Цель: совершенствование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и педагогов основного общего и среднего общего образования (школьных команд проекта «Школа Минпросвещения России») в области повышения качества образования в условиях обновления инфраструктуры общеобразовательной организации.
Объем: 72 часа.
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (далее соответственно – Концепция, Проект) определяет миссию Проекта, содержит обоснование его актуальности, описание целей, задач, основных принципов Проекта, перечень критериев и показателей деятельности общеобразовательных организаций, обеспечивающих качественное образование.
Миссия Проекта – способствовать созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей (законных представителей) на основе единого образовательного пространства Российской Федерации, укрепления образовательного суверенитета страны, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использования достижений отечественной науки и технологий.
Проект реализуется с 2022 года. На первом этапе ‒ в 2022 году ‒ на основе инициативного вхождения общеобразовательных организаций осуществлялась апробация Проекта.
Второй этап – с 2023 года – период развития Проекта. Этап развития Проекта базируется на ключевых достижениях предшествующего периода – этапа апробации. Концепция актуализирует содержательные и организационные основы Проекта по итогам проведения апробации.
Нормативно-правовая основа реализации Проекта:
Актуальность реализации Проекта определяется следующими факторами:
Реализация Проекта предусматривает содействие получению качественного и доступного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях каждым обучающимся, определение путей обеспечения единого образовательного пространства для каждого обучающегося независимо от социально-экономических факторов (места жительства, достатка в семье, особенностей здоровья, укомплектованности образовательной организации и её материальной обеспеченности, др.). При этом Проект не предполагает унификацию всех общеобразовательных организаций, он направлен на обеспечение инфраструктуры обучения, содержания образования и воспитания для каждого обучающегося в Российской Федерации.
Проект ориентирован на обеспечение высоких образовательных результатов и формирование российской гражданской идентичности обучающихся на основе применения передовых отечественных практик в системе образования.
Проект определяет оптимальные условия для получения качественного образования за счет:
Актуализированные цель и задачи Проекта подразумевают определение его ключевых вызовов и ключевых условий его реализации.
Цель Проекта – содействие обеспечению единого образовательного пространства Российской Федерации через:
Основные задачи Проекта:
Основные принципы Проекта:
По результатам изучения эффективных управленческих и педагогических практик в системе образования и профессионально-общественного обсуждения, в котором приняли участие педагоги, руководители образовательных организаций, а также члены Всероссийского экспертного педагогического совета в сфере общего образования (всего в обсуждении приняли участие более 9 тысяч человек), определены восемь магистральных направлений и ключевых условий деятельности общеобразовательных организаций в рамках Проекта: «Знание», «Воспитание», «Здоровье», «Профориентация», «Творчество», «Учитель. Школьная команда», «Школьный климат», «Образовательная среда».
Направление «Знание» предусматривает предоставление каждому обучающемуся качественного общего образования и гарантирует ему достижение максимально возможных образовательных результатов на основе лучших традиций отечественной педагогики, предполагающих реализацию углубленного и профильного обучения, проектной и исследовательской деятельности, в том числе с применением электронных образовательных ресурсов, обеспечение объективной внутренней системы оценки качества образования.
Направление «Воспитание» предусматривает развитие личностных качеств обучающихся в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в российском обществе; формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Направление «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающего потенциала общеобразовательной организации на основе применения специальных технологий и методик обучения и воспитания, в том числе адаптивных, направленных на гармоничное физическое и психическое развитие, социальное благополучие, сохранение и укрепление здоровья и обеспечение личной безопасности обучающихся.
Направление «Профориентация» предусматривает сопровождение осознанного отношения обучающихся к профессионально-трудовой сфере, основанного на создании условий для формирования у них набора компетенций, необходимых для успешного самоопределения и общей внутренней готовности к разрешению проблем профессиональной жизни с использованием системы профессиональных проб, сетевых программ с колледжами и вузами, сотрудничества с семьей, с участием работодателей и заинтересованной общественности в целях обеспечения социально-экономического развития и суверенитета России.
Направление «Творчество» предусматривает создание условий и ситуаций успеха созидательной деятельности, способствующих максимальной реализации потенциальных возможностей и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучающихся для успешного развития интеллекта, таланта, творческих способностей, созидательной позиции личности как субъекта общественной деятельности.
Ключевое условие «Учитель. Школьная команда» предусматривает поддержку и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников (непрерывное профессиональное развитие, наставничество, адресная помощь и сопровождение) и максимальное использование потенциала каждого члена команды, постоянную коммуникацию и укрепление коллегиального сотрудничества, высокий уровень взаимопонимания в коллективе, которые направлены на достижение общих целей наиболее эффективными и действенными способами.
Принципы развития профессиональных компетенций школьных команд:
Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
Критерии | Показатели оценивания | Значение показателя | Балльная оценка |
Условия педагогическог труда | Использование единых подходов к штатному расписанию (количество административного персонала на контингент, узкие специалисты) | единые подходы к штатному расписанию в организации не используются | 0 |
в организации используются единые подходы к штатному расписанию | 1 | ||
Предусмотрены меры материального и нематериального стимулирования (разработан школьный локальный акт о системе материального и нематериального стимулирования, соблюдаются требования локального акта) | не предусмотрены меры материального и нематериального стимулирования | 0 | |
предусмотрены меры материального и нематериального стимулирования | 1 | ||
Методическое сопровождени педагогических кадров. Система наставничества | Развитие системы наставничества (положение о наставничестве, дорожная карта о его реализации, приказы) («критический» показатель) | нет | 0 |
да | 1 | ||
Наличие методических объединений/кафедр/методических советов учителей («критический» показатель) | нет | 0 | |
да | 1 | ||
Наличие методических объединений/кафедр/методических советов классных руководителей («критический» показатель) | нет | 0 | |
да | 1 | ||
Охват учителей диагностикой профессиональных компетенций (федеральной, региональной, самодиагностикой) | менее 20% учителей прошли диагностику профессиональных компетенций | 0 | |
не менее 20% учителей прошли диагностику профессиональных компетенций | 1 | ||
не менее 50% учителей прошли диагностику профессиональных компетенций | 2 | ||
не менее 80% учителей прошли диагностику профессиональных компетенций | 3 | ||
Развитие и повышение квалификации | Доля учителей, для которых по результатам диагностики разработаны индивидуальные образовательные маршруты | менее 3% учителей | 0 |
от 3% до 4% учителей | 1 | ||
от 5% до 9% учителей | 2 | ||
10% учителей и более | 3 | ||
Доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних года) («критический» показатель) | менее 50% педагогических работников | 0 | |
не менее 50% педагогических работников | 1 | ||
не менее 60% педагогических работников | 2 | ||
не менее 80% педагогических работников | 3 | ||
Доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних года) | менее 50% педагогических работников | 0 | |
не менее 50% педагогических работников | 1 | ||
не менее 60% педагогических работников | 2 | ||
не менее 80% педагогических работников | 3 | ||
Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших обучение по программам повышения квалификации в сфере воспитания (за три последних года) | менее 50% педагогических работников | 0 | |
не менее 50% педагогических работников | 1 | ||
не менее 60% педагогических работников | 2 | ||
не менее 80% педагогических работников | 3 | ||
Повышение квалификации штатных педагогов-психологов по программам, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних года) | отсутствие | 0 | |
100% штатных педагогов-психологов | 1 | ||
Повышение квалификации управленческой команды по программам из Федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального образования (за три последних года) | отсутствие | 0 | |
1 представитель управленческой команды | 1 | ||
не менее 50% управленческой команды | 2 | ||
100% управленческой команды | 3 | ||
Обеспечение условий для обучения учителей по дополнительным профессиональным программам, направленным на формирование у обучающихся навыков, обеспечивающих технологический суверенитет страны (математика, физика, информатика, химия, биология) (за три последних года) | нет | 0 | |
один учитель из числа учителей-предметников, преподающих математику, физику, информатику, химию, биологию, прошел обучение по программам, направленным на формирование у обучающихся навыков, обеспечивающих технологический суверенитет страны | 1 | ||
более одного учителя из числа учителей-предметников, преподающих математику, физику, информатику, химию, биологию, прошли обучение по программам, направленным на формирование у обучающихся навыков, обеспечивающих технологический суверенитет страны | 2 | ||
Участие педагогов в конкурсном движении | неучастие | 0 | |
участие на муниципальном уровне | 1 | ||
участие на региональном уровне | 2 | ||
участие на всероссийском уровне | 3 | ||
Наличие среди педагогов победителей и призеров конкурсов | отсутствие | 0 | |
наличие среди педагогов победителей и призеров конкурсов на муниципальном уровне | 1 | ||
наличие среди педагогов победителей и призеров конкурсов на региональном уровне | 2 | ||
наличие среди педагогов победителей и призеров конкурсов на всероссийском уровне | 3 |
Ключевое условие «Школьный климат» предусматривает формирование уклада общеобразовательной организации, поддерживающего ценности, принципы, нравственную культуру, создание безопасного и комфортного для всех и каждого образовательного пространства, обеспечивающего атмосферу доброжелательности, доверия, требовательности и заботы о каждом, включающего нормы, ценности и ожидания, которые поддерживают чувство физической, эмоциональной социальной безопасности и способствуют благополучному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся как полноценных членов общества.
Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
Критерии | Показатели оценивания | Значение показателя | Балльная оценка |
Организация психолого-педагогического сопровождения | Наличие в общеобразовательной организации педагога-психолога («критический» показатель) | отсутствие | 0 |
наличие педагога-психолога в качестве: — внешнего совместителя и (или) — привлеченного в рамках сетевого взаимодействия и (или) — штатного специалиста | 1 | ||
Доля обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в социально-психологическом тестировании на выявление рисков употребления наркотических средств и психотропных веществ, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, которые могли принять участие в этом тестировании («критический» показатель) | менее 70% обучающихся | 0 | |
от 70% до 79% обучающихся | 1 | ||
от 80% до 89% обучающихся | 2 | ||
90% обучающихся и более | 3 | ||
Наличие локальных актов по организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений | отсутствие | 0 | |
наличие | 1 | ||
Наличие в штате общеобразовательной организации социального педагога, обеспечивающего оказание помощи целевым группам обучающихся | отсутствие | 0 | |
наличие | 1 | ||
Наличие в штате общеобразовательной организации учителя-дефектолога, обеспечивающего оказание помощи целевым группам обучающихся | отсутствие | 0 | |
наличие | 1 | ||
Наличие в штате общеобразовательной организации учителя-логопеда, обеспечивающего оказание помощи целевым группам обучающихся | отсутствие | 0 | |
наличие | 1 | ||
Наличие в организации отдельного кабинета педагога-психолога | отсутствие | 0 | |
наличие | 1 | ||
наличие в организации отдельного кабинета педагога-психолога с автоматизированным рабочим местом | 2 | ||
Формирование психологически благоприятного школьного климата | Оказание психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся (испытывающим трудности в обучении; находящимся в трудной жизненной ситуации; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью; одаренным детям) («критический» показатель) | не реализуется | 0 |
реализуется в виде отдельных мероприятий и (или) индивидуальных консультаций отдельных участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов) | 1 | ||
реализуется психолого-педагогическая программа и (или) комплекс мероприятий для каждой из целевых групп обучающихся | 2 | ||
Формирование психологически благоприятного школьного пространства для обучающихся | отсутствие специальных тематических зон | 0 | |
выделение и оснащение тематических пространств для обучающихся (зона общения, игровая зона, зона релаксации и иное) | 1 | ||
Наличие в кабинете педагога-психолога оборудованных зон (помещений) для проведения индивидуальных и групповых консультаций, психологической разгрузки, коррекционно-развивающей работы | отсутствие специальных тематических зон | 0 | |
наличие специальных тематических зон | 1 | ||
Формирование психологически благоприятного школьного пространства для педагогов | отсутствие специальных тематических зон | 0 | |
выделение и оснащение тематического пространства (помещения) для отдыха и эмоционального восстановления педагогов | 1 | ||
Профилактика травли в образовательной среде | не реализуется | 0 | |
реализуется в виде отдельных мероприятий и (или) индивидуальных консультаций отдельных участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов) | 1 | ||
реализуется психолого-педагогическая программа и (или) комплекс мероприятий по профилактике травли | 2 | ||
Профилактика девиантного поведения обучающихся | не реализуется | 0 | |
реализуется в виде отдельных мероприятий и (или) индивидуальных консультаций отдельных участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов) | 1 | ||
реализуется психолого-педагогическая программа и (или) комплекс мероприятий по профилактике девиантного поведения | 2 |
Ключевое условие «Образовательная среда» предусматривает создание современной мотивирующей образовательной среды как инструмента социализации детей, проектируемого совместно участниками образовательных отношений как пространство развития обучающихся. Образовательная среда, создающая возможность участия школьников в принятии образовательных решений, формирующая инициативность, осознанность, самостоятельность и ответственность, выступает действенным инструментом становления субъектной позиции обучающихся.
