Five young children run and play in the snow during a storm

Содержание работы классного руководителя с обучающимися по профилактике травматизма и несчастных случаев в зимнее время года

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах обеспечения безопасности школьников в учебное и каникулярное зимнее время.

Объем: 56 часов.

Формируемые знания и компетенции:

  • Знание основных угроз безопасности в зимний период и понимание путей их нейтрализации.
  • Овладение основными формами и методами проведения инструктажа безопасного поведения в зимнее время года.
  • Навыки обеспечения безопасности на зимних школьных праздниках.

Программа

Занятие 1. Роль классного руководителя в обеспечении безопасности школьников в зимнее время года

Охрана здоровья и жизни детей – важнейшая задача не только родителей, но и учителей и других педагогических работников. В связи с этим встает вопрос профилактики детского травматизма при организации образовательной деятельности.

Сократить количество несчастных случаев с детьми и предотвратить их травмирование можно через обучение и воспитание. Хоть воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники, но все же ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательной деятельности.

Классный руководитель участвует в формировании у участников образовательной деятельности устойчивых навыков безопасного поведения во время учебной, внеурочной и трудовой деятельности.

Классному руководителю необходимо знать, что причины детского травматизма можно разделить на три группы:

  • Поведение самого ребенка: низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия; отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий; травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний.
  • Действия окружающих сверстников.
  • Действия взрослых, окружающих ребенка (обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля над их поведением).

Часто травмируются дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети не самокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

Классный руководитель призван быть организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником учащихся своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни. Проводить работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди учащихся своего класса – прямая обязанность классного руководителя.

Зимнее время года – особо опасный период, поэтому сезонная профилактическая работа по безопасности крайне важна.

Функции классного руководителя, которые обеспечивают возможность проведения профилактической работы с детьми:

  • Когнитивно-диагностическая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся, их физическое развитие, условия домашнего воспитания, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы.
  • Организаторско-стимулирующая функция обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, главное – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению.
  • Объединительно-сплачивающая функция. Действенными факторами воспитания являются: сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности детей;
  • Координирующая функция. В классе работает несколько учителей-предметников, следовательно, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координации их деятельности и осуществлении единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся, привлекая их к совместной со школой воспитательной деятельности.

Профилактическая сезонная работа классного руководителя должна проводиться в следующих направлениях:

  • правила безопасности при использовании пиротехнических изделий;
  • безопасность во время прогулок зимой;
  • безопасное поведение при занятиях зимними видами спорта;
  • первая помощь при обморожении и травмах зимой;
  • безопасность на новогоднем празднике в образовательных организациях.

Занятие 2. Планирование профилактической работы со школьниками по безопасному поведению в зимний период

Мероприятия по профилактике безопасного поведения включаются в планы воспитательной и просветительской работы. Дети среднего и старшего школьного возраста уже имеют определенные знания о мерах безопасности. При работе с этой возрастной группой следует обратить внимание на формирование правильного отношения к возможным опасностям.

В целях профилактики детского травматизма и несчастных случаев можно спланировать беседы с родителями (на родительских собраниях) и учащимися (на классных часах) о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.

Чтобы эффективно осуществить намеченный план работы, классный руководитель должен грамотно подобрать формы работы с учащимися по вопросам профилактики, в том числе, травматизма и предупреждения несчастных случаев. Приведем перечень этих форм:

  • по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и другие;
  • по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;
  • по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;
  • по времени подготовки:
    1. формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку;
    2. формы, предусматривающие предварительную работу и подготовку учащихся;
  • по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества, инициатива и её реализация принадлежит детям;
  • по результату – формы, результатами которых могут быть: информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
  • по числу участников – индивидуальные, групповые, массовые.

Классные руководители в начале учебного года, перед каждыми каникулами, а также перед походами, экскурсиями, выездными мероприятиями должны проводить инструктажи с учащимися класса по следующим направлениям:

  • правила безопасного поведения на дорогах, в транспорте, соблюдение ПДД;
  • соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, при нахождении на спортплощадке;
  • безопасное поведение на воде, у водоема, на льду;
  • профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах;
  • правила пожарной безопасности и электробезопасности.

Одной из самых эффективных форм профилактической работы по безопасности в зимнее время является урок безопасности (классный час). Целью таких уроков является формирование навыков безопасного поведения в зимний период.

Урок включает в себя передачу правил безопасного поведения, интерактивные и практические задания на отработку этих знаний.

Например, классный час по теме «Зима. Правила безопасности зимой».

Эффективность уроков безопасности можно повысить с помощью применения ИКТ. Правила безопасного поведения демонстрируются в формате видеоуроков и (или) презентаций.

Разрабатывать такие уроки можно самостоятельно или же обратить внимание на проект издательства «Просвещение» – Всероссийский урок безопасности. Банк ресурсов и тестов для педагогов и школьников разработан авторами ведущих отечественных проектов по наиболее актуальным тематикам основ безопасности жизнедеятельности. Банк постоянно пополняется, в частности на сайте уже доступен урок «Безопасность на каникулах». Чтобы получить доступ к материалам урока, достаточно зарегистрироваться в акции.  После регистрации все доступные материалы будут отображены в личном кабинете. Сюда относятся наглядные материалы, памятки, конспекты и оценочные материалы. Каждый урок безопасности включает тестирование, которое можно пройти онлайн или очно. Портал также предлагает интерактивные домашние задания по теме.

Планируя внеклассную деятельность, надо исходить из того, что важнейший источник влияния на детей – это, прежде всего, сама жизнь. Жизнь школьника можно рассматривать с двух сторон: собственно школьной (обучение, различные школьные дела, одноклассники), и остальной – домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах. Часто «вторая» жизнь приобретает большую власть над ребенком, чем «первая», поэтому можно наблюдать огромную пропасть между этими частями жизни школьника. При попытке воздействия на какую-либо одну сторону, получается, как правило, лишь негативный результат: деформация личности ученика, снижение мотивации, поведенческие проблемы. Поэтому задачей классного руководителя является тесная интеграция школьной жизни и внеклассной деятельности.

Создание целостной развивающей среды посредством кружков, секций, использования возможностей родительского коллектива (поездки, походы, и т. д.), тематических недель, портфолио помогает формировать полноценную здоровую личность.

Школа и семья могут направить совместные усилия на то, чтобы каждый ребенок свое свободное время не растрачивал бездумно, а пополнял знания, приобщался к литературе и искусству, занятиям физической культурой и спортом. Культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые для школьников, – надежный заслон от травматизма.

Предсказать, предвидеть то, где ребенок может травмироваться, невозможно, но классному руководителю следует обратить внимание на наиболее типичные ситуации риска в зимний период и подготовить школьников к столкновению с ними.

Занятие 3. Взаимодействие с родителями школьников по вопросам безопасности в зимнее время года

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания и безопасности. Естественно, стиль работы должен быть демократическим, основанным на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о ребенке.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создавать воспитывающую среду, обеспечивать единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.

Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:

  • обращение к чувству родительской любви и её уважение;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личностей как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами:

  • изучение условий семейного воспитания;
  • информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • взаимодействие с родительским комитетом;
  • совместная деятельность родителей и учащихся;
  • информирование родителей о ходе и результатах воспитания и обучения детей.

В вопросах зимней безопасности педагогу следует провести профилактические мероприятия и с родителями. Эти мероприятия могут быть организованы через:

  • традиционную очную лекцию;
  • мини-конференцию в онлайн-режиме (посредством мессенджеров);
  • рекомендательные письма по вопросам детской безопасности;
  • просмотр обучающих видеоматериалов;
  • очный тренинг.

Занятие 4. Правила безопасности при использовании пиротехнических изделий

Правила приобретения пиротехнических изделий

Покупать пиротехнику рекомендуется в специализированных магазинах и других торговых точках, где продают только сертифицированную продукцию. Для каждого пиротехнического изделия обязательно наличие подробной инструкции по применению на русском языке, содержащей название завода-изготовителя, дату изготовления, срок хранения и правила пользования изделием. Перед применением требуется внимательно прочитать инструкцию.

Опасность применения пиротехники

Условно фейерверки можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Применение простых фейерверков не требует специальных знаний и навыков. Такие изделия можно без труда использовать самостоятельно, если внимательно прочитать инструкцию, соблюдать меры технической безопасности, указанные на упаковке, и, конечно же, руководствоваться здравым смыслом.

Самые распространенные среди простейших пиротехнических средств – хлопушки и бенгальские огни.

Содержимое хлопушки вылетает из корпуса под давлением, а потому снарядом нельзя метить в лицо и на осветительные приборы, чтобы не повредить глаза и не вызвать разрушений. Хлопушки не следует применять вблизи пламени свечей, раскаленных спиралей, т.к. это может привести к воспламенению конфетти или серпантина.

Цветные бенгальские огни выделяют в процессе горения вредные окиси, поэтому зажигать их лучше или только на открытом воздухе, или сразу хорошо проветривать помещение.

Сложные фейерверки (ракеты, летающие фейерверки) – профессиональный вид развлекательной пиротехники. Их хранение и применение сопряжено с высокой степенью опасности, и неспециалист может участвовать в таких шоу только в качестве зрителя и на безопасном расстоянии.

Ракеты быстро взлетают, оставляя за собой едва видимый след, на высоту от 20 до 100 м, там воспламеняется пиротехнический состав, и ракета выбрасывает яркие искры, парашюты, громко хлопает, демонстрируя многоцветный красочный салют. После разрыва ракеты на высоте рейка-стабилизатор (у некоторых видов она достаточно тяжелая) падает на землю, поэтому запуск ракет лучше проводить как минимум в 100 м от зрителей.

Летающие фейерверки раскручиваются на земле и взмывают вертикально вверх на высоту до 20 м, разбрасывая искры в виде зонтика. Фейерверк может ярко светиться различными цветами, хлопать, выбрасывать парашют. Нельзя запускать этот фейерверк вблизи от построек, жилых домов, проводов и при сильном ветре, иначе он может попасть на балкон или выбить стекла.

Порядок применения пиротехнических изделий

  1. Выберите место для фейерверка. Это может быть большая открытая площадка, двор, сквер или поляна, свободная от деревьев и построек.
  2. Внимательно осмотрите выбранное место: по соседству, в радиусе 100 метров, не должно быть пожароопасных объектов, стоянок автомашин, гаражей.
  3. При сильном ветре запускать фейерверки запрещается, так как размер опасной зоны увеличивается в 3-4 раза.
  4. Зрители должны размещаться на расстоянии 35-50 метров от пусковой площадки, обязательно с наветренной стороны.
  5. Категорически запрещается использовать пиротехнические изделия рядом с жилыми домами, т.к. они могут попасть в окно или форточку, залететь на балкон или чердак.
  6. Также нельзя использовать пиротехнику в закрытых помещениях, квартирах, офисах, в местах с массовым пребыванием людей.

Из-за наличия горящих элементов, движения самого фейерверка или разлета его фрагментов вводится понятие опасной зоны. Опасной зоной считается зона, внутри которой возможно получить травмы или материальный ущерб от фейерверка. Безопасное расстояние, указанное в инструкции, является оптимальным для получения наибольшего визуального эффекта от фейерверка.

По степени потенциальной опасности при применении все пиротехнические изделия разбиты на пять классов. Радиус опасной зоны составляет:

  • I класс – не более 0,5 метров: это в основном фейерверки для помещений (хлопушки, бенгальские свечи, настольные фонтаны);
  • II класс – не более 5 метров: большинство фонтанов, петарды, наземные фейерверки;
  • III класс – не более 20 метров: салюты, ракеты, фестивальные шары;
  • IV класс – более 20 метров хотя бы по одному из опасных факторов: это профессиональные фейерверки, обращение с которыми требует специальной подготовки;
  • V класс – все остальные пиротехнические изделия, опасные факторы и опасные зоны которых определяются специальными условиями.

Примечание: В свободной продаже населению находятся только фейерверки I-III классов опасности, обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков. Пиротехнические изделия IV и V классов опасности относятся к профессиональным и могут быть проданы только профессиональным пиротехникам. Организациям, продающим такие изделия, необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности.

При эксплуатации пиротехнических изделий запрещается:

  • использовать пиротехнические изделия с нарушением требований инструкции по применению;
  • применять пиротехнические изделия внутри зданий, помещений (если это не предусмотрено инструкцией), на открытых территориях в момент скопления людей;
  • запускать пиротехнические изделия на расстоянии ближе 20 м от любых строений;
  • запускать пиротехнические изделия под деревьями, линиями электропередачи и вблизи легковоспламеняющихся предметов;
  • использовать пиротехнические изделия при погодных условиях, не позволяющих обеспечить безопасность при их использовании;
  • наклоняться над пиротехническим изделием в момент поджигания фитиля;
  • использовать поврежденные изделия и изделия с истекшим сроком годности;
  • хранить пиротехнические изделия рядом с нагревательными приборами и источниками открытого огня;
  • разбирать пиротехнические изделия, сжигать их на костре;
  • направлять пиротехнические изделия на людей и животных;
  • применять детям без присутствия взрослых;
  • использовать пиротехнические изделия, находясь в нетрезвом состоянии, курить рядом с ними.

Занятие 5. Сезонные риски в зимний период 

По статистическим данным основными источниками чрезвычайных ситуаций зимой являются:

  • снежные лавины;
  • сильный мороз;
  • налипание мокрого снега (гололед);
  • сильный ветер;
  • паводки на реках или подтопления территорий талыми водами.

Сход лавин

Основные правила поведения в районах схода лавин:

  • Не выходите в горы в снегопад и непогоду.
  • Находясь в горах, следите за изменением погоды.
  • Перед походом в горы узнайте места возможного схода снежных лавин в районе вашего пути или прогулки.
  • Избегайте мест возможного схода лавин. Они чаще всего сходят со склонов крутизной более 30 градусов; если склон без кустарника и деревьев – при крутизне более 20 градусов. При крутизне более 45 градусов лавины сходят практически при каждом снегопаде.
  • В любую погоду не следует переходить (пересекать) лощины со склонами более 30 градусов, а после снегопада переходить лощины с крутизной склонов более 20 градусов можно лишь через 2-3 дня.
  • Наиболее опасный период схода лавин – весна и лето, с 10 часов утра до захода солнца.
  • Помните, что в лавиноопасный период в горах создаются спасательные отряды.

Если вы вне дома и попали в зону схода лавины:

  • при сходе лавины бегите в сторону (вбок), чтобы уйти с её пути;
  • при попадании под лавину или обвал постарайтесь укрыться под скалой, за стволом большого дерева;
  • если вас захлестнуло лавиной, делайте широкие движения так, будто вы плывете, чтобы удерживаться на поверхности снежного потока;
  • лавина прошла – двигайте руками и ногами так, чтобы расчистить воздушный карман, прежде чем снег успеет слежаться;
  • не кричите – берегите дыхание;
  • подтяните колени к животу, сгруппируйтесь, прикройте рот руками, а после остановки постарайтесь расширить в снегу пространство перед лицом и грудью;
  • кричите, если явно слышите голоса людей, откапывающих вас;
  • постарайтесь определить местоположение тела;
  • сохраняйте спокойствие, не тратьте силы попусту.

Сильный мороз

В случае холодов соблюдайте простые правила, которые позволят избежать переохлаждения и обморожений на сильном морозе:

  • Носите свободную одежду – это способствует нормальной циркуляции крови.
  • Одевайтесь, как «капуста» – при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло.
  • Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для появления потертостей и обморожения. Уделять особое внимание обуви необходимо тем, у кого часто потеют ноги. В сапоги нужно положить теплые стельки, а вместо хлопчатобумажных носков надеть шерстяные, т.к. они впитывают влагу, оставляя ноги сухими.
  • Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Перчатки из натуральных материалов хоть и удобны, но от мороза спасают гораздо хуже.
  • Не носите на морозе металлических украшений – колец, серёжек и т.д. Во-первых, металл остывает гораздо быстрее тела до низких температур, вследствие чего возможно его прилипание к коже. Во-вторых, кольца на пальцах затрудняют нормальную циркуляцию крови.
  • Пользуйтесь помощью друга – следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми заметными изменениями в цвете, а он или она пусть следят за вашими.
  • Не позволяйте обмороженному месту снова замерзнуть – это вызовет куда более значительные повреждения кожи.
  • Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей – они распухнут, и вы не сможете снова надеть обувь.
  • Прячьтесь от ветра – вероятность обморожения на ветру значительно выше.
  • Не мочите кожу – вода проводит тепло значительно лучше воздуха. Не выходите на мороз с влажными волосами после душа.
  • На длительную прогулку на морозе следует захватить с собой пару сменных носков, варежек и термос с горячим чаем. Перед выходом на мороз надо поесть – вам может понадобиться энергия;
  • Дети и пожилые люди более подвержены переохлаждению и обморожениям.
  • Не пейте спиртного – алкогольное опьянение (впрочем, как и любое другое) на самом деле вызывает большую потерю тепла; алкоголь, кроме того, снижает чувствительность – можно не заметить обморожение.
  • Не курите на морозе – курение уменьшает периферийную циркуляцию крови, и, таким образом, делает конечности более уязвимыми.

Налипание мокрого снега

Как действовать при налипании мокрого снега:

  • Будьте осторожны при нахождении на улице, обращайте внимание на целостность воздушных линий электропередач; при обнаружении обрыва линий электропередач звоните по телефону 01.
  • Не используйте электронагревательные приборы для обогрева помещений – это может привести к нерасчетным нагрузкам на электропроводку и её воспламенению.
  • Закрепите слабоукрепленные конструкции на своих подворьях – их разрушение может привести  к  травмированию людей.
  • При возникновении перебоев в энерго-, газо-, водо-, теплоснабжении звоните по телефону 01.

Гололед (гололедица)

Как действовать во время гололеда (гололедицы):

  • Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. В крайнем случае, на подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).
  • Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами.
  • Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться и, перекатившись, смягчить удар о землю.
  • Особое внимание обращайте на провода линий электропередачи, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

Рекомендации при сильном ветре

  1. При усилении ветра рекомендуется ограничить выход из зданий, находиться в помещениях. Важно взять под особый контроль детей и не оставлять их без присмотра.
  2. Если сильный ветер застал вас на улице, рекомендуется укрыться в подземных переходах или подъездах зданий. Не стоит прятаться от сильного ветра около стен домов, так как с крыш возможно падение шифера и других кровельных материалов. Это же относится к остановкам общественного транспорта, рекламным щитам, деревьям, недостроенным зданиям.
  3. Смертельно опасно при сильном ветре стоять под линией электропередач и подходить к оборвавшимся электропроводам.
  4. Если вы выехали за пределы населенного пункта, то целесообразно выйти из автомобиля и укрыться в дорожном кювете или ближайшем логу.
  5. В городе надо немедленно покинуть автомобиль, автобус, трамвай и спрятаться в ближайшем убежище, подземном переходе или подвале. При нахождении в дороге, на открытой местности, лучше всего скрыться в яме, овраге и плотно прижаться к земле.

Рекомендации при наводнении (паводке)

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке, выводите сотрудников, детей из опасной зоны возможного катастрофического затопле­ния в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.

Перед уходом выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, зак­репите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные материальные средства переместите на верхние этажи или на чердак здания. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей. При отсутствии организованной эвакуации, до прибытия помощи или спада воды находитесь на верхних этажах и крышах зданий. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем – вывешивая или размахивая хоро­шо видимым полотнищем, подбитым к древку, а в темное время – световым сигналом и периодически голосом.

При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности организуйте переход детей в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте пере­грузки плавсредств. Во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа.

Самостоятельно выбираться из затоплен­ного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость ока­зания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды, угроза затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятель­ного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия. Оказывайте помощь людям, плывущим в воде, и утопающим.

Всем эвакуированным необходимо прибыть к установленному сроку на сборный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район. В зависимости от сложившейся обстановки эвакуация населения проводится выделенным для этих целей транспортом или пешком.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде, в том числе и с помощью подручных плавсредств. В такой обстановке не следует поддаваться панике и терять самообладание, следует принимать меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей.

До прибытия помощи люди, оказавшиеся в зоне затопления, должны оставаться на верхних этажах и крышах зданий, деревьях и других возвышенных местах.

В случае схода оползней необходимо соблюдать основные правила поведения:

  • признаками надвигающегося оползня являются: заклинивание дверей и окон зданий, просачивание воды на оползнеопасных склонах;
  • при появлении признаков приближающегося оползня сообщите об этом в ближайший пост оползневой станции, спасателям, местной администрации, а сами действуйте в зависимости от обстановки;
  • следите за сообщениями по местному радио или передаваемым мобильным средствам;
  • при получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленной эвакуации по заранее разработанным планам;
  • при скорости смещения оползня более 0,5-1,0 м в сутки эвакуируйтесь в соответствии с заранее отработанным планом;
  • при эвакуации берите с собой документы, ценности, а в зависимости от обстановки и указаний администрации – теплые вещи и продукты.

Занятие 6. Безопасное поведение на льду

Тысячи детей выбираются на лед, подвергая свою жизнь и здоровье серьезной опасности. Чтобы уверенно себя чувствовать на льду и не попасть в неприятные ситуации, необходимо знать определенные правила поведения, меры по оказанию помощи терпящим бедствие, а также уметь их правильно применять.

Прочность льда можно определить визуально:

  • лед голубого или зеленоватого цвета – прочный;
  • белого – прочность в 2 раза меньше;
  • лед серый и матово-белый или с желтоватым оттенком не надежен.

Безопасной толщиной льда для перехода считается:

  • для одиноких пешеходов – 10-12 см;
  • для группы людей – 15-20 см;
  • для устройства катков и катания на санках – 25 см.

Особую осторожность нужно проявлять, когда лед покрывает толстый слой снега, перекрывая доступ холода к нему.

Строгое соблюдение мер предосторожности на льду – главное условие предотвращения несчастных случаев во время ледостава.

Основы безопасного пребывания человека на льду

Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым.

Как правило, водоемы замерзают неравномерно: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек, в которых нет русла придонной реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение  задерживает льдообразование. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.

Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки. Одна из самых частых причин трагедий на водоемах – алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации  становятся беспомощными.

Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 см в соленой. В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев и камыша. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25 %.

Основные правила безопасности на льду:

  • Нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
  • Недопустимо пребывание малолетних детей и подростков на водоемах без сопровождения взрослых или родителей.
  • Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды – это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
  • Оказавшись на тонком потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу.
  • При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут. При переходе через реку следует пользоваться организованными ледовыми переправами.
  • При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
  • Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо. Это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед провалится.
  • На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев её под мышки.
  • Замерзшую реку (озеро) лучше переходить на лыжах, при этом крепления лыж нужно расстегнуть, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держать в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
  • Особенно осторожным нужно быть в местах, покрытых толстым слоем снега, в местах быстрого течения и выхода родников, вблизи выступающих над поверхностью кустов, осоки, травы, в местах впадения в водоемы ручьев, сброса вод промышленных предприятий.
  • При рыбной ловле на льду рекомендуется делать лунки на расстоянии не менее 5-6 метров одна от другой. Чтобы избежать беды, у рыбака должны быть спасательный жилет или нагрудник, а также веревка 15-20 м длиной с петлей на одном конце и грузом 400-500 г на другом.
  • Надо знать, что человек, попавший в ледяную воду, может окоченеть через 10-15 минут, а через 20 минут потерять сознание. Поэтому жизнь пострадавшего зависит от сообразительности и быстроты действия спасателей.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: выходить на лед в состоянии алкогольного опьянения, прыгать и бегать по льду, собираться большим количеством людей в одной точке, выходить на тонкий лед, который  образовался на реках с быстрым течением.

Что делать, если вы провалились под лед:

  • Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.
  • Широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения, чтобы не погрузиться с головой.
  • По возможности перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет вас под лед.
  • Попытаться осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, медленно откатиться от кромки и ползти к берегу.
  • Передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность.

Оказание помощи пострадавшему, провалившемуся под лед

  1. Вооружиться любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.
  2. Подползать к полынье следует очень осторожно, широко раскинув руки.
  3. Сообщить пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенности.
  4. Если Вы не один, то следует лечь на лед и двигаться друг за другом.
  5. Подложить под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползти на них.
  6. За 3-4 метра протянуть пострадавшему шест, доску, кинуть веревку или шарф или любое другое подручное средство.
  7. Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.
  8. Осторожно вытащить пострадавшего на лед и вместе с ним ползком выбираться из опасной зоны.
  9. Доставить пострадавшего в теплое (отапливаемое) помещение. Оказать ему помощь: снять и отжать всю одежду, по возможности переодеть в сухую одежду и укутать полиэтиленом (возникнет эффект парника).
  10. Вызвать скорую помощь.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшему:

  1. При попадании жидкости в дыхательные пути пострадавшему необходимо очистить полость рта, уложить его животом на колено так, чтобы голова свисала к земле, и, энергично нажимая на грудь и спину, удалить воду из желудка и легких.
  2. Приступить к выполнению искусственного дыхания.
  3. Немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

Время безопасного пребывания человека в воде:

  • При температуре воды 24° С время безопасного пребывания: 7-9 часов.
  • При температуре воды 5-15° С – от 3,5 часов до 4,5 часов.
  • Температура воды 2-3 ° С становится небезопасной для человека через 10-15 минут.

Занятие 7. Техника безопасности при занятиях зимними экстремальными видами спорта

В последнее время число поклонников экстремального спорта, как и самих экстремалов, стремительно растет. Особенно быстрыми темпами набирают популярность зимние виды экстремального спорта.

Экстремал представляет собой человека, который обладает отличной физической формой и желанием противостоять естественным силам природы. Как правило, экстремалы очень смелые, бесстрашные и азартные люди. Экстремал готов рисковать своим здоровьем, чтобы получить дополнительную дозу адреналина в кровь.

Виды зимнего экстремального спорта:

  • горные лыжи;
  • ледолазание;
  • сноубординг;
  • снегоходы;
  • кайтинг;
  • натурбан;
  • зимний маунтинбайк;
  • скалолазание.

Чтобы уменьшить вероятность получения травм при занятиях зимними видами спорта, рекомендуется следовать следующим советам по безопасности:

  1. Холодные мышцы, сухожилия и связки более восприимчивы к травмам. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, следует выполнять несложные упражнения хотя бы в течение 3-5 минут, затем медленно и мягко растянуть мышцы.
  2. Не пытайтесь подражать трюкам, которые вы видели по телевизору. Люди, которые их выполняют, являются профессиональными спортсменами и годами обучаются выполнению данных трюков. Если у вас есть дети, которые смотрят подобные передачи, убедитесь, что они понимают это.
  3. Никогда не занимайтесь экстремальными видами спорта в одиночку. Обязательно должен быть партнер, который может помочь вам, и устройство связи, чтобы позвать на помощь, если вы получите травму. Кроме того, телефон позволит быть в курсе меняющихся погодных условий.
  4. Обязательно носите соответствующую защитную одежду, в том числе очки, шлемы, перчатки; перед началом эксплуатации убедитесь, что оборудование находится в хорошем рабочем состоянии и используется надлежащим образом.
  5. Пейте часто и понемногу для предотвращения обезвоживания и перегрева. Не принимайте алкоголь, так как это может увеличить шансы на развитие гипотермии.
  6. Избегайте участия в любом виде спорта, когда испытываете боль или усталость.
  7. Надевайте надлежащую обувь, которая обеспечивает тепло и сухость, а также достаточную поддержку голеностопного сустава.

Занятие 8. Безопасность во время зимних развлечений

Катание на коньках

Занятие коньками сопряжено с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее:

  1. Катайтесь на коньках на специально оборудованных катках, опасно кататься на открытых водоемах.
  2. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик.
  3. Не отходите от ребенка ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

Катание на санках, ледянках

  1. Прежде, чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей.
  2. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках.
  3. Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.
  4. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причем в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.
  5. Нельзя разрешать ребенку кататься на санках лежа на животе, т.к. он может повредить зубы или голову.
  6. Кататься на санках стоя нельзя. Опасно привязывать санки друг к другу.
  7. Перевозить ребенка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо с санок снять.

Игры около дома

  1. Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть.
  2. Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте детям прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть что угодно: разбитые бутылки, камень либо проволока и т.д.
  3. Объясните детям, что нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь.
  4. При игре в снежки расскажите ребенку, что кидать снег в лицо нельзя, а также, что кидать нужно не с силой. Не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться.

Занятие 9. Пожарная безопасность в зимнее время года

Обогрев дома в зимнее время

Отопление вашего дома может создать пожароопасную ситуацию. Оборудование для обогрева домов (установки центрального отопления, переносные и стационарные обогреватели и камины) является второй наиболее частой причиной пожаров в жилых зданиях в зимние месяцы. Чаще всего жертвами пожаров становятся дети и пожилые люди.

Главные причины возникновения пожаров в жилых домах в отопительный сезон – это неисправные системы обогрева, размещение отопительных приборов слишком близко к легковоспламеняющимся предметам и недостатки конструкций и установки отопительных приборов.

Соблюдая следующие рекомендации, вы сможете обеспечить безопасность вашего дома в отопительный сезон:

  1. Установка нового отопительного оборудования должна производиться квалифицированными специалистами.
  2. Квалифицированные специалисты также должны проводить ежегодную проверку оборудования. Такие проверки гарантируют содержание отопительных систем в исправном состоянии и выявляют те их части, которые нуждаются в замене или ремонте.
  3. Составьте график регулярной чистки бойлеров, печей, водонагревательных котлов, печных труб и дымоходов.
  4. Ежегодно проводите профессиональную проверку дровяных печей, каминов, труб и дымоходов.
  5. Установите перед камином стеклянный или металлический экран, чтобы предотвратить попадание искр и золы за пределы камина.
  6. Ни в коем случае не отапливайте помещения древесным углем. При сжигании древесного угля может образоваться опасное для жизни количество угарного газа.
  7. Прежде, чем ложиться спать, убедитесь, что огонь в камине погас.

Электрические отопительные приборы

  1. При покупке электрических отопительных приборов отдавайте предпочтение тем из них, которые оснащены функцией автоматического отключения.
  2. Вокруг отопительных приборов должно быть достаточно свободного пространства. Отопительные приборы должны находиться на расстоянии не менее 1 м от легковоспламеняющихся предметов, таких как постельное белье и мебель.
  3. Дети не должны подходить близко к отопительным приборам, особенно если они одеты в просторную одежду (например, ночные рубашки).
  4. Используйте только те приборы, которые прошли сертификацию.
  5. Избегайте использования электрических обогревателей в ванных комнатах и других местах, где существует опасность контакта с водой.
  6. Выключайте отопительные приборы прежде чем выйти из комнаты или лечь спать.
  7. Ни в коем случае не используйте духовку и газовую кухонную плиту для обогрева дома или квартиры. Это может привести к выделению угарного газа, который при определенных уровнях концентрации может вызвать отравления и, возможно, смерть.

Занятие 10. Первая помощь при обморожении и переохлаждении

Первая помощь в таких ситуациях состоит в прекращении охлаждения, согревании конечности, восстановлении кровообращения в пораженных холодом тканях и предупреждении развития инфекции. Первое, что надо сделать при признаках обморожения, – доставить пострадавшего в ближайшее теплое помещение, снять промерзшую обувь, носки, перчатки. Одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача, скорую помощь для оказания врачебной помощи. 

При обморожении I степени охлажденные участки следует согреть до покраснения теплыми руками, легким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку. 

При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложите на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеенку или прорезиненную ткань). Пораженные конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и прочее. 

Пострадавшим дают горячее питье, горячую пищу, небольшое количество алкоголя, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки «Но-шпа» и папаверина.

Не рекомендуется растирать больных снегом, так как кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и возможно их повреждение, а возникающие микроссадины на коже способствуют занесению инфекции. Нельзя использовать быстрое отогревание обмороженных конечностей у костра, бесконтрольно применять грелки и тому подобные источники тепла, поскольку это ухудшает течение обморожения.

Неприемлемый и неэффективный вариант первой помощи – втирание масел, жира, растирание спиртом тканей при глубоком обморожении. 

При общем охлаждении легкой степени достаточно эффективным методом является согревание пострадавшего в теплой ванне при начальной температуре воды 24° С, которую повышают до нормальной температуры тела. 

При средней и тяжелой степени общего охлаждения с нарушением дыхания и кровообращения пострадавшего необходимо как можно скорее доставить в больницу.

Занятие 11. Безопасность на новогоднем празднике

Безопасность на новогоднем празднике определяется как используемыми на празднике материалами, так и правилами его организации.

Использование безопасных декоративно-отделочных материалов

Нельзя использовать декоративно-отделочные материалы с высоким классом пожарной опасности. Допустимые показатели пожарной опасности декоративно-отделочных материалов – Г1, В2, Д2, Т2. Для покрытий полов допустимые показатели – В2, Д2, Т2, РП1. В школе и детском саду на путях эвакуации используются декоративно-отделочные материалы, классы опасности которых указаны в таблице 28 к Закону № 123-ФЗ.

Средства огнезащиты для обработки декоративных и других конструкций

Ответственный за пожарную безопасность образовательной организации подбирает средство огнезащиты, которым следует обрабатывать конструкции. Средство должно быть сертифицированным, экологически чистым и с низким содержанием летучих органических соединений. Ответственный изучает техническую документацию средств и подбирает подходящее. Например, для обработки древесины применяют лаки, краски, пасты, обмазки, растворы антипиренов. Для стальных конструкций – огнезащитные составы в виде красок и облицовки. А для кабельных покрытий – огнезащитные покрытия на основе антипиренов.

К работам по огнезащитной обработке привлекаются специализированные организации, которые имеют лицензию, квалифицированных специалистов и оборудование. После того, как работы по обработке конструкций будут завершены, специалисты составляют акт. В акте специалисты указывают срок действия огнезащитного средства и периодичность проверки состояния огнезащитной обработки. Ответственный за пожарную безопасность проводит проверку состояния покрытия конструкций здания не реже одного раза в год.

Если обработку конструкций проводили недавно, то перед проведением праздника в образовательном учреждении ответственный проводит проверку еще раз. В случае, когда во время проверки найдены недочеты и неисправности, ответственный за пожарную безопасность ликвидирует их.

Антитеррористическая защищенность учреждений на празднике

Обязанности и ответственность за антитеррористическую защищенность распределяются между несколькими сотрудниками. По указу администрации образовательной организации создается антитеррористическая группа, если численность людей в учреждении более 100 человек.

Ответственность между сотрудниками в группе разделяется по блокам. Например, один сотрудник отвечает за антитеррористические мероприятия, другой – за пропускной режим. Третьему сотруднику поручается работа с документами, а четвертому – проведение инструктажей для работников и детей.

Ответственным за антитеррористические мероприятия назначается работник, который имеет навыки обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, а также опыт взаимодействия с территориальными органами безопасности. Эту роль обычно отводят инспектору по ГО и ЧС или специалисту по пожарной безопасности.

Ответственный за пропускной режим назначается приказом администрации. В приказе прописываются обязанности: проверять документы посетителей, осматривать их на наличие запрещенных к вносу предметов. Предметы, которые запрещено проносить в учреждение, утверждаются отдельным списком и приложены к приказу. В списке перечисляются колющие, режущие предметы, легковоспламеняющиеся жидкости. Также вводится запрет на алкогольные напитки в образовательном учреждении. Классному руководителю необходимо заранее отправить родителям список с перечнем предметов, которые запрещено приносить в учебное заведение в дни проведения мероприятий.

Ответственный за проведение инструктажа разрабатывает инструкцию о порядке действий в условиях совершения террористического акта и отдельную инструкцию в условиях угрозы террористического акта. Проводится дополнительный инструктаж с сотрудниками перед периодом проведения утренников.

Пособия по антитеррористической защите размещаются на информационном стенде. Готовятся наглядные пособия и памятки, которые будут доступны детям и взрослым.

Пример памятки антитеррористической безопасности в образовательной организации

Что делать, если началась перестрелка:

  1. Пригнуться и добраться до ближайшего укрытия.
  2. Передвигаться быстро и зигзагами.
  3. Если бежать некуда – лечь на землю.
  4. Сообщить о перестрелке по номеру 112.

Как вести себя во время операции спецслужб:

  1. Лежать на полу лицом вниз. Закрыть голову руками, не двигаться.
  2. Не бежать навстречу сотрудниками спецслужб и не убегать от них.
  3. Держаться подальше от проемов дверей и окон.

Усиление санитарного режима в день проведения новогоднего праздника

В день мероприятия особенно важным является исполнение гигиенических и санитарных норм. Обязанности распределяются администрацией между работниками. Например, медработнику поручается проверять участников мероприятия на наличие инфекционных заболеваний и контролировать качество и безопасность напитков и блюд. Техническому персоналу – убирать помещения и выносить мусор, а чтобы нормализовать температуру в помещениях – проветривать их между представлениями и в перерывах. Важно следить за самочувствием детей и взрослых.

Безопасное завершение праздника

По окончании мероприятия уход участников также должен быть организован, работникам поручается обследовать помещения и территорию образовательной организации, доложить об итогах проведения мероприятия.

Поток участников мероприятия необходимо скоординировать, чтобы предотвратить давку. Чтобы взрослые и дети могли быстро одеться, привлекаются дополнительные работники, которые помогут одеть детей и передать одежду. Например, это могут быть дежурные педагоги и обслуживающий персонал.

После того, как участники покинут мероприятие, ответственный за безопасность обследует помещения и территорию на наличие посторонних предметов и людей. Если работник обнаружит забытые вещи, необходимо составить их список и передать его охраннику.

Ответственные за безопасность и организацию праздника должны представить отчет о проделанной работе. В отчете работники отражаются все пункты утвержденного календарного плана обеспечения безопасности мероприятия. То есть в отчете должны быть прописаны все мероприятия, которые были проведены для того, чтобы обеспечить безопасность на празднике.

Сотрудники могут оформить отчет в виде таблицы. В таблице прописывается название мероприятия, срок его выполнения, ответственное лицо. В конце ставится отметка о выполнении. Этот отчет потребует комиссия по расследованию несчастного случая, если такой произойдет в день утренника.

Особый контроль в день проведения праздника

Во время мероприятия дежурные должны постоянно находиться на своих постах. При необходимости дежурство на постах может быть сменным. Дежурные не должны позволять детям и взрослым уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла и стулья. В помещениях не гасят полностью свет и не применяют пиротехнические изделия, дуговые прожекторы со степенью защиты менее IP54 и свечи. Если обнаружены неисправности в иллюминации или гирляндах (например, нагрев и повреждение изоляции проводов либо искрение), их необходимо немедленно обесточить.

Занятие 12. Снижение риска несчастного случая на новогоднем празднике

Перед тем, как планировать новогодний праздник, администрация ОО проводит два обязательных инструктажа с сотрудниками школы: целевой противопожарный инструктаж и инструктаж по антитеррористической безопасности. Это первое, что позволит снизить риск несчастного случая на празднике. На инструктаже ответственный рассказывает о возможных инцидентах и правилах поведения. По результатам инструктажа разрабатывается памятка о правилах поведения на празднике. Каждый сотрудник должен ознакомиться с ней под подпись.  Если праздник будет проходить на территории образовательной организации, то за безопасность работников и детей отвечает руководитель. Если праздник проходит за пределами школы, то контролирует безопасность всех собственник заведения, где проходит мероприятие. Также издается приказ об усилении мер безопасности в период праздничных мероприятий.

Подготовка помещения

Новогодний праздник может проходить только в безопасном с точки зрения правил охраны труда и пожарной безопасности помещении. Если праздник ежегодно проходит в одном и том же месте – актовом зале, то в очередной раз необходимо проверить помещение на безопасность: пожарную сигнализацию, огнетушители и эвакуационные выходы. Безопаснее выбирать помещение не выше второго этажа, чтобы все участники могли беспрепятственно выйти на улицу при пожаре или задымлении. Если актовый зал находится на высоком этаже, то необходимо провести дополнительные противопожарные тренировки и напомнить работникам правила поведения при пожаре.

При декорировании помещения необходимо избегать легковоспламеняющихся материалов или пропитать их антипиренами – веществами, которые снижают горючесть материалов. Если используется иллюминация, необходимо соблюдать правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Нельзя использовать сломанную и неисправную иллюминацию. Фейерверки и пиротехника на территории образовательного учреждения запрещены.

Необходимо учитывать меры противопожарной безопасности. Ответственному за пожарную безопасность следует проверить наличие огнетушителей и их исправность до начала мероприятия. Проходы к запасным выходам должны быть свободны.

Подбор мебели

Во время подготовки здания к проведению новогоднего праздника необходимо проверить окружающие объекты на травмоопасность и целостность. Во-первых, протестировать мебель, которую будете использовать во время праздника. Во-вторых, обратить внимание на покрытие пола: если покрытие скользкое, травмоопасное, заместитель директора по АХЧ должен исправить недочеты. В-третьих, проверить оконные проемы. Оконные проемы должны быть исправны и соответствовать санитарным нормам.

Ответственному за хозяйственную часть необходимо провести проверку в образовательной организации и занести результаты в журнал. Проверки проводятся не реже одного раза в неделю. Лучше проверять чаще, чтобы вовремя заметить сломанную или поврежденную мебель.

Осмотр территории

Территорию образовательной организации, инвентарь, который на ней размещен, и систему ограждения надо содержать так, чтобы исключить травмоопасную ситуацию. Для этого организуются комплексные уборки территории и проводится регулярный осмотр и ремонт инвентаря – малых архитектурных форм, урн, технических сооружений, ограждения территории.

Уборка территории также производится в соответствии с санитарными нормами и правилами, сезонными периодами. Особое внимание необходимо уделить уборке в зимнее время, когда появляются травмоопасные снег и лед. В это время ответственные должны регулярно очищать территорию от снега. Снег убирается по мере его выпадения. График расчистки устанавливается в зависимости от погодных условий: с 6:30 до 16:00 – если нет осадков, с 6:30 до 21:00 – если сильный снегопад. К началу праздника должны быть полностью очищены дорожки, въезды, подходы к воротам и калиткам.

Ответственный убирает снег по мере его появления, т.к. высота снежного покрова должна быть не больше двух сантиметров. Наледь счищают скалывающим инструментом. Грязезадерживающие решетки чистят по мере их загрязнения – один, два или три раза в день. Снег с крыши убирают после снегопада, сосульки – по мере образования.

Во время очистки на территории образовательной организации не должны находиться дети. Поэтому чистить кровлю от снега и сосулек над входом в здание и на групповых площадках необходимо до начала занятий. Удалять сосульки по периметру крыши можно во время образовательного процесса, но когда обучающихся нет в опасной зоне, например, во время урока.

Перед уборкой территорию внизу огораживают сигнальной лентой на расстоянии 5 метров от края здания. На тротуаре в зоне возможного падения снега и льда должен стоять дежурный, чтобы предупреждать пешеходов и сигнализировать работникам на крыше, если кто-то появится в опасной зоне. Сугробы можно создавать по бокам от проездов и по периметру территории и площадок организации. Сугробы не должны мешать проходу, повреждать зеленые насаждения и представлять какую-либо опасность для детей.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Профилактическая работа по безопасности в зимнее время должна проводиться:
Какое направление НЕ входит в профилактическую работу по безопасности в зимнее время?
Безопасное расстояние от запуска фейерверка:
Пиротехникой можно пользоваться:
При сходе лавины, во избежание непосредственного столкновения с ней, необходимо двигаться:
Передвигаться по льду (наледи) необходимо:
Лед ____ ненадежен, передвигаться по нему небезопасно:
Чтобы безопасно передвигаться по льду, в особенности треснувшему, необходимо ___ площадь опоры на лед:
При температуре воды менее __ градусов нахождение более 15 минут является небезопасным:
Первая помощь при обморожении НЕ включает:

 

Благодарим за участие!

Корзина