Цель: совершенствование профессиональной компетенции педагогов в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Объем: 72 часа.
Цели, задачи и принципы гендерного воспитания дошкольников.
Особенности организации различных видов образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода в воспитании.
Условия обустройства пространственно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей гендерного воспитания дошкольников.
Особенности выстраивания работы с родителями дошкольников в процессе реализации гендерного подхода в воспитании детей.
Планировать и организовывать процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными целями и принципами гендерного воспитания в России.
Учитывать особенности гендерного воспитания дошкольников при реализации различных видов образовательной деятельности.
Формировать пространственно-развивающую среду с учетом особенностей гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам гендерного воспитания.
Овладение теоретическими знаниями и принципами, включая понимание структуры и сущности гендерного воспитания дошкольников.
Навыки формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в различных видах образовательной деятельности.
Навыки организации пространственно-развивающей среды с учетом особенностей гендерного воспитания дошкольников.
Понимание особенностей работы с родителями дошкольников при реализации гендерного подхода в воспитании детей.
В 1968 г. Р. Столлер впервые обозначил различие понятий «пол» и «гендер». Одно из первых определений гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества, критикой дискриминационного положения женщин. Гендер как инновационный научный и философский дискурс впервые сформировался в США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины.
В культурной антропологии было предпринято категориальное обоснование гендера. В статье антрополога Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки по поводу политической “экономии” полов» (1974) «гендер» – это комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности.
Социолог Э. Гидденс определяет понятие гендер так: «пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности». Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) задан культурно и социально.
Современные социологи определяют гендер как «черты личности и социальные позиции, рассматриваемые членами общества как мужские и женские» (Дж. Масионис).
Таким образом, гендер – достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами. Это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка.
Гендер – понятие многозначное:
Пол – совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение.
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их пола.
Гендер – один из способов деления общества, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, на доступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики.
Гендер в психологии – социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами объясняются культурой и общественными установками, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия – прямое следствие биологического пола.
Под «гендером» в педагогике понимается социальный пол человека. Он формируется в процессе воспитания личности и включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). А существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих мыслях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола.
Гендерная норма – образец поведения, который принимается и действует в обществе.
Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение. Игнорирование половой принадлежности ребенка в образовательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки/девушки, каждого мальчика/юноши, к неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношений полов.
Вспомним, как толкует понятия маскулинности и фемининности Т. В. Бендас.
Маскулинность (лат. masculinus – мужской) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. д.
Фемининность (лат. femina – женщина) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. д.
К концу дошкольного возраста у мальчиков и девочек, согласно Л. Э. Семеновой, могут прослеживаться типы полоролевого поведения, описанные в классификации С. Бем:
а) маскулинный;
б) фемининный;
в) андрогинный;
г) недифференцированный.
Маскулинные мальчики и девочки ценят авторитет силы и независимость поведения. Они ориентированы на высокие индивидуальные достижения. Независимо от пола отвергают женское общество и отдают предпочтение мужскому, что свидетельствует об их потребности в значимых мужчинах. Такие дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами, включая агрессивные действия. Им присущ соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.
Фемининные дети, независимо от половой принадлежности, принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения. Они отказываются от собственной инициативы и самостоятельности. Постоянно оглядываются на других, отличаются зависимым и подчиненным поведением. Особенно ярко заметна тенденция у феминизированных мальчиков к сознательному ограничению своего «исследовательского пространства». Такие дети в совместной деятельности, как правило, ведомые, безынициативные. Они избегают взаимодействия, особенно с мальчиками и маскулинными девочками. Фемининные девочки в социальных контактах остаются успешными.
Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации. Они готовы заниматься любыми делами без привязанности к традиционным нормам. Им присуща высокая социальная активность, многочисленность и разнообразность контактов и поведения. Они активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола, становятся популярными у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, выполняют маскулинные и фемининные роли. Их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь). Им свойственны настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений.
Недифференцированные мальчики и девочки отвергают как мужской, так и женский стиль поведения. У них отсутствуют полоролевые стереотипы. Такие дети эмоционально отвергают все виды деятельности. Их основные черты – пассивность, низкие реальные достижения, непринятие в коллективе сверстников и ответное избегание контактов.
Согласно исследованиям Л. Э. Семеновой, в дошкольной среде в целом доминирует андрогинный тип полоролевого поведения. Это отражает некоторые тенденции в современной социальной ситуации. Наряду с сохранением традиционных стереотипов наблюдается отказ от жесткой половой типизации. Ослабляется полярность женской и мужской ролей, изменяются культурные стереотипы маскулинности и фемининности. Это, в свою очередь, заставляет общество терпимее относиться к индивидуальным вариациям в гендерном вопросе. Значит, возможности для самовыражения личности расширяются.
Как отмечает К. Мартин, раньше андрогинное поведение родители допускали только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинными позволяют быть и мальчикам. Такое поведение вырабатывается в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается родителем противоположного пола.
Андрогинная личность, согласно С. Бем, обладает ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, что дает ей большие возможности социальной адаптации, более полную реализацию социально-психологического потенциала личности.
Подобного мнения придерживается и Кон И. С., считающий, что развитие в мужчинах и женщинах качеств, присущих противоположному полу, расширяет для них диапазон общечеловеческого, раздвигает рамки стереотипов, дает больше возможностей для реализации себя как личности. Расширение границ полоролевого репертуара позволяет полнее выразить себя, обеспечивает успешную самореализацию.
Гендерное воспитание – процесс культурной, гендерной ориентации, идентификации и овладения ребенком нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов в определенной культурной (педагогически организованной) среде.
Гендерные идеалы – идеализированные представления о поведении, чувствах, качествах мужчин и женщин, которые изменяются вместе с развитием общества.
Гендерная культура – совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ гендерного поведения, деятельности, общения, выраженных в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, различных языках и символических системах, которые содержат социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей.
Гендерное равновесие (в преподавательском составе) – примерно равное количество женщин и мужчин-педагогов в образовательном учреждении.
Гендерное развитие – развитие ценностно-смысловой гендерной сферы сознания личности, обеспечивающее становление её половой субъектности.
Гендерная индивидуальность – интегральный, целостный «образ Я» мужчины или женщины, который включает:
А. Личностные качества: активное и осознанное освоение гендерных ролей, соответствующих ожиданиям общества.
Б. Индивидуальные:
Гендерная самоактуализация – высший уровень проявления духовного и творческого гендерного потенциала личности. Это стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Переход из состояния возможностей в состояние действительности.
Гендерная самореализация – развитие творческого гендерного потенциала личности в выбранных видах жизнедеятельности. Это раскрытие и становление гендерной индивидуальности. Гендерная самореализация подразумевает самостоятельное достижение своих целей и удовлетворенность результатами самореализации. Подчеркнем, что для неё важна открытость новым достижениям.
Гендерное самовыражение – процесс и результат развития и проявления присущих индивиду гендерных качеств и способностей.
Культура взаимоотношений полов – система взаимоотношений полов, которая приобщает людей к выполнению различных гендерных ролей, осознанию и утверждению себя как представителя определенного пола, соответствующему гендерному поведению.
1. Принцип природосообразности
Педагог учитывает гендерные, возрастные особенности детей. Воспитатель принимает каждого ребенка таким, какой он есть, и создает для него доступные зоны развития, исходя из индивидуальности малыша.
2. Принцип культуросообразности
Педагог рассматривает ребенка как свободную, целостную личность, способную по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.
3. Принцип субъектности
Педагог относится к ребенку как к активному, свободному, равноправному и полноценному участнику образовательных отношений.
4. Принцип ценностно-смысловой направленности
Педагог формирует у ребенка нравственные чувства, основанные на важных ценностных характеристиках отношений и смыслов человеческой жизни. Он создает условия, чтобы каждый ребенок осознал смысл своей жизнедеятельности.
5. Принцип самоактуализации
Педагог побуждает и поддерживает стремления ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
6. Принцип выбора
Педагог предоставляет ребенку право выбора видов деятельности, поддерживает детскую инициативу для развития индивидуальности малыша и самоактуализации его способностей.
7. Принцип творчества и успеха
Педагог организует индивидуальную и коллективную творческую деятельность, которая позволяет определять и развивать индивидуальные особенности малыша. Она создает «ситуацию успеха», формирует позитивную Я-концепцию личности ребенка.
8. Принцип доверия и поддержки
Педагог доверяет ребенку, поддерживает его в устремлении к гендерной самореализации и самоутверждению.
Рассмотрим принципы, отражающие только специфику гендерного подхода:
При рождении у мальчиков, как правило, больше вес и рост. Для девочек характерно более раннее и более плавное созревание. На ранних этапах девочки опережают мальчиков в физическом и психическом развитии. Они раньше на два‑три месяца начинают ходить и говорить. У них большая, чем у мальчиков, сопротивляемость к заболеваниям. Девочки после рождения спят дольше, чем мальчики. У них ниже пороги тактильной и болевой чувствительности. А мальчики раньше начинают поднимать голову, лежа на животе.
В эмбриональном периоде развития под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторая специфика развития мозга. Интересные данные об особенностях функционирования мозга мальчиков и девочек в дошкольном возрасте получили исследовательницы В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман.
Уже в первые месяцы жизни мозг мальчиков и девочек работает неодинаково. После трех месяцев они по‑разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков. Мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы. А девочки активнее реагируют на музыку, лучше обучаются при слуховом поощрении, например, ласковом приговаривании.
Девочки тоньше реагируют на разные стимулы (голос, улыбку). Мальчики‑младенцы дольше фиксируют свой взгляд на мужских лицах. Девочки показывают более яркую реакцию на пол другого новорожденного. В возрасте шести месяцев они дольше смотрят на лица, чем на другие предметы.
Как отмечает Т. В. Бендас, уже в первый год жизни идет гендерная социализация в выборе социальных стимулов: у мальчиков – зрительных, у девочек – слуховых. При этом реакции у детей также различаются: мальчики смотрят, а девочки издают звуки. Реакции мальчиков Т. В. Бендас называет «исследовательскими», а девочек – «коммуникативными».
У детей различная скорость созревания мозга. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Этим объясняется то, что девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Но у девочек быстрее завершается развитие памяти. И еще у них нет специализации полушарий мозга по пространственно‑временной ориентации даже в 13 лет, в то время как у мальчиков она имеется уже в 6.
С. Биддалф отмечает, что у мальчиков левое и правое полушария не так тесно связаны. Мальчики в решении некоторых проблем (например, при написании диктанта или разгадывании кроссворда) используют лишь одно полушарие. А девочки задействуют оба. Ученые делают вывод, что мозг мальчиков – более дифференцированная, более избирательная функциональная система, которая работает экономнее.
Различна реакция детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков важно, что конкретно оценивается в их деятельности, для девочек – кто их оценивает и как.
Различия проявляются и в физическом развитии дошкольников. Возрастно‑половые различия дошкольников в конкретных видах движений изучали Е. Н. Вавилова и М. П. Голощекина. По данным исследований, мальчики показали лучшие результаты в прыжках в длину и более правильную технику прыжка. Особенно ярко преимущество мальчиков выразилось в метании мешочков с песком на дальность и в цель. Девочки выполняли лучше, чем мальчики, упражнения на равновесие.
Интересны выводы исследователей об отношении мальчиков и девочек к двигательной деятельности. Мальчики проявляют больший интерес к движениям, стремление к лучшему результату и большую подражаемость взрослым. Они быстрее преодолевают страх, показывают большую ловкость и смелость, стремятся к усложнению материала, любят упражнения, требующие мышечных усилий. Их привлекают быстрые, резкие движения, элементы соревнования.
Девочки медленнее овладевают двигательными навыками, но их движения отличаются большей ритмичностью, чистотой и выразительностью. В возрасте 5-6 лет девочки обнаруживают повышенный интерес к пластичным и красивым движениям. Однако, как отмечается в исследованиях, показатели в освоении движений зависят не только от пола ребенка, но и от того, к какому типу конституции он относится.
Мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У мальчиков выше моторная активность, лучше развита крупная моторика. У девочек лучше развита мелкая моторика, тактильная чувствительность.
Зарубежные и отечественные исследования выявили некоторые особенности познавательных психических процессов на ступени дошкольного возраста у детей разного пола.
Особенности зрительного восприятия проявляются в том, что мальчики лучше различают зеленый и желтый цвета, а девочки – фиолетовый и красный. Точность глазомера в дошкольном возрасте в целом выше у мальчиков.
Некоторые различия наблюдаются в памяти дошкольников. Девочки лучше запоминают материал как зрительный, так и слуховой (слова, предложения, рассказы). Уже в три года девочки превосходят мальчиков в богатстве словесных ассоциаций. Внимание последних более неустойчивое, они дольше включаются в материал. У девочек более высокие показатели по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. Кроме того, для девочек важна эмоциональная окрашенность информации, влияющая на усиление внимания. В интеллектуальной сфере у мальчиков отмечают большую выраженность зрительно‑пространственных способностей, а у девочек – вербальных (речевых).
Отличия в речи представителей разного пола проявляется в темпах овладения речью и в специфике использования языковых средств.
Мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек (на 4-6 месяцев). В исследовании Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой отмечается, что девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясности речи. Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков.
В своем исследовании К. Нельсон проанализировала начальный лексикон детей разного пола. Она выявила две группы детей по составу начального лексикона:
а) референциальная (преимущественно девочки);
б) экспрессивная (преимущественно мальчики).
Начальный лексикон референциальных детей состоит в основном из предметных слов или нарицательных существительных. Словарь детей экспрессивного типа – разнородный и включает слова из разных лексических групп.
В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия). Девочки склонны к предметно-оценочной речи, употреблению существительных, отрицаний и утверждений.
Исследования Ж. Поллара и К. Роц выявили, что около четверти детей 6-летнего возраста плохо преобразуют услышанную информацию в слова. Такие дети с трудом понимают предложения, в которых более восьми слов. Из этих детей 70% – мальчики.
Девочки демонстрируют большую скорость чтения. Среди детей, неспособных к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек (А. А. Чекалина). Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3-5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки активнее общаются с матерью (Т. В. Бендас).
На формирование речи детей, по мнению А. Л. Сиротюк, влияет отношение взрослых. Речь педагогов и родителей, обращенная к мальчикам, чаще содержит прямые указания, а в разговоре с девочками чаще употребляются чувственные слова.
Современные исследования не выявили существенных различий в интеллектуальных способностях представителей разного пола. По результатам отдельных методик на выявление общего интеллекта превосходство показывали как мальчики, так и девочки. По мнению ряда исследователей, различия связаны не столько с успешностью решения интеллектуальных задач, сколько со своеобразием способа их выполнения представителями разного пола (Т. В. Бендас, С. В. Зверева).
Специфика выполнения интеллектуальных заданий мальчиками и девочками изучена недостаточно. Однако, по данным исследований кафедры психофизиологии РГПУ им. А. И. Герцена, продуктивная интеллектуальная деятельность мальчиков (от 4 до 8 лет) обеспечивается чаще всего через затраты энергетического резерва, применение «условно силового» способа решения интеллектуальных задач. Девочки выполняют аналогичные задания на базе принципиально иных механизмов – с помощью самоорганизации. Она заключаются в своеобразной подстройке процессов регуляции к специфическим особенностям заданий. Девочки успешнее выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. Мальчики показывают лучшие результаты в поисковой деятельности.
Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул. Это говорит о более выраженной, в отличие от девочек, способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков прослеживалась в экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому в этих исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию. Девочки плачут в другой ситуации: когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми.
Таким образом, плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек – «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые гендерно-типичны для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.
Исследования детского страха показали, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково страшно. Не зафиксировано серьезных различий в их поведении при встрече с незнакомым человеком, подъеме на высоту, по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки и на громкий голос. Дети испытывают ту же робость при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку или при первом посещении детского учреждения. Дошкольники обоего пола одинаково тревожатся, когда их кладут в больницу. Наконец, и мальчики, и девочки обычно признаются в своих страхах.
Этот результат закономерен. Трудно представить ребенка, который не испугался бы в незнакомой ситуации или при встрече с необычным предметом. Эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых. Настороженность перед опасностью – адекватная реакция. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не показывали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики.
Результаты многих экспериментов показывают, что имеются гендерные различия в проявлении эмоций у детей дошкольного возраста. Например, мальчики четырех лет выставляли меньший балл, чем девочки, положительным эмоциям. Мальчики лучше дифференцируют отрицательные эмоции: скуку, грусть, злость. Девочки четырех лет настроены более позитивно. У них проявляются такие эмоции, как веселье, доброта, удивление.
Дифференциация предпочтений эмоций у мальчиков и девочек четырех лет происходит в последовательности:
Мальчики (4 года) | Девочки (4 года) |
Веселье | Веселье* (* – оценили выше) |
Доброта | Доброта* |
Удивление | Удивление* |
Скука (лучше различают) | Скука |
Грусть | Грусть |
Злость | Злость |
У мальчиков пяти лет предпочтение эмоций наблюдается в таком порядке: доброта, веселье, удивление, скука, грусть, злость. Причем доброту и удивление мальчики оценили выше, чем девочки пяти лет.
У девочек предпочтение эмоций происходит в последовательности: веселье, доброта, удивление, скука, грусть, злость. Так же, как и в четыре года, мальчики пяти лет более четко дифференцируют отрицательные эмоции, чем девочки этого возраста.
Мальчики (5 лет) | Девочки (5 лет) |
Доброта* | Веселье |
Веселье | Доброта |
Удивление* | Удивление |
Скука | Скука |
Грусть | Грусть |
Злость | Злость |
В 6-летнем возрасте мальчики самый высокий балл отдают веселью, а девочки – доброте. Скуку мальчики оценили более высоким баллом, чем девочки. Предпочтение эмоций в порядке убывания у мальчиков: веселье, удивление, доброта, скука, грусть, злость. У девочек: доброта, веселье, удивление, скука, грусть, злость.
Мальчики (6 лет) | Девочки (6 лет) |
Веселье* | Доброта* |
Удивление | Веселье |
Доброта | Удивление |
Скука* | Скука |
Грусть | Грусть |
Злость | Злость |
Цель гендерного воспитания дошкольников – воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Задачи гендерного воспитания:
Гендерное воспитание – процесс культурной, гендерной ориентации, идентификации и овладения ребенком нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов в определенной культурной (педагогически организованной) среде.
Методы воспитания – это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми. Они играют роль в организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулируют активность малышей и регулирующие поведение.
В литературе есть различные подходы к классификации методов гендерного воспитания дошкольников. Т. А. Репина выделяет такие методы:
Н. Е. Татаринцева предлагает свою классификацию методов полоролевого воспитания:
Главное в выборе методов полоролевого воспитания – комплексность их применения и воздействие методов на:
а) когнитивную сферу (формирование представлений);
б) эмоциональную сферу (формирование ценностных отношений);
в) поведенческую сферу (формирование полоролевого поведения).
В формировании гендерных представлений особое значение имеет восприятие детьми произведений художественной литературы и этические беседы. В формировании эмоционально‑положительного отношения к половой роли и адекватной полу модели поведения особенно важны игровые методы.
Сюжетно‑ролевая игра – основная деятельность дошкольника. В ней формируются его личностные качества. Развивающее, воспитательное значение сюжетно‑ролевой игры ученые связывают с:
Как указывает С. Л. Рубинштейн, играя роль, ребенок «не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность».
Сюжетно‑ролевая игра – это незаменимая школа полоролевой социализации. Дети, исполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими или женскими образами, подражают модели их поведения. Как отмечает Т. А. Репина, важное значение игры в гендерном развитии дошкольников – в возможности «практиковать» в игре, пусть в воображаемом плане, поведение модели, соответствующей полу.
Ценность сюжетно‑ролевых игр во многом определяется их воздействием на эмоциональную сферу ребенка. Как справедливо замечает Т. А. Репина, «… хотя игровая ситуация воображаемая, но чувства, которые переживает дошкольник в игре, реальные, настоящие. Мальчик, сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка-“мама” испытывает нежность к своему “ребенку‑кукле”, тревогу за него, когда он “болеет”».
Участие ребенка в играх по его интересам, выполнение роли, свойственной полу, воспитывает эмоционально‑положительное отношение к будущей социальной роли (семейной, профессиональной), обогащает опыт полоролевого поведения и формирует способы взаимодействия мальчиков и девочек.
Можно выделить два основных направления в руководстве сюжетно‑ролевыми играми с учетом специфики игровых интересов мальчиков и девочек:
Один из методов, формирующих представления о качествах мужественности, женственности, упражнение в типичном для пола поведении – разрешение проблемных ситуаций.
Н. К. Дедовских разработана серия проблемных ситуаций для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Например, для реализации представлений детей о семейных отношениях рекомендуются ситуации: «Помощь мальчику», «Плачет малыш», «Уговори малыша съесть кашу» и др.
Так, в ситуации «Просьба о помощи» девочка должна обратиться к мальчику с какой‑либо просьбой. Её нужно выразить в доброжелательной форме, с обращением к мальчику по имени и с выражением благодарности за выполнение просьбы. Педагогическая ценность подобных упражнений заключается в активизации полоролевых представлений детей, формировании способов взаимодействия со сверстниками противоположного пола.
В ситуациях «Почему ты плачешь, бабушка?», «У мамы подгорела каша» детям предлагается разыграть маленькие сценки, в которых ребенок должен суметь выразить сочувствие, предложить помощь и оказать услугу.
Н. Е. Татаринцева рекомендует метод прогнозирования и моделирования жизненно значимых ситуаций. Этот метод включает разные варианты:
Н. Е. Татаринцева рекомендует использовать в работе со старшими дошкольниками для формирования способов полоролевого поведения коммуникативные методы (подарить подарок, сделать комплимент, дать совет и т. д.). Например, в игре «Сделай комплимент» педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что‑нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.
В литературе выделены два основных направления реализации гендерного подхода в организации трудовой деятельности дошкольников (Л. А. Арутюнова, Н. К. Ледовских, И. В. Тельнюк):
Для реализации первого направления следует создавать уголки «мужского» и «женского» труда. В них должно быть необходимое оборудование:
а) инструменты (молоток, пила, лобзик – для мальчиков; пяльцы, спицы – для девочек);
б) заготовки;
в) технологические карты;
г) выкройки и др.
И. В. Тельник рекомендует проводить общие для мальчиков и девочек «трудовые» занятия в объединенных группах и раздельные уроки только для мальчиков и для девочек.
Занятия в объединенных группах имеют общее для всех детей содержание – знакомство с трудовыми процессами. Уроки в группах только для девочек или для мальчиков имеют различное содержание знаний и заданий. Мальчиков углубленно знакомят с мужскими видами труда, а девочек – с женскими. Существующее разделение труда на «мужской» и «женский» объясняется детям тем, что мужской труд требует большей физической силы и выносливости, а женский труд, как правило, физически более легкий.
Трудовые поручения в повседневной жизни также должны планироваться с учетом пола детей:
Совместный труд мальчиков и девочек рассматривается в педагогике как эффективное средство гендерного воспитания. Он формирует опыт полоролевого взаимодействия дошкольников.
Согласно психологическим исследованиям Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и др., в дошкольном возрасте происходят очень важные события гендерного развития ребенка:
А. Расширяются и углубляются представления об окружающей действительности.
Б. Происходит формирование основных нравственно-культурных норм и ценностей.
В. Малыш осознает свой пол, идентифицирует себя с мужчиной или женщиной и выбирает модели поведения в зависимости от пола.
В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в:
Вместе с тем анатомические и физиологические особенности рассматриваются лишь как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Развитие ребенка происходит по большей части под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. Поэтому целенаправленное педагогическое управление воспитанием мальчика и девочки необходимо.
Именно в дошкольном возрасте формируются:
Это влияет на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса воспитания культуры общения полов у дошкольников зависит:
а) уверенность детей в себе;
б) устойчивость ценностных установок;
в) эффективность общения с людьми;
г) успешность деловых и семейных отношений.
Т. А. Репина выделяет три этапа гендерного развития в дошкольном возрасте:
1 этап – гендерная идентификация. Ребенок учится различать мужчину и женщину, девочку и мальчика. Он узнает, какое поведение характеризует каждого из них. Малыш причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.
2 этап – формирование гендерных предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Он тесно связан с первым, ведь чтобы возникли первые гендерные предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.
3 этап – овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами. Также это формирование некоторых психических половых способностей. Второй и третий этапы могут сосуществовать вместе.
С первых лет жизни ребенок начинает идентифицировать себя с представителями своего пола и учиться тому, что в его культуре социально приемлемо для мужчины и женщины. Это называется гендерной (полоролевой) социализацией.
Гендерная социализация – это включение личности в половую (гендерную) культуру общества. Малыш усваивает её стандарты через общение с окружающими. Он познает установки и особенности своей половой (гендерной) роли. Гендерная роль – это набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
И. С. Кон подчеркивает, что активный участник полоролевой социализации – сам ребенок. Он принимает или отвергает предлагаемые ему гендерной культурой социальные роли и модели поведения.
Формирование половой идентичности и овладение гендерной ролью – это два взаимосвязанных процесса. Идентичность – это субъективное переживание гендерной роли, а гендерная роль – публичное выражение идентичности. Последняя включает две составляющие:
а) профессиональную;
б) семейную.
Каждая из них имеет свои предписания.
В научной литературе подчеркивается, что представления о половых ролях, эталонах маскулинности и фемининности зависят от факторов:
А значит, «универсальный для всех времен и народов образ женщины и мужчины» отсутствует.
В научной литературе выделяют три механизма гендерной социализации:
Последовательность и содержание этапов гендерной социализации одинаковы для детей разного пола, но вместе с тем они имеют определенную специфику для мальчиков и девочек.
Многие исследователи считают, что полоролевая социализация у мальчиков более сложна и противоречива, чем у девочек. Её трудности у них объясняются и биологическими, и социальными факторами. По мнению психоаналитиков, мальчики сначала отождествляют себя с матерью. Но позже им приходится менять первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Девочкам освоение женской роли дается легче, так как им не нужно отходить от своих первичных представлений.
Специфика полоролевой социализации во многом определяется тем, как дети видят роль мужчины и женщины в реальной жизни. Женская социальная роль для подражания более доступна и понятна. Малыши постоянно наблюдают за мамой и видят, какие у неё функции в семье:
а) воспитание детей (рождение детей, уход за ними);
б) ведение хозяйства (приготовление еды, уборка, и т. д.).
Дома ребята могут не только смотреть, чем занимается мама, но и помогать в воспитании младших братьев и сестер, а также в хозяйственных делах семьи.
Мужская же социальная роль более отдалена от детей и труднее доступна для подражания. Дети, особенно дошкольного возраста, не могут в полной мере знать о профессиональных и общественных обязанностях отца. А в домашней жизни современной семьи функции папы представлены не так ярко, потому что:
а) не все мужчины могут следить за благоустройством дома (мелкий ремонт, починка сломанных вещей);
б) некоторые отцы общаются с детьми гораздо реже матерей.
Поэтому роль папы в семье не всегда отражает традиционные мужские качества, привлекательные для мальчиков (смелость, сила). Всё это осложняет их гендерную социализацию. А усугубляет неблагоприятную ситуацию полоролевого развития мальчиков все более усиливающаяся феминизация воспитания в семье и образовательных учреждениях.
В то же время многие исследователи подчеркивают, что давление со стороны общества (семьи, сверстников, педагогов) на мальчиков сильнее, чем на девочек. Требования к их поведению жестче из-за укоренившегося в культуре и общественном сознании образа «настоящего мужчины». К тому же традиционные стереотипы мужского поведения более узки и категоричны по сравнению с женскими.
ФГОС ДО выделяет несколько видов деятельности детей от 3 до 8 лет:
Рассмотрим, каким образом гендерная принадлежность формируются в некоторых из них.
Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров мужских и женских персонажей. Через гендерные образы любимых литературных героев малыши приходят к пониманию своего пола. Следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) – один из важных культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка. Устное народное творчество очень любят дети. Оно поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и их сочетания в текстах сказок, песен, потешек, в дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в сознании зримые картины.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражаются не только требования народной морали, но еще и даются образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки:
Мальчиков и девочек сказки учат:
а) любить родную землю и народ;
б) почитать родителей;
в) быть скромным, добрым, справедливым.
В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы:
Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с трудностями и получил некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
«Мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» – то же для противоположного пола. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности, их гармонизации. Поэтому важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины – это предшественник гармоничного союза.
Девочкам нужны литературные произведения, помогающие им развить уверенность в себе, позитивное отношение к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг их чтения только книгами, где есть сильный женский характер. Потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, поскольку это дает пищу их воображению, здоровой самооценке, облегчит их будущую жизнь как женщин, жен, матерей.
Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости, отваге и находчивости. Необходимо, чтобы делался акцент на общественной значимости и нравственной направленности этих качеств. Смелость и сила нужны не только для защиты слабых и обиженных или восстановления справедливости, но и для определенной работы. Ребятам нужен положительный пример взаимоотношений мальчика с девочкой, а также с родителями и родственниками.
Как дома, так и в детском саду малышей стоит приучать к элементарному труду, распределяя обязанности с учетом их пола.
Что можно предложить мальчикам:
I. Поправлять столы и стулья для занятий.
II. Набирать воду в вазы.
III. Собирать крупные игрушки.
IV. Приносить горшки с комнатными растениями, землю для их пересадки.
V. Мастерить поделки из природного материала.
VI. Конструировать из бумаги, картона, мелкого конструктора.
Что можно предложить девочкам:
I. Протирать пыль на полках.
II. Расставлять игрушки.
III. Раскладывать наглядный материал.
IV. Сервировать стол.
V. Собирать игрушки на веранде.
VI. Поливать и рыхлить комнатные цветы.
VII. Украшать помещения группы.
Чтобы дети с удовольствием занимались конструированием, нужно их заинтересовать этим. Мы помним, что ведущая деятельность дошкольников – игра. Потому следует создавать условия для обыгрывания построек, а также поддерживать интерес и направлять замыслы малышей, смотря на их потребности и желания.
На основе конструктивной деятельности можно организовывать сюжетные игры как для мальчиков, так и для девочек. Ассортимент таких игр можно значительно расширить наборами конструкторов типа «Lego». Они позволяют детям создавать различные модели в соответствии с их интересами.
Например, наборы для девочек:
Для мальчиков:
Фантазирование о жизни игрушек в мире из конструктора надолго увлечет детей. Играя вместе, они активно развивают свои навыки общения.
Рисование помогает ребенку осознать свой пол, управляет его эмоционально-смысловым поведением и позволяет ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. В этом возрасте тематика детских рисунков зависит от многих факторов. Один из них – пол ребенка и его чувствительность к гендерным различиям.
Идентификация со своим полом придает определенное содержание рисункам малыша. Мальчики рисуют:
Девочки восприимчивы к женским ролям, поэтому изображают:
На занятиях по рисованию важно создавать условия, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию может быть разной. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнера, а девочки оттачивают грациозность, изящество, легкость.
На танцевальных занятиях мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты), а девочки работают над плавностью, мягкостью движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках развивают представления ребенка о своем поле.
Мальчики и девочки двигательно развиваются по-разному, потому необходим дифференцированный подход в их физическом воспитании. При этом детей не стоит изолировать друг от друга, хотя физкультура для мальчиков и для девочек должна быть разной. Это нужно, чтобы в зависимости от пола тренировать у каждого ребенка физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На занятиях подойдут такие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
а) различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики бегают или отжимаются, а девочки выполняют движения с лентами, обручем);
б) различия в количестве выполняемых упражнений (мальчики прыгают 10 раз, а девочки – 5);
в) различия в обучении сложным движениям (метание на дальность легче дается мальчикам, прыжки со скакалкой – девочкам).
Для эффективного решения задач гендерного воспитания дошкольников применяются разнообразные средства работы. Ими становятся все материалы, которыми пользуется педагог при обучении детей. К средствам гендерного воспитания относятся:
А. Художественное слово.
Б. Развивающая среда.
В. Дидактические игры.
Г. Общение со сверстниками и т. д.
Дидактические игры – это вид игр с правилами. И хотя они нужны для обучения детей, в то же время в них есть воспитательное и развивающее влияние. Проблемой использования дидактических игр в дошкольном образовании занимались:
Основные структурные компоненты дидактической игры:
Дидактическая игра выявляет гендерные отношения детей. Кроме того, это одно из самых увлекательных занятий для дошкольников. Малышам нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, удивление, которые они испытали при знакомстве с интересным явлением, событием в игре.
