Реализация коммуникативного подхода в изучении иностранного языка теоретиче

Тьюторское сопровождение: принципы реализации и требования к педагогу

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: освоение основных принципов реализации тьюторского сопровождения в школе.

Объем:  40 часов

Формируемые знания и компетенции:

  • Знакомство с основными понятиями тьюторского сопровождения;
  • Организация условий внедрения тьюторства в школе;
  • Овладение методами и формами тьюторского сопровождение в школе;
  • Знакомство с нормативно-правовой базой тьюторства в России.

Программа

Занятие 1. Проблематика тьюторства

Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на:

  • выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося,
  • поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы,
  • работу с образовательным заказом семьи,
  • формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода.

Индивидуализация образования

Тьютор сопровождает процесс реализации индивидуальной образовательной программы ученика, помогает ему осмыслить обучение, предлагает различные учебные формы реализации образовательного процесса.

Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.

Индивидуальный подход к образованию

Деятельность тьютора строится как средство компенсации «помех» в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика.

Задача тьютора – приспособление образовательного пространства к индивидуальным особенностям ученика.

Тьютор – социальный посредник в «обслуживании необходимых границ социальной жизни, которые можно назвать переходами и встречами».

Тьютор – посредник между различными субъектами образовательного процесса: учеником, учителями, родителями и т.д.

Тьютор проектирует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, организует их включение в различные виды деятельности (учебную, проектную, игровую и т.д.)

Тьютор помогает учащемуся в оформлении, анализе и представлении образовательных результатов, достижений, обустраивает самоподготовку учащегося, проводит мониторинг образовательной деятельности и оказывает помощь в дальнейшем его самоопределении.

Тьютор – обязательный участник методической работы образовательного учреждения.

Занятие 2. Организационные условия внедрения тьюторства 

Реализация тьюторского сопровождения в рамках любого образовательного учреждения требует соответствующих условий внедрения тьюторства.

Выделяют следующие необходимые условия:

  1. Поддержка индивидуализации на уровне Устава и локальных нормативно-правовых актов ОО.
  2. Организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, возможность составления индивидуальных учебных планов и программ.
  3. Закрепление должности «тьютор» в штатном расписании ОО (см. Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и № 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под N№ 11731 и 11725 соответственно).
  4. Утверждение должностной инструкции тьютора в соответствии с квалификационными характеристиками (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» – тьютор).
  5. Готовность ОО к принятию новых образовательных идей и технологий (субъективная характеристика).

В современной школе определены квалификационные и иные характеристики специальности «тьютор». Но во всех документах говорится о тьюторе для обычного ученика.

Сегодня в ОО неуклонно растет доля детей, чей путь в образовании по различным причинам выглядит как «требующий особого отношения». К категории этих «особенных» детей относятся и одаренные дети, и дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, получающие образование очно или с использованием ДОТ, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении, в поведении и т.д.

Многие дети не выдерживают груза задач, возложенных на них современным обществом, а значит, не имеют достаточных средств сопровождения, компенсации, поддержки. Развернуть в условиях школы тьюторское сопровождение для таких детей, значит создать условия для более продуктивного их образования.

Занятие 3. Схема тьюторского сопровождения в школе

Тьюторское сопровождение ребенка в школе на любой ступени образования состоит из следующих последовательных этапов:

  • диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
  • проектировочный (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск сферы интереса);
  • реализационный (проект, исследование, презентация результата);
  • аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей деятельности).

Ковалевой Т. М. была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Пространство работы тьютора графически изображается в виде трех

взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно вектора тьюторского действия:

  • Х – социальный вектор тьюторского действия;
  • Y – культурно-предметный вектор тьюторского действия;
  • Z – антропологический вектор тьюторского действия.

Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед ребенком возможностей окружающего мира.

Социальный вектор (Х) – работа с различными образовательными учреждениями, выбор ресурса для развития конкретного ученика с использованием возможностей инфраструктуры различных других (не тех, где находится ребенок) образовательных учреждений. Ребенок узнает о тех местах в социуме (спецкурсы, клубы, тренинги, семинары и т.д.), где он может чему-либо научиться в рамках реализации собственной образовательной программы.

Культурно-предметный вектор (Y) – работа по предмету (биология, информатика, литература) выбранной образовательной области. Предполагает тесное сотрудничество с педагогом-предметником для определения продвижения в выбранной области, консультирования специалистами, экспертной оценки. При этом происходит освоение ребенком в совместной деятельности определенной культурной традиции.

Антропологический вектор (Z) – формирование определенных личностных качеств. Ребенок должен понимать, какие именно требования к нему предъявляются образовательной программой, на какие свои качества он уже может опереться, а какие ему еще необходимо формировать.

Таким образом, тьюторское сопровождение позволяет ребенку увидеть собственное образовательное пространство как открытое и начать использовать весь потенциал открытого образования для построения собственной образовательной траектории.

Занятие 4. Основные этапы индивидуального сопровождения

Общие этапы индивидуального сопровождения:

  1. Сбор информации о ребенке.
  2. Анализ полученной информации.
  3. Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций.
  4. Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком).
  5. Решение поставленных задач.
  6. Анализ ситуации развития ребенка, выработка стратегии.

Эта схема работы подходит для всех, поступивших в ОО. Дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ, то стоит остановиться на этапах более подробно.

Предварительный этап (этап установления контакта)

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).

Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности.

Важным параметром сопровождения является доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность.

На предварительном этапе тьютор

  • знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом;
  • встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.

На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОО ребёнка с ОВЗ, формирование социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании.

Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива». Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми, и ученики начнут им следовать.

Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов

«Уроки доброты»: методика, технологии и реализация

Адаптационный этап

На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОО, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.

Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОО, центры психо-коррекционной поддержки и т.д.

На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию. Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

Помощь и оценка первых результатов

Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса об обучении и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего ОО.

Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Занятие 5. Основные формы тьюторского сопровождения

Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые консультации. При выборе конкретной формы обязательно должно соблюдаться требование гибкости и вариативности по отношению к ребенку. Рассмотрим эти формы подробнее.

Индивидуальная консультация (беседа)

Это обсуждение значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого ребенка. Цель такой беседы – активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую работу по формированию и реализации своей образовательной программы.

Для каждой беседы подбираются индивидуализированные вопросы, устанавливаются диалогичные и эмоционально комфортные отношения. Результатом должен стать не только образовательный эффект (определенный шаг в ИОП), но и эмоциональный эффект, позволяющий проводить в дальнейшем более глубокий анализ образовательной ситуации каждого школьника.

Групповая консультация

Организуется для школьников с похожими проблемами или образовательными интересами. В ходе такой консультации тьютор осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Мотивационная работа заключается в определении уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса, в соотнесении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей, в построении индивидуальных образовательных программ.

Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности, умение вести диалог, организацию продуктивного общения тьютора и группы и участников группы  между собой.

Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, поиск конструктивного решения проблемы, анализ и понимание каждым ребенком себя и собственных действий, действий группы.

Учебный тьюторский семинар

Это занятие с применением методов интерактивного и коррекционного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Может проходить дистанционно или очно быть обозначенным в учебном расписании.

Цель – развитие способностей ребенка, активизация познавательной деятельности, применение теоретических знаний на практике, внедрение активных методов обучения: деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, кейс-стадии, тренинги, «мозговой штурм», критическое чтение и письмо и др. Проходят приблизительно 1 раз в месяц в удобное для школьников и утвержденное администрацией школы время.

Тренинг

Это использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентностей или формирования конструктивного поведения. Необходимые умения и навыки не только усваиваются и запоминаются в процессе, но и применяются на практике в ходе тренинга. В основе лежит групповое взаимодействие, направленное на индивидуальное развитие участников тренинга. В тьюторской деятельности чаще используются коммуникативные и мотивационные тренинги.

Выбор форм, методов и технологий тьюторской работы является индивидуальным выбором тьютора и определяется возрастными и личностными особенностями детей.

Занятие 6. Оценка эффективности деятельности тьютора

Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям:

  1. Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы, учителем, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ.
  2. Положительная динамика в процессе включения ребенка с особенностями развития в класс, школьное сообщество.
  3. Регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой для отслеживания динамики процесса.

Отчет о работе тьютора (периодичность задается администрацией школы) включает анализ содержания следующих документов, которые ведет тьютор: «Перечень умений ребенка…» (см. Таблицу), индивидуальный план работы с ребенком, записи дневника.

В таблице приведен примерный перечень того, что должен уметь делать ребенок с ОВЗ к концу 1 класса. Таблица носит примерный характер и может быть использована в работе школьного консилиума для составления индивидуальной программы реабилитации.

Сравнительный анализ таблицы в начале и в конце учебного года позволит выявить существующие барьеры, объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, составить план индивидуальной работы. Если есть необходимость дополнить таблицу, то это можно сделать в разделе «другое».

Деятельность ребенка

Делает +
Делает не всегда +-
Делает, но редко -+
Не делает —

Маршрутная деятельность

Знает, где раздевалка;
приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место;
верхнюю одежду вешает на вешалку;
переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку.

 

Берет свой портфель и идет в свой класс.

 

В классе находит свое место;
достает из портфеля необходимые вещи в соответствии с уроком;
портфель помещает на соответствующее место.

 

В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя.

 

После урока меняет учебники и тетради для следующего урока.

 

Во время перемены вместе в другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков — в раздевалку.

 

После уроков собирает все вещи в портфель.

 

Другое.

 

Витальная деятельность (навыки самообслуживания)

Во время урока или на перемене может попроситься в туалет.

 

Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены.

 

Моет руки перед едой и после туалета.

 

Находясь в столовой, ест.

 

Другое.

 

Коммуникативная деятельность

Выполняет инструкции учителя.

 

Может повторять действия за учителем.

 

Смотрит на учителя.

 

Задает вопросы.

 

Отвечает на вопросы.

 

Поднимает руку, когда знает ответ.

 

Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски.

 

Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем.

 

На перемене общается со сверстниками.

 

Другое.

 

Учебная деятельность

Может самостоятельно писать.

 

Может самостоятельно открыть тетрадь или учебник на нужном месте.

 

Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием.

 

Рисует.

 

Пользуется красками, фломастерами, мелками.

 

Другое.

 

Этика отношений

Здоровается и прощается в соответствии с ситуацией.

 

Обращается ко учителям на «вы», а к сверстникам на «ты».

 

Ждёт, когда надо ждать всех.

 

Помогает другим по просьбе.

 

Помогает другим без просьбы, по ситуации.

 

Поздравляет, выражает радость успеху других.

 

Переживает за других в случае грустной ситуации.

 

Другое.

 

Осознание себя и смысла учебы

Радуется похвале.

 

Понимает и серьезен, когда его действия критикуют.

 

Стремится исправит свое поведение или оценку.

 

Выражает разную степень интереса к темам и урокам.

 

Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать).

 

Другое.

 

Занятие 7. Должностные обязанности тьютора

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (No 18638), изменения касаются только оформления приказа — Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

Должностные обязанности тьютора:

  • Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
  • Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.
  • Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
  • Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей.
  • Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
  • Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования.
  • Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).
  • Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, права, социологии;
  • организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Тьютор — это:
Индивидуальный подход обеспечивается за счет:
Для внедрения тьюторства в образовательное учреждение необходимы:
Автором ресурсной схемы общего тьюторского действия является:
Первым этапом сопровождения ребенка в школе на любой ступени образования является:
Работа по предмету (биология, информатика, литература) выбранной образовательной области осуществляется в рамках:
На предварительном этапе индивидуального сопровождения осуществляется:
Формой тьюторского сопровождение НЕ является:
Тьютор, согласно должностной инструкции, должен иметь:
Отчет о работе тьютора НЕ включает в себя:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина