Организация кружковой деятельности в дошкольной образовательной организации

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: совершенствование компетенций педагогов дошкольных учреждений в области организации и планирования кружковой деятельности.

Объем: 72 часа.

Программа:

Модуль 1. Планирование и организация кружковой деятельности в дошкольной образовательной организации 

Занятие 1. Актуальность дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

Занятие 2. Дополнительные образовательные услуги в реализации программы развития ДОУ.

Занятие 3. Модель организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

Занятие 4. Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ с применением ИКТ.

Занятие 5. Планируемые результаты внедрения модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

Модуль 2. Современные направления реализации кружковой деятельности в ДОУ 

Занятие 1. Особенности организации мини-музея в ДОУ. 

Занятие 2. Логико-математические сюжетные игры старших дошкольников в интерактивной песочнице.

Занятие 3. Организация экологической тропы на базе ДОУ.

Занятие 4. Возможности применения дидактических игровых пособий в рамках реализации дополнительных программ в ДОУ.

Занятие 5. Внедрение фитбол-гимнастики как дополнительного образования детей в условиях ДОУ.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Понимание места кружковой деятельности в системе дополнительного дошкольного образования.
  • Формирование навыков планирования кружковой деятельности в ДОУ.
  • Знание современных направлений кружковой деятельности в ДОУ и умение их реализовывать.

Модуль 1. Планирование и организация кружковой деятельности в дошкольной образовательной организации 

Занятие 1. Актуальность дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является гармоничное формирование личности ребенка. Большое значение для всестороннего развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которая способна обеспечить переход от интересов детей к становлению их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется как главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ, так и показателем качества образования в целом.

В настоящее время у дошкольных образовательных учреждений появилась возможность привлечения дополнительного финансирования за счет оказания дополнительных услуг. Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду такие услуги могут получать как посещающие, так и не посещающие его дети. Особенность в том, что такие услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения; услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Платные услуги – хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Кроме того, они получают возможность полноценной организации свободного времени.

Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В. И. Андреева, В. В. Беловой, В. П. Беспалько, В. З. Вульфова, З. А. Красновского, М. М. Кулибабы, И. Я. Лернера, А. И. Щетинской и др.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы – таким образом закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что повышает степень его адаптивных процессов и уровень интеграции в социуме.

Занятие 2. Дополнительные образовательные услуги в реализации программы развития ДОУ

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает день ото дня. Каждое дошкольное учреждение постоянно доказывает свою привлекательность, неповторимость. Достигается такой статус, в первую очередь, высокими показателями воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов, качество образования характеризуется через совокупность критериев-условий образовательного процесса и результатов этого процесса.

В связи с постоянными политическими и экономическими изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений в социуме. Одной из важнейших отраслей, нуждающихся в таком регулировании, является дошкольное образование. Потребность расти, развиваться, совершенствоваться, перешагнуть через стереотипы, проанализировать изменения, происходящие в обществе, а также новый взгляд на образование привели к введению новых Федеральных Государственных Требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Программа развития дошкольной образовательной организации – это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, руководителей учреждения, родителей), направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения, что выражается в переходе учреждений в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересам и потребностям детей, родителей, педагогов; способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Следовательно, наиболее важным становится вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ. 

Это привело к необходимости создания программы развития ДОУ, представляющей собой стройную нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного достижения поставленных целей.

При осуществлении выбора путей обновления педагогического процесса должны быть учтены тенденции социальных преобразований в регионе реализации, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

Повышение компетентности, профессионализма воспитателей, специалистов – важнейшее условие улучшения качества дошкольного образования. Поэтому одним из главных условий достижения эффективных результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения выступает потребность в непрерывном профессиональном росте педагогов. 

Методическая работа ведется через разные формы: наставничество, семинары, консультации, смотры-конкурсы, педагогические советы, экскурсии с целью повышения педагогической компетенции, тренинги для сплочения педагогического коллектива. Тематические планы специалистов дополнительного образования и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения занятий и режимных моментов.

В детском саду должны быть созданы все условия, необходимые для успешного совместного труда всего коллектива. Налаженная трудовая дисциплина, а также благоприятный морально-психологический климат позволяют решать поставленные задачи. Атмосфера психологического комфорта и должным образом организованная  воспитательно-образовательная работа с дошкольниками помогают выстроить доверительные отношения с семьями воспитанников.

Образовательная политика на современном этапе формулирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением. С одной стороны, это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, как готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, мобильность и готовность обучаться всю жизнь. Эти характеристики определяют облик современного человека. Кроме этого, современный человек должен владеть правовой культурой, т.е. обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, соблюдать и защищать права человека.

С другой стороны, современный детский сад сам должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства. Поэтому детский сад вынужден вводить новые формы работы с детьми, развивать систему дополнительного образования и кружковой деятельности на базе ДОУ. 

Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ определяется следующими критериями:

  • уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников; 
  • субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
  • соответствием образовательного процесса государственным стандартам, условиям его организации и ведения;
  • технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и т.д.);
  • соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг. 

Занятие 3. Модель организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (или законных представителей) на договорной основе. 

Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее – дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: 

  • художественно-эстетического цикла; 
  • этнокультурные; 
  • культурологические; 
  • интеллектуально-развивающие; 
  • коммуникативно-речевые;
  • экологические; 
  • физкультурно-оздоровительные; 
  • различной коррекционной направленности и др. 

В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

  1. позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей для всех детей в получении дополнительного образования, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
  2. созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
  3. повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
  4. обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
  5. созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
  6. улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.

Организация бесплатных дополнительных образовательных услуг является составной частью общеобразовательной программы ДОУ.

Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. Созданная в детском саду система помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей. 

При этом решаются такие основные задачи:

  • выявление способных и талантливых детей;
  • создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей;
  • разработка и внедрение нового содержания образования, педагогических технологий; 
  • создание  дошкольникам условий для реализации их творческих способностей.

Сегодня дошкольники получают самое современное образование в условиях дошкольного образовательного учреждения. Многие из них посещают занятия дополнительного образования, где развивают свои таланты – учатся петь, танцевать, рисовать. Современный детский сад – это место, где ребенок получает все необходимые знания, развивает способности, в том числе и с помощью дополнительных образовательных услуг.

Занятие 4. Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ с применением ИКТ

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса. 

Применение ИКТ позволяет существенно повысить качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. 

Администрация ДОУ, специалисты владеют компьютером и имеют его в личном пользовании. 

Делопроизводство организовано на базе использования программ Microsoft Word, Microsoft Excel. Табличная программа Excel позволяет легко проводить обработку данных, быстро выполнять сложные подсчеты и наглядно представлять их в виде таблиц. 

ДОУ имеет доступ к сети Интернет, свой сайт и электронный почтовый ящик. Пользование электронной почтой позволяет быстро получать информацию от различных учреждений и организаций и оперативно направлять её в их адрес, что значительно экономит время. Размещение важной информации на сайте ДОУ позволяет своевременно довести её до сведения родителей воспитанников. 

Внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведет к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений, а также к переходу на более эффективные формы работы. 

Педагоги дополнительного образования применяют на практике ИКТ, что способствует повышению качества усвоения дополнительного материала воспитанниками на занятии. Они подбирают иллюстрированный познавательный материал к занятиям, создают презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, показывают тематические видеофильмы, владеют электронной почтой.  

Педагогами в рамках реализации дополнительного образования на базе ДОУ могут быть использованы:

  • компьютеры, ноутбуки;
  • мультимедийный проектор; 
  • принтер;
  • сканер;
  • телевизор;
  • музыкальный центр с USB;
  • цифровой фотоаппарат;
  • интерактивная доска.

Использование ИКТ позволяет обмениваться опытом, знакомиться с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья, общаться с родителями на форуме. 

Информационные компьютерные технологии находят свое применение как в работе педагогов, так и в работе специалистов ДОУ, что значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедийных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды, корректировать общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. Игровые же компоненты активизируют познавательную деятельность детей и улучшают усвоение материала.

Занятие 5. Планируемые результаты внедрения модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

  1. позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей для всех детей в получении дополнительного образования, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
  2. созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
  3. повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
  4. обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
  5. созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
  6. улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой работы ДОУ.

Многие современные семьи – заказчики образовательных услуг, в соответствии со сложившимися представлениями о качественном образовании, ждут «накачки» своих детей знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы их ребенок был конкурентоспособен при поступлении в школу. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты представляют собой модель выпускника ДОУ и описывают интегрированные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают достижения детей в каждой возрастной группе и показывают динамику формирования интегрированных качеств воспитанников по всем направлениям развития.

Промежуточные результаты освоения программы формируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. Наличие дополнительных образовательных услуг в ДОУ дает детям знания сверх программы ДОУ.

Модель выпускника детского сада ориентирована на ребенка и представляет собой следующую характеристику личности дошкольника:

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  2. Любознательный, активный. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Он задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений ребенок обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  3. Эмоционально отзывчивый. Ребенок откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Он способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Он соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации он может преобразовывать способы решения задач (проблем), способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов Программы и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей, а также включает описание объекта, форм, периодичность и содержание мониторинга.

Дополнительный материал к модулю

Примеры программ кружковой деятельности ДОУ: 

Модуль 2. Современные направления реализации кружковой деятельности в ДОУ 

Занятие 1. Особенности организации мини-музея в ДОУ

Детские музеи, ориентированные на детей определенного возраста, на семьи и на дошкольные учреждения, распространены во многих странах мира, а в последнее время становятся популярны и в нашей стране. Сама идея таких музеев появилась в России еще в 20-30-е годы прошлого века. Авторские мини-музеи реализовывали идеи и замыслы своих создателей (впрочем, через некоторое время они были закрыты). Например, музеи-мастерские (руководители – С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, А.У. Зеленко) были нацелены на развитие творческих способностей детей. Вместе с тем, в имеющейся там «музейной комнате» желающие могли ознакомиться с коллекциями растений, животных.

В рассматриваемом контексте нельзя не упомянуть и об отечественных школьных музеях, первые из которых появились в гимназиях в конце XIX века и были в основном историко-краеведческой направленности. Школьные музеи – специфический институт культуры и образования, оказывающий положительное влияние на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности школьников.

Главные функции детского музея – образовательная и просветительская. Именно поэтому, в нем могут быть собраны любые предметы-экспонаты, а не только подлинники, как это принято в музеях традиционного формата. Более того, в детском музее может и не быть особо ценных в художественном, историческом или информационном плане экспонатов. Как правило, основу музейной экспозиции составляют не слишком редкие предметы старины, быта.

Сегодня дети, как впрочем и взрослые, с удовольствием посещают музеи, посвященные всестороннему изучению какого-либо одного объекта – музеи монографического профиля. Например, музей шпаргалок в г. Вятка, пражский музей кукол, музеи самовара и пряника (г. Тула), тамбовский музей волка, музей зайца (г. Владимир), музей змей в Тверской области, единственный в мире музей мыши в г. Мышкине Ярославской области или новосибирский Музей солнца.

Возрастающая потребность в новых подходах, технологиях и педагогических средствах в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС, безусловно, актуализировала воспитательный потенциал мини-музеев.

Основными задачами мини-музея в настоящее время можно считать:

  • знакомство детей с историей, культурой и природой малой родины и России, с народными промыслами и работами народных мастеров-умельцев;
  • формирование у детей интереса к историко-культурному и природному наследию малой родины и России;
  • воспитание уважения к предшествующим поколениям и современникам, гордости за их ратные подвиги и трудовую доблесть;
  • формирование познавательного интереса и познавательных действий детей, развитие их эмоционального и творческого потенциала, приобретение опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Специфика (направленность) работы мини-музеев может быть разной – музеи природы, этнографические, декоративно-прикладные и т.д. Остановимся несколько подробнее на особенностях дошкольного образования в контексте некоторых наиболее распространенных мини-музеев.

Мини-музеи природы 

Нельзя не согласиться с позицией профессора Н. Е. Тарасовской и её коллег, что «экологическое воспитание на всех ступенях образования невозможно без непосредственного контакта обучаемых с природными объектами. И это особенно важно в дошкольном и начальном образовании, когда идет приобретение первоначального жизненного опыта и личные впечатления играют более важную роль по сравнению с вербальной информацией». Причем желательно создать круглогодичную возможность для общения детей с природой.

В контексте ДОО особая роль здесь отводится познавательным экскурсиям естественно-научной направленности, при планировании которых должен быть заранее определен круг объектов для ознакомления и возможного контакта. Конечно, такие экскурсии требуют больших затрат времени и труда от работников детского сада и не всегда имеют должную отдачу. При этом особая сложность состоит в организации транспорта для посещения дендрариев, контактных зоопарков, региональных естественно-научных музеев, природные биотопов и т.п.

Проще организовать экскурсию в мини-музей природы в помещении ДОО. Такой музей может быть оформлен в виде настенных стендов, а также в виде экспозиций в специальном помещении. В качестве познавательных и безопасных экспонатов музея могут быть представлены горные породы и минералы, раковины улиток, старые гнезда птиц, высушенные грибы, мхи и лишайники, гербарии, влажные препараты растений в безопасных средах на основе солевых растворов и т.п. Интерес детей вызывают и фотографии растений, животных, птиц, насекомых.

Особые ресурсы в формировании ценностного отношения к окружающему миру имеют интерактивные мини-музеи природы. В интерактивном музее должно быть реализовано продуктивное сочетание музейных ресурсов с современными информационно-коммуникативными и социокультурными технологиями, созданы условия для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Также предполагаются активные действия детей в отношении экспонатов.

При формировании экспозиции такого музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!» – в ней не должны присутствовать чучела животных, пойманные и засушенные насекомые или специально сорванные красивые цветки, листья. Важно осознавать, что при создании мини-музея не должно пострадать ни одно живое существо. 

В этом ключе в коллекцию мини-музея могут входить, например: причудливо изогнутые коряги и ветки, шишки, которые грызла белка, грибы трутовики, перья птиц; старое брошенное гнездо, кора со следами жуков-короедов. Ребенок может взять в руки эту кору и через лупу внимательно рассмотреть её. Для музея можно изготовить макеты: «Кому нужны деревья в лесу»; «Как лесник заботиться о лесе» и др. 

Для удобства изучения некоторых интересных природных объектов определенной местности можно изготовить бумажные тоннели, которые подробно воспроизводят животный и растительный мир, например, болота и луга. Более детально освоить новое воспитанникам поможет лэпбук. 

Деятельность такого интерактивного мини-музея, безусловно, способствует гармонизации образовательного процесса в детском саду и формированию природоориентированной картины мира и основ экологической культуры воспитанников, нацеливает их на активно-действенное позитивное отношение к окружающей природе.

Этнографические мини-музеи 

Во всероссийском профессиональном конкурсе «Росточек: мир спасут дети» в 2021 г. золотой медалью награжден материал «Музей «Русская изба» творческого коллектива из детского сада № 37/1 г. Барнаула. Авторы показали, что этот мини-музей знакомит воспитанников с элементами материальной и духовной культуры, жизненным укладом русского народа, учит понимать язык предметов как носителей закодированной информации исторической эпохи.

В мини-музее дети имеют возможность увидеть различные предметы старинного русского быта, узнать их названия и назначение (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, люлька, утюг на углях, самовар, расписные полотенца, старинная вышивка); познакомиться с жилищем крестьянской семьи – избой и её устройством (сруб, кровля, венец, лавка, домотканые половики, наличник и др.). Здесь же можно подержать в руках Дымковскую и Филимоновскую игрушки, Хохломскую роспись, Гжель и предметы других народным промыслов. В дальнейшем запланировано и изготовление игрушек детьми (лепка из глины и расписывание по канонам народных промыслов). Занятия в музее направлены на то, чтобы привить воспитанникам интерес к предметам старины, крестьянской утвари, расширить их словарный запас, обогатить его народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

Историко-краеведческие мини-музеи 

Еще один заслуживающий внимания пример мини-музея, даже комплекса мини-музеев (их 15!) в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 55» г. Глазова Удмуртской Республики. Комплекс, представляющий живой, развивающийся организм, стал не просто неотъемлемой частью предметно-развивающей среды ДОО, но и её культурным центром. На базе этого мини-музея не только организуются те или иные экспозиции или выставки, но и осуществляются разные формы деятельности (поиск и сбор экспонатов, проведение досугов и праздников, разные виды исследований, занятия-экскурсии, проектная практика и др.). Комплект материалов, включающий проект «Эстетико-познавательное развитие дошкольника посредством социокультурной среды музея», награжден золотой медалью в Международном конкурсе «Новатор-2021».

Мини-музеи в этом детском саду располагают постоянными и сменными экспозициями. Экспозиции здесь сконструированы по разным основаниям, например, по тематике, по материалу. Есть экспозиции, отражающие решаемую задачу: формирование представлений и их систематизацию, установление взаимозависимостей («От семечка до плода»). На базе мини-музеев стали организовывать кратковременные (даже однодневные) экспресс-экспозиции. Например, в мини-музее «От зерна до каравая» была организована экспресс-экспозиция «Проращивание зерен в разных грунтах»; прошли акции «Скворечник» и «Кормушка» в мини-музее «Птиц».

Основные формы работы в данных мини-музеях: конструирование и обновление экспозиций, дидактические игры и творческие задания, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, занятия-экскурсии. 

Педагоги неукоснительно придерживаются правил-требований к посещению музея (по Г. Фройденталь):

  • каждое посещение музея должно иметь определенную цель;
  • необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;
  • при отборе экспонатов музея требуется учитывать возраст и интересы детей;
  • итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.

Предметность и наглядность обеспечивают развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Экспонаты можно не только потрогать, взять в руки, поиграть с ними, но и при желании взять на время домой, что очень привлекает детей. Многие из экспонатов мини-музеев могут быть сделаны руками воспитанников и их родителей. Например, деревянные напольные игрушки Баба Яга и Гном в мини-музее Народной игрушки, вязанная ласточка в мини-музее Птиц, часы будущего в мини-музее Времени, макет «пруда» и «подводного мира» в мини-музее «Волшебница вода», макет конюшни в мини-музее «Бабушкино подворье» и т.д. Воспитанники с особой гордостью рассказывают об экспонатах мини-музея, подаренных именно ими.

Основными методологическими принципами при оценке деятельности мини-музея могут выступать:

  1. Системность, отражающая необходимость учитывать, что мини-музей включается в ДОО с изменяющимися социальными, психологическими, экономическими, информационно-коммуникативными условиями и, следовательно, при реализации модели музея возможны внутренние, внешние и синергетические эффекты.
  2. Комплексность, требующая рассматривать различные аспекты, процедуры, этапы реализации модели мини-музея и предусматривающая многоплановость проведения оценки в различных ракурсах (образовательных, социальных и др.), что дает возможность более глубокого понимания ситуации, отражения тонкостей и нюансов исследуемого явления. 
  3. Конструктивность, обеспечивающая направленность оценочного анализа не только на выявление эффективности «музейного влияния» и недостатков модели музея, но и, в первую очередь, на определение точек роста, поиск путей развития, нахождения новых ресурсов мини-музея.
  4. Адекватность, обусловливающая необходимость при оценке результатов музейной деятельности обеспечить правильное отражение структуры и характеристик ДОО, применительно к которой разрабатывалась и реализуется модель-музей;
  5. Объективность, требующая стремиться не только к опоре на качественные (структурные, функциональные и др.) и количественные показатели эффективности модели музея, но и к учету их достоверности.
  6. Деятельностный характер оценки, предполагающий оперативное использование результатов оценочного анализа в целях совершенствования модели музея с позиций эффективности.

Мини-музей, приобщая детей к миру ценностей, истории, культурному наследию своего народа и малой родины, опираясь на особую эмоциональную музейную атмосферу и, тем самым, развивая эмоциональную сферу воспитанников, создает условия для формирования основ духовности, нравственности, патриотизма в детской среде, стимулирования развития познавательного интереса.

Занятие 2. Логико-математические сюжетные игры старших дошкольников в интерактивной песочнице

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется, в основном, непосредственно в  образовательной деятельности. Однако дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближенно, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

Результат творческого поиска новых форм работы в данном направлении – организация сюжетных математических игр в интерактивной песочнице. Интерактивная песочница позволяет раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную.

Такой формат деятельности может быть организован в качестве кружка на регулярной основе. 

Чтобы развернуть сюжетные математические игры с детьми, необходимо учитывать принципы их организации: 

  • отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх дошкольников; 
  • ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения; 
  • отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр; 
  • организация коллективных игр (привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия);
  • индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка); 
  • переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение детей математическим основам, а именно операциям счета и действиям с мерами, нужно соблюдать следующие условия: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий должна возникать объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия должны быть интересны и предоставлять возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Интерактивная песочница позволяет изучать цвета, формы, размеры предметов, группировать по нескольким сенсорным признакам. Играя, дети воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Манипуляция в процессе игры деревьями, животными, транспортом и даже домами развивает у дошкольников не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Сюжетно-дидактическая игра, организованная в интерактивной песочнице, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления. При включении режима строительства, который дополнен возможностью создания интерактивного вулкана, дети вовлекаются в сюжетную игру «Археологи». Дошкольники с энтузиазмом делают отвесные горы из песка с округлой вершинной. При этом, строя возвышенности, дети обсуждают какая гора выше, какая ниже, с какой горы лава стечет быстрее – с более крутой или с более пологой.

Обязательно нужно обеспечить взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой. Например, если на занятиях дети знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью игры «Зоопарк» в песочнице, организованной вслед за занятиями, будет практическое использование порядковых числительных в пределах 10.

Чтобы развернуть сюжетные игры, в которых дети стали бы использовать математические знания, «старые» бытующие игры следует наполнить новым содержанием, показывая детям, что качество и результат их деятельности зависят от применения счета и измерения.

Сюжетная игра «Подводный мир» организуется в созданном одноименном режиме. Режим представляет собой реалистичную модель океана, наполненного жизнью: в водных глубинах плавают экзотические рыбы, на мелководье снуют крабы и черепахи, на дне растут кораллы, а на суше возвышаются пальмы и лиственные деревья. Играя в подводный мир, дети рассказывают о тех, кто обитает в воде. Пересчитывают, сколько рыб уплыло в правую сторону, сколько крабов убежало влево. Использование фигурок разноцветных рыб закрепляет пространственные представления на плоскости: в какую сторону плывет зеленая рыбка, где плавает маленькая синяя рыбка.

В этом же режиме организуется игра «Путешествие на корабле». Сначала дети обдумывают строительство корабля – появляются конструкторы, рабочие, сварщики, шоферы. Одни «читают» чертеж постройки корабля, (отсчитывают необходимое количество деталей), другие – отбирают необходимое количество сидений, и, незаметно для себя, обучаются действиям счета, замещения и наглядного моделирования. Когда корабль готов, дети распределяют роли капитана корабля, матросов, пассажиров, выбирают подходящие фигурки. Матросы слушают команды капитана, который указывает маршрут. Корабль плывет в Африку. Далее по сюжету на берегу детям встречаются местные жители, обезьяны, слоны, тигры.

При переключении на познавательный режим «Зима» корабль попадает на Север, где необходимо провести перепись пингвинов, белых медведей, тюленей, сравнить айсберги по величине, чтобы определить наиболее опасные для мореходов.

В сюжетно-дидактической игре «Военные учения», используя фигурки солдат, танков, военные самолеты, дети играют в «пограничников», «летчиков» и «разведчиков». Каждый стремится правильно выполнить счетно-измерительные действия, иначе «пограничники» не получат нужную корреспонденцию, а «летчики» не смогут долететь до аэродрома или до взлетной полосы.

В сюжетной игре «На дорогах города» дети строят дороги, сравнивая их по длине, по ширине, выбирают направление дорог. Используя фигуры машин, дети приходят к решению построить здание «Бензозаправочной станции». В процессе игры они узнают, что разным машинам требуется разное количество бензина. У детей возникают вопросы «Сколько машин заправляется за один день? Какой машине требуется больше бензина: грузовой или легковой? Сколько литров бензина помещается в бензобак?»

Сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Закономерности этих игр позволяют активно использовать их для успешного формирования элементарных математических представлений. Самостоятельное творческое применение математических знаний в группе свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 3. Организация экологической тропы на базе ДОУ

Создание на территории ДОУ экологической тропы дает возможность показать детям всю красоту нашей природы. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью. Дошкольники расширяют свои естественно-научные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игры, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развивается память, речь, мышление. Осмысленное создание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание беречь и сохранять.

Шаги к организации экологической тропы на территории детского сада: 

  1. Детально обследовать территорию детского сада и выделили наиболее интересные объекты.
  2. Составить картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям и детям. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст ребенка, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные яркие рисунки привлекательных для детей объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает путь от одного объекта к другому.
  3. Выбрать вместе с детьми «хозяина» тропы, например, животного родного края – Медведя Потап Потапыча.
  4. Составить паспорт экологической тропы.
  5. Изготовить таблички-путеводители с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
  6. Составить рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

При посещении экологической тропы дети соблюдают разработанные правила:

  1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
  2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
  3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайтесь пением птиц и другими звуками природы.
  4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
  5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
  6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
  7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, расположенной при входе в ДОУ. Таким образом, экологическая тропа может состоять из следующих объектов:

  1. Альпийская горка (альпинарий). 
  2. Лесная полянка – зеленая аптека. 
  3. Цветущий сад.
  4. Хвойный лес.
  5. Цветочный вальс. 
  6. Таежный уголок. 
  7. Урожайна грядка. 
  8. Ромашковое поле. 
  9. Луговое чудо.
  10. Ёлочка-иголочка.
  11. Уголок сибирской сказки.

Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, её мировоззрения.

Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

Занятие 4. Возможности применения  дидактических игровых пособий в рамках реализации дополнительных программ в ДОУ

Родителям хочется, чтобы их дети росли и развивались гармонично. Каждый решает эту задачу по-своему: кто-то занимается сам, кто-то доверяет педагогам детского сада, кто-то выбирает дополнительные занятия. И ходить далеко не надо – они есть почти в каждом детском саду. Современный детский сад – это то место, где ребенок получает не только уход и присмотр, но и первые систематические знания, полезные жизненные навыки. В детском саду важная роль в этом процессе отведена педагогам, которые наряду с основной образовательной программой реализуют программы дополнительного образования. Одним из условий эффективной реализации дополнительных программ является создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей дидактические пособия и игры.

Дидактическое пособие «Театр сказок в чемодане» 

Пособие разработано в рамках Дополнительной общеразвивающей программы «Театральная мозаика». Оно представляет собой ярко декорированный чемодан, основой которого является футляр, изготовленный из экологически безопасного материала – дерева. Размеры деревянного футляра – 50 см х 35 см х 14 см. Крышка чемодана трансформируется с помощью тканевой вставки в ширму для теневого театра или театра на фланелеграфе. Внутри он оформлен как макет зрительного зала и используется как основа для пальчикового, настольного театра и театра би-ба-бо. В комплект пособия входит настольный плоскостной театр «Теремок», пальчиковый театр «Колобок», театр на фланелеграфе «Курочка Ряба», теневой театр «Гуси-Лебеди». Использование данного пособия позволяет учить детей элементарным приемам кукловождения пальчиковым, настольным, теневым театром; формировать умение инсценировать сюжеты знакомых сказок в процессе режиссерских игр; знакомить детей с «устройством театральной сцены»; совершенствовать речь детей, развивать их творческое воображение.

Дидактическая книга «Сказочные превращения Квадратика» 

Данная книга была изготовлена в рамках Дополнительной общеразвивающей программы «Страна Ори-Ландия». Обложка книги изготовлена из дерева, на которой изображена цветущая сакура, выполненная в технике выжигания. На плотных дизайнерских листах представлены дидактические сказки, сопровождаемые последовательными схемами, и два пластиковых кармашка. Эти кармашки предназначены для хранения заготовок и материала для их изготовления (двухсторонняя цветная бумага). Применение дидактической книги способствует развитию пространственного и креативного мышления, мелкой моторики пальцев рук, речевых навыков, эмоциональной сферы, логической памяти, сосредоточенности; совершенствованию навыков овладения техникой оригами; соблюдению алгоритма действий в ходе работы. Знакомство с книгой начинается с показа базовых форм оригами, рассказывания сказок. Затем педагог предлагает прочитать сказку, в процессе которой происходит превращения бумажного листка то в кораблик, то в птичку, то в лисичку, что соответствует содержанию сказки. Чтобы ребенок все правильно сложил, на страницах книги должны быть изображены схемы, а номера в скобочках возле текста подскажут, какая фигурка должна получиться на той или иной странице.

Дидактическое пособие «Домик с улицы Грамотеино» 

Пособие представляет собой деревянное изделие «дом», в котором имеется 13 открывающихся окошек и одна дверь с разными вариантами замков. Размер изделия: ширина – 33 см, длина – 33 см, высота – 36 см, размер окошка – 8х8 см. В каждом окошке имеется съемный карман, в который можно вставить любую картинку, менять их местами. Каждое окошко имеет свой замок: накладные задвижки, крючки, навесные замки. К пособию прилагаются карточки с буквами, слогами, предметными картинками, которые можно вставить в окна домика в зависимости от образовательных задач. Применение в работе данного пособия позволяет выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата посредством артикуляционной гимнастики (если в окна домика вставлены картинки для артикуляционных упражнений); развивать фонематическое восприятие (если в окна домика вставлены буквы и картинки для определения места звука); развивать мелкую моторику; создавать игровую мотивацию на занятии.

Дидактический макет «Русская изба» 

Макет, изготовленный в рамках Дополнительной общеразвивающей программы «Родной край – люби и знай!», предназначен для ознакомления дошкольников с устройством русского быта. Основа макета изготовлена из картонного короба, оклеенного снаружи деревянными досками, а стены внутри и пол проклеены деревянными палочками (шпажками) от мороженного. Короб имеет размер 40х32х36. Мебель и предметы быта изготовлены из экологических материалов: дерево, ткань, соленое тесто, бумага. Технология изготовления предметов быта русской избы: склеивание, шитье, вышивание, лепка. Макет удобен в использовании: легкий, мобильный, все предметы быта и обихода можно переставлять, перемещать. Предметы из ткани легко приводить в порядок. Макет можно использовать в специально организованной познавательной, а также игровой деятельности детей, во время которой воспитанники приобретают первоначальные азы патриотизма, у них развивается интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы.

Занятие 5. Внедрение фитбол-гимнастики как дополнительного образования детей в условиях ДОУ 

В настоящее время остро стоит вопрос об укреплении здоровья детей. В ДОУ педагоги находятся в постоянном поиске новых идей и подходов, чтобы будущее поколение было здоровым. Все понимают важность профилактики заболеваний и развития подвижности в дошкольном возрасте. Сегодня дети чаще имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, слабый иммунитет и склонность к другим приобретенным и врожденным заболеваниям. Снижение двигательной активности способствует ухудшению здоровья детей с малых лет.

Один из способов разнообразить и увеличить двигательную активность – это внедрить фитбол-гимнастику как дополнительное образование детей (ДОД), не предусмотренное общей образовательной программой ДОУ. Заниматься этим направлением могут все желающие со второй младшей группы. Уровень физической подготовки не важен. Главное заинтересовать воспитанников и их родителей, привлечь к работе в данном направлении воспитателей и специалистов. Важно показать актуальность оздоровительного мяча («fit» – оздоровление, «ball» – мяч) всем участникам образовательного процесса.

Фитбол – это резиновый мяч (45-75 см). Его применяют в оздоровительных целях. При регулярных занятиях можно отследить положительную динамику: дети реже болеют, растет уровень их физического развития.

Прежде, чем начать работу с детьми, необходимо тщательно подготовиться. Для занятий должен быть подходящий спортивный зал с полом, покрытым ковром или линолеумом. Поверхность должна быть ровной и гладкой. Мячи должны соответствовать возрасту детей, быть эстетичны, безопасны, хорошо надуты и упруги. Хранить инвентарь следует в специально отведенном для этого месте, вдалеке от нагревательных приборов и прямых солнечных лучей.

Наличие музыкального сопровождения для проведения занятий на фитболах обязательно. Необходимо решить, каким образом будет проигрываться музыка, где в зале расположить технику, чтобы она не мешала занятиям и отвечала требованиям безопасности. Педагогу, ответственному за проведение занятий на фитболах, необходимо иметь методическую литературу, музыкальные диски. 

Когда организационные и технические вопросы решены, можно заняться просветительской работой среди остальных педагогов и родителей воспитанников. Воспитателей можно познакомить со структурой занятия на фитболах, предложить им картотеку игр и упражнений на мячах. Как показывает практика, воспитатели охотно изучают новые направления физической активности. Проведение мастер-класса, открытого занятия расширяет профессиональные знания педагогов. Родителям воспитанников можно предложить консультации по теме, рассказать о пользе фитбола. Выступление инструктора на родительских собраниях раскроет важность данной темы.

Знакомство с фитболом можно начать с бесед. Дети осматривают мяч, беседуют о его свойствах, свободно играют с ним. В группе его можно нарисовать или слепить из пластилина. Просмотр видеоматериала о том, как другие дети занимаются на фитболах, подогреет интерес воспитанников. Первоначальная диагностика заболеваемости и уровня физического развития поможет педагогу выстроить план работы и отследить успехи деятельности в конце года.

Фитбол можно включать в непосредственную образовательную деятельность, утреннюю гимнастику, динамические часы. Структура занятия имеет классическую форму, где есть вводная, основная и заключительная часть. Проводить занятия можно в игровой форме («Кузнечики на полянке»), сюжетной («Покатился колобок по лесу»), соревновательной в виде эстафет («Кто быстрее на мяче?») и др.

В вводной части занятия используются гимнастические упражнения (строевые, общеразвивающие и др.), ходьба и бег. Основная часть занятия подразумевает основные упражнения аэробики (шаги, связки, блоки); танцевальные упражнения (элементы ритмики); профилактико-корригирующие упражнения (упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, нарушений осанки); подвижные игры и эстафеты. В заключительной части проводятся спокойные игры, подводятся итоги встречи.

Целесообразно проводить совместные спортивные мероприятия на фитболах с детьми и родителями («Мама, папа, я – прыгучая семья» или «Мяч здоровья для всей семьи»). Подобные праздники можно включать в план ежемесячно или раз в квартал. В конце учебного года дети могут показать свои умения на отчетном концерте ДОУ.

По завершении курса необходимо провести анализ деятельности – отследить заболеваемость детей, определить уровень физического развития и степень усвоения пройденного материала. Обследование детей поможет определить успехи в работе, выяснить какие цели были достигнуты и какие задачи необходимо определить на будущий учебный год в рамках дополнительного образования детей.

Дополнительный материал к занятию

Дополнительные материалы 

Какие формы методической работы могут быть использованы для повышения эффективности реализации дополнительного образования на базе ДОУ? (2 правильных ответа):
Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями (2 правильных ответа):
К Направлениям дополнительных образовательных программ в дошкольном учреждении НЕ относится:
Организация платных дополнительных образовательных услуг является составной частью общеобразовательной программы ДОУ. Верно ли это утверждение?
Детский музей выполняет следующие функции (2 правильных ответа):
Основные формы работы в мини-музеях (2 правильных ответа):
Направленность оценочного анализа не только на выявление эффективности «музейного влияния» и недостатков модели музея, но и, в первую очередь, на определение точек роста, поиск путей развития, нахождение новых ресурсов мини-музея обеспечивается за счет принципа:
Сюжетно-дидактическая игра, организованная в интерактивной песочнице, дает ребенку возможность ________.
Первым этапом подготовки экологической тропы на территории ДОУ является:
Одним из условий эффективной реализации дополнительных программ является:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов