
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Описание
Цель курса: систематизировать знания педагогов об организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.
Объём: 18 часов.
Для кого: для классных руководителей, учителей-предметников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
План курса:
- Занятие 1. Нормативные документы, необходимые для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий.
- Занятие 2. Чем дистанционное обучение отличается от электронного? Разбираемся в терминологии.
- Занятие 3. Анализ ситуации в образовательной организации перед принятием решения о переходе на дистанционное обучение.
- Занятие 4. Первоочередные мероприятия, которые реализуются при переходе на дистанционное обучение в образовательной организации.
- Занятие 5. Особенности составления расписания и продолжительность уроков при дистанционном обучении.
- Занятие 6. Методические рекомендации по подготовке к дистанционному уроку.
- Занятие 7. Как контролировать посещаемость и освоение учебного материала обучающимися в дистанционном режиме.
- Занятие 8. Работа с родителями в процессе организации дистанционного обучения.
- Итоговое тестирование.
Формируемые компетенции:
- применение современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов;
- проведение учебных занятий с опорой на достижения современных информационных технологий и методик обучения;
- использование современных способов оценивания в условиях использования информационно-коммуникационных технологий;
- владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами, мультимедийным оборудованием.
Занятие 1. Нормативные документы, необходимые для реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий
Образовательная организация может перейти на дистанционное образование полностью или частично. Главное, чтобы учитель и обучающиеся могли полноценно общаться, изучать новое и получать обратную связь друг от друга.
При переходе на дистанционное образование всех или отдельных классов образовательная организация руководствуется следующими нормативными правовыми актами.
- Локальные акты ОО разрабатываются и принимаются на основе статей 13, 16, 17, 18, 28, 30 и 41 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Расписание дистанционных уроков должно соответствовать нормам Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- При организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий ОО руководствуется Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Занятие 2. Чем дистанционное обучение отличается от электронного? Разбираемся в терминологии
При дистанционном обучении учитель и обучающиеся общаются в режиме реального времени через интернет, например, с помощью конференцсвязи.
При электронном обучении учитель даёт обучающимся задания для самостоятельной работы и проверяет усвоение материала. Общение получается отложенным по времени.
Не существует чисто дистанционного или электронного обучения. Оба формата необходимо комбинировать, чтобы достичь образовательных результатов.
Также необходимо различать синхронное и асинхронное обучение.
Синхронное обучение организуется в режиме реального времени, когда учитель и ученики могут общаться и получать обратную связь здесь и сейчас.
Асинхронное обучение предполагает, что обратная связь будет поступать с задержкой. Например, так бывает, если используется электронная почта.
Занятие 3. Анализ ситуации в образовательной организации перед принятием решения о переходе на дистанционное обучение
Переход на дистанционное обучение необходимо начать с анализа ситуации.
Администрация образовательной организации должна найти ответы на следующие вопросы:
- Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
- Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?
- Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?
- Как будет осуществляться информирование семей учеников?
- Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?
- Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?
- Как можно использовать сайт школы?
- Как будет выглядеть учебный день?
- Каким должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?
- Как можно получить обратную связь от родителей?
Педагоги должны обдумать и обсудить следующие вопросы:
- Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
- Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?
- Как будет осуществляться информирование семей учеников?
- Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?
- Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?
- Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?
- Какие электронные ресурсы я могу использовать?
- Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?
- Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?
- Как можно получить обратную связь от родителей?
Когда ответы на эти вопросы получены, можно составить план мероприятий. Чтобы эти мероприятия реализовались, должны быть назначены ответственные и установлены сроки исполнения.
Занятие 4. Первоочередные мероприятия, которые реализуются при переходе на дистанционное обучение в образовательной организации
Все мероприятия можно разделить на четыре группы:
- Мероприятия, которые реализует администрация.
- Мероприятия, которые реализует классный руководитель.
- Мероприятия, которые реализует учитель-предметник.
- Мероприятия, которые реализует технический специалист.
Ниже представлены задачи, которые реализует каждая из групп.
Администрация образовательной организации:
- Анализирует техническую оснащённость школы.
- Назначает ответственных за техническое сопровождение дистанционного обучения.
- Разрабатывает и принимает локальные акты.
- Составляет расписание.
- Выбирает платформы и электронные ресурсы для организации дистанционного обучения.
- Назначает ответственного за создание на сайте ОО раздела «Дистанционное обучение», где оперативно размещаются документы и материалы.
- Анализирует готовность учеников к дистанционному обучению.
- Выбирает модель дистанционного обучения в зависимости от обеспеченности обучающихся техническими устройствами и интернетом.
- Анкетирует учителей, изучая наличие компьютера и интернета, специальных навыков для реализации образовательных программ в дистанционном режиме.
- Анализирует готовность педагогических кадров.
- Назначает ответственных за техническое сопровождение учителей.
- Организует консультации для педагогов.
Классный руководитель
- Проводит анкетирование учеников класса, изучая наличие компьютера и интернета, владения навыками работы на компьютере.
- Проводит родительское собрание, на котором рассказывает родителям о переходе ОО на дистанционное обучение и получает письменное согласие.
- Сообщает обучающимся:
- где они могут получить информацию (чат, электронный журнал, сайт школы, другие ресурсы);
- по какому расписанию они будут учиться;
- когда и каким образом будут передаваться материалы учителем ученику и домашнее задание ученика учителю.
Учитель-предметник
- Участвует в анкетировании.
- Вносит изменения в рабочую программу, учитывая модель дистанционного обучения.
- Разрабатывает учебные материалы и выбирает ресурсы в зависимости от модели дистанционного обучения.
- Сообщает классному руководителю способы и сроки передачи материалов от учителя ученику и домашнего задания ученика учителю.
Технический специалист
- Проводит инвентаризацию устройств, имеющихся в ОО.
- Составляет примерный перечень устройств, программного обеспечения и прочего, которые понадобятся для реализации дистанционного обучения.
- Создаёт специальный раздел на сайте школы и своевременно размещает информационные материалы на сайте.
- Консультирует обучающихся.
- Составляет памятки для учеников.
- Консультирует учителей.
- Составляет график технической поддержки педагогов школы.
- Составляет памятки для учителей.
Занятие 5. Особенности составления расписания и продолжительность уроков при дистанционном обучении
Образовательная недельная нагрузка при дистанционном обучении должна быть равномерно распределена в течения учебной недели. Объём максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- 1 класс — не более 4 уроков, один день в неделю — не более 5 уроков за счёт урока физической культуры;
- 2 — 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры;
- 5 — 6 классы — не более 6 уроков;
- 7 — 11 классы — не более 7 уроков.
Планируя урок при дистанционном обучении, педагоги должны учитывать установленную продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором, а именно:
- 1 — 2 классы — не более 20 минут;
- 3 — 4 классы — не более 25 минут;
- 5 — 6 классы — не более 30 минут;
- 7 — 11 классы — не более 35 минут.
Выбор между дистанционным и электронным обучением зависит от уровня сложности предмета. Предметы с высоким рангом трудности проводятся в дистанционном формате. Лучше организовать короткие видеоконференции по этим предметам.
Шкалы трудностей предметов представлены на рисунках ниже.
Начальная школа
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
---|---|
Математика | 8 |
Русский язык, родной язык, иностранный язык | 7 |
Природоведение, информатика | 6 |
Русская литература, родная литература | 5 |
История (4 классов) | 4 |
Изобразительное искусство и музыка | 3 |
Технология | 2 |
Физическая культура | 1 |
5-9 классы
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
---|---|---|---|---|---|
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | — | — | 13 | 10 | 12 |
Геометрия | — | — | 12 | 10 | 8 |
Физика | — | — | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | — | — | 10 | 9 | 7 |
Экономика | — | — | — | — | 11 |
Черчение | — | — | — | 5 | 4 |
Мировая художественная культура (МХК) | — | — | 8 | 5 | 5 |
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | — | — | — |
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Окружающий мир | 7 | 8 | — | — | — |
География | — | 7 | 6 | 6 | 5 |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | — | — | — |
Технология | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | — |
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | — |
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
10-11 классы
Общеобразовательные предметы | Количество баллов |
---|---|
Физика | 12 |
Геометрия, химия | 11 |
Алгебра | 10 |
Русский язык | 9 |
Литература, иностранный язык | 8 |
Биология | 7 |
Информатика, экономика | 6 |
История, обществознание, МХК | 5 |
Астрономия | 4 |
География, экология | 3 |
ОБЖ | 2 |
Физическая культура | 1 |
К урокам в дистанционном формате прикрепляются ссылки на видеоконференции.
В расписании онлайн-уроков нужно учитывать, что в одной семье могут быть дети разных параллелей. Поэтому уроки лучше назначать в разное время. Например, онлайн-уроки для 5-7 классов начинаются со второго урока, для 8-9 классов — с третьего урока. Таким образом дети из многодетных семей получат возможность обучаться дистанционно, если количество устройств у них ограничено.
Дополнительный материал: Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Занятие 6. Методические рекомендации по подготовке к дистанционному уроку
Выбор средств обучения и специализированных интернет-ресурсов при подготовке к дистанционному занятию зависит от целей и задач образовательной программы, её характеристик и возрастных особенностей учащихся.
Предварительно образовательная организация должна утвердить локальным актом перечень электронных образовательных ресурсов. Это могут быть образовательные платформы, социальные сети, мессенджеры и так далее. Педагог может выбрать из этого перечня те, которые хорошо знакомы ему и учащимся.
При подготовке к уроку необходимо выбирать такие формы работы и виды деятельности, с которыми обучающиеся смогут справиться самостоятельно. Задания могут выполняться в формате творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.
Чтобы лучше подготовиться к уроку с использованием дистанционных технологий, педагог может заблаговременно спроектировать занятия на 2-3 недели и подготовить материалы, видеолекции, задания, презентации, мастер-классы.
Не стоит забывать о воспитательных задачах программы. В дистанционном режиме можно организовать социально значимые мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы.
Какие ресурсы можно задействовать на разных этапах освоения учебного материала?
Изучение нового материала
Используйте тексты, художественные и научные фильмы, видеоматериалы образовательных платформ, сервисы проведения видеоуроков, онлайн-занятий и консультаций.
Закрепление и обобщение изученного
Используйте образовательные ресурсы с функцией автоматической проверки заданий, позволяющей дать быструю обратную связь обучающимся и их родителям, проанализировать возникающие трудности, скорректировать образовательный маршрут. Например, ЯКласс, Google Classroom.
Контроль и оценка результатов обучения
Отберите и измените формы контроля освоения программы, разработайте для каждого учебного занятия контрольные задания, тесты с учётом учебно-методического комплекса программы. Подробнее о контроле и инструментах речь идёт в следующем занятии.
Структура дистанционного занятия
- Вводная часть
- Обозначьте правила работы и взаимодействия, объясните учащимся технические особенности работы и правила обмена информацией.
- Во время занятия
- Чётко давайте инструкции по выполнению заданий.
С младшими школьниками можно организовать тестовое подключение к образовательному ресурсу в присутствии родителей, чтобы ребёнок научился работать с ресурсом. На первых занятиях необходимо технически поддерживать обучающихся при выполнении заданий на образовательных ресурсах.
Изучение теоретического материала
Теорию изучать можно разными способами:
- использовать готовые тематические видеолекции;
- проводить онлайн-занятия;
- размещать презентации и тексты в интернете.
К разделам с теоретическим материалом подготовьте задания для самоконтроля и закрепления материала.
Практическая деятельность
Подготовьте задания практического характера, творческие задания, темы и проблемы для выполнения индивидуальных или групповых проектов.
Общение с учащимися лучше не ограничивать перепиской и размещением материалов для изучения. Важно постоянно поддерживать контакт и мотивировать детей, организовывать занятия в формате видеолекций, проводить индивидуальные консультации.
Характеристика | Skype | Zoom | Discord | Microsoft Teams |
---|---|---|---|---|
Количество обучающихся (бесплатная версия) | 50 | 100 | 10 (50) | до 250 |
Возможна ли организация групповой работы? | — | + | + | + |
Возможна ли организация обратной связи? | + | + | + | + |
Время работы | До 4 часов непрерывно; 10 часов в день; 100 часов в месяц | До 40 минут («один на один» без ограничений) | Без ограничений | Без ограничений |
Обязательна ли регистрация обучающихся на платформе? | Да | Нет | Да | Нет |
Демонстрация экрана | + | + | + | + |
Передача файлов | + | + | до 100 МБ | + |
Запись занятия | Есть (30 дней) | Есть, 40 минут (в облако или локальную систему) | Нет | Есть |
Дополнительный материал «Список сервисов, ресурсов, инструментов для дистанционного обучения».
Занятие 7. Как контролировать посещаемость и освоение учебного материала обучающимися
Для контроля и оценки результатов обучения рекомендуется отобрать и изменить формы контроля освоения программы обучающимися и разработать для каждого учебного занятия контрольные задания, тестовые материалы с учетом учебно-методического комплекса программы.
Проконтролировать и оценить результаты обучения, а также подтвердить факт проведения занятия можно следующими способами:
- регистрация обучающихся на электронном ресурсе, если такая возможность есть;
- размещение учебного материала в интернете;
- выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий в электронном виде;
- выполнение учащимися небольших по объему творческих, индивидуальных и коллективных проектных заданий, переданных педагогу дистанционно.
Для контроля усвоения знаний можно использовать различные веб-ресурсы. Их достаточно много. Остановимся на двух из них.
Сервис academic tests (Академтест.ру)
На платформе можно составлять тесты с открытыми и закрытыми видами вопросов. Есть возможность выбрать тип вопроса: с одним или несколькими ответами, с открытым вариантом, на соответствие.
Разрабатывая тесты, учитель должен использовать вопросы и закрытого, и открытого типа.
Задания открытого типа бывают:
- дополняющими, когда обучающийся должен написать недостающий элемент в предложении или конструкции;
- свободными, если обучающийся формулирует ответ самостоятельно.
Задания закрытого типа бывают:
- с одиночным или множественным выбором ответа;
- на соответствие, когда обучающийся должен установить соответствие между элементами двух списков;
- на последовательность, когда устанавливается порядок расположения различных элементов.
В системе Академтест.ру есть редактор, в котором составляются тестовые вопросы по теме урока. Количество заданий должно быть таким, чтобы на тестирование уходило 10-15 минут от урока.
Ученикам даётся одна или две попытки, предлагаются критерии оценки. Оценка в системе выставляется автоматически. Ученики видят, где они ошиблись, сколько баллов набрали, какая оценка выставлена.
Учитель может посмотреть ответы детей в сформированном отчёте.
Преимущество Академтест.ру — учитель может видеть, менял ли ученик вкладки, когда выполнял задания. Так оценивается самостоятельность выполнения задания.
Результат при смене вкладок подсвечивается красным цветом. В этом случае учитель может дать дополнительное задание этому ученику, чтобы ученик усвоил материал.
Сервис Google-формы
https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/
По функционалу сервис похож на Академтест.ру. Отличительной особенностью является то, что в редакторе можно сделать аналог задания из рабочей тетради с теоретическим материалом и заданием по этому материалу.
С помощью Google-форм можно сделать задания на изучение нового материал, закрепление пройденного, проверку знаний.
В сервисе есть статистика по всем ответам, в которой видно распределение баллов по ученикам. Диаграммы верных ответом помогают понять, с какими темами не справилось большинство учеников. Учителю это позволить скорректировать работу, повторив определённую тему.
Занятие 8. Работа с родителями в процессе организации дистанционного обучения
При организации дистанционного обучения педагоги должны быть постоянно на связи не только с учениками, но и с родителями, чтобы информировать их о ходе реализации образовательной программы, расписании занятий, графике текущего и итогового контроля.
Классный руководитель должен собрать заявления от родителей с согласием на реализацию образовательной программы в дистанционной форме.
В свободном доступе для родителей учащихся должны быть инструкции и памятки, помогающие родителям организовать работу ребёнка в домашних условиях.
В памятках необходимо указать:
- адреса электронных ресурсов, с помощью которых будет организовано обучение;
- логины и пароли электронной образовательной платформы, если это необходимо;
- режим и расписание дистанционных занятий;
- формы контроля освоения программы;
- формы учёта посещаемости;
- средства обратной связи с педагогом.
Памятка для родителей (Республика Башкортостан)
Сборник памяток и инструкций по дистанционному обучению для родителей http://preodol.ru/images/0-distancionnoe-obuchenie/Pamiatki-roditeliam-10042020.pdf
Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!