В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах профилактики буллинга среди подростков.
Объем: 72 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Травля детей сверстниками (буллинг) – одна из наиболее распространенных проблем в школах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия как в группе, так и школе в целом, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактики буллинга уделяется большое внимание. По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель постоянно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей происходит в системе образования. По данным статистики детского телефона доверия, действующего во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза.
Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они в реальной жизни сталкиваются с подобным поведением со стороны других людей, в том числе своих ровесников. Оказывается, что каждый 10-й российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю, а 4% – 1-2 раза в месяц.
В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11-12 лет: 28% детей этого возраста по меньшей мере один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.
Понимая масштаб проблемы, ей необходимо уделить тщательное внимание.
Буллинг – форма психологического насилия в образовательной среде. Что означает слово «буллинг», как он проявляется в стенах школы, каковы его последствия?
Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Почти в каждом образовательном учреждении периодически происходят ситуации, связанные с тем, что обучающиеся конфликтуют, проявляют агрессию друг на друга. Одним из таких факторов является буллинг.
Буллинг (травля одноклассниками) – социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. Буллинг – это хронический конфликт, при котором существуют устойчивые роли преследователя и жертвы. В таких случаях имеет место преднамеренное, повторяющееся агрессивное поведение одних детей в отношении других, включающее неравенство власти или силы. Иногда такое неравенство может быть обусловлено различием в физической силе или ребенок с более высоким статусом может лучше учиться, иметь больше друзей и соратников, иметь более богатых или влиятельных родителей и т.п. Помимо преследователей и жертвы почти всегда присутствует большая группа детей – свидетелей происходящего, которые могут присоединяться (активно или неактивно, через поступки, улыбки, внимание) к тем, кто преследует или к тем, кого преследуют.
Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие категории:
Активные формы унижения, в свою очередь, включают физический буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, действия сексуального характера др.) и психологический буллинг (словесные оскорбления, угрозы, преследование, запугивание). Часто это обидное имя, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов, обидные жесты, изоляция, вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); действия с имуществом (воровство, прятанье личных вещей жертвы).
В настоящее время наибольшее распространение имеет разновидность психологической травли – кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.). Кибербуллингу посвящен модуль 2 курса.
В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.
Предпосылки, в общих чертах, могут быть названы следующие:
Как правило, в буллинге принимают участие несколько действующих лиц.
К ним можно отнести и преследователей, которые действуют по указке более сильных агрессоров в классе. У преследователей часто отмечается низкая успеваемость, прогулы, драки, воровство, употребление алкоголя и табака. Их не останавливают правила, они легко используют насилие для достижения цели.
Часто буллерами становятся:
Буллеры – это:
Для буллеров характерны:
В ситуацию травли включены не только жертвы и буллеры (преследователи), но и другие обучающиеся. Социально-психологические исследования показывают, что ни для кого из тех, кто сталкивается с ситуациями травли, это не проходит бесследно.
Жертвы буллинга в три раза чаще, по сравнению со сверстниками, страдают симптомами тревожных и депрессивных расстройств, апатией, головными болями, энурезом. Они чаще совершают попытки суицида, причем с суицидальными мыслями и намерениями более тесно связана психологическая, словесная травля. Жажда мести по отношению к преследователям может подвигнуть жертву буллинга на агрессивные действия, в том числе скулшутинг.
Буллеры прочно усваивают агрессивный способ поведения, пренебрежение общественными правилами. В результате у них часто отмечаются различные формы антисоциального поведения, включая драки, воровство, вандализм. Для них характерны прогулы школы, низкие учебные достижения, в подростковом возрасте они чаще употребляют алкоголь и курят. Буллеры часто имеют высокие притязания на власть, хотят занять более высокое положение в группе. При неудачах они также подвержены депрессии и аутоагрессии. Среди девочек часто поведение «провоцирующих жертв», когда чередуется поведение и преследователя, и жертвы. Такие девочки подросткового возраста показывают самый высокий уровень склонности к суицидальному поведению.
Свидетели травли часто испытывают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие, а иногда чувствуют желание присоединиться к буллерам. Это ведет к тому, что у свидетелей снижается способность к сочувствию, они привыкают к своей пассивности. В образовательной организации растет количество молчаливого большинства, которое не выражает активно свою позицию, не реагирует на события, связанные с насилием, и готово встретиться с такой же агрессией в свой адрес.
Учителя и родители, сталкиваясь с буллингом, зачастую чувствуют свою беспомощность, некомпетентность и неэффективность. Неблагоприятный психологический климат в классе негативно влияет на учебный процесс и успеваемость. Обучающиеся в классах, где существует проблема буллинга, не способны сотрудничать и решать учебные задачи совместно.
Одним из важнейших вопросов исследования буллинга был и остается анализ предикторов, лежащих в его основе.
В качестве основных социальных детерминант подросткового буллинга исследователями выделяются такие как: семья, школьный класс, педагогические аспекты становления личности подростка и другие.
Учет социальных предикторов буллинга в подростковой среде должен выступать одной из отправных точек для реализации психопрофилактической работы в школе. Специалистам, работающим в данном направлении, важно принимать во внимание не просто разрозненные социальные факторы, способные послужить почвой для возникновения буллинг-процессов, а рассматривать их в целостной картине взаимосвязи и взаимовлияния.
Семья, являясь первоочередным институтом социализации для ребенка, выступает основным предиктором его психологического благополучия. Среди семейных аспектов, «спасающих» подростков от попадания в буллинг-ситуации, исследователями называются:
Подростки, выступающие в буллинг-структуре в роли агрессоров, имеют опыт жестокого обращения со стороны членов своей семьи. Среди подростков – инициаторов травли гораздо чаще встречаются случаи, в которых они или наблюдали физическую агрессию в семье, или сами ей подвергались. Триггером агрессивности подростков по отношению к более слабым сверстникам нередко выступает и такой феномен семейной системы, как дисбаланс власти, при котором старшие (родители или сиблинги) злоупотребляют своим статусом и угрожают безопасности младших членов семьи.
В качестве одного из предикторов возникновения ситуаций травли в подростковой среде выступают и социально-экономические характеристики семей, в которых они воспитываются. Так, исследователями было выяснено, что низкий уровень дохода семьи может выступать фактором риска виктимизации подростка в ситуации буллинга. Подростки из малообеспеченных семей гораздо чаще оказываются вовлеченными в буллинг. Интересным представляется и тот факт, что обозначенная взаимосвязь может быть опосредована и более широким социально-экономическим контекстом существования социальных институтов.
В качестве характеристики семьи, выступающей детерминационным аспектом буллинга в подростковом возрасте, исследователи называют и уровень образования родителей. Так, согласно исследованиям В. С. Собкина и М. М. Смысловой, дети, воспитывающиеся в семьях, где родители имеют среднее образование, более подвержены риску вовлечения в буллинг. Подростки из семей, в которых родители получили высшее образование, чувствуют себя в школьной среде более комфортно и в гораздо меньшей степени оказываются участниками ситуаций психического и физического насилия в учебном классе.
Немаловажное значение в контексте социальной детерминации буллинга имеют и педагогические предикторы.
Педагогический аспект определяет атмосферу, в которой подростки находятся достаточно большую долю своего времени, в связи с чем он может выступать как детерминантой психологического благополучия школьников, так и являться риск-предиктором возникновения буллинг-процессов. Среди педагогических предикторов можно назвать такие как:
Кроме того, отношения внутри педагогического коллектива, построенные на дисбалансе власти, травля в отношении отдельных своих коллег со стороны педагогов или представителей школьной администрации, низкий авторитет учителя в глазах учащихся и их родителей также являются теми социальными факторами, которые провоцируют процветание буллинга среди подростков в образовательной среде.
Значимым предиктором, определяющим риск проявления буллинга в подростковой среде, являются социально-психологические характеристики группы (уровень развития группового субъекта деятельности). Ключевым аспектом, характеризующим группу, учебный класс, выступает ощущение безопасности либо, напротив, небезопасности каждого члена, включенного в данный микросоциум. В случае переживания подростком тревоги, дискомфорта, обусловленных отсутствием ощущения безопасности пребывания в группе, нередко возникает риск дезадаптивных стратегий совладания с этими состояниями, что может приводить к формированию буллинг-ситуации.
Одним из показателей низкого уровня развития группового субъекта является негармоничная статусная иерархия в структуре группы, а именно наличие членов группы, занимающих позиции «изолированных» и «отверженных». Жесткая стратификация в группе подростков является благодатной почвой для возникновения ситуаций травли и насилия. Статус подростка в социометрической иерархии тесно взаимосвязан с его ролью в буллинг-структуре.
Наиболее часто инициаторами травли в среде тинейджеров становятся те учащиеся, которые занимают крайние статусные позиции в классном коллективе: позицию «отверженного» или позицию «высокостатусного» члена группы. Роль жертвы в преимущественном большинстве случаев принадлежит подросткам с низким социометрическим статусом – «изолированным» и «отверженным».
Основными факторами, объясняющими жестокость одних детей по отношению к другим, являются:
Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и свидетели. Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок-жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
На проявления буллинга все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга, могут обнаружиться следующие особенности:
Общее требование к организации профилактической работы – это повышение осведомленности и вовлеченности в профилактику всех участников образовательного процесса, поскольку к ситуации травли имеют отношение все.
Эффективность профилактики буллинга в общеобразовательной организации будет зависеть от того, насколько она носит системный, а не эпизодический характер. Реализуется системная профилактика на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, семейном.
На общешкольном уровне реализуются следующие направления профилактики:
На групповом уровне (классный коллектив) реализуются следующие направления профилактики:
На личностном уровне реализуются следующие направления профилактики:
На семейном уровне реализуются следующие направления профилактики:
Можно использовать памятку для родителей, разместив её на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:
В работе педагога-психолога по профилактике буллинга важное место занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К каждому обучающемуся необходимо найти свой подход, поддерживать и помогать в трудные моменты жизни, учитывая особенности личности.
Педагог-психолог, реализуя профилактику буллинга среди обучающихся, особое внимание должен уделять коррекции имеющихся социальных девиаций, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и поддержке.
Для создания безопасной психологической среды в образовательной организации необходимо объединить профилактические мероприятия в единую систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных организациях сводятся к формированию определенных установок у обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
Если говорить о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то необходимо учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебном звене.
Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками можно посмотреть кинофильмы (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»).
Игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшим школьникам, но и подросткам.
Основной движущей силой в системе профилактики и урегулирования конфликтных ситуаций, в том числе буллинга, в настоящее время в общеобразовательной организации является Служба школьной медиации (примирения). Школьная медиация интегрирует медиативные и восстановительные принципы в систему взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в целом, что создает основу для эффективной работы с ситуациями буллинга.
Можно выделить два основных направления работы Службы школьной медиации (примирения) в ситуации буллинга:
Работа школьного медиатора с агрессором и жертвой проводится по процедуре восстановительной медиации. Работа с классом проводится с помощью восстановительной программы «Круг примирения» и «Круг исцеления».
«Круг примирения» используется, когда травля возникла в классе и к ней привлечена значительная часть учеников. Во время проведения Круга группа обсуждает, что произошло; каждый имеет возможность высказаться по поводу конфликта и быть услышанным. После этого группа переходит к обсуждению того, каким образом можно решить сложившуюся ситуацию. Важно помнить, что решение проблемы должно удовлетворить каждого участника Круга, только тогда процедура может быть завершена.
«Круги исцеления» проводятся для обучающихся, которые уже прошли процедуру медиации. Именно с помощью таких Кругов проходит их восстановление в обществе. Целью таких Кругов является улучшение взаимоотношений между людьми и возвращение их к тем отношениям, которые были до конфликта. Традиционно такие Круги начинаются с ценностей, а затем происходит обсуждение сложившейся ситуации, результатов медиации и перспективы восстановления отношений.
Примирительные программы при буллинге не желательно проводить исключительно силами ученической медиации (медиаторов-волонтеров), так здесь сложно соблюсти «силовой баланс» между обучающимися. Кроме того, в ситуации буллинга ответственными за пресечение подобных ситуаций являются взрослые, поэтому медиация сторон в «группах равных» как будто снимает с них ответственность.
Восстановительная антибуллинговая программа содержит следующие основные позиции:
На обсуждении имеет смысл не просто ставить вопрос, как решить ситуацию, а развернуть его в нескольких вопросах:
Школьному медиатору надо осознавать сложность организации коммуникации при буллинге, её эмоциональную напряженность и быть готовым к проведению восстановительных программ не за одну встречу.
Педагог-психолог, со своей стороны включаясь в работу с ситуацией буллинга, при необходимости осуществляет диагностическую и психокоррекционную работу с обучающимися.
Основные мишени такой работы:
В зависимости от занимаемой обучающимся позиции в ситуации буллинга – «жертва», «обидчик» или «свидетель» – педагог-психолог проводит диагностику и коррекцию отклонений в эмоциональной сфере, развивает стрессоустойчивость и коммуникативные навыки, навыки принятия ответственности за собственное поведение. Педагог-психолог совместно с социальным педагогом оказывает психологическую и социальную поддержку, способствует укреплению позитивной самооценки, снижению асоциального поведения подростка.
Очень важной представляется работа с классом со стороны классного руководителя, поскольку травля является не формой персональных отношений между двумя детьми, а «симптомом» неблагополучия в классе. Существуют технологии работы, направленные на трансформацию способов поведения детей в классе с деструктивных и унижающих в сторону позитивных и помогающих, основанных на сочувствии и ценности взаимовыручки. Классный руководитель может проводить занятия по сплочению классного коллектива в рамках классных часов, например, провести групповое занятие с элементами тренинга на тему: «Ценить других…» (Приложение 1).
Главный способ выявления травли – это наблюдение со стороны педагогов и родителей за поведением обучающихся. Педагоги имеют возможность наблюдать особенности общения и взаимоотношений обучающихся на уроках, на переменах, во внеурочной деятельности.
Одним из способов выявления ситуация буллинга является диагностика педагогом-психологом психологической комфортности и безопасности образовательной среды школы, особенностей взаимоотношений в классных коллективах.
Для этой цели рекомендуются следующие диагностические методы и методики:
Можно также применять экспресс-опросники с небольшим количеством открытых вопросов. Например, опросник «Обстановка в классе». Обучающихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:
Первый, второй и четвертый вопрос данного опросника могут быть предложены ребятам для обсуждения на профилактическом «Круге сообщества», при этом важно при обсуждении данных вопросов не забывать правила проведения «Круга».
Опросник «Идеальный одноклассник» также позволяет косвенно оценить взаимоотношения в классе и существующие проблемы. Обучающимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не подписывать свои работы.
Предложения:
Анкета изучения восприятия обучающимися проблемы буллинга (Приложение 2) позволяет оценить отношение обучающихся к проблеме травли, их личную включенность в подобные ситуации и представления о способах их разрешения.
Сбор информации проводится по следующим направлениям:
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации.
В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
Полученную информацию специалист должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными представляются любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.
Важно понять, что при работе с буллерами можно критиковать и корректировать их поведение, но ни в коем случае нельзя переходить на личности. Нужно учитывать, что в основном дети теряют интерес к насилию, если находят хобби, в котором они могут почувствовать себя значимыми и которое приносит чувство побед.
В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум:
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
Буллинг как социальное явление был всегда, но в последнее время о нем заговорили чаще, т.к. в сети Интернет стали появляться ролики об избиениях, издевательствах подростков над сверстниками. Жестокость обретает все более привычные рамки. Поэтому очень важно проводить профилактику буллинга в школах, работать как с учениками, так и с преподавателями. А также просто наблюдать за поведением и атмосферой в классе, чтобы своевременно среагировать на первые проявления буллинга.
Пример тактики учителя:
Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует произошедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
Пример тактики учителя:
Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине – поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».
Пример тактики учителя:
С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность – он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.
Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
Пример тактики учителя:
Учитель собрал свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудил с детьми, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.
Рекомендации учителям, психологам, администрации школ (при проведении первичной профилактики):
Работа с компаниями обидчиков (при проведении первичной профилактики):
Работа с подростками (при проведении первичной профилактики):
Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе специалисты по данной проблематике рекомендуют следующие упражнения.
Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробочку.
Цель – фиксация внимания на позитивных достижениях.
Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что не обязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами:
Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.
Цель – развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели.
Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех.
Возможные вопросы:
Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.
Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы:
Цель – развитие умения спокойно выслушивать собеседника.
Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому ребенку. В конце следует провести обсуждение:
Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.
Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школе.
Сегодня в конфликтах в школьной системе имеет место широкое распространение и активное использование способов психологической травли и запугивания через интернет. Конфликтные действия, как правило, совершаются посредством сотовых телефонов, планшетов, компьютеров и т. д. Данный тип конфликта определяется как кибербуллинг, в котором школьники используют современные технологии с целью оскорбления, доведения своих жертв до угнетенного состояния. При этом он может осуществляться в виде текстовых и MMS-сообщений, грубых записей в социальных сетях, а также электронных сообщений и злобных сайтов, которые создаются специально с целью унижения человека.
Рассмотрим подробнее определение кибербуллинга.
Кибербуллинг – новый феномен Интернет-коммуникации, который представляет собой отчетливую социальную проблему и нуждается в обсуждении и поиске методов решения. В психологии под кибербуллингом понимают отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически и на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить.
Целью кибербуллинга является ухудшение эмоциональной сферы жертвы и/или разрушение её социальных отношений. Кибербуллинг включает в себя диапазон различных форм поведения: от игриво-шуточного до психологического виртуального террора, результатом которого может стать суицид.
Американские ученые выделили 3 особенности кибербуллинга и назвали их принципом трех «А» – anonymous, accessible, affordable, или анонимность, доступность, низкая цена.
Анонимность делает кибербуллинг гораздо проще для исполнителя, поскольку он не видит реальной реакции жертвы. В ситуации кибербуллинга преследователь не видит выражения лица жертвы, не слышит её интонаций и не знает о её эмоциональных реакциях. Помогает так называемый «эффект дистанцирования», при котором преступник, находящийся на большом расстоянии от жертвы, становится способен на гораздо более жестокие вещи, нежели чем при обычной прямой коммуникации. Преступник забывает, что его послания читает реальный человек. Таким образом, можно говорить о том, что происходит подмена реального на виртуальное, в связи с чем коммуникация может искажаться в обе стороны. Доступность интернета стала практически повсеместной, причем благодаря мобильным устройствам и беспроводным сетям возможность общаться в социальных сетях пользователь получает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это дает возможность преследователю не прерывать основную деятельность, не отвлекаться от нее.
В Интернете компрометирующий материал можно распространить за секунды, поэтому главное «преимущество» кибербуллинга перед конфликтами, происходящими в реальной жизни, – скорость передачи информации.
Кибербуллинг носит латентный характер, информация об обидчике скрыта, происходит одностороннее воздействие на объект травли. В отличие от других видов конфликтных действий, школьник может подвергаться кибербуллингу, находясь и в школе, и за её пределами.
Одним из новых направлений интернет-угроз является так называемый «киберсуицид», или согласованные самоубийства. Используя социальные сети, подростки и молодые люди принимают решение о совместном самоубийстве. Подобные случаи фиксируются в разных странах мира. Подростки обосновывают такое поведение тем, что вместе уйти из жизни проще, чем в одиночестве.
Н. Виллард приводит и такие формы, как домогательство, постоянные изнурительные кибератаки в виде повторяющихся оскорбительных сообщений, клевета, распространение оскорбительной информации в виде текстовых сообщений, фотографий, которые достаточно часто принимают сексуальный характер.
Имеет место такой вид кибербуллинга, как надувательство. Обидчик сначала входит в доверие к жертве, затем обманным путем выманивает информацию с целью её дальнейшей рассылки третьим лицам.
Социальная изоляция аналогична бойкоту. В этом случае одноклассника исключают из общей онлайн-группы, что является достаточно травмирующим явлением в силу того, что основывается на одной из значительных потребностей человека. Следует учесть, что группа сверстников чаще всего является для подростка референтной.
Наиболее деструктивной формой кибербулинга является угроза физической расправы, которая может принимать как прямой, так и косвенный характер.
Прямой кибербуллинг – это непосредственные атаки на подростка через письма или сообщения. При косвенном в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди (как дети, так и взрослые), причем не всегда с их согласия. Преследователь может взломать аккаунт жертвы и, мимикрируя под хозяина, рассылать с этого аккаунта сообщения знакомым жертвы, разрушая её коммуникативное поле и порождая сомнение в моральных качествах.
