Курс повышения квалификации (36 ч.)

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

Цель: совершенствование компетенций педагогов дополнительного образования в сфере инновационной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Объём: 36 часов.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Определение понятия «Педагогическая инноватика»

Педагогическая инноватика – это учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике (Н.Р. Юсуфбекова).

В педагогической инноватике существуют два ключевых понятия:

    • Новация (новшество) – обновление, изменение, некая идея, метод, средство, технология или система.
    • Нововведение (инновация) – процесс внедрения и освоения новшества.

Отличительные особенности новшества от нововведения

Новшество – это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) – это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным.

Ключевое понятие в инноватике – инновационный процесс.

Инновационный процесс следует понимать как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.

Инновационная деятельность – это особый вид деятельности. Ее назначение – изменение в способах и содержании практики образования с целью повышения ее эффективности. Определяется как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: 

    • смысла,
    • целей,
    • содержания образования,
    • форм,
    • методов,
    • технологий,
    • средств обучения.

Педагогическая инновация — это нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Субъектом инновационных процессов является педагог, поэтому при переходе к инновационной деятельности педагогу не достаточно владеть специальными методическими знаниями и методическим мастерством, ему необходимо быть готовым к инновациям. Научно-исследовательская, проектная, образовательная деятельности являются составляющими инновационной деятельности педагога.

В системе образования можно выделить следующие типы нововведений: по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу: в содержании; методике, технологии, организационных формах, методах, средствах учебно-воспитательного процесса.

Виды педагогических инноваций

Идеологические инновации

 

Внутрипредметные инновации

 

Общеметодические инновации

 

Административные инновации

 

— это обновление сознания, веяниями времени, которые являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

— это инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения (освоение а технологий, создание авторских методических разработок).

— это внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т.д.).

— это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Занятие 2. Основные признаки инновационной деятельности педагога

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Инновационный потенциал педагога связывают со следующими основными параметрами:

    • творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное — проектировать и моделировать их в практических формах;
    • открытость новому, отличному от представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
    • культурно-эстетическая развитость и образованность;
    • готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
    • развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Направления инновационной деятельности педагога

    • Совершенствование содержания образования;
    • Изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
    • Создание системы работы с одаренными детьми;
    • Информатизация образовательного процесса.

Содержание и формы инновационной деятельности педагога дополнительного образования:

  1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:
    • проектные технологии предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами);
    • личностно-ориентированные технологии (технологии дифференциации и индивидуализации обучения, построение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся);
    • исследовательские и практические работы (работа с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью, открытыми электронными источниками и базами данных);
    • информационно-коммуникационные технологии (компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение);
    • учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);
    • технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого;
    • работа в малых группах – одна из самых популярных технологий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения;
  1. Разработка программ «нового поколения», методик, технологий, проектов, методической продукции.
  2. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

Занятие 3. Инновационные формы проведения занятий

Инновационное занятие – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.

Педагог стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность педагога на инновационном занятии раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода занятия, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Выделяют следующие виды инновационных занятий:

    • исследовательское; 
    • дифференцированное обучение;
    • проблемное;
    • на основе проектной деятельности;
    • занятия, в основе которых лежит самостоятельная деятельность учащихся; занятия-тренинги и др.

Занятие-исследование

Это форма обучения, которая строится на совместной деятельности учащихся и педагога и  предполагает решение учащимися (при поддержке педагога)  творческих и исследовательских задач в процессе изучения  того или иного предмета или явления.

Цель занятия – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

В основе такого занятия – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на занятии ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности учащихся на занятии-исследовании – получение конкретного результата. Отличительные особенности технологии такого обучения:

    • самостоятельная учебная деятельность учащихся;
    • ориентация на конечный результат;
    • смена замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые формы взаимодействия, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно так организовать учебный процесс, чтобы учащийся не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и  учился тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать.

Занятия, на основе  дифференцированного обучения

Такие занятия строятся в соответствии с уровнем развития учащегося и уровнем его базовых знаний.

Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Самый распространенный тип таких занятий предполагает работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения).

Условия реализации занятий на основе дифференцированного обучения:

    • определение уровня знаний учащихся и их способностей к обучению;
    • выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;
    • определение способов учения для каждого ученика;
    • подготовка дидактического материала;
    • установление регламента для выполнения тех или иных заданий;
    • определение механизма контроля учебных действий обучающихся во время самостоятельной работы.

Уровень знаний учащихся и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс.

Занятия, на основе  проблемного обучения

Данная форма организации обучения предполагает создание проблемной ситуации. На таком занятии перед учащимися либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема.

Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей, сочетания трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью – сталкиваясь с трудностью, учащиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса.

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Искусство педагога заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые учащиеся должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача педагога – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах занятия. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным:

    • одни решают, используя вопросы и ответы;
    • другие – методом анализа ситуации;
    • третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т.д.

Создание проблемной ситуации, ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у учащихся возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача педагога состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

 Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения. Без знаний закономерностей мыслительной деятельности учащихся организовать занятие на основе проблемного обучения практически невозможно.

Занятия, на основе проектной деятельности

Занятия такого вида предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно структурировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование проектного метода делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а учащегося – ответственным и целеустремленным.

Обязанность педагога – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Каждый учащийся, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей, задатков и компетенций. Основа удачного применения проектного метода – вера в ребенка.

Основные требования к использованию метода проектов:

    • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
    • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Исследовательские методы:

    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
    • выдвижение гипотезы и решение;
    • обсуждение используемых методов исследования;
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.п.);
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования; самостоятельная деятельность учащихся.

Занятия, в основе которых лежит самостоятельная деятельность учащихся

Цель таких занятий – формирование и развитие механизмов независимости учащихся, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные занятия играют большую воспитательную роль.

При подготовке к занятиям данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся.

Для каждого учащегося разрабатывается модель самостоятельной работы, включающую в себя:

    • технологию обучения;
    • объем и содержание учебного материала;
    • литературу и дидактический материал;
    • технико-технологические средства учебного процесса.

Каждому учащемуся выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.

На занятиях данного типа должны быть четко определены позиции педагога и учащегося:

    • позиция педагога: инициирование субъектного опыта учащегося и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить);
    • позиция учащегося: выбор технологии обучения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.

Рекомендации по организации  занятий, в основе которых лежит самостоятельная деятельность учащихся

    • демонстрировать доверие;
    • не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;
    • не критиковать за ошибки;
    • проведение собеседования в виде уточнения деталей;
    • определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог
    • рассчитать свои силы;
    • установить временные рамки для выполнения работы;
    • создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности;
    • определять критерии выполнения самостоятельной работы;
    • разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем.

Занятие-тренинг

Данный тип организации учебной деятельности учащихся направлен на  отработку определенных действий и закрепление учебного материала.

Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой.

Индивидуальные занятия-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На занятиях-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, а для индивидуальной – на конкретного учащегося.

Принципы ведения занятий-тренингов подбираются или разрабатываются педагогом в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких занятий разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности.

Данные образцы помогают учащимся быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Педагог помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения. На занятии-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому педагогу необходимо использовать элементы педагогического творчества, например:  подбор необычных заданий, дидактического материала; организацию соревнований, взаимного контроля и т. д.

К инновационным формам учебных занятий также можно отнести:

    • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов). Особенности интегрированного занятия – четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая информативная емкость материала, проходит в форме занимательной, увлекательной игры;
    • мастер-классы — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков, позволяет работать учащимся в собственном темпе, понижает фактор «тревожности», способствует становлению позитивной атмосферы в учебной группе, повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности;
    • занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;
    • занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол, газета и так далее;
    • занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.

Занятие 4. Современные образовательные технологии. Технология интегрированного обучения

Применение современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, – это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки используемых методов. Рассмотрим некоторые из них.

Технология интегрированного обучения

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

    • способствуют повышению мотивации обучения; формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
    • способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
    • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
    • основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
    • эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Требования к структуре интегрированных занятий

    • Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
    • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии.
    • Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии.
    • Систематичность и доступность изложения материала.
    • Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Трудности проведения интегрированного занятия, которые должен предвидеть педагог:

    • сложность отбора учебного материала;
    • подробное структурирование занятия;
    • проблема личной совместимости педагогов;
    • общий подход к оценке знаний и умений детей;
    • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

  1. Выбор объекта интеграции.
  2. Отбор компонентов интеграции.
  3. Отбор материала.
  4. Выбор структуры занятия.
  5. Отбор методов интегрирования.

Общая цель любого интегрированного занятия – достижения целостного представления об изучаемом явлении, процессе, которые заявлены в теме или разделе образовательной программы.

Занятие 5. Технологии дистанционного обучения

Дополнительное образование необходимо, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои увлечения, заниматься тем, что совпадает с их интересами. К сожалению, часто дети сталкиваются с некоторыми проблемами:

  1. занятия, которые хотелось бы посещать, проводятся далеко от дома. Характерно это как для маленьких, так и для больших населенных пунктов: курсы могут проходить или только в соседнем поселке, или в другой части города;
  2. время занятий не устраивает: или еще идут занятия в школе, или посещает какие-то другие курсы, кружки или спортивные секции;
  3. длительная болезнь или инвалидность.

Решить данные проблемы поможет дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Дистанционное обучение – образовательная технология, при которой становится возможным для каждого ребенка в любом месте изучить образовательную программу с использованием современных средств передачи учебно-методической информации на расстоянии. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором информационных технологий, на которые опирается дистанционное обучение, прежде всего передачей изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; обеспечивает гибкость в выборе времени и места обучения, возможности обучаться без отрыва от основной деятельности; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей; способствует активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.

Курс можно сделать дистанционным, если:

    • материалы и ресурсы по этому курсу можно изучить самостоятельно, общаясь с педагогом посредством электронной связи (информационный портал, страница социальной сети и т.д.);
    • практические задания можно выполнять самостоятельно, без полного контроля педагога.

Итоговый проект педагог может проверить дистанционно.

Преимущества дистанционных технологий:

    • комплексный охват аудитории (включение в работу одновременно учащихся проживающих, как в городе, так и в сельской местности);
    • разнообразие активных форм организации деятельности учащихся;
    • совпадением интересов детей и взрослых;
    • реализацией личностно-ориентированного подхода; активное включение детей с ОВЗ в учебный процесс.

Формы организации дистанционных занятий

Веб-занятия. Такие занятия организуются с использованием сети Интернет. Они могут быть реализованы в формах вебинаров, конференций, дистанционных лекций. Педагог принимает непосредственное участие в учебном процессе, который может предполагать двустороннее общение в режиме онлайн. Например, традиционная форма веб-занятий, при которой учебные материалы (в том числе видеозаписи с лекциями, практическими занятиями и т.п.) выкладываются на ресурсе образовательного учреждения или адресно рассылаются учащимся. Такая форма может быть дополнительно расширена путем использования функций комментирования и обсуждения в режиме онлайн.

Чат-занятия. Занятия в форме чата могут предполагать как текстовое общение, так и контакт с помощью голосовой или видеосвязи. Чат-занятия позволяют проводить полноценные семинары, создавать рабочие группы, организовать полноценный процесс общения учащихся и преподавателей. Состав участников чата может быть разным — это определяется целями и задачами конкретного занятия. Так, чат может быть организован для всей группы обучающихся, ее части, занятий в конкретном образовательном проекте, а также для конкретного учащегося, нуждающегося в консультации педагога.

Другие формы взаимодействия между учащимися и педагогами (телеконференции, организация переписки по e-mail, создание странички vkontakte и т.п.).

При использовании технологии дистанционного обучения необходимо постоянно совершенствовать учебный процесс и предлагать учащимся новые образовательные инструменты.  Программа дистанционного обучения должна выстраиваться таким образом,  чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и вместе с тем гибким, комфортным для учащихся. Благодаря этому дистанционные технологии становятся оптимальным решением для тех, кто хочет получить, углубить и совершенствовать свои знания в определенной области знаний.

Занятие 6. Игровые технологии

Игровые технологии занимают особое место в системе дополнительного образования. Они обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена  педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Классификации педагогических игр:

    • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
    • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, творческие, репродуктивные, коммуникативные и др.);
    • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
    • по игровой среде (с предметом и без, настольные, компьютерные и др.).

Принципы игровых технологий:

    • умение моделировать, драматизировать;
    • свобода деятельности;
    • эмоциональная приподнятость и равноправие.

Задачи игровых технологий:

    • образовательные: расширение кругозора, развитие определенных умений и навыков;
    • развивающие: развитие качеств и структур личности;
    • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
    • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Технология проведения учебного занятия-игры

    • этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведение и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации);
    • этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза);
    • этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Игровые технологии могут применяться педагогами  в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и использоваться при организации занятий по всем направлениям деятельности.

Занятие 7. Мастер-класс как обучающая технология

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс – это нетрадиционная форма проведения учебного занятия, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии учащегося  и педагога, при их увлеченности совместной творческой деятельностью, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на занятиях и повышение эффективности преподавания. Методика проведения мастер-класса основана на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.

Цель мастер-класса – формирование мотивации и познавательного интереса учащихся, становление новых отношений между педагогом и учащимися, формирование навыков  учебного делового общения.

Основная задача  мастер-класса не только передать опыт, но и дать учащимся понять, что он может справиться с тем, чего раньше не делал.

Рекомендации по  подготовке к мастер-классу:

  1. Обязательно составьте план занятия, особенно если вы сильно ограничены по времени. Мастер-класс подразумевает подачу большого количества новой информации в сжатые сроки.
  2. Продумайте формы организации учащихся в ходе проведения мастер-класса (групповые, подгрупповые, индивидуальные)
  3. Определите количество теоретического и практического материала, который будет представлен  на данном занятии. Мастер-класс не должен содержать большого количества теории – это именно демонстрация навыков с целью научить им других. Однако некоторое теоретическое вступление тоже не повредит. Соотношение теории и демонстрации должно составлять около 1/5.
  4. В конце мастер-класса необходимо оставить немного времени на рефлексию – пусть участники поделятся своими впечатлениями, расскажут, что им понравилось, а что нет, какой полезный опыт они приобрели.

Примерная структура мастер-класса

  1. Организационный момент (организация внимания и готовности участников к мастер-классу).
  2. Целеполагание (сообщение темы мастер-класса, формулировка целей и задач).
  3. Актуализация знаний.
  4. Новый материал (теоретическая часть).
  5. Практическая часть (работа в группах, подгруппах, индивидуально).
  6. Закрепление полученных знаний.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.

Необходимо отметить, что использование нетрадиционных форм организации учебных занятий, в том числе и мастер-классов, повышают мотивацию к учебной деятельности, активизируют деятельность учащихся, способствуют более полному решению обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Занятие 8. Технология исследовательского (проблемного) обучения

Технология исследовательского (проблемного) обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями.

Принципы проблемного обучения

    • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
    • развивающий характер обучения; самостоятельность учащихся.

Методические приемы создания проблемных ситуаций

    • педагог самостоятельно подводит учащихся к противоречию и предлагаем им найти оптимальный способ его разрешения;
    • педагог излагает различные точки зрения на изучаемый вопрос и предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
    • педагог побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы;
    • педагог ставит проблемные вопросы, задачи, дает проблемные задания.

Технология проведения учебного занятия с использованием  технологии проблемного обучения

  1. Ознакомление учащихся с планом занятия и постановка проблемы.
  2. Дробление проблемы на отдельные задачи.
  3. Выбор алгоритма решения задач.
  4. Анализ полученных результатов.
  5. Формулировка выводов.
  6. Рефлексия.

Кейс-технологии

Кейс-технологии – это группа образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.

Кейс-метод это один из основных методов самостоятельной работы учащихся, применяемых при проведении практических занятий. Его использование позволяет учащимся применять теоретические знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления.

Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации с множеством решений. Учащиеся получают от педагога пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Требования к разработке кейса

Основная задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы грамотно организовать занятие с использованием кейс-технологий. Нужно разработать действенный кейс, а также построить план занятия с его использованием и провести это занятие, получив максимальную отдачу со стороны учащихся.

Кейс должен содержать не только саму проблемную ситуацию, но и руководство для педагога, руководство для ученика, рабочий лист учащегося, план занятия, цель и задачи.

В кейсе могут быть указаны источники информации, описание необходимых ресурсов и материалов для работы, предполагаемые ответы учащихся, формируемые компетенции, презентации, вопросы для рефлексии.

При разработке кейса нет строгого шаблона, по которому обязательно нужно следовать. Педагогам предоставляется широкая возможность самим подбирать наиболее подходящую форму проведения занятия с использованием кейс-технологий. Это дает право варьировать в ходе проведения занятия.

Примерный сценарий организации занятий с использованием кейс-метода

  1. Подготовительный этап. Педагог подготавливает весь информационный материал, определяет место занятия в образовательной программе, ставит цель и задачи занятия; учащиеся самостоятельно изучают и анализируют кейс, изучают и прорабатывают теоретический и справочный материал.
  2. Ознакомительный этап. Педагог ставит перед учащимися  проблему и  организует ее обсуждение.

Учащиеся отвечают на вопросы, решают тесты, выполняют практические задания и т.д.

  1. Аналитический этап. Педагог разъясняет цели работы, определяет сроки ее выполнения, формы предоставления результатов, распределяет учащихся по группам, организует работу групп (обсуждение прочитанных материалов, выявление проблемных моментов, их анализ, определение докладчиков, организует общую дискуссию и озвучивает найденные решения).
  2. Итоговый этап. Презентация результатов (сравнение различных вариантов решения одной проблемы). Обобщающие выступление педагога – анализ ситуации. Рекомендации педагога.

Непременным условием при проведении занятий с использованием кейс-метода является наличие компьютерного класса и обеспечение доступа в Интернет.

Занятие 9. Программы «нового поколения»

Одним из компонентов инновационной деятельности педагога  дополнительного образования детей является разработка и реализация программ «нового поколения», главным условием реализации которых выступает развитие не только ребенка, но и педагога дополнительного образования.

В соответствии с  Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.) и плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение Правительства

РФ № 729-р от 24 апреля 2015 г.) в центре внимания оказалась дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности, определяющие своеобразную «стратегию» образовательного процесса на весь период обучения.

Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования. Сегодня программа дополнительного образования рассматривается как документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования».

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях (Концепция, р.IV):

    • свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
    • вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
    • разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
    • модульность содержания образовательных программ, возможность
    • взаимозачета результатов;
    • ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа может реализовываться с использованием:

    • сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ №273 ст.13, п.1);
    • различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного обучения (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть — в дистанционной форме) (ФЗ №273 ст.13, п.2);
    • модульного принципа представления содержания образовательной программы и построения учебных планов (ФЗ №273 ст.13, п.3).

Рассмотрим требования, которые предъявляются к разработке программ «нового поколения».

Разноуровневые программы

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей и государственного приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей», одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.

Под разноуровневостью понимается – соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, инструментов и механизмов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми.

Пути достижения свойств разноуровневости программ дополнительного образования детей

    • использование технологий индивидуальной работы с каждым из участников программы;
    • использование широкого спектра организационно-управленческих механизмов, позволяющих программе обеспечивать широкий охват детей;
    • возможность принимать участие в программе детям разных категорий, из разных территорий;
    • разные режимы освоения программы.

Обобщенные свойства разноуровневости

    • построение сетевых форм взаимодействия;
    • привлечение инвесторов (фандрайзинг) и партнеров программы;
    • модульная организация учебного процесса;
    • оценка компетентностных и метапредметных образовательных достижений;
    • дистанционные технологии в дополнительном образовании;
    • интенсификация образовательного процесса;
    • внедрение и широта использования гибких учебных форм (имитационных игр, групповой работы, проектного метода, исследовательского метода, образовательной экспедиции и т.д.).

Модульные программы

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Модульное построение дополнительной образовательной программы позволяет формировать новые личностно – профессиональные установки по отношению к ребенку, его субъектности и самоопределению. Открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов — важнейшие характеристики модульных программ.

Интегрированные программы

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

Занятие 10. Программы профессиональных проб для учащихся 9-х – 11-х классов

Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс и принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация, которая приобретает новое качество и становится не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.

Соответственно актуальным становится необходимость внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных форм профессионального самоопределения, которые помогут обучающимся попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить именно ту профессию, которая наиболее соответствует их интересам, способностям и возможностям в социуме.

В связи с этим объективно необходимым становится разработка программ профессиональных проб и их дальнейшее внедрение в практику профориентационной работы с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся.

Профессиональные пробы являются составной частью предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов.

Профессиональная проба – профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид и способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Участие в профессиональных пробах способствует проявлению внутренней активности личности в самоопределении и помогает достичь значительных успехов в практической деятельности.

Профессиональные пробы носят строго практико-ориентированный характер и имеют профориентационную направленность.

Основная цель профессиональных проб – формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико-ориентированного погружения в профессию.

Задачи профессиональных проб: знакомство обучающихся с профессиями, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях;

    • получение опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
    • подготовка к выбору дальнейшего профиля обучения;
    • содействие профессиональному самоопределению обучающихся

Основной результат, которого должны достигнуть обучающиеся после посещения профессиональной пробы – формирование осознанного отношения к представленной профессии.

Программа профессиональной пробы должна отвечать следующим требованиям:

    • иметь диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
    • обязательным результатом каждого этапа и итогом профессиональной пробы должно быть получение завершенного продукта деятельности – изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;
    • процесс выполнения пробы должен быть направлен на формирование у обучающихся целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;
    • иметь развивающий характер, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
    • должна выступать как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии. Она интегрирует знания обучающегося о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности;
    • быть обеспеченной основными информационными, программными и техническими средствами;
    • учитывать возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков;
    • обеспечивать безопасность здоровья и жизни обучающихся.

Программа профессиональной пробы должна знакомить обучающихся с одним из типов профессий согласно классификации Е.А. Климова:

— «человек – техника»

— «человек – природа»

— «человек – знаковая система» «человек – художественный образ»

— «человек – человек».

Занятие 11. Формы продуктов инновационной  деятельности педагога

Формами продуктов инновационной деятельности являются:

Программы «нового поколения» с методическим приложением (разноуровневые, модульные, интегрированные, сетевые, профессиональных проб для учащихся 9-х классов).

Учебные пособия

    • книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций;
    • книги для педагогов или учащихся, содержащие методические  материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам;
    • специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний в учебно-воспитательном процессе.

Методические разработки. Методическая разработка – это издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации.

Методическая разработка может представлять собой:

    • разработку конкретного занятия;
    • разработку серии занятий (в рамках раздела программы);
    • разработку частной (авторской) методики преподавания предмета; описание методики реализации дополнительной общеразвивающей программы;
    • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
    • методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Методические рекомендации. Это комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики.

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо:

    • четко определить цель работы, подчинив ей все содержание;
    • обязательно указать, кому адресованы рекомендации;
    • дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.

Участие в работе по реализации типовых моделей дополнительного образования в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Организации мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного образования детей; реализации модульных программ дополнительного образования детей для сельской местности; реализации программ дистанционных курсов по дополнительным образовательным программам; реализации программ для организации летнего отдыха и заочных школ.

Мультимедийные продукты. Интерактивный наглядный материал, игровые интерактивные задания, тестовые задания и т.д.

Методические материалы. Материалы выступлений на семинарах, конференциях, статьи в периодической печати и методических журналах,  материалы мастер-классов для педагогических работников и т.д.

Распространение передового педагогического опыта. Описание передового педагогического опыта включает в себя:

    • наименование опыта, автор, группа авторов или образовательное учреждение, адрес;
    • обоснование актуальности опыта и его значении для повышения уровня образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);
    • теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий, форм, методов и приемов работы);
    • ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;
    • результативность; возможность применения данного опыта в массовой практике.

Работа WEB-сайтов педагогов.

Итоговое тестирование

Какой из следующих методов обучения считается инновационным в дополнительном образовании?
Какой из следующих инструментов может использоваться для создания интерактивных учебных материалов?
Какой из следующих подходов способствует развитию креативности у учащихся?
Какой из следующих методов оценки наиболее подходит для инновационных проектов?
Какой из следующих факторов является ключевым для успешной реализации инноваций в образовании?
Какой из следующих технологий может быть использован для дистанционного обучения?
Какой из следующих подходов способствует индивидуализации обучения?
Какой из следующих элементов важен для создания инновационной образовательной среды?
Какой из следующих методов способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс?
Какой из следующих аспектов важен для развития инновационного мышления у педагогов?

 

Корзина