В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование компетенций педагогов ДОО, необходимых для реализации воспитательного и образовательного процесса в группах с казачьей направленностью.
Объем: 72 часа.
Планируемые результаты обучения:
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
«Казачество – это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль», – Президент РФ В. В. Путин.
Непрерывное образование российского казачества рассматривается как инструмент социально-экономического, политического и духовного развития территорий с компактным проживанием казачества. Изменения в общественно-политической жизни повлекли за собой необходимость пересмотра как самой структуры образования, так и тематики изучаемых проблем. Одной из таких проблем является история и процесс возрождения казачества, представляющего собой яркое и сложное явление отечественной и мировой истории. Процесс этот протекает в условиях не совсем достоверной информации об исторических корнях и культурных традициях казачества, его роли в истории Российского государства.
Непрерывная система казачьего образования предусматривает не только получение классических, светских знаний, но и формирует уникальное казачье самосознание через изучение истории, традиций и культуры казаков, то есть казачье образование есть «классическое» образование плюс казачий (региональный) компонент.
Казачьи общества и общественные объединения созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации. В современной России казачество стало реальной силой, способной решать вопросы государственного и местного значения, исходя из интересов населения. Одной из особенностей казачьей культуры является ярко выраженное государственное начало. Государство поддерживает стремление казаков возродить исконный уклад жизни, свои самобытные культурные традиции и духовные ценности. В Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021-2030 гг. подчеркивается, что «целью государственной политики РФ в отношении российского казачества является содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной или иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности».
Исходя из этого, введение казачьего компонента в образовательные программы учебных заведений представляет собой как учебную, так и практическую значимость. Методика и содержание преподавания «казачьего компонента» на каждом уровне образования имеет свои особенности, которые должны учитываться при разработке учебных программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов.
В дошкольных и общеобразовательных казачьих учебных заведениях учащиеся изучают:
Также дети занимаются джигитовкой; в средних специальных профессиональных учебных учреждениях содержание казачьего компонента усложняется. Обучающиеся получают общее представление об экономическом, политическом, культурном развитии казачества, об особенностях казачьей системы воспитания, казачьего мировоззрения, о финансовых основах хозяйствования казачьих сообществ и т. д.
Таким образом, казачье образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков из мощного пласта казачьей истории и культуры, целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств; патриотическое воспитание в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах во имя процветания России и её народов.
В каждом федеральном округе России создаются общеобразовательные программы с опорой на культурно-исторические традиции казачества.
Возрождение казачьих образовательных учреждений, существовавших в дореволюционной России, и создание новых отражает стремление общества к укреплению российских форм и традиций образовательной деятельности. Это не только поиск инновационных методик и реформирование системы образования в стране, но и необходимость, обусловленная новыми этапами развития казачьего движения в современных условиях.
Таким образом, структура казачьего образования выглядит на настоящий момент следующим образом:
Заканчивая первую ступень, ребенок имеет право выбора: продолжить обучение в школе либо поступить в кадетский казачий корпус. Подобный учебный комплекс готовит казаков к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, обеспечивая историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры, а также осуществляя воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью, что стоит на первом месте среди множества целей и задач «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».
Группа казачьей направленности – это группа общеразвивающей или комбинированной направленности, в которой образовательная деятельность по приобщению к культуре и традициям казачества организована в рамках вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной образовательной организации (кружковая работа).
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
Группа формируется по желанию родителей (письменному заявлению) на начало учебного года.
Деятельность групп казачьей направленности в образовательных организациях осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования, Положением образовательной организации, решениями учредителей образовательных организаций, имеющих в своем составе классы и группы казачьей направленности, законодательством Российской Федерации в области образования.
Основной целью организации групп казачьей направленности в образовательных организациях является приобщение обучающихся к казачьему укладу жизни, патриотическое и духовное воспитание человека и гражданина на основе историко-культурных традиций казачества, формирование духовной зрелости, высокой нравственности и готовности к служению Отечеству, в том числе несению государственной службы казачества.
Для достижения основной цели выполняются следующие задачи:
Открытие класса (группы) казачьей направленности в образовательных организациях осуществляется при наличии учебно-методических, материальных, кадровых ресурсов.
В дошкольной образовательной организации, имеющей группу (группы) казачьей направленности, реализуются рецензированные авторские, модифицированные или парциальные программы, а также методические пособия, опирающиеся на культурно-национальные особенности и духовно-нравственные традиции кубанского казачества (региональный компонент).
Программы и методические пособия по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества должны быть направлены на формирование общей культуры, здорового и безопасного образа жизни, удовлетворение образовательных потребностей и интересов детей, обеспечение их духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания.
Образовательная деятельность в группе казачьей направленности должна быть организована в рамках вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной образовательной организации.
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Воспитание казачьей доблести:
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры:
Шаг 1. Поиск единомышленников:
Шаг 2. Учет ресурсов:
Если на данном этапе желания детей, родителей (законных представителей), педагогов в вопросе погружения в удивительный мир познания уклада жизни казаков, культуры и традиций предков совпадут с интересом педагогического коллектива и потенциальными возможностями дошкольной организации, можно приступать к следующему шагу.
Шаг 3. Сбор нормативных документов
Основанием открытия группы казачьей направленности является:
Шаг 4. Реализация планов:
№ | Тема | Краткая характеристика |
1. | Кто мы, откуда? Где наши корни? | Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам. |
2. | Древняя Русь. | Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины, объяснить откуда пошло название нашей Родины. На примере былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа. |
3. | Россия – Родина моя. | Формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране. |
4. | Наши предки – славяне. | Расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. |
5. | Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков. | Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему. |
6. | Как воспитывали казака. | Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. |
7. | Рыцарская жизнь казаков. | Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи казаков. |
8. | Военные походы. | Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества: «Звание мирного земледельца было соединено со званием воина; люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении». |
9. | Казаки – люди вольные. | Дать понятие о казачьей вольнице, где эти люди селились и почему, кого принимали в казаки, какие были у казаков заповеди. |
10. | На казачьем кругу. | Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести – бунчук, булава, насека. Рассказать о печати Войска Донского. |
11. | Покров – первое зазимье. | Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами. |
12. | Языческие праздники (Святки, Новый год). | Раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской, национальной, как богатство народа. |
13. | Рождество Христово. | Формирование у детей целостного представления о православии как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников. |
14. | Крещение. | Продолжать формировать у детей целостное представление о православии. «Благовещенье – птиц на волю отпущение», – знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. |
15. | К худой голове своего ума не приставишь. | Беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки. |
16. | Живет в народе песня. | Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту казачьих напевов. |
17. | На героя и слава бежит. | Беседа о героях-казаках, старинном оружии. |
18. | Сердце матери лучше солнца греет. | Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. |
19. | Шутку шутить – людей насмешить. | Беседа о народном казачьем юморе. |
20. | Масленица. | Расширить знания о традициях, праздниках казачества. |
21. | Золотые имена. | Рассказ о выдающихся людях казачества. |
22. | Человек без Родины, что соловей без песни. | Беседа о прошлом и настоящем донского края. |
23. | Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. | Знакомство с архитектурой казачества. |
24. | Казачий быт. | Через изучение истории жизни и быта казачьих станиц помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым. |
25. | Казачий курень. | Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. |
26. | Казачья утварь. | Мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. |
27. | Казачий костюм. | Изучить разнообразие одежды, объяснить значение символики в жизни казачества. |
28. | Пасха, Красная горка. | Познакомить детей с главным праздником православных христиан, традициями, обрядами. |
29. | Казачья кухня. | Знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильным рациональным питанием. |
30. | Народная медицина. | Познакомить детей со средствами народной медицины (лекарства, травы, заговоры и т. д.). |
31. | Мировоззрение (развитие знаний о природе). | Познакомить детей с религиозным мировоззрением наших предков, рассказать о развитии их знаний о природе. |
32. | Культура общения в семье и обществе. | Формировать у детей общее представление о культуре казачества, её богатстве. |
Конкурсы | ||
33. | «Дед, батя и я – казачья семья». | |
34. | «Любо, казачка» – общение со сверстниками, закрепление знаний о жизни казачества. | |
Праздники | ||
35. | «Казачья ярмарка». | |
36. | «Казачьи посиделки» – изучение культуры и истории казачества. |
Казачий компонент в регионах казачества является компонентом краеведения и патриотического воспитания. Отсюда можно сделать вывод, что в ходе организации образовательного и воспитательного процесса в группах казачьей направленности могут быть задействованы те же методы, формы и средства, что и в процессе патриотического, гражданско-патриотического воспитания.
Основные методы патриотического воспитания:
Система средств, способствующих патриотическому воспитанию в традициях казачества, довольно разнообразна: рассказы педагога о родном крае, фильмы о казачестве, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину; окружающая природа.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.).
Определены следующие направления внедрения ИКТ в образование:
Безусловно, ИКТ должны быть использованы и в рамках патриотического воспитания.
Также, в ходе реализации образовательного и воспитательного процесса в группах казачьей направленности задействуются:
Одним из наиболее эффективных способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста является фольклор.
Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими его видами.
Необходима углубленная и систематическая работа по воспитанию патриотизма дошкольников средствами фольклора, а не поверхностная, эпизодическая практика.
Фольклор – сокровищница казачества, естественный спутник всей жизни ребенка. Он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.
Казачий фольклор представлен широкой палитрой жанров:
Каждый из этих жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Последовательное ознакомление дошкольников с народным творчеством помогает им лучше понять мудрость казачества. В результате у ребенка проявляется интерес, любовь и уважение к своей нации, восхищение её талантом.
В качестве примера казачьего фольклора можно взять казачьи пословицы:
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине всегда находились в центре внимания педагогов-дошкольников. С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей родного края стало одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива.
Используя технологию музейной педагогики в работе с детьми, педагоги формируют у них гуманистическую систему ценностей, помогают им стать и патриотами, и в то же время гражданами мира, которые будут способны любить свою Родину и быть неравнодушными к судьбам других народов.
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики – является инновационной педагогической технологией, живым организмом в процессе познания, который позволяет вывести ребенка за пределы социума, цивилизации в мир культуры. Актуальность использования музейной педагогики в детском саду заключается в том, что её средства позволяют эффективно реализовывать поставленные перед педагогами задачи по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также требования ФГОС ДО.
«Казачий сад не только словом, но и духом», – такую характеристику заработало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 города Новочеркасска Ростовской области. Опыт именно этого детского сада мы рассмотрим в качестве примера создания и реализации деятельности мини-музея казачества на базе дошкольной образовательной организации.
Несмотря на то, что особый и почетный статус «казачье» ДОУ получило только в 2017 году, работа по внедрению содержания регионального компонента здесь началась с момента открытия детского сада. Уже в 2016 году детский сад демонстрировал свои успехи в этом направлении. За казачьими костюмами, песнями и играми уже тогда была видна систематическая работа.
В Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ детского сада № 9 в части, формируемой участниками образовательных отношений, представлено содержание работы с детьми и родителями по реализации казачьего компонента содержания регионального образования. В своей работе педагоги реализуют парциальную программу «Донской подсолнушек», а также образовательные проекты, разработанные творческой группой детского сада.
Внедрение инновационных педагогических технологий (проектная и исследовательская деятельность, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные технологии, музейная педагогика и др.) в воспитательно-образовательный процесс ДОУ позволило улучшить качество дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива, способствовало формированию активности воспитанников в познании окружающей действительности, раскрытию индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).
В детском саду создана образовательная среда, которая оснащена интерактивным оборудованием: «Дерево знаний», сенсорная панель «Казачья Печь», «Волшебный сундук», «Интерактивная книга» и др. Эффективное использование интерактивного оборудования, в котором имеется подбор видеофильмов, виртуальных экскурсий, мультимедийных презентаций, дидактических и развивающих игр по теме «Донской край», позволяет сделать предоставление информации более широким, ярким и доступным ребенку-дошкольнику, помогает педагогам реализовывать содержание Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Основной целью воспитательной системы является создание условий для духовно-нравственного, интеллектуального, гуманно-демократического, трудового, оздоровительного и культурно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в казачьих традициях, праздниках, обрядах, песнях, народном календаре. В плане воспитательной, культурной и духовной работы с казачеством Новочеркасского округа войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» детским садом установлены долгосрочные связи со станичным казачьи обществом «Казачье», атаманом которого является Федор Михайлович Саладь. Сами казаки уже не из прошлого, а из настоящего стали постоянными гостями детского сада, добрыми друзьями и наставниками его воспитанников.
Каждый год казачата детского сада слышат напутственные слова атамана станицы: «Мы все с вами живем на удивительной земле, овеянной славой; земле, чья история вошла в летопись казачества…». В ответ казачата детского сада дают слово атаману станицы: «Обещаем свято оберегать и защищать интересы Донского казачества…».
В работу с дошколятами в рамках сетевого взаимодействия активно влился и коллектив соседствующей с садом школы. МБОУ СОШ № 24 также имеет статус «казачье» образовательное учреждение и делится с педагогами ДОУ опытом работы по реализации казачьего компонента в образовательном процессе, реализуя содержание образовательного проекта детского сада «Моя малая Родина». Празднование истинно донского праздника Покрова Пресвятой Богородицы собирает в детском саду не только его воспитанников, родителей, но и учащихся начальной школы. И это наглядный пример того, как казачье воспитание, нравственные и моральные устои растут вместе с детьми.
На базе детского сада проходят различные мероприятия муниципального, регионального и федерального уровней, на которых педагоги ДОУ представляют свой опыт работы по реализации регионального компонента, использованию музейной педагогики, проектной деятельности с воспитанниками и родителями, календарно-обрядовых праздников как одного из условий приобщения детей к культуре, обычаям и традициям Донского края.
На базе мини-музеев, картинных галерей реализуется содержание образовательного проекта «Школа маленького экскурсовода». Взрослые-экскурсоводы (педагоги, родители) рассказывают об исторических фактах основания и развития Всевеликого Войска Донского, используя в образовательном процессе обзорные экскурсии, экскурсы в историю предмета, тематические выставки, рассказы детей-экскурсоводов, виртуальные экскурсии, виртуальные туры по достопримечательностям города Новочеркасска и Ростовской области.
Составляя текст экскурсии, педагоги следят, чтобы он соответствовал возрастным особенностям воспитанников и полностью раскрывал тему. Экскурсии открывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, выполняют информационные, культурно-познавательные, коммуникативные функции, образовательные и воспитательные цели, а также имеют огромное значение для воспитания музейной культуры.
Педагоги знакомят детей с особенностями профессии «экскурсовод». Поясняют, что экскурсоводу необходимо запомнить текст, научиться его выразительно произносить; рассказ должен излагаться литературным стилем языка с использованием художественного слова. Экскурсионный рассказ – это звучащая речь экскурсовода. А главное – экскурсовод обладает высокой культурой поведения и речи.
Как показала практика, некоторые дети стараются запомнить текст дословно, другим легче использовать в описании объектов стихи, третьим – передавать содержание сообщений прозой, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог. Монологи детей имеют основные формы: описание, повествование или рассказ. При помощи экскурсии дети учатся не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать и, самое главное, развивать монологическую речь. Овладение монологической речью – необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения и без монологической речи немыслимо школьное обучение.
В работе по данному направлению активное участие принимают учителя-логопеды. Благодаря взаимодействию специалистов и воспитателя у детей при составлении высказываний повысилась речевая активность, содержательность и связность монологической речи, её лексическая сторона. Снизилась стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей и детей с нарушениями речи. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода). Дети-экскурсоводы проводят экскурсии, делятся своими знаниями о быте, обычаях, обрядах, традициях донских казаков со сверстниками, родителями и гостями детского сада. Кстати, сами дети к истории и самобытности своего микрорайона, города, края относятся со взрослым интересом. Каждая экскурсия начинается со слов: «Мы живем в краю традиций и обычаев прекрасных…».
Реализуемые инновационные технологии и формы работы с детьми побуждают их думать, переживать, анализировать факты культуры, следовательно, идет формирование свободной, творческой, инициативной личности. Дошкольники с интересом знакомятся с историческим прошлым малой родины, рассматривают фотографии из семейных альбомов, поют казачьи песни, пробуют себя в роли экскурсоводов и рассуждают о будущих профессиях, а главное, что они представляют, как будут рассказывать своим родителям, будущим детям и внукам об историческом прошлом родного края, а значит, сделают эту историю вечно живой.
Педагоги детского сада будут продолжать использовать музейную педагогику в работе с детьми и родителями, развивать казачье образование, чтобы патриотические образовательные идеи взрослых, пропитанные духом казачьей истории, успешно реализовались с самого раннего детства каждого ребенка столицы Донского казачества.
Гипотеза проекта: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что, в свою очередь, будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.
Актуальность проекта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как к своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой родине.
Цель проекта: обогатить воспитательно-образовательное пространство дошкольного учреждения, повысить его статус в окружающем социуме посредством создания мини-музея казачьей культуры, что в целом окажет позитивное влияние на качество дошкольного образования.
Задачи проекта:
Мини-музей представляет собой специально организованное пространство в ДОУ, основное предназначение которого заключается в расширении кругозора, пробуждении интереса к истории казачества, культуре и быту казаков. В отличие от настоящих больших музеев, мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и детей. Здесь ребенок не только выступает созерцателем, но и является творцом и соавтором работ. Все музейные экспонаты интерактивны, т. е. их можно трогать, брать в руки и рассматривать. Музейная педагогика – это инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Создание мини-музея в качестве части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять такие принципы ФГОС ДО, как:
Творческой группой детского сада может быть разработана рабочая учебная программа по реализации регионального компонента, создана развивающаяся среда. Начинается работа с постановки целей, задач, разработки и систематизации методического материала, на основе которого в последующем будет создано блочное перспективное планирование на старшую, среднюю, и подготовительную группы с распределением материала по образовательным областям.
С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группе может быть создана музейная экспозиция «Казачья горница» как источник приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства казачества. В музее дети знакомятся с укладом семейного быта казака, с жизнью, традициями и обычаями казаков.
Предметы в музее должны быть подобраны по следующим принципам:
Старинные вещи, которые можно расположить в мини-музее: вышитые рушники, старинные полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины, самовар с глиняной утварью, прялка, вязанные дорожки для пола.
Дети с удовольствием посещают музей, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.
В работе с детьми используются методы ознакомления с окружающей действительностью:
В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, видеопутешествия, беседы с показом презентаций. С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях казачества организовываются беседы: «Наши корни», «Традиции моей семьи», образовательные ситуации: «Верный друг казака – конь», «Казачьи посиделки», «Воспитание казачат», «Путешествие в казачий курень».
Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в казачью горницу» дети могут закрепить представления о быте и укладе казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков.
Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических игр «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Традиции казаков», «Быт казаков», «Опиши, я отгадаю» не только передаются определенные представления о культуре казачества, но и создаются условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие игры.
В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Всадники», «Удалой казачок», «Вытолкни из круга», хороводные игры: «Заря-зарница», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли», «Гончары». С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, с жизнью казаков.
Игры развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети учатся радоваться успехам других. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель может предложить поиграть в традиционные казачьи игры, послушать напевные казачьи песни.
Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного фольклора, который включает в себя песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе, честности, любви к Родине и т. д.). Незабываемые праздники, такие как «Покровская ярмарка», «День матери-казачки», «Казачьи посиделки», «Посвящение в казачата», которые несут в себе задор, юмор, казачью удаль, позволяют детям в полной мере окунуться в историю казачества.
При изучении музыкального фольклора первостепенная роль отводится освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор, игры народных праздников. Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней, – это «Покров», «Пасха», «Рождество». Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.
Доброй традицией могут стать встречи дошкольников с представителями местного казачества под девизом: «Казачьему роду нет переводу!». Подобные встречи воспитывают в детях чувства патриотизма, любви к своей родине и истории своего народа.
Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным краем проводят в тесном сотрудничестве с родителями.
Музей может постоянно пополняться новыми экспонатами, чтобы в дальнейшем «переехать» в отдельную комнату, где педагоги смогут моделировать не часть казачьей горницы, а создать полноценный мини-музей.
Казачество – это часть общей культуры, это наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению.
Среди средств, влияющих на становление патриотических чувств у дошкольников, в том числе казачат, ученые отмечают художественную литературу, поскольку она является ключом к сознательному восприятию ребенком окружающей среды. Художественная литература оказывает значительное воздействие на личность дошкольника, т.к. в доступной форме позволяет сформировать личностные качества, свое отношение к различным явлениям.
Литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь. Она рассказывает детям о большой любви русских писателей и поэтов к матери, Родине; о чувстве национального самосознания и вере в прекрасное будущее своей страны. Роль литературы – донести до детей мысль, что они и Россия – одно целое.
Мы уже отмечали, что первое представление о мире ребенок получает из колыбельных песен. От первой колыбельной до сложного литературного произведения в духовный мир дошкольника постепенно приходят знания о сложном, разнообразном, многогранном мире, полном эмоций и чувств.
На примере художественных произведений происходит осознание ребенком нравственных ценностей. Он становится способным к положительному отношению ко взрослым, детям, природе.
Используя художественные произведения, воспитатель выступает проводником в миры, создаваемые книгой, он становится партнером, который вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается. Ребенок учится решать логические задачи («как бы поступил я, если…»), это позволяет ему сделать выбор способа поведения на основе жизненного опыта, что способствует развитию воображения и мышления.
Художественная литература знакомит с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь к воспитанию уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, к этике межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Литература помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к факту существования разных народов, языков, культур; понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Важной составляющей патриотического воспитания в литературе является приобщение к родному слову, формирование у ребенка чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказать свои мысли, то с детства должны окружать их богатой, сочной, родной речью.
Задачи художественной литературы:
Особое место в развитии ребенка занимает сказка. Народные сказки своей образностью не только возбуждают психические процессы, но и помогают в ролях лучше представить суть произведения, идейный замысел. Они насыщены художественными средствами (аллегории, гиперболизация, повторы, зачины и т.д.), которые усиливают эмоциональность («Жили-были дед и баба…», «Где-не-где-то в далеком царстве, далеком государстве жил-был царь и царица», «За семью горами, за семью реками жил царь…», «…и мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов вязка», «…и здесь нашей басне конец»).
Сказка является источником народной мудрости, которая в простой и доступной форме учит представлять, понимать, осмысливать. Невооруженным глазом видно, когда дошкольник реагирует сочувствием и переживанием за судьбу героя, вызывающего положительные эмоции. Ребенок таким образом учится различать характер поступков и стараться действовать в жизни, следуя добру.
Сказки с помощью образной речи, персонификации, дают примеры нравственных поступков, подчеркивают положительные и разоблачают отрицательные черты героев. Дети учатся подражать прекрасному: они искренне сочувствуют любимым персонажам сказок или рассказов, болеют за выигрыш или бурно реагируют на нарушения правил в игре, а также дольше остаются под влиянием своих переживаний. Способность детей к сопереживанию объясняет большое воспитательное влияние на них художественных образов.
Средства художественной литературы эффективно воздействуют на:
Роль художественной литературы как средства воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными особенностями понимания ими содержания художественных произведений, стремлением к подражанию главному герою произведения, сопоставлением его поступков с собственным опытом, ориентацией на эмоциональность и вербалику произведений.
В качестве наглядного примера прочитайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Казачья колыбельная песня»:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
На сайте размещено множество полезной информации о географии Кубани, истории возникновения Кубанского казачьего войска, памятных казачьих датах, традиционной казачьей культуре. Интерес могут также представлять материалы о современной структуре войска, государственной службе кубанских казаков, системе современного казачьего образования.
На сайте представлены материалы, посвященные истории Терского войска, казачьим молитвам, церковным праздникам.
На сайте размещены обширнейшие материалы по истории казачества, казачьим народным песням, традициям (казачьи заговоры и обереги, национальная одежда мужчин и женщин, казачья кухня и пр.).
Сайт, посвященный истории и культуре Донского казачества. Задача проекта – способствовать возрождению казачьих традиций и исторической памяти казаков, духовности и патриотизма.
Раздел «Трагедия Терского Казачества» рассказывает о проблемах казачества и русского населения на Северном Кавказе. Рассмотрены такие темы, как «Казачество во Второй Мировой войне» и «Положение казачества в Казахстане».
Особенно хочется отметить очень хорошую, безусловно, лучшую в своей нише подборку, посвященную песенной культуре казачества. Там вы можете найти не только тексты песен, но и «теорию», биографии некоторых исполнителей.
Представлены материалы по истории Донского казачества, истории нагайки, рассмотрены некоторые техники фехтования на шашках (по книге А. Н. Медведева «Казаки и рукопашный бой», 1993 г., серия «Тайны воинских искусств»), дан обширный набор казачьих песен.
На сайте анализируются материалы СМИ, связанные с казачеством. Здесь можно регулярно получать самую последнюю информацию о событиях, происходящих в среде российского казачества, и новых нормативно-правовых актах, принятых на региональных и федеральном уровнях.
Сайт создан в феврале 2001 г. На нем размещены многочисленные материалы по истории казачества, статьи, монографии, энциклопедические издания, карты, геральдика, иллюстрации. Авторы проекта – Людмила Маленко и Александр Рощин – историки по образованию. Они создали такой каталог в сети, подойдя к делу обстоятельно, по-научному. Большая часть материалов на украинском языке.
Авторы надеются объединить усилия историков, исследователей и всех, кто интересуется проблемой истории казачества. Планируется создание электронного источниковедческого банка данных, а также популяризация материалов по истории украинского и российского казачества ХV-ХХІ вв.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.