Чтобы обогатить полоролевую социализацию и активизировать мыслительные процессы детей, дидактические игры следует постепенно усложнять, ориентируясь на возраст дошкольников. Разнообразие игр может решать задачи полоролевого воспитания, поскольку особенности их элементов (игрового действия, правила) нужны для развития разных сфер личности.
Так, к примеру, игры «Разные лица», «Настроение» важны для становления социального восприятия. Они учат находить общий признак у объектов, обращать внимание на эмоциональные состояния людей.
Развивают умение обобщать информацию (о видах труда, спорта, упражнениях, аксессуарах, характерных делах людей разного пола) игры:
В некоторых дидактических играх дети находят отличия во внешнем виде девочек и мальчиков, в их одежде, в игрушках, аксессуарах. Кроме того, эти игры учат проявлять симпатию, уважение и отзывчивость друг к другу. Вот несколько из них:
В некоторые дидактические игры дети играют сами. Ниже приведем примеры.
I. Средняя группа:
II. Старшая группа:
Такие игры помогают формировать представления детей о своей и чужой половой принадлежности по личностным качествам, по социальным и трудовым функциям. Дидактические игры обычно групповые. Мальчики и девочки могут в них участвовать вместе. И если другие виды игр можно порой посчитать чисто «девчачьими» или «мальчишескими» (к примеру, подвижные игры более популярны у мальчиков), то в играх с правилами таких ограничений нет. Участие в игре детей разного пола ориентирует ребят на гендерную толерантность, принятие другого таким, какой он есть.
Цель: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Материал: цветок из разноцветного картона, съемные лепестки которого вставляются в серединку.
I вариант. «За что нам нравятся мальчики (девочки)?»
Цель: формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Ход игры
II вариант. «Маленький помощник»
Цели:
А. Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, а также девочек и мальчиков.
Б. Воспитывать отзывчивость.
Ход игры
III вариант. «Я и моя семья»
Цели:
А. Формировать представления о родственных связях.
Б. Обучить детей тому, как правильно называть родственников. Разъяснить слова: сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)
Ход игры
С помощью наводящих вопросов взрослого малыши должны ответить, кто они (родственно) для своей мамы, для папы, бабушки и т. д.
Цели:
А. Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.
Б. Воспитывать желание помогать окружающим.
Материал: конструктор.
Ход игры
Цели:
А. Научить детей быть внимательными друг к другу, проявлять симпатию к сверстникам своего и противоположного пола.
Б. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал:
Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку и брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку, а на голове косынка.
Ход игры
Петя, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал её, потому что она была самая добрая и аккуратная. А Маше понравилось, что Петя очень воспитанный мальчик. Так они и подружились.
Цели:
А. Научить детей быть внимательными друг к другу, проявлять симпатию к сверстникам своего и противоположного пола.
Б. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: маленькая мягкая игрушка.
Ход игры
Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…».
Цели:
А. Развивать слуховое внимание.
Б. Учить детей идентифицировать себя и окружающих по половому признаку.
Ход игры
Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например: Сережа, Миша, Лена, Дима, Петя, Юра.
Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда (помещения детсада) имеет большое значение для разных видов активности дошкольников: физической, игровой, умственной и т. д. Кроме того, это основа самостоятельной деятельности мальчиков и девочек. Роль педагога состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды, учитывающих гендерные и индивидуальные особенности, потребности каждого ребенка.
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды помогает полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. В его реализации важны несколько факторов:
Таким образом, определяются основные ориентиры гендерного подхода:
а) учет гендерного пространства группы;
б) учет этапов развития гендерной идентичности;
в) учет психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Теперь рассмотрим каждый из них.
Такой же подход важен в приобретении материалов и оборудования. Мягких игрушек, настольных игр, книг, игровых наборов для девочек должно быть столько же, сколько и для мальчиков.
При этом нужен индивидуальный подход к детям. Следует учитывать их вкусы и привязанности к изображению на картинке и её цвету. Так, например, ученые выяснили, что многие мальчики страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Исследователи считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционное, но не оправдавшее себя разделение: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому лучше использовать более светлые и яркие оттенки цветовой гаммы.
Полоролевая социализация ребенка – это усвоение и воспроизведение:
а) гендерных ролей;
б) культуры взаимоотношения полов.
Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать отношения. Например, мальчик в игре «Семья» усваивает роль папы, общается с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек может быть чемодан с инструментами для мальчиков. А в зоне игр мальчиков – медсестринский набор для девочек. Чаще всего мальчики и девочки в своих играх хотят подражать реальной жизни.
У мальчиков по-другому: их игры рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Они активные, энергичные, чаще опираются на дальнее зрение. Мальчики бегают друг за другом, бросают предметы в цель, занимая игрой всю предоставленную территорию. Если игровое пространство мальчиков ограничивают, то они используют его по максимуму: и горизонтальные плоскости, и вертикальные. Поэтому рекомендуется мальчикам давать больше места для деятельности, при этом учитывая интересы девочек.
В комнате группы каждый ребенок должен иметь свободный доступ к:
Оборудование размещают по секторам (центрам развития). Так дети могут объединиться в подгруппы по общим интересам.
I. В центре речевого развития могут находиться:
а) дидактические игры;
б) наборы картин;
в) картинки, способствующие развитию речи мальчиков и девочек.
Словарный запас у мальчиков достаточно широкий. Но в их активном словаре превалируют глаголы, междометия, то есть слова, передающие действия. Поэтому мальчикам подбираются сюжетные картинки о:
Речь девочек более эмоциональна. Они склонны к предметно-оценочной речи, в которой преобладают существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Наборы сюжетных картинок и дидактических игр для девочек подбираются о:
II. Литературно-театральный центр лучше разделить на:
А. Библиотеку с отделами:
Б. Театры, интересные обоим полам.
III. Центр экспериментирования нужно наполнить разнообразным материалом для исследований не только живой природы, но и неживой. Сюда чаще «заглядывают» мальчики, исследователи и экспериментаторы по своей натуре. Девочек больше привлекают комнатные цветы, уход за ними, сбор гербариев и семян для коллекции.
IV. Центр искусств универсален для обоих полов, но можно подобрать разные раскраски для девочек и для мальчиков.
Мальчики чаще рисуют технику, военные действия, большие дома, улицы. Их рисунки наполнены действием, движением, поэтому подбираются подходящие шаблоны и трафареты.
Девочки чаще рисуют людей, принцесс, себя. Прорисовывают мелкие детали, глазки, ротик и т. д. Цветовая гамма ярче, наборы цветных карандашей, мелков, красок имеют большее разнообразие оттенков.
V. Центр ручного труда делится на:
а) мастерскую для мальчиков;
б) центр рукоделия для девочек.
На основании этих центров можно организовать кружки отдельно для мальчиков, например, «Самоделкин», а для девочек – «Волшебная игла». В центре также могут находиться:
А. Картинки и иллюстрации с предметами труда.
Б. Инструменты, нужные мужчинам или женщинам для созидательного труда.
В. Схемы, знакомящие детей с правилами:
Г. Плакаты с инструкциями по:
VI. В центре конструирования находятся разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные и настольные). Из конструктора можно собрать комнату для мальчика или для девочки. Это развивает полоролевую сущность детей:
а) девочки, которая ассоциирует себя с женщиной, обустраивающей свое жилище;
б) мальчика, который ассоциирует себя с мужчиной, добытчиком.
Также в уголке можно разместить:
Здесь мальчикам предоставляется возможность построить гараж для машин или дом. Тем самым они примеряют на себя роль строителя.
Помещение группы можно разделить на два «царства» разными коврами. Девочки и мальчики усваивают правила поведения, в том числе гендерного, в сюжетно-ролевой игре, поэтому подбору материалов и оборудования для этой деятельности стоит уделить особое внимание.
В каждой игровой зоне нужно разместить коробки с атрибутами детских игр:
А. У мальчиков:
Б. У девочек:
С мальчиками следует обсудить, где лучше расположить крупный деревянный конструктор и игрушечный «автопарк». С девочками – как расставить мебель в игровом уголке и где они будут хранить кукольные постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.
Предметная среда для детей разного возраста отличается определенным набором игр и игрушек, отвечающим особенностям полоролевого развития мальчиков и девочек. Можно выделить несколько основных тенденций в подборе игрушек при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту:
а) постепенный переход от более крупных игрушек к мелким;
б) от простых кукол и пластмассовых машинок к более реалистичным игрушкам, игрушкам-копиям.
В младших группах первичное осознание своего пола у малышей связано с одеждой, прической. Дидактические и сюжетные игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. К игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется «Оденем Сашу на прогулку». Игра «Уложим Таню спать» дополняется сюжетом «Уложим Мишу спать» и т. д. Рядом с куклой-девочкой, одетой по сезону, в примерочной появляется кукла-мальчик.
В среднем возрасте дети устраивают совместные игры в небольших группах. Чаще всего это группы «мальчик – мальчик» или «девочка – девочка». Увеличивается потребность в отдельных уголках для мальчиков и для девочек. Чаще «девчоночьих» игрушек бывает достаточно, а для мальчиков игрушки дополняются.
Мальчик среди сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. Для игр мальчиков особенно характерна групповая форма.
Для педагога важно при изменении игрового пространства вызвать у детей расположение и симпатию к новинкам, желание участвовать в обустройстве группы. Так, например, создав для мальчиков «уголок динозавров», можно предложить им соорудить постройки из стройматериала и фантастические деревья из природного материала.
В старшем возрасте мальчики и девочки объединяются для совместных игр, выполняя мужские и женские роли. К привычному набору игрушек добавляются куклы-мальчики (от младенцев до мужчин). В уголках девочек появляются игрушечные дома с мебелью, одеждой для женщин (куклы Барби и домик для куклы Барби).
Уголок ряжения, который был только в младших группах, в старшем возрасте имеет другое значение. Теперь здесь девочки украшают себя, учатся создавать наряды, давая волю фантазии. Для мальчиков в этом уголке можно подобрать костюмы рыцарей, пажей, принцев, богатырей.
Ведущее место в становлении личности дошкольника занимает игровая деятельность. Она в этом возрасте естественна. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в ней ребенок тренирует свое поведение в будущей взрослой жизни. Он учится:
От того, как у него это будет получаться, во многом зависит развитие его успешного жизненного стиля.
В играх дети быстрее друг друга узнают, учатся распознавать сверстников и понимать их, принимать личностные особенности других. В них же формируются морально-нравственные ценности в детском коллективе. Чувства и эмоции, которые ребята переживают вместе в играх, сближают, объединяют их. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, проявлять свои новые возможности. Каждый участник игры, выполняя её правила, ощущая переживания своего сверстника, совершенствует свои личностные качества.
Игра – сложный, многоуровневый вид деятельности. Он дает возможности для развития всех компонентов психического пола:
а) когнитивного;
б) эмоционального;
в) поведенческого.
Игра также помогает малышам разобраться в:
I. Системе гендерных требований и идеальных моделей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребенка» и т. д.).
II. Переживаниях по поводу принятия той или иной роли и удовлетворенности ею.
III. Ориентации на поведение сверстников и идентификации с детьми своего пола.
Подчеркнем, что группа сверстников – второй по значимости (после семьи) институт социализации ребенка.
Ученые установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому при подборе материалов и оборудования для игр необходимо руководствоваться как задачами общего развития детей, так и теми, которые учитывают в воспитании их гендерные особенности. При этом нужно обращать внимание на:
Большинство отечественных и зарубежных исследователей соглашаются с тем, что игры в «Семью», в «Дочки-матери» позволяют конкретизировать представления девочки о материнской позиции, о своей будущей социальной роли. Принятие её на себя в сюжетно-ролевой игре открывает ребенку возможность освоить новые мотивы и действия, связанные с материнской сферой. Играя с куклой или младшими детьми в роли малыша, девочки упражняются в кормлении, уходе, особом типе взаимодействия с младенцем («сюсюкающая» речь, бережные движения, убаюкивание и утешение).
Девочки моделируют в игре образец материнства своей мамы и наблюдения за материнско-детскими отношениями в других семьях. Увлеченность девочки игрой в «Дочки-матери» в детстве – одна из предпосылок формирования психологической готовности к материнству в юности и более зрелом возрасте.
Исследования показывают, что девочки и мальчики с младенчества играют в разные игрушки. При этом широта их выбора у малышей различна. К. Рубин отмечает, что в детском саду девочки намного чаще играют с «мальчиковыми» игрушками, чем мальчики с «девчачьими». А для младших школьников разница между такими игрушками становится принципиальной. Однако при определенных условиях эта закономерность нарушается. Если младшего дошкольника оставить наедине с игрушками, то ребенок, скорее всего, выберет для игры предметы, предназначенные для другого пола. Если же он находится в обществе сверстника противоположного пола, такая вероятность минимальна.
Мальчики-дошкольники отчетливо негативно реагируют на других мальчиков, которые выбирают игрушки для девочек. Б. Фагот считает, что мальчики воспринимают игровые предпочтения девочек и их игровые сценарии как опасность. И её следует избегать тому, кто хочет быть принят в мир мужской игры равных. Такая негативная социализация может мешать мальчикам осваивать тонкие социальные навыки в отношениях с людьми. К тому же отцы, как правило, энергично возражают против участия сыновей в играх, которые не укладываются в гендерные стереотипы.
Многие ученые приходят к выводу, что в играх дошкольников разделение полов носит резко контрастный характер. Мальчики не хотят играть в «девчачьи» игры. Они считают девочек неспособными «стрелять», «водить машину», «командовать». А девочки находят игры мальчиков грубыми и не доверяют им кукол. Такое восприятие моделей поведения открывает путь к идентификации со сверстниками своего пола и усвоению гендерных норм поведения. Вместе с тем это может обеднять поведение дошкольников, лишая, например, мальчиков возможности развивать эмпатию, сопереживание, а девочек – твердость и решительность.
Точка зрения педагогов и психологов на «мальчишеские» игры военной и героической тематики («Солдаты», «Спасатели», «Полицейские») противоречива. Одни исследователи считают, что подобные развлечения развивают агрессивность и стимулируют деструктивное поведение. Мальчики могут отрабатывать модели жестокого, разрушительного поведения. Большинство взрослых это не одобряют, поэтому и дома, и в детских садах военные игры под запретом. Предпринимались даже попытки остановить производство военных игрушек.
Другая часть исследователей считает, что игры героической направленности не усиливают агрессию, а, наоборот, позволяют выплеснуть естественную для мальчиков «биологическую» агрессивность. И тем самым социализировать её, ограничив рамками игры.
Если объективно посмотреть на сюжетно-ролевые игры мальчиков, то чаще всего это примитивные имитации «перестрелок» и «перебежек». Ребята выбирают такие развлечения, потому что не видят образцов развернутой игровой деятельности. К тому же нет адекватного руководства их игрой со стороны взрослых.
Мальчики ощущают дефицит образцов мужского поведения. Многие отцы из-за большой загруженности на работе редко занимаются дома «мужской» работой – столярничают, плотничают и т. д. Не так часто папы учат сыновей играть и готовы разделить с ними все «тяготы военной жизни». Поэтому потребность в реализации определенных сюжетов у мальчиков явно не удовлетворяется. А образцы поведения они наблюдают в основном бытовые: как мама стирает, готовит и убирает.
В обедненном виде военные сюжеты вряд ли помогут личностному развитию мальчиков. Они ограничивают потенциально возможные модели лишь агрессивными действиями. Однако развернутая ролевая игра, включающая различные испытания, элементы преодоления себя, образцы героизма, тактические действия, взаимопомощь, точно дает мальчику возможность почувствовать себя сильным, смелым, благородным и отважным. Военные игры позволяют моделировать настоящие мужские испытания, проверять решимость и отвагу. Они дают опыт защиты слабых, противостояния злу и преодоления трудностей, задают образцы мужественности.
Психологи и педагоги хорошо знают, что мальчики предпочитают не принимать участие в играх девочек, особенно в «Семью». Вместе с тем опыт игрового принятия роли отца, заботливого и ответственного за своих близких, обогащает личность мальчика.
Т. A. Арутюнова исследовала совместные игры мальчиков и девочек на семейную тематику. Она обнаружила, что игра в «Семью» помогает преодолеть разобщенность мальчиков и девочек, укрепляет желание детей играть вместе. Совместная игра стала инструментом для формирования адекватных представлений дошкольников об отношениях членов семьи. Она обогатила модели поведения со сверстниками противоположного пола и расширила взаимодействие мальчиков и девочек.
Итак, обобщим сведения современных исследований и традиционных подходов к игре. Она – важный компонент в формировании полоролевой идентификации дошкольников. Игровая деятельность – это необходимое условие для освоения основ женских (преимущественно материнских) качеств у девочек и мужских – у мальчиков. Игра облегчает гендерную социализацию детей и улучшает взаимопонимание между мальчиками и девочками.
Важная роль в полоролевом развитии ребенка принадлежит семье. Это первый, наиболее близкий для него мир,который дает малышу начальные представления о половой роли, о «мужском» и «женском». Именно в семье происходит первичная гендерная социализация.
Родители демонстрируют ребенку определенные стереотипы полоролевого поведения. Семья создает у малыша представления о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Родители и другие родственники осознанно или неосознанно контролируют, отвечает ли поведение ребенка требованиям гендерной роли. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, в особенности с матерью и отцом, формируется психологический пол малыша.
Гендерная социализация в семье рассматривается психологами и педагогами не просто как сумма воздействий на дошкольника, а как сложная система взаимных влияний взрослых и ребенка друг на друга.
В научной литературе называют несколько факторов семейного воспитания, от которых зависит формирование психологического пола детей и процесс полоролевой социализации:
Результаты зарубежных и отечественных исследований об идентификации ребенка с родителем достаточно противоречивы. Это объясняется как методологией исследований, так и спецификой социальных условий, культурных стереотипов в обществе.
Исключительно важна для становления гендерной идентичности ребенка роль отца и матери. Наиболее успешно полоролевая социализация проходит в полной семье. Для малыша важен пример поведения родителей, их взаимоотношений друг с другом и с детьми. Начиная с 1,5 лет, ребенок копирует поведение родителя своего пола. Психологи считают, что до 3 лет ребенок, независимо от пола, идентифицирует себя с матерью, а после 4 лет – чаще с родителем своего пола. Если кого‑либо из родителей нет, объектом половой идентификации могут стать другие значимые для ребенка члены семьи.
Особо следует отметить роль мамы в идентификации для девочки. Идеал матери начинает формироваться у ребенка на первом году жизни. Через ассоциацию с матерью у девочки формируется образ материнства, и этот стандарт становится частью её самой. Для всех женщин первичная и преобладающая модель – это их мать. С этим идеалом матери женщина в дальнейшем себя сравнивает и оценивает. И может возникнуть реакция вины, когда она обнаруживает, что ведет себя вразрез с идеальной ролевой моделью.
Однако если для девочки основа формирования женской психологии – первичное единство с матерью, то для мальчика базой становления мужской психологии оказывается его разрыв. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной.
Образ отца крайне важен для психического развития мальчика. Ребенок без отца хуже понимает особенности мужской психики и поведения. Отсутствие папы или недостаточное влияние с его стороны осложняет приобщение мальчика к мужской субкультуре. Для успешной гендерной идентификации мальчику необходимы:
Педагоги взаимодействуют с родителями (законными представителями) дошкольников по вопросам гендерного воспитания в нескольких направлениях:
Также родителям предлагаются:
а) организацию мероприятий по гендерному воспитанию;
б) реализацию образовательных проектов в этой сфере.
В рамках этого направления можно предложить такие мероприятия:
Нормативные документы:
Литература:
Электронные ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.