В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: помочь педагогам освоить и внедрить методы арт-терапии в работу с младшими школьниками и подростками.
Объем: 36 часов.
Формируемые знания и компетенции:
Слово «арт-терапия» появилось в отечественном лексиконе сравнительно недавно, примерно в середине 1990-х годов. С этого времени отмечается активное внедрение разных форм арт-терапии в медицинские и образовательные учреждения нашей страны, ее развитие как области научного и медицинского знания.
Перевод этого слова, пришедшего к нам из англоязычных стран, нередко неточен. Некоторые считают, что арт-терапия — это лечение, исцеление, развитие через любую творческую деятельность, «общение» с произведениями искусства, а значит, если в результате прослушивания музыки или составления композиции из цветов на душе становится легче или отступает боль, это тоже арт-терапия. Конечно же, исцеление, развитие через творчество — это реальность, и практически каждый из нас когда-либо ощущал на себе подобные эффекты.
За рубежом, в тех странах, где слово «арт-терапия» стало применяться значительно раньше, чем где бы то ни было (например, в Великобритании и США), оно обозначает нечто другое. В строгом смысле этого слова арт-терапия (art therapy) — одно из направлений психотерапии искусством (по-английски — arts therapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, осуществляемой специально подготовленным персоналом. Арт-терапия не является ни психологической самопомощью через искусство, ни исцеляющей или развивающей практикой, связанной с самостоятельными занятиями творчеством.
В англоязычных странах слово art означает визуальные искусства: (живопись, графику, скульптуру и др.). Таким образом, арт-терапия предполагает, что ребенок рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста — арт-терапевта (арт-психотерапевта). Последний создает для ребенка особую среду, помогает ему включиться в процесс изобразительного творчества.
Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает свои скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние детей. Именно он ввел понятие «арт-терапия».
Многие не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать. Им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику.
Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — вы выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатываете его.
Арт-терапия помогает:
Существует много видов арт-терапии. Расскажем о самых распространённых.
Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Она популярна, потому что рисование — естественное занятие, с помощью которого ребенок познает мир. Каждый хоть раз пробовал рисовать.
Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать ребенку выбрать ее самостоятельно — в зависимости от его запроса и особенностей.
Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обводит контур тела, а потом ребенок рисует что-нибудь внутри и снаружи. Так он начинает лучше понимать себя и свою связь с миром.
Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки, которые в свою очередь подталкивают развитие когнитивной сферы.
Подростку изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он не способен к творчеству, и научить новым приемам самовыражения.
К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, ребенок может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию человека, поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми.
Импровизация и перевоплощение помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Ребенок развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику.
Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения.
Первым использовать в работе песочную терапию начал Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту ребенка и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания.
Ребенок рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют ребенка, позволяют ему раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания.
Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеанса ребенок может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом, так и самостоятельно сочинять мелодии.
Основные направления арт-терапии
В настоящее время искусство в рамках образовательного процесса обладает огромным потенциалом. Оно не только является источником обогащения художественной культуры ребенка, но и играет существенную роль в социокультурном становлении личности.
Все большее распространение в современном воспитании приобретает метод педагогической арт-терапии. В научно-педагогической интерпретации он понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности как отдельной личности, так и всего коллектива в целом.
Арт-терапия в рамках образовательного процесса выполняет следующие функции:
Все функции культуры и искусства, о которых говорится выше, оказывают терапевтический эффект на формирующуюся личность ребенка. При этом важно учитывать тот факт, что каждый вид искусства влияет по-разному на детей, это зависит от особенностей развития каждого ребёнка.
Сейчас исследователи и педагоги-воспитатели изучают влияние различных арт-терапевтических игр на детей разного возраста с различными отклонениями в развитии. В основном исследуют детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Практическая арт-педагогика — это путь к восстановлению гармонии в эмоциональном мире ребенка, средство развития его мышления и самооценки, то есть это реальная возможность помочь ребенку войти бесконфликтно в мир взрослых, в мир родной природы и ее отражения в родном искусстве, ощутить красоту и гармонию творческого постижения окружающей действительности.
Вопрос развития творческих способностей детей волнует не только педагогов, но и родителей. Ведь имея под ногами почву в виде творческих способностей, ребенок может стать успешным в современном мире, достичь высот и принести максимальную пользу в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому задача педагога — помочь ребенку заложить этот прочный фундамент для дальнейшей жизни, найти свое место в жизни, развить потенциал в процессе учебной и творческой деятельности.
В начальной школе основное место все еще занимает познавательная, а не творческая деятельность школьников, хотя уже давно научно доказано, что именно младший школьный возраст — сензитивный, наиболее благоприятный отрезрк времени для развития умений и навыков в жизни ребенка.
Также известно, что именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для творческой деятельности: развиваются воображение, фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, сравнивать и обобщать факты, делать выводы.
Одним из факторов успешного формирования у младших школьников творческих способностей является использование эффективных, педагогически целесообразных технологий обучения. Одной из таких технологий является арт-педагогика и ее смежный компонент — арт-терапия.
Психотерапевтическая работа с детьми младшего школьного возраста требует от педагога не только деликатности и осторожности, но также и использования особых методов работы. Далеко не все методы психотерапии, которые подходят для взрослого человека, одинаково хороши и для ребенка. У детей иной тип восприятия и мышления, они более эмоциональны по своей природе, ими управляют чувства, а не разум.
Арт-терапия как раз один из наиболее безопасных методов работы с детьми. Психотерапевтическое сопровождение такого рода не только оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, но и способствует умственному и творческому развитию личности.
Применительно к детям и арт-терапевтическое воздействие имеет свои особенности и нюансы. Для младшего школьного возраста характерна гибкая и восприимчивая психика, и, хотя дети выражают свои эмоции более открыто, чем взрослые, часто возникают сложности в установлении с ними контакта: они стесняются или начинают замыкаться в себе. Поэтому, занимаясь с детьми арт-терапией, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.
Каждый ребенок способен выразить себя, свое состояние и настроение рисунком, звуком, движением. Для некоторых детей это единственный способ проявить себя, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность самореализации ребенку — задача арт-терапии.
Занятия арт-терапией способствуют:
Занятия включают в себя:
Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания.
Цель: знакомство участников группы между собой и с тренером, создание благоприятной атмосферы в классе; знакомство с методами арт-терапии.
Материалы: бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок ниток, одноразовые тарелочки.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает клубок ниток ребенку. Ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается, пока не пройдет через всех участников.
Все играющие усаживаются в круг. Ведущий объясняет условия игры: он называет свое имя, следующий игрок называет имя предыдущего игрока, а затем свое, следующий игрок называет имена двух предыдущих игроков и свое, и т. д.
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В условиях арт-сессии речь идет о спонтанных рисунках школьников, выполненных в абстрактной манере.
Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.
Беседуем на темы «Какое мое настроение сегодня?», «От чего может меняться настроение?».
После этого дети с помощью кисточек, губок, пальцев изображают на листах бумаги свое настроение. Затем идет обсуждение: какие эмоции и чувства вызывает рисунок?
Все стоят в кругу, протягивают руки вперед, в центр круга. Все должны почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и взяться за руки.
«Свободный рисунок в круге». Групповое рисование ватными палочками.
Цель: благодаря «раскачиванию» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости от стереотипов, повышения настроения, развития воображения, налаживания коммуникаций, объединения.
Материалы: клубок, альбом, краски, ватные палочки.
Ход занятия
Ребята удобно рассаживаются за столами, образуя круг. Перед каждым — альбом, краски и ватные палочки. Дети начинают рисовать на свободную тему. Через определенное количество времени рисунок передается по кругу, каждый следующий участник привносит в него что-то свое. После того как рисунки возвращаются к авторам, происходит обсуждение:
Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно, но как можно сильнее сжимайте правую руку в кулак, почувствуйте, как она напряжена. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю —
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
После этого выполните упражнение левой рукой.
Стоя в круге, все держатся за руки. Ведущий предлагает с помощью рукопожатий передать друг другу чувства радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.
«Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями.
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки и воображения, стимулирование положительных эмоций.
Материалы: клубок, сухие листья, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, тарелочки.
Ход занятия
Каждый участник придумывает то, что хотел бы изобразить на бумаге. Затем на альбомный лист простым карандашом наносят рисунок и обводят клеем, который выдавливается из тюбика.
Сухие листья растирают между ладонями на мелкие частички и рассыпают над клеевым контуром рисунка. Лишние, не приклеившиеся частички стряхивают. Клею дают высохнуть. Работы обсуждают.
Дети встают в круг. Педагог говорит: «Закройте глазки. Я считаю: раз, два, три. Вот вы и листочки! Кто желтый листочек, кто красный, кто зеленый. Живут наши листочки на могучем дереве. Вот такое могучее дерево! (Все тянут руки вверх.) Листочкам хорошо. Солнышко их пригревает. Но вдруг подул сильный ветер. От сильного ветра листочки один за другим стали падать на землю. Падают листочки неслышно, плавно. Легли на землю и отдыхают. Солнышко пригревает. Пришли жучки, паучки, пощекотали листики. Прилетели птички, потоптали наши листики. Подул теплый ветерок и поднял наши листики… Полетели листики… далеко… далеко… Там тепло… и светит солнышко… Я считаю: раз, два, три. И мы вернулись обратно в класс».
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем с помощью рукопожатий дети передают друг другу чувства радости, нежности, здороваются друг с другом, танцуют, прощаются.
«Музыка-настроение». Музыкотерапияю
Цель: развивать умение передавать настроение музыки, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения.
Материалы: краски, альбомы, музыка.
Передавая клубок по кругу, дети по очереди говорят о том, какое у каждого сегодня настроение.
Упражнение с использованием музыкальных композиций. Дети прослушивают четыре музыкальные темы, совершенно разные по направлению и стилю. После каждой композиции ребята пытаются передать на бумаге свои впечатления, эмоции от прослушанной музыки. И так четыре раза. После этого идет обсуждение всех работ:
Дети встают друг за другом в круг, кладут руки на плечи впереди стоящего, слушают и повторяют за инструктором массажные движения:
После окончания занятий ребятам предлагается заполнить анкету и ответить на вопросы:
Подростковый возраст — чрезвычайно уязвимый период развития ребенка, когда чувствительность психики к внешним воздействиям со стороны различных институтов социализации многократно усиливается, преломляясь внутренними процессами, меняющимися представлениями о себе, становлением целостной идентичности и поиском своего места в окружающем мире. По определению Манделя Б. Р., «подростковый возраст — это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретение новой социальной позиции».
Общие черты этого возраста — переменчивость настроения и эмоциональная нестабильность. В сочетании с неблагоприятными семейно-бытовыми отношениями, отсутствием контроля за поведением детей вследствие чрезмерной занятости родителей или их безразличия к жизни подростков, ошибочным воспитанием, неблагополучными связями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями и привести к тяжелым последствиям, сказывающимся на ситуации в обществе.
Разнообразие проблем, с которыми сталкивается работающий с подростками педагог, требует использования разнообразных методов и приемов работы. Один из таких приемов — это терапия искусством, или арт-терапия.
Техники арт-терапии для подростков помогают работать с:
Арт-терапия помогает
Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания.
Тренинг направлен на гармонизацию эмоциональной сферы, снижение тревожности, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков.
Длительность тренинга: 1,5-2 часа.
План тренинга
Ведущий знакомит участников с целью и задачами тренинга, принципами работы группы:
Педагог предлагает несколько определений творчества (креативности) и приводит примеры творческих занятий, стремясь показать, что творческие элементы могут присутствовать в любой деятельности человека.
Затем каждому участнику предлагается кратко представить себя группе, рассказать, считает ли он себя творческим человеком и какие творческие проявления ему присущи.
Задачи: снятие напряжения, ослабление излишнего сознательного контроля, который может препятствовать спонтанности и творческим проявлениям, физическое раскрепощение, запуск внутригруппового взаимодействия, развитие взаимного доверия.
Материалы: не требуются.
Продолжительность: 15–20 минут.
Участники группы находят наиболее комфортное для себя место в кабинете. Затем они начинают свободно ходить по классу, потягиваясь и стараясь снять напряжение мышц. Они также могут без слов приветствовать друг друга, используя выразительную жестикуляцию. При этом участники могут обращать внимание на то, какую часть пространства комнаты используют во время движения они сами, а какую часть — другие.
Задачи: снятие напряжения, ослабление излишнего сознательного контроля, который может препятствовать спонтанности и творческим проявлениям; активизация воображения; запуск внутригруппового взаимодействия.
Материалы: бумага, восковые мелки или масляная пастель.
Продолжительность: 40–50 минут.
Ведущий предлагает участникам группы, взяв бумагу и мелок любого цвета, закрыть глаза и в течение нескольких минут (ведущий может задать определенное время, например, одну или две минуты) хаотично, стремясь не контролировать движения руки сознанием, водить мелком по бумаге.
В нужный момент педагог просит участников открыть глаза и, рассматривая полученные каракули, постараться найти в них какой-либо образ или несколько образов. Затем подростки могут прорисовать эти образы, добавляя к каракулям новые детали или усиливая уже имеющиеся в каракулях элементы. При этом участники могут пользоваться мелками любого цвета.
После завершения изобразительной работы происходит представление рисунков в круге с краткими авторскими комментариями (кто что увидел и почувствовал). Участники могут при этом говорить о том, какие чувства и ассоциации вызывают у них рисунки друг друга.
Ведущий может кратко прокомментировать процесс и результаты работы.
4. Упражнение «Танец в круге»
Задачи: формирование групповой сплоченности, завершение занятия в форме ритуала.
Продолжительность: 20–25 минут.
Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка (танцевальная, с этническим колоритом, предпочтительнее — в умеренном темпе или медленная), и, следуя ее ритму, участники размыкают руки и начинают спонтанно двигаться: сначала стоя на месте и используя лишь некоторые части тела (например, руки), а затем — медленно перемещаясь по кругу и задействуя по возможности все части тела. Каждый может привносить в общий танец свои элементы.
Задачи: активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности через синхронные ритмические проявления в группе, исследование сходства и различий в индивидуальных экспрессивных проявлениях.
Материалы: ритмические музыкальные инструменты (кастаньеты, тамбурины, бубны, барабаны и т. д.).
Продолжительность: 40 минут.
Участники группы образуют несколько подгрупп, в каждой из которых может быть от трех до пяти человек. Каждая подгруппа должна подготовить и затем исполнить для остальной части группы какую-нибудь звуковую ритмическую композицию, передающую определенный образ или состояние либо их последовательность. Композиции могут включать несколько фрагментов и предполагать дальнейшее развитие. Перед исполнением участники подгрупп не говорят остальным, какой именно образ или состояние передается в ритме.
После выступления каждой подгруппы слушатели могут рассказать о своих ассоциациях с представленными ритмическими формами, а также сравнить свои ассоциации с ассоциациями самих исполнителей. Участники подгрупп также могут сказать, насколько они удовлетворены совместной работой.
В заключение происходит подведение общих итогов тренинга и прощание участников.
Арт-терапия в работе с подростками
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.