sportivnoe_oborudovanie_dlya_detskogo_sada_0.jpg.crop_display

Технология спортивного тимбилдинга в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель:  совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для использования технологии спортивного тимбилдинга в работе инструктора физической культуры дошкольной образовательной организации.

Объем:  72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  1. Содержание технологии спортивного тимбилдинга, её цели и задачи, принципы реализации.
  2. Особенности детских команд как коллектива.
  3. Требования ФГОС ДО в вопросах физического воспитания детей и их взаимодействия со сверстниками.

Уметь:

  1. Комплектовать малые группы (подгруппы) для спортивных игр.
  2. Отбирать игры, упражнения для групповой работы в соответствии с возрастом воспитанников.
  3. Применять технологию тимбилдинга в процессе занятий физической культурой.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Понимание содержания, принципов, целей и задач технологии спортивного тимбилдинга.
  • Овладение технологией спортивного тимбилдинга в рамках физического развития детей дошкольного возраста.
  • Овладение навыками комплектования подгрупп воспитанников.
  • Овладение навыками отбора и внедрения элементов тимбилдинга в занятия по физической культуре.

Программа

Занятие 1. Тимбилдинг: содержание, цели, принципы

Тимбилдинг – построение команды – термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Еще тимбилдинг можно назвать командообразованием. Тимбилдинг – это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр, коллективных развлекательных программ, тренингов и прочего. Командообразование (тимбилдинг) – технология, которая позволяет в игровой динамичной форме обучить детей навыкам работы в команде, общению, принятию решений. Мероприятия по тимбилдингу можно условно разделить на группы:
  1. Исторические, костюмированные, сценарные мероприятия, которые позволяют перевоплотиться в фараона Хеопса, в Гарри Поттера, поиграть в пиратов.
  2. Творческие мероприятия: от создания музыкальных групп до рисования картин и постановки спектаклей.
  3. Психологический тимбилдинг подразумевает тестирование, выполнение заданий, связанных с психологией.
  4. Спортивный тимбилдинг: можно провести хоть бег в мешках, хоть прыжки на скакалке.
В рамках физического воспитания дошкольников могут быть задействованы различные типы мероприятий (или их элементов по тимбилдингу), например, спортивный тимбилдинг может быть историческим, с определенным сценарием или психологическими, если после игры уделить время рефлексии. Основная цель тимбилдинга – активизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством применения элементов технологии командообразования для создания ситуации эффективного общения. Задачи, решаемые с помощью внедрения тимбилдинга:
  • совершенствование двигательных навыков детей в ходе выполнения согласованных действий;
  • снижение психо-эмоционального напряжения и укрепление здоровья детей;
  • создание условий для развития у детей навыков позитивного сотрудничества, проявления инициативы и творчества в двигательной деятельности;
  • развитие нравственных качеств детей, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения командных заданий;
  • активизация интереса к двигательной деятельности.
Условия, необходимые для применения технологии:
  1. Помещение для проведения мероприятий по командообразованию должно обеспечивать свободу движений, простор для перемещения, возможность использования разнообразного спортивного оборудования.
  2. При выполнении заданий «тимбилдинга» применяется групповой или подгрупповой метод организации двигательной деятельности детей. Предполагается, что дети достаточно хорошо знакомы друг с другом и уже имеют некий опыт совместной деятельности.
Применение элементов командообразования опирается на следующие принципы:
  • принципы индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса, где ребенок имеет возможность самостоятельно придумать новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и на наличии мотива, побуждающего к творческой деятельности в создании различных двигательных ситуаций, в решении тех или иных двигательных задач;
  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка в командных мероприятиях, проявление со стороны педагога уважения к личности, интересам и выбору каждого ребенка, доброжелательное отношение и внимание к нему;
  • принцип последовательности является важнейшим условием процесса обучения движениям и совершенствования физических качеств. Он определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному».

Занятие 2. Использование элементов командообразования в физкультурно-оздоровительной работе

Физическое развитие ребенка – важная функция ДОУ. Сегодня в программе ДОУ речь идет уже не о физкультуре как таковой, а о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников; знание своего тела, его функций, возможностей организма; о развитии ребенка в рамках индивидуальных возможностей, о постоянном позитивном настрое воспитанников на занятиях по физической культуре. На пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста перед инструктором по физическому воспитанию дошкольного учреждения встает ряд важных вопросов:
  • Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми и успешными?
  • Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
  • Какие новые формы физкультурно-оздоровительной работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности?
  • Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?
  • Как сделать эту работу эффективной?
Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут реализовать её на должном уровне. Это выражается в отсутствии целенаправленности в двигательной сфере и уверенности в своих возможностях, в снижении интереса к занятиям физической культурой у одних и в проявлении излишней активности у других. Многие дети по причине недостаточного уровня развития общей моторики, координации движений и телесной ловкости испытывают определенные трудности, стеснение при выполнении движений, что приводит к отстраненности ребенка от общих действий, к эмоциональному напряжению. Проблема еще и в том, что современные дети зачастую не умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, часто ссорятся, не пытаются помочь друг другу, проявляя излишний эгоцентризм. Важно продумать содержание и построение занятий по физкультуре так, чтобы каждое из них в той или иной мере способствовало развитию двигательного творчества, вовлечению дошкольников в двигательную деятельность, основанную на позитивном общении. Педагог-психолог и философ Е. Е. Шулешко описывает социо-игровую технологию, которая развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка. Автор социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» доктор медицинских наук Ю. Ф. Змановский приводит такие характеристики здорового ребенка дошкольного возраста: жизнерадостность, регулярная физическая активность, высокий уровень выносливости и работоспособности. А доктор психологических наук Е. О. Смирнова считает, что главная потребность для старших дошкольников – потребность в сотрудничестве, в партнере по совместной деятельности. Технология командообразования объединяет все эти подходы и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного общения детей старшего дошкольного возраста.

Занятие 3. Соответствие технологии тимбилдинга требованиям ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на физическое и социально-коммуникативное развитие. Рассмотрим, какие требования выдвигает ФГОС в рамках областей «физическое» и «социально-коммуникативное развитие». «Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы: <…> 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. <…> Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Опыт двигательной деятельности также связан с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формированием начальных представлений о некоторых видах спорта, овладением подвижными играми с правилами. Это способствует становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: <…> 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: <…> 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников».
Таким образом, применение технологии спортивного тимбилдинга в работе с дошкольниками обеспечивает реализацию ФГОС сразу в двух направлениях – социально-коммуникативном и физическом развитии.

Занятие 4. Общая характеристика команды как детского коллектива

Команда как разновидность группы имеет аналогичную ей структуру. Члены команды имеют различия в статусе, объеме властных полномочий, ролях и поле деятельности. Это касается и группы вне зависимости от её возраста. Вместе с тем команда выходит за рамки традиционной формальной группы благодаря коллективному синергетическому эффекту (целое больше, чем простая сумма слагаемых). Команда относится к первичной (следовательно, малой) формальной группе. Члены команды регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы, идентифицируют себя с ней. Часто команда определяется как несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или деятельности. Другое, более сложное, определение термина «команда» – это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Члены команды взаимозависимы, то есть для достижения разделяемых целей они нуждаются в работе других членов. Восемь ключевых принципов организации командной формы:
  1. Принцип коллективного выполнения задания (упражнения, игры) – каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно делал по заданию педагога (хотя последнее не исключается и в рамках команды).
  2. Принцип взаимозависимости – каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого из них. В команде все делятся информацией друг с другом. Члены команды воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.
  3. Принцип коллективной ответственности – вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.
  4. Принцип единой для команды формы стимулирования.
  5. Принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальные вознаграждения (призы).
  6. Принцип автономного самоуправления команды – управление деятельностью членов команды осуществляется её лидером (капитаном), а не педагогом.
  7. Принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый каждым членом команды.
  8. Принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды: в состав её может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий командной деятельности.
Итак, можно определить команду как малую группу людей, имеющих общую цель и разделяющих ответственность за достижение результата.

Занятие 5. Ролевая дифференциация команд

Личность в течение жизни может играть одну или несколько ролей, в которых она способна максимально персонифицироваться, проявить свою индивидуальность. Эти роли являются важным фактором гармоничного развития личности. Наличие или отсутствие тех или иных ролей присуще человеку в любом возрасте. Роль – это определенный шаблон, стереотип, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Для достижения эффективности команды важны не только навыки, знания и опыт, но и в равной степени личные качества и личностные характеристики (особенности) членов команды. Работая вместе с другими людьми в составе одной группы, каждый как член команды при взаимодействии с другими её членами выполняет роли двух типов. Первая и наиболее очевидная из них – роль воспитанника, дошкольника. Вторая роль, нередко выпускаемая из виду, является командной ролью, в основе которой лежат личностные данные. В значительной степени командную роль можно рассматривать как категорию, определяющую то, как мы применяем свои навыки и опыт, составляющие само содержание выполняемой нами функциональной роли. Рассмотрим, какие роли в группе (команде) может принимать дошкольник. Необходимо обратить внимание, что не все роли обязательно распределяются в команде, а некоторые из ролей могут быть неочевидными, но присутствовать.
  1. Мыслитель (генератор идей):
    • Творческая направленность, богатое воображение, неординарность мышления.
    • Стремление к новаторству.
    • Источник оригинальных идей для команды.
  1. Исполнитель:
    • Претворяет идеи в практические действия.
    • Превращает решения в легко выполнимые задания.
    • Вносит упорядоченность в деятельность команды.
  1. Доводчик:
    • Усердие и добросовестность.
    • Следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью.
    • Отслеживает своевременность выполнения заданий.
  1. Оценщик (эксперт):
    • Исповедует беспристрастный критический анализ ситуации.
    • Стратегический подход и проницательность в оценках.
    • Точность суждений, стремление рассматривать все возможные варианты решения.
  1. Исследователь ресурсов:
    • Владение искусством проведения переговоров, разнообразие контактов.
    • Талант импровизатора, изучает благоприятные возможности.
    • Энтузиазм, коммуникабельность.
  1. Формирователь:
    • Постоянная ориентированность на решение поставленной задачи; стимулирует работу всей команды.
    • Способствует реализации принятых решений; побуждает сокомандников работать интенсивнее.
    • Энергичность, стремление к превосходству и работе с полной отдачей сил.
  1. Коллективист:
    • Способствует гармонизации отношений в команде и устранению разногласий.
    • Внимательно выслушивает собеседника; опирается на мнения других.
    • Чуткость, отсутствие чрезмерной самоуверенности.
  1. Координатор:
    • Четко формулирует цели, хорошо выполняет функции ведущего во время дискуссий.
    • Способствует эффективному принятию решений.
    • Имеет хорошие коммуникативные навыки; социальный лидер.
  1. Специалист:
    • Обладает редко встречающимися навыками и знаниями.
    • Целеустремленность и способность концентрировать усилия.
    • Инициативность и способность всецело отдаваться.

Занятие 6. Преимущества и недостатки технологии тимбилдинга

Безусловно, подгрупповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов.

Плюсы

  1. Повышается мотивация к спорту.
  2. Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным при выполнении спортивных заданий.
  3. В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в группе.

Минусы

  1. Подгрупповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация подгрупповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании подгрупп некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.
  4. Разделение на подгруппы может проходить непросто, даже драматично.
  5. В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать подходящие условия. Это дополнительные сложности для педагога.
Хотя ведущую роль в подгрупповой работе играют дети, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога. Объединение в подгруппы – важный момент в организации работы. Способов объединения существует множество, они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в подгруппе и на какой результат эта подгруппа выйдет. Главная задача – не навязывать детям свой вариант решения. На занятиях дети свободно передвигаются, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контроль над поведением детей, совместно с ними необходимо выработать определенные правила, которые все без исключения (и дети, и воспитатель) должны соблюдать.

Занятие 7. Варианты комплектования подгрупп

Комплектование подгрупп случайным образом

Подгруппа, формируемая по принципу случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой подгруппе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Этот метод формирования подгрупп полезен в тех случаях, когда перед педагогом стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в подгруппах, в которых между детьми сложились в целом доброжелательные отношения. В любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – он изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся детей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в подгруппе и некоторого отдаления от других.
  1. Способ разбивки случайным образом «Нити»
Для образования пар ведущий держит в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.
  1. Способ разбивки случайным образом «Разрезанная открытка»
Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из детей вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Комплектование подгрупп с участием детей

Дети могут быть активными участниками процесса отбора групп. Рекомендуется прибегать к этому варианту, когда группа достаточно «однородная»: нет враждующих подгрупп воспитанников, а значит – соревнование не примет негативный, враждебный окрас.
  1. Способ разбивки с участием детей «Цепочка»
Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д.
  1. Способ разбивки с участием детей «Сговорка»
Выбирается один игрок, который набирает команду. Остальные становятся парами и сговариваются, кто из них как назовется. Потом подходят к набирающему и спрашивают, какое из двух прозвищ он выберет. Вот несколько вариантов сговорок: «Яблоко или груша?», «Ниточка или иголочка?». Игрок выбирает один из вариантов, и тот, кто так назвался, играет в его команде. Оставшиеся образуют вторую команду. А можно выбрать двух игроков, которые будут по очереди набирать себе команду.

Комплектование подгрупп по выбору педагога

В этом случае педагог создает подгруппы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить детей с близкими физическими и интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор подгрупповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу. Итак, способов деления на команды достаточно много. Главная их особенность в том, чтобы в течение учебного года ребенок имел возможность поработать в команде со всеми детьми, т. к. внутри такой организации возникают естественные условия для сравнения и оценки своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями сверстников.

Занятие 8. Принципы выбора заданий и игры для подгрупповой работы

Принципы выбора заданий для тимбилдинга с детьми дошкольного возраста

  1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов подгруппы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Например, командная игра в футбол вызовет больше мотивации и повлечет за собой больше активности, чем бег на месте. Целесообразно использовать:
    • задания (игры, упражнения), которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет подгруппа в целом;
    • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей (интеграция физического воспитания, например, с творчеством окажется весьма эффективной).
  1. Содержание задания должно быть интересно детям.
  2. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
  3. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Можно предложить детям простые правила совместной игры, с помощью которых они смогут контролировать себя и провести рефлексию:
  • работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
  • работать по алгоритму (плану);
  • своевременно выполнять указания: следить за временем (песочные часы), доводить начатое дело до конца;
  • качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;
  • каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Критерии эффективности элементов тимбилдинга

  1. Адекватность выбора подгрупповой формы работы.
  2. Целеполагание (цель подгрупповой работы).
  3. Содержание подгрупповой работы.
  4. Организация рефлексии подгрупповой работы.
В процессе совместной деятельности в течение дня педагог, работающий с малыми группами, выполняет разные функции. Он может:
  • контролировать;
  • организовывать;
  • оценивать работу детей;
  • участвовать в работе группы;
  • предлагать участникам разные варианты решений;
  • выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Опыт работы показывает, что педагогу, который организует подгрупповую работу, не следует:
  • сидеть за своим столом;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из группы;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться;
  • исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки – эту работу должны выполнить дети в доброжелательной форме;
  • давать слишком категоричные оценки – они действуют на детей подавляюще;
  • отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из детей;
  • ходить по группе или стоять около детей в начале групповой работы, т. к. дети часто стесняются высказываться в присутствии педагога.

Занятие 9. Поэтапный план введения элементов тимбилдинга в занятия физической культурой

План введения командообразующих элементов в разные части НОД по физической культуре 
Части НОД/Этапы ОРУ (с общим оборудованием) ОВД Подвижная игра (все этапы реализуются на одном занятии)
Подготовительный Выполняется в парах (1-2 занятия) Разучивание с детьми основных видов движений на учебно-тренировочных занятиях классического типа (3-4 занятия) Объяснение правил игры, постановка командной задачи
Создание проблемных ситуаций, направленных на продуктивное взаимодействие в двигательной деятельности. Выбор способов деления группы детей на команды.
Командный В мини-командах по 4-6 человек Выполнение движений в мини-командах с постановкой общей командной задачи Проведение игры
Рефлексивный Совместное обсуждение результатов
Заключительный Самостоятельные творческие задания или создание новых условий для совершенствования детьми двигательных навыков (игры-квесты, походы)
Немаловажным является распределение детей на пары, мини-команды. Это осуществляется различными способами:
  • случайный или условный выбор (с помощью фишек, по расчету);
  • по гендерному признаку;
  • по условиям игры;
  • по личному выбору детей;
  • с учетом индивидуальных двигательных возможностей и способностей.
Детям предлагается выполнить ОРУ в командах, объединенных общим оборудованием (обруч, резинка, канат, гимнастическая палка, лента) или взявшись за руки. При этом дети получают задание: выполнять упражнения одновременно, вместе, следить за действием партнера, улыбаться друг другу; не забывать, что успех команды зависит от каждого. В ходе закрепления основных видов движений на занятии вариативного характера командообразующий эффект достигается посредствам постановки командной игровой задачи, справиться с которой можно лишь объединив усилия всех членов команды. Например, выполнив упражнение, передать оборудование следующему; преодолеть различные препятствия, держась друг за друга разными способами; не разрывая цепь, поддерживать друг друга (школа мяча в мини-командах: побеждает та команда, в которой мяч не упал благодаря совместным усилиям детей). Подвижные игры и элементы спортивных игр, имеющие командообразующую направленность, должны отвечать определенным требованиям:
  • все играющие поделены на две или более команды;
  • игра, как правило, имеет соревновательный характер;
  • отдельных водящих или выбывших игроков нет;
  • одна команда преследует общую цель;
  • все игроки задействованы в ходе игры;
  • каждый игрок значим в игре.
С помощью четко сформулированных речевых инструкций и игровых задач можно придать командообразующий эффект не только играм и упражнениям, но и другим видам деятельности, имеющим место на занятиях по физической культуре – босохождению, самомассажу, трудовым поручениям между частями занятия («разместить оборудование так, чтобы всем детям было удобно выполнять упражнение», «убрать оборудование, согласовывая свои действия»). На четвертом этапе, когда те или иные двигательные умения и навыки командного поведения сформированы, детям предлагается применить их в новых условиях, в ходе досуговой деятельности. Можно проводить тематические игры-квесты, где задания способствуют не только формированию у детей начальных представлений о некоторых видах спорта или ценностях ЗОЖ, но и стимулируют анализировать ситуацию, искать пути решения, договариваться о совместных способах выполнения движений.

Занятие 10. Развитие у детей навыков командной работы

Играть любят все дети, однако не каждый является командным игроком. И это касается не только игр. Чтобы ребенок мог работать в команде, он должен уметь сотрудничать. К этому ребенка приучают с самого детства. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей ни по каким параметрам. Это только вызовет агрессию друг к другу. Не стоит сильно увлекаться играми соревновательного характера. Если ребенок почувствует свою незначимость, он будет недоброжелательно настроен к сопернику. А этого допускать нельзя. При игре лучше всего использовать местоимение «мы». Таким образом будет развиваться командный дух, не будет лучших или худших. Эту схему нужно использовать не только в играх, можно, например, и в творчестве. Следует доверить детям создать какую-либо композицию вместе. При этом выделить значимость каждого ребенка. После выполнения задания похвалы достоин абсолютно каждый. Нельзя ни про кого забывать.

Методы развития командной работы

  1. Каждый выполняет свое дело
Если ребенок умеет одновременно хорошо рисовать, танцевать, петь и т. д., то в команде, скорее всего, ему придется выполнять только один какой-то вид деятельности. Потому что от того, что кто-то один будет делать все, а остальные вообще ничего не делать, успеха достичь вряд ли удастся. Необходимо объяснить ребенку, что лучше делать что-то одно, но качественно, чем брать на себя слишком много задач одновременно, даже если он может это сделать лучше. Хорошо помогают «домашние тренировки», например, импровизированный спектакль, где надо распределить роли между мамой, папой и ребенком. Родителю нужно выяснить у ребенка, что он больше всего хочет делать: петь, танцевать или рассказывать стихотворение. После такого мини-спектакля следует обсудить с ребенком, что он понял в ходе командной работы, насколько правильно было то, что роли пришлось распределить и т. д.
  1. Обсуждения и общее согласование
В командной работе очень важно выслушивать мнение каждого и приходить к общим компромиссам. Неправильно выяснять и доказывать свою точку зрения на повышенных тонах, правильно – четко аргументировать, почему необходимо сделать так, а не иначе. Обсуждать планы следует спокойно, стараясь максимально четко выразить свою мысль. Также важно спросить каждого, кто хочет сказать, а не основываться только на 1-2 мнениях.
  1. Ребенок – не «пуп земли»
Еще один важный момент в умении работать в команде заключается в том, чтобы дать понять ребенку о существовании в этом мире других точек зрения, отличных от его. И если большинство в коллективе проголосовало за другое решение, то не стоит расстраиваться и обижаться, даже если он считает, что другие неправы. Необходимо в данном случае согласиться с большинством. Либо же еще раз попытаться привести такие аргументы, которые помогут доказать обратное и склонить большинство в свою сторону. Также нужно объяснить, что людям иногда свойственно ошибаться – в этом нет абсолютно ничего страшного. Следует прививать ребенку уважение к окружающим и к их взглядам, дать понять, что нельзя ни в коем случае переходить на личности. Если ему что-то не нравится из озвученного кем-то из членов команды, то правильнее будет сказать в таком случае «Твое мнение ошибочно, потому что…» (обязательно привести аргументы), а не «Ты глупый и ничего не понимаешь». Детям бывает весьма непросто научиться слышать кого-то, кроме себя, и задача взрослого – донести, что в этом мире существуют и другие люди, мнение которых надо учитывать, а также уметь с ними правильно взаимодействовать, чтобы никто не был в обиде и все получили выгоду от общего дела.

Занятие 11. Командные игры с элементом рефлексии

Игра на выявление лидера «Веревочка»

Цель – выявить лидера группы. Для проведения этой игры берется веревка, её концы связываются так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая их, не выпуская из рук веревку, построить треугольник, квадрат» (можно завязать в узел). Возможные варианты решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам (практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры). Вопросы для обсуждения:
  • Что при выполнении упражнения было легче всего? (Командовать)
  • Что при выполнении упражнения было труднее всего? (Подчиняться)
  • Как вы себя чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого?
  • Какая роль была труднее и почему?
  • Чему нужно учить детей в ходе игры? (Все не могут быть ведущими, иногда нужно уметь быть в роли ведомого)
Формирование подгрупп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою подгруппу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

Игры на умение сотрудничать

Цель – дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя.

«На льдине»

На полу расстилается ковер. По сигналу участники должны запрыгнуть на него, а затем перевернуть ковер, не сходя с него, и занять свои места. Вопросы для обсуждения:
  • В чем была трудность при выполнении задания? (Договориться, нужен лидер)
  • Какие педагогические выводы можно сделать по окончании игры?
  • Чему нужно учить детей в ходе игры? (Взаимовыручке, умению действовать сообща, договариваться)

Малоподвижная игра «Обруч»

Из инвентаря нужен будет только обруч. Попросите, чтобы дети встали тесным кругом, при этом одна рука должна быть внутри круга, приподнята на уровень головы. Объясните детям, что нужно вытянуть один палец той руки, которая поднята. На эти пальцы сверху положите обруч. Разъясните, что тянуть обруч и цеплять его пальцами нельзя. Следующим заданием будет опустить обруч на пол. Дайте детям возможность разобраться, как это сделать. Они примут свое решение, не подсказывайте. Когда игра закончится, попросите детей рассказать, с каким сложностями они столкнулись. Вопросы для обсуждения:
  • В чем трудность при выполнении задания?
  • Какие элементы игры работали на командообразование?
  • Чему учит эта игра? (Учит сотрудничать, работать сообща)

Игра «Переход через болото» (проводится в помещении)

Каждому члену команды раздают лист бумаги – это «кочка» на болоте. Каждый участник должен, наступая на свою кочку, перейти через болото. Но в болоте живет ужасный и голодный крокодил, который утягивает к себе кочки, остающиеся пустыми. Поэтому игрок всегда должен стоять на «кочке». Вся команда должна перейти болото по одному, соблюдая полную тишину. Казалось бы, это просто, но на практике требует больших усилий, особенно если человек в команде много. Бывает, что перейти получается только с 5 попытки, когда команда становится единым организмом.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «“дракон” ловит свой “хвост”». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, становятся плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они – «сросшиеся близнецы». Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться, лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки.

«Поводыри»

С помощью этой эстафеты дети сопереживают тем, кто не видит. Игроки разбиваются на пары. Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами. Первый – поводырь – сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку. Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия. Затем траектория и скорость движения увеличиваются. Взрослый следит, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.

Игра на достижение общей цели

Цель – сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия.

«Попади в цель»

Участники встают в круг. Каждый берет в руку один конец веревки (другие концы связаны между собой и к ним привязан карандаш). По команде нужно опустить карандаш в стакан. Вопросы для обсуждения:
  • В чем трудность при выполнении задания? (Нужно действовать сообща для достижения цели)
  • Чему учит эта игра? (Заставляет доверять друг другу, работает на сплочение коллектива)

Занятие 12. Подвижные командные игры для детей 3-4 лет

  1. Малоподвижная игра «Обруч»
Из инвентаря нужен будет только обруч. Попросите, чтобы дети встали тесным кругом, при этом одна рука должна быть внутри круга, приподнята на уровень головы. Объясните детям, что нужно вытянуть один палец той руки, которая поднята. На эти пальцы сверху положите обруч. Разъясните, что тянуть обруч и цеплять его пальцами нельзя. Следующим заданием будет опустить обруч на пол. Дайте детям возможность разобраться, как это сделать. Они примут свое решение, не подсказывайте. Когда игра закончится, попросите детей рассказать, с каким сложностями они столкнулись.
  1. Игра «Переход через болото» (проводится в помещении)
Каждому члену команды раздают лист бумаги – это «кочка» на болоте. Каждый участник должен, наступая на свою кочку, перейти через болото. Но в болоте живет ужасный и голодный крокодил, который утягивает к себе кочки, остающиеся пустыми. Поэтому игрок всегда должен стоять на «кочке». Вся команда должна перейти болото по одному, соблюдая полную тишину. Казалось бы, это просто, но на практике требует больших усилий, особенно если человек в команде много. Бывает, что перейти получается только с 5 попытки, когда команда становится единым организмом.
  1. «Косичка» (можно использовать на празднике 8 марта, вызвав 3 мамы)
Участникам дается три веревки (ленточки). Их задача – не отрывая рук от веревок, сплести ровную косичку путем перемещения. В плетении принимает участие вся команда.
  1. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «“дракон” ловит свой “хвост”». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
  1. Игра «Гигантская скакалка»
Команда прыгает через десятиметровую скакалку.
  1. Игра «Хвостики»
Каждому участнику команды крепятся веревочные «хвостики». В ходе игры необходимо оставить соперников «без хвоста».
  1. «Перетягивание каната»
Классическое перетягивание каната – побеждает команда, вытянувшая центр каната из обозначенной зоны.
  1. «Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары, становятся плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они – «сросшиеся близнецы». Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться, лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки.
  1. «Поводыри» (с помощью этой эстафеты дети сопереживают тем, кто не видит)
Игроки разбиваются на пары. Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами. Первый – поводырь – сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку. Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия. Затем траектория и скорость движения увеличиваются. Взрослый следит, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.
  1. «Пьедестал»
Дети должны уместиться все вместе на скамейке ограниченной площади или на любой другой возвышенной поверхности (например, на нескольких стульях, кубах); задача каждого участника – поддержать другого, а не устоять самому.
  1. «Обруч»
Все должны встать в круг и взяться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу игроки начинают пролезать в обруч, не расцепляя рук.
  1. «Коршун и наседка»
Играющие становятся в затылок друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные – «цыплята». Один из играющих – «коршун». Он старается схватить «цыпленка», стоящего последним в цепи, «наседка» же всячески мешает этому, преграждая «коршуну» путь разведенными в стороны руками. Все играющие помогают «наседке», перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна». Если «коршуну» удается схватить «цыпленка», игра прекращается. «Коршун» идет в начало цепи и становится «наседкой», пойманный «цыпленок» становится новым «коршуном».
  1. «Тачка»
Команды делят игроков на пары. Один из участников «пары» должен лечь на землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После этого «пары» передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой обычным шагом, но держа своего партнера за ноги. «Пары» обеих команд выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и по сигналу судьи бегут к финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном составе.

Дополнительные материалы

Оформление сертификата / удостоверения

Спортивный тимбилдинг, помимо активного занятия спортом, подразумевает:
Основная цель детского спортивного тимбилдинга:
Принцип индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса, на который опирается применение элементов тимбилдинга, подразумевает:
Физическое развитие дошкольника НЕ включает:
Технология тимбилдинга способствует реализации требований ФГОС ДО в вопросах (2 варианта ответа):
Согласно ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Верно ли это утверждение?
Выберите 2 верных утверждения, характеризующих команду как детский коллектив.
Каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию педагога (хотя последнее не исключается и в рамках команды). О каком принципе организации командной работы идет речь?
«Творческая направленность, богатое воображение, неординарность мышления. Стремление к новаторству. Источник оригинальных идей для команды» – какой роли внутри команды присуще данное описание?
Комплектование подгрупп дошкольников может быть проведено следующим способом:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина