В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: расширить представления педагогов о возможностях применения кейс-метода во время учебных занятий в разных возрастных группах.
Объём: 24 часа.
Формируемые компетенции:
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Впервые метод кейсов применили в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а его внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.
Первые подборки кейсов опубликовали в 1925 году.
Сейчас существует две классические школы:
Цель метода — научить поиску единственно верного решения.
Объём кейса — 20-25 страниц текста + 8-10 страниц иллюстраций.
Цель метода — научить поиску нескольких вариантов решения проблемы.
Объём кейса в полтора-два раза короче американского.
Как технология коллективного обучения, кейс-метод сочетает в себе технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, которые включают индивидуальное, групповое и коллективное развитие.
Особенности кейс-метода:
Исходным вариантом для создания кейса могут служить общественная жизнь, образование и наука.
Общественная жизнь выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы для кейса.
Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод.
Наука задаёт ключевые методологии, определяющиеся аналитической деятельностью и системным подходом.
Создавая кейс, надо учитывать несколько моментов.
Кейс должен:
Кейсы различаются по сложности, профильности, целям. По этим параметрам составлены их классификации.
Цель — обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации.
Учебные кейсы с формулированием проблемы, описанием ситуации в конкретный период времени, выявлением и чётким формулированием проблемы
Цель — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме.
Учебные кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, в которой проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения и т.д.
Цель — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом имеющихся ресурсов.
Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее
Цель — поиск путей решения проблемы.
Классификация кейсов по целям и задачам процесса обучения:
В нём даётся минимальное количество дополнительной информации. Обучающиеся должны применить определённую модель или формулу. У кейсов этого типа есть оптимальное решение.
Кейс содержит от 1 до 10 страниц текста и 1-2 страницы приложений, которые знакомят только с ключевыми понятиями.
При их разборе обучающиеся должны опираться на собственные знания.
Объём до 50 страниц. Содержат подробную информацию, включая совершенно ненужную.
Самые необходимые сведения могут отсутствовать. Обучающиеся должны заметить это и найти способ справиться с ситуацией.
От обучающихся требуется применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но предложить нечто новое.
При этом обучающиеся и педагог выступают в роли исследователей.
Классификация предложена в статье «Чем кейс отличается от чемоданчика?», опубликованной в журнале «Обучение за рубежом».
Чтобы успешно применять кейс-метод, необходимо познакомить учеников с алгоритмом решения кейсов и методами, которые они смогут применять сами.
Технология работы с кейсом в учебном процессе следующая.
Кейсы можно решать аналитическим путём индивидуально или в группе. Поэтому при составлении кейса в нём можно указать алгоритмы его решения или дать ссылку на методику решения.
В подготовке кейса помогут:
Перечислим основные компоненты анализа ситуаций, изложенных в кейсе:
Выбор конкретной ситуации зависит от целей и учебных задач занятия. Это могут быть:
Важное требование к тексту: в нём должна быть интеллектуальная или эмоциональная интрига.
Рассмотрим самую распространённую схему работы над сюжетом текста. Она состоит из четырёх шагов.
Педагог раздаёт текст обучающимся, которые самостоятельно изучают его и задание.
Задача этого шага: сформировать собственное мнение о ситуации и разработать свой вариант действия по заданию.
На этот шаг нужно выделить столько времени, сколько необходимо для формирования индивидуального мнения и готовности сопоставить его с мнениями сверстников.
Формируются группы по 5-7 человек, которым предлагается разработать общий вариант ответа на задание к тексту ситуации.
Обучающиеся должны выработать общее мнение по каждому вопросу, подготовить свои рекомендации и публичное выступление (текст, плакат, команду выступающих).
Мотивацию на этом этапе повышает момент соревновательности между группами, который педагог должен заранее продумать.
Заслушиваются доклады от каждой группы, принимаются дополнения к докладу от других участников группы, оппоненты задают вопросы на понимание, выступающие отвечают на вопросы, после чего разворачивается дискуссия с выслушиванием мнения обеих сторон.
Затем заслушиваются и обсуждаются доклады других групп в той же последовательности.
Задача этого шага: расширить поле смыслов, связанных с заданием к учебной ситуации, в отработке ключевых умений коммуникации, навыков публичного выступления и убеждения.
Педагог выступает в роли организатора дискуссии, стараясь задействовать в обсуждении ресурсы обучающихся.
Педагог вместе с обучающимися обобщает интеллектуальную работу учеников, выделяя ключевые, проблемные и успешные моменты работы, уточняет понятия и представления, появившиеся в ходе дискуссии.
Ещё один вариант работы с кейсом представлен ниже.
Каждый кейс анализируется индивидуально или в группе. Следовательно, педагог, составляя кейс, может, а иногда и должен, указать алгоритмы решения кейса и дать ссылку на методику его решения.
Перечислим самые популярные методы решения кейсов.
Декомпозиция — это разделение целого на части.
Чтобы решить кейс, его разбивают на простые составляющие. При этом можно использовать декомпозиционное моделирование, то есть воссоздать декомпозированную модель и сравнить новую модель с системой до декомпозиции.
Выделяются нормативы или критерии, которые отражают эффективность системы. Затем реальная система сравнивается с нормативной, чтобы увидеть отклонения от нормы.
Исходная модель преобразуется в модель с меньшим числом переменных или ограничений, чтобы получить приближенное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса.
Убираются лишние варианты по принципу бинарной оппозиции: «третьего не дано». Проблемы сводятся к простым дилеммам выбора.
Выдвигаются и опровергаются или доказываются гипотезы траекторий и сценариев развития систем, степени действия тех или иных факторов внешней среды, которые оказывают воздействие на её эффективность.
Обучающиеся ищут случайные и закономерные связи между явлениями и событиями, выявляют воздействие факторов внешней среды.
Упорядочиваются основные субъекты и объекты системы, делятся на типы и виды.
Проблема рассматривается с нестандартных позиций, противоречащих традиционному подходу.
Выводы, полученные путём наблюдения за одной частью явления, распространяются на остальные части этого явления.
Создаётся идеальная модель системы, которая затем сравнивается с реальным объектом.
Все явления и объекты агрегируются и стандартизируются в рамках единой формально-знаковой описательной системы. Например, на языке математики.
Выделяются части значимых объектов системы и тщательно изучаются. Результаты такого анализа с большой долей вероятности будут соответствовать реальному положению вещей в отношении целой системы.
Во время обсуждения кейса необходимо придерживаться следующих правил:
До начала обсуждения нужно установить временные рамки и формат работы.
По итогам решения кейса и приобретённого опыта необходимо обсудить следующие вопросы:
Для коллективного обсуждения или индивидуальной рефлексии можно использовать шаблон таблицы, размещённой ниже.
Автор или составитель кейса должен учитывать ряд моментов.
Кейсы должны быть:
Также необходимо помнить о моральных принципах и тактичности. В кейсе не должно быть неуважительного отношения к человеку и дискриминации по национальным, половым и другим признакам.
Кейс имеет определённую структуру. Вот один из вариантов:
Лучше всего изложить ситуацию в кейсе от первого лица — героя кейса, автора, свидетеля сложившейся ситуации.
Например:
«Мы проехали от Средиземного моря до побережья Бискайского залива. И вот, наконец, конечный пункт нашего путешествия – город Ла-Рошель. В нем расположен порт прогулочных яхт. По узким улочкам мы проехали туда. Был теплый летний день. Дул теплый бриз. Водное пространство залива было заполнено яхтами» (Кейс по географии).
Необходимо дать информацию, которая поможет обучающимся определить суть ситуации, действующих лиц, эмоциональное состояние, другие особенности, необходимые для решения кейса.
Что добавить в «Приложения»?
В раздел «Приложения» можно разместить внушительную по объёму информацию, содержащую в себе дополнительные и избыточные сведения.
Это могут быть:
Цель «Приложения» — помочь обучающимся в формулировке нескольких вариантов решения, сфокусироваться на тех аспектах, которые, по их мнению, наиболее важны.
Работа над кейсом начинается с формулирования цели, определения его места в учебной дисциплине.
Затем необходимо составить перечень навыков и умений, которые обучающиеся приобретут, решая кейс, определить список компетенций, которые будут развиваться у обучающихся.
Одна из важных процедур при разработке кейса — формулирование вопросов, помогающих решить кейс, отработать определённые навыки.
Вопросы должны быть открытыми, не содержащими скрытого или очевидного ответа.
Например:
Виды открытых вопросов приведены ниже.
Разработчик кейса также может описать своё решение. Оно должно быть наиболее предпочтительным на взгляд автора, но не единственно правильным.
У обучающихся должна быть возможность ознакомиться со всеми альтернативами. Это расширит представления о возможных вариантах решения предложенной ситуации.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование активных методов позволяет развивать интеллектуальные качества, формирующие постоянную потребность в овладении знаниями и применении их на практике.
Основная функция кейс-технологии — научить решать сложные проблемы, которые невозможно решить логическим путём.
Кейс-метод способствует развитию:
Обучающиеся получают возможность применить аналитические и оценочные навыки, учатся работать в команде, находить наиболее рациональное решение, овладевают умением практического использования материала.
Обучение с использованием кейс-метода учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость ума, диалектичность мышления.
Кейс-технологии включают в себя элементы исследовательского и развивающего обучения, а также проектной деятельности.
Важной особенностью кейс-метода является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. На рисунке представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.
Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Его можно использовать на лекционных, практических, лабораторных занятиях, во время самостоятельной работы.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 630 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.