В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование компетенций педагогов ДОО, необходимых для реализации экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объем: 72 часа.
Планируемые результаты обучения:
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos – наука, учение, понятие).
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
И начинать экологическое воспитание следует с дошкольного возраста, так как на этом этапе детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания; закладываются начальные элементы экологической культуры.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка: знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
В рамках данного курса необходимо рассмотреть три достаточно близких понятия: экологическое образование, экологическое воспитание и экологическое сознание.
Общее | Экологическое | |
Образование | Процесс, система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. | Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. |
Воспитание | Целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося. | Воспитание любви к природе; передача экологических установок, знаний, навыков и умений. |
Сознание | Высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. | Форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей и теорий, отражающих способы гармоничных отношений между человеком и природой. |
Культура | Набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. | Часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы. |
Как мы видим, по своему содержанию и целям экологическое образование и воспитание достаточно близки – это систематические, целенаправленные процессы.
Экологическое воспитание – это воспитание любви к природе. Оно – действительно важная составляющая процесса воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, люди могут держать дома диких животных, которые должны жить на воле. Либо содержать домашних животных без должного ухода, позволяя им болеть или умирать на глазах у детей. Дети понимают обыденность такой ситуации, привыкают не замечать мучений животных. Также очень часто во время летних прогулок взрослые предлагают собирать цветы, ловить стрекоз, бабочек, божьих коровок или других насекомых. И потом эти занятия на долгое время становятся постоянной забавой детей летом. Они могут оторвать насекомому крылья, лапки или же вовсе растоптать ногой. Такие «воспитательные мероприятия» учат детей не любить, а жестоко уничтожать живое.
Все-таки необходимо учить экологически правильному поведению. Одна из задач экологического воспитания – формирование у детей представления о человеке не как о хозяине, властелине природы, а как о части природы, зависящей от нее. Надо поставить себе цель искоренять в детях потребительское отношение к природе. В наше время у большинства детей дошкольного возраста сформировано четкое деление животных на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных».
Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Оно является важнейшим фактором устойчивого развития общества. На современном этапе развития экологическое образование строится на единстве природы и человеческого общества, на огромной роли природы в формировании личности человека.
Целью и экологического воспитания, и экологического образования, по сути, является формирование у детей экологического сознания. Понятие экологического сознания в современной научной литературе определяется как способность человека понимать свою общность с природой и уметь согласовывать свои действия с её ритмами.
Вопрос о статусе понятия остается открытым. Некоторые исследователи считают, что экологическое сознание – это самостоятельная форма общественного сознания, как, например, нравственное сознание, обыденное, политическое и т. д. Существует и противоположное мнение, согласно которому экологическое сознание органично включено во все сферы общественного сознания и его не следует выделять в качестве особого способа познания мира: «Экологическое сознание не выступает в качестве специфической отдельной формы сознания, но служит неизбежным аспектом всех основных форм сознания, пронизывает и пропитывает их, тем самым выполняя роль интегратора не только индивидуального и общественного сознания, но и разнокачественных форм сознания общества, всей духовной жизни людей».
В качестве определения понятия «экологическое сознание» предлагаем следующее: «экологическое сознание – это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей и теорий, отражающих способы гармоничных отношений между человеком и природой».
Экологическое сознание – самостоятельный выбор человека, в котором отражается степень его ответственности за окружающий мир. Это характеристика не только научного способа отношения к миру, но и в целом человека как существа разумного.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
Деятельность по формированию экологической культуры называется экологическим просвещением. Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.
Таким образом, экологическое образование и экологическое воспитание в методической и учебной литературе могут быть расценены как синонимы, подразумевая под собой общую цель – формирование экологического сознания и экологической культуры путем передачи экологических установок, знаний, навыков и умений.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования включает в образовательную область «Познавательное развитие» формирование экологической культуры детей дошкольного возраста: «формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе».
Также в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» у детей дошкольного возраста планируется развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира и природы и произведений искусства.
Целевые ориентиры развития детей раннего возраста также обращают развитие ребенка к природе: «Ребенок эмоционально откликается на красоту природы…»
Федеральная образовательная программа дошкольного воспитания разработана на основе ФГОС ДО, что гарантирует преемственность и полное соответствие выдвигаемых требований и планируемых результатов ФГОС ДО.
Возрастная группа | Планируемый результат |
Младенческий возраст | Ребенок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них. |
К трем годам | Ребенок имеет представление об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам. |
К четырем годам | Ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы; имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой; положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред. |
К пяти годам | Ребенок знает о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы; интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их. |
К шести годам | Ребенок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним. |
К семи годам | Ребенок знает о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ, свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе; наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе; осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней. |
Необходимо одновременно использовать в работе с дошкольниками как запрещающие, так и разрешающие знаки (цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними). В противном случае в реальной жизни ребенок просто не сможет применить полученные знания.
Во многих детских садах создаются знаки, запрещающие разводить костры, но реальность такова, что человеку приходится иногда это делать. К тому же на отдыхе приятно посидеть у огня. Вопрос в том, где разводить костер и как его потом гасить. Костры можно разводить только в специально отведенных для этого местах, безопасных с точки зрения возможности возникновения пожара.
Опыт показывает, что такая модель внедряется в детском саду медленно и с большими трудностями. На занятиях воспитатели стараются говорить как можно больше сами, мгновенно поправляют детей, если те (с точки зрения педагога) допустили неточность в высказывании; не предлагают оценивать ответы друг друга. При таком подходе все объясняет взрослый, ответы ребят мгновенно оцениваются: «неправильно, не так». Детям не предоставляется право аргументировать ответ, педагог не пытается проследить ход мыслей ребенка, логика которого зачастую отличается от логики взрослого человека. Со временем дети теряют интерес к таким занятиям или стараются отвечать так, чтобы угодить воспитателю. Не развивается оригинальное, нестандартное мышление, фантазия. На трудные и неожиданные вопросы можно поискать ответ вместе с ребенком. Задача педагога – подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке, в доме.
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Данная цель согласуется с учебной программой дошкольного образования, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности (природе, рукотворном мире, окружающих людях и самом себе) – это те ценности, на которые ориентируется современная дошкольная педагогика.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект, т.е. очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Задачи экологического воспитания вытекают из определения понятия «экологическое воспитание детей дошкольного возраста» и названы нами основными или стратегическими.
Стратегические задачи:
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей дошкольного возраста, система работы в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей в русле педагогики развития необходимо создание детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
Вопросы создания детско-взрослого сообщества необходимо рассматривать в тесной связи повышения экологической грамотности родителей с повышением квалификации самих педагогов, занимающихся этой проблемой, так как уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к развитию экологической культуры детей, а в конечном итоге – к учреждению дошкольного образования, педагогам и их требованиям. Это, в свою очередь, требует создания в коллективе атмосферы значимости экологического воспитания и организации необходимых условий для его реализации. Выделенные положения позволили нам сформулировать вторую группу задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Они названы обеспечивающими или тактическими, так как их решение обеспечивает реализацию основных задач.
Тактические задачи:
Существует множество методов, приемов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Их первичная классификация может выглядеть следующим образом.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Эти методы наиболее эффективны, поскольку они соответствуют познавательным возможностям дошкольников.
Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами.
Словесные методы: беседа, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и воспитателя. Основная их функция – расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Рассмотрим детальнее наблюдение в экологическое среде детского сада как один из самых эффективных методов экологического воспитания.
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. При этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
Основным методом формирования у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ является наблюдение.
Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
В высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем.
Для проведения наблюдений важными являются три момента:
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:
Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Другой метод в экологическом воспитании детей – совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. С. Н. Николаева отмечает, что создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов, является среда. В современных педагогических концепциях она выступает как важный компонент дошкольного образования.
В последнее время в научных и методических материалах все чаще встречается понятие «окружающая среда». Целесообразно рассмотреть эти два понятия относительно друг друга.
Известно, что понятие «среда» исторически возникло внутри естественнонаучного понимания, т.е. «среда» – это то, в чем проявляется активность интересующего нас явления. С точки зрения теории системного подхода, среда рассматривается как всё внешнее по отношению к рассматриваемой системе и при этом только такое внешнее, с которым система связана сетью коммуникаций.
Пространство экологического развития детей (Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина) призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, способность понимать её, сохранять, тонко чувствовать, овладевать навыками общения, постигать многообразие и неповторимость естественных природных форм. По мнению этих авторов, пространству экологического развития детей в детском саду должно быть уделено особое внимание в условиях города. Возможно создание на участке и внутри интерьера разнообразия ландшафтных зон, естественных и искусственных рельефов: искусственных скал, водопадов, ручейков, мини-озер, живописных холмиков, цветущих стенок и др. Прекрасным дополнением будет служить разнообразное озеленение специально выделенной на участке зоны для сельскохозяйственных работ: огороды, теплицы, мини-фермы.
Наглядные результаты трудов помогут почувствовать детям силу, восстановить связь с природой, которая, по мнению ученых, нарушается в условиях мегаполиса. Восстановление этой «корневой связи» человека с природой – одна из существенных функций пространства экологического развития детей.
Экологизация жизненной среды как средство развития детей представлена в трудах С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина. Ими замечено, что все дети в возрасте 5-7 лет просят родителей завести любое живое существо: рыбок, хомячков, птиц, собак, кошек. Это вызвано потребностью ребенка в общении с живой природой. Поэтому экологическая среда ДОУ может быть насыщена соответствующими стимулами (растительными композициями, аквариумами), что создает благоприятные условия, уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится значимым и убедительным.
Экологизацию развивающей среды считают важнейшим требованием современности. Общая экологизация означает разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру или большее осознание роли природы в жизни человека (Н.Ф. Реймерс). Известно, что в современном мире наблюдается определенное противоречие между потребностью ребенка в общении с природой и отчуждением его от природы (компьютерные игры, телевидение, видеопродукция и т.д.). Это отчуждение, по мнению ученых (Н.А. Рыжова и др.), преодолевается посредством экологизации развивающей предметной среды ДОУ, которая выражается в создании условий для:
Особое внимание в современном проектировании детских учреждений предлагается уделять максимальной открытости доступной природной среды, способствующей единству человека и природы. Так, по мнению создателей концепции развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой, эти тенденции могут проявляться в создании «зеленых» комнат, внутренних озелененных двориков, открытых террас и веранд, включенных во внутреннюю среду здания.
Итак, экологическую развивающую среду мы понимаем как целесообразно отобранное и систематизированное содержание условий реализации цели экологического образования на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых, обеспечивающих становление ребенка как личности.
Анализ рассматриваемых определений среды показал, что они в той или иной степени содержат характерные особенности, присущие каждой среде, в том числе и экологической, которая функционирует, регулируется, развивается, изменяется.
Исходя из определения экологической развивающей среды, следует выделить её условия, влияющие на совершенствование педагогического процесса:
В качестве содержательных условий выступают:
Важную роль в этой подгруппе условий играет содержание педагогического процесса, включающее в себя организацию жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Процессуальные условия экологической развивающей среды должны приводить в соответствие с целью ДОУ, содержательными аспектами её деятельности все имеющиеся внутренние и внешние ресурсы, обеспечивая тем самым согласованность деятельностей участников педагогического процесса.
Большое значение имеют условия данной подгруппы в «настраивании» участников педагогического процесса на усвоение целей ДОУ. «Настраивание» состоит не в осмыслении ими заранее заданных по отношению к ним целей, а в создании условий для вовлечения их как субъектов сотворчества в открытое взаимодействие друг с другом по разработке, обновлению и конкретизации совместной деятельности на основе выявленных тенденций экологической развивающей среды ДОУ.
Технологические условия связаны с определением технологий образовательного процесса. Значимость условий этой подгруппы обусловлена стремлением ДОУ к достижению конечных результатов.
Технологический подход к педагогическим явлениям и процессам определяется, с одной стороны, как совокупность методов и средств обработки, а с другой – как способы воздействия одного субъекта взаимодействия на другой.
Экологическая комната (класс) – новый элемент РПС, предназначенный для проведения интегрированных экологических занятий, релаксации, самостоятельной работы и игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, а также стол для педагога. Размещение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по кругу или буквой «П», т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда выполняют определенную практическую работу. Чтение литературных произведений может проводиться на диване или непосредственно на полу. Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами с целью развития у них навыков классификации по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций.
При формировании зоны коллекций Н. А. Рыжова предлагает руководствоваться следующими принципами:
Не рекомендуется включать в состав объектов гербарий, коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето задания собрать коллекцию растений луга, леса, коллекцию бабочек, жуков, листьев разных видов деревьев. При этом выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды.
Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. В ряде дошкольных учреждений стремятся создать целые «ландшафты» из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. В результате, хотя ребенок и имеет возможность познакомиться более детально с представителями местной фауны и флоры, педагог получает отрицательный результат с точки зрения экологического образования. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях. Предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.
Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе (дети могут на время приносить в экологический класс собственные коллекции и рассказывать о них другим детям).
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Она предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок) – это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, детские энциклопедии. В уголок не рекомендуется включать методические пособия для педагогов, как это часто делается (всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете). В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы, которые используются на занятиях по экологии.
Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного и эстетически грамотного, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы. Экологическая комната может служить отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.
Лаборатория – еще один новый элемент экологической среды, создаваемый для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствующий формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения способствует повышению интереса детей к исследовательской работе, т.к. позволяет им проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную, тогда как условия в экологической комнате или помещении группы затрудняют такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений (нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т.д.). Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы: стаканчики, коробки из-под продуктов и т.п.
Н. О. Никонова и М. И. Талызина приводят примеры возможной работы в «лаборатории природы». В основе работы с младшими детьми лежит развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Работа начинается со второй половины года, когда дети уже получили элементарные знания и навыки работы в уголке природы.
В отведенном для «лаборатории природы» месте на низкую подставку устанавливается большой аквариум с водой или другая емкость. Подбираются различные сосуды с узким или широким отверстием разной формы, небольшие предметы – плавающие и тонущие.
Дети, сначала в совместной деятельности с воспитателем, а потом самостоятельно, изучают свойства воды: вода льется, из разных сосудов льется по-разному; вода прозрачная, через нее видно, что есть в аквариуме (сравнить с молоком, через которое не видно чайную ложку); в воде одни предметы плавают, другие тонут; на морозе вода превращается в лед; снег – белый, холодный, мягкий; в тепле снег тает, превращается в воду.
Каждое свойство изучается и обсуждается отдельно. Каждая самостоятельная инициатива ребенка поощряется.
Дети и воспитатель поливают растения каждый из своей лейки. После поливки педагог спрашивает: «Зачем мы поливаем растения?». Возможный ответ: растения живые, они пьют воду, чтобы жить и расти, поэтому мы их поливаем.
Воспитатель и дети обтирают растения тряпочкой. В дальнейшем дети это делают самостоятельно, когда захотят и сколько захотят. По завершении работы воспитатель спрашивает: «Зачем мы обтирали растения?». Возможный ответ: растения живые, листиками они дышат. На листочках очень маленькие, почти незаметные дырочки-устьица, с помощью которых растения дышат. Дети дышат через дырочки в носу. Если ребенок простудился и нос заложен, то дышать трудно. Растению тоже трудно дышать, если устьица забиты пылью.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Еще его называют тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой информация представлена в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по определенной теме.
При этом лэпбук – это не просто поделка. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материала, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук – это не только мощный справочный инструмент; это, прежде всего, фундамент партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получится отлично проработанный исследовательский проект. Данная форма деятельности при детско-взрослом взаимодействии (как совместно с педагогами, так и семейные проекты) развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
Например, интерактивная тематическая папка экологической акции «В защиту первоцветов» состоит из 10 развивающих элементов:
Такая необычная подача материала привлекает внимание детей, они часто обращаются к лэпбуку, чтобы полистать-поиграть, добавить новую информацию. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Несомненно, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы, индивидуальных интересов и способностей, развития познавательной мотивации не только в дошкольном возрасте, но и на этапе школьного обучения.
Экологическая тропа детского сада – это одна из частей развивающего пространства, включение которой в образовательную деятельность позволяет активизировать познание окружающего мира, объектов живой и неживой природы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Воспитанники детского сада уверенно путешествуют по экологической тропе, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют её. Объекты тропы обозначены на схеме, к которой все могут подойти и рассмотреть. А затем продумать маршрут путешествия.
Экологическая тропа может включать такие объекты, как:
Объекты экологической тропы включаются в образовательную деятельность как во время проведения непосредственной образовательной деятельности, так и во время совместной и самостоятельной деятельности детей.
В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах и сочетаниях.
Так «Экологическая беседка» используется воспитателями для проведения опытов, экспериментов, наблюдений с подгруппой детей. В соответствии с темой проекта ребята проводят опыты, которые помогают им ответить на вопросы, разрешить проблему. В летнее время в «Экологической беседке» работает клуб юных исследователей. Воспитанники подготовительных к школе групп готовят опыты, схемы, технологические карты их проведения; подбирают необходимый материал. В творческой мастерской изготавливают объявление о тематике опытов и приглашают всех желающих посетить «Экологическую беседку». Таким образом, возникает разновозрастное детское сообщество, происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки.
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников, основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами.
Таким образом, в основе культурной практики – проблема, сформулированная как вопрос. Вопрос побуждает не к прямому ответу, а к поиску – к деятельности.
Какие опыты проводить? Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках? Разбудить детскую инициативу помогают:
Вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми: Как нарисовать…, сделать…, узнать…, что на что влияет? Что во что превращается? Что чем может быть?
Метеостанция детского сада – еще один важный элемент экологической тропы. Флюгер укажет направление ветра, а его силу ребята могут определить с помощью воздушного рукава. Дождемер покажет количество выпавших осадков, а солнечные часы – время.
Наблюдения за погодой, составление прогнозов, заполнение календарей помогает ребятам овладевать языком познания, устанавливать причинно-следственные связи, конструировать, моделировать.
Например, проведение исследовательских культурных практик на метеостанции можно реализовать через проект «Ветерок». Основные вопросы:
Для измерения силы ветра ребята вместе с педагогом могут соорудить несложный прибор – ветровой детектор. Алгоритм-схема, придуманная и нарисованная ребятами, поможет его изготовить самостоятельно не только в детском саду, но и дома:
Используя изготовленный прибор для наблюдений за ветром, ребята могут сделать вывод: от легкого ветерка в воздухе затрепещет только папиросная бумага, зато сильный ветер приведет в движение даже толстый картон.
Для размышлений над тем, какую пользу приносит ветерок и есть ли от него вред, ребятам может пригодиться метод ТРИЗ «Хорошо – плохо».
Ветерок – это хорошо: он надувает паруса, и корабли плывут по морям и океанам; вращает жернова ветряных мельниц, разносит семена растений; сушит белье; разгоняет облака и тучи, помогает опылять растения.
Ветерок – это плохо: сушит землю, выдувает посевы, разносит огонь, засыпает глаза пылью и песком, разрушает жилища людей, птиц и зверей, поднимает на море волны, а в пустыне – песчаные бури, ломает деревья. Особенно опасны ураганы, торнадо, смерчи. Они разрушают все на своем пути и опасны для людей и животных.
Как опытным путем доказать, что ветерок полезен для людей? Ребята вместе с педагогами и родителями могут подобрать серию опытов для проведения в «Экологической беседке». Это такие опыты, как:
А еще здесь можно запускать в небо воздушного змея, пускать кораблики, парашютистов, мыльные пузыри, изготовить веера, смастерить вертушку.
Объект экологической тропы «Огород» так же дает уникальные возможности для организации культурных практик трудовой направленности, которые стимулируют интерес к исследовательской деятельности, вовлекают детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений края.
В рамках данного экологического объекта проводятся беседы, наблюдения, опыты и эксперименты, непосредственно трудовая деятельность. Здесь ребята находят ответы на вопросы, возникающие у них в рамках реализации проектов по экологическому воспитанию: «Как вырастить лук?», «Почему огурцы сажают семенами, а помидоры – рассадой?», «Откуда берется рассада?», «Что будет, если долго не будет дождей?». А если, например, возникает проблема в ходе выращивания овощных культур, то совместно обсуждают, как её решить, что предпринять.
Совместно с воспитателем и родителями ребята могут бороться с болезнями растений (например, если будут сохнуть листья огурцов и томатов), с засухой (укрыть томаты сеткой, рассеивающей солнечные лучи), противостоять вредным насекомым.
Трудовая деятельность на огороде позволяет решать следующие задачи:
Свои исследования и выводы ребята могут представить в схемах, календарях наблюдений за ростом растений, таблицах, технологических картах. Вместе с родителями они могут подготовить фотовыставки по темам «Домашний огород», «Полезные овощи с грядки», «Веселый огород!». Самодельная детская энциклопедия «Юный огородник» станет результатом летнего проекта. Она создается усилиями детей и взрослых, каждая страница знакомит с этапами проекта и практическими результатами.
Объекты экологической тропы детского сада эффективно используются для реализации авторской программы по физическому развитию «Тропинка здоровья» с элементами терренкура. «Тропинка здоровья» – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Наблюдения, элементы познавательно-исследовательской деятельности, эксперименты, беседы, викторины, игры, упражнения включены в маршруты терренкура. Для их проведения можно остановиться в «Экологической беседке», на «Метеостанции», посетить «Сад камней» или «Зеленую аптеку».
В экологическом образовании детей немаловажную роль играют подвижные игры. Ведь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания объектов и явлений природы, находить связь между ними позволяет игровая деятельность. В игре у дошкольников формируются все личностные качества, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
В подвижных играх, где впечатления от окружающего мира отражаются в образах, дети испытывают эстетические и нравственные чувства на высоком психоэмоциональном уровне. Играя, ребенок познает многогранный мир природы, учится взаимодействовать с животными, растениями, с предметами неживой природы, усваивая сложную систему отношений с окружающей средой. Подвижные игры экологической направленности также оказывают влияние на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А полученные первичные экологические знания о природе, вызывающие положительные эмоции у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге её содержанием.
В подвижных играх используются имитационно-подражательные действия: дети воспроизводят знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецируются детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д.
Организуя подвижные игры, педагогу необходимо помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. Только при этом условии у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, способность использовать багаж уже имеющихся представлений об окружающем мире.
Предлагаем вашему вниманию примеры подвижных игр экологической направленности: Подвижные экологические игры для детей дошкольного возраста.
Опыты с водой | |
Прозрачность воды Цель: подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная». Ход работы: приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне). Задать вопрос: «Если опустить в стакан кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?». Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Вывод: чистая вода – прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода – непрозрачная. | Лимон надувает воздушный шар Материалы: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка. Ход работы: Вывод: пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. |
Эффект радуги Цель: развитие познавательного интереса. Материалы: миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Необходимое условие – ясный солнечный день. Ход работы: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем, перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». | Текучесть воды Цель: показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Ход работы: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.), определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. |
Разбегающиеся зубочистки Материалы: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды. Ход работы: 1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой. 3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды – зубочистки «разбегутся»! Вывод: сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определенных природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе. | Вода может литься, а может брызгать В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). «Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю?» (Вода льётся) «Откуда льётся вода?» (Из носика лейки) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). «Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ». Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. «Ладошки стали какими?» (Мокрыми) «Почему?» (На них брызгали водой) «Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой». Вывод: «О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой?» (Вода может литься, а может разбрызгиваться) |
Соломинка-пипетка Материалы: соломинка для коктейля, 2 стакана. Ход работы: 1. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. 4. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке. | Как вытолкнуть воду? Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Материалы: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. |
Куда делась вода? Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Материал: две мерные одинаковые ёмкости. Ход работы: дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкости закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда). | Откуда берется вода? Цель: познакомить с процессом конденсации. Материалы: ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. Ход работы: взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара. |
Вода не имеет цвета, но её можно покрасить Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. «Какого цвета вода?» (У воды нет цвета, она прозрачная) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. Дети наблюдают за окрашиванием воды. «Какого цвета стала вода?» (Красная, синяя, желтая). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вывод: «О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску?» (Вода легко окрашивается в любой цвет) | Невидимые чернила Материалы: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги. Ход работы: |
Опыты с воздухом | |
Воздух в стакане Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. «Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?» Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. | Воздух невидим и прозрачен Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но только теперь его нужно держать не прямо, а немного наклонив. «Что появляется в воде?» (Видны пузырьки воздуха) «Откуда они взялись?» (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода) Вывод: воздух прозрачный, невидимый. |
Запираем воздух в шарик Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу (в воздушных шариках). «Чем мы надуваем шарики?» (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: «мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное – не перестараться» (предлагает детям поиграть с шарами). | Воздух толкает предметы После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. «Есть ли при этом звук?» Детям предлагается подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращаем внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. |
Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё, и она не сможет прыгать. Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи. Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. «Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?» Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет. | Воздух имеет вес Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите веревочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдет, если вы проткнете один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. |
Воздух легче воды Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: воздух легче воды. | Чем сильнее ветер, тем больше волны Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребенка. В каждой миске – своё море – Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Вывод: чем сильнее дуть, тем больше волны. |
Теплый воздух вверху, холодный внизу Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (он ведь замерз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. «Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу?» Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползет навстречу с нами). Вывод: получается, что один воздух – теплый – движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой» – холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодый воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха. | Веер «А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером)» Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. «Что вы видите?» (Игрушки, столы и т. д.) «А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать». Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. «Что там?» (Он пуст) «Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему?» (В нем нет воздуха) «Опять наберем в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)». Вывод: «О чем мы сегодня узнали?» Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать. |
Занимательные эксперименты | |
Сморщенный картофель Материалы: картофель, 2 блюдца, разделочная доска, нож, соль, вода. Ход работы: 3. Положите в каждое блюдце по половине картофелины плоской стороной вниз. Оставьте примерно на полчаса. Что произошло за это время? Вывод: подсоленная вода вытягивает влагу из картофеля, делая его сморщенным и обезвоженным. Обезвоживание – это удаление влаги. Такое же происходит и с людьми, когда они много потеют и не пьют воду. Поэтому очень важно пить достаточное количество воды. | Волшебный шарик Материалы: пакетик сухих дрожжей, теплая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик. Ход работы: 1. Насыпьте сухие дрожжи в бутылку. Вывод: при добавлении сахара и нагреве дрожжи растут и производят газ, который называется углекислым. Этот газ поднимается в бутылке и заполняет воздушный шарик. |
Потеющие растения Материалы: растение в горшке, прозрачный целлофановый пакет, вода, кувшин, широкая резиновая лента. Ход работы: Вывод: влага внутри пакета не пот, а вода. Она появилась из растения, которое втягивало в себя влагу из почвы и отдавало водяные испарения через листья. | Коричный детектив Материалы: увеличительное стекло, деревья. Ход работы: 1. Найдите дерево с толстым стволом. Вывод: кора является домом для насекомых. Птицы живут на ветвях деревьев, а кора создает уютный защищенный дом для насекомых. |
«Среда, как третий педагог» – такое сравнение все чаще можно услышать на различных встречах педагогического сообщества. Действительно, роль среды трудно переоценить. Однако недооценить её вполне возможно. И в подтверждение этому печальному тезису можно вспомнить достаточно большое количество примеров, когда развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) создается формально, по инерции, в основном для удобства педагогического персонала. Фразы «так легче убирать», «так легче сохранить игрушки целыми», «если они захотят, я им (детям) подам/принесу», «нам не разрешают так делать проверяющие» и т.п., которые педагоги вполне искренне произносят в ответ на вопрос об эффективности, целесообразности, полезности того или иного элемента среды, говорят о том, что понимание истинного предназначения РППС пока недостаточно очевидно для многих.
Таким образом, включение в среду элементов, которые даже в отсутствие сопровождения педагогом деятельности ребенка могут принести ему пользу и способствовать развитию, является важнейшей частью большой работы под названием «реализация ФГОС ДО».
Если рассматривать данный вопрос именно с позиции становления экологического сознания дошкольника, то необходимо отметить некоторые элементы РППС, безусловно способствующие этому. Сразу отметим, что их выбор не случаен. Анализ актуального состояния РППС в ДОО позволяет сделать вывод либо о полном их отсутствии в образовательном пространстве детского сада, либо о недостаточной функциональности их организации.
Существуют также некоторые правила создания таких домиков. Во-первых, домику необходима крыша и стенки, которые защитят его обитателей от разных погодных условий. Во-вторых, нецелесообразно использовать для каркаса таких сооружений синтетические материалы (пластик и т.д.), а также хвойную древесину. В качестве наполнителя домика не рекомендуется использовать листву: насекомым в ней понравится, но болезнетворным грибам – тоже, и их споры на лапках обитателей домика могут распространиться по саду. Важно помнить о том, что наполнитель нужно хорошо зафиксировать (например, крупной сеткой), чтобы он не выпал, не разлетелся на ветру. В качестве наполнителя подойдут:
Домик для насекомых нужно обязательно накрыть крышей, чтобы он не стал доступным для птиц. Кроме этого, не следует размещать рядом с таким домиком кормушки для пернатых, а, возможно, наоборот, даже лучше поставить чучело для их отпугивания.
Появление на территории детского сада подобных экологических элементов РППС с большой долей вероятности будет способствовать формированию экологического сознания у дошкольников при условии неформального и заинтересованного отношения педагогов к этому процессу.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.