В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование знаний и практических навыков в области противодействия экстремистской деятельности и террористических угроз в образовательной организации.
Объём: 36 часов.
Формируемые компетенции:
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, правовое регулирование борьбы с террористической деятельностью осуществляется на основе следующих международных договоров:
Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25 июля 1998 г. определены:
1) основные принципы борьбы с терроризмом:
2) цели борьбы с терроризмом:
Кроме того, Федеральным законом РФ «О борьбе с терроризмом» установлены:
Термин «терроризм» происходит от латинского terror – страх, ужас. Именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма.
Особую опасность терроризм представляет для крупных объектов, образовательных, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более масштабными и разнообразными по формам проявления и использованию технических средств.
К основным угрозам террористического характера относятся:
Реализация этих угроз может привести:
К основным криминальным угрозам относятся:
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных и террористических угроз, являются:
Всё это приводит:
Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера. К угрозам социально-психологического характера в образовательной организации относятся:
рост психологической напряженности вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в обществе, в коллективе ОО, в семьях;
повышение психологической напряженности из-за усиления ощущения социальной незащищенности: у детей – от невозможности понимания происходящего в мире; у необеспеченных слоев населения – от отсутствия материальной обеспеченности.
На этом фоне усугубляются:
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз террористического, криминального и социально-психологического характера в образовательной организации, являются:
Реализация угроз психологического характера в ОО может привести:
В условиях социальной напряженности и кризисных явлений происходит самовоспроизводство: одни угрозы становятся предпосылками для других, те – для третьих и так далее. Поэтому односторонний подход – борьба с одним из сегментов этого порочного круга – практически бесполезен. Необходимо комплексное воздействие на все указанные явления.
Основные методы защиты от угроз терроризма, в частности, от применения взрывных устройств (ВУ) должен знать каждый педагог. Рассмотрим некоторые принципы действия ВУ, их внешние признаки и возможные последствия применения.
Взрывоопасный предмет – устройство или вещество, способное при определённых условиях быстро выделять химическую, электромагнитную, механическую и другие виды энергии.
К основным видам взрывоопасных предметов относятся:
Все взрывоопасные предметы подразделяются на четыре степени опасности.
1-я степень опасности (средняя):
2-я степень опасности (высокая):
3-я степень опасности (весьма высокая):
4-я степень опасности (наивысшая): химические и специальные (в том числе на основе объемно-детонирующих систем) боеприпасы (боеголовки) в любом состоянии.
Все обнаруженные взрывоопасные предметы до их диагностики относятся к 3-й степени опасности.
Взрывчатые вещества (ВВ) – это химические соединения или их смеси, способные взрываться под воздействием внешнего импульса (удара, накола, трения, нагрева и т. п.).
Они характеризуются скоростью взрывчатого превращения (скоростью детонации), количеством выделяющегося тепла при взрыве, составом и объемом газообразующих продуктов, их максимальной температурой, чувствительностью к тепловым и механическим воздействиям, физической и химической стойкостью, а также бризантностью, работоспособностью (фугасностью).
По своему составу ВВ делятся на взрывчатые химические соединения и взрывчатые смеси, а по назначению – на инициирующие (первичные) и бризантные (вторичные). К инициирующим ВВ относятся гремучая ртуть, азид свинца, тетразен, ТИРС. К бризантным ВВ относятся гексоген, октоген, ТЭН, тетрил, пикриновая кислота, некоторые типы аммоналов и аммонитов, пластичные смеси бризантного ВВ (гексогена, тетрила и др.) с пластифицированными добавками.
Большинство используемых сегодня ВВ являются в той или иной степени производными продуктами взаимодействия с азотной кислотой, которая, сама по себе не являясь ВВ, приобретает подобные свойства в соединениях с другими веществами.
В состав зажигательных устройств входят различные воспламеняющиеся и самовоспламеняющиеся вещества с большой температурой горения, такие, как бензины, масла, магнезии, фосфорсодержащие соединения и т. д. При взаимодействии они дают реакцию не взрыва, а горения.
Взрывные устройства (ВУ) могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу действия. Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.
Взрыв может произойти и в результате срабатывания механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления. Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с ВУ в любой момент времени по команде, переданной по радио.
Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока. Распространены ВУ, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика, мобильного телефона или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек.
Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда ВВ.
Например, в автомобиле ВУ может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания либо включаются фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и так далее.
Взрыватель может быть установлен в выхлопном коллекторе двигателя, в глушителе. Замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры.
Могут использоваться также ВУ с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Такие ВУ срабатывают в заранее установленное время. При воздействии на ВУ срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.
Кроме того, во ВУ могут находиться взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия.
Способы маскировки ВУ:
В качестве прикрытия и для отвлечения внимания исполнители терактов могут использовать малолетних детей. Особую опасность представляют так называемые мины-сюрпризы, которые камуфлируют под привлекательные вещицы и подбрасывают на видных местах. Это может быть кошелек, авторучка, пачка сигарет, зажигалка, непочатая банка пива, свисток, курительная трубка, игрушка, магнитофон, приемник, кассета и т. д.
«Бомба-сувенир» срабатывает либо при прикосновении, либо при попытке открыть или включить. Чаще всего такие сюрпризы привлекают внимание детей. Гибель ребенка вызывает не меньший резонанс, чем взрыв автобуса, и может являться самостоятельной целью террористов.
Вероятные места закладок ВВ и совершения диверсионно-террористических актов:
Способы проноса ВУ:
К признакам, позволяющим распознать взрывные устройства и предметы, относятся:
Основные места для минирования в машине – это сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие места. Кроме того, мина может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным.
Настораживающими признаками должны служить:
Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание ВУ при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т. д.
Например, ВУ в бандеролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки.
Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.
Взрыватели замедленного действия по истечении установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят ВУ в боевое положение, после чего срабатывание ВУ происходит мгновенно в случае любого из вышеперечисленных внешнего воздействия.
Письма, бандероли и посылки с ВУ обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. К числу основных признаков относят следующие:
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков (а тем более сразу нескольких) позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной «начинки».
К числу вспомогательных признаков относятся:
Совпадение нескольких признаков повышает риск возможного взрыва.
Такой осмотр должны проводить по установленному графику как минимум два человека (по принципу – что пропустит один, может заметить другой). В то же время не рекомендуется скапливаться в большие группы. По возможности не пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого ВУ, а чтобы исключить срабатывание ВУ с магнитным типом взрывателя, не стоит приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами.
На открытой территории кроме специфических мест (для каждого конкретного объекта) в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, закрытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы.
Необходимо обращать внимание также на деревья, столбы, стены зданий, карнизы, крыши малоэтажных строений и т. п. Необходимо иметь план осматриваемых помещений, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Это позволяет заранее предположить места возможных закладок.
Необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т. д. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание. Если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны.
Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатием выключателей и т. д.
В помещениях особое внимание нужно уделить таким местам, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства.
Проверяются также места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, места, где проходят силовые и коммуникационные линии.
Наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, где могут оказаться случайные посетители: торговые залы, секретарские комнаты, курительные комнаты, туалеты, комнаты отдыха, залы ожидания, места, где находится особо цепное оборудование, лакокрасочные, горюче-смазочные материалы, другие легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества. Подобные места необходимо держать под контролем.
Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места можно заделать решетками, ограничивающими доступ. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых и т. д. следует навесить замки и опечатать их.
При получении сообщения о заложенном ВУ, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность руководство и дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть ОВД. При этом назвать точный адрес и название организации, где обнаружено ВУ, номер телефона.
До прибытия сотрудников милиции желательно прекратить работу и принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50–100 м, эвакуировать из здания (помещения) всех людей на расстояние не менее 200 м.
По прибытии специалистов по обнаружению ВУ действовать в соответствии с их указаниями. Категорически запрещается:
На случай обнаружения взрывной закладки (а также нападения, пожара и других ЧС) должен быть заранее составлен и апробирован соответствующий план. Все должны знать, кто в таких случаях является старшим (чьи распоряжения в критической ситуации не оспариваются).
Как правило, подобные функции должен брать на себя руководитель, отвечающий за безопасность объекта. Сотрудники службы безопасности обеспечивают согласованность действий и предупреждение паники. Все должны знать пути эвакуации людей, выноса оборудования, ценностей.
Должны быть определены места сосредоточения людей на безопасном удалении и предусмотрена их перепись и последующая охрана в месте сосредоточения. Должен быть определен порядок оповещения людей на объекте и органов власти. Телефоны аварийных служб должны находиться у дежурного, в службе охраны, у секретаря.
Необходимо проводить обязательные учебные тренировки, т. к. они неизбежно выявят скрытые недостатки самого продуманного плана и позволят избежать их в реальной ситуации. В случае угрозы применения ВУ при оповещении людей лучше указывать менее опасную, но достаточно правдоподобную версию, чтобы избежать излишней паники при эвакуации.
После окончания рабочего дня (ухода сотрудников) силами охраны обязательно должен проводиться тщательный досмотр местности и помещений на предмет обнаружения взрыво- и пожароопасных предметов, невыключенных приборов.
Обезвреживание ВУ или локализация взрыва должны производиться подготовленными минерами-подрывниками или другими обученными специалистами после удаления людей из опасной зоны и выставления оцепления. Взрывное устройство можно обнаружить путем регистрации газообразных испарений продуктов медленного разложения или испарения ВВ с помощью химического, спектрометрического и других способов.
К специальным средствам, реагирующим на присутствие ВВ, относятся газоанализаторы – семейство приборов, сходных по своему устройству и принципу действия с войсковым прибором химической разведки (ВПХР), который применяется для обнаружения отравляющих веществ. В зависимости от вида применяемых ВВ газоанализаторы позволяют достаточно успешно выявлять их на местности, в помещениях, в скрытых объемах по следам паров этих ВВ в воздухе.
Имеются стационарные модели с автономным пробоотборником и портативные автономные модели, например, отечественные портативные газоанализаторы ВВ М-01, М-02.
Из последних достижений можно отметить нейтронные дефектоскопы, работа которых основана на выявлении ВВ как объектов с повышенным содержанием атомов водорода. Нейтроны от слабого источника дефектоскопа, попадая на ВВ, рассеиваются на атомах водорода и фиксируются приемным устройством. Уже выпускается нейтронный дефектоскоп отечественного производства «Исток-Н» в портативном варианте.
Однако лучшим детектором ВВ является собачий нос. Специально обученные собаки минно-розыскной службы способны избирательно обнаруживать весьма малые количества ВВ в грунте, багаже пассажиров, кейсе, автомобиле и т. д. К сожалению, эффективность поиска зависит от психофизиологического состояния собаки. Собаки должны постоянно тренироваться. Пропуски в работе или тренировке более 1–2 месяцев снижают эффективность поиска.
Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории образовательных организаций, их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов ЧС. В целях уменьшения вероятности их возникновения на территории ОО рекомендуются следующие меры предупредительного характера:
Полезно изучить помещения, узлы, агрегаты, установленные (построенные) в здании или вблизи его и по всему периметру, выяснить, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Следует узнать телефоны съемщиков и владельцев помещений и оборудования, телефоны вышестоящих организаций.
Рекомендуется также:
В интересах личной безопасности целесообразно обеспечить персонал ОО, учащихся и их родителей следующими рекомендациями:
Обнаружение подозрительных предметов
В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России. Следует немедленно прекратить работу ОО и приступить к эвакуации людей в соответствии с имеющимся планом.
До прибытия оперативно-следственной группы дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.
Зоны эвакуации и оцепления места вероятного взрыва
Граната РГД-5 | не менее 50 м |
Граната Ф-1 | не менее 200 м |
Тротиловая шашка массой 200 г | 45 м |
Тротиловая шашка массой 400 г | 55 м |
Пивная банка 0,33 литра | 60 м |
Мина МОН-50 | 85 м |
Чемодан (кейс) | 230 м |
Дорожный чемодан | 350 м |
Автомобиль типа «Жигули» | 460 м |
Автомобиль типа «Волга» | 580 м |
Микроавтобус | 920 м |
Грузовая автомашина (фургон) | 1240 м |
Необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и сотрудников. Поэтому необходимо обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации. Обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных, времени обнаружения ВУ.
Во всех случаях никто не должен приближаться, трогать, вскрывать и перемещать находку. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение.
В качестве камуфляжа для ВУ используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. д. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с ВУ или подозрительными предметами: это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.
Нередко телефон является одним из каналов поступления сообщений о заложенных ВУ, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала.
Существенную помощь правоохранительным органам окажут следующие действия предупредительного характера:
При приеме телефонных сообщений с угрозами террористического или криминального характера необходимо выполнять следующие рекомендации:
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий. Если имеется форма принятия сообщения об угрозе взрыва, используйте ее для записи всей полезной информации. Особенно важна информация о месте размещения взрывного устройства и времени взрыва.
Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора, задавая следующие вопросы:
По окончании разговора не вешайте телефонную трубку, положите ее рядом. По другому аппарату немедленно сообщите о звонке в правоохранительные органы и узел связи, назовите свою фамилию, организацию, адрес и номер телефона. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия по обнаружению ВУ.
При наличии АОН запишите определившийся номер телефона на бумаге во избежание его случайной утраты. При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.
Угрозы в письменной форме могут поступить по почте или в результате обнаружения различного рода записок, надписей, информации на дискете и т. д. Практика показывает необходимость соблюдения следующих правил обращения с подобными материалами.
Если документ поступил в конверте, его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами. После уяснения сути документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый полиэтиленовый пакет и при помощи пинцета (скрепки) поместите в отдельную жесткую папку. Постарайтесь не оставлять отпечатков своих пальцев.
Сохраняйте сам документ с текстом, а также любые вложения, конверт и упаковку в пакетах и папках. Не расширяйте круг лиц, ознакомившихся с содержанием документа.
Примите меры к сохранности и своевременной передаче полученных материалов в правоохранительные органы. Материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, запрещается также их мять и сгибать. При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.
Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.
Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или криминальных, например, получения выкупа.
Как правило, при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах преступники используют руководителей объектов. Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности.
При угрозе со стороны преступников:
Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т. д.). Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции или оголившиеся провода.
Накройте голову шапкой, подушкой (от осколков). При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем). Возьмите личные документы, необходимые носильные и теплые вещи, деньги, ценности. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение.
Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Сообщите о случившемся по телефону в соответствующую службу по месту жительства. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.
При невозможности эвакуации из помещения необходимо принять меры, чтобы о вас знали, выйти на балкон или открыть окно и взывать о помощи. После выхода из дома следует отойти на безопасное расстояние от него и не предпринимать самостоятельных решений об уходе (отъезде) с места происшествия. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
Постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, наберитесь терпения, старайтесь дышать глубоко, ровно. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.) для обнаружения вас металлодетектором.
Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород. Передвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.
Если есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. д.) укрепите обвисающие балки, потолок от обрушения и дожидайтесь помощи.
При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом. При появлении признаков присутствия вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.
Наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами, которые могут быть использованы при проведении террористических актов, являются:
химические вещества:
биологические агенты:
Исходя из возможной угрозы химического и биологического терроризма каждому работнику образовательной организации необходимо изучить:
Применение химических веществ и биологических агентов возможно следующими методами:
Установить факты применения химических веществ и биологических агентов можно по внешним признакам:
Важнейшим условием своевременного обнаружения фактов их применения (или угрозы применения) является наблюдательность и немедленное уведомление обо всех подозрительных явлениях служб МЧС, Госсанэпиднадзора, медицинских учреждений.
При обнаружении или установлении фактов применения химических веществ необходимо действовать следующим образом:
При возникновении опасности эпидемии или воздействия биологического агента необходимо:
Похищение людей с целью получения выкупа или обмена стало одним из распространенных видов уголовных преступлений. Кроме того, стать заложником можно случайно, например, при посещении театра, ограблении магазина, банка, квартиры, загородного коттеджа, при захвате людей в транспортном средстве.
Заложник – это человек, который находится во власти преступников, и порой он вообще лишен возможности бороться за благополучное разрешение ситуации. Но от его поведения зависит многое. А выбор правильной линии поведения требует соответствующих знаний и хладнокровия.
На этапе планирования преступники намечают объект для похищения, сумму предполагаемого выкупа, участников операции, наиболее подходящие места для похищения, ведения переговоров, получения выкупа.
Самый большой из известных выкупов в нашей стране был уплачен банде Якшиянца (5 человек), захватившей в декабре 1989 года 40 школьников вместе с учительницей – 3 миллиона долларов.
На этапе подготовки преступники уделяют большое внимание детальному изучению объекта, подходов к нему, образа жизни намеченной жертвы и всех его (ее) близких, собирают информацию о тех местах, где он чаще всего бывает, о предпринимаемых им мерах безопасности.
