ниже можно сделать опрос анонимным, разрешить выбрать несколько вариантов ответов, запретить отмену голоса и при необходимости выставить срок, до которого можно будет принять участие в голосовании.

9. Когда выберете все параметры, нажмите на кнопку «Прикрепить опрос» — 
 и он сразу появится в вашем чате.

Как ещё можно использовать опросы

  1. Проводить в них экспресс-тестирование.
  2. Открывать голосование на выборные должности в рамках школьного самоуправления.

Занятие 17. Поддержка пользователей платформы

Поддержка администраторов и руководителей образовательных организаций

Если возникнут затруднения со входом на платформу, обратитесь в Поддержку «Сферума» по адресу . Поможет подробное описание проблемы и пошаговые скриншоты или снимки экрана на телефон — так специалист сможет увидеть ситуацию глазами пользователя и быстрее понять, что могло пойти не так.

После входа в аккаунт «Сферума» с Поддержкой можно связаться через раздел «Помощь» под левым меню. В мобильном приложении «Помощь» находится внизу раздела «Профиль». Кроме того, руководители образовательных организаций и администраторы «Сферума» могут обратиться к своему региональному куратору, чтобы получить оперативный ответ по работе на платформе. Контакты куратора можно запросить через Поддержку.

Поддержка преподавателей платформы, учеников и родителей

Если у пользователя ещё нет зарегистрированного аккаунта в «Сферуме», по всем вопросам стоит писать на почту . Сюда же нужно обращаться, если возникли проблемы со входом на платформу. Если аккаунт в системе уже есть, обратитесь в Поддержку платформы. Для этого, находясь в своём профиле «Сферума», выберите пункт «Помощь» под левым меню. Здесь под списком часто задаваемых вопросов есть кнопка «Задать свой вопрос». В обращении подробно опишите действия, которые предшествовали ошибке, и приложите снимки экрана (скриншоты). Вернуться к диалогу со службой поддержки можно во вкладке «Мои вопросы». В мобильном приложении «Помощь» находится внизу раздела «Профиль».

Обратная связь

Если вы посчитаете, что на платформе не хватает каких-либо возможностей, напишите нам через раздел «Помощь» под левым меню (в мобильном приложении «Помощь» находится внизу раздела «Профиль»). Здесь под списком часто задаваемых вопросов есть кнопка «Задать свой вопрос». В заголовке письма укажите «Обратная связь, сценарии использования» и наименование вашей образовательной организации. Ваши комментарии, пожелания и наблюдения позволят нам выявить массовые запросы и понять, в каком направлении развивать платформу. При любых затруднениях со входом в аккаунт пишите в Поддержку «Сферума» по адресу info@sferum.ru.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что делать, если платформа не открывается на защищённом (фильтрованном) интернет-канале в образовательной организации?

  1. Напишите нам через раздел «Помощь» под левым меню (в мобильном приложении «Помощь» находится внизу раздела «Профиль») или на почту .
  2. Мы отправим пакет документов для снятия ограничений.
  3. Эти документы вам нужно будет переслать интернет-провайдеру. info@sferum.ru

Создаётся ли аккаунт ВКонтакте при регистрации учебного профиля на Сферум?

Нет. А если у вас уже есть аккаунт, его на платформе Сферум никто не увидит, вы лишь воспользуетесь уже существующим VK ID для входа.

Что делать, если нам не ответили на заявку о подключении образовательной организации к Сферуму?

Проверьте папки «Спам» и «Социальные сети». Если и там нет ответа, пожалуйста, напишите нам снова на info@sferum.ru.

Каков максимальный объём файла, который можно загрузить? Сколько по времени можно хранить файлы?

Отдельный файл не должен весить больше 200 МБ. Ограничений по времени хранения нет.

Сколько может быть участников в видеоуроке?

В веб версии до 50 человек, в приложениях до 100. Собирать больше людей можно с помощью прямых трансляций.

Нужно ли платить за Сферум?

Нет, платформа «Сферум» предоставляется бесплатно.

Занятие 18. Использование ИКОП «Сферум» для совместной деятельности с родителями и детьми в дошкольной образовательной организации

Использование мобильных мессенджеров в процессе общения и взаимодействия с родителями активно распространено в течение последних лет и показывает свою высокую эффективность. Цель использования мессенджеров – создание единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей. Платформа «Сферум» предоставляет образовательным организациям единое и безопасное пространство, которое позволяет вести конструктивное и регламентированное общение как между педагогами, администрацией, так и с родителями воспитанников.

К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести: 

    • возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
    • возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
    • возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
    • возможность быстро доводить информацию до родителей;
    • возможность вносить информационные изменения и дополнения;
    • возможность оперативно получать обратную связь от родителей;
    • возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.

Рассылка информационных сообщений в различных форматах, получение оперативной информации от родителей несколько лет успешно практикуется в работе воспитателей ДОУ. Также многие педагоги благодаря возможностям мессенджеров доводят до сведения родителей новости о жизни их детей в образовательном учреждении: выкладывают в чат видео с праздников, конкурсов, развлекательных мероприятий, интересные события в группе и пр. Так родители имеют возможность приобщиться к жизни своего ребенка в детском саду, наладить контакт с воспитателями и родительским сообществом группы, а также сформировать мнение о профессиональной работе педагогического состава.

Воспитательные возможности мессенджеров должны развиваться и расширяться, рассмотрим, какие формы работы с родителями и детьми дошкольного возраста возможны на платформе «Сферум».

Общие приемы работы на платформе в работе воспитателя: 

    • Коммуникация в чате с родителями группы для решения текущих задач: организационные, информационные и др.
    • Проведение родительских собраний в онлайн или гибридном формате.
    • Проведение опросов для определения тематики родительских собраний, пожеланий по приглашению специалистов, сбор мнений родителей по какому-либо вопросу.
    • Организация совместной деятельности родителей и детей.

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги-родители-дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития: 

    • потребность в любви, одобрении;
    • стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми;
    • потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение;
    • потребность в ознакомлении с окружающим миром.

Рассмотрим организацию совместной деятельности педагогов, родителей и детей через «Сферум».

На платформе «Сферум» есть возможность создавать чаты для проведения совместных мероприятий, где задействованы родители с детьми. Мероприятия могут проводиться как полностью в онлайн-формате через чат, также чат в «Сферум» может являться одним из инструментов для проведения мероприятий в традиционных очных форматах.

Онлайн-мероприятие «Ребусы»

В качестве домашнего развлечения на выходные или праздничные дни, во время карантина и т.п. можно предложить детям совместно с родителями отгадать ребусы из смайликов. Ребусы могут быть тематические, например, по мультфильмам.

Ответы можно собирать в любой удобной форме: писать название мультфильма в сообщении или в форме опроса сделать возможность выбора ответов под каждым ребусом.

Необходимо отметить, что смайлы в «Сферум» достаточно маленькие по размеру, поэтому не всегда могут быть удобны и понятны. В этом случае можно заменить их на пиктограммы (иконки или картинки) из любого бесплатного источника.

Примеры сайтов-источников иконок:

Задания

Аналогично отгадыванию ребусов можно выкладывать в чат и другие задания, например:

    • отгадать сказку по картинке;

    • угадать героя по паззлу;

    • угадать животное по звуку (подборки звуков могут быть тематические: домашние животные, дикие животные, птицы и пр.);

    • отгадать видеозагадку. Загадку можно заранее разместить на видеосервисе и сделать ссылку не нее или найти готовую. Ответ можно также предложить выбрать из предложенных или отправить в сообщении в виде картинки или смайла.

«Сферум» как один из инструментов при организации очных мероприятий

Чаты в «Сферум» можно использовать в разных формах: 

    • создать отдельный чат для участников мероприятия (в случае, если не все родители и дети принимают участие) или использовать основной чат с родителями (если все участники чата задействованы в мероприятии);
    • создать отдельный чат для последовательного проведения различных мероприятий и вести его в течение года (актуально, когда состав участников не меняется или меняется незначительно, а сами мероприятия проходят с определенной регулярностью) или на каждое мероприятие создавать отдельный чат и приглашать в него участников по списку.

