Курс повышения квалификации (72 ч.)

Проектирование и реализация воспитательного процесса в группе продленного дня согласно ФГОС

Цель: совершенствование компетенций педагогов группы продленного дня, необходимых для планирования и организации профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Объем: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Квалификационная характеристика педагога ГПД

Воспитатель группы продленного дня (ГПД) назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут возложить на других воспитателей ГПД или на классного руководителя. Временно исполняют обязанности в этих случаях на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

Воспитатель ГПД должен иметь высшее профессиональное образование первого или второго уровня, согласно действующему законодательству, или среднее профессиональное по группе направлений подготовки «Образование и педагогика» без требований к стажу работы (см. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», глава 1 «Квалификационные характеристики должностей работников организаций дошкольного, общего, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования»).

Воспитатель ГПД подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе или руководителю образовательной организации (ОО).

Должностные обязанности воспитателя ГПД заключаются в том, что он:

  1. Занимается воспитанием детей в организациях образования и их структурных подразделениях (в интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.) и иных учреждениях.
  2. Помогает создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, а также вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
  3. Изучает личностные стороны школьников, их склонности, интересы, помогает росту познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей, а кроме того, организует подготовку домашних заданий.
  4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.
  5. Способствует развитию общения обучающихся.
  6. Помогает воспитаннику решать проблемы в общении с товарищами, учителями, родителями (людьми, их заменяющими).
  7. Помогает детям в учебной деятельности, следит, чтобы уровень их подготовки соответствовал ФГОС, государственным образовательным требованиям.
  8. Помогает ученикам получать дополнительное образование через систему кружков, клубов, секций, объединений в организациях по месту их жительства.
  9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнь детского коллектива.
  10. Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время образовательного процесса.
  11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем воспитанников.
  12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой детей.
  13. Вместе с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
  14. Работает в тесном контакте с учителями, школьным психологом, другими педагогическими работниками, родителями (законными представителями) учеников.
  15. С учетом индивидуальных особенностей детей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ОВЗ коррекционно-развивающую работу (в группе или персонально).
  16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
  17. Участвует в:
    • педагогических, методических советах и других формах методической работы;
    • проведении родительских собраний;
    • организации методической и консультативной помощи родителям (законным представителям);
    • проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
  1. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время него.
  2. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя координирует деятельность педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды школы.
  3. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации коллег, развитию их творческих инициатив.

Ответственность воспитателя ГПД в том, что он:

  1. Может понести дисциплинарную ответственность, определенную трудовым законодательством, или потерять работу за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:
    • своих должностных обязанностей;
    • устава и правил внутреннего трудового распорядка школы;
    • законных распоряжений директора и замдиректора по учебно-воспитательной работе;
    • иных локальных нормативных актов.
  1. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, может быть уволен в соответствии с трудовым законодательством и Законом «Об образовании». Это не считается мерой дисциплинарной ответственности.
  2. Привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных соответствующим законодательством за нарушение правил:
    • пожарной безопасности;
    • охраны труда;
    • санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.
  1. За намеренное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба, в том числе морального, при исполнении (неисполнении) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Взаимоотношения и связи по должности

Воспитатель ГПД:

    • работает по расписанию, составленному исходя из 24-часовой рабочей недели (за ставку заработной платы) и утвержденному директором школы;
    • самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год (день, четверть) в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем ОО (план работы утверждается администрацией школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода);
    • ведет журнал учета занятий и посещаемости ГПД, отчитывается о проделанной работе по запросу администрации ОО;
    • получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами;
    • систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора;
    • передает руководителю ОО информацию, полученную на совещаниях, семинарах и курсах.

Основные задачи создания группы продленного дня:

а) организация пребывания детей в школе при отсутствии условий для своевременной самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;

б) создание оптимальных условий для развития творческих способностей ребенка при невозможности контроля со стороны родителей;

в) предупреждение детской беспризорности;

г) предоставление ученикам возможностей для активного участия во внеклассной работе.

Документация, регламентирующая деятельность воспитателя ГПД:

  1. Положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения.
  2. Должностная инструкция воспитателя ГПД.
  3. Инструкция по охране труда в группе продленного дня.
  4. Режим работы ГПД, утвержденный руководителем общеобразовательного учреждения.
  5. Перспективный план работы воспитателя на учебный год.
  6. Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели.
  7. Ежедневный план работы.
  8. План работы с родителями (законными представителями) обучающихся.
  9. Журнал группы продленного дня.
  10. Рабочие материалы для проведения самоподготовки, клубных часов, занятий по интересам, спортивных мероприятий, прогулок.

Занятие 2. Общие требования безопасности в группе продленного дня

На территории школы и в учебных кабинетах воспитатели и учителя младшего звена должны соблюдать определенные правила:

    • выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка;
    • если в составе группы находятся обучающиеся параллельных классов, тогда классные руководители сопровождают их в ГПД после уроков;
    • руководители кружков (при посещении кружка в ОО) перед началом занятий забирают учеников из кабинета ГПД, а после их окончания провожают ребят обратно либо до выхода из школы;
    • воспитатель отпускает детей из ГПД при необходимости, если есть письменное заявление от родителей;
    • в случае травмирования учеников педагог должен немедленно сообщить об этом медицинскому работнику школы и вызвать скорую помощь (в зависимости от сложности ситуации).

Во время работы ГПД воспитателю необходимо обращать внимание на воздействие вредных факторов на обучающихся, таких как:

а) нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

б) нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в классе;

в) поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.

Ученикам группы продленного дня необходимо придерживаться важных правил:

  1. При самоподготовке, в столовой, на прогулке соблюдать:
    • правила поведения;
    • расписание учебных занятий;
    • установленные режимы труда и отдыха.
  1. Выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности.
  2. Передвигаться по городу в сопровождении педагога организованно, парами, не выходя из строя.
  3. Не покидать без разрешения:
    • учебный кабинет;
    • столовую;
    • здание школы;
    • территорию учебного заведения;
    • специально отведенное для прогулки место.
  1. Быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе.
  2. Не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения.
  3. Не входить в столовую в верхней одежде.
  4. При самоподготовке, на прогулках, в столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
  5. Во время самоподготовки следовать правилам личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.

При нарушении указанных правил для всех учеников проводится внеплановый инструктаж.

Гигиенические требования к группе продленного дня

Не менее важное условие эффективной деятельности – рациональное построение режима дня в группе. Он может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:

I. Помещение должно проветриваться (обязательно сквозное проветривание).

II. Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.

III. У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.

Некоторые требования к режиму необходимо соблюдать, лишь если педагог ГПД работает на полную ставку:

IV. Дети должны находиться на свежем воздухе не менее часа.

V. Спортивные занятия нужно проводить не менее 20-40 минут.

VI. Подготовка домашнего задания:

а) для обучающихся 1-х классов не предусмотрена;

б) для учеников 2-3-х классов должна составлять не более 1,5 часов (при этом важны перерывы между выполнением домашней работы – 10-15 минут; в них включаются физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики).

Занятие 3. Требования безопасности во время работы ГПД

Во время самоподготовки обучающихся необходимо усаживать за рабочие столы, соответствующие их росту. Кроме того, рассаживая детей в классе, нужно учитывать их индивидуальные особенности:

А. Для учеников со значительным снижением слуха отводятся первые и вторые парты.

Б. Обучающимся с пониженной остротой зрения места выделятся ближе к окну за первыми столами.

В. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, необходимы рабочие места подальше от окон.

Не менее 2 раз в год детей, сидящих в крайних I и III рядах, меняют местами для профилактики нарушения осанки и искривления позвоночника.

Важно, чтобы пространство класса было для учеников безопасным и комфортным. Поэтому к нему имеются определенные требования, которые отражены в школьной инструкции по охране труда:

I. Для обеспечения комфортной естественной освещенности в кабинете не стоит расставлять на подоконниках крупные цветы.

II. Все используемые в классе демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.

III. Окна в кабинете необходимо очищать от пыли и грязи, а также мыть светильники не реже 2 раз в год. Привлекать детей к этому, как и к любым видам бытового труда, содержащим риск (оклейка окон, работа на высоте, мойка стекла и т. д.), нельзя.

IV. При открывании окон рамы необходимо фиксировать крючками. Для фрамуг обязательно нужны ограничители. Кроме того, педагог должен напоминать ученикам, что сидеть на подоконниках, вставать на них строго запрещается, чтобы никто не выпал из окна и не поранился стеклом.

Воспитатель ГПД должен:

  1. Рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями.
  2. Во время приемов пищи следить за правильным использованием столовых приборов, поведением учеников.
  3. Контролировать просмотр обучающего видео, если это запланировано.
  4. Обеспечить соблюдение распорядка дня в ГПД.
  5. Во время прогулки следить, чтобы обучающиеся:

а) находились в поле зрения (педагогу необходимо видеть, где дети, чем они занимаются);

б) не покидали отведенное для прогулки место без разрешения;

в) не тревожили животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы, особенно если те неизвестны им;

г) бережно относились к окружающей природе.

Обучающиеся группы продленного дня должны:

    • содержать рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями;
    • в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья своего и окружающих;
    • при возникновении конфликтов обращаться к педагогу;
    • бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче;
    • аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
    • соблюдать правила пожарной безопасности;
    • после приема пищи в столовой организованно и аккуратно относить посуду на специально отведенный стол.

Ученикам запрещается приносить в школу острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении пожара педагогам младшего звена необходимо:

  1. Немедленно, не создавая паники, эвакуировать детей из здания.
  2. Сообщить о пожаре администрации школы и в ближайшую пожарную часть.
  3. Начать гасить огонь с помощью первичных средств пожаротушения.

При прорыве системы отопления нужно:

  1. Вывести обучающихся из кабинета.
  2. Вызвать завхоза школы.

Требования по оказанию первой помощи детям

При несчастных случаях (переломах, вывихах, поражении электрическим током, отравлении и т. д.) необходимо вызвать скорую помощь, сообщить об этом школьной медсестре и родителям обучающегося.

Требования безопасности по окончании работы группы продленного дня

По окончании работы воспитатель ГПД должен:

    • выключить все демонстрационные и электроосветительные приборы;
    • закрыть окна и фрамуги;
    • привести в порядок свое рабочее место.

Обучающиеся ГПД в конце дня отправляются домой вместе со своими родными. А если за детьми спустя определенное время не пришли взрослые, необходимо им позвонить. Заметим, что ребенок может покидать школу самостоятельно, только если родители написали заявление, позволяющее ему это делать, и передали его воспитателю.

Занятие 4. Режимные моменты в группе продленного дня

1. Прием детей в группу

А. Корректировка внешнего вида, поведения, настроения обучающихся.

Б. Обеспечение психологического комфорта.

В. Привитие санитарно-гигиенических навыков.

2. Прием пищи (в случае, если предусмотрен)

А. Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, к чужому труду.

Б. Обучение правилам поведения во время еды. Беседы о соблюдении этикета.

3. Послеобеденный отдых

А. Подготовка к прогулке.

Б. Восстановление сил, работоспособности.

В. Развитие наблюдательности, любознательности.

Г. Воспитание любви к природе, родному краю.

Д. Формирование умения вести себя в свободном общении.

Е. Активный отдых на свежем воздухе: спортивные, подвижные игры.

4. Самоподготовка

А. Переключение на умственную деятельность.

Б. Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы.

В. Развитие работоспособности, умения рационально использовать учебное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

5. Клубно-кружковая работа (экскурсии)

А. Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов.

Б. Воспитание нравственных черт современного человека.

В. Формирование познавательных потребностей.

6. Подведение итогов дня

А. Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.

Б. Индивидуальная работа с дежурными.

В. Развитие творческих возможностей.

Г. Формирование ответственности и самостоятельности.

Повседневные обязанности воспитателя ГПД

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

НАЧАЛО РАБОТЫ В ГРУППЕ

  1. Проверить посещаемость по журналу ГПД.
  2. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей.
  3. Узнать об особенностях домашнего задания.
  4. В случае необходимости посещать уроки учителей.
  5. При необходимости внести коррективы в план на день.
  1. Принять сообщения старосты или дежурного.
  2. Ознакомиться с просьбами детей и родителей.
  3. Принять помещение группы.
  4. Проверить состояние уголков ГПД.
  5. Сообщить детям план на день.
  6. Провести индивидуальные или групповые беседы с воспитанниками об успехах в обучении.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

  1. Скоординировать дежурство в столовой.
  2. Проверить чистоту рук и полотенец.
  3. Провести этическую беседу (2-3 минуты).
  4. Следить за поведением детей в столовой.
  5. Оформить расчет в столовой.
  6. Проследить за организованным уходом школьников из столовой.
  1. Организовать уборку и проветривание помещения.
  2. Проследить за одеванием детей и их одеждой.
  3. Рассказать о плане отдыха.
  4. Дать задание и распределить обязанности.
  5. Вести наблюдение за самочувствием детей.
  6. Проводить индивидуальные и групповые беседы.
  7. Подвести итог отдыха.
  8. Проследить за возвращением детей в школу.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Проветрить помещение или организовать влажную уборку.
  2. Обеспечить группу наглядными пособиями, сигнальными карточками, папкой «Учись учиться».
  3. Проследить за готовностью рабочих мест и размещением детей.
  4. Провести инструктаж.
  5. Определить время работы на каждый предмет.
  6. Выбрать консультантов (группа доверия).
  7. Проверить записи в дневниках.
  8. Организовать самостоятельную работу обучающихся.
  9. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь.
  10. Проверить выполнение домашнего задания.
  11. Подвести итог самоподготовки.
  12. Своевременно сообщать учителям о ходе и результатах самоподготовки.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ПОМЕЩЕНИИ

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ ГПД

  1. Организовать предварительную подготовку мероприятия.
  2. Рассказать о плане работы.
  3. Следить за участием детей в мероприятии и направлять их активность.
  4. Подвести итог занятия.
  1. Назначить дежурных на следующий день.
  2. Проследить за уборкой класса.
  3. Привести в порядок игровой уголок.
  4. Провести беседу с родителями.
  5. Подвести итоги работы.

Занятие 5. Календарно-тематическое планирование работы ГПД

Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных действий участников планирования с указанием возможного результата. Оно считается аналитическим инструментом, который позволяет по итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести коррективы в образовательный процесс.

Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и на четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.

Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:

    • анализ работы ГПД за прошедший учебный год;
    • цели и задачи на новый учебный год;
    • основные направления деятельности;
    • индивидуальная работа с обучающимися;
    • работа с родителями младших школьников;
    • достижения воспитанников;
    • изучение эффективности работы ГПД.

Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:

    • соответствие ООП НОО образовательного учреждения;
    • соответствие концепции и программе развития школы;
    • проработка информационно-аналитической части плана;
    • системность планирования;
    • гибкость планирования;
    • целесообразность, преемственность, диагностичность, контролируемость целей и задач;
    • реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий;
    • следование целесообразной логике действий;
    • учет возрастных особенностей детей;
    • учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива.

Примерная форма календарно-тематического плана работы воспитателя ГПД на учебный год представлена в табл. 1 (также см. Приложение 1).

Таблица 1

Примерные воспитательные задачи на год:

  1. Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
  2. Расширять нравственное представление воспитанников о своем поведении в школе.
  3. Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.
  4. Развивать творческие способности учеников на основе чтения, изобразительной деятельности.
  5. Развивать физические способности школьников, основываясь на применении здоровьесберегающих технологий.
  6. Повысить образовательный и культурный уровень детей с помощью внеклассной деятельности.

При составлении годового календарно-тематического плана деятельности ГПД стоит учесть, что педагогу нужно работать по всем направлениям воспитания и обучения, необходимым для развития младших школьников с точки зрения госстандарта начального образования. Об этих направлениях, задачах, которые они включают и мероприятиях ГПД, подходящих для их реализации, мы расскажем ниже.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Задачи:

  1. Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.
  2. Формировать любовь к семье, школе, малой родине, своей стране.
  3. Воспитывать патриотизм и гражданственность, ответственность и уважительное отношение к святыням родной земли, её истории и наследию отечественной и мировой культуры.
  4. Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.
  5. Посещать объекты культурного наследия родного края (музеи, памятные места).

Традиционные мероприятия:

  1. Еженедельные беседы об отечественной культуре, о Родине и т. д.
  2. Просветительские беседы об исторических событиях в России и за рубежом.
  3. Экскурсии в музеи, по памятным местам.

Организация самоподготовки обучающихся

Задачи:

  1. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы.
  2. Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.
  3. Повышать мотивацию к обучению и заинтересованность в нем.
  4. Систематически организовывать вместе с учителем консультационную работу с детьми.

Традиционные мероприятия:

  1. Регулярная проверка домашнего задания (самого процесса выполнения и его результата).
  2. Ежедневное проведение познавательных бесед и игр.

Трудовое воспитание

Задачи:

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.
  2. Формировать уважение к труду.
  3. Направлять учеников на участие в трудовых делах класса, школы.

Традиционные мероприятия:

  1. Ежедневная уборка рабочих мест после занятий.
  2. Беседы о людях разных профессий.
  3. Регулярная проверка сохранности школьного имущества.

Наблюдения за окружающим миром

Задачи:

  1. Создавать условия для наблюдения и ухода за различными растениями.
  2. Учить наблюдению за изменениями, происходящими в природе в разные времена года.
  3. Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.

Традиционные мероприятия:

  1. Еженедельное чтение художественной литературы.
  2. Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней.
  3. Организация подкормки птиц на участке в зимнее время.
  4. Проведение викторин о природе.

Эстетическое воспитание

Задачи:

  1. Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
  2. Создавать условия для развития художественного вкуса.
  3. Формировать культурные взаимоотношения в детском коллективе.
  4. Знакомить воспитанников с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура и др.

Традиционные мероприятия:

  1. Еженедельные занятия изобразительным творчеством с последующими тематическими конкурсами рисунков.
  2. Просмотр детских фильмов и обсуждение их.

Оздоровительная работа

Задачи:

  1. Развивать у детей потребность в спорте.
  2. Формировать навыки гигиены.
  3. Закреплять правила поведения в спортзале, при проведении физкультурных занятий.

Традиционные мероприятия:

  1. Ежедневные подвижные игры на свежем воздухе, физкультминутки на самоподготовке.
  2. Ежедневная проверка чистоты рук, лица, одежды.
  3. Беседы о личной гигиене.
  4. Участие в днях здоровья.

Работа над культурой поведения в школе

Задачи:

  1. Ознакомить детей с основными правилами поведения в школе для предупреждения правонарушений.
  2. Проводить профилактические беседы по поводу травмоопасных ситуаций в школе.

Традиционные мероприятия:

  1. Еженедельные беседы о правилах поведения в общественных местах.
  2. Знакомство с уставом школы.
  3. Организация досуга в соответствии с правилами поведения в учебном учреждении.

Занятие 6. Ежедневное планирование работы ГПД

Если воспитатель работает на полную ставку и (или) того требует внутришкольный контроль, на основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД (примерная форма представлена в Приложении 2). Как часть тематического плана он должен:

а) формироваться с учетом требований санитарных и административных норм;

б) перекликаться с работой учителей в текущий период;

в) корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе.

В ежедневном плане работы:

I. Конкретизируются все режимные моменты.

II. Указываются цели и содержание планируемых мероприятий.

III. Дается краткая схема проведения занятий и их содержания.

IV. Целесообразно продумать и отразить формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе.

V. Важно перечислить методические пособия, технические средства, которые будут применяться в работе с воспитанниками.

При планировании необходимо уделить особое внимание работе с детьми, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить:

А. Кому и какую помощь нужно оказать во время спортивного часа, самоподготовки и после неё.

Б. Какой дополнительный материал лучше предложить детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т. п.

Важно! При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании и стараться избегать их. К примеру, дни физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД не должны совпадать с днями проведения уроков физкультуры, занятия в творческих кружках – с днями уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и т. п.

Ежедневные планы могут сопровождаться приложениями (но не заменяться ими):

    • сценариев мероприятий;
    • комплексов упражнений;
    • описаний игр из картотеки.

В ГПД стоит регулярно проводить занятия не только в помещении школы, но и на открытом воздухе, в частности:

    • экскурсии;
    • спортивные часы;
    • физкультурно-оздоровительные мероприятия;
    • прогулки;
    • подвижные игры.

В ежедневном плане работы ГПД необходимо предусмотреть место для оценки результатов проделанной работы, где воспитатель сможет описать свои педагогические наблюдения:

а) как дети справляются с учебными задачами, понимают ли цель каждого задания;

б) насколько самостоятельно, быстро и прилежно школьники работают;

в) как ребята относятся друг к другу;

г) удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня;

д) насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.

Также, оценивая свою работу, воспитатель ГПД может сделать выводы об особенностях и проблемах группы, каждого ребенка в отдельности, наметить пути коррекции трудностей в обучении и воспитании.

Занятие 7. Организация самоподготовки обучающихся

Самоподготовка – одна из важных форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Её цель – привить обучающимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. При этом учитывается:

а) возраст школьников;

б) самообразовательные возможности детей;

в) эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнений в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

    • расширение границ учебной работы;
    • получение доступных для самостоятельного усвоения ЗУН;
    • закрепление и повторение изученного на уроках материала;
    • упражнение в применении ЗУН для их прочного усвоения;
    • развитие интереса к обучению;
    • приобретение навыков самостоятельной работы;
    • формирование исполнительских навыков.

Во время самоподготовки по форме учебная деятельность может быть:

а) коллективной (в парах, в группах);

б) самостоятельной.

Педагог может варьировать различные формы деятельности при самоподготовке, т. е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества обучающихся в условиях учебного общения.

Организация учебной деятельности во время самоподготовки предполагает:

  1. Регуляцию общения:
    • между учителем или воспитателем ГПД и обучающимися;
    • между учениками;
    • между учителем и одним ребенком во время консультации;
    • при самостоятельной работе ученика с книгой.
  1. Систематическую работу педагога по преодолению объективных и субъективных трудностей, с которыми сталкивается школьник при самостоятельном выполнении домашних заданий. К этим трудностям можно отнести:
    • неумение рационально организовать самостоятельную работу, распределить свое время;
    • отрицательное отношение к учебной деятельности и отсутствие интереса к обучению;
    • непонимание целей, содержания домашних заданий;
    • общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств;
    • недостаток помощи и стимулирования со стороны взрослых (учителей).

Основные этапы самоподготовки:

А. Подготовка детей к работе (организационный этап).

Б. Самостоятельное изучение материала.

В. Самоконтроль и самооценка.

Г. Заключительный педагогический контроль.

Дидактические требования к самоподготовке:

  1. Эти занятия проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
  4. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
  5. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные требования к самоподготовке:

  1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
  2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
  3. Поощрение прилежного отношения обучающихся к самостоятельной работе.
  4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы.
  5. Запрет принуждения в любой форме.
  6. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  7. Терпимое отношение к ошибкам обучающихся во время работы.
  8. Привлечение детей, если они уже сделали уроки, к посильной помощи товарищам.

Организация выполнения домашних заданий

При организации выполнения домашней работы воспитатель должен быть в курсе:

а) кто и что именно не усвоил на уроке;

б) кому и в чем нужна помощь.

Этапы самоподготовки:

  1. Педагог спрашивает детей: «Что задано?». Ответственный или дежурный отвечает.
  2. Следующее уточнение: «Какие у вас есть вопросы по поводу заданий на дом? Всем ли понятно, что и как надо делать?» Если ГПД разновозрастная, воспитатель проводит этот опрос по группам в соответствии с классом.
  3. Затем необходимо обосновать трудности выполнения работы, т. е. рассказать детям, какие правила, схемы, таблицы надо повторить и какие виды задач нужно выполнить, чтобы справиться с заданием.
  4. Школьники самостоятельно выполняют домашнее задание. На этом этапе важен индивидуальный подход воспитателя (помощь тем, кто в ней нуждается). Можно и нужно использовать взаимопомощь обучающихся. Класс или группа разбивается на пары или микрогруппы (по желанию или по усмотрению учителя). Во время самоподготовки дети друг другу помогают, но не списывают.
  5. Подводятся итоги самоподготовки. Воспитатель проверяет работы учеников, отмечает ошибки и объясняет, как их исправить.

Занятие 8. Организация досуговой деятельности

Режим продленного дня должен способствовать успешной воспитательной работе в ГПД, которая необходима для передачи воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.

Содержание, формы, методы и средства воспитательной работы в ГПД направлены на развитие и формирование познавательных навыков детей во время активного отдыха.

Коллективный досуг в разные дни недели занимает до 30% времени пребывания обучающихся в группе продленного дня.

Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных (основных) обязанностей.

Активный отдых – это многоплановая деятельность обучающихся. Основная её роль – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами могут выбирать вид отдыха: чтение, спортивные игры, прогулки. По своему содержанию эта деятельность многогранна. Она может быть:

    • интеллектуальной;
    • познавательной;
    • трудовой;
    • художественно-эстетической;
    • игровой;
    • спортивной.

Прогулка в ГПД – активный отдых, организованный на свежем воздухе. Она благоприятно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы обучающихся.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Её нужно сделать содержательной и интересной. А это требует:

    • разнообразия в проведении прогулки;
    • учета физической нагрузки;
    • рационального чередования занятий.

Всё это повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи:

а) обеспечить интересное времяпровождение;

б) помочь укреплению коллектива.

Все занятия на открытом воздухе разделяются на:

  1. Природоведческие экскурсии (например: «Лесное царство», «В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир!», «Зимняя сказка» и др.).
  2. Обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу» и др.).
  3. Прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе» и др.).
  4. Творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной…», «Удивительное рядом» и др.).
  5. Следопытские прогулки («Найди клад» и другие квесты).

Воспитательные мероприятия

Среди форм организации воспитательного процесса на практике широко используются внеклассные (воспитательные) мероприятия. Их цель – взаимодействие друг с другом, развлечение. Стоит помнить, что внеклассные мероприятия – только часть цели в результате всей воспитательной работы.

К воспитательным мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми. Они могут быть как простыми, так и сложными. Среди особенно трудных в организационном плане выделяют праздники, соревнования, конкурсы. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность.

Структура любого мероприятия:

Первый этап – подготовительный. На нем важно вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.

Второй этап подразумевает создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь можно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.

Третий этап – содержательный. На нем достигается предметный результат: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, проявляют к нему свое отношение, выполняют необходимые задания, действия.

Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу выполненной работы.

Воспитательные мероприятия в группе продленного дня необходимо проводить каждый месяц. Некоторые можно, например, посвятить правилам этикета и провести:

    • викторину «Азбука поведения»;
    • игру-путешествие «По морю вежливости»;
    • этические беседы, инсценировки «В театре», «Вежливые слова», «Помни о других».

Коллективные творческие дела (КТД)

КТД – дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим.

Структура КТД:

Первый этап – предварительная работа воспитателя. На нем ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы.

Второй этап – коллективное планирование. Педагог проводит стартовую беседу, во время которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах: обсуждение дела.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.

Четвертый этап – коллективное воплощение задуманного. Каждая группа демонстрирует то, что подготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость этого КТД с помощью вопросов типа: «Что было хорошо и почему?», «Что нужно учесть на будущее?». Главное – организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.

Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.

Коллективные творческие дела можно использовать в разновозрастной группе или с учениками 2-3-х классов. Дети любят эту форму работы, поскольку, занимаясь КТД, они чувствуют себя взрослее.

Приведем примеры тем КТД:

    • «Путешествие в страну сказок»;
    • «От зимы до осени»;
    • «Портрет культурного человека»;
    • «Хорошие поступки в Стране доброты»;
    • «Аукцион знаний».

Виды КТД

  1. Турнир-викторина – это состязание в эрудиции нескольких команд, сочетающее в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (см. Приложение 3). Обучающиеся ищут и задают вопросы, предполагающие занимательные задания, познавательные задачи.

Этапы турнира-викторины:

Первый этап – подготовительный. Дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов.

При составлении вопросов к познавательным викторинам следует придерживаться нескольких правил. Нельзя, чтобы вопрос:

а) превращался в задание, требующее развернутого ответа;

б) был глупым;

в) требовал перечисления;

г) состоял из нескольких вопросов.

Второй этап – основной. По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему. Во время турнира-викторины следует помнить, что главное в ней – это не соревнование, а умение дружно и слаженно работать.

Третий этап – заключительный. На нем подводятся итоги. Нужно отметить самые интересные вопросы и поблагодарить наиболее активных.

  1. Аукцион знаний – это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и соревнование.

Этапы аукциона знаний:

Первый этап – подготовительный. Дети придумывают и мастерят несколько предметов-великанов.

Второй этап – основной. Все предметы выставляют на аукцион. Выбирается помощник, который будет подсчитывать баллы. Он напоминает правила игры: вещи может приобрести любая команда в обмен на знания.

Забрать предмет имеет право и команда, выставившая его на аукцион. Следовательно, даже слабый, но дружный коллектив способен победить.

Третий этап – заключительный. Подводятся итоги. Выигрывают ребята, которые купили больше всего вещей.

В работе можно использовать аукционы знаний:

    • «Овощи и фрукты»;
    • «Игры и игрушки»;
    • «Сказочные герои»;
    • «Волшебные слова»;
    • «Аукцион имен» и др.

Аукцион вполне логично использовать как составную часть в праздниках и интеллектуальных играх.

Конкурсы

Конкурс – это соревнование 2 или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в нем полагается вознаграждение.

Творческий конкурс отличается оригинальностью, нестандартностью. Его участники соревнуются в креативной сфере. Можно использовать в работе такие конкурсы, как:

    • «Если бы я был волшебником»;
    • «Красноречие»;
    • «Паутинка»;
    • «Пятиминутка эрудитов»;
    • «Ярмарка профессий»;
    • «Космическое меню»;
    • «Письмо о людях жителям других планет»;
    • «Путешествие в Страну пейзажа»;
    • «Красный, желтый, зеленый»;
    • «Проще простого»;
    • «Разминка».

При организации творческого конкурса есть 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить:

  1. Интересные задания.
  2. Красивое оформление.
  3. Материальное обеспечение.
  4. Музыкальное сопровождение.
  5. Находчивый ведущий.
  6. Компетентное жюри.
  7. Эмоциональные зрители.
  8. Исполнительные помощники.
  9. Подготовленные команды.
  10. Призы для зрителей.

Самое необходимое для проведения конкурса – придумать задания, которые пробудят воображение детей.

Праздники

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому она считается стержневой, той, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуются КТД, мероприятия, игры и т. п.

Очень важно, чтобы во время праздника каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтоб все дети смогли почувствовать свою значимость. Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-нибудь новое, радуют своих родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.

Праздник станет положительным опытом для воспитанников, если:

а) содержание и форма его проведения соответствует возрасту школьников;

б) это итог определенной практической деятельности детей и взрослых.

Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и др.). Вокруг этого разворачивается групповая и индивидуальная работа детей и взрослых. Содержание такого мероприятия предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т. д.). При организации праздника необходимо учитывать важные моменты его подготовки и проведения.

Часто для ребенка подготовка к празднику становится более значимой, чем сам праздник. Для младшеклассников важна оценка их стараний старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.

Содержанию праздника соответствует и его организация: всем его участникам должно быть весело, радостно, комфортно. Поэтому на таком мероприятии большое значение имеет экспромт. Это не означает, что не должно быть сценария. «Заготовки» нужны, но в меру.

Завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят фотографироваться на память. Особенно интересны и любимы детьми такие праздники, как:

    • «День игрушки»;
    • «Золотая осень»;
    • «Сказочный денек»;
    • «Рождественские посиделки»;
    • «Масленица».

В преддверии праздника школьники могут готовить приглашения для гостей. Они очень серьезно подходят к их изготовлению. Чаще всего дети делают открытки. Иногда им помогают родители.

Игры

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность малышей в активной деятельности, средство познания мира.

«В детском возрасте, – говорил А. С. Макаренко, – игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело». Вот почему этот вид деятельности считается основным для ребят младшего возраста.

Каждая игра выполняет определенные функции. Она содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна. Игры оказывают огромное влияние на:

а) личностное развитие ребенка;

б) мотивационно-потребностную сферу;

в) преодоление «познавательного эгоцентризма»;

г) формирование организаторских умений и навыков.

Виды игр

  1. Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия (Приложение 4).
  2. Интеллектуальные игры – это небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды (Приложение 5). На первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле ребята напрягают все свои умственные силы, чтобы решить эти задачи. Причем дети не всегда с ними справляются. Поэтому при составлении интеллектуальных заданий:
    • особенно важен индивидуальный подход: нужно учитывать уровень развития учеников;
    • следует разнообразить задачи по степени сложности, чтобы каждый воспитанник во время игры чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект;
    • младшеклассникам стоит давать как можно больше времени для размышлений, не вынуждать их спешить с ответом.
  1. Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени, имеют небольшое количество участников, которые исполняют определенные роли, подражая ситуациям из реальной жизни, сказок и т. д. (Приложение 6).
  2. Подвижные игры – это не только форма активного отдыха детей, но и средство их приобщения к здоровому образу жизни (Приложение 7).

Полезно вовлекать ребят в подвижные, эмоциональные игры, игры-соревнования, эстафеты, которые:

    • развивают смекалку, сообразительность, быстроту реакции;
    • уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

Кроме того, в работе воспитателя ГПД с младшими школьниками целесообразно использовать загадки, загадки-шутки, шарады и т. п. (Приложение 8).

Занятие 9. Работа с одаренными детьми

Нередко дети начинают проявлять одаренность в младших классах. Это вполне объяснимо. Ведь именно в школе у ребенка:

а) развивается воображение, фантазия, творческое мышление;

б) воспитывается любознательность, самостоятельность, активность, инициатива;

в) формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы и критически оценивать деятельность;

г) начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности;

д) формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Выделим признаки одаренности у младших школьников:

  1. Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  2. Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, погружаться в него, если оно им интересно.
  3. Умеют мгновенно формулировать свои мысли. Они часто говорят очень быстро, возможно, имеют привычку перебивать собеседника, поскольку догадываются, что он хочет сказать, практически с первых слов. Однако всегда могут перейти на «нормальное» общение.
  4. Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
  5. Имеют большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
  6. У таких детей сильно развито чувство справедливости. Они одинаково чувствительно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости.
  7. Восприимчивы к невербальным проявлениям чувств и эмоций.
  8. Большинство спят меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна (по словам родителей).
  9. Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
  10. Если у этих учеников не получается найти друзей среди ровесников, они начинают дружить с более старшими, младшими детьми или со взрослыми.

Соответственно, можно назвать несколько видов одаренности:

I. В практической деятельности выделяют одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

II. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

III. В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

IV. В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную (связанную с харизмой) одаренность.

V. В духовно-ценностной деятельности – одаренность в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной, только если руководят этим непростым процессом становления юных талантов одаренные взрослые – педагоги.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу отметить: она разделяется на урочную и внеурочную. Подробнее остановимся на внеурочной работе (т. е. в рамках ГПД).

Внеурочные занятия предоставляют каждому ребенку возможности для свободного выбора образовательной области, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Рассмотрим, как реализуется работа со способными учениками во внеурочной деятельности ГПД.

  1. Традиционным видом работы с одаренными детьми считается проведение предметной недели, которая стимулирует познавательную и творческую деятельность обучающихся. В её рамках реализуются самые разнообразные методы обучения и формы занятий:
    • конкурсы;
    • олимпиады;
    • КВН;
    • интеллектуальные игры и марафоны;
    • заседания клуба знатоков.
  1. Театрализованные праздники повышают мотивацию детей к сотрудничеству с педагогами и к кропотливой работе по самосовершенствованию. В них воспитанники имеют возможность:
    • реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях;
    • проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок;
    • развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству;
    • продемонстрировать эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
  1. Особого внимания заслуживают такие формы внеурочной работы, как:
    • интеллектуальные казино;
    • игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Слабое звено»;
    • предметные викторины;
    • конкурсы (соревнования в сообразительности, находчивости).

Вот здесь и действуют в работе педагога с одаренными детьми принципы:

а) максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

б) возрастания роли внеурочной деятельности.

  1. Большое значение имеет участие в различных конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого. Заняться развитием интеллектуальных и творческих способностей школьника необходимо как можно раньше. Это залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Занятие 10. Работа со слабоуспевающими детьми

Рассмотрим типы неуспевающих учеников:

  1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к обучению.
  2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к обучению.
  3. Низкое качество мыслительной деятельности вкупе с отрицательным отношением к обучению.

Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, педагоги смогут оказывать каждой из групп обучающихся дифференцированную помощь.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель или воспитатель ГПД акцентирует внимание на учениках из I и II групп. И тем, и другим он дает задание и говорит: «Сидите, учите!». Но ведь этим школьникам нужна разная помощь.

Дополнительное занятие с обучающимися из II группы в какой-то степени оправдано, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из I группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.

Еще один пример: после уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины отставания, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Пользы от такой помощи мало: она лишь создает видимость борьбы за успеваемость.

В обоих приведенных примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Ошибочность его в том, что:

а) он вызывает у детей умственные перегрузки;

б) учитель не выбирает пути помощи индивидуально для каждого ученика, в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость.

Итак, эти примеры показывают, что каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с детьми.

Для I группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются:

А. Специально организованные занятия по формированию познавательных процессов:

    • внимания;
    • памяти;
    • отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения.

Б. Уроки по формированию учебных навыков, таких как:

    • решение задачи или работа с её условием;
    • развитие скорости чтения и т. д.

Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей этих учеников в школу – бесполезно. Ребята сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причина плохой успеваемости обучающихся II группы – их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных обстоятельств их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать: если будет мотивация, то будет и продуктивная учебная деятельность.

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих школьников считается III тип. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, положительные качества. Воспитателю ГПД необходимо сконцентрировать внимание ученика на том, что он действительно может.

При учебно-воспитательной работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися важно учитывать такие положения:

  1. Формы, методы обучения должны решать задачу обработки учебной информации в виде повторения, закрепления, изучения и т. д.
  2. Объем и способ обработки информации должны планироваться учителем или воспитателем ГПД заранее.
  3. Инструкции перед началом работы нужно формулировать четко.
  4. Деятельность учеников должна носить развивающий характер.

Наряду с описанными формами и методами обучения, для устранения проблем в усвоении знаний рекомендуется в работе с неуспевающими и слабоуспевающими использовать метод поручений. Поручения обучающиеся выполняют при непосредственной поддержке учителя или воспитателя ГПД. Они должны вызывать у детей положительные эмоции.

Занятие 11. Работа с детьми девиантного поведения

Приступая к работе с «девиантами», педагог зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель или воспитатель ГПД в их понимании – это представитель противоположной стороны, противник. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса замечания педагогов типа: «Дай дневник!», «Выйди из класса!», «Ты мешаешь!». Им безразличны попытки их усмирить.

Понятие «девиантный» произошло от латинского «deviatio» – отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные действия, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. У человека оно может выражаться не только в агрессии, нарушении дисциплины, но и в неумеренной робости, чрезмерной пассивности.

Причины девиантного поведения у младших школьников

Главный социальный фактор, влияющий на становление личности, – это семья. В зависимости от её состава, от отношения в ней к родственникам и т. д., человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, выстраивает взаимодействие с окружающими.

Исследователи отмечают, что большая деловая загруженность родителей, их длительные командировки и т. п. могут привести к развитию у школьника девиантного поведения. Ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, больше подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.

Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что школа для ребенка из места самореализации, раскрытия своих потенциальных возможностей превращается в дополнительный стрессогенный фактор.

Такие ученики, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются в поддержке и помощи. Часто это дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.

Как может помочь классный руководитель или воспитатель ГПД?

Первое, что нужно сделать, – обратиться за консультацией к школьному психологу, который сможет определить, какой именно подход необходим к конкретному ребенку девиантного поведения.

Педагогу стоит овладеть системой индивидуальной работы с обучающимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:

1 этап – контактный, во время которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между обучающимся и учителем. Во время беседы с ребенком девиантного поведения педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» («Ты любишь животных?», «Ты хотел бы на каникулах отдохнуть в лагере, сходить в поход, поехать на море?»). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнув индивидуальность, оригинальность личности ученика.

Только потом можно обсудить отклоняющееся поведение («Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим» и т. п.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.

2 этап – диагностический, возможен только при доверительных отношениях. На нем изучается система нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т. д. обучающегося. Это может проводиться на ГПД со всем классом, чтобы ребенок не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

3 этап – коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.

4 этап – самостоятельности, готовности обучающегося работать над собой (самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т. д.).

Главные условия успеха – это:

    • высокая культура общения;
    • педагогический такт;
    • долготерпение;
    • вера в силы ребенка;
    • постоянная поддержка;
    • стимулирование позитивного поведения;
    • сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося поведения.

Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы с обучающимися, которые склонны к девиантному поведению. Применяются различные формы работы:

а) индивидуальные личностно-ориентированные тренинги и беседы;

б) вовлечение во внеклассные мероприятия;

в) включение в общественную жизнь школы (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, рисунков и т. д.).

При взаимодействии воспитателя в рамках ГПД с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

  1. Сосредоточить внимание обучающегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении личностного смысла изучаемого предмета или занятия.
  2. Помнить, что ребенок имеет право на ошибку.
  3. Всегда выслушивать ученика. При несогласии с его точкой зрения учителю следует тактично и предметно её оспорить.
  4. Использовать как можно больше наглядности, игровых моментов, физкультминуток.
  5. Не сравнивать обучающегося с другими детьми – только с самим собой на разных этапах роста.
  6. Необходимо делать акцент на позитивные аспекты в анализе работы и поведения девиантного ребенка.
  7. Учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ученика:
    • скорость восприятия, усвоения;
    • характер мышления и запоминания;
    • специфику речи и т. п.
  1. Не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его.
  2. Оказывать своевременную и ненавязчивую помощь.
  3. Не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам.
  4. Нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность – следствие враждебности, а школа – это не поле битвы.
  5. Главное в работе с детьми девиантного поведения – толерантное отношение к особенностям их личности (подробнее в Приложении 9).

Занятие 12. Особенности организации работы с родителями воспитанников

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным, когда они станут союзниками. Невозможно не вспомнить слова В. А. Сухомлинского, который говорил, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Но, к сожалению, практика показывает, что не все родители имеют достаточные знания в области воспитания. Поэтому они испытывают трудности в общении с детьми и понимании их. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и объединению усилий по воспитанию ребенка.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ОО решается в 3 направлениях:

    • повышение педагогической культуры родителей;
    • вовлечение родителей в деятельность ОО;
    • совместная работа по обмену опытом.

Перед учителями стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения этой цели, для координации деятельности школы и родителей педагогический коллектив работает над тем, чтобы:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединить усилия семьи и школы для развития и воспитания детей.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и учителей школы.
  4. Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

В рамках ГПД необходимо проводить работу с родителями, ориентируясь на индивидуальный подход. Чтобы повысить культуру педагогической грамотности отдельной семьи, важно учитывать:

    • социальный статус родителей;
    • микроклимат семьи;
    • родительские запросы;
    • степень заинтересованности родителей деятельностью школы.

Семья и школа, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения. Положительный настрой – самый прочный фундамент, на котором строится вся работа педагога с родителями. В позитивном общении неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родными учеников. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателя с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родных ребенка (быть своего рода психологом). При возникновении каких-либо проблем педагог должен проявить лояльность и успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления теперь вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет взаимопомощь, поддержка семьи в сложных педагогических ситуациях и искренняя заинтересованность воспитателя в сотрудничестве с родителями.
  4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое, мероприятие по работе с родителями необходимо основательно, тщательно подготовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж конкретного педагога и образовательной организации в целом.
  5. Динамичность. Отдельно взятый класс в современном быстро меняющемся мире должен:

а) находиться в режиме развития, а не функционирования;

б) представлять собой мобильную систему;

в) быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы воспитателя.

Классный руководитель или педагог ГПД, привлекая родителей к участию в воспитательной работе, должен обратить особое внимание на поощрение самых активных в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться на протяжении всего обучения детей в школе.

Награды для родителей за деятельное участие в жизни учебного коллектива могут быть самыми разнообразными:

    • грамоты;
    • благодарственные письма;
    • дипломы;
    • сувениры, которые дети сделали своими руками;
    • шутливые медали, ордена и другие необычные формы поощрения.

Организация общения педагога с родителями учеников остается одной из наиболее сложных проблем. Как показывает практика, начинать такую коммуникацию необходимо, прежде всего, с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от посещения ребенком начальной школы. Анкетирование, личные беседы на эту тему помогут воспитателю ГПД правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей можно условно разделить на 3 группы:

  1. Помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
  2. Потенциальные помощники в воспитании детей. Они станут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
  3. Не понимающие или не желающие понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к детскому саду и школе, к учителям и воспитателям, однако редко проявляют это открыто, чаще – скрыто.

Изучение семей обучающихся должно быть объективным и тактичным. Его необходимо проводить для дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы.

Изучение семей обучающихся позволит классному руководителю и воспитателю ГПД лучше узнать каждого ученика через понимание уклада жизни его семьи, её традиций, духовных ценностей, стиля взаимоотношений родителей и детей.

Работа воспитателя ГПД на полной ставке может потребовать создания отдельного плана взаимодействия с родителями обучающихся (Приложение 10). В нем должны найти отражение основные направления деятельности педагога. В целом содержание работы воспитателей ГПД с родителями включает 3 основных блока:

А. Психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры в семье.

Б. Вовлечение родителей в учебно-воспитательной процесс.

В. Родительское участие в управлении школой.

Каждый из блоков реализуется через систему форм и видов деятельности.

А. Психолого-педагогическое просвещение родителей включает:

    • лекции, семинары, практикумы;
    • внеклассные мероприятия;
    • индивидуальные и тематические консультации;
    • творческие группы, сообщества по интересам;
    • родительские собрания;
    • тренинги.

Б. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс подразумевает:

    • организацию дней творчества детей и родителей, совместных творческих дел;
    • проведение внеклассных мероприятий;
    • организацию кружков, секций, клубов;
    • помощь в организации и проведении внеклассных дел;
    • помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы;
    • шефскую помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям;
    • привлечение родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров отдыха.

В. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом школы и класса – это включение их в работу:

    • родительского комитета и его комиссий;
    • совета ОО;
    • общественного совета содействия семье и школе.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя, воспитателя ГПД (чаще это один и тот же педагог) и школы с родителями.

I. Основной из них считается родительское собрание. Во время него обычно:

а) обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, её планирование;

б) намечаются пути сотрудничества семьи со школой;

в) анализируются и подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Обычно они посвящены решению актуальных педагогических проблем.

Виды родительских собраний:

    • организационные;
    • тематические;
    • итоговые и др.

Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом.

Главные показатели эффективности родительских собраний:

а) активное участие в них родителей;

б) атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов;

в) обмен опытом;

г) понимание родителями ответов учителей на их вопросы, педагогических советов и рекомендаций.

II. Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой:

    • раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания;
    • описываются закономерности психического и физического развития ребенка;
    • анализируется опыт семейного воспитания и т. д.

Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

III. Конференция также считается формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей.

Конференции могут быть:

    • научно-практическими;
    • теоретическими;
    • читательскими;
    • посвященными обмену опытом;
    • организованными для отцов или для матерей.

Они обычно проводятся раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

IV. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных тем, касающихся воспитания детей. На вопросы отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты.

V. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих проблемных ситуаций. Во время практикума предлагается, например, найти выход из какого-либо конфликта, который может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.

VI. Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются для ознакомления родителей с:

    • учебными программами по предмету;
    • методикой преподавания;
    • требованиями учителей.

Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью.

VII. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия, при которой родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.

VIII. Эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя с родителямипосещение семьи. Для этого обязательно нужно приглашение.

Педагог во время визита:

а) знакомится с условиями жизни ученика;

б) рассказывает родителям об успехах ребенка, а также беседует с ними о его характере, интересах и т. п.;

в) дает советы и рекомендации по воспитанию.

IX. Иногда учитель прибегает к переписке с родителями, т. е. присылает им сообщения об успехах детей, пишет о предстоящих школьных мероприятиях, отправляет поздравления с праздниками и т. п.

X. Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учениками класса, например:

    • руководство кружком по интересам;
    • помощь в проведении экскурсий, спортивных мероприятий и т. д.;
    • участие в решении хозяйственных вопросов и др.

Воспитатель ГПД должен проводить целенаправленную работу по формированию хороших взаимоотношений между детьми и их родными, создавать ситуации для воспитания уважения к своим родителям. Этому могут способствовать:

а) поздравления с праздниками, с днем рождения (подарки, сюрпризы);

б) сочинения о своих близких;

в) рассказы о профессиях родителей;

г) творческие встречи с родителями, посвященные их увлечениям;

д) организация выставок, где демонстрируются результаты труда родителей.

Каждый воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы:

    • выявить позитивный опыт и педагогический потенциал семей;
    • скорректировать недостатки в воспитании;
    • определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями.

Положительное воспитательное воздействие со стороны семьи и школы должно:

а) быть взаимодополняемым;

б) сочетать в себе диалог и партнерские отношения.

Таким образом складывается система работы воспитателя ГПД с родителями.

Важно уделять особое внимание:

  1. Знакомству родителей обучающихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе, а также с перспективами его развития.
  2. Открытию возможностей для родителей стать активными участниками внеклассных дел.
  3. Привлечению родителей к кружковой и творческой работе с коллективом, в котором учится их ребенок.

Необходимо, чтобы в классе формировались родительские мини-объединения, которые помогают организовывать игровые мероприятия, оформляют стенгазеты и классные издания. Так, через изучение семей, совместную деятельность детей и их близких воспитатель ГПД добивается вовлечения родителей в образовательное пространство.

Опыт воспитателя ГПД многогранен. По своему статусу именно оносновной субъект воспитательной работы с родителями после уроков. Успеха добивается педагог, который переходит к принципиально новым формам отношений.

Роль воспитателя в том, что он:

    • вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия с родителями;
    • помогает в разрешении противоречий семейного воспитания;
    • корректирует воздействия на ребенка через окружающую его социальную среду.

Роль школы в том, что она:

    • делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым;
    • гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями;
    • создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-либо деятельности.

Сотрудничество учителей и воспитателей ГПД, обучающихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание детей учиться в школе.

Дополнительные материалы

Библиографический список

Литература:

  1. Методические рекомендации по организации работы воспитателя группы продленного дня / составитель Л. В. Бочкова. – Тирасполь : ИРОиПК, 2021. – 154 с.
  2. Полетаева, Е. Т. Организация межличностного взаимодействия обучающихся в начальных классах в условиях группы продленного дня : направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистерская программа «Социальная педагогика») : магистерская диссертация / Полетаева Евгения Тимофеевна ; Пензенский государственный университет. – Пенза, 2018. – 116 с.
  3. Сняткова, Л. Б. Реализация воспитательного потенциала группы продленного дня в интересах детей и родителей (материалы «педагогической трибуны») / Л. Б. Сняткова // Начальная школа : плюс-минус. – 2009. – № 3. – С. 58-60.
  4. Чиндяева, Г. В. Методические рекомендации для воспитателя группы продленного дня / Г. В. Чиндяева // В силу закона. – 2012. – № 1 (1). – С. 4-9.

Электронные ресурсы:

  1. Заздравных, С. Г. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня в школе / С. Г. Заздравных / Текст : электронный // URL: https://docs.google.com/document/d/1TvjuHk07iPDms_xceM7_eUXDsN23jOQ8kLCVw86dz_Y/edit#heading=h.xagmxr6burid
  2. Курганский, С. М. Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня / С. М. Курганский // Управление начальной школой. – 2011. – № 9. / Текст : электронный // URL: https://drive.google.com/file/d/15wJho6Lzu2Svrbrge4XqHuPoBBRQ1jf5/view?usp=sharing
  3. Методические рекомендации по организации и проведению занятий физическими упражнениями в группе продленного дня (спортивный час) в режиме учебного дня общеобразовательных организаций / составители М. В. Анисимова, И. С. Бегун. – М. : ФГБУ «ФЦОМОФВ», 2015. – 10 с. / Текст : электронный // URL: https://www.фцомофв.рф/files/ioe/documents/9P89VMLU7EMVDJBXQBDC.pdf

Итоговое тестирование

Воспитатель ГПД назначается:

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Корзина