Месть начинается с приступа возмущения, подобного внутреннему взрыву, который вызван неожиданными и несправедливыми событиями. Желание отомстить сопровождается приливом сил и энергии, в душе человека зажигается огонь, так как задета его гордость. В этом случае обиженные, занимающиеся кибербуллингом, чувствуют, что они исправляют сложившуюся ситуацию или защищают себя и других людей. Как правило, эти люди не воспринимают себя как хулиганов. Месть, как правило, овладевает теми, кто уже однажды подвергся кибербуллингу, и пострадавший считает, что его обидчик это заслужил. При этом возникает чувство облегчения и оправдания за то, что они пережили.
При определенной явной акцентуации подросток может быть наиболее склонен к кибербуллингу, например, истероидный или демонстративный тип. Его основные особенности – эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Многие из этих потребностей подросток может удовлетворить в полной мере при кибербуллинге: собственная личность не задевается, большое количество внимания, поддержка огромной аудитории, возвышение себя за счет принижения другого. Или, например, эпилептоидный тип, которому присущи склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность. Кибербуллинг – один из способов выплеснуть агрессию в онлайн-пространство, при этом заняв доминирующую позицию в конфликте.
Все вышеперечисленные причины взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Так, например, испытывая чувство собственной неполноценности, подросток испытывает зависть к более развитым и успешным сверстникам, вследствие чего у него возникает стремление к превосходству над окружающими людьми. Кроме того, проблемы в семейном воспитании обусловливают возникновение нарушений в личностной сфере подростка и могут усугублять протекание подросткового возрастного кризиса. А часть причин как раз является возрастными особенностями личности подростка: конформизм, инфантилизм, стремление быть принятым сверстниками, иметь среди них высокий социальный статус и др.
Рассмотрим систему деятельности образовательной организации по профилактике кибербуллинга в подростковой среде. Для решения проблемы кибербулинга в подростковой среде недостаточно разработать план образовательной организации, нужно разработать такую систему действий по его предупреждению, чтобы, используя все свои средства и возможности, образовательная организация приобрела более совершенное и качественное состояние в соответствии с той миссией, которую возлагает на нее общество в целом и каждый родитель в частности.
Основные направления стратегии образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга подростков:
В школах специалистами психологической службы проводится индивидуальное консультирование детей и их родителей. Ведется работа по правовому просвещению родителей и учителей о кибербуллинге и методах защиты от него, от других интернет-угроз, о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность ребенка.
Можно привлекать подростков к совместной работе по профилактике буллинга и кибербуллинга. Например, предложить школьникам проект «Кибербуллинг. Способы защиты от агрессии в пространстве современных коммуникационных технологий». Преимущество такой работы состоит в том, что подростки имеют возможность самостоятельно изучить эту проблему, ответить на вопросы: «Что такое кибербуллинг?», «Каковы причины возникновения такого вида агрессии?», «Какие последствия могут быть, какие риски несет кибербуллинг?»
Важно, чтобы этот проект подростки выполняли группой (4-5 человек). Это дает им возможность обсуждать проблему возникновения кибербуллинга и совместно находить ответы на поставленные вопросы. В качестве практико-ориентированного задания школьникам можно предложить создать программу лектория, в котором будут представлены материалы для просветительской работы по трем категориям слушателей: сверстники, родители и педагоги. Особенностью проектной деятельности обучающихся является защита проекта, что дает им возможность аргументированно высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, вести диалог.
Следующим шагом профилактической деятельности образовательной организации может являться участие в работе круглого стола «Общение реальное и виртуальное. Безопасная интернет-среда». Его участники – подростки, родители, педагоги, психологи, представители правоохранительных органов. Обсуждение поставленных вопросов направлено на воспитание и развитие коммуникативных умений, формирование семейных ценностей, положительного правового сознания подростков.
Стратегия образовательной организации при профилактике кибербуллинга в подростковой среде включает решение следующих задач:
Реализация стратегии осуществляется как традиционными методами (беседа, совместное проведение мероприятий, где формируются командные умения), так и посредством современных человековедческих технологий (медиативный подход).
Подростковый возраст обусловливает активизацию воспитательного потенциала образовательной организации в профилактике буллинга и кибербуллинга, так как в этот период важно формировать положительное взаимодействие как на групповом, так и на индивидуальном уровне.
Основная задача деятельности образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга в подростковой среде – максимально обезопасить общение детей в интернет-сети, научить их противостоять агрессивным нападкам в реальной жизни и в виртуальном пространстве, сформировать информационную компетентность.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.