Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области применения методов и приёмов арт-педагогики в образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Объём: 72 часа.
Развивающие возможности арт-педагогического процесса в дошкольном образовании.
Особенности групповой работы в арт-педагогическом пространстве дошкольной образовательной организации.
Техники арт-терапии в работе педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Применять современные методы психодиагностики творческого мышления.
Применять техники арт-терапии в работе педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Проектировать и проводить занятия с использованием технологии арт-педагоги.
Проектирование и реализация образовательного процесса в дошкольном образовании с применением методов арт-педагогики на основе специальных научных знаний.
Применение методов групповой работы в арт-педагогическом пространстве.
Использование современных методов развития творческого мышления детей дошкольного возраста.
Все негативные процессы, которые имеют место в детской, подростковой, юношеской среде, – это следствие искаженной духовности и нравственности мира взрослых. Глобальная проблема – утрата человеком духовности – породила целый ряд конкретных проблем, имеющих прямое отношение к образовательному процессу и его результатам.
Решение этой актуальной для образования проблемы предполагает решение микропроблем, ее определяющих:
Современный этап научно-технической и информационной революции протекает в условиях гиперконкуренции. Субъекты мирового сообщества – отдельные корпорации и страны, а также их группировки – стремятся к научному, технологическому и экономическому превосходству. При этом к наиболее значимым факторам конкурентоспособности относятся:
В этой связи самая «больная» проблема образовательной практики – проблема пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого потенциала детской личности.
Встает закономерный вопрос: каковы пути решения этих проблем в сфере образования и культуры?
Это, бесспорно, развитие духовной культуры всех субъектов образовательного пространства: учителя, ребенка и его родителей. При этом духовная культура понимается как система, включающая в себя культуру мышления, культуру чувств, культуру общения, культуру досуга, культуру труда, культуру самопроявления (творчества), гуманитарную культуру. И снова возникает вопрос: как это сделать? В каком формате, в какой парадигме?
Один из вариантов решения обозначенных проблем – это обращение к артпедагогике. Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит от процессов воспитания, обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому конструктивному союзу педагога и учащегося.
Арт-педагогика позволяет педагогу развивать личность ребенка на фундаменте «метадидактики», снимающей «разорванность» профессионального сознания, мышления и деятельности педагога, а следовательно, сделать обучение более эффективным.
Сфера, в которой артпедагогика оптимально реализуется – это духовный мир ребенка и педагога, их духовная культура.
Общие признаки артпедагогики:
Специфические цели артпедагогики: формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.
Этический иммунитет – интегральное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде; адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности (А.С. Метелягин).
Эстетический иммунитет – характеристика духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости; гармонию от дисгармонии, хаоса в искусстве, человеке: в его поступках, поведении, творчестве.
Педагогика – это искусство обучать и воспитывать, это индивидуальное творчество педагога, так как деятельность воспитателя аналогична деятельности художника, создающего свое произведение.
Арт-педагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Современная артпедагогика реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике.
Объект арт-педагогической науки – сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности.
Предмет арт-педагогической науки – закономерности образовательного процесса, имеющие место тогда, когда мы включаем в него искусство.
Объект арт-педагогической практики – реальное взаимодействие участников педагогического процесса, который дополняется искусством.
Предмет арт-педагогической практики – психолого-педагогические механизмы обретения участниками образовательного процесса этического и эстетического иммунитета.
Следует четко сформулировать специфические признаки артпедагогики:
Арт-педагогика оптимально реализует свои принципы, методы и технологии в сфере духовной культуры педагога и ученика.
Дидактические принципы арт-педагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и задачами, формулируются следующим образом (Бакунова Д.).
Принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как высшей ценности средствами искусства, причем вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка подразумевает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Этот принцип утверждает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др. (Джафарова Д.).
Принцип творчества, подразумевающий, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества (интуиция, воображение и др.).
Креативность включает четыре аспекта:
Педагогические правила, дающие педагогу конкретные указания, как надо поступать, чтобы создать креативную среду, говорят: для того, чтобы среда обучения, общения была безопасной, необходимо принять безусловную ценность индивида. Это дает ребенку возможность в процессе обучения быть самим собой, что приводит к его самовыражению. Педагог должен создать атмосферу, в которой внешняя оценка отсутствует – это раскрепощает, в то время как наличие внешней оценки вызывает желание защищаться; креативная среда связана с эмпатийным пониманием субъектов образовательной среды.
Воспитание креативной личности предполагает развитие у ребенка уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической и этической ориентации (эстетического и этического иммунитета).
Художественные работы (песни, стихотворения, рисунки и т.п.) ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, «прочувствования», осмысливания по-новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Импровизация – важнейшее условие получения креативного продукта. На выходе это опять же дает творческое самовыражение.
Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка в том случае, если он протекает несколько спонтанно, незаорганизованно.
Произведения искусства, которые учитель вплетает в канву урока, могут не дать конкретных решений поставленных задач и проблем, но в умелых руках помогут расширить пространство воображения ребенка, научат воспитанника прислушиваться и доверять собственным ощущениям (Минина В.С.).
Принцип рефлексивности означает готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Показатель сформированности рефлексивной культуры – способность ученика работать в условиях неопределенности.
Сферы, подлежащие развитию в них рефлексии:
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Для того чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.
Таким образом, арт-педагогика способствует достижению следующих воспитательных, развивающих и обучающих целей:
Человек с рождения чувствует потребность в прекрасном: ребенку нравятся яркие красивые игрушки, он быстрее успокаивается и засыпает под приятную музыку или колыбельную матери. Приятная музыка успокаивает, поднимает настроение, повышает жизненный тонус.
В артпедагогике мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств артпедагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных учебных дисциплин, что снижает учебную перегрузку детей.
В условиях развития телекоммуникаций и интернет сетей остро встает вопрос о формировании гармоничной личности ребенка. Информативная и визуальная перегруженность дошкольника отражается на его психологическом и физиологическом здоровье. Особенно актуальна эта проблема для жителей мегаполисов. Все чаще к специалистам обращаются родители с такими проблемами у детей как: гиперактивность, социальная дезадаптация, психологические проблемы, речевые нарушения. В отличие от детей с медицинским диагнозом, эти дети физиологически здоровы, но нуждаются в коррекции эмоционально-личностной сферы. Таких детей с каждым годом все больше и больше. На помощь педагогам и родителям может прийти артпедагогика.
Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).
Сущность артпедагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.
В ходе занятий с применением арт-педагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.
Противопоказаниями для занятий в арт-педагогической группе дошкольников можно считать аллергические реакции на используемые материалы, кожные заболевания, серьезные нарушения психики.
В отличие от арт-терапии на занятиях с применением арт-педагогических технологий, предлагается использовать в качестве основного метода – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия взрослого и ребенка. Педагог не только учит ребёнка, как действовать, он увлекает за собой, предлагая ребенку импровизировать дальше самому. Педагог стимулирует активность ребенка (метод стимуляции) эмоционально и вербально.
Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий артпедагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация – это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.
Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода – диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха — в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.
Структура и содержание арт-урока (арт-занятия) многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и самими детьми.
Арт-урок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога.
Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает арт-урок от традиционного занятия.
Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.
Лепка
Пластичные материалы, используемые в артпедагогике:
Рисование
Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Рисунок, как игра, “компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему” (Ленц Ф.). Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. В артпедагогике осуществляется попытка соединить радость от процесса рисования и полученного результата.
Техники рисования в артпедагогике:
Ручной художественный труд (природный и бросовый материал)
В учреждениях дошкольного образования данный вид художественной деятельности детей достаточно широко распространен. Превратить обычное занятие в арт-педагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.
Виды ручного художественного труда:
Аппликация
Виды работы с бумагой:
В младшем дошкольном возрасте можно использовать простейшие модели с дорисовкой, выполняемые по показу педагога. Диапазон возможностей старших дошкольников при работе с техникой оригами значительно расширяется.
Музыкальная деятельность
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Виды музыкальной деятельности:
Художественно-речевая и театрализованная деятельность:
Игровая деятельность
Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.
Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, “психический простор” и “психическую свободу”, необходимую для того, чтобы “могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы” (Л.С. Выготский).
Педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном процессе:
Таким образом, пришло время переосмыслить методы и формы приобщения дошкольников к искусству и преобразовать традиционную практику организации данной работы в дошкольных учреждениях. Особое внимание необходимо уделять раскрытию творческого потенциала ребенка, поощрению его самовыражения при помощи художественной деятельности, формированию его как гармоничной личности.
Краткий обзор арт-терапевтических и арт-педагогических технологий, применяемых при работе с детьми показал, что не все они являются эффективными и востребованными в работе с дошкольниками.
Наиболее эффективными являются следующие:
Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы артпедагогики.
Рассмотрев педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном и образовательном процессе, мы пришли к выводу, что Для получения положительного результата необходимыми являются как практические (материально-техническое обеспечение, квалифицированные педагоги), так и теоретические (наличие арт-педагогических технологий и разработок).
Артпедагогика очень востребована на сегодняшний день и должна войти в практику каждого педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Применение арт-педагогических технологий важно и нужно не только для работы с “особенными” детьми, но и как предупреждающая коррекционно-творческая работа с “обычными” дошкольниками. Не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь ребенку самому “откорректировать” свои проблемные моменты на ранних стадиях, запустить механизм “самоисцеления” через искусство и художественно-творческую деятельность.
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в современном обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим обществом. Самым трагичным его следствием стало растущее безнравственное отношение молодого поколения к ценностям семейной культуры, обусловленным уникальностью и социальным значением семьи, связанным с супружеством, родительством, родством.
Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.
В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака. Они могут многократно расходиться и сходиться, менять партнеров, что говорит об отсутствии главных семейных ценностей — ответственности за свою семью, за своего избранника, надежности брачных уз, сохранения таинства брака. Дети из неблагополучных семей не составляют в этом плане исключения. Однако им более свойственно положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается надолго, а может быть и навсегда. Практика показывает, что проблемы создания семьи у детей, воспитанных в неблагополучных семьях, стоят более остро, чем у их сверстников. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.
Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в неблагополучной семье зачастую не требует от ребенка выполнения тех функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка оказывается освоение роли семьянина. Именно поэтому формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.
Анализ концептуальных идей современной теории и практики семейного воспитания показал множественность подходов к исследованию проблемы семейных ценностей. К данной проблеме неоднократно обращались B.Ä. Беляева, Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, Н.Д. Никандров, JI.А. Карпенко, И.С. Кон, Г.В. Осипова.
Современные ученые А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, В.А. Караковский, М.С. Мацковский, E.H. Шиянов в своих трудах объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе.
Многочисленные исследования C.B. Дармодехина, И.Ф. Дементьевой, A.B. Мудрика свидетельствуют о том, что в обществе наблюдается очень быстрая трансформация ценностных ориентиров.
Семья оказывает огромное влияние на формирование жизнеполагающих ценностных ориентиров и морального облика детей, является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания. «Семейные ценности» — это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
Семейные ценности можно классифицировать по объектам, составляющим предмет оценки. В данном случае выделяется три группы семейных ценностей:
Второй вариант классификации семейных ценностей определяется по социальным функциям семьи:
Только жизнь в благополучной семье способствует тому, что складываются общие привычки и традиции, стереотипы поведения, определяющие облик всей «фамилии»; формируются такие семейные ценности, как взаимная любовь и верность, умение и такт в отношениях, забота друг о друге, ответственность за своего ребенка, благодарность и достоинство, лежащие в основе крепкой семьи.
Нарушения взаимоотношений в семье затрудняет нормальное психическое развитие ребенка, и полностью разрушает все нормы и ценности семьи, отрицательно влияет на воспитание и поведение детей. У детей из кризисных неблагополучных семей отсутствуют привязанности друг к другу, близкие родственные отношения, у них искаженное представление о семье. Они не осознают такие семейные ценности, как близость взаимоотношений матери и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед предками, от которых берет начало собственная жизнь.
Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, зачастую испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определенным набором факторов, проявлений и следствий.
Современные ученые Т.А. Добровольская, Л.Н. Комисарова, И.Ю. Левченко, ЕА. Медведева считают, что современная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами в развитии, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Исследования ученых указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, подтверждая идею «воспитания посредством искусства». Творчество является оптимальной деятельностью для детей из неблагополучных семей с их негативным социальным опытом, бедной духовно-эмоциональной сферой и сложностью усвоения эстетических, нравственных ценностей.
Данной проблеме посвящены труды современных ученых Т.А. Добровольской, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Кисилевой, Л.Н. Комисаровой, А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, С.Г. Рыбаковой, подтверждающие положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.
В педагогической науке проблема формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей средствами артпедагогики, как показывает анализ литературы, является проблемой пока еще мало изученной. Именно поэтому данная проблема остается актуальной и определяется противоречиями между:
В тоже время арт-педагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Выделяя принципы арт-педагогики, исследователи опираются на общепедагогические принципы организации и проведения коррекционной работы, принципы специальной педагогики, отражающие концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями, а также на принципы художественно-эстетического развития.
Формирование и осознание новых позитивных переживаний и образов ребенка рождает креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, помогая ребенку, тем самым, освободиться от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на иной путь отношений с окружающим миром, спроецировать позитивный образ семьи.
Проведенный теоретический анализ причин, затрудняющих формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей, обнаружил существование научной проблемы, определяющейся недостаточностью у детей знаний
У детей, воспитанных в неблагополучных семьях, как правило:
В связи с этим необходима организация в учреждениях образования специальной работы, направленной на формирование у воспитанников и учеников положительного образа семьи, освоение умений и навыков, необходимых им в будущей самостоятельной семейной жизни, развитие их ценностных ориентаций.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и обобщения практического опыта выявлено, что процесс формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей средствами артпедагогики в условиях учреждения образования будет успешным, если:
Воспитательный потенциал артпедагогики как средства формирования семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в условиях учреждения образования состоит в том, что, оказывая доминирующее воздействие на мотивационную и эмоциональную сферу ребенка и являясь источником новых позитивных переживаний, изобразительное искусство формирует нравственные устои и ценностные ориентиры, формирует правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам и семейным ценностям.
Формы и методы арт-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в условиях учреждения образования направлены на:
Каждое направление коррекционно-воспитательного воздействия реализуется посредством определенных видов и техник творческой деятельности. Изобразительное искусство имеет большое значение в воспитании личности как будущего семьянина, так как влияет на мысли, чувства ребенка, тем самым способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Программа представляет собой курс творческих занятий по специально разработанный методике и составлена на основе индивидуализации, с учетом интересов и личностных особенностей детей. В процессе реализации программы используются самые разнообразные методы, приемы коррекции нарушений личности детей с проблемами и формы занятий:
Благодаря этим видам работ обогащаются преставления детей о добре и зле, прекрасном и безобразном. Большое значение приобретают эмоциональные переживания ребенка в процессе его творческой работы. Это побуждает детей обращаться к собственным ассоциациям, внутреннему опыту, нравственным ценностям, использовать язык аллегорий и метафор. Дети знакомятся с примером родственных, теплых взаимоотношений между детьми и родителями, братьями и сестрами, что содействует воспитанию стремления дружно жить в семье, помогать друг другу, слушаться и уважать старших, заботиться о младших. Также осуществляется формирование положительных образов родителей, бабушек и дедушек, представлений о благополучной семье, о семейных праздниках и традициях. Дети получают представления об эстетической культуре семьи, о неразрывном единстве этики и эстетики быта.
Данные формы работы позволяют реализовать главную цель – сформировать в умах детей понятия «семья», «домашний уют», «мой дом». Кроме того, у воспитанников формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и др.
Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства», получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.
В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С.М. Миловская, И.В. Евтушенко).
Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, О.В. Боровик), дошкольников с задержкой психического развития (Е.А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г.В. Кузнецова), аутичных детей (О.С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Большие возможности изобразительной деятельности для развития познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка, формирования и совершенствования его речи, слухо-зрительного восприятия подтверждают работы М.Ю. Pay, Е.А. Сошиной.
Влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий школьников с нарушением слуха на развитие речевой функции, слухового восприятия, моторики раскрывается в работах Е.3. Яхниной.
Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е.А. Медведева).
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве – это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.
Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется двумя путями:
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством.
Польский эстетик Б. Дземидок видит функцию катарсиса в разрядке чувств, поэтому, по его мнению, он свойствен всем жанрам искусства.
По мнению Ю.А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и теряющем в нем свою целостность и гармонию, в момент проживания произведения искусства происходит выход из суетных состояний («вся выше мира и страстей» — А.С. Пушкин), погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония, человек переживает собой целесообразность мира и свою значимость, встроенность в мир, «очищаясь» от случайности и дробности быта». При этом очищение («катарсис») возникает как на уровне физиологических функций, так и на психо-духовном уровне человеческого организма.
Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л.С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».
Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К.С.Станиславский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа. Театр — могущественная сила душевного воздействия на людей.
Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса — одну из основных психологических установок в отношении искусства. Благодаря катарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей в художественном произведении поднимается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего как бы перерождаются. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветления.
Психологическая природа катарсиса, по мнению Т.А. Флоренской (1982), определяется состоянием душевной гармонии, появляющейся благодаря нацеленности личности на высшие, общечеловеческие идеалы, расширению границ индивидуального сознания до всеобщего.
Катарсис связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведение искусства. Далеко не все дети с проблемами подготовлены к осуществлению этой работы. Поэтому получить эффект катарсиса можно при условии обучения ребенка с проблемами восприятию художественного произведения. Процесс же восприятия детей с разными отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения.
Так, у детей с нарушением зрения катарсистического эффекта легче добиться через восприятие музыкальных инструментальных и вокальных произведений, а у ребенка с нарушением слуха через общение с изобразительным, танцевальным искусством.
Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.
Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
У ребенка с нарушением зрения с трудом формируется предметность восприятия, лишь к концу дошкольного возраста хаотичные осязательные обследования приобретают характер целенаправленных действий. Слуховое же восприятие такого ребенка уже в дошкольном возрасте становится более дифференцированным, отражает выделение отдельных звуковых характеристик (Л.И. Солнцева). Это обусловливает и достаточно высокий уровень развития музыкального восприятия, что, в свою очередь, помогает формировать музыкально-ритмическую основу движений, успешно развивать вокально-хоровые навыки ребенка, его художественно-речевую деятельность.
Дошкольник с нарушением слуха имеет большие потенциальные возможности в развитии изобразительной и конструктивной деятельности и при условии коррекционной работы добивается успехов в рисовании, лепке, аппликации (А.А. Катаева, Л.А. Головчиц, Г.И. Обухова).
У детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью (при сохранном слухе и зрении) в условиях коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализованно-игровой деятельности, в режиссерских и образно-ролевых играх (Е.А. Медведева).
Однако более высокие потенциальные возможности дошкольников с проблемами в каком-то определенном виде художественной деятельности не снимают необходимости их развития во всех видах искусства. Активизация даже слабо выраженных проявлений в тех видах искусства, в которых ребенок испытывает трудности (в силу имеющихся нарушений), необходима, поскольку обеспечивает гармоническое художественное развитие. В формировании художественно-творческих способностей детей существенное значение имеют как природные сохранные свойства анализаторов, так и такие качества, как самостоятельность, инициатива. Однако даже благоприятные природные задатки и творческие способности ребенка развиваются в результате влияния общественной среды и деятельности.
Возможности дошкольников с проблемами в художественной деятельности не могут быть реализованы без специального коррекционно-развивающего обучения. Положения специальной педагогики и дошкольной дидактики, в которых подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в формировании художественно-творческих способностей ребенка, легли в основу теории художественного развития детей с учетом особенностей каждого вида искусства (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А. В. Запорожец).
Целенаправленное развитие у ребенка с проблемами способности видеть прекрасное вокруг себя и участвовать в его создании в процессе художественной деятельности помогает приобщить ребенка к художественной культуре, сформировать субкультуру личности.
Работа по развитию художественно-эстетического начала в ребенке с проблемами в дошкольном возрасте осуществляется в процессе его взаимодействия со взрослым и сверстниками. Поэтому перед педагогом в этот период стоит важная задача – создать атмосферу эмоциональной захваченности художественной деятельностью, которая вместе с тем насыщена и сознательными трудовыми устремлениями ребенка. Тогда, учитывая его особенности развития, педагог может обеспечить коррекцию вторичных отклонений средствами искусства и помочь творческому проявлению ребенка с проблемами.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2025 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.