Антитеррористическая безопасность и противодействие экстремизму в образовательной организации 2

Антитеррористическая безопасность и противодействие экстремизму в образовательной организации

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: совершенствование знаний и практических навыков в области противодействия экстремистской деятельности и террористических угроз в образовательной организации.

Объём: 36 часов.

Формируемые компетенции:

  • взаимодействие с муниципальными, государственными служащими, сотрудниками органов охраны правопорядка по вопросам противодействия экстремистской деятельности и терроризму;
  • противодействие негативному информационно-психологическому воздействия на обучающихся;
  • применение основ теории права, направленных на противодействие экстремизму и терроризму;
  • умение оказывать психологическую и организационную помощь обучающимся и педагогам при угрозе безопасности образовательной деятельности.

Программа

Занятие 1. Правовые основы, цели и принципы борьбы с терроризмом 

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. 

Кроме того, правовое регулирование борьбы с террористической деятельностью осуществляется на основе следующих международных договоров: 

  1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г., дополнения утверждены резолюцией 51/120 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г.);
  2. Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г.);
  3. Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 16 декабря 1997 г.);
  4. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (принята 1 марта 1991 г.). 

Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25 июля 1998 г. определены:

1) основные принципы борьбы с терроризмом: 

  • законность; 
  • приоритет мер предупреждения терроризма; 
  • неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 
  • сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; 
  • комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; 
  • приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; 
  • минимальные уступки террористам; 
  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 
  • минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций;

2) цели борьбы с терроризмом: 

  • защита личности, общества и государства от терроризма; 
  • предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий; 
  • выявление и устранение причин, способствующих осуществлению террористической деятельности. 

Кроме того, Федеральным законом РФ «О борьбе с терроризмом» установлены: 

  • компетенции субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом; 
  • порядок и правовой режим проведения контртеррористических операций; 
  • порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции, а также социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции; 
  • правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом; 
  • ответственность за участие в террористической деятельности; 
  • порядок контроля и надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом.

Занятие 2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз 

Террористические угрозы

Термин «терроризм» происходит от латинского terror – страх, ужас. Именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма. 

Особую опасность терроризм представляет для крупных объектов, образовательных, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более масштабными и разнообразными по формам проявления и использованию технических средств. 

К основным угрозам террористического характера относятся: 

  • нападение на военные объекты (захват, подрыв, обстрел и т. д.); 
  • взрывы в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); 
  • похищение людей и захват заложников; 
  • захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств; 
  • разрушение объектов, важных для жизни населения; 
  • вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм); 
  • нарушение психофизического состояния людей; 
  • проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;
  • хакерские атаки на компьютерные сети; 
  • внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе; 
  • применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей; 
  • отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания; 
  • искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней. 

Реализация этих  угроз может привести: 

  • к нарушению на длительный срок нормальной жизни города, региона; 
  • к созданию атмосферы страха; 
  • к большому количеству жертв. 

Криминальные угрозы 

К основным криминальным угрозам относятся: 

  • усиление криминального давления на жизнедеятельность общества; 
  • возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;
  • переход под контроль криминальных групп банков, экономических и торговых и образовательных центров;
  • коррупция в государственных, региональных и местных органах, а также в правоохранительных органах;
  • влияние криминальных структур на рыночные цены – на продукты питания, стройматериалы, учебники и т. д.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных и террористических угроз, являются: 

  • недостатки исполнения законодательства как на федеральном, так и на местном уровне;
  • недостаточный уровень обеспеченности и подготовленности сотрудников правоохранительных органов к борьбе с преступностью;
  • снижение уровня культуры и правосознания населения;
  • ослабление социального контроля, например, в сфере миграции;
  • слабая раскрываемость преступлений. 

Всё это приводит: 

  • к появлению атмосферы страха и неуверенности;
  • к росту влияния преступных групп в населенных пунктах;
  • к парализации воспитательного и образовательного процесса в образовательных организациях;
  • к обесцениванию демократических ценностей в сознании обучаемых. 

Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера. К угрозам социально-психологического характера в образовательной организации относятся: 

рост психологической напряженности вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в обществе, в коллективе ОО, в семьях;

повышение психологической напряженности из-за усиления ощущения социальной незащищенности: у детей – от невозможности понимания происходящего в мире; у необеспеченных слоев населения – от отсутствия материальной обеспеченности. 

На этом фоне усугубляются: 

  • противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотиваций; 
  • информационное навязывание «западных» стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание молодежи без учета особенностей российского менталитета и реальных возможностей людей; 
  • «зомбирование» сознания людей через СМИ, например, рекламой и психотронными методами воздействия; 
  • правовой нигилизм, утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров; 
  • изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии; 
  • рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов; 
  • рост потребления алкоголя, распространение наркомании; 
  • формирование в СМИ культа богатства (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности. 

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз террористического, криминального и социально-психологического характера в образовательной организации, являются: 

  1. рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т. д.; 
  2. усиление криминогенных факторов и соблазнов; 
  3. социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых; 
  4. отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом; 
  5. разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества; 
  6. снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет – соборность, западный – индивидуализм); 
  7. ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением; 
  8. недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта населения (парки, скверы, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т. д.); 
  9. резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала); 
  10. агрессивность информационной видеосреды. 

Реализация угроз психологического характера в ОО может привести: 

  • к нарушению психического здоровья; 
  • к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений. 

В условиях социальной напряженности и кризисных явлений происходит самовоспроизводство: одни угрозы становятся предпосылками для других, те – для третьих и так далее. Поэтому односторонний подход – борьба с одним из сегментов этого порочного круга – практически бесполезен. Необходимо комплексное воздействие на все указанные явления.

Занятие 3. Взрывчатые вещества и взрывные устройства

Основные методы защиты от угроз терроризма, в частности, от применения взрывных устройств (ВУ) должен знать каждый педагог. Рассмотрим некоторые принципы действия ВУ, их внешние признаки и возможные последствия применения. 

Взрывоопасные предметы 

Взрывоопасный предмет – устройство или вещество, способное при определённых условиях быстро выделять химическую, электромагнитную, механическую и другие виды энергии. 

К основным видам взрывоопасных предметов относятся: 

  • авиационные бомбы (кассеты, бомбовые связки, зажигательные баки); 
  • ракеты и их боеголовки; 
  • снаряды, минометные выстрелы и мины; 
  • патроны; 
  • гранаты; 
  • торпеды, морские мины и пр.; 
  • инженерные боеприпасы; 
  • взрывчатые вещества; 
  • табельные, самодельные и другие устройства, содержащие взрывчатые материалы;
  • химические и специальные боеприпасы. 

Все взрывоопасные предметы подразделяются на четыре степени опасности. 

1-я степень опасности (средняя): 

  • авиационные бомбы; 
  • ракеты; 
  • реактивные снаряды; 
  • выстрелы и снаряды артиллерии, минометные выстрелы и мины; 
  • боеприпасы ракетных комплексов и гранатометов; 
  • инженерные и другие боеприпасы без взрывателей или с взрывателями, но без следов прохождения через канал ствола, направляющую или пусковое устройство (без нарезов на ведущих поясках или наколов капсюлей-воспламенителей, со сложенным оперением); 
  • инженерные боеприпасы и ручные гранаты; 
  • взрывчатые материалы без средств взрывания (инициирования). 

2-я степень опасности (высокая): 

  • боеприпасы всех типов со следами прохождения через канал ствола, направляющую или пусковое устройство (с нарезами на ведущих поясках, со следами накола капсюля-воспламенителя или с раскрытым оперением); 
  • авиационные бомбы; 
  • боеприпасы, «зависшие» (не вышедшие из канала ствола, не сошедшие с направляющей и т. д.) при боевом применении; 
  • инженерные боеприпасы и ручные гранаты с взрывателями без предохранительных чек; 
  • самодельные взрывные устройства (управляемые и неуправляемые) без элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости, взрывные сети со вставленными в заряды средствами инициирования; 
  • боеприпасы всех типов с магнитными, акустическими, сейсмическими и другими неконтактными взрывателями с источниками питания, не переведенными в боевое положение; 
  • боеприпасы всех видов со следами механического, химического, термического и других видов воздействия. 

3-я степень опасности (весьма высокая): 

  • боеприпасы и взрывные устройства всех типов, установленные в неизвлекаемое или необезвреживаемое положение; 
  • боеприпасы всех типов с магнитными, акустическими, сейсмическими и другими неконтактными взрывателями с источниками питания и переведения в боевое положение; 
  • самодельные взрывные устройства (управляемые и неуправляемые) с элементами необезвреживаемости и неизвлекаемости; 
  • взрывоопасные предметы, не поддающиеся диагностике. 

4-я степень опасности (наивысшая): химические и специальные (в том числе на основе объемно-детонирующих систем) боеприпасы (боеголовки) в любом состоянии.

Все обнаруженные взрывоопасные предметы до их диагностики относятся к 3-й степени опасности.

Взрывчатые вещества 

Взрывчатые вещества (ВВ) – это химические соединения или их смеси, способные взрываться под воздействием внешнего импульса (удара, накола, трения, нагрева и т. п.). 

Они характеризуются скоростью взрывчатого превращения (скоростью детонации), количеством выделяющегося тепла при взрыве, составом и объемом газообразующих продуктов, их максимальной температурой, чувствительностью к тепловым и механическим воздействиям, физической и химической стойкостью, а также бризантностью, работоспособностью (фугасностью). 

По своему составу ВВ делятся на взрывчатые химические соединения и взрывчатые смеси, а по назначению – на инициирующие (первичные) и бризантные (вторичные). К инициирующим ВВ относятся гремучая ртуть, азид свинца, тетразен, ТИРС. К бризантным ВВ относятся гексоген, октоген, ТЭН, тетрил, пикриновая кислота, некоторые типы аммоналов и аммонитов, пластичные смеси бризантного ВВ (гексогена, тетрила и др.) с пластифицированными добавками.

Большинство используемых сегодня ВВ являются в той или иной степени производными продуктами взаимодействия с азотной кислотой, которая, сама по себе не являясь ВВ, приобретает подобные свойства в соединениях с другими веществами.

В состав зажигательных устройств входят различные воспламеняющиеся и самовоспламеняющиеся вещества с большой температурой горения, такие, как бензины, масла, магнезии, фосфорсодержащие соединения и т. д. При взаимодействии они дают реакцию не взрыва, а горения.

Взрывные устройства

Взрывные устройства (ВУ) могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу действия. Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть. 

Взрыв может произойти и в результате срабатывания механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления. Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с ВУ в любой момент времени по команде, переданной по радио. 

Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока. Распространены ВУ, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика, мобильного телефона или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. 

Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда ВВ. 

Например, в автомобиле ВУ может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания либо включаются фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и так далее.

Взрыватель может быть установлен в выхлопном коллекторе двигателя, в глушителе. Замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры.

Могут использоваться также ВУ с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Такие ВУ срабатывают в заранее установленное время. При воздействии на ВУ срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.

Кроме того, во ВУ могут находиться взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия.

Способы маскировки ВУ: 

  • детские коляски; 
  • коробки из-под овощей и фруктов, кондитерских и кулинарных изделий; 
  • портфели, сумки, чемоданы; 
  • нательные «пояса шахидов»; 
  • автотранспорт (грузовой, легковой, крупнотоннажный), мотоциклы; 
  • инвалидные коляски; 
  • под видом грудного ребенка; 
  • радиотелефон, радиостанция; 
  • кино-, фотоаппаратура, плеер; 
  • детские игрушки и т. д. 

В качестве прикрытия и для отвлечения внимания исполнители терактов могут использовать малолетних детей. Особую опасность представляют так называемые мины-сюрпризы, которые камуфлируют под привлекательные вещицы и подбрасывают на видных местах. Это может быть кошелек, авторучка, пачка сигарет, зажигалка, непочатая банка пива, свисток, курительная трубка, игрушка, магнитофон, приемник, кассета и т. д.

«Бомба-сувенир» срабатывает либо при прикосновении, либо при попытке открыть или включить. Чаще всего такие сюрпризы привлекают внимание детей. Гибель ребенка вызывает не меньший резонанс, чем взрыв автобуса, и может являться самостоятельной целью террористов.

Вероятные места закладок ВВ и совершения диверсионно-террористических актов:

  • государственные учреждения, органы власти и управления, больницы, школы, детские сады, культовые места и т. д.;
  • объекты жизнеобеспечения;
  • места массового скопления людей (метро, рынки, супермаркеты, дискотеки и т. д.).

Способы проноса ВУ: 

  • беспризорные дети; 
  • инвалиды; 
  • лица «БОМЖ»; 
  • террористы с измененным внешним видом; 
  • террористы в форменной одежде коммунальных, специальных служб, ЧОП и т. д.; 
  • террористы под видом семейных пар с малолетними детьми. 

Занятие 4. Демаскирующие признаки взрывных устройств, предметов и объектов подрыва

К признакам, позволяющим распознать взрывные устройства и предметы, относятся: 

  • наличие ВВ в конструкции ВУ; 
  • наличие антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого ВУ; 
  • наличие часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя); 
  • наличие проводной линии управления; 
  • наличие локально расположенной массы металла; 
  • неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т. д.); 
  • наличие теплового контраста между местом установки ВУ и окружающим фоном; 
  • характерная форма ВУ; 
  • необычный запах, жирные пятна на упаковке. 

Объект подрыва – личный или служебный автомобиль 

Основные места для минирования в машине – это сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие места. Кроме того, мина может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным. 

Настораживающими признаками должны служить: 

  • появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля; 
  • остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона; 
  • натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля; 
  • устройство, похожее на антенну; 
  • чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике; 
  • появившиеся неподалеку от автомобиля уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т. п. 

Почтовый канал 

Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание ВУ при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т. д. 

Например, ВУ в бандеролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. 

Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика. 