Они проводят тщательное изучение местности, уточняют маршруты движения между домом, работой, другими посещаемыми местами, выясняют расположение помещений в здании, секторы обзора из окон и т. д. Изучают преступники и друзей, деловых партнеров, сотрудников для определения лиц, которые могут оказаться полезными при ведении переговоров. Уточняют их имена, адреса, телефоны, номера автомобилей, приметы внешности.
Наиболее реальная возможность вырваться из рук преступников бывает в начальной стадии захвата, в момент нападения. Но если опасность попыток освободиться очевидна, лучше не рисковать жизнью, а действовать сообразно обстоятельствам.
С момента захвата необходимо контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению. Надо постараться запомнить все детали транспортировки с места захвата: время и скорость движения, подъемы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки.
По возможности все эти сведения надо попытаться передать тем, кто ведет переговоры с преступниками. В любом случае помните, что даже незначительная информация о «тюрьме для заложника» может оказаться полезной для его освобождения и изобличения преступников.
Надо запоминать все в заключении – расположение окон, дверей, лестниц, цвет обоев, запахи, голоса, внешность и манеры преступников. Необходимо внимательно слушать их разговоры между собой, запоминать распределение ролей, составлять в уме психологические портреты.
Известны случаи, когда похищенным людям удавалось оставлять в местах остановок условные знаки, выбрасывать предметы, записки, тем или иным способом отмечать место своего заточения. Однако делать подобные вещи следует осторожно, так как при их обнаружении преступниками неизбежно последует суровое наказание.
Человек с момента захвата всегда испытывает сильное психическое потрясение (шок), обусловленное резким переходом от фазы спокойствия к фазе стресса. Люди реагируют на это по-разному: одни парализуются страхом, другие пытаются дать отпор. Жизненно важно справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя рационально, увеличивая шансы на спасение.
При наличии знакомых лиц среди преступников отвернитесь, укройтесь, не давайте понять, что знаете их: это опасно. Не задавайте лишних вопросов, не смотрите в глаза террористам. Старайтесь не привлекать к себе внимания. Снимите яркие вещи, украшения.
Чтобы избежать сексуального насилия женщинам следует укрыть ноги и грудь, изменить свой облик к худшему, например, сознательно испачкаться. Внешняя готовность к контакту с преступниками должна сочетаться с главным правилом: помогаю не преступникам, а себе. Ведь полученная ими от заложника информация в конечном счете используется во вред ему самому и его близким.
Следует продуманно отвечать на вопросы бандитов о возможной реакции своего окружения на похищение, о сумме выкупа, о возможности удовлетворения других требований. Главная задача состоит в том, чтобы своими ответами помочь людям, стремящимся освободить заложника, а не ставить их в затруднительное положение.
В частности, аргументированное убеждение преступников в нереальности тех или иных требований может способствовать разрешению инцидента «малой кровью». В то же время недопустимо переусердствовать. Реакция бандитов на неосуществимость их замысла в сочетании с возбужденным психическим состоянием может оказаться роковой для заложника.
К тому же преступники нередко находятся под воздействием наркотиков, в состоянии алкогольного опьянения. Полезно попытаться смягчить враждебность бандитов, искать индивидуальных контактов с некоторыми из них. Можно поговорить об отдельном вознаграждении, помощи в решении личных проблем. Это необходимо, чтобы избежать физических страданий или улучшить условия содержания.
Но внешняя готовность найти общий язык с преступниками, участие в обсуждении волнующих их проблем не должны противоречить упомянутому выше главному принципу: помогать себе, а не бандитам.
Чтобы сломать заложника психологически, преступники ограничивают подвижность, доступ к информации, плохо кормят, мучают голодом и жаждой, лишают сигарет, отбирают часы, создают невыносимые условия пребывания. Поэтому сохранение психологической устойчивости – одно из важнейших условий спасения.
Здесь хороши любые приемы, отвлекающие от неприятных ощущений и переживаний, позволяющие сохранить ясность мыслей. Полезно усвоить следующие правила:
Иногда спецслужбы используют имеющиеся у них средства для прослушивания разговоров, ведущихся в помещении. Помните об этом, и в разговорах озвучивайте информацию, которая, будучи перехвачена, может быть использована сотрудниками спецслужб. Особенно важны сведения о приметах, по которым можно отличить заложника от преступника, о вооружении бандитов, их количестве, расположении внутри помещения, моральном состоянии и намерениях.
Иногда преступники сами отпускают на свободу заложника. Они отвозят его в какое-либо безлюдное место и там оставляют. Другой вариант – его бросают в запертом помещении, выход из которого требует немало времени и сил. Третий вариант – высаживают заложника на оживленной улице, после чего машину бросают, либо меняют на ней номер.
Может случиться и так, что освобождать вас будет милиция или другие спецслужбы. В этом случае надо пытаться убедить преступников, что им лучше всего сдаться: тогда они могут рассчитывать на снисхождение. Постарайтесь внушить им, что их судьба находится в прямой зависимости от вашей.
Если они пойдут или готовы на убийство, то всякие переговоры властей с ними теряют смысл. И тогда остается только штурм с применением оружия. Если начался штурм, попытайтесь прикрыть свое тело от пуль. Лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей, лицом вниз, не на прямой линии от оконных и дверных проемов. При задымлении или газовой атаке дышите через мокрую ткань (обмочите ее), любой предмет одежды.
При опасности пожара во избежание ожогов избавьтесь от синтетической одежды. Во время штурма не двигайтесь. Не берите в руки оружие бандитов: вас могут принять за преступника и выстрелить на поражение. Преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников.
Старайтесь спасти себя и только по окончании штурма сообщайте о них своим освободителям. Когда преступники и заложники выходят наружу из убежища, им всем приказывают держать руки за головой. Не следует этим возмущаться, делать резкие движения. Пока не пройдет процедура опознания, меры предосторожности необходимы.
Далее следует действовать по указанию представителей правоохранительных органов, медицинских работников и специалистов по психологической помощи.
Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму в ОО осуществляет его штатный руководитель. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением руководителя назначается один из сотрудников, обладающий опытом руководящей работы, а также лицо его дублирующее (помощник). Создается антитеррористическая рабочая группа (АРГ).
Планирование антитеррористических мероприятий осуществляется на полугодие или на квартал. В план работы включаются:
Руководитель ОО утверждает систему работы по противодействию экстремизму и терроризму, которая включает в себя:
У руководителя ОО (или у сотрудника, ответственного за антитеррористическую работу в ОО) должны быть следующие папки документов (дела):
В составе дел обязательно должны присутствовать следующие материалы (на это обращают особое внимание при проверках):
Планы действий (инструкции) по обеспечению безопасности персонала и воспитанников ОО от проявлений терроризма могут быть составлены на базе материалов данной главы. Важно понимать, что все антитеррористические меры одновременно помогают защитить ОО от иных социальных, криминальных, техногенных и даже некоторых природных опасностей и ЧС.
В условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов, возможности вовлечения учащихся в различные экстремистские, преступные организации и религиозные секты необходимо считать приоритетными следующие задачи:
Среди этих направлений наиболее актуальными являются следующие:
В целях реализации мер по усилению бдительности, обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся и сотрудников руководитель ОО должен:
Особое внимание необходимо уделить реализации следующих мероприятий:
Действия администрации ОО при проявлении фактов телефонного хулиганства (терроризма)
В кризисной ситуации сотрудники ОО должны спланировать действия в соответствии с особенностями происшествия, обеспечить психолого-педагогическую поддержку на всех этапах работы с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве (терроризме).
По закону родители (законные представители), либо психолог, либо классный руководитель должны участвовать во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохранительных органов. Это предотвращает психотравмирование учащихся.
При выявлении факта телефонного хулиганства администрации ОО рекомендуется следующий план действий:
Действия классных руководителей при самостоятельной работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве (терроризме):
Классному руководителю следует обратить особое внимание на встречающиеся ярко выраженные проблемы у школьников, нуждающихся в дополнительной помощи. Критерии для выявления учащихся, составляющих «группу риска»:
Действия педагогов ОО при работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве (терроризме):
Важно, чтобы во время этой работы учителя контролировали свои собственные эмоции, несмотря на то, что учителя сами могли быть «задеты» сложившейся ситуацией. Дети смотрят на взрослых, подражают их реакциям. Учитель, испытывающий эмоциональные трудности, может быть не лучшим примером для учеников. Если педагог не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то его должен немедленно заменить (или помочь в работе) другой преподаватель.
Порядок действий в условиях террористического акта
Обучение детей действиям в чрезвычайных ситуациях, безопасность в детских садах, школах, колледжах
Методические рекомендации по обеспечению психологической безопасности в детско-подростковой среде
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.