4503599654272548_fca

Содержание и организация процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель:  совершенствование у воспитателей ДОУ профессиональных компетенций в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Объем:  72 часа.

Формируемые знания и компетенции:

  • Понимание взаимосвязи требований ФГОС ДО с подготовкой детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Навыки создания условий для социализации, формирования познавательной мотивации, развития творческого мышления, волевых качеств, навыков коммуникации, толерантного отношения на этапе подготовки к обучению в школе.
  • Навыки применения ИКТ, дидактических игр с целью подготовки старших дошкольников к обучению в школе. 
  • Знание содержания и методов организации взаимодействия с родителями дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе.

Программа

Занятие 1. Подготовка к школе в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Эти требования можно разделить на три группы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
  2. Требования к структуре основной образовательной программы.
  3. Требования к освоению основной образовательной программы.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

А также на решение таких задач, как:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС ДО не выдвигает требований к подготовке дошкольников к школе, однако одной из задач Стандарта является обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Также подготовка дошкольников к школе, опираясь на содержание ФГОС ДО, заключается в общем всестороннем развитии дошкольника, в частности – в формировании общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни; в развитии их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; в формировании предпосылок учебной деятельности.

Задача воспитателя – создать условия для эффективного полноценного развития дошкольника как личности, обеспечив его готовность к переходу от дошкольного образования к начальному образованию. 

Готовность к школе – это многокомпонентное образование, которое характеризуется гармоничностью физического, психологического, социального и интеллектуального уровня развития дошкольника и обеспечивает процесс адаптации детей в школе, является залогом успешного обучения.

Исходя из этого определения, назовем направления подготовки старшего дошкольника к обучению в школе:

  • физическое развитие;
  • психологическая готовность;
  • формирование социальных навыков;
  • интеллектуальное развитие.

Реализация образовательной программы в комплексе с дополнительными общеразвивающими программами дошкольного образования обеспечит и реализацию ФГОС ДО в полной мере, и гармоничную подготовку дошкольника к переходу на следующую ступень образования.

Также здесь необходимо уточнить, что стандартная программа дошкольного образования уже нацелена на решение задач, обеспечивающих полноценную подготовку ребенка к школе. Подготовка к школе не является обособленным направлением дошкольного образования и не требует выдвижения новых целей и задач дошкольного образования.

Занятие 2. Критерии психологической готовности ребенка к обучению в школе

Говоря о готовности к школе, специалисты-психологи обращают внимание не на объем знаний, который может продемонстрировать ребенок (хотя это важно, но второстепенно), а на психологическую готовность ребенка, а именно готовность ребенка эти знания получать, усваивать, придерживаться новых норм и правил, диктуемых социальными нормами школы, устанавливать взаимоотношения со взрослым, сверстниками, самим собой.

Компоненты психологической готовности

  1. Эмоционально-волевая готовность заключается в том, что ученику необходимо уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Это умение сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого, и умение понять, что инструкция, которая дается всему классу, – это инструкция и для него лично.

Важнейшая способность, необходимая для успешного обучения, – произвольность поведения – умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Различают следующие формы проявления данной способности:

  • умение самостоятельно выполнять последовательность действий;
  • воспроизведение наглядных образцов;
  • умение действовать по устной инструкции взрослого;
  • умение подчинить свои действия правилу (ребенок должен хотеть и уметь исполнять свою роль ученика – сидеть 40-45 минут, не вставая, не крутясь, не разговаривая с друзьями, потому что таковы правила).

Важными маркерами волевой готовности личности в целом являются:

  • становление самостоятельности;
  • развитие адекватной самооценки.
  1. Интеллектуальная готовность:
  • развитие пространственных представлений и образного мышления (лежит в основе освоения написания букв, правил сложения/вычитания и др.);
  • развитие пространственных связей (в речи – ориентировка в сложных предлогах из-за, из-под, в предложениях – конструкции родительного и творительного падежей);
  • умение ориентироваться на систему признаков (сколько признаков может одновременно учитывать при выполнении задания);
  • развитие знаково-символической функции (необходимо при усвоении понятий числа, звуко-буквенных связей, другого абстрактного материала).

Ошибочно полагать, что доминирующими показателями интеллектуальной готовности являются сформированные знания и умения. Главное – наличие у ребенка произвольной регуляции внимания, памяти, мышления. Это дает ребенку возможность читать, считать, решать задачи «про себя» – т.е. во внутреннем плане.

  1. Мотивационная, личностная готовность:
  • Желание учиться, постигать новое, ориентироваться на результат, стремление стать школьником, т.е. выполнять правила поведения школьника. Таким образом формируется внутренняя позиция школьника (система потребностей и стремлений ребенка, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: «Хочу в школу!»).
  • Умение ребенка критически отнестись к своим способностям, знаниям, действиям (данный показатель демонстрирует, насколько ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, готов оценивать свои действия и их результат как правильные, соответствующие условиям задачи/требованиям учителя; насколько в состоянии самостоятельно скорректировать свои действия, если они ошибочны).

В этой ситуации гораздо важнее не то, умеет ли ребенок читать, а насколько адекватно он оценивает сформированность этого навыка (если нетвердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, то и потребности читать у него не возникнет).

  1. Коммуникативная готовность – умение вступать в конструктивное взаимодействие со взрослым (учителем), сверстниками-одноклассниками, самим собой.

Только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы – личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой – может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху.

Говоря о выборе программы для будущего первоклассника, стоит акцентировать внимание на индивидуальных особенностях конкретного ребенка. В ситуации получасового собеседования специалист-психолог не всегда сможет увидеть то, что знает ответственный и мудрый родитель о своем ребенке за его семь лет. Однако необходимо помнить, что существуют и особенности нервной организации (подвижность нервных процессов, импульсивность), и наличие хронических заболеваний, которые при перегрузке и стрессовой ситуации (коей, безусловно, является адаптация в первом классе) обостряются. Выпадение из учебного процесса по болезни при интенсивном прохождении учебного материала грозит новыми стрессами, страхами, закольцовывая ситуацию не в пользу ученика.

Занятие 3. Уровень подготовки дошкольников к обучению в школе

Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, яркостью воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организацией. Память дошкольника достаточно развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что-либо.

Легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает и непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо развита наглядно-образная память. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Ребенок дошкольного возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключениям.

До того, как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.) Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий. С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

Детей 6-7 лет условно можно распределить на следующие две группы:

  1. Дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность.
  2. Дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности.

Наряду с психологической готовностью в дошкольный период взрослым необходимо  позаботиться и об общем развитии малыша.

Ребенок-дошкольник должен уметь понимать задания и что от них требуется, а также организовывать свою работу.

Современный ребенок, поступающий в первый класс, должен знать:

  • свои Ф.И.О., возраст, домашний адрес, город/село, в котором проживает, и его главные достопримечательности;
  • страну, республику, в которой живет;
  • Ф.И.О. родителей, их профессию;
  • времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
  • домашних и диких животных и их детенышей;
  • виды транспорта;
  • великих русских поэтов и писателей.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь:

  • рассказывать русские народные сказки;
  • свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, вверх – вниз);
  • полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картине;
  • разделять слова на слоги с помощью хлопков;
  • определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани»;
  • свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;
  • внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);
  • сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Кроме этого, дошкольник должен уметь:

  • различать одежду, обувь, головные уборы;
  • различать зимних и перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды;
  • правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
  • различать гласные и согласные звуки.

Ребенок-дошкольник также должен хорошо владеть:

  • ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы);
  • карандашом – без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно уметь закрашивать, штриховать.

Ребенок, который собирается идти в школу, должен знать обобщающие слова (например, яблоко, груша и т.д. – это фрукты) и уметь:

  • правильно называть предметы, определяя их по цвету, величине, форме;
  • рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • составлять по картинке рассказы;
  • читать по слогам или целыми словами;
  • изменять существительные по числам;
  • запоминать на слух предложение из 10 слов;
  • уметь подбирать к словам антонимы.

Занятие 4. Социализация старших дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе

Понятие «социализация» (от лат. socialis – общественный) представляет собой процесс овладения индивидом определенной системой знаний, норм, ценностей, образцов поведения и культуры, присущей отдельной социальной группе и обществу в целом. Социализация позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Формирование основных психических функций и элементарных форм общественного поведения, то есть первичные стадии социализации, происходят в рамках двух возрастных стадий, а именно в течение дошкольного детства (3-6 лет) и младшего школьного возраста (6-10 лет).

А. В. Мудрик выделяет общие задачи для каждого возраста. Невозможность реализации этих задач на том или ином возрастном этапе либо задерживает развитие человека, либо делает его неполным.

Естественно-культурные задачи предполагают достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития и носят конкретно-исторический характер, так как у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности и различные темпы полового созревания.

Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностные, культурно-этические. Они предполагают усвоение человеком определенных знаний, умений и навыков и его посильное участие в жизни общества. Эти задачи определяются уровнем его развития, общества в целом и ближайшим окружением каждого конкретного человека.

Социально-психологические задачи предполагают формирование самосознания человека, его самоопределение, самореализацию и самоутверждение.

Социализация осуществляется через ряд универсальных социально-психологических механизмов и различных социальных институтов, выступающих в роли таких механизмов социализации, как семья, ДОУ, школа, УДО и т.д.

Традиционный механизм социализации – это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему окружению, путем подражания, внушения, воздействия и т.п.

Институциональный механизм – это взаимодействие человека с различными специализированными (созданными для осуществления функции социализации) и неспециализированными (выполняющими эту функцию попутно) организациями и учреждениями.

Стилизованный механизм социализации – это усвоение человеком совокупности норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей и обусловливающих определенный стиль жизни этой группы (субкультуру).

Межличностный механизм социализации – это процесс взаимодействия человека со значимыми для него лицами, авторитетами (на разных возрастных этапах это могут быть родители, учителя, друзья и др.).

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, самоанализ, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов одновременно, но их процентное соотношение на разных возрастных этапах различно.

На первых стадиях социализации главенствующая роль принадлежит традиционному механизму, но с поступлением ребенка в школу на первый план может выходить институциональный механизм социализации. И вполне вероятно, что в связи с этим новым положением у ребенка могут возникать некоторые трудности и проблемы различного характера.

Прежде всего, происходит смена режима сна и питания; смена воздушного режима – необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени. Возрастает объем интеллектуальной нагрузки. Возрастает время, проводимое без активного движения. На уроках ребенок сидит за партой, а на перемене часто не может организовать свой отдых: непривычно высокий уровень шума и толчея смущают его, он предпочитает вообще не покидать класс на это время или просто не знает, чем себя занять.

Появляется необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками. Происходит смена стиля общения со взрослым. Учитель не ориентирован на заботу, защиту и установление личных контактов вовсе не из-за душевной черствости. Задача учителя – давать знания, а не опекать, но ребенок не может осознать это сразу и на новом месте на первых порах ощущает себя беспомощным и одиноким. С этим связана и трудность при необходимости полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете, при самостоятельной организации своего рабочего места.

Первоклассник должен быстро освоить условные сигналы, которые в жизни дошкольника встречаются крайне редко: звонок на урок и на перемену, указатели на стенах и т.п.; должен научиться адекватно реагировать на эти сигналы, а также понимать, что сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции необходимо не только в момент обнаружения такого сигнала.

Социально-педагогическая деятельность на занятиях по подготовке к школе осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование готовности личности к систематическому обучению в школе;
  • создание широкого общекультурного, эмоционально значимого для ребенка фона для освоения содержания общего стандарта образования;
  • подготовка дошкольников к жизни в условиях предстоящих социальных перемен, связанных с поступлением в школу;
  • подготовка к самостоятельному решению проблемных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта;
  • предметная ориентировка ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической);
  • компенсация отсутствующих в детсадовском или семейном воспитании учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, искусство, психологию и др.);
  • развитие задатков, способностей, интересов личности;
  • социальное и личностное самоопределение, содействие в выборе индивидуального образовательного пути.

Занятие 5. Применение ИКТ в процессе подготовки дошкольников к обучению в школе

Подготовка детей к школьному материалу должна начинаться с дошкольного возраста в ДОУ с воспитателями и методистами.

Родители всегда стремились отдавать своих детей в продвинутые дошкольные учреждения. Постепенно обучая детей явлениям природы и окружающей среды (что горячо и холодно, смене времен года, почему холодно и жарко), давая им понятия о тонких и толстых объектах, коротких и длинных, высоких и низких, их надо готовить к школе, приучать к получению знаний. Необходим строгий, обдуманный, пошаговый материал, который будет подготавливать ребенка к школе. Именно здесь можно использовать информационные технологии, компьютерное обучение с помощью игровых программ, элементы мнемоники и STEAM-технологий, например, при изучении цифр, цифрового счета до десяти и наоборот. Можно проводить работу на запоминание слов английского языка через созвучие со своим родным языком – русским, узбекским и т.д. – и на основе ассоциации со знакомыми словами. Актуальным всегда был вопрос подготовки будущего поколения новейшими технологиями – с помощью компьютерных программ, средств компьютера, его добавочных каналов можно довести до восприятия ребенка необходимые знания и сформировать навыки.

На этапе дошкольного образования, в частности на этапе подготовки дошкольников к обучению в школе, хорошие результаты показывает применение STEAM-технологий и мнемоники.

STEAM: S – science – наука, T – technology – технология, Е – education – образование, A – art – искусство, M – mathematics – математика.

Мнемоника – это область или наука, которая занимается способами более эффективного и удобного запоминания материала человеком.

В этих областях и нужно готовить детей, развивать их способности к наукам, технике и технологиям, к математике и искусству. Такую работу необходимо проводить, начиная с обучения в дошкольных учреждениях, а также дома с родителями.

Рассмотрим, какие сервисы доступны педагогу бесплатно и не требуют особых навыков.

Kids Smart

Kids Smart – это развивающие и увлекательные упражнения и игры для детей от 2 до 11 лет. Сервис помогает малышам начать свой путь к знаниям, а школьникам – получить всестороннее развитие.

Для дошкольников представлен целый раздел с развивающими интерактивными заданиями.

Мерсибо

Мерсибо – портал для детских специалистов. На сайте представлены материалы для развивающих и коррекционных занятий, обследования детей, создания пособий и повышения квалификации.

На главной странице сайта указано: «Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 8 лет».

Игры «Мерсибо» состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первое: он ищет сокровища, очищает море и помогает индейцам. В то же время дети исправляют звуки, тренируют предлоги, учатся считать – это развивающая часть игр.

Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Такие игры легко заинтересовывают ребенка и вовлекают его в занятие. Для адаптации игры к способностям детей используются следующие настройки: продолжительность, скорость, сложность.

IQша

IQша – полноценная платформа для обучения и развития детей, где представлены занятия для разных возрастных групп. Есть возможность выбрать задания по возрасту – от 2 до 7 лет. Для группы «2-4 года» педагоги составили обучающие, развивающие, развлекающие занятия, стимулирующие тягу к знаниям. Для дошкольников от 5 до 7 лет представлена специализированная программа эффективной подготовки к школе.

Всестороннее развитие по программе IQша включает задания:

  • по логике и мышлению;
  • по математике;
  • по чтению и грамоте;
  • по окружающему миру;
  • на внимание и память;
  • по английскому языку.

Цель занятий – помочь ребенку гармонично развиваться и быть готовым к поступлению в школу. Программа включает систему поощрений для дополнительной мотивации.

Сервис платный и доступен по подписке.

Занятие 6. Предметная подготовка дошкольников к обучению в школе

Предметная подготовка дошкольника к обучению в школе должна обеспечить развитие личности ребенка как будущего субъекта учебной деятельности в определенной предметной области. Процессуальная характеристика данной подготовки должна включать в себя три направления:

  • ориентировочно-понятийное (цель – создание широкой ориентировки в изучаемой области знаний);
  • знаково-символическое (цель – формирование способности к овладению знаково-символическими средствами, используемыми в данной области знаний);
  • функциональное (цель – формирование базовых практических умений и навыков, обеспечивающих возможность овладения учебной деятельностью в данной области знаний).

Особое значение имеет подготовка к обучению грамоте, которая является базовой и должна обеспечить развитие личности дошкольника как будущего субъекта учебной деятельности в лингвистической области знаний.

Существует три параллельных направления подготовки к обучению грамоте:

  • лингвистическое (цель – создание широкой ориентировки в лингвистической области знания);
  • графическое (цель – формирование способности к восприятию и воспроизведению буквенных знаков, используемых в данной области знаний);
  • вербально-коммуникативное (цель – формирование практических навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения).

Компоненты лингвистического направления:

  • формирование образных представлений о слове, звуке и слоге, умения фиксировать их с помощью небуквенных средств и последовательно выделять звуки и слоги из звучащего слова;
  • формирование образных представлений о предложении и слове, умения фиксировать их с помощью небуквенных средств, последовательно выделять слова из предложения и конструировать предложения из слов;
  • формирование образных представлений о предложении и тексте, умения последовательно выделять предложения из текста и фиксировать их с помощью небуквенных средств.

В процессе данной работы дети получают знания об основных структурных единицах родного языка (звук-фонема, слог, ударный слог, слово, предложение и текст).

Компоненты графического направления:

  • формирование представлений о структурных элементах печатных букв;
  • формирование образа печатных букв;
  • формирование представлений о структурных элементах рукописных букв;
  • формирование образа рукописной буквы.

В процессе работы по второму направлению дети овладевают структурно-графическим действием. В результате у дошкольников формируются зрительно-двигательные образы печатных и рукописных букв. На основе практического конструирования дети знакомятся с формами печатных и рукописных букв.

Третье направление – вербально-коммуникативное – обусловлено тем, что единственным способом формирования умения учиться является учебное сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Учебное сотрудничество направлено на результат, усвоение новых способов действия. О полноценном сотрудничестве можно говорить только тогда, когда ребенок обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе, строить новый вид взаимодействия со взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество, а для этого он должен владеть элементарными вербально-коммуникативными умениями: вступать в диалог с детьми и педагогом, поддерживать и вести его последовательно с учетом ситуации, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

В процессе работы по третьему направлению дети должны овладеть вербально-коммуникативным действием, включающим в себя базовые аудитивные умения, умения диалогической речи, основы культуры речевого поведения и произносительной культуры.

Формирование вербально-коммуникативного действия обеспечивает диалогическая система организации занятий по овладению лингвистическим и графическим действием, прослушивание и обсуждение литературных произведений, мультфильмов, экскурсий, прогулок, а также неформальное общение и общение в различных видах деятельности.

Технология подготовки к обучению грамоте обеспечивает формирование речеязыковой готовности дошкольников к обучению в школе и включает три этапа:

  • образно-ассоциативный;
  • образно-схематический;
  • специфически-знаковый (буквенный).

На образно-ассоциативном этапе формируются представления об основных лингвистических единицах с использованием образной аналогии и игрушек-заместителей. Лингвистические термины первоначально предъявляются детям в личностно-ориентированной ситуации – для дошкольников это воображаемая игровая ситуация, где каждый структурный элемент языка ассоциирован со сказочным образом и имеет свой игровой заместитель. Условные персонажи персонифицируют вводимые понятия.

На этом этапе в процессе создания игровых образов осуществляется знакомство дошкольников со структурными элементами печатных букв. Из структурных элементов печатных букв дошкольники учатся воссоздавать (конструировать) в практической деятельности знакомые им предметы, животных и растительные формы, раскрашивают, штрихуют и дорисовывают дополнительные детали.

Для развития координированных движений руки дети на занятиях занимаются обведением шаблонов целиком или частично, с внешней или внутренней стороны, чтобы получить стилизованный рисунок заданного предмета (самолета, инопланетянина, лягушонка, домика и т.п.), орнамента. Развитию воображения способствуют упражнения по дорисовыванию мелких деталей. Изображения штрихуются определенными линиями и закрашиваются.

На образно-схематическом этапе формирование представлений о лингвистических единицах осуществляется на основе моделирования их состава с использованием абстрактных символов (круги, полоски, прямоугольники), игрушки-заместители постепенно заменяются абстрактными моделями по мере осознания дошкольниками лингвистических явлений.

Занятие 7. Снижение уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к школе

Современная реальность такова, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, планшетах и других гаджетах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Вместе с тем, именно общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, дает социальный опыт взаимодействия в коллективе. Подмена реального общения виртуальным снижает возможности ребенка своевременно сформировать модели поведения в различных ситуациях и приводит к тому, что современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции в процессе группового общения, а это, в свою очередь, ведет к импульсивности поведения, а также возникновению условий для развития тревожности.

На протяжении дошкольного возраста самооценка ребенка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и её предмет: от самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и, наконец, оказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди окружающих людей.

В старшем дошкольном возрасте тревожность еще не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребенка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.

В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги, один из основных параметров индивидуальных различий. Высокий уровень тревожности негативно отражается на социализации ребенка, препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничному становлению личности. Он оказывает существенное отрицательное воздействие практически на все сферы жизни ребенка. А тема снижения уровня тревожности дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе является актуальной в настоящий момент.

Рассмотри опытно-экспериментальную работу, проведенную в  МБДОУ центра развития ребенка – детском саду № 32 поселка Горки-2 Одинцовского района.

В исследовании принимали участие дошкольники подготовительной группы: контрольная группа – 10 человек и экспериментальная группа – 10 человек.

Для выявления детей с выраженной тревожностью были использованы:

  • методика «Уровень тревожности ребенка» Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М., предназначенная для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, с информацией, полученной от родителей ребенка и воспитателей;
  • графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой, предназначенная для выявления состояния эмоционально-личностной сферы ребенка, выявления наличия агрессии, её направленности и интенсивности;
  • опрос родителей.

Тревожность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком), а также при диагностике.

По оценкам воспитателей группы, сравнительные данные результатов диагностики уровня тревожности детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе экспериментальной работы показали, что распределение детей по уровням в этих двух группах несколько отличается – в контрольной группе детей с высоким уровнем тревожности несколько меньше, чем в экспериментальной. В свою очередь, в контрольной группе несколько больше детей со средним уровнем тревожности, чем в экспериментальной группе. Детей с низким уровнем тревожности одинаковое число и в контрольной, и в экспериментальной группе.

Кроме оценок уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, которые были сделаны воспитателями групп, проведен опрос родителей этих детей. В опросный лист наблюдений каждый из родителей заносил данные о проявлениях определенных признаков тревожности: повышенная возбудимость, повышенная напряженность, скованность, страх перед всем новым и незнакомым, неуверенность в себе, заниженная самооценка, ожидание неприятностей, неудач, исполнительность, развитое чувство ответственности, безынициативность, пассивность, склонность помнить скорее плохое, чем хорошее.

По результатам ответов родителей дошкольников подготовительной группы можно сделать вывод, что их оценки уровня тревожности детей в целом совпадают с представлениями педагогов.

Методологической основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации следующих авторов: Крюковой С. В., Слободяник Н. П. («Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»), Клюевой Н. В., Касаткиной Р. В. («Учим детей общению»), Овчаровой Р. В. («Практическая психология в начальной школе»).

Сравнительные данные результатов диагностики уровня тревожности детей в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе экспериментальной работы в оценках воспитателей показали, что распределение детей по уровням тревожности изменилось в этих двух группах:

  • По сравнению с результатами констатирующего эксперимента, где в контрольной группе детей с высоким уровнем тревожности было несколько меньше, чем в экспериментальной, в контрольной группе несколько больше детей со средним уровнем тревожности, чем в экспериментальной группе. Детей с низким уровнем тревожности одинаковое число и в контрольной, и в экспериментальной группе, в экспериментальной группе уровень тревожности детей снизился.
  • По оценкам воспитателей, детей с высоким уровнем тревожности в экспериментальной группе не наблюдается. А в контрольной группе остался один ребенок с высоким уровнем тревожности, как это было до проведения формирующего этапа эксперимента.
  • Детей со средним уровнем тревожности и тенденцией к низкому уровню и детей с низким уровнем тревожности в экспериментальной и контрольной группе после проведения комплекса корректирующих мероприятий стало одинаковое количество.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать вывод об эффективности использованных в ходе эксперимента коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

В результате проведенного анализа был сделан вывод, что повышенный уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания. Тревожные дети чаще испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 8. Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе

Развитие творческого мышления в старшем дошкольном возрасте создаст основу для творческого осмысления действительности, активного познания мира, что особенно важно при подготовке ребенка к школе, на этапе овладения им учебной деятельностью.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте Н. Е. Веракса и Н. Н. Поддьяков связывают с развитием способности замещения.

В проблеме развития творчества дошкольников Н. Н. Поддьяков выделяет три взаимосвязанных направления:

  • Первое направление: ребенок, усваивая общественный опыт, преломляет его через свой личный опыт, который уникален.
  • Второе направление: изучение поисковой деятельности детей (условий её развития, формы, анализ структуры).
  • Третье направление: творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями, что ведет к развитию новых мотивов деятельности дошкольников.

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:

  • практические методы (упражнения и экспериментирование);
  • наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов);
  • словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
  • игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры) и игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра – ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни.

В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.

Развитие творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение.

Эффективные игры для развития воображения:

  1. Игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.).
  2. Игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» – придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» – представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.).
  3. Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» – придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.).
  4. Мини-этюды помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
  5. Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я – кленовый листочек/подснежник/бабочка»), а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
  6. Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
  7. Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и не наглядно, а опираясь только на воображение детей.

Творческое воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой – способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.

Занятие 9. Дидактическая игра как переходная форма обучения старших дошкольников на этапе подготовки к школе

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам теории игры показал, что игра является потребностью развивающегося ребенка.

Учение, организованное с целью подготовки к предстоящей игре, имеет более эффективную мотивацию, чем то, которое мотивировано наградой. Даже если игровая форма активности непосредственно в данное обучение не включается, положительное влияние игры все равно отчетливо обнаруживается. Традиционные формы занятий имеют значительные резервы повышения результативности, но первостепенное значение имеет широкое применение игровых форм деятельности.

Е. Е. Кравцова делает важный вывод: «Если необходимо введение игры или игровых приемов на занятии с детьми, нужно лишь задать образ, правило, сопряженные роли и отдельные предметы, и занятие превратится в игру, так как мы создадим основу для развития игры».

Игра с правилами предполагает особый этап, в течение которого дети осваивают правила последующей игры. Этот этап способствует психическому развитию детей и их готовности к учебной деятельности.

Исследование готовности детей к обучению в школе проводила Л. Григорович (на материале методики Л. А. Венгера «Образец и правило»). Для диагностирования был выбран комплексный показатель – выполнение заданного правила и одновременное ориентирование на зрительно воспринимаемый образец. Было показано, что у большинства детей недостаточно сформировано умение ориентироваться, а следование правилу формируется в недрах ведущей для дошкольника деятельности – игровой.

Дидактическая игра активизирует умственную деятельность, способствует овладению методами умственной работы – анализом, синтезом, использованием имеющихся знаний, нахождением различия и сходства, группировкой, классификацией, обобщением. В процессе общения детей в игре, в разрешении спорных вопросов развивается способность аргументировать свои убеждения, выводы.

Рассмотрим примеры дидактических игр, задействованных с целью подготовки дошкольников к обучению в школе.

Игра  «Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры: перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребенок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?»

Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак игрок получает фишку. Выиграет тот, кто наберет больше всего фишек.

Игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры: перед ребенком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать её, а затем составить рассказ.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 10. «Урок тишины» Марии Монтессори как фактор волевого развития детей в процессе подготовки к обучению в школе

Готовность к обучению в школе предполагает достаточно высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и волевой сфер.

Психологи и педагоги отмечают, что главная трудность для детей, впервые пришедших в школу, заключается в основном в несформированности организованного поведения.

«Уроки тишины (молчания)» нашли широкое применение во многих школах, не работающих по системе М. Монтессори. Объясняется это тем, что «уроки молчания» необычайно приучают к самообладанию и сосредоточенности и имеют громадное практическое значение в области дисциплины. Дети учатся молчать и не двигаться. «Уроки тишины» представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли.

Упражнения или уроки «тишины» дают ребенку возможность прочувствовать и осознать состояние покоя внутри себя.

М. Монтессори открыла, что любят тишину уже двухлетние дети. Любовь к тишине, по её мнению, является основанием для «нормализации ребенка». Из наблюдений за детьми она делает вывод, что им можно помочь стать более спокойными и послушными посредством специальных упражнений в полном молчании и тишине. Монтессори указывает на необходимость обучать детей таким упражнениям, которые в значительной мере способствуют формированию дисциплинированности. М. Монтессори так пишет об этом: «“Уроки в тишине” являются отдельными независимыми упражнениями, оказывающими большое практическое влияние на дисциплину».

«Упражнение в тишине» она называет одним из основных упражнений, «конструирующих ребенка как психическое существо».

Сосредоточение на окружающих звуках может стать первичным упражнением в обучении тишине. Например, детям нравится слушать звон колокольчика. Получив задание: «До самого конца дослушать затухающее звучание колокольчика», малыши, затаив дыхание, вслушиваются в медленно угасающий звук. Он длится минуту или более. Таким образом, непринужденно, без насилия, дети концентрируют внимание на несколько минут. И это уже немалое достижение.

Многие упражнения М. Монтессори имеют применение и в реальной жизни: ребенок постепенно приобретает самостоятельность во многих сферах быта и коммуникаций. Он становится все более независимым, приобретает чувство собственной значимости и достоинства.

Классический урок тишины, разработанный М. Монтессори, выглядит так: дети спокойно в свободной позе сидят за столами, взрослый просит их положить головы на сложенные на столе руки, предупреждая, что сейчас будет «урок тишины».

Положив головы на руки, дети не произносят ни звука, прислушиваются к окружающим звукам. Через некоторое время педагог тихо, еле слышно, произносит имя ребенка. Ребенок должен так же тихо встать и подойти к нему. Затем педагог вызывает по очереди других детей. Длительность урока может быть от одной до 5-7 минут. И это время наращивается постепенно, по мере возрастания у детей усидчивости, терпения. 

В обстановке тишины дети могут упражнять свою волю, двигаясь и выполняя определенные действия (тихо встать и перенести стул; тихо встать, выбрать материал и начать заниматься так, что бы не нарушать общей тишины в группе), а так же сдерживая свои движения и действия. Возможность участвовать в упражнении и показать свои умения способствует активизации личности ребенка.

Для проведения другого занятия необходимо подготовить помещение соответствующим образом: например, комнату желательно затемнить, чтобы дети не отвлекались и не смотрели по сторонам, – это позволяет перевести все внимание со зрительного на слуховое. В тишине дети начинают обращать внимание на те звуки, которых они раньше не замечали, например: тиканье часов, пение птиц, шум дождя и далее по незначительным звукам пытаются проанализировать происходящие процессы – жужжание мухи, трамвай за окном, шум дерева и пр.

Упражнение вызывает у детей живой интерес, они получают удовлетворение от возможности выражать свое собственное желание и готовность к договоренности с другими детьми как к коллективной воле о совместном молчании.

Цель этих упражнений – релаксация, одновременно внутреннее сосредоточение, самонаблюдение, самоконтроль. В таких занятиях ребенок сначала развивает, а затем укрепляет свою волю.

Эти упражнения полезны лишь тогда, когда дети делают их добровольно. И ровно столько, сколько хотят. Иначе они воспринимаются как наказание.

Уроки тишины делают ребенка более чутким. Резкие звуки становятся неприятными для детского уха. Дети начинают воспитывать самих себя разговаривать не громко. Стараются ходить легко, не задевая мебель, переставлять стульчики, класть предметы осторожно, без шума. Результат самовоспитания отражается и в походке, и в других движениях и действиях ребенка.

Занятие 11. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе 

Проблема раннего общего развития детей и, в частности, развития речи – одна из самых обсуждаемых в среде родителей и педагогической общественности. В современных программах дошкольных учреждений реализуется раздел воспитания и обучения под названием «Ознакомление с художественной детской литературой». В нем детская книга представлена как одно из главных средств развития детей, как важная форма общения между взрослым и ребенком.

В необходимости общения ребенка с книгой у специалистов нет сомнений, в то же время дискуссионными остаются вопросы, касающиеся обучения дошкольников чтению.

Программы дошкольного образования указывают несколько направлений речевого развития:

  • накопление активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматической стороны речи;
  • развитие связной речи;
  • воспитание произносительной культуры.

Уровень речевой готовности ребенка к обучению первоначальному чтению имеет следующие показатели:

  • дошкольник учится размышлять об устной речи;
  • он строит высказывания в диалогах и монологах по заданию воспитателя, то есть произвольно;
  • учится выбирать при этом нужные языковые средства;
  • рефлексирует (осознает) собственные речевые действия и понимает чужую речь;
  • связывает поведение с речью.

В обучении чтению можно выделить следующие этапы:

  • расчленение слов на слоги;
  • запоминание графического изображения слога;
  • распознавание звукового значения слога по его графическому знаку;
  • соединение звуковых форм слогов в слово.

В методике начального обучения принят в качестве ведущего звуковой аналитико-синтетический метод освоения грамоты. В его основе лежат два метода – это анализ и синтез. В большинстве случаев при обучении используют варианты звукового аналитико-синтетического метода В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; используется метод развивающего обучения Д. Б. Эльконина и др.

В основу звукового аналитико-синтетического метода положен позиционный принцип чтения – то есть произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Обучаясь чтению, дети должны научиться дифференцировать все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы, усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И, наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие, процесс обучения протекает с большими трудностями.

Речевое развитие ребенка играет важнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя две основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, который предшествует началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится очевидно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 12. Развитие интеллектуальной компетенции старших дошкольников

На сегодняшний день актуальным является вопрос интеллектуального воспитания и развития детей. В качестве показателей интеллектуального воспитания выделяют:

  • широкий кругозор;
  • гибкость и вариантность мышления;
  • готовность к принятию информации, умение анализировать, осмысливать её;
  • способность мыслить в категориях модели «если бы».

Интеллектуальное воспитание дошкольников подразумевает под собой систему целенаправленного педагогического воздействия на детей со стороны педагога, ориентированное на совершенствование умственной и мыслительной деятельности. Данный процесс протекает на основе знакомства детей с общественно-историческим опытом, формирования системы знаний в различных областях, развития умений ориентироваться в усвоенном материале. Интеллектуальное воспитание осуществляется при помощи различных средств, методов, условий работы, которые направлены на обеспечение интеллектуального развития детей.

Одна из задач дошкольного образования связана с необходимостью формирования ключевых компетентностей. Компетентность – ключевое качество личности, которое определяет её склонность и способность к решению проблем и жизненных задач, возникающих в различных ситуациях. Компетентность включает в себя когнитивную, мотивационную, деятельностную составляющие. Одной из компетентностей, необходимой для развития в дошкольном возрасте, является интеллектуальная компетентность.

