Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в области формирования основ функциональной грамотности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Объем: 72 часа
Приоритетные направления государственной политики в сфере дошкольного образования.
Понятия «функциональная грамотность», «предпосылки функциональной грамотности» в развитии детей дошкольного возраста.
Подходы к формированию предпосылок функциональной грамотности и способы оценивания уровня сформированности предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.
Структуру, особенности игр и игровых упражнений, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
Отбирать методические материалы для осуществления образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
Разрабатывать кейсы игр и игровых упражнений для осуществления образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности.
На основе разработанного кейса игр и игровых упражнений осуществлять оценивание уровня сформированности предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
Применение в практической деятельности подходов, приемов, методов, технологий по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Использование диагностических и оценочных средств для определения уровня сформированности предпосылок функциональной грамотности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Обращение к проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО обусловлено вхождением России в мировое образовательное пространство, что выдвигает определенные требования к национальной системе образования по решению проблемы повышения качества дошкольного образования и его оценки.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) профессиональная деятельность педагога ДОО должна строиться таким образом, чтобы сформировать предпосылки функциональной грамотности: научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения поставленных задач. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
Государственная политика в сфере образования нацелена на формирование функциональной грамотности подрастающего поколения. В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В соответствии с требованиями ФГОС ДО, выстраивание образовательной деятельности в ДОО имеет свой целью научить детей адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, быть инициативными и способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.
Реализация такой цели актуализирует проблему формирования предпосылок функциональной грамотности ребенка начиная со ступени дошкольного образования, в результате чего на последующих этапах своего развития и становления он смог бы качественно овладеть всеми видами функциональной грамотности, закрепляя их в навыках личности ХХI века. Актуализирует данную проблему и внедрение ФОП ДО, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных культурных традиций.
Таким образом, проблема формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников является актуальной как для дошкольного образования, так и для начального общего образования, поскольку успешность обучения в школе определяется сформированностью важнейших базовых умений и навыков детей во всех областях образовательной деятельности.
Одной из основных целей современного образования является повышение конкурентоспособности и качества российского образования.
При комплексном подходе к анализу конкурентоспособности образования страны выделяются три типа индикаторов:
Ключевым индикатором качества образования являются образовательные результаты, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.
Оценка качества общего образования проводится с учетом национальных стандартов – планируемых результатов, заданных в Федеральных государственных образовательных стандартах, и международных стандартов – образовательных результатов, заданных в международных документах. Среди международных стандартов следует выделить «Навыки XXI века» и концептуальную рамку образовательных результатов организации экономического развития и сотрудничества 2030.
Международный стандарт «Навыки XXI века» определяет базовые навыки:
В рамке образовательных результатов организации экономического развития и сотрудничества 2030 конкретизированы система знаний, умений, отношений и ценностей, создающих основу образовательных результатов; компетенции, как способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в мире; стратегии поведения, демонстрирующие способность действовать в различных внеучебных ситуациях.
Анализ содержательной и критериальной базы национальных и международных стандартов оценки качества образования при явных различиях структуры и содержания данных документов позволяет выделить общие особенности в концепциях представления образовательных результатов, такие как комплексный подход к формированию образовательных результатов, контекстуализация содержания образования и учебной деятельности, включение в оценочные процедуры методик оценки самостоятельной активности учащихся.
Среди недостатков российского образования на современном этапе Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова выделяют:
Г.С. Ковалева определяет основные направления совершенствования общего образования в Российской Федерации:
Одним из основных направлений автором определено усиление внимания к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.
Термин «функциональная грамотность» возник в последней трети XX века в ответ на глобальные вызовы современности, связанные с переходом общества от индустриальной эпохи к постиндустриальной, в противовес ранее используемому понятию «грамотность» в международной образовательной практике.
В.А. Ермоленко определяет четыре этапа развития представлений о функциональной грамотности и ее функциях:
Рассмотрим основные подходы к определению понятия «функциональная грамотность».
А.А. Леонтьев определяет функциональную грамотность как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Н.Ф. Виноградова определяет функциональную грамотность как базовое образование личности. «Ребенок должен обладать:
Анализируя данные определения, Г.С. Ковалева в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяет способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. По мнению автора, функциональная грамотность, прежде всего, проявляется в решении нетиповых проблемных задач, которые выходят за пределы учебных ситуаций. Таким образом, с целью оценки уровня функциональной грамотности учителю целесообразно предлагать обучающимся нетипичные задания, связанные с реальными жизненными ситуациями.
Основной вопрос международного исследования PISA позволяет определить функциональную грамотность как совокупность знаний и умений, необходимых человеку для его полноценного функционирования в современном обществе.
В словаре методических терминов и понятий Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина функциональная грамотность определяется как «…способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». Авторы включают в содержание рассматриваемого понятия знания, умения, навыки, которые обеспечат нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.
Анализируя приведенные выше определения, можно сделать вывод о том, что современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков (читать, писать, понимать, ориентироваться) и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Коллектив Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» под руководством Н.Ф. Виноградовой рассматривают функциональную грамотность как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные компоненты (языковая, естественнонаучная, математическая, общекультурная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
К интегративным относятся:
Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
С 2018 года в исследовании PISA выделено еще направление – глобальные компетенции.
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
В 2021 году в исследование PISA включено креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.
Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности обучающихся закреплена во ФГОС НОО: «В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: <…> формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию <…>» [ФГОС НОО, п. 34.2].
Одной из ключевых задач дошкольного образования признается «достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования» [ФОП ДО, п. 14.2].
Дошкольное образование, как базис формирования предпосылок функциональной грамотности ребенка с учетом требований ФГОС ДО, предусматривает формирование следующих предпосылок:
Одним из основных компонентов функциональной грамотности школьника является математическая грамотность. Существуют различные подходы к определению данного понятия.
Г.С. Ковалева рассматривает функциональную математическую грамотность как «способность человека обнаруживать реальные проблемы, которые следует решать математическими средствами». По мнению автора, математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грамотности, включает в себя:
В качестве показателей сформированности математической грамотности автор выделяет следующие умения:
К.А. Краснянская, Л.О. Денищева отмечают, что функциональную математическую грамотность можно формировать через систему задач:
Н.Ф. Виноградова выделяет следующие компоненты функциональной математической грамотности:
Предпосылками функциональной математической грамотности выступают:
Математическое развитие дошкольников предполагает изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в процессе формирования элементарных математических представлений. Основные направления работы по формированию предпосылок математической грамотности дошкольника:
Значение процесса математического развития дошкольников в узком смысле понимается как подготовка детей к успешному усвоению точных наук в школе: математика, физика, химия, геометрия. В широком смысле – полноценное умственное развитие ребенка на основе сформированных предпосылок математической грамотности.
Задачи по формированию предпосылок математической грамотности детей в ДОО:
Этапы формирования предпосылок математической грамотности:
Содержание формирования предпосылок математической грамотности дошкольников можно разделить на три направления:
В процессе освоения математических понятий у дошкольников формируются предпосылки математических видов деятельности:
В содержании предпосылок формирования математической грамотности дошкольников выделяют две группы математических действий:
Предпосылки математической грамотности в дошкольном возрасте выражаются в способностях ребенка:
Для системного формирования предпосылок математической грамотности важно:
Успех формирования математической грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них математические представления, сформировать умения, выработать навыки математических операций. Образовательная деятельность с воспитанниками должна включать в себя следующие методы и приемы работы: сюжетно-ролевые, дидактические игры, настольные игры.
Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и задания, в ходе которых дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемных заданий и логических операций, математических действий, занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение, логику рассуждений. Решение логических задач способствует формированию у дошкольников интереса к экономическим знаниям, развивает способность видеть за названиями и терминами не только математические элементы, но практические ситуации применения этих знаний в повседневной жизни.
Полученные представления можно закреплять в различных видах образовательной деятельности. Формирование предпосылок математической грамотности осуществляется и в процессе ознакомления с произведениями детской художественной литературы, которые в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к процессу и результатам труда.
Одним из основных условий успешного формирования функциональной грамотности является сформированность универсальных учебных действий, прежде всего, логических.
На уровне дошкольного образования предпосылками универсальных учебных действий можно считать следующие:
Рассмотрим механизм формирования предпосылок каждого из познавательных логических действий.
Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению
В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке (измерению).
К величинам относят длину, массу, время, емкость (объем), площадь и др. Все эти величины и единицы их измерения изучаются в начальной школе.
Целью дошкольной подготовки является знакомство детей со свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер.
Умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие
Умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; умение устанавливать аналогии на предметном материале; операции классификации, сериации на конкретно-чувственном предметном материале
В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект)
Задания на развитие пространственной децентрации (процесс освобождения от пространственного эгоцентризма) предполагают обучение ребенка понимать и принимать позицию другого лица.
Кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов).
Декодирование/считывание информации.
Умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Алгоритмические игровые упражнения содержат значительный потенциал для формирования предпосылок функциональной математической грамотности.
Алгоритм – это общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения однотипных задач.
Методика ознакомления дошкольников с алгоритмами и формирование у них алгоритмических умений включает три этапа:
1) формирование умений выполнять алгоритмы (средняя группа);
2) формирование умений составлять алгоритмы (старшая группа);
3) закрепление приобретенных умений в учебной и игровой деятельности.
В процессе формирования предпосылок математической грамотности дошкольников следует помнить, что педагог не должен допускать ошибки в определениях/формулировках/вопросах, связанных с математическими понятиями, адаптируя их под дошкольный возраст.
Требования к формулировкам:
В практической работе педагогов ДОО по формированию предпосылок математической грамотности целесообразно использовать интерактивные мини-спектакли, в процессе подготовки которых осуществляется обучение через ознакомление с увлекательными историями и забавными сказочными персонажами, изучающими окружающий мир. Подобные постановки
Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребенок легко усваивает основные математические понятия и получает знания, которые выступают предпосылками формирования его математической грамотности.
В целях формирования предпосылок функциональной математической грамотности дошкольников рекомендуется использовать программу «Игралочка» (авторы: Л.Г. Петерсон, д-р. пед. наук, профессор, научный руководитель Института СДП, лауреат премии Президента РФ в области образования; Е.Е. Кочемасова, советник директора Института СДП по вопросам дошкольного образования, лауреат премии Президента РФ в области образования).
Данная программа является начальным звеном непрерывного курса математики «Учусь учиться» для детей от 3-х до 15 лет.
Содержательный потенциал программы «Игралочка» в формировании предпосылок функциональной математической грамотности дошкольников заключается в следующем:
Алгоритм технологии следующий:
1) Введение в ситуацию.
2) Актуализация.
3) Затруднение в ситуации.
4) «Открытие» детьми нового знания.
5) Включение нового знания в систему знаний.
6) Осмысление.
Развитие деятельностных способностей дошкольников осуществляется благодаря тому, что:
Таким образом, особенности формирования предпосылок функциональной грамотности заключаются в методических приемах, педагогических подходах и содержании математических представлений дошкольников, которые реализуется педагогом дошкольной образовательной организации. Программа «Игралочка» содержит открытые, функциональные, многовариативные задания, позволяющие сформировать интерес к математике как необходимой составляющей стороне жизни человека и общества, а также, способствует развитию и поддержанию познавательного интереса. Все это достигается через игровой сюжет занятий, разнообразие форм работы, интересные, нестандартные задания, связь заданий с жизненным опытом ребенка, реализации принципов деятельностного метода обучения.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Дошкольник, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями в магазины, сталкивается с рекламой, понимает, что родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и оплачивать услуги.
Основной задачей в области формирования предпосылок финансовой грамотности является экономическая социализация личности дошкольника, которая закладывает основы базисных качеств экономической деятельности людей, выражающиеся в понятиях: «трудолюбие», «бережливость», «экономность», «рациональность», «деловитость».
Задача педагога ДОО – способствовать формированию элементарных понятий в области финансовой грамотности в максимально доступной и увлекательной для детей форме.
Предпосылки финансовой грамотности дошкольников предполагают финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование основ финансовой культуры и экономического воспитания, заключающегося в формирования представлений детей о главных ценностях этого воспитания, выражающихся в таких сторонах финансовой грамотности, как
Успех формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
В практической работе педагога ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности целесообразно использовать интерактивные мини-спектакли, в процессе подготовки которых происходит обучение через знакомство с увлекательными историями и забавными сказочными персонажами, так же, как и дети, изучающими окружающий мир.
Веселые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, активизируют познавательные процессы (память, наблюдательность, внимание, мышление, речь), вырабатывают дисциплинированность, усидчивость. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребенок легко усваивает основные математические понятия и получает знания, которые выступают предпосылками формирования его финансовой культуры.
Для формирования предпосылок финансовой грамотности педагогическим работникам ДОО целесообразно использовать в своей работе авторские программы Бесединой Наталии Александровны.
Функциональная финансовая грамотность предполагает формирование предпосылок по основным линиям развития:
Предпосылки финансовой грамотности дошкольников предполагают финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование основ финансовой культуры и развитие математического мышления в области финансов, включая творчество и воображение.
Главная цель формирования предпосылок финансовой грамотности – экономическая социализация ребенка, которая выражается в представления о том,
К базовым категориям, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве в области предпосылок финансовой грамотности, относятся:
Вот какие рекомендации дает доктор социологии Б.Ф. Фельдман по формированию правил экономического воспитания детей дошкольного возраста:
Основными направлениями работы по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста являются «воспитание ценностного отношения к труду» и «формирование базы опыта, обеспечивающей перенос знаний на практику». Рассмотрим компоненты каждого из этих направлений.
Воспитание ценностного отношения к труду включает в себя:
С какого возраста необходимо начинать экономическое воспитание ребенка? По мнению специалистов (заместителя руководителя отдела продвижения образовательных продуктов, методиста издательства «Просвещение – Союз», педагога-психолога Наталии Александровны Бесединой) – с дошкольного возраста. Причем, Н.А. Беседина выделяет критерии сформированности предпосылок финансовой грамотности дошкольников:
Что касается направления формирования базы опыта, обеспечивающей перенос знаний на практику, то составляющими её выступают:
Н.А. Беседина выделяет базисные качества экономической деятельности людей, предпосылки формирования которых закладываются в дошкольном возрасте:
Что могут знать дети дошкольного возраста из области экономики, и какие предпосылки финансовой грамотности необходимо сформировать на ступени дошкольного образования, характеризующие содержательную компоненту понятия «труд»? Прежде всего, важно дать представления о таких понятиях, как: профессия, нравственность, цена, бюджет, заработок, продукт, проценты, экономика, продукция, сбережения, вклад, покупка, реклама, продажа, деньги, честность, помощь, работа, заработная плата, благотворительность.
Основные задачи, которые необходимо решать в ходе формирования представления у дошкольников об этих понятиях:
Что могут знать дети дошкольного возраста из области экономики, и какие примерные вопросы позволяют определить уровень сформированности предпосылок финансовой грамотности дошкольника и вместе с тем задают направление их формирования?
Примерные вопросы, активизирующие формирование предпосылок финансовой грамотности (Н.А. Беседина):
Не следует забывать, что ведущая роль в вопросах экономического воспитания принадлежит семье, которая задаёт направление развития представлений о семейном бюджете, экономических возможностях и условиях жизнедеятельности через весь уклад жизни семьи, семейных отношений и нравы, вырабатываемые каждой конкретной семьёй.
Вот какие ведущие направления деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников выделяет Н.А. Беседина:
По каждому обозначенному вопросу рекомендуется организовывать и проводить просветительную работу с семьёй в форме «циклов занятий» или «Школы экономической азбуки», предметно-тематических бесед и др. как индивидуально, так и коллективно.
В целях формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста рекомендуем использовать в практической работе педагога ДОО материалы издательства «Просвещение-Союз» из серии «Лидер детства». Так, Рабочая программа с методическими рекомендациями для педагогов «Финансовая грамотность» (авторы: Марина Кинеева и Вероника Кузина) поможет педагогам организовать знакомство детей с экономикой и финансами, а также заинтересует родителей воспитанников.
В пособии для детей 5-7 лет «Финансовая грамотность» (авторы: Марина Кинеева и Вероника Кузина) представлены занятия в увлекательной форме, которые направлены на развитие у дошкольников правильных финансовых привычек и осознанного отношения к деньгам, а также методические материалы по ознакомлению с профессией предпринимателя и подготовке дошкольником своего первого предпринимательского проекта, что и формирует предпосылки финансовой грамотности дошкольников.
Данные пособия направлены на то, как объяснить детям дошкольного возраста, что такое деньги, что пластиковые карты – это деньги будущего, что такое бюджет семьи и как его планировать, как накопить на мечту. Пособия содержат методические разработки экономических проектов с дошкольниками по трем направлениям: «деньги», «финансовые привычки» и «предпринимательство».
Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности является разработка экономического проекта, этапы и содержание которого обогащают представления детей об экономических понятиях и формирует предпосылки финансовой грамотности. Такие проекты направлены на то, чтобы дошкольники
Такая работа способствует формированию базисных качеств экономической деятельности:
Таким образом, формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста является важным условием экономической социализации ребенка дошкольного возраста, что позволяет выделить уникальность проводимой работы в ДОО по данному направлению, которая заключается в следующем:
Формирование элементарных естественнонаучных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, в них заложена жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Задача педагога ДОО – удовлетворить потребность детей, что в свою очередь, приведет к интеллектуальному, эмоциональному, нравственному развитию.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников? Каковы предпосылки формирования естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников, которые необходимо сформировать к периоду поступления ребенка в школу?
Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания явлений и процессов окружающего мира.
Естественнонаучная грамотность понимается как способность мыслящего гражданина заниматься проблемами, связанными с наукой и с научными идеями. Грамотный человек, с научной точки зрения, готов участвовать в аргументированном рассуждении о науке и технологиях, имеет навыки проектирования научных исследований, интерпретации данных и фактов, может компетентно объяснять научные явления и закономерности.
Формирование предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности в дошкольном возрасте связаны с обогащением кругозора ребенка (в соответствии с программой). Под естественнонаучной грамотностью ребенка-дошкольника понимается овладение обобщающими понятиями о живой и неживой природе, развитые первичные экологические представления. Естественнонаучная грамотность – это способность применять полученные знания для безопасного поведения в природе.
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольника включает в себя следующие направления работы:
Обозначенные направления деятельности по формированию предпосылок функциональной естественнонаучной грамотности и основ экологической грамотности предполагают работу по развитию трех взаимосвязанных сфер личности дошкольника.
Ценностно-смысловой (потребностно-мотивационной) сферы, включающей формирование:
Когнитивной (познавательной, интеллектуальной) сферы, направленной на формирование:
Академический компонент естественнонаучной грамотности предполагает формирование у дошкольников:
Для формирования предпосылок функциональной естественнонаучной грамотности педагог создает образовательную ситуацию, в ходе которой учит дошкольников
Основные компетенции в области естественнонаучной грамотности:
На рисунке представлены этапы формирования предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности в ходе реализации образовательной ситуации.
Требования к образовательной ситуации:
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
Реализация этих требований направлена на организацию деятельности педагога ДОО с дошкольниками по трем направлениям работы:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
В соответствии с этими целевыми ориентирами дошкольник к моменту выпуска из ДОО должен уметь:
Экологическая грамотность (эко-грамотностью) – это способность понимать естественные системы, которые делают жизнь на земле возможной.
Владение человеком экологической грамотностью проявляется в:
Прежде чем рассматривать особенности формирования предпосылок экологической грамотности, обратим внимание на три столпа экологической грамотности человека, понимание содержания которых необходимо знать педагогу ДОО. Это экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание.
Экологическая культура рассматривается как личная ответственность каждого человека за состояние окружающей среды, его собственная деятельность, целенаправленное осознанное ограничение своих материальных потребностей.
Экологическое воспитание – это совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
Экологическое сознание предусматривает целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей.
Основой формирования предпосылок экологической грамотности выступает познавательная активность и осознание ребенком своего опыта, что позволяет ему обеспечивать становление своих способностей и желаний поступать в соответствии с законами экологии, выступающих «движущей силой» формирования экологического мышления, сознания и культуры, предпосылки которых закладываются в дошкольном детстве.
Основным условием, обеспечивающим чувственно-практический уровень познавательной активности дошкольников, является насыщенная развивающая предметно-пространственная среда и возможность практической деятельности в ней.
Если рассматривать познавательную деятельность дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира, то главным в этом выступает детское экспериментирование, направленное на преобразование объекта с целью познания. Результатом детского экспериментирования является формирование обобщённых способов практического исследования ситуации.
Педагогам ДОО важно помнить, что в развитии познавательной активности дошкольников помогает все, что способствует обогащению чувственнопрактического опыта ребенка.
Организация деятельности, при которой дошкольник вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, способствует развитию его познавательного интереса. Познавательный интерес проявляется и формируется через наблюдение за природой, которое представляет собой сложный вид познавательной активности человека, объединяющий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы и опирающийся на эмоциональные и волевые компоненты в структуре личности дошкольника.
Включение дошкольника в такие виды деятельности, в основе которых лежит его собственная активность, позволяет деятельности становиться источником эмоциональной включенности ребенка в процесс познания. Что необходимо делать педагогу ДОО в обозначенном направлении? Прежде всего, необходимо:
Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно пробуждают интерес и желание познавать природу, особенности жизни разных животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой форме, развивают экологическое отношение к миру, основанное на заботе обо всем, что окружает ребенка.
Для решения этих задач педагог ДОО должен быть готов сам
Обратим внимание на выбор методов, с помощью которых должны быть организованы для дошкольников процессы наблюдения и познания:
Выделим комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста:
Комплексное решение этих задач во многом как раз и составляет возможность организации практик опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста. И в этом контексте кроме обеспечения активного наблюдения в формировании основ экологической грамотности дошкольников эффективными оказываются методы, связанные с организацией экспериментальных исследований.
Для формирования предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей дошкольного возраста особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование, исследовательскую и проектную деятельность. Метод экспериментирования позволяет детям удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность – это практическая деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные процессы, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Главное достоинство опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам: дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Алгоритм организации детского экспериментирования:
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
1) Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида: распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за изменением и преобразованием объектов.
2) Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
3) Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
4) Словесные методы:
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования. Цель этого периода – наиболее полно дать представления об огромном, необъятном, полном чудес мире, который детей окружает, с которым они ежедневно соприкасаются и в котором живет человек как представитель высшего звена в системе живых существ на Земле.
Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Достижение результатов по формированию естественнонаучных представлений, развитию познавательной деятельности детей возможно только через особую организацию воспитательно-образовательного процесса, а, именно, через: оптимизацию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, развитие их двигательной активности; воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самостоятельности и инициативности, к творчеству; формирование основ экологической культуры и естественнонаучных представлений у дошкольников.
Создание условий для формирования естественно-научных представлений у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности является необходимым условием работы по формированию предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности.
В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.
Для реализации плана по формированию естественно-научных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.
В дошкольном учреждении в каждой возрастной группе должны быть созданы такие мини-лаборатории. Здесь могут быть собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями – дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь могут быть размещены различные материалы для исследований:
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности можно использовать следующее оборудование:
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике, убедиться в верности или неверности своих предположений.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:
Достаточно эффективным методом формирования предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности является использование охраняемых природных территорий в качестве базы, позволяющей решать многие задачи, связанные с детским экологическим образованием.
Для развития у дошкольников основ научного мышления, познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности рекомендуется проводить разнообразные опыты, наблюдения за свойствами живой и неживой природы.
Еще одним методом формирования предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников является метод формирования (создание, строительство) специальных комплексных детских экологических площадок.
Использование в работе таких площадок помогает:
В рамках работы на детской экологической площадке можно выполнять следующие виды деятельности:
На оборудованной площадке можно проводить занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы, ставить эксперименты, заниматься театрализованной деятельностью и спортом.
В заключении выделим способы стимулирования как педагогов, так и родителей к созданию условий для формирования предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности дошкольников, поиску новых подходов и практик:
В целях формирования предпосылок естественнонаучных представлений и основ экологической культуры целесообразно использовать авторские программы издательства «Просвещение-Союз» и пособия из серии «Ребенок и окружающий мир», в частности «Мир открытий» (автор Лилия Львовна Тимофеева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», обладатель медали «За педагогическое мастерство», федеральный эксперт); «Мир чудес», «Весёлые деньки», «От лета – до лета», «Радость открытий», «Удивительное рядом», «Загадки на каждом шагу», «Первооткрыватели» (автор Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем Института развития образования Орловской области, автор парциальных программ «Ребенок и окружающий мир» и «Малыши-крепыши»).
Социально-коммуникативное развитие личности дошкольника представляет собой длительный воспитательный процесс, который начинается уже впервые месяцы жизни ребенка и сопровождает его всю жизнь. Ранний возраст является тем периодом, когда происходит первоначальная социализация, ребенок начинает познавать окружающий его мир. Дети раннего возраста высоко восприимчивы, легко обучаемы. Высокая пластичность всего организма, особенно высшей нервной деятельности в раннем возрасте дает положительную возможность для успешного социального развития и нравственного воспитания.
Основными качествами, определяющими успешное социально-личностное развитие ребенка, является положительное отношение ребенка к себе это –
Формирование предпосылок социальной и коммуникативной грамотности ребенка происходит в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, отражая объективные отношения, индивидуальные особенности, черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.
В основе социальной и коммуникативной грамотности лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых в предшкольный период и ориентированных на следующие показатели:
Формирование предпосылок социальной и коммуникативной грамотности дошкольников предполагает применение педагогических технологий. Перечислим их:
Что необходимо изменить педагогам ДОО в профессиональной деятельности для осуществления работы по формированию предпосылок социальной и коммуникативной грамотности воспитанников? Для ответа на этот вопрос обозначим основные направления совершенствования профессиональной деятельности педагога ДОО. Прежде всего, необходимо стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектно-исследовательской деятельности, в решении образовательных и жизненных задач. Важно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события). В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы дошкольников (восприятие, внимание, память, воображение, мышление). Важно познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи. Целесообразно внести изменения в среду группы так, чтобы само пространство группы стимулировало активность ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.).
Рассмотрим основные понятия, которые составляют содержательную сторону предпосылок формирования социальной и коммуникативной грамотности дошкольников.
Коммуникативность рассматривается педагогикой как качество личности, которое включает совокупность следующих умений и навыков: навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей.
Креативность (творчество) – представляет собой способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любознательность, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Критическое мышление – это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения. Основные качества критического мышления, предпосылки которых необходимо формировать в дошкольном возрасте? Это: умение находить способы решения проблемы, поставленной задачи; рассуждение; анализ; интерпретация; обобщение информации; способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.
Социальное развитие дошкольников включает развитие таких аспектов, как умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, развитие эмоциональной интеллектуальности, формирование самосознания и самооценки, развитие навыков сотрудничества и взаимного уважения. Социальное развитие дошкольников в ДОО преимущественно осуществляется в игровой деятельности и взаимодействии с педагогом и сверстниками.
Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо использование и внедрение инновационных технологий в социально-коммуникативное развитие ребенка.
Рассмотрим особенности формирования предпосылок социальной и коммуникативной грамотности дошкольников средствами современных технологий социально-коммуникативного развития.
Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста
Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информации, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный.
Игровые технологии
Играя – развиваем – обучаем – воспитываем. В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.
Здоровьесберегающие технологии
К здоровьесберегающим технологиям относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
Метод наглядного моделирования
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений. Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать речемыслительную деятельность.
Особое внимание необходимо обратить на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.
Для достижения детьми максимальных результатов необходимы:
Начиная с дошкольного возраста, согласно ФГОС ДО, должно обеспечиваться «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
Целевым ориентиром выпускника детского сада становится инициативная, стремящаяся к познанию и умеющая действовать в реальных жизненных условиях личность ребенка. Данная ориентация современного дошкольного образования позволит ребенку вырасти социально адаптированным, грамотным и всесторонне развитым человеком.
Социально-коммуникативное развитие направлено на
На рисунке представлены требования к организации работы по формированию предпосылок социально-коммуникативного грамотности дошкольников.
Индикаторы социально-коммуникативной грамотности дошкольника:
Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности дошкольников включает следующие направления работы педагога ДОО:
Формированию предпосылок социальной и коммуникативной грамотности в период дошкольного детства способствует наличие системы знаний о глобальных тенденциях развития мира в различных направлениях – экономика, политика, культура, спортивные достижение и т. д., а также, формирование основ регулирования своего поведения: разрешение конфликтов, умение правильно вести себя в незнакомой среде – культурной, конфессиональной, социальной.
Поскольку под коммуникативной грамотностью понимается совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков человека, позволяющих ему эффективно общаться в стандартных коммуникативных ситуациях в письменной и устной форме и предполагающее знание законов, правил и приемов эффективной устной и письменной коммуникации, это требует формирования и речевой активности на ступени дошкольного образования.
Социально-коммуникативная грамотность предполагает умение общения с другими, обществом, собой с соблюдением принципов культуры и морали общества одновременно с овладением современными коммуникационными технологиями и формирование на этой основе формами и способами взаимодействия с миром, которые соответствуют уровню современной культуры. Поскольку социально-коммуникативное развитие основывается на речевом умении, напомним, основную цель речевого развития дошкольников. Прежде всего, это развитие речевого потенциала ребенка как средства свободного общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, овладения опытом и нормами социальной жизнедеятельности, жизни в социуме.
Выделим предпосылки социальной и коммуникативной грамотности дошкольников, которые формируются на ступени дошкольного образования:
Формирование предпосылок социальной и коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста. Основной деятельностью ребенка, как известно, является игра, через которую он познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Сотрудничество в игре становится для него основным содержанием общения, практикой коммуникаций и отношений. Поэтому игровые педагогические технологии широко применяются в работе с детьми дошкольного возраста.
Рассмотрим формы и методы работы по формированию предпосылок социальной и коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста.
Для формирования предпосылок социальной и коммуникативной грамотности старших дошкольников необходимы несколько форм контактов со сверстниками. Для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации.
М.И. Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым:
Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Каждый ребенок избирателен, он сам выбирает, с кем ему приятно общаться, а с кем нет, он постепенно выстраивает свои отношения с людьми, исходя из своих потребностей, учитывая то, как к нему относится тот или иной человек, чего от него ждут. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.
Формы общения дошкольников со сверстниками:
Социально-коммуникативное развитие детей представляет собой сложный и длительный процесс. Эффективность формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности в дошкольном возрасте обусловлено использованием системного подхода с поэтапным и постепенным освоением элементов навыков социально-коммуникативной грамотности.
Любая программа дошкольного воспитания определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение использовать язык в процессе рождения связного текста. Это очень важная сторона формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности дошкольника. Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель педагога ДОО – педагогически грамотно сопровождать процесс адаптации ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми группы, а также приобщать к этому семью. Это необходимо потому, что процесс формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности дошкольников характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Технология социально-коммуникативного развития детей реализуется поэтапно:
Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
Инновационные формы работы с детьми по реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации ФГОС ДО
Младший дошкольный возраст:
Средний дошкольный возраст:
Старший дошкольный возраст:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
Самый важный фактор в жизни ребенка – семья. Социальный опыт идет именно из семьи.
На первых этапах своей жизни ребенок учится общению именно в семье. Тут он приобретает первый опыт, который во многом ему поможет в развитии навыков общения в будущем. Поэтому важно для педагога создать сотрудничество в триаде «педагог – дети – родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьёй в системе работы ДОО. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Общение ребенка со сверстниками, педагогами, родителями имеет огромное значение не только для формирования предпосылок социальной и коммуникативной грамотности дошкольников, но и для его последующей социализации. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям – такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами.
В целях организации эффективной работы по формированию предпосылок социальной и коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста целесообразно использовать в практической деятельности пособия из серии «Ребенок и окружающий мир» издательства «Просвещение-Союз» (авторы: Лилия Львовна Тимофеева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», обладатель медали «За педагогическое мастерство», федеральный эксперт; Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем Института развития образования Орловской области, автор парциальных программ «Ребенок и окружающий мир» и «Малыши-крепыши»).
Особую роль в формировании предпосылок функциональной грамотности дошкольников играет программно-методическое обеспечение. Авторским коллективом под руководством В.А. Волосовец разработана парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Структурно парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» представлена в интеграции образовательных модулей:
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля»
Данный образовательный модуль лежит в основе STEM-образования (science – наука, technology – техника, engineering – инженерия, mathematics – математика). Структурно образовательный модуль состоит из двух содержательных блоков. Это «Наборы для развития пространственного мышления № 1» (по системе Ф. Фрёбеля), которые соответствуют первоисточнику, и «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фрёбеля) – модификации исходных материалов в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения. Он расширяет не только двигательные возможности детей. Работа с мягкими модулями в другом пространстве позволяет на практике освоить понятие «ракурса» как точки зрения на объект в пространстве, а также получаемой проекции (изображения) объекта в данной части пространства. Представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.
Формы организации детской деятельности:
Методы и приемы реализации содержания программы:
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Образовательный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Формы организации детской деятельности:
Методы и приемы реализации содержания программы:
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Целью образовательного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В содержании объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Модуль включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др. Кроме того, в модуле рекомендованы электронные приложения к детскому PlayPad, которые можно бесплатно скачать с портала «Элтилэнд».
Формы организации детской деятельности:
Методы и приемы реализации содержания программы:
Образовательный модуль «LEGO-конструирование»
Образовательный модуль «LEGO-конструирование» состоит из двух частей: парциальной программы «LEGO в детском саду» и «LEGO-конструирование в начальной школе». Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.
Формы организации детской деятельности:
Методы и приемы реализации содержания программы:
Образовательный модуль «Робототехника»
В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). В ходе работы создаются эскизы, рисунки, чертежи, делаются расчёты. Видом конструирования является моделирование. При ориентировании на какой-либо объект или данные о нём создаётся его полное или частичное подобие. Материалы при этом могут быть самые разные, главное, чтобы модель отражала существенные характеристики объекта-оригинала, будь то здание, дорога, самолёт или корабль. Наконец, на основе модели происходит создание макета – миниатюрной копии объекта.
Формы организации детской деятельности:
Методы и приемы реализации содержания программы:
Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
Рассматриваемый модель позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникационных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.
Формы организации детской деятельности:
Методы и приемы реализации содержания программы:
Важным критерием успешного развития детей является коммуникация образовательной организации с семьей. Реализация программы «STEM-образование дошкольников и младших школьников» предполагает взаимодействие ДОО с родителями воспитанников посредством применения потенциала семьи в соответствии с профильной ориентацией её членов. Родители, которые по роду деятельности имеют отношение к научно-техническим и естественнонаучным областям знания, к художественно-эстетическим кругам, к педагогике, могут привлекаться к сотрудничеству с воспитателями и учителями в реализации тех или иных аспектов программы (вплоть до прямого участия в процессе воспитания и обучения). В рамках реализации программы предусмотрено инициирование проектов, в которых будут задействованы все или отдельные члены семьи. Также предполагается организация участия родителей в конкурсах, выставках, создании и развитии тематических информационных площадок в рамках социальных сетей.
В каждом образовательном модуле авторами подробно описана развивающая предметно-пространственная среда STEM-образования.
Рассматриваемая парциальная программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит из отдельных образовательных модулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию в детских садах и младших классах школы. При полном или частичном объединении модулей в универсальную образовательную систему допускается внесение правомерных корректив в содержание с целью максимально эффективного развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и их вовлечения в научно-техническое творчество.
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.