iStock-499845971_d_850_d_850

Кейс-технологии в образовательной деятельности

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат

Цель: расширить представления педагогов о возможностях применения кейс-метода во время учебных занятий в разных возрастных группах.

Объём: 24 часа. 

Программа:

  1. Кейс-метод: определение, история, характеристика
  2. Создание кейса: требования и классификация
  3. Как работать с кейсом
  4. Алгоритм работы обучающихся с сюжетом текста, представленным в кейсе
  5. Методы решения кейсов
  6. Обсуждение кейса и рефлексия
  7. Методика создания кейса
  8. Преимущества использования кейс-метода в образовании
  9. Примеры использования кейс-технологии на уроках и занятиях
  10. Дополнительные материалы
  11. Итоговое тестирование

Формируемые компетенции:

  • разработка, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • применение современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

Занятие 1. Кейс-метод: определение, история, характеристика

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Впервые метод кейсов применили в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а его внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.

Первые подборки кейсов опубликовали в 1925 году.

Сейчас существует две классические школы:

  1. Гарвардская (американская).

Цель метода — научить поиску единственно верного решения.

Объём кейса — 20-25 страниц текста + 8-10 страниц иллюстраций.

  1. Манчестерская (европейская).

Цель метода — научить поиску нескольких вариантов решения проблемы.

Объём кейса в полтора-два раза короче американского.

Как технология коллективного обучения, кейс-метод сочетает в себе технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, которые включают индивидуальное, групповое и коллективное развитие.

Особенности кейс-метода:

  1. Можно использовать для получения знаний по дисциплинам, в которых задачей преподавания является ориентация на получение множества разных точек зрения и решение проблем.
  2. Акцент обучения делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающихся и педагогов.
  3. Результат кейс-метода — не только знания, но и навыки.
  4. Технология метода: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в жизни и отражающей комплекс знаний и практических навыков, которыми нужно овладеть обучающимся.
  5. Преимущество метода: с его помощью развивается система ценностей обучающихся, формируются жизненные установки, профессиональное мироощущение.
  6. Кейс-метод помогает преодолеть дефект традиционного обучения, для которого характерны неэмоциональность изложения материала.

Исходным вариантом для создания кейса могут служить общественная жизнь, образование и наука.

Общественная жизнь выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы для кейса.

Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод.

Наука задаёт ключевые методологии, определяющиеся аналитической деятельностью и системным подходом.

Занятие 2. Создание кейса: требования и классификация

Требования

Создавая кейс, надо учитывать несколько моментов.

Кейс должен:

  • иметь чёткую цель;
  • соответствовать определённому уровню трудности;
  • затрагивать несколько аспектов жизни (экономической, социальной, политической);
  • сохранять свою актуальность в течение продолжительного периода времени;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать дискуссию;
  • иметь несколько решений.

Классификация

Кейсы различаются по сложности, профильности, целям. По этим параметрам составлены их классификации.

Классификация кейсов по сложности

Иллюстративные учебные кейсы

Цель — обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации.

Учебные кейсы с формулированием проблемы, описанием ситуации в конкретный период времени, выявлением и чётким формулированием проблемы

Цель — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме.

Учебные кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, в которой проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения и т.д. 

Цель — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом имеющихся ресурсов.

Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее

Цель — поиск путей решения проблемы.

Классификация кейсов по целям и задачам процесса обучения:

  • обучающие анализу и оценке;
  • обучающие решению проблем и принятию решений;
  • иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Классификация кейсов Н. Федянина и В. Давиденко

Структурированный кейс (highly structured)

В нём даётся минимальное количество дополнительной информации. Обучающиеся должны применить определённую модель или формулу. У кейсов этого типа есть оптимальное решение.

«Маленькие наброски» (short vignetts)

Кейс содержит от 1 до 10 страниц текста и 1-2 страницы приложений, которые знакомят только с ключевыми понятиями.

При их разборе обучающиеся должны опираться на собственные знания.

Большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases)

Объём до 50 страниц. Содержат подробную информацию, включая совершенно ненужную.

Самые необходимые сведения могут отсутствовать. Обучающиеся должны заметить это и найти способ справиться с ситуацией.

Первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases)

От обучающихся требуется применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но предложить нечто новое.

При этом обучающиеся и педагог выступают в роли исследователей.

Классификация предложена в статье «Чем кейс отличается от чемоданчика?», опубликованной в журнале «Обучение за рубежом».

Занятие 3. Как работать с кейсом

Чтобы успешно применять кейс-метод, необходимо познакомить учеников с алгоритмом решения кейсов и методами, которые они смогут применять сами.

Технология работы с кейсом в учебном процессе следующая.

  1. Индивидуальная самостоятельная работа с материалами кейса:
  • идентификация проблемы;
  • формулирование ключевых альтернатив;
  • предложение решения или рекомендуемого действия.
  1. Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и её решений.
  2. Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии в рамках учебной группы.

Кейсы можно решать аналитическим путём индивидуально или в группе. Поэтому при составлении кейса в нём можно указать алгоритмы его решения или дать ссылку на методику решения.

Что можно использовать для разработки кейса?

В подготовке кейса помогут:

  1. Специальные тексты-ситуации, написанные для отработки конкретных учебных задач.
  2. Произвольные тексты. Чаще всего используются отрывки из литературных произведений.
  3. Производственные примеры, представляющие собой описания реальных ситуаций.
  4. Видеосюжеты, наиболее полно отражающие объект анализа.
  5. Действия, которые видят обучающиеся в реальности. Эти действия могут выполнить сами обучающиеся или учебная группа, за которой наблюдают остальные.

Перечислим основные компоненты анализа ситуаций, изложенных в кейсе:

  • текст ситуации;
  • мыслительная работа над сюжетом текста;
  • среда, в которой обучающиеся действуют;
  • рефлексия произошедшего.

Выбор конкретной ситуации зависит от целей и учебных задач занятия. Это могут быть:

  1. Ситуации для знакомства или демонстрации форм и методов работы.
  2. Ситуации для отработки ключевых задач учебного курса.
  3. Ситуации для долгосрочной программы отработки навыков обучающихся, что предполагает планирование комплекса дополняющих друг друга конкретных ситуаций или работу над одной, но крупной конкретной ситуацией.

Важное требование к тексту: в нём должна быть интеллектуальная или эмоциональная интрига.

Занятие 4. Алгоритм работы обучающихся с сюжетом текста, представленным в кейсе

Рассмотрим самую распространённую схему работы над сюжетом текста. Она состоит из четырёх шагов.

Шаг первый: индивидуальная работа с текстом

Педагог раздаёт текст обучающимся, которые самостоятельно изучают его и задание.

Задача этого шага: сформировать собственное мнение о ситуации и разработать свой вариант действия по заданию.

На этот шаг нужно выделить столько времени, сколько необходимо для формирования индивидуального мнения и готовности сопоставить его с мнениями сверстников.

Шаг второй: обсуждение в малых группах

Формируются группы по 5-7 человек, которым предлагается разработать общий вариант ответа на задание к тексту ситуации.

Обучающиеся должны выработать общее мнение по каждому вопросу, подготовить свои рекомендации и публичное выступление (текст, плакат, команду выступающих).

Мотивацию на этом этапе повышает момент соревновательности между группами, который педагог должен заранее продумать.

Шаг третий: публичное выступление и групповая дискуссия

Заслушиваются доклады от каждой группы, принимаются дополнения к докладу от других участников группы, оппоненты задают вопросы на понимание, выступающие отвечают на вопросы, после чего разворачивается дискуссия с выслушиванием мнения обеих сторон.

Затем заслушиваются и обсуждаются доклады других групп в той же последовательности.

Задача этого шага: расширить поле смыслов, связанных с заданием к учебной ситуации, в отработке ключевых умений коммуникации, навыков публичного выступления и убеждения.

Педагог выступает в роли организатора дискуссии, стараясь задействовать в обсуждении ресурсы обучающихся.

Шаг четвёртый: обобщение результатов работы над ситуацией

Педагог вместе с обучающимися обобщает интеллектуальную работу учеников, выделяя ключевые, проблемные и успешные моменты работы, уточняет понятия и представления, появившиеся в ходе дискуссии.

Ещё один вариант работы с кейсом представлен ниже.

Занятие 5. Методы решения кейсов

Каждый кейс анализируется индивидуально или в группе. Следовательно, педагог, составляя кейс, может, а иногда и должен, указать алгоритмы решения кейса и дать ссылку на методику его решения.

Перечислим самые популярные методы решения кейсов.

1. Метод декомпозиции

Декомпозиция — это разделение целого на части.

Чтобы решить кейс, его разбивают на простые составляющие. При этом можно использовать декомпозиционное моделирование, то есть воссоздать декомпозированную модель и сравнить новую модель с системой до декомпозиции.

2. Нормативный (критериальный) метод

Выделяются нормативы или критерии, которые отражают эффективность системы. Затем реальная система сравнивается с нормативной, чтобы увидеть отклонения от нормы.

3. Метод агрегирования

Исходная модель преобразуется в модель с меньшим числом переменных или ограничений, чтобы получить приближенное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса.

4. Метод исключений

Убираются лишние варианты по принципу бинарной оппозиции: «третьего не дано». Проблемы сводятся к простым дилеммам выбора.

5. Гипотетический метод

Выдвигаются и опровергаются или доказываются гипотезы траекторий и сценариев развития систем, степени действия тех или иных факторов внешней среды, которые оказывают воздействие на её эффективность.

6. Метод закономерностей

Обучающиеся ищут случайные и закономерные связи между явлениями и событиями, выявляют воздействие факторов внешней среды.

7. Метод классификаций

Упорядочиваются основные субъекты и объекты системы, делятся на типы и виды.

8. Метод парадокса

Проблема рассматривается с нестандартных позиций, противоречащих традиционному подходу.

9. Метод экстраполяции

Выводы, полученные путём наблюдения за одной частью явления, распространяются на остальные части этого явления.

10. Метод идеализации

Создаётся идеальная модель системы, которая затем сравнивается с реальным объектом.

11. Метод формализации

Все явления и объекты агрегируются и стандартизируются в рамках единой формально-знаковой описательной системы. Например, на языке математики.

12. Методы отбора и фокусирования

Выделяются части значимых объектов системы и тщательно изучаются. Результаты такого анализа с большой долей вероятности будут соответствовать реальному положению вещей в отношении целой системы.

Занятие 6. Обсуждение кейса и рефлексия

Во время обсуждения кейса необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Относиться ко всем участникам дискуссии доброжелательно.
  2. Уважать друг друга и проявлять эмпатию к собеседникам.
  3. Обсуждение должно основываться на фактах, быть конкретным и соответствовать принципу «здесь и сейчас».
  4. Избегать домыслов и предположений.
  5. Избегать интерпретаций.
  6. Избегать выражений «вы должны», «вам надо было…».
  7. Стремиться передать свои ощущения на уровне «чувств».
  8. Избегать негатива или чередования негатива и позитива.
  9. Стремиться выявить позитив.
  10. Проявлять желание научиться.
  11. Фиксироваться на цели конкретного обсуждения, избегать обсуждений, не относящихся к данному кейсу.

До начала обсуждения нужно установить временные рамки и формат работы.

По итогам решения кейса и приобретённого опыта необходимо обсудить следующие вопросы:

  • Что было наиболее сложным?
  • Что было наиболее простым?
  • Самый сложный момент?
  • Общее впечатление от кейса?
  • Основной вывод? Основной урок (навык), который вы вынесли?
  • Какой ошибки в будущем вы сможете избежать?

Для коллективного обсуждения или индивидуальной рефлексии можно использовать шаблон таблицы, размещённой ниже.

Занятие 7. Методика создания кейса

Критерии и структура

Автор или составитель кейса должен учитывать ряд моментов.

Кейсы должны быть:

  • доступны для понимания всеми участниками;
  • адекватны задачам, которые решают обучающиеся в реальности и их повседневной деятельности:
  • адаптированы к современной действительности и задачам, стоящим перед современным образованием.

Также необходимо помнить о моральных принципах и тактичности. В кейсе не должно быть неуважительного отношения к человеку и дискриминации по национальным, половым и другим признакам.

Структура кейса

Кейс имеет определённую структуру. Вот один из вариантов:

  1. Титульный лист: название, автор, дата
  2. Введение: герой кейса, история, время действия
  3. Основная часть: информация, факты, внутренняя интрига, проблема
  4. Заключительная часть: ситуация, требующая решения
  5. Вопросы к кейсу
  6. Приложение: таблицы, статистика, дополнительные подробности
  7. Заключение: краткое описание возможного решения
  8. Методические рекомендации к разбору кейса: авторский подход к решению кейса
  9. Стиль изложения и другие тонкости

Лучше всего изложить ситуацию в кейсе от первого лица — героя кейса, автора, свидетеля сложившейся ситуации.

Например:

«Мы проехали от Средиземного моря до побережья Бискайского залива. И вот, наконец, конечный пункт нашего путешествия – город Ла-Рошель. В нем расположен порт прогулочных яхт. По узким улочкам мы проехали туда. Был теплый летний день. Дул теплый бриз. Водное пространство залива было заполнено яхтами» (Кейс по географии).

Необходимо дать информацию, которая поможет обучающимся определить суть ситуации, действующих лиц, эмоциональное состояние, другие особенности, необходимые для решения кейса.

Что добавить в «Приложения»?

В раздел «Приложения» можно разместить внушительную по объёму информацию, содержащую в себе дополнительные и избыточные сведения.

Это могут быть:

  • статистические данные;
  • отчёты;
  • характеристики;
  • научные статьи;
  • выдержки из воспоминаний и личных дневников.

Цель «Приложения» — помочь обучающимся в формулировке нескольких вариантов решения, сфокусироваться на тех аспектах, которые, по их мнению, наиболее важны.

Работа над кейсом начинается с формулирования цели, определения его места в учебной дисциплине.

Затем необходимо составить перечень навыков и умений, которые обучающиеся приобретут, решая кейс, определить список компетенций, которые будут развиваться у обучающихся.

Одна из важных процедур при разработке кейса — формулирование вопросов, помогающих решить кейс, отработать определённые навыки.

Вопросы должны быть открытыми, не содержащими скрытого или очевидного ответа.

Например:

  • В чем состоит проблемная ситуация?
  • Каковы альтернативы решения этой ситуации?
  • Кто в состоянии/ответственен за принятие решения?
  • Что было сделано для разрешения создавшейся ситуации?

Виды открытых вопросов приведены ниже.

Разработчик кейса также может описать своё решение. Оно должно быть наиболее предпочтительным на взгляд автора, но не единственно правильным.

У обучающихся должна быть возможность ознакомиться со всеми альтернативами. Это расширит представления о возможных вариантах решения предложенной ситуации.

Занятие 8. Преимущества использования кейс-метода в образовании

Познавательная активность и познавательная самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование активных методов позволяет развивать интеллектуальные качества, формирующие постоянную потребность в овладении знаниями и применении их на практике.

Основная функция кейс-технологии — научить решать сложные проблемы, которые невозможно решить логическим путём.

Кейс-метод способствует развитию:

  • самостоятельного мышления;
  • умения выслушать и учесть альтернативную точку зрения;
  • умения аргументированно высказать свою точку зрения;
  • интереса и позитивной мотивации по отношению к учёбе.

Обучающиеся получают возможность применить аналитические и оценочные навыки, учатся работать в команде, находить наиболее рациональное решение, овладевают умением практического использования материала.

Обучение с использованием кейс-метода учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость ума, диалектичность мышления.

Кейс-технологии включают в себя элементы исследовательского и развивающего обучения, а также проектной деятельности.

Важной особенностью кейс-метода является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. На рисунке представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Его можно использовать на лекционных, практических, лабораторных занятиях, во время самостоятельной работы.

Занятие 9. Примеры использования кейс-технологии на уроках и занятиях

Подборка материалов для школы и СПО

Подборка материалов для начальной школы

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

К каким методам обучения относится кейс-метод?
В каком году впервые был применён метод кейсов?
Какие две классические школы кейс-технологии существует?
Кейс-метод сочетает в себе:
Результатом решения кейса являются:
Что может служить исходным материалом для создания кейса?
Выберите верную последовательность технологии работы с кейсом в учебном процессе:
От чего зависит выбор конкретной ситуации?
Что обязательно должно быть в тексте кейса, чтобы заинтересовать обучающихся?
Какой метод решения кейсов предполагает рассмотрение проблемы с нестандартных позиций, противоречащих традиционному подходу?

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата