Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий

В конце страницы к этому курсу прилагается

Описание

Цель курса: систематизировать знания педагогов об организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.

Объём: 18 часов.

Для кого: для классных руководителей, учителей-предметников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.

План курса:

  • Нормативные документы, необходимые для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий.
  • Чем дистанционное обучение отличается от электронного? Разбираемся в терминологии.
  • Анализ ситуации в образовательной организации перед принятием решения о переходе на дистанционное обучение.
  • Первоочередные мероприятия, которые реализуются при переходе на дистанционное обучение в образовательной организации.
  • Особенности составления расписания и продолжительность уроков при дистанционном обучении.
  • Методические рекомендации по подготовке к дистанционному уроку.
  • Как контролировать посещаемость и освоение учебного материала обучающимися в дистанционном режиме.
  • Работа с родителями в процессе организации дистанционного обучения.
  • Итоговое тестирование.

Формируемые компетенции:

  • применение современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов;
  • проведение учебных занятий с опорой на достижения современных информационных технологий и методик обучения;
  • использование современных способов оценивания в условиях использования информационно-коммуникационных технологий;
  • владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами, мультимедийным оборудованием.

Занятие 1. Нормативные документы, необходимые для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий

Образовательная организация может перейти на дистанционное образование полностью или частично. Главное, чтобы учитель и обучающиеся могли полноценно общаться, изучать новое и получать обратную связь друг от друга.

При переходе на дистанционное образование всех или отдельных классов образовательная организация руководствуется следующими нормативными правовыми актами.

  1. Локальные акты ОО разрабатываются и принимаются на основе статей 13, 16, 17, 18, 28, 30 и 41 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Расписание дистанционных уроков должно соответствовать нормам Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  3. При организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий ОО руководствуется Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Занятие 2. Чем дистанционное обучение отличается от электронного? Разбираемся в терминологии

При дистанционном обучении учитель и обучающиеся общаются в режиме реального времени через интернет, например, с помощью конференцсвязи.

При электронном обучении учитель даёт обучающимся задания для самостоятельной работы и проверяет усвоение материала. Общение получается отложенным по времени.

Не существует чисто дистанционного или электронного обучения. Оба формата необходимо комбинировать, чтобы достичь образовательных результатов.

Также необходимо различать синхронное и асинхронное обучение.

Синхронное обучение организуется в режиме реального времени, когда учитель и ученики могут общаться и получать обратную связь здесь и сейчас.

Асинхронное обучение предполагает, что обратная связь будет поступать с задержкой. Например, так бывает, если используется электронная почта.

Занятие 3. Анализ ситуации в образовательной организации перед принятием решения о переходе на дистанционное обучение

Переход на дистанционное обучение необходимо начать с анализа ситуации.

Администрация образовательной организации должна найти ответы на следующие вопросы:

  1. Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
  2. Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?
  3. Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?
  4. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
  5. Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?
  6. Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?
  7. Как можно использовать сайт школы?
  8. Как будет выглядеть учебный день?
  9. Каким должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?
  10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Педагоги должны обдумать и обсудить следующие вопросы:

  1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
  2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?
  3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
  4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?
  5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?
  6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?
  7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?
  8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?
  9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?
  10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Когда ответы на эти вопросы получены, можно составить план мероприятий. Чтобы эти мероприятия реализовались, должны быть назначены ответственные и установлены сроки исполнения.

Занятие 4. Первоочередные мероприятия, которые реализуются при переходе на дистанционное обучение в образовательной организации

Все мероприятия можно разделить на четыре группы:

  1. Мероприятия, которые реализует администрация.
  2. Мероприятия, которые реализует классный руководитель.
  3. Мероприятия, которые реализует учитель-предметник.
  4. Мероприятия, которые реализует технический специалист.

Ниже представлены задачи, которые реализует каждая из групп.

Администрация образовательной организации:

  1. Анализирует техническую оснащённость школы.
  2. Назначает ответственных за техническое сопровождение дистанционного обучения.
  3. Разрабатывает и принимает локальные акты.
  4. Составляет расписание.
  5. Выбирает платформы и электронные ресурсы для организации дистанционного обучения.
  6. Назначает ответственного за создание на сайте ОО раздела «Дистанционное обучение», где оперативно размещаются документы и материалы.
  7. Анализирует готовность учеников к дистанционному обучению.
  8. Выбирает модель дистанционного обучения в зависимости от обеспеченности обучающихся техническими устройствами и интернетом.
  9. Анкетирует учителей, изучая наличие компьютера и интернета, специальных навыков для реализации образовательных программ в дистанционном режиме.
  10. Анализирует готовность педагогических кадров.
  11. Назначает ответственных за техническое сопровождение учителей.
  12. Организует консультации для педагогов.

Классный руководитель

  1. Проводит анкетирование учеников класса, изучая наличие компьютера и интернета, владения навыками работы на компьютере.
  2. Проводит родительское собрание, на котором рассказывает родителям о переходе ОО на дистанционное обучение и получает письменное согласие.
  3. Сообщает обучающимся:
  • где они могут получить информацию (чат, электронный журнал, сайт школы, другие ресурсы);
  • по какому расписанию они будут учиться;
  • когда и каким образом будут передаваться материалы учителем ученику и домашнее задание ученика учителю.

Учитель-предметник

  • Участвует в анкетировании.
  • Вносит изменения в рабочую программу, учитывая модель дистанционного обучения.
  • Разрабатывает учебные материалы и выбирает ресурсы в зависимости от модели дистанционного обучения.
  • Сообщает классному руководителю способы и сроки передачи материалов от учителя ученику и домашнего задания ученика учителю.

Технический специалист

  • Проводит инвентаризацию устройств, имеющихся в ОО.
  • Составляет примерный перечень устройств, программного обеспечения и прочего, которые понадобятся для реализации дистанционного обучения.
  • Создаёт специальный раздел на сайте школы и своевременно размещает информационные материалы на сайте.
  • Консультирует обучающихся.
  • Составляет памятки для учеников.
  • Консультирует учителей.
  • Составляет график технической поддержки педагогов школы.
  • Составляет памятки для учителей.

Занятие 5. Особенности составления расписания и продолжительность уроков при дистанционном обучении

Образовательная недельная нагрузка при дистанционном обучении должна быть равномерно распределена в течения учебной недели. Объём максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • 1 класс — не более 4 уроков, один день в неделю — не более 5 уроков за счёт урока физической культуры;
  • 2 — 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры;
  • 5 — 6 классы — не более 6 уроков;
  • 7 — 11 классы — не более 7 уроков.

Планируя урок при дистанционном обучении, педагоги должны учитывать установленную продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором, а именно:

  • 1 — 2 классы — не более 20 минут;
  • 3 — 4 классы — не более 25 минут;
  • 5 — 6 классы — не более 30 минут;
  • 7 — 11 классы — не более 35 минут.

Выбор между дистанционным и электронным обучением зависит от уровня сложности предмета. Предметы с высоким рангом трудности проводятся в дистанционном формате. Лучше организовать короткие видеоконференции по этим предметам.

Шкалы трудностей предметов представлены на рисунках ниже.

Начальная школа

Общеобразовательные предметыКоличество баллов (ранг трудности)​
Математика8
Русский язык, родной язык, иностранный язык7
Природоведение, информатика6
Русская литература, родная литература5
История (4 классов)4
Изобразительное искусство и музыка3
Технология2
Физическая культура1

​5-9 классы

Общеобразовательные предметыКоличество баллов (ранг трудности)
5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс
Химия131012
Геометрия12108
Физика8913
Алгебра1097
Экономика11
Черчение54
Мировая художественная культура (МХК)855
Биология108777
Математика1013
Иностранный язык9111089
Русский язык8121176
Окружающий мир78
География7665
История586810
Ритмика44
Технология43214
Литература46447
ИЗО3313
Физическая культура34222
Экология33361
Музыка2111
Информатика410477
ОБЖ12333

10-11 классы

Общеобразовательные предметыКоличество баллов
Физика12
Геометрия, химия11
Алгебра10
Русский язык9
Литература, иностранный язык8
Биология7
Информатика, экономика6
История, обществознание, МХК5
Астрономия4
География, экология3
ОБЖ2
Физическая культура1

К урокам в дистанционном формате прикрепляются ссылки на видеоконференции. 

В расписании онлайн-уроков нужно учитывать, что в одной семье могут быть дети разных параллелей. Поэтому уроки лучше назначать в разное время. Например, онлайн-уроки для 5-7 классов начинаются со второго урока, для 8-9 классов — с третьего урока. Таким образом дети из многодетных семей получат возможность обучаться дистанционно, если количество устройств у них ограничено.
Дополнительный материал: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Занятие 6. Методические рекомендации по подготовке к дистанционному уроку

Выбор средств обучения и специализированных интернет-ресурсов при подготовке к дистанционному занятию зависит от целей и задач образовательной программы, её характеристик и возрастных особенностей учащихся.

Предварительно образовательная организация должна утвердить локальным актом перечень электронных образовательных ресурсов. Это могут быть образовательные платформы, социальные сети, мессенджеры и так далее. Педагог может выбрать из этого перечня те, которые хорошо знакомы ему и учащимся.

При подготовке к уроку необходимо выбирать такие формы работы и виды деятельности, с которыми обучающиеся смогут справиться самостоятельно. Задания могут выполняться в формате творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.

Чтобы лучше подготовиться к уроку с использованием дистанционных технологий, педагог может заблаговременно спроектировать занятия на 2-3 недели и подготовить материалы, видеолекции, задания, презентации, мастер-классы.

Не стоит забывать о воспитательных задачах программы. В дистанционном режиме можно организовать социально значимые мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы.

Какие ресурсы можно задействовать на разных этапах освоения учебного материала? 

Изучение нового материала

Используйте тексты, художественные и научные фильмы, видеоматериалы образовательных платформ, сервисы проведения видеоуроков, онлайн-занятий и консультаций.

Закрепление и обобщение изученного

Используйте образовательные ресурсы с функцией автоматической проверки заданий, позволяющей дать быструю обратную связь обучающимся и их родителям, проанализировать возникающие трудности, скорректировать образовательный маршрут. Например, ЯКласс, Google Classroom.

Контроль и оценка результатов обучения

Отберите и измените формы контроля освоения программы, разработайте для каждого учебного занятия контрольные задания, тесты с учётом учебно-методического комплекса программы. Подробнее о контроле и инструментах речь идёт в следующем занятии.

Структура дистанционного занятия

  • Вводная часть
    • Обозначьте правила работы и взаимодействия, объясните учащимся технические особенности работы и правила обмена информацией.
  • Во время занятия
    • Чётко давайте инструкции по выполнению заданий.

С младшими школьниками можно организовать тестовое подключение к образовательному ресурсу в присутствии родителей, чтобы ребёнок научился работать с ресурсом. На первых занятиях необходимо технически поддерживать обучающихся при выполнении заданий на образовательных ресурсах.

Изучение теоретического материала

Теорию изучать можно разными способами:

  • использовать готовые тематические видеолекции;
  • проводить онлайн-занятия;
  • размещать презентации и тексты в интернете.

К разделам с теоретическим материалом подготовьте задания для самоконтроля и закрепления материала.

Практическая деятельность

Подготовьте задания практического характера, творческие задания, темы и проблемы для выполнения индивидуальных или групповых проектов.

Общение с учащимися лучше не ограничивать перепиской и размещением материалов для изучения. Важно постоянно поддерживать контакт и мотивировать детей, организовывать занятия в формате видеолекций, проводить индивидуальные консультации.

Характеристика Skype Zoom Discord Microsoft Teams
Количество обучающихся (бесплатная версия) 50 100 10 (50) до 250
Возможна ли организация групповой работы? + + +
Возможна ли организация обратной связи? + + + +
Время работы До 4 часов непрерывно; 10 часов в день; 100 часов в месяц До 40 минут («один на один» без ограничений) Без ограничений Без ограничений
Обязательна ли регистрация обучающихся на платформе? Да Нет Да Нет
Демонстрация экрана + + + +
Передача файлов + + до 100 МБ +
Запись занятия Есть (30 дней) Есть, 40 минут (в облако или локальную систему) Нет Есть

Дополнительный материал «Список сервисов, ресурсов, инструментов для дистанционного обучения».

Занятие 7. Как контролировать посещаемость и освоение учебного материала обучающимися

Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуется отобрать и изменить формы контроля освоения программы обучающимися и разработать для каждого учебного занятия контрольные задания, тестовые материалы с учетом учебно-методического комплекса программы.

Проконтролировать и оценить результаты обучения, а также подтвердить факт проведения занятия можно следующими способами:

  • регистрация обучающихся на электронном ресурсе, если такая возможность есть;
  • размещение учебного материала в интернете;
  • выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий в электронном виде;
  • выполнение учащимися небольших по объему творческих, индивидуальных и коллективных проектных заданий, переданных педагогу дистанционно.

Для контроля усвоения знаний можно использовать различные веб-ресурсы. Их достаточно много. Остановимся на двух из них.

Сервис academic tests (Академтест.ру)

https://academtest.ru/

На платформе можно составлять тесты с открытыми и закрытыми видами вопросов. Есть возможность выбрать тип вопроса: с одним или несколькими ответами, с открытым вариантом, на соответствие.

Разрабатывая тесты, учитель должен использовать вопросы и закрытого, и открытого типа.

Задания открытого типа бывают:

  • дополняющими, когда обучающийся должен написать недостающий элемент в предложении или конструкции;
  • свободными, если обучающийся формулирует ответ самостоятельно.

Задания закрытого типа бывают:

  • с одиночным или множественным выбором ответа;
  • на соответствие, когда обучающийся должен установить соответствие между элементами двух списков;
  • на последовательность, когда устанавливается порядок расположения различных элементов.

В системе Академтест.ру есть редактор, в котором составляются тестовые вопросы по теме урока. Количество заданий должно быть таким, чтобы на тестирование уходило 10-15 минут от урока.

Ученикам даётся одна или две попытки, предлагаются критерии оценки. Оценка в системе выставляется автоматически. Ученики видят, где они ошиблись, сколько баллов набрали, какая оценка выставлена.

Учитель может посмотреть ответы детей в сформированном отчёте.

Преимущество Академтест.ру — учитель может видеть, менял ли ученик вкладки, когда выполнял задания. Так оценивается самостоятельность выполнения задания.

Результат при смене вкладок подсвечивается красным цветом. В этом случае учитель может дать дополнительное задание этому ученику, чтобы ученик усвоил материал.

Сервис Google-формы

https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/

По функционалу сервис похож на Академтест.ру. Отличительной особенностью является то, что в редакторе можно сделать аналог задания из рабочей тетради с теоретическим материалом и заданием по этому материалу.

С помощью Google-форм можно сделать задания на изучение нового материал, закрепление пройденного, проверку знаний.

В сервисе есть статистика по всем ответам, в которой видно распределение баллов по ученикам. Диаграммы верных ответом помогают понять, с какими темами не справилось большинство учеников. Учителю это позволить скорректировать работу, повторив определённую тему.

Занятие 8. Работа с родителями в процессе организации дистанционного обучения

При организации дистанционного обучения педагоги должны быть постоянно на связи не только с учениками, но и с родителями, чтобы информировать их о ходе реализации образовательной программы, расписании занятий, графике текущего и итогового контроля.

Классный руководитель должен собрать заявления от родителей с согласием на реализацию образовательной программы в дистанционной форме.

В свободном доступе для родителей учащихся должны быть инструкции и памятки, помогающие родителям организовать работу ребёнка в домашних условиях.

В памятках необходимо указать:

  • адреса электронных ресурсов, с помощью которых будет организовано обучение;
  • логины и пароли электронной образовательной платформы, если это необходимо;
  • режим и расписание дистанционных занятий;
  • формы контроля освоения программы;
  • формы учёта посещаемости;
  • средства обратной связи с педагогом.

Памятка для родителей (Республика Башкортостан)

Сборник памяток и инструкций по дистанционному обучению для родителей http://preodol.ru/images/0-distancionnoe-obuchenie/Pamiatki-roditeliam-10042020.pdf

Верно ли утверждение: «Образовательная организация может реализовать либо дистанционное, либо электронное обучение. Смешивать эти формы нельзя».
Чтобы образовательная организация могла перейти на дистанционное обучение, необходимо (2 верных ответа):
Что должен сделать учитель-предметник при переходе на дистанционное обучение? (3 верных ответа)
При проведении урока педагоги должны учитывать:
Выбор между дистанционным и электронным обучением зависит:
Зачем нужно устанавливать разное время для проведения дистанционных уроков в разных параллелях?
На выбор интернет-ресурсов и средств обучения влияют (3 верных ответа):
Где можно взять перечень электронных образовательных ресурсов?
Чтобы лучше подготовиться к дистанционному уроку, педагог может:
Для изучения нового материала можно использовать:
Чтобы мотивировать обучающихся во время дистанционного образования, необходимо:
Как можно подтвердить факт проведения занятия и присутствия обучающихся (3 верных ответа):
С помощью какого сервиса можно сделать аналог задания из рабочей тетради с теоретическим материалом и заданием к этому материалу?
Для эффективного взаимодействия с родителями необходимо:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата