Структура, формы и методы патриотического воспитания младших школьников

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: сформировать у педагогов навыки патриотического воспитания младших школьников.

Объем: 56 часов

Программа:

  1. Понятие «патриотическое воспитание» и «патриотизм»
  2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ: основные положения
  3. Роль семьи в процессе патриотического воспитания
  4. Этапы педагогической деятельности в рамках патриотического воспитания младших школьников
  5. Содержание патриотического воспитания
  6. Формы патриотического воспитания
  7. Дополнительные материалы
  8. Итоговое тестирование

Формируемые знания и компетенции:

  • Знакомство с понятием «патриотического воспитания» и «патриотизма»;
  • Освоение нормативно-правовой базы патриотического воспитания;
  • Разработка стратегии патриотического воспитания;
  • Освоение форм и методов патриотического воспитания.

Занятие 1. Понятие «патриотическое воспитание» и «патриотизм» 

Словари Ожегова, философский, политический, определяют понятие патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите. 

Военно–патриотическое воспитание надо рассматривать как важную неразрывную часть патриотического воспитания. Военно–патриотическое воспитание является одним из наиболее важных и социально значимых приоритетов в воспитательной системе школы. 

Начальная школа — это лишь первая ступень в системе данного воспитания. Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника является формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны. 

Патриотическое воспитание младших школьников, да и детей более юного возраста должно стать силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле, поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. 

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. 

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. 

Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

Видео-лекция. Актуальные проблемы проблемы патриотического воспитания в образовательном процессе 

Занятие 2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ: основные положения 

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее — Концепция) — документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. 

В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. 

Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. 

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач: 

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы; 
  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; 
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; 
  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; 
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга; 
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества; 
  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. 
  • Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. 

Принципами патриотического воспитания являются: 

  • принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации; 
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом; 
  • принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России; 
  • принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества; 
  • принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. 

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Видеолекция. Нормативно-правовая база патриотического воспитания в школе

Занятие 3. Роль семьи в процессе патриотического воспитания 

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как важнейшее направление современного образовательного процесса. 

Семья не может быть заменена никакими другими социальными учреждениями, так как именно здесь формируются система ценностей, базовые структуры личности ребёнка, его отношение к себе и окружающему миру. 

Именно поэтому работа с родителями рассматривается как одно из важных направлений в учебно-воспитательной системе школы. 

Целью педагога во взаимодействии с семьей учащегося является оказание ей образовательно-воспитательной помощи с учетом опыта, интересов, пожеланий и особенностей каждой семьи. Таким образом, взаимодействие педагога с семьей учащегося рассматривается как процесс их совместной деятельности по обучению и воспитанию детей, основанный на согласованности в действиях и сотрудничестве. 

Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые: 

  • знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни Родины, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.) 
  • отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок); 
  • поведением (в какой мере отношения – любовь к Родине, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране – реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения). 

Занятие 4. Этапы педагогического процесса в рамках патриотического воспитания младших школьников 

Известно, что согласно педагогическим идеям процесс воспитания состоит из этапов, характерных для любого воспитательного процесса. Выделяют следующие этапы: 

  1. выполнение учениками норм и правил, установленных обществом, чтобы вести себя правильно, необходимо придерживаться определенных критериев поведения, осознавать их важность и необходимость; 
  2. формирование отношения учащихся к установленным нормам и правилам. Необходимо, чтобы младший школьник не только понимал и осмысливал то, о чем ему рассказывают и предлагают выполнить, но и выражал при этом свое мнение. Раскрывая важность добра, честности, порядочности, младший школьник должен проявлять милосердие, сочувствие, желание помогать, заботиться. 

«Чувство патриотизма, — отмечает Н. Мойсеюк, — легче сформировать, если обратить внимание ученика на существующие изменения, происходящие в его семье, родном селе, городе. Так, опираясь на чувства личности, воспитатели могут подвести ученика к действию»

  1. формирование взглядов, убеждений ребенка. Это этап восприятия, осмысления и совершенствования общественных норм, готовность школьника к поступкам и действиям. Убеждением называют взгляды, основанные на определенных принципах, которыми человек руководствуется в своей деятельности. Для формирования убеждения необходимо создавать ситуации, которые требуют проявления активных действий, тренировки с целью осуществления правильных поступков и решений; 
  2. формирование общей направленности личности. В результате деятельности, в ходе систематических повторений формируются навыки и привычки поведения, которые вскоре становятся нормой. Система действий, поступков постепенно переходит в черту характера, становится свойством личности. 

Занятие 5. Содержание патриотического воспитания 

Патриотическая деятельность включает:

  1. осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе;
  2. сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны;
  3. соблюдение определённых моральных норм и правил, законов государства;
  4. знание символов своей Родины;
  5. деятельность, направленная на утверждение государственности своего народа, укрепления принадлежности своего государства и готовность ее отстаивать;
  6. знание истории своего рода, народа, привязанность к родным местам;
  7. добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.

Опираясь на сущность, структуру и этапы патриотического воспитания, учитывая требования социально-экономического развития России, взгляды великих педагогов и исследователей прошлого, опыт учебных заведений, можно определить содержание патриотического воспитания. 

Содержание патриотического воспитания раскрывают следующие разделы: государственный, социальный, семейный. 

