В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: развивать компетенции музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций для реализации инновационных технологий в области музыкально-оздоровительной работы на занятиях музыкой с дошкольниками.
Объем курса: 72 часа
Формируемые компетенции:
Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, врачи ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ осуществляется в следующих формах:
Музыкально-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении – достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.
Новизна музыкально-оздоровительной работы состоит в следующем:
Музыкально-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации решает комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Рассмотрим каждую группу.
Образовательные задачи
Воспитательные задачи
Оздоровительные задачи
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих технологий:
Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени – 1–2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья и их эмоционального благополучия. Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Необходимо помочь детям полюбить музыку, и она сделает их жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.
Эффективность, целесообразность и результативность системы музыкально-оздоровительной работы подтверждается диагностическими данными:
Результатом правильно организованной музыкально-оздоровительной работы являются:
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.
Однако, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Забота об эмоциональном благополучии детей на основе признания права каждого ребенка на индивидуальное своеобразие, в том числе и эмоциональных проявлений, становится одной из основных задач гуманистически ориентированного педагога.
Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является снижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого – снижение уровня интеллектуального развития. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности.
Важную роль в гуманизации воспитания дошкольников играет музыкальное искусство. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Эстетическая эмоция, появляющаяся в онтогенезе развития ребенка раньше других видов эмоциональных переживаний, определяет характер эмоциональных проявлений, создает основу для становления социальных, моральных, интеллектуальных чувств.
Превалируя над волевыми процессами, эмоции в большей степени организуют жизнедеятельность детей в дошкольном возрасте, закладывают базу здоровья ребенка, его личностного роста и творческого самовыражения.
Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом.
Музыкотерапия (МТ) – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональном развитии.
К сожалению, музыка как вид искусства в образовательном процессе ДОУ занимает недостаточно большое место в повседневной жизни ребенка. Она принимает вид специально организованной музыкальной деятельности с ограниченным временем, что является недостаточным для получения эмоционально-эстетического наслаждения. Педагоги не всегда используют данную возможность как эффективное условие развития эмоциональной сферы дошкольника, обеспечивающее уравновешенность эмоциональных проявлений в процессе взаимодействия со сверстниками.
Особое внимание следует уделить данным типам детей:
Разнообразие встречающихся типов поведения детей невозможно заранее предусмотреть. Очень многое зависит от состояния ребенка в конкретный момент и от умелых методических действий творчески работающего педагога.
Сеансы рецептивной музыкотерапии с дошкольниками проводятся также в форме «моделирования» эмоционального состояния: регуляция, повышение эмоционального тонуса, снятие психоэмоционального возбуждения.
Чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, ему сначала нужно дать прослушать мелодии, созвучные его настроению, затем постепенно менять характер музыки в соответствии с желаемой переменой. Лучший эффект при такой направленности музыкального восприятия даёт программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений. При этом выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с отчетливым ритмом.
Активная музыкотерапия позволяет активно включать детей в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).
Участие в музыкотерапевтическом сеансе самого ребенка, получающего возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.
Занятия по вокалотерапии проводятся как в индивидуальной форме, так и в групповой. Они направлены на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. С этой целью используются песни-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка. Например, используются отдельные песни, основанные на самовнушении положительных установок, например «Колыбельная самому себе», «Я хороший, ты хороший», «Формула радости» и др.
Помимо жизнеутверждающих песен-формул в занятия с дошкольниками включаются знакомые оптимистические по содержанию детские песни, которые исполняются под фонограмму группой детей. Такое исполнение в процессе сеанса является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверенность во время пения, наполняющей положительными эмоциями от коллективной вокальной деятельности.
Кинезитерапия с детьми проводится в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.
Танцетерапия с дошкольниками предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный, танец-импровизация или современный детский или народный танец (элементы движений марийского, испанского, русского, индийского танцев и т.д.).
Психогимнастика также используется в работе по развитию эмоциональной сферы с детьми. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка или коррекция психоэмоциональных нарушений у детей.
На занятиях дошкольников необходимо обучать элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое значение в таких занятиях придаётся коррекции коммуникативных нарушений, трудностей в общении со сверстниками, нежелательных личностных особенностей. Во время занятий в основном используется невербальный материал, хотя словесное выражение чувств также присутствует в процессе работы с детьми. Все занятия проходят под музыкальное сопровождение.
Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождения, подробнее остановимся на методике музыкально-рефлекторного пробуждения детей после дневного сна.
Пробуждение дошкольников осуществляется индивидуально, т.е. продолжается во времени по-разному для детей с разным типом нервной системы (примерно 10 минут). Для того чтобы пробуждение было постепенным, используется соответствующая музыка: тихая, легкая.
Десятиминутная композиция должна быть относительно постоянной, чтобы у детей выработался рефлекс пробуждения. Услышав звучание привычной мелодии, ребята легче переходят от состояния полного покоя, расслабленности к активной деятельности.
Через некоторое время (1–2 месяца) музыкальная композиция заменяется на другую, аналогичную, которая вскоре становится для детей такой же привычной, как и первая.
Музыка – это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются через звуки. Звуки – это вибрации, колебания, волны определенной частоты, энергия определенного вида. Мы, нынешнее поколение, не можем себе представить, что болезни можно лечить звуками, но об этом знали древние.
Пифагор использовал песни для лечения телесных недугов, поднятия настроения, усмирения гнева и обуздания страсти. Для Платона музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания, которые, действуя совместно, способны привести к гармоническому развитию личности. В Древнем Китае музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев.
Последние достижения в сфере музыкотерапии подтверждают гипотезу о влиянии музыки на человеческую психику и воздействии звуков на живую клетку. Следует различать два основных направления в музыкальной терапии:
Эти два подхода основываются на различных точках зрения. Представители первой делают упор исключительно на духовную силу музыки. Представители второй группы исходят из того, что ошибочно говорить о магическом воздействии музыки и что одно лишь яркое музыкальное переживание не может излечить ни психическое, ни умственное заболевание.
Многие авторы методик по раннему музыкальному воспитанию, первый год жизни определяют как «год запуска всех возможностей ребенка». Главным источником музыкальных звуков в первые годы жизни ребенка являются магнитофон, телевизор, радио, музыкальный центр, а также музыкальные игрушки. Музыка должна восприниматься ребенком как радость и удовольствие, поэтому нужно следить, чтобы звуковоспроизводящие устройства не издавали резких и громких звуков, а также не наступил момент звукового пресыщения, и музыка не стала неким звуковым фоном
К 3-4 годам у ребенка проявляется интерес к самостоятельному воспроизведению музыки, при помощи музыкальных инструментов, на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях, занятиях с профессиональным педагогом.
В последние годы в практике педагогов вырос интерес к использованию различных видов искусства как важному средству коррекционной работы. Широко используются приемы арт-терапии, один из которых – музыкотерапия.
Для работы с проблемными детьми необходимо организовать совместную работу педагога-психолога и музыкального руководителя.
Одна из самых распространенных проблем – это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ – это психомоторное расстройство, которое затрагивает миллионы детей во всем мире. Признаки этого заболевания включают:
Одна из главных задач педагогов – своевременно выявить и начать коррекционную работу, так как многие родители не догадываются о существовании подобной проблемы, объясняя специфическое поведение ребенка невозможностью адаптироваться к новым (завышенным) требованиям со стороны воспитателя.
Непринятие мер по адаптации таких детей может привести к серьезной социальной проблеме. В подростковом возрасте у гиперактивных детей может развиваться тяга к алкоголю и наркотическим веществам.
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна состоять из:
Все эти упражнения можно объединить в единое целое при помощи музыкотерапии: на занятиях музыкальным театром, игре на музыкальном инструменте.
Музыкальный театр подразумевает синтез:
На первом занятии у ребенка проверяется слух, ритм, память, голосовые данные, интонация, диапазон, дикция, речь, умение двигаться под музыку, умение импровизировать.
У многих детей обнаруживается:
Занятия в музыкальном театре строятся так, чтобы ребенок чувствовал себя свободно, уверенно, чувствовал доброжелательную обстановку, чтобы ребенку было комфортно и уютно. Занятия в театре проходят в групповой форме, в то же время с каждым ребенком проводится индивидуальная работа.
Главный принцип руководителя театра – чтобы все дети, независимо от уровня развития их способностей, участвовали в спектакле, так как это результат их деятельности. В большинстве случаев вновь пришедшие дети, первого года, выступают в групповых танцевальных, хоровых, ансамблевых сценах. Каждому ребенку подбирается роль исходя из его природных данных, его возможностей, способностей. Поющим детям предлагаются роли с вокальными партиями. Детям с нечистой вокальной интонацией даются роли без пения, которые подчеркивают их актерские данные.
Работая над текстом, вокальной партией, движениями, сценическим мастерством, ребенок развивает музыкальные способности (вокальные, артистические и т.д.). Каждый ребенок, независимо от его роли в спектакле, знакомится и с другими ролями, учится импровизировать, говорить.
Большинство детей, занимающихся в музыкальном театре, продолжают свое обучение в ДМШ, ДШИ, а также в средних специальных и высших музыкальных учреждениях.
Занятия в музыкальном театре – это синтез всех упражнений, необходимых не только детям, имеющим психоневрологические проблемы, но и здоровым детям. Кроме того, занятия в театре способствуют развитию музыкально-эстетической культуры всех участвующих, так как главной целью создания музыкального театра является эстетическое воспитание и специальное образование дошкольников, развитие их творческих способностей средствами театрального, музыкального искусства.
Хотелось бы отметить, что музыкальный театр объединяет различные аспекты арт-терапии: музыкотерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, ритмотерапия и т.д.
В современной науке факторы риска, вызывающие психические расстройства детей, привлекают все большее число исследователей. При этом возникает на первый взгляд парадоксальная ситуация: врачи, использующие в своей практике классификацию болезней, сформулированных в недрах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), направляют ребенка на реабилитацию к специалистам из сфер психолого-педагогической практики, где используются совершенно иные классификационные подходы.
Вместе с тем очевидно, что в области коррекционной практики необходимо предпринимать усилия по сближению позиций медицинской и психолого-педагогической наук. Наиболее успешно это происходит в педагогической музыкотерапии – новой области знаний, которая должна интегрировать достижения медицины, психологии, общей и коррекционной педагогики, музыковедения, музыкальной психологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания и др.
В число наиболее эффективных технологий музыкотерапевтической коррекции детей с задержкой психического развития входят:
Оздоровительное сольфеджирование является частью традиционной музыковедческой науки, в задачи которой испокон веков входило развитие музыкального слуха, ритма, памяти, чистоты интонирования.
В числе средств сольфеджио следует назвать чтение нот с листа, написание музыкальных диктантов, вокальные упражнения, пение наизусть, подбор по слуху. В контексте реабилитационной практики оздоровительное сольфеджирование приобретает характер творческой работы педагога с детьми, страдающими различными отклонениями в психическом развитии. При этом используются специально отобранные средства музыкотерапии, доступные ребенку с задержкой психического развития.
Например, работа с упражнениями, ритмика которых поддается достаточно быстрому усвоению, проста и упруга (две четверти, три четверти), с не меняющейся на протяжении всего музыкального фрагмента четкой и размеренной пульсации. Ритмические упражнения можно сочетать с сольфеджированием.
Кодай предложил использовать при сольфеджировании специально разработанные им ручные знаки, которые являются зрительными образами ступеней лада – как мажора, так и минора. Это помогает детям ощутить пульсацию ритма одновременно с интонированием ступеней лада.
Другим действенным средством оздоровительного сольфеджирования является исполнение песен с характерным четким ритмом и легко интонируемой мелодией. Например, русская народная песня «Как под горкой, под горой» на две четверти вызывает своим веселым строем положительную эмоциональную реакцию ребенка и вместе с тем заставляет его сосредоточиться на правильном интонировании и ритме.
Коррекция психики ребенка с задержкой психического развития требует от музыкального руководителя внимательного отношения к избираемым для оздоровительного сольфеджирования музыкальных произведений или их фрагментов.
Как известно, Л.С. Выготский предлагал отличать ядерные или основные признаки умственной отсталости от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром. Ядерные (первичные) сопровождаются слабостью функций коры головного мозга. Вторичные – это высшие психические функции – внимание, память, мышление и др.
Эти функции у больного ребенка являются недоразвитыми именно вследствие первичного, ядерного дефекта. Подчеркнем, что именно вторичные признаки задержек психического развития поддаются лечению средствами музыкотерапии наиболее эффективно, в том числе с помощью оздоровительного сольфеджирования.
Музыкально-фольклорная адаптация обучающихся – новая технология из применяемых средств педагогической музыкотерапии. Сегодня в исследовательский обиход введены многие понятия и достижения таких областей науки, как этнофункциональная психология, этнопсихологические методики.
Представители этого научного направления считают, что глобалистические тенденции развития современного мира, отрывающие подрастающее поколение от его национальных корней, пагубным образом сказывается на психике ребенка, и в конечном итоге могут привести к разного рода функциональным ее нарушениям, поскольку этнокультурная составляющая является неотъемлемой частью личности человека во всей ее полноте и многогранности.
Один из основоположников этнофункционального подхода в психологии А.В. Сухарев определил несколько стадий в развитии ребенка, которые необходимо учитывать в процессе его воспитания, а именно:
Как видим из этой теории, с самого раннего детства у ребенка закладывается некий фундамент, на основе которого необходимо выстраивать все здание психики. Иначе говоря, восприятие ребенка подсознательно настроено на получение определенной информации.
Следовательно, нарушение этнофункционального развития личности может привести к серьезным нарушениям и задержкам психического развития. Все это имеет непосредственное отношение к технологиям педагогической музыкотерапии.
В качестве примера возьмем сказочно-мифологическую стадию. В возрасте от 2 до 5 лет для правильного развития и коррекции психики ребенка в процесс воспитания необходимо вводить не только сказки того или иного народа, но и народные песни, музицирование на простейших народных инструментах, элементы обрядовых действ.
Например, игра в колядование с пением колядок перед праздником Рождества Христова для детей, принадлежащих к славянской православной культуре.
Музыкально-импровизационную деятельность можно подразделить на сольную (индивидуальную) и групповую (оркестровую). Импровизация в профессиональном музицировании – древняя и достаточно сложная форма композиторского творчества.
В музыкальном воспитании детей с задержкой психического развития импровизация является частью специальной развивающей программы, опирающейся на опыт выдающихся педагогов-музыкантов ХХ века – З. Кодая, Б. Бартока, К. Орфа.
Кратко опишем эту технологию. Ребенку первоначально предлагается поиграть «без всяких правил» на каком-либо музыкальном инструменте, лучше всего – на простейшем ударном либо шумовом.
Начиная с двухлетнего возраста можно заниматься на тамбурине, бубне, барабане, трещетке, кастаньетах, треугольнике, цимбалах, ложках и др. Желательно, чтобы ребенок сам выбрал понравившийся инструмент.
Затем несколько занятий следует посвятить ознакомлению с возможностями этого инструмента, его устройством. Ребенку следует понять, что музыкальный звук рождается на основе осязательных, двигательных и слуховых ощущений.
Затем, педагогу необходимо выстроить цепочку упражнений, направленных на постепенный переход к осмысленному музицированию: начиная от подражания различным звукам природы и кончая выражением разных чувств – печали, радости, гнева и др. Для каждого ребенка музыкотерапевт должен продумывать специальную программу, постепенно усложняя задания.
Музыкотерапевты часто используют индивидуальную импровизационную деятельность в целях диагностики общего состояния психики ребенка. В своих импровизациях, не скованных никакими правилами, ребенок может свободно выражать эмоции, чувства, переживания, страхи или радости. Все это помогает определить причины психических отклонений и в дальнейшем попытаться с помощью музыкальных импровизаций скорректировать внутренний настрой ребенка в позитивную сторону.
Групповые (оркестровые или ансамблевые) формы музыкальной импровизации также основаны на принципах элементарного музицирования. В группе других детей ребенок чувствует свою причастность к общему делу, что способствует развитию коммуникативности и интеллекта. Групповое музицирование способствует обогащению эмоционального опыта и преодолению состояний агрессивности, тревожности, или, наоборот, замкнутости у детей с отклонениями в психическом развитии.
Следует подчеркнуть: включая ребенка в коллективную музыкально-импровизационную деятельность необходимо сразу ему объяснить ряд правил и норм, соблюдение которых требует групповое действо. Это, к примеру, общее начало и общий конец игры, поддержание ритмического рисунка, соблюдение громкости, динамики исполнения.
Наиболее сложно создать при исполнении определенный художественный образ. Для этого следует начать с элементарных подсказок и загадок, ответов на главный вопрос: «О чем говорит музыка?». Например, показать ребенку, что погремушка может смеяться, бубен всхлипывать, барабан изображать стучащего по стволу дятла и др.
Важно так подобрать музыкальные упражнения, чтобы ребенок не бессмысленно барабанил или гремел погремушкой, а попытался выразить хотя бы в самых элементарных формах свои мысли и чувства.
Исследования, проведенные в одном из детских садов г. Москвы подтвердили вывод о том, что групповое элементарное музицирование в форме импровизаций оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное здоровье детей, снижает уровень тревожности, повышает уверенность в себе, развивает творческое мышление и память, улучшает всю систему адаптационных возможностей. Дети становятся менее подверженными стрессам. У них повышается работоспособность, развиваются коммуникативные навыки, улучшается речь и координация движений.
Групповое музицирование укрепляет доверие ребенка к музыкальному руководителю, позволяет быстрее установить нужные для лечения взаимоотношения, переходящие в глубокую привязанность. Контакт взрослого и ребенка в процессе совместного музицирования безопасен для психики, ненавязчив, увлекателен. Здесь важно придать занятиям необходимый творческий настрой, найти нужные темпы и громкость музицирования, включить в процесс игры «минутки покоя», когда педагог может сам сыграть какую-либо мелодию или спеть песенку.
Погружение в специальную музыкально-акустическую среду предопределяется наиболее глубинными целями и задачами педагогической музыкотерапии. Как известно, еще великий русский педагог К.Д. Ушинский призывал, чтобы медицина стала педагогической, воспитывающей, а педагогика – врачующей. «Врачевание души ребенка» – так можно назвать занятия музыкотерапией, связанные с погружением в мир звуков, несущих в себе идеалы добра и красоты.
Программы по музыке для дошкольников основаны на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки и музыкальном фольклоре. В группах, где одновременно воспитываются дети с задержкой психического развития, чрезвычайно важно учитывать их индивидуальный настрой и находить для «погружения» в музыку произведения, затрагивающие сердце каждого ребенка – светлые, жизнеутверждающие песни, пьесы, рисующие умиротворяющие и красочные картины природы, рассказывающие о прекрасных сказочных героях.
Музыка, подобная «Колыбельной» Моцарта, полная нежности и любви, способна снять напряжение, усталость, связанную с эмоциональной нагрузкой.
Технология погружения в музыкально-акустическую среду основана на нескольких принципах, а именно:
Рассмотрим их последовательно.
Принцип учета эмоционального и физического состояния детей на момент занятия является основой всего оздоровительного процесса с помощью звуков. Целительное воздействие музыки на ребенка возможно лишь тогда, когда музыкальный руководитель внимательно относится к ситуативным жизненным обстоятельствам, настроению группы и даже к погоде того дня, когда проходит занятие.
Психологический комфорт, успокоение и гармонизация отношений ребенка с окружающими достигается с помощью погружения в целительное музыкальное пространство с элементами релаксации.
Известный в музыкальной педагогике принцип «эмоциональной драматургии» реализуется через отношение к занятию музыки как к произведению искусства. Иначе говоря, если восприятие музыкального сочинения предполагает несколько этапов, последним из которых является художественное последствие, то и на занятии следует придерживаться драматургии, устремленной к катарсису – художественному переживанию, эмоциональному всплеску, потрясению от соприкосновения с прекрасным.
Принцип сочетания узнаваемого и нового в музыкальной педагогике также известен давно. Бытует даже выражение, что истинный ценитель наслаждается только той музыкой, которую знает. Поэтому важно, погружая детей в музыкальное восприятие, чередовать новый и хорошо знакомый музыкальный материал. На занятии музыки с коррекционными целями контрастные по ритму, динамике, стилистике, образному строю музыкальные произведения или их фрагменты позволят ребенку лучше сосредотачиваться на звучащем материале и, следовательно, оздоровительный эффект будет более полным.
Контрастное сопоставление музыкальных произведений заинтересовывает учащихся, обостряет их слуховое внимание. В связи с этим можно использовать произведения разного характера, но одного жанра, сочинения с одним названием, произведения похожего настроения.
Самое же главное: эмоциональные переживания, вызванные музыкальным искусством, способны преобразить личность ребенка. Музыка приобщает дошкольников с задержкой психического развития к высшим духовным ценностям, развивает их способности и раздвигает горизонты познания.
Как показывает практика, не менее эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от услышанного музыкального сочинения в изобразительной деятельности. Изображая воспринятое, учащиеся уточняют, направляют, свои представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познают ее.
На рисунке дети передают и те впечатления, которые они получают от окружающей жизни, одновременно выражают свое отношение к тому, что услышали в музыке, о чем узнали. В результате обогащаются их знания, уточняются представления об объектах и явлениях природы, развивается память. Исходя из задач педагогической музыкотерапии, обращать особое внимание стоит на создание эмоционально-положительного микроклимата, способствующего переживаниям позитивного характера, таким как доброжелательность, открытость, сопереживание, отзывчивость, то есть создающие эмоциональный комфорт для ребенка.
С древних времен было замечено, что музыкальные звуки и ритмы имеют мощное воздействие на эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека. Для подтверждения этих слов исследователи не раз приводили в качестве примера опыт древнегреческих и древнеримских мыслителей – великих философов Пифагора и Платона, обращались к теоретическим концепциям воздействия ладов музыки на воспитание детей.
Однако лишь в ХIХ веке уникальные музыкально-терапевтические средства самого прекрасного из искусств стали предметом научных исследований. Родилась новая научная область – музыкотерапия, которую причисляли и к музыковедению, и к музыкальной психологии, и к медицине, и к коррекционной педагогике.
Это не случайно: к моменту становления новой науки смежные гуманитарные и медицинские сферы знаний уже обладали и огромным числом научных теорий, и развитым научным аппаратом, и системой прикладных методов диагностики. При этом очевидно, что наиболее успешно музыкотерапия стала развиваться в содружестве с психиатрией и коррекционной педагогикой.
В настоящее время специфика воздействия музыкальных произведений при лечении не только психических, но и соматических больных описана достаточно подробно на основании проведения клинических исследований. Так, например, установлено, что некоторые симфонические сочинения способны изменять кислотность желудочного сока и положительно влиять на процесс пищеварения. При этом выявлено, что ежедневное прослушивание классической оркестровой музыки Моцарта и Бетховена в сочетании с медикаментозным лечением значительно улучшает состояние желудочно-кишечного тракта у больных, страдающих язвой желудка.
Особый интерес вызывают исследования С.В. Шущаджана, который доказал, что специально подобранная музыкально-терапевтическая программа способна оказать благоприятное воздействие на гемодинамические показатели у больных гипертонической болезнью.
Следует подчеркнуть, что указанные достижения в сфере применения музыкально-терапевтических средств вполне соответствуют медицинским данным о психосоматической природе большого числа заболеваний человека. Достаточно напомнить, что к числу психических компонентов патогенеза многих заболеваний относится и стресс-реакция человека, открытая и описанная Г. Селье.
Стресс, по мнению Селье, возникает тогда, когда организм вынужден «приспосабливаться» к новым условиям жизни, что требует значительных затрат энергетических ресурсов организма и может привести к его истощению. Поэтому принципиальным подходом к «снятию стресса» является оптимизация резких реакций на стрессогенные факторы, и здесь незаменимым помощником врачу может стать специально подобранная музыка.
Некоторые виды музыкотерапии вызывают именно адаптационную реакцию у человека, поддержание которой с помощью регулярных занятий приводит не только к стресс лимитирующим эффектам, но и оказывает позитивное действие на процессы регенерации и повышение общей резистентности организма.
Все сказанное свидетельствует о том, что музыкально-терапевтические методы, методики, приемы все прочнее входят в контекст психологии и медицины. Исходя из этого, классифицируем методы и технологии музыкотерапии с целью их приближения к запросам педагогики.
Основные обоснованные в теории и практике методы и технологии музыкотерапии можно свести к следующим основным направлениям:
Клиническая музыкотерапия занимается проблемами лечения различных психосоматических расстройств, устранением патологических синдромов, восстановлением нарушений жизненно важных функций организма человека, перенесшего заболевания, в том числе связанные с операционным вмешательством
Оздоровительная музыкотерапия применяется для активизации жизненных сил человека, его резервных возможностей. Особенно часто оздоровительную музыкотерапию применяют для снятия нервного напряжения, переутомления, для общего оздоровления в условиях санаторно-курортного лечения и др. Сеансы оздоровительной музыкотерапии способствуют ликвидации последствий стрессов и повышению работоспособности.
Вместе с тем, как считают некоторые исследователи, практически все методы и технологии, рожденные в недрах как клинической, так и оздоровительной музыкотерапии, могут использоваться в работе не только с больными, но и со здоровыми людьми. Как правило, сеансы музыкотерапии бывают групповыми, что не исключает индивидуальных программ.
Хорошим решением будет ввести в научный обиход педагогическую музыкотерапию, так как ее приемы, методы и технологии сложились достаточно давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития.
Многие педагоги-практики включают в содержание занятий музыкальные произведения, оказывающие благотворное релаксирующее влияние на психику практически здоровых детей, но в силу социальных, семейных и (или) экологических причин страдающих гиперактивностью или повышенной агрессивностью. Но, пожалуй, самое естественное и глубокое применение нашли технологии и методики педагогической музыкотерапии в коррекционной педагогике и в теории и практике музыкального воспитания детей с задержкой психического развития. Это и составляет содержание коррекционной музыкотерапии.
Коррекционная музыкотерапия является частью педагогической музыкотерапии, поскольку часто ее применение связано с педагогическими и психологическими целями и задачами воспитания детей с отклонениями в развитии. Далее будут рассматриваться технологии и методики музыкотерапии в тесной связи с проблемами адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Начнем с того, что социально-экономические проблемы в жизни современного общества, ухудшение экологической ситуации, стремительное изменение нравственных приоритетов порождают условия, способствующие ухудшению здоровья нации в целом, но прежде всего – подрастающего поколения.
Все чаще встречаются пограничные нарушения в развитии у ребенка значимых для обучения и развития психофизиологических и высших психических функций. Все большее число детей различного возраста страдает ослабленным здоровьем и различными психическими заболеваниями.
Не имея классических аномалий развития и являясь умственно сохранными, такие воспитанники испытывают значительные трудности в социальной адаптации. Они с трудом усваивают роль ученика и часто теряют надежду найти достойное место в жизни. Рост числа детей с задержкой психического развития отмечено во многих странах. В том числе и в России.
Методы педагогической музыкотерапии в коррекционных целях подразделяются на пассивные и активные. Пассивные методы предполагают, что ребенок получает музыкотерапевтический сеанс, но не участвует в нем активно. Например, дети слушают музыку, имитирующую журчание ручейка, плеск волн, шум дождя.
Специально подобранные музыкальные произведения снимают гнев, досаду, улучшают настроение, положительно влияют на общее самочувствие. Детям предлагается принять удобную позу, очень полезны наклоны и потягивание тела.
Очевидно, что музыка при использовании пассивной музыко-терапевтической технологии служит фоном. При этом можно выделить следующие терапевтические механизмы:
При применении активных методов музыкотерапии дети непосредственно участвуют в процессе оздоровления. Они поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах, двигаются под музыку по специально разработанным программам.
Среди технологий активной педагогической музыкотерапии выделим вокалотерапию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах. Пение (вокалотерапия) является наиболее активным, действенным и доступным методом музыкотерапии, способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей с задержкой психического развития.
Заметим, что в процессе пения развиваются не только музыкальные способности, такие, как слух, память, чувство ритма, но способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности ребенка с задержкой психического развития: воображение, творческая активность, целеустремленность. Кроме того, пение активно содействует овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения.
При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Роль и значение пения в процессе музыкального обучения и воспитания заключается в том, что оно концентрирует в себе все формы работы на уроке: исполнение песен, знакомство с музыкальной грамотой, восприятие музыки, импровизацию (простое сочинение), игру на музыкальных детских ударных инструментах.
Безусловно, весь процесс изучения и исполнения песни происходит на основе связи восприятия музыки с активным ее воспроизведением в определенной системе и последовательности. Воспитанники в соответствии с возрастным этапом овладевают определенным минимумом знаний, умений и навыков, которые определяют уровень их исполнения.
Обучение пению на занятиях музыки включает овладение как вокальными, так и хоровыми навыками. Так, в содержание вокальных навыков входят: певческая установка (правильное положение корпуса, головы, рта), дыхание, звукообразование и звуковедение, артикуляция, дикция, работа над интонацией. В процессе пения хоровые и вокальные навыки находятся в тесной связи и взаимодействии.
Достаточно эффективным средством педагогической музыкотерапии являются музыкально-ритмические упражнения и движения. Они помогают детям с задержкой психического развития воспринимать музыкальные образы, развивают основы музыкальной культуры, музыкальные способности:
Выразительный показ музыкально-ритмических упражнений и движений имеет важное значение для освоения их детьми. Логопедическая ритмика (логоритмика) – является своеобразной формой активной музыкотерапии. Она основана на сочетании слова, музыки и движения.
Логопедической ритмикой воспитывают чувства темпа и ритма в движении. Логоритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других предметов; переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
При реализации образовательных задач воспитанники с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию воспитанников с речевой патологией.
Решение задач развития содействует:
Коррекционные задачи логоритмического воспитания детей старшего дошкольного решаются на уровне их сознательного отношения к речевому расстройству, к себе как личности и к окружению.
Игра на музыкальных инструментах – один из важнейших видов педагогической музыкотерапии. Применение детских ударных музыкальных инструментов на занятии музыки обогащает музыкальные впечатления детей с задержкой психического развития, развивает их музыкальные способности, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления воспитанников.
Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах также необходим, так как многие действия дети осваивают по подражанию учителю. Вместе с тем мелодические музыкальные инструменты развивают у детей все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Важно также, обучая игре на музыкальных инструментах, учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка с задержкой психического развития. Таким образом, в каждом виде исполнительства дети с задержкой психического развития осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя самостоятельно в творческой деятельности.
Так, применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, учитель помогает детям приобретать опыт музыкальных знаний, осваивать различные виды музыкальной деятельности. Педагогическая музыкотерапия сегодня располагает достаточным арсеналом средств для широкого внедрения в практику дошкольного образования, в том числе с целью оздоровления и реабилитации детей с задержкой психического развития.
Одной из форм музыкальной деятельности является слушание музыки. Процесс слушания у детей происходит иначе, чем у взрослых. Дети дошкольного возраста еще не могут усилием воли заставить себя слушать долгое незнакомое произведение.
Обычно внимание ребенка составляет от одной до нескольких минут. При этом дети плохо запоминают музыку. Для эффективного запоминания процесс прослушивания мелодии должен быть интересным, необычным, эмоционально насыщенным. В этом помогают видеоролики.
В программе Windows Live Movie Maker можно создавать видеофильмы. Загрузив картинки и сопроводив их музыкальным произведением, можно получить современный и интересный продукт.
Сложнее всего детям (да и взрослым тоже) дается слушание классической музыки. Именно в этом случае видеоролики помогут педагогу достичь намеченных результатов. Смена ярких картинок и одновременное прослушивание музыкального произведения дают очень хорошие результаты.
Что интересного в «Полете шмеля» Н. А. Римского-Корсакова? Ну летит и летит себе… А если вспомнить «Сказку о царе Салтане», о забавной ткачихе, поварихе или бабе Бабарихе, о том как вился над ними Гвидон, превращенный в шмеля? Тогда музыка приобретает совсем другое звучание, уже не скучно, а интересно – что же будет дальше?
Произведение «Тройка» Г. Свиридова навевает грустные мысли о безысходности, но если показать каким красивым, разным, необъятным и завораживающим может быть зимний пейзаж? Если показать современным детям, как жили прежде люди на Руси? Изба, русская печь, старинная посуда и утварь, пучки трав под низким потолком, горбушка ржаного хлеба со стаканом парного молока, вареная в кожуре картошка… И вот уже насыщенное музыкальное сопровождение, сразу хочется как можно дольше наслаждаться мелодией!
Таким образом любое музыкальное произведение можно сделать ярким и эмоциональным, интересным и запоминающимся. Видеоролики позволяют представить обучающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде видеофильма сокращает время обучения, высвобождает ресурсы для дальнейшего развития детей.
Использование на занятиях видео позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе корректных психологических режимов функционирования внимания, памяти и мыслительной деятельности. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить педагогам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Разумное использование ИКТ в ДОО значительно облегчает процесс усвоения материала детьми дошкольного возраста. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Качественно новый подход к решению проблемы развития детского музыкального творчества предложила Э.П. Костина — крупный ученый в области дошкольного музыкального образования. Она полагает, что будущее в развитии детского музыкального творчества за инновационными креативными педагогическими технологиями.
В 2007 году Костина разработала и апробировала «Креативную педагогическую технологию музыкального образования дошкольников». Эта педагогическая технология от традиционной системы музыкального образования дошкольников отличается креативностью содержания музыкально-педагогического процесса и взаимодействия субъектов.
Основные положения креативной педагогической технологии Э.П. Костиной:
Содержательная часть технологии изложена в авторской программе Э.П. Костиной «Камертон» [Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 223 с.].
Отметим, что сейчас идет процесс создания педагогических технологий (хотя и немногочисленных), которые включают в себя подбор нового предметного содержания, новых методов и приемов его реализации.
Так, например, развитие музыкального творчества дошкольников в танце Е.В. Горшковой основано на идее взаимопроникновения обучающих и творческих моментов в едином процессе.
Осмысление ребенком выразительности движений происходит параллельно с освоением музыкально-двигательных навыков. С помощью упражнений, этюдов дети знакомятся с обобщенно-образными значениями отдельных пантомимических и танцевальных движений, учатся передавать различные настроения, отношения.
Обучение детей языку движений постепенно подводит их к пониманию, что каждое движение, композиция танца несут в себе определенное смысловое содержание. Использование танцев на сюжетной основе способствует развитию композиционного творчества.
В возрасте 5-6 лет происходит наиболее активное развитие музыкально-творческих способностей детей. В условиях ДОУ задачи развития воспитанников в театрализованной игре расширяются. Одной из приоритетных задач является развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников, а жизненный опыт, собственные интересы, предпочтения в музыкальной деятельности детей учитываются и концентрируются в театрализованной игре.
К этому возрасту уже накоплен опыт восприятия музыки, осознания содержания разнохарактерных доступных музыкальных произведений, достаточно развиты певческие способности и простейшее песенное творчество, имеются элементарные навыки игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, образные движения животных, людей, а также возможность передать в движении мир природы и так далее.
Театрализованная игра как средство развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников содержит в себе все виды музыкальной деятельности и сообразный дошкольному детству вид деятельности — игру.
Чтобы успешно реализовать данную задачу, педагог должен включить в программный материал театрализованных игр яркие музыкальные произведения, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка.
На желание участвовать в театрализованной игре будут влиять:
Играя, воспитанники проявляют собственное творческое отношение к жизненным явлениям. Подготавливая ребёнка к непрерывному творческому процессу в жизни, приспосабливаясь к новым условиям в процессе театрализованной игры, дети становятся более подготовленными к новым творческим достижениям, отказываются от старого способа действия.
Исследователи считают, что на развитие музыкально-творческих способностей влияют два аспекта: воображение и мыслительные качества.
Развитие воображения позволяет понять, что есть возможность воплотить образ, новую идею, изменить представление о создаваемом объекте. Воображение развивается в игровой деятельности. Ребёнок во время игры создаёт воображаемые объекты, например, ставит стулья и объясняет, что это город, корабль, поезд, пианино.
Развитие мыслительных качеств обеспечивает развитие креативности, расширяет возможности придумывать новое с помощью нестандартных алгоритмов мышления. Креативность появляется там, где можно использовать необычные детали и предметы в непривычных обстоятельствах.
Чтобы воплотить сценарий музыкальной театрализованной игры, необходимы:
Целесообразно начинать погружение в игру с ознакомления с произведением. Рассмотрим музыкальное и литературное произведения.
Восприятие музыкального произведения происходит в спокойной обстановке. Дети внимательно слушают музыку, высказывают своё мнение о ней. Вместе с педагогом анализируют его, сопоставляют с художественным образом, передаваемым композитором в музыке, говорят о том, как поняли этот образ.
Педагог погружает детей в изучаемое произведение, обращая внимание на выразительные средства музыки. Это позволяет понять суть эмоционального содержания, почувствовать развитие и силу музыкального эмоционального воздействия.
Язык музыки и её содержание помогает ребёнку раскрыть личную эмоционально-чувственную сферу, понять своё отношение к происходящему, обрести творческое и эмоциональное восприятие, реализоваться в творческом процессе в своём интерпретируемом образе.
В процессе слушания музыки, используемой в театрализованной игре, у детей возникает образ, воплощая который ребёнок использует средства театрализованной игры, помогающие передать своё понимание и чувства.
Музыкальный руководитель предлагает использовать эти средства по собственному выбору, помогает определиться в выборе вида музыкальной деятельности: пение, музицирование или двигательная импровизация.
Какой образ воплотят дети, зависит также от полученных ранее знаний в других областях (например, знания о характере и повадках животных, природных явлениях), от владения выразительными возможностями танца, песенного творчества, от возможности играть на простейших музыкальных инструментах.
Способность детей перевести собственные ощущения по отношению к музыкальному произведению в активно-творческое свидетельствует о развитии их музыкально-творческих способностей на основе театрализованной игры.
Восприятие эмоционально представленного литературного произведения происходит также в спокойной обстановке, сидя на ковре. Музыкальная театрализованная игра формируется на основе сюжета.
Так, например, русская народная сказка «Теремок» или «Колобок», знакомая детям, организуется музыкальным руководителем в форме театрализованной игры.
Начало сказки разучивается с фиксированной мелодией, а продолжение имеет музыкально-творческое задание. Воспитанники старшего дошкольного возраста, имеют опыт песенного и образно-двигательного творчества, им предлагается пропеть слова «Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?» на собственный мотив и ответы персонажей «Я — Мышка-Норушка, а ты кто?» и т. д.
Яркие музыкальные произведения, поддерживающие сюжет, необходимые для образной двигательной импровизации «Зайцы и медведь» Т. Попатенко, «Мышка», «Лягушата» представляются детям как музыкальные загадки, которые они должны разгадать и коротко проанализировать музыку, её средства музыкальной выразительности, подчёркивающие художественный образ: скачки, акценты, ритм, динамику, высоту.
Обязательным фактором развития музыкально-творческих способностей является доступность творчества всем детям, поэтому вхождение в образ, отражение содержания музыки первоначально воплощается в движении всеми детьми, а затем только выбранными персонажами.
Импровизация на простейших детских музыкальных инструментах может развиваться в двух направлениях: как озвучка образа, героя и как собственный аккомпанемент к песенной импровизации.
Организация и проведение театрализованных игр происходит на музыкальных, речевых, познавательных занятиях, а также в специально отведённое время для развлечений и как самостоятельная ежедневная деятельность по желанию ребёнка в условиях группы.
В групповых комнатах можно создать два центра: «Мир музыки» и «Мой театр». Что входит в структуру этих центров?
Центр «Мир музыки» включает:
Центр «Мой театр» включает:
В музыкальном зале хранятся необходимые для организации театрализованных игр и развития музыкально-творческих способностей воспитанников материалы: набор масок, медальонов, музыкальных инструментов, разных видов театра, атрибутов, элементы декораций.
Театрализованным играм можно выделять вторую половину дня в пятницу. Выбор времени обусловлен необходимостью эмоциональной разгрузки детей, их усталостью к концу недели и возможностью привлечь родителей для совместной театрализованной игры.
Участие родителей в совместной музыкальной с детьми и педагогами театрализованной игре имеет непродолжительное время: 20 минут, — но такая совместная деятельность заинтересовывает, укрепляет и поддерживает детей, создаёт предпосылки для дальнейшего активного развития музыкально-творческих способностей.
В свободной деятельности в условиях группы театрализованные игры организовываются детьми ежедневно: утром до занятий и вечером. Развлечения в виде театрализованной игры в группе также планируются по пятницам во вторую половину дня. Для развлечения используется передвижная сцена с кулисами, сделанные руками детей декорации, элементы костюмов, музыкальные инструменты, перчаточные куклы и другие атрибуты.
Поскольку в 5-6 лет творческие способности активно развиваются, необходимо организовать работу так, чтобы дети могли попробовать себя в разнохарактерных ролях и создавать театрализованные игры собственного коллективного или индивидуального творческого содержания. Например:
Принципы организации театрализованных игр предложила Э.Г. Чурилова. Основу для детского творчества создают:
Тематика театрализованных игр зависит от комплексно-тематического планирования на год. Сам процесс организации состоит из нескольких этапов.
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Первый этап — самый важный в развитии музыкально-творческих способностей детей.
Педагог использует метод импровизации, который создаёт атмосферу искренности и индивидуальной значимости. На выбор способа выражения своих эмоций средствами пения, движения, музицирования влияет желание детей сейчас, в данный момент.
Ребёнок даёт быстрый разряд своим чувствам «творит в один приём». Результатом импровизации могут быть мелодии, небольшие песни, фразы, ритмические и двигательно-образные модели, инсценировка песен, сказок, собственного сюжета. Это является творческой площадкой, обеспечивающей развитие музыкально-творческих способностей детей 5-6 лет.
Метод активизации творческих проявлений ребёнка (Т.Э.Тютюнникова) предполагает развитие музыкального творчества детей.
Метод создания композиций (Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский) служит для общения воспитанника с музыкой в рамках произведения, например, напевание мелодии произведения, отражение музыки в образных движениях, в иллюстрировании музыки, что расширяет и насыщает исполнительские возможности детей.
Метод размышления о музыке (Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский) развивает музыкальное сознание, музыкальное мышление. Он нацелен на индивидуализацию музыкального восприятия, собственного понимания и выражения музыки, развитие способности переживать, оценивать, отображать.
Метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) способствует осознанному созданию творческого музыкального образа. Перечислим виды уподобления музыке:
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др.) повышает активное освоение искусства. Метод требует проявление воображения, креативности, чувственности, осуществляющих восприятие и интерпретацию (переработку) музыки по-своему. Технология метода моделирования художественно-творческого процесса полностью подходит к технологии организации театрализованных игр и действий ребёнка, так как включает:
Для повышения эффективности развития музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованных игр рекомендуется соблюдать ряд условий:
Педагогический процесс по развитию музыкально-творческих способностей детей — постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия педагога и ребенка, одним из элементов которой могут быть здоровьесберегающие технологии. Перечислим некоторые из них:
При использовании вышеперечисленных технологий, прежде всего, необходимо учитывать состояние здоровья воспитанников. Например, при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи предпочтение отдается пальчиковым играм, фонетическим и артикуляционным гимнастикам, аурикулотерапии, логоритмике. Целью такой работы становится создание условий для повышения адаптивных возможностей детского организма, развития двигательных кинестезий и артикуляционного праксиса, просодики, навыков общения, эмоционального выражения и раскрепощения.
Успех развития музыкально-творческих способностей воспитанников зависит не только от музыкального руководителя, но и от всего педагогического коллектива. Установление контактов со специалистами ДОУ необходимо для реализации индивидуально-дифференцированного подхода, проектирования коррекционной работы с целью достижения здоровьесберегающего эффекта сопровождения.
В таблице приводим, каким образом может быть организована такая работа.
Формы взаимодействия со специалистами ДОУ для достижения здоровьесберегающего эффекта музыкальных занятий
Специалисты | Формы взаимодействия |
Медицинская сестра |
|
Учитель-логопед |
|
Педагог-психолог |
|
Инструктор по физической культуре |
|
Организация системы работы позволяет:
Создание развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием реализации цели и задач музыкального воспитания. Среда в широком понимании слова – это «жизненное» пространство, окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс.
С точки зрения современных принципов музыкально-развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия программных задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Важным условием эффективности реализации программного содержания музыкального развития детей является опора на следующие дидактические принципы:
Желательно обеспечить наличие разнообразных шумовых и ударных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы и колокольчики, тарелочки, молоточки, деревянные коробочки и ложки, маракасы, бубны, дудочки, погремушки. Разнообразие ярких, необычных музыкальных инструментов побуждает детей под руководством педагога, творить, используя для этого звуки. Техническая легкость игры побуждает детей к простейшим импровизациям.
Таким образом, к основным принципам относятся:
взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;
Воспитатель является первым помощником музыкального руководителя не только на музыкальных занятиях, но и на развлечениях, праздничных утренниках. В первую очередь осуществляет выполнение творческих заданий детьми в группах. Например, помогает закрепить музыкальные впечатления детей через зарисовки к тому или иному произведению. В совместной деятельности с ребенком изготавливает музыкальный инструмент, музыкальный дидактический материал, разнообразную атрибутику.
Музыкальный руководитель регулярно проводит консультации для воспитателей, где решаются вопросы по проведению музыкальных мероприятий, по оснащению музыкальных центров в группах, по подбору музыки, которая используется в различных режимных моментах, по организации самостоятельной деятельности детей в музыкальных центрах в группах. Таким образом, возможность и активность музыкально — творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит развитие и обучение. Для успешного творческого процесса необходимо обеспечить открытость пространства взаимодействию и свободному поиску. Насыщенная, разнообразная музыкальная среда содержит в себе множестввенные возможности для действия с ней, чем и создает условия творчеству.
Основы музыкальной культуры закладываются еще в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, духовность, приобретаются знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен. И не всегда в домашних условиях у детей есть возможность услышать их звучание «вживую». Чаще они слышат музыку в аудиозаписи. Поэтому перед музыкальным руководителем детского сада стоит задача по ознакомлению дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами, и поиску новых путей,
Цель и задачи в соответствии с содержанием ФГОС ДО обучения детей игре на детских музыкальных инструментах: расширение и обобщение представления дошкольников о разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в соответствии с содержанием ФГОС ДО.
Задачи обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в условиях ФГОС ДО:
Музыкальные способности – это, прежде всего, индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. В частности, уже в раннем возрасте можно определить, имеет ли ребенок музыкальные способности. Обычно музыкально одаренный ребенок любит слушать музыку, быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах является одним из видов деятельности, способствующей развитию музыкальных способностей детей, таких как:
Любое исполняемое произведение имеет свой музыкальный размер, во
время игры дети учатся слышать сильные и слабые доли такта, благодаря этому тренируется ритмический слух. Постепенное движение мелодии вверх или вниз, различная высота извлекаемых звуков способствует развитию звуковысотного слуха.
Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску, дети учатся различать их звучание, таким образом, развивается тембровый слух.
Громкое и тихое звучание разучиваемых песенок, попевок во время игры, постепенное затихание или усиление громкости тренирует диатонический слух. Разучивание разнохарактерных пьес в детском оркестре способствует восприятию музыки и эмоциональной отзывчивости на нее.
Благодаря тому, что дети обучаются приемам игры на детских музыкальных инструментах, разучивают и исполняют простейшие мелодии, песенки, получают первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, получают много новых знаний, тренируется музыкальная память. Чем активнее общение ребенка с музыкальными инструментами, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.
Для успешного обучения игре на детских музыкальных инструментах и развития музыкальных способностей необходимо, прежде всего, создать необходимые условия. В первую очередь, должна быть создана благоприятная музыкальная среда, то есть, наличие детских инструментов в музыкальном зале и в группах, музыкально-дидактических игр, музыкальных пособий, аудио- и видеозаписей, соответствующих возрасту детей.
В наше время музыкальному руководителю не обойтись без активного использования в своей работе современных информационных технологий. Это является еще одним из условий успешного обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Организация детского оркестра в ДОУ, из наиболее способных дошкольников является результатом знакомства с шумовыми и музыкальными инструментами.
Одним из условий положительной динамики обучения игре на инструментах являются открытый показ для детей других групп и родителей в течение года, выступление детского оркестра на утренниках и развлечениях.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра на шумовых инструментах, игра в оркестре, творческие упражнения, импровизации.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Методы обучения приемам игры применяются в зависимости от подбора детей по музыкальным способностям:
Наиболее действенны следующие методы и приемы:
Проведение каждого занятия по обучению игре на инструментах требует от музыкального руководителя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь дошкольников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу.
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Данные методы ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. Все эти качества — основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
Активные методы обучения активизируют учебно-познавательную деятельность, побуждают дошкольников к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их музыкальных способностей, речи. Использование активных методов — необходимое условие подготовки детей к школе и ресурс для получения положительных результатов в музыкальном развитии дошкольников.
Сегодня усложняется содержание образования. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Среди целей образования, которые ставит государство, общество и семья, кроме приобретения определенного набора знаний и умений, большую роль начинают играть раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на занятиях в дошкольных учреждениях.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов.
По одному из определений, активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучающегося к творческому участию в нем.
Задача активных методов обучения — обеспечить развитие и саморазвитие личности обучающегося с опорой на выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения — один из наиболее эффективных способов вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.
Активные методы обучения основываются на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Эти методы характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.
Возможности различных методов обучения по активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Прежде всего они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка педагога.
К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:
Методы активного обучения в сравнении с традиционными готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности. Они подразделяются на неимитационные и имитационные.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относится проведение игр, игрового проектирования и тому подобное, а к неигровым — анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.
Данные методы ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения.
Рассмотрим некоторые из активных методов, применяемых на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
При закреплении песенного репертуара можно использовать метод морфологического анализа песни. В качестве наглядности использовать «Морфологическую таблицу».
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» можно использовать «Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента»: в таблице по горизонтали расположены картинки с изображением предметов-емкостей, по вертикали — изображения предметов, которыми можно заполнить емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название получившихся шумовых музыкальных инструментов, могут сами их изготовить и сыграть на них аккомпанемент.
Еще один вид морфологического анализа — «Круги Луллия».
С помощью «Кругов Луллия» можно закреплять и систематизировать знания детей о музыкальных инструментах и музыкальных жанрах:
На выпавшем в круге музыкальном инструменте ребенок должен исполнить аккомпанемент в выпавшем жанре.
В разделе «Музыкально-ритмические движения» можно применить такие «Круги Луллия»:
Задание: раскрутив оба круга, выполнить движение в характере выпавшего героя.
Подходит для активизации мышления и расширения словарного запаса детей.
Выбирается предмет, который нужно усовершенствовать или придать ему другие необычные свойства. Например, «Мелодия».
Детям предлагается придумать несколько слов-объектов. Например, «королева», «снег», «ветер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный фокальный объект.
К примеру: «мелодия суровая, колючая, холодная, ветреная, как Снежная Королева».
Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. Благодаря методу активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.
Можно использовать практически на каждом музыкальном занятии для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Например, нужно придумать и рассказать сказку, но без слов. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами.
Например: с помощью музыки, жестов, движений, костюмов и так далее. Главное, чтобы дети сами выдвигали разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Можно применить при ознакомлении дошкольников с музыкальной грамотой. Например, мелодию дети сравнивают с узором на ткани, где идет чередование мотивов.
В музыкальном развитии дошкольников уместно применение таких приемов, как:
Творческие задания для развития образного мышления и выразительности речи:
Эти приемы развивают способность к творческому самовыражению в движении под музыку, подводят детей к творческой интерпретации музыкального произведения, формируют умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.
Этот метод можно рассмотреть на примере инсценирования песен. Детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни.
Роль педагога — наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми.
Это врожденный метод мышления. Решая какую-либо задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их. Если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Например, с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).
Использование активных методов обучения на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении активизирует учебно-познавательную деятельность, способствует побуждению дошкольников к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их музыкальных способностей, речи.
Семинар «ИКТ в работе музыкального руководителя. Плюсы минусы и противоречия внедрения»
Вебинар «Развитие креативности дошкольников через элементарное музицирование»
Вебинар “Организация музыкальной деятельности в контексте ФГОС ДО“
Консультация для воспитателей по теме «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ»
План музыкально-оздоровительного проекта «Все мы весело поем и здоровыми растем» для детей 5-6 лет
Программа музыкально-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Музыкально-оздоровительный проект «Исцеляющая сила пения» для детей 4-5 лет
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.