Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов-хореографов, необходимых для организационно-творческой работы с танцевальными коллективами в рамках реализации дополнительного образования.
Объем: 72 часа.
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Процесс обучения в хореографическом коллективе – это совокупность целенаправленных действий педагога и учащегося для получения системы знаний, умений, навыков и развития творческих способностей средствами хореографического искусства.
Учебно-воспитательный процесс в коллективе строится согласно дидактическим принципам:
Такая организация учебного процесса дает возможность участникам коллектива не только овладеть основами хореографии, но и углубить знания в этой области, сделав их всесторонними, связав танец с широким кругом явлений искусства и жизни.
Учебный процесс в коллективе имеет свои специфические черты, отличающие его от профессионального хореографического образования:
Ведущими методами обучения детей танцевальному искусству являются:
Формы обучения:
Лицо коллектива – репертуар, его идейный и художественный уровень. При составлении репертуара необходимо учитывать ближайшие и далекие перспективы творческой деятельности коллектива, потребности детей, интересы, их подготовленность к восприятию произведения.
В подготовке репертуара используют как традиционный, так и редко встречающийся танцевальный материал. В репертуаре следует уделить внимание танцевальному фольклору своего региона.
Танцевальные постановки должны быть направлены на раскрытие индивидуальности детей, на воспитание этических отношений друг к другу, на развитие техники и выразительности исполнения.
Музыкальному оформлению учебных занятий, развивающих игровых этюдов и танцев, репертуарных постановок отводится важная роль. Рекомендуется это делать с учетом восприятия его детьми: от более простого в младших классах к более сложному – в старших.
Для репертуарных постановок надо использовать музыкальные произведения, удобные для создания пластических образов, с богатым внутренним содержанием, в ярком исполнении. Лучше применять аудиозаписи оркестров, ансамблей, профессиональных исполнителей.
Практическое обучение танцу предполагает также и знакомство с теорией искусства танца, музыки и преподавания методики движения. Специфика обучения танцу в том, что преподавание теории осуществляется на практических занятиях.
Условия для применения полученных знаний, умений и навыков, форма контроля уровня подготовки – это открытые уроки, отчетные выступления, концертная деятельность коллектива; его участие в смотрах, конкурсах, фестивалях и праздниках, танцах различного уровня. Концертная деятельность – показатель стабильности коллектива, общей культуры его исполнителей, грамотности и профессионализма руководителя.
От того, насколько грамотно педагог построит занятие, зависит то, как учащиеся будут воспринимать материал. Занятия для младших и старших воспитанников строятся по-разному, с учетом физических и психических возможностей детей.
С самого первого занятия важно приучать ребенка к самостоятельной работе. Надо выделять время перед началом занятия для отработки предыдущего материала, давать детям возможность вспомнить, что они изучили на прошлом занятии. Если педагогу это удастся, то на выступлении не будет проблем с разогревом детей и разводкой номеров. Ученики будут все делать сами. И во взрослой жизни у них, скорее всего, появится такое качество, как ответственность.
Приходя на занятия и даже переодевшись в форму, многие дети еще не настроены на то, чтобы внимательно слушать педагога и, тем более, понимать его. Дети перед началом урока заняты своими важными делами (игры, общение друг с другом, обмен впечатлениями). Дайте им время перенастроиться на урок: поговорите с ними, спросите как у кого дела в школе, в детском саду. Пусть переход к занятиям будет плавным, незаметным для самих малышей. Завладейте сначала их вниманием.
Минут десять от урока можно потратить на повторение пройденного материала. Это углубит и укрепит знания малышей. Чтобы внимание детей не рассеивалось, можно задавать им вопросы по теории. Пусть ребята проговаривают вслух правила выполнения движений – так они лучше будут запоминать материал. Когда педагог дает что-то новое детям, необходимо несколько раз в разных вариациях повторить одно и то же. Не спешите и не требуйте от детей моментального понимания и выполнения движения.
Хорошо, если занятие проводится в игровой форме. Но важно помнить, что для дошкольников интересен сам процесс игры, а для старших важен её результат.
Конец урока лучше сделать игровым, чтобы снять у детей чувство усталости, напряжения и отправить их по домам в хорошем настроении.
Для детей младшего возраста (5-7 лет) не рекомендуется проводить занятие больше часа.
Урок можно спланировать следующим образом:
Большое значение придается показу, так как закладывается фундамент обучения, усваивается танцевальная азбука и вырабатывается ряд первоначальных исполнительских навыков. Показ должен быть предельно точным, конкретным, технически совершенным, детальным. Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты; замечания носят конкретный характер. Слово служит для образования основных понятий: терминология, правила исполнения. На этом этапе ученики больше копируют, чем думают над тем, что и как сделать. Мышление носит конкретно-образный характер.
Показ несет большее обобщение, так как учащиеся осваивают сумму основных технических приемов, опираясь на тот фундамент знаний, умений и навыков, который получили в младших классах. При показе педагог может пренебречь точностью исполнения отдельных элементов, намечая лишь «вполноги» общую схему, но при этом важно выделить узловой, технически наиболее важный, момент движения.
Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим моментом осмысления исполнения, с выработкой сознательного вдумчивого подхода к работе, с формированием профессионального кругозора учащихся. Слово несет на этом этапе самую большую нагрузку (большую, чем в младших и старших классах).
Урок можно спланировать следующим образом:
Показ и объяснение занимают меньшее время по сравнению со средними классами. Формируется техника, артистичность, возрастают темпы урока и физическая нагрузка. Линия урока непрерывна, и необходимо «втанцовываться» в большие и сложные комбинации или этюды.
Лаконичные и скупые показ и объяснения должны нести в себе максимум информации.
Урок можно спланировать следующим образом:
Все движения и темп исполнения комбинаций должны соответствовать программному материалу, техническим возможностям учащихся, правильным методическим раскладкам.
Объяснение и показ педагога должны быть точными и лаконичными, а паузы между движениями – короткими, так как ослабевает внимание учащихся и остывают мышцы. Педагогу следует сделать предупреждающие замечания до исполнения комбинации.
Необходимо приучить учеников слушать общие замечания и реагировать на них. Количество замечаний на уроке: 70% – общие, 30% – индивидуальные.
Поправляя недостатки исполнения у обучающихся, педагогу необходимо указать, как их исправить.
Во время занятий необходимо переставлять учащихся на другое место, особенно при исполнении упражнений на середине зала.
Для коллектива очень важно, как воспитанники одеваются на занятия. Любая форма дисциплинирует человека, заставляет его почувствовать свою принадлежность к тому роду деятельности, чью «спецодежду» он носит.
С самого первого урока необходимо следить, чтобы дети приходили опрятными, в чистой форме, аккуратно причесанными. В. С. Константиновский в книге «Учить прекрасному» отмечает: «…человек выражает свое уважение к окружающим, друзьям и наставникам и своим внешним видом – аккуратным, подтянутым».
На занятиях не нужны дополнительные внешние раздражители. Внимание педагога должно распределиться на всех детей поровну. Пестрый, цветастый наряд привлекает к себе внимание, хотим мы этого или нет. К одежде педагога это тоже относится. В рабочей одежде воспитанников и педагогов не должно быть ничего отвлекающего от занятий.
В младших группах цвет танцевальной формы – белый. Этот торжественный цвет заставляет очень внимательно относиться к себе. На белом, как на открытой ладони, видны все недостатки, видно любое пятнышко.
У девочек: белый купальник без рукавов, белые носочки без рисунка, балетки. Почему купальник без рукавов? Педагог должен хорошо видеть ребенка, его руки, локти, кисть. Лучше, если верх купальника будет маечкой. В таком случае будет видна спина ребенка, его лопатки. На поясе должна быть резинка (4-5 см), которая выполняет несколько координирующих функций: четко разделяет верх и низ корпуса, определяет уровень первой позиции рук и уровень постановки рук «на пояс». На занятия по детскому танцу, народному танцу и историко-бытовому танцу добавляется белая юбка (до середины бедра).
Прическа у девочек, согласно традициям, почти не меняется: зачесанные назад волосы собраны и закреплены шпильками в пучок на затылке, челка убрана (открытое лицо). На занятиях партерной гимнастикой девочки могут делать по два пучка по бокам, чтобы было удобно лежать на коврике.
У мальчиков: белая майка или футболка, черные шорты без карманов либо «велосипедки», белые носки без рисунка, балетки.
В старших группах (девочки) цвет рабочей одежды – черный. Черный купальник (можно с рукавами), черные лосины, резинка на талии, балетки. На народный танец добавляются черная юбка и туфли. Для занятий современным и эстрадным танцем используются джазовки.
Форма для мальчиков: белая футболка без рисунков и надписей, черные лосины. На народный танец можно надеть черные шаровары, перехваченные по ноге резинкой (середина бедра, под коленом).
Обувь: балетки и сапоги для занятий народным танцем. Для занятий современным и эстрадным танцем используются джазовки.
К форме могут быть приложения. Например, шерстянки для сохранения мышц в тепле. Мальчикам, когда у них начинается силовая подготовка и работа над трюками, можно использовать наколенники для фиксации коленного сустава и предотвращения травм.
Педагог должен следить, чтобы воспитанники приходили на уроки и репетиции в чистой, аккуратной форме. Нельзя позволять им надевать форму под бытовую одежду. Необходимо объяснить детям, что это негигиенично, так как тело «не дышит», забиваются поры кожи. Ученики должны переодеваться на занятия в раздевалке, а после урока – снимать форму и переодеваться в чистое.
Специфика занятий танцем требует неукоснительного соблюдения методических и организационных требований.
Нарушение требований и правил создает реальную угрозу травмирования костно-мышечного аппарата. Любые повреждения во время занятий выводят из режима работы не только физически, но и морально, психологически, т. к. ученик на какое-то время выбывает из процесса обучения, а впоследствии он теряет в себе уверенность, что сдерживает его артистический рост. У получившего травму начинает срабатывать инстинкт самосохранения, боязнь трудных движений. В связи с этим педагогу необходимо научиться своевременно предупреждать возможность травматизма.
Травмы во время занятий могут быть легкими, средней значимости и тяжелыми.
Легкие травмы (ушибы, царапины, порезы, занозы) не приводят к потере трудоспособности. Средние травмы (растяжения, вывихи) требуют обращения к врачу и приводят к кратковременным выпадениям из общего режима работы. Тяжелые травмы (разрывы связок, переломы костей) требуют длительного лечения в стационаре.
В танцевальных школах должны быть аптечки для оказания первой медицинской помощи. В случае тяжелых травм следует немедленно вызывать скорую помощь.
Основными и типичными причинами травматизма на занятиях и репетициях являются:
Молодые педагоги должны знать приемы подстраховки и методы предупреждения травм.
В методике необходимо придерживаться правила изучения «от простого к сложному», т. е. постепенного увеличения физических нагрузок; изучение новых движений проводить в середине урока, пока ученики еще не устали.
Педагог должен обучать своих учеников приемам самостраховки:
Настоящий педагог не только учит, но и сам всю жизнь учится, в том числе и на собственных учениках.
Программа курса воспитания личности в хореографическом коллективе направлена на формирование у ученика в процессе обучения следующих черт и качеств характера:
К завершению обучения у ребенка должны быть:
При достаточных природных данных обучение в хореографическом коллективе направлено на воспитание высококвалифицированных исполнителей, способных не только правильно выполнять движения танца, но и выразить имеющееся в танце идейно-образное содержание, передать стиль, характер и манеру танца.
По окончании курса обучения в хореографическом коллективе выпускник в достаточной мере ориентирован на профессию, связанную с искусством танца: педагог-хореограф, руководитель танцевального коллектива, тренер-преподаватель, педагог-организатор, профессиональный исполнитель.
Среди множества форм художественного воспитания и образования подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное: они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития. Танец – богатейший источник эстетических впечатлений ребенка, формирующий его художественное «я».
Об эстетическом значении танца размышляли еще древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, сочинивший целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Несмотря на разницу во взглядах на жанровые деления танца, они признавали его воспитательное значение, видели в нем не средство развлечения, а средство гармоничного человеческого развития, передачи эмоционального состояния. В Древней Спарте танец широко использовался в учебном процессе для тренировки координации, «чувства локтя», способности к коллективным массовым действиям и т. д.
За многовековую историю своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий различные жанры и направления. Отдельные выразительные движения легли, например, в основу классического танца, отличительными чертами которого стали возвышенность, одухотворенность и поэтичность. Классический танец, в свою очередь, стал основой новой сценической театрально-зрелищной формы – балетного театра. В XX веке в противовес сложившейся системе классического танца возникли новые пластические направления – свободный танец, танец-модерн, джаз-танец.
Народный, национальный танец, помимо своих бытовых форм, получил и сценическое воплощение в репертуаре ансамблей народного танца (сначала любительских, а затем и профессиональных).
Бытовые бальные танцы, меняясь с течением времени, превращались в историко-бытовые. В XX веке на их основе было создано направление конкурсной бальной хореографии – соревнование на паркете, сливающееся со спортом. Помимо этого, в каждом столетии бальные танцы рождали по десятку новых танцевальных стилей в соответствии с новыми музыкальными ритмами и жизненным темпом. На их пути постоянно возникали запреты. На рубеже XVIII-XIX веков казался слишком фривольным вальс, на рубеже XIX-XX – слишком чувственным танго. В прошлом веке «преследовались» бальные танцы латиноамериканских ритмов, а затем – рок-н-ролл, твист, диско, брейк, рэп, хип-хоп и т. п.
