В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование у педагогов профессиональных компетенций в области проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ.
Объем: 72 часа.
Формируемые знания и компетенции:
В последние годы образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребенка, его особенности, интересы и способности. Одним из условий эффективности интеграции детей дошкольного возраста в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном подходе.
В практике детских садов образовательная деятельность в основном ориентирована на усредненную норму развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник (ребенок, имеющий определенные трудности в обучении) может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогом дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.
В официальных документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций, подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания. Индивидуализация образовательной деятельности, воспитания и коррекционной работы направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа детского сада, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) дошкольника – это образовательная траектория, обеспечивающая дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
ИОМ разрабатывается для следующих групп детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении:
На фоне обновления требований к качеству деятельности педагогов ДОО очерчивается проблема расширения профессиональных компетенций педагога в части психолого-педагогического сопровождения детей различных категорий, ведения различных новых форм документации, в том числе индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Работа ДОО по организации психолого-педагогического сопровождения начинается с постановки таких задач, как:
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения дошкольников в условиях инклюзии должно осуществляться в актуальном нормативно-правовом поле и в соответствии с имеющимися у детей ограничениями по здоровью.
При организации в ДОО образования детей с ОВЗ следует опираться на следующие нормативно-правовые документы:
В организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования, должны создаваться специальные условия для получения образования указанными воспитанниками.
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано в детском саду как в отдельных группах, так и совместно с другими воспитанниками. При приеме и комплектовании групп комбинированной направленности следует обратить внимание на статью 55 пункт 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК)».
В п.3.2.7 ФГОС ДО говорится, что для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Разработка и утверждение ИОМ относится к компетенции образовательной организации и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной образовательной организации.
В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дошкольного образования», воспитатель и специалист ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) должен уметь:
Таким образом, проектирование индивидуального образовательного маршрута необходимо осуществлять с опорой на действующие нормативные документы, но при этом сохранять автономность деятельности образовательных организаций в части определения сроков реализации, порядка разработки и утверждения. Во избежание спорных вопросов детализацию данных аспектов следует закреплять на уровне локальных актов образовательной организации, а именно в Положении о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается ППк (психолого-педагогическим консилиумом) на основе заключения ПМПК и доводится до сведения родителей (законных представителей). Далее ИОМ должен быть утвержден руководителем образовательного учреждения. В ходе реализации ИОМ родители (законные представители) получают от педагогов информацию о том, как именно происходит его реализация. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с разработанным ИОМ, они выражают свое мнение в письменной форме.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с ОВЗ предусматривает комплексную оценку педагогами и специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ограниченными возможностями здоровья индивидуального образовательного маршрута.
Помимо этих трех блоков следует выделять рефлексивный этап. Этот этап предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком; при необходимости – внесение корректировок, планирование продолжения коррекционной или развивающей работы. Рекомендуемая периодичность – один раз в три месяца.
Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ, наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду дошкольного образовательного учреждения комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении определенных условий:
Решение о направлении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение принимается родителями на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В данном документе должны быть представлены образовательный маршрут ребенка, перечень и описание условий, необходимых для разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.
Деятельность окружной ПМПК организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 95 от 24.03.2009 г. и локальными (региональными) правовыми актами, как, например, Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве № 16 от 28.04.2010 г. В соответствии с Положением, комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Рассмотрим более подробно приведенный пример регионального правового акта.
Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» регулирует «отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания».
В статье 11 часть 1 Закона говорится: «В целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования создаются центральная (городская) и территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии».
В статье 11 часть 3 указано: «…рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания), содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, обязательны для исполнения государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья».
Особенно важным для деятельности ПМПК и консилиума образовательного учреждения является содержание статей 14 и 15, посвященных особенностям приема в государственные образовательные учреждения (ст. 14) и порядку перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 15).
В статье 14 (части 1, 2, 3) говорится:
Статья 15 (части 1, 2) гласит:
Статья 15 разрешает ПМПК на основании проведенного анализа ситуации выносить заключение (предложение) о необходимости перевода ребенка из одного образовательного учреждения в другое в соответствии с его состоянием и возможностями для дальнейшего получения образования, что в обязательном порядке должно быть подкреплено соответствующим решением органа самоуправления образовательного учреждения.
Основные направления деятельности комиссии:
Основные задачи деятельности ПМПК в условиях становления инклюзивной практики:
Таким образом, ПМПК по результатам обследования ребенка и взаимодействия с его родителями определяет следующие условия:
Приведем пример разработки специалистами ПМПК образовательного маршрута для дошкольника с расстройствами аутистического спектра (ребенок наблюдался с 4-летнего возраста).
Оценка динамики: описание состояния ребенка в возрасте 7 лет 2 месяцев. На приеме специфичен в поведении, проявляются черты вычурности, в контакт вступает осторожно, напряжен. Выполняет предложенные задания, демонстрирует неравномерность в развитии психических функций, формальные первичные навыки счета и чтения сформированы в соответствии с возрастом, задания конструктивного характера выполняет в возрастной стратегии, затруднено считывание эмоционального контекста ситуации, эмоционально незрел. Демонстрирует «зоны» «сверхценных» захватывающих его интересов.
В последнее время происходит постоянное обновление идей, связанных с проектированием образовательных маршрутов; в работах ученых обсуждаются различные способы решения данного вопроса. Вместе с тем, приступая к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, необходимо определиться с видом образовательного маршрута и учесть основные позиции, представленные в профессиональном сознании педагогов образовательной организации.
В настоящее время существуют различные подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Рассмотрим некоторые из них.
Е. А. Александрова выделяет воспитательные траектории (маршруты), к которым относятся личностно-ориентированные, социально-ориентированные и учебные траектории (маршруты), включающие знаниево-ориентированные, творчески-ориентированные и практико-ориентированные. Т.е. в данном случае основанием для классификации выступает направленность образовательных интересов детей.
В классификации, предложенной С. В. Марковой, основанием является познавательная направленность деятельности дошкольников, в рамках которой она выделяет:
А. П. Тряпицына считает, что при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов необходимо учитывать вид образовательной программы (базовый, углубленное изучение отдельных предметов и др.) и уровень общего образования.
И. А. Галацкова предлагает разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся исходя из темпов освоения ими образовательных программ и личностных особенностей обучающихся. Она выделяет следующие группы обучающихся, для которых необходимо проектировать и реализовывать индивидуальные обучающие маршруты:
Структура образовательных маршрутов, перечисленных выше, определяется с учетом этапа обучения и включает как учебную деятельность обучающихся, так и другие виды их деятельности в образовательном пространстве организации.
В настоящее время существуют следующие противоречия, которые должны быть разрешены при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов в условиях введения предметных концепций:
Принципы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
Основываясь на опыте практической деятельности педагогов, рекомендуется включить в ИОМ ребенка с ОВЗ три раздела, наиболее полно передающие содержание коррекционной работы:
Примеры индивидуальных образовательных маршрутов детей дошкольного возраста с ОВЗ:
На сегодняшний день большинство дошкольников с ОВЗ посещают комбинированные группы наряду с детьми, не имеющими статуса ОВЗ. В данных группах пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ их совместное обучение и воспитание осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, с требованиями Министерства, но с учетом индивидуальных особенностей детей.
Состояние и особенности психофизического развития детей, имеющих ограничения здоровья, препятствуют освоению ими общеобразовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Многочисленные вторичные нарушения, вызванные первичным дефектом, значительно осложняют достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП). По мнению Ш. Ю. Амонашвили, приходя в образовательное учреждение, ребенок вынужден подстраиваться под его условия, но образовательная система тоже должна стремиться к созданию условий для реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании в соответствии с их особенностями.
В тоже время, благодаря гибкой системе, педагоги и специалисты дошкольного учреждения на своем профессиональном уровне организуют такое инклюзивное пространство для каждого ребенка с проблемами развития, которое создает условия (постоянную поддержку и сопровождение самого ребенка и его семьи), позволяющие ему наиболее эффективно использовать свои ресурсы. В связи с этим для воспитанников с ОВЗ разрабатывается и реализуется адаптированная основная образовательная программа (АООП), рекомендуемая ПМПК. Каждый ребенок осваивает её в своем темпе и имеет специфические способы овладения учебным материалом.
Индивидуальные различия детей предусматривают также разработку и создание собственной образовательной траектории, которая реализуется посредством индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного. Следовательно, ИОМ – некая модель взаимодействия, совместной деятельности педагога и ребенка, построенная на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющая последовательность действий для его развития.
Цель создания индивидуального образовательного маршрута – максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование.
ИОМ разрабатывается коллективом педагогов и специалистов ДОУ на основании заключения территориальной ПМПК и анализа собственных полученных результатов диагностики, согласуется и утверждается родителями воспитанника. Структуру ИОМ составляют модули (базисный, диагностико-оценочный, коррекционно-развивающий, диагностико-динамический), в совокупности позволяющие создать условия для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, индивидуализации работы по содержанию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с каждым.
Базисный модуль включает сведения о ребенке и родителях, информацию из заключения ПМПК, режим ежедневной организации жизни ребенка, график посещения кружков, предусмотренных вариативной частью программы.
Диагностико-оценочный модуль включает комплексное, систематическое, динамическое изучение ребенка в различных видах деятельности, а также в привычных условиях (в игре, межличностном общении, в семье); обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования конечного результата. На основании полученных данных устанавливается психолого-педагогический диагноз – обоснование сущности индивидуально-психологических особенностей личности.
Далее специалистами сопровождения определяются приоритетные задачи образовательной коррекционно-развивающей работы. Важно дифференцировать степень и характер нарушений, выявить актуальные и потенциальные возможности ребенка. Они будут учитываться специалистами при выборе и разработке программы, которую будет осваивать ребенок в процессе индивидуального комплексного сопровождения. На основе перспективного плана составляется ИОМ на каждого ребенка с ОВЗ, который конкретизирует и уточняет время, объем, вид, содержание и продолжительность воздействия. В него включаются все мероприятия, способствующие коррекции выявленных недостатков с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития. Целесообразно оформлять ИОМ в виде таблицы, что позволяет компактно поместить материал по модулям.
В коррекционно-развивающем модуле отражены необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (режим, виды деятельности, программы, технологии, особенности дидактического материала, формы организации образовательной работы), указаны специалисты, задействованные в процессе. Для коррекционно-развивающей работы отбираются те направления деятельности, в которых ребенок испытывает трудности. Взаимосвязь всех участников совместной деятельности (логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию) отражается в планировании работы, в решении коррекционно-образовательных задач для достижения общей цели. Взаимодействие осуществляется на уровне разработанного совместного перспективного тематического плана в зависимости от особенностей психического и физического развития ребенка, возраста и выраженности аффективных или когнитивных проблем.
Специалистами и педагогами ДОУ проводятся коррекционные занятия в форматах индивидуальной, подгрупповой и групповой деятельности с детьми. Необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы в случае их неэффективности, соблюдать конфиденциальность полученной информации.
Педагог-психолог оказывает помощь в организации психологически комфортной образовательно-воспитательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию психических процессов, по коррекции и развитию эмоциональной сферы и межличностных отношений, осуществляет контакт с педагогическим коллективом, родителями.
Логопед на основе личностно-ориентированного подхода осуществляет поэтапное формирование компонентов речи, коррекцию нарушений речевого развития, формирование речевых компетенций, развитие коммуникативных навыков.
Направления работы воспитателя соответствуют направлениям развития, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Кроме этого, педагог отвечает за создание гибкой развивающей предметно-пространственной среды как одного из условий качественной индивидуализации образовательного процесса в группе комбинированной направленности. В данном случае среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ. Родители также активно включены в процесс, следят за ходом выполнения поставленных задач, высказывают свои пожелания, получают консультации специалистов.
Диагностико-динамический модуль включает проведение систематической диагностики в ходе обучения, воспитания и позволяет выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития. Информация о качественных изменениях в развитии ребенка фиксируется педагогом и специалистами в «Карте комплексного динамического наблюдения», которая доступна для ознакомления родителей.
А. С. Тришанина пишет, что мониторинг эффективности реализации ИОМ должен включать отслеживание динамики развития ребенка, прогнозирование и оценку результатов его обучения и социализации, результативность интеграции деятельности педагогов и родителей в рамках единого пространства развития ребенка. И. М. Цыпкина, Е. В. Шаталова обосновывают, что реализация ИОМ в течение заданного временного периода требует наблюдений и измерения индивидуального развития каждого ребенка, связанного с его качественными изменениями в деятельности, прежде всего, игровой; с новыми ресурсами, которые у него появляются или не появляются. Это позволяет оценить уровень актуального развития ребенка, поставить новую педагогическую задачу. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ; если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.
Индивидуализация образовательного процесса заключается в удовлетворении особых образовательных потребностей детей, учете их индивидуальных возможностей, способностей и особенностей. Выбор эффективных направлений работы с ребенком с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения включает активное психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на помощь ребенку в личностном развитии, освоении образовательных программ соответствующего уровня, формировании социально значимых компетенций; на гармоничную интеграцию ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду с целью безболезненного перехода на следующую ступень образования.
Расчет индивидуальной образовательной траектории развития воспитанника ДОО
Сведения о ребенке и его семье:
Ф.И.О., дата рождения ______________________________________________________
Домашний адрес, телефон __________________________________________________
Данные о родителях:
Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, статус)
_________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, статус)
_________________________________________________________________________
С кем проживает ребенок: с родителями, с матерью, с отцом, с другими родственниками (или лицами, их заменяющими). Сведения о других детях в семье _________________________________________________________________________
Чрезвычайные ситуации в семье (развод, смерть близкого родственника, эмигранты и т.д.) ______________________________________________________________________
Медицинские данные (выписка из медицинской карты)
Данные о прохождении ПМПк и ПМПК (если такие имеются)
Название траекторий развития воспитанников ДОО:
Критериальные листы со шкалами для построения всех пяти траекторий развития на начало и конец учебного года (см. Приложение 1).
Шаг 1. Наблюдение за взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми в режимных моментах, проведение диагностики познавательного, эмоционального развития ребенка и т.д. (наблюдение лучше осуществлять, используя критерии траектории).
Шаг 2. Внесение результатов наблюдения в траекторию развития.
(+2) – качество выражено в полной мере
(+1) – иногда проявляется
(0) – находится в стадии формирования либо не свойственно возрастным показателям
(-1) – иногда проявляется
(-2) – качество выражено в полной мере.
Шаг 3. Соединение точек, обозначенных в каждой таблице.
Шаг 4. Подсчет общего количества баллов, набранных отдельно по каждой таблице.
Шаг 5. Вычисление среднего балла по формуле:
Средний балл = Кол-во баллов ÷ Кол-во критериев.
Шаг 6. Отметить средний балл на оси ординат траектории развития ребенка, на оси абсцисс отметить название траекторий развития ребенка (области развития). Соединить графически.
Шаг 7. В конце учебного года повторить процедуру и произвести сравнительный анализ наблюдений.
На основании получившейся траектории в начале учебного года формируется индивидуально-образовательный маршрут воспитанника, а на основании траектории развития в конце учебного года происходит анализ результативности психолого-педагогического сопровождения. Также данная траектория дает возможность соотнести задачи психолого-педагогического сопровождения с актуальными потребностями воспитанника и выявить зону ближайшего развития.
Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту, для воспитания исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания:
Электронный конструктор (далее – ЭК) является автоматизированной системой проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Он выступает продуктом реализации инновационной образовательной программы ОУ. В ЭК содержится база основных индивидуальных психолого-педагогических характеристик обучающихся, педагогических технологий, методов, приемов обучения, методов диагностики результатов реализации ИОМ. Использование ЭК позволяет создать электронную форму реализации ИОМ для каждого обучающегося.
ЭК создает возможность учета мнений, эффективного взаимодействия и совместной работы детей, психолога, педагогов и родителей в проектировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся с учетом их личностных характеристик.
Электронный конструктор позволяет:
КИМП – конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ОВЗ. С помощью него можно создать документ со всеми составляющими работы с дошкольником в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.
Конструктор понадобится логопедам, дефектологам, психологам и тьюторам, работающим с детьми с ОВЗ. Он подходит для работы с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, слуха и зрения, множественными нарушениями в развитии и другими проблемами.
Это программа для:
В начале работы нужно выбрать основные характеристики: в какой группе занимается ребенок, какое заключение поставили в ПМПК, к какой категории ОВЗ относится ребенок и другие общие вопросы.
На основе этих отметок Конструктор формирует блоки. Например, если было отмечено, что ребенок – инвалид, то появится блок про медицинскую интеграцию. А если ребенок с ЗПР, то у него этого блока не будет.
Также сужается выбор ответов на вопросы. Для ребенка с РАС программа обучения выбирается из одного списка программ, для ребенка с ТНР – из другого. Это позволяет просматривать меньше вариантов, а значит, экономит время и снижает вероятность случайных ошибок.
Мониторинг создан на основе целевых ориентиров ФГОС и Примерных АООП для разных категорий детей с ОВЗ. Он разбит по возрасту, образовательному направлению и времени оценки. У возраста три категории: достижения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Направлений пять: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Время оценки: начало года, середина и конец.
Оценки ребенка заносятся в программу и, в результате, программа выдает динамику развития за весь образовательный период в разных срезах.
Программу не надо заполнять вручную. У большинства вопросов есть варианты ответов, которые выбираются их щелчком мышки.
В Конструкторе можно создавать шаблоны с ответами по общим вопросам. Дополнив их ответами про индивидуальные особенности ребенка, можно получить готовую программу. Шаблоны сэкономят много времени, ведь не будет надобности каждый раз заново отвечать на одни и те же вопросы.
В Конструкторе можно отмечать специалистов, которые работают с детьми. Для этого нужно один раз создать профиль педагога и потом «назначать» его любому количеству детей.
У каждого педагога формируется график динамики обучаемости, воспитуемости и социализации ребенка. Таким образом, можно наглядно представить групповой и индивидуальный мониторинг развития детей.
В любое время можно изменить, добавить или убрать любые пункты. Для этого не надо переписывать всю программу.
Готовую программу можно распечатать или сохранить как файл в формате docx. В программу попадут только заполненные пункты.
Конструктор разработан при участии Натальи Микляевой, члена Международной аттестационной палаты и ведущей мастер-классов по вопросам документации. При создании КИМП учтены ФГОС дошкольного образования и Примерные АООП для детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Если педагог пользуется подпиской на онлайн-игры Мерсибо, то Конструктор автоматически заполнит образовательную программу конкретными играми. Игры будут соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и образовательным задачам.
Игры кликабельны – можно перейти к нужной игре в один клик. Благодаря этому не тратится время на поиск материалов для занятий – все под рукой и готово к работе.
Следует обратить внимание, что сами игры в КИМП не входят. Синхронизация сработает только в том случае, если у педагога есть подписка на онлайн-игры Мерсибо и доступ к интернету. Если их нет, то блок с оценками все равно сформируется, но выбирать материалы для работы и записывать их названия в программу придется самостоятельно.
Готовый маршрут и индивидуальную программу ребенка можно разнообразить. Например:
В Международной классификации болезней (МКБ-11) СДВГ не входит в группу нозологических форм ОВЗ, однако является ведущим в запросах педагогов по организации психолого-педагогического сопровождения детей с гиперкинетическим расстройством. Синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к группе «Психические и поведенческие расстройства/Нарушения психического развития». Это группа эмоциональных и поведенческих расстройств, начинающихся обычно в детском возрасте.
Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность – недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Дети с СДВГ быстро реагируют на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивают требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками.
Разработанная таблица поможет педагогу правильно организовать работу с детьми, адекватно реагировать на проявления СДВГ в разных видах деятельности: непрерывной образовательной, совместной, самостоятельной (Таблица 1).
Таблица 1. Особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Характеристика ребенка дошкольного возраста с СДВГ | Содержание деятельности учителя |
Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время занятий сидеть ровно. Такие дети отвлекаются, разговаривают, «крутятся», при утомлении их моторная активность повышается. Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ – они нуждаются в постоянно возможном движении. | Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать. В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время занятий. В случае если ребенок утомляется, лучше находить повод и разрешать ему походить по группе или сделать несколько активных упражнений (раздать рабочие тетради, сходить за карандашами). |
Ребенку с СДВГ становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации. | Допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время занятия крутить что-то в руках, что никак не влияет на качество восприятия информации. В противном случае ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними. |
Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки. | Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество её оформления, так как регулярные замечания за оформление работы будут значительно снижать мотивацию к дальнейшей деятельности. При этом желательно делить задания на несколько маленьких частей, что также заметно улучшит результат. |
У ребенка с СДВГ плохая оперативная память, поэтому он может забывать часть пунктов при выполнении задания по плану, он даже может забывать конечную цель деятельности. | Рекомендуется использовать пошаговую инструкцию. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании. Эффективным оказывается использование «напоминалок» – карточек, схем, алгоритмов в форме наклеек на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости что-то сделать. |
Ребенок с СДВГ часто отвлекается. | Рекомендуется сажать такого ребенка ближе к воспитателю, чтобы ему легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. |
Ребенок с СДВГ плохо ориентируется во времени, в результате, он часто не успевает что-то доделать. Но это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. | В таких случаях рекомендуется ставить песочные часы так, чтобы дети их видели и могли самостоятельно ориентироваться. |
Ребенок с СДВГ импульсивен, ему трудно удержаться и не выкрикнуть, если он знает ответ, трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное. | На занятиях возможно введение специальных карточек, с помощью которых дети могут фиксировать ответ на вопрос (поднять её), чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ребенок. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, а проявил терпение. Например, разрешить ему раздать всем детям рабочие тетради для выполнения практической работы. |
Ребенок с СДВГ эмоционален, в связи с чем он может сильно обижаться, если у него что-то не получается или с ним не общаются дети. | Ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми. |
Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию. | Рекомендуется привлекать ребенка к помощи воспитателю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и замотивирует на сотрудничество. |
Если в группе появился ребенок с задержкой психического развития, воспитатель должен не только учитывать его индивидуальные особенности, но и помнить о проявлениях, свойственных всем детям данной нозологической группы. Задачей воспитателя является создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности ребенка, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма. Рекомендуется соблюдать следующие условия при сопровождении такого ребенка:
Таблица 2. Особенности организации образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития
На что обратить внимание | Как реализовать на практике |
При изучении каждой темы совместно с логопедом намечается словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. | Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления по возрасту (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировку предметов по назначению, по признакам и т.д. |
Вся индивидуальная работа воспитателя должна быть ориентирована на лексические темы. | Лучше индивидуальную коррекционную работу с детьми проводить во второй половине дня. Особое место следует уделять закреплению результатов, достигнутых логопедом на групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях. Если дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством логопеда). Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, наблюдения, беседы по картине и т.д. |
При проведении физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития следует учитывать возраст и психофизическое развитие детей, а также помнить, что общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты. | Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем. При этом упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади. Проводить физкультурную минутку с детьми с ЗПР рекомендуется на 5 минут раньше, чем с обычными, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше:
При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном групповом коррекционно-развивающем занятии. |
При использовании дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития важно помнить, что:
| Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, которые должны нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям, соблюдать правильное соотношение между игрой и практической деятельностью дошкольника. Принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. |
В процессе развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития рекомендуется: |
|
При проведении фонетической ритмики с детьми с задержкой психического развития следует помнить, что:
| Следует использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус). Все упражнения лучше проводить в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия. |
Реализуя сопровождение детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), рекомендуется обращать внимание на особенности организации индивидуальных занятий (Таблица 3).
Таблица 3. Особенности сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра
На что обратить внимание | Как реализовать на практике |
В ходе коррекционной работы необходимо решать задачи в зависимости от образовательного маршрута, который определяется выявленными интеллектуальными и речевыми возможностями. | В ходе занятий использовать эмоционально-смысловой комментарий, который имеет сюжетный смысл. Последовательность видов деятельности в ходе каждого занятия должна иметь строгую определенность. Например, собираем солнышко из прищепок – расскажи, кому оно светит (цветочкам, травке, животным, людям). В результате у ребенка появится большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным станет контакт с окружением. |
Необходимо, конечно, заранее составить план занятия, но быть готовым к тому, что действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. | Важно установить контакт, осторожно вводя сенсорные стимулы (вращающиеся предметы – колесики, волчки), и только потом контакт глаз. Но, в то же время, следует помнить о пресыщаемости контакта: если ребенок стремится уйти, надо это ему позволить. |
На начальных этапах обучения важно опираться на интересы ребенка для удержания его внимания. | Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха, даже если приходится действовать за ребенка, управляя его руками в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре. |
Важно «сформировать стереотип занятия»: ребенок должен освоить учебное пространство, привыкнуть к тому, что его учат. | Важно соблюдать постепенность, дозирование подачи нового материала, так как дети с РАС очень плохо принимают все новое. Просьбы и инструкции следует формулировать четко и кратко, не стоит повторять несколько раз подряд. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка похвалой. |
При обучении навыкам бытового поведения необходим четкий алгоритм действий, также для закрепления и введения его в навык ребенка следует повторять эту бытовую ситуацию изо дня в день. | Не стоит пытаться научить ребенка всему и сразу, лучше всего сосредоточиться на одном наиболее доступном навыке. |
У детей с РАС преобладает визуальное мышление, хорошо развита зрительная память. | Необходимо постоянно подкреплять всю деятельность карточками и картинками («Это машина, а где еще машина? Покажи»). |
Учитывая индивидуальные особенности детей с РАС (низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность), не нужно скупиться на похвалу, позволяющую подчеркнуть любые, пусть самые незначительные успехи каждого ребенка. | Для стимуляции хорошего поведения ребенка и выполнения заданий можно использовать наклейки, жетоны, игрушки и т. д. Подкрепление будет эффективным только в том случае, если оно значимо для этого конкретного ребенка. |
Учитывать особенности организации и распределения внимания у детей с РАС. | В ходе каждого занятия педагог может выкладывать пиктограммы (небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности) тех видов работы, которые предполагается провести на данном занятии. Таким образом наглядно задается план занятия. Это поможет ребенку выдерживать интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. |
Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития. Перечислим эти условия:
В образовательной организации общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательной организации, а также для их пребывания на территории ОУ, обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Чтобы обучающийся с двигательной патологией попал на территорию образовательной организации необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота – не менее 5 см) и поручни (высота – 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.
Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией мог, держась за них, передвигаться по зданию. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80-85 см, иначе ребенок на коляске в них не проедет.
Чтобы ребенок на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных обучающихся), а также подъемники на лестницах.
Предпочтительным является зонирование пространства группы на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство узнаваемым, а, значит – безопасным и комфортным для обучающегося с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
В образовательной организации желательно иметь следующее специальное оборудование:
Каждая группа должна быть оборудована партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся, а также специализированными креслами-столами для детей с индивидуальными средствами фиксации, предписанными медицинскими рекомендациями. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради.
Рабочее место обучающегося с двигательной патологией должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условия для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.
Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Кроме того, для крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки.
Обучение и воспитание детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях:
Педагоги и администрация образовательной организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. На каждом занятии после 20 минут необходимо проводить 5-минутную физкультпаузу с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
Если обучающийся с неврологическим профилем посещает образовательную организацию, не имеющую медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.
Общеобразовательная организация должна использовать компьютерные и технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования с включением специального оборудования. Информационно-образовательная среда ОУ должна включать в себя совокупность технических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей); службы поддержки применения ИКТ. В работе желательно использовать специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш, сенсорные), специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головная мышь), выносные кнопки, компьютерную программу «виртуальная клавиатура».
Применение специальных технических средств во многих случаях способно компенсировать имеющиеся у детей данной категории двигательные нарушения, а именно: невозможность или ограничение объема и силы движений (общая и мелкая моторика), трудности контроля и координации произвольных движений, слабость и быструю утомляемость во время движения, недостаточность зрительно-моторной координации рук и ног.
Для детей с НОДА в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций.
В рамках инклюзивного образования в работе с НОДА можно использовать наглядные, практические и словесные двигательно-кинестетические методы.
В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в условиях инклюзивного обучения и воспитания, образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь. Тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка с НОДА в течение учебного дня: на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время отдыха, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора – помощь самому ребенку, его родителям, воспитателю и другим участникам образовательного процесса в адаптации к новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Должна быть организованна система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, ППМС-центра, окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, СКОУ VI вида, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций. Данная система организуется при недостаточном кадровом ресурсе самой образовательной организации.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.