Чат в «Сферум» можно использовать, как дополнительный инструмент при проведении мероприятия: 

    • для направления информации о проведении мероприятия, решения организационных вопросов;
    • для сбора обратной связи, обсуждения;
    • для демонстрации работ;
    • при проведении проектов и т.п.

Пример 1: конкурс фотографий. В чат направляется приглашение для родителей принять участие вместе с детьми в конкурсе фотографий, высылается положение о конкурсе. Родители совместно с детьми направляют в чат фото для участия в конкурсе, в указанные в положении сроки подводятся итоги, в чат высылаются дипломы и благодарности за участие.

Пример 2: проектная деятельность. В «Сферум» можно организовать работу по проектной деятельности: каждый этап проекта может быть отражен в чате «Сферум».

Воспитатели последовательно размещают информацию о ходе проекта в чате:

  1. Выбор темы проекта, актуальность.
  2. Цель, задачи, планируемые результаты (для родителей можно кратко).
  3. Реализация проекта.

Если деятельность проводится воспитателями в ДОУ, то они размещают фото или видео отчеты о ходе проекта. В рамках проекта могут быть предложены различные виды совместной деятельности родителей и детей, по результатам которой родители выкладывают в чат фото и видео отчеты.

Заключительный этап. Итоговое мероприятие, благодарности: подведение итогов в виде фото и видео отчетов, рассылки благодарственных писем и пр.

Пример 3: поздравления и сюрпризные моменты. В качестве поздравления от детей родителям в преддверии какого-либо праздника (23 февраля, 8 марта, День отца, День матери и пр.) воспитатели совместно с детьми могут записать видеопоздравление для родителей. В видео ребята могут читать стихи, говорить пожелания, петь песни и т.п., в том числе на фоне выполненных ими к празднику поделок, рисунков, аппликаций и пр. В качестве сюрприза готовое видеопоздравление можно выложить в чат в день праздника или накануне.

Пример 4: видео выступления. В качестве тематического мероприятия через «Сферум» можно организовать фестиваль детских стихов, к примеру «Веселые стихи». Перед проведением фестиваля следует разработать положение или описать краткие условия участия: кто может принимать участие, в какие сроки принимаются видео работы, какие стихи можно читать, длительность видео и т.п. В чате родители размещают видеозаписи, где дети читают веселые стихи по своему выбору. Для проявления творческой инициативы могут быть разрешены видеозаписи, оформленные в рамку (встроенная функция «Сферум»: круг, рамка для фото, сердечко, звездочка и т.п.), также родителям и детям может быть предложено театрализованное чтение стихов. В процессе ребята и родители могут отмечать реакциями понравившиеся работы, присылать в чат поддерживающие и эмоциональные стикеры. По итогам педагог благодарит всех за участие, направляет в чат электронные грамоты, дипломы и благодарности (если они предусмотрены условиями).

Занятие 19. Использование ИКОП «Сферум» для совместной деятельности с родителями и детьми в школе

Отличительная особенность совместной деятельности с родителями и детьми в школе и в ДОУ в большей самостоятельности детей школьного возраста, их умениях и возможностях в использовании платформы «Сферум» и интернета, в целом.

Все примеры мероприятий, проводимых для дошкольников, могут быть адаптированы для детей школьного возраста, поэтому рекомендуем ознакомиться с первым разделом данных методических рекомендаций.

Интерактивные инструменты сегодня – незаменимая часть взаимодействия с детьми и подростками, т.к. они позволяют быстро, доступно доносить информацию в понятной и интересной для школьников форме. Особенно мессенджеры выручают во время дистанта, карантина, при работе с детьми, находящимися на длительном лечении, домашнем обучении и т.п.

Платформа «Сферум» и ВК Мессенджер позволяют объединять детей и родителей, в т.ч. при проведении воспитательной работы.

Как легко собрать всех детей и родителей вместе? Создать общий чат!

Такой чат можно использовать для проведения воспитательных мероприятий в течение года.

Как и любой инструмент, чат в «Сферум» должен иметь цель, аудиторию и примерный план наполнения (работы), т.к. недостаточно хаотично выкладывать в него информацию. Лучше, если работа с данным чатом будет распланирована и структурирована.

Попробуем поразмышлять на примере.

