8660554184910567

Внедрение Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: требования и особенности организации образовательного процесса

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: получение педагогами новой компетенции, необходимой для реализации адаптированных программ начального общего образования в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования.

Объем:  72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  1. Содержание и особенности ФАОП НОО, сопутствующие нормативные документы и сроки.
  2. Принципы реализации образовательного процесса в соответствии с ФАОП НОО.

Уметь:

  1. Корректировать имеющиеся программы с учетом требований ФАОП НОО.
  2. Строить дорожную карту перехода на ФАОП НОО.

Формируемые знания и компетенции:

  • Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФАОП НОО.
  • Навыки построения дорожной карты перехода на ФАОП НОО в соответствии с законодательством.
  • Навыки корректировки имеющихся программ с учетом обновленных требований.

Программа

Занятие 1. Общие нормативные положения о ФАОП НОО

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП НОО) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – АООП НОО) и отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

ФАОП НОО понадобится, чтобы разработать АООП НОО для учеников с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Федеральная программа имеет несколько вариантов для восьми нозологий:

  • для глухих учащихся – четыре варианта (1.1 – 1.4);
  • для слабослышащих и позднооглохших учащихся – три варианта (2.1 – 2.3);
  • для слепых учащихся – четыре варианта (3.1 – 3.4);
  • для слабовидящих учащихся – три варианта (4.1 – 4.3);
  • для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – два варианта (5.1, 5.2);
  • для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – четыре варианта (6.1 – 6.4);
  • для учащихся с задержкой психического развития – два варианта (7.1, 7.2);
  • для учащихся с расстройствами аутистического спектра – четыре варианта (8.1 – 8.4).

Каждый вариант ФАОП НОО состоит из целевого, содержательного, организационного разделов, включающих следующие документы:

  • федеральный учебный план;
  • федеральный календарный учебный график;
  • федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), иных компонентов;
  • федеральную рабочую программу воспитания;
  • федеральный календарный план воспитательной работы.

Эта учебно-методическая документация определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня НОО и планируемые результаты освоения образовательной программы.

Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ФАОП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации.

Занятие 2. ФАОП НОО для глухих обучающихся

ФАОП НОО для глухих обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.

Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО для глухих обучающихся:

  • вариант 1.1 – АООП НОО для глухих обучающихся;
  • вариант 1.2 – АООП НОО для глухих обучающихся;
  • вариант 1.3 – АООП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • вариант 1.4 – АООП НОО для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Вариант 1.1Вариант 1.2Вариант 1.3Вариант 1.4
Цели
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей глухих обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Развитие у обучающихся необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Образование глухих обучающихся связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально-бытовой ориентировки, со способностью использовать сформированные умения и навыки в повседневной жизни.

Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для глухих обучающихся, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.Смыслом образования является индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого глухого обучающегося с выраженной умственной отсталостью пределах.
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития.Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО.
Участие (обеспечение участия) педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Выявление и развитие способностей обучающихся.
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции.
Развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, её произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в общество.
Целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (устной и письменной), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в общество.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).

Занятие 3. ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.

Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся:

  • вариант 2.1 – АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • вариант 2.2 – АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • вариант 2.3 – АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 2.1Вариант 2.2Вариант 2.3
Цели
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Выявление и развитие способностей обучающихся.
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития.Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с ОВЗ.
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды.
Целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (в устной и письменной формах), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в общество.
Развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, её произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в общество.
Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО для обучающихся с нарушениями слуха с легкой умственной отсталостью.
Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции.
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).

Занятие 4. ФАОП НОО для слепых обучающихся

ФАОП НОО для слепых обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.

Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО слепых обучающихся:

  • вариант 3.1 – АООП НОО для слепых обучающихся;
  • вариант 3.2 – АООП НОО для слепых обучающихся;
  • вариант 3.3 – АООП НОО для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • вариант 3.4 – АООП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Вариант 3.1Вариант 3.2Вариант 3.3Вариант 3.4
Цели
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Выполнение требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.Создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение получения качественного НОО обучающимися, имеющими сочетание слепоты с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками. На основе данного варианта АООП НОО образовательная организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Выявление и развитие способностей обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.Содействие максимально возможному достижению планируемых результатов освоения АООП НОО (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся).
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития.Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.Личностное развитие обучающихся.«Обеспечение личностного развития слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), нравственное развитие,
сохранение и укрепление здоровья.»
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; преемственности начального общего и основного общего образования.
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды.
Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО слепых обучающихся.
Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции.Осуществление коррекционной работы, обеспечивающей социальную адаптацию обучающегося и профилактику возникновения вторичных нарушений развития.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.Использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции, современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.Предоставление обучающимся с интеллектуальной недостаточностью возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).

Занятие 5. ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся

ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.

Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО слабовидящих обучающихся:

  • вариант 4.1 – АООП НОО для слабовидящих обучающихся;
  • вариант 4.2 – АООП НОО для слабовидящих обучающихся;
  • вариант 4.3 – АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 4.1Вариант 4.2Вариант 4.3
Цели
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения АООП, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся.
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития.Личностное и интеллектуальное развитие слабовидящих обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.Удовлетворение особых образовательных потребностей  обучающихся.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

Использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции.

Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды.
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.Предоставление слабовидящим обучающимся возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.Предоставление слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО.
Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции.

Занятие 6. ФАОП НОО для обучающихся с ТНР

ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФАОП для обучающихся с ТНР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.

В основу формирования ФАОП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы:

  • принципы государственной политики Российской Федерации в области образования: гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
  • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
  • принцип целостности содержания образования: содержание образования едино, в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие предметной области;
  • принцип направленности на формирование деятельности обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
  • принцип сотрудничества с семьей.
Вариант 5.1Вариант 5.2
Цели
Формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации с ТНР, достигшего возраста 6,5-7 лет, на получение качественного образования, включающего обучение, коррекцию, развитие и воспитание каждого обучающегося.

2. Организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования обучающихся с ТНР, отраженных в обновленном ФГОС НОО.

3. Создание условий для свободного развития каждого обучающегося младшего школьного возраста с ТНР с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального адаптированного общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с различной формой, структурой и степенью выраженности речевого недоразвития или для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогических работников.

4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить свое педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива.

Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его речевого и психического развития и состояния здоровья.
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
Достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися с ТНР.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Выявление и развитие способностей обучающихся с ТНР через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности.
Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности с учетом возможностей обучающихся с ТНР.
Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Предоставление обучающимся с ТНР возможности для эффективной самостоятельной работы с учетом динамики коррекционной работы.
Включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).

Занятие 7. ФАОП НОО для обучающихся с НОДА

ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО обучающихся с НОДА:

  • вариант 6.1 – АООП НОО для обучающихся с НОДА;
  • вариант 6.2 – АООП НОО для обучающихся с НОДА;
  • вариант 6.3 – АООП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • вариант 6.4 – АООП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Вариант 6.1Вариант 6.2Вариант 6.3Вариант 6.4
Цели
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.Цели и практические задачи учебных предметов основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.Создание условий, обеспечивающих обучающемуся с НОДА достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

ФАОП НОО для обучающихся с НОДА данного варианта предполагает, что обучающийся с НОДА и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения.

Реализация ФАОП НОО предусматривает создание условий, учитывающих общие и особые образовательные потребности и индивидуальные особенности обучающихся.

Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития.Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с НОДА.
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.Удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у обучающихся с НОДА.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.Предоставление обучающимся с НОДА возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды.
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции.
Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО для обучающихся с НОДА.

Занятие 8. ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР

ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО для обучающихся с ЗПР:

  • вариант 7.1 – АООП НОО для обучающихся с ЗПР;
  • вариант 7.2 – АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Вариант 7.1Вариант 7.2
Цели
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО обучающимися с ЗПР, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО обучающимися c ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития.
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности, проведение спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведение спортивных, творческих и других соревнований.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы.
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР на освоение ими ФАОП НОО.

Занятие 9. ФАОП НОО для обучающихся с РАС

ФАОП НОО для обучающихся с расстройством аутистического спектра предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.

Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП начального общего образования обучающихся с РАС:

  • вариант 8.1 – АООП НОО для обучающихся с РАС;
  • вариант 8.2 – АООП НОО для обучающихся с РАС;
  • вариант 8.3 – АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • вариант 8.4 – АООП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Вариант 8.1Вариант 8.2Вариант 8.3Вариант 8.4
Цели
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с РАС посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Развитие у обучающихся необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Образование обучающихся с РАС связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально-бытовой ориентировки, со способностью использовать сформированные умения и навыки в повседневной жизни.

Задачи
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Смыслом образования такого обучающегося является индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося с РАС с выраженной умственной отсталостью пределах.

Требуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся пределах.

Выявление и развитие способностей обучающихся.
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.Создание условий, обеспечивающих обучающемуся с РАС достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития.Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.Удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у обучающихся с РАС.
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.Предоставление обучающимся с РАС возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды.
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО для обучающихся с РАС.
Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции.

Занятие 10. Разработка СИПР

Специальная индивидуальная программа развития (далее – СИПР) – документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенном уровне образования.

В соответствии со ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС образования обучающихся с ОВЗ разработка и утверждение СИПР обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения.

Назначение СИПР заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребенка по АОП определенного уровня образования и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

СИПР разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и ориентирована на образование обучающихся с ОВЗ с учетом уровня их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

Целью реализации СИПР является включение обучающихся с ОВЗ в жизнь общества через индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение самостоятельности в доступных для ребенка пределах в решении повседневных жизненных задач.

Этапы разработки и реализации СИПР

  1. Диагностический период (1 месяц со дня прибытия).
  2. Оценка развития ребенка.
  3. Проведение ПМПк по результатам обследования:
    • принятие решения о необходимости составления СИПР;
    • обсуждение актуального развития обучающегося, необходимости разработки ИУП, определение содержательной линии;
    • определение временных границ освоения СИПР.
  1. Составление СИПР экспертной комиссией, оформление протокола.
  2. Согласование с родителями.
  3. Принятие педагогическим советом и утверждение приказом директора учреждения.
  4. Реализация СИПР.
  5. Оценка уровня сформированности действий/операций, определенного СИПР:
    • по итогам полугодия в случае необходимости вносятся изменения;
    • по итогам учебного года – составление характеристики с определением основных задач на новый учебный год.
  1. Принятие педагогическим советом решения о переводе обучающегося на следующую ступень обучения.
  2. Направление информационного письма о результатах обучения родителям.

Занятие 11. Варианты обучения детей с ОВЗ

В соответствии со статьей 34 Закона «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на:

  • «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (п. 1);
  • «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (п. 2);
  • «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (п. 15).

При этом дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, существует четыре варианта образовательных Программ – A, B, C, D.

Вариант А – уровень развития ребенка близок к возрастной норме

Среда обученияНормально развивающиеся сверстники
Конечный результат усвоения содержания образованияСопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников
Сроки обученияСовпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей
Вид программыООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план
Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ.

Вариант В – на начало обучения у ребенка очевидны задержки развития

Среда обученияСверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы
Конечный результат усвоения содержания образованияСопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников
Сроки обучения Пролонгированы
Вид программыАдаптированные образовательные программы
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

Вариант С – выраженные нарушения развития

Среда обученияСовместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях
Конечный результат усвоения содержания образованияОбразование по конечному результату несопоставимо с образованием нормально развивающихся сверстников
Сроки обучения Пролонгированы
Вид программыАдаптированные образовательные программы
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

Вариант D – значительные, комплексные нарушения развития

Среда обученияСовместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания
Конечный результат усвоения содержания образованияУровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося
Сроки обучения Пролонгированы
Вид программыИндивидуальные специальные образовательные программы
ФГОС для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной.

Согласно Закону «Об образовании в РФ», дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

  • специального (коррекционного) образования;
  • инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с
    нормальными детьми);
  • в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
  • в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
  • в условиях домашнего (семейного) образования.

Занятие 12. Рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ

Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования (далее – Программа), служит основой для разработки рабочей программы воспитания основной образовательной программы образовательной организации. Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.

Программа:

  • предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности;
  • разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);
  • реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
  • предусматривает приобщение обучающихся с ОВЗ к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.

Цели воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации:

  • создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения памяти защитников Отечества и подвигов Героев Отечества, закона и правопорядка, человека труда и старшего поколения, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации:

  • усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, опыта применения полученных знаний;
  • достижение личностных результатов освоения АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Личностные результаты освоения обучающимися АООП НОО включают:

  • осознание российской гражданской идентичности;
  • сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Занятие 13. Разработка рабочей программы воспитания

Рабочая программа воспитания, ориентированная на особые образовательные потребности школьников с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам, разрабатывается образовательной организацией в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами.

Воспитательный процесс и воспитательная работа в образовательной организации должны представлять собой единую слаженную систему. Если образовательная организация реализует несколько адаптированных основных образовательных программ, корректно разработать одну программу воспитания, описывающую реальную воспитательную деятельность в школе, специфику образовательной среды, опирающуюся на традиции, способы работы, региональные особенности, ресурсы и др. Затем на основе инвариантной рабочей программы воспитания и единого календарного плана воспитательной работы спроектировать остальные рабочие программы воспитания с учетом требований варианта АООП, особых образовательных потребностей обучающихся. При оформлении программы требуется указать, что рабочие программы воспитания согласованы между собой.

Существующий раздел адаптированных основных образовательных программ, а именно «Программу духовно-нравственного развития, воспитания», необходимо извлечь из общего корпуса документа, проанализировать на предмет актуальности и соответствия требованиям закона. По возможности взять за содержательную основу при разработке рабочей программы воспитания конкретной организации.

Рабочая программа воспитания включается в содержательный раздел адаптированной основной образовательной программы, а календарный план воспитательной работы – в организационный.

Рабочая программа воспитания является компонентом адаптированной основной образовательной программы, следовательно, разрабатывается и утверждается один раз на весь уровень образования: начальное общее, основное общее, среднее общее. В случае пролонгации адаптированной основной образовательной программы на уровне начального общего или основного общего образования рабочая программа воспитания аналогично пролонгируется, а календарный план воспитательной работы разрабатывается и утверждается на каждый учебный год.

Порядок разработки рабочей программы воспитания

На первом этапе администрация образовательной организации изучает нормативные и содержательные требования, делает подборку актуальных документов федерального, ведомственного и регионального уровней, описывающих характеристики внутренней школьной документации в части воспитания, а также готовит выдержки из соответствующих методических пособий или рекомендаций.

На втором этапе внутренним приказом образовательной организации формируется рабочая группа, включающая сотрудников образовательной организации, педагогических работников, которые будут нести ответственность за согласование компонентов рабочей программы воспитания, её содержание, ресурсное обеспечение.

Рекомендуется заранее обсудить участие в рабочей группе представителей психолого-педагогического консилиума школы, совместно с председателем консилиума подготовить предварительный перечень направлений совместной работы (например, взаимодействие с родителями, специфику решения воспитательных задач в условиях коррекционно-развивающих занятий, подходы к фиксации и оцениванию образовательной динамики в части воспитания и др.). Это условие особенно актуально в случае, если школа не является отдельной (специальной коррекционной) организацией, реализующей адаптированные образовательные программы.

На этом же этапе проводится первое рабочее совещание по вопросу конструирования рабочей программы воспитания, распределяются конкретные виды обязанностей, назначаются ответственные, выбирается куратор (координатор) данного направления. Администрация знакомит представителей рабочей группы с нормативными требованиями, сроками оформления программы, перспективами профессионального развития в этой связи и способами служебного поощрения. В случае, если в школе реализуются разные варианты АООП, выбираются ответственные за формирование рабочей программы воспитания в рамках каждой из АООП.

На третьем этапе рабочая группа организует внутренний семинар по анализу актуального состояния воспитательной деятельности в школе. При подготовке семинара рекомендуется распределить направления анализа, его аспекты между всеми участниками или микрогруппами педагогических работников. Сам семинар рекомендуется организовать на основе активных деятельностных технологий, включенной дискуссии специалистов. Основное внимание необходимо уделить следующим вопросам:

  • особым образовательным потребностям обучающихся в части воспитания;
  • направлениям воспитательной работы, уже существующим в школе, и тем,
    которые целесообразно развивать;
  • выявленным проблемам в организации воспитательной деятельности школы,
    потенциальным способам решения;
  • необходимому ресурсному обеспечению.

Отдельно рекомендуется принять решение о привлечении к разработке и реализации рабочей программы воспитания сетевых партнеров, представителей родительских сообществ, ученических советов школы (при наличии). В случае нескольких разрабатываемых рабочих программ воспитания, каждая из которых является частью варианта АООП, ответственные за каждую программу обсуждают её специфику, компоненты, которые согласуются с инвариантной рабочей программой воспитания школы, и компоненты, которые являются специфичными для данной категории обучающихся.

На четвертом этапе рабочая группа организует расширенный педагогический совет, на котором будет представлен результат проведенного анализа, предложены ключевые направления воспитательной деятельности, рассмотрено содержательное наполнение инвариантных модулей, утверждены вариативные модули воспитания, которые будут отражены в рабочей программе воспитания.

В первую очередь педагогическим работникам будет разъяснена суть требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Здесь же необходимо уточнить, кто из педагогических работников должен внести изменения в собственную рабочую документацию, чьи планы воспитательной работы лягут в основу общего календарного плана воспитательной работы школы и его вариантов, согласно реализуемым АООП. А также обсудить и утвердить расширенный список разработчиков программы воспитания, который может включать представителей сетевых партнеров, советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительных органов обучающихся (при их наличии). Рекомендуется учесть специфику контингента обучающихся, перспективные сотрудничества в системе воспитательной работы с профильными сообществами: семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп; с профессиональными сообществами и общественными объединениями лиц с инвалидностью.

На пятом этапе педагогические работники, включенные в расширенный список разработчиков рабочей программы воспитания, самостоятельно формируют собственные планы воспитательной работы, которые могут быть ориентированы на разные уровни включения детей в воспитательную работу, а именно:

  • на всех обучающихся школы;
  • на отдельные группы или классы;
  • направлены индивидуально.

Например:

  1. Педагог-организатор заранее формирует план общешкольных мероприятий, связанных с ценностно-значимыми датами, событиями, традициями, принятыми в среде школы.
  2. Классный руководитель составляет собственный план воспитательной работы, учитывающий интересы, потребности и склонности обучающихся конкретного класса или учебной группы.
  3. Педагог-библиотекарь разрабатывает план поддержки и популяризации детского чтения, который может представлять собой сочетание общешкольных, микрогрупповых и индивидуальных мероприятий.
  4. Учителя-предметники дорабатывают собственные учебные программы с учетом программы воспитания, конкретных направлений и модулей.
  5. Педагоги коррекционно-развивающего профиля, логопеды, дефектологи учитывают тематику модулей при планировании собственных коррекционных курсов и занятий, равно как и социальный педагог, педагог-психолог и другие педагогические работники.

Необходимо продумать реальные подходы, способы, методики и технологии включения в воспитательную деятельность всех категорий обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей в части воспитания и реальных возможностей вовлечения. Например, школьников, обучение которых по объективным причинам организовано на дому или на территории медицинского стационара. В таких случаях рекомендуется максимально задействовать ресурс внеурочной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования, использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; взаимодействие с родителями (законными представителями) и отразить специфику реализации этого направления в рабочей программе воспитания. К этой же категории относятся дети, обучение которых организовано в очно-заочной форме или в индивидуальном учебном плане которых сочетаются формы получения образования и формы обучения.

На шестом этапе куратор (координатор) и представители рабочей группы по конструированию рабочей программы воспитания:

  • оформляют рабочую программу воспитания в виде документа;
  • собирают планы воспитательной работы у педагогических работников, на их основании формируют общий календарный план воспитательной работы образовательной организации на один учебный год.

Как указывается в методических рекомендациях «О разработке рабочей программы воспитания» (Москва, 2020), рабочая программа воспитания как документ должна включать в себя четыре основных раздела:

  1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
  2. Цель и задачи воспитания.
  3. Виды, формы и содержание деятельности.
  4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а не общие рассуждения о воспитании. В рамках конструирования рабочей программы воспитания для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по АООП, в каждый из утвержденных четырех разделов должна быть внесена дополнительная информация.

Занятие 14. Календарный план воспитательной работы ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ

Календарный план воспитательной работы (далее – План) разрабатывается в свободной форме с указанием:

  • содержания дел, событий, мероприятий;
  • участвующих классов или иных групп обучающихся;
  • сроков, в том числе сроков подготовки;
  • ответственных лиц.

При разработке плана учитываются:

  • индивидуальные планы классных руководителей;
  • рабочие программы учителей по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
  • план, рабочие программы учебных курсов, занятий внеурочной деятельности;
  • планы органов самоуправления в образовательной организации, ученического самоуправления, взаимодействия с социальными партнерами, согласно договорам, соглашениям с ними;
  • планы работы психологической службы или педагога-психолога, социальных педагогов и другая документация, которая должна соответствовать содержанию плана.

Календарный план воспитательной работы организации на учебный год обязательно должен включать:

  • урочную деятельность;
  • внеурочную деятельность;
  • классное руководство;
  • основные школьные дела;
  • внешкольные мероприятия;
  • организацию предметно-пространственной среды;
  • взаимодействие с родителями;
  • самоуправление;
  • профилактику и безопасность;
  • социальное партнерство;
  • профориентацию.

Также календарный план воспитательной работы включает перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами образовательной организации.

Сентябрь:

  • 1 сентября: День знаний;
  • 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом.

Октябрь:

  • 1 октября: Международный день пожилых людей;
  • 4 октября: День защиты животных;
  • 5 октября: День учителя;
  • третье воскресенье октября: День отца;
  • 30 октября: День памяти жертв политических репрессий.

Ноябрь:

  • 4 ноября: День народного единства.

Декабрь:

  • 3 декабря: Международный день инвалидов;
  • 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
  • 6 декабря: День Александра Невского;
  • 9 декабря: День Героев Отечества;
  • 10 декабря: День прав человека;
  • 12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
  • 27 декабря: День спасателя.

Январь:

  • 1 января: Новый год;
  • 7 января: Рождество Христово;
  • 25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
  • 27 января: День снятия блокады Ленинграда.

Февраль:

  • 2 февраля: День воинской славы России (День разгрома Красной Армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве);
  • 8 февраля: День российской науки;
  • 21 февраля: Международный день родного языка;
  • 23 февраля: День защитника Отечества.

Март:

  • 8 марта: Международный женский день;
  • 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.

Апрель:

  • 12 апреля: День космонавтики.

Май:

  • 1 мая: Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая: День Победы;
  • 24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь:

  • 1 июня: Международный день защиты детей;
  • 5 июня: День эколога;
  • 6 июня: Пушкинский день России, День русского языка;
  • 12 июня: День России;
  • 22 июня: День памяти и скорби;
  • 27 июня: День молодежи.

Июль:

  • 8 июля: День семьи, любви и верности.

Август:

  • 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
  • 23 августа: День воинской славы России (День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве).

Занятие 15. Дорожная карта перехода на ФАОП НОО

План действий

I. Информационно-аналитический этап.

  1. Прочитать текст построчно.
  2. Выделить смысловые блоки.
  3. Проанализировать преемственность задач (по возрастным группам) и их интеграцию (по образовательным областям).
  4. Сравнить имеющуюся адаптированную программу и Федеральную образовательную программу.
  5. Определить, какие разделы нуждаются в корректировке.
  6. Определить, потребуется ли новая программа.
  7. Составить индивидуальный план действий.

II. Этап разработки новой структуры АОП.

  1. Включение «коллективного разума», создание рабочей группы перехода на ФАОП НОО.
  2. Отбор эффективных методик и технологий.
  3. Внесение изменений или разработка новой программы.

III. Защита или «общественная приемка» проекта программы.

IV. Утверждение новой (скорректированной) адаптированной образовательной программы в ОО (до 31 августа 2023 года).

V. Закупка методических и дидактических материалов.

Дорожная карта образовательной организации по ознакомлению и введению ФАОП НОО

Цель разработки дорожной карты ОО – ознакомление педагогического состава с содержанием ФАОП НОО, подготовка и реализация перехода на работу по ФАОП НОО.

Структурные элементы дорожной карты:

  • Титульный лист.
  • Основные мероприятия.
  • Стандартные процедуры.
  • Сроки исполнения.
  • Ожидаемый результат.
  • Группа ответственных за исполнение.

Шаблон таблицы дорожной карты ОО по ознакомлению и введению ФАОП НОО

№ п/пНаименование мероприятия, процедурыСроки исполненияОжидаемый результат Ответственный
     

Рекомендуемые этапы и процедуры дорожной карты ОО:

I. Создание организационно-управленческих условий для ознакомления и внедрения ФАОП НОО

  1. Создание рабочей группы по ознакомлению и подготовке внедрения ФАОП НОО.
  2. Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по ознакомлению с Проектом ФАОП НОО.
  3. Ознакомление коллектива с Приказом Минобразования о внедрении ФАОП НОО и Проектом.
  4. Подготовка презентации по Федеральной адаптированной образовательной программе НОО для показа на педагогическом совете.
  5. Предварительный анализ ресурсного обеспечения ФАОП НОО.
  6. Разработка плана методического сопровождения введения ФАОП НОО.
  7. Организация изучения, анализа и обсуждения членами Рабочей группы содержания Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования.
  8. Организация педагогического совета с целью ознакомления всего педагогического коллектива с Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования.
  9. Организация методических совещаний, педагогических часов по изучению и проектированию ФАОП НОО.
  10. Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФАОП НОО.
  11. Организация работы по созданию адаптированной образовательной программы НОО в соответствии с ФАОП НОО.
  12. Обсуждение и утверждение адаптированной образовательной программы ОО.
  13. Обсуждение и утверждение рабочих программ педагогов ОО.
  14. Разработка и утверждение календарно-тематических планов педагогических работников на 2023-2024 учебный год.
  15. Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам педагогического сопровождения введения ФАОП НОО.
  16. Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ОО.
  17. Мониторинг введения ФАОП НОО.

II. Кадровое обеспечение внедрения ФАОП НОО

  1. Создание условий для прохождения педагогами курсов повышения квалификации по вопросам перехода на ФАОП НОО.
  2. Организация консультаций для педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФАОП НОО.
  3. Консультации специалистов ОО по вопросу Федеральной образовательной программы начального общего образования.
  4. Создание банка методических материалов по ФАОП НОО (содержание, традиции ОО, региональный компонент, педагогические технологии, методы, средства, дидактический материал, верифицированные сервисы, диагностические материалы).
  5. Создание творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФАОП НОО.

III. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФАОП НОО

  1. Проведение диагностики готовности ОО к введению ФАОП НОО.
  2. Обеспечение обновления ОО в соответствии с требованиями ФАОП НОО к минимальной оснащенности учебного процесса.
  3. Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации АОП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ОО.
  4. Обеспечение ОО печатными и электронными образовательными ресурсами АОП.
  5. Обеспечение педагогическим работникам, переходящим на ФАОП НОО, доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
  6. Создание на странице официального сайта ОО баннера, подраздела «ФАОП НОО» с методическими материалами.
  7. Создание банка полезных ссылок, сервисов.

IV. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФАОП НОО

  1. Скоростное подключение к интернету.
  2. Размещение на сайте ОО информации о введении ФАОП НОО.
  3. Обновление технических средств обучения, программного обеспечения.
  4. Проведение родительских собраний по ознакомлению с ФАОП НОО.
  5. Обеспечение публичной отчетности ОО о ходе и результатах введения ФАОП НОО.

Итоговое тестирование

ФАОП НОО предназначена для:
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с:
ФАОП НОО не включает раздел:
Учебно-методическая документация ФАОП НОО определяет:
Федеральная программа включает варианты для следующих нозологических групп обучающихся:
Цель реализации ФАОП НОО для глухих обучающихся:
ИПРА – это:
Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Верно ли это утверждение?
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с:
«Создать условия для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» – это:

 

Корзина