В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: освоение основных принципов реализации тьюторского сопровождения в школе.
Объем: 40 часов
Формируемые знания и компетенции:
Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на:
Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода.
Тьютор сопровождает процесс реализации индивидуальной образовательной программы ученика, помогает ему осмыслить обучение, предлагает различные учебные формы реализации образовательного процесса.
Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.
Деятельность тьютора строится как средство компенсации «помех» в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика.
Задача тьютора – приспособление образовательного пространства к индивидуальным особенностям ученика.
Тьютор – социальный посредник в «обслуживании необходимых границ социальной жизни, которые можно назвать переходами и встречами».
Тьютор – посредник между различными субъектами образовательного процесса: учеником, учителями, родителями и т.д.
Тьютор проектирует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, организует их включение в различные виды деятельности (учебную, проектную, игровую и т.д.)
Тьютор помогает учащемуся в оформлении, анализе и представлении образовательных результатов, достижений, обустраивает самоподготовку учащегося, проводит мониторинг образовательной деятельности и оказывает помощь в дальнейшем его самоопределении.
Тьютор – обязательный участник методической работы образовательного учреждения.
Реализация тьюторского сопровождения в рамках любого образовательного учреждения требует соответствующих условий внедрения тьюторства.
Выделяют следующие необходимые условия:
В современной школе определены квалификационные и иные характеристики специальности «тьютор». Но во всех документах говорится о тьюторе для обычного ученика.
Сегодня в ОО неуклонно растет доля детей, чей путь в образовании по различным причинам выглядит как «требующий особого отношения». К категории этих «особенных» детей относятся и одаренные дети, и дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, получающие образование очно или с использованием ДОТ, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении, в поведении и т.д.
Многие дети не выдерживают груза задач, возложенных на них современным обществом, а значит, не имеют достаточных средств сопровождения, компенсации, поддержки. Развернуть в условиях школы тьюторское сопровождение для таких детей, значит создать условия для более продуктивного их образования.
Тьюторское сопровождение ребенка в школе на любой ступени образования состоит из следующих последовательных этапов:
Ковалевой Т. М. была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Пространство работы тьютора графически изображается в виде трех
взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно вектора тьюторского действия:
Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед ребенком возможностей окружающего мира.
Социальный вектор (Х) – работа с различными образовательными учреждениями, выбор ресурса для развития конкретного ученика с использованием возможностей инфраструктуры различных других (не тех, где находится ребенок) образовательных учреждений. Ребенок узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, клубы, тренинги, семинары и т.д.), где он может чему-либо научиться в рамках реализации собственной образовательной программы.
Культурно-предметный вектор (Y) – работа по предмету (биология, информатика, литература) выбранной образовательной области. Предполагает тесное сотрудничество с педагогом-предметником для определения продвижения в выбранной области, консультирования специалистами, экспертной оценки. При этом происходит освоение ребенком в совместной деятельности определенной культурной традиции.
Антропологический вектор (Z) – формирование определенных личностных качеств. Ребенок должен понимать, какие именно требования к нему предъявляются образовательной программой, на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать.
Таким образом, тьюторское сопровождение позволяет ребенку увидеть собственное образовательное пространство как открытое и начать использовать весь потенциал открытого образования для построения собственной образовательной траектории.
Общие этапы индивидуального сопровождения:
Эта схема работы подходит для всех, поступивших в ОО. Дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности.
Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность.
На предварительном этапе тьютор
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОО ребёнка с ОВЗ, формирование социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании.
Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива». Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми, и ученики начнут им следовать.
Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов
«Уроки доброты»: методика, технологии и реализация
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОО, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОО, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию. Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса об обучении и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОО.
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые консультации. При выборе конкретной формы обязательно должно соблюдаться требование гибкости и вариативности по отношению к ребенку. Рассмотрим эти формы подробнее.
Это обсуждение значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого ребенка. Цель такой беседы – активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую работу по формированию и реализации своей образовательной программы.
Для каждой беседы подбираются индивидуализированные вопросы, устанавливаются диалогичные и эмоционально комфортные отношения. Результатом должен стать не только образовательный эффект (определенный шаг в ИОП), но и эмоциональный эффект, позволяющий проводить в дальнейшем более глубокий анализ образовательной ситуации каждого школьника.
Организуется для школьников с похожими проблемами или образовательными интересами. В ходе такой консультации тьютор осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа заключается в определении уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса, в соотнесении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей, в построении индивидуальных образовательных программ.
Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности, умение вести диалог, организацию продуктивного общения тьютора и группы и участников группы между собой.
Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, поиск конструктивного решения проблемы, анализ и понимание каждым ребенком себя и собственных действий, действий группы.
Это занятие с применением методов интерактивного и коррекционного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Может проходить дистанционно или очно быть обозначенным в учебном расписании.
Цель – развитие способностей ребенка, активизация познавательной деятельности, применение теоретических знаний на практике, внедрение активных методов обучения: деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, кейс-стадии, тренинги, «мозговой штурм», критическое чтение и письмо и др. Проходят приблизительно 1 раз в месяц в удобное для школьников и утвержденное администрацией школы время.
Это использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентностей или формирования конструктивного поведения. Необходимые умения и навыки не только усваиваются и запоминаются в процессе, но и применяются на практике в ходе тренинга. В основе лежит групповое взаимодействие, направленное на индивидуальное развитие участников тренинга. В тьюторской деятельности чаще используются коммуникативные и мотивационные тренинги.
Выбор форм, методов и технологий тьюторской работы является индивидуальным выбором тьютора и определяется возрастными и личностными особенностями детей.
Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям:
Отчет о работе тьютора (периодичность задается администрацией школы) включает анализ содержания следующих документов, которые ведет тьютор: «Перечень умений ребенка…» (см. Таблицу), индивидуальный план работы с ребенком, записи дневника.
В таблице приведен примерный перечень того, что должен уметь делать ребенок с ОВЗ к концу 1 класса. Таблица носит примерный характер и может быть использована в работе школьного консилиума для составления индивидуальной программы реабилитации.
Сравнительный анализ таблицы в начале и в конце учебного года позволит выявить существующие барьеры, объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, составить план индивидуальной работы. Если есть необходимость дополнить таблицу, то это можно сделать в разделе «другое».
Деятельность ребенка | Делает + |
Маршрутная деятельность | |
Знает, где раздевалка; | |
Берет свой портфель и идет в свой класс. | |
В классе находит свое место; | |
В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя. | |
После урока меняет учебники и тетради для следующего урока. | |
Во время перемены вместе в другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков — в раздевалку. | |
После уроков собирает все вещи в портфель. | |
Другое. | |
Витальная деятельность (навыки самообслуживания) | |
Во время урока или на перемене может попроситься в туалет. | |
Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены. | |
Моет руки перед едой и после туалета. | |
Находясь в столовой, ест. | |
Другое. | |
Коммуникативная деятельность | |
Выполняет инструкции учителя. | |
Может повторять действия за учителем. | |
Смотрит на учителя. | |
Задает вопросы. | |
Отвечает на вопросы. | |
Поднимает руку, когда знает ответ. | |
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски. | |
Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем. | |
На перемене общается со сверстниками. | |
Другое. | |
Учебная деятельность | |
Может самостоятельно писать. | |
Может самостоятельно открыть тетрадь или учебник на нужном месте. | |
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием. | |
Рисует. | |
Пользуется красками, фломастерами, мелками. | |
Другое. | |
Этика отношений | |
Здоровается и прощается в соответствии с ситуацией. | |
Обращается ко учителям на «вы», а к сверстникам на «ты». | |
Ждёт, когда надо ждать всех. | |
Помогает другим по просьбе. | |
Помогает другим без просьбы, по ситуации. | |
Поздравляет, выражает радость успеху других. | |
Переживает за других в случае грустной ситуации. | |
Другое. | |
Осознание себя и смысла учебы | |
Радуется похвале. | |
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют. | |
Стремится исправит свое поведение или оценку. | |
Выражает разную степень интереса к темам и урокам. | |
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать). | |
Другое. |
В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (No 18638), изменения касаются только оформления приказа — Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
Должностные обязанности тьютора:
Должен знать:
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.