По каждому магистральному направлению и ключевому условию предлагаются критерии и показатели, ориентирующие деятельность общеобразовательной организации на достижение высокого уровня соответствия статусу «Школа Минпросвещения России».
Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
Критерии | Показатели оценивания | Значение показателя | Балльная оценка |
ЦОС (поддержка всех активностей) | Наличие локальных актов (далее ‒ ЛА) образовательной организации, регламентирующих ограничения использования мобильных телефонов обучающимися («критический» показатель) | нет | 0 |
да | 1 | ||
Подключение образовательной организации к высокоскоростному интернету («критический» показатель) | нет | 0 | |
да | 1 | ||
Предоставление безопасного доступа к интернету («критический» показатель) | нет | 0 | |
да | 1 | ||
Использование федеральной государственной информационной системы «Моя школа», в том числе верифицированного цифрового образовательного контента, при реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с Методическими рекомендациями Федерального института цифровой трансформации в сфере образования («критический» показатель) | не используется | 0 | |
100% педагогических работников зарегистрированы на платформе ФГИС «Моя школа» | 1 | ||
не менее 30% педагогических работников используют сервисы и подсистему «Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа» | 2 | ||
не менее 95% педагогических работников используют сервисы и подсистему «Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа» | 3 | ||
Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» («критический» показатель) | отсутствие регистрации образовательной организации | 0 | |
наличие регистрации образовательной организации на платформе и созданной структуры образовательной организации | 1 | ||
не менее 95% обучающихся и педагогов зарегистрированы на платформе «Сферум» | 2 | ||
100% педагогических работников включены в сетевые профессиональные сообщества по обмену педагогическим опытом и активно используют платформу «Сферум» | 3 | ||
Оснащение образовательной организации IT-оборудованием в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам размещения оборудования, поставляемого в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения ЦОС | не соответствует | 0 | |
частично соответствует | 1 | ||
соответствует в полной мере | 2 | ||
100% IT-оборудования используется в образовательной деятельности в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам использования в образовательном процессе оборудования, поставляемого в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения ЦОС | 3 | ||
Эксплуатация информационной системы управления образовательной организацией | отсутствие | 0 | |
управление образовательной организацией осуществляется с использованием информационной системы | 1 | ||
информационная система управления образовательной организацией интегрирована с региональными информационными системами | 2 | ||
Организация внутришкольного пространства | Наличие в образовательной организации пространства для учебных и неучебных занятий, творческих дел | отсутствие | 0 |
наличие | 1 | ||
Функционирование школьного библиотечного информационного центра | не функционирует школьный библиотечный информационный центр | 0 | |
создан и функционирует школьный библиотечный информационный центр | 1 | ||
Функционирование школы полного дня | Реализация модели «школа полного дня» на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, программ дополнительного образования детей, включая пребывание в группах продленного дня | отсутствие | 0 |
наличие | 3 | ||
Реализация государственно-общественного управления | Сформированы коллегиальные органы управления в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», предусмотренные Уставом образовательной организации | нет | 0 |
да | 1 | ||
Функционирование управляющего совета образовательной организации | нет | 0 | |
да | 1 |
Для реализации магистральных направлений и обеспечения ключевых условий Проекта, на основе лучших отечественных управленческих и педагогических практик и с учетом приоритетных задач государственной политики в сфере образования Министерством просвещения Российской Федерации совместно с подведомственными организациями и общеобразовательными организациями, участвующими в пилотной апробации Проекта, разработан перечень критериев и показателей, отражающих пути совершенствования образовательной деятельности и достижения более высоких образовательных результатов.
Магистральные направления и ключевые условия, перечень критериев и показателей образуют систему ориентиров деятельности общеобразовательной организации и основных ожидаемых результатов её развития. Механизмы, пути и способы достижения результатов могут быть уникальными и неповторимыми, зависящими от потенциала школьных команд, конкретных алгоритмов их деятельности.
В связи с этим для практической реализации Проекта определены три уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России».
Достижение определенного уровня устанавливается при прохождении общеобразовательной организацией процедуры автоматизированной самодиагностики.
Самодиагностика – это инструмент определения сильных и слабых сторон, направлений развития, выявления факторов, влияющих на результат, и основание для принятия эффективных управленческих решений. В процессе самодиагностики осуществляется оценка состояния общеобразовательной организации и определение соответствующего уровня.
Достижение базового уровня предполагает соблюдение обязательных минимальных требований к обеспечению условий образовательной деятельности, организации образовательного процесса и качеству его результатов.
Достижение среднего уровня предполагает обеспечение обязательных минимальных и повышенных требований к условиям образовательной деятельности, организации образовательного процесса и качеству его результатов.
Достижение высокого уровня предполагает обеспечение обязательных минимальных, повышенных и высоких требований к условиям образовательной деятельности, организации образовательного процесса и качеству его результатов.
Система критериев и показателей, применяемых в ходе самодиагностики участниками Проекта, разработана с учетом развития системы образования в Российской Федерации, синхронизирована с показателями самообследования образовательной организации и показателями мотивирующего мониторинга.
Методика расчета показателей предусматривает определение уровня («базовый», «средний», «высокий») для каждого из восьми магистральных направлений и ключевых условий по количеству набранных баллов. Для каждого направления и условия определены «критические» показатели, выполнение которых является обязательным для каждой общеобразовательной организации. При нулевом значении хотя бы одного из таких «критических» показателей результат по направлению и/или условию обнуляется, и уровень соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России» по этому направлению определяется как «ниже базового».
Для определения уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России» суммируются баллы, набранные по всем восьми направлениям и условиям. Для каждого направления и условия определены диапазоны значений для установления достижения базового, среднего, высокого уровня.
При этом базовый уровень устанавливается при отсутствии направлений и условий, по которым набрано 0 баллов. Если имеется направление или условие, по которому набрано 0 баллов, то общеобразовательная организация соответствует уровню «ниже базового». Средний и высокий уровень устанавливаются, если по каждому из восьми направлений и условий набрано не менее 50% баллов. Если по направлению или условию набрано менее 50% баллов, то общеобразовательная организация соответствует предыдущему (более низкому) уровню.
На основе детализированной информации, полученной по результатам самодиагностики, формируется программа развития конкретной общеобразовательной организации, формулируются задачи, решение которых поможет общеобразовательной организации перейти на следующий уровень.
Выявленные в ходе самодиагностики дефициты могут стать основой при проектировании дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) для школьных команд. В рамках реализации Проекта обучение может быть организовано в формате каскадной модели с широким применением возможностей Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, федеральным координатором которой является ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Участники Проекта – государственные и муниципальные общеобразовательные организации. Школьные команды осуществляют деятельность по реализации Проекта с активным привлечением обучающихся, их родителей (законных представителей), партнерских организаций и заинтересованной общественности.
Организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, в том числе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации образования» и другие, принимают участие в реализации Проекта в рамках целей и предмета деятельности, определенных их уставами.
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» – федеральный оператор Проекта, осуществляющий общую координацию участников Проекта. «Академия Минпросвещения России» собирает и систематизирует сведения об участниках Проекта и ходе его реализации, обеспечивает организационное и методическое сопровождение реализации Проекта, в том числе обеспечивает при необходимости разработку дополнительных профессиональных программ, иного обучающего и разъяснительного контента, их реализацию, проведение обучающих, разъяснительных и иных мероприятий (семинаров, вебинаров, совещаний и т. д.).
В реализации Проекта рекомендуется участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций дополнительного профессионального образования педагогов (работников образования) субъектов Российской Федерации (ИРО, ИПК, ЦНППМ).
В реализации Проекта могут принимать участие научные организации, организации культуры и искусства, организации дополнительного образования, организации физической культуры и спорта в рамках целей и предмета деятельности, определенных их уставами, в том числе при сетевой форме реализации образовательных программ общеобразовательными организациями.
В перечень общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации Проекта, включаются общеобразовательные организации, коллективы которых приняли решение об участии в Проекте. Решение принимается педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления общеобразовательной организации в соответствии с Уставом и при учете мнения обучающихся и их родителей (законных представителей). Основанием для вступления общеобразовательной организации в Проект является участие в стартовой самодиагностике на предмет установления уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России», разработка программы развития, обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации), реализуемым в формате каскадной модели.
Направление «Знание» предусматривает предоставление каждому обучающемуся качественного общего образования и гарантирует ему достижение максимально возможных образовательных результатов на основе лучших традиций отечественной педагогики, предполагающих реализацию углубленного и профильного обучения, проектной и исследовательской деятельности, в том числе с применением электронных образовательных ресурсов, обеспечение объективной внутренней системы оценки качества образования.
Магистральное направление «Знание» включает:
Условно эти компоненты можно разделить на векторы: единое образовательное пространство и инклюзивное образовательное пространство.
Единое образовательное пространство | Инклюзивное образовательное пространство |
1. Образовательный процесс. 2. Функционирование объективной внутренней системы оценки качества образования. 3. Обеспечение удовлетворения образовательных интересов и потребностей обучающихся. | Обеспечение условий для организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. |
Единое образовательное пространство формируется и реализуется за счет:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит статью о едином образовательном пространстве: «Единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 479-ФЗ).
Также в этом контексте необходимо процитировать Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Современное качественное образование должно быть доступно каждому».
Единые подходы к формированию содержания образования и воспитания достигаются за счет разработки и внедрения федеральных государственных стандартов, образовательных программ, а также федеральных рабочих программ.
Единые стандарты – основы укрепления единого образовательного пространства.
На сайте Единое содержание общего образования представлены актуальные Федеральные государственные образовательные стандарты начального, среднего и основного общего образования, а также другие необходимые нормативные документы сферы образования.
Федеральные рабочие программы являются частью федеральных государственных стандартов и входят в этот документ. Однако для удобства педагогов федеральные рабочие программы выведены отдельными документами. В частности, на сайте «Единое содержание общего образования» в разделе Рабочие программы представлены файлы с федеральными рабочими программами по каждому предмету всех уровней образования.
ФООП = ФОП НОО + ФОП ООО + ФОП СОО
ФООП не является отдельным документом или частью ФОП, ФООП – это Федеральная основная общеобразовательная программа, то есть все уровни образования в комплексе (НОО, ООО, СОО).
Компоненты ФООП:
Все эти компоненты поддерживают единое образовательное пространство.
Единая система мониторинга поддерживается за счет ФООП и ФГОС. Эти документы включают систему мониторинга и выдвигают единые требования к планируемым результатам обучения и воспитания.
Научно-методическая поддержка управленческих команд образовательных организаций и педагогических работников реализуется за счет базы знаний единого образовательного пространства.
На сайте Единое содержание общего образования для научно-методической поддержки педагогов и управленцев представлены:
Контент этих разделов соответствует действующим ФГОС и ФООП, является актуальным и, что крайне важно для педагогов, полностью практико-ориентированным, включает практические рекомендации и разработки.
Также для методической поддержки педагоги могут обращаться к порталу Библиотека цифрового образовательного контента.
Библиотека цифрового образовательного контента – масштабная база знаний, созданная по всем предметам и темам школьной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и универсальным тематическим классификатором, а также с использованием самых современных способов визуализации материала. Материалы портала бесплатны и доступны для непосредственного применения в образовательном процессе.
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Создавать условия для обучающихся с ОВЗ необходимо на основе показателей самодиагностики, предложенных концепцией проекта «Школа Минпросвещения России».
Показатели оценивания:
Направление «Воспитание» предусматривает:
Основной инструмент реализации направления – федеральные рабочие программы воспитания.
Сегодня разработаны и введены федеральные рабочие программы воспитания для всех уровней школьного образования:
Критически важные показатели:
Основополагающие:
Вспомогательные: наличие школьной символики (флаг, герб, гимн школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т. д.).
Содержание ФОП НОО, ООО, СОО представлено учебно-методической документацией, в которую входят:
В ФОП указывается, что Федеральная рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Федеральная рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в т. ч. укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программ НОО, ООО, СОО.
Федеральная рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Как видим, Федеральная программа воспитания определяется как компонент ФОП. А это значит, что программа воспитания образовательной организации проектируется и реализуется в неразрывном единстве с другими её компонентами и, соответственно, содержание программы воспитания вместе с другими программами должно быть направлено на достижение единых результатов ФОП.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что программа воспитания – системообразующий ресурс проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации. В ней аккумулируются заданные в ФОП единые требования к результатам воспитания для всех программ в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Требования к структуре и содержанию Федеральной рабочей программы воспитания представлены в содержательном разделе ФОП:
Федеральная рабочая программа воспитания служит основой для разработки рабочей программы воспитания образовательной организации.
Федеральная рабочая программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами дошкольного и среднего профессионального образования.
Федеральная рабочая программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в общеобразовательной организации.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации:
Федеральная рабочая программа воспитания:
Целевой раздел включает:
В целевом разделе указывается, что воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на основе:
Содержательный раздел включает подраздел «Уклад общеобразовательной организации».
В этом разделе раскрываются основные особенности уклада общеобразовательной организации. Уклад задает порядок жизни общеобразовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад общеобразовательной организации:
Ниже приведен перечень ряда основных и дополнительных характеристик, значимых для описания уклада, особенностей и условий воспитания в общеобразовательной организации.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе планируются, представляются по модулям. Здесь модуль – часть рабочей программы воспитания, в которой описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определенного направления деятельности в общеобразовательной организации. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями и другие).
В Программе представлены описания воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации общеобразовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и т. д.). Раздел можно дополнить описанием дополнительных (вариативных) модулей, если такая деятельность реализуется в общеобразовательной организации (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность (волонтерство), школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество), а также описанием иных модулей, разработанных в самой общеобразовательной организации.
Последовательность описания модулей ориентировочная, в рабочей программе воспитания общеобразовательной организации их можно расположить в последовательности, соответствующей значимости в воспитательной деятельности общеобразовательной организации по самооценке педагогического коллектива.
Модули:
Организационный раздел включает подразделы:
В этом разделе могут быть представлены решения в общеобразовательной организации, в соответствии с ФГОС общего образования всех уровней, по:
В этом разделе могут быть представлены решения на уровне общеобразовательной организации по принятию, внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности.
Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
Раздел наполняется конкретными материалами с учетом наличия обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой нозологической группы.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, – обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одаренных, с отклоняющимся поведением – создаются особые условия (описываются эти условия).
Задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основной метод анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации – ежегодный самоанализ воспитательной работы для выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
Предложенные направления ориентировочные, их можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов общеобразовательной организации, контингента обучающихся и др.
Критерий, на основе которого осуществляется такой анализ, – динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основной способ получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся – педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах:
Критерий, на основе которого осуществляется этот анализ, – наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):
Итогом самоанализа выступает перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.
Направление «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающего потенциала общеобразовательной организации на основе применения специальных технологий и методик обучения и воспитания, в том числе адаптивных, направленных на гармоничное физическое и психическое развитие, социальное благополучие, сохранение и укрепление здоровья и обеспечение личной безопасности обучающихся.
Основа реализации направления – разработанная актуальная нормативно-правовая и научно-методическая база.
Все материалы доступны на официальном сайте проекта «Школа Минпросвещения России».
Определение понятия «здоровьесбережение» в действующем законодательстве пока не нашло своего воплощения. Вместе с тем отдельные официальные документы активно используют этот термин.
В частности о здоровьесбережении ведется речь и в Указе Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», где среди приоритетов и перспектив научно-технологического развития страны на ближайшее десятилетие предполагается переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р был утвержден план основных мероприятий, запланированных в рамках Десятилетия детства на период до 2027 г. Одно из мероприятий озаглавлено как «Здоровьесбережение с детства».
Термин «здоровьесбережение» активно используется в диссертационных работах и учебной литературе по педагогике, социологии, биологии, медицине, при этом авторские определения весьма разнообразны в зависимости от научной специальности автора и его точки зрения на проблему.
Прежде всего, представляется, что здоровьесбережение по своему содержанию весьма близко к понятию «профилактика», которое раскрывается в ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» как «комплекс мероприятий», направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Вместе с тем восприятие здоровьесбережения как «комплекса мероприятий» представляется не совсем корректным, не раскрывающим во всей полноте содержание этого понятия.
Чтобы реализовать на практике здоровьесбережение по отношению к гражданам, необходимо уделять внимание и иным направлениям, не связанным напрямую с медициной, таким как формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья, просвещение граждан, обеспечение условий для развития комплексной реабилитации и т. д.
Расширение направлений здоровьесбережения, не ограничение этого понятия исключительно медицинской частью – одна из современных тенденций.
В рамках сферы услуг к области здоровьесбережения можно отнести деятельность в области здравоохранения и социальных услуг и деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений. Можно выделить две большие группы услуг – медицинские и немедицинские.
Медицина играет очень важную роль в деле здоровьесбережения, она способствует как предупреждению появления заболеваний, так и устранению уже имеющихся.
В рамках немедицинского направления здоровьесбережения можно выделить такие составляющие, как:
Соответственно, и услуги в сфере здоровьесбережения предоставляются в рамках этих направлений.
Таким образом, понятия «здоровьесбережение» и «профилактика заболеваний» являются близкими по смыслу, но не совпадающими, что дает повод рассматривать первое из них более широко.
В широком смысле здоровьесбережение можно понимать как процесс сохранения и укрепления здоровья граждан, реализуемый различными субъектами (государством в лице органов государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, самими гражданами), включающий в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского и иного характера, направленных на формирование осознания высокой ценности своего здоровья и здоровья окружающих.
Статья 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
Критерий | Показатель |
Здоровьесберегающая среда | Обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов (критический показатель для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования). |
Организация просветительской деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни; профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотических средств (критический показатель). | |
Количество школьных просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, по профилактике курения табака, употребления алкоголя и наркотических средств. | |
Реализация программы «Здоровье». | |
Создание условий для занятий физической культурой и спортом | Наличие в образовательной организации спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, включая доступную населению (в том числе на основе договора сетевого взаимодействия). |
Диверсификация деятельности школьных спортивных клубов по видам спорта. | |
Участие обучающихся в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях (в том числе во всероссийских спортивных соревнованиях, президентских состязаниях и всероссийских спортивных играх школьников, президентских спортивных играх). | |
Наличие победителей и призеров спортивных соревнований (в том числе всероссийских спортивных соревнований, президентских состязаний и всероссийских спортивных игр школьников, президентских спортивных игр). |
Ключевое понятие в работе педагога – здоровьесберегающая деятельность.
В толковом словаре русского языка слово «беречь» означает, во-первых, не тратить, не расходовать что-либо напрасно, во-вторых – охранять от кого-нибудь или чего-нибудь, хранить защищать.
В нашем случае не тратить, не расходовать напрасно, хранить защищать здоровье детей от так называемых факторов риска.
Употребление понятия «здоровье» в современной науке не всегда бывает однозначным. Оно используется в самых разных научных дисциплинах, причем в каждом случае с его помощью решаются специфические задачи. Это ведет не столько к унификации его трактовки, сколько к расширению спектра его значений. Его содержание, признаки, критерии оценки задаются различными дисциплинарными и смысловыми перспективами.
Общепринятой считается официальная трактовка Всемирной организации здравоохранения. В Уставе этой организации говорится, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
В основу такого определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, личностному и социальному.
Соматический – совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Социальный – мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.
В научной литературе описываются классификации здоровья, определяемые как «модели здоровья»: медицинская, социальная, личностная, интегрированная.
Г. Л. Апанасенко указывает, что, рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность этой системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы.
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет: «…здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации».
Классификацию, определяемую как «модели здоровья», дает Е. А. Овчаров (1993). Он выделяет следующие модели:
Иванюшкин А. Я. предлагает три уровня описания здоровья как ценности:
Х. В. Иксанов с соавторами в работе «Освоение новых методологических подходов к медико-социальной экспертизе и реабилитации больных и инвалидов» пишет о медицинской и социальной модели здоровья.
Медицинская модель сосредотачивает внимание на персональной стороне нарушения здоровья, вызванного непосредственно болезнетворным фактором. Изменения здоровья при этом требуют медицинской помощи в виде индивидуального лечения, проводимого врачами. Медицинская помощь рассматривается как основной выход из положения.
Социальная модель сосредотачивает внимание на сторонах нарушения здоровья, выходящих за рамки индивидуальной проблемы. Изменения здоровья при этом нуждаются в помощи со стороны социального окружения. Это требует социальных решений и во многом предполагает коллективную ответственность общества. Поэтому результатом такой позиции будут социальные изменения.
Объединение, интеграция обеих концептуальных моделей здоровья и его нарушений находит свое выражение в разработке специальной классификации факторов здоровья, осуществляемой учеными и практиками разных стран под эгидой Всемирной организации здравоохранения.
Начало разработки такой классификации было положено выходом в свет в 1980 году «Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности».
Отношения между болезнью – патологическим процессом, происходящим в организме – и его последствиями сложны.
В классификации достаточно обоснованно с позиций науки о человеке – «организме-индивидууме» – удалось классифицировать все последствия по уровням, отражающим сущность человеческой природы: на уровне биологическом (организм), на уровне психологическом (индивидуум) и на уровне социальном (личность). Это три основных класса заболеваний.
Например: нарушение структур и функций организма (зрительные) – ограничение жизнедеятельности (овладеть специальными навыками) – социальная недостаточность (профессиональная деятельность).
В 2001 году вышла в свет обновленная версия классификации, в значительной степени концептуально дополнившая классификацию 1980 года (МКФ – международная классификация функционирования). Она вводит определения «составляющих здоровья» и некоторых связанных со здоровьем составляющих благополучия (таких как образование и труд). Для конкретизации общеупотребляемого понятия «здоровье» МКФ дает стандартные, необходимые для практического применения, определения «доменов здоровья» и «доменов, связанных со здоровьем».
Домен – это сфера проявления признаков здоровья или болезни и факторов, определяющих здоровье. Это практический и значимый для характеристики здоровья набор взаимосвязанных физиологических функций и анатомических структур, действий, задач и сфер жизнедеятельности, внешних природных и культурных условий, внутренних индивидуально-психологических особенностей.
МКФ ушла от классификации «последствий болезней», чтобы стать классификацией «составляющих здоровья». «Составляющие здоровья» определяют, из чего оно состоит, в то время как «последствия» концентрируют внимание на тех влияниях, которые могут оказывать заболевания и другие изменения здоровья на конечный результат.
Составляющие здоровья согласно МКФ:
Домены (сферы проявлений признаков здоровья, определяющих его):
Параметры, которые характеризуют позитивный и негативный аспекты состояний:
Мы подробно остановились на этой классификации, так как на основе МКФ исследователь может более полно делать выводы о причинно-следственных связях заболевания, используя приемлемые научные методы. Этот подход усиливает другие, основанные на исследовании детерминант здоровья или факторов риска заболеваний. Для исследователя детерминант или факторов риска МКФ содержит перечень факторов внешней природной и культурной cреды, описывающих обстановку, в которой живет индивид.
Таким образом, МКФ помогает понять человека и его здоровье как систему. МКФ пытается достичь синтеза, чтобы обеспечить согласованный взгляд на различные стороны здоровья с биологической, личностной и социальной позиций.
МКФ позволяет анализировать влияние одних компонентов здоровья на другие, а также влияние того или иного воздействия на функционирование конкретного человека, то есть управлять здоровьем и качеством жизни.
Такое представление может стать основой комплексных подходов к здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций.
Человек (его здоровье на всех уровнях) – это открытая система, связанная с постоянным взаимным обменом организма с окружающей средой веществом, энергией, информацией. В процессе такого взаимодействия эта биосистема поддерживает свою упорядоченность, препятствует разрушению за счет гомеостаза (относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма), гомеореза (способность к поддержанию постоянства канала развития для развивающейся системы) и гомеоморфоза (способность к поддержанию постоянства структуры и морфологии системы).
Человек – это естественная система, состоящая в своей биопсихосоциальной структуре из так называемых подсистем. В свою очередь каждая подсистема по тому же принципу организована как целая система, элементы которой взаимодействуют с окружающей средой и с элементами другой подсистемы.
На биологическом уровне человек как система состоит из таких подсистем, как костно-мышечная, нервная, кардиореспираторная, пищевартельная, выделительная и т. д. Они, в свою очередь, состоят из органов, те из тканей и клеток.
На психологическом (личностном) уровне – это направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт, знаний, умений, навыков и привычев, приобретенных путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности; индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли), биопсихические свойства, в которые входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент).
На социальном уровне это способность к интеграции в общество, к профессиональной деятельности, способность к общению с другими людьми, наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Индивидуальное развитие организма – процесс нелинейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды «революционных», переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (социальными) факторами.
В отличие от сенситивных периодов, характеризующихся повышенной чувствительностью отдельных функций, эти периоды отличаются существенными качественными преобразованиями, одновременно происходящими в разных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих формирование психических процессов. Морфофункциональные перестройки основных физиологических систем на этих этапах развития обусловливают напряжение гомеостатических механизмов, увеличение энерготрат, высокую чувствительность к совокупности факторов внешней среды, что позволяет отнести эти периоды к категории критических. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь особо пагубные последствия.
Системообразущий фактор, коим является конечный результат, цель функционирования системы, – сохранение здоровья и развитие на всех уровнях.
На биологическом уровне – выживание, формирование и сохранение своей индивидуальной и биологической структуры, а также репродукция, обеспечивающая сохранение популяции.
На психологическом (личностном) уровне – реализация человеком себя как личности в отношениях с различными сторонами действительности.
На социальном уровне – социальная интеграция и адаптация.
Человек (его здоровье) – это самоорганизующаяся система, способная к саморегулированию, самовосстановлению, саморазвитию.
Особую роль в саморегулировании системы принадлежит обратным связям, информирующим регуляторные системы о результате полезного действия элементов-исполнителей. Они могут быть отрицательными (тормозящими, стабилизирующими) и положительными (стимулирующими), обеспечивающими развитие системы.
Способность к самовосстановлению обусловлена прежде всего регенерацией на биологическом уровне, компенсаторными механизмами недостаточных функций на всех уровнях здоровья. Способность к саморазвитию системы базируется на генетически запрограммированном онтогенезе и создании соответствующих условий для развития.
В Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья, более известной как МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health), содержится перечень факторов (контекстные факторы), которые могут влиять на индивида с изменением здоровья. Это факторы внешней природной и культурной среды, описывающие обстановку, в которой живет индивид, и личностные факторы.
Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время. Они представлены:
Личностные факторы – это индивидуальные характеристики, с которыми живет и существует индивид. Они состоят из черт индивида, не являющихся частью изменений здоровья или показателей здоровья. Могут включать:
Факторам, влияющим на развитие и здоровье детей школьного возраста, посвящены многие исследования. Их можно разделить на три группы: внешние, школьные и личностные факторы.
Основные факторы, влияющие на развитие человека, по мнению Ю. К. Бабанского, – наследственность, среда (социальная, т. е. определяемая экономическими и политическими условиями, свойственными конкретной общественно-экономической формации; географическая среда, домашняя среда – ближайшее окружение ребенка) и воспитание.
В. П. Петленко определяет факторы, влияющие на здоровье человека, а также степень их влияния:
М. М. Безруких выделяет две группы факторов риска для здоровья школьников: внешние и внутренние.
К внешним факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы.
К числу внутренних факторов, как правило, относятся генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга и сформированности высших психических функции.
В ряде случаев выделяются так называемые смешанные факторы, сочетающие и внешние, и внутренние влияния.
Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия жизни отрицательно влияют на рост, развитие и здоровье детей, а также оказывают влияние на развитие школьных трудностей. Однако изменение этих условий – длительный процесс, не подвластный ни учителю, ни родителям. Школьные факторы риска – это как раз те внешние факторы, которые можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.
Комплекс школьных факторов риска (педагогических факторов) не только отражает рациональность и эффективность процесса обучения, но и оказывает влияние на рост, развитие и здоровье детей, успешность их обучения.
Школьные факторы риска – комплекс условий школьного обучения, вызывающих трудности обучения. К числу школьных факторов риска относятся:
На разных этапах развития и обучения меняются факторы, занимающие ведущее место в структуре причин, вызывающих школьные проблемы. Так, в критические периоды (начало обучения, период полового созревания) наиболее значимые – физиологические, психофизиологические факторы, состояние здоровья; в остальные более значимы психологические, социальные факторы.
Функциональное развитие ребенка, его особенности, нарушения в развитии отдельных систем выделяются в качестве ведущих причин возникновения и развития школьных трудностей.
Среди учащихся, наиболее остро реагирующих на нерациональную и неэффективную организацию учебного процесса, можно выделить следующие группы детей: часто болеющие, леворукие, медлительные и гиперактивные. Именно у этих детей часты школьные проблемы, но в большинстве случаев причина возникновения трудностей – не неспособность этих детей хорошо учиться, а неадекватные требования учителей и условия обучения.
В педагогической литературе рассматриваются в основном те школьные трудности, которые связаны с самим ребенком, его развитием, состоянием, сформированностью функций, здоровьем и т. п. Эти внутренние причины привлекают внимание педагогов и родителей. Гораздо меньшее внимание руководители системы образования, педагоги и родители уделяют особенностям организации учебного процесса. Хотя учебный процесс, при котором не соблюдаются основные принципы эффективной организации, способен вызвать не менее серьезные трудности даже у очень способных и подготовленных к школе детей.
Один из источников стресса в школьной жизни – жесткая, агрессивная среда: конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребенок. Специальные исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечании. А реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк?», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому) обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят ничего особенного, так как и на более серьезные конфликты взрослые порой не обращают внимания.
Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности – еще один источник стресса. А если учесть, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее у ребенка нет никакой возможности, нетрудно представить себе силу воздействия таких ситуаций.
Результаты исследований специалистов института возрастной физиологии показывают, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).
Ведущий стрессорный фактор в школе – ограничение времени, выделенного на работу. Физиологам хорошо известен негативный эффект ограничения времени в процессе любой деятельности. Это сильнейший стрессорныи фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного цейтнота ребенок живет 11 школьных лет. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать чувство собственной несостоятельности и недовольство взрослых. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения.
Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка.
Ярким примером такого несоответствия может служить используемая в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движении. Эта методика нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений, искусственно (из-за задержки дыхания) создает гипоксию. Результат такого несоответствия – не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, повышение тревожности, а нередко – неврозоподобные и невротические расстройства.
Еще один фактор риска, приводящий к резкому ухудшению здоровья, – это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями.
Первый – наиболее явный (открытый) – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятии, факультативов и т. п.).
Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставлять резерв для организации щадящего режима, необходимого детям с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Отмечается высокая зависимость роста отклонении в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Чтобы исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса.
Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы) в аспекте охраны здоровья учащихся, Н. К. Смирнов разделяет их на две большие группы: факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников (общепатогенные факторы), и факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями, – «внутришкольные факторы».
Автор приводит перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики:
Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов – «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий.
Автор приводит перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:
Направление «Профориентация» предусматривает сопровождение осознанного отношения обучающихся к профессионально-трудовой сфере, основанного на создании условий для формирования у них набора компетенций, необходимых для успешного самоопределения и общей внутренней готовности к разрешению проблем профессиональной жизни, с использованием системы профессиональных проб, сетевых программ с колледжами и вузами, сотрудничества с семьей; с участием работодателей и заинтересованной общественности для обеспечения социально-экономического развития и суверенитета России.
Реализация единой системы профориентации в школах (профориентационного минимума) – основной инструмент реализации магистрального направления «Профориентация» проекта «Школа Минпросвещения России».
«Профориентация сегодня существенно отличается от того, что можно было представить себе раньше. В настоящее время профориентация связана с сопровождением осознанного отношения обучающихся к профессионально-трудовой сфере, к выбору будущей профессии, успешному самоопределению и общей внутренней готовности к разрешению проблем в профессиональной жизни», – сказала в приветственном слове проректор Академии Минпросвещения России Ольга Суханова.
С 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов введена Единая модель профориентации – профориентационный минимум. Профминимум представляет собой единый универсальный набор практик и инструментов, нацеленный на выстраивание системы профориентации обучающихся в учебной, воспитательной и иных видах образовательной деятельности.
Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
При этом существующие на сегодняшний день методы и подходы к информированию обучающихся о спектре современных профессий, предпринимаемые школами и регионами меры по организации профессиональной ориентации, недостаточны. Как показали первые результаты проекта профессиональной ориентации «Билет в будущее» в 2018 – 2020 гг., при выборе профессии большинство обучающихся 6-11 классов российских школ демонстрируют неосознанную некомпетентность, т. е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального или высшего образования при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор карьерной траектории как актуальную для себя жизненную задачу.
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
В рамках Профориентационного минимума задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) реализуются через сочетание следующих основных подходов:
Активное использование этого подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения.
К принципам реализации Профориентационного минимума относятся:
Профориентационный минимум вводится для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Все виды активности в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Для реализации профориентационных мероприятий в общеобразовательной организации рекомендуется использовать следующие форматы:
В рамках пилотного этапа реализации Профориентационного минимума предусмотрено три уровня, каждый из которых зависит от ресурсов отдельного общеобразовательного учреждения, – базовый, основной, продвинутый.
Для реализации комплексной профориентационной работы в образовательных организациях Российской Федерации необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями. Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
Целевая аудитория – обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам, которые соответствуют каждому из классов – с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями и по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума – в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее».
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, реализуется в рамках учебного плана.
Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего» или другие программы.
Предусмотрены профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно-производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает:
Используемые материалы:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
Предусмотрены конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
Используемые материалы – Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания РАО.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выбор и обучение по программам профессионального обучения.
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами; получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводятся:
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Это направление включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.
Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями-работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
Направление «Творчество» предусматривает создание условий и ситуаций успеха созидательной деятельности, способствующих максимальной реализации потенциальных возможностей и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучающихся для успешного развития интеллекта, таланта, творческих способностей, созидательной позиции личности как субъекта общественной деятельности.
Направления реализации:
Стратегические и нормативные документы направления:
Пути реализации направления:
Критерии | Показатели оценивания | Значение показателя | Балльная оценка |
Развитие талантов | Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием в общей численности обучающихся («критический» показатель) | менее 10% обучающихся | 0 |
от 10% до 49% обучающихся | 1 | ||
от 50% до 76% обучающихся | 2 | ||
77% и более обучающихся | 3 | ||
Реализация дополнительных общеобразовательных программ | отсутствие программ или программы по 1-2 направленностям | 0 | |
программы разработаны и реализуются по 3 направленностям | 1 | ||
программы разработаны и реализуются по 4-5 направленностям | 2 | ||
программы разработаны и реализуются по 6 направленностям | 3 | ||
Наличие технологических кружков на базе общеобразовательно организации и/или в рамках сетевого взаимодействия | отсутствие | 0 | |
1 технологический кружок | 1 | ||
2 технологических кружка | 2 | ||
3 и более технологических кружка | 3 | ||
Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах (кроме Всероссийской олимпиады школьников), конференциях | отсутствие | 0 | |
участие обучающихся в школьных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях | 1 | ||
участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях на муниципальном уровне | 2 | ||
участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях на региональном и (или) всероссийском уровне | 3 | ||
Наличие победителей и призеров различных олимпиад (кроме ВСОШ), смотров, конкурсов, конференций | отсутствие | 0 | |
наличие победителей и (или) призеров конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций на муниципальном уровне | 1 | ||
наличие победителей и (или) призеров конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций на региональном уровне | 2 | ||
наличие победителей и (или) призеров конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций на всероссийском уровне | 3 | ||
Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ (организации культуры и искусств, кванториумы, мобильные кванториумы, ДНК, «IT-кубы», «Точки роста», экостанции, ведущие предприятия региона, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования и др.) | отсутствие | 0 | |
сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ с 1 организацией | 1 | ||
сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ с 2 и более организациями | 2 | ||
Школьные творческие объединения | Функционирование школьных творческих объединений: школьный театр, школьный музей, школьный музыкальный коллектив, школьный медиацентр (телевидение, газета, журнал) и др. («критический» показатель) | отсутствие | 0 |
1-2 объединения | 1 | ||
3-4 объединения | 2 | ||
5 и более объединений | 3 | ||
Функционирование школьного театра | отсутствие | 0 | |
функционирование школьного театра | 1 | ||
Функционирование школьного музея | отсутствие | 0 | |
функционирование школьного музея | 1 | ||
Функционирование школьного хора | отсутствие | 0 | |
функционирование школьного хора | 1 | ||
Функционирование школьного медиацентра (телевидение, газета, журнал и др.) | отсутствие | 0 | |
функционирование школьного медиацентра | 1 | ||
Доля обучающихся, являющихся членами школьных творческих объединений, от общего количества обучающихся в организации | 0% | 0 | |
менее 10% обучающихся | 1 | ||
от 10% до 29% обучающихся | 2 | ||
30% и более обучающихся | 3 | ||
Количество мероприятий школьных творческих объединений: концерты, спектакли, выпуски газет, журналов и т. д. (для каждого школьного творческого объединения) | менее 2 в год (для каждого школьного творческого объединения) | 0 | |
2 в год (для каждого школьного творческого объединения) | 1 | ||
более 2 в год (для каждого школьного творческого объединения) | 2 |
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее – Концепция) направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.
Цели развития дополнительного образования детей – создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.
Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо решение следующих задач:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.