Чат в «Сферум»: 

    • Аудитория – родители и дети класса
    • Цель – проведение внеклассных мероприятий при совместном участии детей и родителей класса
    • План наполнения – мероприятия по плану воспитательной работы / календарные праздники / внеклассные мероприятия в интерактивном формате и т.п.

Рекомендуется составить примерный план мероприятий, которые будут проводиться посредством данного чата, так будет видно их количество, очередность, длительность и пр.

Ход работы с чатом: 

    • Создать чат, пригласить участников.
    • Сообщить для чего создан чат. Например, «Уважаемые родители и дорогие ребята! Предлагаю всем стать активными участниками нашего чата. Здесь мы будем вместе участвовать в различных мероприятиях и лучше узнаем друг друга».
    • Придумать название для чата. Для этого можно запустить опросголосование среди участников чата за лучшее название.
    • Запустить работу по проведению конкретного мероприятия. (Желательно, чтобы мероприятия по времени не пересекались, чтобы не возникало путаницы в сообщениях).

Онлайн-флешмоб, посвященный Дню защитника Отечества 23 февраля

Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма.

Задачи: формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему; развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся; объединение в совместную деятельность детей и родителей, укрепление детско-родительских отношений.

Пример приглашения к участию: «Дорогие ребята и уважаемые родители! В преддверии 23 февраля приглашаю вас к участию в онлайнфлешмобе. Вы можете записать видео и рассказать о любом вашем родственнике, служившем в армии, участвовавшем в военных действиях или про того, кто служит сейчас. Приветствуются видео с интересными историями, фотографиями и фактами из жизни. Видео принимаем в чат с ___ по ___ февраля. Длительность видео – не более 3 минут. Все участники будут отмечены электронными грамотами за участие».

Онлайн-акция, посвященная международному женскому дню 8 Марта

Цель: изготовление открытки в электронном формате.

Задачи: формирование умений использовать цифровые сервисы для решения творческих задач, развитие творческого потенциала, укрепление детско-родительских отношений.

Пример приглашения к участию: «Дорогие ребята и уважаемые родители! В преддверии 8 марта приглашаю вас к участию в онлайн-акции «Открытки для самых любимых». С помощью любого онлайн-конструктора, фоторедактора, встроенных инструментов мессенджера или любого цифрового сервиса предлагаю создать оригинальную открытку для мамы, бабушки, сестры, тёти или другого близкого вам человека. На открытке может быть размещено фото человека, стикеры, рисунки, поздравительные надписи и пр. Готовую открытку необходимо направить в чат с _ по _ марта. Открытка высылается с подписью от кого и кому она предназначена. Ваша открытка станет необычным и трогательным поздравлением в праздник для близкого человека! Все участники будут отмечены электронными грамотами за участие».

Фотосочинение «Как я провел каникулы»

Предложите детям совместно с родителями написать фотосочинение на тему «Как я провел каникулы». Фотосочинение – это краткий текстовый рассказ о каникулах с подборкой фотографий на все или некоторые из описанных событий. Фотосочинение можно сделать в виде презентации или в текстовом документе по выбору обучающегося. В установленные сроки в чат необходимо направить свое сочинение через функцию в «Сферум» «Загрузить файл». Все участники чата могут читать фотосочинения одноклассников и ставить реакции, направлять стикеры. Педагог подводит итоги мероприятия, благодаря всех за участие и отмечая самые оригинальные, интересные, веселые, творческие, обстоятельные и другие сочинения.

Викторина для детей и родителей «Моя Самара»

Цель: расширение представлений о родном крае.

Задачи: развитие познавательного интереса к своей «малой родине»; воспитание патриотизма, любови к родному краю; объединение в совместную деятельность детей и родителей, укрепление детско-родительских отношений.

Инструкция:

  1. Придумайте вопросы викторины и несколько вариантов ответов на каждый вопрос.
  2. Зайдите в чат.
  3. Нажмите «+» рядом со строкой «Напишите сообщение» и выберите «Опрос».
  4. После нажатия вы увидите поля, которые необходимо заполнить: напишите тему и варианты ответов. Также вы можете заполнить настройки опроса: «Выбор одного или нескольких вариантов ответа» — можно поменять, если задание подразумевает возможность двух правильных ответов; «Запрет на отмену голоса» — если не хотите, чтобы участники меняли свой вариант ответа; — «Ограниченное количество времени на ответ».
  5. После выполнения задания посчитайте количество верных ответов и подведите итоги.

Примеры вопросов для родителей:

Дата основания города Самара – 898 г., 1482 г., 1586 г.,

Примеры вопросов для детей:

Кто изображён на гербе Самарской области? – Дикий козёл, Антилопа, Лань.

А.Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – ЛЮДИ. Из них на первом месте – РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ».

Участие родителей с детьми в совместных мероприятиях способствует сплочению детского коллектива, росту взаимопонимания, формированию более открытых, доверительных отношений.

Платформа «Сферум» позволяет: 

    • успешно общаться всем участникам образовательных отношений;
    • оперативно направлять информацию заинтересованным лицам;
    • проводить встречи, консультации, родительские собрания и пр.;
    • создавать и организовывать работу сообществ;
    • обеспечивать непрерывное обучение в условиях дистанта и работать с отдельными категориями детей (дети с ОВЗ, спортсмены, дети на домашнем обучении и пр.);
    • использовать функции «Сферум» как дополнительные инструменты к традиционному обучению.

Занятие 20. Сценарии использования информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»

Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» – современный цифровой инструмент для участников образовательных отношений. Так функциональные ресурсы платформы позволяют облегчить рутинный труд учителя, организовать образовательный процесс, обеспечить единое информационно-коммуникационное пространство.

Разработанный функционал платформы позволяет реализовать различные сценарные планы использования «Сферум» в образовательном процессе.

Обозначим основные сценарии использования платформы «Сферум»:

    • проведение онлайн и гибридного обучения в классе;
    • письменная коммуникация в чатах между участниками образовательных отношений;
    • проведение родительских собраний;
    • участие в педагогических советах и методических совещаниях;
    • проведение массовых видеотрансляций.

Рассмотрим каждый сценарный план.

Начало разработки платформы «Сферум» пришлось на время распространения коронавирусной инфекции и введения жестких ограничительных мер. Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат. Тогда для обеспечения непрерывности образовательного процесса педагоги начали активно использовать различные цифровые платформы. Именно в 2020 году встал вопрос о разработке собственной российской платформы для решения подобного рода задач. Однако в настоящее время возможности «Сферум» гораздо шире. На платформе возможно проведение не только онлайн-занятий, но и занятий в гибридном формате. Известно, что у нас всегда есть группы учащихся, которые в силу определенных причин не могут посещать учебное заведение, присутствовать на традиционном уроке. Такие ребята могут присоединиться к уроку удаленно и, таким образом, присутствовать на занятии: слушать объяснение новой темы, выполнять задания, участвовать в проекте и т.д.

Платформа «Сферум» – это в первую очередь основной ресурс для обеспечения коммуникации среди участников образовательных отношений. И возможность письменной коммуникации осуществляется на уровне «1 ко многим» (например, общешкольный или классный чат), «1 к немногим» (например, когда образуется отдельный чат для участников секции, факультатива, подготовки события и др.), «1 к 1» (когда есть возможность письменно обратиться к учителю, руководителю организации, однокласснику, выбрав из общего списка участников школьного сообщества).

Родитель (законный представитель) – это полноправный участник образовательных отношений, у которого, к сожалению, не всегда есть время и возможность участвовать в родительских собраниях, консультационных встречах с педагогами. Тогда классный руководитель вполне может направить ссылку-приглашение родителю (законному представителю) для подключения к запланированной встрече. Надо отметить, что родитель при этом может и не быть зарегистрированным на платформе. По ссылке-приглашению родитель (законный представитель) может участвовать как в индивидуальной встрече (например, с руководителем школы, психологом, классным руководителем), так в групповой (например, заседание родительского комитета, попечительского совета, родительского собрания и др.).

По аналогии к назначенному событию по ссылке или в обозначенное время может присоединиться и учитель. Такая функциональная возможность платформы позволяет учителю дистанционно участвовать в заседаниях методического совета, в курсах повышения квалификации. Подобное платформенное решение – это экономия времени учителя, снижение трудозатрат, высвобождение ресурсов для профессионального роста и развития учителя.

С развитием функции «проведение массовых видеотрансляций» у организаторов крупных мероприятий (свыше 100 подключений) появляется возможность присоединить к событию в онлайн или гибридном формате до 10 000 подключений.

Теперь более детально рассмотрим возможности информационно-коммуникационной образовательной платформы по реализации сценариев, связанных собственно с процессом обучения: организация смешанного обучения, сетевого взаимодействия, создание портфолио.

Ресурсы информационно-коммуникационной образовательной платформы позволяют, в частности, организовать обучение в смешанном формате, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующихся на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения.

В «Сферуме» легко реализуется такая модель смешанного обучения, как «Перевернутый класс», которая позволяет минимизировать фронтальную работу (учитель объясняет, дети слушают) и позволяет реализовать интерактивные формы работы на уроке.

Учащиеся работают дома в учебной онлайн-среде, пользуясь собственными электронными устройствами, подключенными к интернету: знакомятся с материалом или повторяют изученный, расположенный в библиотеке материалов платформы «Сферум». В классе происходит закрепление материала и работа с ним, которая может проходить в виде проектной деятельности, семинара или в других интерактивных формах.

Модель «Ротация станций» также эффективна при работе с платформой «Сферум», ибо она требует наличия компьютеров или мобильных гаджетов в классе и использования систем управления обучением. Ученики класса делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждая группа работает в отдельной части класса – станции. Станции имеют разные цели: работа с учителем – получение обратной связи от учителя; онлайн-обучение – развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности, саморегуляции, умения учиться; проектная работа – применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от одноклассников. В течение урока ученики переходят от станции к станции так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп меняется из урока в урок в зависимости от педагогической задачи. Вместо трех станций можно организовать две: работа с учителем и онлайн-работа; или четыре: работа с учителем, онлайн-работа, работа над коллективным проектом и индивидуальная самостоятельная работа.

«Гибкая модель» смешанного обучения заключается в том, что ученики не ограничены по времени тем или иным видом учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно составляют график работы, выбирают тему и темп, в котором они будут изучать материал. В этой модели по большей части используется онлайн-среда, поэтому платформа «Сферум» идеально подходит для данной модели. Учитель работает с небольшими группами или индивидуально с учениками, которым нужна помощь.

Эта модель наиболее эффективна для обучения школьников старших классов, студентов и взрослых, так как требует развитого навыка самоорганизации, также применяется в проектном обучении. «Сферум», будучи площадкой для организации коммуникационного пространства, позволит организовать эффективное взаимодействие участников образовательного процесса.

Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеурочной работы представляет собой творческое самовыражение, совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.

В ходе реализации проектной деятельности и проведении исследований учащиеся учатся:

    • ставить и обсуждать исследовательские вопросы (такая работа может быть организована в чатах «Сферума», видеосеминары, видеоуроки, и т.д. Причем искать, приглашать, добавлять участников совместных проектов достаточно просто, так как они уже будут зарегистрированы на платформе);
    • формулировать проблемы (чаты «Сферума», библиотека материалов);
    • выдвигать гипотезы;
    • составлять план работы (планирование, календарь);
    • вести наблюдения (библиотека ссылок на внешние ресурсы);
    • проводить опросы, анкетирования (чаты «Сферума»);
    • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез (планирование, календарь, библиотека материалов платформы);
    • выделять существенную информацию из разных источников (библиотека материалов «Сферума», коллекция ссылок на внешние ресурсы);
    • организовывать (систематизировать) информацию (библиотека материалов платформы);
    • представлять результаты работы в формах: схемы, рисунки, графика, таблицы, сообщения, презентации и т.д. (библиотека материалов).

Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» также позволяет реализовать технологию «Портфолио», которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании. Работа над портфолио в школе – это долгосрочный проект, успех которого будет зависеть от грамотно спланированной деятельности ученика.

Задачи портфолио:

    • создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку уверенности в собственных возможностях;
    • максимально раскрыть индивидуальные способности ребенка, создать условия для его самореализации;
    • развить познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
    • формировать установки и умения творческой деятельности, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
    • стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности. Главным достоинством использования «Сферума» при хранении портфолио является систематизация информации, легкость поиска нужного диплома и сертификата, передача его в аттестационные комиссии, на конкурсы одаренных детей и пр., если таковые организованы в «Сферуме». Показать свои достижения всегда будет легко, не загружая специально в другие системы.

«Сферум» идеален для сетевого взаимодействия между учреждениями, целью которого является создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнения заказа общества на формирование успешной личности.

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

    • проанализировать спектр запросов партнеров по организации сетевого взаимодействия;
    • обменяться опытом, дать возможность совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
    • повысить качество образования, доступность услуг, расширить ресурсную базу;
    • расширить круг общения обучающихся, предоставляющего возможность получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
    • совершенствовать управление учреждением, научно-методическое, психологическое сопровождение учебного процесса, обеспечить переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами: создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС.

Выделим формы и методы сетевого взаимодействия:

  1. Реализация образовательной программы с привлечением учреждений сети, зарегистрированных в «Сферуме».
  2. Взаимодействие в использовании материально-технических и методических ресурсов.
  3. Сетевое образовательное событие, которое может быть организовано с помощью «Сферума» – разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии, практики, стажировки и т.д.
  4. Сетевой образовательный проект – определенная по времени совместная деятельность по достижению определенной образовательной цели с помощью поддержки сетевой деятельности на платформе «Сферум».

Сетевое взаимодействие дает возможность повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство.

Любая организация всегда испытывает дефициты – ресурсные, кадровые, материально-технические. Не являются исключением и образовательные организации: они всегда заинтересованы в использовании ресурсов других учреждений: школ, детских садов, вузов, которые имеют лицензии на образовательную деятельность другого вида, а кроме этого в сотрудничестве с необразовательными организациями: музеями, библиотеками, промышленными предприятиями и т.д., не имеющими лицензий на образовательную деятельность.

Существует план социально-досуговых мероприятий или событий, который рассылается по образовательным организациям. Такие мероприятия посещаются обучающимися, а школа тем самым решает вопросы воспитательного характера: духовно-нравственное развитие детей, направление патриотического, эстетического воспитания, формирование толерантности, гражданской идентичности, развитие межкультурной коммуникации.

Это мероприятия развивающего, познавательного характера, позволяющие расширить образовательную область какого-либо предмета, или мероприятия развлекательного характера, где ребенок может попробовать себя в какой-либо роли, раскрепоститься, получить новый опыт общения.

Организации планируют и проводят разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии, практики, стажировки. С помощью электронного календаря мероприятий предоставляется возможность запланировать то или иное мероприятие, получить оповещение о нем, пригласить участников.

Данные мероприятия также хорошо планировать и организовывать на информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум». Это может быть только планирование и информационное оповещение участников, это может быть методическое обеспечение мероприятия, это может быть непосредственное проведение мероприятий в онлайн-формате.

Участие в сетевых проектах (определенная по времени совместная деятельность по достижению определенной образовательной цели) – дополнительная возможность собственного развития; формирование источников внебюджетного финансирования; обеспечение занятости педагогов в реализации проектов при взаимодействии образовательных организаций. Это обмен опытом, расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, родителей, общественных организаций.

На всех уровнях образования каждое образовательное событие направлено на достижение единой цели – создание условий для самореализации ребенка, развития его талантов – и должно быть обеспечено качественным технологическим продуктом поддержки, каким и является информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум».

Итоговое тестирование

Кто разработал информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум»?
Где утверждается Положение о сетевой форме реализации образовательных программ в образовательной организации?
Какие роли предусмотрены на платформе «Сферум»?
Что не может делать учитель на платформе «Сферум»?
Какой максимальной объем отдельного файла предусмотрен на платформе «Сферум»?
Какое максимальное количество участников предусмотрено для проведения видеоуроков на платформе «Сферум»?
Какая из представленных ролей на платформе «Сферум» может приглашать учителей и учеников?
Какой тип чатов на платформе «Сферум» предназначен для общения всех участников образовательного учреждения?
Как называется функция на платформе «Сферум», предназначенная для фиксации и хранения образовательных достижений ученика?
Какие действия разрешено совершать в разделе «Документы школы» на платформе «Сферум»?

 

Корзина