В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование у музыкальных руководителей компетенций в области моделирования развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации и применения информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Объем: 72 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, коррекции недостатков развития, охраны и укрепления здоровья.
Несмотря на то, что речь о создании РППС в дошкольных образовательных организациях ведется в течение нескольких лет, проблемы с реализацией все еще имеют место. Основными среди них являются:
Чтобы предметно-пространственная среда обладала развивающим эффектом, необходимо создать единое пространство, в котором педагог сможет наладить содержательное общение с детьми.
В системе дошкольного образования в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями осуществляется модернизация пространства ДОО, в том числе развивающей ребенка среды. РППС группового помещения является частью образовательной среды ДОО.
В соответствии с ФГОС ДО возможны различные варианты создания РППС при условии, что учитывается возрастная и иная специфика реализации образовательных программ ДО.
Согласно ФГОС ДО, РППС должна обеспечивать и гарантировать:
В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
а) игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;
б) экспериментирование с материалами, доступными детям;
в) двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
г) участие в подвижных играх и соревнованиях;
д) эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
е) возможность самовыражения детей;
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными; повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.
Принцип обеспечения сотрудничества всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей) предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО (в лице педагога) с семьей воспитанника для обеспечения преемственности РППС.
Обеспечение возможности свободного выбора ребенком предметов и оборудования, индивидуальной и коллективной деятельности со сверстниками предполагает необходимость при формировании РППС учитывать её информативность, разнообразие тематики материалов и оборудования.
В процессе создания и оснащения инфраструктуры ДОО можно выделить две структурные составляющие:
Инвариантная составляющая включает в себя:
Вариативная составляющая включает в себя:
Согласно положениям ФГОС ДО, образовательная программа ДОО состоит из обязательной части, соответствующей ФОП ДО, и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях – социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом. Данное положение ФГОС ДО определяет актуальность принципа интеграции образовательных областей и реализации комплексно-тематического подхода к организации образовательного процесса.
При комплектации учебно-методических материалов за основу берется ФОП ДО, предусматривающая реализацию всех пяти направлений развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. В комплект учебно-методических материалов включаются пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников (от 2 месяцев до 8 лет) по всем образовательным областям, пособия по педагогической диагностике, а также рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в ДОО.
Учебно-методические материалы могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы ДО и созданных в соответствии с ГОСТ Р 7.0.60-2020.
УМК могут быть дополнены развивающими дидактическими пособиями для детей – рабочими тетрадями, альбомами, раздаточным материалом.
Безопасность использования средств обучения и воспитания обеспечивается нормативными правовыми актами, устанавливающими общие и специальные требования в сфере средств обучения и воспитания, среди которых: законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, защита прав потребителей.
Под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – Безопасность) определено то состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Особенностью регулирования безопасности и качества продукции, предназначенной для детей и подростков, являются специальные повышенные требования, как правило, устанавливающие возраст до 14 лет и обязательную оценку подтверждения соответствия продукции требованиям Безопасности.
К средствам обучения и воспитания относятся:
В соответствии с требованиями, у средств обучения и воспитания должны быть документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям, включая:
Для проверки безопасности продукции можно использовать следующие государственные информационные ресурсы:
Проверка безопасности продукции может включать:
При разработке перечня локальных актов отдельной ДОО рекомендуется учесть соответствующие статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прежде всего статьи 28 и 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.
В числе таких актов могут быть:
Выбор подхода (направления) к организации и построению развивающей предметно-пространственной среды представляет особую сложность. Так, в исследовании О. В. Дыбной, Л. А. Пеньковой и Н. П. Рахмановой выделены следующие направления построения развивающей среды:
Выбор основных подходов к построению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации определяет варианты её конструирования и содержания – по видам детской деятельности, образовательным областям, а также интегрированный (смешанный) вариант.
Первый вариант организации РППС предполагает создание в группе условий для всех видов детской деятельности, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – игровой (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и т.д.), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), продуктивной (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, рисование, лепку, аппликацию) и двигательной (овладение основными движениями) деятельности.
Второй вариант подразумевает содержательное наполнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с пятью образовательными областями, обеспечивающими развитие ребенка. Это социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие.
Оба подхода вполне эффективны, поскольку детская деятельность (как индивидуальная, так и коллективная) в условиях предметной среды группы позволяет реализовать задачи, связанные со всеми образовательными областями и видами детской деятельности. Она стимулирует ребенка к познанию окружающего мира, его свойств, закономерных связей и эстетической стороны, обеспечивая овладение дошкольником способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, укрепляя его физическое развитие. Каждый из подходов имеет свои преимущества, но именно третий – интегрированный – подход к наполнению РППС групп дошкольной образовательной организации наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в самостоятельности, инициативе и творчестве. При таком подходе дети играют там, где им удобно, а не там, где решил педагог. Педагогу нужно лишь внимательно присмотреться к деятельности детей и поместить оборудование, материалы и игрушки в разные уголки, центры, зоны группы так, чтобы детям было комфортно. Таким образом, при создании условий для реализации всех видов детской деятельности автоматически учитываются все пять образовательных областей, что способствует осуществлению интегрированного подхода при наполнении развивающей предметно-пространственной среды групп дошкольной образовательной организации.
Содержание | Участники | |
Шаг 1 | Провести оценку и анализ инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов ДОО, определив наиболее проблемные зоны (издание приказа о проведении оценки, создании рабочих (творческих) групп по формированию перечней по каждой возрастной параллели, назначении ответственных лиц, проведении смотров конкурсов в образовательной организации и др.) | Заведующий, заместители, педагоги, специалисты ДОО (возможно участие управляющих советов ДОО, родительских комитетов). |
Шаг 2 | Изучить запросы родителей и особенности реализации образовательной программы ДО. Изучить интересы, склонности, предпочтения, индивидуальные особенности детей в группах. | Воспитатели, специалисты, родители воспитанников, посещающих ДОО. |
Шаг 3 | Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. | Участники (ответственные): заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты. Рабочие (творческие) группы педагогов и специалистов составляют общий перечень необходимых материалов и оборудования, с учетом возрастных особенностей детей (по возрастным параллелям). Воспитатели и специалисты адаптируют (дорабатывают) перечень необходимых материалов и оборудования с учетом индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, способностей, интересов и состояния здоровья детей, посещающих группу, сад, кабинет. Доработанные перечни фиксируются (вносятся) в паспортах группы, кабинета. |
Шаг 4 | Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежесткого зонирования. | Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты. |
Шаг 5 | Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. | Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты. |
Шаг 6 | Мониторинг индекса популярности или дефицита применения оборудования у детей и педагогов, запросов от участников образовательного процесса. | Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты. |
Шаг 7 | Продумать последовательность внесения изменений в инфраструктуру и комплектацию учебно-методических материалов в течение года с учетом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств. | Заместители заведующего, старший воспитатель, воспитатели, специалисты. |
Многофункциональный актовый/музыкальный зал | ||||
Наименование | Ед. изм. | Кол-во | Инвариативная часть | Вариативная часть |
Специализированная мебель, оборудование и системы хранения | ||||
Мобильная стойка для театральных костюмов | шт. | 1 | + | |
Мультимедийная трибуна для презентаций | шт. | 1 | + | |
Пианино акустическое/цифровое/синтезатор | шт. | 1 | + | |
Система (устройство) для затемнения окон (в случае отсутствия в проектно-сметной документации) | шт. | 1 | + | |
Системы хранения светового и акустического оборудования | шт. | 1 | + | |
Стул/Кресло для актового зала | шт. | 40 | + | |
Управляемая видеокамера | шт. | 1 | + | |
Оборудование сцены | ||||
Дистанционный пульт управления механическим оборудованием сцены | шт. | 1 | + | |
Комплект переносного оборудования (переносной проектор с экраном на треноге, мобильная акустическая система, микрофон) | шт. | 1 | + | |
Проектор для актового зала с потолочным креплением | шт. | 1 | + | |
Экран большого размера | шт. | 1 | + | |
Звукотехническое оборудование | ||||
Вокальный радиомикрофон | шт. | 1 | + | |
Звукоусиливающая аппаратура с комплектом акустических систем | шт. | 1 | + | |
Светотехническое оборудование | ||||
Зеркальный шар с электроприводом | шт. | 1 | + | |
Пульт управления освещением | шт. | 1 | + | |
Светильник ультрафиолетового света (оборудование для обеззараживания воздуха) | шт. | 1 | + | |
Светодиодный прожектор | шт. | 1 | + | |
Театральный линзовый прожектор | шт. | 1 | + | |
Помещение для декораций, бутафории, хранения костюмов | ||||
Атрибуты для проведения праздников согласно ФОП ДО | шт. | 1 | + | |
Атрибуты для проведения праздников согласно образовательной программе ДОО | шт. | 1 | + | |
Комплект декораций | шт. | 1 | + | |
Комплект театральных костюмов детский (не менее 20 наименований) | шт. | 10 | + | |
Комплект театральных костюмов взрослый (не менее 10 персонажей) | шт. | 1 | + | |
Полки для бутафории и реквизита | шт. | 2 | + | |
Полки для хранения париков со стойками | шт. | 2 | + | |
Шкаф для хранения костюмов | шт. | 2 | + | |
Оборудование для проведения занятий с детьми | ||||
Барабан с палочками | шт. | 10 | + | |
Браслет на руку с 4 бубенчиками | шт. | 50 | + | |
Бубен большой | шт. | 10 | + | |
Бубен маленький | шт. | 10 | + | |
Бубен средний | шт. | 10 | + | |
Вертушка (шумовой музыкальный инструмент) | шт. | 10 | + | |
Воздушные шары | шт. | 20** | + | |
Детское пианино | шт. | 2 | + | |
Дудочка | шт. | 2 | + | |
Звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент) | шт. | 20 | + | |
Игровой детский домик | шт. | 1 | + | |
Игровые ложки (ударный музыкальный инструмент) | шт. | 50 | + | |
Кастаньеты деревянные | шт. | 10 | + | |
Кастаньеты с ручкой | шт. | 10 | + | |
Комплект записей с музыкальными произведениями | шт. | 1 | + | |
Комплект записей со звуками природы | шт. | 1 | + | |
Комплект карточек с изображением музыкальных инструментов | шт. | 10 | + | |
Комплект карточек с портретами композиторов | шт. | 10 | + | |
Кукла (крупного размера) | шт. | 2 | + | |
Кукла в нарядной одежде | шт. | по кол-ву детей | + | |
Ленты разноцветные на кольце | шт. | 50 | + | |
Маракас | шт. | 60 | + | |
Металлофон – альт диатонический | шт. | 2 | + | |
Металлофон 12 тонов и более | шт. | 10 | + | |
Музыкальные колокольчики (набор) | шт. | 10 | + | |
Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных | шт. | 10 | + | |
Набор знаков дорожного движения | шт. | 1 | + | |
Набор из 5 русских шумовых инструментов (детский) | шт. | 5 | + | |
Набор перчаточных кукол по сказкам | шт. | 10 | + | |
Набор струнных музыкальных инструментов | шт. | 1 | + | |
Платочки | шт. | 60 | + | |
Погремушки | шт. | 60 | + | |
Ростовая кукла | шт. | 3 | + | |
Румба | шт. | 10 | + | |
Свистульки | шт. | 10 | + | |
Стойка для дорожных знаков | шт. | 20 | + | |
Султанчики | шт. | 60 | + | |
Треугольники (набор – 4 шт., ударный музыкальный инструмент) | шт. | 4 | + | |
Флажки разноцветные | шт. | 80 | + | |
Шапочка-маска для театрализованных представлений | шт. | 200 | + | |
Ширма напольная для кукольного театра | шт. | 1 | + | |
Отдельный кабинет музыкального руководителя | ||||
Специализированная мебель, оборудование и системы хранения | ||||
Кресло педагога | шт. | 1 | + | |
Стеллаж для документации и пособий | шт. | 4 | + | |
Стол педагога | шт. | 1 | + | |
Шкаф для одежды | шт. | 1 | + | |
Ламинатор-брошюратор | шт. | 1 | + | |
Многофункциональное устройство/принтер | шт. | 1 | + |
Согласно ФГОС ДО, выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
Объем образовательного материала успешно может быть освоен воспитанниками по большей части через логику мышления, чем с помощью памяти; сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.
В условиях ДОО возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Рассмотрим этапы внедрения информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образовательно-воспитательный процесс.
Задачи:
На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования ИОТ в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия санитарно-гигиеническим условиям и требованиям.
Особое внимание следует уделять отбору дидактических материалов в соответствии с программным содержанием выбранных направлений воспитательно-образовательной работы, а также с учетом психических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. К данному виду работ, помимо педагогов, подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
Кроме того, необходимо подключить родителей, оказать им педагогическую помощь в освоении их детьми ИОТ в домашних условиях.
Задачи:
Этап предполагает непосредственное проведение занятий с использованием мультимедийной техники согласно тематическим планам ДОО.
Здесь необходимо подключить воспитанников и их родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ИОТ.
Задачи:
Этот этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедийной техники, их осмысление и разработку на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах учреждения, а также обмен опытом с другими ДОО.
В настоящее время есть образовательные информационные технологии как для групповой работы педагога с детьми, так и для индивидуальной работы детей под руководством взрослого. Причем такая работа возможна без разрушения уже созданной развивающей среды в группе ДОО, а также без организации специализированных помещений.
Следует отметить, что решение задач общеобразовательной программы дошкольного учреждения лежит не только в плоскости поставки необходимого оборудования и программного обеспечения, но и в области формировании новой развивающей среды, основанной на систематическом использовании образовательных информационных технологий, включающей методическое и контентное обеспечение.
Основные преимущества использования предлагаемого подхода связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса. Информационные технологии способны существенно повысить его наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.
Ведущая игровая деятельность в дошкольной организации и в домашних условиях может иметь следующие основные требования к реализации специализированных образовательных программ для детей дошкольного возраста:
Следует учитывать, что для работы с программным обеспечением необходимо согласовывать все основные вопросы работы педагога в должностной инструкции и иметь определенные требования к его квалификации.
В рамках внедрения широкие возможности ИОТ должны быть проанализированы с позиции психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. В том числе любая развивающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая программа должна:
Занятия с интерактивной доской проводит педагог в определенное образовательной программой время. Взаимодействие детей с интерактивной доской может включать в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
Во время проведения занятий с использованием интерактивной доски дети могут свободно выбирать позу (за столиком, стоя, сидя на ковре и т. п.), испытывать минимальную нагрузку на глаза (за счет отраженного света), видеть большие, четкие, яркие, цветные, статические и динамические изображения, а также активно взаимодействовать с ними непосредственно на поверхности доски.
Система голосования позволяет обеспечить оперативную наглядную обратную связь на занятии. Техническое средство обеспечивает возможность проведения дискуссий, диагностических сеансов, анкетирования и других форм обратной связи. Детальные иллюстрированные отчеты помогут увидеть результаты образовательного процесса, стимулировать детей.
От детей не требуется никаких специальных навыков работы с пультами системы, выбор правильного ответа осуществляется нажатием кнопки на пульте (что развивает мелкую моторику). Общение с системой вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как образовательная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Кроме того, такие занятия учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Использование системы оперативного контроля знаний помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Это дополнительные технические модули, подключаемые к компьютеру. Интерактивные планшеты подходят для детей дошкольного возраста, облегчают ребенку выполнение различных функциональных действий (передвижение, выбор, рисование и т. п.). Это связано с тем, что стилус в руке (аналог карандаша, кисточки, фломастера) намного привычнее и удобнее ребенку, чем компьютерная мышь.
Интерактивные планшеты (при количестве не менее трех на группу) позволяют организовать работу в малых группах, игровую конкуренцию, конкурсы, а также совместную творческую работу. Новизна этих технических средств дополнительно мотивирует детей к занятиям. Простота и удобство использования делает планшеты доступными даже для самых маленьких детей. Работа с планшетами хорошо развивает все пальцы рук, так как ребенок не использует клавиатуру или мышь, а все действия осуществляет как бы карандашом или ручкой.
Педагогу планшет позволяет мобильно перемещаться по всей групповой комнате, оперативно использовать эти устройства в любой аудитории, в любой момент занятия.
Для взрослого является связующим и управляющим элементом всего решения. На компьютер устанавливается необходимое системное, прикладное и специализированное программное обеспечения для взаимодействия с устройствами и организации, планирования, демонстрации и создания информации.
Выводит на интерактивную доску статическую и динамическую информацию. Обеспечивает качественную цветопередачу и яркость изображения при дневном освещении. Максимальная близость к интерактивной доске существенно снижает эффект тени и риск случайного попадания яркого света от проектора в глаза детей и педагога.
Обеспечивает печать, копирование и сканирование документов, дидактических и раздаточных материалов. Лазерный принцип печати обеспечивает снижение стоимости расходных материалов и качество получаемых изображений.
Уникальное решение для группового помещения, позволяющее в игровой форме приучать детей соблюдать тишину в комнате во время занятий. Когда уровень шума не превосходит заданное педагогом значение – горит зеленый свет, если шум нарастает – включается желтый сигнал. Как только уровень шума начнет превышать допустимый – загорится красный свет и будет подан звуковой сигнал.
Во время образовательного процесса помогает транслировать изображения плоских или объемных предметов на интерактивную доску для всеобщего обозрения, что позволяет рассмотреть мелкие детали, изучить внутреннее устройство, а также увидеть последовательность действий и т. п. Это удобно в ситуации, когда предназначенный для изучения и требующий внимания всей группы детей объект имеется в единственном экземпляре или предполагает особо бережное отношение, или имеет небольшие размеры, требующие оптического увеличения. Документ-камера позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи всех динамических процессов и действий в виде файлов-изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации.
Это современная проекционная установка, позволяющая оживить пол любого помещения, превращая его в интерактивную поверхность. Ребенок, который находится в зоне проекции, своим движением начинает самостоятельно влиять на проецируемое оборудование. Таким образом, педагог может организовать интерактивные образовательные игровые сеансы с имитацией любого пространства, соответствующего поставленным задачам. Например, имитацию поверхности земли в разные времена года, географических особенностей поверхности земли, танцевальных поверхностей, поверхности спортивных игр и многих других материальных поверхностей.
Это средство является симбиозом интерактивной поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе детей одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности. Дети совместно могут выполнять различные интерактивные задания, конструировать, рисовать, создавать презентации. Специальное программное обеспечение позволяет загружать и наполнять собственным образовательным содержанием приложения интерактивного стола, а также графику и видео. Интерактивный стол также подходит для детей с особыми потребностями для коррекционной работы.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.