Курс повышения квалификации (72 ч.)

Использование современных технологий арт-педагогики в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области применения методов и приёмов арт-педагогики в образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

Объём: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Понятие духовной культуры

Все негативные процессы, которые имеют место в детской, подростковой, юношеской среде, – это следствие искаженной духовности и нравственности мира взрослых. Глобальная проблема – утрата человеком духовности – породила целый ряд конкретных проблем, имеющих прямое отношение к образовательному процессу и его результатам.

Решение этой актуальной для образования проблемы предполагает решение микропроблем, ее определяющих:

    • отчуждение старших поколений от младших, что приводит к агрессии, жестокости, нетерпимости;
    • доминирование развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной, нравственной, эстетической сферы личности, что ведет к чрезмерному прагматизму сознания;
    • доминирование обучения в ущерб воспитанию, что влечет за собой разорванность традиций, угасание культуры;
    • манипулирование педагогом и ребенком под видом внедрения новаций;
    • в результате — неверие педагогов в образовательные реформы, отчуждение детей от образования;
    • падение креативности учителя, ученика;
    • итог – педагогическое варварство, формальное освоение содержания образования ребенком.

Современный этап научно-технической и информационной революции протекает в условиях гиперконкуренции. Субъекты мирового сообщества – отдельные корпорации и страны, а также их группировки – стремятся к научному, технологическому и экономическому превосходству. При этом к наиболее значимым факторам конкурентоспособности относятся:

    • наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров;
    • умение менеджмента (педагогического, в частности) организовать и стимулировать их творческую деятельность, готовность воспринять новаторскую мысль для ее воплощения в жизнь.

В этой связи самая «больная» проблема образовательной практики – проблема пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого потенциала детской личности.

Встает закономерный вопрос: каковы пути решения этих проблем в сфере образования и культуры?

Это, бесспорно, развитие духовной культуры всех субъектов образовательного пространства: учителя, ребенка и его родителей. При этом духовная культура понимается как система, включающая в себя культуру мышления, культуру чувств, культуру общения, культуру досуга, культуру труда, культуру самопроявления (творчества), гуманитарную культуру. И снова возникает вопрос: как это сделать? В каком формате, в какой парадигме?

Один из вариантов решения обозначенных проблем – это обращение к артпедагогике. Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит от процессов воспитания, обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому конструктивному союзу педагога и учащегося.

Арт-педагогика позволяет педагогу развивать личность ребенка на фундаменте «метадидактики», снимающей «разорванность» профессионального сознания, мышления и деятельности педагога, а следовательно, сделать обучение более эффективным.

Сфера, в которой артпедагогика оптимально реализуется – это духовный мир ребенка и педагога, их духовная культура.

Общие признаки артпедагогики:

    • использование (активное) изобразительных материалов для освоения интеллектуального и духовного опыта человечества в целях его образования;
    • интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого особых условий (подача материала в трех модальностях – с использованием зрительных, слуховых и кинестетических ощущений);
    • присутствие педагога рядом с ребенком в процессе их духовного общения (без чего не может более эффективно усваиваться учебный материал), их совместного художественного творчества, восприятия произведений искусства и использование педагогом особых приемов, помогающих ученику более эффективно осваивать программный материал по различным дисциплинам на внутреннем, глубинном уровне.

Специфические цели артпедагогики: формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.

Этический иммунитет – интегральное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде; адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности (А.С. Метелягин).

Эстетический иммунитет – характеристика духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости; гармонию от дисгармонии, хаоса в искусстве, человеке: в его поступках, поведении, творчестве.

Занятие 2. Арт-педагогика как особое направление в педагогике

Педагогика – это искусство обучать и воспитывать, это индивидуальное творчество педагога, так как деятельность воспитателя аналогична деятельности художника, создающего свое произведение.

Арт-педагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

Современная артпедагогика реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике.

Объект арт-педагогической науки – сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности.

Предмет арт-педагогической науки – закономерности образовательного процесса, имеющие место тогда, когда мы включаем в него искусство.

Объект арт-педагогической практики – реальное взаимодействие участников педагогического процесса, который дополняется искусством.

Предмет арт-педагогической практики – психолого-педагогические механизмы обретения участниками образовательного процесса этического и эстетического иммунитета.

Следует четко сформулировать специфические признаки артпедагогики:

    • использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства;
    • доминирование диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе;
    • совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;
    • «включение» произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение программного материала на внутреннем, глубинном уровне, в трех модальностях восприятия информации – зрительном, вербальном, кинетическом).

Занятие 3. Принципы арт-педагогики

Арт-педагогика оптимально реализует свои принципы, методы и технологии в сфере духовной культуры педагога и ученика.

Дидактические принципы арт-педагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и задачами, формулируются следующим образом (Бакунова Д.).

Принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как высшей ценности средствами искусства, причем вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка подразумевает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Этот принцип утверждает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др. (Джафарова Д.).

Принцип творчества, подразумевающий, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества (интуиция, воображение и др.).

Креативность включает четыре аспекта:

    • креативная среда;
    • креативная личность;
    • креативный продукт;
    • креативный процесс.

Педагогические правила, дающие педагогу конкретные указания, как надо поступать, чтобы создать креативную среду, говорят: для того, чтобы среда обучения, общения была безопасной, необходимо принять безусловную ценность индивида. Это дает ребенку возможность в процессе обучения быть самим собой, что приводит к его самовыражению. Педагог должен создать атмосферу, в которой внешняя оценка отсутствует – это раскрепощает, в то время как наличие внешней оценки вызывает желание защищаться; креативная среда связана с эмпатийным пониманием субъектов образовательной среды.

Воспитание креативной личности предполагает развитие у ребенка уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической и этической ориентации (эстетического и этического иммунитета).

Художественные работы (песни, стихотворения, рисунки и т.п.) ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, «прочувствования», осмысливания по-новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Импровизация – важнейшее условие получения креативного продукта. На выходе это опять же дает творческое самовыражение.

Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка в том случае, если он протекает несколько спонтанно, незаорганизованно.

Произведения искусства, которые учитель вплетает в канву урока, могут не дать конкретных решений поставленных задач и проблем, но в умелых руках помогут расширить пространство воображения ребенка, научат воспитанника прислушиваться и доверять собственным ощущениям (Минина В.С.).

Принцип рефлексивности означает готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Показатель сформированности рефлексивной культуры – способность ученика работать в условиях неопределенности.

Сферы, подлежащие развитию в них рефлексии:

    • мышление (переосмысление своих действий);
    • деятельность (фиксация установки на кооперирование и взаимоподдержку);
    • общение (представление собственного опыта человека для другого; для себя открытие опыта другого);
    • самосознание (самоопределение, разграничение «Я» и «Не-Я») (Винниченко Т.П.).

Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Для того чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.

Таким образом, арт-педагогика способствует достижению следующих воспитательных, развивающих и обучающих целей:

  1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю. Некоторые сложные по структуре, форме, содержанию знания легче усваиваются с помощью художественных образов разного порядка: зрительных, слуховых, тактильных и др. Невербальное общение, обучение зачастую дает более мощный эффект, чем самое грамотное вербальное изложение учебного материала учителем.
  2. Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися.
  3. Дает возможность получить материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.
  4. Позволяет прорабатывать учебный материал в интерактивном режиме с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.
  5. Помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.
  6. Развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения. Обращение к искусству упорядочивает эмоциональную сферу, которая наряду с интеллектуальной участвует в процессе обучения.
  7. Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.
  8. Приобщает учащихся к духовной культуре человечества через единую систему ценностей педагогики, науки, искусства, оперируя одновременно (а порой параллельно) в учебной деятельности разными методами познания научных и художественных явлений, обнаруживающих себя, например, в одной урочной теме (курс физики – тема «Движение»).
  9. Содействует развитию всех органов чувств, мышления, памяти, внимания, воли в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического или народного искусства.
  10. Содействует сохранению в учителе и ученике Ребенка и встрече-диалогу Учителя-Ребенка с Учеником-Ребенком, где посредник – Искусство (наряду с содержанием предмета урока).
  11. Вооружает педагога системой приемов, обеспечивающих личностное приятие учеником разнообразных знаний, радостное вхождение в мир знаний, «впускание» их в себя (интериоризация).
  12. Содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.

Человек с рождения чувствует потребность в прекрасном: ребенку нравятся яркие красивые игрушки, он быстрее успокаивается и засыпает под приятную музыку или колыбельную матери. Приятная музыка успокаивает, поднимает настроение, повышает жизненный тонус.

В артпедагогике мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств артпедагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных учебных дисциплин, что снижает учебную перегрузку детей.

Занятие 4. Задачи психолого-педагогической поддержки дошкольников

В условиях развития телекоммуникаций и интернет сетей остро встает вопрос о формировании гармоничной личности ребенка. Информативная и визуальная перегруженность дошкольника отражается на его психологическом и физиологическом здоровье. Особенно актуальна эта проблема для жителей мегаполисов. Все чаще к специалистам обращаются родители с такими проблемами у детей как: гиперактивность, социальная дезадаптация, психологические проблемы, речевые нарушения. В отличие от детей с медицинским диагнозом, эти дети физиологически здоровы, но нуждаются в коррекции эмоционально-личностной сферы. Таких детей с каждым годом все больше и больше. На помощь педагогам и родителям может прийти артпедагогика.

Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

В ходе занятий с применением арт-педагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.

Противопоказаниями для занятий в арт-педагогической группе дошкольников можно считать аллергические реакции на используемые материалы, кожные заболевания, серьезные нарушения психики.

В отличие от арт-терапии на занятиях с применением арт-педагогических технологий, предлагается использовать в качестве основного метода – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия взрослого и ребенка. Педагог не только учит ребёнка, как действовать, он увлекает за собой, предлагая ребенку импровизировать дальше самому. Педагог стимулирует активность ребенка (метод стимуляции) эмоционально и вербально.

Занятие 5. Основные методические приёмы артпедагогики, используемые в профилактической, развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий артпедагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация – это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода – диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха — в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

Структура и содержание арт-урока (арт-занятия) многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и самими детьми.

Арт-урок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога.

Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает арт-урок от традиционного занятия.

Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.

Занятие 6. Виды деятельности в арт-педагогике, изодеятельность

Лепка

Пластичные материалы, используемые в артпедагогике:

    • Глина. Очень часто глину рекомендуют в качестве основного пластичного материала для занятий с детьми. Во-первых, глина – это природный продукт, а значит сама по себе несет терапевтический эффект воздействия. Во-вторых – глина пластична и податлива, что очень важно при работе с дошкольниками. В-третьих – возможность отсроченных действий с изделием. (Раскрашивание после высыхания.) Однако у глины есть свои недостатки: однотонность (однообразие цвета), необходимость в специальной обработке, маркость (сильно пачкает и сушит руки), необходимость обжига, а значит наличие обжиговой печи. Из практики можно увидеть, что некоторые дети отказываются работать с глиной из-за возможности запачкаться и непрезентабельного эстетического вида. Предлагаемые виды работы с глиной: создание форм и объектов.
    • Пластилин. К положительным свойствам можно отнести доступность в приобретении и использовании, яркие цвета, возможность смешивания цветов, использование в технике “рисование пластилином” (намазывание пластилина на картон, создавая картину), использование в создании объемных композиций, а также фактор “известности” данного материала для ребенка дошкольного возраста. К отрицательным свойствам относят: “искусственность” материала, его пачкающие свойства (менее сильные, чем у глины), способность к разрыву (недостаточная пластичность по сравнению с глиной). Предлагаемые виды работы с пластилином: создание форм и объектов, создание объектов с использованием подручного или природного материала, рисование пластилином.
    • Тесто. Работать можно как с соленым, так и с обычным тестом. Этот весьма доступный материал обладает такими свойствами, как пластичность, мягкость и экологичность. Дети с огромным удовольствием работают с данным материалом. Тесто настолько податливо, что даже трехлетние малыши со слабо развитой кистевой мускулатурой свободно манипулируют и играют, создавая новые формы. К недостаткам теста, можно отнести его однотонность. (Можно добавить пищевые красители или покрасить тесто после запекания.) Предлагаемые виды работы с тестом: манипулирование с тестом, создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек), создание объектов с использованием подручного или природного материала (украшение блина, пирога и т.д., создание композиции), раскрашивание запеченного теста, создание картин из теста.
    • Воск. Для художественного воска характерна: пластичность, чистота в использовании (не маркость), приятность в использовании (не сушит руки), разнообразие цветов. К недостаткам можно отнести: необходимость небольшого предварительного разогрева (руками) и достаточно высокая стоимость. Предлагаемые виды работы с воском: создание форм и объектов (в том числе при помощи формочек), создание объектов с использованием подручного или природного материала (изготовление и украшение свечей). Воск гораздо экологичнее пластилина и обладает еще одним несомненным достоинством – возможностью изготовить социально-значимую вещь – свечу.

Рисование

Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Рисунок, как игра, “компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему” (Ленц Ф.). Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. В артпедагогике осуществляется попытка соединить радость от процесса рисования и полученного результата.

Техники рисования в артпедагогике:

    • Рисование на мокрой бумаге. Как правило, акварельные краски рекомендуют вводить в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. С другой стороны дети очень любят смешивать краски и ставить свои маленькие эксперименты. Для этого как нельзя лучше подходит техника рисования на мокрой бумаге.
    • Рисование на стекле. Для этой технологии предпочтительнее гуашевые краски. Эта техника используется для коррекции тревожности, неуверенности в себе, социальных страхов. Позволяет активизировать детей, снять социальные зажимы. Рисовать на стекле соглашаются все дети, даже те, кто раньше отказывался от такого вида деятельности. Рисование пальцами имеет яркий эмоциональный отклик широкого диапазона: от полного неприятия и агрессии до радости.
    • Рисование природными материалами. Работы, выполненные в данной технике отличаются, как правило, эстетическим видом. Кроме того, в этой технике присутствует элемент чуда, который так близок каждому ребенку.
    • Рисование предметами окружающего пространства. Арт-терапевтическая техника предлагает детям использовать нетипичные предметы для создания изображений. Из-за своей деструктивной направленности эта техника не может быть использована на групповых арт-педагогических занятиях с дошкольниками.
    • Техника монотипии – “Излечивает гнев и заполняет время” (О.А. Никологорская, Л.И.Маркус). Дети дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике. Для младшего дошкольного возраста не исключается возможность использования готовых прорисованных форм.
    • Техника акватушь – этот вид работы достаточно сложен для детей дошкольного возраста.
    • Техника медитативного рисунка – мандала (магический круг) целиком относится к арттерапии. Однако её можно использовать на первом и последнем занятии цикла, в качестве диагностического материала. Для этого используются: бумажный круг, гуашевые краски, восковые мелки. Сравнение работ, сделанных в начале и в конце периода обучения позволяет сделать выводы о том, насколько успешно была проведена работа (эмоциональное состояние ребенка, навыки рисования, умение отразить настроение художественными способами и умение выразить это вербально).
    • Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками. Уголь и мелки используются для младших дошкольников, карандаши – для старших. Штриховка поможет активизировать ребенка, снять напряжение. Если для малышей эта работа представляет некоторую трудность, то старшие дошкольники справляются с ней легко.
    • Марание – спонтанное рисование в абстрактной манере. Игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Ручной художественный труд (природный и бросовый материал)

В учреждениях дошкольного образования данный вид художественной деятельности детей достаточно широко распространен. Превратить обычное занятие в арт-педагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.

Виды ручного художественного труда:

    • Создание поделок – доступный и эстетичный вид детского дошкольного творчества.
    • Создание картин – наиболее характерный для детей старшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности, требующий сотворчества педагога и ребенка.
    • Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина. Ведущая роль в создании объемных моделей принадлежит педагогу.

Аппликация

Виды работы с бумагой:

    • Манипулирование с бумагой. Педагог знакомит дошкольников со свойствами бумаги, дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.
    • Создание плоскостных картин.
    • Традиционная форма работы с аппликацией.
    • Создание объемных картин – под руководством и с помощь педагога (для старших дошкольников).
    • Оригами – японское искусство складывания бумаги.

В младшем дошкольном возрасте можно использовать простейшие модели с дорисовкой, выполняемые по показу педагога. Диапазон возможностей старших дошкольников при работе с техникой оригами значительно расширяется.

Занятие 7. Другие виды деятельности в арт-педагогике

Музыкальная деятельность

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Виды музыкальной деятельности:

    • Восприятие (слушание) музыки. Можно предложить включать данный вид музыкальной деятельности в интегрированные арт-педагогичекие занятия: использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.
    • Пение, которое наиболее близко и доступно детям.
    • Танцевально-двигательные деятельность. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.
    • Игра на музыкальных инструментах.

Художественно-речевая и театрализованная деятельность:

    • Психогимнастика как метод практической психо-профилактики и психокоррекции (по Чистяковой).
    • Логоритмика. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания дошкольников средствами движения, музыки и слова. На практике хорошо зарекомендовали себя пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.
    • Придумывание, дописывание, переписывание сказок. Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
    • Инсценировка и драматизация в полной мере доступны детям старшего дошкольного возраста. Малышам педагог обычно предлагает более легкий вариант “договорок” и подсказок.

Игровая деятельность

Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, “психический простор” и “психическую свободу”, необходимую для того, чтобы “могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы” (Л.С. Выготский).

  1. Игры с песком. Игры с песком очень нравятся детям дошкольного возраста, они очень эффективны и динамичны. Работу с песком организуют в трех видах: действия с неоформленным материалом – песком, водой; действия с предметами и песком; построение песочного мира сказки, истории (сюжетная игра).
  2. Игры с водой. Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт. Игры с цветом и водой – можно отнести к экспериментальной деятельности дошкольников. Игры с предметами и водой носят развивающий и образовательный характер.
  3. Игры на предметной основе: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном процессе:

  1. Создание арт-педагогической среды, стимулирующей проявление разных видов художественно-творческой активности ребенка, включает в себя: художественно-познавательные источники информации, дидактические материалы для проведения совместных арт-педагогических игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве визуальных побудителей творчества.
  2. Наличие высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в артпедагогике, или молодых специалистов со специальным образованием, стремящихся к творческому самовыражению в профессии
  3. Разработанная методология и артпедагогические технологии.
  4. Правильно подобранные методы и средства арт-педагогического воздействия с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в группе.
  5. Материально-техническое обеспечение арт-педагогического процесса: наличие помещения, оборудования, мебели.

Таким образом, пришло время переосмыслить методы и формы приобщения дошкольников к искусству и преобразовать традиционную практику организации данной работы в дошкольных учреждениях. Особое внимание необходимо уделять раскрытию творческого потенциала ребенка, поощрению его самовыражения при помощи художественной деятельности, формированию его как гармоничной личности.

Краткий обзор арт-терапевтических и арт-педагогических технологий, применяемых при работе с детьми показал, что не все они являются эффективными и востребованными в работе с дошкольниками.

Наиболее эффективными являются следующие:

    • изодеятельность: лепка (тесто, воск, пластилин), рисование (рисование на стекле, рисование природными материалами, техника монотипии, штриховка, марание, рисование по замыслу и на предложенную тему), ручной художественный труд (создание поделок, построение объемных моделей из подручного материала), аппликация (создание плоскостных картин, оригами); музыкальная деятельность (слушанье музыки, пение, танцевально-двигательная активность);
    • художественно-речевая и театрализованная деятельность (психогимнастика, логоритмика, придумывание и дописывание сказок, драматизации);
    • игровая деятельность (игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры).

Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы артпедагогики.

Рассмотрев педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном и образовательном процессе, мы пришли к выводу, что Для получения положительного результата необходимыми являются как практические (материально-техническое обеспечение, квалифицированные педагоги), так и теоретические (наличие арт-педагогических технологий и разработок).

Артпедагогика очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Применение арт-педагогических технологий важно и нужно не только для работы с “особенными” детьми, но и как предупреждающая коррекционно-творческая работа с “обычными” дошкольниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь ребенку самому “откорректировать” свои проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм “самоисцеления” через искусство и художественно-творческую деятельность.

Занятие 8. Актуальность арт-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в современном обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим обществом. Самым трагичным его следствием стало растущее безнравственное отношение молодого поколения к ценностям семейной культуры, обусловленным уникальностью и социальным значением семьи, связанным с супружеством, родительством, родством.

Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.

В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака. Они могут многократно расходиться и сходиться, менять партнеров, что говорит об отсутствии главных семейных ценностей — ответственности за свою семью, за своего избранника, надежности брачных уз, сохранения таинства брака. Дети из неблагополучных семей не составляют в этом плане исключения. Однако им более свойственно положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается надолго, а может быть и навсегда. Практика показывает, что проблемы создания семьи у детей, воспитанных в неблагополучных семьях, стоят более остро, чем у их сверстников. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.

Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в неблагополучной семье зачастую не требует от ребенка выполнения тех функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка оказывается освоение роли семьянина. Именно поэтому формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Анализ концептуальных идей современной теории и практики семейного воспитания показал множественность подходов к исследованию проблемы семейных ценностей. К данной проблеме неоднократно обращались B.Ä. Беляева, Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, Н.Д. Никандров, JI.А. Карпенко, И.С. Кон, Г.В. Осипова.

Современные ученые А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, В.А. Караковский, М.С. Мацковский, E.H. Шиянов в своих трудах объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе.

Многочисленные исследования C.B. Дармодехина, И.Ф. Дементьевой, A.B. Мудрика свидетельствуют о том, что в обществе наблюдается очень быстрая трансформация ценностных ориентиров.

Семья оказывает огромное влияние на формирование жизнеполагающих ценностных ориентиров и морального облика детей, является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания. «Семейные ценности» — это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Семейные ценности можно классифицировать по объектам, составляющим предмет оценки. В данном случае выделяется три группы семейных ценностей:

    • ценности, связанные с супружеством (ценность брака, ценность равноправия супругов, ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов);
    • ценности, связанные с родительством (ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье);
    • ценности, связанные с родством (ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками).

Второй вариант классификации семейных ценностей определяется по социальным функциям семьи:

    • репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство населения, связана с ценностью детей;
    • функция социализации (ценность социализации детей именно в семье);
    • экзистенциальная функция, которая определяет ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения;
    • экономическая функция семьи связана с ценностями распределения и потребления экономических благ внутри семьи.

Только жизнь в благополучной семье способствует тому, что складываются общие привычки и традиции, стереотипы поведения, определяющие облик всей «фамилии»; формируются такие семейные ценности, как взаимная любовь и верность, умение и такт в отношениях, забота друг о друге, ответственность за своего ребенка, благодарность и достоинство, лежащие в основе крепкой семьи.

Нарушения взаимоотношений в семье затрудняет нормальное психическое развитие ребенка, и полностью разрушает все нормы и ценности семьи, отрицательно влияет на воспитание и поведение детей. У детей из кризисных неблагополучных семей отсутствуют привязанности друг к другу, близкие родственные отношения, у них искаженное представление о семье. Они не осознают такие семейные ценности, как близость взаимоотношений матери и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед предками, от которых берет начало собственная жизнь.

Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, зачастую испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определенным набором факторов, проявлений и следствий.

Современные ученые Т.А. Добровольская, Л.Н. Комисарова, И.Ю. Левченко, ЕА. Медведева считают, что современная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами в развитии, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Исследования ученых указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, подтверждая идею «воспитания посредством искусства». Творчество является оптимальной деятельностью для детей из неблагополучных семей с их негативным социальным опытом, бедной духовно-эмоциональной сферой и сложностью усвоения эстетических, нравственных ценностей.

Данной проблеме посвящены труды современных ученых Т.А. Добровольской, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Кисилевой, Л.Н. Комисаровой, А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, С.Г. Рыбаковой, подтверждающие положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

В педагогической науке проблема формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей средствами артпедагогики, как показывает анализ литературы, является проблемой пока еще мало изученной. Именно поэтому данная проблема остается актуальной и определяется противоречиями между:

    • постоянно растущей потребностью общества в социально-адаптированной личности, стремящейся к созданию благополучной семьи, а с другой — в недостаточной эффективности процесса формирования семейных ценностей у детей, воспитывающихся в проблемных семьях;
    • необходимостью создания благоприятных условий для формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей и недостаточностью таких условий в современных учреждениях образования;
    • воспитательным потенциалом арт-педагогической деятельности в формировании семейных ценностей и недостаточной разработанностью методологического и технологического обеспечения этого процесса.

В тоже время арт-педагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Выделяя принципы арт-педагогики, исследователи опираются на общепедагогические принципы организации и проведения коррекционной работы, принципы специальной педагогики, отражающие концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями, а также на принципы художественно-эстетического развития.

Формирование и осознание новых позитивных переживаний и образов ребенка рождает креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, помогая ребенку, тем самым, освободиться от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на иной путь отношений с окружающим миром, спроецировать позитивный образ семьи.

Занятие 9. Особенности арт-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей

Проведенный теоретический анализ причин, затрудняющих формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей, обнаружил существование научной проблемы, определяющейся недостаточностью у детей знаний

    • о семейных ценностях (материально обеспеченная жизнь, любовь (духовная близость с родными людьми), здоровье (психическое и физическое), развлечения, счастливая семейная жизнь, интересная работа, уверенность в себе, развитие (работа над собой), активная жизненная позиция, наличие хороших друзей (терминальные ценности), чуткость, жизнерадостность, воспитанность, честность, ответственность, твердая воля, образование, самоконтроль, терпимость (инструментальные ценности)), а также сопутствующих знаний, умений и навыков (знания о семье и ее роли в жизни человека;
    • знания о хозяйстве семьи и бюджете;
    • знания о значении домашнего труда в жизни семьи;
    • навыки ведения домашнего хозяйства; навыки проявления родственных чувств родителям, братьям, сестрам и к родственникам; навыки общения с друзьями и взрослыми;
    • умение реально оценивать наличие и характер жизненных проблем).

У детей, воспитанных в неблагополучных семьях, как правило:

    • ограниченные представления о семье, о поло-ролевых отношениях в семье, функциях членов семьи, о роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи;
    • слабые привязанности, отсутствие доверия и заботы между братьями и сестрами;
    • низкая самооценка в решении простейших жизненных задач;
    • неблагополучное состояние эмоциональных связей в межличностных отношениях детей-родственников;
    • отсутствие знаний и опыта в организации семейного досуга, праздников и традиций;
    • слабо или чрезмерно развитое чувство ответственности и долга перед старшими.

В связи с этим необходима организация в учреждениях образования специальной работы, направленной на формирование у воспитанников и учеников положительного образа семьи, освоение умений и навыков, необходимых им в будущей самостоятельной семейной жизни, развитие их ценностных ориентаций.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и обобщения практического опыта выявлено, что процесс формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей средствами артпедагогики в условиях учреждения образования будет успешным, если:

    • будет организована специальная социально-педагогическая среда в учреждении образования, предполагающая: организацию работы в семейной группе таким образом, чтобы она могла реально на практике реализовывать основные функции семьи; создание арт-педагогического пространства, необходимого для эффективного арт-педагогического процесса;
    • будет разработана и внедрена коррекционно-воспитательная программа формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей средствами артпедагогики;
    • воспитание строится с учетом личностных особенностей воспитанников и специфики предполагаемого содержания программы, определяющей формы и методы воспитания.

Воспитательный потенциал артпедагогики как средства формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в условиях учреждения образования состоит в том, что, оказывая доминирующее воздействие на мотивационную и эмоциональную сферу ребенка и являясь источником новых позитивных переживаний, изобразительное искусство формирует нравственные устои и ценностные ориентиры, формирует правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам и семейным ценностям.

Формы и методы арт-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в условиях учреждения образования направлены на:

    • формирование представлений о семье, членах семьи, укрепление родственных отношений, изучение семейных традиций;
    • развитие коммуникативных способностей ребенка, преодоление социальной отчужденности, построение гармоничных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, преодоление проблем в общении со сверстниками;
    • укрепление эмоционально-волевой сферы личности ребенка, формирование ощущения собственной значимости и ценности, гармонизацию внутреннего мира, профилактику бесконфликтного поведения в группе и в школе;
    • творческое самовыражение, развитие навыков, необходимых для оформления домашнего интерьера, развитие эстетического вкуса, практических навыков в рукоделии и ремеслах, развитие познавательной сферы ребенка.

Каждое направление коррекционно-воспитательного воздействия реализуется посредством определенных видов и техник творческой деятельности. Изобразительное искусство имеет большое значение в воспитании личности как будущего семьянина, так как влияет на мысли, чувства ребенка, тем самым способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Программа представляет собой курс творческих занятий по специально разработанный методике и составлена на основе индивидуализации, с учетом интересов и личностных особенностей детей. В процессе реализации программы используются самые разнообразные методы, приемы коррекции нарушений личности детей с проблемами и формы занятий:

    • беседы с детьми;
    • практические занятия по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству, лепке, коллажу, аппликации;
    • просмотр иллюстраций, картин, репродукций, фотографий;
    • сочинение детей на темы: «Моя семья», «Мои родители», «Мой день рождения»;
    • домашний вернисаж (рисунки на темы: «Я дома», «Я с семьей на отдыхе», «Портрет моей мамы», «Я с младшим братом на прогулке», «Праздник в доме!», «Мы с папой на рыбалке», «Лето у бабушки», «Новогодний праздник дома», «Зимние каникулы в деревне», изготовление изделий для украшения помещений и т.д.);
    • оформление семейного альбома; групповые походы в городскую картинную галерею, в художественную мастерскую местных художников; составление рукописной семейной газеты;
    • разбор ситуаций на темы семейного быта;
    • демонстрация слайдов, просмотр теле- и видеофильмов;
    • анкеты;
    • создание семейно-групповых фильмов на определенную тему и пр.

Благодаря этим видам работ обогащаются преставления детей о добре и зле, прекрасном и безобразном. Большое значение приобретают эмоциональные переживания ребенка в процессе его творческой работы. Это побуждает детей обращаться к собственным ассоциациям, внутреннему опыту, нравственным ценностям, использовать язык аллегорий и метафор. Дети знакомятся с примером родственных, теплых взаимоотношений между детьми и родителями, братьями и сестрами, что содействует воспитанию стремления дружно жить в семье, помогать друг другу, слушаться и уважать старших, заботиться о младших. Также осуществляется формирование положительных образов родителей, бабушек и дедушек, представлений о благополучной семье, о семейных праздниках и традициях. Дети получают представления об эстетической культуре семьи, о неразрывном единстве этики и эстетики быта.

Данные формы работы позволяют реализовать главную цель – сформировать в умах детей понятия «семья», «домашний уют», «мой дом». Кроме того, у воспитанников формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Занятие 10. Роль искусства в восстановлении функций организма и его влияние на духовный мир личности

Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и др.

Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства», получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.

Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С.М. Миловская, И.В. Евтушенко).

Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик), дошкольников с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г.В. Кузнецова), аутичных детей (О.С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Большие возможности изобразительной деятельности для развития познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка, формирования и совершенствования его речи, слухо-зрительного восприятия подтверждают работы М.Ю. Pay, Е.А. Сошиной.

Влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий школьников с нарушением слуха на развитие речевой функции, слухового восприятия, моторики раскрывается в работах Е.3. Яхниной.

Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е.А. Медведева).

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется двумя путями:

    • путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;
    • путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.

Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством.

Польский эстетик Б. Дземидок видит функцию катарсиса в разрядке чувств, поэтому, по его мнению, он свойствен всем жанрам искусства.

По мнению Ю.А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и теряющем в нем свою целостность и гармонию, в момент проживания произведения искусства происходит выход из суетных состояний («вся выше мира и страстей» — А.С. Пушкин), погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония, человек переживает собой целесообразность мира и свою значимость, встроенность в мир, «очищаясь» от случайности и дробности быта». При этом очищение («катарсис») возникает как на уровне физиологических функций, так и на психо-духовном уровне человеческого организма.

Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л.С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К.С.Станиславский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа. Театр — могущественная сила душевного воздействия на людей.

Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса — одну из основных психологических установок в отношении искусства. Благодаря катарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей в художественном произведении поднимается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего как бы перерождаются. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветления.

Психологическая природа катарсиса, по мнению Т.А. Флоренской (1982), определяется состоянием душевной гармонии, появляющейся благодаря нацеленности личности на высшие, общечеловеческие идеалы, расширению границ индивидуального сознания до всеобщего.

Катарсис связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведение искусства. Далеко не все дети с проблемами подготовлены к осуществлению этой работы. Поэтому получить эффект катарсиса можно при условии обучения ребенка с проблемами восприятию художественного произведения. Процесс же восприятия детей с разными отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения.

Так, у детей с нарушением зрения катарсистического эффекта легче добиться через восприятие музыкальных инструментальных и вокальных произведений, а у ребенка с нарушением слуха через общение с изобразительным, танцевальным искусством.

Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.

Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Занятие 11. Методы воспитания и методы обучения, применяемые в артпедагогике в работе с детьми с проблемами в развитии

У ребенка с нарушением зрения с трудом формируется предметность восприятия, лишь к концу дошкольного возраста хаотичные осязательные обследования приобретают характер целенаправленных действий. Слуховое же восприятие такого ребенка уже в дошкольном возрасте становится более дифференцированным, отражает выделение отдельных звуковых характеристик (Л.И. Солнцева). Это обусловливает и достаточно высокий уровень развития музыкального восприятия, что, в свою очередь, помогает формировать музыкально-ритмическую основу движений, успешно развивать вокально-хоровые навыки ребенка, его художественно-речевую деятельность.

Дошкольник с нарушением слуха имеет большие потенциальные возможности в развитии изобразительной и конструктивной деятельности и при условии коррекционной работы добивается успехов в рисовании, лепке, аппликации (А.А. Катаева, Л.А. Головчиц, Г.И. Обухова).

У детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью (при сохранном слухе и зрении) в условиях коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализованно-игровой деятельности, в режиссерских и образно-ролевых играх (Е.А. Медведева).

Однако более высокие потенциальные возможности дошкольников с проблемами в каком-то определенном виде художественной деятельности не снимают необходимости их развития во всех видах искусства. Активизация даже слабо выраженных проявлений в тех видах искусства, в которых ребенок испытывает трудности (в силу имеющихся нарушений), необходима, поскольку обеспечивает гармоническое художественное развитие. В формировании художественно-творческих способностей детей существенное значение имеют как природные сохранные свойства анализаторов, так и такие качества, как самостоятельность, инициатива. Однако даже благоприятные природные задатки и творческие способности ребенка развиваются в результате влияния общественной среды и деятельности.

Возможности дошкольников с проблемами в художественной деятельности не могут быть реализованы без специального коррекционно-развивающего обучения. Положения специальной педагогики и дошкольной дидактики, в которых подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в формировании художественно-творческих способностей ребенка, легли в основу теории художественного развития детей с учетом особенностей каждого вида искусства (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А. В. Запорожец).

Целенаправленное развитие у ребенка с проблемами способности видеть прекрасное вокруг себя и участвовать в его создании в процессе художественной деятельности помогает приобщить ребенка к художественной культуре, сформировать субкультуру личности.

Работа по развитию художественно-эстетического начала в ребенке с проблемами в дошкольном возрасте осуществляется в процессе его взаимодействия со взрослым и сверстниками. Поэтому перед педагогом в этот период стоит важная задача – создать атмосферу эмоциональной захваченности художественной деятельностью, которая вместе с тем насыщена и сознательными трудовыми устремлениями ребенка. Тогда, учитывая его особенности развития, педагог может обеспечить коррекцию вторичных отклонений средствами искусства и помочь творческому проявлению ребенка с проблемами.

Получить доступ к библиотеке материалов, книг, сборников упражнений по арт-педагогике и арт-терапии (21 файл)

Итоговое тестирование

Какие основные цели арт-педагогики в дошкольном образовании согласно ФГОС ДО?
Какие современные технологии арт-педагогики применяются в дошкольном образовании?
Какие принципы лежат в основе реализации образовательных программ с использованием арт-педагогики?
Какие виды деятельности являются основными в рамках арт-педагогики?
Какие задачи решаются в процессе занятий арт-педагогикой?
Какие образовательные области включены в программу ФГОС ДО?
Какие методы используются в арт-педагогике для достижения образовательных целей?
Какие средства обучения рекомендуется использовать в арт-педагогике?
Какие формы организации образовательной деятельности рекомендуются в рамках арт-педагогики?
Какие критерии оценки эффективности занятий арт-педагогикой можно использовать?

 

Корзина