Взрыватели замедленного действия по истечении установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят ВУ в боевое положение, после чего срабатывание ВУ происходит мгновенно в случае любого из вышеперечисленных внешнего воздействия. 

Письма, бандероли и посылки с ВУ обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. К числу основных признаков относят следующие: 

  • толщина письма от 3 мм и выше, при этом в нем есть отдельные утолщения; 
  • смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон; 
  • наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов; 
  • наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов; 
  • наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.; 
  • наличие необычного запаха (смазки, жженой пластмассы и др.); 
  • «тикание» в бандеролях и посылках часового механизма (один из самых простых и распространенных взрывателей делают с помощью обычного будильника); 
  • в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка. 

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков (а тем более сразу нескольких) позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной «начинки». 

К числу вспомогательных признаков относятся: 

  • особо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажными полосами и т. д.; 
  • наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично», «cекретно», «только директору (владельцу, председателю)» и т. д.; 
  • отсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написание, явно вымышленный адрес; 
  • самодельная нестандартная упаковка. 

Совпадение нескольких признаков повышает риск возможного взрыва. 

Занятие 5. Профилактический осмотр территории и помещений 

Такой осмотр должны проводить по установленному графику как минимум два человека (по принципу – что пропустит один, может заметить другой). В то же время не рекомендуется скапливаться в большие группы. По возможности не пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого ВУ, а чтобы исключить срабатывание ВУ с магнитным типом взрывателя, не стоит приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами. 

На открытой территории кроме специфических мест (для каждого конкретного объекта) в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, закрытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы. 

Необходимо обращать внимание также на деревья, столбы, стены зданий, карнизы, крыши малоэтажных строений и т. п. Необходимо иметь план осматриваемых помещений, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Это позволяет заранее предположить места возможных закладок. 

Необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т. д. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание. Если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны. 

Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатием выключателей и т. д. 

В помещениях особое внимание нужно уделить таким местам, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства. 

Проверяются также места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, места, где проходят силовые и коммуникационные линии.

Наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, где могут оказаться случайные посетители: торговые залы, секретарские комнаты, курительные комнаты, туалеты, комнаты отдыха, залы ожидания, места, где находится особо цепное оборудование, лакокрасочные, горюче-смазочные материалы, другие легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества. Подобные места необходимо держать под контролем. 

Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места можно заделать решетками, ограничивающими доступ. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых и т. д. следует навесить замки и опечатать их. 

Занятие 6. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов 

При получении сообщения о заложенном ВУ, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность руководство и дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть ОВД. При этом назвать точный адрес и название организации, где обнаружено ВУ, номер телефона. 

До прибытия сотрудников милиции желательно прекратить работу и принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50–100 м, эвакуировать из здания (помещения) всех людей на расстояние не менее 200 м. 

По прибытии специалистов по обнаружению ВУ действовать в соответствии с их указаниями. Категорически запрещается:

  • самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ними в контакте; 
  • заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами; 
  • пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета, переезжать на автомобиле; 
  • оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет; 
  • прикасаться к взрывоопасному предмету, находясь в одежде с синтетическими волокнами. 

На случай обнаружения взрывной закладки (а также нападения, пожара и других ЧС) должен быть заранее составлен и апробирован соответствующий план. Все должны знать, кто в таких случаях является старшим (чьи распоряжения в критической ситуации не оспариваются). 

Как правило, подобные функции должен брать на себя руководитель, отвечающий за безопасность объекта. Сотрудники службы безопасности обеспечивают согласованность действий и предупреждение паники. Все должны знать пути эвакуации людей, выноса оборудования, ценностей. 

Должны быть определены места сосредоточения людей на безопасном удалении и предусмотрена их перепись и последующая охрана в месте сосредоточения. Должен быть определен порядок оповещения людей на объекте и органов власти. Телефоны аварийных служб должны находиться у дежурного, в службе охраны, у секретаря.

Необходимо проводить обязательные учебные тренировки, т. к. они неизбежно выявят скрытые недостатки самого продуманного плана и позволят избежать их в реальной ситуации. В случае угрозы применения ВУ при оповещении людей лучше указывать менее опасную, но достаточно правдоподобную версию, чтобы избежать излишней паники при эвакуации. 

После окончания рабочего дня (ухода сотрудников) силами охраны обязательно должен проводиться тщательный досмотр местности и помещений на предмет обнаружения взрыво- и пожароопасных предметов, невыключенных приборов. 

Обезвреживание ВУ или локализация взрыва должны производиться подготовленными минерами-подрывниками или другими обученными специалистами после удаления людей из опасной зоны и выставления оцепления. Взрывное устройство можно обнаружить путем регистрации газообразных испарений продуктов медленного разложения или испарения ВВ с помощью химического, спектрометрического и других способов. 

К специальным средствам, реагирующим на присутствие ВВ, относятся газоанализаторы – семейство приборов, сходных по своему устройству и принципу действия с войсковым прибором химической разведки (ВПХР), который применяется для обнаружения отравляющих веществ. В зависимости от вида применяемых ВВ газоанализаторы позволяют достаточно успешно выявлять их на местности, в помещениях, в скрытых объемах по следам паров этих ВВ в воздухе. 

Имеются стационарные модели с автономным пробоотборником и портативные автономные модели, например, отечественные портативные газоанализаторы ВВ М-01, М-02. 

Из последних достижений можно отметить нейтронные дефектоскопы, работа которых основана на выявлении ВВ как объектов с повышенным содержанием атомов водорода. Нейтроны от слабого источника дефектоскопа, попадая на ВВ, рассеиваются на атомах водорода и фиксируются приемным устройством. Уже выпускается нейтронный дефектоскоп отечественного производства «Исток-Н» в портативном варианте. 

Однако лучшим детектором ВВ является собачий нос. Специально обученные собаки минно-розыскной службы способны избирательно обнаруживать весьма малые количества ВВ в грунте, багаже пассажиров, кейсе, автомобиле и т. д. К сожалению, эффективность поиска зависит от психофизиологического состояния собаки. Собаки должны постоянно тренироваться. Пропуски в работе или тренировке более 1–2 месяцев снижают эффективность поиска.

Занятие 7. Рекомендации по предупреждению террористических актов 

Меры обеспечения безопасности объектов 

Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории образовательных организаций, их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов ЧС. В целях уменьшения вероятности их возникновения на территории ОО рекомендуются следующие меры предупредительного характера:

  • ужесточение элементов пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи;
  • ежедневный обход территории ОО и осмотр мест сосредоточения ценных или опасных веществ на предмет своевременного выявления ВУ или подозрительных лиц и предметов; 
  • периодическая комиссионная проверка складских помещений; 
  • более тщательный подбор и проверка кадров, индивидуальная работа с отдельными учащимися; 
  • организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в ЧС; 
  • при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации ОО при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

Полезно изучить помещения, узлы, агрегаты, установленные (построенные) в здании или вблизи его и по всему периметру, выяснить, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Следует узнать телефоны съемщиков и владельцев помещений и оборудования, телефоны вышестоящих организаций. 

Рекомендуется также: 

  • изучить места возможного заложения ВУ, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопасных воздушных или сыпучих смесей;
  • знать в лицо работников коммунальных служб, обслуживающих ОО;
  • не оставлять без внимания появление посторонних лиц, не имеющих отношения к ОО, их стремление обследовать объект, получить сведения о территории, режиме работы, сотрудниках и учащихся ОО;
  • обращать особое внимание на стоянку возле ОО незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;
  • своевременно устанавливать и ремонтировать системы оповещения и взаимной информации, кнопки тревожной сигнализации.

В интересах личной безопасности целесообразно обеспечить персонал ОО, учащихся и их родителей следующими рекомендациями: 

  1. Избегайте выходить из дома и с работы в одиночку, передвигаться в группе всегда безопаснее.
  2. Сделайте так, чтобы ваши дети ходили в школу и из школы в сопровождении взрослых. 
  3. Предупредите учителей, что ваших детей ни при каких обстоятельствах не могут встречать и отвозить домой посторонние люди, в том числе женщины. 
  4. Предупредите родных и близких вам людей, чтобы они не впускали в дом незнакомых, никому не сообщали сведений о вашей деятельности, о местонахождении в данный момент, не принимали никаких пакетов или предметов, если не знают, от кого они присланы.
  5. Не открывайте двери незнакомым, в том числе лицам, выдающим себя за работников коммунальных служб, ремонтных рабочих, розничных торговцев и появляющимся без предварительной договоренности.
  6. Поддерживайте дружеские отношения с соседями. Пенсионеры и женщины, проводящие много времени возле дома, могут предупредить вас о подозрительных типах, которые интересуются вами или вашей машиной, детьми, пытались проникнуть в дом и т. д..
  7. Обсудите с семьей, что делать, если кого-то из вас похитят. Сделайте необходимые распоряжения на этот случай, укажите номера телефонов, по которым надо звонить, разработайте свой «кризисный план»; по возможности меняйте маршруты при поездках на работу и с нее. Опыт показывает, что преступники обычно держат свою жертву под наблюдением, чтобы выбрать подходящее место и время для нападения. Старайтесь ходить и ездить по оживленным дорогам, избегать пустынных улочек и проселочных дорог. 
  8. Проверяйте, не преследует ли вас какой-либо человек или автомобиль; в машине закрывайте все двери на кнопки. 
  9. Если вас остановили (например, ГИБДД), не выходите из машины, если место пустынное, а время суток темное. Машину держите на передаче, чтобы немедленно уехать в случае опасности. Если за вами следят из другой машины, немедленно свяжитесь с милицией. Всегда оставляйте машину в таком месте, чтобы она была под присмотром: на охраняемой стоянке, в поле зрения из окна, в гараже. Подходя к машине, убедитесь, что в ней никого нет, никто не спрятался на полу между сиденьями. Осмотритесь, нет ли неподалеку подозрительной компании. Иногда преступники «ловят» владельцев автомобилей именно в тот момент, когда они открывают двери, особенно в безлюдном и темном месте. 
  10. Если вы обнаружили взрывоопасный предмет: 
  • не подходите близко к нему; 
  • немедленно сообщите о находке в полицию; 
  • не позволяйте случайным людям прикасаться к подозрительному предмету, пытаться его проверить или обезвредить.

Занятие 8. Действия при угрозе террористических актов 

Обнаружение подозрительных предметов

В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России. Следует немедленно прекратить работу ОО и приступить к эвакуации людей в соответствии с имеющимся планом.

До прибытия оперативно-следственной группы дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.

Зоны эвакуации и оцепления места вероятного взрыва 

Граната РГД-5 

не менее 50 м

Граната Ф-1

не менее 200 м

Тротиловая шашка массой 200 г

45 м

Тротиловая шашка массой 400 г

55 м

Пивная банка 0,33 литра

60 м

Мина МОН-50

85 м

Чемодан (кейс)

230 м

Дорожный чемодан

350 м

Автомобиль типа «Жигули»

460 м

Автомобиль типа «Волга»

580 м

Микроавтобус 

920 м

Грузовая автомашина (фургон)

1240 м

Необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и сотрудников. Поэтому необходимо обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации. Обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных, времени обнаружения ВУ. 

Во всех случаях никто не должен приближаться, трогать, вскрывать и перемещать находку. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. 

В качестве камуфляжа для ВУ используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. д. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с ВУ или подозрительными предметами: это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям. 

Поступление угрозы по телефону 

Нередко телефон является одним из каналов поступления сообщений о заложенных ВУ, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. 

Существенную помощь правоохранительным органам окажут следующие действия предупредительного характера: 

  • проведение инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера;
  • оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера (АОН) и звукозаписывающей аппаратурой. 

При приеме телефонных сообщений с угрозами террористического или криминального характера необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Не впадайте в панику, будьте спокойны, вежливы. Представьтесь и постарайтесь успокоить говорящего, не прерывайте его. 
  2. Заверьте его, что все требования будут переданы администрации, и для этого вы должны их подробно записать и правильно понять. 
  3. При наличии диктофона включите его и поднесите к телефону. 
  4. Сошлитесь на плохую слышимость, просите повторить сказанное, чтобы выиграть время и полностью записать разговор. 
  5. Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем коллеге для организации определения номера, а также руководству объекта. 
  6. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. 
  7. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи: 
  • голос: громкий, тихий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный, другие особенности; 
  • речь: быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная; 
  • дефекты: заикается, говорит «в нос», шепелявит, картавит и иные; 
  • язык: отличный, хороший, посредственный, плохой, другое; 
  • произношение: отчетливое, искаженное, с акцентом или диалектом; 
  • акцент: местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности;
  • манера речи: спокойная, сердитая, разумная, неразумная, последовательная, непоследовательная, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная, развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями. 
  1. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, самолетов, заводского оборудования, звук телерадиоаппаратуры, голоса, смешение звуков, признаки вечеринки, другое).
  2. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы: 
  • куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
  • какие конкретные требования он (она) выдвигает?
  • выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
  • на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
  • как и когда с ним (с ней) можно связаться?
  • кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий. Если имеется форма принятия сообщения об угрозе взрыва, используйте ее для записи всей полезной информации. Особенно важна информация о месте размещения взрывного устройства и времени взрыва.

Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора, задавая следующие вопросы: 

  • Когда бомба должна взорваться? 
  • Где находится бомба сейчас? 
  • Как она выглядит? 
  • Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
  • Для чего заложена бомба? 
  • Каковы Ваши требования? 
  • Вы один или с вами есть еще кто-либо?

По окончании разговора не вешайте телефонную трубку, положите ее рядом. По другому аппарату немедленно сообщите о звонке в правоохранительные органы и узел связи, назовите свою фамилию, организацию, адрес и номер телефона. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия по обнаружению ВУ.

При наличии АОН запишите определившийся номер телефона на бумаге во избежание его случайной утраты. При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую. 

Поступление угрозы в письменной форме 

Угрозы в письменной форме могут поступить по почте или в результате обнаружения различного рода записок, надписей, информации на дискете и т. д. Практика показывает необходимость соблюдения следующих правил обращения с подобными материалами. 

Если документ поступил в конверте, его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами. После уяснения сути документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый полиэтиленовый пакет и при помощи пинцета (скрепки) поместите в отдельную жесткую папку. Постарайтесь не оставлять отпечатков своих пальцев. 

Сохраняйте сам документ с текстом, а также любые вложения, конверт и упаковку в пакетах и папках. Не расширяйте круг лиц, ознакомившихся с содержанием документа. 

Примите меры к сохранности и своевременной передаче полученных материалов в правоохранительные органы. Материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением. 

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, запрещается также их мять и сгибать. При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Захват заложников 

Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или криминальных, например, получения выкупа. 

Как правило, при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах преступники используют руководителей объектов. Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности. 

  1. Захват всегда происходит неожиданно. Однако выполнение перечисленных ранее мер предупредительного характера поможет снизить вероятность захвата заложников. При захвате людей в заложники необходимо: 
  2. незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся на объекте ситуации; 
  3. инициативно не вступать в переговоры с террористами; 
  4. при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
  5. не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной; 
  6. не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам; 
  7. принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин скорой медицинской помощи, МЧС;
  8. по прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении необходимой информации, не вмешиваясь в оперативные действия. 

Меры личной безопасности 

При угрозе со стороны преступников: 

  • проконсультируйтесь со специалистами и друзьями, не раскрывая объект угрозы и своих планов; 
  • по возможности покиньте свой дом, скрытно отправьтесь с детьми и престарелыми на несколько дней на дачу, в деревню, к родственникам или друзьям; 
  • в месте пребывания уберите пожароопасные предметы – старые запасы красок, растворителей, лаков, бензина и т. п.; 
  • задерните шторы на окнах, это защитит вас от повреждений осколками стекла; 
  • уберите с окон горшки с цветами (поставьте их на пол); 
  • уберите все предметы, стоящие на шкафах, сервантах, полках и т. п.; 
  • проверьте, плотно ли у вас закреплены полки и навесные картины (предметы): 
  • сложите в сумку необходимые документы, негромоздкие носильные вещи, деньги и ценности на случай экстренной эвакуации; 
  • отложите посещение общественных мест;
  • окажите психологическую поддержку старым, больным, детям.

Занятие 9. Меры защиты при осуществлении террористических актов 

Действия при внезапном взрыве 

Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т. д.). Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции или оголившиеся провода.

Накройте голову шапкой, подушкой (от осколков). При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем). Возьмите личные документы, необходимые носильные и теплые вещи, деньги, ценности. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение.

 Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Сообщите о случившемся по телефону в соответствующую службу по месту жительства. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.

При невозможности эвакуации из помещения необходимо принять меры, чтобы о вас знали, выйти на балкон или открыть окно и взывать о помощи. После выхода из дома следует отойти на безопасное расстояние от него и не предпринимать самостоятельных решений об уходе (отъезде) с места происшествия. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц. 

Если вас завалило при взрыве

Постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, наберитесь терпения, старайтесь дышать глубоко, ровно. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.) для обнаружения вас металлодетектором.

Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород. Передвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

Если есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. д.) укрепите обвисающие балки, потолок от обрушения и дожидайтесь помощи.

При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом. При появлении признаков присутствия вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.

Меры защиты от химического и биологического терроризма

Наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами, которые могут быть использованы при проведении террористических актов, являются:

химические вещества: 

  • токсичные гербициды и инсектициды; 
  • аварийно химически опасные вещества; 
  • отравляющие вещества; 
  • психогенные и наркотические вещества; 

биологические агенты: 

  • возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.; 
  • природные яды и токсины растительного и животного происхождения. 

Исходя из возможной угрозы химического и биологического терроризма каждому работнику образовательной организации необходимо изучить: 

  • физико-химические и поражающие свойства опасных химических веществ и биологических агентов; 
  • основные способы применения и особенности их воздействия на организм человека; 
  • основные приемы и средства защиты, меры первой помощи; 
  • порядок действий при угрозе или реальном воздействии химических веществ и биологических агентов, включая уведомление об этом соответствующих служб. 

Применение химических веществ и биологических агентов возможно следующими методами: 

  • с использованием обычных бытовых предметов (сумок, пакетов, свертков, коробок, игрушек и т. д.), оставляемых в местах массового скопления людей; 
  • заражением (отравлением) водоемов, систем водоснабжения химически опасными веществами (цианидами, отравляющими веществами и т. д.);
  • поставкой или преднамеренным заражением крупных партий продуктов питания как химическими веществами, так и биологическими агентами; 
  • использованием переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых, грызунов, животных и т. п.). 

Установить факты применения химических веществ и биологических агентов можно по внешним признакам: 

  • изменению цвета и запаха (вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; 
  • отклонениям в поведении людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию; 
  • появлению на территории ОО подозрительных лиц и т. п. 

Важнейшим условием своевременного обнаружения фактов их применения (или угрозы применения) является наблюдательность и немедленное уведомление обо всех подозрительных явлениях служб МЧС, Госсанэпиднадзора, медицинских учреждений. 

При обнаружении или установлении фактов применения химических веществ необходимо действовать следующим образом: 

  1. не поддаваться панике; 
  2. покинуть опасное место; 
  3. находясь на улице, используя подручные средства защиты органов дыхания, быстро выйти из зоны заражения или воздействия химических веществ, а при возможности – укрыться в убежищах (помещениях);
  4. находясь в помещении, плотно закрыть и загерметизировать тканью, марлей или простынями, смоченными содовым раствором или водой, окна и двери, выключить нагревательные приборы и кондиционеры, включить городскую радиотрансляционную сеть, выслушать речевое сообщение органов управления МЧС и действовать согласно полученным рекомендациям; 
  5. находясь в общественном месте (театре, магазине, стадионе и т. п.) выслушать указания администрации о порядке поведения и действовать в соответствии с ними; 
  6. в случае реального поражения химическим веществом пострадавшего немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь (обеспечить тепло и покой, при необходимости – промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов – в зависимости от вида воздействия), а также направить пострадавшего в медицинское учреждение. 

При возникновении опасности эпидемии или воздействия биологического агента необходимо: 

  1. максимально сократить контакты с другими людьми; 
  2. прекратить посещение общественных мест; 
  3. не выходить без крайней необходимости из дома; 
  4. выходить на улицу, работать на открытой местности только в средствах индивидуальной защиты; 
  5. при первых признаках заболевания немедленно обратиться к врачу; 
  6. употреблять пищу и воду только после проверки службой Госсанэпиднадзора; 
  7. строго выполнять все указания и рекомендации спецслужб.

Занятие 10. Похищения людей и захват в заложники 

Похищение людей с целью получения выкупа или обмена стало одним из распространенных видов уголовных преступлений. Кроме того, стать заложником можно случайно, например, при посещении театра, ограблении магазина, банка, квартиры, загородного коттеджа, при захвате людей в транспортном средстве. 

Заложник – это человек, который находится во власти преступников, и порой он вообще лишен возможности бороться за благополучное разрешение ситуации. Но от его поведения зависит многое. А выбор правильной линии поведения требует соответствующих знаний и хладнокровия.

На этапе планирования преступники намечают объект для похищения, сумму предполагаемого выкупа, участников операции, наиболее подходящие места для похищения, ведения переговоров, получения выкупа.

Самый большой из известных выкупов в нашей стране был уплачен банде Якшиянца (5 человек), захватившей в декабре 1989 года 40 школьников вместе с учительницей – 3 миллиона долларов. 

На этапе подготовки преступники уделяют большое внимание детальному изучению объекта, подходов к нему, образа жизни намеченной жертвы и всех его (ее) близких, собирают информацию о тех местах, где он чаще всего бывает, о предпринимаемых им мерах безопасности. 

Они проводят тщательное изучение местности, уточняют маршруты движения между домом, работой, другими посещаемыми местами, выясняют расположение помещений в здании, секторы обзора из окон и т. д. Изучают преступники и друзей, деловых партнеров, сотрудников для определения лиц, которые могут оказаться полезными при ведении переговоров. Уточняют их имена, адреса, телефоны, номера автомобилей, приметы внешности. 

Как действовать при похищении и став заложником террористов

Наиболее реальная возможность вырваться из рук преступников бывает в начальной стадии захвата, в момент нападения. Но если опасность попыток освободиться очевидна, лучше не рисковать жизнью, а действовать сообразно обстоятельствам. 

С момента захвата необходимо контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению. Надо постараться запомнить все детали транспортировки с места захвата: время и скорость движения, подъемы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки. 

По возможности все эти сведения надо попытаться передать тем, кто ведет переговоры с преступниками. В любом случае помните, что даже незначительная информация о «тюрьме для заложника» может оказаться полезной для его освобождения и изобличения преступников. 

Надо запоминать все в заключении – расположение окон, дверей, лестниц, цвет обоев, запахи, голоса, внешность и манеры преступников. Необходимо внимательно слушать их разговоры между собой, запоминать распределение ролей, составлять в уме психологические портреты. 

Известны случаи, когда похищенным людям удавалось оставлять в местах остановок условные знаки, выбрасывать предметы, записки, тем или иным способом отмечать место своего заточения. Однако делать подобные вещи следует осторожно, так как при их обнаружении преступниками неизбежно последует суровое наказание.

Человек с момента захвата всегда испытывает сильное психическое потрясение (шок), обусловленное резким переходом от фазы спокойствия к фазе стресса. Люди реагируют на это по-разному: одни парализуются страхом, другие пытаются дать отпор. Жизненно важно справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя рационально, увеличивая шансы на спасение. 

При наличии знакомых лиц среди преступников отвернитесь, укройтесь, не давайте понять, что знаете их: это опасно. Не задавайте лишних вопросов, не смотрите в глаза террористам. Старайтесь не привлекать к себе внимания. Снимите яркие вещи, украшения. 

Чтобы избежать сексуального насилия женщинам следует укрыть ноги и грудь, изменить свой облик к худшему, например, сознательно испачкаться. Внешняя готовность к контакту с преступниками должна сочетаться с главным правилом: помогаю не преступникам, а себе. Ведь полученная ими от заложника информация в конечном счете используется во вред ему самому и его близким. 

Следует продуманно отвечать на вопросы бандитов о возможной реакции своего окружения на похищение, о сумме выкупа, о возможности удовлетворения других требований. Главная задача состоит в том, чтобы своими ответами помочь людям, стремящимся освободить заложника, а не ставить их в затруднительное положение. 

В частности, аргументированное убеждение преступников в нереальности тех или иных требований может способствовать разрешению инцидента «малой кровью». В то же время недопустимо переусердствовать. Реакция бандитов на неосуществимость их замысла в сочетании с возбужденным психическим состоянием может оказаться роковой для заложника. 

К тому же преступники нередко находятся под воздействием наркотиков, в состоянии алкогольного опьянения. Полезно попытаться смягчить враждебность бандитов, искать индивидуальных контактов с некоторыми из них. Можно поговорить об отдельном вознаграждении, помощи в решении личных проблем. Это необходимо, чтобы избежать физических страданий или улучшить условия содержания. 

Но внешняя готовность найти общий язык с преступниками, участие в обсуждении волнующих их проблем не должны противоречить упомянутому выше главному принципу: помогать себе, а не бандитам. 

Чтобы сломать заложника психологически, преступники ограничивают подвижность, доступ к информации, плохо кормят, мучают голодом и жаждой, лишают сигарет, отбирают часы, создают невыносимые условия пребывания. Поэтому сохранение психологической устойчивости – одно из важнейших условий спасения. 

Здесь хороши любые приемы, отвлекающие от неприятных ощущений и переживаний, позволяющие сохранить ясность мыслей. Полезно усвоить следующие правила:

  • старайтесь, насколько это возможно, соблюдать личную гигиену; 
  • делайте доступные в данных условиях физические упражнения. Как минимум, напрягайте и расслабляйте поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнять обычный гимнастический комплекс. Подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день; 
  • используйте аутотренинг и медитацию, это помогает держать психику под контролем; 
  • вспоминайте прочитанные книги, последовательно обдумывайте различные отвлеченные процессы, решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т. д. Ваш мозг должен работать; 
  • читайте все, что окажется под рукой, даже если это текст совершенно вам неинтересен. Можно также писать, несмотря на то, что написанное будет отбираться. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок; 
  • следите за временем, тем более что похитители обычно отказываются говорить какой сейчас день и час, изолируют от внешнего мира. Отмечайте смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания и т. д.); 
  • старайтесь относиться к происходящему с вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, всегда надейтесь на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия – три ваших главных врага; 
  • не реагируйте на оскорбления; 
  • не выбрасывайте вещи, которые могут вам пригодиться (лекарства, очки, карандаши и т. д.), старайтесь создать хотя бы минимальный запас питьевой воды и продовольствия на тот случай, если вас надолго бросят одного или перестанут кормить; 
  • не покидайте укрытия, не вставайте и не ходите без разрешения вооруженных людей. 

Иногда спецслужбы используют имеющиеся у них средства для прослушивания разговоров, ведущихся в помещении. Помните об этом, и в разговорах озвучивайте информацию, которая, будучи перехвачена, может быть использована сотрудниками спецслужб. Особенно важны сведения о приметах, по которым можно отличить заложника от преступника, о вооружении бандитов, их количестве, расположении внутри помещения, моральном состоянии и намерениях.

Освобождение

Иногда преступники сами отпускают на свободу заложника. Они отвозят его в какое-либо безлюдное место и там оставляют. Другой вариант – его бросают в запертом помещении, выход из которого требует немало времени и сил. Третий вариант – высаживают заложника на оживленной улице, после чего машину бросают, либо меняют на ней номер. 

Может случиться и так, что освобождать вас будет милиция или другие спецслужбы. В этом случае надо пытаться убедить преступников, что им лучше всего сдаться: тогда они могут рассчитывать на снисхождение. Постарайтесь внушить им, что их судьба находится в прямой зависимости от вашей. 

Если они пойдут или готовы на убийство, то всякие переговоры властей с ними теряют смысл. И тогда остается только штурм с применением оружия. Если начался штурм, попытайтесь прикрыть свое тело от пуль. Лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей, лицом вниз, не на прямой линии от оконных и дверных проемов. При задымлении или газовой атаке дышите через мокрую ткань (обмочите ее), любой предмет одежды. 

При опасности пожара во избежание ожогов избавьтесь от синтетической одежды. Во время штурма не двигайтесь. Не берите в руки оружие бандитов: вас могут принять за преступника и выстрелить на поражение. Преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников. 

Старайтесь спасти себя и только по окончании штурма сообщайте о них своим освободителям. Когда преступники и заложники выходят наружу из убежища, им всем приказывают держать руки за головой. Не следует этим возмущаться, делать резкие движения. Пока не пройдет процедура опознания, меры предосторожности необходимы. 

Далее следует действовать по указанию представителей правоохранительных органов, медицинских работников и специалистов по психологической помощи.

Занятие 11. Организация мероприятий по противодействию терроризму в ОО 

Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму в ОО осуществляет его штатный руководитель. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением руководителя назначается один из сотрудников, обладающий опытом руководящей работы, а также лицо его дублирующее (помощник). Создается антитеррористическая рабочая группа (АРГ). 

Планирование антитеррористической работы в ОО 

Планирование антитеррористических мероприятий осуществляется на полугодие или на квартал. В план работы включаются: 

  • совещания АРГ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; 
  • инструктажи и тренировки; 
  • практические мероприятия по выполнению решений вышестоящих АРГ органов управления образованием, решений руководителя ОО; 
  • меры по осуществлению контроля и оказания помощи на местах; 
  • работа по подготовке методических материалов, разработке инструкций и памяток. 

Руководитель ОО утверждает систему работы по противодействию экстремизму и терроризму, которая включает в себя: 

  • периодичность проведения совещаний, инструктажей; 
  • периодичность контроля выполнения основных мероприятий в ОО; 
  • организацию взаимодействия с ОВД, ФСБ, ГОЧС, родительской общественностью и мероприятия, проводимые вместе с ними; 
  • сроки проведения различных культурно-спортивных и других массовых мероприятий, мероприятия по обеспечению безопасности их проведения; 
  • доклады о выполненных мероприятиях в вышестоящие инстанции; 
  • сроки представления информации и докладов антитеррористической рабочей группе органов управления образованием. 

Документация (делопроизводство) 

У руководителя ОО (или у сотрудника, ответственного за антитеррористическую работу в ОО) должны быть следующие папки документов (дела): 

  • руководящие указания федеральных и местных органов власти, распорядительные документы органов управления образованием; 
  • приказы руководителя объекта; 
  • решения АРГ органов управления образованием, справочные материалы о выполнении решений в части, касающейся объекта; 
  • переписка по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; 
  • планы работы ОО, материалы практических проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты; 
  • паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) объекта; 
  • план охраны ОО и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий; 
  • схема охраны ОО и другие материалы об объекте, его характеристиках и охране. 

В составе дел обязательно должны присутствовать следующие материалы (на это обращают особое внимание при проверках): 

  • приказ руководителя ОО о назначении сотрудника, ответственного за антитеррористическую работу в ОО и его помощника, об утверждении системы работы по противодействию терроризму и экстремизму, об утверждении Положения о сотруднике, ответственном за антитеррористическую работу в ОО; 
  • система работы по противодействию терроризму и экстремизму в ОО; 
  • положение о сотруднике, ответственном за антитеррористическую работу в ОО; 
  • поквартальные планы работы ОО по противодействию терроризму; 
  • план действий (в дошкольном ОО – инструкция) по обеспечению безопасности персонала и воспитанников ОО от проявлений терроризма; 
  • протоколы совещаний АРГ по вопросам противодействия терроризму (согласно плану работы ОО); 
  • акты проверок в т. ч. и внутренних (согласно плану работы ОО); 
  • доклады (отчеты): о результатах работы по противодействию терроризму; 
  • обо всех происшествиях и ЧС с указанием проведенных мероприятий по недопущению и профилактике подобных ЧС. 

Планы действий (инструкции) по обеспечению безопасности персонала и воспитанников ОО от проявлений терроризма могут быть составлены на базе материалов данной главы. Важно понимать, что все антитеррористические меры одновременно помогают защитить ОО от иных социальных, криминальных, техногенных и даже некоторых природных опасностей и ЧС.

Рекомендации руководителям и педагогам ОО по противодействию терроризму

В условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов, возможности вовлечения учащихся в различные экстремистские, преступные организации и религиозные секты необходимо считать приоритетными следующие задачи: 

  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма, высокой бдительности, коллективизма, интернационализма и дисциплинированности; 
  • создание в ОО атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и понимания среди воспитанников, нетерпимости к фактам недисциплинированности и другим негативным явлениям; 
  • формирование у обучающихся культуры поведения, обеспечивающей собственную безопасность и безопасность окружающих. 

Среди этих направлений наиболее актуальными являются следующие: 

  • расширение и углубление знаний по вопросам предупреждения преступности и террористических актов в ОО; 
  • улучшение взаимодействия по предупреждению актов терроризма с управлениями ФСБ, ГОЧС, МВД, оказание практической помощи со стороны этих ведомств; 
  • активизация работы с родительским активом и органами местного самоуправления по недопущению вовлечения детей в экстремистские и террористические организации; 
  • улучшение правового воспитания учащихся, направленного на обеспечение их социальной, имущественной и личной безопасности; 
  • борьба с проявлениями актов хулиганства, вымогательства, унижения, а также с употреблением наркотиков и алкоголя, с курением на территории ОО. 

В целях реализации мер по усилению бдительности, обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся и сотрудников руководитель ОО должен: 

  1. изучить руководящие документы и методические материалы по предупреждению диверсионно-террористических актов; 
  2. взять под личный контроль организацию антитеррористической защиты ОО, развернуть разъяснительную работу среди персонала ОО, обучающихся и их родителей, направленную на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в ЧС.

Особое внимание необходимо уделить реализации следующих мероприятий: 

  • совместно с представителями органов власти, средств массовой информации, Советами и Попечительскими советами, родителями провести комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по повышению бдительности, обеспечению безопасности обучающихся и преподавателей; 
  • поддерживать взаимодействие с местными органами ФСБ, МВД, прокуратуры, военными комиссариатами и военным командованием; 
  • усилить контроль допуска граждан и автотранспорта на территорию, исключить бесконтрольное пребывание на территории ОО посторонних лиц; 
  • исключить возможность нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на территории; 
  • усилить охрану ОО, организовать дежурство преподавательского и обслуживающего персонала; 
  • не допускать к ведению ремонтных работ рабочих, не имеющих соответствующих документов и согласований с органами управления образованием; 
  • обеспечить надежный контроль за вносимыми (ввозимыми) на территорию ОО грузами (предметами) и своевременный вывоз твердых бытовых отходов; 
  • ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков, подсобных помещений, держать их закрытыми на замок и опечатанными, проверять состояние решеток и ограждений; 
  • входные двери держать в закрытом состоянии; 
  • обеспечить освещенность территории ОО в темное время суток; 
  • проверять наличие и исправность средств пожаротушения, тренировать внештатные пожарные расчеты; 
  • систематически корректировать схему оповещения сотрудников ОО; 
  • иметь в ОО план действий по предупреждению и ликвидации ЧС (в дошкольном ОО – инструкцию); 
  • обеспечить предупредительный контроль классов, аудиторий и помещений, где будут проводиться занятия, совещания, собрания, культурно-массовые мероприятия; 
  • довести до всех работников телефоны местных отделов ФСБ, МВД, прокуратуры, военного комиссариата, противопожарной службы, скорой помощи и аварийных бригад; 
  • о случаях обнаружения предпосылок к возможным террористическим актам, чрезвычайным происшествиям немедленно докладывать в органы правопорядка и управления образованием.

Занятие 12. Телефонное хулиганство (терроризм) 

Действия администрации ОО при проявлении фактов телефонного хулиганства (терроризма) 

В кризисной ситуации сотрудники ОО должны спланировать действия в соответствии с особенностями происшествия, обеспечить психолого-педагогическую поддержку на всех этапах работы с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве (терроризме). 

По закону родители (законные представители), либо психолог, либо классный руководитель должны участвовать во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохранительных органов. Это предотвращает психотравмирование учащихся. 

При выявлении факта телефонного хулиганства администрации ОО рекомендуется следующий план действий:

  • позвонить семье, предложить помощь, поддержку. В сложившейся ситуации важно помнить и об обязательной психолого-педагогической работе с родителями провинившегося. Обозначить действия, которые необходимо предпринять. Назначить ответственного работника ОО; 
  • поставить в известность лиц, непосредственно связанных с событием (учителей, одноклассников, школьный персонал). Определить последовательность действий. Назначить ответственных; 
  • ознакомить учителей со стратегиями помощи учащимся, чтобы справиться с эмоциональными последствиями ЧС (в случае ее возникновения); 
  • определить политику контакта со средствами массовой информации: какую информацию предоставлять, чтобы не ухудшить ситуацию; 
  • оценить необходимость обращения за помощью в региональный (городской, районный) антикризисный центр и другие организации; 
  • оповестить вышестоящую организацию о ЧС; 
  • скорректировать расписание занятий (в зависимости от ситуации ОО может быть закрыто на день, работа ОО может быть продолжена в обычном режиме с обращением особого внимания на группу риска и т. д.); 
  • определить необходимость связаться с родителями учащихся группы риска для предотвращения новых ЧС и суицидов; 
  • пригласить специалистов из службы экстренной психологической помощи по работе с посттравматической ситуацией, выделить необходимые помещения, собрать учащихся;
  • представить необходимую информацию в региональную службу экстренной психологической помощи (наименование ОО, дата происшествия, краткое описание, что сделано антикризисной бригадой ОО, была ли задействована региональная служба экстренной психологической помощи, ее действия); 
  • распространить среди учащихся, педагогов и родителей памятки о поведении в ЧС. 

Действия классных руководителей

Действия классных руководителей при самостоятельной работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве (терроризме): 

  • корректно выявить причину поведения учащегося и дать оценку ситуации. В сложном случае обратиться за помощью к психологу; 
  • определить, что тревожит учащегося, вовлекая его в беседу о том, что с ним происходит; 
  • попытаться узнать, что именно причиняет ему беспокойство в данный конкретный момент; 
  • выявить наиболее актуальную проблему с точки зрения учащегося; 
  • выявить проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью учителя или взрослого; 
  • совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем; 
  • обсудить, что можно сделать с наибольшей эффективностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой;
  • постараться заметить сходство данной ситуации с предшествующими, недавними инцидентами. (Например, в одних и тех же случаях невыполнения социальных правил и норм.)

Классному руководителю следует обратить особое внимание на встречающиеся ярко выраженные проблемы у школьников, нуждающихся в дополнительной помощи. Критерии для выявления учащихся, составляющих «группу риска»: 

  • учащийся не выполняет школьные задания или поручения в течение продолжительного времени (тогда как большинство сверстников справляются с работой); 
  • учащийся с высоким уровнем эмоциональных реакций (например, агрессивность, плач, слезливость); 
  • учащийся в депрессии, а также не желающий общаться; 
  • учащийся с низкой успеваемостью и слабым уровнем концентрации внимания; 
  • учащийся с суицидальными идеями, а также учащийся, который преднамеренно наносит себе повреждения (ранит себя); 
  • учащийся с очевидно возросшим количеством употребления алкоголя или наркотиков; 
  • учащийся, набирающий или теряющий значительный вес за короткий период времени; 
  • учащийся, перестающий обращать внимание на личную гигиену. 

Действия педагогов ОО при работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве (терроризме): 

  • прежде всего, до начала работы с учащимися, необходимо успокоить­ся, чтобы быть в состоянии контролировать своих учеников, в то время как они сами могут испытывать прилив эмоций, связанных со сложившейся ситуацией; 
  • быть осторожным, не вторгаться в личностное пространство учащегося (как в буквальном, так и в психологическом смысле); 
  • после получения информации, связанной с происшествием, и разрешения директора раскрыть его, следует аккуратно и честно объяснить ученикам произошедшее. Ученики должны получить информацию в доступной для них форме с учетом возраста и уровня развития; 
  • проконсультироваться со школьным психологом или специалистом окружного антикризисного подразделения о наиболее удачной стратегии действий в подобных ситуациях; 
  • организовать обсуждение ЧС, разрешить учащимся вербализацию эмоций. 

Важно, чтобы во время этой работы учителя контролировали свои собственные эмоции, несмотря на то, что учителя сами могли быть «задеты» сложившейся ситуацией. Дети смотрят на взрослых, подражают их реакциям. Учитель, испытывающий эмоциональные трудности, может быть не лучшим примером для учеников. Если педагог не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то его должен немедленно заменить (или помочь в работе) другой преподаватель.

Дополнительные материалы

Порядок действий в условиях террористического акта

Обучение детей действиям в чрезвычайных ситуациях, безопасность в детских садах, школах, колледжах

Методические рекомендации по обеспечению психологической безопасности в детско-подростковой среде

Итоговое тестирование

Взрывоопасные предметы — это
Какие взрывные устройства чаще всего привлекают внимание детей?
Назовите признаки минирования машины:
Что нельзя делать при обнаружении взрывных устройств?
Нужно ли по собственной инициативе вступать в переговоры при захвате заложников?
Перечислите внешние признаки, по которым можно установить факты применения химических веществ и биологических агентов:
На какой стадии похищения существует наиболее реальная возможность вырваться из рук преступников?
Какие задачи считаются приоритетными для противодействия экстремизму и терроризму в образовательной организации?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина