В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель курса: расширить представления инструкторов по физической культуре о методах адаптивной и оздоровительной физической культуре на занятиях с дошкольниками.
Объём: 36 часов.
Формируемые компетенции:
Адаптивная физическая культура — вид физической культуры, направленный на максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
При проведении экспериментальных исследований, в которых участвовали слабослышащие дети дошкольного возраста 3-7 лет, тесты показали прирост показателей.
В группе детей сформировали контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальной группе дошкольники занимались по разработанной адаптивной методике. Контрольная группа занималась по государственной программе.
В качестве адаптивной методики выбрали упражнения с элементами игры в волейбол. Занятия проводились со слабослышащими детьми, поэтому учитывались психофизические и возрастные особенности развития их организма.
Оптимальным вариантом с точки зрения дозировки нагрузки, сохранения умения и навыков, повышения качественного усвоения материала стали занятия два раза в неделю продолжительностью один час.
По итогам тестов исследователи выяснили, что наибольшие темпы прироста в уровне способности к сохранению статического равновесия в экспериментальной группе были выявлены у мальчиков в возрасте 5-7 лет и девочек в возрасте 3-4 и 6 лет. Они являются сенситивными у данной категории детей и составили 30 и 40 % соответственно.
Высокий процент прироста обусловлен тем, что в экспериментальной методике на развитие способности сохранять равновесие отводился больший объём от всех применяемых упражнений.
Максимальные темпы прироста в контрольной группе были менее выражены. У слабослышащих мальчиков в возрасте 7 лет и девочек 6 лет составили 15 и 10 % соответственно.
Подробнее с исследованием можно ознакомиться здесь.
Бег на 30 метров со старта. Предлагаются две попытки. Фиксируется лучший результат.
Задание направлено на выявление скоростных качеств дошкольников.
Особенности развития детей: при выполнении бега на скорость отмечается неточная координация, неуверенность в движениях, что сказывается на результатах тестирования. Чтобы объяснить задание, нужен показ выполнения, дополнительные словесные и жестовые указания.
Затруднения у слабослышащих детей 6-7 лет вызывает принятие исходного положения перед выполнением прыжка. Они не отталкиваются энергично двумя ногами и не делают интенсивных взмахов руками. Допускают ошибки при приземлении с опорой на руки сзади или приземление на одну ногу.
Для выполнения задания нужно разметить дорожку цветными поперечными линиями на расстоянии 1 метра. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом.
Слабослышащие дети 6-7 лет с трудом согласовывают работу рук и ног, принимают статическое положение. При выполнение броска не переносят центр тяжести на стоящую впереди ногу и не сопровождают рукой мешочек во время броска. Их движения скованы или недостаточно энергичные, вялые.
Для выполнения задания нужна страховка. Задание помогает выявить низкий уровень сохранения статического положения и равновесия, что указывает на развитие двигательной сферы и вестибулярного аппарата.
Вестибулярная дисфункция проявляется у всех слабослышащих детей 6-7 лет. Вместе с ней выявляется и дисфункция кинестетического анализатора.
Дети с большим трудом удерживают равновесие на одной ноге. Когда закрывают глаза, теряют равновесие совсем, поэтому требуется страховка педагога. При принятии исходного положения отмечается дрожание конечностей.
Задание выявляет сформированность уровня развития координации движений, ловкости и скорости реакции.
Дети отбивают мяч об пол одной рукой, стоя на месте, максимальное количество раз.
У детей замедленная скорость реакции. Это приводит к тому, что дети теряют мяч, сходят с места.
Дети с нарушениями зрения с трудом овладевают движениями. У них отмечается отставание в физическом развитии, нарушения осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия. Дети менее подвижны по сравнению с нормально видящими сверстниками.
При выполнении упражнений отмечается нечёткость координации движений, сниженные темп выполнения и ритмичности. Дети с трудом ориентируются в пространстве и выполняют упражнения на равновесие. Поэтому им необходимо систематическое обучение.
Физические упражнения влияют на совершенствование двигательной активности дошкольников. Важную роль в преодолении моторного, психомоторного и физического развития детей с нарушениями зрения играют специальные коррекционные занятия: ритмика и лечебная физкультура.
Ритмика повышает работоспособность организма, укрепляет и сохраняет здоровье, корректирует двигательные нарушения и недостатки физического развития, формирует умение дифференцировать движения во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке.
Лечебная физкультура используется для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия корректируют разные недостатки физического развития, моторики и двигательных способностей.
На занятиях ЛФК вместе с коррекционными упражнениями применяются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться, что очень важно для детей с нарушениями зрения.
Физическое воспитание детей с нарушением зрения направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, формирование двигательных качеств. Этому способствует организация коррекционно-направленных физкультурных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуда, степень напряжения и расслабления мышц.
В систему упражнений входят:
Во время индивидуальных занятий с детьми проводятся специальные упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата, дыхательные и корригирующие упражнения, упражнения на расслабление и растягивание мышц, на равновесие, специальные упражнения для глаз.
В структуру адаптированных физкультурных занятий по коррекции движений входят:
Продуманная система организации физкультурно-оздоровительной компенсаторно-профилактической работы способствует перестройке в двигательном анализаторе, улучшает мышечную работоспособность, нормализует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательных систем, улучшает функциональное состояние зрения детей.
У дошкольников повышается двигательная активность, снимается напряжение, упражняется зрение, что способствует развитию зрительно-двигательных возможностей детей с нарушениями зрения и коррекции движений.
От качества организации работы с детьми по физической культуре зависит, будут ли дети физически готовы к обучению в школе, будут ли здоровы. В существующих программах образования дошкольников в области физической культуры (комплексных и специализированных) для дошкольных образовательных учреждений приоритетными являются мероприятия, связанные с охраной здоровья ребёнка, повышением уровня его функциональных возможностей, физического и психического развития и подготовленности.
Сейчас оздоровительная физическая культура предлагает большое количество оздоровительных методик, технологий, оздоровительных систем, научно обоснованных и проверенных практикой для детей дошкольного возраста.
В содержание физкультурных занятий активно внедряются методики восточных систем оздоровления. Самые распространённые виды оздоровительной гимнастики хатха-йога, гимнастика ушу, тай-чи, танцевально-ритмическая под музыку, дыхательная, пальчиковая, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз.
Регулярное применение элементов оздоровительных видов гимнастики во время занятий физкультурой способствует развитию организма ребёнка, прививает потребность заботиться о своём здоровье, развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, укрепляет органы зрения, повышает физическую и умственную работоспособность, формирует правильную осанку и свод стопы, развивает инициативу, творчество и трудолюбие.
Виды оздоровительной гимнастики определяются с учётом состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей.
Чтобы проводить профилактику заболеваний респираторными инфекциями, необходимо использовать:
Для укрепления органов дыхания подходят дыхательная гимнастика (Б. С. Толкачёв, 2008) и дыхательные упражнения по системе тай-чи.
Чтобы повысить двигательную активность и сформировать культуру движений, в программу занятий необходимо включать ритмическую гимнастику.
Профилактике опорно-двигательного аппарата и плоскостопия способствуют упражнения специальной гимнастики, стопотерапия, босохождение, элементы хатха-йоги, тай-чи.
Для укрепления глазодвигательного аппарата используются специальные упражнения для глаз по системе йоги, а также метод цветотерапии с применением технических средств.
Для повышения работоспособности детей применяются динамические паузы и физкультминутки, пальчиковые игры, приёмы релаксации.
Коррекция психического состояния проводится с помощью психогимнастических этюдов (М. И. Чистякова, 1995), коммуникативных игр (К. Орфу, Е. В. Рыбак, 2007) и музыкотерапии.
Комплексное применение оздоровительных видов гимнастик осуществляется в виде сюжетно-игровой совместной деятельности.
Чтобы дошкольники освоили упражнения оздоровительной гимнастики, на занятиях необходимо использовать игровой метод и музыкальное сопровождение. Игровой метод облегчает запоминание и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, творческих способностей ребёнка.
Особенность взаимосвязи методик в структуре занятий представляет собой объединение всех средств на основе дыхательной гимнастики и звуковых упражнений, благодаря которым происходит формирование навыков рационального дыхания.
В вводной части применяется стопотерапия и босохождение, упражнения игростретчинга. В основной части — упражнения на профилактику опорно-двигательного аппарата, массаж биологически активных точек и пальцев, «йога для пальцев». Затем проводится психогимнастика или коммуникативные игры. В заключительной части — релаксация или игра малой подвижности.
Использование элементов хатха-йоги и тай-чи с детьми 5-7 лет решает вопросы комплексного развития органов восприятия, двигательных навыков и психоэмоциональной сферы.
Чтобы достичь более эффективного воздействия на развивающийся организм ребёнка, необходимо планировать физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня. Элементы оздоровительных гимнастик можно применять в первой и второй половине дня с учётом биологической работоспособности организма дошкольника.
Комплексное применение средств оздоровительной гимнастики помогает снизить количество заболеваний ОРЗ и уменьшить их длительность, улучшить психоэмоциональное состояние детей и повысить показатели физической подготовленности, гибкости, координационных способностей и силовой выносливости.
Чтобы занятия с дошкольниками были более эффективными, к ним необходимо подключить воспитателей и родителей. Приводим рекомендации, которые может дать инструктор по физической культуре в ДОУ родителям и воспитателям.
Лекция «Методика физического воспитания детей с множественными нарушениями развития»
Лекция «Содержание программ по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста»
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.