В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: сформировать у педагогов навыки патриотического воспитания младших школьников.
Объем: 56 часов
Формируемые знания и компетенции:
Словари Ожегова, философский, политический, определяют понятие патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите.
Военно–патриотическое воспитание надо рассматривать как важную неразрывную часть патриотического воспитания. Военно–патриотическое воспитание является одним из наиболее важных и социально значимых приоритетов в воспитательной системе школы.
Начальная школа — это лишь первая ступень в системе данного воспитания. Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника является формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и детей более юного возраста должно стать силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле, поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.
Видео-лекция. Актуальные проблемы проблемы патриотического воспитания в образовательном процессе
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее — Концепция) — документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.
В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
Принципами патриотического воспитания являются:
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Видеолекция. Нормативно-правовая база патриотического воспитания в школе
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как важнейшее направление современного образовательного процесса.
Семья не может быть заменена никакими другими социальными учреждениями, так как именно здесь формируются система ценностей, базовые структуры личности ребёнка, его отношение к себе и окружающему миру.
Именно поэтому работа с родителями рассматривается как одно из важных направлений в учебно-воспитательной системе школы.
Целью педагога во взаимодействии с семьей учащегося является оказание ей образовательно-воспитательной помощи с учетом опыта, интересов, пожеланий и особенностей каждой семьи. Таким образом, взаимодействие педагога с семьей учащегося рассматривается как процесс их совместной деятельности по обучению и воспитанию детей, основанный на согласованности в действиях и сотрудничестве.
Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:
Известно, что согласно педагогическим идеям процесс воспитания состоит из этапов, характерных для любого воспитательного процесса. Выделяют следующие этапы:
«Чувство патриотизма, — отмечает Н. Мойсеюк, — легче сформировать, если обратить внимание ученика на существующие изменения, происходящие в его семье, родном селе, городе. Так, опираясь на чувства личности, воспитатели могут подвести ученика к действию»
Патриотическая деятельность включает:
Опираясь на сущность, структуру и этапы патриотического воспитания, учитывая требования социально-экономического развития России, взгляды великих педагогов и исследователей прошлого, опыт учебных заведений, можно определить содержание патриотического воспитания.
Содержание патриотического воспитания раскрывают следующие разделы: государственный, социальный, семейный.
Государственный раздел составляют представления
Социальный раздел патриотического воспитания предусматривает:
Семейный раздел направлен на
Отметим, что на практике все разделы находятся в тесной взаимосвязи, переплетаются друг с другом. И при этом условии образуют систематичность, целостность, национальную направленность патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще недостаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.
Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:
К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применяются на уроках изобразительного искусства: изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества.
Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.
Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:
Одним из составляющих понятия патриотизм является воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, чувство долга перед Родиной, готовность защищать свое Отечество. Знакомство с символами своей Родины начинается на уроках окружающего мира. А подробное знакомство проводится на тематическом классном часе «Государственная символика России», целью которого является познакомить обучающихся с символикой Российского государства, ее историей, воспитание чувства гордости за принадлежность к государству.
Воспитание патриотизма младших школьников необходимо проводить и через краеведческую работу. Краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Знание своего края, своего прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая деятельная частица великого мира.
Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Данное направление реализуется через работу различных творческих объединений. В работе которых, приоритетными направлениями являются изучение героического прошлого своего края, его истории, природы, традиций. Чувство любви к Родине, гордость за ее историю необходимо прививать детям, проводя беседы об истории родного края, экскурсии по памятным местам.
Из большого количества средств и форм внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию в системе образования наиболее широкое распространение получили следующие:
Библиотека материалов по патриотическому воспитанию
Видеолекция. Патриотическое воспитание — основа формирования личности гражданина и патриота
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.