Цель: совершенствование компетенций педагогов дополнительного образования детей в области взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Объём: 36 часов.
Особенности взаимодействия с родителями (законными представителями) в дополнительном образовании детей.
Технологии, формы и методы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) в системе дополнительного образования детей.
Планировать работу с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу.
Применять технологии, формы и методы эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в системе дополнительного образования детей.
Планирование работы с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу.
Применение технологий, форм и методов эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в системе дополнительного образования детей.
Отечественная педагогическая наука и практика всегда уделяли серьезное внимание воспитанию, опираясь на духовные и нравственные ориентиры, заданные самой историей и культурой нашей страны. Вместе с тем необходимость повышения эффективности воспитательной работы, организации работы по эффективному взаимодействию семьи и школы обусловливают необходимость более точного представления целей и результатов воспитания. Ожидаемые результаты воспитания связаны с приобщением учеников к системе базовых российских духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей и традиций. Цели воспитания обусловлены социальным заказом в сфере образования.
В нашей стране правовое регулирование в сфере воспитания осуществляется с учетом международных юридических документов и на основе отечественных нормативно-правовых актов. К признаваемым международным правовым источникам обычно относят Конвенцию о правах ребенка (принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990). Воспитание подрастающих поколений является безусловным национальным приоритетом. Основополагающий государственный нормативно-правовой акт – Конституция Российской Федерации – дает определение тех макросоциальных ценностей (специалисты их выделяют как «конституционные»), которые задают целевые ориентиры воспитанию:
Важность воспитания признается в ракурсе определения национальной политики и обеспечения национальной безопасности, требующих защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранения российской самобытной культуры и опоры на патриотизм (см. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», принятая Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400; «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666).
Методические рекомендации по внедрению в практику современных разработок в сфере воспитания потребность в оптимизации воспитательной работы силами системы образования. В этой связи законодательство последних лет укрепилось рядом ключевых документов, затрагивающих воспитание. Особо стоит отметить изменения по вопросам воспитания, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 году и в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Определение в законе сути воспитания, его ценностных оснований фиксирует четкую ориентацию государства на укрепление воспитательных усилий общества.
Законом определены содержательные аспекты в воспитательных функциях образовательных организаций, предписана необходимость разработки каждым учреждением рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
В ходе организации воспитательной работы важен регулярный мониторинг действительного состояния, обновлений и новшеств нормативно-правовой базы современной отечественной образовательной политики.
Социальные и экономические трансформации предполагают регулярное обновление системы образования, принципов организации образовательного процесса в образовательных организациях различного типа. Новаторские педагогические методики, передовой педагогический опыт и Методические рекомендации по организации взаимодействия образовательной организации с родителями выступают основанием для обновления образовательной политики образовательной организации.
В социализации личности участвует большое число общественных институтов, однако центральное место в период взросления человека занимает институт семьи. В семье закладываются основы формирующейся личности. Процесс социализации в семье одновременно целенаправленный и нерегулируемый, так как, с одной стороны, имеет место осознанное, контролируемое воспитание, а с другой – неосознаваемое влияние членов семьи на ребенка своим поведением и стилем жизни.
Считается, что на специфику социализации влияют следующие факторы, связанные с семьей:
1) особенности семьи как системы, ее структурные характеристики;
2) статусно-ролевая позиция ребенка в семье, т.е. является ли ребенок только сыном/дочерью или еще братом/сестрой, внуком/внучкой, племянником/племянницей и т.д.; имеет значение порядок рождения ребенка относительно сиблингов (первый ребенок в семье, второй и т.д., «самый младший»);
3) основные (реальные) воспитатели – агенты социализации, т.е. наиболее референтные (значимые) для ребенка члены семьи, оказывающие самое мощное влияние;
4) стиль воспитания в семье (либеральный, авторитарный, демократический; гипоопека, доминирующая гиперопека, потворствующая гиперопека, эмоциональное отвержение, стиль повышенного возложения ответственности на ребенка, противоречивое воспитание, жестокое обращение);
5) личностный потенциал семьи – нравственные ориентиры, особенности волевых, эмоциональных характеристик; интеллектуальные ресурсы родителей и сиблингов, культурные и творческие устремления членов семьи.
Оптимальность социализации детей и молодежи связана с полноценностью выполнения семьей основных функций: репродуктивной, экономической, хозяйственно-бытовой, функции первичной социализации, воспитательной функции, эмоционально-рекреационной функции.
Репродуктивная функция подразумевает воспроизводство населения, деторождения. На данную функцию сегодня влияют материально-экономические трудности, трансформация духовно-нравственных представлений о деторождении, семейственности, распространение патологического сексуального и репродуктивного поведения, популяризация установок на осознанную бездетность (так называемые чайлдфри).
Экономическая и хозяйственно-бытовая функции семьи отражаются в вопросах материального обеспечения, накопления имущества, приобретения собственности, обустройства жилья, финансового обеспечения образованием детей и т.д. Российский традиционный уклад характеризуется тем, что большинство женщин активно участвуют в экономическом обеспечении семьи и принимают равное, а часто и ведущее участие в важных семейных решениях.
Функция первичной социализации заключается в постепенном введении ребенка семьей в общество, приближение его к этнической, национальной культуре страны, передача ребенку социального опыта, ориентирование ребенка на нравственные нормы и традиции. Опыт и ценностные ориентации ребенка, приобретенные в семье, зачастую становятся доминирующим основанием формирующегося отношения ребенка к окружающему миру и людям.
Воспитательная функция семьи реализуется через сознательную ее воспитательную деятельность с помощью убеждения, личного примера родителей, стимулирования, формирования у ребенка опыта определенного поведения и т.д. Смысл эмоционально-рекреационной функции заключается в обеспечении членов семьи безопасностью, защищенностью и возможностями восстановления, отдыха. Полноценно функционирующая семья предоставляет ресурсы для психологического и физического отдыха, восстановления сил, для досуга; создает ситуации успеха и помогает ребенку конструктивно самореализоваться.
Следует отметить, что ученые фиксируют некоторые изменения современного института семьи:
Очевидно, что из-за серьезных изменений института семьи педагогическое сопровождение семейной социализации не может сводиться к использованию традиционных средств и методик. Важным направлением в работе образовательных организаций и органов управления образованием становится анализ передовых научных разработок и педагогических инноваций, создание условий для их успешного внедрения.
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.
Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Иванове и Москве, Саранске и Петрозаводске созданы и действуют городские советы родительской общественности; практически в каждом районном центре Ленинградской области — общественные родительские организации; в Магаданской, Саратовской и других областях — областные родительские комитеты; в Тверской области — Тверская родительская общественная организация. Разнообразная практика работы с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском и Красноярском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, г. Санкт-Петербурге и Москве, других регионах России.
Так, с 1998 г. в Нижегородской области разработана и действует по сей день межведомственная программа «Семья», объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности.
В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В Приморском крае разработана эффективная региональная модель содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
В образовательных организациях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждой образовательной организации стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей.
Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.
К направления работы с семьёй относятся:
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:
Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной:
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В учреждениях дополнительного образования можно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности:
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Формы трудовой деятельности:
Формы досуга:
В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Неотъемлемой частью работы по профилактике деструктивного поведения детей и молодежи является педагогическое и психологическое просвещение родителей (законных представителей) и коллектива образовательной организации.
В научных работах российских учёных выделяются следующие основные темы повышения педагогической и психологической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов с целью профилактики деструктивного поведения детей и молодежи:
Индивидуальная работа с педагогами и родителями (законными представителями) представлена по большей части беседами, психологическим консультированием, диагностикой (экспертизой) особенностей педагогического воздействия (воспитания и обучения в семье и в образовательной организации).
Групповая работа с педагогами и родителями (законными представителями) включает: интерактивные лекции, групповые консультации, диспуты, дискуссии, форсайт-сессии, коуч-сессии, выступления на совещаниях (собраниях), тренинги, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, кейс-технологии, конкурсы, информирование (стенды, буклеты, рубрики на сайте образовательной организации) и т. д.
Тематика и формы повышения психологической компетентности родителей и педагогов по вопросам профилактики деструктивного поведения детей и молодежи.
Основные темы могут быть следующими:
Основные формы повышения психологической компетентности
Индивидуальные | Групповые |
|
|
только с родителями: выступления школьного психолога на родительских собраниях, родительские клубы, гостиные и т.д. | |
только с педагогами: выступления школьного психолога на педсоветах, МО классных руководителей и т.д. |
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.