В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: получение педагогами новой компетенции, необходимой для реализации адаптированных программ начального общего образования в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования.
Объем: 72 часа.
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП НОО) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – АООП НОО) и отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
ФАОП НОО понадобится, чтобы разработать АООП НОО для учеников с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Федеральная программа имеет несколько вариантов для восьми нозологий:
Каждый вариант ФАОП НОО состоит из целевого, содержательного, организационного разделов, включающих следующие документы:
Эта учебно-методическая документация определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня НОО и планируемые результаты освоения образовательной программы.
Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ФАОП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации.
ФАОП НОО для глухих обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО для глухих обучающихся:
Вариант 1.1 | Вариант 1.2 | Вариант 1.3 | Вариант 1.4 |
Цели | |||
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей глухих обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Развитие у обучающихся необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Образование глухих обучающихся связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально-бытовой ориентировки, со способностью использовать сформированные умения и навыки в повседневной жизни. |
Задачи | |||
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | |||
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для глухих обучающихся, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. | Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. | Смыслом образования является индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого глухого обучающегося с выраженной умственной отсталостью пределах. | |
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития. | Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. | ||
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. | Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся. | ||
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. | Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО. | ||
Участие (обеспечение участия) педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | |||
Выявление и развитие способностей обучающихся. | |||
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. | Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции. | ||
— | Развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, её произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в общество. | ||
— | Целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (устной и письменной), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в общество. | ||
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | — | ||
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. | — | ||
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — |
ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся:
Вариант 2.1 | Вариант 2.2 | Вариант 2.3 |
Цели | ||
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | ||
Задачи | ||
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | ||
Выявление и развитие способностей обучающихся. | ||
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития. | Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с ОВЗ. | |
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. | — | |
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды. | |
— | Целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи (в устной и письменной формах), речевого поведения в условиях специально педагогически созданной в образовательной организации слухоречевой среды как важнейшего условия более полноценного формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в общество. | |
— | Развитие у обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, её произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в общество. | |
— | Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО для обучающихся с нарушениями слуха с легкой умственной отсталостью. | |
— | Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции. | |
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. | — | |
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. | — | |
— | Удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабослышащих и позднооглохших обучающихся. | |
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. | Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. | |
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | — | |
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. | — | |
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — |
ФАОП НОО для слепых обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО слепых обучающихся:
Вариант 3.1 | Вариант 3.2 | Вариант 3.3 | Вариант 3.4 |
Цели | |||
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Выполнение требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции. | Создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение получения качественного НОО обучающимися, имеющими сочетание слепоты с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками. На основе данного варианта АООП НОО образовательная организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. |
Задачи | |||
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | |||
Выявление и развитие способностей обучающихся. | |||
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. | Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. | Содействие максимально возможному достижению планируемых результатов освоения АООП НОО (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся). | |
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития. | Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. | Личностное развитие обучающихся. | «Обеспечение личностного развития слепого обучающегося с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР), нравственное развитие, сохранение и укрепление здоровья.» |
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. | Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся. | — | |
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; преемственности начального общего и основного общего образования. | — | — | — |
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды. | — | |
— | Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО слепых обучающихся. | — | |
— | Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции. | Осуществление коррекционной работы, обеспечивающей социальную адаптацию обучающегося и профилактику возникновения вторичных нарушений развития. | |
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | Использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции, современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей. | — | |
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. | Предоставление обучающимся с интеллектуальной недостаточностью возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. | — | |
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — | — | — |
ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО слабовидящих обучающихся:
Вариант 4.1 | Вариант 4.2 | Вариант 4.3 |
Цели | ||
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения АООП, обеспечение социальной адаптации и интеграции. |
Задачи | ||
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | ||
Выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся. | ||
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития. | Личностное и интеллектуальное развитие слабовидящих обучающихся. | |
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. | Создание условий, обеспечивающих обучающемуся достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. | |
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. | Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся. | |
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей. Использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции. | |
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды. | |
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. | Предоставление слабовидящим обучающимся возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. | Предоставление слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. |
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. | — | — |
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. | — | — |
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — | — |
— | Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО. | |
— | Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции. |
ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФАОП для обучающихся с ТНР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.
В основу формирования ФАОП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
Вариант 5.1 | Вариант 5.2 |
Цели | |
Формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. | 1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации с ТНР, достигшего возраста 6,5-7 лет, на получение качественного образования, включающего обучение, коррекцию, развитие и воспитание каждого обучающегося. 2. Организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования обучающихся с ТНР, отраженных в обновленном ФГОС НОО. 3. Создание условий для свободного развития каждого обучающегося младшего школьного возраста с ТНР с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального адаптированного общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с различной формой, структурой и степенью выраженности речевого недоразвития или для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогических работников. 4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить свое педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива. |
Задачи | |
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | |
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его речевого и психического развития и состояния здоровья. | — |
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. | — |
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. | — |
Достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися с ТНР. | — |
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. | — |
Выявление и развитие способностей обучающихся с ТНР через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности. | — |
Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности с учетом возможностей обучающихся с ТНР. | — |
Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | — |
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | — |
Предоставление обучающимся с ТНР возможности для эффективной самостоятельной работы с учетом динамики коррекционной работы. | — |
Включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — |
ФАОП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО обучающихся с НОДА:
Вариант 6.1 | Вариант 6.2 | Вариант 6.3 | Вариант 6.4 |
Цели | |||
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями. | Цели и практические задачи учебных предметов основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. | |
Задачи | |||
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | — | ||
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. | Создание условий, обеспечивающих обучающемуся с НОДА достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. | ФАОП НОО для обучающихся с НОДА данного варианта предполагает, что обучающийся с НОДА и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения. Реализация ФАОП НОО предусматривает создание условий, учитывающих общие и особые образовательные потребности и индивидуальные особенности обучающихся. | |
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития. | Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с НОДА. | ||
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. | Удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у обучающихся с НОДА. | ||
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. | — | ||
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. | — | ||
Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся. | |||
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей. | ||
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. | Предоставление обучающимся с НОДА возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. | ||
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды. | ||
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — | ||
— | Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции. | ||
— | Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО для обучающихся с НОДА. |
ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО для обучающихся с ЗПР:
Вариант 7.1 | Вариант 7.2 |
Цели | |
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | |
Задачи | |
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | |
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО обучающимися с ЗПР, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. | Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО обучающимися c ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. |
Становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития. | — |
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. | |
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. | |
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. | |
Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности, проведение спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведение спортивных, творческих и других соревнований. | |
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | |
Предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы. | — |
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | |
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — |
— | Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР на освоение ими ФАОП НОО. |
ФАОП НОО для обучающихся с расстройством аутистического спектра предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает вариант конкретизации требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к этому уровню общего образования.
Данная учебно-методическая документация позволяет образовательной организации разработать следующие варианты АООП начального общего образования обучающихся с РАС:
Вариант 8.1 | Вариант 8.2 | Вариант 8.3 | Вариант 8.4 |
Цели | |||
Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с РАС посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. | Развитие у обучающихся необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Образование обучающихся с РАС связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально-бытовой ориентировки, со способностью использовать сформированные умения и навыки в повседневной жизни. |
Задачи | |||
Формирование общей культуры; духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. | Смыслом образования такого обучающегося является индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося с РАС с выраженной умственной отсталостью пределах. Требуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся пределах. | ||
Выявление и развитие способностей обучающихся. | |||
Достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья. | Создание условий, обеспечивающих обучающемуся с РАС достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. | ||
Становление и развитие личности обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития. | Личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. | ||
Создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. | Удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у обучающихся с РАС. | ||
Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. | — | — | |
Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. | — | — | |
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. | Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей. | — | |
Предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы. | Предоставление обучающимся с РАС возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области. | — | |
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. | Обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды. | ||
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города). | — | — | |
— | Минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими АООП НОО для обучающихся с РАС. | ||
— | Оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции. |
Специальная индивидуальная программа развития (далее – СИПР) – документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенном уровне образования.
В соответствии со ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС образования обучающихся с ОВЗ разработка и утверждение СИПР обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения.
Назначение СИПР заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребенка по АОП определенного уровня образования и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
СИПР разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и ориентирована на образование обучающихся с ОВЗ с учетом уровня их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.
Целью реализации СИПР является включение обучающихся с ОВЗ в жизнь общества через индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение самостоятельности в доступных для ребенка пределах в решении повседневных жизненных задач.
В соответствии со статьей 34 Закона «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на:
При этом дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, существует четыре варианта образовательных Программ – A, B, C, D.
Среда обучения | Нормально развивающиеся сверстники |
Конечный результат усвоения содержания образования | Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей |
Вид программы | ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план |
Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ. |
Среда обучения | Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы |
Конечный результат усвоения содержания образования | Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Адаптированные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. |
Среда обучения | Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях |
Конечный результат усвоения содержания образования | Образование по конечному результату несопоставимо с образованием нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Адаптированные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. |
Среда обучения | Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания |
Конечный результат усвоения содержания образования | Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Индивидуальные специальные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной. |
Согласно Закону «Об образовании в РФ», дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования (далее – Программа), служит основой для разработки рабочей программы воспитания основной образовательной программы образовательной организации. Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа:
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Цели воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации:
Задачи воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации:
Личностные результаты освоения обучающимися АООП НОО включают:
Рабочая программа воспитания, ориентированная на особые образовательные потребности школьников с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам, разрабатывается образовательной организацией в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами.
Воспитательный процесс и воспитательная работа в образовательной организации должны представлять собой единую слаженную систему. Если образовательная организация реализует несколько адаптированных основных образовательных программ, корректно разработать одну программу воспитания, описывающую реальную воспитательную деятельность в школе, специфику образовательной среды, опирающуюся на традиции, способы работы, региональные особенности, ресурсы и др. Затем на основе инвариантной рабочей программы воспитания и единого календарного плана воспитательной работы спроектировать остальные рабочие программы воспитания с учетом требований варианта АООП, особых образовательных потребностей обучающихся. При оформлении программы требуется указать, что рабочие программы воспитания согласованы между собой.
Существующий раздел адаптированных основных образовательных программ, а именно «Программу духовно-нравственного развития, воспитания», необходимо извлечь из общего корпуса документа, проанализировать на предмет актуальности и соответствия требованиям закона. По возможности взять за содержательную основу при разработке рабочей программы воспитания конкретной организации.
Рабочая программа воспитания включается в содержательный раздел адаптированной основной образовательной программы, а календарный план воспитательной работы – в организационный.
Рабочая программа воспитания является компонентом адаптированной основной образовательной программы, следовательно, разрабатывается и утверждается один раз на весь уровень образования: начальное общее, основное общее, среднее общее. В случае пролонгации адаптированной основной образовательной программы на уровне начального общего или основного общего образования рабочая программа воспитания аналогично пролонгируется, а календарный план воспитательной работы разрабатывается и утверждается на каждый учебный год.
На первом этапе администрация образовательной организации изучает нормативные и содержательные требования, делает подборку актуальных документов федерального, ведомственного и регионального уровней, описывающих характеристики внутренней школьной документации в части воспитания, а также готовит выдержки из соответствующих методических пособий или рекомендаций.
На втором этапе внутренним приказом образовательной организации формируется рабочая группа, включающая сотрудников образовательной организации, педагогических работников, которые будут нести ответственность за согласование компонентов рабочей программы воспитания, её содержание, ресурсное обеспечение.
Рекомендуется заранее обсудить участие в рабочей группе представителей психолого-педагогического консилиума школы, совместно с председателем консилиума подготовить предварительный перечень направлений совместной работы (например, взаимодействие с родителями, специфику решения воспитательных задач в условиях коррекционно-развивающих занятий, подходы к фиксации и оцениванию образовательной динамики в части воспитания и др.). Это условие особенно актуально в случае, если школа не является отдельной (специальной коррекционной) организацией, реализующей адаптированные образовательные программы.
На этом же этапе проводится первое рабочее совещание по вопросу конструирования рабочей программы воспитания, распределяются конкретные виды обязанностей, назначаются ответственные, выбирается куратор (координатор) данного направления. Администрация знакомит представителей рабочей группы с нормативными требованиями, сроками оформления программы, перспективами профессионального развития в этой связи и способами служебного поощрения. В случае, если в школе реализуются разные варианты АООП, выбираются ответственные за формирование рабочей программы воспитания в рамках каждой из АООП.
На третьем этапе рабочая группа организует внутренний семинар по анализу актуального состояния воспитательной деятельности в школе. При подготовке семинара рекомендуется распределить направления анализа, его аспекты между всеми участниками или микрогруппами педагогических работников. Сам семинар рекомендуется организовать на основе активных деятельностных технологий, включенной дискуссии специалистов. Основное внимание необходимо уделить следующим вопросам:
Отдельно рекомендуется принять решение о привлечении к разработке и реализации рабочей программы воспитания сетевых партнеров, представителей родительских сообществ, ученических советов школы (при наличии). В случае нескольких разрабатываемых рабочих программ воспитания, каждая из которых является частью варианта АООП, ответственные за каждую программу обсуждают её специфику, компоненты, которые согласуются с инвариантной рабочей программой воспитания школы, и компоненты, которые являются специфичными для данной категории обучающихся.
На четвертом этапе рабочая группа организует расширенный педагогический совет, на котором будет представлен результат проведенного анализа, предложены ключевые направления воспитательной деятельности, рассмотрено содержательное наполнение инвариантных модулей, утверждены вариативные модули воспитания, которые будут отражены в рабочей программе воспитания.
В первую очередь педагогическим работникам будет разъяснена суть требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Здесь же необходимо уточнить, кто из педагогических работников должен внести изменения в собственную рабочую документацию, чьи планы воспитательной работы лягут в основу общего календарного плана воспитательной работы школы и его вариантов, согласно реализуемым АООП. А также обсудить и утвердить расширенный список разработчиков программы воспитания, который может включать представителей сетевых партнеров, советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительных органов обучающихся (при их наличии). Рекомендуется учесть специфику контингента обучающихся, перспективные сотрудничества в системе воспитательной работы с профильными сообществами: семьями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических групп; с профессиональными сообществами и общественными объединениями лиц с инвалидностью.
На пятом этапе педагогические работники, включенные в расширенный список разработчиков рабочей программы воспитания, самостоятельно формируют собственные планы воспитательной работы, которые могут быть ориентированы на разные уровни включения детей в воспитательную работу, а именно:
Например:
Необходимо продумать реальные подходы, способы, методики и технологии включения в воспитательную деятельность всех категорий обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей в части воспитания и реальных возможностей вовлечения. Например, школьников, обучение которых по объективным причинам организовано на дому или на территории медицинского стационара. В таких случаях рекомендуется максимально задействовать ресурс внеурочной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования, использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; взаимодействие с родителями (законными представителями) и отразить специфику реализации этого направления в рабочей программе воспитания. К этой же категории относятся дети, обучение которых организовано в очно-заочной форме или в индивидуальном учебном плане которых сочетаются формы получения образования и формы обучения.
На шестом этапе куратор (координатор) и представители рабочей группы по конструированию рабочей программы воспитания:
Как указывается в методических рекомендациях «О разработке рабочей программы воспитания» (Москва, 2020), рабочая программа воспитания как документ должна включать в себя четыре основных раздела:
Рабочая программа воспитания должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а не общие рассуждения о воспитании. В рамках конструирования рабочей программы воспитания для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по АООП, в каждый из утвержденных четырех разделов должна быть внесена дополнительная информация.
Календарный план воспитательной работы (далее – План) разрабатывается в свободной форме с указанием:
При разработке плана учитываются:
Календарный план воспитательной работы организации на учебный год обязательно должен включать:
Также календарный план воспитательной работы включает перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами образовательной организации.
Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Июнь:
Июль:
Август:
I. Информационно-аналитический этап.
II. Этап разработки новой структуры АОП.
III. Защита или «общественная приемка» проекта программы.
IV. Утверждение новой (скорректированной) адаптированной образовательной программы в ОО (до 31 августа 2023 года).
V. Закупка методических и дидактических материалов.
Цель разработки дорожной карты ОО – ознакомление педагогического состава с содержанием ФАОП НОО, подготовка и реализация перехода на работу по ФАОП НОО.
Структурные элементы дорожной карты:
Шаблон таблицы дорожной карты ОО по ознакомлению и введению ФАОП НОО
№ п/п | Наименование мероприятия, процедуры | Сроки исполнения | Ожидаемый результат | Ответственный |
Рекомендуемые этапы и процедуры дорожной карты ОО:
I. Создание организационно-управленческих условий для ознакомления и внедрения ФАОП НОО
II. Кадровое обеспечение внедрения ФАОП НОО
III. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФАОП НОО
IV. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФАОП НОО
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.