Сегодня, как и во все времена, танец обладает уникальными возможностями воспитательного и развивающего воздействия в процессе обучения детей.
Синкретичность (нерасчлененность) танцевального искусства подразумевает обязательное развитие чувства ритма, умения слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Танец учит выражать свои эмоции в музыкально-организованном движении, развивая эмоциональность и прививая артистизм. Одновременно занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Они развивают и тренируют мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность всего тела, формируют правильную осанку, дыхание.
Танец прививает основы этикета, дает сведения о разных эпохах и народах, о значительном пласте мировой художественной культуры. Хореографическое искусство имеет особое значение как средство воспитания национального самосознания. Знание танцев своего народа столь же необходимо, как и знание родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо и там, и здесь заключены основы национального характера, этнической самобытности, уникальные черты, сложившиеся в течение многих веков.
Элементы классического тренажа – необходимые составляющие обучения. Они равномерно развивают опорно-двигательный аппарат и все мышцы корпуса и конечностей, тренируют дыхание, формируют правильную осанку и составляют основу грамотной постановки корпуса.
Народные танцы не просто дают ребенку примеры различных ритмов, движений и рисунков, знания по истории музыки и изобразительного искусства, географии и этнографии. Они воспитывают этническое самосознание, уважение к своей культуре и культурам других народов, межнациональную терпимость. Здесь обучение лучше всего начинать с танца своего народа, несложных вариантов этнически близких танцев, и в то же время включать танцы других национальностей, различающиеся по ритмам, рисунку движений.
Историко-бытовые и бальные танцы различных эпох в художественно-образной форме представляют образцы этикета и поведения различных слоев общества того или иного времени, определяемые, как правило, нормами морали каждого века. В этом разделе следует начинать с танцев-игр, переходя к материалу XIX века, а только затем – к более сложным образцам танца XVI-XVIII веков.
Танцы современных направлений – наиболее привлекательный вид занятий: они покоряют детей необычными, как правило, очень быстрыми темпами, меняющимися ритмами. Привлекают «неудобными», на первый взгляд сложными, положениями корпуса, движениями рук и ног, требующими большой выносливости, тренированного дыхания, особой координации. Здесь педагогу следует быть максимально внимательным. Материал современной хореографии подчас кажется несложным, но эта простота обманчива. На самом деле для его освоения необходим высокий уровень тренировки координации и дыхания, мышечная выносливость, грамотная постановка корпуса, рук, ног, головы – все то, что дает классический танец.
Хореография дает возможность физического развития. Это становится особенно важным при нынешнем состоянии здоровья подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков в процессе обучения хореографии связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Овладение возможностями собственного тела дает уверенность и даже предотвращает появление различных психологических «комплексов».
И, наконец, подчеркнем: только воспитав поколение, освоившее тот или иной вид искусства, в нашем случае – танец, мы сможем получить грамотных зрителей, способных воспринимать и достойно оценивать профессиональные хореографические произведения.
С каждым годом растет число хореографических коллективов. Хореография всегда была одним из самых востребованных направлений в системе дополнительного образования. Сегодня можно организовать студию, коллектив, ансамбль самостоятельно, на коммерческой основе. В хореографии появились молодые, энергичные, талантливые педагоги, но, к сожалению, уходят традиции, культура хореографии. Забываются правила, которым всегда неукоснительно следовали все, кто имеет отношение к танцевальному искусству.
Чтобы сохранить культуру, нужно её знание и бережное отношение к ней. Главные хранители традиций – педагоги-хореографы и руководители хореографических коллективов. Хореография – коллективный вид творчества. И если руководитель хочет добиться результатов, то должен поддерживать в коллективе железную дисциплину.
Самое сложное – это отношение к воспитанникам. Оставаясь строгим и требовательным педагогом, необходимо добиться доверия учеников. В каждом, пусть даже маленьком, социуме устанавливаются свои правила, со временем появляются свои традиции и обычаи. В хореографии большинство правил исходят от фундамента танцевального искусства – классического танца.
Эти правила ученик обязан освоить, а учитель – следить за их строгим исполнением:
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. Deon – долг и logos – учение). Как известно, этика (от греч. Ethos – нрав, обычай) – наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общественных норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами её лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж.-Ж. Руссо, Льва Толстого, Р. Штайнера любить детей – означало предоставить им, в соответствии с возрастными потребностями, максимальную свободу творческого самовыражения. И. Г. Песталоцци и Януш Корчак были верны принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя их все радости и невзгоды». Р. Оуэн, А. С. Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стремились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни.
И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понимания невозможно добиться духовного единства педагога с детьми, которое В. А. Сухомлинский справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса.
Если вы еще не готовы полюбить всей душой каждого вверенного вам воспитанника (и послушного, и озорного, и прилежного, и нерадивого, и аккуратного, и неряху), то прислушайтесь к мнению Я. А. Коменского, который еще в эпоху позднего средневековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мастерскими гуманности». Позднее об этом писали И. И. Бецкой, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, М. Монтессори. Требование гуманного, т. е. чуткого, заботливого, бережного, отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира подрастающее поколение нуждается в особой защите.
Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения – значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности. Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п.
Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но главное, чем дорожит воспитанник, – это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. И глубоко права режиссер, профессор М. О. Кнебель, утверждая, что педагогика требует от человека качеств, близких к материнским. В своей книге «Поэзия педагогики» она писала, что как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников.
Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание – главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда – одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности. Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве.
Глубокую трактовку прекрасного, красоты дает Л. Н. Толстой, подчеркивая их объективно-субъективный характер. «Красотой в смысле субъективном, – писал Л. Н. Толстой в статье «Что такое искусство», – мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее».
Такой подход к пониманию сущности прекрасного разделяется многими современными философами. Он дает возможность уяснить личностный характер эстетического отношения, «механизм» благотворного влияния красоты на человека. Удовлетворяя потребность в прекрасном – «человечнейшую из всех человеческих потребностей» (С. Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, постигаем сердцем и разумом высшие ценности.
Следует помнить, что для педагога красота – не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе.
Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно-образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф. М. Достоевский), её притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, побуждает следовать образцам.
Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Неслучайно В. А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики – вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода – о «диалектике души»; служат своеобразным учебником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой.
В-третьих, эстетика, красота – незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство. И дело не только в том, что педагогу приходится сочетать в одном лице функции, сходные с работой драматурга, режиссера, актера, но и в публичном характере, зрелищности урока, воспитательного мероприятия, которые так же, как и настоящий спектакль, должны производить на участников «театрального действия» ожидаемое впечатление с помощью особых форм выразительности. В театре к этим средствам воздействия относятся фабула, сценическая речь, сценическое движение (игра актеров), внешность персонажей, декорации, музыкальный фон. И хотя в педагогической деятельности совсем не обязательно демонстрировать профессиональное актерское мастерство, работник образовательного учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры – «искусством переживания» и «искусством представления»; уметь, пользуясь словами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу независимо от личных обстоятельств.
Заметим, однако, что успешное использование средств эстетики в учебно-воспитательных целях возможно лишь тогда, когда педагог, руководитель имеет соответствующую подготовку. Ему необходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом. Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышление, зрительная память, пространственное и временное воображение, умение перевоплощаться и др.
Педагогу-хореографу, деятельность которого осуществляется на глазах воспитанника, должно быть небезразлично, каков его внешний облик; насколько одежда, прическа, манеры, походка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует помнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении – также элемент профессиональной техники, источник воспитательного влияния.
Большое значение для восприятия учениками преподавателя имеет внешний вид педагога. Педагог-хореограф должен выглядеть аккуратно одетым, опрятным, без вычурно-броских деталей и красок в одежде.
Педагог показывает пример дисциплинированности, точности, аккуратности: приходит на урок заранее, начинает занятие точно по расписанию, придерживается правил и требований учреждения.
Педагог-хореограф всегда должен быть готов к уроку. Урок продумывается им заранее с учетом программы и возможностей учеников. Он должен чувствовать настрой класса, психологическую и физическую готовность к уроку. В зависимости от общего состояния уметь быстро перестраиваться, менять нагрузку, план и форму урока.
Педагог не должен отказываться от урока, отменять урок, даже если пришел один ученик. Если педагог заболевает или не может дать урок по другим уважительным причинам, то его обязанность – предупредить учеников заранее и найти себе замену, чтобы ученики не теряли рабочую форму.
Большое значение для педагога-хореографа имеет голос: его тон, сила звука должны быть ясными, четкими, ровными, спокойными, внятными. Педагогу следует работать над артикуляцией, произношением, выговором и силой подачи своих фраз.
Педагог обязан грамотно владеть танцевальной терминологией. Профессиональная лексика каждого педагога – не только отражение индивидуальной манеры преподавания, но и составная часть его методики, педагогического мастерства. Точное, грамотное владение лексикой говорит о культуре, о профессионализме как педагога, так и воспитанников.
Педагог учит учеников, а не отчитывает; не разговаривает обиженным тоном, не «выговаривает» за ошибки, если ученики стараются. Педагог, как психолог, должен чувствовать нервную перегрузку класса, физическое напряжение и в необходимый момент снимать перегрузки различными приемами отвлечения: шуткой, неожиданным вопросом, смешным замечанием, коротким сообщением, сменой движения, сменой формы урока и т. п.
Принимая класс от какого-либо преподавателя, педагог должен соблюдать профессиональную этику, т. е. не осуждать коллегу за те или иные недостатки учеников, а на деле доказывать свой профессионализм, превосходство знаний и методики, помня, что мастерству хореографии учатся всю жизнь.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. И сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится более актуальной. Как же правильно решить проблему воспитания детей и молодежи? Ответ, который дает современная отечественная педагогическая наука, можно обозначить так: гуманная педагогика, то есть воспитание свободой, любовью, поддержкой.
В основе гуманистических педагогических требований к преподаванию занятий по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Участники хореографического коллектива должны овладеть базовой культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, эстетическую и танцевальную культуру. Поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет большие возможности для осуществления воспитательных задач.
Гуманистическая традиция в педагогике родилась не сегодня. Об этом писали в своих трудах великие мыслители и художники, выдающиеся педагоги. В отечественной педагогике это такие ученые, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили и др.
Гуманная педагогика обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрел вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к воспитанникам считалась необходимым качеством педагога. Она соединяла педагога и воспитанника, побуждала к стремлению развивать собственные способности.
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, танец помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.
Танец – это универсальное средство воспитания тела и души человека, средство гармонизации воспитания личности. Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой гуманной педагогической деятельности по формированию личности.
В хореографическом коллективе гуманистическая деятельность педагога имеет свою специфику: результат достигается при строгом соблюдении требований и системы профессиональных ограничений, а именно:
Поэтому возникает вопрос: возможно ли применение методов гуманной педагогики в преподавании хореографии? Или хореографическая деятельность исключает использование таких методов? Несмотря на жесткую систему ограничений и требований к воспитанникам, в хореографической деятельности заложены большие возможности для реализации на практике методов гуманной педагогики.
Гуманность педагога-хореографа проявляется в:
Специфика занятий танцем требует неукоснительного соблюдения методических и организационных требований к учебному процессу. Нарушение требований и правил создает реальную угрозу здоровью танцовщиков (соблюдение температурного режима в зале, режим труда и отдыха, профилактика травматизма и др.).
Определим факторы, препятствующие реализации методов гуманной педагогики в хореографии:
Итак, хореографическая деятельность не исключает использования методов гуманной педагогики в работе с хореографическим коллективом. Педагогу-хореографу необходимо основывать процесс воспитания и обучения на принципах любви, доверия, уважения, понимания, поддержки. Важно соблюдать дистанцию в межличностных отношениях, отказаться от насильственной парадигмы в своих действиях, заботиться о здоровье своих воспитанников.
Обучение танцу во многом определяет школа, её традиции, направления и мастерство преподавателя. Многовековая история хореографического искусства прошла различные этапы формирования и развития хореографического образования. Сложились традиционные формы, принципы и методы обучения танцу, а также этика и эстетика хореографической деятельности.
К традиционным методам подготовки педагогов-хореографов мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций; изучение истории становления и развития искусства танца, эстетическое воспитание учащихся.
Далее рассмотрим традиционные подходы в обучении хореографии.
В обучении хореографии используют методы обучения как способы совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых учащиеся осваивают специальные умения и танцевальные навыки, формируют эстетический вкус, развивают творческие способности.
К традиционным приемам обучения хореографии относятся школы и методики известных педагогов-хореографов. В каждом танцевальном направлении существуют свои основатели, разработчики методик, техник и программ, которым следуют по сей день.
В классическом танце это А. Я. Ваганова, Н. И. Тарасов, А. А. Писарев, В. С. Костровицкая.
Народный танец представляют Т. С. Ткаченко, А. А. Климов, Т. А. Устинова, Г. П. Гусев.
В спортивном танце педагоги в обучении руководствуются техниками Алекса Мура, Уолтера Лэйрда, Гай Говарда.
Современный танец основывается на техниках Марты Грэхем, Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана, Мерса Каннингхэма, Элвина Эйли.
В историко-бытовом танце обучение основывается на трудах М. Васильевой-Рождественской, Н. П. Ивановского.
К традиционным формам организации педагогического процесса в хореографии относятся:
Традиционно одним из важнейших аспектов педагогической практики является творческая дисциплина учителя и учеников.
Отсутствие общечеловеческой и творческой самодисциплины у педагога – явный признак профессиональной непригодности. И дело здесь не только в неизбежном отрицательном подражательном факторе со стороны его учеников (опоздания на занятие, неподготовленность к каждому занятию и т. д.). Главное – плохая творческая дисциплина преподавателя влечет за собой бессистемность приобретаемых учениками знаний и навыков и, как следствие, необразованность, невоспитанность, травматизм.
Традиционно существуют правила, которым должен следовать ученик-хореограф, а также этика поведения педагога-хореографа.
В настоящее время в системе образования происходит процесс интеграции традиционных и инновационных подходов в обучении. Этот процесс необходим для получения высокого результата и эффективности работы педагога и творческого коллектива в целом. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата используются различные инновационные технологии. Подробнее о них поговорим в следующем занятии.
Особую важность на современном этапе приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование передовых инновационных технологий, составляющих дополнение государственной традиционной системе образования.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
Остановимся подробнее на инновационных подходах в преподавании хореографического искусства и танцевального спорта по видам деятельности: педагогических, организационных и управленческих.
Например, танцевальной гимнастики, акробатики, актерского мастерства, стретчинга и др.
Суть этой инновации заключается в том, чтобы использовать игру не только для разрядки и отдыха, но и чтобы сделать её органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные упражнения приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает сделать их понятнее для восприятия воспитанников.
Игровые технологии развивают детское воображение и эмоциональность, закладывают истоки творчества. Профессиональные качества воспитанников, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием. Можно использовать танцевальные, ритмические, музыкальные, деловые, ролевые и другие виды игр.
Новация заключается во внедрении дополнительных образовательных программ, ориентированных на совместную с детьми реализацию творческих проектов. Это организация творческого годового отчетного концерта, мастер-класса, фестиваля городского уровня, а также досуговые мероприятия для воспитанников. Хореографические занятия в рамках таких программ полны творческих заданий, игровых и практико-ориентированных проектов.
В настоящее время современные образовательные технологии включают использование цифровых, видео- и аудиотехнологий, спутникового радио и телевидения, компьютерных мультимедийных технологий, технологии искусственного интеллекта, интернета и коммуникационных технологий, технологий виртуального моделирования реальностей и ряда иных. Использование этих нововведений оказало значительное воздействие на идеи, формы, методы, процессы, управление и иные сферы образования.
Информационные технологии дают возможность активно использовать доступ в интернет, эффективно осуществлять поиск и переработку информации, пользоваться почтовыми услугами интернета, поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение. Использование мультимедийных технологий предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы, объективно оценить собственное исполнение; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций.
Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе образования.
В последнее время получила распространение такая форма обучения, как вебинары. Вебинары предполагают проведение мастер-классов, семинаров, конференций в режиме онлайн. Это позволяет обеспечить ценный обмен опытом и общение в интерактивном режиме, расширить информационное поле преподаваемого предмета.
К нетрадиционным методам в обучении хореографии можно отнести бинарный подход в преподавании, использование тренингов и др.
а) педагог-мужчина и педагог-женщина работают на одном составе учащихся (группа, пара, ансамбль) и ведут одну дисциплину;
б) педагог-мужчина и педагог-женщина ведут разные дисциплины;
в) молодой педагог и опытный педагог.
а) к навыковому тренингу в хореографии можно отнести учебные занятия по различным видам направленности хореографического искусства. Тренинг, или как принято называть в хореографии – тренаж, выстраивается через систему определенных упражнений. Кроме традиционных учебных занятий к навыковым тренингам можно отнести: стретчинг, партерную гимнастику, силовую подготовку, актерский тренинг, упражнения по пантомиме и пластике, контактную импровизацию;
б) психотерапевтический тренинг в хореографии используется как метод психокоррекции – хореотерапия (или танцетерапия). Танцетерапия – явление комплексного характера, базируется на фундаментальных теориях философии, эстетики, психологии, педагогики, культурологии, искусства. Часто используется в комплексе лечения людей с заболеваниями нервной системы;
в) социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков, развитие умений и опыта в области межличностного общения, учит вести себя в обществе, в коллективе, корректирует и развивает систему отношений личности, следовательно, его вербальные и невербальные проявления.
Использование нетрадиционных форм работы позволяет нацеливать обучающихся на высокий результат, наглядно демонстрировать творчество, а также дает возможность педагогам видеть собственные недостатки, что способствует более оперативному их устранению.
Отработка этих форм в учреждениях дополнительного образования в значительной степени активизирует познавательную и творческую деятельность педагогов и обучающихся; требует от педагогов не только знаний в области теории обучения, воспитания, психологии, методики проведения занятий и воспитательных мероприятий, но и умения перенести теоретические знания на уровень их практического применения. Такая работа стимулирует мотивацию к профессиональному росту, способствует приобретению нового опыта деятельности.
Эта технология включает в себя индивидуально-групповую и командно-игровую виды работ. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы.
Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить и индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки. Основное преимущество технологии – воспитание в учащихся чувства толерантности, коллективизма.
Одна из особенностей хореографической деятельности – наличие специальных условий для занятий танцем, а именно: занятия по хореографии должны проходить в специально оборудованном зале. Оформление зала, цвет стен, освещение класса, основа пола, качество балетного станка – все это психологически воздействует на учащихся, определяет их эмоциональное состояние, поведение, отношение к занятиям, уровень усвоения знаний. Наряду с традиционными науками, жизненное пространство изучается и в других инновационных направлениях, таких как психодизайн.
При организации учебно-тренировочного процесса необходимо предусматривать, когда и в какое время целесообразнее проводить урок; его длительность в соответствии с возрастом, количество раз в неделю и т. д.
Применение этих технологий позволяет реализовать следующие задачи:
Контроль эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, целесообразно проводить с помощью медицинского работника и психолога учреждения по следующим параметрам:
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям, используются цифровые видео- и аудиотехнологии. Это позволяет накапливать и хранить музыкальные и видеофайлы, менять темп, звуковысотность музыкального произведения; производить монтаж, компоновку музыкального произведения. Информационные технологии позволяют осуществлять сетевое взаимодействие с другими учреждениями, трансляцию передового педагогического опыта.
Основной состав – это талантливые, умеющие и жаждущие танцевать. Они представляют коллектив на крупных ответственных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. А второй состав – «спутник» – выступает на менее ответственных мероприятиях. Это позволяет одним не «паразитировать» за счет таланта и энергии других, а также дает возможность всем участникам коллектива осуществлять исполнительскую деятельность.
Современная жизнь, развивающиеся рыночные отношения в стране требуют от руководителя хореографического коллектива не только узкоспециализированных профессиональных знаний, умений и навыков, но и умения стратегически смело, психологически грамотно и мудро находить и выстраивать пути развития коллектива, принимать решения и планировать деятельность коллектива. Требуются знания психологических основ управления, основ экономики и права, высокой управленческой культуры.
Разработка рекламы необходима для привлечения в группы детей, трансляции достижений коллектива, обмена опытом, продвижения имиджа коллектива.
Менеджмент в хореографии напрямую зависит от миссии и потенциала хореографического коллектива. Разделяют стратегический менеджмент, программный проектный менеджмент, организационный менеджмент, персонал-менеджмент, риск-менеджмент, финансовый менеджмент.
Информацию, необходимую для осуществления менеджмента – управления – в хореографии и танцевальном спорте, можно подразделить на мировоззренческую, концептуальную, методическую и фактографическую.
Основанием для проектирования инновационной методической работы являются:
Необходимость бизнес-плана для руководителя коллектива в сфере хореографии и танцевального спорта состоит в том, чтобы решить следующие задачи:
Фандрайзинг представляет собой отдельную профессиональную управленческую область по поиску субсидий и денежных средств. Он является основой формирования бюджета некоммерческих организаций в социально-культурной сфере за счет привлечения средств потенциальных спонсоров и меценатов из числа предпринимателей, благотворительных фондов, частных лиц и государственного сектора управления.
Инновационные подходы в обучении требуют внимательного и аккуратного внедрения, конструктивного обоснования необходимости той или иной инновационной технологии, системного подхода в обучении. Следует учитывать возрастные и психофизиологические особенности, уровень подготовки учащихся, материально-техническую оснащенность, опыт и знания педагога. Применение инновационных подходов в обучении хореографии и танцевальному спорту позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный и воспитательный процессы в творческом коллективе и активизировать обучающихся.
В последнее время наметилась оппозиция таких понятий, как «традиции» и «инновации». В официальном педагогическом сознании традиционализм или педагогический консерватизм стал пугающим пережитком, в то время как педагогическая инновация рассматривается как основной путь выхода из создавшегося кризиса. Процесс интеграции традиционных и инновационных подходов в хореографическом образовании требует учета исторических достижений, систематизации и осмысления реального опыта, а также исключения необоснованной трансформации теории и практики хореографического искусства.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.