Развитие интеллектуальной компетентности детей дошкольного возраста тесно связано с особенностями познавательного развития детей того или иного возраста.

В период дошкольного возраста происходит формирование и интенсивное развитие ценностных черт личности детей, социально-личностного развитие, которые являются основными для развития интеллектуальной компетентности детей.

Познавательное развитие ребенка характеризуется некоторыми особенностями, связанными с развитием познавательных процессов (память, внимание, мышление и т.п.).

Старший дошкольный возраст характеризуется:

  • расширением и обогащением знаний и представлений об окружающем мире;
  • началом формирования способов и средств познавательной деятельности, направленных на ознакомление с окружающим миром;
  • развитием способности детей к нахождению и самостоятельному решению возникающих проблем.

В старшем дошкольном возрасте начинается активный процесс становления компетенций детей, в том числе и интеллектуальной.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта:

  • Поддержка проявления любознательности ребенка.
  • Создание условий для изучения различных материалов.
  • Вовлечение малыша в повседневные дела.
  • Проведение разнообразных развивающих занятий.
  • Организация досуга ребенка.
  • Расширение круга общения дошкольника.
  • Поддержание и привитие любви к чтению.

Приемы развития интеллектуальной компетенции детей дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе:

  • «Составь рассказ по картинке»;
  • «Домино»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Повтори узор»;
  • «Кому чего не достает»;
  • «Логические задачки» и т.д.

Занятие 13. Формирование информационных умений старших дошкольников

Сегодня возрастает интерес общества к информации. Она становится важным ресурсом развития социума и культуры современного человека.

Развитие информационной компетенции дошкольников – важное направление. Минимальные навыки обработки информации необходимы дошкольникам уже на этапе подготовки к школе.

Термин «информационные умения» состоит из двух исходных понятий: «информация» и «умения». Существуют различные трактовки понятия «информация» в зависимости от сферы применения. В связи с тем, что это понятие несет большую смысловую нагрузку, мы будем рассматривать его с точки зрения применения в сфере дошкольного образования и по отношению к ребенку старшего дошкольного возраста.

Информационные умения помогают детям приспособиться к условиям современного общества и корректно использовать все доступные и безопасные возможности ИКТ в процессе познавательной деятельности в ДОО, для подготовки к обучению в школе, самообразования, расширения своего кругозора в различных интересующих детей областях.

На протяжении всего дошкольного возраста ребенок заинтересованно приобретает представления о получении, обработке и классификации информации; анализирует ранее полученную информацию и соотносит с новой. Способность оперировать информацией тесно связана с особенностями развития мышления ребенка и познанием действительности, которое у дошкольников происходит преимущественно в наглядно-действенной и наглядно-образной формах. При изучении какого-либо объекта ребенку необходимо образно его представлять и воспринимать. К концу дошкольного возраста и началу школьного периода обучения у детей только начинают постепенно формироваться предпосылки словесно-логического (понятийного) мышления.

У старших дошкольников в качестве основных критериев развития словесно-логического мышления выступают умения выделять существенные признаки из второстепенных, рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

К информационным умениям относятся умения по поиску, переработке и принятию информации, а также её использованию. В связи с этим, дошкольнику важно уметь самостоятельно находить, отбирать, анализировать, применять на практике и передавать различную информацию.

Можно выделить условные этапы развития информационных умений у дошкольников:

  1. У детей формируется мотивация к поиску информации, умение правильно понять информационный запрос, выбирать и оценивать источник информации.
  2. Ребенок осуществляет поиск информации, учится безопасно работать с источниками информации в процессе общения со взрослыми, сверстниками и восприятия текстовой, визуальной и другой информации.
  3. С помощью взрослых формируются умения анализа и критического отношения к информации (выделение нужных сведений, главного и второстепенного, сравнение, обобщение, классификация), обработки информации, её хранения и защиты (в том числе и с применением компьютера). Дошкольник учится сохранять полученную информацию: в виде рисунков, схем и чертежей, фотографий, звукозаписей и видеозаписей, текстов.
  4. Формируется умение передавать информацию, обмениваться ею со сверстниками и взрослыми, использовать полученные сведения в продуктивной и творческой деятельности.

Формирование информационных умений у старших дошкольников означает, что дети знакомы с различными видами информации, которые они могут добывать из разнообразных источников; обладают багажом первоначальных умений, предполагающих поиск, анализ, хранение, передачу, защиту, творческое использование информации.

Педагогические условия, содействующие формированию первоначальных основ информационных умений у старших дошкольников:

  • информационная компетентность педагога, заинтересованного во включении детей в процесс познавательной, продуктивной, творческой деятельности с компьютерной поддержкой;
  • создание и поддержание мотивации детей к расширению кругозора по истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники, к поиску информации и проявлению активной позиции по освоению компьютера не только как средства для развлечения, но и как источника для познания окружающего мира;
  • формирование у старших дошкольников системы знаний (базовых для информационных умений) о том, что такое информация, какие виды и источники, приемники информации существуют, их значение в обществе;
  • практические знания для безопасного использования компьютерной техники;
  • создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников практико-ориентированных умений в использовании компьютера (поиск, хранение, передача информации и др.) в увлекательной игровой форме (эвристические беседы, мультипликационные фильмы, развивающие компьютерные программы и игры, презентации, виртуальные экскурсии и др.) с применением здоровьесберегающих технологий и соблюдением правил техники безопасности в работе с ПК;
  • развитие мотивации детей к проявлению творчества, стремления на основе полученной информации и сформированных знаний и умений создавать новый (пусть субъективно значимый для ребенка) продукт деятельности, способности к проявлению фантазии и воображения, к исследованию, экспериментированию;
  • сотрудничество педагогов ДОО с родителями дошкольников по формированию информационных умений в процессе познавательной деятельности детей в условиях ДОО и семьи.

Рассмотрим проект «Компьютер – только для игры?»

В проекте «Компьютер – только для игры?» были поставлены следующие задачи:

  1. Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о компьютере, учить применять их.
  2. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
  3. Учить соблюдать правила безопасного поведения за работой с техникой, формировать осознанное и ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.
  4. Развивать любознательность, наблюдательность, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе формируются задачи проекта, проблема, разрабатывается план и содержание мероприятий.
  2. Основной этап связан с проведением различных мероприятий с детьми, родителями воспитанников, выступлением детей с докладами по теме.
  3. Заключительный этап. Проводится итоговое мероприятие, делаются выводы, оформляется стенд.

I день

На доске вывешивается тема проекта: «Компьютер – только для игры?» После прочтения дети самостоятельно говорят цель, предполагают гипотезу, определяют задачи и методы решения данной проблемы.

Первое, что дети решают сделать, это узнать, что же такое компьютер. Каждый высказывает свое предположение, учитель записывает ответы каждого ребенка на доске.

Компьютер – это:

1) программа;

2) вещь;

3) машина;

4) техника.

Затем воспитатель предлагает посмотреть значения слова в справочниках и специальных книгах. Дети узнают значение слова компьютер.

Компью́тер произошло от английского слова computer – «вычислитель» – обозначает устройство, действующее автоматически по заранее составленной программе или последовательности команд, для решения математических и экономико-статистических задач, задач планирования и управления производством и т.п.

Далее рассматриваются предположения детей, подходят они или нет определенному понятию. Ребята совместно с педагогом выдвигают проблему, гипотезу и определяют методы исследовательской деятельности по данной теме.

II день

Выступление детей с докладами-презентациями, которые они подготовили дома совместно с родителями.

В беседе дети приходят к выводу, что главная задача компьютера – это работа за ним, что сейчас почти все профессии связаны с компьютером, у каждого он есть дома.

III день

Беседа на тему: «Сделай компьютер своим другом»

IV день

Подведение итогов, оформление результатов проекта.

Дети познакомились с историей, основными задачами компьютера, для чего он создан, что человек может делать с помощью компьютера. Дошкольники, самостоятельно рассуждая в ходе беседы, приходят к выводу, что главная задача компьютера – все-таки работа, а не игра.

Оформляется доска с сообщениями и рисунками детей.

При проведении подобной деятельности каждый ребенок будет вовлечен в обучающий процесс, каждый сможет смело высказать свою точку зрения.

В ходе проекта дети смогли почувствовать себя не просто учениками, а людьми, приобщившимся к «взрослой» исследовательской жизни, повысили интерес к компьютеру с научной стороны, обогатили свою словарную речь и повысили уровень информационной компетенции.

Информационные и компьютерные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, тем самым создавая условия для формирования у старших дошкольников информационной компетенции.

Занятие 14. Развитие социальной компетенции старших дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе

Социальная компетентность имеет возрастные особенности. Социальная компетентность дошкольника определяется как сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком социальных норм и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Ребенка можно считать социально компетентным, когда он готов решать различные возникающие проблемы, поставленные перед ним задачи в познании, в общении и в других различных видах деятельности (М. В. Крулехт). Немаловажную роль в этих процессах занимает игровая деятельность.

Социально-ориентированная игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Для старших дошкольников, в соответствии с их возрастными особенностями, более всего подходят ситуационно-ролевые игры и игры-путешествия.

Особенностями социально-ориентированных игр дошкольников выступают:

  • коллективный характер деятельности;
  • актуальность содержания;
  • педагогический подход к распределению ролей;
  • уникальность;
  • направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.

При включении дошкольников в социально-ориентированные игры большое значение приобретают предварительные беседы, в которых происходит обсуждение конкретных ситуаций, требующих согласования в предстоящей деятельности. В ходе таких бесед у дошкольников формируются такие умения, как:

  • ориентироваться на замысел партнеров;
  • оценивать их значение для получения общего результата игры;
  • осуществлять рефлексию общения и деятельности;
  • умения поддержать, выразить согласие или несогласие;
  • учитывать интересы сверстников.

В таких беседах педагог выступает как заинтересованный в успехе партнер, дающий совет вместо прямого указания к действию, готовый поразмышлять по поводу ценности того или иного предложения.

У старших дошкольников в игровом общении происходит развитие компонентов социальной компетентности, в частности:

  • формируются определенные социальные и коммуникативные навыки;
  • увеличивается интерес к более сложным формам творческого взаимодействия с партнерами по игре;
  • ребенок становится способным понимать личностные особенности других людей и учитывать их и свои действия, приобретает навык саморегуляции.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) является уникальным и решающим периодом развития ребенка. В этот период у дошкольников происходит значительный скачок во всех процессах, сформировываются основные характеристики личности, которые отражают главную суть предпосылок учебной деятельности.

Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения, освоения необходимого социального опыта. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Рассмотрим социально-ориентированные игры с дошкольниками.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем называть своего соседа справа ласковым именем и говорить ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5-6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением. Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что её название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга.

Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватному поведению в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Занятие 15. Формирование у старших дошкольников толерантности как условия гармоничной адаптации в обществе сверстников на этапе начального образования

Одним из приоритетных направлений дошкольного образования при введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является формирование у детей основ толерантности.

Сформированное толерантное отношение к окружающим – важное условие успешной адаптации детей в начальной школе.

Рассмотрим, как может быть сформировано толерантное отношение в ходе занятий с дошкольниками.  

В общении с детьми используется выразительное прочтение или прослушивание художественного произведения: рассказа, сказки с прекрасным музыкальным сопровождением в исполнении известных мастеров художественного слова; этическая беседа по прочитанному, направленная на проявление детьми толерантности, где задаются вопросы: «Вы рады за литературного героя?»; «Вы переживали за него?»; «Хотелось ли вам ему помочь?»; «Кто из героев литературного произведения вам понравился и почему?»; «Каких героев вам было жалко?»; «Сочувствует ли автор герою произведения?»; «Как бы вы поступили в этой ситуации?»

Также используется чтение «с продолжением», например, прослушав рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», дети узнали, что же страшное случилось с Вовой. После прослушивания рассказа им задаются вопросы: «Почему мы считаем Вовку отрицательным героем?»; «Какой совет вы дали бы Вовке, чтобы вернуть расположение окружающих?»

С целью обогащения у старших дошкольников опыта проявления милосердия, терпения, сострадания используются следующие произведения детской художественной литературы: «Тайное становится явным» В. Драгунского, «Ушки-неслушки» Г. Браиловской, «Дед и внук» А. Шибаева, «Плохо» В. Осеевой, «Это я виноват» Э. Успенского, «Заботливая подруга» Н. Дуровой, «Лечу куклу» П. Образцова, «Мама, почему?» Г. Виеру.

После прочтения произведения детям предлагается нарисовать ситуацию, которая произвела на них наибольшее впечатление. Комментирование детьми своих рисунков способствует проявлению у них толерантного поведения. Рисуя, дошкольники продолжают оставаться под воздействием художественного произведения, сопереживать его содержанию, домысливать, выражать в цвете свое отношение к литературным героям. В развитии чувства сопереживания и сострадания проявляется активное принятие ребенком позиции автора, его чувств.

Используя игровую ситуацию, детям предлагается оценить разные поступки – хорошие или плохие, чередуя их: «выбить оконное стекло, стрелять из рогатки в птиц, помочь малышам в строительстве горки, строить рожи прохожим, ухаживать за цветами, мучить животных, приготовить угощение гостям, топтать цветы, помогать родителям в уборке квартиры, достать закатившийся бабушкин клубок из-под стола, вежливо разговаривать в общественных местах, грубить окружающим, помочь пожилому человеку донести его вещи, ябедничать, помочь маме в покупке продуктов, накормить бездомных животных».

По окончании проведенной игровой ситуации предлагается собрать и выбросить в корзину все нехорошие поступки и слова из нашей жизни, а оставить только самое хорошее.

Беседа с элементами игры-драматизации всегда проходит живо и интересно, игра помогает ребенку войти в литературный образ и представить его.

После чтения народной сказки «Хаврошечка» предлагается «стать» под яблоньку отрицательным и положительным персонажам и посмотреть, к кому она наклонит свои ветви, а дети объясняют – почему яблонька так поступает. Эту игру можно проводить на примере других произведений.

Для развития способности к сопереживанию у старших дошкольников особое внимание уделяется организации игр-ситуаций, предлагая закончить их.

Во время игры дети стремятся толерантно вести себя в следующих ситуациях:

  • ребенок младшей группы плачет…;
  • ты нашел на улице слабого, замученного котенка…;
  • ты увидел упавшего на дороге ребенка.

Также задействуются и сами игры-драматизации – в них создаются ситуации морального выбора на материале литературных произведений: «Лиса Патрикеевна» К. Ушинского; «Как у зайчонка зуб болел» Н. Абрамцева; «Три поросенка» (английская сказка в обработке С. Михалкова); «Он живой и светится…» В. Драгунского.

В самостоятельных играх-драматизациях обыгрываются скороговорки, загадки, сказки, разыгрываются этюды, например: «Колобок» в современной обработке, «Рукавичка», «Создай свою сказку “Три поросенка”», «Заяц – хваста»

Игра-драматизация сближает детей, особенно чтение в лицах, разыгрывание сюжета с использованием настольного театра. У дошкольников развивается чувство сопереживания героям произведения, проявляются высокие моральные и духовные качества положительных героев.

Занятие 16. Взаимодействие педагога ДОУ с родителями дошкольников с целью обеспечения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Показатели степени включения родителей в деятельность успешного формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе:

  1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
  • о педагогической деятельности в целом и формировании мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе в частности;
  • о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
  • об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  • о деятельности воспитателя;
  • о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
  1. Владение родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  2. Степень проявления интереса родителей к активному включению в подготовку детей к дальнейшему обучению в школе.
  3. Степень эффективности взаимодействия родителей и педагогов, обусловленная следующими моментами:
  • положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием её целей и личностной заинтересованностью;
  • совместным планированием, организацией и контролем над жизнедеятельностью детей;
  • свободой выбора участников деятельности.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Для реализации поставленной цели предложена система работы по взаимодействию ДОУ и семьи, состоящая из нескольких направлений.

Первое направление

Просвещение родителей, передача им необходимой информации по вопросу успешного формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе (собрания, лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).

Для реализации первого направления разработаны идеи вовлечения родителей во взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением, которые представлены несколькими разделами.

Раздел I. Непосредственное общение с родителями

Ниже приведены некоторые мероприятия, которые могут быть использованы в работе с родителями:

  1. Телефонные звонки делаются в особых случаях, по необходимости (или раз в месяц всем родителям), для поддержания неформального общения с ними.
  2. Использование глобальной сети Интернет (электронная почта).
  3. Мини-конференции проводятся для группы родителей, имеющих однотипные вопросы по проблеме обучения и воспитания ребенка. Конференции предназначены для обсуждения успехов детей в подготовке к дальнейшему обучению в школе. Такие конференции дают родителям возможность делиться своими идеями и проблемами.

Раздел II. Письменные (литературно-методические) формы взаимодействия

Поддерживать контакт с родителями помогают некоторые формы письменного общения:

  1. Брошюры, пособия. Иногда родителям предлагается ознакомиться с различными учебно-методическими пособиями, с помощью которых они узнают, как правильно подготовить ребенка к поступлению в школу.
  2. Бюллетень выпускается в основном раз или два в месяц (по мере необходимости), чтобы постоянно обеспечивать родителей информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
  3. Еженедельные записки адресованы непосредственно тем родителям, дети которых испытывают трудности в обучении. Содержание записок разнообразно: рекомендуется обучающая литература, предлагаются игры и упражнения, с помощью которых можно устранить недочеты в воспитании и обучении детей и т.д.
  4. Неформальные записки посылаются с ребенком домой, чтобы проинформировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь.
  5. Личные блокноты используются каждый день и курсируют между детским садом и семьей, чтобы стороны могли делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Родители извещают воспитателей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, поездки, гости и т.д.
  6. Отчеты. Ежемесячно составляются письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая напоминает о достижениях и нерешенных проблемах в обучении и подготовке ребенка к дальнейшему поступлению в школу.

Раздел III. Взаимодействие родителей друг с другом

  1. Сотрудничество родителей друг с другом. С помощью такого сотрудничества более опытные родители делятся накопленными знаниями с начинающими родителями.
  2. Обмен информацией между родителями и их обучение. Родителям предоставляется информация на интересующую их тему о развитии ребенка. Помогает объединять семьи воспитанников по проблемам, возникающим в обучении детей.
  3. Обмен литературой. Создается книжный уголок для родителей, который содержит интересные книги, статьи, буклеты, видео- и аудиокассеты, которыми родители могли бы пользоваться, а затем обмениваться друг с другом полученной информацией.

Второе направление

Организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение (традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т.п.).

Для организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства и выполнения эффективной работы по обеспечению мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе используются  нетрадиционные формы работы с родителями:

  1. Родительский лекторий способствует повышению психолого-педагогической компетентности в выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию и обучению детей.
  2. На родительских конференциях обсуждаются насущные проблемы обучения детей в школе, активными членами которой они скоро станут. Родительские конференции планируются тщательно, с обязательным участием сотрудников, отвечающих за социально-воспитательную и учебную работу образовательного учреждения; педагогов и психологов, в задачу которых входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители.
  3. Родительские тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, более подготовленным к учебному процессу, который организуется в школе. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом образовательного учреждения, в котором будет проходить дальнейшее обучение дошкольник. Тренинг проводится с группой, состоящей из 8-10 человек, и включает в себя от 5 до 10 занятий. В тренинге принимают участие оба родителя.
  4. С помощью диспута, дискуссии стимулируется активное педагогическое мышление, повышается уровень педагогической культуры родителей. Во время проведения таких мероприятий родители обмениваются мнениями по проблеме готовности своих детей к обучению в школе, обсуждают возникающие вопросы, опираясь на накопленный опыт; анализируются факты и явления.
  5. Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проведение таких мероприятий обычно планируется несколько раз в год. Родительские вечера проводятся без присутствия детей и направлены на совместный поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
  6. Презентация опыта семейного воспитания проводится с привлечением психологов, социологов, юристов, врачей, педагогов школы и других специалистов, которые могут грамотно проконсультировать.

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями меняет установки родителей, помогает сконцентрировать внимание на самих детях, на подготовке к дальнейшему обучению в начальной школе, усиливает чувство удовлетворения процессом воспитания и обучения детей.

Дополнительные материалы к занятию

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Какую группу требований НЕ выдвигает ФГОС ДО?
Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе заключается в:
Доминирующий показатель интеллектуальной готовности – это:
Какая группа задач социализации предполагает формирование самосознания человека, его самоопределения?
Усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему окружению, путем подражания, внушения, воздействия и т.п. – это:
Область или наука, занимающаяся способами более эффективного и удобного запоминания материала человеком – это:
Предметная подготовка ребенка к обучению в школе НЕ включает направление:
Высокий уровень тревожности оказывает негативное воздействие на:
«Урок тишины» эффективен при условии:
К информационным умениям относится (2 варианта ответа):

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина