Цель: совершенствование и (или) приобретение новых компетенций, необходимых педагогам дошкольного образования для консультирования родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию.
Объем: 72 часа.
Нормативно-правовую базу работы консультационного центра для родителей на базе ДОО.
Основные направления, цели и задачи деятельности центра.
Формы, методы и средства взаимодействия с родителями (законными представителями).
Основные показатели эффективности деятельности консультационного центра.
Планировать и организовывать консультационный центр на базе ДОО с учетом законодательства, федеральных требований и рекомендаций.
Планировать деятельность консультационного центра на учебный год, исходя из основных направлений, целей и задач консультационного центра.
Планировать и проводить консультации, групповые мероприятия различной направленности с родителями (законными представителями) в рамках деятельности консультационного центра.
Оценивать эффективность деятельности центра, исходя из основных показателей и критериев.
Умение планировать и организовывать деятельность консультационного центра на базе ДОО, исходя из целей, запросов, направлений деятельности.
Навыки проведения мероприятий различной направленности для родителей дошкольников с ориентацией на цели и задачи консультационного центра.
Умение оценивать эффективность деятельности консультационного центра на базе ДОО.
Консультационные центры обеспечивают единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказывают методическую и психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям), обучающим своих детей-дошкольников дома.
В консультационный центр могут обратиться:
Задачи консультационного центра:
Содержание деятельности консультационного центра ДОО – комплекс различных видов деятельности.
Образовательное учреждение определяет, как организовать деятельность консультационного центра. Так, он может работать 2-3 раза в неделю в утренние и вечерние часы по графику, утвержденному приказом руководителя ДОО. Продолжительность консультации – не менее 25 минут. По заявкам родителей КЦ может организовать оперативную выездную помощь.
Отношения между консультационным центром и родителями (или законными представителями) регулируются договором. Он определяет объем и сроки оказания услуг, длительность пребывания в центре, размер платы, обязанности и ответственность сторон и др.
Диагностическая помощь КЦ необходима для оценки индивидуального развития ребенка. На основе результатов диагностики родители выбирают оптимальную программу дошкольного образования для реализации ФГОС ДО в семье. А когда ребенок завершает дошкольное образование, родители получают в центре бесплатную помощь в оценке его индивидуального развития.
Методическая и консультативная помощь проводится в групповых, подгрупповых и индивидуальных формах. Индивидуальные занятия с детьми проходят в присутствии родителей.
Формы работы с родителями:
А. Инвариантные – групповые мероприятия для всех родителей (семинары, деловые игры, тренинги, консультации, лектории).
Б. Вариантные – мероприятия для групп родителей по их запросам и потребностям:
В. Постоянно действующие – клуб «Молодая семья», клуб пап, клуб родителей будущих первоклассников.
Специалисты КЦ – это связующее звено между семьей и социальными, медицинскими и другими учреждениями. Их общая цель – помощь и поддержка семьи. К консультативной помощи для родителей можно привлекать и сотрудников других организаций (детская поликлиника, служба сопровождения замещающих семей, служба социальной защиты населения, детская спортивная школа, центры детского творчества).
На консультациях специалисты могут рассказывать:
Консультативная помощь ориентирует педагогов и родителей в научно-методических, нормативно-правовых и организационных аспектах ранней психолого-педагогической помощи, а также в материально-технических условиях её реализации.
Консультации для родителей и педагогов могут быть разовыми и регулярными.
А. В первом случае они носят в основном информационный и рекомендательный характер.
Б. Регулярные консультации решают еще и:
Субъекты консультативной деятельности – педагоги и специалисты КЦ.
Специалисты КЦ и педагоги целенаправленно развивают у ребенка те функции, виды деятельности, характеристики эмоционально-волевой и личностной сферы, которые могут пострадать из-за его ведущего, первичного нарушения.
Консультативная помощь обеспечивает профилактику отклонений вторичного характера в детском развитии. Они возникают из-за несовпадения требований среды с реальными возможностям ребенка. Базовые условия для эффективной профилактики:
Всё это позволяет организовать среду развития ребенка так, чтобы предотвратить возникновение вторичных отклонений.
Средствами подготовки к обучению могут выступать:
а) специально организованная предметно-пространственная среда;
б) развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности;
в) индивидуальные и групповые развивающие занятия со специалистами службы (во время развернутых обучающих консультаций либо в группах раннего возраста или кратковременного пребывания).
В целом, пропедевтическая (подготовительная) функция службы тесно связана и взаимозависима со всеми основными функциями:
И её субъекты – участники реализации этих функций: педагоги, специалисты службы и родители детей раннего возраста.
Пропедевтическая функция, как и другие, будет эффективно выполняться при правильной координации действий основных субъектов психолого-педагогической помощи, решающих проблемы развития и здоровья детей раннего возраста:
Задачи службы при оказании консультационной помощи:
Все данные, собранные через портал, должны быть строго конфиденциальны. А полученные результаты в обработанном и обобщенном виде могут входить в отчетные материалы по деятельности центров.
Предложенная модель консультативного центра универсальна для всех типов образовательных организаций и форм образования детей от 0 до 7 лет.
Услугами центра (службы) могут воспользоваться:
Формы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми:
а) полного дня;
б) удлиненного дня;
в) круглосуточного пребывания.
I. Группа кратковременного пребывания (ГКП) – вариативная форма дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). Такая группа создается для детей раннего и дошкольного возраста, чтобы всесторонне развивать малышей и формировать у них основы школьного обучения.
Кроме того, воспитатели группы оказывают консультативно-методическую поддержку родителям: дают советы по воспитанию и обучению ребенка, его социальной адаптации и тому, как подготовить будущего первоклассника к школе.
II. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – организационная форма дошкольного образования и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. При такой форме малышей в детском саду распределяют в группы кратковременного пребывания. В них воспитатели занимают ребят разнообразными развивающими играми.
III. Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детские сады. Их задачи, содержание деятельности, функции и т. д. мы подробно рассматривали выше (см. Модуль 1: Занятие 1).
IV. Служба сопровождения семьи ребенка раннего возраста создается в дошкольных образовательных учреждениях. Она обеспечивает оптимальные условия для психического и социального развития ребенка. Такая работа с малышом помогает ему развить свои потенциальные возможности через общение с родителями и окружающим миром.
V. Лекотека нужна для психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития. Её задачи – это:
а) социализация ребенка;
б) подготовка его к школе;
в) поддержка в личностном росте дошкольника;
г) психолого-педагогическая помощь родителям.
VI. «Гувернерскую службу» создают в образовательном учреждении для помощи семье в домашнем воспитании детей. Услуги службы всегда платные. Так учреждение находит дополнительные источники финансирования.
Попросить о консультативной помощи может как родитель, так и организация дошкольного образования. Далее рассмотрим различные сценарии организации консультативной помощи в центре.
Нормативно-правовая база
Нормативные правовые акты, регламентирующие консультативную помощь родителям:
Родители, обучающие своих детей-дошкольников дома, могут получить бесплатную помощь во всех образовательных организациях, где созданы консультационные центры. Каждый регион России обязан так или иначе это обеспечивать.
Нуждаться в консультативной помощи могут и другие категории родителей. Для них региональные власти предлагают помощь по своему усмотрению, чаще всего платную.
В каждом регионе четко определяют объем консультативной помощи за счет бюджета. Также выделяют категории родителей, у которых есть особые права на услугу (например, право на получение выездной консультации, право на большее число консультаций в год и т. п.). Это могут быть:
Принадлежит ли родитель к конкретной категории определяют по нормативным актам, которые устанавливают особое право на получение услуг.
Если у кого-то из родителей возникают сложности с доступом к услуге, региональные власти должны учесть это и предложить им услуги особого формата. Иметь на них право могут:
Документы, определяющие круг родителей, которые имеют право на услугу, а также список особых категорий следует размещать на официальном сайте организации, где создается центр. Это должны быть нормативные правовые акты региона.
Консультативная помощь может быть платной для тех родителей, которые не относятся к бюджетным категориям. Единица услуги – одна консультация для родителя по вопросам обучения и воспитания ребенка. Каждую из них нужно оплачивать отдельно.
Если родитель относится к тем, кто имеет право на безвозмездную помощь, это не значит, что такой она будет всегда. Когда он использует все свои бесплатные консультации, дальше регион сможет предложить лишь платные. Ведь объем консультативной помощи за счет областного бюджета строго ограничен (т. е. число обращений всех родителей в год). Однако, даже если он уже исчерпался, в некоторых случаях родители могут получать бесплатные консультации. В частности, когда они не воспользовались своим правом в течение года, но попросили помощи позже.
Услуги станут более доступными и качественными, во-первых, если центры помощи родителям будут создаваться в негосударственных образовательных организациях: частных детских садах, развивающих детских центрах, специальных учреждениях для детей с особенностями здоровья и др. А во-вторых, можно включать консультации в перечень дополнительных платных услуг в детсадах и школах.
Способ оказания услуги (бесплатно или платно) регион выбирает сам с учетом:
Консультации для родителей проводят отделы образовательных организаций или независимые консультационные центры.
Центр – некоммерческая организация или подразделение некоммерческой организации для разносторонней помощи родителям. Специалист центра – человек, работающий с запросами родителей. Он должен обладать соответствующими знаниями, навыками, компетенциями, иметь необходимое образование, в том числе дополнительное профессиональное образование.
Специалисты центра узнают много личной информации о родителях и их детях. Поэтому, оказывая услуги, они обязаны соблюдать конфиденциальность, знать законы о защите персональных данных, другие необходимые документы и строго следовать им.
Организации важно определиться с наименованием должности специалиста и обозначить требования к его квалификации. Эта профессия сама по себе, в отличие от, например, профессии педагога, не предполагает исчерпывающего описания требований к квалификации, чтобы услуги были качественными. Поэтому организациям желательно уточнять параметры услуги или рекомендации по оказанию помощи родителям. При этом стоит учесть, что специалист центра – это не педагогический работник.
Требования к квалификации сотрудников центров определяют уровень их профессиональной подготовки и описываются в должностных инструкциях и иных локальных документах службы.
Разрабатывать методические рекомендации для специалистов могут как сами центры, так и регион. При этом можно ориентироваться на требования к сотрудникам близкой сферы деятельности (образование, педагогика, психология), а именно:
а) к любым педагогическим работникам 2-го, 3-го, 4-го квалификационных уровней (за исключением концертмейстера);
б) к руководителям структурных подразделений (в составе работников образования), если они реализуют образовательную программу для детей;
в) к психологам, работающим в образовательной организации не менее 3 лет.
Если у должности профессиональный стандарт отсутствует, могут использовать требования из квалификационных справочников. Если профстандарт принят, требования к квалификации берут из него.
Специалистам центра следует получить дополнительное профессиональное образование (например, по программе повышения квалификации) по вопросам оказания услуг. Также необходимо, чтобы такое обучение было регулярным – не реже одного раза в пять лет.
Стоит помнить, что консультативная помощь – это особый вид деятельности, который не совпадает с реализацией образовательной программы или разработкой методических материалов. Работнику центра нужно учитывать специфику такой образовательной услуги и то, что ей пользуются родители, законные представители, а не их дети.
Помощь родителям (законным представителям) в консультативном центре организует группа специалистов:
I. Выявляет уровень познавательно-речевого развития ребенка (обследование).
II. Рассказывает родителям, как помочь ребенку в коррекции речевых недостатков и их профилактике (консультации, практикумы).
III. Показывает родителям и ребенку интересные игры и упражнения по речевому развитию (практикумы).
Примерные темы консультаций:
I. Выявляет эмоционально-личностные проблемы.
II. Определяет уровень развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.).
III. Анализирует детско-родительские отношения.
IV. Проводит диагностику уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Примерные темы консультаций:
I. Пропагандирует здоровый образ жизни для детей и взрослых.
II. Рекомендует подвижные игры в помещении и на улице, спортивные упражнения.
Примерные темы консультаций:
I. Помогает в составлении режима дня и организации правильного питания ребенка.
II. Рассказывает о профилактике различных заболеваний: ОРВИ, гриппа, острых вирусных инфекций, инфекционных заболеваний.
Примерные темы консультаций:
I. Показывают различные приемы, игры, упражнения для познавательного и музыкального развития ребенка.
II. Консультируют по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Примерные темы консультаций:
Первый (подготовительный) этап
На нем решаются аналитико-прогностические вопросы:
А. О возможности организации центра, материально-техническом обеспечении (помещение, оборудование, информационные ресурсы), о привлечении кадров.
Б. О подготовке пакета документов, регулирующих работу КЦ (Положение о работе КЦ с учетом Методических рекомендаций по организации работы консультационных центров).
В. О потребности родителей в КЦ (мониторинг семей, обучающих дошкольников дома).
Г. О создании творческой группы и разработке плана деятельности.
Второй – этап внедрения (основной)
Основатели центра на нем:
А. Создают клиентскую базу.
Б. Разрабатывают рекламу и распространяют её (подготовка буклетов, размещение объявлений в СМИ).
В. Проводят мероприятия для родителей дошкольников, где говорят о направлениях деятельности консультационного центра и показывают формы работы с детьми всех возрастов (видео- или открытые просмотры).
Третий (контрольно-оценочный) этап
На этой стадии организаторы центра:
А. Проводят мониторинг качества услуг по комплексу критериев и показателей.
Б. Определяют эффективность деятельности КЦ в дошкольном учреждении.
На всех этапах развития консультационного центра ДОО информационные технологии играют важную роль во взаимодействии с родителями дошкольников. Специалист КЦ А. Н. Власова предлагает на официальном сайте дошкольной организации во вкладке «Для родителей» создать страницу с информацией о консультационном центре. Кроме того, в этом разделе можно размещать консультации в электронном виде. Нажав на нужную ссылку, родители смогут получить ответ на запрос (в виде консультации), увидеть даты следующих мероприятий.
Через вкладку «Виртуальная приемная» на официальном сайте можно задать вопрос и заказать индивидуальную консультацию. Кроме того, А. Н. Власова отмечает, что работники ДОО могут общаться с родителями через соцсеть «ВКонтакте» или через программу Skype. Также специалист рекомендует создать во «ВКонтакте» закрытую группу «Консультационный центр ДОО». Там будут размещаться:
Так сотрудники дошкольной организации, во-первых, покажут родителям дошкольников работу ДОО в целом, включая:
А во-вторых, популяризируют деятельность детского сада.
Благодаря информационным технологиям в КЦ реализуется:
Консультационный центр ДОО реализует свою деятельность по плану, утвержденному руководителем дошкольной организации на новый учебный год. Он отражает:
В работе консультационного центра могут участвовать:
Месяц | Мероприятие | Цель | Ответственный |
сентябрь | |||
октябрь | |||
…… |
Методический комплекс – это методические пособия по использованию модели социокультурного партнерства и обобщению опыта работы. Он включает:
Организационный комплекс КЦ состоит из:
Методический и организационный комплекс можно сформировать за счет субсидирования и внебюджетных средств.
I. Зона ожидания для посетителей
Здесь размещают:
А. Мягкую мебель.
Б. Небольшую игровую зону для детей, ожидающих с родителями. В ней:
В. Интерактивную панель для:
Также информационная панель соединена с Федеральным порталом информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей».
II. Кабинет(ы) для консультаций
В нем/них находится:
Также специалисту при работе должны быть доступны:
III. Комната ожидания для ребенка
Если родитель пришел не один, во время консультации ребенок находится в комнате ожидания с воспитателем. Здесь малыш может поиграть и порисовать под присмотром педагога. В комнате ожидания есть развивающие игрушки для детей разного возраста.
В работе консультационного центра ведущую роль играет обратная связь. Поэтому важно, чтобы родители могли оценивать полученные услуги:
Показатели эффективности услуг:
Уровень развития ребенка отслеживается по:
I. Интеллектуальной развитости. Это представления о себе, обществе, природе и предметном окружении, а также уровень развития речи и элементарных математических представлений.
II. Сформированности навыков художественной деятельности, конструктивной и изобразительной, а, кроме того, по уровню музыкального развития.
III. Социальной адаптивности. То есть по отношению к занятиям, особенностям общения и эмоциональному развитию.
IV. Физической подготовке.
Эти показатели описывают основные направления развития дошкольника. Чтобы проанализировать их состояние, педагог на занятиях дает ребенку диагностические задания. Также важны наблюдения за малышом и родителями в домашних условиях.
Дополнительные критерии качества:
А. Создание в семье условий для оптимальной социализации ребенка, для активного общения со сверстниками и взрослыми.
Б. Единая образовательная среда с ежедневным изучением и включением образовательного материала в домашнее пространство.
В. Сформированность педагогических умений у родителей (организаторских, коммуникативных, гностических, проектировочных и др.).
Г. Адекватное и гармоничное сочетание ролей родителя и педагога.
Д. Соблюдение преемственности ступеней образования.
Алгоритм оказания услуг консультационного центра делится на несколько этапов.
Этап 1 | Регистрация заявления родителя (законного представителя). Для психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родители (законные представители) могут обращаться в КЦ лично, по телефону или через сайт образовательной организации. Прием родителей проходит по предварительно составленному расписанию. Содержание и форма услуги уточняется при обращении. |
Этап 2 | Первая консультация. Специалист КЦ отвечает на вопросы родителя (законного представителя) о воспитании, развитии и обучении ребенка, обсуждает затруднения. Для получения психолого-педагогической, методической или консультативной помощи нужна анкета-заявка (в электронном или бумажном виде) и журнал оказания помощи родителям. Если есть необходимость в повторных консультациях, то специалист вместе с родителем разрабатывает программу занятий в КЦ. |
Этап 3 | Выполнение мероприятий программы (при необходимости). |
Этап 4 | Мониторинг услуг по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. |
Этап 5 | Завершение консультаций или направление родителя к другим специалистам. |
Этап 6 | Опрос для оценки качества психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. |
Консультацию необходимо проводить не позднее 10 дней после записи. Родители могут сами выбрать время:
а) в рабочее время в рабочий день;
б) после окончания рабочего времени в рабочий день;
в) в нерабочий день.
Родитель вправе обращаться за помощью снова до тех пор, пока не исчерпает все свои бесплатные консультации, которые ему предоставили от региона в этом году. Максимальное число обращений устанавливают в местном нормативно-правовом акте.
Стоит помнить, что основная цель помощи родителям – это повышение их компетентности в вопросах образования и воспитания. Непосредственной помощи детям в КЦ нет, как и коррекционной и иной работы напрямую с ребенком. Если родитель обращается за такой помощью, то специалисты объясняют ему: ребенок может присутствовать на консультации, но не более. Малыша можно взять с собой, когда за ним некому присмотреть. Однако если в силу возраста или других обстоятельств он будет мешать консультации, лучше вывести ребенка из кабинета и передать в комнату ожидания. Вопрос о присутствии малыша при беседе со специалистом удобнее всего решать заранее.
О присмотре за ребенком сотрудникам КЦ следует позаботится как минимум для тех родителей, которые из-за особых жизненных обстоятельств не могут сделать это самостоятельно (одинокий родитель, долгое отсутствие одного из родителей по работе или по болезни т. п.).
Содержание услуги – помощь по вопросам образования. Среди них:
Одна консультация длится не менее 45 минут. Она предполагает именно устное общение со специалистом. Письменный ответ на свои вопросы родителю получить нельзя.
При необходимости специалист может отправить на электронную почту родителя нужные ему нормативно-правовые и методические документы, а также ссылки на электронные ресурсы с полезной информацией.
Для качественной консультации важно подобрать специалиста, имеющего наилучшую квалификацию для решения конкретной проблемы. Его рекомендуют, как только родитель расскажет о своем запросе, записываясь на консультацию. Но можно и не следовать совету работника КЦ, а обозначить волнующий вопрос непосредственно в начале консультации, по своему выбору.
Центр при записи на консультацию может спросить о теме, интересующей родителя, но не должен требовать подробных письменных разъяснений. Также работник КЦ предложит выбрать вид консультации (психолого-педагогическая, методическая, диагностическая либо консультационная). Однако родитель может этого не уточнять, а просто обратиться с запросом о консультации.
Желательно, чтобы родитель мог сам выбрать специалиста, которому он доверяет. Поэтому нужно размещать информацию о сотрудниках на сайте центра, чтоб обратившиеся принимали взвешенное решение.
Услуги службы должны быть максимально доступными, потому стоит проводить и дистанционные консультации. Для этого, во-первых, в центре должно быть необходимое техническое оснащение. А во-вторых, нужно выбрать каналы связи, удобные для родителей.
Притом родителей следует предупреждать, что способ связи надо выбрать в зависимости от вида консультации. Например, при получении консультационной помощи средство общения со специалистом не так важно, может подойти и аудиозвонок. А при психолого-педагогической консультации необходима видеосвязь в хорошем качестве.
Также центру следует предлагать выездные консультации. Родитель сможет попросить об очной беседе со специалистом у себя дома. Но это относится не к любому желающему, а, например, к людям с ограниченными возможностями здоровья, тем, кто находится на длительном лечении, и другим родителям без возможности посетить центр по объективным причинам.
Родитель может записать консультацию на видео или на диктофон, если это поможет ему лучше запомнить слова специалиста на консультации. Но об этом нужно заранее предупредить.
Отказ в консультации имеет место только в редких случаях. Так, специалист может не ответить на вопрос или не выполнить просьбу, если:
А. Это противоречит законодательству Российской Федерации. К примеру, когда родитель просит нарушить конфиденциальность (спрашивает об адресе и телефоне родителя другого ребенка, чтоб разрешить конфликт между детьми), посоветовать что-нибудь по поводу незаконного действия (какой вид телесного наказания лучше выбрать). В подобных случаях специалисту стоит объяснить, что запрос нарушает закон, и предложить законный вариант решения проблемы.
Б. Это выходит за рамки содержания консультации. Например, просьба о социальной помощи, содействии в судебных делах, решении жилищных, семейных споров и прочих затруднений, не связанных с образованием, обучением и воспитанием ребенка. В этом случае работнику КЦ нужно направить родителя к другим специалистам, способным заняться его проблемой. Контактную информацию органов и организаций, к которым можно обратиться, полезно разместить на информационном стенде и на сайте центра.
В. Это выходит за рамки деятельности специалиста. Допустим, родитель хочет, чтоб специалист составил для него какие-нибудь документы (заполнил заявление, подготовил иск и т. п.), поговорил с педагогами ребенка или с кем-то еще, распечатал монографию о воспитании детей для более удобного чтения и т. д. В таких случаях специалисту следует разъяснить, что именно он в силах сделать, а что выходит за пределы его возможностей. А затем нужно предложить родителю, к кому можно обратиться с его проблемой.
Консультации могут проводиться как в очном (станционарном или выездном) формате, так и в дистанционном.
Требования к месту проведения очной консультации
Здание консультационного центра должно:
Центру нужно качественное оборудование, чтобы на консультации специалист мог работать с текстами нормативных правовых и иных актов, интернет-ресурсами и электронной почтой, а также показывать обратившемуся нужную информацию на экране.
Кроме того, службе надо обустроить зону ожидания для родителей и детскую комнату с игрушками для ребят разного возраста (подробнее см. Модуль 1: Занятие 10).
Требования к выездной консультации
Выездная консультация проходит дома у родителя. Поэтому специалист должен иметь с собой оборудование, которое позволяет обращаться к нормативно-правовым и иным актам, искать необходимую информацию в интернете, отправлять письма по электронной почте, а также демонстрировать родителю информацию на экране.
Право на выездную консультацию предоставляется по решению региона или самого центра. О родителях с такой привилегией подробнее см. Модуль 1: Занятие 4.
Стоит отметить, что родители, попросившие о выездной консультации, не могут выбрать специалиста сами. Центр выбирает сотрудника, который лучше всего разбирается в вопросе обратившихся и имеет возможность к ним приехать. Хотя некоторые службы разрешают родителям выбрать специалиста для выезда.
Выбор времени для консультаций на дому не такой свободный. Центр учитывает график специалиста и сложности транспортной ситуации, поэтому предлагает родителям немного вариантов. Нескольких сотрудников отправить на консультацию не могут, какой бы многогранной ни была проблема.
Требования к дистанционной консультации
Дистанционную консультацию проводят по телефону или через интернет – по выбору родителя. Родители могут предпочесть любой канал связи из доступных центру. Как минимум один сервис должен давать возможность для видеосвязи, демонстрации на экране текстов нормативно-правовых и иных актов и другой информации.
Центр должен позаботиться о качественном телефонном и интернет-соединении в своем здании. Лучше выбрать интернет с высокой скоростью, чтоб не возникало проблем с аудио-, видеосвязью и демонстрацией необходимых материалов.
Специалист должен понимать, что во время дистанционной консультации родителю может понадобиться техническая помощь. Например, нужно объяснить, как включить видео или открыть файл и т. п. Если же сотрудник не знает, как справиться с затруднением родителя, он может обратиться к другим работникам КЦ (допустим, к системному администратору, если он есть).
Если консультацию не провели или не завершили из-за технических проблем со стороны центра, служба должна как можно скорее решить проблемы и записать родителя на прием снова не позднее 48 часов после неудавшейся консультации.
Если консультацию не провели или не закончили из-за технических проблем со стороны родителя, центр ждет восстановления связи и предлагает родителю записаться на консультацию еще раз не позднее одной недели после первого приема.
Поводы для проведения психологической консультации
Инициатор встречи | ДОУ (психолог, педагог, администратор) | Семья |
Характеристика повода для обращения | ||
Плановая встреча | Информация о возрастных закономерностях развития детей. | Информация об индивидуальных особенностях развития ребенка, соотношение с возрастными нормами. |
Острая ситуация | Какие-либо аспекты в поведении или успехах ребенка вызывают тревогу или недовольство. | Родители не справляются с какой- либо воспитательной задачей, нуждаются в информации, поддержке, помощи. |
Основные проблемы, с которыми чаще всего обращаются родители к психологу ДОУ:
I. Плановое групповое консультирование
Как правило, оно происходит на родительских собраниях. Психолог рассказывает об общих особенностях группы ДОУ и психологических особенностях возраста детей. Такая деятельность – важный компонент в работе по формированию адекватной социальной ситуации развития дошкольников. Консультация позволит родителям осознать, что происходит с ребенком в этом возрасте и как строить с ним отношения.
II. Индивидуальное консультирование родителей
У родителей могут отсутствовать жалобы, они могут не просить о помощи. Но когда воспитателей беспокоят какие-либо проявления в поведении ребенка, они могут пригласить их на индивидуальную консультацию с психологом.
Педагоги в таком случае хотят вместе с родителями выяснить: дело в каких-то проблемах малыша или в сложностях детско-родительских отношений. Консультация поможет решить, как скорректировать поведение ребенка или изменить родительскую позицию.
Стоит учитывать возможные трудности:
а) родители могут не разделять мнения педагогов, конфликтовать;
б) они могут не понимать претензий воспитателей, потому что в семье малыш ведет себя иначе;
в) родители не могут сравнить своего ребенка с другими дошкольниками.
Психолог перед консультацией достаточно много времени обсуждает проблему с педагогами. Поэтому разговор с родителями начинается как с людьми, знающими проблему, а возможно, и своими союзниками.
Между тем для семьи тема беседы иногда становится неожиданной или родители не разделяют точку зрения психолога. Кроме того, проблемы с ребенком воспринимаются иногда как обвинение в родительском некомпетентности. Испытывая чувство вины, родитель может занять оборонительную позицию, начать вести себя агрессивно.
Чтобы избежать такой ситуации, психолог заранее выясняет позицию семьи, описывает все обстоятельства беспокоящего поведения ребенка, говорит о его сильных сторонах, на которые можно опираться. И только потом обсуждаются «болевые точки» и согласовывается стратегия сотрудничества.
III. Консультирование родителей по запросу
Об индивидуальном социально-психологическом консультировании могут попросить сами родители. За помощью они обращаются по разным поводам.
Есть несколько видов консультаций в зависимости от индивидуальных особенностей родителей и тех проблем, с которыми они обращаются к психологу. Самые востребованные консультации в дошкольных учреждениях:
I. Возрастно-психологическое консультирование
Общая задача возрастно-психологического консультирования – контроль психического развития ребенка и сравнение с нормой его содержания и периодизации.
Из общей выделяются конкретные задачи:
А. Ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
Б. Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития. Направление их (с согласия родителей) на психолого-медико-педагогическую комиссию.
В. Профилактика вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем.
Г. Составление индивидуального маршрута психологической коррекции.
Д. Формирование рекомендаций по воспитанию детей в семье.
Детские консультации проводятся в присутствии родителей. Сначала идет диагностика по стандартным методикам. Психолог наблюдает за тем, как ребенок справляется с заданием или тестом. При этом специалист должен соблюдать принципы работы психолога-консультанта:
II. Поведенческое консультирование
Общая цель психологической помощи: выработка нового типа поведения у ребенка и консультирование родителей о воспитательных мерах по поддержке хорошего поведения малыша.
Частные цели:
III. Семейное консультирование.
Общая цель психологической помощи: изучение и решение проблемы члена (членов) семьи.
Частные цели:
Важное условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может познавать окружающий его мир, тем активнее идет его физическое и умственное развитие.
Основные задачи логопедического консультирования:
А. Профилактика, диагностика и коррекция проблем речевого развития, а также психологических особенностей дошкольников.
Б. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста.
Задачи центра в рамках логопедического консультирования:
Направления работы с детьми:
I. Формирование правильного звукопроизношения.
II. Развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щек, языка).
III. Совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции.
IV. Совершенствование грамматического строя речи.
V. Обогащение, активизация словарного запаса речи.
VI. Развитие мелкой моторики рук (учеными доказано, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с формированием речевых зон головного мозга).
VII. Подготовка руки к письму.
VIII. Совершенствование интонационной, выразительной и ритмической стороны речи, включая:
Медицинское консультирование – это:
А. Организационно-медицинская работа по проведению:
Б. Санитарно-просветительская работа по консультированию семей в вопросах:
В. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам:
Задачи медицинского консультирования в центре:
На консультации с родителями дошкольников психологу важно:
Психологу ДОУ нужно выстроить работу с родителем так, чтобы он:
а) принял право ребенка быть таким, какой он есть;
б) не искал в нем недостатки;
в) признал его позицию;
г) увидел все причины проблемы и перестал винить в ней только ребенка или себя (это особенно значимо при консультации с тревожными родителями).
Этапы консультативной деятельности | Задача | Техники | Позиция психолога-консультанта |
Первый этап | Установка положительного эмоционального настроя. | Установление контакта. | Стимулирующая |
Второй этап – сбор информации | Диагностика личности родителя. Прояснение сути проблемы. | Беседа, наблюдение, тесты, диалог, слушание. | Направляющая |
Третий этап – стратегический | Поиск возможных решений проблемы. Согласование плана действий. Определение способов контроля воплощения плана. | Информирование, совет, убеждение, разъяснение. | Активная |
Четвертый этап | Реализация плана. | Родитель выполняет план самостоятельно. | Отсутствует |
Помимо индивидуальных консультаций, центр проводит просветительские коллективные мероприятия для родителей (законных представителей). Их могут организовывать в разных формах. Рассмотрим варианты этих мероприятий.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру и помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пассивные слушатели. Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому просвещению переходят в дискуссии. Поняв суть воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном коллективе или семьях, обмениваются мнениями и вместе намечают программу действий.
Как сделать мероприятия интересными?
I. Определить тематику лектория вместе с родителями.
Если им трудно сформулировать темы занятий, следует поговорить о волнующих проблемах и посвятить консультации им. Или предложить набор возможных тем из методических рекомендаций.
II. Привлечь опытных специалистов.
III. Выбрать активные формы занятий.
Еще одно интересное мероприятие для родителей – конференция по обмену опытом воспитания детей.
Как провести увлекательную конференцию?
I. Посвятить её проблеме, сильно волнующей родителей.
II. Сделать родителей участниками.
Если у кого-нибудь из них есть положительный опыт решения какого-то затруднения в семье, полезно им поделиться. Так обсуждение проблемы вызовет интерес, привлечет внимание родителей, а информация будет звучать убедительнее и восприматься с большим доверием.
Вечер вопросов и ответов можно устроить после опроса родителей о трудностях, которые у них возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Как провести мероприятие интересно?
I. Сделать консультантами не только воспитателей детской группы, но и квалифицированных специалистов (например, по вопросам психологии, полового воспитания).
II. Некоторые проблемные вопросы вынести на родительский диспут.
Диспут-размышление по проблемам воспитания проходит в непринужденной обстановке и включает в обсуждение проблем всех участников. Родители учатся всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на личный опыт.
Как сделать диспут увлекательным?
I. Участники диспута сами могут сформулировать наиболее интересные для них вопросы. А затем вместе отобрать те, с которых нужно начать обсуждение. Темой для диспута могут быть конкретные ситуации из жизни детского коллектива, семей, спектакли или кинофильмы.
II. Самое интересное в диспуте – это то, что обсуждение в группах всегда выливается в коллективное размышление. Родители ищут наиболее убедительное мнение, интересуются аргументами противников, дают возможность высказаться каждому.
III. Итоги диспута-размышления (обобщающее сообщение) может подвести как педагог, так и кто-нибудь из родителей.
Педагоги ДОО должны рассказывать родителям о консультативных центрах и помощи, которую они оказывают. Сами службы делают это через соцсети, рекламу, объявления в СМИ. Нужно осведомить родителей о том:
На официальном сайте центра необходимо разместить:
Также в центре можно подготовить и оформить информационные стенды, давать родителям информационные листки (брошюры) и делиться с ними пояснительными материалами с сайта. Когда консультативный центр только начинает работу, этому стоит уделять особое внимание.
Нормативные документы:
Электронные ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.