Курс для педагогов

Планирование и организация консультационного центра ДОО для взаимодействия с родителями детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Цель: совершенствование и (или) приобретение новых компетенций, необходимых педагогам дошкольного образования для консультирования родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию. 

Объем: 72 часа. 

Планируемые результаты обучения:

Программа

Модуль 1. Организация работы консультационного центра по оказанию помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих ДОО

Занятие 1. Цели и задачи консультационных центров на базе ДОО 

Консультационные центры обеспечивают единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказывают методическую и психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям), обучающим своих детей-дошкольников дома.

В консультационный центр могут обратиться:

    • родители (законные представители) детей от 2 месяцев до 8 лет, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать ДОО;
    • ближайшее социальное окружение детей, не посещающих детский сад (бабушки, дедушки, другие родственники);
    • несовершеннолетние родители;
    • педагоги и специалисты других дошкольных организаций.

Задачи консультационного центра:

  1. Консультативная помощь родителям (законным представителям) дошкольников по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи.
  3. Коррекционная помощь и психолого-педагогическая поддержка детям с ОВЗ раннего и дошкольного возраста.
  4. Адаптация, социализация и интеграция детей с нарушениями развития (риском нарушения).
  5. Содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад.
  6. Обеспечение равных стартовых возможностей для детей 5-7 лет, не посещающих ДОО, при поступлении в школу.
  7. Разработка индивидуального маршрута и рекомендаций по психолого-педагогической помощи ребенку, организации специального обучения и воспитания в семье.

Содержание деятельности консультационного центра ДОО – комплекс различных видов деятельности.

  1. Аналитическая деятельность:
    • мониторинг потребностей родителей (законных представителей) в вопросах дошкольного образования;
    • выявление затруднений, которые возникают у родителей или законных представителей при обучении детей дома (в сфере методики, дидактики);
    • исследование передового семейного педагогического опыта;
    • изучение и анализ результатов методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), определение направлений её совершенствования;
    • статистический и аналитический отчет по всем видам консультационной деятельности.
  1. Информационная деятельность:
    • ознакомление родителей (законных представителей) с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
    • ознакомление их с опытом работы педагогов образовательной организации, передовым семейным опытом;
    • рассказ о новых направлениях образования для детей дошкольного возраста, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплексах, о видеоматериалах и рекомендациях специалистов разных направлений по запросам родителей.
  1. Организационно-методическая деятельность:
    • изучение вопросов воспитания и обучения, которые интересуют родителей;
    • формирование системы методической, психолого-педагогической, диагностической информации по запросам родителей;
    • создание видеотеки и библиотеки современных учебно-методических материалов для родителей;
    • разработка индивидуальных программ развития детей (по просьбам родителей);
    • составление перспективного плана индивидуальной работы с семьей на основе её потребностей;
    • сообщение о времени, месте и тематике работы КЦ. 
  1. Консультационная деятельность:
    • популяризация новейших педагогических и психологических достижений;
    • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам возрастных и психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста;
    • профилактика отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего и дошкольного возраста;
    • воспитание, обучение детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении и коррекция нарушений их развития;
    • социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;
    • успешная адаптация детей при поступлении в детский сад или школу;
    • организация игровой деятельности;
    • организация питания детей;
    • создание условий для закаливания и оздоровления детей;
    • социальная защита детей из различных категорий семей;
    • рассказ об учреждениях образования, социальной защиты населения, здравоохранения, которые окажут квалифицированную помощь ребенку, ориентируясь на его индивидуальные особенности.

Образовательное учреждение определяет, как организовать деятельность консультационного центра. Так, он может работать 2-3 раза в неделю в утренние и вечерние часы по графику, утвержденному приказом руководителя ДОО. Продолжительность консультации – не менее 25 минут. По заявкам родителей КЦ может организовать оперативную выездную помощь.

Отношения между консультационным центром и родителями (или законными представителями) регулируются договором. Он определяет объем и сроки оказания услуг, длительность пребывания в центре, размер платы, обязанности и ответственность сторон и др.

Диагностическая помощь КЦ необходима для оценки индивидуального развития ребенка. На основе результатов диагностики родители выбирают оптимальную программу дошкольного образования для реализации ФГОС ДО в семье. А когда ребенок завершает дошкольное образование, родители получают в центре бесплатную помощь в оценке его индивидуального развития.

Методическая и консультативная помощь проводится в групповых, подгрупповых и индивидуальных формах. Индивидуальные занятия с детьми проходят в присутствии родителей.

Формы работы с родителями:

А. Инвариантные – групповые мероприятия для всех родителей (семинары, деловые игры, тренинги, консультации, лектории).

Б. Вариантные – мероприятия для групп родителей по их запросам и потребностям:

    • индивидуальные консультации;
    • работа с родителями и детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;
    • детско-родительские встречи (занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия).

В. Постоянно действующие – клуб «Молодая семья», клуб пап, клуб родителей будущих первоклассников.

Специалисты КЦ – это связующее звено между семьей и социальными, медицинскими и другими учреждениями. Их общая цель – помощь и поддержка семьи. К консультативной помощи для родителей можно привлекать и сотрудников других организаций (детская поликлиника, служба сопровождения замещающих семей, служба социальной защиты населения, детская спортивная школа, центры детского творчества).

Занятие 2. Планируемые результаты деятельности консультационного центра 

На консультациях специалисты могут рассказывать:

    • о закономерностях развития ребенка в раннем и младенческом возрасте;
    • об индивидуальных особенностях детского развития;
    • о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком;
    • о работе, которую будут проводить с дошкольником специалисты КЦ, а также других учреждений и служб.

Консультативная помощь ориентирует педагогов и родителей в научно-методических, нормативно-правовых и организационных аспектах ранней психолого-педагогической помощи, а также в материально-технических условиях её реализации.

Консультации для родителей и педагогов могут быть разовыми и регулярными.

А. В первом случае они носят в основном информационный и рекомендательный характер.

Б. Регулярные консультации решают еще и:

    • организационные вопросы;
    • проблемы обучения;
    • задачи по разработке и периодической корректировке индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.

Субъекты консультативной деятельности – педагоги и специалисты КЦ.

Специалисты КЦ и педагоги целенаправленно развивают у ребенка те функции, виды деятельности, характеристики эмоционально-волевой и личностной сферы, которые могут пострадать из-за его ведущего, первичного нарушения.

Консультативная помощь обеспечивает профилактику отклонений вторичного характера в детском развитии. Они возникают из-за несовпадения требований среды с реальными возможностям ребенка. Базовые условия для эффективной профилактики:

    • знание особенностей развития малыша;
    • верные представления о его реальных и потенциальных возможностях;
    • объективный прогноз дальнейшего развития ребенка;
    • возможность предвидеть появление у малыша тех или иных трудностей во взаимоотношениях с окружающими, эмоционально-личностном либо когнитивном развитии.

Всё это позволяет организовать среду развития ребенка так, чтобы предотвратить возникновение вторичных отклонений.

Средствами подготовки к обучению могут выступать:

а) специально организованная предметно-пространственная среда;

б) развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности;

в) индивидуальные и групповые развивающие занятия со специалистами службы (во время развернутых обучающих консультаций либо в группах раннего возраста или кратковременного пребывания).

В целом, пропедевтическая (подготовительная) функция службы тесно связана и взаимозависима со всеми основными функциями:

    • диагностической;
    • развивающей;
    • коррекционной;
    • консультативной.

И её субъекты – участники реализации этих функций: педагоги, специалисты службы и родители детей раннего возраста.

Пропедевтическая функция, как и другие, будет эффективно выполняться при правильной координации действий основных субъектов психолого-педагогической помощи, решающих проблемы развития и здоровья детей раннего возраста:

    • педагогов;
    • специалистов службы;
    • родителей;
    • специалистов внешних (по отношению к ДОУ) организаций;
    • сотрудников разных ведомственных служб.

Задачи службы при оказании консультационной помощи:

  1. Онлайн-регистрация детей в центре и прием необходимых документов (в электронном виде).
  2. Планирование мероприятий и оповещение широкой общественности о них (создание анонсов, пресс-релизов и пост-релизов).
  3. Онлайн-запись на консультации.
  4. Организация и проведение вебинаров.

Все данные, собранные через портал, должны быть строго конфиденциальны. А полученные результаты в обработанном и обобщенном виде могут входить в отчетные материалы по деятельности центров.

Занятие 3. Возможность реализации модели консультационного центра в различных типах образовательных организаций 

Предложенная модель консультативного центра универсальна для всех типов образовательных организаций и форм образования детей от 0 до 7 лет. 

Услугами центра (службы) могут воспользоваться:

    • родители (законные представители) детей от 0 до 3 лет, дающие малышам семейное образование;
    • родители или законные представители с детьми дошкольного возраста (в том числе от 0 до 3 лет), не получающими дошкольного образования в образовательной организации;
    • родители или законные представители детей дошкольного возраста (в том числе от 0 до 3 лет), получающих дошкольное образование в образовательной организации;
    • родители (законные представители) детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Формы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми:

  1. Самая востребованная и распространенная форма – присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – проще говоря, в детских садах. В них забота о детях сочетается с дошкольным образованием. Малыши могут находиться в группах:

а) полного дня;

б) удлиненного дня;

в) круглосуточного пребывания.

  1. Вторая форма, набирающая всё большую популярность, реализуется в семейных дошкольных группах. Они создаются, как правило, на дому у воспитателя детского сада.
  2. Третья форма – это присмотр и уход за детьми в семье. Но при этом малыши получают дошкольное образование в группах кратковременного пребывания.
  3. Четвертая форма – присмотр и уход за детьми в частных детских садах или других коммерческих образовательных организациях. Также родители могут доверить детей гувернеру.

Вариативные формы дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет

    • Группа кратковременного пребывания;
    • центр игровой поддержки ребенка;
    • консультативный пункт;
    • служба ранней помощи;
    • лекотека;
    • семейный детский сад (группа);
    • «гувернерство» и др.

I. Группа кратковременного пребывания (ГКП) – вариативная форма дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). Такая группа создается для детей раннего и дошкольного возраста, чтобы всесторонне развивать малышей и формировать у них основы школьного обучения.

Кроме того, воспитатели группы оказывают консультативно-методическую поддержку родителям: дают советы по воспитанию и обучению ребенка, его социальной адаптации и тому, как подготовить будущего первоклассника к школе.

II. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – организационная форма дошкольного образования и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. При такой форме малышей в детском саду распределяют в группы кратковременного пребывания. В них воспитатели занимают ребят разнообразными развивающими играми.

III. Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих детские сады. Их задачи, содержание деятельности, функции и т. д. мы подробно рассматривали выше (см. Модуль 1: Занятие 1).

IV. Служба сопровождения семьи ребенка раннего возраста создается в дошкольных образовательных учреждениях. Она обеспечивает оптимальные условия для психического и социального развития ребенка. Такая работа с малышом помогает ему развить свои потенциальные возможности через общение с родителями и окружающим миром.

V. Лекотека нужна для психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития. Её задачи – это:

а) социализация ребенка;

б) подготовка его к школе;

в) поддержка в личностном росте дошкольника;

г) психолого-педагогическая помощь родителям.

VI. «Гувернерскую службу» создают в образовательном учреждении для помощи семье в домашнем воспитании детей. Услуги службы всегда платные. Так учреждение находит дополнительные источники финансирования.

Попросить о консультативной помощи может как родитель, так и организация дошкольного образования. Далее рассмотрим различные сценарии организации консультативной помощи в центре.

Занятие 4. Право на получение консультативной помощи в соответствии с законодательством РФ 

Нормативно-правовая база

Нормативные правовые акты, регламентирующие консультативную помощь родителям:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации.
  6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
  7. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
  8. Подзаконные нормативные правовые акты, принятые на основании указанных федеральных законов.
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
  10. Государственные и муниципальные программы, методические рекомендации государственных и муниципальных органов власти.
  11. Региональные правовые документы (при их наличии). 

Родители, обучающие своих детей-дошкольников дома, могут получить бесплатную помощь во всех образовательных организациях, где созданы консультационные центры. Каждый регион России обязан так или иначе это обеспечивать.

Нуждаться в консультативной помощи могут и другие категории родителей. Для них региональные власти предлагают помощь по своему усмотрению, чаще всего платную.

В каждом регионе четко определяют объем консультативной помощи за счет бюджета. Также выделяют категории родителей, у которых есть особые права на услугу (например, право на получение выездной консультации, право на большее число консультаций в год и т. п.). Это могут быть:

    • молодые семьи;
    • малоимущие;
    • неполные семьи;
    • многодетные;
    • семьи с детьми с особыми образовательными потребностями и т. п.

Принадлежит ли родитель к конкретной категории определяют по нормативным актам, которые устанавливают особое право на получение услуг.

Если у кого-то из родителей возникают сложности с доступом к услуге, региональные власти должны учесть это и предложить им услуги особого формата. Иметь на них право могут:

    • пенсионеры, проживающие далеко от центра;
    • одинокий родитель, живущий вне транспортной доступности службы;
    • инвалиды первой и второй групп и др.

Документы, определяющие круг родителей, которые имеют право на услугу, а также список особых категорий следует размещать на официальном сайте организации, где создается центр. Это должны быть нормативные правовые акты региона.

Занятие 5. Организация и финансирование услуг

Консультативная помощь может быть платной для тех родителей, которые не относятся к бюджетным категориям. Единица услуги – одна консультация для родителя по вопросам обучения и воспитания ребенка. Каждую из них нужно оплачивать отдельно. 

Если родитель относится к тем, кто имеет право на безвозмездную помощь, это не значит, что такой она будет всегда. Когда он использует все свои бесплатные консультации, дальше регион сможет предложить лишь платные. Ведь объем консультативной помощи за счет областного бюджета строго ограничен (т. е. число обращений всех родителей в год). Однако, даже если он уже исчерпался, в некоторых случаях родители могут получать бесплатные консультации. В частности, когда они не воспользовались своим правом в течение года, но попросили помощи позже.

Услуги станут более доступными и качественными, во-первых, если центры помощи родителям будут создаваться в негосударственных образовательных организациях: частных детских садах, развивающих детских центрах, специальных учреждениях для детей с особенностями здоровья и др. А во-вторых, можно включать консультации в перечень дополнительных платных услуг в детсадах и школах.

Способ оказания услуги (бесплатно или платно) регион выбирает сам с учетом:

    • имеющихся организаций, готовых оказывать услуги;
    • потребности в услугах у родителей;
    • возможности обеспечить доступность услуги в условиях региона (транспортных, экономических и социальных).

Консультации для родителей проводят отделы образовательных организаций или независимые консультационные центры.

Центр – некоммерческая организация или подразделение некоммерческой организации для разносторонней помощи родителям. Специалист центра – человек, работающий с запросами родителей. Он должен обладать соответствующими знаниями, навыками, компетенциями, иметь необходимое образование, в том числе дополнительное профессиональное образование.

Специалисты центра узнают много личной информации о родителях и их детях. Поэтому, оказывая услуги, они обязаны соблюдать конфиденциальность, знать законы о защите персональных данных, другие необходимые документы и строго следовать им.

Занятие 6. Требования к квалификации специалистов 

Организации важно определиться с наименованием должности специалиста и обозначить требования к его квалификации. Эта профессия сама по себе, в отличие от, например, профессии педагога, не предполагает исчерпывающего описания требований к квалификации, чтобы услуги были качественными. Поэтому организациям желательно уточнять параметры услуги или рекомендации по оказанию помощи родителям. При этом стоит учесть, что специалист центра – это не педагогический работник.

Требования к квалификации сотрудников центров определяют уровень их профессиональной подготовки и описываются в должностных инструкциях и иных локальных документах службы.

Разрабатывать методические рекомендации для специалистов могут как сами центры, так и регион. При этом можно ориентироваться на требования к сотрудникам близкой сферы деятельности (образование, педагогика, психология), а именно:

а) к любым педагогическим работникам 2-го, 3-го, 4-го квалификационных уровней (за исключением концертмейстера);

б) к руководителям структурных подразделений (в составе работников образования), если они реализуют образовательную программу для детей;

в) к психологам, работающим в образовательной организации не менее 3 лет.

Если у должности профессиональный стандарт отсутствует, могут использовать требования из квалификационных справочников. Если профстандарт принят, требования к квалификации берут из него.

Специалистам центра следует получить дополнительное профессиональное образование (например, по программе повышения квалификации) по вопросам оказания услуг. Также необходимо, чтобы такое обучение было регулярным – не реже одного раза в пять лет.

Стоит помнить, что консультативная помощь – это особый вид деятельности, который не совпадает с реализацией образовательной программы или разработкой методических материалов. Работнику центра нужно учитывать специфику такой образовательной услуги и то, что ей пользуются родители, законные представители, а не их дети.

Занятие 7. Роль экспертов ДОО в работе консультационного центра 

Помощь родителям (законным представителям) в консультативном центре организует группа специалистов:

    • руководитель консультативного центра;
    • учитель-логопед;
    • педагог-психолог;
    • инструктор по физическому воспитанию;
    • музыкальный руководитель;
    • старшая медицинская сестра.

1. Учитель-логопед

I. Выявляет уровень познавательно-речевого развития ребенка (обследование).

II. Рассказывает родителям, как помочь ребенку в коррекции речевых недостатков и их профилактике (консультации, практикумы).

III. Показывает родителям и ребенку интересные игры и упражнения по речевому развитию (практикумы).

Примерные темы консультаций:

    • «Речевое развитие ребенка»;
    • «Основные причины нарушения речи»;
    • «Фонематическое восприятие»;
    • «Неговорящие дети»;
    • «Неразборчиво говорящие дети»;
    • «Речевые проблемы детей»;
    • «Речевые развивающие игры» («Почитаем – поиграем»); 
    • «Речевые упражнения».

2. Педагог-психолог

I. Выявляет эмоционально-личностные проблемы.

II. Определяет уровень развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.).

III. Анализирует детско-родительские отношения.

IV. Проводит диагностику уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Примерные темы консультаций:

    • «Кризис трех лет»;
    • «Ребенок со страхами»;
    • «Как сделать ребенка счастливым?»;
    • «Ребенок и книга»;
    • «Играйте вместе с детьми»;
    • «Как подготовить ребенка к детскому саду?»;
    • «Как провести выходной день с детьми?»;
    • «Отец как воспитатель»;
    • «Почему дети разные?»;
    • «Как победить застенчивость?»;
    • «Зачем нужно развивать мелкую моторику?»;
    • «Влияние родительских установок на развитие детей»; 
    • «Рекомендации родителям: “Поговори со мною, мама”».

3. Инструктор по физическому воспитанию

I. Пропагандирует здоровый образ жизни для детей и взрослых.

II. Рекомендует подвижные игры в помещении и на улице, спортивные упражнения.

Примерные темы консультаций:

    • «Коврики-пазлы ОРТО»;
    • «Профилактика плоскостопия у детей»;
    • «Упражнения в ходьбе»;
    • «Ручная ловкость дошкольников»;
    • «Лечебные упражнения при плоскостопии»;
    • «На зарядку становись!»;
    • «Гимнастика для глаз»;
    • «Упражнения на внимание»;
    • «Форма для занятий физкультурой в детском саду»; 
    • «Закаливание дошкольников»;
    • «Виды спорта для ребенка».

4. Старшая медицинская сестра

I. Помогает в составлении режима дня и организации правильного питания ребенка.

II. Рассказывает о профилактике различных заболеваний: ОРВИ, гриппа, острых вирусных инфекций, инфекционных заболеваний.

Примерные темы консультаций:

    • «Как распознать ангину у детей?»;
    • «Профилактика гриппа и ОРВИ».

5. Педагоги консультативного центра

I. Показывают различные приемы, игры, упражнения для познавательного и музыкального развития ребенка.

II. Консультируют по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Примерные темы консультаций:

    • «Особенности развития ребенка 3-5 лет»;
    • «Знаете ли вы своего ребенка?» (дискуссия);
    • «Музыка в общении с ребенком»;
    • «Игры и игрушки в жизни ребенка: какие игрушки нужны вашим детям?»;
    • «Чем и как занять ребенка дома?» (дискуссия);
    • «Советы для тех, кто хочет привить ребенку любовь к музыке»;
    • «Логика – оружие будущего школьника: логические игры, их значение» (дискуссия);
    • «Развивающие игры, или путешествие на планету “Игралия”»;
    • «Подвижные игры и их роль в воспитании здорового ребенка» (дискуссия);
    • «Музыкальные игры в развитии малыша»;
    • «Мотивационная готовность детей к обучению в школе».

Занятие 8. Этапы организации деятельности консультационного центра на базе ДОО 

Первый (подготовительный) этап

На нем решаются аналитико-прогностические вопросы

А. О возможности организации центра, материально-техническом обеспечении (помещение, оборудование, информационные ресурсы), о привлечении кадров.

Б. О подготовке пакета документов, регулирующих работу КЦ (Положение о работе КЦ с учетом Методических рекомендаций по организации работы консультационных центров).

В. О потребности родителей в КЦ (мониторинг семей, обучающих дошкольников дома).

Г. О создании творческой группы и разработке плана деятельности.

Второй – этап внедрения (основной)

Основатели центра на нем:

А. Создают клиентскую базу.

Б. Разрабатывают рекламу и распространяют её (подготовка буклетов, размещение объявлений в СМИ).

В. Проводят мероприятия для родителей дошкольников, где говорят о направлениях деятельности консультационного центра и показывают формы работы с детьми всех возрастов (видео- или открытые просмотры).

Третий (контрольно-оценочный) этап

На этой стадии организаторы центра:

А. Проводят мониторинг качества услуг по комплексу критериев и показателей.

Б. Определяют эффективность деятельности КЦ в дошкольном учреждении. 

На всех этапах развития консультационного центра ДОО информационные технологии играют важную роль во взаимодействии с родителями дошкольников. Специалист КЦ А. Н. Власова предлагает на официальном сайте дошкольной организации во вкладке «Для родителей» создать страницу с информацией о консультационном центре. Кроме того, в этом разделе можно размещать консультации в электронном виде. Нажав на нужную ссылку, родители смогут получить ответ на запрос (в виде консультации), увидеть даты следующих мероприятий.

Через вкладку «Виртуальная приемная» на официальном сайте можно задать вопрос и заказать индивидуальную консультацию. Кроме того, А. Н. Власова отмечает, что работники ДОО могут общаться с родителями через соцсеть «ВКонтакте» или через программу Skype. Также специалист рекомендует создать во «ВКонтакте» закрытую группу «Консультационный центр ДОО». Там будут размещаться:

    • документы, регулирующие работу консультационного центра;
    • ссылки на официальный сайт ДОО;
    • полезные интернет-страницы;
    • фото- и видеоматериалы групповых встреч с родителями;
    • рекомендации и советы родителям;
    • ответы на интересующие вопросы и др.

Так сотрудники дошкольной организации, во-первых, покажут родителям дошкольников работу ДОО в целом, включая:

    • праздники в детском саду;
    • развлечения для ребят;
    • мастер-классы по играм с детьми дома.

А во-вторых, популяризируют деятельность детского сада.

Благодаря информационным технологиям в КЦ реализуется:

  1. Принцип приоритетности работы с родителями (налаживание диалога «педагог – родитель»).
  2. Принцип доступности (постоянный и легкий доступ к интересующей информации).
  3. Принцип максимального использования (возможность показать любые фото- и видеоматериалы).
  4. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому родителю и ребенку).

Занятие 9. План работы консультационного центра 

Консультационный центр ДОО реализует свою деятельность по плану, утвержденному руководителем дошкольной организации на новый учебный год. Он отражает: 

    • планируемые мероприятия по всем направлениям работы центра; 
    • их цели;
    • сроки проведения; 
    • ответственных за организацию. 

В работе консультационного центра могут участвовать: 

    • заместитель заведующего ДОО; 
    • социальный педагог;
    • музыкальный руководитель; 
    • воспитатели; 
    • инструкторы по физической культуре; 
    • логопед; 
    • педагог-дефектолог; 
    • медицинский работник; 
    • педагог-психолог. 

Примерное оформление плана консультационного центра 

Месяц

Мероприятие

Цель

Ответственный 

сентябрь 

   

октябрь

   

……

   

Дополнительный материал к занятию 

Занятие 10. Источники формирования методического и организационного комплекса консультационного центра 

Методический комплекс – это методические пособия по использованию модели социокультурного партнерства и обобщению опыта работы. Он включает:

  1. Готовую к тиражированию модель социокультурного партнерства.
  2. Методические рекомендации (положения, сценарии, конкурсные задания) по проведению семейных квестов.
  3. Обобщение опыта по организации семейных гостиных.
  4. Методические рекомендации по проведению речевых конференций для родителей и детей.
  5. Сборник конспектов совместных дел воспитателя и детей раннего возраста в ДОО (для родителей).
  6. Методическое пособие по организации совместной исследовательской деятельности дошкольников и родителей.
  7. Методическое пособие по налаживанию детско-родительского сотрудничества в походах выходного дня.

Организационный комплекс КЦ состоит из:

    • интерактивного оборудования;
    • развивающего оборудования;
    • оргтехники;
    • расходных материалов и др.

Методический и организационный комплекс можно сформировать за счет субсидирования и внебюджетных средств.

Материально-техническое оснащение КЦ

I. Зона ожидания для посетителей

Здесь размещают:

А. Мягкую мебель.

Б. Небольшую игровую зону для детей, ожидающих с родителями. В ней:

    • стол, стулья;
    • бизиборд;
    • развивающие игрушки;
    • принадлежности для рисования;
    • интерактивный комплекс «Робот» и т. п.

В. Интерактивную панель для:

    • передачи справочной информации через онлайн-консультанта;
    • выбора интересующих услуг;
    • оценки качества консультаций;
    • ведения электронной книги предложений;
    • публикации новостей, фотоотчетов, расписаний.

Также информационная панель соединена с Федеральным порталом информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей».

II. Кабинет(ы) для консультаций

В нем/них находится:

    • местохранения материалов для консультирования;
    • мягкая мебель;
    • офисная мебель (компьютерный стол, стулья, тумбы и пр.);
    • компьютерная техника, многофункциональное устройство;
    • ламинатор, брошюратор.

Также специалисту при работе должны быть доступны:

    • стандартныепакеты вспомогательных программ;
    • компьютерные сертифицированные инструменты диагностики;
    • анкеты и диагностические методики;
    • литература по проблемам возрастного развития детей;
    • дидактические игры;
    • нормативная документация;
    • психолого-педагогическая литература;
    • периодические печатные издания и пр.

III. Комната ожидания для ребенка

Если родитель пришел не один, во время консультации ребенок находится в комнате ожидания с воспитателем. Здесь малыш может поиграть и порисовать под присмотром педагога. В комнате ожидания есть развивающие игрушки для детей разного возраста.

Занятие 11. Критерии оценки результативности деятельности консультационного центра ДОО 

В работе консультационного центра ведущую роль играет обратная связь. Поэтому важно, чтобы родители могли оценивать полученные услуги:

    • качество содержания консультации;
    • их соответствие запросу;
    • условия оказания услуг.

Показатели эффективности услуг:

  1. Родительская оценка условий получения консультации.
  2. Оценка содержания консультации (помогла ли она решить проблему).
  3. Среднее время ожидания приема.
  4. Уровень квалификации специалистов.
  5. Уровень материально-технического обеспечения (достаточность и бесперебойность работы оборудования, средств связи).
  6. Уровень оснащения помещений центра (доступность для лиц с ОВЗ, удобство зоны ожидания).
  7. Отсутствие нарушений законодательства и прав потребителей при оказании услуги.

Критерии оценки результативности работы консультационного центра ДОО

  1. Положительная динамика в развитии детей. Улучшения в сфере основных познавательных процессов ребенка и навыков в различных видах деятельности – один из главных показателей успешной работы. 

Уровень развития ребенка отслеживается по:

I. Интеллектуальной развитости. Это представления о себе, обществе, природе и предметном окружении, а также уровень развития речи и элементарных математических представлений.

II. Сформированности навыков художественной деятельности, конструктивной и изобразительной, а, кроме того, по уровню музыкального развития.

III. Социальной адаптивности. То есть по отношению к занятиям, особенностям общения и эмоциональному развитию.

IV. Физической подготовке.

Эти показатели описывают основные направления развития дошкольника. Чтобы проанализировать их состояние, педагог на занятиях дает ребенку диагностические задания. Также важны наблюдения за малышом и родителями в домашних условиях.

  1. Удовлетворенность родителей. Нужно учитывать не только данные педагогической диагностики, поскольку они могут быть субъективными. Необходимо исследовать, насколько родители довольны результатами ребенка после занятий в консультационном центре (собеседование и анкетирование). Хороший показатель – 80-100% положительных ответов от общего количества (вопросов в каждой анкете и опрошенных родителей в целом).
  2. Увеличение числа семей, обращающихся за помощью. Это говорит, во-первых, о востребованности воспитателей, которые занимаются с дошкольниками, не посещающими детский сад. Во-вторых, о популярности консультационного центра. Хорошим результатом считается, если план по помощи семьям удалось выполнить или же превысить ожидания.
  3. Повышение педагогической компетентности родителей. Приобретение и расширение педагогических знаний в семье – ценный показатель эффективной работы КЦ.

Дополнительные критерии качества:

А. Создание в семье условий для оптимальной социализации ребенка, для активного общения со сверстниками и взрослыми.

Б. Единая образовательная среда с ежедневным изучением и включением образовательного материала в домашнее пространство.

В. Сформированность педагогических умений у родителей (организаторских, коммуникативных, гностических, проектировочных и др.).

Г. Адекватное и гармоничное сочетание ролей родителя и педагога.

Д. Соблюдение преемственности ступеней образования.

Модуль 2. Содержание деятельности консультационного центра 

Занятие 1. Алгоритм оказания услуг консультационного центра 

Алгоритм оказания услуг консультационного центра делится на несколько этапов.

Этап 1

Регистрация заявления родителя (законного представителя).

Для психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родители (законные представители) могут обращаться в КЦ лично, по телефону или через сайт образовательной организации. Прием родителей проходит по предварительно составленному расписанию. Содержание и форма услуги уточняется при обращении.

Этап 2

Первая консультация.

Специалист КЦ отвечает на вопросы родителя (законного представителя) о воспитании, развитии и обучении ребенка, обсуждает затруднения.

Для получения психолого-педагогической, методической или консультативной помощи нужна анкета-заявка (в электронном или бумажном виде) и журнал оказания помощи родителям.

Если есть необходимость в повторных консультациях, то специалист вместе с родителем разрабатывает программу занятий в КЦ.

Этап 3

Выполнение мероприятий программы (при необходимости).

Этап 4

Мониторинг услуг по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.

Этап 5

Завершение консультаций или направление родителя к другим специалистам.

Этап 6

Опрос для оценки качества психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.

Занятие 2. Содержание и процедура консультации

Консультацию необходимо проводить не позднее 10 дней после записи. Родители могут сами выбрать время:

а) в рабочее время в рабочий день;

б) после окончания рабочего времени в рабочий день;

в) в нерабочий день.

Родитель вправе обращаться за помощью снова до тех пор, пока не исчерпает все свои бесплатные консультации, которые ему предоставили от региона в этом году. Максимальное число обращений устанавливают в местном нормативно-правовом акте.

Стоит помнить, что основная цель помощи родителям – это повышение их компетентности в вопросах образования и воспитания. Непосредственной помощи детям в КЦ нет, как и коррекционной и иной работы напрямую с ребенком. Если родитель обращается за такой помощью, то специалисты объясняют ему: ребенок может присутствовать на консультации, но не более. Малыша можно взять с собой, когда за ним некому присмотреть. Однако если в силу возраста или других обстоятельств он будет мешать консультации, лучше вывести ребенка из кабинета и передать в комнату ожидания. Вопрос о присутствии малыша при беседе со специалистом удобнее всего решать заранее.

О присмотре за ребенком сотрудникам КЦ следует позаботится как минимум для тех родителей, которые из-за особых жизненных обстоятельств не могут сделать это самостоятельно (одинокий родитель, долгое отсутствие одного из родителей по работе или по болезни т. п.).

Содержание услуги – помощь по вопросам образования. Среди них:

    • содержание обучения и воспитания детей;
    • реализация прав и законных интересов детей;
    • выбор формы образования и обучения;
    • выбор и реализация образовательной траектории ребенка и др.

Одна консультация длится не менее 45 минут. Она предполагает именно устное общение со специалистом. Письменный ответ на свои вопросы родителю получить нельзя.

При необходимости специалист может отправить на электронную почту родителя нужные ему нормативно-правовые и методические документы, а также ссылки на электронные ресурсы с полезной информацией.

Для качественной консультации важно подобрать специалиста, имеющего наилучшую квалификацию для решения конкретной проблемы. Его рекомендуют, как только родитель расскажет о своем запросе, записываясь на консультацию. Но можно и не следовать совету работника КЦ, а обозначить волнующий вопрос непосредственно в начале консультации, по своему выбору.

Центр при записи на консультацию может спросить о теме, интересующей родителя, но не должен требовать подробных письменных разъяснений. Также работник КЦ предложит выбрать вид консультации (психолого-педагогическая, методическая, диагностическая либо консультационная). Однако родитель может этого не уточнять, а просто обратиться с запросом о консультации.

Желательно, чтобы родитель мог сам выбрать специалиста, которому он доверяет. Поэтому нужно размещать информацию о сотрудниках на сайте центра, чтоб обратившиеся принимали взвешенное решение.

Услуги службы должны быть максимально доступными, потому стоит проводить и дистанционные консультации. Для этого, во-первых, в центре должно быть необходимое техническое оснащение. А во-вторых, нужно выбрать каналы связи, удобные для родителей.

Притом родителей следует предупреждать, что способ связи надо выбрать в зависимости от вида консультации. Например, при получении консультационной помощи средство общения со специалистом не так важно, может подойти и аудиозвонок. А при психолого-педагогической консультации необходима видеосвязь в хорошем качестве.

Также центру следует предлагать выездные консультации. Родитель сможет попросить об очной беседе со специалистом у себя дома. Но это относится не к любому желающему, а, например, к людям с ограниченными возможностями здоровья, тем, кто находится на длительном лечении, и другим родителям без возможности посетить центр по объективным причинам.

Родитель может записать консультацию на видео или на диктофон, если это поможет ему лучше запомнить слова специалиста на консультации. Но об этом нужно заранее предупредить.

Отказ в консультации имеет место только в редких случаях. Так, специалист может не ответить на вопрос или не выполнить просьбу, если:

А. Это противоречит законодательству Российской Федерации. К примеру, когда родитель просит нарушить конфиденциальность (спрашивает об адресе и телефоне родителя другого ребенка, чтоб разрешить конфликт между детьми), посоветовать что-нибудь по поводу незаконного действия (какой вид телесного наказания лучше выбрать). В подобных случаях специалисту стоит объяснить, что запрос нарушает закон, и предложить законный вариант решения проблемы.

Б. Это выходит за рамки содержания консультации. Например, просьба о социальной помощи, содействии в судебных делах, решении жилищных, семейных споров и прочих затруднений, не связанных с образованием, обучением и воспитанием ребенка. В этом случае работнику КЦ нужно направить родителя к другим специалистам, способным заняться его проблемой. Контактную информацию органов и организаций, к которым можно обратиться, полезно разместить на информационном стенде и на сайте центра.

В. Это выходит за рамки деятельности специалиста. Допустим, родитель хочет, чтоб специалист составил для него какие-нибудь документы (заполнил заявление, подготовил иск и т. п.), поговорил с педагогами ребенка или с кем-то еще, распечатал монографию о воспитании детей для более удобного чтения и т. д. В таких случаях специалисту следует разъяснить, что именно он в силах сделать, а что выходит за пределы его возможностей. А затем нужно предложить родителю, к кому можно обратиться с его проблемой.

Занятие 3. Требования к проведению консультаций

Консультации могут проводиться как в очном (станционарном или выездном) формате, так и в дистанционном. 

Требования к месту проведения очной консультации 

Здание консультационного центра должно:

    • быть доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья (желательно, чтоб оно находилось на первом этаже);
    • отвечать противопожарным, санитарным и иным требованиям;
    • обеспечивать конфиденциальность консультации.

Центру нужно качественное оборудование, чтобы на консультации специалист мог работать с текстами нормативных правовых и иных актов, интернет-ресурсами и электронной почтой, а также показывать обратившемуся нужную информацию на экране.

Кроме того, службе надо обустроить зону ожидания для родителей и детскую комнату с игрушками для ребят разного возраста (подробнее см. Модуль 1: Занятие 10).

Требования к выездной консультации 

Выездная консультация проходит дома у родителя. Поэтому специалист должен иметь с собой оборудование, которое позволяет обращаться к нормативно-правовым и иным актам, искать необходимую информацию в интернете, отправлять письма по электронной почте, а также демонстрировать родителю информацию на экране.

Право на выездную консультацию предоставляется по решению региона или самого центра. О родителях с такой привилегией подробнее см. Модуль 1: Занятие 4.

Стоит отметить, что родители, попросившие о выездной консультации, не могут выбрать специалиста сами. Центр выбирает сотрудника, который лучше всего разбирается в вопросе обратившихся и имеет возможность к ним приехать. Хотя некоторые службы разрешают родителям выбрать специалиста для выезда.

Выбор времени для консультаций на дому не такой свободный. Центр учитывает график специалиста и сложности транспортной ситуации, поэтому предлагает родителям немного вариантов. Нескольких сотрудников отправить на консультацию не могут, какой бы многогранной ни была проблема.

Требования к дистанционной консультации 

Дистанционную консультацию проводят по телефону или через интернет – по выбору родителя. Родители могут предпочесть любой канал связи из доступных центру. Как минимум один сервис должен давать возможность для видеосвязи, демонстрации на экране текстов нормативно-правовых и иных актов и другой информации.

Центр должен позаботиться о качественном телефонном и интернет-соединении в своем здании. Лучше выбрать интернет с высокой скоростью, чтоб не возникало проблем с аудио-, видеосвязью и демонстрацией необходимых материалов.

Специалист должен понимать, что во время дистанционной консультации родителю может понадобиться техническая помощь. Например, нужно объяснить, как включить видео или открыть файл и т. п. Если же сотрудник не знает, как справиться с затруднением родителя, он может обратиться к другим работникам КЦ (допустим, к системному администратору, если он есть).

Если консультацию не провели или не завершили из-за технических проблем со стороны центра, служба должна как можно скорее решить проблемы и записать родителя на прием снова не позднее 48 часов после неудавшейся консультации.

Если консультацию не провели или не закончили из-за технических проблем со стороны родителя, центр ждет восстановления связи и предлагает родителю записаться на консультацию еще раз не позднее одной недели после первого приема.

Занятие 4. Социально-психологическое консультирование 

Поводы для проведения психологической консультации 

Инициатор встречи

ДОУ (психолог, педагог, администратор)

Семья

Характеристика повода для обращения

Плановая встреча

Информация о возрастных закономерностях развития детей.

Информация об индивидуальных особенностях развития ребенка, соотношение с возрастными нормами.

Острая ситуация

Какие-либо аспекты в поведении или успехах ребенка вызывают тревогу или недовольство.

Родители не справляются с какой- либо воспитательной задачей, нуждаются в информации, поддержке, помощи.

Основные проблемы, с которыми чаще всего обращаются родители к психологу ДОУ:

    • вопросы воспитания и развития ребенка;
    • готовность к обучению в школе;
    • проблемы с адаптацией ребенка к детскому саду;
    • поведенческие проблемы;
    • проблемы общения.

Ситуации, когда родители встречаются с психологом по инициативе представителей ДОУ

I. Плановое групповое консультирование

Как правило, оно происходит на родительских собраниях. Психолог рассказывает об общих особенностях группы ДОУ и психологических особенностях возраста детей. Такая деятельность – важный компонент в работе по формированию адекватной социальной ситуации развития дошкольников. Консультация позволит родителям осознать, что происходит с ребенком в этом возрасте и как строить с ним отношения.

II. Индивидуальное консультирование родителей

У родителей могут отсутствовать жалобы, они могут не просить о помощи. Но когда воспитателей беспокоят какие-либо проявления в поведении ребенка, они могут пригласить их на индивидуальную консультацию с психологом.

Педагоги в таком случае хотят вместе с родителями выяснить: дело в каких-то проблемах малыша или в сложностях детско-родительских отношений. Консультация поможет решить, как скорректировать поведение ребенка или изменить родительскую позицию.

Стоит учитывать возможные трудности:

а) родители могут не разделять мнения педагогов, конфликтовать;

б) они могут не понимать претензий воспитателей, потому что в семье малыш ведет себя иначе;

в) родители не могут сравнить своего ребенка с другими дошкольниками.

Психолог перед консультацией достаточно много времени обсуждает проблему с педагогами. Поэтому разговор с родителями начинается как с людьми, знающими проблему, а возможно, и своими союзниками.

Между тем для семьи тема беседы иногда становится неожиданной или родители не разделяют точку зрения психолога. Кроме того, проблемы с ребенком воспринимаются иногда как обвинение в родительском некомпетентности. Испытывая чувство вины, родитель может занять оборонительную позицию, начать вести себя агрессивно.

Чтобы избежать такой ситуации, психолог заранее выясняет позицию семьи, описывает все обстоятельства беспокоящего поведения ребенка, говорит о его сильных сторонах, на которые можно опираться. И только потом обсуждаются «болевые точки» и согласовывается стратегия сотрудничества.

III. Консультирование родителей по запросу

Об индивидуальном социально-психологическом консультировании могут попросить сами родители. За помощью они обращаются по разным поводам.

Есть несколько видов консультаций в зависимости от индивидуальных особенностей родителей и тех проблем, с которыми они обращаются к психологу. Самые востребованные консультации в дошкольных учреждениях:

    • возрастно-психологические;
    • поведенческие;
    • семейные.

Занятие 5. Виды консультирования исходя из запроса 

I. Возрастно-психологическое консультирование

Общая задача возрастно-психологического консультирования – контроль психического развития ребенка и сравнение с нормой его содержания и периодизации.

Из общей выделяются конкретные задачи:

А. Ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

Б. Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития. Направление их (с согласия родителей) на психолого-медико-педагогическую комиссию.

В. Профилактика вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем.

Г. Составление индивидуального маршрута психологической коррекции.

Д. Формирование рекомендаций по воспитанию детей в семье.

Детские консультации проводятся в присутствии родителей. Сначала идет диагностика по стандартным методикам. Психолог наблюдает за тем, как ребенок справляется с заданием или тестом. При этом специалист должен соблюдать принципы работы психолога-консультанта:

  1. Принцип соблюдения интересов ребенка.
  2. Принцип системности.
  3. Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем.
  4. Принцип анализа подтекста.
  5. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития.
  6. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.

II. Поведенческое консультирование

Общая цель психологической помощи: выработка нового типа поведения у ребенка и консультирование родителей о воспитательных мерах по поддержке хорошего поведения малыша.

Частные цели:

    • формирование новых социальных умений;
    • изучение психологических целей саморегуляции;
    • снятие стресса, избавление от эмоциональных травм.

III. Семейное консультирование.

Общая цель психологической помощи: изучение и решение проблемы члена (членов) семьи.

Частные цели:

    • анализ трудной ситуации;
    • изменение ролевого взаимодействия в семье;
    • стимуляция личностного роста членов семьи.

Занятие 6. Логопедическое консультирование 

Важное условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может познавать окружающий его мир, тем активнее идет его физическое и умственное развитие.

Основные задачи логопедического консультирования:

А. Профилактика, диагностика и коррекция проблем речевого развития, а также психологических особенностей дошкольников.

Б. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста.

Задачи центра в рамках логопедического консультирования:

  1. Всесторонняя помощь родителям (законным представителям) в развитии детей.
  2. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
  3. Содействие в социализации дошкольников.
  4. Комплексная профилактика различных отклонений в психическом и речевом развитии дошкольников;
  5. Взаимодействие между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Направления работы с детьми:

I. Формирование правильного звукопроизношения.

II. Развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щек, языка).

III. Совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции.

IV. Совершенствование грамматического строя речи.

V. Обогащение, активизация словарного запаса речи.

VI. Развитие мелкой моторики рук (учеными доказано, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с формированием речевых зон головного мозга).

VII. Подготовка руки к письму.

VIII. Совершенствование интонационной, выразительной и ритмической стороны речи, включая:

    • выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания;
    • работу над правильным ударением, темпом речи.

Занятие 7. Медицинское консультирование 

Медицинское консультирование – это:

А. Организационно-медицинская работа по проведению:

    • медицинских осмотров детей;
    • профилактических и оздоровительных мероприятий;
    • медико-педагогической коррекции.

Б. Санитарно-просветительская работа по консультированию семей в вопросах:

    • физического развития;
    • укрепления и сохранения здоровья ребенка.

В. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам:

    • оказания медицинской помощи детям;
    • эффективной профилактики и оздоровления.

Задачи медицинского консультирования в центре:

  1. Давать родителям объективную оценку о физическом состоянии и здоровье детей.
  2. Анализировать физическое, нервно-психическое развитие и здоровье детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий.
  3. Вносить своевременное коррективы в медицинское обслуживание детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
  4. Проводить консультации с работниками ДОУ и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей.

Занятие 8. Этапы консультативной деятельности 

На консультации с родителями дошкольников психологу важно:

    • получить возможность для полноценной психокоррекционной работы с семьей;
    • достичь адекватного осознания проблемы;
    • «подвести» родителей к взвешенным решениям о развитии их малыша.

Психологу ДОУ нужно выстроить работу с родителем так, чтобы он:

а) принял право ребенка быть таким, какой он есть;

б) не искал в нем недостатки;

в) признал его позицию;

г) увидел все причины проблемы и перестал винить в ней только ребенка или себя (это особенно значимо при консультации с тревожными родителями).

Содержание этапов консультативной деятельности

Этапы консультативной деятельности

Задача

Техники

Позиция психолога-консультанта

Первый этап

Установка положительного эмоционального настроя.

Установление контакта.

Стимулирующая

Второй этап – сбор информации

Диагностика личности родителя.

Прояснение сути проблемы.

Беседа, наблюдение, тесты, диалог, слушание.

Направляющая

Третий этап – стратегический

Поиск возможных решений проблемы.

Согласование плана действий.

Определение способов контроля воплощения плана.

Информирование, совет, убеждение, разъяснение.

Активная

Четвертый этап

Реализация плана.

Родитель выполняет план самостоятельно.

Отсутствует

Занятие 9. Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) 

Помимо индивидуальных консультаций, центр проводит просветительские коллективные мероприятия для родителей (законных представителей). Их могут организовывать в разных формах.  Рассмотрим варианты этих мероприятий.

1. Родительский лекторий

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру и помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пассивные слушатели. Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому просвещению переходят в дискуссии. Поняв суть воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном коллективе или семьях, обмениваются мнениями и вместе намечают программу действий.

Как сделать мероприятия интересными?

I. Определить тематику лектория вместе с родителями.

Если им трудно сформулировать темы занятий, следует поговорить о волнующих проблемах и посвятить консультации им. Или предложить набор возможных тем из методических рекомендаций.

II. Привлечь опытных специалистов.

III. Выбрать активные формы занятий.

2. Конференция 

Еще одно интересное мероприятие для родителей – конференция по обмену опытом воспитания детей.

Как провести увлекательную конференцию?

I. Посвятить её проблеме, сильно волнующей родителей.

II. Сделать родителей участниками.

Если у кого-нибудь из них есть положительный опыт решения какого-то затруднения в семье, полезно им поделиться. Так обсуждение проблемы вызовет интерес, привлечет внимание родителей, а информация будет звучать убедительнее и восприматься с большим доверием.

3. Вечер вопросов и ответов

Вечер вопросов и ответов можно устроить после опроса родителей о трудностях, которые у них возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Как провести мероприятие интересно?

I. Сделать консультантами не только воспитателей детской группы, но и квалифицированных специалистов (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

II. Некоторые проблемные вопросы вынести на родительский диспут.

4. Диспут-размышление

Диспут-размышление по проблемам воспитания проходит в непринужденной обстановке и включает в обсуждение проблем всех участников. Родители учатся всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на личный опыт.

Как сделать диспут увлекательным?

I. Участники диспута сами могут сформулировать наиболее интересные для них вопросы. А затем вместе отобрать те, с которых нужно начать обсуждение. Темой для диспута могут быть конкретные ситуации из жизни детского коллектива, семей, спектакли или кинофильмы.

II. Самое интересное в диспуте – это то, что обсуждение в группах всегда выливается в коллективное размышление. Родители ищут наиболее убедительное мнение, интересуются аргументами противников, дают возможность высказаться каждому.

III. Итоги диспута-размышления (обобщающее сообщение) может подвести как педагог, так и кто-нибудь из родителей.

Занятие 10. Информирование родителей 

Педагоги ДОО должны рассказывать родителям о консультативных центрах и помощи, которую они оказывают. Сами службы делают это через соцсети, рекламу, объявления в СМИ. Нужно осведомить родителей о том:

    • какие категории родителей имеют право на бесплатную помощь;
    • какой объем бесплатной помощи дается в регионе родителю;
    • какие категории родителей не могут рассчитывать на бесплатную помощь, но вправе обратиться за платными услугами;
    • в каком порядке можно получить бесплатную помощь;
    • в каком порядке можно получить помощь платно;
    • какие центры есть в регионе (с их контактными данными).

На официальном сайте центра необходимо разместить:

    • документы, связанные с его работой;
    • контактные данные службы;
    • условия оказания услуг: сведения о специалистах центра, оснащении (фотографии обстановки в центре, рассказ о технических возможностях) и пр.;
    • форматы оказания помощи (разные виды консультаций).

Также в центре можно подготовить и оформить информационные стенды, давать родителям информационные листки (брошюры) и делиться с ними пояснительными материалами с сайта. Когда консультативный центр только начинает работу, этому стоит уделять особое внимание. 

Дополнительный материал

Библиографический список

Нормативные документы:

  1. Методические рекомендации по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. : утверждены приказом Минпросвещения РФ № МР-78/02вн от 31 мая 2019 г. / Текст : электронный // Судебные и нормативные акты РФ : [сайт]. – URL: https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-po-okazaniyu-metodicheskoy,-psihologo-pedagogicheskoy,-diagnosticheskoy-i-kons/

Электронные ресурсы:

  1. Консультативная модель работы центра (службы) по оказанию помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию (материалы ФГАУ «Фиро»). –  17 с. / Текст : электронный // URL: https://wiki.soiro.ru/images/Sem_2017_4.pdf
  2. Левшина, Н. И. Консультационные центры как средство сопровождения дошкольного семейного образования / Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, С. Н. Юревич // Управление ДОО. – 2018. – № 6. – С. 4-11. / Текст : электронный // URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2018/06/levshina_dv_06_2018.pdf
  3. Майер, А. А. Ранний возраст: модели и технологии сопровождения развития ребенка в семье : Методические рекомендации / А. А. Майер, Г. Н. Гришина, Т. В. Зеленкова. – Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020. – 70 с. / Текст : электронный // URL: https://mocdo.ggtu.ru/docs_pdf/Regionlnii_monitoring/metod_recom/Early_age_models_and_technologies_for_supporting_child_dev…
  4. Методические рекомендации по организации работы консультативного центра для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. – Всеволожск : МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4», 2015. – 24 с. / Текст : электронный // URL: https://www.vsevsad4.ru/data/documents/broshyura.pdf
  5. Модель консультационного центра с использованием социокультурного партнерства на базе дошкольной образовательной организации : методическое пособие / авторы-составители Л. А. Базалева, Н. А. Мамадалиева. – Сочи : МДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86», 2019. – 25 с. / Текст : электронный // URL: http://dou86.sochi-schools.ru/wp-content/uploads/2020/02/Metodichka-Model-KTS.pdf 
  6. Пескишева, Т. А. Организация работы консультационного центра для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Пескишева. – Череповец : МАДОУ «Детский сад № 77». – 6 с. / Текст : электронный // URL: https://vmk.doo.viro.edu.ru/attachments/article/362/madou_77_cheropocha.pdf
  7. План работы консультационного центра на 2023-2024 учебный год : утвержден приказом заведующей МДОУ Гориной Е. О. № 98 от 5 сентября 2023 г. – 4 с. / Текст : электронный // URL: https://detki-yagodki29.edusite.ru/DswMedia/plankcna23-24gg.pdf

Итоговое тестирование

С какой целью создаются консультационные центры?
Какие категории родителей могут воспользоваться услугами консультационного центра (службы)?
Какие документы должны учитываться при создании консультационных центров?
Кем осуществляется обеспечение предоставления бесплатной помощи родителям, обеспечивающим семейное образование детей?
В каком помещении рекомендуется оказывать услуги?
Что необходимо учесть при проведении выездной консультации?
Какую общую задачу НЕ ставит перед собой возрастно-психологическое консультирование?
Что является основой для контроля за ходом развития ребенка?
Сколько времени отводится на запись для получения консультации?
Сколько раз родитель может обратиться за консультацией в течение года?

 

Корзина