Цель: формирование и развитие компетенций педагогов дошкольного образования в области соблюдения и защиты прав несовершеннолетних.
Объём: 72 часа.
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Защищать достоинство и интересы детей дошкольного возраста.
Помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Планирование работы по защите прав детей.
Организация взаимодействия с родителями по вопросам защиты прав детей.
Проведение мероприятий с дошкольниками на темы защиты прав детей.
Проведение родительских собраний на темы защиты прав детей.
Международные договоры и обязательства являются неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека Организации Объединенных Наций дети имеют право на особую заботу и помощь. Российская Федерация является участником Конвенции ООН по правам ребенка.
Согласно Конвенции (статья 3), государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Конвенция устанавливает (статья 9) обязательство государств-участников обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.
Вместе с тем, Конвенция требует от государств-участников (статья 19) принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.
Содержание международных обязательств Российской Федерации раскрывается в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых на 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 г.), Берлинских обязательствах в отношении детей, принятых на Конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16-18 мая 2001 г.).
В 2009 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую Социальную Хартию, приняв на себя дополнительные обязательства по обеспечению социальной, юридической и экономической защиты детей, молодежи, семей.
Положения Конституции Российской Федерации говорят о «государственной поддержке» (статья 7) и «государственной защите» (статья 38) семьи и детства. Если под поддержкой следует понимать самые разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого, благоприятного функционирования института семьи, детства в целом, то защита предполагает снятие и преодоление имеющихся угроз и рисков.
Вместе с тем, эти нормы неиндивидуальны и относятся к сфере семейной и социальной политики в целом. В рамках их применения выстраиваются самые различные механизмы в сфере демографического развития (стимулирования рождаемости), поддержания благосостояния семей и детей (меры социальной поддержки, пособия и льготы), обеспечения образования и медицинской помощи, отдыха и оздоровления, культурного развития.
Защита прав детей (ребенка) предполагает выполнение государством своих функций по обеспечению реализации прав каждого гражданина, в том числе несовершеннолетнего. Установленные международными договорами, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации права граждан должны быть обеспечены, а в случае нарушения – восстановлены.
Поскольку дети – особая категория граждан, в силу особенностей развития, отсутствия юридической дееспособности, установлены их особые права и особые механизмы их обеспечения и защиты.
При анализе реализации любых целей государственной политики, в том числе в обеспечении защиты прав граждан, важно соотношение устанавливаемых законодательством прав и механизмов, обеспечивающих их реализацию, в том числе, восстановление в случае нарушения. Без эффективных механизмов право становится общей декларацией. Механизмы обусловлены всей системой законодательства, опытом правоприменительной практики (в том числе, сложившимися стереотипами в трактовке тех или иных норм), историческими условиями развития тех или иных отраслей, государственных структур, наличием управленческой «воли» к создании результативно работающей системы, наличием необходимых ресурсов, отношением граждан и многими другими факторами.
Разрыв между «идеалом» в реализации той или иной функции государства в этой области и практической ситуацией существует и будет существовать всегда. Вместе с тем, роль профессионально ориентированного специалиста на любом уровне – как практика, так и управленца любого ранга – в доступном ему масштабе создавать факторы и условия, которые бы позволяли гарантировать более полный и качественный результат. Критический анализ действующего механизма и нахождение возможности его совершенствования – непременное условие преодоления проблем. Разумеется, предполагается конструктивный и профессиональный подход как к критике, так и к формированию предложений по изменениям.
В первую очередь, в сфере семейных отношений, установлены такие права ребенка, как:
В сфере общественной жизни ребенок, как гражданин Российской Федерации, имеет установленные для граждан права, такие как, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и т.д.
Семейным кодексом Российской Федерации установлено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Основными «защитниками» ребенка являются его родители. Они выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами. В случае, если права ребенка нарушены, именно они обязаны предпринимать действия, направленные на их восстановление.
Особыми случаями являются:
Родители не могут осуществлять свои права в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
3. Злоупотребления со стороны родителей (лиц, их заменяющих), в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами.
Ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Исходя из этого, согласно действующему в России законодательству, защите со стороны государственных органов подлежат не только отдельные категории детей, но все дети, в отношении которых установлено нарушение их прав.
Эффективные механизмы такой защиты в большинстве случаев, как это показывает наука и практика, должны заключаться не в мерах административного или уголовного преследования родителей или иных членов семьи ребенка, а, в первую очередь, в оказании профессиональной помощи для восстановления способности семьи заботиться о ребенке. Именно это зафиксировано в статье 19 Конвенции о правах ребенка.
Таким образом, оказание профилактической помощи семье является приоритетным инструментом, средством обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка. Социальная поддержка, оказание социальных услуг, профилактическая и реабилитационная работа не противопоставляется защите детей, а служит ее основным ресурсом.
Следует признать, что механизмы защиты детей через оказание помощи его семье не в полной мере проработаны и реализованы на законодательном уровне и в практике. Именно эти дефициты служат причиной сложностей в преодолении социального сиротства. При недостаточном использовании инструментов выявления и поддержки, с течением времени вынужденным становится применение мер, связанных с ограничением и лишением родительских прав для защиты безопасности и жизни ребенка, что не способствует уменьшению числа социальных сирот.
Помимо норм, предписывающих обеспечить государственную защиту прав каждого ребенка в случае их нарушения, законодательство Российской Федерации устанавливает особую категорию детей, подлежащих защите – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, статья 1):
Защита и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регулируется значительным числом законодательных и нормативных актов федерального и регионального уровня.
С целью разработки и реализации государственной политики в области профилактики социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей особенно важно установить, что лежит в основе феномена социального сиротства, как оказывать эффективную помощь детям, оставшимся без попечения родителей и как предотвратить воспроизведение социального сиротства в будущем.
Для успешного решения задач профилактики социального сиротства необходимо учесть современные научные данные об основных факторах, обусловливающих сохранение в структуре детского населения значительной доли детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно исследованиям и экспертным оценкам, главными причинами, порождающими социальное сиротство, являются процессы развития кризиса дезадаптации в семьях под влиянием внешних факторов или трудной жизненной ситуации и при условии низкого потенциала семьи по преодолению негативных обстоятельств.
Развитие семейного кризиса с течением времени приводит к утрате способности обеспечивать нормальные условия для развития детей, жесткому обращению с детьми, злоупотреблению родительскими обязанностями. Во многих случаях оно сопряжено с развитием пьянства и алкоголизма, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ролей.
В случае отсутствия своевременного выявления кризисной ситуации и оказания эффективной профилактической помощи, развивается хронический кризис, ведущий к невозможности безопасного проживания ребенка в родной семье. В этих ситуациях вынужденной мерой по защите прав ребенка выступает лишение родительских прав, устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в установленных законом формах.
В структуре сиротства около 80% из первично выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, – это так называемые «социальные сироты», оставшиеся без родительского попечения по «социальным» причинам (аморальный образ жизни родителей, нарушение прав ребенка, выражающееся в действиях родителей насильственного характера, а также в пренебрежении нуждами ребенка, уклонении от исполнения родительских обязанностей и т.п.).
Можно выделить несколько категорий детей, попадающих в детские дома, приюты, социально-реабилитационные центры и другие подобные учреждения:
Анализ имеющихся данных показывает, что социальное сиротство в каждом случае нельзя объяснить каким-то одним фактором (например, алкоголизмом родителей или трудным материальным положением семьи). В его основе лежит комплекс социально-экономических, медицинских и психологических факторов.
Как показали работы исследователей (Алексеева И.А., Новосельский И.Г.)1 для того, чтобы ребенок оказался социальным сиротой, важно одновременное сочетание факторов из трех групп:
Все эти факторы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.
Ребенок становится социальным сиротой только тогда, когда одновременно сочетается действие факторов как минимум из двух групп и при этом таким способом, который нарушает детско-родительские отношения и препятствует компенсации этих отношений при взаимодействии с другими родственниками.
Таким образом, можно рассматривать социальное сиротство, прежде всего как результат нарушения детско-родительских отношений, а не как прямое последствие тяжелых социально-экономических или медицинских проблем.
Наиболее часто встречающиеся и наиболее серьезные проблемы детей связаны с последствиями жестокого обращения со стороны родителей: насилия, неудовлетворения основных потребностей детей, дефицита внимания и заботы.
Нарушения детско-родительских отношений играет ведущую роль в формировании социального сиротства. Обычно эти нарушения возникают на самых ранних этапах жизни ребенка. Источником этих нарушений является негативный собственный опыт родителей, особую роль в котором играют насилие (физическое, эмоциональное, сексуальное) и пренебрежение нуждами ребенка. Проблемы, присутствовавшие в неблагополучной родительской семье, усиливаются и усугубляются в следующем поколении, особенно при наличии других негативных обстоятельств.
Негативные обстоятельства (социально-экономические, медицинские, ситуационные) воздействуют, в первую очередь, на детско-родительские отношения, ухудшая их.
Одним из наиболее патогенных факторов, на основании которого можно с чрезвычайной степенью вероятности прогнозировать социальное сиротство у ребенка, является алкоголизм матери (при отсутствии других родственников, способных взять на себя весь объем забот о ребенке). Мать, страдающая алкоголизмом, не может сформировать и поддерживать нормальные отношения с ребенком.
Социальная адаптация ребенка (прежде всего в школе) при прочих равных условиях является существенным фактором, противостоящим социальному сиротству. Если ребенок удерживается в школе, пусть плохо, но учится, посещает занятия, а тем более, если он учится успешно, то риск ухода из семьи на улицу и попадания в асоциальные компании значительно снижается.
Оказание помощи детям группы риска по социальному сиротству и их семьям является очень важной задачей, несмотря на чрезвычайную временную финансовую и эмоциональную затратность такой помощи. Это необходимо как с точки зрения оказания помощи этим детям в решении актуальных проблем, так и с точки зрения прерывания цикла насилия и небрежения, поскольку они имеют тенденцию воспроизводиться и усугубляться в последующих поколениях.
Соответствующая помощь должна оказываться на самых ранних этапах жизни ребенка, т.к. нарушенные на ранних этапах детско-родительские отношения с большим трудом компенсируются в последующем.
Почти каждый ребенок, попавший в приют, в социально-реабилитационный центр или другую подобную организацию, пережил за свою жизнь столько насилия, сколько зачастую не вмещается в жизнь обычного взрослого человека. Сама среда, в которой выросли дети, является питательной для воспроизведения насилия в нескольких поколениях. Дети, пострадавшие от насилия и пренебрежения нуждаются в длительной реабилитационной работе.
Дошкольные образовательные учреждения посещают дети, воспитывающиеся как в благополучных, так и в социально неблагополучных семьях. Ребенок, находящийся в неблагополучных домашних условиях, испытывает различного рода лишения: недоедание, отсутствие игрушек или одежды, гигиеническая запущенность, жестокое обращение, отвержение, недостаток общения с родителями и со сверстниками и т.д. Подобное «семейное воспитание» может стать причиной различных психологических проблем, а также послужить источником формирования девиантных форм поведения. Кроме того, по мнению специалистов, такой ребенок в последующем проецирует аналогичные формы воспитания на собственную семью.
По логике к данным семьям необходимо применять меры социально-педагогического характера, предполагающие участие социального педагога, который тесно взаимодействует «с социумом для разрешения текущих и хронических проблем личности или группы». Однако, как показывает практика, по ряду причин не в каждом дошкольном учреждении есть ставка социального педагога. Это приводит к тому, что воспитатели вынуждены «один на один» работать с детьми из социально неблагополучных семей, применяя доступные им педагогические средства, направленные на предупреждение развития у детей различных видов девиации, а также на осуществление профилактических мероприятий с семьей ребенка по повышению ее воспитательного потенциала.
Вместе с тем воспитатели интуитивно чувствуют, что с детьми из социально неблагополучных семей нужно работать несколько иначе, чем с другими детьми группы; понимают, что не решенные сейчас проблемы в последующем могут приобрести необратимый характер, причем не только для самого ребенка и его семьи, но и для общества. И для этого необходимо не только использовать психолого-педагогические средства, но и применять меры социально-педагогического характера. К тому же современные реалии требуют внедрения социально-педагогической деятельности для решения многих насущных вопросов, поскольку они впоследствии способствуют обновлению педагогической науки. Как отмечает В.А. Никитин, «возникновение социально-педагогической деятельности связано в конечном счете не с добрыми пожеланиями власть имущих или каких-то иных социальных групп, а с потребностями общества на каждом этапе его существования».
В рамках реализации социально-педагогической деятельности в условиях ДОУ особую значимость приобретает вопрос защиты прав и законных интересов детей, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. Согласно концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), стремление человека к защищенности является одной из его жизненно важных потребностей. Защита прав и интересов детей стала возможной благодаря тому, что Россия ратифицировала нормативно-правовые документы, принятые в международном праве, которые впоследствии отразились на Конституции РФ, Федеральных законах «Об образовании РФ» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейном кодексе РФ и т.д. С учетом этого государственная политика в области детства направлена на его защиту как условие выживания страны и определения дальнейшего социального развития общества.
Выступая на парламентских слушаниях во время обсуждения Концепции формирования Национального плана (стратегии) действий в интересах детей РФ на 2012–2017 годы, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко сказала: «…мы должны признать, что проблемы в сфере детства, семьи и материнства нарастают быстрее, чем мы их решаем». Исправлению сложившейся ситуации, по ее мнению, будет способствовать более эффективное использование имеющихся интеллектуальных, социальных, финансовых ресурсов, применение системных, скоординированных усилий органов власти всех уровней, общественных, неправительственных организаций, делового сообщества, специалистов и профессионалов, т.е. всех, кого волнуют проблемы наших детей и кто готов реально участвовать в их решении. Представленный документ получил высокую оценку на парламентских слушаниях. 1 июня 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 701 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», что говорит о важности и своевременности решения данного вопроса в стране.
В настоящее время проблемы защиты детей, по утверждению ряда ученых (О.А. Аникеева, Е.Л. Болотова, Т.В. Ивлева, М.П. Зайцева, А.А. Куликова, Т.В. Лодкина, А.М. Не чаева, Т.Н. Поддубная, Е.М. Рыбинский), актуальны не только в педагогическом, но и в социальном плане. Они анализируются и на уровне государственных структур, и на уровне сообщества ведущих ученых в области защиты материнства и детства, и на уровне ведущих практиков отечественного образования.
Введение системы мер защиты детства в России вызвано тем, что дети по-прежнему остаются одной из самых незащищенных групп населения. Тому есть несколько причин:
Сложность защиты прав и интересов детей вызвана тем, что в настоящее время существуют разные точки зрения на само понятие «защита», поскольку в справочных изданиях и словарях оно имеет весьма широкий спектр употребления. Это:
Таким образом, понятие «социально-педагогическая защита» – это координация усилий всех органов власти, которые реализуют комплекс мер социального, юридического, психолого-педагогического, социально-педагогического характера, направленных на защиту прав и интересов детей.
Социально-педагогическую защиту детей необходимо осуществлять начиная с детского сада, поскольку именно он, как первая ступень в сфере образования, призван осуществлять защиту прав и интересов детей, а также гарантировать их социальную безопасность. Особенно существенными в данном контексте представляются разъяснения О.А. Аникеевой относительно влияния различных институтов на процесс защиты прав детей. Так, ею отмечается, что первичным институтом защиты ребенка выступает семья. В семье, где ребенок рождается, растет, воспитывается и формируется как личность, он впервые получает и испытывает защиту от различных неблагоприятных условий среды. Следующей сферой, где осуществляется защита детства, является сфера образования и ее первая ступень – ДОУ. Третья сфера защиты – среда обитания ребенка, где происходят его общение со сверстниками, его вторичная социализация, начало его трудовой деятельности.
Следовательно, ДОУ наряду с другими институтами призвано создавать условия для обеспечения прав и законных интересов детей дошкольного возраста.
ДОУ как один из субъектов защиты детей в соответствии с установленными нормами международного и российского законодательства реализует в полном объеме права детей, включающие в себя следующий объем услуг:
Защиту прав и интересов детей дошкольного возраста необходимо осуществлять:
Указанные проблемы позволяют утверждать, что разные группы детей нуждаются в различной степени помощи, осуществляемой в разных формах и размерах. А их своевременное и эффективное решение позволит защитить право ребенка на достойный уровень жизни, обеспечить его физическую, социальную безопасность, развивать способности и возможности, что в итоге положительно отражается на профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и несовершеннолетних.
Занятие 10. Охранно-защитная функция дошкольной образовательной организации
Защита прав и интересов детей в ДОУ возможна при реализации охранно-защитной функции, предполагающей создание условий для полноценного развития ребенка, направленных на защиту его прав на жизнь, образование, здоровье, досуг, свободу слова, религиозную свободу, получение информации, выражение собственного мнения.
Как правило, охранно-защитная функция реализуется в двух направлениях:
Первое, охранное направление имеет по своему содержанию более широкий смысл и затрагивает различные аспекты социального воспитания детей, позволяющие им приобрести знания, умения и социально значимые качества, которые необходимы для жизни в современном социуме.
Охранное направление тесно взаимосвязано с воспитательно-профилактической работой. Анализ деятельности воспитателей позволяет утверждать, что данное направление в ДОУ реализуется в полной мере; можно сказать, что в этой сфере накоплен большой положительный опыт. В этом плане интерес представляет опыт первичной профилактической работы, представленный коллективом авторов (Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О.Л. Князева, Е.В. Соловьева). В рамках реализации этого направления главная роль принадлежит тесному взаимодействию с семьей в целях ее укрепления и поддержки, что в итоге благоприятно сказывается на создании условий для эффективной социализации дошкольников.
Защитное направление имеет более частное значение. Его содержание предполагает защиту кого-либо в конкретной ситуации. Данное направление в системе дошкольных учреждений представлено в недостаточной степени. Неясно, как защищать права и интересы детей, каков механизм действия в ситуациях, когда нарушаются права и законные интересы детей, каким образом ДОУ может осуществлять защиту их прав и интересов.
Защита прав и интересов детей основывается на тесном сотрудничестве с различными социальными институтами: органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты, социально-психологическими центрами и т.д. Их взаимосвязь обусловлена необходимостью воздействовать в целом на ситуацию, в которой вынужден находиться ребенок.
Однако для осуществления защитного направления необходимо разработать положение, в котором будет раскрыт механизм взаимодействия всех структур власти по оказанию помощи, поддержки и защиты семьи и детства. Предполагаются такие виды работ, как выявление семей, находящихся в социально опасном положении, информирование об этом соответствующих органов.
Для разработки мер защитного направления воспитателям необходимо учитывать базовые принципы. На их основе действия обретут реальную почву. Наиболее эффективными принципами работы являются:
Одно из главных условий – знание и профессиональное исполнение воспитателем своих прав и обязанностей. Немаловажное значение имеет использование текстов нормативных документов (Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), а также книг, разъясняющих права и обязанности ребенка.
На видном месте в детском саду должна быть размещена информация об организациях, куда родители или ребенок могут обратиться: телефон доверия, адреса и телефоны центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, социального приюта для детей и подростков, уполномоченного по правам ребенка, службы экстренной психологической помощи семье, детям, подросткам и т.д.
Необходимо создать банк данных о детях из социально неблагополучных семей. Известно, защита детей начинается со сбора и анализа информации, что достигается путем проведения диагностических процедур, прежде всего социальной паспортизации детского сада и микрорайона, анализа структуры семьи и ситуации социального развития ребенка в конкретной семье, а также составления списка неблагополучных семей, состоящих на особом контроле.
На основании диагностики воспитатель получает обширную информацию:
Своевременно полученная информация позволяет специалистам проводить с семьей и ребенком работу, направленную на предотвращение и устранение причин неблагополучия, а также на профилактику разного рода негативных явлений, что в конечном итоге способствует укреплению семьи.
Одним из эффективных методов работы является беседа с родителями ребенка. Именно она предоставляет воспитателю больше всего материала о проблемах и трудностях семьи. Основная цель беседы – выяснение причин возникших в семье социальных проблем, формулирование рекомендаций по их преодолению, определение стиля семейных отношений. Задаваемые в процессе беседы вопросы являются основным способом воздействия на внутренний мир родителя. Готовясь к предстоящей беседе, воспитателю необходимо определить круг вопросов, ответы на которые позволят ему планировать дальнейшую воспитательно-просветительскую работу с родителями.
Беседа носит, как правило, ознакомительный характер и способствует созданию контакта между основными субъектами образовательных отношений (педагоги, воспитанники и их родители или законные представители).
Беседуя с родителями, необходимо поговорить на такие темы, как:
В ходе беседы можно использовать анкеты, на вопросы которых родители отвечают вместе с детьми.
Иногда определенную сложность вызывает сам процесс общения между педагогом и родителями, поскольку некоторые не расположены раскрывать свои проблемы постороннему человеку. Поэтому, чтобы выявить неблагоприятные факторы воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Желательно проводить беседу индивидуально, чтобы никто и ничто не могли помешать разговору.
Для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей, необходимо использовать такую форму работы, как посещение семьи на дому. Данная форма работы решает не только диагностические, но и предупредительно-профилактические задачи. При этом следует помнить: какая бы ситуация ни складывалась в семье, необходимо оставить о себе хорошее впечатление. Для этого следует сначала поговорить на отвлеченные темы (о самочувствии каждого члена семьи, домашних животных и т.д.), после чего обсудить причину прихода в семью.
Посещение семьи на дому позволяет изучить ряд важных вопросов:
По результатам посещения на дому составляется акт обследования жилищно-бытовых условий. Подобную форму работы необходимо осуществлять совместно с другими специалистами (заведующая, методист, социальный педагог, психолог, воспитатель), а также по мере необходимости привлекать специалистов из других ведомств (органы образования, администрация, полиция, прокуратура и т.д.). Такие посещения семьи на дому необходимо совершать один–два раза в квартал, что позволяет педагогу при необходимости оказать квалифицированную помощь детям и родителям в решении проблем.
Для реализации данного метода необходимо соблюдение ряда этических принципов: самоопределения, добровольности, конфиденциальности, действия в интересах семьи. Кроме того, посещение семьи требует от специалистов деликатности, исключающей поспешность. Помните: малейшая недоработка любого рода – и члены семьи, остро нуждающиеся в помощи, не смогут войти в контакт, не захотят быть откровенными, и мы не узнаем о ситуации, сложившейся в этой семье.
Основные этапы работы:
Следующим способом защиты прав детей является обращение в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), которая призвана защищать права ребенка в семье путем осуществления следующих мероприятий:
На основании посещения семьи (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов), составления акта обследования жилищно-бытовых условий, медицинского осмотра ребенка, наблюдения, беседы с родителями можно сделать вывод о том, что ребенок находится в экстремальной или социально опасной ситуации.
Выявленные признаки социально опасного положения позволяют использовать такую форму работы по защите детей, как оформление сигнальной карточки, которая подготавливается заведующей детским садом. К этому документу прилагаются характеристика семьи, акт обследования жилищно-бытовых условий (заверенный комиссией), информация о проделанной работе в текущем году.
Сигнальные карточки оформляются на основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данные документы направляются в комиссию по делам несовершеннолетних, которая действует при администрации района или города.
Информация о семье и ребенке подлежит хранению в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. Копии направляются в отделы внутренних дел, образования, здравоохранения, соцзащиты района. На основании поступившего сигнала члены КДН берут на учет семью ребенка и начинают с ней систематически работать, т.е. посещают семью с целью контроля того, как родители устраняют те или иные проблемы, каким образом осуществляют воспитание детей и т.д.
Информирование КДН о семье, находящейся в социально опасном положении, необходимо осуществлять начиная с дошкольного возраста; это явится залогом того, что данную семью будут сопровождать и в период обучения ребенка в школе. Иначе он в первые два–три года обучения в школе может остаться без внимания социального педагога, а за этот период в жизни ребенка могут произойти негативные события.
Пространство, где находится ребенок-дошкольник условно можно разделить на две части: семья и ДОО. В некоторых случаях уже в дошкольном возрасте присоединяется еще одна часть, более характерная для детей школьного возраста – улица.
Казалось бы, семья – достаточно благополучное для ребёнка пространство. Всем известна истина, что нигде ребёнку не может быть так комфортно, как в кругу семьи. Однако в реальности всё далеко не так очевидно, иначе дети не убегали бы из дому. Семья – весьма автономный и даже закрытый для общества институт (не случайно существует выражение: «мой дом – моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребёнок воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект.
Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей – членов этой семьи. Поэтому нарушение этой автономии может происходить в нашем случае только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучия. Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку семьёй способности в дальнейшем к самостоятельному разрешению своих проблем.
Таким образом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из сочетания нескольких принципов:
Детский сад – одно из немногих учреждений, где реально могут быть гарантированы и реализованы права детей дошкольного возраста. В ДОО дети получают образование, возможность развиваться в игре, проявлять свою индивидуальность, дети защищены от грубости и насилия. Кроме того, дошкольное учреждение – мощный институт социализации ребенка, где происходит первое знакомство с нормами и правилами поведения, общения, взаимодействия, что является основой для формирования правосознания.
Детский сад в силу своей близости к семье может оказать влияние на формирование у родителей представлений о своих правах и обязанностях, в соответствии с международными документами, такими как Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Конституция Российской Федерации.
Совместными усилиями детского сада и семьи можно создать единое правовое пространство, которое способно обеспечить следующие права ребенка, представленные в Конвенции:
Модель взаимодействия ДОО и семьи по правовому воспитанию и обеспечению прав дошкольника в семье и ДОО направлена на создание в детском саду и семье единого правового пространства, способствующего, с одной стороны, обеспечению и реализации прав дошкольника в семье и социуме, с другой – формированию элементов правового сознания дошкольников.
Модель включает в себя несколько этапов работы. На первом этапе проводится диагностика, позволяющая определить уровень правовой компетентности родителей, а также реализацию или нарушения прав в семье. Так как в семье реализуются основные права детей: право на здоровье, на любовь и заботу, на игру, на защиту от жестокого обращения, диагностика направлена на выявление положения ребенка в семье, изучение воспитательного потенциала семьи (формы воздействия на ребенка, единство требований членов семьи, применение наказаний, их формы и причины).
По результатам диагностики семьи дифференцируются на:
Для проведения диагностики используется различный инструментарий:
Работа с благополучными семьями направлена на дальнейшее развитие педагогической культуры родителей, повышение правовой компетентности в вопросах семейного, уголовного, гражданского права, касающихся защиты и реализации прав детей и родителей, обучение правовым формам защиты своих прав и прав детей. Последующая работа с условно благополучными и неблагополучными семьями направлена на выявление причин нарушения прав детей (низкий уровень правовой компетентности родителей, низкий воспитательный потенциал семьи, неприятие ребенка и др.) и их устранение.
В работе с родителями используются разнообразные формы и методы:
Проводится работа по изменению родительской позиции: осознания родителями создавшейся ситуации, ее прогнозирования и желания изменить. В случаях, когда родители отказываются идти на контакт и не желают менять ситуацию, сотрудники ДОО вынуждены обращаться за помощью в государственные структуры, защищающие интересы и права детей: отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты. На последнем этапе проводится повторная диагностика, позволяющая оценить эффективность проведенных мероприятий.
Работа по правовому просвещению родителей является частью реализации модели взаимодействия ДОО и семьи по правовому воспитанию и обеспечению прав дошкольника. Согласно конвенции все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как детей, так и взрослых о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).
Исходя из того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, мы наметили следующую задачу: разъяснение родителям Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально-нравственного и педагогического значения. Конвенция выступает здесь не только в качестве документа Международного права защиты детей, но и виде «живого» материала в работе с родителями в процессе применения в повседневной жизни.
Главная задача взрослых — научить ребенка соблюдать закон, не оставаться равнодушными к происходящему. Привлекая родителей к правовому воспитанию, мы формируем у них понятие того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.
Правовое просвещение родителей включает в себя:
Повышению родительской компетентности способствует:
Работа с родителями начинается с диагностики с целью выявления информированности родителей о Конвенции о правах ребенка.
Параллельно проводится мониторинг педагогической компетентности родителей и условий воспитания ребенка в семье:
Параллельно с анкетированием среди родителей можно проводить работу с детьми:
После этого можно создать план работы по этому направлению.
Примерный план может быть таким.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Консультация «Конвенция о правах ребенка. Знаешь ли ты?» |
Литературно-иллюстрированная выставка «Ребенок имеет право» | |
Октябрь | Консультация и оформление папки-передвижки «Права и обязанности детей» |
Ноябрь Право на семью Право на жизнь | Оформление семейных альбомов «Я и моя семья» |
Проведение совместного праздника «День семьи» | |
Выставка детских рисунков, приуроченная к 20 ноября – Всемирному дню прав детей | |
Декабрь | Акция «Цветик-семицветик» – совместная детско-родительская деятельность: организация помощи детям-инвалидам, детям-сиротам (Право детей-инвалидов на особое внимание, заботу) |
Оформление информационного стенда «10 декабря – день прав человека» | |
Проведение открытого занятия для родителей «День прав человека» | |
Январь Право на имя, на жилье | Оформление альбомов «Имя моего ребенка», «Мой дом – моя крепость!» |
Совместная детско-родительская поисковая деятельность «Что означает мое имя» | |
Февраль Право на образование и медицинское обслуживание | Открытое занятие «Грамоте учиться – всегда пригодится!» |
Совместная детско-родительская поисковая деятельность – подбор пословиц и поговорок об учении | |
Консультация врача, ст.медсестры детского сада «Детский сад и семья на охране здоровья детей» | |
Март | Совместная детско-родительская деятельность – изготовление плакатов «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!» |
Апрель | Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка» |
Открытое занятие для родителей «Детство мое – страна заветная» | |
Май | Диспут «Путешествие по Конвенции» |
Дискуссионный клуб «Посеешь привычку – пожнешь характер» |
По мере освоения родителями Конвенции они принимают непосредственное участие в ее обсуждении. Многие родители правильно оценивают свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателя и государство.
Для родителей можно проводить дни «открытых дверей», которые повышают активность и интерес родителей к развитию своей правовой культуры.
Наиболее эффективны тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспуты, а также оформление альбомов «Имя моего ребенка», «Кто Я?», то есть такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает, как полноправная, полноценная личность. Это в корне меняет отношение родителей к своему ребенку.
Во многих семьях взаимоотношения постепенно стали переходить от авторитарного стиля к демократическому.
Месяц | Мероприятия | Участники |
Сентябрь | 1. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка (стенд). консультация 2. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня «О правах ребенка», Конституция РФ, Семейный кодекс, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании», Закон Краснодарского края № 958-к3 «Об ответственности родителей за воспитание детей». | Социальный педагог Юрист Воспитатель |
Октябрь | 1. Привлечение родителей к поиску правовых материалов консультация 2. Нормативные документы в области дошкольного образования: договор между ДОУ и родителями, Устав ДОУ 3. Продолжение оформления альбома «Я и моя семья» | Воспитатель Заведующая, социальный педагог Родители, дети |
Ноябрь | 1. Памятки для родителей: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» «Семь правил для взрослых» 2. Рекомендации родителям: «Принципы семейного благополучия» «Проверьте отношение ребенка к вам». 3. Составление генеалогического древа семьи | Воспитатель Социальный педагог |
Декабрь | 1. Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка». 2. Тест «Детей воспитывают родители, а родителей?» 3. Оформление мини-альбома «Имя моего ребенка» 4. Анкета для выявления уровня педагогической культуры | Воспитатель Родители |
Январь | 1. Памятки «Четыре заповеди мудрого родителя», «Десять заповедей родителей» 2. Консультация «К кому обращаться за помощью» 3. Групповая дискуссия «Проблемы семейного воспитания» | Воспитатель Юрист Психолог, социальный педагог |
Февраль | 1. Консультация-беседа с проведением анкетирования «Я и мой ребенок» 2. Выставка семейных работ «Мама, папа, я – счастливая семья» 3. Анкета для отцов 4. Консультация (индивидуальная) «Роль отца в воспитании детей» | Воспитатель, соц. педагог Родители, воспитатель |
Март | 1. Конкурс «А ну-ка бабушки» 2. Сочинения «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» 3. Дискуссионный клуб «Досуг в семье: как его проводить» | Музыкальный руководитель Воспитатель Родитель Социальный педагог Психолог |
Апрель | 1. Консультация (групповая) «Родительские отношения» 2. Опрос родителей (анкета) «Ваши пожелания и ожидания». 3. Анкета «Наказания в воспитании» 4.Дискуссионный клуб «Проблемы детского труда и отдыха» | Психолог Социальный педагог Воспитатель |
Май | 1. Анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» 2. Выставка литературы по правовым вопросам 3. Круглый стол «Защита прав ребенка» 4. Презентация альбомов «Ура, мы на отдыхе!» 5. Оценка родителями своей компетентности | Воспитатель Врач Психолог Юрист Социальный педагог Родители |
В работе с родителями широко используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Особо хотелось бы остановиться на такой форме работы, как организация правовой школы для родителей. Ее создание обусловлено низким уровнем правовой культуры родителей, правовой безграмотностью.
Основная цель правовой школы – разъяснить родителям их права в части, касающейся воспитания детей, супружеских отношений, показать способы решения проблемных ситуаций, связанных с реализацией права родителей или детей. Для этого разрабатывается программа правового просвещения родителей. Содержание программы правовой школы определяется с учетом запросов родителей и наиболее часто встречающихся случаев правовых споров, связанных с семейными отношениями.
План работы
Тема | Количество занятий | Месяц |
Конституция Российской Федерации как гарант равноправия, защиты прав и интересов граждан | 1 | Сентябрь |
Защита прав и интересов детей в Российской Федерации (права и обязанности дома, в обществе, на улице). Роль и место родителей при ущемлении прав детей третьими лицами (физическими, юридическими; Федеральными, муниципальными учреждениями, организациями, предприятиями) | 1 | Октябрь |
Брак, семья, дети. Имущественные отношения в семье. Расторжение брака, раздел имущества. Права ребенка в этом процессе. Право матери на имущество, жилье и иную недвижимость | 2 | Ноябрь-Декабрь |
Право матери на имущество, наследуемое по Закону (завещанию) третьими лицами после расторжения брака | 1 | Январь |
Право родителей на определенные льготы по Трудовому законодательству, если в семье есть малолетние дети | 1 | Февраль |
Кодекс административных правонарушений (основания и порядок обращения в правоохранительные органы, медицинские учреждения в случаях проявления | 1 | Март |
Уголовная ответственность одного из родителей, совершивших преступление по отношении к семье | 1 | Апрель |
Ответственность родителей за действия детей, повлекших ущерб здоровью или материальный ущерб другим лицам | 1 | Май |
Занятия в правовой школе проводятся приглашенными специалистами (юристами, врачами, специалистами отдела социальной защиты населения и др). Для этого администрация ДОУ обращается с ходатайством к руководителю организации о предоставлении специалиста для правового просвещения родителей. Таким образом детский сад сотрудничает с органами опеки и попечительства, отделом социальной защиты населения, отделом внутренних дел.
Работа по правовому образованию детей и родителей даёт положительные результаты. Родители начинают проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами, более внимательно изучают наглядно-информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий.
Они учатся более четко понимать, что существует обратная связь между характером наказания и детским развитием. В большинстве семей начинают отдавать предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения, родители повышают контроль над собственными эмоциями, чаще опираются на полученные знания, в том числе и на опыт других родителей.
В работе с родителями по реализации и обеспечению прав дошкольника в семье воспитатель сам должен иметь высокий уровень правовой и профессиональной компетентности, владеть коммуникативными навыками, умением разрешать конфликтные и проблемные ситуации и проявлять личную заинтересованность в решении поставленных задач.
Необходимо отметить, что работа с родителями в вопросах правового воспитания требует особой осторожности и обязательного выполнения условий:
Цель: Развивать правовое мировоззрение и формировать представления о собственных правах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
Предварительная работа: знакомство со «Всеобщей декларации прав человека».
Ход ООД
В. –Дорогие ребята, посмотрите, сегодня к вам в гости пришли ваши родители, для начала давайте поприветствуем наших гостей. А теперь покажите, какие вы дружные ребята и поприветствуйте друг друга. (Дети здороваются со взрослыми и потом проводится приветствие «Друг»)
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Ребята, посмотрите сколько много сегодня у нас собралось людей. Смотрите, мы все разные – мужчины и женщины, мальчики и девочки, высокие и низкие, светловолосые и темноволосые, посмотрите друг на друга внимательнее и скажите, чем мы еще с вами отличаемся (Дети перечисляют отличительные особенности)
В. – Верно, ребята, несмотря на то, что мы все люди, но мы все разные с разными желаниями и возможностями. Но есть у нас кое-что общее, что принадлежит каждому, какие у вас есть варианты ответов? ( Права. Если дети затрудняются ответить – напомнить, что недавно они познакомились с документом — Декларацией правах человека).
В. – все верно, ребята! После второй мировой войны, люди создали «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. А знаете ли вы, что и у вас, у маленьких детей тоже есть права и закреплены они в другом документе — «Конвенции о правах детей», у вас даже есть свой праздник — 1 июня — День защиты детей. Как вы думаете, какие права есть у детей? (Ответы детей).
В. – Отлично, вы много чего перечислили, давайте вспомним все права, которые вы еще не назвали. (Дети рассаживаются в широкий круг, а воспитатель раскладывает в центре ромашку, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 7)
В. А поможет в этом нам вот такая ромашка. Под каждым ее лепестком обозначено какое-то право. Что же за право спрятано под первым лепестком? (Воспитатель приглашает одного ребенка из круга, взять лепесток с цифрой «1», с обратной стороны нарисовано солнце).
В. Что же это может быть за право, которое обозначено солнышком? (Право на жизнь)
В. Это главное право любого человека. Почему? (Ответы детей)
В. Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на жизнь. Берем второй лепесток. (Воспитатель приглашает следующего ребенка, взять лепесток с цифрой «2», символ – изображение свидетельства о рождении).
В. Что же это за документ? (Свидетельство о рождении)
В. Первый документ, который получает ребенок после рождения – это свидетельство о рождении. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родители и гражданином какой страны является ребенок. А мы с вами граждане какой страны? (России)
В. Значит под вторым и третьим лепестком скрывалось право на гражданство и имя. Каждому человеку дано имя. Его выбирают для вас родители. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Ребята, передавайте палочку, поворачиваясь лицом к соседу и обращаясь к нему ласково: например, Сашенька, Лизонька и т. д. (Дети передают палочку и произносят ласковое имя соседа).
В. Послушайте, как ласково могут звучать ваши имена. Запомните: ничто так не обижает человека, как неправильное произношение или искажение его имени. Ведь имя с человеком всю жизнь!
В. Берем следующий лепесток. (На четвертом лепестке схематично изображена семья) Что же это за право? (Каждый ребенок имеет право иметь семью)
В. Отлично, берем пятый лепесток (Символ – дом). Какое право обозначает этот символ? (Право на жилище).
Далее воспитатель предлагает пройти за столы, на которых разложены фломастеры, цветные карандаши и бумага и изобразить свой дом и семью.
Физкультминутка (Мы сегодня рисовали)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.
Далее дети возвращаются в круг к ромашке, берут шестой лепесток, символ – книга.
В. Что же это за право? (Право на образование)
В. А где человек получает образование? (В детском саду, в школе, в институте) Воспитатель предлагает взять седьмой лепесток и объяснить, какое право спрятано за ним (право на отдых).
В. Каждый человек имеет право на отдых и развлечения, и я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек, и каждая группа с помощью воспитателя продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча, показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся.
Рефлексия:
В. Посмотрите, ребята, все лепестки на нашей ромашке перевернуты, а это значит, что мы разобрали семь основных прав ребенка, перечислим же их. (Дети перечисляют запомнившиеся права). Скажите ребята, нужно знать свои права? Зачем? Что о сегодняшнем занятии вы можете рассказать своим друзьям, которые не ходят в вашу группу?
Цель: Развивать правовое мировоззрение и формировать представления о собственных правах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
Предварительная работа:
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем отвечать на письма, которые принесли нам наши родители. Поприветствуем наших гостей и посмотрим, что же интересного они нам приготовили, интересно? (Дети приветствуют собравшихся, далее воспитатель приглашает детей сесть полукругом на стулья).
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что у каждого человека есть права и обязанности, что мы все разные, но права и обязанности – общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. А какие существуют документы, в которых прописаны наши права. (Ответы детей: – Декларация, Конвенция).
Мультфильм «Смешарики. 01. Право на равенство».
Воспитатель: Действительно, ребята, умные люди придумали много правил, которые мы должны соблюдать, чтобы был везде порядок. А какие правила вы знаете? (Ответы детей: – Правила дорожного движения, правила личной безопасности, правила использования бытовых электроприборов, и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Вы конечно же правы, без соблюдения правил наша жизнь превратилась бы в сплошную путаницу. Сейчас я предлагаю вам открыть ящик и достать письма. (Один из воспитанников приносит письма из почтового ящика). В этих письмах есть интересные задания, с помощью этих заданий мы и познакомимся с некоторыми вашими правами. Вы мне поможете отвечать на письма? Но для начала, нужно немного подготовиться и размяться.
Физкультминутка.
Задания – письма. 1 часть. Конверты с картинками из сказок: «Снежная королева» «Три поросёнка» «Золушка» «Золотой ключик» «Колобок» «Айболит» «Гадкий утёнок» «Маша и медведь».
Воспитатель задаёт вопросы:
Воспитатель: Ребята, мы на примере сказок посмотрели, какие права есть у маленьких детей. Теперь немного отдохнем и приступим к следующему заданию.
Физкультминутка.
2 часть
Воспитатель: Следующий конверт – «Викторина». На защите ваших прав стоит наше государство, которое хочет, чтобы дети нашей большой страны выросли достойными, могли работать и жить на благо нашей родины.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. А в следующем конверте флешка, интересно, что же это за задание. Давайте посмотрим?
На экране демонстрируется Мультфильм «Смешарики. 05. Право на любовь».
Воспитатель: Ребята, а почему ребенок не может жить без любви и заботы взрослых людей? А вас любят в семье? Кто заботится о вас? Как они это делают? Давайте представим, с чем любовь можно сравнить. На что она похожа? (Ответы детей) Далее проводится игра «Пирамида любви»: Дети встают в круг, по очереди все кладут руку друг другу сверху и говорят пожелание себе, родным, друзьям и. д. Образуется пирамида из рук детей.
Воспитатель: Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).
Воспитатель: Ребята, что такое обязанности? Это определенные действия, обязательные для выполнения. А у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у каждого члена семьи есть не только права, но еще и обязанности. Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, относится к ним с заботой, не огорчать их необдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками. А в детском саду у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие?
Ответы детей: Выполнять требования воспитателя, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво себя вести за столом, убирать за собой игрушки, не мешать другим детям, уважать взрослых, не ссориться с друзьями).
Воспитатель: Правильно, ведь права и обязанности живут рядом. Игра «Собери солнышко» – Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку. – Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности. – Ребята, ещё один конверт остался, откроем? (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки …. Награждает каждого ребёнка).
Проводится рефлексия
Воспитатель: Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей. Скажите, какое задание вам показалось самым сложным? А какое самое интересное на ваш взгляд? Давайте тогда дружно поблагодарим наших родителей за интересные задания и попрощаемся.
Цель: пропаганда правового воспитания детей в семье.
Задачи:
ХОД СОБРАНИЯ
Вступительное слово
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! В современном мире все острее стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости по отношению к детям, о потере семейных ценностей, о толерантности в семье, о влиянии средств массовой информации, на формирование ребенка. По данным различных источников в нашей стране, к сожалению, растет число неблагополучных семей. Проблемные родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, которыми взрослые калечат ребѐнка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия –дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи), опекуны, попечители, воспитатели и т.д. Уважаемые родители! Я предлагаю, сегодня подробней остановится на этой теме.
Задание «Ромашка»
В первом задании, которое хочу вам предложить нужно выложить ромашку, из слов, что нужно каждому ребенку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком. Педагог на магнитной доске выкладывает 2 лепестка ромашки с определениями: забота, любовь.
Родители дополняют лепестки с определениями: внимание, понимание и т.д.
Обратите внимание, какая замечательная ромашка у нас получилась, ведь дети цветы жизни! Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их – только через детей.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д.
Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Можно ли считать следующие действия нарушением прав ребенка? (вопросы для родителей)
Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.
Наказания: Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Многие родители придерживаются такой позиции. «Нас били родители и ничего…» — говорят они. Не зря наказания использовали раньше. К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из под контроля.
Наказание – сильнодействующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.
Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы. А теперь я вам предлагаю вам продолжить фразу: Наказание ребенка взрослым происходит, потому, что…
Итог и заключительное слово
Берегите детей, любите их, заботьтесь о них, делайте каждый день детства счастливым. Ребѐнка нужно не только любить, этого мало, его нужно уважать и видеть в нѐм личность. Не забывайте о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш, по каким–то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что можно сделать, чтобы ситуация со временем изменилась. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарю за активное участие и сотрудничество!
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.