Государственный раздел составляют представления

  • о российском государстве, символах и символике; 
  • о родном крае (село, поселок, город), о родных местах, родном языке; 
  • о сущности долга перед Родиной, общественной активности, понятие о защите чести и достоинства Родины, гордость за свою страну, понимание нравственной сути основных гражданских прав и обязанностей, определенных в государственных документах России; 
  • о высоком уровень национального самосознания; 
  • об уважительном отношении к Вооруженным Силам России, желании вступить в их ряды, понимании величия своего народа, как основы незыблемости государства. 

Социальный раздел патриотического воспитания предусматривает: 

  • развитие интереса к истории родного края, героического прошлого страны, жизни прославленных земляков; 
  • знакомство с деятельностью детских общественных организаций; 
  • выявление потребности охранять исторические памятники, сохранять материальные ценности Отечества; 
  • умение проявлять волю, доброжелательность, правдивость, настойчивость, самостоятельность, творческую активность, ответственность в учебе и труде; 
  • нетерпимое отношение к нарушителям закона, к аморальным поступкам; 
  • бережное отношение к национальным богатствам, родной природе; 
  • понимание значения труда родителей и своего народа, готовность выполнять общественные обязанности; 
  • толерантное отношение к людям, умение жить рядом. 

Семейный раздел направлен на 

  • воспитание любви к родителям, вежливого отношения к старшим в семье, учителям, ветеранам, уважение к предкам, к героям Отечества, знания местонахождения могил и памятников, уход за ними; 
  • формирование знаний о преданиях, легендах, поверьях, народных песнях, знакомство с народным искусством; 
  • формирование уважения к народным и религиозным традициям, обычаям, национальным и семейным праздникам и соблюдения их. 

Отметим, что на практике все разделы находятся в тесной взаимосвязи, переплетаются друг с другом. И при этом условии образуют систематичность, целостность, национальную направленность патриотического воспитания. 

Занятие 6. Формы патриотического воспитания младших школьников 

Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще недостаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере. 

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как: 

  • уроки героико-патриотической тематики;
  • интегрированные уроки; 
  • проблемные уроки; 
  • дискуссии; 
  • театрализованные уроки; 
  •  групповые семинары.

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применяются на уроках изобразительного искусства: изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества. 

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа. 

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы: 

  • праздник (концерт); 
  • тематический урок; 
  • экскурсии к памятным местам или монументам; 
  • конкурсы (внутри класса или между классами); 
  • тематические выставки; 
  • организация школьного музея и музейные уроки; 
  • открытые уроки; 
  • тематические классные часы; 
  • показ патриотических и документальных фильмов. 

Одним из составляющих понятия патриотизм является воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, чувство долга перед Родиной, готовность защищать свое Отечество. Знакомство с символами своей Родины начинается на уроках окружающего мира. А подробное знакомство проводится на тематическом классном часе «Государственная символика России», целью которого является познакомить обучающихся с символикой Российского государства, ее историей, воспитание чувства гордости за принадлежность к государству. 

Воспитание патриотизма младших школьников необходимо проводить и через краеведческую работу. Краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Знание своего края, своего прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая деятельная частица великого мира. 

Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Данное направление реализуется через работу различных творческих объединений. В работе которых, приоритетными направлениями являются изучение героического прошлого своего края, его истории, природы, традиций. Чувство любви к Родине, гордость за ее историю необходимо прививать детям, проводя беседы об истории родного края, экскурсии по памятным местам. 

Из большого количества средств и форм внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию в системе образования наиболее широкое распространение получили следующие:

  1. Организация бесед, встреч, лекций, семинаров диспутов и мероприятий, посвященных знаменательным событиям в истории страны, армии, флота. 
  2. Важную роль в деле военно-патриотического воспитания молодого поколения на боевых и трудовых традициях играют школьные военно-патриотические музеи, являющиеся структурными подразделениями образовательного учреждения. 
  3. Эффективными формами патриотического и военно-патриотического воспитания являются военно-спортивные игры, соревнования, эстафеты, сборы, конкурсы, викторины, которые помогают учащимся совершенствовать свои знания и практические умения в военной области, укреплять физическую и морально-психологическую закалку, вырабатывать сплоченность, коллективизм, смелость и отвагу. Прежде всего, это «Зарница», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. 
  4. Значительное место в воспитательной работе занимают военно-патриотические клубы и объединения, которые направляют свою деятельность на развитие и поддержку инициативы школьников в изучении отечественного военного искусства, вооружения и техники, военной формы одежды и символики, воинских ритуалов, освоение основ военных профессий, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах России. 

Дополнительные материалы  

Библиотека материалов по патриотическому воспитанию

Видеолекция. Патриотическое воспитание — основа формирования личности гражданина и патриота

Согласно словарю Ожегова, патриотизм — это:
В каком возрасте необходимо начинать воспитывать у детей патриотизм?
Концепция патриотического воспитания граждан РФ — это:
Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, определяемые:
Заключительным этапом педагогического процесса в рамках патриотического воспитания младших школьников является:
Патриотическая деятельность НЕ включает:
Содержание патриотического воспитания раскрывают следующие разделы:
Социальный раздел раскрывает:
Патриотическое воспитание вплетается в образовательную среду через:
Государственный раздел патриотического воспитания включает в себя:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов