Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области разработки программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательных программ.
Объём: 24 часов.
Основные принципы и подходы к разработке программно-методического обеспечения.
Структуру и содержание дополнительной общеобразовательной программы.
Нормативно-правовую базу, регулирующую разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
Использовать информационные технологии для создания и анализа программно-методического обеспечения.
Применять методы проектирования и моделирования для разработки программно-методического обеспечения.
Проводить анализ и оценку качества разработанного программно-методического обеспечения.
Вносить коррективы и улучшения в программно-методическое обеспечение на основе полученных результатов.
Способность разрабатывать и анализировать программно-методическое обеспечение для реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Способность оценивать качество и эффективность программно-методического обеспечения и вносить необходимые коррективы.
Способность использовать современные информационные технологии и инструменты для разработки и анализа программно-методического обеспечения.
Компетентность современного педагога – это грамотное обновление собственной практики. Не является исключением и разработка общеобразовательной программы. Исходным основанием работы над программой служит понимание педагогом современного детства и особенностей, в которых оно протекает. Развивающее образование обусловлено как минимум двумя обстоятельствами: соответствием образовательных условий возрастным особенностям детей и соответствием образования особенностям развития ребёнка в условиях влияния внешней среды.
Возрастные психофизиологические особенности детей мало подвергаются пересмотру, так как являются достаточно стабильными. Влияние же внешней среды на особенности развития ребёнка имеет динамичный характер, в связи с чем требует постоянного анализа и учёта в образовательной практике. Главная особенность современности – это постоянные изменения. Сегодняшний мир детства – это мир многообразия и возможностей выбора. Знания, как конечный продукт образования, замещаются компетентностью – естественным запросом на успешную социализацию. Понимание, умение, владение, способности – стали главными характеристиками развития детей.
И так, на какие характерные особенности развития ребёнка в условиях влияния жизненной среды необходимо обратить внимание педагогу при разработке общеобразовательной программы. Прежде всего, это современное информационное пространство. Широкий доступ к информации ставит педагога в особую ситуацию. Его функции, как носителя и транслятора информации, снижаются. Современный ребёнок достаточно субъектен в получении необходимых сведений и знаний. Интернет и разнообразные гаджеты позволяют ему реализовать любые информационные запросы. Сегодняшняя информационная среда формирует у ребёнка навыки поисковой деятельности. Поиск информации, работа с ней стали естественной нормой жизни детей. В связи с этим, трансляция знаний в образовании должна уменьшаться и замещаться освоением детьми опыта приобретения знаний. Принцип от трансляции знаний к организации познаний становится основным в организации деятельности детей в образовании.
Вторая особенность развития детей в условиях внешнего воздействия связана с интеллектуализацией современной среды. Современный мир, который окружает детей, – это мир «умных вещей». Они легко осваивают функции сложных предметов и используют их в своей жизни. Характерный пример – мобильный телефон. Функциональное освоение сложных предметов опосредует у детей организацию интегрального мышления: «что за предмет?»; «для чего он?»; «что он может?»; «как его использовать?». Для освоения функций предмета ребёнок объединяет сопутствующие знания и действия: что, зачем и как нужно сделать, чтобы получить результат. Это и есть процесс организации интегрального мышления. Итоговая сборка действий выливается в освоение функции, а затем в умения, навыки и владение сложным предметом. Как должно реагировать образование на эту особенность? Через содержание образования. Оно должно продуцировать аналогичную организацию мышления, предусматривать периодичность действий, в которых дети осуществляют сборку знаний для получения результата. Из этого следует, что принцип метапредметного построения содержания образования сегодня является актуальным вопросом педагогического проектирования.
Третья особенность развития детей обусловлена влиянием внешней среды на способы мышления. Многообразие – одна из характеристик нашей действительности, а выборность – норма действий современных детей. Что такое выбор? Это оценка объектов во всех характеристиках, сопоставление их между собой и принятие решения. Оценка объекта с точки зрения всех характеристик опосредует развитие системного мышления. Умение мыслить так, чтобы видеть объект целостно, становится естественной потребностью детей. Эти обстоятельства актуализируют проблему реализации системно-деятельностного подхода в образовании. Современные общеобразовательные программы должны предполагать периодическую комплексную деятельность детей, которая приводит к определённому завершённому результату и закрепляет у них знания на системном уровне.
Обобщая вышесказанное, следует добавить, что особенности протекания детства в современной действительности привносят изменения во все основные параметры образования: его организацию, содержание и реализацию. Развивающая функция образования приобретает новую смысловую схему: от организации познания – к метапредметному пониманию и системному мышлению. Это выдвигает новые требования к разработке общеобразовательных программ дополнительного образования детей. Комплекс основных характеристик программы (объём, содержание, планируемый результат) должен отражать соответствие условий образования детей особенностям их развития. Схематично исходные основания разработки современной общеобразовательной программы дополнительного образования детей можно представить следующим образом:
Постоянные перемены и изменения, как главная особенность современности, требуют соответствующих реакций от педагога: непрерывное развитие и рост. Педагогический опыт недавнего прошлого и современные разработки существенно отличаются друг от друга. Ещё вчера технические и социокультурные достижения не изменялись с такой скоростью. Образование знало, к чему и как готовить подрастающее поколение. Готовили к действительности, полагая, что она ещё долгое время останется неизменной. В таких условиях педагогическая практика развивалась по алгоритму: есть лучший опыт – все его внедряем; есть новый метод и новые технологии обучения – все их применяем. А что сегодня? Непрерывные перемены и изменения продуцируют неопределённость. Трудно представить жизнь подрастающего поколения через 15–20 лет. Функция образования – подготовка человека к жизненному постоянству – стала неактуальной. На смену ей приходит новая функция – развитие у человека потенциала жизненных возможностей. Переход образования от вчерашнего к настоящему лаконично можно выразить так: от постоянства к неопределённости, от подготовки к жизни – к развитию возможностей для жизни. Развитие возможностей растущего поколения становится главным целевым вектором образования, а практика накопления человеческого капитала становится актуальным направлением в становлении современного педагогического опыта.
Столкновение прошлого и настоящего в образовании обусловило главное противоречие: наличие у педагогов стереотипов образовательной рациональности, как основы опыта педагогической деятельности недавнего прошлого, и потребность в мобильной, гибкой, вариативной педагогической деятельности, как естественном соответствии современной действительности. Рациональность и алгоритмизация порождают у педагога стремление к упрощению, подмене понятий и заменяют мотивацию профессионального роста на мотивацию нужды. Мотивация же современного педагога – это мотивация к непрерывным изменениям. Гибкость и вариативность в педагогической деятельности – это постоянный поиск подходов и способов развития возможностей детей, стремление к достижению у них образовательной избыточности. Избыточное образование – это человеческий капитал на опережение, это предвосхищение будущего, это превышение необходимого. Избыточность – это не только «много знаю», но и «уже могу», это детский менталитет взрослого типа. Мобильность современной педагогической деятельности опосредована реализацией принципа инверсии: прямое и обратное действие. Что это значит? Развитие педагога и развитие детей находятся в прямой зависимости. Педагог развивает детей, а результаты их развития – основание для развития самого педагога. В этом заложен основной смысл непрерывного профессионального роста. Педагогический опыт или лучший педагогический опыт не является конечным результатом деятельности, это всего лишь индикатор для последующих достижений. Если же и рассматривать педагогический опыт как нечто устойчивое, то это может быть опыт непрерывного роста. Таким образом, особенность становления современного педагогического опыта можно выразить следующей логической схемой:
Современный педагогический опыт возникает там, где педагог выстраивает свою деятельность на высоком смысловом уровне. Главный вопрос, на который у педагога должен быть ответ: «ради чего учить?», а затем уже – «чему учить?» и «как учить?». Ответ на вопрос «ради чего учить?» подталкивает педагога к созиданию и определяет границы зоны его ближайшего развития.
Современная общеобразовательная программа дополнительного образования детей – это комплекс психолого-педагогических и организационно-содержательных оснований, образующих модель требований, которых должен придерживаться педагог в осуществлении образовательной деятельности. К основным психолого-педагогическим основаниям общеобразовательной программы дополнительного образования детей относятся: учёт возрастных особенностей детей, методы обучения, ведущая деятельность детей в образовательном процессе.
В современной общеобразовательной программе, в отличие от традиционной, выделяются те психолого-педагогические основания, которые соответствуют особенностям развития современных детей и способствуют становлению современного педагогического опыта. В целях содействия педагогическим и методическим работникам дополнительного образования детей в отборе психолого-педагогических оснований для разработки общеобразовательной программы в данном разделе пособия изложены возрастные психофизиологические особенности детей, современные методы образования и перечень ведущей деятельности детей в образовательном процессе.
Периодизация детства помогает педагогу понять, что происходит с ребёнком в тот или иной возрастной период, особенности его психофизиологического развития, и выбрать организационно-содержательные подходы к осуществлению образовательной деятельности. Периодизация детства является одним из условий определения возрастных групп детей для занятий в сфере дополнительного образования и разработки соответствующих общеобразовательных программ. Учитывая функциональную специфику дополнительного образования детей, следует выделять стадии детства по социальным признакам.
1–3 года – младенчество. Наиболее плодотворный и интенсивный период накопления социального опыта.
3–6 лет – раннее детство. Интенсивное накопление социально значимого опыта, ориентация в социальном пространстве.
6–8 лет – детство. Созревание психических и физиологических структур головного мозга. Становление готовности к систематическому учебному труду. Стремление к гармонии в отношениях со сверстниками и взрослыми, диалоговому контакту с ними. Превосходство над ребёнком со стороны взрослого или сверстника приводят его к ощущениям собственной неполноценности. Управление эмоциями и активностью детей осуществляется через создание ситуации успеха. Дисциплинарные способы воздействия на ребёнка блокируют процессы его личностного развития. Учение и обучение – обеспечивают ведущую роль в умственном развитии детей. В работе с данной возрастной группой главная функция педагога сводится к гармонизации всех видов отношений ребёнка в процессе его умственного развития, или учение и обучение в условиях гармоничных отношений. Так достигается полнота психофизиологического развития в период детства.
9–11 лет – предподростковый период. Накопление ребёнком физических и духовных сил. Стремление утвердить себя (как результат приобретённого опыта социальных отношений). Приоритетная ценность – нравственное отношение к себе: доброта, забота, внимание. Возраст, который является самым важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственных отношений к жизни. Благоприятный возраст для развития способностей к рефлексии. Высокая потребность в признании своей личности взрослыми, стремление к получению от них оценки своих возможностей. Задача педагога – регулярно создавать повод для этих проявлений каждому ребёнку. Например, периодическая презентация достижений детей их родителям.
12–14 лет – подростковый период. Характерная особенность – личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Ведущая потребность – самоутверждение. В подростковый период стабилизируются интересы детей. Основное новообразование – становление взрослости как стремление к жизни в обществе взрослых. К основным ориентирам взросления относятся:
Если в дополнительном образовании детей не созданы условия для выражения индивидуальности подростков, они прекращают занятия и вынуждены искать подходящую среду для этих проявлений. Именно этим объясняется сокращение контингента учащихся в системе дополнительного образования по достижении детьми возраста 14–15 лет. Роль педагога дополнительного образования в работе с подростками заключается в том, чтобы регулярно осуществлять их подготовку к самопрезентации социально значимой группе людей.
15–18 лет – юношеский возраст. Завершение физического и психического созревания. Социальная готовность к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. В отличие от подросткового возраста, где проявление индивидуальности осуществляется благодаря самоидентификации – «кто я», в юношеском возрасте индивидуальность выражается через самопроявление – «как я влияю». Основная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми в возрасте 15–18 лет сводится к решению противоречия между готовностью их к полноценной социальной жизни и недопущением отставания от жизни содержания и организации их образовательной деятельности.
Таким образом, возрастная периодизация определяет:
Представим это в виде схемы.
В понятие «современные методы» вкладывается следующий смысл: из всего многообразия методов выбраны те основные, которые в наибольшей степени подходят для применения в дополнительном образовании детей и соответствуют особенностям развития современных детей в условиях влияния внешней среды. Таким образом, предлагаемые ниже методы – это наиболее соответствующие варианты совместной деятельности педагога и детей для решения задач накопления человеческого капитала и жизненных возможностей для будущего.
Метод кейсов (кейс-стади) основывается на полноценном рассмотрении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой детьми области знаний и деятельности. Метод предполагает организацию обсуждения ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставление объекта изучения с уже имеющимся у детей опытом. Особенности метода заключаются в высоких требованиях к организации обсуждения. Все участники обсуждения должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация.
Метод «Коучинг» – индивидуальное или коллективное управление (более опытные дети управляют менее опытными) в процессе постижения знаний и навыков по исследуемой теме. Метод способствует повышению мотивации детей, развитию познавательных интересов, формированию уникальных навыков и умений, личностных и коммуникативных качеств.
Метод «Лидер – ведомый»: один ребёнок или группа детей присоединяются к более опытному ребёнку или группе детей для овладения незнакомыми практическими умениями или навыками. Способствует более быстрой адаптации к новой деятельности и формированию межличностных коммуникаций.
Метод «Летучка» – актуальные на данный момент вопросы или проблемы решаются посредством обмена информацией. Позволяет осуществлять привязку к конкретной ситуации в процессе обучения, а также предоставляет возможность при принятии решений использовать детьми эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подходы. Педагог должен уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения.
Метод мифологии подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Поиск может осуществляться на основе переносных аналогий, разработки несуществующего сценария, схожего с существующим. Способствует формированию у детей установок на творческий поиск решения проблемы, развитию креативного мышления.
Метод консалтинга: дети обращаются за информацией или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы, проблемы или области исследования.
Метод проектов – совокупность приёмов, действий детей в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи, решения проблемы. Деятельность детей должна завершаться реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Общеобразовательная программа может быть проектно-модульной разработкой, которая за определённый временной промежуток (например, один год) приводит к конкретному результату развития.
Метод использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) – применение в педагогическом процессе высокотехнологичных средств передачи информации для сочетания её с визуально-образными данными. Сам изучаемый процесс или объект может быть показан в динамике.
Выбор того или иного метода определяет руководящая идея или педагогическая целесообразность. Предложенные методы отражают взаимодействие педагога с детьми, которое обеспечивает их высокую субъектную деятельность. Субъектность – это активность ребёнка, направленная на себя. Это регулятивный механизм, который приводит в соответствие особенности его развития, связанные с влиянием внешней среды, и его образовательные потребности. При разработке современной общеобразовательной программы дополнительного образования детей, особенно в части отбора содержания образования, педагог должен руководствоваться этим принципом. Необходимо учитывать, насколько содержание темы или занятия способствуют проявлению субъектной активности детей, какая модель взаимодействия наиболее благоприятна для этого.
Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Это наиболее часто встречающаяся активность ребёнка, которой должно отводиться достаточно большое количество времени в процессе образования. Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности. Каждому возрастному периоду детства соответствует характерная для него ведущая деятельность. Вместе с тем необходимо отметить, что в зависимости от характера и уровня развития группы, в которую включён ребёнок, в качестве ведущих могут выступать различные типы деятельности. При разработке общеобразовательной программы дополнительного образования детей педагог должен учитывать, что тип ведущей деятельности должен соответствовать возрастным особенностям детей. Как и возрастные характеристики детей, тип ведущей деятельности мало подвергается изменениям. Но, учитывая особенности развития детей, обусловленные влиянием внешней среды, ведущая деятельность должна наполняться соответствующим содержанием.
Таким образом, содержание ведущей деятельности должно постоянно подвергаться анализу и корректировке в зависимости от изменения особенностей развития детей, обусловленных влиянием внешней среды. Эта особенность опосредует современность общеобразовательной программы дополнительного образования детей в части планирования содержания их деятельности. Тип и набор видов деятельности определяют структуру образования для достижения образовательного результата.
6–8 лет: ведущий тип деятельности – игра. Игры могут быть групповые и индивидуальные. В групповых играх нежелательна борьба за превосходство. Они должны содержать условия для умственного и личностного развития. Обучение детей может рассматриваться как подготовка к игре. Что–то новое, постигнутое ими в процессе учения или обучения, затем должно реализоваться в игре. Организуя такой вид деятельности, педагог должен учитывать с какой действительностью взаимодействуют дети. По содержанию она должна совпадать со значимыми для ребёнка образами или действиями. Игры также могут быть придуманы самими детьми. Чередование игр и обучения определяет непрерывность процесса. Виды деятельности в ходе игры обусловливают направления развития ребёнка, а проблемные игровые ситуации формируют его мотивационную сферу.
9–11 лет: ведущий тип деятельности – рефлексия – аналитическое сравнение и оценка своих действий и высказываний с действиями и высказываниями своих сверстников или других людей. Содержание деятельности связано с получением какого-либо промежуточного результата, как повода проявления рефлексивных действий. Промежуточный или итоговый продукт (результат) должен соответствовать современным аналогиям.
12–14 лет: референтно значимый тип деятельности. К нему относятся: проектная деятельность (встреча замысла и результата как авторское действие подростка), проявление себя в общественно значимых ролях (выход в настоящую взрослую действительность). Планирование содержания образования разворачивается от конечного результата, которого должен достичь подросток. Содержание программы обусловливает процесс получения итогового продукта в определённом цикле (например, один год). Содержание развития – это образовательный маршрут по подготовке подростка к самопрезентации.
15–18 лет: ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Организация образования сводится к подготовке и осуществлению профессиональной пробы в комплексном варианте (например, проживание инженерной деятельности). Содержание программы должно включать последовательное осуществление различных видов деятельности: выдвижение идеи; проявление продуктивного мышления, исследование, эксперимент, обобщение. Желательно, чтобы итоговый результат носил опережающий характер. Учебные действия обусловлены изобретательностью. Организация образования предполагает контакт с творческими коллективами и объединениями, с ведущими специалистами. Содержание развития предполагает маршрут достижения результата преобразовательного характера.
Отмеченные выше возрастные психофизиологические особенности детей и соответствующие им типы ведущей деятельности можно назвать константой педагогических условий развития детей вне зависимости от предполагаемого образовательного результата. Другими словами, данные педагогические условия должны быть обязательными, ибо они отражают природосообразность и закономерности полноты развития психологических функций ребёнка. Так, нравственное отношение к ребёнку:
Обязательные педагогические условия отражают универсальную часть любой общеобразовательной программы дополнительного образования детей.
Планируемые результаты образования опосредуют его содержание, организацию, методы взаимодействия участников образовательного процесса и отражают вариативную составляющую образовательной программы. Результат образования можно представить, как некий конечный продукт, который возникает в результате образовательной деятельности. Содержание образования определяет предмет деятельности. Методы – способы взаимодействия. Организация образования – последовательность осуществления деятельности. Таким образом, общеобразовательную программу дополнительного образования детей можно представить в качестве модели, где обязательные педагогические условия являются платформой, на которой выстраивается вариативная часть, обеспечивающая достижение результата. Схематично это можно представить следующим образом.
Что является результатом образования в контексте современности и современной общеобразовательной программы? Выше уже отмечалось, что современный педагогический опыт возникает там, где педагог выстраивает свою деятельность на высоком смысловом уровне – «ради чего учить». Что можно отнести к высокому смысловому уровню? Прежде всего, это развитие ребёнка для его будущего. Сегодня это одна из самых актуальных проблем. Как представить будущее ребёнка в условиях быстрых жизненных изменений и неопределённости? Очевидно, через понимание тенденций современного развития и вероятностное выделение тех качеств и знаний, которыми должен обладать человек для жизни в будущем. Ещё недавно роль дополнительного образования детей играла особое значение в формировании умений и навыков для жизненной или профессиональной адаптации. Сегодня это уже не столь актуально. Накопление человеческого капитала для жизненных возможностей вытесняет целевую ориентацию на подготовку ребёнка к выполнению предметных действий. Сегодня для любого вида образования приоритетно накопление человеческого капитала как базы для последующего освоения жизненных или профессиональных функций. В будущем эта тенденция будет только усиливаться.
Итак, тенденции будущего:
Исходя из тенденций изменений жизненной действительности, нетрудно понять, что в недалёком будущем профессиональный труд будет складываться из двух основных составляющих: творчество и готовность к сотрудничеству с другими людьми и искусственным интеллектом. Таким образом, готовность человека к условиям неопределённости, его капитал для жизненных возможностей должны складываться из таких характеристик как: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа. Это и есть качества личности и функциональная грамотность человека будущего, это и есть базовый результат образования. Следует отметить, что базовый результат образования должна предполагать любая общеобразовательная программа дополнительного образования детей для любой возрастной группы. Отличие же будет заключаться в том, что составляющие результата будут иметь разный уровень их сформированности, так как уровни развития детей обусловлены возрастными порогами доступности. Смысловое значение каждой составляющей базового результата позволяет педагогу компетентно осуществлять отбор содержания образования, выбирать способы взаимодействия, планировать последовательность осуществления деятельности.
Креативность – умение оригинально решать проблему, творчески подходить к её рассмотрению. Не является врождённой способностью. Креативности способствует накопление знаний, опыт, широкий кругозор. Это качество, которое достигается в процессе развития. Это не творческая способность, а способность к творчеству. Ресурсом для развития креативности являются:
Высокий уровень креативности, как умения, предопределяет творчество, как акт созидания. Следовательно, творчество – это результат высокого креативного умения.
Коммуникативность – это взаимодействие между людьми, в ходе которого формируются межличностные отношения. Это общение, основанное на обмене информацией. Культура коммуникативного поведения зависит от направленности личности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эрудиция).
Критическое мышление – это формулирование обоснованных выводов, собственная оценка происходящего на основе объективности. Критическому мышлению способствует системное мышление, как способность воспринимать объект целостно. Это особый способ думать о предмете или явлении. Критическое мышление – это постоянный анализ, выявление ошибок, недостатков и решение, как их можно устранить.
Командная работа – это совместная целенаправленная работа в условиях зависимости друг от друга. Это доверие друг к другу и готовность приложить усилие к решению общих проблем. Командная работа – это способ решения крупных задач с лучшей эффективностью.
В дополнительном образовании детей помимо образовательного результата следует выделять и продуктивный результат. Продуктивный – конкретный опредмеченный результат, который достигается в процессе реализации общеобразовательной программы и работа над которым обусловливает процесс развития (робот, картина, проект, художественное исполнение и т.д.).
Образовательный и продуктивный результаты являются исходными основаниями для педагогического проектирования. Моделирование результатов общеобразовательной программы дополнительного образования детей является важнейшей аналитической и творческой функцией педагога. Продуктивные и образовательные результаты отражают современность общеобразовательной программы. Так, планируя продуктивные достижения детей, педагог должен знать современные технологические достижения в соответствующих направлениях и областях. Конечный продукт будет обусловливать наполнение содержания программы, процесс её реализации и способы получения образовательных результатов.
Обобщения изложенного материала в предыдущих разделах дают основание для составления педагогической модели разработки современной общеобразовательной программы дополнительного образования детей.
Педагогическая модель является своеобразной матрицей разработки общеобразовательной программы, как индивидуальной педагогической системы преподавателя.
Педагогическая модель отражает необходимую совокупность всех действий и их логическую последовательность для проектирования программы в формате индивидуальной педагогической системы преподавателя.
Педагогическая платформа задаёт границы возрастного назначения программы и ведущей деятельности соответствующей этому возрасту. Возрастные психофизиологические особенности детей и нормы педагогической деятельности для соответствующего возраста задают ориентиры для проектирования результатов от реализации общеобразовательной программы. Так, например, продуктивный результат для группы детей в возрасте 9–11 лет должен быть ориентирован на презентацию неформальной группе взрослых людей, а для группы детей в возрасте 12–14 лет – на самопрезентацию перед социально значимой группой и т.д.
Проект продуктивного и образовательного результатов является основанием для разработки и наполнения составляющих общеобразовательной программы. В системе дополнительного образования детей преподавателю целесообразно начинать проектирование с продуктивного результата: что должны в продуктивном виде получить дети в завершающей фазе программы. Затем, преподаватель анализирует, каких образовательных уровней могут достичь дети в работе по достижению продуктивного результата. Данный подход рекомендательный. Возможен и обратный путь: сначала проектируются образовательные результаты и их уровни, а затем выявляется соответствующий продуктивный результат.
Для современной общеобразовательной программы дополнительного образования детей продукт должен соответствовать аналогиям технологических или творческих достижений соответствующего направления дополнительного образования. Педагог всегда должен быть в курсе современных достижений или тенденций научного, технологического, художественного развития своей отрасли и трансформировать их в образовательную деятельность.
Современная общеобразовательная программа дополнительного образования детей должна выдерживать логику развития, о которой говорилось выше и соответствовать схеме: знания – метапредметное понимание – системное мышление. Для каждого элемента этой схемы в контексте достижения продуктивного результата проектируется содержание, процесс и организация образования. Так, для формирования знаний определяется их объём с целью получения продуктивного и образовательных результатов. Выделяются процессы репродуктивной деятельности педагога (передача знаний) и познание (самостоятельное получение знаний). Выбираются методы взаимодействия: педагог – дети, дети – дети, как условие формирования навыков коммуникации. При отборе объёма знаний педагог должен предусматривать их избыточность. Избыточность знаний — это не столько сверхнеобходимое для практической работы количество знаний, сколько сопряжённое с другими сферами деятельности. Например, знания основ дизайна для конструирования робота или основы философии и научного исследования для естественно-научной деятельности и т.д.
Для развития метапредметного понимания в содержании образования выделяются комплексные практические действия, которые позволяют осуществлять сборку и применение знаний. Организация выполнения комплексных действий должна предполагать отбор методов межличностного взаимодействия. Выполнение комплексных практических действий должно способствовать проявлению креативности и критического мышления.
Содержание образования для формирования системного мышления предполагает осуществление деятельности для получения продукта. Основной формой организации деятельности является коллективная работа, а реализацией процесса деятельности – методы коллективного взаимодействия.
Педагогическая модель для разработки современной общеобразовательной программы дополнительного образования является неким алгоритмом, системной единицей педагогического проектирования, которая позволяет комбинировать различные подходы к составлению программы. Представим некоторые подходы в виде схемы.
Педагогическая модель разработки общеобразовательной программы дополнительного образования детей даёт основания для отражения современного образования на системном уровне и задаёт формат педагогического проектирования программы.
Усиление роли дополнительного образования детей стало объективной реальностью настоящего времени. Почему? В отличие от других видов образования оно обладает высокой степенью свободы выбора содержания и форм образования, ориентировано на запросы потребителей и обладает высоким потенциалом становления мотивации детей к развитию, мобильно реагирует на внешние изменения и т.д.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» подчёркивает значительную роль дополнительного образования в формировании творческого потенциала страны, его готовность к реализации опережающего образования – развитие человеческого потенциала для будущих жизненных возможностей.
Дополнительное образование детей – это высоко индивидуализированная система. Здесь результаты образования не являются итогом совокупной педагогической деятельности как в школе, а представляют собой результат педагогической компетентности, творчества и ответственности самого педагога. Дополнительное образование детей – это человеко-центрированная система. Ребёнок – цель, а не средство достижения показателей и результатов. Формализм в дополнительном образовании детей – это профессиональная непригодность, в том числе и в деятельности по разработке общеобразовательных программ, где риски его проявления особенно заметны. Не редкость, когда общеобразовательная программа дополнительного образования детей превращается в документ, составленный по нормативному алгоритму и предназначенный для выполнения административных требований. Ситуация, когда программа создана только для отчёта, довольно часто встречается в повседневной жизни. Вместе с тем, зависимость жизненной успешности человека от деятельности педагога усиливается с каждым днём. Функция самоидентификации педагога, как профессионального деятеля, резко возрастает, а его индивидуальная педагогическая система становится главным структурно-функциональным элементом системы дополнительного образования детей. Смысловой контекст общеобразовательной программы дополнительного образования детей выражается в том, что это профессиональное, творческое отражение комплекса условий, которые определяют процесс возникновения у детей навыков и качеств, необходимых им для жизни в современном мире и действия педагога в этом процессе. Основными критериями оценки общеобразовательной программы являются:
Таким образом, общеобразовательная программа – это не формальный документ, а продукт личностного творения педагога, его гражданской и профессиональной направленности, его понимание современности и личной роли в преобразовательной деятельности. Разработка программы как вынужденная самомобилизация на необходимость – это действие профессионального саморазрушения. Разработка программы как творческий акт – это путь к профессиональному достоинству и самоуважению.
К творческому процессу разработки общеобразовательной программы невозможно применить рецептурные указания, так как это блокирует творчество. Возможно выстроить примерный структурный алгоритм этой деятельности, который допускает размышления, анализ и выбор решения. Таким образом, предлагается следующий примерный алгоритм проектирования современной общеобразовательной программы дополнительного образования детей.
1 этап. По профессиональным основаниям общеобразовательная программа – это отражение концепции педагога дополнительного образования детей в соответствии с заявленными целями и задачами. Первое действие педагога при разработке общеобразовательной программы – это аналитико-целевой акт. Что имеется в виду? Педагог осуществляет широкую познавательно-обзорную деятельность: современные достижения отраслевой области, соответствующего направления дополнительного образования детей; тенденции и основные факторы средового влияния на детей; современные подходы в организации дополнительного образования детей и образовательные программы по их реализации. Затем моделирует систему целевых ориентиров реализации общеобразовательной программы. Иерархия целевых ориентиров выстраивается с уровня педагогической миссии до предполагаемого образовательного результата. Так, первый целевой ориентир предполагает ответ на вопрос: «Ради чего учить?». Это некое отражение деятельности педагога, его самосознание и осознание собственной государственной и общественной роли в осуществляемой деятельности. Второй целевой ориентир – профессионально-педагогическое приращение и роль программы в развитии педагогического сообщества. Третий целевой ориентир – желаемое развитие детей. Для составления современной общеобразовательной программы, помимо целевых ориентиров, от педагога требуется ответить на ряд вопросов:
Схематично аналитико-целевую деятельность педагога можно представить следующим образом.
2 этап. Создание педагогом образа программы. Целевые ориентиры и ответы на вышепоставленные вопросы являются исходным основанием для разработки её концепции. В педагогической концепции должны быть выражены:
Следующими элементами педагогической концепции являются цель (цели) и задачи программы.
Цель – это конкретный образ ожидаемого образовательного результата в контексте современной ориентации: развитие потенциала для жизненных возможностей. Цель может быть выражена в лаконичной описательной форме, которая должна отражать развитие базовых качеств и социальных навыков ребёнка: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа; общих и специальных способностей детей.
Задачи – конкретные пути достижения цели. Как правило, подразделяются на три группы: предметные, развивающие и воспитательные, связанные с формированием тех или иных качеств. Предметные задачи формулируются на языке направления дополнительного образования детей и предполагают предметное владение и результат. Развивающие задачи – количественные и качественные изменения у детей. Воспитательные задачи – воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, поведенческую сферы развития ребёнка.
Отличительные особенности программы:
Результативность программы – ожидаемый результат в логике современности – компетентностные достижения учащихся: предметные, метапредметные; оптимальная модель динамики развития.
Способы определения результативности: раскрываются методы отслеживания овладения детьми содержания программы (выполнение диагностических заданий, участие в мероприятиях – концертах, конкурсах, соревнованиях, выставках, презентациях и т.д.), защита проектов, решение задач поискового характера.
Цели, задачи, результаты программы должны быть согласованы.
Разработку концепции современной программы можно представить в виде схемы.
3 этап. Формирование образовательно-методического блока. Образовательно-методический блок включает в себя учебно-тематический план, содержание программы и методическое обеспечение.
Учебно-тематический план отражает содержание программы, раскрывает последовательность её реализации. Составляется в соответствии с заявленными сроками и этапами всего периода образования и оформляется в виде таблицы. Определяет количество часов программы и распределяет их по этапам, темам, блокам или модулям с разделением на теоретические и практические занятия. Учебно-тематический план – это технологическая модель изучения программы.
Содержание программы направлено на личностное развитие детей, их социализацию, творческую самореализацию, формирование компетентностно-ориентированных действий. Содержание разделов, этапов, тем, блоков или модулей излагается в последовательности, соответствующей учебно-тематическому плану. В содержании программы отражаются методики учебной деятельности, технологии обучения.
Методическое обеспечение отражает формы, приёмы, организацию образовательного процесса, его материально-техническое оснащение и контрольно-аналитический инструментарий. Выделяются следующие группы форм организации образования:
В рамках материально-технического оснащения рассматривается и планируется:
Контрольно-аналитический инструментарий программы должен предполагать квалиметрические средства оценок итогового и промежуточных результатов, которые выражаются в формах и методах диагностики и анализа.
Планируемые: промежуточные и итоговые результаты | Контрольно-аналитическая форма |
В конце программы указывается список литературы, используемый при написании программы, другие источники информации, а также список литературы или других источников информации, рекомендуемых обучающимся.
4 этап. Оформление программы, обсуждение её на методическом совете. При необходимости корректировка содержания программы, окончательное её утверждение.
Разработка программы может осуществляться отдельным педагогом или группой педагогов, при этом необходимо обратить внимание на то, что стиль изложения дополнительной общеобразовательной программы должен быть деловым, ясным и чётким. В программе должны присутствовать современность и обоснованность педагогической терминологии, чёткая структура и логика изложения. Недопустимо использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространных предложений со сложной структурой.
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей должна подвергаться ежегодному обновлению с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2025 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.