Цель: совершенствование компетенций педагогов группы продленного дня, необходимых для планирования и организации профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Объем: 72 часа.
Принципы, направления и подходы к проектированию воспитательного процесса.
Методы и формы организации воспитательной работы в группе продленного дня.
Особенности обучающихся различных групп и специфику работы с ними.
Анализировать и оценивать воспитательные программы, мероприятия в соответствии с требованиями ФГОС.
Разрабатывать и адаптировать воспитательные программы, учитывая особенности и интересы обучающихся.
Организовывать и проводить воспитательные мероприятия различных форм и направленности.
Умение анализировать и проектировать воспитательные программы и мероприятия.
Знание особенностей взаимодействия с одаренными детьми в рамках группы продленного дня.
Понимание специфики взаимодействия со школьниками с особыми потребностями в группе продленного дня.
Воспитатель группы продленного дня (ГПД) назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут возложить на других воспитателей ГПД или на классного руководителя. Временно исполняют обязанности в этих случаях на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
Воспитатель ГПД должен иметь высшее профессиональное образование первого или второго уровня, согласно действующему законодательству, или среднее профессиональное по группе направлений подготовки «Образование и педагогика» без требований к стажу работы (см. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих: раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», глава 1 «Квалификационные характеристики должностей работников организаций дошкольного, общего, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования»).
Воспитатель ГПД подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе или руководителю образовательной организации (ОО).
Должностные обязанности воспитателя ГПД заключаются в том, что он:
Ответственность воспитателя ГПД в том, что он:
Взаимоотношения и связи по должности
Воспитатель ГПД:
Основные задачи создания группы продленного дня:
а) организация пребывания детей в школе при отсутствии условий для своевременной самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;
б) создание оптимальных условий для развития творческих способностей ребенка при невозможности контроля со стороны родителей;
в) предупреждение детской беспризорности;
г) предоставление ученикам возможностей для активного участия во внеклассной работе.
Документация, регламентирующая деятельность воспитателя ГПД:
На территории школы и в учебных кабинетах воспитатели и учителя младшего звена должны соблюдать определенные правила:
Во время работы ГПД воспитателю необходимо обращать внимание на воздействие вредных факторов на обучающихся, таких как:
а) нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
б) нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в классе;
в) поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
Ученикам группы продленного дня необходимо придерживаться важных правил:
При нарушении указанных правил для всех учеников проводится внеплановый инструктаж.
Гигиенические требования к группе продленного дня
Не менее важное условие эффективной деятельности – рациональное построение режима дня в группе. Он может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:
I. Помещение должно проветриваться (обязательно сквозное проветривание).
II. Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
III. У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.
Некоторые требования к режиму необходимо соблюдать, лишь если педагог ГПД работает на полную ставку:
IV. Дети должны находиться на свежем воздухе не менее часа.
V. Спортивные занятия нужно проводить не менее 20-40 минут.
VI. Подготовка домашнего задания:
а) для обучающихся 1-х классов не предусмотрена;
б) для учеников 2-3-х классов должна составлять не более 1,5 часов (при этом важны перерывы между выполнением домашней работы – 10-15 минут; в них включаются физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики).
Во время самоподготовки обучающихся необходимо усаживать за рабочие столы, соответствующие их росту. Кроме того, рассаживая детей в классе, нужно учитывать их индивидуальные особенности:
А. Для учеников со значительным снижением слуха отводятся первые и вторые парты.
Б. Обучающимся с пониженной остротой зрения места выделятся ближе к окну за первыми столами.
В. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, необходимы рабочие места подальше от окон.
Не менее 2 раз в год детей, сидящих в крайних I и III рядах, меняют местами для профилактики нарушения осанки и искривления позвоночника.
