Цель: совершенствование профессиональных компетенций методистов в соответствии с профессиональным стандартом деятельности педагога дополнительного образования.
Объём: 36 часов.
Принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников образовательных организаций.
Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.
Сопровождать деятельность методического объединения педагогических работников.
Планировать и координировать деятельность педагога в межаттестационный период и в процессе аттестации.
Использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дополнительного образования в процессе разработки программно-методических материалов, учебных планов, типовых положений и т.д.
Выявлять профессиональные затруднения педагогов и оказывать помощь педагогическим работникам в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в разработке образовательных программ (модулей).
Организация и координация работы методических объединений педагогических работников, консультативная и практическая помощь по соответствующим направлениям деятельности.
Разработка методических и информационных материалов, диагностика, прогнозирование и планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов образовательных организаций.
Оказание помощи педагогам в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курсам.
Термин «методическое сопровождение» – производное от терминов «методическая работа», «методическая деятельность» и «сопровождение». Методическая работа рассматривается как часть системы непрерывного образования педагогов, ориентированного на освоение эффективных методов и приемов обучения и воспитания, повышение профессиональной компетентности, как обмен опытом работы. Проблемы методической деятельности в учреждениях дополнительного образования рассматривались Л.Н. Буйловой, А.В. Золотаревой, Л.Ю. Кругловой, Г.Н. Поповой.
Методическая деятельность учреждения дополнительного образования определяется Л.Н. Буйловой и С.В. Кочневой как целостная система мер, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Методическая служба рассматривается ими как объединение занимающихся методической деятельностью специалистов.
Термин «сопровождение» обозначает «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, сопутствовать, сопровождать какое-либо явление».
Особенность дополнительного образования состоит в отсутствии образовательных стандартов, ярко выраженной ориентации на интересы, потребности детей, на максимальную вариативность образования. Однако при этом существует проблема недостаточной квалификации педагогов, поскольку значительное их количество не имеет специального педагогического образования. Возникает необходимость постоянной методической помощи педагогам в овладении педагогическими и психологическими знаниями. Цели, миссия учреждений дополнительного образования требуют от педагога специальных знаний, связанных с саморазвитием, самоопределением, самореализацией личности. Следовательно, в учреждении дополнительного образования существует объективная потребность в оказании постоянной методической помощи педагогам.
Исходя из вышеизложенного, методическое сопровождение социально-педагогической поддержки мы определяем как постоянную помощь методической службы педагогам, направленную на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.
Методическое сопровождение является элементом организационно-управленческого компонента системы и направлено на повышение его эффективности. Организационно-управленческий компонент деятельности учреждения дополнительного образования предполагает:
Все вышеназванное позволяет выделить следующие функции методического сопровождения:
Модель методического сопровождения учреждения дополнительного образования детей с определением цели, содержания деятельности, функций, форм, методов деятельности отражена на рисунке.
Диагностико-аналитическая функция методической службы включает:
Моделирующая функция методической службы предполагает разработку модели методического обеспечения на основании данных, полученных на диагностико-аналитическом этапе, всестороннем их анализе:
Реализация организационно-педагогической функции методической службы предполагает:
Контрольно-коррекционная функция методической службы включает:
Научно-экспериментальная функция позволяет:
Функции методической службы взаимосвязаны и взаимообусловлены, являются общими и могут быть уточнены или конкретизированы (поскольку содержание дополнительного образования вариативно) в зависимости от задач, содержания деятельности, особенностей и проблем учреждения дополнительного образования детей. Для реализации функций методического сопровождения важно определить структуру методической службы.
Методическая работа – одно из важнейших направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей, поэтому директор учреждения, осуществляя общее руководство, обеспечивает реализацию методического сопровождения, выступая в роли своеобразного методиста по проблемам организационно-управленческой деятельности внутри учреждения для заместителей и руководителей структурных подразделений и для иных учреждений и структур.
Заместители директора курируют вопросы методической работы. Это может быть заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по методической или научно-методической работе, который руководит работой методического или научно-методического совета.
Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей осуществляется также органами управления, действующими эпизодически (педагогический совет, методический совет, экспертный совет, аттестационно-методическая комиссия), временными методическими объединениями (стажерская площадка, творческая лаборатория, методическое объединение и т.п.) и постоянно действующими подразделениями (методическая служба, методический кабинет, научно-методический отдел т.п.).
Педагогический совет – это орган самоуправления, объединяющий педагогических работников учреждения, рассматривающий вопросы состояния и совершенствования работы коллектива, в том числе методической, оказывающий влияние на повышение квалификации, профессионального мастерства педагогов. Педагогический совет может создавать временные комиссии, методические объединения для изучения отдельных вопросов, подготовки и принятия решений, в том числе по методическим вопросам.
Методический совет решает вопросы, связанные с состоянием, перспективами текущей методической, исследовательской, экспериментальной работы учреждения и его структурных подразделений. Научно-методический совет обсуждает и принимает решения научного обеспечения деятельности учреждения.
Основные функции методического совета:
В состав методического совета входят заместитель директора по методической работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующие методическим (научно-методическим, информационно-методическим) отделом, методической, психологической службой, библиотекой, научные руководители, методисты отделов и методисты по направлениям, социолог, педагог-организатор повышения квалификации, редактор. Состав варьируется в зависимости от целей, содержания деятельности, приоритетных направлений учреждения.
Экспертный совет занимается рецензированием и экспертизой образовательных программ и методической продукции, анализом и оценкой подготовленности и деятельности педагогов, состояния и результативности образовательного процесса. Он формируется из наиболее компетентных работников и специалистов, привлекаемых в качестве независимых экспертов.
Методическое объединение создается для организации методической работы педагогов. В учреждении дополнительного образования детей такое объединение формируется либо на возрастной основе (дети младшего, среднего, старшего возраста), либо на основе дифференциации детского контингента (одаренные дети, дети с девиантным поведением и т.п.), либо на проблемной основе (социальная адаптация детей, повышение мотивации к познанию и творчеству и т.п.). Методическое объединение создается на срок, необходимый для решения заявленной объединением проблемы, и комплектуется в зависимости от выбора педагогов.
Постоянно действующей структурой методического обеспечения выступают методический (информационно-методический, научно-методический) отдел, методическая служба. Ряд исследователей считает, что в методической службе должна быть дифференциация специалистов: методист-аналитик, методист-исследователь, методист-психолог.
Подобная структура может включать следующие подразделения: методический, информационный, психологический секторы, методисты отделов учреждения дополнительного образования детей. Тогда в методический сектор войдут заведующий методическим сектором, заведующий методическим кабинетом, методист-организатор системы повышения квалификации, например, университета педагогического мастерства, социолог; в информационный сектор – методист информационного сектора, инженер, заведующий библиотекой, библиотекарь; в психологическую службу – заведующий службой и психологи.
Функциональные обязанности каждого сотрудника структуры методического обеспечения составляется заведующими отделами исходя из должностной инструкции и утверждается директором учреждения дополнительного образования детей. Функции методического обеспечения определяют структуру и содержание деятельности сотрудников. Кадровый потенциал методического обеспечения будет выглядеть так.
Кадровое обеспечение методических функций в учреждении дополнительного образования
Функция | Кадровое обеспечение |
Диагностико-аналитическая | Научный руководитель Социологи Психологи Социальный педагог |
Моделирующая | Методический совет Заведующий методической службой (отделом) Методист повышения квалификации Заведующий психологической службой Психологи Социальный педагог |
Организационно-педагогическая | Методисты отделов Методист повышения квалификации Заведующий методическим кабинетом Заведующий методической службой Социальный педагог |
Контрольно-коррекционная | Методический совет Методисты отделов Заведующий методической службой Социолог Заведующий психологической службой Психологи Социальный педагог |
Научно-экспериментальная | Научные руководители Методический совет Методисты по направлениям Социологи Психологи |
Предложенный вариант организации структуры методического обеспечения в большей степени подходит для внутренней методической работы, т.е. работы в учреждении. Существует и внешняя методическая работа, т.е. методическая работа в районе, городе и т.п. На уровне региона, города, района можно создавать центры развития дополнительного образования, научно-методические и информационно-методические отделы.
Структура методического обеспечения в таком случае будет выстраиваться в зависимости от социального заказа и задач, которые ставят перед ней органы образования, сложившихся потребностей, кадровой базы.
Необходимое условие развития учреждения дополнительного образования детей – разработка его миссии, программы развития, образовательной программы. Разработка миссии учреждения – это определение его роли, предназначения в структуре системы образования. Она не может быть навязана сверху, обозначена руководителем, она является результатом работы всего педагогического коллектива, осознания цели, содержания и результата деятельности учреждения и сутью всех программных документов. Именно поэтому разработка программных документов должна начинаться с определения миссии учреждения. При этом важно учитывать следующие моменты:
Для повышения общей заинтересованности педагогического коллектива и подготовки материалов для разработки миссии учреждения важно провести целевое изучение ценностных ориентаций, потребностей, мотивов педагогов. Сделать это можно в форме социологического исследования. Результаты исследования в совокупности с социальным заказом, нормативными требованиями органов управления образования, запросами детей и родителей и станут основой для разработки миссии учреждения.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание деятельности образовательного учреждения определяется единой образовательной программой, которая разрабатывается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей и другими нормативными документами.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это документ, определяющий содержание деятельности, концептуально обусловленные цели, задачи, формы, методы организации педагогического процесса, направленные на создание оптимальных условий развития личности ребенка. Образовательная программа конкретного учреждения дополнительного образования детей создает собственную модель развивающего образования, является показателем социальной и педагогической зрелости, профессиональной культуры, результатом творческой работы коллектива. Она всегда уникальна, т.к. построена с учетом специфики учреждения и педагогического коллектива.
Содержание образовательной программы учреждения дополнительного образования – рабочий, постоянно изменяющийся документ, поскольку основой дополнительного образования является образование вариативное, зависящее от изменяющихся интересов общества, семьи, ребенка. Однако в содержании этого документа есть неизменные основы – модули, из которых она состоит:
1) характеристика учреждения или полная информационная справка (паспорт);
2) аналитическое обоснование, основанное на социологических, педагогических, психологических исследованиях, состоящее из описания образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценки состояния педагогического процесса, условий для его развития; уровня развития педагогического коллектива, его мотивации и потребностей; выделения проблем учреждения;
3) ведущие концептуальные подходы, приоритеты образования, цели, задачи образовательной деятельности;
4) учебный план, регламентирующий учебный процесс, самостоятельно разработанный или выбранный из предложенных типовых планов;
5) особенности организации образовательного процесса, преемственности и взаимообусловленности ступеней, уровня содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей;
6) организация экспериментальной площадки или инновационной деятельности учреждения (для учреждений, занимающихся такой деятельностью);
7) психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации образовательных программ;
8) система управления реализацией образовательной программы и система мониторинга.
Значение образовательной программы учреждения заключается в том, что она отражает целенаправленность образовательного процесса, показывает учреждение как единую педагогическую систему, соотносит работу учреждения с целями дополнительного образования в целом, запросами социума, детей и родителей.
В непосредственной зависимости от образовательной программы находится программа развития – документ, представляющий единую, целостную модель развития учреждения и определяющий исходное состояние учреждения, образец желаемого будущего и систему действий по переходу от настоящего к будущему; показывает педагогическому коллективу, на достижение какой цели он работает, какие ценности пропагандирует и какой конечный результат должен быть достигнут.
Программа развития состоит из:
Программа развития по содержанию и логике во многом совпадает с образовательной программой и может быть ее частью, но в определенные моменты развития учреждения в зависимости от цели стратегического планирования может занять приоритетное положение.
Технология работы с образовательной программой учреждения дополнительного образования детей
Содержание этапа | Операции |
Определение цели и задач программы | Диагностика ситуации Выявление проблем Прогнозирование Определение концептуальных идей Формулирование цели Постановка задач |
Разработка образовательной программы, программы развития | Выявление вариантов реализации цели и задач Определение оптимального варианта Обсуждение и утверждение программы |
Реализация образовательной программы, программы развития | Делегирование задач и полномочий исполнителям Планирование процесса реализации программы Организация процесса реализации программы Информационное обеспечение процесса Мотивация исполнителей на реализацию программы Контроль |
Анализ итогов реализации образовательной программы, программы развития | Соотнесение запланированного и достигнутого Выявление новых проблемных ситуаций Коррекция целей, задач, методов и форм реализации программы |
Образовательная программа и программа развития – это стратегическое планирование деятельности учреждения дополнительного образования, на основе которого разрабатывается тактическое программирование и планирование программы и планов работы отделов, служб сопровождения и отдельных методистов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования.
Программы и планы работы отделов, служб сопровождения содержат:
В качестве примера можно привести программу научно-методического и психологического сопровождения концепции развития Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской (г. Челябинск) «Дополнительное образование как фактор социально-педагогической поддержки личности ребенка». Она включает следующие разделы:
Форма плана к программе реализации концепции
№ п/п | Цель | Мероприятия | Ответственные | Сроки | Предъявление конечного результата |
|
|
|
|
| Эта графа предполагает определение формы, в которой предъявляется конечный результат (аналитическая записка, выступление на методическом, педагогическом советах, приказ по учреждению и т.п.). |
Программирование и планирование деятельности отдела или структурного подразделения предполагает составление плана индивидуальной работы методиста:
План индивидуальной работы
методиста _____________________________________ на _________________год
Цели и задачи на год
Методическое сопровождение образовательного процесса
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный | Предъявление конечного результата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В плане должны быть отражены следующие направления работы методиста:
1) Оказание методической, консультативной и практической помощи педагогам дополнительного образования в составлении программ, определении содержания, форм, методов и средств обучения в форме индивидуальных и групповых консультаций, обучающих семинаров, практикумов.
2) Разработка учебно-методических и информационных материалов (тема, сроки) совместно с педагогами.
3) Организация повышения квалификации педагогов в отделе, учреждении.
4) Опытно-экспериментальная работа (темы экспериментальных проектов, диагностические методики, программы реализации экспериментальных проектов).
5) Разработка образовательных и целевых программ, учебно-методических комплексов, рекомендаций, пособий (тематика).
6) Методическое обеспечение конкурсов, смотров, выставок и т.д. (разработка необходимых документов и методических материалов с указанием названия, сроков исполнения).
7) Изучение и обобщение опыта работы педагогов (Ф.И.О. педагога, тема, сроки, форма предъявления).
8) Систематизация материалов (печатных, аудио-видеоматериалов) для методического кабинета (тема, форма оформления, сроки, адресат).
9) Аналитическая деятельность: анализ состояния методической работы по направлениям в отделах, в целом по учреждению дополнительного образования детей (тема аналитического материала, сроки исполнения).
Таким образом, в развитии и управлении образованием одним из важнейших инструментов является стратегическое и, как его составляющая, тактическое планирование. Программирование деятельности учреждения дополнительного образования детей – сложный и достаточно длительный процесс, начинающийся с разработки миссии учреждения, стратегического планирования – образовательной программы и программы развития учреждения, включающий все этапы тактического планирования, начиная с программ реализации на уровне учреждения и заканчивая планами индивидуальной работы методистов и педагогов дополнительного образования. Только такой целенаправленный процесс позволяет достигнуть эффективных результатов в деятельности образовательного учреждения.
Документом, определяющим содержание дополнительного образования детей, является образовательная программа.
По определению В.А. Горского, А.Я. Журкиной, Л.Ю. Ляшко, образовательная программа – это документ, в котором фиксируются и аргументированно, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технология реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Совокупность программ позволяет создавать учреждению нетрадиционную, своеобразную модель образования, основанную на учете индивидуальных потребностей, способностей и интересов ребенка и нацеленную на поиск новых педагогических технологий, методик и форм работы с детьми.
Образовательная программа в дополнительном образовании детей дает возможность развивать ценностные ориентации, познавательную мотивацию, способности ребенка, является средством активного общения и создается педагогом для осмысленной работы с ребенком, достижения поставленной цели, может меняться в зависимости от интересов и потребностей ребенка, от позиции самого педагога. Она способствует развитию индивидуальности, т.е. овладению мыслительным процессом, разными типами деятельности, наиболее свойственными тому или иному ребенку. Современная образовательная дополнительная программа должна ориентироваться на:
Существует несколько классификаций программ дополнительного образования детей в зависимости от их основы. По авторской принадлежности программы делятся следующим образом:
По уровню освоения программы делятся на:
По целевой установке может быть предложена такая классификация:
Существует классификация программ по форме организации содержания:
Классификация программ не исчерпывает многообразия подходов, но более всего используются в практической деятельности.
Образовательные программы должны быть обучающими, развивающими, воспитывающими, практико ориентированными, учитывающими интересы детей и их родителей.
Выделяются общие обязательные требования к содержанию программ дополнительного образования детей:
В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, С.В. Сальцева, С.Н. Чистякова считают, что программы дополнительного образования детей имеют свою специфику:
Программа дополнительного образования детей является составной частью образовательной программы учреждения, обеспечивает развитие личности ребенка через индивидуальный «образовательный маршрут» и рассматривается как технологическое средство достижения заявленных в ней результатов. По программам дополнительного образования детей государственные образовательные стандарты не устанавливаются. Руководствуясь общими требованиями к образовательным программам и спецификой дополнительного образования, предлагаем следующую структуру образовательной программы для педагога дополнительного образования: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, приложения.
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Часы | ||
теоретических | практических | общее кол-во | ||
|
|
|
|
|
| Итого часов |
|
|
|
Содержание программы
Каждая тема программы, обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается отдельно по схеме: цели и задачи, знания, умения и навыки, формируемые темой, теоретические вопросы, основные законы, закономерности, термины, понятия, содержание практической работы, основные практические задания, библиографический список для педагога и детей, дидактический материал, используемый на теоретических и практических занятиях.
Приложения
Для оценивания эффективности образовательной программы может быть предложена схема экспертирования образовательной программы дополнительного образования детей и экспертная карта.
Схема экспертирования образовательной программы
Уровень | Предмет экспертизы | Исполнитель |
1-й | Соответствие содержания программы возрастным особенностям, потребностям детей и родителей | Методист и психолог отдела |
2-й | Соответствие программы современным требованиям к образовательным программам, определение практической значимости | Методическая служба |
3-й | Соответствие содержания программы уровню развития, логике построения научной дисциплины | Специалисты по профилю программы, научные консультанты |
4-й | Заключительная экспертиза, рекомендации для издания, участия в конкурсах разного уровня | Экспертная группа методического совета |
Экспертный лист оценивания образовательной программы дополнительного образования
Ф.И.О. автора, квалификационная категория ___________________________________________________________________
Характеристика программы:
Наличие титульного листа _____________________________________________
Структура программы:
Пояснительная записка:
Учебно-тематический план:
Содержание программы:
Учебно-методическое обеспечение:
Технологичность программы (доступность для применения в педагогической практике).
Работа над образовательной программой – серьезный этап профессионального роста педагога, в котором ему оказывает помощь методист. Для стимулирования деятельности педагогов по разработке и совершенствованию образовательных программ, распространению опыта совместной деятельности педагога и методиста можно использовать разнообразные формы работы:
Образовательная программа может сопровождаться учебно-методическим комплексом, который обычно содержит следующие материалы:
Создание образовательной программы, работа над ней – сложное, кропотливое дело, требующее не только педагогического опыта и высокой квалификации, но и методической грамотности, реалистичной оценки своих возможностей. Создавая программу, педагог решает проблему организации теоретического, практического материала, сопоставляет его с собственным жизненным опытом, потребностями, интересами ребенка, родителей, социума, требованиями органов управления образованием. Только разумное соотнесение всех этих компонентов позволят педагогу дополнительного образования разработать действительно востребованную обществом и ребенком образовательную программу.
В системе дополнительного образования детей работает достаточно много специалистов, не имеющих педагогического образования. С другой стороны, специфика дополнительного образования требует постоянного совершенствования педагога в предметной области, а также в психологии и педагогике, поэтому сочетание целенаправленного и специально организованного постдипломного образования с самообразованием – непременное условие эффективности деятельности системы дополнительного образования детей.
Традиционно под повышением квалификации в широком смысле слова понимают непрерывный процесс профессионального роста специалиста, в узком смысле – обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Современное состояние системы дополнительного образования детей потребовало научно обоснованных действий педагогов и руководителей учреждений, выбора приоритетных направлений деятельности, изменения характера педагогического труда, что привело к необходимости организации на принципиально ином уровне системы повышения квалификации педагогических работников.
Достижение высокого уровня профессионального мастерства возможно при соединении разнородных факторов – социальных, психологических, дидактических. В группу социальных факторов входят: учет потребностей социума в качественном совершенствовании образования и воспитания детей и подростков в системе дополнительного образования; потребность общества в повышении психолого-педагогической компетенции педагогов дополнительного образования; разработка эталонной модели (профессиограммы) педагога дополнительного образования, конкретизирующей современные требования к профессиональной деятельности и личностным качествам специалистов.
К психологическим факторам следует отнести факторы, характеризующие особенности личности и деятельности педагога: гуманность, уровень развития коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, самооценки, самопринятия, самоуважения, профессиональной рефлексии, способность к эмпатии.
Дидактические факторы проявляются в соблюдении педагогом в практической деятельности общих дидактических принципов:
Соединение социальных, психологических, дидактических факторов в процессе повышения квалификации педагогов способствует их самосовершенствованию, направленности на развитие профессионального самосознания, творческого потенциала.
Проблема профессиональной компетентности педагога рассматривалась А.С. Белкиным, М.И. Лукьяновой и др. В педагогической науке нет единой трактовки понятия «профессионально-педагогическая компетентность». Это явление трактуется как:
Существуют разные подходы к выделению структуры профессионально-педагогической компетентности:
1) когнитивная, психологическая, риторическая, профессионально-технологическая, профессионально-информационная, мониторинговая культура (А.С. Белкин);
2) специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность (Н.В. Кузьмина);
3) психолого-педагогическая грамотность, психолого-педагогические умения, профессионально значимые личностные качества, такие, как гибкость, мобильность, эмпатия, общительность, ответственность, инициативность, оптимизм, доброжелательность, рефлексивность (М.И. Лукьянова).
Несмотря на некоторые различия в определении подходов к структуре профессионально-педагогической компетентности, можно выделить сходные черты, к которым относятся специальная и профессиональная компетентности в области педагогики, сферы научного знания и предметной деятельности, психологическая, коммуникативная и методическая компетентность.
Анализ профессионально-педагогической компетентности и специфики дополнительного образования позволил нам определиться с сущностью и структурой компетентности педагога дополнительного образования. Мы рассматриваем компетентность педагога дополнительного образования как вид профессионально-педагогической компетентности, сущность которого состоит в овладении компетенциями в процессе развития личностного отношения к профессиональным знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности, обусловленным спецификой дополнительного образования детей. Структура компетентности педагога дополнительного образования, по нашему мнению, такова:
1) специальная и профессиональная компетентность в области педагогики, сферы научного знания и предметной деятельности, которой он занимается, профессиональной этики, риторики;
2) психологическая компетентность, предполагающая знание возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка; особенностей развития мотивации познавательной, творческой и коммуникативной деятельности; закономерностей эффективного общения; основ диагностики личности; собственных личностных особенностей;
3) методическая компетентность, в основе которой лежит владение способами организации вариативного образования (умение разрабатывать образовательные программы, в том числе и индивидуальные, определять формы, методы, приемы образовательного процесса, формировать знания, умения и т.п.), умение планировать и прогнозировать, работать с информацией;
4) социально-личностная компетентность, предполагающая знание педагогом своего личностного потенциала и умение реализовывать его в социально значимой (в данном случае педагогической) деятельности.
Основная цель повышения квалификации педагогов – установление соответствия между постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности и готовностью к выполнению профессиональных и должностных функций.
Система повышения квалификации решает следующие задачи:
Функции повышения квалификации:
Успешность деятельности методической службы в системе повышения квалификации может быть достигнута лишь в том случае, если, моделируя содержание учебно-методических программ на первоначальном и каждом последующем этапе, исходить из четкого представления об уровне профессиональной компетенции, личностных потребностей слушателей в ее совершенствовании. Таким образом, будет осуществляться входная, промежуточная и итоговая диагностика состояния профессиональных знаний и практических умений.
Компенсаторная функция состоит в устранении пробелов в базовой профессиональной подготовке специалистов, во внесении корректив в теоретические знания, умения и практической опыт, сложившиеся к началу данного этапа повышения квалификации.
Инновационная функция связана с модернизацией профессиональной компетенции и обучением слушателей введению в их деятельность различных инноваций в связи с новыми социальными потребностями, достижениями науки и передового опыта.
Развивающая функция предполагает развитие профессионально значимых качеств личности.
Прогностическая функция – это развитие у педагогов способности предвидеть тенденции развития педагогических явлений и процессов, разрабатывать опережающие авторские модели.
Важнейшее условие реализации цели дополнительного образования детей – социально-педагогической поддержки личности ребенка – профессиональная компетентность педагогических и руководящих работников. Одним из механизмов, оказывающих существенное влияние на развитие кадрового потенциала системы, является формирование образовательного заказа на повышение квалификации специалистов в сфере дополнительного образования. Необходимо научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности. Это требует умения работать по законам творчества, используя собственный потенциал. Доказано, что между развитием человека как личности и достижением им профессионального мастерства существует взаимосвязь. Профессионально компетентным считается такой труд педагога дополнительного образования, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, результатом которых становится индивидуальное развитие, формирование мотивации к познанию и творчеству, достижение продуктивных результатов воспитанников. Профессионализм педагога определяется также, с одной стороны, соотношением его профессиональных знаний, умений и навыков, с другой – профессиональных позиций и психологических качеств.
Выделяются этапы развития педагогического профессионализма:
Возрастание профессионализма – это адаптация к профессии через овладение ее высокими образцами (мастерство) к поиску нового (творчество, новаторство).
Педагог-профессионал должен обладать последовательно логичной стратегией мышления, поскольку занятие – комплексное действие, требующее одномоментного решения нескольких задач: организационно-управленческих (занятие как система обучения и воспитания), информационных (занятие как процесс передачи информации), дидактических (занятие как процесс обучения), творческих (занятие как творческий акт), мыслительных (занятие как акт публичного мышления), психолого-аналитических (занятие как психологический процесс развития), социальных (занятие как общение и взаимодействие в группе), исследовательских (занятие как познавательных процесс).
Педагог-профессионал в сфере дополнительного образования – стратег и практик, мыслитель и художник, теоретик и технолог, тонкий психолог. Он должен выступать и в роли мыслителя, собеседника, и в роли практика, должен быть руководителем и организатором учебно-воспитательного процесса. Педагог-профессионал должен одинаково успешно исполнять информационно-образовательную, социально-психологическую консультативную, проектировочную, исследовательскую, экспертную функции.
Профессионализм – категория качественной оценки деятельности педагога. Педагогическая деятельность призвана создавать условия, организовывать и обеспечивать процесс роста и развития ребенка. Качественная педагогическая деятельность развивает мышление, совершенствует познавательные способности ребенка, стимулирует и поддерживает на необходимом уровне его познавательный интерес, обеспечивает самоактуализацию развивающейся личности, способствует становлению первичной социальной, академической, личностной компетентности, создает психологический комфорт в процессе роста и развития ребенка, способствует его нравственному совершенствованию, социальной адаптации в окружающем мире, обеспечивает творческую активность.
Таким образом, качественная педагогическая деятельность – это деятельность, обеспечивающая эффективное управление личностным ростом и развитием человека. В первую очередь это относится к деятельности педагогов дополнительного образования детей.
Для формирования творческой личности ребенка необходима творческая личность педагога. В этом случае совершенно необходима специальная подготовка педагогов дополнительного образования, способствующая коммуникативному и профессиональному росту, осуществляемая в рамках системы повышения квалификации. Для разработки такой программы важно определиться с профессиональными требованиями к педагогическим работникам в соответствии со спецификой педагогических условий системы дополнительного образования.
Профессиональные требования к педагогу дополнительного образования
Педагогические условия | Деятельность педагога |
Вариативность образования | Варианты программ для разного возраста, категорий, уровня развития детей Варианты программ по направлениям предметной деятельности Владение разными формами занятий Владение методиками обучения, воспитания, педагогическими технологиями |
Субъект-субъектные отношения | Демократический стиль общения с детьми и коллегами Владение элементами индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам общения Владение элементами тренинга эффективного общения Использование игр на развитие коммуникативных способностей детей Использование на практике педагогики сотрудничества Педагогическая рефлексия |
Создание ситуации успеха | Создание в коллективе системы ступеней роста каждого ребенка, независимо от его способностей Участие в предметных конкурсах, соревнованиях, выставках, начиная с уровня детского коллектива, заканчивая российским и международным уровнями Участие в социальных программах и проектах Широкое использование приемов метода поощрения |
Создание социокультурной, психолого-педагогической системы | Психологическое, методическое, дидактическое здоровьесберегающее обеспечение образовательного процесса в коллективе Повышение профессиональной квалификации Постоянная связь с общественными организациями, учреждениями культуры и образования Активное использование технологий развивающего обучения Участие в коллективных делах учреждения дополнительного образования |
Профессиональные требования к методисту дополнительного образования
Педагогические условия | Деятельность методиста |
Вариативность образования | Квалифицированная помощь педагогу в разработке вариантов программ и дидактического материала для разного возраста, категорий, уровня развития детей Индивидуальные и групповые консультации для педагогов по организации образовательного процесса, разным формам занятий Помощь педагогам в овладении методиками обучения, воспитания Консультирование по проблемам диагностики эффективности образовательного процесса Консультирование по проблемам индивидуального планирования Мониторинг процесса и результата реализации вариативности образования |
Субъект-субъектные отношения | Демократический стиль общения с педагогами Организация обучения педагогов (совместно с психологом) элементам индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам общения Организация тренингов эффективного общения для педагогов Включение в процесс повышения квалификации деловых, ролевых игр на развитие коммуникативных способностей детей Консультирование по проблемам педагогики сотрудничества Мониторинг процесса и результата субъект-субъектных отношений |
Создание ситуации успеха | Создание в коллективе системы ступеней роста каждого педагога посредством системы повышения квалификации, конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства Информационное обеспечение педагогов сведениями о предметных детских конкурсах, соревнованиях, выставках разного уровня Информационное обеспечение и подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах разного уровня Изучение, анализ и коррекция мотивации профессиональной деятельности |
Создание социокультурной, психолого-педагогической системы | Организация психологического, методического, дидактического обеспечения образовательного процесса Организация процесса повышения квалификации педагогических кадров Повышение собственной профессиональной квалификации Постоянная связь с учеными, научными центрами, общественными организациями, учреждениями культуры, занимающимися проблемами педагогических и психологических исследований Активное использование технологий развивающего обучения в обучении педагогических кадров Методическое обеспечение программы развития учреждения Обеспечение информационного сопровождения реализации программы развития учреждения (связь со СМИ) |
Традиционно в дополнительном образовании детей существуют такие формы повышения квалификации педагогов, как методические объединения, творческие лаборатории, кафедры, мастер-классы.
Методическое объединение создается с целью повышения качества образования посредством профессионального общения, направленного на отработку и внедрение инновационных педагогических технологий, методик, приемов, форм деятельности; на определение критериев, норм, требований эффективности педагогической деятельности. Методическое объединение анализирует результаты педагогического процесса, определяет варианты повышения его эффективности, организует работу методических семинаров по проблемам, разрабатывает методические рекомендации для педагогов, родителей, учащихся, дает рекомендации по изменению содержания, структуры образовательных программ, использованию разных форм занятий.
Задача творческой лаборатории в дополнительном образовании состоит в соединении достижений современной науки и практики. Творческая лаборатория может заниматься разработкой концепций, программ развития, программ деятельности учреждения, апробацией различных научных концепций в практической деятельности направлений дополнительного образования, организацией экспериментальных площадок, созданием нормативных документов и методических разработок по указанной проблематике.
Кафедра представляет собой объединение педагогов и методистов дополнительного образования, имеющих высокую квалификацию, вузовских преподавателей и ученых. Задачами такого объединения является повышение профессиональной компетенции педагогов в избранном направлении деятельности, организация научно-исследовательской работы, разработка предметных методик и технологий, рецензирование образовательных программ и методических материалов по профилю, подготовка их к изданию.
Мастер-классы предполагают знакомство с профессиональной деятельностью лучших педагогов дополнительного образования – образовательными программами, организацией педагогического процесса, методиками, технологиями, формами работы, приемами общения с детьми, индивидуальными способами повышения квалификации.
Г.Н. Попова предлагает в качестве института повышения квалификации педагогов школу передового опыта. Эта форма организации методической работы возникла как форма передачи знаний, опыта, мастерства лучших педагогов заинтересованному кругу специалистов. Часто школа передового опыта – это авторская школа, включающая организацию и проведение постоянно действующего или отдельных семинаров для глубокого изучения системы работы, основных идей, их научного обоснования, подходов, методик, технологий работы с детьми, а также развернутую демонстрацию практической работы и индивидуальные консультации.
Еще одной формой повышения квалификации, по мнению Г.Н. Поповой, может стать стажерская площадка, спецификой работы которой в учреждении дополнительного образования является включение стажирующихся в реальный педагогический процесс, что требует специальной организации и методической подготовки. Важная особенность стажировки педагогов в учреждении дополнительного образования детей – возможность проходить такую стажерскую подготовку совместно с детьми через серию учебно-массовых мероприятий, программ клубной деятельности. Стажировка включает серию теоретических и практических занятий, выполнение творческих заданий, совместную с руководителем стажировки практическую работу с детьми, консультации, собеседования, семинары, круглые столы, обучающие игры, экскурсии.
Современный рынок труда предъявляет достаточно жесткие требования к выпускникам школы и учреждению дополнительного образования:
Сформировать такие качества воспитаннику поможет только имеющий их педагог. Большую роль в формировании информационной культуры педагога и ребенка играют современные компьютерные технологии. Следовательно, необходимо создать условия для овладения педагогом современными средствами информации и повышения квалификации в этой сфере. Существенная составляющая методической службы в учреждении дополнительного образования – информационное сопровождение образовательного процесса.
Для планомерной работы образовательного учреждения нужна информационная база данных. Банк данных – необходимое условие эффективности деятельности методической службы. В фондах методической службы должны находиться документы по разным направлениям деятельности, компьютерный банк информации с требованиями к составлению образовательных программ, банк образовательных программ педагогов и другие методические материалы. Учитывая актуальность проблемы информатизации системы образования, программу информационного сопровождения образовательного процесса мы рассматриваем как часть программы методического сопровождения.
Деятельность современного учреждения дополнительного образования детей сложно представить без новых информационных технологий. Разработка программы информационного сопровождения – составная часть методической работы. В основе программы информационного сопровождения образовательного процесса лежит потребность учреждения дополнительного образования детей в развитии, соответствии новым реалиям образовательного пространства, в адаптации учреждения дополнительного образования к новой информационной образовательной среде, информационным технологиям современного обучения детей и педагогов.
Основная цель информационного сопровождения – создание условий для эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе. Ее обеспечение возможно при выполнении двух основных условий: создание единой информационной сети в учреждении; формирование высокого уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса с реализацией следующих задач:
Направления деятельности по реализации программы:
Работа по реализации программы заключается:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.