Важно, чтобы пространство класса было для учеников безопасным и комфортным. Поэтому к нему имеются определенные требования, которые отражены в школьной инструкции по охране труда:
I. Для обеспечения комфортной естественной освещенности в кабинете не стоит расставлять на подоконниках крупные цветы.
II. Все используемые в классе демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
III. Окна в кабинете необходимо очищать от пыли и грязи, а также мыть светильники не реже 2 раз в год. Привлекать детей к этому, как и к любым видам бытового труда, содержащим риск (оклейка окон, работа на высоте, мойка стекла и т. д.), нельзя.
IV. При открывании окон рамы необходимо фиксировать крючками. Для фрамуг обязательно нужны ограничители. Кроме того, педагог должен напоминать ученикам, что сидеть на подоконниках, вставать на них строго запрещается, чтобы никто не выпал из окна и не поранился стеклом.
Воспитатель ГПД должен:
а) находились в поле зрения (педагогу необходимо видеть, где дети, чем они занимаются);
б) не покидали отведенное для прогулки место без разрешения;
в) не тревожили животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы, особенно если те неизвестны им;
г) бережно относились к окружающей природе.
Обучающиеся группы продленного дня должны:
Ученикам запрещается приносить в школу острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.
При возникновении пожара педагогам младшего звена необходимо:
При прорыве системы отопления нужно:
При несчастных случаях (переломах, вывихах, поражении электрическим током, отравлении и т. д.) необходимо вызвать скорую помощь, сообщить об этом школьной медсестре и родителям обучающегося.
По окончании работы воспитатель ГПД должен:
Обучающиеся ГПД в конце дня отправляются домой вместе со своими родными. А если за детьми спустя определенное время не пришли взрослые, необходимо им позвонить. Заметим, что ребенок может покидать школу самостоятельно, только если родители написали заявление, позволяющее ему это делать, и передали его воспитателю.
1. Прием детей в группу
А. Корректировка внешнего вида, поведения, настроения обучающихся.
Б. Обеспечение психологического комфорта.
В. Привитие санитарно-гигиенических навыков.
2. Прием пищи (в случае, если предусмотрен)
А. Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, к чужому труду.
Б. Обучение правилам поведения во время еды. Беседы о соблюдении этикета.
3. Послеобеденный отдых
А. Подготовка к прогулке.
Б. Восстановление сил, работоспособности.
В. Развитие наблюдательности, любознательности.
Г. Воспитание любви к природе, родному краю.
Д. Формирование умения вести себя в свободном общении.
Е. Активный отдых на свежем воздухе: спортивные, подвижные игры.
4. Самоподготовка
А. Переключение на умственную деятельность.
Б. Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы.
В. Развитие работоспособности, умения рационально использовать учебное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
5. Клубно-кружковая работа (экскурсии)
А. Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов.
Б. Воспитание нравственных черт современного человека.
В. Формирование познавательных потребностей.
6. Подведение итогов дня
А. Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Б. Индивидуальная работа с дежурными.
В. Развитие творческих возможностей.
Г. Формирование ответственности и самостоятельности.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ | НАЧАЛО РАБОТЫ В ГРУППЕ |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ | ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ |
|
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ПОМЕЩЕНИИ | ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ ГПД |
|
|
Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных действий участников планирования с указанием возможного результата. Оно считается аналитическим инструментом, который позволяет по итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести коррективы в образовательный процесс.
Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и на четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы.
Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:
Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:
Примерная форма календарно-тематического плана работы воспитателя ГПД на учебный год представлена в табл. 1 (также см. Приложение 1).
Таблица 1
Примерные воспитательные задачи на год:
При составлении годового календарно-тематического плана деятельности ГПД стоит учесть, что педагогу нужно работать по всем направлениям воспитания и обучения, необходимым для развития младших школьников с точки зрения госстандарта начального образования. Об этих направлениях, задачах, которые они включают и мероприятиях ГПД, подходящих для их реализации, мы расскажем ниже.
Задачи:
Традиционные мероприятия:
Задачи:
Традиционные мероприятия:
Задачи:
Традиционные мероприятия:
Задачи:
Традиционные мероприятия:
Задачи:
Традиционные мероприятия:
Задачи:
Традиционные мероприятия:
Задачи:
Традиционные мероприятия:
Если воспитатель работает на полную ставку и (или) того требует внутришкольный контроль, на основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД (примерная форма представлена в Приложении 2). Как часть тематического плана он должен:
а) формироваться с учетом требований санитарных и административных норм;
б) перекликаться с работой учителей в текущий период;
в) корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе.
В ежедневном плане работы:
I. Конкретизируются все режимные моменты.
II. Указываются цели и содержание планируемых мероприятий.
III. Дается краткая схема проведения занятий и их содержания.
IV. Целесообразно продумать и отразить формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе.
V. Важно перечислить методические пособия, технические средства, которые будут применяться в работе с воспитанниками.
При планировании необходимо уделить особое внимание работе с детьми, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить:
А. Кому и какую помощь нужно оказать во время спортивного часа, самоподготовки и после неё.
Б. Какой дополнительный материал лучше предложить детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т. п.
Важно! При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании и стараться избегать их. К примеру, дни физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД не должны совпадать с днями проведения уроков физкультуры, занятия в творческих кружках – с днями уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и т. п.
Ежедневные планы могут сопровождаться приложениями (но не заменяться ими):
В ГПД стоит регулярно проводить занятия не только в помещении школы, но и на открытом воздухе, в частности:
В ежедневном плане работы ГПД необходимо предусмотреть место для оценки результатов проделанной работы, где воспитатель сможет описать свои педагогические наблюдения:
а) как дети справляются с учебными задачами, понимают ли цель каждого задания;
б) насколько самостоятельно, быстро и прилежно школьники работают;
в) как ребята относятся друг к другу;
г) удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня;
д) насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.
Также, оценивая свою работу, воспитатель ГПД может сделать выводы об особенностях и проблемах группы, каждого ребенка в отдельности, наметить пути коррекции трудностей в обучении и воспитании.
Самоподготовка – одна из важных форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Её цель – привить обучающимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. При этом учитывается:
а) возраст школьников;
б) самообразовательные возможности детей;
в) эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнений в их практическом применении.
Задачи самоподготовки:
Во время самоподготовки по форме учебная деятельность может быть:
а) коллективной (в парах, в группах);
б) самостоятельной.
Педагог может варьировать различные формы деятельности при самоподготовке, т. е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества обучающихся в условиях учебного общения.
Организация учебной деятельности во время самоподготовки предполагает:
Основные этапы самоподготовки:
А. Подготовка детей к работе (организационный этап).
Б. Самостоятельное изучение материала.
В. Самоконтроль и самооценка.
Г. Заключительный педагогический контроль.
Дидактические требования к самоподготовке:
Воспитательные требования к самоподготовке:
Организация выполнения домашних заданий
При организации выполнения домашней работы воспитатель должен быть в курсе:
а) кто и что именно не усвоил на уроке;
б) кому и в чем нужна помощь.
Этапы самоподготовки:
Режим продленного дня должен способствовать успешной воспитательной работе в ГПД, которая необходима для передачи воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.
Содержание, формы, методы и средства воспитательной работы в ГПД направлены на развитие и формирование познавательных навыков детей во время активного отдыха.
Коллективный досуг в разные дни недели занимает до 30% времени пребывания обучающихся в группе продленного дня.
Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных (основных) обязанностей.
Активный отдых – это многоплановая деятельность обучающихся. Основная её роль – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами могут выбирать вид отдыха: чтение, спортивные игры, прогулки. По своему содержанию эта деятельность многогранна. Она может быть:
Прогулка в ГПД – активный отдых, организованный на свежем воздухе. Она благоприятно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы обучающихся.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Её нужно сделать содержательной и интересной. А это требует:
Всё это повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи:
а) обеспечить интересное времяпровождение;
б) помочь укреплению коллектива.
Все занятия на открытом воздухе разделяются на:
Среди форм организации воспитательного процесса на практике широко используются внеклассные (воспитательные) мероприятия. Их цель – взаимодействие друг с другом, развлечение. Стоит помнить, что внеклассные мероприятия – только часть цели в результате всей воспитательной работы.
К воспитательным мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми. Они могут быть как простыми, так и сложными. Среди особенно трудных в организационном плане выделяют праздники, соревнования, конкурсы. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность.
Структура любого мероприятия:
Первый этап – подготовительный. На нем важно вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.
Второй этап подразумевает создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь можно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.
Третий этап – содержательный. На нем достигается предметный результат: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, проявляют к нему свое отношение, выполняют необходимые задания, действия.
Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу выполненной работы.
Воспитательные мероприятия в группе продленного дня необходимо проводить каждый месяц. Некоторые можно, например, посвятить правилам этикета и провести:
КТД – дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим.
Структура КТД:
Первый этап – предварительная работа воспитателя. На нем ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы.
Второй этап – коллективное планирование. Педагог проводит стартовую беседу, во время которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах: обсуждение дела.
Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.
Четвертый этап – коллективное воплощение задуманного. Каждая группа демонстрирует то, что подготовила.
Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость этого КТД с помощью вопросов типа: «Что было хорошо и почему?», «Что нужно учесть на будущее?». Главное – организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.
Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.
Коллективные творческие дела можно использовать в разновозрастной группе или с учениками 2-3-х классов. Дети любят эту форму работы, поскольку, занимаясь КТД, они чувствуют себя взрослее.
Приведем примеры тем КТД:
Виды КТД
Этапы турнира-викторины:
Первый этап – подготовительный. Дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов.
При составлении вопросов к познавательным викторинам следует придерживаться нескольких правил. Нельзя, чтобы вопрос:
а) превращался в задание, требующее развернутого ответа;
б) был глупым;
в) требовал перечисления;
г) состоял из нескольких вопросов.
Второй этап – основной. По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему. Во время турнира-викторины следует помнить, что главное в ней – это не соревнование, а умение дружно и слаженно работать.
Третий этап – заключительный. На нем подводятся итоги. Нужно отметить самые интересные вопросы и поблагодарить наиболее активных.
Этапы аукциона знаний:
Первый этап – подготовительный. Дети придумывают и мастерят несколько предметов-великанов.
Второй этап – основной. Все предметы выставляют на аукцион. Выбирается помощник, который будет подсчитывать баллы. Он напоминает правила игры: вещи может приобрести любая команда в обмен на знания.
Забрать предмет имеет право и команда, выставившая его на аукцион. Следовательно, даже слабый, но дружный коллектив способен победить.
Третий этап – заключительный. Подводятся итоги. Выигрывают ребята, которые купили больше всего вещей.
В работе можно использовать аукционы знаний:
Аукцион вполне логично использовать как составную часть в праздниках и интеллектуальных играх.
Конкурс – это соревнование 2 или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в нем полагается вознаграждение.
Творческий конкурс отличается оригинальностью, нестандартностью. Его участники соревнуются в креативной сфере. Можно использовать в работе такие конкурсы, как:
При организации творческого конкурса есть 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить:
Самое необходимое для проведения конкурса – придумать задания, которые пробудят воображение детей.
Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому она считается стержневой, той, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуются КТД, мероприятия, игры и т. п.
Очень важно, чтобы во время праздника каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтоб все дети смогли почувствовать свою значимость. Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-нибудь новое, радуют своих родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.
Праздник станет положительным опытом для воспитанников, если:
а) содержание и форма его проведения соответствует возрасту школьников;
б) это итог определенной практической деятельности детей и взрослых.
Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и др.). Вокруг этого разворачивается групповая и индивидуальная работа детей и взрослых. Содержание такого мероприятия предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т. д.). При организации праздника необходимо учитывать важные моменты его подготовки и проведения.
Часто для ребенка подготовка к празднику становится более значимой, чем сам праздник. Для младшеклассников важна оценка их стараний старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.
Содержанию праздника соответствует и его организация: всем его участникам должно быть весело, радостно, комфортно. Поэтому на таком мероприятии большое значение имеет экспромт. Это не означает, что не должно быть сценария. «Заготовки» нужны, но в меру.
Завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят фотографироваться на память. Особенно интересны и любимы детьми такие праздники, как:
В преддверии праздника школьники могут готовить приглашения для гостей. Они очень серьезно подходят к их изготовлению. Чаще всего дети делают открытки. Иногда им помогают родители.
Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность малышей в активной деятельности, средство познания мира.
«В детском возрасте, – говорил А. С. Макаренко, – игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело». Вот почему этот вид деятельности считается основным для ребят младшего возраста.
Каждая игра выполняет определенные функции. Она содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна. Игры оказывают огромное влияние на:
а) личностное развитие ребенка;
б) мотивационно-потребностную сферу;
в) преодоление «познавательного эгоцентризма»;
г) формирование организаторских умений и навыков.
Виды игр
Полезно вовлекать ребят в подвижные, эмоциональные игры, игры-соревнования, эстафеты, которые:
Кроме того, в работе воспитателя ГПД с младшими школьниками целесообразно использовать загадки, загадки-шутки, шарады и т. п. (Приложение 8).
Нередко дети начинают проявлять одаренность в младших классах. Это вполне объяснимо. Ведь именно в школе у ребенка:
а) развивается воображение, фантазия, творческое мышление;
б) воспитывается любознательность, самостоятельность, активность, инициатива;
в) формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы и критически оценивать деятельность;
г) начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности;
д) формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Выделим признаки одаренности у младших школьников:
Соответственно, можно назвать несколько видов одаренности:
I. В практической деятельности выделяют одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
II. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
III. В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
IV. В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную (связанную с харизмой) одаренность.
V. В духовно-ценностной деятельности – одаренность в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной, только если руководят этим непростым процессом становления юных талантов одаренные взрослые – педагоги.
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу отметить: она разделяется на урочную и внеурочную. Подробнее остановимся на внеурочной работе (т. е. в рамках ГПД).
Внеурочные занятия предоставляют каждому ребенку возможности для свободного выбора образовательной области, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Рассмотрим, как реализуется работа со способными учениками во внеурочной деятельности ГПД.
Вот здесь и действуют в работе педагога с одаренными детьми принципы:
а) максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
б) возрастания роли внеурочной деятельности.
Рассмотрим типы неуспевающих учеников:
Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, педагоги смогут оказывать каждой из групп обучающихся дифференцированную помощь.
Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель или воспитатель ГПД акцентирует внимание на учениках из I и II групп. И тем, и другим он дает задание и говорит: «Сидите, учите!». Но ведь этим школьникам нужна разная помощь.
Дополнительное занятие с обучающимися из II группы в какой-то степени оправдано, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из I группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.
Еще один пример: после уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины отставания, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Пользы от такой помощи мало: она лишь создает видимость борьбы за успеваемость.
В обоих приведенных примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Ошибочность его в том, что:
а) он вызывает у детей умственные перегрузки;
б) учитель не выбирает пути помощи индивидуально для каждого ученика, в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость.
Итак, эти примеры показывают, что каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с детьми.
Для I группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются:
А. Специально организованные занятия по формированию познавательных процессов:
Б. Уроки по формированию учебных навыков, таких как:
Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей этих учеников в школу – бесполезно. Ребята сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Причина плохой успеваемости обучающихся II группы – их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных обстоятельств их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать: если будет мотивация, то будет и продуктивная учебная деятельность.
И, наконец, самой сложной группой неуспевающих школьников считается III тип. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, положительные качества. Воспитателю ГПД необходимо сконцентрировать внимание ученика на том, что он действительно может.
При учебно-воспитательной работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися важно учитывать такие положения:
Наряду с описанными формами и методами обучения, для устранения проблем в усвоении знаний рекомендуется в работе с неуспевающими и слабоуспевающими использовать метод поручений. Поручения обучающиеся выполняют при непосредственной поддержке учителя или воспитателя ГПД. Они должны вызывать у детей положительные эмоции.
Приступая к работе с «девиантами», педагог зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель или воспитатель ГПД в их понимании – это представитель противоположной стороны, противник. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса замечания педагогов типа: «Дай дневник!», «Выйди из класса!», «Ты мешаешь!». Им безразличны попытки их усмирить.
Понятие «девиантный» произошло от латинского «deviatio» – отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные действия, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. У человека оно может выражаться не только в агрессии, нарушении дисциплины, но и в неумеренной робости, чрезмерной пассивности.
Главный социальный фактор, влияющий на становление личности, – это семья. В зависимости от её состава, от отношения в ней к родственникам и т. д., человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, выстраивает взаимодействие с окружающими.
Исследователи отмечают, что большая деловая загруженность родителей, их длительные командировки и т. п. могут привести к развитию у школьника девиантного поведения. Ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, больше подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.
Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что школа для ребенка из места самореализации, раскрытия своих потенциальных возможностей превращается в дополнительный стрессогенный фактор.
Такие ученики, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются в поддержке и помощи. Часто это дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Первое, что нужно сделать, – обратиться за консультацией к школьному психологу, который сможет определить, какой именно подход необходим к конкретному ребенку девиантного поведения.
Педагогу стоит овладеть системой индивидуальной работы с обучающимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:
1 этап – контактный, во время которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между обучающимся и учителем. Во время беседы с ребенком девиантного поведения педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» («Ты любишь животных?», «Ты хотел бы на каникулах отдохнуть в лагере, сходить в поход, поехать на море?»). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнув индивидуальность, оригинальность личности ученика.
Только потом можно обсудить отклоняющееся поведение («Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим» и т. п.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.
2 этап – диагностический, возможен только при доверительных отношениях. На нем изучается система нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т. д. обучающегося. Это может проводиться на ГПД со всем классом, чтобы ребенок не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.
3 этап – коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.
4 этап – самостоятельности, готовности обучающегося работать над собой (самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т. д.).
Главные условия успеха – это:
Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы с обучающимися, которые склонны к девиантному поведению. Применяются различные формы работы:
а) индивидуальные личностно-ориентированные тренинги и беседы;
б) вовлечение во внеклассные мероприятия;
в) включение в общественную жизнь школы (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, рисунков и т. д.).
При взаимодействии воспитателя в рамках ГПД с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?
Взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным, когда они станут союзниками. Невозможно не вспомнить слова В. А. Сухомлинского, который говорил, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Но, к сожалению, практика показывает, что не все родители имеют достаточные знания в области воспитания. Поэтому они испытывают трудности в общении с детьми и понимании их. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и объединению усилий по воспитанию ребенка.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ОО решается в 3 направлениях:
Перед учителями стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения этой цели, для координации деятельности школы и родителей педагогический коллектив работает над тем, чтобы:
В рамках ГПД необходимо проводить работу с родителями, ориентируясь на индивидуальный подход. Чтобы повысить культуру педагогической грамотности отдельной семьи, важно учитывать:
Семья и школа, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Принципы взаимодействия с родителями:
а) находиться в режиме развития, а не функционирования;
б) представлять собой мобильную систему;
в) быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы воспитателя.
Классный руководитель или педагог ГПД, привлекая родителей к участию в воспитательной работе, должен обратить особое внимание на поощрение самых активных в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться на протяжении всего обучения детей в школе.
Награды для родителей за деятельное участие в жизни учебного коллектива могут быть самыми разнообразными:
Организация общения педагога с родителями учеников остается одной из наиболее сложных проблем. Как показывает практика, начинать такую коммуникацию необходимо, прежде всего, с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от посещения ребенком начальной школы. Анкетирование, личные беседы на эту тему помогут воспитателю ГПД правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Родителей можно условно разделить на 3 группы:
Изучение семей обучающихся должно быть объективным и тактичным. Его необходимо проводить для дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы.
Изучение семей обучающихся позволит классному руководителю и воспитателю ГПД лучше узнать каждого ученика через понимание уклада жизни его семьи, её традиций, духовных ценностей, стиля взаимоотношений родителей и детей.
Работа воспитателя ГПД на полной ставке может потребовать создания отдельного плана взаимодействия с родителями обучающихся (Приложение 10). В нем должны найти отражение основные направления деятельности педагога. В целом содержание работы воспитателей ГПД с родителями включает 3 основных блока:
А. Психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры в семье.
Б. Вовлечение родителей в учебно-воспитательной процесс.
В. Родительское участие в управлении школой.
Каждый из блоков реализуется через систему форм и видов деятельности.
А. Психолого-педагогическое просвещение родителей включает:
Б. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс подразумевает:
В. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом школы и класса – это включение их в работу:
Кратко охарактеризуем наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы классного руководителя, воспитателя ГПД (чаще это один и тот же педагог) и школы с родителями.
I. Основной из них считается родительское собрание. Во время него обычно:
а) обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, её планирование;
б) намечаются пути сотрудничества семьи со школой;
в) анализируются и подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Обычно они посвящены решению актуальных педагогических проблем.
Виды родительских собраний:
Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом.
Главные показатели эффективности родительских собраний:
а) активное участие в них родителей;
б) атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов;
в) обмен опытом;
г) понимание родителями ответов учителей на их вопросы, педагогических советов и рекомендаций.
II. Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой:
Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
III. Конференция также считается формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей.
Конференции могут быть:
Они обычно проводятся раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.
IV. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных тем, касающихся воспитания детей. На вопросы отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты.
V. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих проблемных ситуаций. Во время практикума предлагается, например, найти выход из какого-либо конфликта, который может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.
VI. Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются для ознакомления родителей с:
Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью.
VII. Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия, при которой родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.
VIII. Эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя с родителями – посещение семьи. Для этого обязательно нужно приглашение.
Педагог во время визита:
а) знакомится с условиями жизни ученика;
б) рассказывает родителям об успехах ребенка, а также беседует с ними о его характере, интересах и т. п.;
в) дает советы и рекомендации по воспитанию.
IX. Иногда учитель прибегает к переписке с родителями, т. е. присылает им сообщения об успехах детей, пишет о предстоящих школьных мероприятиях, отправляет поздравления с праздниками и т. п.
X. Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учениками класса, например:
Воспитатель ГПД должен проводить целенаправленную работу по формированию хороших взаимоотношений между детьми и их родными, создавать ситуации для воспитания уважения к своим родителям. Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, с днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения о своих близких;
в) рассказы о профессиях родителей;
г) творческие встречи с родителями, посвященные их увлечениям;
д) организация выставок, где демонстрируются результаты труда родителей.
Каждый воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы:
Положительное воспитательное воздействие со стороны семьи и школы должно:
а) быть взаимодополняемым;
б) сочетать в себе диалог и партнерские отношения.
Таким образом складывается система работы воспитателя ГПД с родителями.
Важно уделять особое внимание:
Необходимо, чтобы в классе формировались родительские мини-объединения, которые помогают организовывать игровые мероприятия, оформляют стенгазеты и классные издания. Так, через изучение семей, совместную деятельность детей и их близких воспитатель ГПД добивается вовлечения родителей в образовательное пространство.
Опыт воспитателя ГПД многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями после уроков. Успеха добивается педагог, который переходит к принципиально новым формам отношений.
Роль воспитателя в том, что он:
Роль школы в том, что она:
Сотрудничество учителей и воспитателей ГПД, обучающихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание детей учиться в школе.
Литература:
Электронные ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 630 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.